Начальная школа: проблемы в учебе. Школьный стресс. Школьный стресс способен не только влиять на успеваемость, но и разрушать физическое и психическое здоровье ребенка. У твоего ребенка проявляется стресс от школы? Что предпринимаешь? Поделись опытом в к

социального педагога МБОУ СОШ № 55 города Краснодара

Гайдадиной Т.П.

по теме: «Профилактика школьного стресса и формирование жизнестойкости у подростка»

В условиях социально- экономических преобразований в Российской Федерации обостряется противоречие межу растущей потребностью общества в активных, здоровых людях и значительно ухудшающимся здоровьем детей и подростков.

Культура здоровья должна не изучаться, а воспитываться.

Психологическая основа этого - мотивация на ведение здорового образа жизни. Неотъемлемой частью культуры здоровья является информированность в вопросах здоровья и здорового образа жизни. Как добиться успеха в жизни, как приобщиться к культуре здоровья -ответы на все эти вопросы ребёнок хочет получить от взрослого. И тогда полученная информация имеет максимальные шансы быть использованной на практике. Обучение вопросам здоровья, воспитание культуры здоровья, использование здоровьесберегающих технологий составляет единое целое- дорогу к здоровью.

Подростковый период, несмотря на относительную кратковременность, один из наиболее сложных периодов жизни человека. Именно в этот период преимущественно происходит формирование характера и разнообразных жизненных навыков, к одним из них относится формирование жизнестойкости.

Сегодня в сохранении здоровья человека особенно важную роль играет его поведение. Действительно, условия жизни большинства людей не идеальны: растут психологические нагрузки, стресс становится привычным явлением. Поведение человека способно воздействовать на здоровье, либо улучшая, либо ухудшая его.

Подростковый возраст (пубертатный период) считается одним из кризисных этапов в становлении личности человека. Именно в это время подросшему ребёнку тяжелее всего бороться со стрессом, а вызвать его может что угодно. Иногда стресс помогает «держать удары судьбы» и упорно добиваться поставленных целей. Но если стрессовые ситуации на прекращаются, становятся постоянными и переходят в хроническую фазу, последствия могут быть очень неприятными.

По данным исследователей к десятому классу 45-50% школьников имеют различные формы неврозов, отклонения со стороны нервной системы. В последние годы наблюдается значительное ухудшение нравственно-психологического климата в школах. У подростков наблюдается высокий уровень тревожности, снижение оптимистического восприятия будущего, переживания душевного дискомфорта, агрессивность, конфликтность поведения. У большей части (около65%) школьников доминирует низкий уровень настроения, у трети- средний, высокий – у менее 10%.Многие семиклассники и девятиклассники переживают разочарование и жизненный пессимизм.

По классическому определению Г. Селье стресс – это неспецефический ответ организма на предъявленное ему требование. Этот ответ представляет собой напряжение организма, направленное на преодоление возникших трудностей и приспособление к возросшим требованиям.

Часто в школе может возникнуть эмоциональный стресс- это состояние напряжения физиологических функций организма, вызванное длительным воздействием эмоционально значимого для индивида раздражения. Основной причиной эмоционального стресса являются так называемые конфликтные ситуации, в которых человек по тем или иным причинам длительное время не может удовлетворить ведущую жизненно необходимую социальную и биологическую потребность. Это приводит к формированию непрерывного эмоционального возбуждения отрицательного характера.

Распространённые причины стресса у подростков.

Переход в другую школу . Когда родители переезжают из одного района города в другой или уезжают вовсе в другой регион, дети вынуждены следовать за ними и оставлять привычное для себя окружение ребёнок должен поменять школу, найти новых друзей, адаптироваться к новому окружению и вписаться в новые социальные группы. Бывает так, что дети трудно адаптируются к таким измене6ниям, и это может стать причиной тяжёлого стресса в жизни подростка.

Издевательства в школе. Запугивание одних детей другими- извечная школьная проблема. Обязательно найдётся один человек, который будет прилагать дополнительные усилия, чтобы удовлетворить свои эгоистические интересы. Чтобы получить то, что ему сильно хочется, он может прибегнуть к физическому насилию или словесным оскорблениям Если ребёнок стал жертвой издевательств, то для него это означает постоянный стресс. Он будет чувствовать себя загнанным в глухой угол, из которого нет выхода, и жить в постоянном страхе.

Трудности с учёбой. Неспособность понять определённые темы или трудности в изучении некоторых школьных предметов являются одной из распростанённых причин стресса у подростков. НЕ каждый ребёнок обладает способностями, позволяющими схватывать всё на лету. Некоторые дети нуждаются в дополнительном внеклассном обучении, чтобы ухватить суть темы или предмета.

Низкая успеваемость подростка может стать причиной высокомерного отношения к нему или насмешек как со стороны одноклассников, так и учителей. В результате подросток будет чувствовать себя изгоем. А если родители дома будут оказывать дополнительное давление, то всё это в совокупности даст стресс очень высокого уровня напряжённости, что ещё больше усугубит проблемы ребёнка.

Вопросы взаимоотношений. Стрессы, вызываемые результатами определённых взаимоотношений или событий, встречаются часто. Развод родителей, начало их раздельного проживания, смерть члена семьи и другие события могут спровоцировать стрессовое состояние. Неожиданные «открытия», когда подросток впервые узнаёт о том, что скрывалось отнего до сих пор, приводит к эмоциональным потрясениям.

Перегибы с внешкольной деятельностью. Занятия в спортивных секциях, музыкальных школах, кружках, студиях или посещение других внеклассных занятий, несомненно, оказывает воздействие на нервную систему подростка. Постоянное балансирование между школой и внеклассными занятиями может оказаться тяжёлым бременем для неокрепшего мозга ребёнка. Когда подросток, желая преуспеть везде, в конце концов, не выдерживает давления, наступает хроническая усталость, и все попытки сконцентрироваться не дают результатов.

Старание оправдать надежды. Старание постоянно соответствовать высоким ожиданиям родителей. «Ты должен быть лучшим во всём!», также может стать причиной хронического стресса. Несправедливо и неправильно ожидать, что ребёнок должен преуспеть в любом виде деятельности. Постоянные требования и мониторинг со стороны родителей2 всего, чем занимается ребёнок, может истощить его эмоционально и физически.

Различают следующие виды симптомов, которые указывают на возможное воздействие стрессовых факторов на школьника:

Эмоциональные – раздражительность, тревожность, различные страхи, низкий эмоциональный фон и др.

Поведенческие - отсутствие последовательности в действиях, неспособность сконцентрироваться на каком –либо занятии, проявление неуважения или повышенной агрессивности по отношению к другим людям.

Познавательные- нарушение концентрации внимания, снижение интеллектуальных способностей.

Заметив у подростка один из перечисленных признаков, мы не можем быть полностью уверены в стрессовом воздействии, необходимо более подробное изучение и наблюдение за школьником. Вместе с тем сочетание нескольких симптомов указывает на возможное стрессовое состояние, в котором находится подросток. В этом случае возникает необходимость снижения остроты переживаний трудных жизненных ситуаций, и превращение их в собственные ресурсы. И здесь неоценимую помощь может оказать такой мощнейший личностный ресурс как жизнестойкость. Он есть у каждого человека, однако не каждый может его обнаружить и использовать.

Используемая литература:

- «Профилактика наркомании среди детей и подростков в образовательных учреждениях». Информационно-методические материалы Краснодар 2014.

- «Формирование здорового образа жизни и безопасного поведения детей и подростков». Информационно-методические материалы Краснодар 2015.

Профилактика безнадзорности, правонарушений и наркомании среди школьников. Авт. М.Ю.Григорьева, Е.В.Топоркова. Москва. «Школьная пресса, 2012

1. Если у ребенка стресс от чрезмерной нагрузки, проанализируйте, насколько она необходима в данном объеме. Научите ребенка правильно распределять время, не делать лишнего, соблюдать режим дня. Утром важен совместный здоровый завтрак с эмоциональным общением, а перед домашним заданием дайте выход детской энергии.

2. Если первоклассник боится учителя, важно объяснить, что учитель, как и любой человек, может иметь плохое настроение, что не связано лично с ребенком. Но стоит разобраться, так ли это на самом деле, и насколько далеко заходит недоброжелательное поведение учителя.

3. Когда стресс создают отношения с одноклассниками, нужно поговорить с ребенком, помочь раскрыть его чувства. Напрямую стоит вмешиваться лишь тогда, когда действия одноклассников опасны для жизни ребенка и унижают его достоинство. В другой ситуации можно попробовать помочь советами. Легче всего отношения со сверстниками налаживаются до шестого класса.

4. Если учитель ругает ребенка за нежелание учиться по его предмету, возможно, ребенку просто не интересно. Попробуйте подать этот предмет занимательно: через обучающие фильмы, походы в музеи и т.п.

5. Стресс может вызывать постоянное оценивание, как у хорошего, так и у плохого ученика. В свою очередь родителям важно оценивать успехи ребенка, а не его самого. Стоит подчеркивать его старания, замечать их. Иногда ребенок будет как бы забывать освоенные умения. В этой ситуации не ругайте, а помогите вернуть навыки, учитывая данные особенности развития.

6. Стресс от неуспеваемости можно снизить, найдя причину неуспеваемости, помогая в обучении самостоятельно либо с помощью профессионалов. Уверьте ребенка, что он не один с этой проблемой. Наказания замените поддержкой.

7. Если стресс заставляет ребенка сказать, что он больше не пойдет в школу, поищите с ним положительные стороны школы, попросите еще немного походить-посмотреть, как всё будет. Если ситуация не меняется, возможно, стоит, действительно, сменить школу.

Школьный стресс способен не только влиять на успеваемость, но и разрушать физическое и психическое здоровье ребенка. У твоего ребенка проявляется стресс от школы? Что предпринимаешь? Поделись опытом в комментарии.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Понятие «школьный стресс» появилось давно, пожалуй с возникновения первых школ. Ведь стресс это неотъемлемая часть нашей жизни. Он возникает тогда, когда человек сталкивается с требованиями, которые превышают нашу способность к ответу. Состояние стресса вызывает эмоциональную напряженность, страх, тревогу. Следует различать два вида стресса: 1 — кратковременный, активизирующий внутренние резервы организма, заставляющий двигаться к новым достижениям, изучать новое, находить ответы на сложные вопросы, задаваемые самой жизнью; 2 — длительный, разрушающий, дезорганизующий, такой стресс со временем может перерасти в невроз или психоз. К сожалению, именно со вторым видом чаще всего в настоящее время сталкиваются школьники.

Со школьным стрессом дети сталкиваются буквально с первых дней пребывания в школе. Это связано с тем, что часто дети не готовы к новой для них роли школьника, к выполнению требований учителя как к пониманию и запоминанию нового материала, так и к поведению во время урока и на переменах. Также источниками школьных стрессов являются: постоянный рост потока информации; трудности в отношениях с одноклассниками, учителями, особенно это касается детей, которые до школы не посещали детский сад, какие-либо кружки или секции, в которых они могли бы приобрести необходимый опыт общения. Проблемой является также чрезмерная укомплектованность классов, что ведет как к эмоциональной перегрузке, так и к снижению успеваемости и появлению стрессовой ситуации.

Часто школьный стресс бывает вызван неадекватным отношением родителей к процессу обучения. Многие, не учитывая физических и психических особенностей своего ребенка, желая видеть его круглым отличником, отдают его в школу с углубленной или расширенной программой, заставляют целыми днями сидеть над уроками не поднимая головы, или помимо школы, таскают по многочисленным кружкам, призывая и там быть лучшим. В результате такие родители получают не великолепные результаты и золотую медаль, а больного, изможденного ребенка. Ни иностранный язык, ни математика в разумных количествах не перегрузят ребенка, но если родители расписали по секундам весь день ребенка только интеллектуальными занятиями, не оставив ему времени на необходимые детям игры и прогулки с друзьями, спорт, занятия любимым делом, т.е. лишив обычных детских радостей, то стресс такому ребенку обеспечен.

Исследования, проведенные среди учащихся средних школ, показали, что в связи с неудачами в школе, к концу первого класса количество постоянно возбужденных детей увеличивается в полтора раза. В 11-15 лет число детей, ощущающих себя неудачниками, возрастает до 50%.

Для детей одаренных, склонных к учебе, физически здоровых углубленная программа не проблема. Таким детям скучно и неинтересно учиться по стандартной школьной программе, но, к сожалению, как показывают исследования медиков, в настоящее время становится все меньше детей, которых можно считать практически здоровыми.

Симптомами стресса могут быть: утомляемость, вялость, беспокойный сон или повышенная сонливость, головная боль или боль в животе, что является показателем переживания стресса на телесном уровне, а отнюдь не притворством, как считают некоторые родители. Может появиться капризность, плаксивость, снижается аппетит, обостряются хронические заболевания, ослабляется иммунная система. Ребенок, находящийся в состоянии стресса, может отказаться не только делать уроки, но и вообще идти в школу, причем отказ может выражаться в форме бурного протеста. Если ребенку не удается преодолеть школьный стресс, то он может перерасти в невроз, с такими проявлениями как истерика, повышенное упрямство, мышечные подергивания, заикание и т.д.

Говорить о том, что перегрузка грозит учащимся всех средних учебных заведений не стоит, так как все зависит от индивидуальных особенностей школьников. Но в большей степени перегрузка грозит школам, с переполненными классами и работающим по пятидневной системе, при которой дети по 8-9 уроков проводят в школе, а потом еще выполняют домашние задания, при этом большинство школьников, особенно старших классов, посещают также подготовительные курсы при различных институтах.

Чтобы избежать лишних волнений, чаще обращайте внимание на своего ребенка. Не стоит стремиться как можно раньше отдавать ребенка в школу, так как если он не получил необходимый игровой опыт, он не сможет с легкостью начать обучение более сложным вещам. Человек в своем развитии должен пройти все ступени, а не прыгать через одну (если конечно ваш ребенок не вундеркинд). Необходимо посмотреть, легко ли ему общаться со сверстниками, насколько понятны ему нормы поведения, принятые в обществе. В случае возникших неудач в учебе не ругайте ребенка, а спокойно, может быть в игровой форме, разберитесь вместе с ним в проблеме и вместе найдите наиболее эффективный способ решения. Если у ребенка не получается получить признание в школе, то стоит вместе с ним найти то место, может быть это родная семья, может это кружок по интересам, или компания во дворе, или что либо ещё, где ребенок получит необходимое признание, чтобы не пострадала его самооценка. Если вы боитесь, что ребенок после школы все время будет торчать во дворе, свяжется с плохой компанией, будет бездельничать, то лучше запишите его в спортивные, танцевальные или театральные кружки. В подобных кружках, секциях он в адекватной форме сможет выплеснуть накопившуюся за день энергию, получить навыки общения в неформальной обстановке и уверенность в себе. Поддерживайте инициативу своего ребенка, обсуждайте интересующие его вопросы. В любом случае, никакие оценки не стоят здоровья и счастья вашего ребенка! А в случае появления симптомов стресса приходите за помощью к специалистам.

Психиатрия и психология Статьи

Как ребенку справиться со стрессом в школе

2015-08-24

Стрессы и следующие за ними расстройства адаптации у детей школьного возраста бывают разными, составляя до 40% поводов для обращения за помощью к специалисту. Стрессы классифицируются от легких (конфликты в школе) до тяжелых, когда ребенок подвергается насилию, получает физическую или психическую травму , находится длительное время в состоянии, угрожающем жизни (попал в аварию, был свидетелем аварии на дорогах, совершено сексуальное нападение на девочку-подростка со стороны ровесников или взрослых мужчин и т. д.). Однако такая градация является условной: тяжелый стресс может возникнуть и у девочки-отличницы, получившей всего лишь одну плохую оценку. О признаках стресса и помощи ребенку в трудной ситуации рассказывает психолог, кандидат медицинских наук Михаил Васильевич Шипилов.

Часто встречается острая реакция на стресс , возникающая в течение 8 часов с момента действия стрессового фактора. К концу этого периода у детей возникает адаптация к нему. Если стрессовый фактор продолжает действовать в течение 48 часов, реакция должна пройти. Эти расстройства адаптации сохраняются не более 6 месяцев. В противном случае следует говорить уже о психическом заболевании (депрессии или других расстройствах психики).

Наиболее частые проявления стресса

  • Затруднение или нарушение сна, когда ребенок всхлипывает во сне, ему снятся кошмары, он просыпается от них. Наблюдаются все признаки повышенной чувствительности.
  • Ребенок становится более раздражительным, возникают вспышки гнева, не типичные для него в прошлом.
  • Ребенок с трудом концентрирует внимание, отказывается от деятельности, которую ранее успешно выполнял (приготовление уроков, еда, питье и т. д.), возникает не свойственная ему лень, усталость.
  • Возврат к тем типам поведения, которые были для ребенка свойственны на ранних этапах развития (энурез, грубость, избыточная детскость в поведении, чрезмерная привязанность к матери, кусание ногтей, сосание пальцев и т. д.).
  • У подростков нередко наблюдается асоциальное поведение, агрессивность (может нагрубить однокласснику или учителю, ударить кого-то).
  • Возникновение психосоматических расстройств. Например, у ученицы пропадает голос из-за того, что учительница сказала, что ее оценки будут невелики.

Что родители могут сделать своими силами

  • Любой стресс нарушает психическое равновесие, поэтому необходимо установить уравновешенный ритм жизни. Достаточно ли ребенок спал, ел, отдыхал после даже небольшой физической или психической нагрузки?
  • В продуктах питания для ребенка должно содержаться большое количество витаминов группы В, С (свежие фрукты, овощи, земляника или черника по 1 стакану 1 раз в день и/или прием поливитаминов).
  • Отсутствие избыточной стимуляции. Многие родители, наоборот, пытаются ребенка отвлечь, нагрузить информацией, что плохо отражается на его психике.
  • Отсутствие скандалов, истерик и лишнего напряжения по поводу состояния ребенка.
  • Родителям нужно пересмотреть чрезмерные требования к собственному чаду по поводу учебы и поведения.
  • Необходима поддержка и защита в любой форме : успокойте и поддержите ребенка, дайте ему понять, что родители его любят. Очень важен тесный контакт с «безопасным» для ребенка человеком (легкий массаж, поглаживания, надавливания, разминание, прикосновения, совместное купание в течение непродолжительного времени, плавание в бассейне).
  • Лишь после того, как ребенок успокоился, заново проанализируйте ситуацию, объясните, что ребенок сделал не так , чего не учел в конкретной ситуации. Надо давать оценку конкретным фактам в поведении, а не ребенку.
  • Можно попробовать использовать отвары трав с успокаивающим эффектом : успокаивающий сбор, чай из мяты, мелиссы, отвар корня валерианы. Подойдут и успокаивающие ванны на 10-15 минут при температуре 38 °С с ароматизированными добавками. Используйте и ароматические масла, добавляя их на ночь в специальную лампу.

Когда нужно обратиться к психологу

Психолог обычно «подключается» уже в «запущенных» случаях. Наиболее часто они возникают, когда стрессовый фактор находится в семье. Например, отец бьет , предварительно «нагрузившись» алкоголем. Другой случай: одинокие матери, требуя от ребенка больше, чем он может (хорошие оценки, соответствие идеалам матери), от бессилия могут перейти к физическим наказаниям, особенно по отношению к сыну. Наиболее частым является и непредоставление защиты собственному ребенку, испытавшему стресс в школе («Сам виноват, что тебя избили». «Так и надо, получил по делам». «Ты не мужчина, а слабак»).

Чем поможет психолог

Следует помнить: чем раньше родители обратились к специалисту , тем лучше ребенку. Психолог не оценивает позицию ребенка (правильно — не правильно), а создает алгоритм: что делать, если будет похожая ситуация. Иногда школьник не может вспомнить ситуацию, из-за которой у него развился стресс, то есть у него развивается полная или частичная потеря памяти (это защитный механизм). Если семья не обеспечивает ребенку защиту и поддержку, то психолог выстраивает эту систему, а также помогает ему самому выработать навыки борьбы со стрессом (мышечное расслабление, аутогенная тренировка), дает место чувствам, возникшим при ответе на стресс (рисунки, ролевая игра, телесная терапия).

Затем организуется обучение взаимодействия перенесшего стресс ребенка с другими детьми: отстаивание своей позиции, умение конструктивно проявлять свою агрессию.

Школьный стресс

Ведущую роль в быстром ухудшении здоровья играет школьный стресс. В развитии школьного стресса большую роль играет сложная школьная программа, дополнительные внешкольные мероприятия. Многие учащиеся постоянно испытывают нехватку времени при подготовке к занятиям. Школьная учеба- это постоянные контрольные работы, опросы. Повседневные школьные стрессы со временем превращаются в настоящую проблему и грозят разрушением здоровья, ухудшением успеваемости, плохим поведением. К признакам стресса среди учащихся относятся: тревожность, страхи, раздражительность. Актуальна проблема изучения уровня тревожности, возникающей вследствие стресса, применительно к учебной деятельности. Тревожность влияет на успеваемость учащихся, поведение. Большое значение приобретает изучение данного состояния в учебной деятельности учащегося с целью улучшения его работоспособности (В этом проявляется актуальность работы.) Я выбрала для изучения данную тему, так как сама часто подвергаюсь стрессовым воздействиям. Мне не хватает времени для подготовки домашнего задания, часто возникает чувство усталости и тревоги. Поэтому я захотела выяснить, как можно оградить себя от стрессовых воздействий. В своей работе я описала, как стрессовые ситуации влияют на здоровье человека, выяснила, что вызывает стресс у учащихся. Особое внимание уделяется изучению тревожности, как одной из причин школьного стресса. Объектом своего изучения я взяла учащихся 7 и 9 классов и проследила, как меняется их уровень тревожности, а также выяснила, как связана успеваемость учащихся с тревожностью. Из научной литературы я нашла много рекомендаций по снятию стрессовых воздействий. В ходе проведения эксперимента я выяснила, как помогает аутогенная тренировка и специальные дыхательные упражнения для снятия чувства тревожности и напряжения.

Исследование самооценки уровня личной тревожности уч-ся 7, 9 классов. При выполнении работы мною были опрошены методом анонимного анкетирования 86 уч-ся 7, 9 классов. Опрос состоял из 2 анкет, которые были составлены при поддержке учителя. Анкета № 1 (см. Приложение) « Об актуальности выбранной темы» содержит 2 вопроса. При помощи 1 вопроса я выяснила: актуальна ли тема стресса в школе. Из другого вопроса стало ясно, в каких ситуациях школьники подвергаются стрессу.

Ребята называют следующие ситуации, которые вызывают у них стресс:

Контрольные работы

Волнение перед учителем

Оценки (особенно в конце четверти)

Осуждения одноклассников.

Анкета № 2 (см. Приложение) помогла выявить изменения уровня тревожности среди уч-ся 7, 9 классов. Анкета представляла для рассмотрения 5 вопросов. Анализ ответов на 1 вопрос помог выяснить, что 45% уч-ся 9 классов и 40% уч-ся 7 классов испытывают чувство тревоги. Проанализировав ответы на 2 вопрос, было замечено, что 95 % уч-ся 7 и 9 классов испытывают волнение по поводу учебных неудач. Чувство усталости проявляется у 86% уч-ся 9 классов и 81% уч-ся 7 классов. Результаты ответов на 4 вопрос показали, что 10% уч-ся 9 классов скучают в школе, а в 7 классах таких детей было 11% из числа опрошенных.

Таким образом, из приведенных цифровых данных видно, что:

1 Уровень тревожности к 9 классу повышается. Это связано, видимо с предстоящими выпускными экзаменами, для некоторых уч-ся с выбором жизненного пути.

2 Уч-ся, которые хорошо успевают в учебе меньше подвержены тревожности (с повышением качества учебы падает показатель тревожности)

Вывод: Уровень тревожности- это показатель индивидуальной чувствительности к стрессу. У уч-ся, уверенных в себе, выносливых, спокойных отмечается низкий уровень тревожности, поэтому меньше подвержены школьным стрессам. 9 Со школьными стрессами можно научиться справляться, снизить уровень тревожности и предупредить невротические расстройства. Для дальнейшей экспериментальной работы была отобрана группа одноклассников, состоящая из 5 человек. Эти уч-ся часто испытывают волнение по поводу учебных неудач, страх перед контрольными работами, успеваемость в учебе - удовлетворительная. Каждому были предложены бланки: « Моя рабочая неделя». В них уч-ся отмечали результаты своей самооценки по проявлению признаков тревожности и напряжения. (см. Приложение) Для расслабления и снятия напряжения эти уч-ся в течение месяца, во время занятий (на большой перемене) выполняли аутогенную тренировку и дыхательные упражнения (см. Приложение), а для восстановления сил проводился массаж активных точек (массаж мочек ушей, надавливание большим пальцем на точку между нижней губой и подбородком, массаж переносицы и области» третьего века). Через месяц у большинства ребят прослеживались положительные результаты. Уменьшилось волнение по поводу учебных неудач, страх перед контрольными работами, менее болезненно стали реагировать на замечания учителей, повысилась уверенность в своих способностях. Таким образом, снизить уровень тревожности, а значит и справиться с последствиями школьного стресса может каждый уч-ся. Для этого необходимо иметь желание. В приложении собран материал, который поможет уч-ся справиться с проявлением школьного стресса.

Заключение.

К сожалению, стресс - обычное и часто встречающееся явление. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Стресс является неотъемлемой частью человеческого существования, надо только научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс. Нулевой стресс невозможен. Невозможно преуменьшать вред, наносимый подобным состоянием, ведь стресс снижает эффективность любой деятельности, стресс негативно воздействует на здоровье. Очевидно, что проблема стрессовых состояний была актуальна еще во времена каменного века, актуальной она остается и в наше время. Особенно в наши дни человек подвергается воздействию огромного количества факторов, способных вызвать подобные переживания. Надо отметить, что в настоящий момент существует очень большое количество методик, техник и даже длительных тренинговых программ, ориентированных на борьбу со стрессом. Поэтому каждый должен заботиться о своем здоровье и без лишних проблем для организма выходить из стрессовых ситуаций.