Конспект занятия по русскому языку в подготовительной к школе группе. Конспект внеклассного занятия по русскому языку "путешествие в страну русскому языку"

38. Факультативные занятия по русскому языку.

На факультативных занятиях дети усваивают материал в процессе повторения изученного ранее.

Значение факультативных занятии. Как показано в главе о содержании образования, в учебные планы общеобразовательных школ включены факультативные занятия по предметам, которые изучаются по выбору самих учащихся. Факультативные занятия как форма обучения введены в конце 60-х - начале 70-х гг., когда проводилась одна из очередных перестроек содержания школьного образования. Свое название они получили от латинского слова facultatis, что означает возможный, необязательный, предоставляемый на выбор.

Следовательно, факультативные занятия проводятся на добровольных началах и по выбору самих учащихся параллельно с изучением обязательных предметов.

С помощью факультативных занятий школа призвана решать следующие задачи: а) удовлетворять запросы в более глубоком изучении отдельных предметов, которые интересуют учащихся, б) развивать учебно-познавательные интересы, творческие способности и дарования учащихся. В этом и состоит их важное педагогическое значение.

Содержание и организация факультативных занятии. Как уже отмечено, факультативные занятия проводятся параллельно с изучением обязательных учебных предметов с целью углубления и обогащения знаний учащихся и развития их творческих способностей и дарований. Это оказывает влияние на их содержание. Оно может включать в себя более глубокое изучение отдельных тем или разделов учебной программы по какому- либо предмету, а также содержать новые темы и проблемы, выходящие за пределы программы. Для этого в помощь учителю составляются специальные программы и создаются учебные пособия по факультативным предметам.

Что же касается организации факультативных занятий, то они могут проводиться в форме обычных уроков, экскурсий, семинаров, дискуссий и т.д. К сожалению, в школах они нередко используются не для углубления знаний и развития способностей учащихся, а для преодоления их отставания в овладении программным материалом, что, естественно, искажает их смысл и дидактическое назначение.

Формы внеклассной учебной работы ???

а) Понятие о формах внеклассной работы. Классные занятия, как уже отмечалось, обычно проводятся с постоянным составом учащихся, по заранее определенному расписанию и носят обязательный характер. Но, наряду с обязательными учебными занятиями, вне рамок учебного дня в школах и других учебных заведениях используются разнообразные формы учебной работы, которые носят для учащихся добровольный характер и призваны удовлетворять их разнообразные познавательные и творческие запросы. Эти формы добровольных учебных занятий называются внеклассными, или внеурочными. Понятие внеклассные указывает на то, что для проведения этих занятий не требуется полный состав класса, что в них по собственному желанию могут участвовать учащиеся различных классов, что они проводятся вне расписания обязательных учебных занятий. В этом смысле к формам внеклассной учебной работы относятся: предметные кружки, научные общества, олимпиады, конкурсы и др.

б) Предметные кружки и научные общества. Если учебная работа в школе поставлена хорошо, то на занятиях по каждому предмету появляются учащиеся, которые стремятся к расширению и обогащению своих знаний, к техническому творчеству, к проведению опытной работы по биологии и т.д. Это обусловливает необходимость организации работы предметных кружков и научных обществ школьников. Кружки создаются на добровольных началах отдельно из учащихся параллельных классов или же, если параллельных классов нет, из учащихся У-У1, VII-VIII и т.д. классов. Руководство работой кружков осуществляют учителя-предметники.

Содержание занятий кружков включает в себя: более углубленное изучение отдельных вопросов учебной программы, которые вызывают интерес учащихся; ознакомление с жизнью и творческой деятельностью выдающихся ученых, писателей и других деятелей науки и культуры, с новейшими достижениями науки и техники; проведение вечеров, посвященных отдельным ученым или научным открытиям; организацию технического моделирования и опытнической работы по биологии, организацию встреч с исследователями и т.д.

В последнее время получило распространение создание научных обществ школьников, которые объединяют и координируют работу кружков, проводят массовые мероприятия, посвященные науке и технике, организуют конкурсы и олимпиады по различным отраслям знаний. К сожалению, во многих школах утрачена давняя традиция, когда каждый учитель считал для себя честью и обязанностью ведение кружковой и другой внеклассной работы по своему предмету. Многие учителя теперь такой работы не ведут.

в) Олимпиады, конкурсы, выставки ученического технического творчества. Для стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся и развития их творческой состязательности в изучении математики, физики, химии, русского языка и литературы, иностранного языка, а также в техническом моделировании в школах, районах, областях и республиках проводятся олимпиады, конкурсы, организуются выставки детского технического творчества. Эти формы внеклассной работы заранее планируются, для участия в них отбираются лучшие школьники, что дает большой импульс для развития их способностей и задатков в различных отраслях знаний. В то же время они позволяют судить о творческом характере работы учителей, их умении искать и развивать таланты.

Ильмира Галиакберова
Конспект занятия по русскому языку в подготовительной к школе группе

ТЕМА : «Путешествие по изученным темам» .

Цели и задачи :

Систематизировать знания детей по пройденным темам;

Совершенствование умений и навыков восприятия на слух и про-

изношения слов с усвоенными звуками русского языка и их соче-

Развитие логического мышления, внимания и памяти.

Развитие мелкой моторики рук.

Материалы : слайд, картинки, аудиозапись «Стук в дверь» .

Ход занятия.

1. - Здравствуйте, дети!

Ребята, к нам на урок русского языка пришли гости . Давайте повернемся к ним и поздороваемся.

Ребята, Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.

2. Беседа.

Ребятки, сейчас какой месяц? – Сейчас май месяц.

– Май – какой месяц? Весенний или летний?

– Это последний месяц весны.

– Ребятки, к какому празднику мы готовимся? – Это праздник – «Вы-

пускной бал».

– Да, ребятки, скоро вы попрощаетесь с детским садом, а потом куда

пойдете? – Мы пойдем в школу .

– Ребятки, а зачем вам в школу надо идти ? – Чтобы учиться.

Загадка :

Он приучает детишек к порядку,

Он проверяет ребячьи тетрадки.

– Кто это? – Это учитель.

– Правильно, ребятки. В школе с вами будет учитель. А в детском

саду кто был с вами? – Это наши воспитатели.

– А еще кто? – Наша любимая няня, помощник воспитателя.

3. –Ой, кто это! Посмотрите на экран : это кто ребята?

Незнайка

Незнайка нам послал по электронной почте письмо, давайте прочтем.

«Здравствуйте, дорогие ребята! Помогите мне пожалуйста найти среди

картинок лишню»

Поможем Незнайке?

Прежде чем приступим к выполнению задания, сделаем гимнастику для глаз :

4. Гимнастика для глаз «На полянку жук влетел» .

На полянку жук влетел,

Зажужжал и запел – ж-ж-ж.

Вот он вправо полетел (дети смотрят вправо,

Вот он влево полетел (дети смотрят влево) .

Жук, вот правая ладошка (протягивают правую ладошку вперед,

Жук, вот левая ладошка (протягивают левую ладошку вперед) .

Жук наверх полетел

И на веточку присел.

На носочки мы привстали,

Но жука мы не достали (встают на носочки, тянутся вверх) .

Хлопаем дружно : хлоп-хлоп-хлоп

Чтобы улететь он смог – ж-ж-ж (хлопают в ладоши) .

А теперь внимание на экран!

Крокодил-Земноводное животное. А остальные живут на суше.

Самолет-это Воздушный транспорт. А-наземный транспорты.

5. Незнайка говорит, что не знает где правая, где левая рука.

Игра «Это ручка правая» .

Это ручка правая,

Это ручка левая,

Будут ручки у меня

Ловкие, умелые.

Посмотри – моя ладошка,

Как веселая гармошка :

Пальчики я раздвигаю,

А потом опять сдвигаю.

Раз-два-три, раз-два-три,

Я играю, посмотри.

(Дети повторяют движения вместе с воспитателем, повторяют слова.)

6. Игра «Разговор красок» . Воспитатель говорит, что Незнайка

оживил карандаши, и они могут с нами говорить. Вот я взяла красный

карандаш, а он говорит : «Я – помидор» .

– Эльвина, возьми оранжевый, попробуй угадать, что он скажет и т. д.

Оранжевый. Я – морковь. Я – апельсин!

Желтый. Я – цыпленок. Я – солнце!

Зеленый. Я – трава. Я – огурец!

Голубой. Я – небо.

Синий. Я – колокольчик. Я – море!

7. Игра «Карусель» .

Играющие образуют круг, держась одной рукой за веревку, концы которой

связывают. Идут по кругу сначала медленно, потом быстрее. Движения

выполняют в соответствии с текстом :

Еле-еле, еле-еле

Закружились карусели,

А потом кругом, кругом,

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише не спешите!

Карусель остановите!

Раз-два, раз-два.

Вот и кончилась игра!

Усложнение : Вместо веревки можно взять обруч с лентами, просто взяться

8. Игра «В гостях» .

Незнайка пригласил домашние и дикие животные в гости. У каждого ре-

бенка картинки с животными (коза, корова, зайчик, медведь, кошка, со-

бака, лось).

– Незнайка к нам пригласил животных в гости. Мы их должны угостить (на столе лежат картинки с изображениями продуктов, которыми питаются животные).

1.– Зайчонок шел, шел и пришел к Сармату. Чем ты, Сармат, угощаешь зай-

– Я угощаю зайчонка морковкой, капустой (кладет рядом с рисунком

зайчонка морковку, капусту).

2.– Медвежонок шел, шел и пришел к Инсафу. Инсаф, ты чем угощаешь

медвежонка? – Я медвежонка угощаю медом.

3. – Корова шла, шла и пришла к Инсафу. Инсаф, ты чем угощаешь

корову? – Я корову угощаю травой.

4.– Ёжик шел, шел и пришел к Инсафу. Инсаф, ты чем угощаешь

ёжика? – Я ёжика угощаю яблокой.

5.– Лошадка шла, шла и пришла к Инсафу. Инсаф, ты чем угощаешь

лошадку? – Я лошадку угощаю овцом.

6.– Коза шла, шла и пришла к Инсафу. Инсаф, ты чем угощаешь

козу? – Я козу угощаю капустой.

7.– Мышка шла, шла и пришла к Инсафу. Инсаф, ты чем угощаешь

мышку? – Я мышку угощаю сыром.

8.– Собачка шла, шла и пришла к Инсафу. Инсаф, ты чем угощаешь

собачку? – Я собачку угощаю косточкой.

Так игра продолжается. В конце игры воспитатель от имени зверят бла-

годарит детей за угощение, говорит всем «спасибо» и прощается. Дети

так же отвечают словами вежливости.

Молодцы, ребята!

Незнайка благодарит вас за помощь.

9.-Ребята, вам понравилось наше сегодняшнее занятие ?

Что вам особенно понравилось?

В какие игры мы сегодня с вами играли?

Ребята, вы сегодня мне очень понравились, вы очень хорошо отвечали, участвовали во время занятия , молодцы!

Публикации по теме:

«Безударные гласные в корне слова». Конспект урока по русскому языку в 1 классе Задачи: 1. Развивать навык нахождения безударной гласной в словах и подбора проверочных слов. 2. Закрепить понятие родственных словах,.

Конспект НОД по русскому языку в старшей группе «Любимое время года» Конспект НОД по русскому языку в старшей группе. Провела воспитатель старшей группы МБДОУ д/с «Хунчугеш» с. Ак-Дуруг Шанмак Ш. О. Тема:.

Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе «Склонение имён прилагательных женского рода» Тема «Склонение имён прилагательных женского рода» Задачи урока формировать навык грамотного письма безударных падежных окончаний прилагательных.

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе «Однозначные и многозначные слова» Цель: 1. Серьёзное внимание уделять на всех уроках повторению и закреплению материала прошлых уроков, используя при этом различные формы.

Конспект урока по русскому языку (письмо) 6 класс в коррекционной школе 8 вида «Однородные члены предложения» Тип урока Изучение нового материала. Задачи Образовательные: Познакомить детей с однородными членами предложения, с постановкой запятой.

Всего репетиторов по русскому языку в Москве: 2173

Репетитор по русскому языку

  
  Индивидуальные занятия по русскому языку.
  Даю знания по русскому языку школьникам 2 - 11 классов. Повышаю уровень грамотности, "заполняю" пробелы, помогаю освоить то, что пропустили или просто забыли дать в школе. Готовлю к ОГЭ и ЕГЭ (а также к сочинению-допуску к ЕГЭ). Не гарантирую ни появления так называемой "врожденной грамотности", ни максимального балла по ЕГЭ. Просто стараюсь сделать из учеников действительно грамотных людей, любящих свой язык. В процессе обучения использую как традиционные методы, так и собственные разработки, а также компьютерные обучающие программы. Возможны занятия по skype.
  В частности, ребята, сдававшие ЕГЭ...
  

  • Стоимость занятий: 1700 руб./60 мин.;
    2000 руб./90 мин.;
    11 класс 2500руб./90 мин.
  • Предметы: Русский язык
  • Город: Москва
  • Ближайшие станции метро: Ясенево, Тёплый Стан
  • Выезд на дом: нет
  • Статус: Частный преподаватель
  • Образование: МГПИ им. В. И. Ленина (сейчас МПГУ), 1990 год окончания.
  • Стоимость занятия: 1100 руб. / 60 мин
  • Предметы: Русский язык, Подготовка к школе, Начальная школа
  • Город: Москва
  • Ближайшая станция метро: Киевская
  • Выезд на дом: возможен
  • Статус: Частный преподаватель
  • Образование: Костанайский государственный университет (КГУ) им. А. Байтурсынова, бакалавр.

  Я провожу первое занятие бесплатно.
  Индивидуальные занятия по русскому языку. Подготовка к ЕГЭ, ГИА.
  Подготовка к экзаменам ГИА, ЕГЭ, экзамены в аспирантуру. Занятия по стилистике речи. Подготовка учителей русского языка к экзаменам по повышению уровня квалификации, а также для переаттестации. Повышение грамотности.
  Преподавание ведется по особым методикам, позволяющим усвоить значительный объем информации. Грамматический курс русского языка: теория и практика. Особое внимание уделяется пункту С экзамена ЕГЭ: анализ и создание текстов на заданную тему.Опыт работы со школьниками, студентами и учителями. Изучение десятилетнего опыта проведения ЕГЭ и публикация 15 статей на эту тему в СМИ.
  

  • Стоимость занятия: 1000 руб. / 60 мин
  • Предметы: Русский язык
  • Город: Москва
  • Ближайшая станция метро: Улица Скобелевская
  • Выезд на дом: возможен
  • Статус: Школьный преподаватель
  • Образование: МГОПУ им. М. Шолохова. Филологический факультет.

  Я провожу первое занятие бесплатно.
  Частные занятия по русскому языку в Москве.
  Помогаю подготовиться к ЕГЭ, ГИА. Обладаю высоко развитыми навыками общения, а также собственными, на опыте проверенными способами передачи знаний. На занятиях используются тренировочные тесты и пособия ФИПИ, а также другие учебники, являющиеся базовыми для всех готовящихся к экзамену (Розенталь, Голуб и т.п.).
  
  

  • Стоимость занятий: Стоимость 90 мин: 5 - 8 классы - 2500 р., 9 класс (ОГЭ) - 3000 р., 10 - 11 классы (итоговое сочинение, ЕГЭ) - 3500 р.
  • Предметы: Русский язык, Английский язык
  • Город: Москва
  • Ближайшая станция метро: Академическая
  • Выезд на дом: нет
  • Статус: Преподаватель вуза
  • Образование: В 1990г закончила обучение в Ростовском государственном университете, филологический факультет, отделение русского языка и литературы. Опыт работы в средней школе (государственной и частной, в том числе...

Индивидуальные занятия по русскому языку и литературе. Подготовка к ГИА, ЕГЭ.
  Помогу всем, кто испытывает трудности в усвоении школьной программы (разработана авторская методика нескучных занятий для детей и подростков). Подготовка к ОГЭ, ЕГЭ. Психологическое сопровождение в особо сложных случаях. Помощь в написании сочинений, изложений, докладов, эссе.
  

  • Стоимость занятия: 1000 руб. / 60 мин
  • Предметы: Русский язык, Литература, Культура речи, Развитие памяти
  • Города: Москва, Домодедово
  • Ближайшие станции метро: Щёлковская, Первомайская
  • Выезд на дом: возможен
  • Статус: Частный преподаватель
  • Образование: Уральский государственный университет имени А.М.Горького факультет журналистики, филологический факультет 1984 г.

Индивидуальные занятия по русскому языку и литературе на дому.
  Ликвидация пробелов в знаниях, помощь студентам и школьникам, подготовка к ЕГЭ/ГИА, к поступлению в вузы по любой программе. Возможен интенсив - курс при подготовке к ЕГЭ и ГИА в короткие сроки. Большой опыт работы с учениками, имеющими слабый уровень подготовки по предмету.
  Провожу репетиторские занятия по русскому языку с 2003 г. Имеется большой опыт подготовки к экзаменам как в форме тестов, так и в устной форме. Все мои ученики поступили с хорошими баллами. При подготовке использую авторские материалы, наглядные пособия по каждой теме, позволяющие легко воспринимать изучаемый материал и повысить качество обучения...
  

  • Стоимость занятия: 1000 руб. / 60 мин
  • Предметы: Литература, Русский язык
  • Города: Москва, Железнодорожный, Реутов
  • Ближайшие станции метро: Новогиреево, Новокосино
  • Выезд на дом: возможен
  • Статус: Частный преподаватель
  • Образование: Владимирский Государственный Педагогический Университет, филологический факультет, специальность "Филология, учитель русского языка и литературы", 2003 год окончания. Дважды проходила курсы повышения квалификации преподавателей русского языка и литературы...

  Я провожу первое занятие бесплатно.
  Индивидуальные занятия по русскому языку и литературе.
  Программа 5 - 11 классов, подготовка к ОГЭ, ЕГЭ,
  кроме того занятия со слабыми учениками. Занятия построены на понимании системы языка. Никакой зубрёжки. Запятые становятся на свои места. Обучаю написанию сочинений и изложений. необходимых для сдачи экзамена по русскому языку.
   Подготовка по литературе основана на изучениии теории, практических занятиях, анализе художественных произведений. обучению написанию мини-сочинений, сопоставительного анализа героеа и творчества авторов и сочинений литературных. Также готовлю к сочинению-допуску (декабрьское сочинение)
  С учениками 5-8 классов помимо занятийпо ликвидации пробелов занимаюсь изданием журнала...
  

  • Стоимость занятий: 1700 р./60 мин. - (Возможны занятия в паре 1250 р./60 мин.
    2500 р./90 мин. - индивидуально, в паре - 1700 р./90 мин.
  • Предметы: Русский язык, Литература
  • Города: Москва, Климовск, Подольск
  • Ближайшие станции метро: Красногвардейская, Шипиловская
  • Выезд на дом: возможен
  • Статус: Школьный преподаватель
  • Образование: МОПИ им. Крупской, 1978 г., факультет русского языка и литературы. Учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория. "Почётный учитель РФ" Награждена Грамотами окружного управления г...

Название : Грамотность за 12 занятий - Русский язык.

Новая система обучения практической грамотности позволяет повторить, систематизировать и обобщить знания по орфографии и пунктуации, сформировать устойчивые навыки грамотного письма, создать базу, на основе которой можно продолжить углубленное освоение норм русского правописания.
Пособие предназначено для учащихся 8-11 классов, абитуриентов и всех желающих в кратчайшие сроки научиься писать грамотно.

Уровень грамотности выпускников - вечный предмет сетований и нареканий. Но, если орфография, этот «молох XX века», остается молохом и в XXI веке, значит, источник проблемы надо искать и в специфике русской орфографии, и в сложившейся системе её изучения.
Можно назвать много причин, которые препятствуют успешному формированию навыков грамотного письма. Укажем хотя бы некоторые из них:
1. Наличие в русском языке орфограмм и пунктограмм с конкурирующим написанием (одному опознавательному признаку орфограммы соответствует несколько правил: о~ё после шипящих, не, союз как, союз и и т.п.) и орфограмм со смешиваемым написанием (отрицательные местоимения и наречия, корни с чередованием и т.п.) является причиной смешивания орфографического и пунктуационного материала, интерференции павыков.
2. Громоздкость многих правил, вызванная грамматичностьЮ русской орфографии, необходимостью при практическом применении правила опираться на большое количество грамматических признаков, делает их неудобными, а иногда и неприемлемыми для оперативного самоконтроля (не с причастиями, н-кн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных, обособление определений и приложений).

СОДЕРЖАНИЕ
До экзамена по русскому языку 12 дней? Без паники 4
ЗАНЯТИЕ 1
Написание ь после шипящих на конце слова и в сочетаниях
-шъся, -чься, -жъте, -чьте 8
Союзы и производные предлоги как опознавательный признак пунктограммы 9
Написание о-ё после шипящих 10
ЗАНЯТИЕ 2
Деепричастный оборот 12
Написание не со словами 14
Написание и-ы после ц 16
ЗАНЯТИЕ 3
Причастный оборот 18
н-нн в полных прилагательных и причастиях 18
Отрицательные местоимения и наречия 20
ЗАНЯТИЕ 4
Различие не и ни в предложении 21
Обособленные определения и приложения 22
Корни с чередованием 23
ЗАНЯТИЕ 5
Правописание приставок.....25
Вводные слова, словосочетания, предложения 26
Орфограммы на стыке приставки и корня 27
ЗАНЯТИЕ 6
Конструкции с союзом и 29
Междометия. Слова-предложения да, нет 30
Обращение 31
Правописание суффиксов 31
ЗАНЯТИЕ 7
Прямая речь 34
Обобщающие слова при однородных членах предложения 36
ЗАНЯТИЕ 8
Тире в простом и сложном предложении 37
Правописание окончаний 38
ЗАНЯТИЕ 9
Двоеточие в сложном предложении 44
Правописание сложных слов 45
ЗАНЯТИЕ 10
Отличие созвучных форм слов 48
Конструкции с союзом как (точно, будто, словно) 51
ЗАНЯТИЕ 11
Отличие созвучных форм слов 54
ЗАНЯТИЕ 12
Точка с запятой 61

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Грамотность за 12 занятий - Русский язык - Фролова Т.Я. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Конспект внеклассного занятия по русскому языку «Турнир знатоков русского языка», 3-4 класс

Учитель . Мы проводим турнир знатоков русского языка. Турнир — это состязание, соревнование. Сегодня будут состязаться две команды — «Аз» и «Буки», названные так по начальным буквам русской азбуки. Первый конкурс называется «Вопрос — ответ». Каждой команде поочередно предлагается вопрос, на который она должна дать ответ без обдумывания. Количество баллов, заработанных в этом конкурсе, будет определяться количеством правильных ответов на прозвучавшие вопросы.

Конкурс 1. «Вопрос — ответ»

1. Сколько букв в русском алфавите? (33.)

2. Чего в русском алфавите больше: гласных букв или гласных звуков? (Гласных букв, их 10, а гласных звуков только 6.)

3. Как называется часть речи, обозначающая действие предмета? (Глагол.)

4. Слова какой части речи могут заменять существительные в предложениях? (Местоимения.)

5. Как называется главный член предложения, отвечающий на вопросы «кто?» или «что?» (Подлежащее.)

6. Какая часть слова служит для связи слов в предложении? (Окончание.)

7. Когда у существительных после шипящих на конце слова пишется мягкий знак? (Когда эти существительные женского рода.)

8. Как называется общая часть родственных слов? {Корень.)

Конкурс 2. «Знатоки словарных слов»

От каждой команды вызывается по 2 знатока словарных слов. Учитель загадывает загадки, отгадкой которых являются словарные слова. Участники дают ответ на загадку, а знатоки записывают эти слова на доске. Каждое правильно записанное слово дает команде 1 балл.

1. Деревянный кафтан,

В нем живет цветной Иван.

Любит он альбом, тетрадь,

А я люблю им рисовать. (Карандаш.)

2. Ты в летний полдень, в тишь и зной

Их не увидишь над собой.

А иногда белы, как вата,

Они плывут, спешат куда-то. (Облака.)

3. Эти резвые подружки,

Попрыгуньи и крикушки,

Песни громко распевают

И комариков глотают. (Лягушки.)

4. Не вода и не суша —

На лодке не уплывешь

И ногами не пройдешь. (Болото.)

5. Всегда шагаем мы вдвоем,

Похожие, как братья.

Мы за обедом — под столом,

А ночью — под кроватью. (Ботинки.)

6. Я зашел в зеленый дом

И недолго пробыл в нем.

Оказался этот дом

Быстро в городе другом. (Вагон.)

7. Не снег и не лед,

А серебром деревья уберет. (Иней.)

8. Каждый день роняет листочек.

А как год пройдет —

Последний листик отпадет. (Календарь.)

9. Не зверь, не птица,

Нос, как спица;

Летит — кричит,

Сядет — молчит;

Кто его убьет —

Свою кровь прольет. (Комар.)

10. На привале нам помог:

Суп варил, картошку пек.

Для похода он хорош,

Да с собой не понесешь... (Огонь и костер.)

11. Я землю копала —

Ничуть не устала.

А кто мной копал,

Тот и устал. (Лопата.)

12. Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос. (Морковь.)

13. Как на нашей грядке

Выросли загадки —

Сочные да крупные,

Вот такие круглые.

Летом зеленеют,

К осени краснеют. (Помидоры.)

14. Осень в сад

К нам пришла.

Красный факел зажгла.

Здесь дрозды,

Скворцы снуют

И, галдя, его клюют. (Рябина.)

Конкурс 3. Ребусы

Учитель поочередно показывает картинки с ребусами командам. Через 30 с команда должна назвать зашифрованное слово. Каждое правильное слово оценивается в 1 балл.

Конкурс 4. «Собери пословицу»

Каждая команда получает конверт со словами, из которых нужно составить пословицу и объяснить ее смысл. Команда, выполнившая задание первой, за верный ответ получает 3 балла. Вторая команда — 2 балла. Если пословица составлена неверно или неправильно истолкована, с команды снимается балл.

(«На сердитых воду возят».)

(«Упустишь минутку — потеряешь час».)

Конкурс 5. «Капитаны, вперед!»

Из букв слова «орфограмма» капитаны за одну минуту должны составить слова. Кто составил больше слов, тот и победил, принеся команде 2 балла.

Второй капитан получает 1 балл.

Примерные варианты слов: граф, форма, грамм, горы, рог, маг, Фома, Рома, гром, рама, гамма, фара, мама и т. п.

Подведение итогов

Награждение победителей.