Формальная лексика английского языка. Как общаться на английском в неформальной обстановке — разговорные выражения. Азбука вежливости в неформальном общении

Гражданское общество - это система внегосударственных об­щественных отношений и институтов, дающая возможность чело­веку реализовать его гражданские права и выражающая разнооб­разные потребности, интересы и ценности членов общества.

Гражданское общество и государство сое­динены друг с другом целым рядом структурных связей, поскольку государство, осуществляя управленческо-посреднические функции в общественной жизни, не может не соприкасаться с гражданскими ценностями и институтами, которые охватывают все общественные отношения. Кроме того, ряд общественных элементов и институтов занимает маргинальное положение, частично переплетается с государственны­ми структурами, а частично - с гражданским обществом. Примером здесь может служить, скажем, правящая в данный момент политиче­ская партия, которая вышла из недр гражданского общества, но в то же время тесно связана в своей деятельности с государственным аппаратом.

Таким образом, государство и гражданское общество неразрывно связаны друг с другом, составляют две части единого общественного организма. В идеале развитое гражданское общество создает условия для свободных, демократических межличностных отношений, для удовлетворения разнообразных интересов и потребностей обще­ственных индивидов. Степень независимости институтов граждан­ского общества (различных объединений, ассоциаций, партий, дви­жений, средств массовой информации, семьи, церкви и др.) от госу­дарства, демократичности общественно-политической системы ока­зывает решающее влияние на характер и распределение власти в обществе. В таком обществе власть не может быть сконцентрирована в одних руках, а разграничивается на полицентричной основе. Раз­деление властей (законодательной, исполнительной и судебной), разграничение между различными общественными субъектами эко­номических, социальных и политических функций, сфер деятельно­сти становятся в демократической общественно-политической систе­ме важнейшим жизненным принципом. В ней правовое положение общественного субъекта не тождественно его социально-экономиче­ской роли в гражданском обществе, что делает личность одновремен­но и частным лицом и гражданином государства.

В целом гражданское общество как область частной жизнедея­тельности сочетает в себе интересы и потребности различных соци­альных и политических субъектов, что довольно часто приводит к конфликтам, противостоянию между ними, которые могут допол­няться противоречиями между частными и государственными инте­ресами. Снимать остроту противоречий между субъектами граждан­ского общества, создавать некую социальную гармонию призваны не только сами граждане, а главным образом государство, являющееся верховным арбитром. Без государства гражданское общество не смо­жет нормально функционировать: в нём могут начаться дезинтеграционные процессы распада и острого противостояния разных соци­альных групп, общественных организаций. И, наоборот, без свобод­ного, саморазвивающегося гражданского общества государство никогда не будет демократическим, станет одной из разновидностей авторитарных режимов.


Объективно деятельность институтов и организаций гражданско­го общества, связанных с индивидуальным выбором, теми или ины­ми предпочтениями, ценностными ориентациями, нацелена на изме­нение в распределении власти и поэтому носит политический харак­тер. Это относится не только к политическим партиям, но и к тем группам по интересам (профсоюзам, предпринимательским, фермер­ским организациям) или объединениям, движениям лиц из различ­ных социальных групп для достижения общей цели, которые стре­мятся к решению большей части своих задач помимо государствен­ной власти, на общественном уровне. Как только те же потребитель­ские организации или экологические движения предпринимают по­пытки изменить законодательство для решения своих задач или принятия определенных решений от государственных структур, на­правленных на достижение поставленных ими целей (тем более, если они сами пытаются в разных формах участвовать в принятии этих законов или решений), они, не меняя своего первоначального предназначения, начинают играть политическую роль. И хотя зна­чительная часть общественных объединений вообще не выходит в своей деятельности на политический уровень, необходимо отметить, что некоторые общественные объединения изначально выступают как субъекты политики, например добивающиеся равенства полов феминистские организации, движения сторонников мира, некоторые молодежные формирования и т.д., стремящиеся своими действиями внести существенные изменения в различные сферы государствен­ной политики.

Таким образом, гражданское общество нельзя характеризовать как систему внеполитических общественных отношений и институ­тов. Генезис этого общества кристаллизует его в достаточно строй­ную систему экономических, социально-политических, религиоз­ных, духовно-нравственных, семейных, культурных и других обще­ственных отношений, которые, определяя государственную полити­ку, выражают волю граждан общества. В рамках данной системы функционируют различные общественные организации, движения, политические партии (кроме правящей), религиозные организации, экономические ассоциации и объединения и, наконец, сам человек как личность со своими семейными, профессиональными, досуговыми и другими разнообразными потребностями и интересами.

Обобщая различные представления по проблеме, можно было бы сформулировать несколько концеп­туальных положений о соотношении гражданского общества и государства.

  • Понятие “гражданское общество” и “го­сударство” характеризуют различные, но внутренне взаимосвязанные, взаимополагающие стороны (эле­менты) глобального общества, общества как единого организма. Данные понятия соотносительные, они могут противопоставляться лишь в определенных аспектах. Гражданская жизнь в той или иной степе­ни пронизана феноменом политического, а полити­ческое не изолировано от гражданского.
  • Разграничение гражданского общества и государства, являющихся составными частями гло­бального целого, естественно закономерный процесс, характеризующий прогресс социально-экономической и духовной сфер, с одной стороны, и политической сферы жизни - с другой.
  • Гражданское общество - первооснова по­литической системы, им обусловливается и опреде­ляется государство. В свою очередь, государство как институт - эта система учреждений и норм, обеспе­чивающих условия бытия и функционирования граж­данского общества.
  • В некоторых специфических исторических усло­виях, например, в рамках господства более разви­тых в политическом отношении обществ над менее развитыми, возможен процесс формирования инсти­тутов гражданского общества под определяющим воздействием привнесенных в данную страну поли­тических структур, но все же на существующей кор­поративно-культурной основе.
  • Гражданское общество не есть некая совокупность автономных индивидов, законом жиз­ни которых является анархия. Это форма общности людей, совокупность ассоциаций и других организа­ций, обеспечивающих совместную материальную и духовную жизнь граждан, удовлетворение их пот­ребностей и интересов. Государство есть официаль­ное выражение гражданского общества, его полити­ческое бытие. Гражданское общество - сфера про­явления и реализации индивидуальных, групповых, региональных интересов. Государство же - сфера выражения и защиты общих интересов. Потребнос­ти гражданского общества, неизбежно проходят че­рез волю государства, чтобы в форме законов полу­чить всеобщее значение. Государственная воля опре­деляется потребностями и интересами гражданского общества.
  • Объективность противоречия между общими и особыми (индивидуальными, групповыми и др.) ин­тересами определяет противоречия между государ­ством и гражданским обществом.
  • Чем больше развито гражданское общест­во в смысле прогресса самодеятельности его членов, многообразия ассоциаций, призванных выражать и защищать индивидуальные и групповые интересы людей, тем больший простор для развития демократичности государства. Вместе с тем, чем демократич­нее политический строй, тем шире возможности для развития гражданского общества до наивысшей фор­мы объединения людей и их свободной индивиду­альной и коллективной жизнедеятельности.

Один из лидеров итальянских коммунистов Антонио Грамши, в отличие от Ленина и других большевиков-коммунистов писал: «На Востоке, в условиях, когда все решало государство, гражданское общество существовало в неоргани-зованном, примитивном состоянии. На Западе же между госу-дарством и обществом были упорядоченные отношения и при ослаблении государственной власти выходила на арену сложная структура гражданского общества. Государство являлось пере-довым эшелоном, за ним находилась крепкая цепь крепостных укреплений».

Это, в частности, объясняется тем, что на Востоке собственность в основном была общинная, тогда как на Западе с самого начала преимущественное значение имела частная собственность. Конечно, такая форма собственности автоматически не создает институтов гражданского общества.

На Востоке

На Востоке в условиях традиционных обществ и в колониальный период государство оказывало решающее воздействие на все сферы жизни. Человеческая личность была всецело зависи-ма от государства и общины, судьба общины также зависела от государства. В результате этого здесь или не было гражданско-го общества, или оно было в зачаточном состоянии. Хотя это общество, ставшее на ноги в Новое время , проходило первоначальный этап становления ещё в условиях Древней Греции и Рима . Этот момент подчёркивали даже некоторые видные марксисты .

Государство и политическая структура должны отве-чать известным требованиям демократии . Только лишь в таких условиях возникает потребность в гражданском обществе. Созданные демократическим государством условия должны служить удовлетворению интересов граждан. При этом осуществляется деятельность на основе убеждения, правовых и нравственных норм, а также неотъемлемых прав свободной личности с помощью неполитических организаций.

Конкретные условия, диктующие необходимость создания гражданского общества, весьма разнообразны. Это легко про-слеживается на примере негосударственных и частных благо-творительных фондов. Существующие в литературе по этому вопросу точки зрения можно обобщить следующим образом:

  • в основе потребностей граждан организационно объеди-няться лежит чувство сострадания, инстинктивное состояние помочь нуждающимся людям;
  • по убеждению человек , оказывая помощь кому-либо, по-лучает внутреннее удовлетворение;
  • склонность людей к благотворительности, её организаци-онное оформление может рассматриваться как проявление себя перед общественностью;
  • показывает степень информированности людей об изме-нениях, происходящих в их окружающей среде;
  • выражает верность чувству долга в отношениях с близки-ми людьми;
  • с точки зрения гражданственности, взамен помощи ока-зываемой нуждающимся без материальной выгоды получение внутреннего удовлетворения;
  • как гражданская обязанность выражение верности к спра-ведливости в общечеловеческом понимании.
  • Наличие в обществе частной собственности.
  • Наличие демократии .
  • Обеспечение прав и свобод граждан.
  • Наличие достаточного уровня гражданской культуры .
  • Высокий уровень образования населения.
  • Высокая гражданская активность населения и наличие неполитических организаций.
  • Наличие самоуправления и самоорганизации общества.
  • Присутствие конкуренции в различных группах общества.
  • Обеспечение свободы слова и плюрализма.
  • Обеспечение потребностей граждан (мощная социальная политика и развитая экономика).
  • Преобладание среднего класса . Материал с сайта

Свобода личности

Законы свободной рыночной экономики тако-вы, что свободные личности, в своих интересах опираясь на дей-ствующие демократические порядки в сферах жизни граждан, должны и могут создавать необходимые свои организации. Ибо свободная и независимая личность есть центральная фигура гражданского общества.

Потребности граждан

Государство в своей деятельности обязано мак-симально учитывать потребности граждан. Потому что это на-правлено на обеспечение своего постоянного существования.

Материалы к лекции.

Государство- политическая структура особого рода, возникшая на определенном этапе общественного развития, представляющая собой центральный институт власти в политической системе конкретного общества.

Существуют различные теории, объясняющие причины возникновения государства: теологическая (божественная сила); договорная (сила разума, сознания); психологическая (факторы психики человека); органическая (биологические факторы); материалистическая (социально-экономические факторы); теория насилия (военно-политические факторы) и т.д.

В литературе выделяются и некоторые другие условия, влияющие на образование государства,- географические, этнические, демографические, информационные и иные.

Отсюда можно сделать следующий вывод, что возникновение государственности обусловлено многими причинами, среди которых вряд ли можно выделить какую-либо одну в качестве главной, определяющей.

Формирование государства- длительный процесс, который у различных народов мира шел разными путями.

Термин «государство» в политологии употребляется в двух значениях: в широком смысле (как страна, общество, народ, расположенные на определенной территории и представляемые органом высшей власти: в этом значении говорят, например, о российском, французском и т.п. государствах) и узком, собственном смысле. Именно последнее понимание является строго научным. В рамках него государство определяется как организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и иных интересов в пределах определенной территории.

Идеи правового государства появились еще в древности. Еще Платон писал: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон – владыка над правителями, а они – его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государству боги». Сходные взгляды развивались Аристотелем: «Там, где отсутствует власть закона, нет места (какой-либо) форме государственного строя. Закон должен властвовать над всеми…». Согласно Цицерону государство есть дело народа как соединение «многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов». Право же является, по его мнению, необходимым конституирующим источником государственности вообще.

Все эти идеи древнегреческих и древнеримских мыслителей еще не имели логической завершенности и поэтому о становлении концепции правового государства еще преждевременно.

В теоретически развернутом виде учение о правовом государстве были оформлены гораздо позже- в условиях борьбы против феодального произвола и абсолютистского деспотизма, в период буржуазных революций и утверждения нового строя.

Базируясь во многом на античных источниках, такие мыслители, как Ш.Монтескье, Дж.Локк, Т.Гоббс, Ж.-Ж.Руссо и другие, вывели проблему соотношения государства и права на светский уровень, в значительной степени освободили ее от религиозного мировоззрения.

Философская основа теории правового государства была сформулирована И.Кантом, который рассматривал государство как «Объединение множества людей, подчиненных правовым законам», и считал, что законодатель должен руководствоваться требованием: «Чего народ не может решить относительно самого себя, того и законодатель не может решить относительно народа».

Понятие «гражданское общество» формировалось такими мыслителями, как Аристотель, Цицерон, Гроций, Гоббс, Локк, Гегель, Маркс и многими другими.

Гражданское общество можно определить как совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп. Структуру гражданского общества составляют:



- семья;
- церковь.

Признаками гражданского общества являются:
- наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;
- самоуправляемость;
- конкуренция образующих его структур и различных групп людей;
- свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм;
- всеобщая информированность и прежде всего реальное осуществление права человека на информацию;
- жизнедеятельность в нем базируется на принципе координации (в отличие от государственного аппарата, который построен на основе принципа субординации);
- многоукладность экономики;
- легитимность и демократический характер власти;
- правовое государство;
- сильная социальная политика государства, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.

Социальное государство – тип государства, которое провозглашает, берется и способно осуществлять политику, направленную на подлинное обеспечение всего комплекса прав гражданина, и прежде всего социальных. Словом «социальное» подчеркивается именно то обстоятельство, что такое государство призвано осуществлять политику, направленную на обеспечение блага всех своих граждан, поддержку социально слабых групп населения, на утверждение в обществе социальной справедливости.

Методические указания к выполнению семинарских занятий.

1. Государство как ядро политической системы общества.
2. Понятие гражданского общества, его структура. Формирование гражданского общества в Казахстане.
3. Понятие правового государства и его отличительные признаки. Социальное государство и его эволюция.

Литература.

1.Вебер М.Избранные произведения.М.,1991.
2. Гомеров И.Н. Государство и государственная власть. М.,2002.
3. Козлихин И.Ю.Право и политика. СПб., 1999.
4. Козлихин И.Ю.Идея правового государства: история и современность.СПб.,1993.
5. Конституция Республики Казахстан. Алматы, 2004.
6. Рудковский В.А. Понятие государства. Волгоград, 2002.
7. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.,1992.

При рассмотрении первого вопроса покажите различные подходы, теории, которые по-своему объясняют причины появления государства. На протяжении длительного периода истории вопросы государства, власти объяснялись с точки зрения божественного происхождения. Объясните почему? Особое внимание заслуживает теория общественного договора, получившая развитие у многих мыслителей эпохи Возрождения и Нового времени (Д.Локк,Т.Гоббс,Ж.-Ж. Руссо, Г.Гроций).
Покажите основные признаки государства, что отличает этот политический институт от других. Рассмотрите функции государства и как на практике происходит реализация этих функций.
Рассмотрите формы государства (монархия, республика), от которых зависит сама политическая жизнь в обществе, устойчивость государственных институтов.
В чем заключается сущность идеи разделения государственной власти? Покажите как эти идеи осуществляются в жизни? Какими государственными органами по Конституции РК представлены эти ветви власти? Как на практике действует система сдержек и противовесов во власти? Покажите на примере более цивилизованных стран действие принципа разделения государственной власти.
При рассмотрении второго вопроса необходимо отметить, что понятие «гражданское общество» своими корнями восходит к мыслителям Древней Греции и Рима.
Но в своем подлинном виде гражданское общество, как и правовое общество, появляется в условиях развития буржуазного общества, что в большей степени было связано с возникновением самостоятельных ассоциаций людей (религиозных и политических,корпораций, купеческих гильдий, позже- кооперативов, профсоюзов, партий и т.д.), призванных защищать их групповые и индивидуальные интересы, права и свободы.

Рассматривая структуру гражданского общества покажите место и роль следующих элементов:
- негосударственные социально-экономические отношения и институты (собственность, труд, предпринимательство);
- совокупность независимых от государства производителей (частные фирмы и т.п.);
- общественные объединения и организации;
- политические партии и движения;
- сфера воспитания и негосударственного образования;
- система негосударственных средств массовой информации;
- семья;
- мечеть (церковь).
Покажите основные функции гражданского общества.

Рассматривая проблему становления гражданского общества в нашей стране, покажите как происходит это в экономической сфере, политической жизни, в развитии средств массовой информации и т.д.
При рассмотрении третьего вопроса покажите как происходило зарождение и развитие идеи правового государства в трудах древних мыслителей Древней Греции и Рима. Основным итогом их высказываний была идея о разумности и справедливости такой политической формы общественной жизни людей, когда в государстве господствует право.
Покажите основное содержание целостной концепции правового государства, сложившейся уже в условиях буржуазного общества Рассмотрите взгляды прогрессивных мыслителей Запада- Г.Гроция, Дж.Локка, Б.Спинозы, Ш.Монтескье, Т.Джефферсона и др. по проблемам правового государства.
Идеи Локка, Монтескье и других представителей политической мысли оказали прямое влияние на создание конституционного законодательства. Это отчетливо проявилось, например, в конституции США 1787 года, во французской «Декларации прав человека и гражданина» 1789 года, целом ряде других правовых актов. Покажите какие идеи вошли в эти документы.

Рассматривая вопрос о критериях правового государства, покажите на каких принципах зиждется правовое государство.
Если говорить о становлении правового государства в Казахстане, то следует отметить, что наша страна, как и другие бывшие советские республики, совсем недавно порвавшие с тоталитарным режимом,несет на себе печать этого общества, а оно ориентировано прежде всего на государство, а не на общество и личность.
Вам необходимо очень внимательно изучить второй раздел Конституции РК, который называется «Человек и гражданин». Покажите,как реализуются на практике наши права и свободы? Как мы выполняем свои обязанности?
В этом вопросе необходимо остановиться и на характеристике социального государства, которое является связующим звеном между правовым государством и гражданским обществом, это государство, ориентированное на личность, обеспечение достойных условий жизни. В конституции какой страны впервые введено понятие «социальное» государство? Покажите какие социальные проблемы уже решаются сегодня в ведущих странах Запада, а какие остаются нерешенными.

Прежде чем говорить о взаимосвязи государства и гражданского общества, необходимо определиться, что такое гражданское общество. Чем оно отличается от любых других видов социума? В гражданском обществе без каких-либо исключений обеспечиваются права и свободы людей. Государство в этом процессе играет ключевую роль, так как именно оно - гарант благополучия своих жителей. Современная демократически избранная власть не может довлеть над людьми. Она не мешает социуму жить в режиме самоуправления.

Сходства и различия

Настоящее гражданское общество и государство, кратко говоря, не могут сосуществовать без плюрализма мнений. Свобода слова является важным атрибутом этой взаимосвязи. В то же время между гражданским обществом и государством есть множество различий.

Фундаментальной характеристикой властного аппарата является субординация - правило подчинения чиновников друг другу согласно номенклатурной лестнице. же основывается на принципе вольной координации. Люди внутри этой системы находятся на равных позициях. Их сотрудничество начинается благодаря одинаковым устремлениям и собственному желанию.

Общая природа

Государство не может существовать без общества, из которого и выделяется. Люди, живущие вместе, нуждаются в определенной политической организации и суверенной власти. Она необходима для защиты общих интересов. Именно на этом принципе основывается взаимосвязь между такими структурами, как гражданское общество и государство. Кратко об их «соседстве» рассуждали еще античные философы. Например, мыслители Древней Греции строили разные теории о природе политической власти.

В первую очередь государство состоит из населения, то есть человеческого общества. Его также можно назвать народом. Однако между этими двумя терминами есть некоторая разница. Народ - это крупная социальная группа, у членов которой есть общие культурные черты и историческое сознание. Люди одной нации, как правило, противопоставляют себя представителям других этносов. Сегодня на территории многих государств проживает по несколько народов. При всех их различиях на них в одинаковой степени распространяется политическая власть. Взаимосвязь гражданского общества и государства, кратко говоря, должна исключать возможность возникновения конфликтов между народами, живущими в одном «доме».

Зарождение гражданского общества

На протяжении многих столетий параллельно развивались гражданское общество и государство. Кратко описать эту эволюцию можно следующим образом.

На начальном этапе происходило складывание предпосылок для появления гражданского общества. Сперва в виде теоретической идеи. Термин «гражданское общество» появился в XVIII веке. Причем исследователи того времени использовали данную формулировку в несколько ином, чем сегодня, смысле. Например, в 1767 году шотландский философ Адам Фергюсон называл гражданское общество основным признаком европейской цивилизации вообще.

Этот пример показывает важную характеристику сознания жителей Старого Света той эпохи. В античности, Средневековье и вплоть до XIX века люди считали, что нет таких отличий, которые бы имели между собой гражданское общество и государство. Кратко объяснить эту логику можно мыслью о том, что население не признавалось самостоятельным. Еще не было сформировано демократических институтов, инструментов саморегулирования. Люди всегда смотрели на власть как на богом данное естественное и ничем неограниченное право монархов. Пойти против этого принципа и оспаривать его считалось если не преступлением, то глупостью.

Научный взгляд

Сегодняшнее понятие гражданского общества появилось благодаря трудам Фрэнсиса Бэкона, Томаса Гоббса, Джона Локка, Жан-Жака Руссо, Шарля Монтескье и некоторых других мыслителей. В XVIII веке начался этап зарождения первых современных демократий. Именно борьба с абсолютными монархиями дала толчок к осмыслению перемен в европейском социуме.

Постепенно гуманитарная наука смогла сформулировать принцип, согласно которому взаимодействуют (кратко описать его можно как «общественный договор»). Власть и люди нуждаются в неких установках, «правилах игры», регулирующих их отношения. Гражданское общество появляется в тот момент, когда политическая система признает право человека на свободу, подчеркивает важность его частной собственности, экономической самостоятельности. Независимая личность - вот вокруг чего строится самый прогрессивный социум. Без нее невозможен рост благополучия и стабильность.

Связывающее законодательство

В каких еще сферах проявляется взаимодействие гражданского общества и государства? Кратко говоря о точках их пересечения, нельзя не упомянуть законодательную сторону этого вопроса. Основы общественной и государственной жизни зафиксированы в Конституции. Этот главный закон является правовой моделью социума. С помощью конституции граждане могут защищать свои интересы в случае конфликтов и спорных ситуаций. Исполнение установленных норм помогает утвердить в обществе твердый и эффективный правовой порядок.

Конституция - главный закон, однако помимо нее есть еще множество других законов. Все вместе они делятся на несколько групп, регулирующих определенную сферу жизни общества. Также существуют помогающие внести ясность в каждом конкретном случае их правоприменения.

Судебный фактор

Независимый суд - еще один инструмент, который определяет соотношение правового государства и гражданского общества. Кратко о его влиянии необходимо упомянуть хотя бы потому, что именно с его помощью люди могут добиться исполнения законов.

Суд - главный проводник Конституции. И если сам ее документ является лишь декларацией, то с помощью состязательного процесса общество претворяет эти писаные принципы в жизнь.

Защита общественных интересов

Для функционирования эффективной политической модели необходима взаимная ответственность, с которой друг к другу должны относиться гражданское общество и государство. Философия кратко и вместе с тем емко ответила на вопрос о том, в каком формате должны существовать эти отношения.

Государство берет на себя ответственность защищать всех своих граждан. Главным инструментом, корректирующим поведение власти, является закон. Он исключает административный произвол и не дает государству уничтожить независимое гражданское общество.

Разделение властей

Государственная деятельность делится на несколько видов: исполнительную, судебную и законодательную. Автором этой концепции стал Монтескье. Формулируя свою эпохальную теорию в книге «О духе законов», он опирался на изыскания своих не менее знаменитых предшественников: Аристотеля, Платона и Локка. Принцип разделения властей стал фундаментом для Декларации прав человека, принятой во Франции в 1879 году.

Применение этой модели - лучший пример того, как вместе уживаются государство, право и гражданское общество. Кратко описать эту взаимосвязь можно на примере парламента - органа законодательной власти. В правовом государстве он независим от президента и принимает самостоятельные решения. Таким образом, эти два института представляют собой противовес друг для друга. Также к ним прилагается независимый суд. Данная триада рождает баланс интересов. Ни одна сила не сможет установить диктатуру и навязать свое мнение остальным. Так соблюдаются права и свободы всех жителей страны, ведь и президент, и парламент избираются людьми. Таким образом осуществляется принцип народного представительства. Принимая решения, депутаты на самом деле лишь претворяют в жизнь чаяния своих избирателей. Так гражданское общество влияет на жизнь в стране, делает ее лучше и удобнее. Если же парламент или президент нарушают права людей, те могут обратиться в суд и, опять-таки, защитить свои интересы с помощью легитимного инструментария.