Формальная лексика английского языка. Как общаться на английском в неформальной обстановке — разговорные выражения. Азбука вежливости в неформальном общении
Гражданское общество - это система внегосударственных общественных отношений и институтов, дающая возможность человеку реализовать его гражданские права и выражающая разнообразные потребности, интересы и ценности членов общества.
Гражданское общество и государство соединены друг с другом целым рядом структурных связей, поскольку государство, осуществляя управленческо-посреднические функции в общественной жизни, не может не соприкасаться с гражданскими ценностями и институтами, которые охватывают все общественные отношения. Кроме того, ряд общественных элементов и институтов занимает маргинальное положение, частично переплетается с государственными структурами, а частично - с гражданским обществом. Примером здесь может служить, скажем, правящая в данный момент политическая партия, которая вышла из недр гражданского общества, но в то же время тесно связана в своей деятельности с государственным аппаратом.
Таким образом, государство и гражданское общество неразрывно связаны друг с другом, составляют две части единого общественного организма. В идеале развитое гражданское общество создает условия для свободных, демократических межличностных отношений, для удовлетворения разнообразных интересов и потребностей общественных индивидов. Степень независимости институтов гражданского общества (различных объединений, ассоциаций, партий, движений, средств массовой информации, семьи, церкви и др.) от государства, демократичности общественно-политической системы оказывает решающее влияние на характер и распределение власти в обществе. В таком обществе власть не может быть сконцентрирована в одних руках, а разграничивается на полицентричной основе. Разделение властей (законодательной, исполнительной и судебной), разграничение между различными общественными субъектами экономических, социальных и политических функций, сфер деятельности становятся в демократической общественно-политической системе важнейшим жизненным принципом. В ней правовое положение общественного субъекта не тождественно его социально-экономической роли в гражданском обществе, что делает личность одновременно и частным лицом и гражданином государства.
В целом гражданское общество как область частной жизнедеятельности сочетает в себе интересы и потребности различных социальных и политических субъектов, что довольно часто приводит к конфликтам, противостоянию между ними, которые могут дополняться противоречиями между частными и государственными интересами. Снимать остроту противоречий между субъектами гражданского общества, создавать некую социальную гармонию призваны не только сами граждане, а главным образом государство, являющееся верховным арбитром. Без государства гражданское общество не сможет нормально функционировать: в нём могут начаться дезинтеграционные процессы распада и острого противостояния разных социальных групп, общественных организаций. И, наоборот, без свободного, саморазвивающегося гражданского общества государство никогда не будет демократическим, станет одной из разновидностей авторитарных режимов.
Объективно деятельность институтов и организаций гражданского общества, связанных с индивидуальным выбором, теми или иными предпочтениями, ценностными ориентациями, нацелена на изменение в распределении власти и поэтому носит политический характер. Это относится не только к политическим партиям, но и к тем группам по интересам (профсоюзам, предпринимательским, фермерским организациям) или объединениям, движениям лиц из различных социальных групп для достижения общей цели, которые стремятся к решению большей части своих задач помимо государственной власти, на общественном уровне. Как только те же потребительские организации или экологические движения предпринимают попытки изменить законодательство для решения своих задач или принятия определенных решений от государственных структур, направленных на достижение поставленных ими целей (тем более, если они сами пытаются в разных формах участвовать в принятии этих законов или решений), они, не меняя своего первоначального предназначения, начинают играть политическую роль. И хотя значительная часть общественных объединений вообще не выходит в своей деятельности на политический уровень, необходимо отметить, что некоторые общественные объединения изначально выступают как субъекты политики, например добивающиеся равенства полов феминистские организации, движения сторонников мира, некоторые молодежные формирования и т.д., стремящиеся своими действиями внести существенные изменения в различные сферы государственной политики.
Таким образом, гражданское общество нельзя характеризовать как систему внеполитических общественных отношений и институтов. Генезис этого общества кристаллизует его в достаточно стройную систему экономических, социально-политических, религиозных, духовно-нравственных, семейных, культурных и других общественных отношений, которые, определяя государственную политику, выражают волю граждан общества. В рамках данной системы функционируют различные общественные организации, движения, политические партии (кроме правящей), религиозные организации, экономические ассоциации и объединения и, наконец, сам человек как личность со своими семейными, профессиональными, досуговыми и другими разнообразными потребностями и интересами.
Обобщая различные представления по проблеме, можно было бы сформулировать несколько концептуальных положений о соотношении гражданского общества и государства.
- Понятие “гражданское общество” и “государство” характеризуют различные, но внутренне взаимосвязанные, взаимополагающие стороны (элементы) глобального общества, общества как единого организма. Данные понятия соотносительные, они могут противопоставляться лишь в определенных аспектах. Гражданская жизнь в той или иной степени пронизана феноменом политического, а политическое не изолировано от гражданского.
- Разграничение гражданского общества и государства, являющихся составными частями глобального целого, естественно закономерный процесс, характеризующий прогресс социально-экономической и духовной сфер, с одной стороны, и политической сферы жизни - с другой.
- Гражданское общество - первооснова политической системы, им обусловливается и определяется государство. В свою очередь, государство как институт - эта система учреждений и норм, обеспечивающих условия бытия и функционирования гражданского общества.
- В некоторых специфических исторических условиях, например, в рамках господства более развитых в политическом отношении обществ над менее развитыми, возможен процесс формирования институтов гражданского общества под определяющим воздействием привнесенных в данную страну политических структур, но все же на существующей корпоративно-культурной основе.
- Гражданское общество не есть некая совокупность автономных индивидов, законом жизни которых является анархия. Это форма общности людей, совокупность ассоциаций и других организаций, обеспечивающих совместную материальную и духовную жизнь граждан, удовлетворение их потребностей и интересов. Государство есть официальное выражение гражданского общества, его политическое бытие. Гражданское общество - сфера проявления и реализации индивидуальных, групповых, региональных интересов. Государство же - сфера выражения и защиты общих интересов. Потребности гражданского общества, неизбежно проходят через волю государства, чтобы в форме законов получить всеобщее значение. Государственная воля определяется потребностями и интересами гражданского общества.
- Объективность противоречия между общими и особыми (индивидуальными, групповыми и др.) интересами определяет противоречия между государством и гражданским обществом.
- Чем больше развито гражданское общество в смысле прогресса самодеятельности его членов, многообразия ассоциаций, призванных выражать и защищать индивидуальные и групповые интересы людей, тем больший простор для развития демократичности государства. Вместе с тем, чем демократичнее политический строй, тем шире возможности для развития гражданского общества до наивысшей формы объединения людей и их свободной индивидуальной и коллективной жизнедеятельности.
Один из лидеров итальянских коммунистов Антонио Грамши, в отличие от Ленина и других большевиков-коммунистов писал: «На Востоке, в условиях, когда все решало государство, гражданское общество существовало в неоргани-зованном, примитивном состоянии. На Западе же между госу-дарством и обществом были упорядоченные отношения и при ослаблении государственной власти выходила на арену сложная структура гражданского общества. Государство являлось пере-довым эшелоном, за ним находилась крепкая цепь крепостных укреплений».
Это, в частности, объясняется тем, что на Востоке собственность в основном была общинная, тогда как на Западе с самого начала преимущественное значение имела частная собственность. Конечно, такая форма собственности автоматически не создает институтов гражданского общества.
На Востоке
На Востоке в условиях традиционных обществ и в колониальный период государство оказывало решающее воздействие на все сферы жизни. Человеческая личность была всецело зависи-ма от государства и общины, судьба общины также зависела от государства. В результате этого здесь или не было гражданско-го общества, или оно было в зачаточном состоянии. Хотя это общество, ставшее на ноги в Новое время , проходило первоначальный этап становления ещё в условиях Древней Греции и Рима . Этот момент подчёркивали даже некоторые видные марксисты .
Государство и политическая структура должны отве-чать известным требованиям демократии . Только лишь в таких условиях возникает потребность в гражданском обществе. Созданные демократическим государством условия должны служить удовлетворению интересов граждан. При этом осуществляется деятельность на основе убеждения, правовых и нравственных норм, а также неотъемлемых прав свободной личности с помощью неполитических организаций.
Конкретные условия, диктующие необходимость создания гражданского общества, весьма разнообразны. Это легко про-слеживается на примере негосударственных и частных благо-творительных фондов. Существующие в литературе по этому вопросу точки зрения можно обобщить следующим образом:
- в основе потребностей граждан организационно объеди-няться лежит чувство сострадания, инстинктивное состояние помочь нуждающимся людям;
- по убеждению человек , оказывая помощь кому-либо, по-лучает внутреннее удовлетворение;
- склонность людей к благотворительности, её организаци-онное оформление может рассматриваться как проявление себя перед общественностью;
- показывает степень информированности людей об изме-нениях, происходящих в их окружающей среде;
- выражает верность чувству долга в отношениях с близки-ми людьми;
- с точки зрения гражданственности, взамен помощи ока-зываемой нуждающимся без материальной выгоды получение внутреннего удовлетворения;
- как гражданская обязанность выражение верности к спра-ведливости в общечеловеческом понимании.
- Наличие в обществе частной собственности.
- Наличие демократии .
- Обеспечение прав и свобод граждан.
- Наличие достаточного уровня гражданской культуры .
- Высокий уровень образования населения.
- Высокая гражданская активность населения и наличие неполитических организаций.
- Наличие самоуправления и самоорганизации общества.
- Присутствие конкуренции в различных группах общества.
- Обеспечение свободы слова и плюрализма.
- Обеспечение потребностей граждан (мощная социальная политика и развитая экономика).
- Преобладание среднего класса . Материал с сайта
Свобода личности
Законы свободной рыночной экономики тако-вы, что свободные личности, в своих интересах опираясь на дей-ствующие демократические порядки в сферах жизни граждан, должны и могут создавать необходимые свои организации. Ибо свободная и независимая личность есть центральная фигура гражданского общества.
Потребности граждан
Государство в своей деятельности обязано мак-симально учитывать потребности граждан. Потому что это на-правлено на обеспечение своего постоянного существования.
Материалы к лекции.
Государство- политическая структура особого рода, возникшая на определенном этапе общественного развития, представляющая собой центральный институт власти в политической системе конкретного общества.
Существуют различные теории, объясняющие причины возникновения государства: теологическая (божественная сила); договорная (сила разума, сознания); психологическая (факторы психики человека); органическая (биологические факторы); материалистическая (социально-экономические факторы); теория насилия (военно-политические факторы) и т.д.
В литературе выделяются и некоторые другие условия, влияющие на образование государства,- географические, этнические, демографические, информационные и иные.
Отсюда можно сделать следующий вывод, что возникновение государственности обусловлено многими причинами, среди которых вряд ли можно выделить какую-либо одну в качестве главной, определяющей.
Формирование государства- длительный процесс, который у различных народов мира шел разными путями.
Термин «государство» в политологии употребляется в двух значениях: в широком смысле (как страна, общество, народ, расположенные на определенной территории и представляемые органом высшей власти: в этом значении говорят, например, о российском, французском и т.п. государствах) и узком, собственном смысле. Именно последнее понимание является строго научным. В рамках него государство определяется как организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и иных интересов в пределах определенной территории.
Идеи правового государства появились еще в древности. Еще Платон писал: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон – владыка над правителями, а они – его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государству боги». Сходные взгляды развивались Аристотелем: «Там, где отсутствует власть закона, нет места (какой-либо) форме государственного строя. Закон должен властвовать над всеми…». Согласно Цицерону государство есть дело народа как соединение «многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов». Право же является, по его мнению, необходимым конституирующим источником государственности вообще.
Все эти идеи древнегреческих и древнеримских мыслителей еще не имели логической завершенности и поэтому о становлении концепции правового государства еще преждевременно.
В теоретически развернутом виде учение о правовом государстве были оформлены гораздо позже- в условиях борьбы против феодального произвола и абсолютистского деспотизма, в период буржуазных революций и утверждения нового строя.
Базируясь во многом на античных источниках, такие мыслители, как Ш.Монтескье, Дж.Локк, Т.Гоббс, Ж.-Ж.Руссо и другие, вывели проблему соотношения государства и права на светский уровень, в значительной степени освободили ее от религиозного мировоззрения.
Философская основа теории правового государства была сформулирована И.Кантом, который рассматривал государство как «Объединение множества людей, подчиненных правовым законам», и считал, что законодатель должен руководствоваться требованием: «Чего народ не может решить относительно самого себя, того и законодатель не может решить относительно народа».
Понятие «гражданское общество» формировалось такими мыслителями, как Аристотель, Цицерон, Гроций, Гоббс, Локк, Гегель, Маркс и многими другими.
Гражданское общество можно определить как совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп. Структуру гражданского общества составляют:
- семья;
- церковь.
Признаками гражданского общества являются:
- наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;
- самоуправляемость;
- конкуренция образующих его структур и различных групп людей;
- свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм;
- всеобщая информированность и прежде всего реальное осуществление права человека на информацию;
- жизнедеятельность в нем базируется на принципе координации (в отличие от государственного аппарата, который построен на основе принципа субординации);
- многоукладность экономики;
- легитимность и демократический характер власти;
- правовое государство;
- сильная социальная политика государства, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.
Социальное государство – тип государства, которое провозглашает, берется и способно осуществлять политику, направленную на подлинное обеспечение всего комплекса прав гражданина, и прежде всего социальных. Словом «социальное» подчеркивается именно то обстоятельство, что такое государство призвано осуществлять политику, направленную на обеспечение блага всех своих граждан, поддержку социально слабых групп населения, на утверждение в обществе социальной справедливости.
Методические указания к выполнению семинарских занятий.
1. Государство как ядро политической системы общества.
2. Понятие гражданского общества, его структура. Формирование гражданского общества в Казахстане.
3. Понятие правового государства и его отличительные признаки. Социальное государство и его эволюция.
Литература.
1.Вебер М.Избранные произведения.М.,1991.
2. Гомеров И.Н. Государство и государственная власть. М.,2002.
3. Козлихин И.Ю.Право и политика. СПб., 1999.
4. Козлихин И.Ю.Идея правового государства: история и современность.СПб.,1993.
5. Конституция Республики Казахстан. Алматы, 2004.
6. Рудковский В.А. Понятие государства. Волгоград, 2002.
7. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.,1992.
При рассмотрении первого вопроса покажите различные подходы, теории, которые по-своему объясняют причины появления государства. На протяжении длительного периода истории вопросы государства, власти объяснялись с точки зрения божественного происхождения. Объясните почему? Особое внимание заслуживает теория общественного договора, получившая развитие у многих мыслителей эпохи Возрождения и Нового времени (Д.Локк,Т.Гоббс,Ж.-Ж. Руссо, Г.Гроций).
Покажите основные признаки государства, что отличает этот политический институт от других. Рассмотрите функции государства и как на практике происходит реализация этих функций.
Рассмотрите формы государства (монархия, республика), от которых зависит сама политическая жизнь в обществе, устойчивость государственных институтов.
В чем заключается сущность идеи разделения государственной власти? Покажите как эти идеи осуществляются в жизни? Какими государственными органами по Конституции РК представлены эти ветви власти? Как на практике действует система сдержек и противовесов во власти? Покажите на примере более цивилизованных стран действие принципа разделения государственной власти.
При рассмотрении второго вопроса необходимо отметить, что понятие «гражданское общество» своими корнями восходит к мыслителям Древней Греции и Рима.
Но в своем подлинном виде гражданское общество, как и правовое общество, появляется в условиях развития буржуазного общества, что в большей степени было связано с возникновением самостоятельных ассоциаций людей (религиозных и политических,корпораций, купеческих гильдий, позже- кооперативов, профсоюзов, партий и т.д.), призванных защищать их групповые и индивидуальные интересы, права и свободы.
Рассматривая структуру гражданского общества покажите место и роль следующих элементов:
- негосударственные социально-экономические отношения и институты (собственность, труд, предпринимательство);
- совокупность независимых от государства производителей (частные фирмы и т.п.);
- общественные объединения и организации;
- политические партии и движения;
- сфера воспитания и негосударственного образования;
- система негосударственных средств массовой информации;
- семья;
- мечеть (церковь).
Покажите основные функции гражданского общества.
Рассматривая проблему становления гражданского общества в нашей стране, покажите как происходит это в экономической сфере, политической жизни, в развитии средств массовой информации и т.д.
При рассмотрении третьего вопроса покажите как происходило зарождение и развитие идеи правового государства в трудах древних мыслителей Древней Греции и Рима. Основным итогом их высказываний была идея о разумности и справедливости такой политической формы общественной жизни людей, когда в государстве господствует право.
Покажите основное содержание целостной концепции правового государства, сложившейся уже в условиях буржуазного общества Рассмотрите взгляды прогрессивных мыслителей Запада- Г.Гроция, Дж.Локка, Б.Спинозы, Ш.Монтескье, Т.Джефферсона и др. по проблемам правового государства.
Идеи Локка, Монтескье и других представителей политической мысли оказали прямое влияние на создание конституционного законодательства. Это отчетливо проявилось, например, в конституции США 1787 года, во французской «Декларации прав человека и гражданина» 1789 года, целом ряде других правовых актов. Покажите какие идеи вошли в эти документы.
Рассматривая вопрос о критериях правового государства, покажите на каких принципах зиждется правовое государство.
Если говорить о становлении правового государства в Казахстане, то следует отметить, что наша страна, как и другие бывшие советские республики, совсем недавно порвавшие с тоталитарным режимом,несет на себе печать этого общества, а оно ориентировано прежде всего на государство, а не на общество и личность.
Вам необходимо очень внимательно изучить второй раздел Конституции РК, который называется «Человек и гражданин». Покажите,как реализуются на практике наши права и свободы? Как мы выполняем свои обязанности?
В этом вопросе необходимо остановиться и на характеристике социального государства, которое является связующим звеном между правовым государством и гражданским обществом, это государство, ориентированное на личность, обеспечение достойных условий жизни. В конституции какой страны впервые введено понятие «социальное» государство? Покажите какие социальные проблемы уже решаются сегодня в ведущих странах Запада, а какие остаются нерешенными.
Прежде чем говорить о взаимосвязи государства и гражданского общества, необходимо определиться, что такое гражданское общество. Чем оно отличается от любых других видов социума? В гражданском обществе без каких-либо исключений обеспечиваются права и свободы людей. Государство в этом процессе играет ключевую роль, так как именно оно - гарант благополучия своих жителей. Современная демократически избранная власть не может довлеть над людьми. Она не мешает социуму жить в режиме самоуправления.
Сходства и различия
Настоящее гражданское общество и государство, кратко говоря, не могут сосуществовать без плюрализма мнений. Свобода слова является важным атрибутом этой взаимосвязи. В то же время между гражданским обществом и государством есть множество различий.
Фундаментальной характеристикой властного аппарата является субординация - правило подчинения чиновников друг другу согласно номенклатурной лестнице. же основывается на принципе вольной координации. Люди внутри этой системы находятся на равных позициях. Их сотрудничество начинается благодаря одинаковым устремлениям и собственному желанию.
Общая природа
Государство не может существовать без общества, из которого и выделяется. Люди, живущие вместе, нуждаются в определенной политической организации и суверенной власти. Она необходима для защиты общих интересов. Именно на этом принципе основывается взаимосвязь между такими структурами, как гражданское общество и государство. Кратко об их «соседстве» рассуждали еще античные философы. Например, мыслители Древней Греции строили разные теории о природе политической власти.
В первую очередь государство состоит из населения, то есть человеческого общества. Его также можно назвать народом. Однако между этими двумя терминами есть некоторая разница. Народ - это крупная социальная группа, у членов которой есть общие культурные черты и историческое сознание. Люди одной нации, как правило, противопоставляют себя представителям других этносов. Сегодня на территории многих государств проживает по несколько народов. При всех их различиях на них в одинаковой степени распространяется политическая власть. Взаимосвязь гражданского общества и государства, кратко говоря, должна исключать возможность возникновения конфликтов между народами, живущими в одном «доме».
Зарождение гражданского общества
На протяжении многих столетий параллельно развивались гражданское общество и государство. Кратко описать эту эволюцию можно следующим образом.
На начальном этапе происходило складывание предпосылок для появления гражданского общества. Сперва в виде теоретической идеи. Термин «гражданское общество» появился в XVIII веке. Причем исследователи того времени использовали данную формулировку в несколько ином, чем сегодня, смысле. Например, в 1767 году шотландский философ Адам Фергюсон называл гражданское общество основным признаком европейской цивилизации вообще.
Этот пример показывает важную характеристику сознания жителей Старого Света той эпохи. В античности, Средневековье и вплоть до XIX века люди считали, что нет таких отличий, которые бы имели между собой гражданское общество и государство. Кратко объяснить эту логику можно мыслью о том, что население не признавалось самостоятельным. Еще не было сформировано демократических институтов, инструментов саморегулирования. Люди всегда смотрели на власть как на богом данное естественное и ничем неограниченное право монархов. Пойти против этого принципа и оспаривать его считалось если не преступлением, то глупостью.
Научный взгляд
Сегодняшнее понятие гражданского общества появилось благодаря трудам Фрэнсиса Бэкона, Томаса Гоббса, Джона Локка, Жан-Жака Руссо, Шарля Монтескье и некоторых других мыслителей. В XVIII веке начался этап зарождения первых современных демократий. Именно борьба с абсолютными монархиями дала толчок к осмыслению перемен в европейском социуме.
Постепенно гуманитарная наука смогла сформулировать принцип, согласно которому взаимодействуют (кратко описать его можно как «общественный договор»). Власть и люди нуждаются в неких установках, «правилах игры», регулирующих их отношения. Гражданское общество появляется в тот момент, когда политическая система признает право человека на свободу, подчеркивает важность его частной собственности, экономической самостоятельности. Независимая личность - вот вокруг чего строится самый прогрессивный социум. Без нее невозможен рост благополучия и стабильность.
Связывающее законодательство
В каких еще сферах проявляется взаимодействие гражданского общества и государства? Кратко говоря о точках их пересечения, нельзя не упомянуть законодательную сторону этого вопроса. Основы общественной и государственной жизни зафиксированы в Конституции. Этот главный закон является правовой моделью социума. С помощью конституции граждане могут защищать свои интересы в случае конфликтов и спорных ситуаций. Исполнение установленных норм помогает утвердить в обществе твердый и эффективный правовой порядок.
Конституция - главный закон, однако помимо нее есть еще множество других законов. Все вместе они делятся на несколько групп, регулирующих определенную сферу жизни общества. Также существуют помогающие внести ясность в каждом конкретном случае их правоприменения.
Судебный фактор
Независимый суд - еще один инструмент, который определяет соотношение правового государства и гражданского общества. Кратко о его влиянии необходимо упомянуть хотя бы потому, что именно с его помощью люди могут добиться исполнения законов.
Суд - главный проводник Конституции. И если сам ее документ является лишь декларацией, то с помощью состязательного процесса общество претворяет эти писаные принципы в жизнь.
Защита общественных интересов
Для функционирования эффективной политической модели необходима взаимная ответственность, с которой друг к другу должны относиться гражданское общество и государство. Философия кратко и вместе с тем емко ответила на вопрос о том, в каком формате должны существовать эти отношения.
Государство берет на себя ответственность защищать всех своих граждан. Главным инструментом, корректирующим поведение власти, является закон. Он исключает административный произвол и не дает государству уничтожить независимое гражданское общество.
Разделение властей
Государственная деятельность делится на несколько видов: исполнительную, судебную и законодательную. Автором этой концепции стал Монтескье. Формулируя свою эпохальную теорию в книге «О духе законов», он опирался на изыскания своих не менее знаменитых предшественников: Аристотеля, Платона и Локка. Принцип разделения властей стал фундаментом для Декларации прав человека, принятой во Франции в 1879 году.
Применение этой модели - лучший пример того, как вместе уживаются государство, право и гражданское общество. Кратко описать эту взаимосвязь можно на примере парламента - органа законодательной власти. В правовом государстве он независим от президента и принимает самостоятельные решения. Таким образом, эти два института представляют собой противовес друг для друга. Также к ним прилагается независимый суд. Данная триада рождает баланс интересов. Ни одна сила не сможет установить диктатуру и навязать свое мнение остальным. Так соблюдаются права и свободы всех жителей страны, ведь и президент, и парламент избираются людьми. Таким образом осуществляется принцип народного представительства. Принимая решения, депутаты на самом деле лишь претворяют в жизнь чаяния своих избирателей. Так гражданское общество влияет на жизнь в стране, делает ее лучше и удобнее. Если же парламент или президент нарушают права людей, те могут обратиться в суд и, опять-таки, защитить свои интересы с помощью легитимного инструментария.