Как понять нужен ли ребенку репетитор. А нужен ли репетитор вообще? (Мнение репетитора). Как отличить хорошего репетитора от «вымогателя»

Сама я подрабатываю репетитором с 2009-го года. Именно подрабатываю, а не работаю. Я считаю, что, когда репетиторство становится бизнесом, поиск учеников перерастает в погоню за ними, и педагог-предприниматель просто набирает побольше клиентов - неважно, нужны ли им на самом деле дополнительные занятия или нет.

Я сдавала ЕГЭ по русскому языку, литературе, английскому, физике и математике. И ко всем этим предметам я готовилась сама (школа проводила дополнительные - бесплатные - занятия по физике и английскому). Все эти предметы сдала на 80+. Именно поэтому к репетиторам и репетиторству я отношусь критически.

На мой взгляд, у репетиторства есть один огромный минус: репетиторство атрофирует в ученике способность к самоорганизации. Когда каждую неделю к ребёнку приходит человек, который продумывает за него программу, домашние задания, упражнения на уроке, тогда школьнику просто не нужно будет задумываться о распоряжении своим временем. За него это делают другие люди.
Но что происходит потом? Школьник сдаёт ЕГЭ, поступает в вуз, а там его уже никто не будет "пасти". Такой студент не умеет методично готовиться к экзаменам, вовремя читать необходимую литературу, делать задания. И получается, что к первой сессии он подходит с комом долгов. Таким образом репетитор оказывает медвежью услугу своему ученику.

Если у ребёнка нет серьёзных трудностей по предмету, он в состоянии самостоятельно подготовиться к экзаменам. Человек должен учиться ставить цели и расписывать стратегию достижения этих целей. Иначе в жизни после школы ему просто не выжить. Ребёнок должен чувствовать, что именно на нём лежит ответственность за свою успеваемость, за качество усвоения знаний. Репетиторы попросту перебивают в ученике это чувство ответственности. Именно поэтому меня раздражают семьи, где считается, что раз наняли репетитора, то с него теперь и спрос за результаты школьника; что сам факт наличия репетитора является залогом успеха.

Я, когда вижу, что ученик и без меня способен хорошо заниматься, провожу беседу с родителями и объясняю, что репетиторство для них излишне. Но в большинстве случаев они относятся к моим словам с недоверием. С репетитором им спокойнее.
Особенно не люблю я случаи, когда родители нанимают репетитора с целью "помощи с домашними заданиями, с освоением программы". Да почему, собственно, над ребёнком постоянно должен нависать контролирующий человек? Ну не хочет он учить литературу, ну не тянет он на пятёрку по русскому - да и бог с ним! Категорически не понимаю родителей, которые приглашают репетиторов к школьникам 1-8 класса. Зачем в промежуточном звене вообще какое-то натаскивание? Пусть ребёнок учится, как учится: не все же должны быть отличниками!

С другой стороны, бывают случаи, когда дополнительные занятия действительно необходимы. Была у меня девочка с дислексией, второй класс... Мучилась я, мучилась, но в итоге убедила родителей, что им нужен не репетитор по русскому, а квалифицированный логопед. Послушались, слава богу! Потом был ещё мальчик с синдромом дефицита внимания. Тоже сдала его специалисту с психологическим образованием. Потому что, собственно, в русском языке и литературе проблем у него не было. Были ребята на домашнем обучении и экстернате: да, за ними нужен контроль.
Репетитор не помешает во время подготовки к олимпиадам, к дополнительным вступительным испытаниям. Но не больше. Ведь и здесь - в случае, если школьник хочет углубить свои знания по предмету, - он в состоянии самостоятельно добраться до дополнительной информации. Я не хвастаюсь, конечно, но к концу 9-го класса я уже успела освоить всю школьную программу математики и добралась до аналитической геометрии и линейной алгебры. Сама, сама. Просто было очень интересно. Но вот репетитора, который бы подготовил меня к олимпиадам, не было. Поэтому и выдающихся результатов не оказалось.
Так что - мой вывод - репетитор хорош только для решения точечных задач, а в остальном пусть ребёнок сам учится справляться с трудностями, потому что во взрослой жизни никто не будет с ним нянчиться.

Многие родители заботятся о том, чтобы их ребенок получил качественные и разносторонние знания. Это поможет ему поступить в высшее учебное заведение на выбранную специальность. Школа не всегда способна дать ученику знания в необходимом объеме – требования зачастую выше. Поэтому встает вопрос о репетиторе. Это чревато значительными расходами, но при верном выборе специалиста значительно увеличивает шансы ребенка учиться в будущем именно там, где бы ему хотелось. Как выбрать репетитора, занятия с которым действительно принесут результат? И нужен ли он только перед поступлением в вуз?

Нужен ли репетитор ребенку

Многие семьи задумываются о найме репетитора тогда, когда ребенок учится в старших классах школы. Ведь оглянуться не успеешь, как школьник превратится в абитуриента. Но бывают ситуации, когда репетитор требуется ребенку гораздо раньше. Как понять, нужен ли репетитор ребенку именно в вашем случае? Например, если ваше чадо учится в начальных классах?

Помощь репетитора требуется ребенку, как правило, в трех основных случаях:

  • чадо плохо справляется с тем или иным школьным предметом;
  • ребенок в некоторых сферах развит лучше, чем его сверстники; у него есть талант к каким-то определенным дисциплинам, и ему уже мало информации, которую он получает в рамках школьной программы;
  • школьник через пару лет будет поступать в вуз.

Плохая успеваемость по тому или иному предмету может быть обусловлена или интереса к предмету (что зачастую также зависит от учителя), а также непониманием получаемой информации. В этом случае имеет смысл обратиться за помощью к репетитору. Ведь если ребенок не понимает предмет уже на начальных стадиях, то и дальше у него будут с ним проблемы.

Ваше чадо испытывает интерес к какой-то определенной дисциплине и стремится узнать больше, чем ему предлагается усвоить в школе? Такой интерес нуждается в поощрении. Например, если чадо демонстрирует способности к иностранным языкам, то репетитор по английскому для ребенка не помешает. Конечно, школьник может получать нужную ему информацию и самостоятельно, но результат повысится, если в процессе будет участвовать опытный педагог. Во-первых, учитывая способности своего подопечного, репетитор сможет правильно направить ученика. Во-вторых, обладая немалым опытом, он способен рассказать ребенку немало интересного о возможностях применения способностей и знаний в будущем. Другими словами, может поспособствовать выбору ребенком профессии.

В двух вышеописанных случаях нанимать репетитора можно тогда, когда вы чувствуете в этом необходимость. То есть не ждать, когда ребенок станет учеником старших классов. Ведь он нуждается в помощи уже сейчас.

А если вы хотите повысить шансы своего чада на успешное поступление в вуз, то позаботьтесь о найме репетитора заранее. Искать его за пару месяцев до выпуска – не лучшая идея. Оптимальное время начала занятий с репетитором – девятый-десятый класс.

Важно, чтобы ребенок не был против занятий с репетитором. В противном случае вряд ли будет положительный результат, каким бы опытным ни был педагог.

Как найти репетитора для ребенка

Итак, вы пришли к мнению, что репетитор для ребенка необходим. Как его правильно выбрать и где искать?

На самом деле не имеет значение, где вы найдете специалиста. Считается, что если обращаться в специализированное агентство, то репетитор будет хорошим, а если выбрать его по объявлению в газете, то непременно плохим. На самом деле это не так. Педагог, которого вам подберет агентство, может вас чем-то не устроить. И, наоборот, иногда по объявлениям отыскиваются настоящие мастера своего дела. Можно ориентироваться на рекомендации знакомых, но это не всегда гарантия того, что вы будете довольны репетитором, которого вам посоветовали. Ведь потребности и ожидания у всех разные.

Также репетитор должен обязательно учитывать индивидуальные особенности своего ученика. Если ребенок допускает ошибки, то его наставник должен понять, почему так происходит, в чем кроется причина непонимания школьником материала, и решить эти проблемы.

Деятельность педагога должна быть направлена на определенную возрастную группу. Ведь к школьникам разного возраста и подход должен быть разный. И вряд ли один человек, даже самый талантливый и опытный, способен охватить все возрастные группы сразу. Поэтому если репетитор для ребенка начальных классов готов заниматься со старшеклассником – это повод задуматься.

Это же касается и «разносторонности» педагога. Он обещает «подтянуть» ребенка по сразу нескольким предметам, кардинально отличающимся друг от друга? Например, по математике, русскому языку и истории одновременно. Вряд ли такой человек обладает исключительными знаниями по каждому из этих предметов. А «по верхам» вы и сами сможете помочь своему ребенку.

И самое главное – педагог должен нравиться вашему чаду. Опытный репетитор, как правило, способен найти подход практически к любому ребенку.

Некоторые родители из соображений экономии нанимают в качестве репетиторов студентов. Есть ли в этом смысл? С одной стороны, студент – это недавний абитуриент. Поэтому он знает, что требуется при поступлении в конкретный вуз. С другой стороны, у него вряд ли богатый опыт работы с детьми и хватает педагогических навыков. И, наконец, настоящий опытный профессионал способен не только дать вашему ребенку знания, но и подсказать, как и куда лучше поступать, посоветовать какие-то курсы, конкурсы, олимпиады. Может, ваш ребенок мечтает учиться за границей, но у вас нет для этого достаточного количества денег? Немалое количество предлагают возможности бесплатного обучения, к тому же существуют различные фонды, помогающие одаренным детям. И опытный специалист всегда подскажет, как вам необходимо действовать, чтобы обеспечить ребенку качественное образование.

«Быть или не быть…» Слова из известного монолога шекспировского Гамлета нередко всплывают в памяти многих, если не сказать, практически всех родителей с наступлением нового учебного года. Действительно, когда после долгих каникул домашние видят в дневнике своего отдохнувшего и повеселевшего за лето чада совсем не те оценки, которых ожидали, они начинают задумываться, не пригласить ли репетитора. Так нужен ли репетитор ребенку?

Конечно, репетиторство - распространенное явление современной жизни. Но оно имеет как положительные, так и крайне отрицательные стороны.

В положительном смысле репетиторство можно рассматривать в определенных случаях. Например, когда нужно «сомкнуть ножницы в программе», то есть помочь ребенку быстро и в сжатой форме освоить пропущенный учебный материал. Обычно подобные ситуации возникают при переезде из одного города в другой, при смене учебного заведения или же после продолжительной болезни, в течение которой ребенок не мог полноценно учиться. В подобных случаях вполне уместно прибегнуть к помощи репетитора. Однако следует помнить, что репетитор в таком случае приглашается на определенное время (скажем, на один месяц или на одну четверть) и для решения вполне конкретной задачи: наверстать упущенное, разъяснить несколько тем по тому или иному предмету. В дальнейшем, когда поставленная задача выполнена, с репетитором лучше расстаться. Это важно сделать, если мы не хотим выработать у ребенка определенную зависимость.

Дело в том, что «подводных камней», то есть отрицательных моментов, у репетиторства немало. И если они не всегда заметны для родителей, то всегда очевидны для постоянно работающих с ребенком учителей. Бывает, что к услугам репетитора начинают прибегать чуть ли не с начальных классов. Как правило, сначала это бывает один предмет, например, английский язык. Проходит несколько занятий - оценки по английскому выправляются, но тут начинает «западать» математика - появляется репетитор по математике. Далее - то же самое происходит с русским, в последующих классах - с физикой, химией и так далее. Ребенок «обрастает» репетиторами, как снежный ком. Но ожидаемых результатов нет.

Почему так происходит? Прежде всего, потому, что регулярные занятия с репетитором парализуют самостоятельность ребенка, развивают безответственность и потребительское отношение к жизни. В самом деле, зачем на уроке работать, слушать, пытаться понять, записывать, спрашивать, если после урока придет Мариванна и «разжует» пройденный им материал. Да, именно тот учебный материал, мимо которого он «прошел» в школе. Ведь, имея репетитора, можно расслабиться, развлечься с телефоном, поболтать с соседом по парте. А раз валял дурака на одном уроке, скажем, на английском, то и на следующем за ним, скажем, на математике, сосредоточиться трудно. Полученные двойки уже не пугают. Их дома легко объяснить. Стоит сказать волшебные слова: «Не понял» - и добросовестные родители бросаются на поиски следующего репетитора. Проходит месяц, другой, третий - и график учебной работы у такого школьника постепенно смещается на вторую половину дня - на посещение репетиторов. Естественно, что время школьных уроков теперь уже с полным моральным правом - расходуется по собственному усмотрению. И справедливого родительского гнева можно не страшиться: ребенок устает, ведь после школы - еще и репетиторы.

Кроме того, существует еще одна - и, похоже, более серьезная опасность. С появлением репетитора (или репетиторов) у многих детей развивается самая настоящая психологическая зависимость. Привыкнув к тому, что рядом постоянно сидит человек-помощник, они становятся абсолютно беспомощными, когда остаются один на один с заданием на контрольной. Ребенок растерян, не может понять смысл задания, волнуется, не может справиться с элементарным примером. И это мы видим сплошь и рядом - не только в младших классах, но и в среднем, и даже в старшем звене. Перед нами предстает этакий инфантил, боящийся любых вопросов и проверок, и не то что заданий повышенного уровня сложности или олимпиадного уровня, а так называемых базовых. К тому же неуверенный в себе, мнительный, ищущий в любом вопросе какой-то подвох. Более того - не приученный брать на себя ответственность ни за свои оценки, ни за свои знания, ни за свое будущее. В нем - часто даже к старшим классам - так и остается несформированным сознание того, что трудности в получении знаний (или хотя бы оценок) - это его проблема, а не родителей, не учителей и не директора школы.

Есть и еще одна опасность в репетиторстве. Репетитор может оказаться просто-напросто некомпетентным, будь то онлайн-курсы для школьников или домашний педагог. Прекрасно зная сам предмет, он может не владеть специальными технологиями подготовки, скажем, к ЕГЭ или ОГЭ. А в этом деле достаточно много маленьких, но неприятных сюрпризов, вроде нестандартной формулировки вопросов и не совсем корректных заданий. Или же репетитор может оказаться не совсем порядочным человеком. Ведь он, в конечном счете, заинтересован не в результате: чем дольше длятся трудности в обучении ребенка, тем дольше есть необходимость в его услугах.

Каков же вывод? Он очевиден. Если вы пригласили к ребенку репетитора, это вовсе не означает, что можно успокоиться: теперь-де все будет хорошо. Не будет. Ситуацию с учебой в школе (а бывает, что и далее) надо держать под контролем постоянно. И лично. По крайней мере, до тех пор, пока у ученика не появится осознанное отношение к процессу учебы, пока у него не выработается ответственность за свои учебные результаты. И чем скорее это произойдет, тем лучше будет для всех: для родителей, для учителей, а главное - для самого ребенка.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

… имейте хороших и способных учителей в доме, затраты на них никогда не будут слишком велики…
Марк Аврелий

Немногие задумываются о том, что частное репетиторство является очень древней практикой. Наверняка, каждый студент философии знает, что Сократ был наставником Платона, который, в свою очередь, обучал Аристотеля, а Аристотель был учителем молодого Александра Македонского. Из цитаты императорского философа Марка Аврелия очевидно, что римляне также ценили частное обучение, как и греки. На протяжении многих веков репетиторство является самым эффективным способом поддерживать обучение ребенка, привлекая не только академического специалиста, но также наставника и ролевую модель в одном лице.

Определенно, в наши дни репетиторство также популярно, как и два тысячелетия назад. По данным различных источников, около четверти детей Великобритании занимаются с репетиторами на каком-либо этапе обучения. Большинство детей пользуются услугами репетиторов в преддверии важных тестов или вступительных экзаменов в школы и университеты, а также итоговых экзаменов GCSE и A Levels. Несмотря на такие данные, достаточно и критики в адрес репетиторства. Многие родители задумаются о том, зачем им инвестировать еще больше в индивидуальное обучение, когда они уже тратят достаточно денег на дорогостоящие частные школы. Под сомнение уроки репетитора также ставит нынешняя загруженность детей, помимо уроков также нужно заниматься спортом, музыкой, в драматическом или других кружках.

Тогда как репетиторство может быть просто фантастическим ресурсом для многих детей, помогая им не только академически, но и развивая уверенность в себе, вдохновляя их на успехи и снижая уровни стресса при огромной загруженности, оно подходит не всем детям. В некоторых случаях оно может пагубно отразиться на успеваемости ребенка, особенно, если у него элементарно нет времени просто, чтобы отдохнуть и расслабиться.

Учитывая огромное количество как положительных отзывов, так и критики, родителям может быть действительно сложно решить, стоит ли им привлекать специалиста или обойтись имеющейся школьной программой и ресурсами. В помощь таким родителям мы решили проанализировать все плюсы и минусы и выделили основные причины за и против.

Аргументы «за»

Для начала, давайте рассмотрим 5 причин, по которым репетитор может оказаться очень полезным для ребенка:

Чтобы предотвратить или остановить отставание от школьной программы

Один из ключевых аргументов в пользу репетиторства является то, что индивидуальный подход к ребенку в школе — задача практически невыполнимая. Поэтому, если методы преподавания не соответствуют скорости усваивания материала ребенка, если навыки чтения и письма развиваются слишком медленно — школа вряд ли сумеет помочь с подобными проблемами. В некоторых случаях, при особенно сложной программе, могут начать отставать даже самые способные дети. Один пробел в знаниях ведет за собой другой пробел, и такая растущая проблема становится похожей на снежный ком и может в какой-то момент стать катастрофической, особенно если это произойдет в начальной школе. Отставание также ведет за собой целую плеяду психологических проблем в виде апатии, равнодушия, плохого поведения и обид. Дополнительная проблема заключается в том, что в западных школах, например, при плохой успеваемости ребенок попадает в группу («сет») детей с таким же низким уровнем успеваемости и отсутствием интереса к учебе, что создает своего рода порочный круг.

Порой единственным выходом в этом случае является привлечение индивидуального преподавателя. Грамотный специалист сможет за короткое время выделить проблемные моменты в процессе обучения, поможет заполнить имеющиеся пробелы и предотвратить новые. Такая «скорая помощь» может включать, как и стандартное повторение и объяснение прошлых и нынешних тем, так и подбор правильной литературы для дополнительного чте-ния или разработку индивидуальных правил повторения, запоминания и т.д.

Как понять, что ваш ребенок начал отставать от программы? Если ваш учитель уже несколько раз сообщил, что домашняя работа была выполнена неудовлетворительно или ребенок начал сам жаловаться на трудности с темами в классе, стоит присмотреться к его потребностям внимательнее — скорее всего, ему требуется дополнительная поддержка.

Чтобы оказать ребенку профессиональную помощь при подготовке к вступительным экзаменам

Другой основной причиной привлечения репетитора является подготовка к вступительным тестированиям, экзаменам и интервью в топовые школы и вузы, конкурс в которые порой исчисляется даже десятками кандидатов на одно место. Чтобы получить это заветное место, к сожалению, недостаточно быть просто «сильным», умным и успешным учеником, важную долю успеха составляет знание так называемой «экзаменационной техники». Так, например, в работе с текстами нужно будет и провести грамотный анализ, и провести параллели, и правильно структурировать свой ответ. Все это в ограниченное количество времени и в стрессовой атмосфере.

Опытный преподаватель имеет за плечами сотни и даже тысячи часов занятий с такими кандидатами — он вооружит вашего ребенка набором техник и методов, которые помогут ему сэкономить время и получить дополнительные баллы, предоставив ответы, которые соответствуют самым взыскательным ожиданиям приемной комиссии.

Помимо этого, такой специалист прекрасно осведомлен о литературе, которая поможет в подготовке и может посоветовать нужный учебник или сборник упражнений, подробно расскажет о регистрационном процессе, требованиях, сроках и о секретах успеха тех его учеников, которые поступили в вашу желаемую школу, которых он подготовил. У него наверняка имеется сеть контактов, которые также могут помочь вам в процессе поступления своими консультациями и советами. В таких случаях репетитор-специалист по подготовке к вступительным экзаменам станет неоценимым помощником не только самим детям, но и родителям.

Чтобы обеспечить ребенку персонального наставника

Мы уже затронули этот аспект ранее – репетитор является не просто учителем, который диктует правила или механически решает задачи вместе с вашим ребенком, это человек, который не понаслышке знает обо всех проблемах, с которыми сталкивается ваш ребенок. Хороший репетитор окончил престижные школу и университет – он сам проходил через огромную академическую нагрузку, знает о тайм-менеджменте, дисциплине и важности позитивного настроя. Занятия – это также и персональные отношения, дружелюбный репетитор, который искренне заботится об успехе вашего ребенка, всегда поддержит его советом или ободряющей историей, расскажет о своем опыте, научит его какого-нибудь трюку или «примочке», которой он может впечатлить учителей и одноклассников. В лице такого учителя ребенок получит живой пример, ролевую модель и «ментора», который будет говорить с ним на одном языке.

Чтобы просто облегчить жизнь и сберечь нервы

Это общеизвестный факт, что дети спорят со своими родителями, что, конечно же, не может не расстраивать. Несмотря на это, подобные споры принципиально важны для развития ребенка, поскольку это демонстрирует их индивидуальность и стремление быть независимыми. Порой трения возникают, когда от ребенка требуется, например, сделать что-то дополнительно к домашнему заданию или читать в дополнение к основной программе.

В таких случаях может помочь репетитор, который избавит от многих неприятных ситуаций. Да, возможно перед приходом учителя у ребенка возникнут возражения, но редкий ребенок будет так же яростно протестовать перед посторонним человеком, коим является репетитор. Проще говоря, учитель нейтрализует давление, а вы, вместо уговоров и криков с учебниками в руках, сможете наслаждаться спокойным общением с ребенком. Немаловажным преимуществом является также и то, что имея такого помощника, вы будете уверены, что вся домашняя работа будет выполнена ребенком в срок и без ненужных хлопот и стресса – это важно любому занятому родителю.

Чтобы поднять академические интересы вашего ребенка на новый уровень и помочь определиться с профессией

Мы уже обсудили выше роль репетитора и отметили, что роль эта не ограничивается лишь обучением. В некоторых ситуациях он может предоставить ребенку информацию, которую он не получит от школьного учителя поскольку его не ограничивают рамки школьной программы. Если ваш ребенок хочет по-настоящему изучить свой предмет, репетитор — тот самый человек, который может в этом помочь, правильно направляя ребенка. Например, ваш ребенок проявляет интерес к физике и астрономии — почему бы не нанять ему учителя астрофизики, который проводит исследования в этой теме? Если ваше чадо без ума от произведений Джейн Остин, почему бы не организовать ему встречу, посвященную литературе 19 века с выпускником Кембриджа по английской литературе? Если вы видите в нем такие интересы, их нужно обязательно поощрять и вдохновлять, возможно, вы растите следующего Нобелевского лауреата или обладателя Пулитцеровской премии.

Аргументы «против»

Получился довольно убедительный список причин за, не правда ли? Однако есть и причины против — почему занятия с репетитором могут быть не самой лучшей идеей?

У вашего ребенка отсутствуют базовые привычки и режим для эффективного обучения

Любой, кто когда-либо страдал от бессонницы, знаком с термином «гигиена сна». Наличие хорошей гигиены сна означает своевременное выключение телевизора, поддержку правильной температуры в спальной комнате и использование спальни строго по назначению, не устраивая из нее домашний офис, например.

Помимо гигиены сна, существует также и гигиена образования, когда родители тщательно следят за факторами, которыми могут влиять на работоспособность ребенка в школе. Регулярные приемы пищи и полноценный, качественный сон крайне необходимы для хорошей академической успеваемости ребенка; ребенок просто не способен хорошо заниматься, если он испытывает чувство голода, усталости или даже истощения. Важен режим дня, выполнять домашнюю работу желательно в одно и то же время каждый день. Если ребенок растет в билингвальной среде, нужно обеспечить ему оптимальную среду для восприятия обоих языков — решить, на каком языке слушать радио по утрам или смотреть телепередачи, а также настраивать электронные гаджеты на желаемый язык. Никакой репетитор не сможет помочь, если детям не читают и если они не читают сами вообще — в этом случае роль родителей заключается в том, чтобы выделить определённое время для занятий с ребенком ежедневно и обеспечить основу непосредственно академических занятий.

Если вы задумались о занятиях с репетитором, спросите себя — что можно сделать для того, чтобы самому исправить ситуацию? Быть может, если вы организуете строгий режим и распорядок дома с чтением по вечерам и решением математических задач по утрам, эти проблемы решатся сами собой без вложения каких-либо дополнительных денег.

Ваш ребенок недостаточно отдыхает и не поощряется

С учетом сильной нагрузки и стремлением родителей устроить детей в хорошие школы и университеты, им, конечно, можно простить чувство беспокойства за успеваемость своих чад. В то же время очень важно не перегружать детей – можно окружить ребенка учебниками и учителями, но его уставший мозг просто не воспринимает такие объемы информации. Многочисленные исследования показывают, насколько важно свободное время и игры для правильного умственного развития ребенка, и порой лучший способ помочь ребенку — попросить их заниматься чуть меньше, а не наоборот. Плохое поведение и низкие оценки в школе могут быть показателем усталости, а не признаком отсутствия способностей или несносного характера поэтому любой родитель, который подумывает о репетиторстве, должен задуматься – возможно, ему нужно немного «настоящего детства» и побольше свободного времени для игр и забав. Отдохнув, ваш ребенок будет готов к покорению новых вершин.

Также очень важно, чтобы родители всячески поощряли своих детей за хорошую работу в школе и любые, даже самые маленькие успехи. С помощью таких положительных стимулов вы только мотивируете их на дальнейшие усилия и успехи. При этом шантаж и угрозы, особенно в агрессивной форме, могут иметь обратный эффект.

Ваш ребенок еще слишком мал

Учитывая тот факт, что в некоторых школах Лондона введены экзамены 4+, у многих молодых семей может возникнуть соблазн начать готовиться с репетиторами к вступительным испытаниям с раннего возраста, даже в три года. Однако, с педагогической точки зрения, попытка слишком рано подтолкнуть ребенка к академическому развитию аналогична попытке заставить ваш автомобиль ехать с большей скоростью, добавив 10 дополнительных колес. Для развития когнитивных навыков и моторики детям важно играть, поэтому они не будут реагировать на большой объем информации в столь раннем возрасте. Даже когда они более осознанно будут подходить к обучению в возрасте 5-6 лет, преподавание должно вовлекать физическую деятельность — вместо изучения математики с ручкой и тетрадкой, гораздо эффективнее собирать лего или выполнять какие-то другие физические головоломки.

В целом, обучение маленьких детей всегда должно сопровождаться игрой, и если вы собираетесь нанять репетитора для занятий с вашим четырехлетним ребенком, им необходимо это понять (удостоверьтесь, что у них имеется опыт работы именно с этой возрастной категорией). Нет ничего плохого в поиске репетитора, гувернанта или няни, которые будут проводить подобные обучающие игры, но родителям все же не стоит питать больших иллюзий на то, что их ребенок обязательно достигнет больших высот в столь юном возрасте. Вся их дальнейшая школьная и университетская жизнь будет состоять из взлетов и падений, поэтому пусть дети играют, пока это возможно.

Нужен ли ребенку репетитор?

В жизни каждого родителя однажды может встать вопрос: «Нужны ли моему ребенку дополнительные занятия?». И многие склоняются к мнению, что даже при хорошей успеваемости частные уроки с репетитором для ученика не будут лишними.

В каких случаях необходимо заниматься с репетитором?

Частные занятия с квалифицированным педагогом – это масса дополнительных возможностей и умений для любого человека, это то, что делает его на уровень выше его сверстников и помогает с успехом бороться с конкуренцией за место под солнцем.

Существует ряд преимуществ занятий с преподавателем:

  • Индивидуальный подход. Каждый ученик усваивает учебный материал по-разному – для того, чтобы понять тему, кому-то достаточно ее прослушать, кому-то записать конспект, а кому-то еще и прочесть его раз десять. Именно поэтому важно, чтобы частный педагог умел найти верный способ преподавания для вашего ребенка.
  • Свободное выражение мыслей. Бывают дети, неспособные хорошо отвечать пройденный материал перед всем классом или стесняющиеся выражать свое собственное мнение. С дополнительными занятиями данная проблема исчезает. Так, к примеру, частный репетитор по литературе , помимо того, что полностью выслушает учащегося, также поможет ему правильно и красиво выражать свои мысли.
  • Дополнительный материал. Помимо школьной программы существует еще масса учебного материала, которая по каким-то причинам не изучается вовсе или рассматривается, но в последующих классах. Например, на своих занятиях репетитор по русскому язык у т ак умело преподнесет тему, что в дальнейшем ученик любого возраста сможет превзойти своих сверстников грамотностью и богатством словарного запаса.

Когда следует отказаться от дополнительных занятий с преподавателем?

  • Неподходящий метод подачи материала. Какой бы интересной ни была изучаемая тема, если репетитор не способен преподнести ее интересно и захватывающе, у ребенка может моментально пропасть всякое желание обучаться.
  • Нарушение личного пространства. Каждый учитель должен придерживаться педагогической дистанции и заниматься лишь тем, за что ему платят деньги. То есть, если репетитор большую часть занятия рассказывает ребенку про свои приключения в молодости или наоборот, расспрашивает ученика про его личные дела, и совсем немного затрагивает тему урока – немедленно меняйте педагога.

Важно понимать, что не стоит игнорировать желание самого ребенка относительно дополнительных занятий. Идеальным обстоятельством было бы, если учащийся сам пришел к мысли о важности посещения репетитора и осознанно подходил к этому вопросу.

Как найти хорошего репетитора?

Сегодня, в век современных технологий многие дети нацелены на получение хорошего образования, поскольку в будущем хотят занимать достойные высокооплачиваемые должности. Помимо основного образования многие дополнительно занимаются изучением иностранных языков и компьютерных программ. Безусловно, это большая нагрузка на ребёнка, однако хороший репетитор знает правильный подход для получения нужного результата обучения, особенно если нужно сделать упор на несколько предметов.

Итак, если ребенку требуется репетитор по химии можно поискать его среди преподавательского состава школы, но только не той, в которой учится ваш ребёнок. Если учитель не смог донести материал на уроке, скорее всего, ученик его снова не усвоит, даже если объяснить несколько раз, ведь подход будет один и тот же. Кроме того, существует вероятность, что преподаватель будет ставить ребёнку более высокую оценку, которую он не заслуживает, стараясь показать свой профессионализм. Однако это не пойдёт на пользу ученику.

У студентов, подрабатывающих репетиторством, есть свои плюсы. Разница в возрасте минимальна, и позволяет наладить доверительные взаимоотношения, выбрать эффективный метод обучения.

Что касается длительности занятий, не стоит сразу перегружать ребёнка. После одного-двух уроков репетитор сможет оценить способности ученика. Поинтересуйтесь примерным планом обучения. При его отсутствии – ищите другого педагога.

Присмотритесь, как складываются отношения между учеником и репетитором. Хорошее взаимопонимание – половина успеха. Но для большей эффективности дополнительных занятий детские психологи рекомендуют активным детям выбирать строгого преподавателя с чётким голосом. Застенчивому ребёнку лучше выбрать преподавателя с мягким тембром голоса.