Причины застенчивости. Как помочь застенчивому ребенку? Почему застенчивость вредна

Застенчивым детям сложно переступить тот порог, который отделяет их от сверстников. Как быть родителям, чьи малыши ведут себя настороженно? О детской застенчивости, ее природе и методах преодоления рассказывает психолог-консультант Арина Липкина.

Как появляется застенчивость

Почему ребенок становится застенчивым? Этот вопрос задают себе многие родители, чьим детям непросто найти себе друзей на дворовой площадке или в детском саду. Психологи определяют застенчивость как ощущение дискомфорта в социальных ситуациях, мешающих способности ребенка социально развиваться.

Узнать застенчивого малыша несложно. Он обычно сдержан, стремится прятать свои реакции, проявления, тихо говорит. Те, кто помладше, при этом могут еще и сосать большой палец. Застенчивость сопровождается различными эмоциональными состояниями: страхом, интересом, напряженностью и любопытством. Нередко у детей в это время может меняться сердечный ритм и артериальное давление.

Но не стоит путать застенчивость с осторожностью и социальной дезадаптацией. Маленькие дети могут вести себя настороженно по отношению к незнакомым людям или новым условиям. А в более старшем возрасте предпочитать игры в одиночестве. Низкая потребность в социальном взаимодействии еще не говорит о том, что ребенок застенчив. Развитие застенчивости – это результат формирования самооценки в возрасте 4-5 лет.

На первых этапах становления личности огромное значение имеет общение ребенка со взрослыми. Малыш первоначально на веру принимает их оценку и воспринимает себя через призму взрослых. Ребенок полностью ориентируется на мнение воспитывающих его людей. Грубость, жесткость, авторитарность, нетерпимость, гиперопека или тревожность родителей формируют в маленьком человечке реакции на новые или на какие-то определенные социальные ситуации в виде застенчивости. Также ребенок усваивает модель взаимодействия или социальной пассивности, которую ему могут транслировать родители. Самое опасное, что при этом застенчивость закрепляется как черта личности ребенка.

Нередко, когда он приобретает положительный опыт взаимодействия с незнакомыми людьми, застенчивость исчезает. Если нет других трудностей, застенчивые дети не более чем другие подвержены эмоциональным или поведенческим проблемам.

Но если ребенок застенчив вне зависимости от конкретных условий и ситуаций, можно говорить о том, что у него слабо развиты коммуникативные навыки и самосознание. Самый простой пример: ребенок не знает и не умеет, как вступать в игру со сверстниками. Это влечет проблемы в будущем. В школе застенчивый ребенок воспринимается другими детьми как менее дружелюбный и более пассивный. Это негативно влияет на его положение в группе, им будут пренебрегать. В результате ребенок начинает ощущать себя одиноким, у него меньше близких друзей, чем у его сверстников.

Как справиться с детской застенчивостью

Чтобы справиться с детской застенчивостью, родителям необходимо своевременно разглядеть эту проблему. Ребенку необходима помощь специалистов и групповые занятия, чтобы разрабатывать социальные навыки. Это могут быть игры в группе, где малыш, например, в роли упрямого, не должен соглашаться что-то делать так, как ему предлагают это другие, а вместо этого настаивать на своем и объяснять, почему его вариант лучше. Игра должны быть активной, с передвижениями, прыжками и криками.

Также нужны упражнения, где будут новые и неожиданные ситуации, но ребенка они должны захватывать и не должны пугать. Хороши игры на воображение, к примеру: ребенок оказывается в пустыне и надо доказать другим детям, что там не страшно и можно найти воду, еду, и что вместе будет легче отыскать помощь. Застенчивый ребенок играет роль лидера, который убеждает и привлекает к себе других.

Всегда удачны игры, помогающие преодолеть застенчивость, когда дети меняются с взрослыми местами и становятся ведущими, а учителя оказываются учениками. Подобный опыт помогает застенчивым малышам обретать себя в новом статусе, понимать, что быть активным – это интересно и безопасно.

В то же время надо понимать, что не всегда ребенок стремится быть в центре внимания. Возможно, ему нравится наблюдать. Активные игры могут привести к тому, что застенчивость не будет мешать развитию ребенка, но не обязательно к тому, что он станет лидером в группе.

Что не надо делать родителям, зная, что их ребенок застенчивый

Чем сильнее родители будут подталкивать ребенка к общению с другими детьми, тем больше он будет отступать. Понятно, что взрослые очень хотят помочь своим застенчивым детям, но нельзя насильно вытащить из ребенка застенчивость. Важно создать комфортные условия, которые будут позволять его социальной личности развиваться естественным образом.

Возьмите на вооружение простые, но действенные советы:

Никогда не говорите про ребенка и при нем: «он у меня застенчивый». Узнав об этом, малыш почувствует себя так, словно с ним что-то случилось, и это наоборот, усилит страхи и сомнения ребенка.

Забудьте слова: «Будешь стесняться, станешь похож на того буку. Тебя никто не будет любить и дети не будут с тобой играть». Это гарантированно сделает из ребенка закомплексованную личность.

Когда здороваетесь с другими людьми и маленькими детьми, улыбайтесь и приучайте своего ребенка делать так же.

Передавайте ребенку часть ответственности, например, чтобы он дома отвечал на телефонные звонки, находил в магазине на полках нужный продукт и сам его доставал, учил на площадке кого-то играть, предлагал новые развлечения.

Когда приходите в гости, где есть другие дети, оставляйте своего ребенка на несколько минут, наблюдайте, что он делает неверно. А если малышу нужна помощь, незаметно позовите и предложите варианты, как начать общаться и играть с детьми.

Как оградить застенчивых детей от негатива

Практически на каждой детской площадке есть негативные лидеры, которые дерутся, толкают, навязывают свое мнение. Застенчивый ребенок может стать их жертвой, если родители не предупредят ситуацию.

В случае если есть ребенок, который не только настроен агрессивно, но и поощряется (молчанием или активно) своим родителем, не стоит вступать на его территорию, поскольку он не контролирует свое поведение и опасен.

Если же перед застенчивым ребенком оказывается просто «маленький командир», желающий устанавливать свои правила на площадке или вытеснить всех, можно найти к нему подход, если предложить своему ребенку помочь «командиру» в его важных делах. Также имитация, повторение вашим застенчивым ребенком того, что делает «командир» (движения, звуки), будет привлекать его внимание и вызывать интерес. Стойте рядом, станьте режиссером этой игры. И даже если дети будут толкать или обижать друг друга, наберитесь терпения и не останавливайте движение к сотрудничеству. Разумеется, в рамках безопасности. Помните, что с негативом ребенку тоже надо сталкиваться, ведь это важный опыт его социального взаимодействия.

Застенчивость победить можно. Важно вовремя ее разглядеть и поставить перед собой правильную цель избавиться от нее.

Елена Нерсесян-Брыткова


Застенчивость никогда не помогала человеку наладить отношения с окружающими. Зачем же тогда он прибегает к такой модели поведения, которая связана со скованностью и необщительностью? Нередко застенчивость развивается еще в детстве, отчего во взрослом возрасте приходится заниматься решением вопросов, как от нее избавиться и побороть.

Что такое застенчивость? Откуда берется повышенная потливость, когда испытываешь некий ? Почему люди подвержены различным интимным проблемам, связанным с ранним получением оргазма или неполучением удовольствия вообще? Скованность, скрытность, неуверенность и различные их проявления на теле человека (прыщи, сутулость и т. д.) – все это является последствиями одной-единственной причины.

Что же это за причина? Это нелюбовь к себе.

Окружающие люди – закомплексованные существа. Еще будучи детьми, каждый из них столкнулся с тем, что он может быть плохой, не совсем красивый, не очень общительный, не достойный любви, не достойный внимания и т. д. Все эти комплексы рождаются из того потока критики и информации, которую человек получает от своих родителей, соседей, воспитателей, учителей и родственников. Потом эти комплексы укрепляются в подростковом возрасте, когда человек уже не может чувствовать себя свободным, раскрепощенным и всего достойным, что отображается на отношениях со сверстниками. Выходит, что с самого детства человек как будто проходит все этапы появления, становления и закрепления различных комплексов.

Выходя уже во взрослую жизнь, у каждого имеются свои представления относительно того, в чем он хорош и в чем плох. Подавляющее большинство может с легкостью рассказать о своих недостатках и плохих чертах характера, неудачах и ошибках. И лишь немногие могут рассказать о себе нечто хорошее. Получается, несмотря на то, что у всех людей имеются положительные и отрицательные стороны, многие обращают внимание на то, что плохого в них присутствует, обесценивая то хорошее, что также у них имеется. И лишь малая часть больше внимания обращает на что-то положительное в своей личности, принимая отрицательные стороны.

Подобная нелюбовь к себе, идущая с самого детства, приводит к развитию различных черт характера, которые тормозят полноценное существование, и соматических болезней. Человек что-то не любит в себе, стесняется этого, не желает показывать окружающим, что вынуждает его закрываться, недоговаривать, обманывать и вообще избегать общества людей. Человек сам не любит в себе какие-то стороны своего «Я», при этом проецирует подобное отношение на других людей. Ему кажется, что раз он не любит себя, значит, никто не способен полюбить его. И зачастую вместо того, чтобы даже изменить в себе что-то плохое на хорошее и любимое, он продолжает сторониться окружающих, оставляя проблему, как есть. Другими словами, индивид не просто не любит себя, что приводит к различного рода курьезным ситуациям с людьми, но и не старается избавиться от того, что ему неприятно.

Так, что же такое застенчивость? Это элементарная нелюбовь к себе. Человек настолько зациклен на своих негативных сторонах личности, что пытается их сделать невидимыми для окружающих. Для этого он использует различные методы, которые просто тормозят его движение как физического тела, так и ментального, и эмоционального, и душевного. Он как будто обездвижен, поскольку тщательно контролирует себя, чтобы окружающие люди не заметили его отрицательных сторон и он снова не испытал на себе весь тот поток негативной информации, которую он слышал в свой адрес, когда был маленьким. Выходит, все эти комплексы – лишь детская реакция человека на то, что когда-то очень травмировало его.

Любовь к себе освобождает от многих проблем. Комплексы исчезают, потому что они перестают восприниматься как нечто плохое. Да, они останутся с вами, но почему вы считаете их плохими? Возможно, вас окружают люди, которые не относятся к вашим недостаткам как к плохим сторонам вашей личности. Может быть, вы даже им еще больше понравитесь. Попробуйте полюбить себя со всеми своими качествами, ведь совершенных людей не бывает. Начните относиться к своим недостаткам как к признакам, которые делают вас особенным, уникальным, необыкновенным. Это же прекрасно! И этого не нужно стесняться! Полюбите себя, и, возможно, вы заметите, что окружающие люди вас уже любят таким, каким вы являетесь.

Что такое застенчивость?

Сайт психологической помощи сайт уже немного ответил на вопрос, что такое застенчивость. Что по этому поводу думают психологи? Они определяют застенчивость как качество характера, которое определяется особенностью психики, когда человек не уверен в себе или не обладает развитыми навыками социального общения. Застенчивость отмечается в скованности, нерешительности, боязливости, напряженности, неловкости.

Застенчивый человек просто боится услышать в свой адрес критику. Вот почему он стесняется, поскольку это позволяет ему ничего не делать. А тот, кто ничего не делает, не может совершить ошибки.

Застенчивость не является тождественным понятием социофобии. Застенчивый человек не боится людей, а просто ведет себя скованно при общении с ними. Социофоб же просто избегает общества людей, поскольку они сами по себе вызывают у него страх, а не только их поведение.

Судьбой застенчивого человека является одиночество, не успешность, необщительность и скрытность. Такой человек никогда не достигает успеха, поскольку застенчивость – это не просто черта характера, а модель поведения, которая подразумевает пассивность, ничегонеделание.

Застенчивость – это качество человека, который в компании малознакомых или незнакомых людей ведет себя скованно, замкнуто, тихо. Стеснительного человека порой можно не заметить. Но если ваша встреча проходит в компании застенчивого человека, то не заметить молчаливости и скованности собеседника просто невозможно.

Стеснительность воспитывается. Она является продуктом воспитания родителей, которые подавляли волю ребенка, неудачного опыта общения с незнакомыми людьми, а также общественных правил, которые говорят, как себя нужно вести и что делать при встрече с окружающими. Кому же застенчивость выгодна?

  1. Стеснительность позволяет человеку не раскрывать себя. Его спрашивают, а он отвечает односложными фразами, его зовут, а он не идет, ему предлагают, а он не берет. Это похоже на инстинкт самосохранения, только при этом застенчивому человеку никто не угрожает.

Если стеснительность проявляется еще и в общении со знакомыми людьми, то здесь можно сказать, что она помогает ему быть хорошим человеком в их глазах. Если вы ничего не сделали, то вас невозможно осудить. А застенчивый человек ничего не делает, поэтому про него ничего плохого невозможно сказать. «Просто хороший человек», — вот, что могут сказать люди про стеснительного собеседника.

  1. Порой и другие люди могут вынести выгоду от застенчивости. К примеру, стеснительный человек не мешает людям делать с ним то, что не требует от него сил. Как говорится, «сиди и получай удовольствие, а мы все сами за тебя сделаем, используя тебя».

Порой застенчивость делает человека отличным, на которого можно переложить всю ответственность. Он согласен выполнить некую полезную работу, которая довольно часто не интересна людям, которые умеют пользоваться «молчаливыми» и «скованными» людьми.

На самом деле стеснительность – это побочное качество. Возможно, люди хотят сделать не стеснительных персон, а осторожных или трудолюбивых, но выращивают закрытых рабов, которыми можно пользоваться в своих целях.

Причины застенчивости

Трудно определить главные причины развития застенчивости, поскольку нет четкого периода, когда данное качество начинает формироваться у человека. Одни предполагают, что застенчивость является врожденным качеством, от которого просто не уйти, если оно вложено в человека.

Другие полагали, что застенчивость является реакцией человека на перед внешними посылами, которые на него направляются. Застенчивость является защитной реакцией человека, который боится негативных поступков или слов со стороны окружающих людей. Лучше ничего не делать и казаться хорошим, добрым, слабым человеком, нежели бороться и постоянно сталкиваться с критикой и недовольством окружающих.

Третьи предполагают, что застенчивость является дисгармонией между интеллектом, где хранятся общественные правила, инстинктами и адаптацией к окружающему миру.

У человека с самого рождения имеется дефицит сил и возможностей. У некоторых есть физические недостатки. Все это заставляет человека чувствовать себя неполноценным. Это ложится в основу застенчивости, когда человек выбирает путь одиночества. Тот, кто не умеет сотрудничать с другими людьми, идет по пути одиночества.

Застенчивое поведение проявляется в комплексе таких отклонений:

  1. Неумение сказать «нет».
  2. Осторожность.
  3. Неспособность настоять на своем.
  4. Страх контакта и критики.

Такой человек становится несамостоятельным, зависимым, неуверенным и пассивным, вот почему необходимо заниматься исправлением данного качества.

Как побороть застенчивость?

Психологи дают множество советов, как побороть застенчивость. Они являются следующими:

  1. Не сравнивайте себя с другими. Позвольте себе быть индивидуальностью.
  2. Не пытайтесь кого-то опередить.
  3. Общайтесь с малознакомыми людьми, идите на контакт.
  4. Увеличивайте свой словарный запас, развивайте коммуникативные навыки.
  5. Смело сталкивайтесь с ситуациями, в которых вы чувствуете страх, неуверенность в себе и пр. Пробуйте решать проблемы, а не убегать от них.
  6. Отмечайте в себе сильные, положительные стороны личности. Больше внимания уделяйте им, а не собственным недостаткам.
  7. Разрешите ту травмирующую ситуацию, из-за которой вы когда-то стали застенчивыми. Решите проблему, разберитесь с ней вместе с психологом.
  8. себя смелым человеком в любой ситуации. Представляйте себе устрашающие ситуации и то, как вы смело справляетесь, общаетесь, поступаете, решая проблему.
  9. Не бойтесь отказать и сами столкнуться с отказом. Слово «нет» является нормальным и таким же правильным, как слово «да».

Повышение самооценки любыми способами способствует устранению застенчивости.

Как избавиться от застенчивости?

Застенчивые люди часто становятся жертвами в руках более наглых и уверенных в себе персон. Чтобы не стать очередной игрушкой в чужих руках, следует избавиться от застенчивости. Если не с психологом, то самим можно проработать следующие пункты:

  • Полюбить себя целиком. Отмечайте за собой как достоинства, так и недостатки. Не бойтесь показать окружающим свои слабости и изъяны. Уважайте в себе цельного человека и заставляйте людей уважать вас целиком.
  • Акцентируйте внимание на успехе и удачах, которые с вами происходили. Стремитесь к еще большим достижениям и каждый раз поощряйте себя за успех.
  • Старайтесь не осуждать и не критиковать, а объективно оценивать себя и окружающих. Адекватно реагируйте на то, кем вы являетесь и что умеете. Адекватно оценивайте окружающих, не делая из них великих и самых разумных.
  • Больше общайтесь с успешными людьми (у них обычно нет привычки критиковать окружающих). Наблюдайте за ними и старайтесь вести себя подобным образом.
  • Будьте независимыми.
  • Не оправдывайтесь.
  • Не стремитесь понравиться.
  • Позвольте себе чего-то не знать и ошибаться.

Итог

Застенчивость является защитной реакцией, которая помогает человеку отгораживаться от критики людей и неприятных моментов, ошибок, неудач. Вместе с тем человек и успеха никакого не достигает. Итогом является пустота, когда человек становится неинтересным, одиноким, замкнутым.

Дальнейшая жизнь зависит от решения самого застенчивого человека, что делать со своим качеством. Если оно помогает, тогда следует научиться его вовремя использовать. Если оно мешает по жизни, тогда лучше от него благополучно избавиться.

В кинотеатре или в гостях боится сесть на свободное место, и поэтому остается у вас на руках или крепко держится за руку. Если незнакомый человек пытается с ним заговорить, а дитя пытается спрятаться сзади вас.

Будет оттягивать вас за руку, когда вы будете заходить в лифт с соседями, чтобы поехать потом одним. Когда незнакомые будут пытаться с ним заговорить, дитя будет закрывать лицо ручками. При повышенном внимании к нему на дне рождения или в компании, может расплакаться.

Как раскрепостить застенчивость?

Конечно, если вы сами застенчивы, или преодолели застенчивость во взрослой жизни, то можете думать, что сам справиться. Но для безопасности, лучше помочь ему. Почему? Если застенчивый ребенок потеряется, то будет бояться обратиться к людям за помощью. В школе ему могут занижать оценки, так как будет неуверенно отвечать из-за робости, а не из-за того, что плохо выучил. В дальнейшем будет смущаться принять участие в конкурсе, или упустит любую другую возможность из-за своей застенчивости.

Как избавиться от застенчивости?

Ролевая игра. Старайтесь разыгрывать ситуации из жизни, используя игрушки на разные темы «Давай подружимся», «Давай вместе играть», «В магазине», «В аптеке», «В песочнице», «На прогулке в парке», «В цирке», «В кинотеатре». Пусть застенчивый ребенок будет в роли покупателя, затем в роли продавца; поиграйте в «Детский сад», пусть изобразит, как кукла будет вести себя в саду и почему; то есть, играя, дитя может озвучивать свои проблемы или страхи. А вам нужно правильно среагировать, чтобы показать, а может, тут и нет никакой проблемы.

Проявите инициативу. Сами заводите разговор с другими детьми, задавая вопросы, которые застенчивый ребенок в следующий раз сам будет задавать. Но не показывайте демонстративно свое расстройство, не унижайте его словами «Что сам не можешь спросить?», «Сколько раз я тебе повторяла?», «Ну, сколько раз можно тебе объяснять?». Сколько нужно, столько и повторяйте, спокойным голосом, дитя может при вас стесняться, а сам для себя будет делать выводы, о чем можно спрашивать людей, как вести беседу, и без вас применит эту модель поведения. Будьте терпеливы.

Договоритесь с вашей подругой или соседями, чтобы пришли вместе с детьми к вам в гости, обсудите, какими игрушками будут дети играть. Можете показать детям игру, поиграть с ними, затем оставить их играть одних. Также практику поведения дети будут видеть, если вы их будете брать с собой в общественные места. Застенчивый ребенок будет видеть общение, разные ситуации, как вы себя ведете в них. Главным примером и поддержкой для него являетесь вы.

Постепенно снижайте свое участие. Придумывайте ему ситуации, для участия:

— спроси у продавца, сколько стоит торт с розами;

— подойди, пожалуйста, к телефону, у меня руки мокрые;

— купи нам билеты на карусель, а я в соседнем киоске куплю нам воды. И т.д.

Дети становятся смелее, когда делают что-то для других. Но давайте задания под силу.

Повышайте самооценку

Все дети разные. Другие дети могут ему указать на какой-либо «недостаток»: медлительность, носит очки, низкий, высокий по сравнению с ровесниками, боится ответить, дать сдачи. Застенчивый ребенок может зациклиться на недостатке и как результат – появится комплекс.

Поэтому работая с застенчивостью, вы работаете в первую очередь с самооценкой. Понаблюдайте за собой, не ведете ли вы себя зажато с окружающими, может быть, застенчивый ребенок просто копирует вас.

Вы родители, вы – первые люди в жизни дитя, которые с ним общаются, поэтому каким будет в общении, напрямую зависит от вас, вашего поведения. Как вы будете реагировать на его слова, застенчивый ребенок будет думать, что все так будут реагировать, и еще не понимает, что все люди разные.

Чего нельзя делать по отношению к застенчивому ребенку

— не вешайте ярлык, тем более в присутствии других: «Он (-а) не может рассказать стих, стесняется»;

— не смейтесь над недостатками детей, это унижает, порождает комплексы в них;

— не унижайте, говоря – у тебя средняя внешность, поэтому больше учись, или от твоего пиликанья на скрипке, болит голова;

— не говорите за дитя, когда сам может ответить, может, просто обдумывает ответ. Если вы его перебиваете, дитя будет уверен, что все равно его никто слушать не будет.

Что делать, чтобы избавить от застенчивости

— хвалите детей за успехи и неудачи, говоря: «В следующий раз получиться». Им нужна ваша поддержка, как воздух;

— поощряйте увлечения детей, помогите им определиться с хобби;

— если у дитя не хватает решительности, объясните окружающим, что вам нужно больше времени на подготовку или привыкание. Застенчивый ребенок и сам видит, когда у него что-то не получается, не акцентируйте его внимание на этом. Лучше поддержите его словами, покажите ему, что вы его понимаете;

— вспоминайте похожие ситуации из детских книжек.

А нужно ли исправлять застенчивость

Возможно, вы выслушиваете разные от других. Но не все советы подходят вам. Часто родители «опускают руки», думая, а может, против природы не пойдешь, пусть остается таким, какой есть. Конечно, важна «золотая середина», не нужно его приучать бежать дружить со всеми и болтать без умолка. Ведь сами понимаете количество друзей не так важно, как качество. Может быть, у него один друг, но верный, кому доверяет, с кем ему весело.

Не возлагайте свои надежды, застенчивый ребенок не должен отвечать за то, что у вас не получилось в жизни, и теперь вы стараетесь устранить эти ошибки у него. Да, вы ответственны за жизнь, но это его жизнь, он имеет право быть таким, какой есть. Дитя не обязательно должен стать старостой класса или становиться участником всех мероприятий. Не давите на его психику, для исправления себя нужно время, иногда много. Но это — его жизнь. Дети сами могут поменять свое поведение за один день. Будьте терпимее к своим детям.

При поступлении Али в старшую группу детского сада мать, не стесняясь присутствия дочери, охарактеризовала воспитательнице ее так:
- Она у нас нескладная: за что ни возьмется - ничего у нее не выходит!
Девочка густо покраснела и опустила глаза. В детском саду она нечаянно ломала игрушки, разбивала тарелки во время дежурства, робела и замыкалась все больше и больше. Особенно трудно было с Алей на занятиях физическими упражнениями.
Однажды играли в подвижную игру «Кто скорее возьмет флажок». Дети охотно выполняли задание. Только Аля во время игры не сдвинулась с места. Воспитательнице не удавалось убедить ее побежать за своим флажком. Между тем девочка умела и бегать и прыгать.
На следующем физкультурном занятии воспитательница поставила Алю рядом с новой девочкой Олей и шепнула ей, что Оля робеет и надо ей помочь, так как она плохо знает игру. Аля молча стала в пару с Олей. Сама старательно выполняла правила игры и показывала новенькой движения. Воспитательница похвалила Алю.
На другой день все пошло по-прежнему. Поливая комнатные растения, Аля уронила цветочный горшок и разбила его. Опять она была какая-то скованная, а глаза как будто говорили: «Я не виновата, видите, какая я неловкая!»
(М. М. Скудина. Записки воспитателя детского сада. М., «Просвещение», 1965, стр. 217-220.)

1. Почему у Али появилась застенчивость?
2. Какие недостатки могут появиться у ребенка, если вовремя не преодолеть эту черту характера?
3. Как помочь Але преодолеть застенчивость?

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.

Психологи выделяют следующие типы застенчивых людей Симонов В. П., Ершов П. М. Темперамент Характер Личность. Издательство Наука. - М.: 1984. - 157 с.:

  • 1. Внутренне застенчивые. Они могут не выглядеть как застенчивые. Совершенно спокойно общаются с разными людьми. Часто достигают успеха. Производят благоприятное впечатление. Но внутри они испытывают выраженное напряжение. Слишком много усилий тратится на предчувствие события и на разные мелочи во время него. Никто не знает чего им стоит выдержать эту игру в уверенного в себе человека.
  • 2. Внешне застенчивые. Это люди, которые выглядят и ведут себя как застенчивые. Стараются ограничить контакты. Стараются ни о чем не спрашивать. Стараются затаиться. Быть незаметными. Часто скрытные. Редко добиваются успеха. Любая неудача вызывает потерю уверенности.

Застенчивость проявляется по-разному. Можно выделить три вида реакций, которые проявляются при застенчивости:

  • 1. Поведенческие знаки, свидетельствующие о застенчивости;
  • 2. Физиологические симптомы;
  • 3. Чувство смущения и неуверенности.

Рассмотрим их подробнее.

  • - Поведенческие признаки застенчивости:
  • · Молчаливость.
  • · Тяжело взглянуть собеседнику в глаза;
  • · Слишком тихий и мягкий голос (дурное влияние дефектологов, на которых в свою очередь, повлияли сами застенчивые люди);
  • · С трудом формулируют свои мысли. Редко облекают в словесную форму свой внутренний мир;
  • · Скованность в движениях
  • · Часть застенчивых попросту избегает людей и не может взять в свои руки инициативы даже тогда, когда требуется действие

Впрочем, молчать, склонны не только застенчивые. Но из-за того, что застенчивым людям раз за разом не удается выразить себя, они менее других способны создать свой собственный внутренний мир. Когда люди общаются между собой, они торгуются и заключают сделки -- относительно взаимных обязательств, услуг, времени, личной безопасности, любви и т. д. «Жизнь -- это как бы магазин подержанных товаров, где все можно приобрести по сходной цене», -- пишет известная кантри-певица Лоретта Линн. Без обмена идеями и чувствами между людьми эти важные сделки не заключаются.

Слово «замкнутость» лучше всего выражает нерасположенность застенчивого человека к общению с другими. Замкнутость -- это нежелание разговаривать до тех пор, пока тебя к этому не подтолкнут, склонность к молчанию, неспособность говорить свободно.

Этот «синдром замкнутости» последние десять лет исследовал профессор Джеральд Филлипс со своими коллегами. Филлипс уверен, что замкнутость не просто желание избегать разговоров, а более общая и глубокая проблема. Если замкнутых людей обучить специфическим приемам общения, некоторые из них все еще будут к нему неспособны. Точнее, Филлипс сообщает, что около трети таких людей из его группы стали испытывать даже большее беспокойство после того, как усвоили азы общения! Быть может, они знали, что больше не могут оправдать свое поведение, и оттого чувствовали себя не в своей тарелке, общаясь с другими? Ведь они уже знали, как общаться, но все еще нуждались в понимании того, что лежит в основе их затруднений.

Проблема застенчивости -- это не только недостаток навыков общения, речь идет о непонимании смысла человеческих отношений. Застенчивые считают, что им проще промолчать и остаться при своем, чем что-то сказать и возможно проиграть.

Физиологические симптомы застенчивости

Застенчивость «читается» по внешним признакам: покраснение лица, потливость, дрожь, учащенное сердцебиение, стесненное дыхание, сгорбленная поза, опущенные вниз глаза, тихий голос, скованность мышц и движений, увеличение потоотделения, мурашки.

Из внутренних ощущений застенчивого человека можно выделить смущение и неловкость. Часто люди краснеют от смущения - кратковременной острой потери уважения к себе, которую время от времени приходится переживать. В смущение приводит всеобщее внимание к каким-либо случаям из частной жизни, когда кто-то сообщает о нас другим людям, неожиданная похвала, когда застают за занятием, не предназначенным для посторонних глаз. Состояние смущения вызывается сознанием собственной несостоятельности. Большинство застенчивых людей приучаются избегать ситуаций, в которых они могут испытывать смущение, и таким образом все больше и больше отделяют себя от других, сосредотачиваясь на своих недостатках.

Есть люди, которые стесняются, даже оставаясь в одиночестве. Они краснеют и смущаются, заново переживая свои предыдущие ошибки, или беспокоятся, как будут вести себя в будущем.

Самое примечательное свойство застенчивого человека - неловкость. Неловкость - это внешнее проявление чрезмерной озабоченности своим внутренним состоянием. Неловкость может проявляться как на публике, так и наедине с самим собой. Неловкость на публике отражается в беспокойстве человека о произведенном на других впечатлении. Его часто беспокоит: «Нравлюсь ли я им», «Что они думают обо мне» и т. д. Неловкость перед самим собой - это мозг, обращенный против себя. Это не просто сосредоточенность внимания на себе, а негативно окрашенный эгоцентризм: «Я дурак», «Я ничтожество» и т. д. Каждая собственная мысль подвергается исследованиям под мощным аналитическим микроскопом.

Интересны рассказы людей, которые выполняли задания, для избавления от застенчивости. Одно из заданий -- объявлять остановки в полном автобусе. Кстати очень эффективно. Как только человек набирал в рот воздух, чтобы крикнуть остановку, он начинал ощущать, что проваливается, чуть ли не обморочное состояние.

Так что застенчивый человек может быть очень умным, но в ситуации, которая вызвала застенчивость, он становится дурным. Поэтому, я считаю, что от застенчивости нужно избавляться.

Одним из «любимых» занятий застенчивых людей, является самоанализ. Самоанализ с одной стороны признак психического здоровья, но когда это становится навязчивой идеей, это указывает на психическое расстройство.

Застенчивые люди обеспокоены исключительно собой. Самоанализ поведения на людях часто отражается в том, что человек озабочен впечатлением, которое он производит на других.

Навязчивый самоанализ застенчивого человека становится самоцелью и душит его способность к действию, направляя энергию, необходимую, чтобы действовать на мысль.

Одна из самых неприятных последствий застенчивости -- то, что она заставляет человека так сосредоточиться на себе, что он просто не замечает ничего, что происходит вокруг.

Застенчивые люди изолируют себя от тепла человеческих отношений. Многие живут по принципу «Ничего не давай другим, ничего не проси».

Решая, общаться ли с другим человеком, мы думаем о возможном выигрыше и сравниваем его с возможными потерями, если нас найдут скучными, недостойными или смешными. Хронически застенчивые люди четко осознают этот процесс принятия решения, потому что всегда озабочены, чтобы быть принятыми. Они все время взвешивают преимущества и недостатки общения с кем бы то ни было, даже если отношения уже сложились.

Застенчивые люди часто решают проблему новых отношений радикально -- они от них отказываются. Застенчивые люди не идут на риск быть отвергнутыми, а предпочитают изоляцию. Но человек должен идти на этот риск, чтобы завязать важные отношения в своей жизни.

На самом деле многим застенчивым хочется поболтать и посмеяться. Молчаливое раздражение -- их обычная реакция на пренебрежение общества, даже если они сами в этом виноваты.

Застенчивость имеет отрицательные последствия не только в социальном плане, но и негативно воздействует на мыслительные процессы. Застенчивость повергает человека в такое состояние, которое характеризуется обострением самосознания и специфическими чертами восприятия себя. Человек кажется себе маленьким, беспомощным, скованным, эмоционально расстроенным, глупым, никуда не годным и т. д. Застенчивость сопровождается временной неспособностью мыслить логично и эффективно, а нередко ощущением неудачи, поражения. После того, как включается самоконтроль и повышается тревожность, застенчивые все меньше внимания уделяют поступающей информации. Агония застенчивости убивает память, искажается восприятие. Таким образом, застенчивость лишает человека не только дара речи, но так же памяти и ясного восприятия.

Есть еще один вид застенчивости, когда она проявляется как непонятное чудачество, несвойственная данному человеку резкость, даже грубостью. Это так называемая гиперкомпенсация застенчивости. За сознательной беззастенчивостью, за подчеркнутой грубостью и чудачеством люди пытаются скрыть, спрятать свою застенчивость.

Сравнительно - возрастные исследования, как правило, констатируют прерывность, кризисность развития самосознания, причем «пик» трудностей приходится на подростковый возраст (12-14 лет) Кон И. С. Психология юношеского возраста (Проблемы формирования личности). - Учебное пособие для студентов пединститутов. - М.: Просвещение, 1979.-206 с.. В этом возрасте усиливается склонность к самонаблюдению, застенчивость, эгоцентризм, снижается устойчивость образов «Я», общее самоуважение и существенно изменяется самооценка некоторых качеств. Застенчивость чаще проявляется в подростковом возрасте именно потому, что подросткам присущ определенный максимализм - это черное, а это белое, это хорошо, а это плохо. Взрослые же люди начинают понимать, что нет черного и белого, и все ситуации неоднозначны: что для одного хорошо, для другого может быть плохо. Поэтому не стоит так уж сильно зависеть от чужого мнения, легче быть самостоятельной независимой личностью. Но те, кто надолго в душе остается подростком (в плохом смысле этого слова), мучаются застенчивостью до пенсии. И если в подростковом возрасте их "контролерами" были мамы или более развязные друзья, то потом таким цензором становится муж или жена.

Подросткам значительно чаще, нежели детям младшего возраста, кажется, что родители учителя и сверстники о них дурного мнения. Они чаще испытывают депрессивные состояния, причем у девочек все это выражено значительно сильнее, чем у мальчиков. Между 8-11 летними мальчиками и девочками в этом отношении еще нет существенной разницы. Зато среди подростков высокую озабоченность собой обнаружили 41 % девочек и только 29 % мальчиков. Неустойчивый образ «Я» характерен для 43 % девочек и 30 % мальчиков, низким самоуважением страдают 32 % девочек 26 % мальчиков и т. д. С переходом из подростковой фазы развития в юношескую (после 15 лет) вновь наблюдается рост самоуважения, ослабевает застенчивость, более устойчивыми становятся самооценки. Однако озабоченность собой у юношей продолжает оставаться выше, чем у детей.

Основной критической фазой развития самосознания является подростковый возраст - 12-14 лет. Тревожность, страх также негативно воздействуют и на мыслительные процессы (память, внимание).

Поэтому к застенчивости нельзя относиться просто как к небольшой неприятности, к этой проблеме нужно подходить более серьезно, так как она может преобразоваться в хронические формы расстройства психики.

Из вышеуказанного можно сделать следующий вывод, что проявление застенчивости очень разнообразно: от физиологических проявлений до внутренних конфликтов и нарушений мыслительных процессов.

Поведение застенчивого человека лишает его самого главного и необходимого в жизни - это социального и межличностного общения. А это ведет к замкнутости и одиночеству. Что в свою очередь повышает самоконтроль самоанализ. Правда в основном это не просто это не просто сосредоточенность на себе, а негативно окрашенный эгоцентризм, т. е. снижение его самооценки. Как правило, это происходит из-за несовпадения внутренних образов «Я» и «Я - идеального».