Необходимая литература для менеджера по персоналу. Теория и практика психологии управления: настольная книга менеджера по персоналу. Дело не в кофе

Денис Рязанов, заместитель генерального директора по персоналу в ОАО «КАТЭК»

Денис Рязанов

Ларри Хьелл и Даниель Зиглер, «Теории личности»

– В менеджменте много хороших теорий и сильных инструментов, но как можно управлять людьми, если ты в них не разбираешься? Что движет человеком, почему он такой, какой есть? «Теории личности» дает ответы на многие вопросы. Это базовая книга по психологии, которую я бы посоветовал молодым коллегам прочитать до того, как они начнут изучать литературу по управлению персоналом.

В «Теории личности» рассказывается, как психология смотрит на человека, как на личность. В первый раз я прочитал ее на первом курсе университета, а потом перечитывал еще трижды – и каждый раз, с учетом нового опыта и знаний, воспринимал по-новому.

Главный вывод этой книги в том, что наш уровень сознания, то, как мы видим окружающую действительность, – это всего лишь точка соприкосновения между бессознательным и нашим Сверх-Я.

Человеку кажется, что он сам управляет своей жизнью, но в то же время, с одной стороны, нас очень сильно держат в узде нормы и правила, которые идут от Сверх-Я, а с другой – наше бессознательное крепко держит нас через систему инстинктов и якорей. Ни одно наше решение не принимается без этих двух сфер.

Поэтому нужно научиться разбираться в нашем бессознательном, в тех якорях прошлого, которые удерживают нас от движения вперед, а также в наших страхах и инстинктах, нормах и правилах, которые нам привиты обществом. Именно они нам расскажут, почему человек белое считает белым, как отличает добро от зла, как формирует понимание того, какие правила можно нарушать, а какие нельзя. Как без этого понимания можно управлять персоналом?

Дэвид Майерс, «Социальная психология»

Это еще одна фундаментальная книга, которую, кстати, обязательно изучают студенты западных университетов на факультетах философии и психологии.

В ней приоткрывается занавес верхнего формата Сверх-Я, наших социальных норм и правил, наших базовых принципов коммуникации. Человек ведь существо социальное, его социальные контакты многогранны, но не всегда им осмыслены, ему понятны и им управляемы, отсюда и могут возникать проблемы в коммуникациях. Вы не задумывались, почему в социуме люди ведут себя так, а не иначе? Эта книга приоткрывает эти тайны и будет очень полезна для понимания тех закономерностей, которые происходят в коллективах и микрогруппах.

Ицхак Калдерон Адизес, «Идеальный руководитель»

Я думаю, что любой человек вне зависимости от жизненных целей хотя бы иногда задумывается о позиции руководителя. Даже будучи простым сотрудником, он зачастую представляет себя менеджером, формирует в голове какую-то картинку, как он будет себя вести, как будет принимать решения. Но лично я, однажды прочитав книгу «Идеальный руководитель», полностью изменил свое понимание того, кто такой менеджер, какова его роль и какие инструменты он должен использовать в управлении персоналом.

В этой книге сочетаются две идеи. Во-первых, Адизес говорит о командах – о том, что когда они комплементарны, когда каждый член команды дополняет остальных, это делает команду очень эффективной. Ведь все люди разные и у каждого есть предрасположенность к тем или иным ролям – предприниматель, администратор, производитель ресурсов или интегратор. Вторая мысль – о том, как правильно работать с командными ролями, и о том какие инструменты менеджмента позволяют эффективно усилить группу и за счет этого достигать максимальных результатов.

Эти две идеи заставили меня задуматься о том, каким должен быть менеджмент и какие инструменты для него наиболее эффективны.

После того, как я прочел «Идеальный руководитель», я стал читать и другие книги Адизеса – по управлению жизненным циклом организации, о тех стадиях, которые проходят организации в своем развитии, о стратегии развития и так далее. То есть «Идеальный руководитель» – это базовая книга, от которой можно оттолкнуться, она показывает, что тебе необходимо знать о менеджменте еще, чтобы быть успешным руководителем.

Наталья Чайлытко, директор и учредитель ООО «Кадровый центр «Статус»

Наталья Чайлытко

Роберт Джеймс Уоллер, «Мосты округа Мэдисон»

– Для меняэта книга не похожа на фильм, она лучше. Прочитав однажды, ее можно переосмысливать неоднократно и каждый раз открывать в ней что-то другое и очень важное для себя. Ведь идут годы, и мы становимся старше, позади разные ситуации и события…

Не верьте, что эта книга только об истории любви… Это книга о постановке цели, движении к ней или от нее. Она про живое пространство, которое посылает нам события и людей только тогда, когда мы к этому готовы, про наше предназначение, нашу миссию: матери, жены, сотрудника. Она о том, где мы на линии времени – застряли в прошлом или позволяем себе счастливое будущее.

Эту книгу нужно чувствовать – тогда вам, как и мне, откроется ее богатый смысл. Она не гениальная. Не шедевральная. Не великая. Она просто хорошая, и в ней вся соль.

Эрик Берн, «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры»

Эта книга кладезь примеров, читать их ужасно интересно. Она открывает мир научности, в ней все правда. Как только вы запомните и поймете смысл каждой игры, вы научитесь распознавать их в жизни: у своих близких, коллег и руководителей. Вы получите в руки мощное оружие, и для вас это будет атомная бомба.

Вы познаете свой сценарий жизни и сценарии жизни других, ответите на вопросы: какие убеждения руководят вашей жизнью? Почему у вас так все происходит? С этой книгой вас ждет понимание целей, приоритетов поведения и, главное, путей выхода, а, значит, у вас не будет возможности остаться в ловушке.

Не ждите от себя, что вы прочтете ее на одном дыхании. Запаситесь терпением – она стоит того. Эту книгу можно отнести к номинации книга-учитель.

Роберт Грин «Искусство обольщения. 48 законов власти»

Вы любите структуру? У вас всегда все разложено по полочкам? Тогда эта книга для вас. Факты и примеры из истории с именами и фамилиями известных людей, афоризмы, басни.

Законы? Они изложены от простых (бытового уровня) к сложным (уровня власти). Каждый закон не голословен, он тщательно аргументирован. Вы узнаете, как нужно играть «роль друга и действовать, как шпион», «уметь плести интриги», узнаете о «методе троянского коня» …

Если вы избрали путь манипулятора и согласны забыть про мораль и нравственность, то эта книга принесет стопроцентную пользу и отдачу. Если же у вас такой цели нет, то вы точно станете эрудированнее и интереснее для окружающих, потому что сможете блеснуть знаниями и избежите ряда поражений на всех фронтах.

Да и еще. Эту книгу, в отличие от других, можно читать с любого места и любого закона, а не только с самого начала.

Наталья Искорцева, директор по персоналу портала TUT . BY

Маркус Бакингем, Курт Коффман, «Сначала нарушьте все правила»

– В первый раз читала эту книгу в оригинале, без перевода – в перелетах во время командировок в 2010 году, еще работая в «Хилти». Тогда в переводе еще не было. Цитаты выписывала в ежедневник. А когда появилась на русском – купила в подарок мужу.

Книга очень хорошо ложится на библию западного менеджмента “From good to great” в том смысле, что, во всем многообразии бизнесов и культур есть что-то, что объединяет лучших менеджеров, что выделяет их среди просто хороших лидеров. А еще в том, что в ее основе лежит не просто мнение, пусть даже и супер-мнение или супер-человека, а 25-летние разработки института Гэллапа – того самого, чьими 12 вопросами по изучению уровня удовлетворенности сотрудников пользуются компании по всему миру.

При всем при этом книга написана так, что ее хочется читать, а еще хочется что-то делать. Например, срочно обучать средний менеджмент. Искать, привлекать и нанимать правильных людей, помня, что сначала идет кто, а потом что.

Нужно работать над собой, держа в уме, что ты каждый день на сцене – даже если спрятался за своим монитором в приступе головной боли, даже если что-то не клеится. И развивать – лучших, основываясь на их достоинствах и сильных сторонах.

Сейчас, оглядываясь назад, мне кажется, что именно с этой книги начался мой путь к коучингу; к тому, чтобы помогать взращивать и усиливать то, что уже есть в конкретном человеке.

Джозеф О’Коннор, Иан Макдермотт, «Искусство системного мышления: необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем»

Что общего у командного духа, роста колонии клеток, процентов по банковскому счету и вознаграждения? А что все вышеназванное отличает от формирования команды, системы кондиционирования воздуха, вождения автомобиля, заботы о клиенте и лидерства? И наглядно – о ментальных моделях – тот самый кусочек, которого мне не хватало в обучающем модуле по работе с информацией.

Если кратко – то это много слов и схем о том, что системы везде вокруг нас и в нас самих. И что часто решение находится не там, где мы его хотим найти. О том, что, принимая какое-то решение, очень важно посмотреть системно на его возможные последствия. И наоборот, чтобы понять, почему все именно так, – надо взглянуть в новом направлении.

Уильям Тейлор, Полли Лабарр, «Маверики в деле: почему в бизнесе побеждают наиболее оригинальные умы»

С этой книги в 2011 году в моем словарном обиходе появилось еще одно – маверик. И с ним пришел интерес к Cirque du Soleil не только и не столько как к представлению, сколько как к «творчеству без компромисса» – той формуле, которая делает этот цирк таким особенным и успешным.

С секрета успеха Cranium у меня дом заполнялся настолками, объединяющими семью и друзей. Корпоративная компетенция «выхода за рамки» стала осязаемой, необходимой и невероятно привлекательной.

На страницах этой книги я охотилась за воинственным духом вместе с Southwest; бродила по «жаркому залу» в SEI, измеряла временной бюджет «Суперсемейки» наклейками от фруктового мороженого; добиралась до «потустороннего» интеллекта вместе с P&G; искала смыслы в передачах и сериалах на HBO; покидая офис Pakhius, отвечала на вопрос-табличку «Этот день был прожит не зря?». И вот уже который год именно с этим вопросом я возвращаюсь с работы домой.

Денис Гурленя, директор и учредитель Fox Hunt

Владимир Тарасов, «Русские уроки японских коанов»

– Есть много хороших книг, которые я бы рекомендовал коллегам, но эту – в первую очередь. Она серьезно повлияла на мое мировоззрение, заставила по-другому посмотреть на отношение к труду, собственным обязательствам, партнерам, заставила искать ответы на многие вопросы и тем самым узнавать нечто новое.

Я бы советовал эту книгу HR, потому что она приближает картину мира директора по персоналу к картине мира собственника и руководителя компании. В ней не о рекрутинге, мотивации, адаптации новичков и других HR-функциях, а о менеджменте и бизнесе в целом.

Дело в том, что сейчас HR начинают понимать, что для эффективного результата нужно менять стиль своей работы, становиться неким проводником бизнес-стратегии по отношению к управлению персоналом – а это требует понимания потребностей топ-менеджеров, акционеров компании, собственников. Об этом много говорят, но, к сожалению, мало что делается. На мой взгляд, в этой работе необходимо начинать с формирования правильных ценностей.

Я бы выделил еще аудио-книгу «Персональное управленческое искусство» этого автора. Этот аудиокурс поможет овладеть основными управленческими принципами и приемами, которые радикально повысят эффективность управленческой деятельности. Для HR-специалиста и, тем более, HRD подобные знания откроют путь к пониманию своей роли в бизнесе, приблизят его «картину мира» к представлениям собственников и руководителей компании.

Джим Коллинз, Джерри Поррас, « Построенные навечно »

Эта книга очень повлияла на многих предпринимателей и менеджеров на Западе. Она о том, как просто хорошие компании становятся великими.

Я прочитал ее в оригинале и могу сказать, что она серьезно обогащает управленца.

Есть еще один бестселлер, классика литературы по менеджменту, которую я читал с большим интересом.

Том Питерс и Роберт Уотерман, « В поисках совершенства. Уроки самых успешных компаний Америки»

В ней авторы проанализировали принципы успеха американских компаний и используемые этими компаниями методы управления, а также сформулировали восемь принципов успеха и предложили принципы создания эффективного бизнеса.

Эта книга, как и «Построенные навечно», на мой взгляд, обязательна к прочтению.

Амина Идигова, бизнес-тренер, HR Business Partner в студии Melesta Games

– Курт Воннегут как-то сказал: «Если бы я мог дать вам дельный совет на будущее, он был бы про солнцезащитные кремы, выгода от их использования была доказана, в то время как остальные рекомендации имеют под собой лишь собственный путанный опыт». В конечном итоге, любая книга – это действительно бесценный опыт автора о том, как вести себя в ситуациях, которые больше никогда не повторятся.

Сейчас много пишут о неэффективности бесконтактного или online образования, говорят, что многие жизненно важные навыки можно приобрести только через практику и реальный опыт. Пожалуй, соглашусь, даже более того, при чтении мы получаем информацию, а реальный опыт можно получить только от человека к человеку. И списка soft skills, которые буду востребованы в течение следующих 5 лет – десять из десяти тренируются только межличностным взаимодействием.

Это сродни статье «Ошибка выживших» лицензиата TEDxNiamiha Инны Карней. «Очень тяжело избежать этого непреодолимого желания разобрать успех на кусочки и, как сорока, утащить оттуда все самое блестящее в свое гнездо. Вы смотрите на светлую сторону успеха в поисках подсказок. Все любят публичные выступления людей, которые представляют собой редкие примеры, как они превозмогли превратности судьбы и выжили всему вопреки. Жалко только, вы нечасто выносите из этих вдохновляющих речей рекомендации касательно того, чего не делать, а чего избегать. Потому что обычно авторы этих речей тупо этого не знают.

Подобная информация теряется вместе с людьми, которые не смогли победить обстоятельства, которые не попали на обложку. Таких людей никто не зовет выступать на вручениях дипломов и инаугурациях, в то время как студенты жадно глотают каждое их слово, как источник святой мудрости».

Поэтому, когда меня просят порекомендовать, что почитать, чтобы стать опытным эйчаром, вопрос часто ставит меня в тупик. Потому что если ты действительно озадачен какой-то проблемой – весь окружающий тебя контекст становится ответом. Пусть даже клип про «Лабутены».

И тем не менее есть автор, к книгам которого я раз за разом возвращаюсь. Это Владимир Тарасов , основатель таллиннской школы менеджмента и автор известных всем «управленческих поединков». И хотя посотрудничать с самим автором так и не довелось, пригласить его поработать на уровне корпорации оказалось сложнее и дороже чем пригласить Адизеса (поэтому и пригласили Адизеса), книги его я активно рекомендую.

А «Искусство управленческой борьбы» разобрана на цитаты и притчи. Сама книга построена на основе древних китайских военных стратегем. Восточная хитрость и хорошее понимание локальных особенностей традиционного менеджмента, помноженные на большой прикладной личный опыт автора, делают книгу источником «истины высшей пробы, а ты слушаешь, затаив дыхание и боясь пропустить хоть слово», как говорится в одном из отзывов.

«К одному князю пришел учитель боевых петухов и предложил потренировать боевого петуха князя. Князь согласился. Прошло десять дней.

– Ну как, – спросил князь, – мой петух готов к бою?!

– Нет, нет! Он слишком самонадеян и рвется драться. Его нельзя выпускать!

Прошло еще десять дней.

– Ну а теперь?

– Нет, еще рано. Он очень нервный, на все реагирует. Его нельзя выпускать.

Прошло еще десять дней.

– А теперь?

– Рано еще. Сила и ярость переполняет его, прорывается наружу, и это заметно.

Прошло еще десять дней.

– Но а теперь-то готов?

– Теперь почти готов. Он подвижен и словно вырезан из дерева. На чужие крики не реагирует. Но другие петухи не хотят с ним драться и, едва завидев его, с криком убегают прочь…

Книга именно об этом. Об искусстве. Не о борьбе. О том, как понимание перерастает в знание, знание – в умение, умение – в навык. О том, как управлять не управляя, но аккуратно подводя оппонента к решению. О том, что нельзя перепрыгнуть пропасть на 99%. О том, как переводить любое взаимодействие из плоскости «борьбы за роли» в плоскость «борьбы за ресурсы». О том, почему самый бесполезный вид борьбы – борьба за прошлое, в котором ничего уже нельзя исправить. О том что, любое решение всегда лежит за пределами самой проблемы. О том, как построить адекватную картину мира и помочь построить ее другому. И даже о том, что иногда бегство – лучшая из стратегий.

Тарасов говорит, что в любом учении бывает три стадии:

Некритическая

Для того, чтобы усвоить какое-либо учение на уровне знания, необходимо подойти к нему некритически, с полным доверием. Стать его искренним поклонником. Получить моральное право его пересказывать. Тот, кто пропускает первую стадию, становится недоучкой. Тот, кто застревает на ней, становится зомби.

Конструктивно-критическая

Для того, чтобы усвоить учение на уровне понимания, необходимо подойти к нему конструктивно-критически с желанием его улучшить, усовершенствовать, устранить его внутренние противоречия и несоответствия фактам, придать ему стройность и красоту. Тот, кто эту стадию пропускает, становится перебежчиком, а тот, кто на ней застревает, – вечным учеником.

Деструктивно-критическая

Для того, чтобы усвоить учение на уровне его преодоления, необходимо обнаружить его пределы, его ограниченность и неспособность к дальнейшему развитию без радикальной перестройки. Разрушить до основания и выявить пригодные элементы для построения иного, более совершенного учения. Тот, кто с этой стадии начинает, пропуская первую и вторую, становится невеждой. Тот, кто не пропускает ни одной из трех стадий, кто их последовательно и без лукавства проходит, становится преемником.

Не становитесь зомби, продолжайте совершенствовать учения и двигаться вперед.

«Из всех средств, расширяющих сознание я предпочитаю книги», – говорил Дмитрий Чекалкин . Я разделаю этот подход и завидую всем, кому еще только предстоит знакомство с любыми авторами, книгами, статьями, стихами, комиксами и другими источниками, которые часто хороши только тем, что неожиданно натолкнули вас на «правильные» ответы. Но гораздо важнее, чтобы у вас продолжали возникать вопросы.

«Раньше было мало ответов; теперь не стало самих вопросов.
Мониторы, турбины, кнопочки вправо-влево, вперед-назад.
Как все это заставить летать, отбросив
Смысл жизни, которому –
Ни прислать ребяток,
ни сунуть денег,
ни приказать?»

Это не книга, конечно, а стихотворение, но в нем тоже много смысла. Его написала Вера Полозкова .

Книги по HR выпускаются ежегодно сотнями. Мы выбрали наиболее интересные, на наш взгляд, издания, в которых собраны сегодняшние тренды и методики, помогающие специалистам по управлению персоналом создать талантливую и успешную команду.

1. "Мудакам тут не место. Как выжить в офисных джунглях"

Роберт Саттон

Издательство "Наш формат"

Кто такие мудаки, и что они делают на вашей работе? Как определить мудака и поставить его на место? Саттон приводит результаты исследований, которые свидетельствуют о том, что мудаки на рабочем месте не просто унижают коллег, негативно влияют на их самооценку, а еще и приносят компании финансовые убытки.

Как внедрить правило "Мудакам тут не место" в вашей компании и как самому не превратиться в сволочь — просто и лаконично расскажет автор.

Давно доказано, что присутствие хотя бы одного мудака в компании снижает продуктивность всего коллектива. В своей книге Саттон не просто объясняет, чем мудаки опасны для работы, но и дает конкретные рецепты, как снизить число так называемых "деструктивных элементов" в вашей компании, как вести себя, если вам все-таки приходится работать с мудаками, и что делать, чтобы самому не стать таким.

Книга Роберта Саттона сразу после публикации вошла в список бестселлеров по версии изданий The New York Times, The Wall Street Journal, USA Today та Business Week.

2."КТО. Решите вашу проблему номер 1"

Джефф Смарт и Рэнди Стрит

Джефф Смарт — эксперт № 1 в бизнес-теме № 1 о найме правильных людей, основатель и руководитель ghSMART (компании, консультирующей руководителей уровня Fortune 500, предпринимателей-миллиардеров, политических лидеров). Автор нескольких бестселлеров. Джефф и его коллеги ежегодно консультируют компании из образовательного, медицинского и государственного секторов на безвозмездной основе.

Рэнди Стрит — управляющий партнер ghSMART. Опыт работы консультантом — более 20 лет.
Простое, практичное и эффективное решение того, что The Economist называет "главной проблемой бизнеса сегодня" — неэффективного найма.

Прием на работу неподходящего сотрудника обходится компании в сумму, которая превышает размер его заработной платы в 15 раз. Чтобы избавить руководителей от таких убытков, Джефф Смарт и Рэнди Стрит разработали простую и понятную стратегию найма сотрудников. Она включает 4 шага:

Составление оценочного листа (определяемся, чего мы ждем от сотрудника на данной должности);
поиск (где брать людей);
отбор лучших (4 интервью);
сделка (как уговорить нужного человека перейти в вашу компанию).
В книге нет абстрактных рассуждений. Авторы дают конкретные рекомендации, практические советы, основанные на интервью с 20 миллиардерами, 30 топ-менеджерами крупных компаний, а также успешными директорами, менеджерами, руководителями некоммерческих организаций и экспертами. Эти интервью суммарно заняли 13 тысяч часов. Также в основе книги — собственный опыт авторов: они консультируют компании по вопросам найма персонала, 12 тысяч раз помогали им отвечать на вопрос "Кто?" и обучили 30 тысяч менеджеров применять методы в работе.

3. "Заряженные на результат. Культура высокой эффективности на практике"

Нил Доши и Линдси Макгрегор

Издательство "Манн, Иванов и Фербер"

Нил Доши и Линдси Макгрегор — основатели компании Vega Factor, помогающей другим организациям построить высокоэффективную культуру с помощью технологий, обучающих программ и наладки процессов. Их суммарный опыт трансформации корпоративной культуры в разных компаниях — 20 лет.

В прошлом Нил был партнером McKinsey & Company, а Линдси там же вела проекты с компаниями из списка Fortune 500. Нил и Линдси женаты и проживают в Нью-Йорке.

Революционная книга, с которой вы сможете использовать знания психологии для создания высокоэффективной культуры в своей компании.

Опираясь на актуальные исследования в психологии, авторы этой книги показывают, что ключ к успеху в бизнесе — это высокоэффективная культура. Внутренней культуре следует уделять такое же внимание, как и другим аспектам деятельности компании, например производству или маркетингу.

Доши и Макгрегор изучили опыт лучших мировых компаний, исследовали то, как работают десятки тысяч людей — от программистов и финансовых консультантов до учителей и банкиров — и обнаружили, что великие корпоративные культуры обычно опираются на красивые и простые научные подходы. Если раньше понятие "корпоративная культура" было неоформленным и расплывчатым, то теперь ее эффективность можно измерить и определить, в чем она слаба, а в чем действенна.

Какой стиль руководства следует применять в вашей организации?
Как лучше всего сформировать в организации базовые ценности и создать ощущение общности в команде?
Как управлять эффективностью труда работников?
Какой может быть наиболее справедливая и эффективная система вознаграждения работников за труд?
Каковы лучшие методики управления культурой организации?

5. "45 татуировок менеджера"

Максим Батырев

Издательство "Манн, Иванов и Фербер"

Татуировка — это надпись на всю жизнь. Важная надпись. Названия глав в этой книге — татуировки, оставшиеся в памяти и сердце менеджера, его житейский и организаторский опыт. Это правила о том, как относиться к коллегам, каким образом действовать в определенных ситуациях: свод принципов, которым стоит следовать, если хочешь добиться успеха. Почему? Потому что за каждой главой стоят осмысленные действия, чья-то боль, мучения, радости, удачный и неудачный опыт, подъемы и падения, увольнения и лидерство, а главное — нужный результат.

7. "Как стать первоклассным руководителем. Правила привлечения и удержания лучших специалистов"

Джеффри Фокс

В наше время компания будет прибыльной только тогда, когда в ней царит дух сотрудничества, когда руководитель четко ставит цели, а каждый сотрудник на своем рабочем месте заботится об успехе компании.

Поэтому для руководителя как никогда важно окружить себя талантливыми сотрудниками. Книга Джеффри Фокса содержит выверенные и зачастую нестандартные рекомендации, как выполнить эту нелегкую задачу. Рекомендации основаны на реальном опыте автора и ряда топ-менеджеров ведущих американских компаний и являются в высшей мере практичными.

8. "Жесткий менеджмент: Заставьте людей работать на результат"

Дэн Кеннеди

Издательство "Альпина Бизнес Букс"

Только Дэн Кеннеди мог осмелиться написать такое руководство по безжалостному менеджменту — без всякого рассусоливания и высокоученых теорий, только железные рецепты, проверенные на деле. Теперь, когда у вас есть эта книга, уму непостижимо, как вы могли до сих пор без нее обходиться.

Она облекает вас правом вернуть себе власть над своим бизнесом, задавать правила, ставить во главу угла прибыль и добиваться настоящих результатов от тех, кто на вас работает.

Каждый, кто вооружится установками знаменитого бизнес-гуру и последовательно применит и в бизнесе, и в жизни описанные на этих страницах методы и техники, очень скоро увидит перемены к лучшему.
Купить на ОЗОН>>

9. "Все начальники делают это. Пошаговое руководство по решению (почти) всех проблем менеджера"

Брюс Тулган

Издательство "Манн, Иванов и Фербер"

Брюс Тулган — известный специалист в области руководства и управления. Автор нескольких бестселлеров.
Множество практических примеров для менеджеров любого уровня. Рассказывает, как сохранить ключевых сотрудников, эффективно контролировать работу своих подчиненных. Многие менеджеры считают, что практика так называемого "микроменеджмента" ведет к отрицательным последствиям. Брюс Тулган показывает, что если оставлять сотрудников без поддержки, впоследствии решение проблем займет больше времени и средств. Проявляется эффект "снежного кома". Брюс Тулган рассматривает современную проблему "недоменеджмента", и дает план действий, который сделает из вас сильного менеджера, способного предотвратить проблемы. Вы научитесь:

Четко объяснять сотрудникам задачи, исключая двойное толкование.
Поддерживать с сотрудниками обратную связь.
Вовремя замечать и исправлять ошибки подчиненных на начальном этапе.
Не забывать вознаграждать их за успехи.

Купить на ОЗОН>>

10. "Новые цифровые HR-лидеры. Практические рекомендации о том, как HR стать лидером цифровой трансформации" (книга на английском языке — The new digital HR leader. A practical guide on how HR can lead digital transformation)

Достижения в области цифровых технологий не новы. Революционным является то, что цифровое — необратимый образ жизни, который изменяет наш физический мир навсегда. Даже наши мозги трансформируются, чтобы научится по-другому думать.
Как это влияет на наше мышление, работу и бизнес, помимо нашей повседневной социальной жизни? Как вы и ваша организация может воспользоваться этим?


Читайте нас в

Наша восьмая подборка из проекта посвящена корпоративной культуре и прочим HR-аспектам, с которыми часто приходится работать внутрикорпоративным пиарщикам.

Книги, собранные в нашем списке, адресованы больше HR-менеджерам и собственникам бизнеса, но ведь именно с ними и приходится работать рука об руку, чтобы решать задачи по внутрикорпоративному PR. Прочитав эти книги, вы сможете заглянуть под ширму чужих корпоративных культур, узнать кое-что о психологии сотрудников и найме и изучить, как компании строят свой HR-бренд.

1. HR-бренд: 5 шагов к успеху вашей компании

Относительно свежее практическое руководство по HR-брендингу, основанное на кейсах премии «HR-бренд», которую ежегодно проводит компания HeadHunter. Фактически - это пошаговое руководство по созданию бренда работодателя, которое дает в достаточной степени как теоретическое представление об HR-брендинге, так и иллюстрирует знания на реальных примерах российских компаний, статистике и исследованиях рынка труда. Очень полезно, когда вас садят в одну комнату с HR-отделом и просят поработать над HR-брендом компании, причем ни вы, ни ваши коллеги, понятия не имеют, о чем там должна идти речь.

2. HR-квест: как сделать сотрудников адвокатами бренда

В отличие от многих сухих книжек для кадровиков, эта книга, можно сказать, настоящий роман, в сюжет которого вплетены реальные бизнес-кейсы. Авторы книги - специалисты с 10-летним стажем Михаил Воронин и Дарья Кабицкая, которые страница за страницей рассказывают пошаговый план создания компании, в которой хотелось бы работать самым талантливым и востребованным сотрудникам. Эта книга не столько про брендинг, сколько именно про отношения с сотрудниками, ошибки и поиск решений. Полезно и увлекательно - книга позволяет прочувствовать тонкости HR-ремесла.

3. Отличная компания

Ещё одна книга, которая уверяет, что научит вас создавать компанию мечты. Чуть ли не единственная книга в нашей подборке, которая написана не русскими, а американскими специалистами. Надо сказать, это как раз тот случай, когда США больше преуспели в HR-брендинге, но калькой переложить их знания на российскую специфику не выйдет. Однако книгу стоит прочитать хотя бы из-за качественных данных: в ее основу легли результаты масштабного исследования лучших компаний-работодателей, которое Great Place to Work Institute на протяжении многих лет проводит по всему миру. Книга, между прочим, писалась 25 лет. Вот так вот.

4. Winning the hearts: достучаться до сердец сотрудников

Создатели книги уверяют, что для повышения эффективности, сотрудникам необходимо дать счастье. Приведенные авторами результаты исследований доказывают, что индекс счастья сотрудников не менее важный показатель здоровья бизнеса, чем оборот и рентабельность, а значит, радость от работы - аспект не менее важный, чем мотивация. Опять же книга не столько про HR-брендинг, сколько про создание здорового климата и нормальных человеческих взаимоотношений в коллективе. Когда речь идет о небольшой компании в 20 человек это может и произойдет само собой, но когда у вас крупная корпорация, создать уютную ламповую атмосферу может оказаться не так просто. Книга подскажет, как же всё-таки это сделать.

5. Как найти своих людей

Книга о том, как рекрутеры ищут нужных для компании людей. Очень полезная книга для понимания процесса поиска и найма - ведь большинство пиарщиков успели побывать только на одной стороне баррикад - в качестве кандидата. Поэтому информация о том, как с максимальной эффективностью отбирать нужных для компании и подходящих ей по духу людей, может очень пригодится во внутренних коммуникациях в том числе.

6. HR-стратегия: инструменты разработки и реализации

Добротная общеобразовательная книга, которая расскажет в подробностях о подходах к формированию корпоративной культуры в России и за рубежом. В приложениях можно подсмотреть даже примеры документов, которые кадровики используют для разных целей.

7. Корпоративная культура Toyota: уроки для других компаний

Очень интересная книга, иллюстрирующая как можно перестроить производство, изменив к нему отношение людей. Известная концепция бережливого производства компании Toyota на первый взгляд кажется чем-то сугубо техническим. Однако в основе этой системы лежит именно корпоративная культура, превращающая каждого сотрудника в перфекциониста. И да, авторы учат вас, как сделать так же.

8. Дело не в кофе

Очень компактная, но вдохновляющая книга о том, насколько важно видеть в сотрудниках и клиентах в первую очередь живых людей, а не просто безликий ресурс. Книга вовсе не про HR, но была бы очень полезна многим кадровикам. Пиарщикам она будет даже больше понятна, потому что она про выстраивание отношений, развитие и поддержание связей - то, что всем нам так близко. Эта книга – реальная история компании Starbucks, написанная от первого лица самим президентом компании Говардом Бехаром.

9. Обнимите своих сотрудников

Очень душевная книга о том, как управлять компанией в стиле «мягкого менеджмента» - без наказаний, порицаний и санкций, даже если сотрудник заслужил хорошую взбучку. Автор книги, Джек Митчел, проработал в ритейле более 50 лет и утверждает, что следование его принципам позволяет привлекать и удерживать талантливых сотрудников, снизить затраты на маркетинг (о, нет!), повысить рентабельность бизнеса и даже значительно увеличить базу постоянных клиентов. Больше того, в результате создается компания, куда сотрудники ходят на работу с удовольствием. Если ваш коллега-кадровик эту книгу всё ещё не читал, то лучше после прочтения подложить её к нему на стол. А может даже и генеральному директору тоже.

10. HR в борьбе за конкурентное преимущество

Книга, которая поможет вам понять стратегическую функцию HR-отдела, если вы до сих пор не прониклись идеей, что кадры решают всё. Современный правильный HR не только нанимает и работает с персоналом, но и создает настоящую добавленную стоимость компании. В книге можно найти много современных кейсов и подходов к управлению ресурсами, а пиарщикам книга поможет больше ценить роль HR-отдела, работая над совместными проектами.

Редакция Neo HR постоянно получает от издательств литературу о персонале. В этом разделе представлены рецензии на книги по управлению персоналом, специализированную бизнес-литературу, книги по менеджменту.

Оценка уровня профессионализма сотрудников - процедура, с которой неизбежно сталкивается любая компания. В арсенале HR-специалиста при этом имеется несколько различных методов, которые отличаются алгоритмом проведения, бюджетом и необходимой базовой подготовкой оценщиков. Но в любом случае оценка персонала помогает эйчарам в выполнении очень важной части их работы - определении степени подготовки того или иного сотрудника к выполнению конкретного круга обязанностей, которые на него возлагаются. Это позволяет выявить потенциальные возможности профессионального роста и определить недостатки.


Книга «Менеджерами не рождаются» - совместный труд сразу двух выдающихся лидеров. Фрэнку Свайтеку, консультанту, имеющему в своей практике многолетнюю работу со многими компаниями из списка Fortune 500, и Денни Стриглу, экс-директору крупнейшей американской телекоммуникационной компании Verizon Communications, удалось создать пошаговый справочник для управленца, в котором большая половина советов касается именно работы с персоналом.


В 1970 году в возрасте 20 лет Ричард Брэнсон основал Virgin. С тех пор, никогда не оглядываясь назад, он постепенно строил огромное количество прибыльных компаний, работающих в различных сферах бизнеса. Это уникальный пример в деловом мире. Как ему удалось достичь такого успеха, он рассказывает в своей книге «Мои правила».


Эннеаграмма — это система для определения различий между людьми, которая делит людей на девять типов личности, располагающихся на девяти опорных точках круговой диаграммы. Каждому из нас в различной степени присущи черты всех девяти типов, но один, как правило, преобладает. Тот тип, черты которого наиболее свойственны личности человека, и является его эннеатипом. Определите свой эннеатип.


За 35 лет существования киностудии Pixar приходилось преодолевать множество преград и сложностей. Но те принципы управления персоналом, которые применяли ее основатели в самом начале пути, позволили развить и сохранить уникальную корпоративную культуру. Президент Pixar Эд Кэтмелл в своей книге «Корпорация гениев» подробно рассказывает о них


Книга Светланы Ивановой учит тому, как замечать «сигналы» в разговоре и правильно их интерпретировать. Автор известен в России, прежде всего, как специалист по управлению персоналом. За свою профессиональную карьеру Светлана Иванова провела более 12 000 собеседований с кандидатами.


«Мы точно знаем, что не можем мотивировать других людей, но можем устранить препятствия, мешающие им мотивировать самих себя, - пишет в своей книге Брайан Трейси. - Любая мотивация - это самомотивация». Если это действительно так, то что необходимо для того, чтобы поддерживать самомотивацию? Трейси уверен - все зависит от руководителя. Если будут созданы условия, то самомотивация появится естественным образом, без принуждения.


Простой инструмент, позволяющий избежать глупых ошибок. «Чек-лист» - стратегия, полезная для всех.


Брайан Трейси «Делегирование и управление». Книга известного эксперта в области управления продажами, лидерства и мотивации о механизмах, превращающих делегирование в процесс обучения.


Дэн Кеннеди, автор этой книги, — живая легенда в мире копирайтинга. Его многолетнего профессионального опыта хватает на то, чтобы увеличить прибыль как огромных транснациональных корпораций, так и малых предприятий. «Продающее письмо» — книга, успевшая стать классикой. Обязательна к прочтению всем, кто желает постичь магию слова и привлечь больше клиентов.


Американская ИТ-компания 37signals (c 2014 года переименована в Basecamp) всегда выделялась на фоне остальных. Прежде всего, своей яркой корпоративной культурой. Основанная в 1999 году, на сегодняшний день она включает всего чуть более 30 человек персонала, продолжая нести в себе заряд и дух стартапа. На официальном сайте руководители 37signals регулярно ведут блог, которым зачитываются молодые предприниматели. Деятельность 37signals, точнее ее добрая традиция неустанно ломать стереотипы в ведении бизнеса, стала неким примером для подражания для всех, кто связан с ИТ-индустрией.


Книга Светланы Ивановой – собрание техник и методик, посвященных всем циклам управления персоналом, начиная от подбора и заканчивая построением мотивации, для выведения сотрудника на необходимый для компании уровень компетентности и эффективности. В издании собрано самое ценное из мировой практики HR-менеджмента, с указанием инструментария, способов управления персоналом, образцов документов и практических задач, успешность которых не раз подтверждалась. Даже самый не опытный HR сможет воплотить в реальность примеры, изложенные в книге.

Редкая книга, в которой простым и понятным языком авторы не только отвечают на вопрос, как сделать из HR департамента или отдела нужную и ценную нишу для бизнеса, но и показывают на примерах пути ее достижения. Авторское издание – четкая и структурированная, с множеством рекомендаций и практических советов книга, описывающая универсальную модель современного директора по персоналу, который охватывает все основные функции в сфере управления персоналом. Помимо прочего в книге говориться о том, как эффективно выстроить отношения с сотрудниками и руководителями подразделений, как добиться реализации своих идей, как правильно применять наставничество и работать со студентами и иностранными гражданами.

Проведение интервью, пожалуй, одна из важнейших функций HR-менеджера – так считают отечественные руководители. При этом они зачастую забывают о том, что привести человека, обладающего нужным опытом и знанием, – только половина, если не треть, дела. Однако и эта работа требует немалой сноровки. Книга Ребекки Боуз как раз является практическим подспорьем для специалистов, стремящихся качественно и в сжатые сроки подбирать персонал. В ней собраны технологии оборочного интервью по компетенциям, с предоставлением читателю практических формул и рекомендаций для его проведения и выявления необходимых умений у собеседника. Издание будем полезно всем специалистам, подбирающим персонал, начиная от низшего звена и заканчивая «топовыми» позициями.

Эту книгу обязан прочесть каждый уважающий себя HR-менеджер, так как в ней собраны наиболее полные и универсальные рекомендации по управлению персоналом. Издание разбито на 16 параграфов, каждый из которых касается отдельной и наиболее яркой проблемы в сфере управления персоналом. В книге собраны эффективные технологии и методики, теоретические знания и практические советы которые помогут молодому специалисту избежать ненужных проблем, а руководителю повысить свою квалификацию.

Главное достоинство этой книги в том, что она не разделяет понятия стратегической цели компании и мотивации персонала на два диаметральных аспекта работы. Автор на ряде практических примеров доказывает, что цели компании и мотивация должны быть неразделимы и составлять единое целое, потому как мотивация и оценка эффективности труда оказывают колоссальное влияние на развитие компании. Так же автор показывает, как связать воедино все виды мотивации и сбалансировать установленную систему целей не только в компании в общем, но и в каждом отдельном подразделении, для достижения желаемого результата.

Новая книга известного профессора бизнес-школы при Мичиганском университете Дэйва Ульриха, - не отвлеченные рассуждения на тему управления персоналом и его эффективности. Авторская работа основана на исследованиях, проведенных при участии более 20 тысяч респондентов - специалистов в сфере HR. В ходе исследования автор выявил ряд ключевых компетенций эффективного персонала, которыми должен обладать «HR будущего»: «Активист, заслуживающий доверие», «Стратегический позиционер», «Способный строитель», «Чемпион изменений», «Новатор и интегратор», «Сторонник технологий». Все эти компетенции помогут начинающему специалисту быстро сфокусироваться на основных вещах и помогут избежать ненужных ошибок.

Подбор компетентного сотрудника в компании – только половина дела. Зачастую, в отечественных компаниях, на этом функция HR–специалистов заканчивается. И в результате, не ознакомленный и «заброшенный» новичок работает в пол силы, а то и вообще покидает компанию. Происходит это по разным причинам, начиная от уровня компетентности менеджера по персоналу и заканчивая банальным нежеланием учувствовать в процессе адаптации. Цель данной книги – дать руководителю подразделения и HR-менеджеру практический инструментарий и построенную систему всех циклов адаптации персонала, для достижения максимальной эффективности труда. В книге представлен алгоритм действий каждого ответственного человека, приведены практические примеры, и приведены аналогии с рядом российских компаний.

Занимательное практическое руководство по построению и управлению корпоративной системы функционирования персонала. Автор предлагает рассматривать функцию управления персоналом, как целую науку необходимую для одной лишь цели – получению желаемых результатов. Поэтому в книге представлен прагматичный и жесткий подход к управлению персоналом и только те знания и примеры, которые можно быстро применить на практике, ощутив их в действии.

Эта книга – сборник практических рекомендаций и статей по всем аспектам работы с персоналом от самых авторитетных российских специалистов-практиков (Александр Крымов, Вероника Ярных, Вера Кобзева и др). Лояльность, знания и навыки сотрудников – основной источник дохода компании. Поэтому в антологии собраны наиболее актуальные проблемы HR сферы и способы их решения: правила чтения резюме, технологии проведения собеседований, нематериальная мотивация, внутренний PR компании и отделов, управление конфликтами, командообразование, составление бюджета и т.д.

Авторская работа посвящена проблемам управления трудовыми ресурсами в различных компаниях и условиях. Книга примечательна тем, что в ней нет той «известной» информации о работе HR-специалиста, которую привыкли писать и переписывать друг у друга. Основная ее цель – показать и подытожить реальные примеры практической работы в сфере управления персоналом на постсоветском пространстве, сформировав определенного рода правила, способные помочь как матерому менеджеру, так и новичку.


Полезное видео

Простобанк ТВ рассказывает о способах экономии на мобильной связи в Украине - звонках, SMS и ММS сообщениях, мобильном интернете. Подписывайтесь на наш канал на Youtube , чтобы не пропустить новое полезное видео о личных и бизнес-финансах.