Кто является автором метода фокальных объектов. Применение метода фокальных объектов при принятии финансовых решений. Алгоритм работы по методу «Снежного кома»



Термины и определения Стереотипы мышления это структуры и модели мышления, создаваемые нашим мозгом. Они становятся привычками которые затем формируют установки и убеждения, а за этим следует и определенное поведение. Стереотипы – не закон, а всего лишь программное обеспечение высшего мыслительного аппарата. Поэтому они могут быть заменены другими программами по вашему желанию.


Стереотипы мышления Польза Вред Стереотипы снимают с наших плеч часть груза повседневных проблем, позволяют жить легче, выживать в трудных ситуациях без специального (сознательного) «думания», на которое ушло бы слишком много драгоценного времени. Стереотипы в нестандартных ситуациях могут оказывать на нас парализующее действие и негативно влиять на нашу продуктивность (по типу «этого не может быть, потому, что это невозможно»).


Кто виноват? Стереотипное мышление связано с тем, что при формировании навыка в головном мозге образуются и закрепляются миллионы электрохимических нейронных связей между клетками головного мозга. Что делать? Мы способны изменить эти привычки и модели мышления. Мы можем их контролировать, а следовательно, изменять и образ действий, поведение, от которых зависят наши результаты и достижения. Для этого существует ряд технологий управления своим сознанием.


О фокусировке сознания Зачем? Бывает, что вам поручают серьезное и ответственное дело. Его выполнение будет зависеть от вашей способности сфокусировать свой ум и энергию. Необходимо также учесть влияние размера временного интервала, отпущенного на это задание, на состояние вашего сознания. Один из ключевых принципов теории менеджмента – это правило 80/20.


Закон Парето Правило гласит, что 80% наших усилий дает нам 20% желаемых результатов. И наоборот, мы тратим всего 20% усилий (времени) на достижение 80% результатов. Это абсолютно универсальный феномен. Например, 80% клиентов компании покупают 20% продукции, и наоборот, оставшиеся 20% клиентов приобретает 80% продукции. Закон Парето 80/20 лежит в основе многих правил менеджмента, на нем строятся десятки приемов. УсилияРезультаты 80% 20%


В первоначальном виде МФО стал известен как метод каталога. Он был предложен в 1926 г. немецким профессором Кунце, а затем в 50-е г.г. усовершенствован американским ученым Чарльзом Вайтингом. Каждое слово возбуждает сложную систему связей, являясь центром некоторой семантической сети. Оно актуализирует определенные «семантические поля», которые содержат смысловую информацию об объекте, обозначенном этим словом. Одним из самых распространенных методов оценки семантических полей является метод ассоциаций. Например, слово «лимон» связано в нашем сознании со словами: кислый, круглый, желтый, чай, сок, сациви, соковыжималка и т.п. Откуда взялись все эти слова, это семантическое поле, ведь только что их не было? Ответ – из подсознания.


Сущность МФО Метод фокальных объектов заключается в переносе признаков случайно выбранных объектов на фокальный объект, который должен находиться в фокусе переноса. Фокальным называют объект, который собираются совершенствовать, поэтому он находится в «фокусе» внимания. При переносе признаков нескольких случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект получаются необычные сочетания, позволяющие преодолеть инерцию мышления и по-новому взглянуть на задачу.




Процедура применения МФО 1. Определение фокуса - ключевого слова, выражающего сущность проблемы 2. Выбор случайных объектов (слов) СО 3. Составление списков признаков, характеристик СО 4. Совмещение фокусного слова с признаком СО и нахождение объединяющего их контекста 5. Оценка полученных рамочных вариантов


Традиционный алгоритм включает следующий порядок действий: Выбор фокального объекта (техническое устройство, рекламная продукция, деловое мероприятие) Выбор случайных объектов – одного или нескольких (с учетом рекомендаций) Словесное описание существенных признаков случайных объектов (с учетом лингвистических особенностей языка) Составление словесных сочетаний путем присоединения к фокальному объекту признаков случайных объектов Генерирование гипотез на основе свободного ассоциативного формирования семантических полей Развитие и выявление инновационного потенциала выдвинутых гипотез Экспертная оценка, отбор гипотез и стратегий их реализации




Пример использования метода фокальных объектов. Фокальный Объект Случайный Объект 1.Помидор2.Карандаш3.Кошка Сотовый Телефон КруглыйДеревянныйПушистая КрасныйГраненыйПолосатая СочныйЧернильныйКогтистая СекционныйЦанговыйТеплая ГлянцевыйМурлыкающая Гибкая Предположим, что производителям сотовых телефонов необходимо выбросить на рынок конкурентоспособную модель, отличающуюся от всего уже имеющегося, обладающую новой привлекательностью для потребителя.




На первый случай этим можно ограничиться, а можно и продолжить: Сотовый телефон + карандаш 2.1. Деревянный сотовый телефон 2.2. Граненый сотовый телефон 2.3. Чернильный сотовый телефон 2.4.Цанговый сотовый телефон 3. Сотовый телефон + кошка 3.1. Пушистый сотовый телефон 3.2. Полосатый сотовый телефон 3.3. Когтистый сотовый телефон 3.4. Теплый сотовый телефон 3.5. Мурлыкающий сотовый телефон 3.6. Гибкий сотовый телефон


Получилось сразу 15 вариантов разнообразных сотовых телефонов. Рассмотрим некоторые из них. Круглый сотовый телефон – это хорошая дизайнерская идея. Ее можно совместить с ностальгическим наборным диском старых телефонов, а можно реализовать в виде телефона-кулона. Когтистый сотовый телефон – можно зацепить за какой-либо предмет, либо использовать в качестве чесалки спины. Можно также использовать когти телефона по прямому назначению – для самообороны. Цанговый сотовый телефон – удобное крепление за любую мягкую одежду, а может быть, возможность скреплять вместе несколько сотовых телефонов цанговым замком.


Мурлыкающий сотовый телефон – с функцией усыпляющего звука, помогающего от бессонницы. Теплый сотовый телефон – походная мини грелка для больного места. А по контрасту – холодная вставка из спец. сплава для прикладывания к синякам. Гибкий сотовый телефон – это очень многообещающая высокотехнологичная идея, так как уже есть гибкие печатные платы и кристаллы БИС микроскопического размера.


Можно сочетать с фокальным объектом не одну, а несколько характеристик случайных объектов. Красный, чернильный, когтистый сотовый телефон (телефон с маркером, который процарапывает полоски и заполняет их красной краской). Круглый, деревянный, полосатый сотовый телефон (круглый экологичный деревянный футляр для сотового телефона с прорезями для экрана и кнопок); Секционный, граненый, теплый сотовый телефон (специальный телефон, в котором имеется секция с функцией нагрева – для медицинских целей, для автолюбителей или как источник инфракрасных сигналов для ориентировки и связи в темноте);




Матричное структурирование вариантов МФО п / п Что получилось?Рыночные атрибуты Какое применение может найти данный товар? Где можно его использовать? На какой круг потребителе й он рассчитан? 1Теплый сотовый телефон 1.В качестве грелки (охладителя) 2.Инфракрасный сигнал В медицине Для ориентировки в темноте Спортсмены, водители, дети Спец. службы, жители Кр. Севера, спелеологи 2Мурлыкающий Сотовый телефон 1.В качестве сигнала, не вызывающего стресс 2.В качестве источника усыпляющего звука Для нервных владельцев или если рядом спят маленькие дети. В медицине, в гипнопедии Молодые родители, нервные люди Люди, страдающи е расстройств ом сна


Рассмотрим пример «часы» Фокальный Объект Случайный Объект ЧАСЫ


Выписываем сочетания фокального объекта и признаков случайного объекта п.пСочетания фокального объекта с признаками случайных объектов




О функциональной асимметрии мозга Установлено, что правое и левое полушария нашего мозга работают совершенно по-разному. Левое – рациональное, логическое и последовательное. Оно отвечает за сознательное мышление, анализ и оперирует символами: языком и числами. Способ мышления правого полушария синтетический, целостный (его еще называют холистическим). Правое полушарие оперирует образной информацией, и именно оно отвечает за вдохновение, озарение и блестящие творческие идеи. Информация, заложенная в подсознании, громадна и в очень слабой степени управляется сознанием. Метод фокальных объектов как раз и позволяет сознательно задействовать информационные ресурсы правополушарного, образного мышления для решения творческих задач.


ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ ВосприятиеДеятельностьВосприятиеДеятельность СознательноеРечьБессознательноеПонимание простых слов ВербальноеПисьмоНевербальноеОсязание: левая рука АналитическоеОсязание: правая рука СинтетическоеПространственное представление АрифметическоеСчетГеометрическое, пространствен ное Левое поле зрения Восприятие структурных элементов Понимание речиВосприятие изображений и образов Правое поле зренияМузыкальное ФУНКЦИИ ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА


Тест на лево- и правополушарное предпочтение ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ Мне нравится планировать новые дела во всех подробностях Мне нравится делать новые дела спонтанно, в зависимости от момента Я размышляю и действую логически и редко сразу перехожу к выводам Я делаю выводы без последовательного обдумывания всех деталей аргументации Я редко мечтаю наяву или вспоминаю сныМои сны очень яркие, и я часто мечтаю наяву Я стараюсь найти причину каждого поступка других людей Я редко задумываюсь о мотивациях поступков других людей Я предпочитаю математику и научные дисциплины художественным предметам Я предпочитаю художественные предметы математике и научным дисциплинам Я пунктуальный человек и обладаю хорошим чувством времени Я редко бываю пунктуальным, и у меня плохо развито чувство времени Я прекрасно могу описать свои чувства словами Мне трудно описать свои чувства словами Я полагаюсь на очевидное, когда принимаю решение Я полагаюсь на свои чувства, когда принимаю решения


Мои бумаги и рабочие материалы в полном порядке Я редко привожу свои бумаги в порядок Я не жестикулирую во время разговораЯ много жестикулирую во время разговора Меня редко посещают предчувствия, и я предпочитаю не полагаться на интуицию Я полагаюсь на свой инстинкт и следую предчувствиям Я редко прибегаю к визуальным образамМои впечатления и мысли часто являются в виде картин Я прекрасно могу объяснять разные вещиЯ понимаю, что имеет в виду другой человек, хотя и не могу объяснить это Я прекрасно справляюсь с паззлами и играю со словами Я не люблю паззлы и игры со словами Я держу свои чувства под контролемЯ не стесняюсь своих проявлений чувств Я предпочитаю читать публицистику, а не романы Я предпочитаю читать романы, а не публицистику Я анализирую проблемыЯ рассматриваю проблему в целом Я не особенно музыкаленЯ обожаю музыку


Теория спектра мышления Иногда мы думаем о функциях мозга логическим, рациональным образом, иногда в холистическом, творческом ключе. Аналогичным образом мы думаем о сознании как о противоположности бессознательному мышлению. Это способы интерпретации процесса мышления, основанные на принципе «илиили». Теория спектра рассматривает мышление как континиум, непрерывный процесс, начиная от высокой степени фокусировки вплоть до низкой, как это бывает во сне. Большую часть времени, когда мы думаем сознательно, мы на­ходимся в верхней части континуума фокусировки. В другие периоды мы пребываем в состоянии слабой сфокусированности или в расслабленном состоянии, которое ассоциируется с полудремой, мечтами наяву, свободным потоком сознания. Время расслабления Время концентрации Сфокуси- рованность Расфокуси- рованность Сосредоточенность, эмоциональное напряжение Отрешенность


Мы постоянно в течение дня скользим вверх и вниз по этому спектру. Длинный период низкой концентрации может мгновенно смениться очень высоким уровнем концентрации, вызванным звонком в дверь или по телефону, красным сигналом на светофоре или чем-то подобным. И напротив, период высокой сфокусированности может быть прерван какой-то внезапной мыслью, когда наше сознание «уплывает» в сторону или, наоборот, внезапно возникает творческое решение другой проблемы. Но мы никогда не можем находиться на двух концах спектра одновременно.


Значение модели спектра мышления Высокий фокус внимания связан с абстрактным, концептуальным мышлением и формированием обобщений, общих понятий. Низкий фокус ассоциируется с конкретным, субъективным мышлением. Формирование единого образа, или концепта «дерева», на который направлен фокус нашего мышления. На уровне низкого фокуса мы можем думать о дереве в дальнем конце сада нашей любимой тетушки, т.е. о конкретном, единственном дереве.




Состоянии высокой сфокусированности Состояние низкой сфокусированности Обнаруживается сходство концептов (например, дерево, зеленый, одинокий). Возникают ассоциации чувств, вызванные образом дерева в дальнем конце сада, и все те чувства, которые рождаются в этой связи.


В один период времени мы вырабатываем концепции и рационализируем процесс. В следующий мы обращаемся к интуитивным чувствам. Обе части мозга служат нам. Каждый способ мышления оказывает влияние на то, как мы используем свое время. Мы нуждаемся в моментах высокого фокуса внимания, чтобы сконцентрироваться на конкретной задаче. При этом основанное на работе правого полушария воображение с помощью озарений радикально увеличивает объем наших результатов.




НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ВЫБОРЕ СЛОВ Слова для работы МФО подбирают случайным образом, но у различных слов разная ценность и практичность для получения результата (хорошего варианта решения). Более ценны слова, связанные с органами чувств. Они позволяют генерировать цепочки ассоциаций, приводящие к плодотворным потребительским идеям. Такие слова называют сенсорно определенными. Они разбиваются на три группы: Визуальные (связанные со зрением) Аудиальные (связанные со слухом) Кинестетические (связанные с осязанием, обонянием и вкусом) Существуют также полимодальные слова (универсальные по отношению к системе восприятия).


Пример сенсорноопределенных слов Аквамарин Анонс Без просвета Блеклый Блеск Блестеть Блик Вглядеться Взгляд Взор Вид Видеть Видоизменить Визуализировать Абразивный Акклиматизация Аккорд Акцент Ароматный Аррозия Аффект Багаж Базис Баламутить Баланс Барахтанье Безвкусица Бесконтактный Апеллировать Ария Аудифон Ауканье Ахать Балакать Барабанить Баюканье Безголосый Безоговорочно В голос Вглухую Визжание Внятный


Второй алгоритм МФО включает следующий порядок действий: Выписывают случайный набор слов- существительных, обозначающих названия различных предметов (например, из словаря или справочника). Поочередно соединяют с фокальным объектом каждое слово из списка. Генерируют гипотезы на основе свободного ассоциативного формирования семантических полей Исследуют инновационный потенциал выдвинутых гипотез Производят экспертную оценку, отбор гипотез и стратегий их реализации


При использовании существительных нежелательно брать номинализации (абстрактные существительные, образованные из глаголов). Они не слишком продуктивны в творческом отношении, так как несут в себе очень расплывчатую, часто недостаточную информацию. Например, что может подсказать для совершенствования объекта слова: важность, ответственность, проблема, дисциплина и др.? Практически ничего. Для выявления таких слов предложен «тест тачки». Если объект, обозначенный существительным, можно положить в тачку (кошка, яблоко, сумка, книга), то существительное и связанные с ним прилагательные могут навести на практичную идею. Если объект нельзя положить в тачку (как положить туда «дисциплину», «поведение» и т.п.?), то для извлечения творческой идеи потребуются дополнительные усилия, которые часто оказываются бесплодными.


Не рекомендуется использовать (хотя бы на первых порах) и слова, связанные с ситуацией (нечаянный, неожиданный)), а также понятийные слова (красиво, надежно, порядочно). Для генерации новых идей при выборе этих слов потребуются развитые навыки ассоциирования (составления разветвленных цепочек ассоциаций, или гирлянд ассоциаций). При этом результат может не оправдать приложенных усилий.




Получились такие объекты: 1. Сотовый телефон – ткань 2. Сотовый телефон – альбом 3. Сотовый телефон – стекло 4. Сотовый телефон – доска 5. Сотовый телефон – магнит 6. Сотовый телефон – сумка 7. Сотовый телефон – колесо 8. Сотовый телефон – душ 9. Сотовый телефон – замок 10. Сотовый телефон – кран Некоторые интересные варианты: сотовый телефон с магнитом для крепления, сотовый телефон – замок для кодирования запоров, сотовый телефон – шкатулка с секретным отделением для хранения ювелирных изделий или валидола, сотовый телефон – ткань (телефон, расстеленный на столе в виде салфетки не такая уж фантастика, уровень техники позволяет это сделать).




Третий алгоритм МФО включает следующий порядок действий: Предлагается использовать конструкцию "Я сделаю это..." Процесс решения проблем состоит в определении ряда необходимых изменений в ситуации, которая не устраивает специалиста (фирму). Другими словами, ситуацию необходимо трансформировать из существующего нежелательного состояния в позитивный, желаемый вариант. Для этого используются слова и фразы, которые играют роль стимула и могут обеспечить всплывание идей, которые дремлют в человеческом подсознании. Итак, «Я сделаю это… (фокусный объект) … (каким?»


Быстро просмотрите все слова-стимуляторы вне связи с вашей проблемой. Затем прочитайте ее формулировку, попытайтесь связать слова "Я сделаю это..." с каждым из стимуляторов. Любую идею, пришедшую вам в голову, тут же запишите, воздерживаясь от ее немедленной оценки. 1. Визуальные слова 2.Аудиальные слова3. Кинестетические слова 1. ЗеркальныйЗвенящийМокрый 2. БлизорукийЩелкающийРанящий 3. СветлыйГоворящийМягкий 4. СлепойСлушающийВялый 5. ГлянцевыйКричащийТеплый 6. ГравированныйРитмичныйБеспокойный


7. ПустойШипящийСоленый 8. ЦветнойТихийНевесомый 9. КонтрастныйРезонирующийТвердый 10. ТуманныйРифмующийХолодный 11. РазмытыйМонотонныйГладкий 12. ИллюстративныйНемойДавящий 13. Горизонтальный ОглушительныйНатянутый 14. ВидныйПронзительныйДрожащий 15. ПерспективныйНазывающийОтпечатывающийся 16. ЗрелищныйШуршащийДушистый 17. НаблюдающийЗовущийШершавый 18. ПрозрачныйГлухойЩиплющий Полимодальные (неопределенные) слова Понимающий, отражающий, воспринимающий, решающий, думающий, знающий, медитирующий, намеревающийся, осознающий, оценивающий, изменяющий, мотивирующий.




Пример Предположим, что фирме готовы отказать в заключении важного контракта и есть только одна попытка, чтобы убедить заказчика сотрудничать именно с вами. Для этого необходимо придумать нетривиальные ходы. Пишем фразу «Я сделаю это (сообщение, доклад)…


НеожиданнымТяжелымЛегкимСлабым СоответствующимНепрочнымГрубымТонким ПовторяющимсяПлотнымНеявнымГибким УникальнымГладкимУдобнымНаклонным КонцентрированнымПоучительнымСкрытымУсловным КомплекснымСкользкимРастущимЗависимым ИспаряющимсяЗакрывающимсяПружиннымОвальным СужающимсяМягкимРасходящимсяДолговременным ПритягательнымЛомкимКипящимПростым НостальгическимСходящимсяДышащимМедленным УстрашающимНевидимымИзогнутымПористым ОтражающимсяТвердымРазборнымЯрким ПередвижнымОтрывистымХрупкимВлажным ВращающимсяПенящимсяЗащитнымВидимым НеустойчивымЗавитымСталкивающимсяГлубоким «Я сделаю это (сообщение, доклад) туманным, рифмующимся и твердым». «Я сделаю эту презентацию контрастной, зовущей и щиплющей (душу)». «Я сделаю это сообщение зрелищным, оглушительным и душистым».


Анжела Терещенко
Семинар «Метод фокальных объектов для развития творчества и изобретательства»

Мне хочется вас попросить на минутку закрыть глаза, представить себе творческого человека , давайте возьмем, творческого ребенка , что его окружает. Открываем глаза, что вы себе представили? (ответы)

Да, это ребенок окруженный : красками, карандашами, пластилином, коробками, крышками, бутылочками, шишками, палочками, резиновыми шариками, опавшими листьями, т. е. предметами не связанными между собой. Объединяя свойства этих разных предметов , ребенок пытается создать что-то единое и полное смысла, например, зайца, куклу, самолет.

В данном случае малыш-творец применяет метод фокальных объектов .

МФО впервые был предложен в 1926 году немецким профессором Ф. Кунце, а в 50-ые годы ХХ века усовершенствован американским ученым Чарльзом Вайтингом, где впервые был использован термин «фокальные объекты » .

В чем он заключается?

Метод фокальных объектов (МФО) – это метод поиска новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств , других, случайно вы-бранных объектов . Его еще называют «методом случайных объектов » .

Рассмотрим несколько примеров.

Шаг 1. Выбираем фокальный объект – то , что мы хотим усовершенствовать.

Совершенствуемый объект : стул.

Шаг 2. Выбираем случайные объекты

Случайные объекты : елка, олень, фонарь

Шаг 3. Выделить свойства случайных объектов .

Характерные свойства или признаки случайных объектов

1. Елка : колючая

2. Олень : рогатый

3. Фонарик : светящийся

Шаг 4. Найденные свойства присоединяем к исходному объекту .

Новые сочетания

1. Стул колючий

2. Стул рогатый

3. Стул светящийся

Шаг 5. Полученные варианты развиваем путём ассоциаций .

Новые идеи

Стул с множеством колючек-ножек для устойчивости

Стул с рогатой вешалкой для одежды или для игр детей

Стул с подсветкой для людей с ослабленным зрением

Перед вами еще несколько идей по усовершенствованию стула.

Поиграем в игру «Изобретатели » .

Игра «Изобретатели »

Цель : научить детей применять метод фокальных объектов при решении конструкторских задач по усовершенствованию предмета.

Я заколдовала предмет, а вы попробуйте его расколдовать. Что это может быть? (нарисовала круг) .

Ответ : Предположения.

1 шаг – выбираем фокальный объект

Да, это яблоко. И так, мы выбрали фокальный объект – это яблоко . Сейчас мы попробуем вывести новый сорт яблок, а поможет нам в этом МФО.

Ответ : Выбрать случайные объекты .

2 шаг – выбираем случайные слова

1 вариант : Можно выбрать случайное слово из предметных картинок. Выбираем, это ….

2 вариант : Предложить ребенку назвать любое слово или «ткнуть пальцем в книгу» , на какое слово попадет то и будет, если это не существительное, то выбрать рядом стоящее слово. Это…

3 вариант : Выбрать любую букву и назвать три слова, начинающиеся с заданной буквы (Яблоко – яма, ящерица, якорь, ячмень) .

И так, мы выбрали 3 случайных объекта , (называю, нам нужно выделить их свойства, качества.

3 шаг – выделяем свойства случайных объектов

Используем вопросы – какой, какая, какое.

4 шаг – найденные свойства присоединяем к исходному объекту

Применяем слова-характеристики к нашему фокальному объекту .

5 шаг - полученные варианты развиваем путём ассоциаций .

Рассматриваем : Как это можно использовать и для чего это нужно? Что это может быть? Где это можно применить? Кому это надо? Кто это будет покупать, и платить за это деньги?

6 шаг - смастерим?

Можно зарисовать или сконструировать особо удачные изобретения из подручных материалов.

Игра «Фантастическое животное» или «Несуществующее животное»

Цель : научить соединять воедино элементы различных животных и создавать новые образы на основе заданных характеристик.

Принцип игры аналогичный, выбирается случайное слово, выделяются его свойства и присоединяются к живому объекту .

Осьминогожираф - Живет в России. Зимой улетает в Африку. Питается фруктами, растениями. Любит есть, может ходить по воде.

Слонопрыг - Живет в воде и на земле. Очень добрый! Питается только растениями. Хорошо плавает и прыгает по деревьям. У него очень хороший слух и обоняние. Любит погулять где-нибудь в горах. Мне он очень нравится! Это очень редкий зверь. Живет только в Америке. Прыгучий. Занесен в Красную книгу.

Кошаверб - Живет в Африке. Питается мясом, мухами и кактусами. Есть семья. Привычки : всё время разговаривает. Живет до 100 лет.

Игра «Необычный подарок»

Приглашаю двух «девочек» .

Даша, какой подарок ты хотела бы получить от Никиты? (Книгу)

А какую, опиши ее. (Большую, толстую, со сказками, в которой много картинок)

Никита, а ты что хотел бы, чтобы тебе подарила Даша? (Машину)

Опиши ее. (Красивую, с пультом управления)

Даша пусть у тебя будет книга с признаками машины Никиты, а у тебя Никита машина с признаками Дашиной книги. Что у нас получается?

Дети меняют признаки местами. Например :

Даша М.: - "У меня будет книга с пультом управления. Она ходит сама и рассказывает сказки"

Никита И.: - "А у меня машина, разукрашенная сказками. Или в моей машине живут сказки. А еще, толстая машина, так как в ней сидит много людей, которые едут показывать детям сказки".

Усложнение : предложить детям выбрать не один, а несколько предметов .

Метод фокальных объектов – это ловушка для идей!

Методы и приемы адаптированы для детей от 3 до 7 лет.

Способствует развитию : ассоциативного мышления, воображения, речи, фантазии.

Можно использовать на занятиях по речевому, познавательному и художественно-эстетическому развитию .

Надеюсь, МФО откроет для вас новые грани совместного творчества с детьми и станет еще одной ступенькой в освоении ТРИЗ.

Публикации по теме:

Пескотерапия как эффективный метод развития речи детей дошкольного возраста (1 слайд) Пескотерапия (sand – play) – игра с песком как способ развития речи ребёнка. (2 слайд) Речь является одной из важнейших психических.

Проект «Арт-терапия, как метод оздоровления и психологической коррекции при помощи искусства и творчества» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 29» ПРОЕКТ на тему: "Арт-терапия, как метод.

Сегодня я расскажу вам об одном интересном методе, позволяющем генерировать новые идеи, который получил название метод фокальных объектов . С его помощью можно создать множество новых бизнес-идей, чтобы затем проанализировать их и, возможно, начать реализовывать лучшую. Ведь часто бывает так, что хочется придумать что-нибудь такое да эдакое, а в голову совсем ничего не лезет. Эту проблему и позволяет решить метод фокальных объектов. Что это такое, и как он работает на примерах – рассмотрим далее.

Само название “метод фокальных объектов” произошло от слова “фокус”. В фокусе человека, использующего этот метод, должен находиться некий объект, от которого он и будет отталкиваться.

Суть метода фокальных объектов заключается в том, чтобы придать некоему выбранному объекту абсолютно новые, несвойственные ему, характеристики и качества. Этот метод также иногда называют “метод случайных объектов”, что, в свою очередь, означает, что сам фокальный объект выбирается случайным образом или, как у нас любят говорить, “методом тыка”.

Метод фокальных объектов был разработан еще в 1926 году немецким ученым Ф. Кунце, который назвал его тогда “метод каталога”. Позднее, в 1953 году ученый из США Ч. Вайтинг доработал эту методику и дал ей название “метод фокальных объектов.

Рассмотрим, в чем заключается суть этого метода сразу на примере, чтобы было понятнее. Применение метода фокальных объектов заключается в прохождении 6 несложных шагов.

Шаг 1 . Определение главного объекта. В первую очередь необходимо определить сам объект, на котором мы будем фокусироваться. Это может быть специально выбранный товар или услуга, которую предприниматель хочет представить в совершенно новом образе, либо вообще абсолютно случайная вещь – все зависит от личных предпочтений. Вплоть до того, что можно просто открыть книгу на любой странице и взять за основу первое попавшееся существительное.

Например, выбираем фокальный объект – мобильный телефон.

Шаг 2 . Выбор трех вспомогательных объектов. На этом этапе уже только случайным образом выбираем три (два, четыре, пять, кому как больше нравится) вспомогательных объекта, абсолютно не связанных с нашим главным.

Например, наши вспомогательные объекты будут: одуванчик, ботинок, рыбалка.

Шаг 3 . Определение характеристик вспомогательных объектов. Теперь определяем основные характерные признаки (свойства) каждого из выбранных вспомогательных объектов – не менее 3-х характеристик, но чем больше – тем лучше.

В нашем примере:

Одуванчик – сверхлегкий, желтый, меняющий цвет.

Ботинок – прочный, зимний, кожаный, на молнии, на шнурках.

Рыбалка – профессиональная, спортивная, подводная.

Шаг 4 . Применение характеристик вспомогательных объектов к основному. Следующим шагом применяем по очереди все полученные характеристики к нашему главному объекту.

В нашем примере: сверхлегкий мобильный телефон, желтый мобильный телефон, меняющий цвет мобильный телефон, прочный мобильный телефон, зимний мобильный телефон, кожаный мобильный телефон, мобильный телефон на молнии, мобильный телефон на шнурках, профессиональный мобильный телефон, спортивный мобильный телефон, подводный мобильный телефон.

Посмотрите, сколько мы сразу же получили креативных идей! Причем, некоторые из них уже используются, а некоторые могут стать абсолютно новыми! И в этом нам помог простой метод фокальных объектов.

Шаг 5 . Выбор лучших вариантов для дальнейшей проработки. Теперь из всех полученных вариантов выбираем лучшие, на наш взгляд, находим к ним определенные ассоциации.

В нашем примере: отбираем мобильный телефон, меняющий цвет (ассоциация – телефон-хамелеон), прочный мобильный телефон (ассоциация – “неубиваемый” телефон со сверхпрочным корпусом), подводный мобильный телефон (ассоциация – телефон для аквалангистов).

Шаг 6 . Проработка полученных вариантов на предмет реализации идеи. Ну и последним шагом уже развиваем отобранные идеи, стараемся придать им какую-то более конкретную форму и проработать возможность фактической реализации идеи. Если в результате мы получили вариант, который нас полностью устраивает – значит, метод фокальных объектов сработал и можно приступать к реализации бизнес-идеи. Если нет – можно попробовать еще раз, заново пройдя все шаги уже с другими объектами.

Теперь вы знаете, что такое метод фокальных объектов, и как с его помощью можно найти новые, нестандартные решения. Чтобы повысить эффективность этого метода, его можно применять в сочетании с другими, например, с .

Желаю вам успехов во всех начинаниях и новых, креативных идей! Увидимся на !



Методфокальныхобъектов

Методизобретен Чарльзом Вайтингом (Англия)в60-егодыХХстолетия. Основнаяидея- расширениеассоциативныхсвязей.

Выбираетсянесколькообъектов (2-3), укоторыхвыявляютсяспецифическиепризнаки. Затемпоочереднопризнакиэтихобъектов переносятсянадругой объект,которыйоказываетсякакбыв фокусевнимания (фокальныйобъект)

Веернеожиданныхпризнаковпозволяетсоздавать необычныеобъекты. Например,вкачественеобычного(фокального)объектавыбранцветок.

Взрослыйпредлагаетдетямпоочередно представить, каквыглядитцветокжидкий,прокисший, фруктовый, вкусный, парчовыйит.д.

Кратко о методе фокальных объектов (МФО)

Метод фокальных объектов (МФО) создал в 1923г. Э. Кунце - профессор Берлинского университета, в 50-е г.г. метод усовершенствовал Ч. Вайтинг в США. Метод отличается простотой и большими (неограниченными) возможностями поиска новых точек зрения на решаемую проблему. В методе используются ассоциативный поиск и эвристические свойства случайности.

Суть - активизация ассоциативного мышления человека.
Сущность состоит в перенесении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит как бы в фокусе переноса и поэтому называется фокальным.

Алгоритм работы по МФО

1. Выбирается 4-5 случайных объектов (из словаря, книги…)

2. Составляются списки характерных свойств, функций и признаков случайных объектов (по 5-6 интересных слов - прилагательных, деепричастий, глаголов)

3. Выбирается фокальный объект - на нём фокусируется мысль

4. Признаки случайных объектов по-очередно присоединяются к фокальному объекту и записываются

5. ВСЕ полученные сочетания развиваются путём свободных ассоциаций.

6. Оцениваются полученные варианты и отбираются наиболее интересные и эффективные решения

Внимание!


В приведенном алгоритме, в отличие от "классических схем", работа по МФО начинается с выбора случайных слов и их свойств. Почему?
Практика применения метода показывает, что если человек заранее знает фокальный объект, то он бессознательно подбирает близкие слова и их "подходящие" свойства. Однако самые интересные сочетания МФО дает как раз при соединении принципиально различных слов и их свойств с фокальным объектом.


Например, при работе по МФО с хирургом он выбрал несколько слов, в т.ч.

"забор". Затем, записывая свойства, забору он приписал свойства "дырявый, грязный". И только потом ему был предъявлен фокальный объект для совершенствования: скальпель.


В результате развития ассоциаций по словосочетаниям "грязный скальпель", "дырявый скальпель" он разработал несколько новых видов хирургического инструмента. "Грязный скальпель" - на него наносят нужное для операции покрытие из лекарств (т.н. "грязь") - для остановки крови, анестезии, обеззараживания и т.д. Один из вариантов "грязи" - заиндевевший скальпель, т.е. сильно замороженный. Им легко и безболезненно можно выполнять простые операции.


Если бы мы сначала выбрали объект для изменений, то вряд ли хирург назвал бы такие признаки забора как "грязный" и "дырявый". А именно они дали самые сильные необычные решения.
Именно поэтому мы советуем сначала заготовить разнообразные слова и их признаки. Кстати, если вы сделаете себе "домашнюю заготовку" из 50-100 слов и их свойств, то вы сможете на несколько лет обеспечить эффективную работу по МФО по любым фокальным объектам.

Рекомендации по применению метода фокальных объектов (МФО)

  1. Лучше использовать случайные слова из разных областей: техника, поэзия, фантастика, явления природы, живые объекты и др. Слова не должны относиться к той же области, что и сам фокальный объект.
  1. При выборе свойств надо избегать банальных определений, таких слов как: красивый, жёлтый, треугольный, тяжелый, надежный и т.д. Они подходят почти к любому объекту поэтому, высока вероятность того, что при ассоциировании с фокальным объектом они не дадут интересного сочетания. Можно выбирать свойства, признаки, которые объект проявляет ИНОГДА. Например: трактор - застрявший, ветер - завывающий, лампочка - вспыхнувшая, забор - грязный, покосившийся, кошка - голодная, цветок - дырявый.
  1. Фокальным объектом может быть как отдельный предмет, вещь, товар или услуга, так и организация в целом или ее отдельные подразделения. При выборе фокального объекта установите цель его усовершенствования - это будет критерием, по которому потом будут отбираться идеи.
  1. Необходимо выписать все варианты полученных сочетаний, соединив их в читаемое словосочетание. Например, если фокальный объект - будильник, то надо выписать ВСЕ варианты - голодный будильник, покосившийся будильник и т.д. и рассматривать любые ассоциации, которые возникнут.
  1. При генерации новых идей на основе полученных словосочетаний важно развивать цепочки ассоциаций, давать несколько вариантов ответов на вопросы:
    "Что ЭТО может быть?", "Где ЭТО можно использовать?". Вопрос "Кому ЭТО надо?" поможет определить целевую аудиторию: кто и зачем будет "ЭТО" покупать и платить за "ЭТО" деньги.
  1. При отборе наиболее эффективных решений обычно используют экспертов.

Метод раскрепощает мышление и приводит к неожиданным комбинациям. Использование случайности позволяет получать решения, которые не могут быть получены другими, логическими способами, которые на подсознательном уровне "отсекают" кажущиеся необычными решения. Часть сочетаний окажется уже реализованной, часть бессмысленной, но возможны и интересные сочетания, из которых рождаются новые объекты и идеи. Более пристального внимания со стороны бизнеса заслуживают на первый взгляд абсурдные сочетания, т.к. при выборе соответствующего контекста они окажутся вполне реализуемыми.

Метод позволяет предложить принципиально новые подходы к конструированию среды, эффективен при поиске новых форм и принципов действия проектируемого объекта.
Эффективность МФО во многом определяется умением человека строить оригинальные ассоциативные цепочки.

Применение: для поиска модификаций известных устройств и способов, расширения ассортимента товаров, новых сфер применения уже известных эффектов, веществ, отходов производства. Метод фокальных объектов эффективно применять как метод тренировки фантазии - и для школьников, и для взрослых


Методфокальныхобъектов (МФО)

«Создадимпортретапреля»

Детинаугадвыбирают2-3предмета. Подбираютсвойства (неменее4-хккаждому) Переносятэтипризнакинаобъектвфокусе.


О МФО

Ледяной чай, говорящий чайник, музыкальная чашка и прочие «фокусы»

Метод, о котором сегодня пойдет речь, является эвристическим методом продуктивного творчества. Он прост в освоении, легок в применении и позволяет за весьма короткое время создать большое количество инновационных идей, не имеющих аналогов на рынке.

В статье этот метод дан в виде готового методического материала для проведения корпоративного тренинга по разработке организационных инноваций или усовершенствованию выпускаемых продуктов. Автор надеется, что любой HR-менеджер, тренер или бизнес-консультант, прочитав эту статью, сможет провести подобный тренинг у себя в организации или в организации-заказчике.

Итак, знакомимся:

МФО позволяет перенести на объект изменения свойства других объектов или явлений. Метод содействует развитию фантазии, раскрепощает мышление и приводит к неожиданным комбинациям. Метод отличается простотой и практически неограниченными возможностями поиска новых идей обновления продукта/услуги, или новых точек зрения применительно к решаемой проблеме.

В МФО используются ассоциативный поиск и эвристические свойства случайностей. Результативность поиска с помощью этого метода во многом определяется творческой рефлексией полученных речевых конструкций и умением пользователя выстраивать ассоциативные цепочки. Кроме того, метод, предъявляет высокие требования к воображению пользователя.

МФО особенно эффективен при поиске новых идей и способов преобразования обновляемого объекта. Использование случайностей позволяет быстро получать оригинальные и нестандартные решения. На поиск аналогичных решений обычными способами (перебор вариантов, мозговой штурм) потребовалось бы затратить многократно большее время. Эффективность метода объясняется тем, что посредством специальной процедуры различные знания и признаки случайных объектов фокусируются на объекте обновления (этим объясняется название метода).

Тренинг по применению МФО включает следующие шаги/стадии:

1. Определение объекта изменения/обновления - фокального объекта.

2. Выбор случайных объектов.

3. Определение параметров случайных объектов, отобранных на шаге 2.

4. Связывание найденных на шаге 3 параметров с фокальным объектом.

5. Поиск ассоциативных решений конкретной проблемы по аналогии с полученными на шаге 4 соотношениями.

6. Формулировка отобранных на шаге 5 идей в виде готовых решений.

7. Разработка плана реализации полученного решения.

Последовательность работы по применению МФО

Рассмотрим демонстрационный пример.

  • 1. Название «Фокальный объект» для предмета обновления происходит от того, какой объект попадает в фокус нашего внимания. Фокальный объект, показывает, что находится в фокусе, на чем фокусируется мысль. Фокальным объектом может быть как отдельный предмет, вещь, товар или услуга, так и организация в целом или ее отдельные подразделения.

Для примера, рассмотрим в качестве фокального объекта настольную лампу.

А. Кошка В. Портфель

  • 3. У случайных объектов необходимо найти и выписать максимум их свойств, характеристик и функций, при этом надо стараться избегать общеупотребительных терминов, таких как: красивый, удобный, модный, надежный и т.д. Эти термины подходят почти к любому объекту и несут в себе большой заряд психологической инерции, поэтому, высока вероятность того, что на четвертом и пятом шаге они дадут «пустое» соотношение.

Найденные параметры случайных объектов формулируются одним словом и заносятся в таблицу автоматически, не раздумывая.

Для экономии места мы выпишем только по пять параметров случайных объектов:

Меховая

Переносной

Мяукает

Вместительный

Прыгает

Ранец

Теплая

Кожаный

Полосатая

Закрывается

  • 4. Наименее креативная часть, требующая только механического заполнения. Необходимо совместить фокальный объект с выписанными параметрами случайных объектов, соединив их в читаемое словосочетание.

Не пытайтесь пропустить этот шаг, сразу переходя к пятому шагу. Пропустив этот шаг, Вы пропустите много интересных сочетаний.

Презентуя метод, также необходимо выписать все варианты полученных сочетаний:

Фо + А1 = Меховая настольная лампа

Фо + А2 = Настольная лампа мяукает

Фо + А3 = Прыгающая настольная лампа

Фо + А4 = Теплая настольная лампа

Фо + А5 = Полосатая настольная лампа

Фо + B1 = Переносная настольная лампа

Фо + B2 = Вместительная настольная лампа

Фо + B3 = Настольная лампа ранец

Фо + B4 = Кожаная настольная лампа

Фо + B5 = Закрывающаяся настольная лампа

  • 5. На пятом шаге необходимо раскрепостить воображение и дать волю своей фантазии.

Пятый шаг, пожалуй, самый творческий этап МФО, когда необходимо не только представить себе получившийся объект, но и подобрать ему новое применение. На этом шаге необходимо творчески подойти к рассмотрению КАЖДОГО получившегося сочетания.

На вопрос «Что получилось? », необходимо подобрать несколько вариантов. Если окажется, что полученное сочетание не ново или уже используется и присутствует на рынке, попробовать подобрать другой вариант.

Например, в сочетании Фо + А4 у нас получилась Теплая настольная лампа . Можно пройти мимо этого сочетания, т.к. любая лампа накаливания нагревается, а можно усилить это сочетание и записать, что лампа не только освещает, но и обогревает помещение или наоборот, остужает.

На вопрос, «Где это можно использовать?», можно и даже нужно предлагать неожиданные варианты и места использования.

Например: Фо + B3 = Настольная лампа ранец - лампа, встроенная в ранец школьника, может освещать ему дорогу или служить предупредительным сигналом для водителей, при переходе школьником дороги, особенно выполненная в виде знака "STOP".

Ответ на вопрос, «Кому это надо? », помогает определиться с целевой аудиторией. Кто и зачем будет «ЭТО» покупать и платить за «ЭТО» деньги

Например: Фо + B4 = Кожаная настольная лампа - можно продавать ее в магазинах дорогой мебели, как аксессуар для кожаных диванов или кресел (на журнальный столик), для кабинетов (под старину) из дуба или ореха.

Во время презентации метода нет необходимости строить таблицу, достаточно кратко ответить на три поставленных вопроса и привести два-три примера обновления продукта. Например, так:

Меховая настольная лампа - Может быть декоративная лампа, обитая мехом, используемая в спальне или в детской комнате, в зависимости от дизайна. Покупателями будут женщины.

Настольная лампа мяукает - Может быть лампа издающая звуки например, со встроенным будильником, магнитофоном или радио. Может включать или выключать свет в запрограммированное время или записывать разговоры. Лампа-будильник и лампа-радио рассчитаны на широкие массы. Лампа-магнитофон может поставляться в офисы коммерческих организаций.

Вместительная настольная лампа - Может быть лампа, в которой предусмотрены места для хранения авторучек, карандашей, фломастеров, ластиков, линеек и прочей канцелярии. Используется на рабочем столе. Покупатели - родители школьников и/или организации.

  • 6. На этом шаге необходимо выписать наиболее интересные идеи решения обновленного продукта. Можно выписать все полученные решения, которые прошли «испытание тремя вопросами» и являются уникальными, т.е. эта идея еще не эксплуатируется, и на рынке похожих решений еще нет.

В нашем случае готовые решения обновленных продуктов мы можем записать как:

Продукт №1. Лампа со встроенными электронными часами, будильником, радиоприемником и таймером включения/выключения света/звука

Продукт №2. Лампа-пенал, с предусмотренными в ней местами хранения/размещения канцелярских принадлежностей

Меховую лампу как продукт можно отбросить из-за сомнительности идеи (она может быть пожароопасная) и узкой целевой аудитории.

Лампа-магнитофон не подходит из-за того, что подслушивающие устройства и так уже вставляют в любые предметы, а магнитофоны со встроенными фонарями на рынке уже продаются.

Вместо заключения

МФО основан на установлении, прежде всего с помощью ассоциаций, связей между фокальным объектом и случайным словом, частью речи (существительное, прилагательное или глагол).

Скорее всего, некоторые существующие продукты/услуги своим появлением обязаны именно методу фокальных объектов: музыкальная открытка, радио-фонарь, ароматные салфетки, корабль-казино, авто-кинотеатр, интернет-кафе и др.

Метод фокальных объектов может быть полезен и как средство для развития творческого воображения, снятия психологической инерции, раскрепощения фантазии. Метод хорошо справляется с задачами обновления продукта/услуги, но «буксует» при решении сложных организационных задач, поэтому для решения проблем он применятся только как инструмент снятия инерции мышления и страха перед проблемой.

Разновидностью МФО является метод гирлянд случайностей и ассоциаций.

  • 2. Случайные объекты никак не должны быть связаны с фокальным. Если в качестве фокального объекта выбрано ОКНО, то в качестве случайных объектов не рекомендуется выбирать подоконник, стены или шторы.

Если в качестве фокального объекта выбрана услуга или какое-либо «действо», то в качестве случайных объектов необходимо выбирать:

  • a. «живые» объекты, например: растения, животные, профессии и т.д.;
  • или
  • b. объекты «действ», например: цирк, сумасшедший дом, завод и т.д.;
  • или
  • c. явления природы, например: гроза, водопад, пожар и т.д.

Правила работы МФО .

1. Рассматриваяили изменяякакой-либообъект,произвольно

выбираемлюбой другойпредмет (или 2-3),неимеющих

Отношениякизменяемомуобъекту.

2. Выбраннымобъектоммогутбыть:

§ любоесловоизлюбойкниги;

§ карточкискартинками;

§ игрушкиилияркиепредметы.

3. Объект (объекты) найден. Предлагаемописатьего,подбирая 5-10определений.

4. Подобранныеопределения подставляемксловувфокусе,

рассматриваяполученныеслово-сочетания. Можно обговаривать

всесловосочетания,аможновзятьсамоеинтересное.

5. После того как нужное(илиинтересное) словосочетание

найдено, необходимообъектув«фокусе»придатьновые

качества, «ввести»внего теэлементы,которыеемуне

свойственны.

Программа формированиятворческогомышленияметодом

«фокальныхобъектов»(МФО).


Программадлядетей 3-4лет

· Педагогдемонстрирует,объясняет детям,когда,вкакомслучае,объектможетобладатьнетипичнымипризнаками:

«Усатоедерево»- такимдеревоможетбыть,если унеговырастутдлинныеветкибезлистьев

· Побуждаетдетейкобсуждениювариантовналичия уобъектовнетипичныхсвойств подобранных,какправило, педагогом:

Когда,вкакихслучаяхбывает? – «Прозрачнаяконфета» или«Булькающийтелевизор».

Программа длядетей 4-5лет

· Предлагатьдетямперечислитьпризнакинаугадвыбранногообъектаипоочереднорассмотретьихв сочетаниисдругимиобъектами:

Кукласволшебнымиволосами; сломанная;пластмассово-резиновая; потерянная-этипризнакипоочередно рассматриваются надругихобъектах

· Объяснятьдетям сдостаточнойстепеньюдостоверности,когдаивкакихслучаях необычныйпризнакможетбыть уданногообъекта..

Программа длядетей 5-6лет

  • Объяснениесдостаточнойстепеньюдостоверности наличие необычногопризнакауобъекта.

Например: -Когда,вкакомслучае бывает«мохнатаявода»или«коряваябанка»,или«клетчатаясобака».

  • Игрыпотипу «биномафатазии»;выбор двухобъектов,междукоторымипоочередноставятсяразличныепредлоги.
  • Например-«муравей-телевизор». Объяснение детьми когда,вкакихслучаях бывает,например, муравейподтелевизором или,наоборот,телевизорумуравья.
  • Придумывание историиилисказки навариант«бинома»

Программа длядетей 6-7лет

  • Предлагатьдетямрассматривать признакитрех-четырехобъектов,азатемпереноситьих накакой –либопредмет. Продуктивнаядеятельность детейнаоснове получившихсясвязок.

Например: -рисование«летающегостула»,лепка«чайникаскорнями»;Придумываниеисториипро«мыльноедерево»ит.д.


Побуждатьдетейсамостоятельноигратьпотипу«бинома фантазии» илипосозданию иобъяснению необычныхпризнаковобъекта.



Технологическаяцепочка

Детямпредлагаетсявыбрать2-3объекта (например:дерево , мороженое , удав )

Ставитсязадача:назвать признакиилизначенияпризнаков (неменеечетырехдлякаждогообъекта)

Предлагаетсяперенестиэтипризнакиилизначенияпризнаковпоочереднонафокальныйобъект,например: самовар

Обсуждаетсякаждоесочетание.Например: гдеизачемможноиспользоватьсамоварскорнями,вечнозеленыйсамовар; Объяснение должнобытьдостаточноаргументированным.

Организуется продуктивнаядеятельность:рисование; лепкапредметаснеобычнымсвойством;составлениесказки.Например: «Просамоварскорнями»или«Вечнозеленыйсамовар».


МФО (целиработы)

1. Придуматьчто-либоновое, видоизменяяилиулучшаяпривычныйреальныйобъект.

2. Познакомитьдетейсчем-тоновым илизакрепитьранееполученныезнания,рассматриваяпредметснеобычнойстороны.

3. Составитьрассказ, сказкуорассматриваемом объекте,используянайденныеопределения(полностьюиличастично)

4. Проанализироватьхудожественноепроизведениеиликартину.

5. Разработатьновыйвид:

§ программы,
§
занятия,
§
прогулки,
§ подвижнойигрыит.д.,

выбравизнайденныхсловосочетанийто,котороебольшенравитсяилиподходитпоцели.

Четкоопределить,чтопродумывать- формуилисодержание

Изображенияобъектов, находящихсявфокусе непоказываются

Педагогдемонстрируетуверенностьвтом,что объектснеобычнымпризнакомможетсуществоватьвреальнойжизни; эмоциональнореагируетна парадоксальныесочетания (изображаетудивление,восторгит.п.)

Приобсуждениипедагогисключаеттипичныепризнакиобъектов (размер-взначении «большой-маленький»; форма-взначении «круглый-квадратный»; цвет- взначении «белый-черный»;такие определения, как «красивый-некрасивый»

Детямсреднеговозраста предлагается перечислитьпризнакиодногообъекта,поочереднорассмотретьихприменительно кфокальномуобъекту, обсудитьполучившиесясочетания.

Детистаршеговозрастамогутиспользоватьсвойства объектов.Поитогам обсуждения организуетсяпродуктивнаядеятельность.

Метод фокальных объектов

Метод фокальных объектов направлен на создание объектов с новыми свойствами. Основная идея метода – подавление психологической инерции, связанной с объектом исследования, установить его ассоциативные связи с различными случайными объектами.

Метод рекомендует переносить признаки каких-то других объектов на усовершенствуемый объект, который в этом случае находится как бы вфокусе переноса. После переноса возникают необычные сочетания, которые можно развить путем свободных ассоциаций, после чего произвести отбор полезных решений.

Метод фокальных объектов в первоначальном виде был известен под названием «метода каталога», предложенного профессором Берлинского университета Ф. Кунце еще в 1926 г. Позже, в 50-е годы, он был усовершенствован американским специалистом в области методологии изобретательства Ч. Вайтингом (США, 1953 г.) для создания объектов с новыми свойствами.

Предположим мы хотим придумать новый редактор текстов. Далее случайным образом необходимо назвать любые существительные, например, роза, гвоздь, лед, мечта. Каждое существительное необходимо охарактеризовать прилагательными (рис. 3.3).

Рис. 3.3. Иллюстрация к методу фокальных объектов

Система, которую мы хотим изменить (редактор текста), оказывается «в фокусе» 4-х других систем или понятий. Получаются сочетания целевой системы и перечисленных свойств. Например:

– детский редактор текста;

– нежный редактор текста;

– тающий редактор текста;

– твердый редактор текста;

– острый редактор текста и т.д.

Каждую полученную идею необходимо дополнить путем свободных ассоциаций. Метод успешно используется для получения неожиданных идей для новых продуктов, фантастических рассказов, игр и т. д.

Задания для самостоятельного выполнения:

– предложить идею усовершенствования сумки или рюкзака для компьютера.

– предложить идею развития компьютерной игры.

– предложить оригинальную идею компьютерного ежедневника.

3.4. Метод «Снежного кома». Метод «Золотой рыбки»

Метод «Снежного кома»– это метод разработки новых идей путем перехода от системы к определенному классу надсистем.

Главная цель:

Получить яркую, нешаблонную фантастическую ситуацию или сюжет. Для этого необходимо взять одну исходную идею и развить ее по определенным правилам во множество ситуаций. Это прием, по существу реализующий компонентную ось системного оператора.

– В качестве исходной фантастической идеи можно брать любую идею: придуманную вами, придуманную не вами, взятую из фантастики. В этом методе главное – построение, конструирование фантастической ситуации.

– При работе по методу «Снежного кома» предполагается, что все типовые слои реальности каким-то образом осуществляются.

Типовые надсистемы:

– Жилье: дом, квартира, мебель....

– Потребности: одежда, обувь, питание, сон....

– Отношения между людьми.

– Работа, профессии, обстановка, трудовые отношения.....

– Промышленность: завод, фабрика.....

– Природа, сельское хозяйство.....

– Торговля: магазин, гипермаркет.....

– Транспорт и связь.

– Искусство, развлечения, культура....

Алгоритм работы по методу «Снежного кома»

1. Выбрать объект анализа и уточнить его недостатки.

2. Сформулировать исходную фантастическую идею (ИСФ), позволяющую решить данный недостаток.

3. Совместить выбранную исходную фантастическую идею с типовыми надсистемами. Для каждой типовой надсистемы построить фантастическую ситуацию, выяснить, как влияет исходная фантастическая идея на эту надсистему. Контрольный вопрос: что изменится в исходной надсистеме, если...?

– ИФИ 1 + НС 1 = ФС 2 (к Исходной Фантастической Идее-1, добавили НадСистему-1, получили Фантастическую Ситуацию-2).

– ФС 2 + НС 2 = ФС 3 (К фантастической Ситуации 2 прибавляем другую надсистему НС2).

– ФС n + НС n = ФС (n+1) .

4. Отследить последствия этого изменения для самого объекта и его надсистемы. Обратить особое внимание на то, как это повлияет на различные этапы жизненного цикла объекта изготовление, хранение, эксплуатацию, транспортировку, утилизацию.

5. Записать полученные идеи.

Метод «Золотой рыбки»

Этот метод является инверсным по отношению к методу «Снежного кома». Если у вас есть некая исходная фантастическая ситуация, давайте сделаем обратное действие: посмотрим, а что в этой ситуации реального. Может быть, она не такая уж фантастичная.

ФС 1 – Р 1 = ФС 2

Получили фантастический остаток – фантастическую ситуацию 2 (ФС 2). Найдем в ней еще что-нибудь реальное.

ФС 2 – Р 2 = ФС 3

Получили фантастическую ситуацию 3. И так далее, пока не докопаемся, что же в ней принципиально нереально:

Ф = Р 1 + Ф 1

Ф 1 = Р 2 + Ф 2

Ф 2 = Р 3 + Ф 3

………………

Иногда полезно бывает рассмотреть некую цель своей работы как фантастическую ситуацию. Допустим, вам надо добиться каких-то результатов от своей системы. Метод позволяет выделить из сложной ситуации собственно изобретательскую задачу.

Алгоритм применения метода золотой рыбки для решения изобретательских задач:

1. В качестве фантастической вы берете ситуацию, когда проблема каким-то образом решена. Неизвестно как, но получен результат, который вам нужен. Довольно часто вы знаете, какой результат хотите получить, но не знаете, как этого достичь.

2. С этой фантастической ситуации – идеального решения, вы снимаете слои реальности, то есть выясняете, что же на самом деле в этом результате вполне реализуемо, а в чем фантастичность, чего же вы на самом деле не можете достичь. Когда вы очистите фантастическую ситуацию от всей реальной шелухи, это и будет ключевая задача, которую вам надо решать. А дальше решаете ее средствами ТРИЗ.