Средства обучения применяемые в целях. Средства обучения. Функции и виды средств обучения. Подходы к исследованию средств обучения

МГГУ им М.А.Шолохова

Реферат на тему:

«Классификация средств обучения»

Работу выполнила:

Волченкова Мария Андреевна студентка 1 курса дефектологии

по специальности: специальная психология - специальная педагогика

Преподаватель: Болотова Н.П

Москва, 2015

Классификация средств обучения

1 .Понятие о средствах обучения и их сущность.

Средства обучения - это составная часть метода обучения. Они обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают учащимся материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения. В педагогике сегодня нет однозначного определения понятия «Средств обучения». Средства обучения - это различные объекты, используемые учителем и учениками в процессе обучения. Под средствами обучения следует понимать разнообразнейшие материалы и орудия учебного процесса, благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигаются поставленные цели обучения. Главное дидактическое назначение средств - ускорить процесс усвоения учебного материала. Выбор средств обучения определяется: задачами урока или занятия; содержанием учебного материала; применяемыми методами обучения; предпочтениями учителя.

Функции средств обучения :

1. Познавательная функция состоит в том, что средства обучения служат непосредственному познанию действительности; обеспечивают передачу более точной и полной информации об изучаемом объекте и явлении, позволяют наблюдать объекты и явления, недоступные или труднодоступные непосредственному наблюдению с помощью органов чувств (например, школьный микроскоп позволяет увидеть объекты, недоступные невооруженному глазу).

2.Формирующая функция заключается в том, что средства обучения формируют познавательные способности, чувства и волю учащихся, их эмоциональную сферу. 3. Дидактическая функция состоит в том, что средства обучения являются важным источником знаний и умений, облегчают проверку и закрепление учебного материала, активизируют познавательную активность. Все функции выступают в учебном процессе в единстве, дополняя друг друга.

2.Классификации средств обучения :

1.По характеру воздействия на обучаемых: визуальные: предметы, макеты, карты, диафильмы, слайды, ИКТ - презентации; аудиальные: музыкальный центр, радио; аудиовизуальные: телевидение, кинофильмы, ИКТ - презентации.

2.По степени сложности: простые: учебники, печатные пособия, картины, модели; сложные: механические визуальные средства, лингафонные кабинеты, компьютеры.

3.По происхождению: натуральные природные средства (предметы, непосредственно взятые из самой действительности: коллекция камней, растений, шишек, желудей, семечек); символические (представляют действительность с помощью символов, знаков: рисунки, схемы, карты; технические: визуальные, аудиальные, аудиовизуальные средства. 4.Классификация А.Е.Дмитриева и Ю А Дмитриева : естественная: натуральные объекты или их изображения (реальные предметы, картины, портреты, произведения искусств); объемная (геометрические фигуры, чучела); изобразительная (фото, кадры кино-, теле-, диафильмов, диапозитивов); графическая (схемы, чертежи, таблицы, диаграммы); символическая (географические карты, глобус); звуковая (магнитофонная запись); мультимедиа, основанная на компьютерных технологиях, использующая интерактивность и средства дистанционного обучения. НО! Учителю надо иметь в виду, что перегрузка урока или занятия наглядностью, разнообразными средствами обучения приводит к снижению эффективности процессе обучения за счет рассеяния внимания учащихся, отвлечения их на второстепенные детали.

З. Виды средств обучения и их характеристика .

I.Вербальные средства обучения: Остаются главным в арсенале: устное слово, речь учителя. Главный инструмент общения, передача знаний. 2.Визуальные средства обучения позволяют реализовать принцип наглядности в обучении. Учащиеся более 80 % информации воспринимают зрительно.

К визуальным средствам относятся : Естественные предметы и объекты в природной и искусственной среде (гербарии, коллекции). Карты, схемы, диаграммы, модели, дорожные знаки, математические символы, наглядные пособия. Диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, видеофильмы. При использовании наглядных средств (иллюстраций, таблиц, схем)

необходимо соблюдать ряд условий :

1)применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;

2)наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует только в соответствующий момент занятия или урока;

3)необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;

4) детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации объектов;

5) демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;

6)наглядность должна быть эстетически выполнена;

7) наглядность должна быть хорошо видна с последней парты;

8)привлекать самих учащихся к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве

К проведению демонстраций предъявляют следующие требования : Демонстрируемые на классной доске или учительском столе предметы должны иметь достаточные размеры для хорошей видимости даже с последней парты. Для малых объектов применяют различного вида проекции, оптическое увеличение или организуют поочередное наблюдение с вызовом учащегося к демонстрационному столу. Во время демонстрации учителю следует выбирать позицию лицом к классу, чтобы видеть реакцию учащихся. При показе не следует стоять спиной к учащимся и загораживать демонстрируемое, иначе возможны ошибки в представлении материала, нарушения дисциплины. Количество и объем демонстрации должен быть оптимальным: недостаток наглядности снижает качество обучения, а избыток наглядности рассеивает внимание, утомляет, снижает степень познавательного интереса.

З.Технические средства обучения : ТСО - это приборы и устройства, используемые в процессе обучения. В ряде случаев ТСО незаменимы, т.к. позволяют показать явления, быстро протекающие процессы. Их не следует применять там, где без них можно обойтись (провести опыт или наблюдения).

Рационально сочетать компьютерную технику, ИКТ с другими средствами обучения, не преувеличивать значимость использования новых информационных технологий. Они, несмотря на высокую эффективность, не могут заменить живое слово учителя, общение, недооценка которых может привести к сдерживанию развития личности.

Методика использования ТСО .

При использовании ТСО необходимо обучать учащихся пользоваться ими и воспринимать их. Например, перед просмотром видеофильма дать учащимся инструктаж: когда и на что обратить внимание; дать задание: что запомнить, что записать. Демонстрацию видео - кинофильмов надо проводить с соблюдением следующих рекомендаций:

    Перед началом демонстрации сделать вступительное слово, а после демонстрации провести собеседование по итогам просмотра.

    Избегать длительного показа учебных фильмов, так как учащиеся быстро утомляются, и их внимание рассевается (в младших классах рекомендуемая длительность не более 10 минут, в старших классах не более 30 минут).

    Использовать прием немого демонстрирования фильмов с комментарием учителя.

    При демонстрации сложного материала следует делать паузы для комментария учителя и записи учениками информации. 4. Современные информационные средства обучения .

1. Использование персональных компьютеров в обучении приобретает широкое распространение. Современные персональные компьютеры являются мультимедийными: позволяют показывать цветное динамическое изображение со стереозвуком. Имеется большое количество разнообразных компьютерных обучающих программ по большинству школьных предметов. С помощью Интернета ученики могут получать информацию с любого компьютера и баз данных – все это значительно расширяет возможности учителя и учащихся на уроке. Появились электронные проекторы (их называют еще мультимедиа-проекторы), которые подключаются к компьютер и позволяют демонстрировать яркие цветные динамически компьютерные изображения с высоким разрешением, иногда с аудиосистемой (динамики и звуковые колонки). Появились электронные копировальные классные доски. Такие доски внешне выглядят как обычные белые доски. Все что пишется учителем на ее поверхности мгновенно переносится на компьютер и может быть сохранено в его памяти или распечатано на обычном принтере. Надписи на доске могут делаться специальными цветными маркерами, а копии распечатываться на цветном принтере. Есть копировальные доски, позволяющие выдавать бумажную копию на специальную термобумагу. Нажатием одной кнопки на устройстве, встроенном в доску, написанную информацию можно распечатать и раздать классу. Классная доска то же претерпела сильное изменение, она теперь имеет магнитную поверхность и стала светлой, на ней пишут вовсе не мелом, а разноцветными фломастерами, а написанное стирают мокрой губкой.

5.Электронные журналы и электронные дневники . Система электронных журналов - это удобный инструмент для создания единого информационно-образовательного пространства учебного заведения и взаимодействия образовательного учреждения с родителями учащихся. Это комплекс закрытых интернет-сайтов для каждого класса в школе, включающий в себя функции: электронный дневник школьника и электронный журнал учителя.

Система предназначена для пользования в школах . Доступы к системе разделены на 2 модуля: административный (для директора, завуча и учителей) просмотровый (для родителей и учеников) Возможности системы: Для учеников и их родителей «ИН-КЛАСС» предлагает: информирование о новостях, мероприятиях в классе или школе; информирование об оценках, о содержании уроков и домашних заданий с возможностью прикрепления файлов с картинками или видео-уроками посредством электронного дневника школьника, посещаемости, рейтинге успеваемости, различные графики для оценки успеваемости; информирование о расписании и заменах уроков; возможность переписки с педагогами и получения от них сообщений массового характера и смс-сообщений; возможность общения родителей, учеников посредством форума или личных сообщений; возможность отразить свое мнение по определенному вопросу с помощью ответов на опросы, организуемые сотрудниками школы или администраторами класса, от самого простого (да/нет) до выбора ответа из картинок; родители могут отмечать дистанционно период болезни ребенка, эта информация сразу появляется у учителя в журнале. Перечисленные возможности электронного дневника помогают родителям контролировать успеваемость и посещаемость детей, отслеживать пройденный и пропущенный материал, не дожидаясь собраний решать необходимые вопросы, быть в курсе всех новостей и событий в классе, получать срочные смс на сотовый. Электронный дневник дисциплинирует учеников и создает мотивацию в обучении, что ведет к повышению качества учебы. Возможности для педагогов

В интересах педагога система «ИН-КЛАСС» решает следующие за­дачи:

1)легкое и быстрое занесение оценок в электронный журнал (одна оценка - один клик мышки);

2) легкое занесение данных об отсутствующих, опоздавших, болеющих; построение отчетов по успеваемости и посещаемости;

3) удобное расписание для учителя, легкое в заполнении; также возможность загрузить расписание из Excel-файла, сформированного специальной программой для составления расписания;

5) персональный форум для общения классного руководителя с роди­телями учеников, а также личная переписка между ними; контроль над получением всей информации родителями; возможность формирования поурочного планирования, не привязанного к датам, ускоряющего заполнение страницы "домашнее задание" для учеников, а также возможного для использования в последующие годы;

6) размещение учебных и методических материалов для подготовки к занятиям и выполнения учащимися домашних заданий (заполняется с помощью шаблонов);

7)удобное размещение различных новостей, мероприятий с возможностью переложить это на классного администратора (к примеру, родительский комитет).

В интересах руководителей, завучей система «ИН-КЛАСС» решает следующие задачи :

    построение административных отчетов о контроле качества заполнения учителями электронных журналов и дневников;

анализ успеваемости, посещаемости учащихся и построение соответствующих отчетов; построение открытых отчетов школы с возможностью публикации их на сайте школы; простая обратная связь с родителями учащихся. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Выбор средств обучения в каждом конкретном случае зависит от целей и задач, содержания обучения, закономерностей учебного процесса, познавательных способностей студентов, используемых организационных форм и методов обучения, а также от дидактических возможностей самих средств обучения.

Применение средств обучения должно обеспечивать лучшее решение учебно-познавательных и воспитательных задач.

Учебно-наглядные пособия . Натуральные пособия дают конкретное целостное представление об объектах. Например, преподаватель демонстрирует студентам коробку передач определенного станка. Однако принцип действия при помощи этого объекта трудно объяснить, поэтому необходимо после общего предъявления натурального объекта при помощи чертежей и схем объяснить, как конкретно работает коробка передач.

Макеты и технические модели позволяют студентам познакомиться с реальным объектом. Их конструируют так, чтобы наиболее значимые компоненты конструкции или принцип действия можно было бы наглядно представить. Макеты, как правило, меньше натуральных объектов, поэтому их удобнее использовать в учебном процессе.

На фотографиях и рисунках реальные объекты представлены в одной плоскости. В обучении более продуктивными оказываются рисунки, так как в качестве наглядного материала они имеют значительные преимущества: с помощью рисунка можно показать свойства предмета раздельно от целого, отделить существенное от несущественного, показать наиболее типичные черты объекта. На рисунках объект изображают схематически, упрощенно, подчеркивая то, что важно для познаний. Фотографии и рисунки используют, если натуральные объекты отсутствуют, имеют большие размеры или очень сложны (большие машины, агрегаты и т.д.), а также если объемный объект очень трудно изучить (например, работа двигателя).

В зависимости от условий учебного процесса фотографии и рисунки, предлагаемые студентам, могут быть взяты из книг; их функции могут выполнять таблицы, диапозитивы, диафильмы. По фотографиям и рисункам учащиеся могут составлять описания, делать выводы, анализировать производственные ситуации.

Перечисленные средства обучения имеют достаточно низкий уровень абстракции, поэтому они наиболее доступны для восприятия. Вместе с тем они перегружены второстепенным для учебного познания материалом, который отвлекает внимание студентов от сути. При использовании образных пособий задача преподавателя заключается в акцентировании внимания на наиболее значимых деталях наглядного материала.

Технический чертеж передает точно, в виде символов, существенные пространственные признаки объекта (размеры, внешний вид и т.д.). По сути, чертеж является условным изображением. Объект показывают в разных проекциях, в разрезе для создания в сознании студентов образа объекта со всеми его пространственными свойствами. Чтобы это произошло, студентам необходимо иметь довольно высокий уровень пространственных представлений. Чертежи можно читать, только имея специальные знания и умения.

Графики и диаграммы применяют для наглядного показа количественных и временных зависимостей. При помощи графиков можно представить сущность и характер изучаемого явления, в сжатой, конкретной и понятной форме указать абстрактные взаимосвязи (например, функциональные зависимости). Диаграммы используют для сравнения одинакового признака нескольких объектов.

Схемы показывают главное в объекте, внешнее сходство с самим объектом на них отсутствует или сведено к минимуму. Особое значение они имеют для усвоения учебного материала. Схема всегда представляет собой единое целое, в ней не должно быть ничего лишнего, поэтому при восприятии схем в памяти студентов актуализируется самое существенное. Схемы помогают конкретизировать абстрактные понятия и явления, разнообразить методы и приемы передачи сжатой учебной информации.

Студентам особенно полезно составлять схемы коллективной под руководством преподавателя. Это облегчает анализ взаимосвязей между явлениями. В отдельных случаях учащиеся могут составлять схемы самостоятельно.

Для схематического изображения того или иного учебного материала служат таблицы. Они дают возможность увидеть в четкой и компактной форме его структуру, легче запомнить и воспроизвести увиденное в памяти. Таблицы, схемы, графики, чертежи преподаватель использует, как правило, при объяснении учебного материала и при его закреплении. Эти наглядные пособия могут быть представлены в двух вариантах: один (полный) служит для объяснения, а другой (с пропусками, незаполненными местами) - для проверки усвоенного; в последнем случае учащийся должен восстановить пропущенное.

Особо следует отметить роль классной доски - давно применяемого и испытанного средства обучения, сохраняющего свое значение и в настоящее время. Ценность ее в том, что записи, чертежи, зарисовки можно делать на ней последовательно в процессе работы преподавателя и студентов, создавать условия для установления внутренних логических связей и зависимостей, ошибки легко устранять, способы решения познавательной задачи варьировать.

Доска используется как для объяснения нового материала, так и для организации самостоятельной работы студентов, оформления индивидуальных ответов при проверке знаний и умений.

Для более полного использования возможностей классной доски применяют доски с увеличенной поверхностью (за счет верхней, нижней или боковых створок), магнитные, переносные доски, держатели плакатов и таблиц на доске.

Вербальные средства обучения .

Среди них особая роль принадлежит учебной литературе для студентов, являющейся важнейшим источником знаний, а вместе с тем и средством, стимулирующим познавательный интерес, самостоятельное познание, активность студентов. Как показывают наблюдения, самостоятельная работа с учебником на занятиях проводится недостаточно часто. Только регулярно используя учебник в процессе самостоятельной работы, можно приобрести общие учебные умения (правильно читать текст, находить ответ на вопрос, составлять план, тезисы, таблицы, схемы), логические умения (выделять главную мысль, проводить сравнения и доказательства, устанавливать причинно-следственные связи), предметные знания.

Для овладения методикой самостоятельной работы с учебником студентов необходимо научить пользоваться справочным и методическим аппаратом книги, обращать внимание на иллюстративный и графический материал, целесообразность шрифтовых выделений текста.

Дидактические материалы -/вид средств обучения, которые получили достаточно широкое распространение в последние годы. По своему характеру они очень разнообразны и могут выступать в качестве самостоятельного источника знаний, на основе которых протекает познавательный процесс, а могут служить подспорьем другим средствам обучения (учебнику, дополнительной литературе, учебным кинофильмам, учебному телевидению и др.).

Дидактические материалы дают возможность более рационально использовать время, дифференцировать процесс обучения, осуществлять оперативный контроль знаний и умений, корректировать учебную деятельность студентов.

Наиболее доступным и мобильным дидактическим материалом являются карточки, на которые заносятся вопросы, задачи, упражнения, образцы решения задач, алгоритмичные и неалгоритмичные предписания; Эти задания могут быть представлены как в текстовой форме, так и в виде рисунков, схем, диаграмм и т.д. Часто задания дифференцируются по степени сложности.

Аудиовизуальные средства обучения по характеру предъявления учебной информации делятся на экранные, звуковые, экранно-звуковые.

Среди них наиболее распространены диапроектор, графорроектор, эпипроектор, кинопроектор, лингафонные устройства.

Диапроектор предназначен для проецирования на экран полупрозрачных объектов - кадров диафильма или диапозитивов (слайдов). Все выпускаемые в настоящее время диапроекторы требуют полного или частичного затемнения аудитории, поэтому они, как правило, используются при организации устной работы студентов или устного объяснения преподавателя.

Графопроектор используется для демонстрации изображений, нанесенных на прозрачную пленку, показа транспарантов (либо с готовым, либо с незавершенным изображением), объектов, заключенных в прозрачную (стеклянную, пластмассовую) форму. Графопроектором можно пользоваться в незатемненном или частично затемненном помещении, что расширяет сферу его применения в учебном процессе.

Кинопроектор применяют для демонстрации кинофильмов, телевизоры - для приема телепередач, магнитофоны - для записи и воспроизведения звуковой информации, электропроигрыватели - для воспроизведения звука с грампластинок.

В последние годы широкое распространение получили автоматизированные классы с пультами для студентов и преподавателя автоматизированные обучающие системы на базе ЭВМ и микропроцессорной техники.

К экранным средствам относятся учебные диафильмы, серии диапозитивов (слайдов), транспаранты для графопроектора, неозвученные кинофильмы разных типов, материалы для эпипроекции.

С помощью диафильма можно рассказать об изучаемом объекте или явлении. Кадры диафильма располагаются в строгом соответствии с логикой изложения учебного материала. Хотя диафильмы: относятся к статичным экранным носителям информации, смена кадров передает динамику явления, при этом ракурс показа явлений, объекта выбирается так, чтобы можно было выцедить самое важное для изучения.

Диапозитивы предоставляют преподавателю больше возможностей для самостоятельного выбора методики работы с экранным материалом. Их показ можно сочетать, например, с экспериментом, лабораторной работой или использовать выборочно. Диафильмы и слайды позволяют вызвать и закрепить интерес к учебной теме, иллюстрировать объяснение учебного материала, сформулировать условия учебной, познавательной задачи, обобщать и систематизировать учебный материал.

С помощью диафильмов и диапозитивов ученики знакомятся с репродукциями картин художников, рисунками, фотографиями, графиками, диаграммами, чертежами, картами, таблицами, содержание которых не требует длительного, постоянного изучения.

Диафильмы и слайды используются для изложения нового материала во время лекции, для беседы по просмотренным кадрам, пересказа (коллективного, индивидуального) содержания диафильма или его фрагмента.

Транспаранты применяют для работы с графопроекторами. Наиболее простой способ использования транспарантов - демонстрация нанесенных на них изображений и работа над этими изображениями (дописывание формул, вставка пропущенного в таблице, схеме, чертеже).

Для демонстрации поэтапного изменения явления, объекта широко используют накладные транспаранты. Это серия листов-транспарантов, которые можно комбинировать. С их помощью вводят учебную информацию порциями, по этапам развития события, явления, объекта. Преподаватель управляет изображением, накладывая или снимая транспаранты, выделяя отдельные части транспаранта, акцентируя на них внимание студентов. Накладные транспаранты позволяют представить зрительно абстрактные и систематические структуры по частям и целостно.

Метод наложения обеспечивает активное участие студентов в процессе познания. Они могут наблюдать конкретные факты, явления и развитие изучаемых процессов, получать исходный материал для абстрактного мышления, строить алгоритмы.

Транспаранты используют как мотивационное средство, вызывающее интерес к изучаемой теме. Это может быть достигнуто демонстрацией схематического плана урока, дополненного кратким пояснением его цели. Для организации самостоятельной работы применяют транспаранты-инструкции. Самостоятельная работа студентов с транспарантами может включать перерисовывание их или вычерчивание графиков схем. Транспарантами пользуются при проверке и оценке знаний и умений студентов. Для этого часть изображения прикрывают непрозрачной заслонкой, затем перемещают ее, открывая ответы. Особенно легко организовывать с помощью транспарантов оперативную проверку усвоения рабочего материала. На экран или классную доску проецируются задания по вариантам. После окончания работы на экране демонстрируют правильные ответы, и учащиеся сравнивают их со своими. Такая форма контроля носит обучающий характер и занимает незначительное время.

Звуковые средства - учебные радиопередачи, магнитофонные и грамзаписи - имеют широкие возможности для обучения.

По целям и дидактическому назначению передачи учебного радио, звукозаписи можно условно разделить на мотивационнопознавательные (создающие определенный эмоциональный на строй, вызывающие интерес к обсуждаемому и побуждающие к самостоятельной деятельности); проблемные (создающие условия для возникновения проблемной ситуации и активизации познавательной деятельности); обучающие (выступающие в качестве источника новых знаний); обобщающе-повторительные (дающие в концентрированной форме и под новым углом зрения наиболее существенное в изучаемом материале); иллюстративные (поясняющие и дополняющие материал учебника, диапозитивы, рассказ преподавателя, ответы студентов).

Звуковые средства, содержащие новые сведения, яркие факты, делают процесс обучения максимально насыщенным, влияют на глубину и прочность запоминания учебного материала. Их используют для воспроизведения выступлений ученых, конструкторов, специалистов, занятых в той области знаний, которой овладевают учащиеся. Это положительно влияет на формирование личности студентов, особенно их мотивационной сферы.

Важная особенность применения звуковых-средств связана с формированием технического слуха. Шум работающей техники служит источником диагностирования ее состояния, выявления возможных неисправностей, предотвращения аварийных ситуаций. Специфика звуковых средств требует тщательного отбора языковых средств.

Магнитофонные записи и грамзаписи позволяют студентам сосредоточить внимание на содержательной стороне повествования не вдаваясь в детали.

Практическое применение методов и приёмов обучения возможно только при наличии необходимых средств. Так, для работы с книгой необходима книга, для лабораторного метода – соответствующее лабораторное оборудование и т. д.

Средства обучения – это предметная поддержка учебного процесса: материальные и материализованные объекты, используемые в качестве инструментов деятельности педагога, а также в качестве носителей информации в учебном процессе. К материальным средствам обучения относятся учебники, наглядные пособия (иллюстрации, муляжи, чучела животных, коллекции минералов и др.), дидактический материал, технические средства обучения (ТСО), прочее оборудование, применяемое при обучении. Материализованные средства – это речь, мимика и жесты, а также различная деятельность (трудовая, познавательная, коммуникативная и др.)

дидактическими средствами

Материальные средства обучения иначе называют дидактическими средствами . Дидактические средства чаще всего классифицируются по чувственной модальности (в зависимости от того, через какие органы чувств и способы подачи информации происходит их влияние на учебный процесс). По этому признаку дидактические средства можно подразделить на визуальные, аудиальные, аудиовизуальные, тренажёры и универсальные.

К визуальным дидактическим средствам относятся следующие средства передачи зрительной информации:

- печатные текстовые средства: учебники и учебные пособия, печатные рабочие тетради, словари, справочники;

- простые визуальные средства: натуральные объекты, модели, макеты, муляжи, репродукции, таблицы, схемы, диаграммы, карты и т.д.;

Рис. 4.8. Примеры дидактических средств

- технические (механические) визуальные средства: микроскоп, телескоп, различные виды проекторов, видеоплэер, интерактивная доска, а также используемые с ними носители информации (оптические диски, слайды, диапозитивы и т.д.) и мультимедийные электронные средства (например, слайд-презентации);

Аудиальные средства – это средства передачи звуковой информации: записывающая и воспроизводящая звук аппаратура, разные виды проигрывателей (магнитофон, CD-плэер и т.д.), радиоприёмник.

Аудиовизуальные средства соединяют в себе возможности передачи звуковой и зрительной информации. К ним относятся кино-, теле- и видео- и веб-камеры, транслирующая и воспроизводящая аппаратура (телевизор, киноаппарат, видео- и DVD-плэеры и др.), мультимедийные электронные средства (видеоуроки и используемые в учебном процессе видеоролики).

Тренажёры – дидактические средства, создающие условия для наиболее эффективной отработки практических действий, формирования умений и навыков. Как правило, тренажёры ориентированы на конкретный учебный предмет, на усвоение отдельных умений. Современные тренажёры – это технические средства, которые стали массово применяться в школах России сравнительно недавно. К этой группе дидактических средств относится, например, лингафонное оборудование, компьютерные программы-тренажёры. Однако в учебном процессе давно используются и простые (нетехнические) тренажёры, среди которых наибольшее распространение получили разнообразные карточки или тетради с упражнениями.

Универсальными дидактическими средствами являются компьютер и сетевые информационные системы (локальные компьютерные сети и глобальная сеть Интернет). Благодаря возможности подключения различного оборудования и разнообразию устанавливаемых программ сегодня компьютер можно использовать как визуальное, аудиальное или аудиовизуальное средство, а также в качестве тренажёра. Компактные размеры современных компьютеров (ноутбук, нетбук, планшетный компьютер), их надёжность и совместимость с другими техническими средствами делают компьютер удобным и эффективным средством обучения. Использование в учебном процессе сети Интернет практически снимает территориальные ограничения доступа к информации, позволяя использовать ресурсы крупнейших электронных библиотек и образовательных порталов, на качественно новом уровне организовать дистанционное обучение.

Наряду с описанных выше подходом к классификации дидактических средств в учебной практике традиционно выделяются…

- технические средства обучения (ТСО) ;

- учебно-наглядные средства (к ним относятся нетекстовые визуальные средства: натуральные объекты, их изображения, макеты, муляжи, модели и др.);

- раздаточный материал – компактные дидактические средства, предназначенные для индивидуального использования учеником (например: коллекции минералов, гербариев; комплект деталей для выполнения чертежа или технического рисунка; карточки с индивидуальными заданиями);

- дидактический материал – карточки с заданиями для индивидуальной работы, сборники упражнений и т.д.;

- учебно-лабораторное оборудование – оборудование учебных лабораторий для изучения естественных наук (физики, химии, биологии);

- учебно-производственное оборудование – оборудование учебных мастерских, которое отличается от обычного производственного тем, что оно изготовляется специально для учебных целей, оно более компактно, безопасно и не предназначено для осуществления массового производства.

Функции средств обучения обусловлены их дидактическими свойствами. В учебном процессе средства обучения выполняют четыре основных функции:

· компенсаторную (средства обучения облегчают процесс обучения, помогают достичь цели с наименьшими затратами сил и времени);

· адаптивную (средства обучения помогают учителю приспособить содержание образования к возрастным и индивидуальным возможностям детей, создать благоприятные условия для обучения: помогают организовывать необходимые демонстрации, самостоятельную работу учащихся, дифференцировать учебные задания и т.д.);

· информативную (средства обучения либо являются непосредственным источником информации (учебник, учебный видеофильм и т. д.), либо способствуют передаче информации (классная доска, проекционная аппаратура, лабораторное оборудование и т. д.);

· интегративную (использование средств обучения позволяет рассматривать изучаемые предметы и явления многосторонне, выявлять и наблюдать разнообразные свойства изучаемого, глубже проникать в его суть, например, при изучении какого-либо закона физики применение учебно-лабораторного оборудования позволяет наблюдать действие этого закона, понять его значение и т.д.).

Формы обучения

Форма обучения – это способ организации учебного процесса на основе взаимодействия методов, приёмов и средств обучения. Форма отражает внешнюю сторону организации учебного процесса. Форма способствует реализации не одной цели (как метод), а комплекса дидактических целей.

В теории и практике образования известно много различных форм обучения: дневное и заочное, дистанционное, школьное и внешкольное, индивидуальное и массовое обучение, семейное образование и т.д.

Среди форм организации учебного процесса выделяются формы учебных занятий . К ним относятся урок, лекция, семинар, лабораторная работа, экскурсия, факультатив и т.д. На рас. 4.9 приведён пример реализации методов, приёмов и средств обучения на лекции.

Рис. 4.9. Методы, приёмы и средства обучения на лекции

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ КАК КОМПОНЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Г.И.Хозяинов,
кафедра педагогики

Педагогический процесс представляет собой функционирующую педагогическую систему. В состав любой педагогической системы входят компоненты: педагог, учащийся, содержание образования, формы организации педагогического процесса, методы педагогического процесса (методы обучения и методы воспитания), средства педагогического процесса, цель и результат. Самыми крупными составляющими, по другому - процессуальными компонентами, педагогического процесса являются взаимосвязанные между собой обучение и воспитание. Они, в свою очередь, подразделяются на другие, более мелкие составляющие. Например, процесс обучения - на преподавание и обучение и т.д.. И обучение, и воспитание могут рассматриваться как подсистемы функционирующей педагогической системы. У них общие функции (образовательная, воспитательная, развивающая), но с образовательной доминантой - в первом случае, и с воспитательной - во втором.

Процесс обучения представляет собой функционирующую дидактическую систему. В ней задействованы все компоненты педагогической системы. Каждый из них может быть предметом рассмотрения, в данном случае это средства обучения. Все компоненты в целостном педагогическом процессе взаимосвязаны между собой. Их эффективность, как порознь, так и в системе, повышается, если процесс организуется на основе какой либо теории или концепции. Мы основываемся на концепции: обучение, как функциональная дидактическая система, представляет собой систему организации учебной деятельности обучающихся. Этот концептуальный подход распространяется на весь процесс обучения, в том числе и на каждую его составляющую.

Средства обучения взаимосвязаны со всеми компонентами дидактической системы. Это отражено на схеме 1. Для того, чтобы быть задействованными в функционирующей дидактической системе средства обучения должны быть, прежде всего, взаимосвязаны с компонентами дидактического базиса, т.е. с педагогом и его деятельностью, с учащимся и его деятельностью, с содержанием образования. Это реализуется посредством вовлечения компонентов педагогической коммуникации (педагогической надстройки), к которым, кроме средств обучения, относятся формы организации обучения, методы обучения и воспитания. Направленность функционирования дидактической системы задается целью и корректируется результатом, что позволяет назвать их системоориентирующими компонентами.

Схема 1

С педагогической точки зрения взаимосвязи средств обучения (СО) с остальными компонентами отличаются следующими характерными, наиболее значимыми, особенностями: а) для педагога СО - инструмент педагогического труда, позволяющий усилить реализацию его функций; б) для учащихся СО - средство познания и одно из средств реализации учебных функций; в) по отношению к содержанию образования СО - способ передачи содержания и организации его усвоения; г) по отношению к методам учебно-воспитательного процесса и формам организации обучения СО - способ их разнообразия и совершенствования, один из вариантов разработки и применения новых сочетаний компонентов педагогической коммуникации; д) по отношению к СО цель играет общую ориентирующую роль при их создании и применении, при этом СО должны взаимосодействовать достижению результата, который, в свою очередь, может определятся с их помощью.

Условно все СО можно разделить на следующие группы (см. схему 2):

Учебники и учебные пособия;

Средства наглядности;

Средства для осуществления практических действий;

Технические средства обучения;

Вспомогательные средства учебного процесса.

Схема 2

Состав каждой группы этих средств зависит от развития науки, в том числе педагогической практики.

Группа средств "Учебники и учебные пособия" охватывает как литературу для преподавателей, так и литературу для учащихся. Сюда относятся: учебники по каждой дисциплине, научная литература по специальности, дидактические и методические пособия для преподавателей, сборники задач и упражнений, руководства по выполнению самостоятельных работ, контрольные работы, обучающие программы, тетради на печатной основе, словари, справочники и т.д.

В настоящее время разработаны принципы отбора материала для учебников и теоретические основы структурирования их содержания. Различные учебные пособия на печатной основе призваны помочь педагогу и учащимся в передаче и усвоении отдельных вопросов, тем, в научной организации труда, в получении дополнительной информации и т.д.

Средства наглядности, применяемые в обучении, разнообразны.

Наглядность, основанная на использовании реальной действительности, может быть названа предметно-реальной. Наглядность, основанная на использовании наглядных средств обучения, созданных человеком, объединяет в себе предметно-образную наглядность и знаковую наглядность. Наглядность, основанная на использовании представлений познающего субъекта, может быть связана с любым из названных видов наглядности.

Наглядность, основанная на использовании наглядных средств обучения, созданных человеком, объединяет предметно-образную и знаковую наглядность. Соответственно наглядные учебные пособия могут быть предметно-образными и знаковыми (см. схему 3).

Схема 3

Предметно-образные пособия включают две группы наглядных учебных пособий - натуральные и объемно-образные.

Натуральные наглядные пособия представляют собой натуральные объекты, подлинные предметы, специально обработанные с целью использования их в учебном процессе. К ним относятся, например, гербарии, препараты, коллекции, чучела, скелеты и т.д.

Объемно-образные наглядные пособия представляют собой такие, которые передают изучаемые объекты не в натуральном их виде, а в форме объемного образа, являясь трехмерным изображением объекта. К объемно-образным пособиям относятся: модели, макеты, муляжи и т.д.

Знаковые пособия объединяют образно-знаковые и условно-знаковые пособия.

Образно-знаковые пособия представляют собой такие пособия, в которых изучаемые объекты передаются в форме образных двухмерных изображений с помощью различных знаков или знаковых систем. К этой группе относятся: картины, рисунки, портреты, аппликации, фотографии, диапозитивы, кинофильмы и т.п.

Условно-знаковые пособия представляют собой такие пособия, которые передают изучаемые объекты с помощью знака в абстрагированной форме. К условно-знаковым пособиям относятся: карты, схемы, чертежи, формулы, уравнения и т.п.

Средства осуществления практических действий включают приборы и приспособления для учебных экспериментов, учебно-лабораторное оборудование, оборудование мастерских, кабинетов, спортивных залов и т.д.. Основное назначение этой группы средств - способствовать формированию умений и навыков практического характера. При этом среди них могут быть как средства, специально созданные для процесса обучения, так и любые средства окружающей действительности, не создаваемые специально для учебного процесса, но используемые в нем с указанной целью. Формирование опыта осуществления деятельности, как составной части содержания образования, в значительной степени зависит от многообразия этой группы средств обучения.

Технические средства обучения позволяют реализовать одну или несколько дидактических функций с помощью специальных технических устройств. Разнообразие ТСО привело к разработке различных классификаций. Все ТСО делятся на пять групп:

1. Технические средства информации(ТСИ)

2. Технические средства контроля (ТСК)

3. Информационно-контролирующие ТСО (ИКТСО)

4. Тренажерные технические средства (ТТС)

5. Обучающие комплексы на базе ЭВМ (ОК/ЭВМ)

Вспомогательные средства учебного процесса - такие средства, которые являются необходимой составной частью оснащения учебного процесса, но дидактических функций не выполняют. К ним относятся: доска, мел, бумага, учебные принадлежности, зашторивающее устройство и т.п.

Приведенная классификация средств обучения согласуется с классификацией методов обучения по источнику знаний (словесные, наглядные, практические методы обучения). Эта взаимосвязь внимательно проанализирована, и установлено влияние средств обучения на совершенствование методов обучения и методов обучения - на раскрытие возможностей средств обучения.

Несмотря на широкую область применения и разнообразие функций, которые выполняют СО, они не могут заменить преподавателя. Он всегда будет центральной фигурой педагогического процесса. СО не подменяют, а расширяют его возможности. Они - одно из средств обучения, педагогический инструмент в руках преподавателя, которым он должен уметь пользоваться, опираясь на исходные положения, лежащие в основе их применения.

Мотивированность использования СО. Применение СО должно быть методически обоснованно. Целесообразным, достаточно мотивированным использованием какого-то СО, можно считать тот случай, когда не может быть достигнута равная педагогическая эффективность при помощи других, более доступных, средств обучения.

Целенаправленность и функциональная определенность применения СО. В каждом конкретном случае должна быть определена цель применения. Цель применения СО может быть как общего характера (информационно-познавательная или психолого-педагогическая), так и дидактическая (ближайшие дидактические цели обучения). Функциональная определенность требует четкого выявления функций, которую могут выполнять СО в том или другом случае.

Использование СО - органическая составная часть учебного процесса.

СО должны органически вписываться в систему построения учебного занятия. Поэтому необходимо учесть их влияние на его структуру, методику изложения учебного материала и т.д. Следует четко определить их место на занятии, продумать возможность органического включения в деятельность и преподавателя, и учащихся.

Системность применения СО. Эпизодическое использование СО, как правило, не дает нужного результата. Поэтому должна быть разработана система их применения. Эта система имеет две стороны: организационно-педагогическую и методическую. Организационно-педагогическая сторона предполагает проведение анализа всех тем по определенному курсу и распределение СО по темам, т.е. создание системы включения СО как составного элемента при изучении материала. Методическая сторона заключается в разработке и создании определенной методической системы применения СО, которая может быть индивидуальной, но обязательно должна базироваться на общих принципах применения СО. Наиболее целесообразным будет включение их в систему обучения, построенную на определенной дидактической концепции.

Методически грамотное применение средств обучения повышает эффективность учебного процесса. Это подтверждает педагогический эксперимент, в котором проверялось влияние комплекса наглядных средств обучения на качество обучения. Эксперимент проводился в РГАФК на заочном отделении в 1993 году по педагогике. Итоговые результаты экспериментальных и контрольных групп по разделу "Дидактика" приводится в таблице (данные приводятся в процентах).

Критерии оценки
Группы Объем знаний Системность знаний Осмысленность знаний
"5" "4" "3" "5" "4" "3" "5" "4" "3"
Экспер. группа 33,3 33,3 33,3 33,3 60 6,7 46,7 20 33,3
Контр. группа 12,3 33,3 54,8 9,7 35,5 54,8 --- 22,6 77,4

Приведенные данные убедительно подтверждают повышение качества обучения при опоре на определенную концепцию и соблюдение высказанных принципов применения средств обучения.

Средства обучения -- это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

Во время урока могут применяться различные формы организации познавательной деятельности учащихся: коллективная, групповая, индивидуальная. Возможности сочетания этих форм увеличиваются при использовании ТСО. ТСО позволяют создать вариативность изложения учебного материала для различных групп, помогают решить многочисленные задачи организации индивидуализированного учебно-познавательного процесса в условиях коллективного обучения.

Место технических средств на занятиях, продолжительность их использования во многом определяются индивидуальными особенностями обучаемых детей, стилями их учебной деятельности: аналитический, аудиальный, визуальный, интуитивно-мыслительный и т.п.

Аудиовизуальные средства обеспечивают лишь одну сторону процесса обучения - усиливают восприятие учащимися учебной информации, что в значительной степени определяет качество понимания и усвоения учебного материала. Для глубокого усвоения знаний необходимо формирование понятий и художественных образов в процессе активной мыслительной деятельности. Этого можно достичь лишь при сочетании аудиовизуальных средств со словом учителя. На уроке с применением аудиовизуальных средств важно, чтобы работал не только экран телевизора, кинопроектор или магнитофон, главное, чтобы активно работал ученик. Слово учителя необходимое условие и средство повышения действенности аудиовизуальных пособий, осознанности восприятия и усвоения их содержания учащимися, управления их познавательной деятельностью. Учитель выделяет основные объекты и явления, раскрывает их сущность, сосредоточивает внимание на содержании аудиовизуальных средств, активизирует мыслительную деятельность учащиеся, устанавливает связи между содержанием аудиовизуальных пособий и темой урока, подводит учащихся на основе сформированных представлений к выявлению сложных внутренних связей и закономерностей - формированию понятий.

Использование аудиовизуальных пособий в качестве источников знаний приучает учащихся привлекать дополнительные источники к учебному материалу (научно-популярные и хроникально-документальные фильмы, телевизионные и радиопередачи) для самообразования и расширения кругозора.

В процессе обучения аудиовизуальные пособия могут быть использованы в качестве иллюстрации, как средство дополнительной информации в целях углубления и конкретизации знаний и обогащения представлений учащихся, полученных на основе других источников. Основными источниками знаний в таких случаях являются объяснение учителя, демонстрируемые на уроке опыты, учебник, практические и лабораторные работы, а аудиовизуальные пособия - вспомогательными, дополнительными.

Качество обучения определяется тем, насколько учащиеся подготовлены к выполнению практической работы, умеют применить теоретические знания на практике. Учебные кинофильмы и фонозаписи в этом случае могут служить средством инструктирования. Они знакомят с приемами выполнения работы, показывают последовательность операций либо содержат указания к учебным заданиям, помогают формировать у учащихся практические умения и навыки.

При обобщении, повторении изученного, как правило, источником знания о фактах, явлениях или их связях выступает слово учителя, а наглядность выполняет функцию его подтверждения, иллюстрации, конкретизации или является отправным пунктом сообщения, содержащего сведения о явлениях и связях, недоступных непосредственному восприятию.

Мультимедийный проектор или интерактивная доска - технические средства, позволяющие показ презентации в классе. Электронную презентацию можно отнести к электронным учебным пособиям. Презентация используемая учителем на уроке, требует его комментариев и дополнений. Под электронной презентацией мы понимаем логически связанную последовательность слайдов, объединенную одной тематикой и общими принципами оформления.

Обобщение и систематизация знаний, воплощенные посредством ТСО, могут быть наиболее эффективными, так как ТСО, предусматривая разнообразные формы и методы обучения, позволяют четко выделить главное, установить взаимосвязи между отдельными элементами, глубже осмыслить структуру учебного материала, охватить обширный материал в определенной системе и т.д. Благодаря использованию ТСО время, затраченное на обобщение и систематизацию знаний, может быть значительно сокращено по сравнению с другими вариантами выполнения этой сложной деятельности.

Средства наглядности, демонстрируемые с помощью технических устройств, могут служить основой для самостоятельной работы учащихся. Применение их позволяет:

  • - научить обучаемых работать с различными источниками информации;
  • - разнообразить формы самостоятельной работы;
  • - научить самоконтролю и самокорректированию познавательной деятельности.

ТСО на учебных занятиях и во внеучебное время могут быть применены для самостоятельной работы: с целью получения новых знаний; совершенствования знаний (на основе приобретенных знаний, при обобщении и систематизации знаний); проверки и самоконтроля знаний, умений и навыков.

ТСО при самостоятельной работе с целью получения новых знаний на учебных занятиях могут быть использованы в качестве источников этих знаний - основного или вспомогательного. Например, это могут быть различные виды самостоятельной работы учащихся при использовании ТСО преподавателем, когда он излагает материал.

ТСО могут быть использованы при самостоятельной работе на основе приобретенных знаний и на этапе, связанном с совершенствованием знаний, который предполагает обучение применению знаний, выработку умений и навыков. ТСО могут применяться при выполнении различного рода упражнений, решении и составлении задач, инструктаже, самостоятельной работе для формирования трудовых умений и навыков, при овладении навыками проведения лабораторных работ и т.д.

Особо может быть выделена самостоятельная работа при обобщении и систематизации знании.

Самостоятельная работа на основе использования ТСО с целью обобщения и систематизации знаний обеспечивает прочность знаний, потому что, как правило, при этом повторение производится в ином порядке, чем при первичном ознакомлении с учебным материалом, что требует нового осмысления и углубления имеющихся знаний.

Применять ТСО при самостоятельной работе с целью проверки и самоконтроля знаний, умений и навыков можно и при первичном ознакомлении с учебным материалом, и при работе на основе приобретенных знаний, и при обобщении и систематизации знаний. Например, одним из вариантов может быть использование специальных контрольных карт или обучающих программ по отдельным вопросам или темам, где предусмотрен контроль после изучения каждой дозы информации.

Контроль позволяет улучшать знания, совершенствовать их. Кроме того, его надо рассматривать и как одно из средств воспитания чувства ответственности в любой работе, и способности безошибочно выполнять действия интеллектуального или трудового характера. Самоконтроль с помощью ТСО можно выполнить в самых разных вариантах: записать ответ на магнитофон, а затем прослушать, проверяя по учебнику; снять свои действия на видеопленку, а затем проанализировать при просмотре, выполнить схемы, таблицы на кодотранспарантах, а потом сравнить с готовыми или изготовленными учителем, и т.д.

Журнал как средство обучения используется на организационном и заключительном этапах урока. Позволяет отслеживать успеваемость учащихся, посещаемость занятий.

Учебники не только предъявляют информацию, но и управляют познавательной деятельностью, работой с ней.

Натуральные объекты позволяют учителю наглядно продемонстрировать размеры, построение и устройство изучаемого объекта. В свою очередь учащиеся могут детально рассмотреть объект изучения, что обеспечивает наилучшее понимание и усвоение необходимого материала.

Основная функция визуальных средств - демонстрация явлений, процессов. Любое производство, объект, где возможна экскурсия, является средством обучения. Но подавляющее большинство наглядных средств - это модели, макеты, рисунки, карты. Их главная задача - обеспечить восприятие информации и стимулировать учебную деятельность.

Компьютерная программа позволяет смоделировать схемы и получить показания измерительных приборов и большинству схем изучаемых на уроках теоретического обучения. При помощи программы учащимся показывается и объясняется принцип построения схем, выбор, подключение, настройка измерительных приборов и порядок снятия основных характеристик схемы. Для эффективного использования программы необходимо, чтобы учащиеся были готовы к выполнению работы не только теоретически, но и практически умели собирать схему, правильно подключая при этом радиоэлементы и измерительные приборы, а также представляли, каким примерно должен быть результат работы.

Компьютерные обучающие и контролирующие программы - программные средства учебного назначения, которые широко используются в образовательном процессе и позволяют:

  • - индивидуализировать подход и дифференцировать процесс обучения;
  • - контролировать обучаемого с диагностикой ошибок и обратной связью;
  • - обеспечить самоконтроль и самокоррекцию учебно-познавательной деятельности;
  • - моделировать и имитировать процессы и явления;
  • - проводить лабораторные работы, эксперименты и опыты в условиях виртуальной реальности;
  • - повысить интерес к процессу обучения, используя игровые ситуации и многое др.

Система вопросов может использоваться как при проверке домашнего задания, например фронтальный опрос, так и на этапе усвоения новых знаний. Позволяет определить степень подготовленности учащихся и усвоение ими необходимого материала, а также обратить внимание педагога на материал, который тяжело усваивается учащимися.

Среди словесных средств большое значение имеют раздаточные материалы. Они имеются по всем основным предметам и представляют набор заданий, упражнений, схем.

Система заданий и упражнений - метод систематической и эффективной отработки умения или навыка путем повторяющихся умственных действий, манипуляций, практических операций в процессе обучающего взаимодействия учащихся с учителем или в специально организованной индивидуальной деятельности.

учебный структурный предметный

Простые словесные и визуальные (наглядные) средства обучения имеют древнюю историю. Средства обучения – это источник получения знаний, формирования умений. К ним относятся наглядные пособия, учебники, дидактические материалы, технические средства (ТСО), оборудование, станки, учебные кабинеты, лаборатории, ЭВМ, ТВ и другие средства массовой коммуникации.

В качестве средств обучения могут выступать реальные объекты, процессы производства, сооружения. Дидактические средства, как и методы, являются одними из основных элементов дидактической системы и играют в ней ведущую роль. Выбор средств обучения зависит не только от дидактической концепции, целей, содержания, методов и условий учебного процесса, но и от конкретного исторического времени, в которое происходит обучение. Основные функции средств обучения – это дидактическая, информационная и контрольная.

В науке нет строгой классификации дидактических средств. Можно воспользоваться классификацией польского дидакта В. Оконя, в которой средства расположены по нарастанию возможности заменять действия учителя и активизировать действия ученика как в сторону их автоматизации, так и в сторону индивидуализации (табл. 3.10).

Таблица 3.10

Классификация дидактических средств обучения (но В. Оконю)

Среди сложных средств (ТСО) 3-я, 4-я, 5-я группы представляют механические и электротехнические устройства. От учителя требуется знать их возможности и методику их применения в изучении своего предмета. ТВ и видеотехника как дидактические средства имеют большие возможности не только в демонстрации материала, но и в организации принципиального иного типа учения. Однако дидактические аспекты применения сложных электронных систем еще недостаточно изучены, причем особенно затрудняет этот процесс их стремительное увеличение и усложнение в пользовании ими прежде всего учителями старшего поколения.

Η. М. Шахмаев составил более пространную классификацию групп средств обучения на основе выделения их видовых характеристик (табл. 3.11).

Таблица 3.11

Классификация средств обучения (по Η . М. Шахмаеву)

1. Объекты

окружающей

В натуральном или специально препарированном для целей обучения виде: живые и засушенные растения, образцы горных пород, почв и минералов, машины и их части и т.д.

2. Действующие модели

Различных машин, механизмов, аппаратов, сооружений и т.п.

3. Макеты и муляжи

Природных объектов: растений и плодов, организмов и отдельных органов; технических установок и сооружений и т.п.

4. Приборы и приспособления

Учебные приборы, современные приборы (бытовые и производственные) для учебных экспериментов

5. Графические средства

Продукты графической деятельности: картины, рисунки, географические карты, схемы и т.п.

6. Устройства для контроля

Измерительные приборы, в том числе за знаниями и умениями учащихся

7. Выделяются также технические средства

Все средства обучения, основанные на аудио-, видео- или комплексных технологиях: диа- и эпи- проекторы, графопроекторы, кино- и видеоаппаратура, компьютерная техника

Пристальное обращение к видовым характеристикам позволяет выделить их общее свойство – увеличение их визуальной составляющей. Так, практически все средства обучения, выделенные и в первой, и во второй классификациях, обладают основной функцией визуальных средств – демонстрационной способностью явлений и процессов, осуществляемых с все более ощутимой реальностью. Так, появилась возможность демонстрации таких реальных объектов, которые прежде воспроизводились лишь индивидуальной визуальной способностью воображения.

Сегодня стремительно увеличивается возможность с помощью новых визуальных технологий представить нс только реально существующее любое производство, объект, где возможна экскурсия, но и виртуально создаваемые модели их возможной будущей трансформации. Даже подавляющее большинство привычных наглядных средств – моделей, макетов, рисунков, схем и карт – приобретает новые качества включения в интерактивную деятельность на основе приобретения новых свойств визуальности в условиях их тиражирования с помощью современных мультимедийных технологий. Поэтому главная задача использования средств обучения для обеспечения наилучших условий восприятия информации и стимулирования учебной деятельности требует своего нового осмысления и технологии применения.

В современной дидактике выделяют еще одну, шестую, группу – компьютерные средства обучения. Шестая группа средств обучения, по В. Оконю, представляет собой сложные электронные устройства и телекоммуникационные сети. Развитие информатики, создание и быстрый прогресс современных компьютерных систем на основе развития их материальной базы дали толчок информатизации образования и породили направление в науке – педагогическую информатику. Информатизация образования – часть информатизации общества, процесса, который принял характер информационного взрыва или революции с середины XX в., что дает основание характеризовать современное общество как общество информационного производства. Это значит, что во всех сферах человеческой деятельности возрастает роль информационных процессов, повышается потребность в информации и в средствах для ее производства, обработки, хранения и использования. Информация становится научной и философской категорией наравне с такими категориями, как время, энергия, материя.

Рост потребности в информации и увеличение потоков информации в человеческой деятельности обусловливает появление новых информационных технологий (ИКТ ), в которых традиционные носители информации (бумага, пленка) используются все реже, уступая свое место использованию электронных средств для работы с информацией. Проникновение в образование новых информационных технологий заставляет посмотреть на дидактический процесс как на информационный, в котором по-иному происходит получение информации учащимися, ее переработка и использование. Следует знать, что новые информационные технологии в образовании включают в себя три составляющие: технические устройства, программное обеспечение и учебное обеспечение. К современным техническим устройствам, кроме компьютера, относятся принтер, модем, сканер, теле- и видеоаппаратура, устройства для преобразования информации из одной формы в другую и пр. Поскольку компьютер является основой информационных технологий, часто информатизация образования понимается как компьютеризация обучения, т.е. использование компьютера как средства обучения, и шире – как многоцелевое использование компьютера в учебном процессе на основе использования бесчисленного количества различных типов электронных мультимедийных изданий (табл. 3.12).

Таблица 3.12

Типы электронных мультимедийных изданий

Электронные

Учебники, энциклопедии, справочники

Электронные

каталоги

Рисунков, фото, тематических иллюстраций. Моделей, видеоматериалов, а также таблиц, схем, презентаций

Электронные

библиотеки

Каталоги и коллекции электронных версий печатных изданий

Электронные обучающие среды

Комплекс средств обучающего воздействия как мотивация учения: предъявление материала, отработка, контроль.

Интерактивный характер обучения и вариативность его способов в двух их разновидностях: сценарии и моделирующие среды обучения

Электронные интерактивные обучающие средства

Тренажеры, тесты – обучающие программы, обучающие системы

Второй составляющей информационных технологий являются программы, управляющие работой на компьютере, обслуживающие эту работу.

Третьей и самой главной составляющей информационных технологий с позиций дидактики является учебное обеспечение. Это, по существу, особый класс программ – обучающие программы, обучающие системы. Собственно они и задают, определяют процесс, технологию компьютерного обучения. Они все время совершенствуются специалистами. В настоящее время имеются базы и банки данных, гипертекстовые системы, созданные специально для обучающих целей. Среди обучающих систем наиболее распространены такие: для тренировки умений и навыков, тренировочные; для формирования знаний, в том числе научных понятий; программы по проблемному обучению; имитационные и моделирующие программы; дидактические игры.

Таким образом, информатизация образования ведет, как было сказано, к изменению существенных сторон дидактического процесса. Изменяется деятельность учителя и ученика, превращая каждый урок в урок-диалог: учителя и ученика, ученика и ученика, ученика и учебного материала, информации и знания и т.д. (рис. 3.21).

Ученик может оперировать большим количеством разнообразной информации, интегрировать ее, имеет возможность автоматизировать ее обработку, моделировать

Рис. 3.21.

процессы и решать проблемы, быть самостоятельным в учебных действиях и многое другое. Учитель также освобождается от рутинных операций, получает возможность диагностировать учащихся, следить за динамикой обучения и развития ученика (рис. 3.22).

Рис. 3.22.

Следует сказать, однако, что масса учителей, несмотря на стремительное развитие информационных технологий, не готова к переходу от классно-урочной формы обучения и от объяснительного традиционного обучения к использованию информационных технологий в образовании. Электронная техника пока используется в основном как вспомогательное средство обучения. В определенной мере учителя правы: компьютер и новые информационные технологии постепенно будут менять дидактический процесс и не заменят полностью традиционные технологии обучения. Тем не менее освоение информационных технологий должно стать неотъемлемой характеристикой современного учебного процесса, поскольку новые поколения учеников растут в новых условиях, главной характеристикой которых является всесторонняя информатизация и компьютеризация окружающей образовательной среды.