Смысл жизни человека. Известны ли псевдонимы И.А. Бунина

Блоху подковать, с очарованным странником познакомиться можно лишь только тогда, когда окунешься в художественный мир известного писателя Николая Семеновича. Краткая биография Николая Лескова позволяет понять то, о чем рассказывает в своих произведениях.

В Орловской губернии в небольшом селе Горохово родился Николай в феврале 1831 года. В эту местность его мать приехала в гости к родственникам, а оказалось, что этот приезд послужил и рождению будущего писателя. Родственники были людьми богатыми и зажиточными. Стоит отметить, что род Лесковых относится по - своему происхождению к духовенству. Так, все мужчины по отцовской линии были священниками в селе Леска, принадлежащего Орловской области. Отсюда и пошла фамилия писателя Николая Семеновича – Лесковы.

Родители Лескова - люди набожные, но имеющие дворянский титул. Так, отец будущего писателя Лесков Семен Дмитриевич был служителем палаты уголовного суда, за такое служение ему был пожалован титул дворянина. Мать Николая Семеновича - Марья Михайловна, в девичестве носила фамилию Алферьева, и принадлежала к семейству, где дворянский род был передаваем из поколения в поколения.

Родившись в селе Горохове, в доме близкого родственника, Николай провел у Страховых и первые годы своей жизни. До 8 лет он жил и воспитывался вместе со своими двоюродными сестрами и братьями, которых у него было 6 человек. Для обучения детей в этой семье были наняты учителя, как русского происхождения, так и немецкого, а также француженка.

Но вскоре Николай показал свои таланты и в учебе стал успевать намного лучше, чем его двоюродные сестры и братья. Конечно же, такое положение вещей очень не понравилось родителям детей, поэтому очень скоро будущего писателя невзлюбили. Бабушка, мать отца Николая, написала своему сыну письмо, где просила забрать мальчика домой. Так, будущий писатель в 8 лет попал наконец-то в дом родителей, которые в то время проживали в Орле. Но жить долго в этом городе Николая Семеновичу не пришлось, потому что семья вскоре переехала в имение Паньино. Так, отец занимался хозяйством и фермерством, а Николай был отправлен на учебе в Орловскую гимназию. Будущему писателю на тот момент было 10 лет.

Пять лет обучался в гимназии Николай Семенович и проявил себя как талантливый и одаренный ученик, которому очень легко давалась учеба. Но в 4 классе он плохо сдал экзамен и вдруг, неожиданно для учителей, отказался его пересдать. В результате такой ситуации ему была выдана справка вместо аттестата. Продолжать учебу без аттестата никак нельзя было, поэтому он вынужден был пойти работать.

Отец помог Николая Семеновичу найти должность писца в Орловской уголовной палате. В 17 лет он занимал должность помощника столоначальника все той же палаты. Но в 1848 году неожиданно умирает отец Николая и помочь в дальнейшей судьбе молодого человека хочет еще один родственник Алферьев. Профессор Киевского университета являлся мужем сестры матери, и он предлагает Николаю Семеновичу переехать к нему в Киев.


Николай Семенович принимает приглашение родственника и уже в 1849 году он переезжает в Киев, где уже в киевской палате занимает должность помощника столоначальника, но уже по рекрутскому столу. И вот тут, совсем неожиданно для всех родственников, Лесков решает жениться. Родители пытаются его отговорить, но все бесполезно. Его невеста была дочерью известного в Киеве коммерсанта, да к тому же еще он был и богатым человеком. Но интересы у супругов, как выяснилось позже, оказались совершенно разные, да и смерть первого ребенка только усилила между ними пропасть. И уже в 1860 году этого брака практически не существовало.

Но зато в это же время начинается его продвижение по службе: 1853 год - коллежский регистратор, затем столоначальник. В 1856 году - губернский секретарь. 1857 год - агент фирмы «Шкотт и Вилькинс», которую возглавлял муж тетки Лескова, англичанин, приехавший в Россию. По делам этой фирмы ему Николаю Семеновичу приходилось много ездить, поэтому он успевал побывать во многих городах. Три года он потратил на эту службу и решил попробовать себя в литературном творчестве. Писательство ему очень понравилось. Но он не хотел печатать свои произведения под настоящим именем, поэтому использовал псевдоним М. Стебницкий. Но потом он придумывал и другие псевдонимы: Николай Горохов, В., Пересветов, Фрейшиц и другие. Например, были такие интересный, как Любитель часов, или Человек из толпы.

В 1861 году Николай Семенович переезжает в Петербург. Он печатает свои статьи в самых популярных журналах того времени. Но, только покинув родину, Лесков начинает писать романы.

Умирает Николай Семенович в начале марта 1895 года в Петербурге. Его смерть не была неожиданность, ведь он уже 5 лет мучился от приступов астмы и от ее очередного приступа он и умер.

В 1889 году Бунин переехал в Орёл и получил работу в редакции журнала «Орловский вестник». Здесь его «сразила... к великому... несчастью, долгая любовь» к Варваре Владимировне Пащенко, дочери елецкого врача. Любовь была страстной, мучительной, совместная жизнь продолжалась около пяти лет, прерываясь длительными ссорами.

В орловский период жизни (1889-1892) Бунин публиковался на страницах периодических изданий. Но главным творческим итогом стал изданный в 1891 году сборник «Стихотворения. 1887-1891».

«Я, вероятно, всё-таки рождён стихотворцем, говорил Бунин своему племяннику. - Тургенев тоже был Стихотворцем прежде всего... Для него главное в рассказе был звук, а всё остальное - это так. Для меня главное - найти звук. Как только я его нашёл - все остальное даётся само собой». Именно с Буни-ным-поэгом долгие годы были знакомы читатели. Первый поэтический сборник, вышедший в Орле, получил много откликов, и все - отрицательные. Да и сам Бунин позднее будет считать его «незрелым грузом за плечами». Большинство стихов из этой книги он не включит в последующие сборники. И всё же сказать об этой книге надо, потому что именно в ней появился новый оригинальный певец русской природы. Уже с первых стихотворений узнаётся бунинская поэтическая тема: почти без использования метафор и других тропов в описании природы он создаёт тончайшие поэтические настроения:

Не видно птиц. Покорно чахнет
Лес, опустевший и больной.
Грибы сошли, но крепко пахнет
В оврагах сыростью грибной.

Глушь стала ниже и светлее,
В кустах свалялася трава,
И, под дождём осенним тлея,
Чернеет тёмная листва.
«Не видно птиц. Покорно чахнет...», 1889

В орловский период значительный объём написанного Буниным составляла публицистика. В статьях он защищал реалистические принципы творчества, говорил о гражданском назначении искусства («Недостатки современной поэзии», 1888; «Маленькая беда», 1891). Поэзия, писал он, «может носить в себе отпечаток как общемировых вопросов, так и тех, которые составляют насущную злобу дня...». Бунин утверждал, что «общественные мотивы не могут быть чужды истинной поэзии». Он полемизировал с теми, кто считал, что гражданская лирика Некрасова и поэтов-шестидесятников была свидетельством упадка русской поэтической культуры. Отмечал он историческую заслугу романтизма: «Романтизм значительно расширил пределы поэтического творчества: жизнь сердцем и искренние проявления нежных чувств составили главное содержание романтических произведений». Искусство, считал Бунин, должно «заставлять трепетать лучшие струны... сердца».

Жизнь «одними мечтами», грусть и любовная тема роднила молодого Бунина с романтическими произведениями В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова. Особенно с Жуковским, высокие идеалы которого он ценил. Бунина восхищали герои «мощного духа», он наследовал идею таинственной связи двух миров, позволяющую возвыситься над обыденностью земного существования. «Жизнь зарождается в мраке таинственном. / Радость и гибель ея / Служат нетленному и неизменному - / Вечной красе Бытия!» («Ветер осенний в лесах подымается...», 1888).

Поэта волновала философская проблема жизни и неизбежности смерти. Эти раздумья пройдут через всё его творчество.

В раннем творчестве Бунина наряду с романтическим появляется и реалистическое начало. Такой синтез обусловлен своеобразным мироощущением поэта и эстетической атмосферой эпохи.

Важным положением нравственно-эстетического осмысления жизни у Бунина становится утверждение единства человека и природы, постижение её величия, которое делает личность свободной: «И в душе необъятной волной / Разрасталося чувство свободы, / Словно ближе стал чуять душой / Я величье и тайны природы» («У Байдар, на прибрежной скале...», 1889). Его поэзия наполнена реалистическими зарисовками природы: «кочки дороги», «белый пар лугов», «зелёные овсы», «седое небо».

Лирический герой в ранних стихах Бунина ощущает радость бытия, гармонию с миром.

И, упиваясь красотой,
Лишь в ней дыша полней и шире,
Я знаю, - всё живое в мире
Живёт в одной любви со мной.
Оттепель, 1901

В 1890-е годы в творчестве Бунина появляется «звёздная тема», а небесные светила становятся символом «предвечной красоты и правды неземной» («Не устану воспевать вас, звёзды!..», «Багряная печальная луна...», «Огни небес» и др.). Усиливается тема «печальной красоты», отчётливо слышатся трагические потки. В своих лучших стихах поэт достигает естественности интонации, поэтическая форма перестала восприниматься как условная и несвободная.

Стихотворение «Крещенская ночь» строится на фрагментах, деталях, но каждая из деталей отличается исключительной точностью и выразительностью. Зима, крещенский мороз, уснувший лес с неподвижно свисающими ветвями. Центральный мотив - нежная «музыка» тишины. Но лесная тишина обманчива. Поэт передаёт таящееся движение, несмолкаемую жизнь, игру стихийных сил («Всё мне чудится что-то живое...»). Обратите внимание на то, что в стихотворении много глагольных форм, которые передают движение, воспоминания о шумевших осенних потоках, об утихшей «дикой песне» вьюги.

Мотив тишины звучит и в стихотворении «На просёлке»

(1895): «Тишина, титттина на нолях!» Правда, теперь Бунина увлекает не столько покой, сколько динамика увиденного. Ведущим мотивом стихотворения становится бесконечная протяжённость, а образ полевой дороги - организующим композицию. Осознание и переживание простора, движения, уходящей вдаль дороги рождают сложную гамму чувств: восторга, отрады, веселья. И нет бывших тревожных предчувствий: ветер бодрит и «свевает с души он тревоги».

В своих лирических зарисовках поэт задумывался о сложности бытия, о судьбах родины («Родина», «Родине», «В степи», цикл «Русь»).

Они глумятся над тобою,
Они, о родина, корят
Тебя твоею простотою,
Убогим видом чёрных хат...
Так сын, спокойный и нахальный,
Стыдится матери своей -
Усталой, робкой и печальной
Средь городских его друзей.
Глядит с улыбкой состраданья
На ту, кто сотни вёрст брела
И для него, ко дню свиданья,
Последний грошик берегла.
Родине, 1891

Бунин воплотил в своём творчестве всё богатство русской поэзии XIX века и нередко подчёркивал эту преемственность: «Нет, мёртвые не умерли для нас!» В стихотворении «Призраки» (1905) проявилась восприимчивость Бунина к новейшим явлениям русской поэзии, к поэтической интерпретации предания. Отсюда - образы призраков, арфы, дремлющих звуков.

Тематическое разнообразие поэзии Бунина поражает. Он обращается к сюжетам русских былин, летописных преданий, народных притч, библейских легенд и Корану, восточным мифам и апокрифам1 («Святогор и Илья», «Князь Всеслав», «О Петре-разбойнике», «Александр в Египте», «Тора», «Потоп», «Источник звезды» и т. д.).

В 1893-1894 годах Бунин находился под сильным влиянием нравственно-религиозных произведений Л.Н. Толстого. Он посещал колонии толстовцев в Поставе и всерьёз подумывал об опрощении. Но в начале 1894 года в Москве состоялась встреча Бунина с Л.Н. Толстым, о которой молодой писатель давно мечтал. И Толстой убедил его отказаться от опрощения. Для Бунина Лев Николаевич на всю жизнь остался высшим воплощением художественной мощи и нравственного достоинства, ему посвящена книга «Освобождение Толстого», вышедшая в Париже в 1937 году. В интервью газете «Голос Москвы» в 1912 году И. Бунин так рассказал об эволюции своих идейно-политических взглядов: «Прошёл я не очень долгое народничество, затем толстовство, теперь тяготею больше всего к социал-демократам, хотя сторонюсь всякой партийности».

Урок литературы в 8-м классе по теме "Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство Бунина-прозаика".

Цели и задачи урока:

Познакомиться с основными этапами жизни великого писателя;

Закрепить умение работать с художественной и справочной литературой;

Развивать умение слушать, анализировать, выразительно читать;

Совершенствовать навыки монологического высказывания.

Ход урока

    Слово учителя о писателе.

    Прослушивание художественного чтения рассказа “Кавказ”.

    Обсуждение рассказа. Вывод.

    Художественно-выразительные средства в рассказе.

    Итоговый вывод.

    Объявление оценок.

    Домашнее задание.

    Слово учителя о писателе.

Ясная Поляна…Дождливый осенний денёк. В роще гуляют двое. Один… в тёплом пальто, ему уже за 70. Но несмотря на возраст и тяжёлую одежду, он легко прыгает через лужи. Подходит к берёзкам, ласково гладит их стволы и неожиданно говорит своему спутнику: “Недавно прочитал я где-то стихи:

Грибы сошли, но крепко пахнет
в оврагах сыростью грибной…”

И восклицает: “Очень хорошо, очень верно!” Это Лев Толстой, спутник его – Максим Горький. А стихи, которые понравились Толстому, написал Иван Алексеевич Бунин. Совсем ещё молодой.

Родился Иван Алексеевич Бунин 10 октября 1870 года. Его родители – отец Алексей Николаевич и мать Людмила Александровна – принадлежали к старинному дворянскому роду, из которого вышло много знаменитых людей (поэт Василий Жуковский, географ-путешественник Семенов-Тян-Шанский и другие).

Детство Вани Бунина прошло на хуторе среди полей и лесов, в небольшом родовом поместье близ Ельца. Он рос вместе с крестьянскими мальчишками, играл с ними в индейцев, рассказывал сказки, ходил в ночное.

Первые свои знания маленький Бунин получил от домашнего учителя. Им был Николай Осипович Ромашков, человек образованный, знавший несколько языков. Учитель очень любил своего любознательного воспитанника, и Ваня отвечал ему тем же. Николай Осипович оказался оригинальным педагогом. Он учил Ваню по “Одессе” Гомера и “Английским поэтам”. Это, вероятно, и пробудило в маленьком Бунине страсть к стихотворству. Своё первое стихотворение он написал в 8 лет и продолжал писать до конца жизни.

В десять лет Ваню отдали в Елецкую гимназию. В каникулы он продолжал ездить на хутор.

Гимназические годы оставили у Бунина далеко не радостные воспоминания. Слишком резким был переход от вольной жизни в деревне к нелепым строгостям гимназии, от забот и ласки матери к тяжкому быту на частных квартирах.

Учась в гимназии, писал стихи, подражая Пушкину и Лермонтову. Пушкина копировал даже в почерке. Любил читать Жуковского, Майкова, Фета, Полонского, А.К.Толстого.

Проучившись в гимназии 4 года, после очередных каникул Иван Бунин не вернулся в гимназию и был отчислен “за неявку и неуплату за обучение”. К тому времени отец его почти совсем разорился. Дальнейшее образование Вани берёт под своё руководство старший брат – Юлий Алексеевич. Это был человек высокообразованный и одарённый. Он прочёл своему младшему брату весь курс гимназии, а по отдельным предметам – курс университета.

Бунин продолжает писать стихи и начинает писать рассказы. Когда ему было 17 лет, вышел первый печатный сборник его рассказов; в газетах и журналах публикуются его стихотворения. Так началась его литературная деятельность.

Он знакомится со многими писателями: Короленко, Куприным, Брюсовым, Горьким. Но особенно тёплые дружеские отношения связывали его с Антоном Павловичем Чеховым. Бунин подолгу гостил у него в Ялте и стал своим в его семье. Чехов предсказал, что из Бунина выйдет “большой писатель”. Предсказание Чехова сбылось – Бунин был дважды награждён Пушкинской премией, а в 1933 году он первым из русских писателей стал лауреатом Нобелевской премии. Это было мировое признание таланта И.А.Бунина и русской литературы в целом.

Уже смолоду Бунин писал рассказы на самые разнообразные темы. Его мучил вопрос: откуда в человеке два начала – добро и зло? Об этом его более поздние и лучшие повести “Деревня”, “Суходол”, посвящённые теме вымирания дворянских усадеб, вырождения и одичания помещичьей жизни.

Темы и сюжеты для рассказов Бунину подсказывала сама жизнь. А жизнь самого писателя была скитальческой и походила на калейдоскоп6 деревня – Елец – Орёл – Харьков – Смоленск; первая мучительная любовь, длившаяся 5 лет, но не закончившаяся браком, потому что родители невесты не хотели этого союза.

Новые скитания, поездка на юг, женитьба, рождение сына. Но брак не был счастливым и распался, а любимый сын Коленька умер от скарлатины в 5 лет. Больше детей у Бунина никогда не было. Осталась только фотография сына, с которой он не расставался до конца своих дней.

И снова скитания, поездки за границу и по стране, встреча с будущей женой Верой Николаевной Муромцевой, которая до конца будет для него верным и преданным другом.

Нарастающие в России революционные события Бунин воспринимал очень болезненно. Он решительно и категорично не принял Октябрьскую революцию, оценив её как “кровавое безумие” и “повальное сумасшествие”.

В 1920 году Бунин с женой навсегда покинул Россию. Он любил свою Родину, мучился от разлуки с ней.

33 года Бунин прожил во Франции, последние годы в крайней бедности. Но когда фашисты оккупировали Францию, Бунин отказался от сотрудничества с ними; прятал скрывавшихся евреев, сознавая, чем это ему грозит. Он приветствовал победу СССР над фашизмом, но вернуться в Россию с тем общественным строем, который отвергал, он не мог.

И.А.Бунин умер 8 ноября 1953 года в Париже. Он работал до самой смерти; писал рассказы, объединённые в книгу “Тёмные аллеи”. Это рассказы о любви: взаимной и прекрасной, неразделённой и мучительной, трагической. Сегодня мы будем говорить об одном из таких рассказов. Он называется “Кавказ”.

2. Прослушивание художественного чтения рассказа “Кавказ”.

3. Обсуждение рассказа.

Когда происходит действие рассказа?

Кто виноват в трагедии, которой завершается рассказ? Осуждает ли автор кого-нибудь?

Какие чувства у вас вызвали поступки героев?

В рассказе говорится о том, как герой ревновал жену, искал её, страдал. Но почему же автор, описывая его последние действия перед самоубийством, говорит о них, как о фарсе, как о чем-то театральном. Что этим хотел сказать автор?

Сначала мы следим за парой влюбленных, наслаждающихся отдыхом, общением друг с другом, но вот вдруг не любовь, не жизнь, а смерть... Кто в ней виноват? Смогут ли впоследствии эти люди быть счастливыми? Вызывает ли сочувствие самоубийца?

Вывод.

Проблема рассказа “Кавказ”: любовь – это необыкновенная сила. Любовь не только большое счастье, выпавшее на долю человека, но и чувство, которое очень часто приносит страдание и боль.

4. Художественно-выразительные средства в рассказе.

Заполнение карточек.

Задание: выбрать и записать примеры из текста.

Стилистические фигуры

Антитеза –

Оксюморон (греч. “остроумно-глупое”) – это стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое: горькая радость; звонкая тишина; красноречивое молчание. Изобразительно-выразительные средства:

Эпитет –
Сравнение –
Олицетворение –
Метафора –

5. Итоговый вывод.

Бунин заслуженно считается одним из лучших стилистов среди русских писателей рубежа веков, его язык ярок, точен и вместе с тем поэтичен. По части красок и звуков, “всего того, - выражаясь словами Бунина, - чувственного, вещественного, из чего создан мир”, предшествующая и современная ему литература не касалась таких, как у него, тончайших и разительнейших подробностей деталей и оттенков.

6. Объявление оценок.

7. Домашнее задание.

Писатель Иван Алексеевич Бунин по праву считается последним русским классиком, и настоящим первооткрывателем литературы современной. Об этом в своих заметках писал и известный революционный писатель Максим Горький.

Философская проблематика произведений Бунина включает в себя огромней спектр тем и вопросов, которые были актуальны при жизни писателя и которые актуальными остаются в наши дни.

Философские размышления Бунина

Философские проблемы, которые писатель затрагивает в своих произведениях, были очень разными. Вот только некоторые из них:

Разложение мира крестьян и распад прежнего деревенского уклада жизни.
Судьба русского народа.
Любовь и одиночество.
Смысл жизни человека.


К первой теме о разложении мира крестьян и распада деревенского и обычного уклада жизни можно отнести произведение Бунина «Деревня». Эта повесть рассказывает о том, как меняется жизнь деревенских мужиков, изменяя не только их быт, но и их нравственные ценности и понятия.

Одной из философских проблем, которые поднимает Иван Алексеевич в своем произведении, относится к судьбе русского народа, который не был счастлив и не был свободен. Об этом он и рассказывал в своих произведениях «Деревня» и «Антоновские яблоки».

Всему миру Бунин известен как прекраснейший и тончайший лирик. Любовь для писателя была каким-то особенным чувством, которая не могла длиться долго. Этой теме он посвящает свой цикл рассказов «Темные аллеи», который и печален, и лиричен.

Бунина и как человека, и как писателя волновала нравственность нашего общества. Этому он посвятил свое произведение «Господин из Сан-Франциско», где показывает бездушие и равнодушие буржуазного общества.

Всем произведениям великого мастера слова присуща философская проблематика.

Распад крестьянского быта и мира

Одним из произведений, где писатель поднимает философские проблемы, является животрепещущая повесть «Деревня». В ней противопоставляются два героя: Тихон и Кузьма. Несмотря на то что Тихон и Кузьма братья, эти образы противоположны. Автор неслучайно наделил своих персонажей разными качествами. Это отражение действительности. Тихон – зажиточный крестьянин, кулак, а Кузьма – бедный крестьянин, который сам научился сочинять стихи и это у него неплохо получалось.

Сюжет повести переносит читателя в начало ХХ века, когда в деревне люди голодали, превращаясь в нищих. Но в этой деревни вдруг неожиданно появляются идеи революции и крестьяне, оборванные и голодные, оживают, слушая их. Но у бедных, безграмотных людей не хватает терпения вникать в политические нюансы, они очень скоро становятся равнодушными к происходящему.

Писатель с горечью пишет в повести о том, что эти крестьяне неспособны на решительные поступки. Они никак не мешают, и даже не делают попыток для того, чтобы помешать опустошению родного края, бедных деревень, позволяя своим равнодушием и бездеятельностью, разорять родные места. Иван Алексеевич предполагает, что причина этого состоит в их несамостоятельности. Это можно услышать и от главного героя, который признается:

«Думать не умею, не научен»


Бунин показывает, что этот недостаток появился у крестьян из-за того, что долгое время в стране существовало крепостное право.

Судьба русского народа


Автор таких замечательных произведений, как повесть «Деревня» и рассказ «Антоновские яблоки» с горечью рассуждает о том, как страдает русский народ и о том, как трудно складывается его судьба. Известно, что сам Бунин никогда не принадлежал к крестьянскому миру. Его родители были дворяне. Но Ивана Алексеевича, как и многих дворян того времени, привлекало изучение психологии просто человека. Писатель пытался понять истоки и основы национального характера простого мужика.

Изучая крестьянина, его историю, автор пытался найти в нем не только отрицательные, но и положительные черты. Поэтому и существенного различия между мужиком и помещиком он не видит, особенно это чувствуется в сюжете рассказа «Антоновские яблоки», где повествуется о том, как жила деревня. Трудились и отмечали праздники мелкопоместное дворянство и крестьяне вместе. Особенно отчетливо это проявляется во время сбора урожая в саду, когда крепко и приятно пахнут антоновские яблоки.

В такие времена любил и сам автор бродить в саду, слушая голоса мужиков, наблюдая за изменениями в природе. Любил писатель и ярмарки, когда начиналось веселье, играли мужики на гармошке, а бабы надевали красивые и яркие наряды. В такие времена хорошо было бродить по саду и прислушиваться к разговору крестьян. И хотя, по мнению Бунина, дворяне – это люди, которые несут истинную высокую культуру, но простые мужики, крестьяне тоже внесли свою лепту в становление русской культуры и духовного мира своей страны.

Любовь и одиночество у Бунина


Практически все произведения Ивана Алексеевича, которые были написаны в эмиграции, являются поэтическими. Любовь для него небольшой миг, который не может продолжаться вечность, поэтому автор в своих рассказах показывает, как она угасает под влиянием жизненных обстоятельств, или же по воле одного из персонажей. Но тема ведёт читателя намного глубже - это одиночество. Оно прослеживается и чувствуется во многих произведениях. Вдали от родины, заграницей Бунин скучал по родным местам.

В рассказе Бунина «В Париже» рассказывается о том, что если вдали от родины и может вспыхнуть любовь, но она ненастоящая, так как два человека совершено одиноки. Николай Платаныч, герой рассказа «В Париже» давно покинул родину, так как белый офицер не смог смириться с тем, что происходило на его родине. И вот здесь, вдали от родины, он случайно встречает прекрасную женщину. С Ольгой Александровной их многое связывает и объединяет. Герои произведения разговаривают на одном языке, их взгляды на мир совпадают, оба они одиноки. Их души потянулись друг к другу. Вдали от России, от родины они влюбляются.

Когда Николай Платаныч, главный герой, умирает внезапно и совсем неожиданно в метро, то Ольга Александровна возвращается в пустой и одинокий дом, где испытывает невероятную печаль, горечь утраты и пустоту в душе. Эта пустота теперь навсегда поселилась в ее душе, ведь утраченные ценности невозможно восполнить вдалеке от родного края.

Смысл жизни человека


Актуальность бунинских произведений заключается в том, что он поднимает вопросы нравственности. Это проблема его произведений касалась не только того общества и того времени, когда жил писатель, но и нашего, современного. Это одна из самых больших философских проблем, которая будет всегда стоять перед человеческим обществом.

Безнравственность, по мнению великого писателя, появляется не сразу, и заметить это даже вначале невозможно. Но затем она разрастается и в какой-то переломный момент начинает порождать самые ужасные последствия. Безнравственность, разрастающаяся в обществе, бьёт по самим же людям, заставляя их страдать.

Прекрасным подтверждением этого может быть известный рассказ Ивана Алексеевича «Господин из Сан-Франциско». Главный герой не думает о нравственности или о своем духовном развитии. Он мечтает лишь только об этом – разбогатеть. И этой цели он подчиняет всё. Много лет своей жизни он упорно работает, не развиваясь как личность. И вот, когда ему уже исполнилось 50 лет, он добивается материального благополучия, о котором всегда мечтал. Другой, более высокой цели, главный герой не ставит перед собой.

Вместе со своей семьей, где нет любви и взаимопонимания, отправляется в далекое и долгое путешествие, которое оплачивает заранее. Посещая исторические памятники оказывается, что они ни ему, ни его семье неинтересны. Материальные ценности вытеснили интерес к прекрасному.

Главный герой этого рассказа не имеет имени. Это Бунин нарочно не дает богатому миллионеру имя, показывая, что весь буржуазный мир состоит их вот таких бездушных его членов. В рассказе ярко и точно описывает и другой мир, который постоянно работает. У них нет денег, и они так не веселятся, как это делают богачи, а основа их жизни – это труд. Они умирают в нищете и в трюмах, но веселье на корабле из-за этого не останавливается. Не прекращается веселая и беззаботная жизнь даже тогда, когда умирает один из них. Миллионера без имени просто убирают подальше, чтобы его тело не мешало.

Общество, где нет сочувствия, жалости, где люди не испытывают каких-либо чувств, где не знают прекрасных мгновений любви – это мертвое общество, у которого не может быть будущего, но ведь у них нет и настоящего. А весь мир, который построен на власти денег – это неживой мир, это искусственный образ жизни. Ведь даже у жены и дочери не вызывает сострадания смерть богатого миллионера, скорее этого сожаление об испорченном путешествии. Эти люди не знают, зачем они появились на этот свет, и поэтому просто губят свою жизнь. Глубокий смысл человеческой жизни им недоступен.

Нравственные основы произведений Ивана Бунина никогда не устареют, поэтому его произведения всегда будут читаемы. Философские проблемы, которые показывает Иван Алексеевич в своих произведениях, были продолжены и другими писателями. Среди них и А. Куприн, и М.Булгаков, и Б.Пастернак. Все они показывали в своих произведениях и любовь, и верность, и честность. Ведь общество без этих важных нравственных категорий просто не сможет существовать.

Рассказы “Господин из Сан-Франциско”, «Братья» были вершиной критического отношения Бунина к буржуазному обществу и буржуазной цивилизации. Смысл этих рассказов не исчерпывается критикой капитализма и колониализма. Социальные проблемы капиталистического общества являются лишь фоном, который позволяет Бунину показать обострение “вечных” проблем человечества в развитии цивилизации. В 1900-х годах Бунин путешествует по Европе и Востоку, наблюдая жизнь и порядки капиталистического общества в Европе, колониальных странах Азии. Бунин осознает всю безнравственность порядков, царящих в империалистическом обществе, где все работают только на обогащение монополий. Богатые капиталисты не стыдятся никаких средств в целях умножения своего капитала. В этом рассказе отражаются все особенности поэтики Бунина, и вместе с тем он необычен для него, его смысл слишком прозаичен. В рассказе почти отсутствует сюжет. Люди путешествуют, влюбляются, зарабатывают деньги, то есть создают видимость деятельности, но сюжет можно рассказать в двух словах: “Умер человек”. Бунин до такой степени обобщает образ господина из Сан-Франциско, что даже не дает ему никакого конкретного имени. Мы знаем не так уж много о его духовной жизни. Собственно, этой жизни и не было, она терялась за тысячами бытовых подробностей, которые Бунин перечисляет до мельчайших деталей. Уже в самом начале мы видим контраст между веселой и легкой жизнью в каютах корабля и тем ужасом, который царит в его недрах: “Поминутно взывала с адской мрачностью и взвизгивала с неистовой злобой сирена, но немногие из обитающих слышали сирену - ее заглушали звуки прекрасного струнного оркестра...” Описание жизни на пароходе дается в контрастном изображении верхней палубы и трюма корабля: “Глухо грохотали исполинские топки, пожиравшие груды раскаленного угля, с грохотом ввергаемого в них облитыми едким, грязным потом и по пояс голыми людьми, багровыми от пламени; а тут, в баре, беззаботно закидывали ноги на ручки кресел, курили, цедили коньяк и ликеры...” Этим резким переходом Бунин подчеркивает, что роскошь верхних палуб, то есть высшего капиталистического общества, достигнута только за счет эксплуатации, порабощения людей, беспрерывно работающих в адских условиях в трюме корабля. И наслаждение их пусто и фальшиво, символическое значение играет в рассказе пара, нанятая Ллойдом “играть в любовь за хорошие деньги”. На примере судьбы самого господина из Сан-Франциско Бунин пишет о бесцельности, пустоте, никчемности жизни типичного представителя капиталистического общества. Мысль о смерти, покаянии, о грехах, о Боге никогда не приходила господину из Сан-Франциско. Всю жизнь он стремился сравниваться с теми, “кого некогда взял себе за образец”. К старости в нем не осталось ничего человеческого. Он стал похож на дорогую вещь, сделанную из золота и слоновой кости, одну из тех, которые всегда окружали его: “золотыми пломбами блестели его крупные зубы, старой слоновой костью - крепкая лысина”. Мысль Бунина ясна. Он говорит о вечных проблемах человечества. О смысле жизни, о духовности жизни, об отношении человека к Богу.

Тема одиночества /тема жизни и смерти /природа и цивилизация /проблематика и смысл одного из рассказов /философская проблематика /социальное и философское в прозе Бунина.

Произведения выдающегося русского художника слова И.А.Бунина составляют золотой фонд русской и мировой лит-ры. Его талант поистине многогранен, он включает в себя и тонкий лиризм, и необыкновенную живописность, и огромную философскую глубину. Современники нередко упрекали Б в невнимании к так называемым «проклятым вопросам». Однако это вовсе не означает, что писатель не затрагивает в своих произ-х социальные проблемы, просто он помещает их в более широкий философский контекст. Вряд ли можно не согласиться с писателем по поводу того, что никакие соц ньюансы не в состоянии предотвратить неизбежное, например, остановить смерть. Поэтому Б и обращается к исследованию человека в его крайних, предельных состояниях: смерти, любви, одиночества.

Особо значимы в этом плане рассказы, написанные в 10-е годы. Они представляют собой сложный синтез социального и философского начал. В качестве наиболее показательного примера хотелось бы обратиться к рассказу «Господин из Сан-Франциско». Он выделяется из общего ряда и по тону, и по тематике, и по материалу. В нем Б выходит за российские рамки и обращается к изображению человека мира, жителя Нового Света. Казалось бы, социальная проблематика лежит на поверхности: это и ироничное изображение американца-миллионера, разоблачение буржуазного уклада жизни, основанного но соц неравенстве. Однако ограничивать бунинское произ-е только соц аспектом, безусловно, нельзя. Это обеднит и авторский замысел, и глубокий философский план рассказа.

Несмотря на то, что Б здесь обращается к достаточно частотной в его тв-ве ситуации испытания героя смертью, все же она здесь явл-ся не столько испытанием, сколько позволяет вскрыть прогнившую сущность мира.

Главный герой, дождавшись 58 лет, решил начать жить, поскольку до этого он копил состояние. Понятие «пожить» для него ограничивается кругосветным путешествием вместе с семьей на комфортабельном лайнере со звучным именем «Атлантида». Господин из С-Ф настолько уверен в себе, что планирует свои действия на 2 года вперед, считая, что статус «хозяина жизни» дает ему право распоряжаться всем, в том числе и временем, отпущенным ему для жизни. Лайнер действительно напоминает отель «со всеми удобствами», верхняя палуба заполнена представителями высшего общества, и господин с семьей занимает свое место среди блестящих декольтированных дам и мужчин в смокингах. Своеобразным символом этого роскошного мира становится пара влюбленных, которая танцует в центре зала, взгляды всех присутствующих буквально прикованы к ней. Складывается впечатление, что никто здесь не обойден вниманием. Г-н из С-Ф чувствовал себя в этом блестящем мире, как рыба в воде, тем более, что его попутчиками были известный писатель, знаменитая дама, уважаемый в определенных кругах финансист, принц небольшого азиатского государства. Все вокруг просто сбиваются с ног, чтобы угодить г-ну и ему подобным, причина тому - магия богатства, которая окружает их недосягаемым ореолом.

Однако во второй части рассказа ситуация кардинально меняется: все планы г-на рухнули, а блестящий мир оказался лишь жалкой подделкой. Смерть, которая своим неожиданным появлением нарушила размеренный ход сытой жизни, обнажила и ее порочную сущность. Если бы в момент смерти г-на в читальне не оказалось свидетелей, то это досадное происшествие постарались бы замять, и никто бы не узнал, что стало с «хозяином жизни». Поскольку сделать этого не удалось, управляющий, кот еще утром пресмыкался перед богачом, размещая его в самые дорогие апартаменты, поставил перед несчастной вдовой условие - покинуть отель ранним утром. Он не только не позволил ей вернуться в прежние комнаты, но не дал возможности купить или заказать гроб для покойного. В результате вчерашний кумир превратился в ничто. Последним приютом для него становится ящик из-под содовой воды, которую он так любил потягивать, сидя на верхней палубе лайнера.

В зловещем отблеске смерти вся роскошь превратилась в один миг в мишуру. Выяснилось, что и в этом блестящем мире далеко не все благополучно, здесь ценность человека измеряется лишь мундиром, соц статусом, толщиной кошелька. Поэтому г-н и лишен имени. Он никому не был интересен настолько, чтобы кто-то захотел узнать его имя, он никого не привлекал как человек. Оказалось, что и пара танцующих нанята за деньги, чтобы изображать любовь. Если символ этого мира маска, то все происходящее - зловещий карнавал, который неизбежно окончится катастрофой. Об этом предупреждает человечество писатель Б, давая лайнеру название «Атлантида». Смерть Г-на из С-Ф - это удел всей цивилизации, которая забыла об истинных ценностях, о настоящей жизни.

    Дореволюционное творчество Ивана Бунина. Историзм повести «Деревня»

Рассказ Бунина “Господин из Сан-Франциско” имеет остросоциальную направленность, но смысл этих рассказов не исчерпывается критикой капитализма и колониализма. Социальные проблемы капиталистического общества являются лишь фоном, который позволяет Бунину показать обострение “вечных” проблем человечества в развитии цивилизации. В 1900-х годах Бунин путешествует по Европе и Востоку, наблюдая жизнь и порядки капиталистического общества в Европе, колониальных странах Азии. Бунин осознает всю безнравственность порядков, царящих в империалистическом обществе, где все работают только на обогащение монополий. Богатые капиталисты не стыдятся никаких средств в целях умножения своего капитала. В этом рассказе отражаются все особенности поэтики Бунина, и вместе с тем он необычен для него, его смысл слишком прозаичен. В рассказе почти отсутствует сюжет. Люди путешествуют, влюбляются, зарабатывают деньги, то есть создают видимость деятельности, но сюжет можно рассказать в двух словах: “Умер человек”. Бунин до такой степени обобщает образ господина из Сан-Франциско, что даже не дает ему никакого конкретного имени. Мы знаем не так уж много о его духовной жизни. Собственно, этой жизни и не было, она терялась за тысячами бытовых подробностей, которые Бунин перечисляет до мельчайших деталей. Уже в самом начале мы видим контраст между веселой и легкой жизнью в каютах корабля и тем ужасом, который царит в его недрах: “Поминутно взывала с адской мрачностью и взвизгивала с неистовой злобой сирена, но немногие из обитающих слышали сирену - ее заглушали звуки прекрасного струнного оркестра...” Описание жизни на пароходе дается в контрастном изображении верхней палубы и трюма корабля: “Глухо грохотали исполинские топки, пожиравшие груды раскаленного угля, с грохотом ввергаемого в них облитыми едким, грязным потом и по пояс голыми людьми, багровыми от пламени; а тут, в баре, беззаботно закидывали ноги на ручки кресел, курили, цедили коньяк и ликеры...” Этим резким переходом Бунин подчеркивает, что роскошь верхних палуб, то есть высшего капиталистического общества, достигнута только за счет эксплуатации, порабощения людей, беспрерывно работающих в адских условиях в трюме корабля. И наслаждение их пусто и фальшиво, символическое значение играет в рассказе пара, нанятая Ллойдом “играть в любовь за хорошие деньги”. На примере судьбы самого господина из Сан-Франциско Бунин пишет о бесцельности, пустоте, никчемности жизни типичного представителя капиталистического общества. Мысль о смерти, покаянии, о грехах, о Боге никогда не приходила господину из Сан-Франциско. Всю жизнь он стремился сравниваться с теми, “кого некогда взял себе за образец”. К старости в нем не осталось ничего человеческого. Он стал похож на дорогую вещь, сделанную из золота и слоновой кости, одну из тех, которые всегда окружали его: “золотыми пломбами блестели его крупные зубы, старой слоновой костью - крепкая лысина”. Мысль Бунина ясна. Он говорит о вечных проблемах человечества. О смысле жизни, о духовности жизни, об отношении человека к Богу.

Иван Алексеевич Бунин (1870-1953 г.) "Русским классиком рубежа двух столетий" назвал Бунина К. Федин, выступая в 1954 г. на Втором Всесоюзном съезде писателей, Бунин был крупнейшим мастером русской реалистической прозы и выдающимся поэтом начала XX века. Писатель-реалист видел и неминуемое разрушение, и запустение "дворянских гнезд", наступление буржуазных отношений, проникавших в деревню, правдиво показал темноту и косность старой деревни, создал много своеобразных, запоминающихся характеров русских крестьян. Проникновенно художник пишет и о чудесном даре любви, о неразрывной связи человека с природой, о тончайших движениях души. Литературная деятельность Бунина начинается в конце 80-х годов прошлого столетия, молодой писатель в таких рассказах, как "Кастрюк", "На чужой стороне", "На хуторе" и других, рисует безысходную нищету крестьянства. В рассказе "На край света" (1894 г.) автор рисует эпизоды переселения безземельных украинских крестьян в далекий Уссурийский край, трагические переживания переселенцев в момент разлуки с родными местами, слезы детей и думы стариков. Произведения 90-х годов отличаются демократизмом, знанием народной жизни. Происходит знакомство с Чеховым, Горьким. В эти годы Бунин пытается сочетать реалистические традиции с новыми приемами и принципами композиции, близкими к импрессионизму (размытая фабула, создание музыкального, ритмического рисунка). Так в рассказе "Антоновские яблоки" (1900 г.) показаны внешне не связанные эпизоды жизни угасающего патриархально-дворянского быта, окрашенного лирической грустью и сожалением. Однако в рассказе не только тоска по запустелым "дворянским гнездам". На страницах возникают красивые картины, овеянные чувством любви к родине, утверждающее счастье слияния человека с природой. И все-таки социальные проблемы не исчезают в его произведениях. Вот бывший николаевский солдат Мелитон ("Мелитон"), которого прогнали плетьми "сквозь строй", потерявший семью. В рассказах "Руда", "Эпитафия", "Новая дорога" встают картины голода, нищеты и разорения деревни. Эта социальная обличительная тема как бы оттесняется на второй план, на первый план выходят "вечные темы": величие жизни и смерти, неувядающая красота природы ("Туман", "Тишина"). По этому поводу ("О листопаде") Горький писал: "Люблю я отдыхать душою на том красивом, в котором вложено вечное, хотя и нет приятного мне возмущения жизнью, нет сегодняшнего дня, чем я по преимуществу живу..." В 1909 г. Бунин писал Горькому из Италии: "Вернулся к тому, к чему вы советовали вернуться, - к повести о деревне (рассказ "Деревня"). Деревенская жизнь дана через восприятия братьев Тихона и Кузьмы Красовых. Кузьма хочет учиться, затем пишет о жизни, о лености русского народа. Тихон - крупный кулак, беспощадно расправляется с крестьянским волнением. У автора заметно сочетание безотрадной картины жизни деревни с неверием в творческие силы народа, нет просвета в будущее народа. Но он правдиво показывает в "Деревне" косность, грубость, отрицательные, тяжелые стороны деревенского быта, которые были результатом векового угнетения. В этом сила повести. Это заметил Горький: "Дорог мне этот скромно скрытый, заглушенный стон о родной земле. Дорога благородная скорбь, мучителен страх за нее, и все это ново. Так еще не писали". "Деревня" - одно из лучших произведений русской прозы начала XX века. В 1911-13 гг. он все шире охватывает различные стороны русской действительности: и вырождение дворянства ("Суходол", "Последнее свидание"), и уродливость мещанского быта ("Хорошая жизнь", "Чаша жизни"), и тему любви, которая часто бывает пагубной ("Игнат", "При дороге"). В обширном цикле рассказов о крестьянстве ("Веселый двор", "Будни", "Жертва" и другие) писатель продолжает тему "Деревни". В повести "Суходол" решительно пересматривается традиция поэтизации усадебной жизни, преклонение перед красотой угасающих "дворянских гнезд". Идея кровного единения поместного дворянства и народа в повести "Суходол" сочетается с мыслью автора об ответственности господ за судьбы крестьян, об их страшной вине перед ними. Протест против фальшивой буржуазной морали заметен в рассказах "Братья", "Господин из Сан-Франциско". В рассказе "Братья" (написан после поездки на Цейлон) даны образы жестокого, пресыщенного англичанина и молодого "туземца" - рикши, влюбленного в девушку-туземку. Конец плачевен: девушка попадает в дом терпимости, герой кончает жизнь самоубийством. Колонизаторы приносят разрушение и смерть. В рассказе "Господин из Сан-Франциско" писатель не дает имени герою. Американский миллионер, всю жизнь истративший в погоне за прибылью, на склоне лет вместе с женой и дочерью едет в Европу на "Атлантиде", роскошном пароходе тех лет. Он самоуверен и заранее предвкушает те наслаждения, которые могут быть куплены за деньги. Но все ничтожно перед смертью. В гостинице на Капри внезапно он умирает. Его труп в старом ящике из-под содовой обратно отправляют на пароход. Бунин показал, что господин из Сан-Франциско ("новый человек со старым сердцем", по выражению Бунина) принадлежит к лику тех, которые ценой нищеты и гибели многих тысяч людей приобрели миллионы и теперь пьют дорогие ликеры и курят дорогие гаванские сигары. Своеобразным символом фальши их существования автор показал влюбленную пару, на которую любовались пассажиры. Только один капитан корабля знает, что это "нанятые влюбленные", за деньги играющие в любовь для сытой публики. И здесь контраст жизни богатых и людей из народа. Образы тружеников овеяны теплотой и любовью (коридорный Луиджи, лодочник Лоренцо, горцы-волынщики), они противостоят аморальному и лживому миру сытых. Но он осуждает этот мир с тех же отвлеченных позиций, что и в рассказе "Братья". Ужасам войны Бунин противопоставляет красоту и вечную силу любви - единой и непреходящий ценности ("Грамматика любви"). Но иногда и любовь несет обреченность и гибель ("Сын", "Сны Ганга", "Легкое дыхание"). После 1917 года Бунин оказался в эмиграции. В Париже пишет цикл рассказов "Темные аллеи". Особенно привлекательны женские образы. Любовь - высочайшее счартье, но она бывает недолговечна и непрочна, любовь бывает одинокой, заброшенной ("Холодная осень", "Париж", "На чужбине"). Роман "Жизнь Арсеньева" (1924-28 гг.) написан на автобиографическом материале (тема родины, природа, любовь, жизнь и смерть). 3десь порой поэтизируется прошлое монархической России. Героическая война России с фашистской Германией волновала художника, он любил свою родину. Бунин близок Чехову, писал русские новеллы. Он мастер детали, великолепный пейзажист. В отличие от Куприна, Бунин не стремился к острозанимательным сюжетам, его отличает лиризм рассказа. Признанный мастер прозы, Бунин был и выдающимся поэтом. В 80-90-х гг. любимой темой стихов была природа ("Листопад"). Появлялись и декадентские мотивы, но ненадолго. Гражданские стихи "Джордано Бруно", "Ормузд", "Пустошь" и другие. Даны реалистичные картины деревенского и усадебного быта, с сочувствием очерчены образы простых людей ("Пахарь", "Сенокос", "На Плющихе", "Песня"). Бунин был превосходным переводчиком ("Каин" и "Манфред" Байрона, "Крымские сонеты".

Господин из Сан-Франциско (1915)

Герой, который живет по строго заведенному порядку, а порядок этот не совпадает ни с его жизнью, ни с жизнью природы. Каков пассаж - поехал отдохнуть в Италию, а там плохая погода. И умер так не вовремя. В то время как более простые герои наслаждаются жизнью.

Несостоятельность «гордыни Нового человека со старым сердцем» усилена «исторически» - сопоставлением его судьбы со сходной, сложившейся две тысячи лет тому назад. «Бессмысленность власти» этих людей, не умеющих распоряжаться даже собой. Что здесь важно. Важны детали: неладно скроенный, но крепко сшитый старик, многочисленные эпитеты, указывающие на его искусственность. В них нет явной оценочности, это просто точные, образные определения, которые в совокупности показывают авторское отношение.

Символизация мотивов и деталей пространства: Атлантида, капитан - идол, Дьявол на скалах Гибралтара. Зачем нужен Дьявол, почему он сидит на скалах Гибралтара?

Вважно ощущение именно мировой катастрофы: эпиграф из Апокалипсиса

Первая мировая война подтолкнула Бунина от проблем русской жизни обратиться к художественному осмыслению судеб современной, рационалистичной и позитивистской в своих основах, цивилизации, онтологическому масштабу постижения мироздания и человеческой души.

«Чистый понедельник» (1944)

Рассказ написан в эмиграции, доминирует мотив тоски по России (время действия - 1912 год)

Что такое Россия в бунинском понимании. Она воплощается в образе героини, в котором опять же огромную роль играют детали. Важно буквально все: что у нее восточная красота, что она из купеческой семьи и любит покушать. Что она довольно прохладно относится к модернистской литературе, но все-таки ее читает. Что она терпеть не может капустники, но все-так на них ездит. А на самом деле она любит старые церкви и древнерусскую литературу. Любит Толстого. В отличие от Оли Мещерской, в облике героини можно разглядеть подлинное и наносное. Она колеблется и подлинное побеждает: она уходит в монастырь, потому что только там она найдет настоящую исконную Русь. Русь, которая в понимании героини связана с Востоком, а не с западом. Богородица-троеручица, три руки - ведь это Индия.

Эмигрировал Бунин в Париж. И оттуда, с запада, он вот так видел Россию, которую навсегда утратил.

И в целом у Бунина любо ощущение утраты, либо просто хаотичное бытие, не имеющее никакой ценности.