Кто может считать себя коренными петербуржцами

Тестов и опредлителей на принадлежность к коренному населению СПб множество. Предлагаю свой текст на основе своих наблюдений и жизненного опыта. Думаю, что будут читать люди вменяемые и поймут правильно. Особо нервных близко к сердцу ЭТО прошу не принимать

Коренной потомственный житель Санкт-Петербурга - это такая особая порода людей, отличных не только от среднего россиянина, но и от местного жителя недавнего розлива. Среди коренных потомственных санкт-петербуржцев действительно много потомков исторических или аристократических семей, их привычки потомственные, выработаны годами, вросли в генетику и неизменяемы. Потому их сравнительно легко отличить от некоренных жителей. Это может быть полезно знать приезжающим в город для правильной ориентации. Надо сказать что по привычкам к жителям Санкт-Петербурга всегда было близко русскоязычное население Прибалтики в первую очередь потому что составлялось оно там из засланных военных семей(по-местному - оккупантов) чье происхождение часто вело в тот самый Санкт-Петербург.

Какие же это отличия? Коренной житель Санкт-Петербурга

1) НЕНАВИДИТ и никогда не употребляет слово "Питер" и питерцы. Он будет публично стыдить того человека, кто так говорит. Надо говорить "Санкт-Петербург" и даже "лениниградцы" лучше чем "питерцы", поскольку это слово пролетарских окраин

2)чисто внешне питерского жителя вычислить на улице легко по невзрачной, затертой одежде(ее быстро затирают в давке общ. транспорта). Обувь питерского жителя выглядит всегда лучше чем одежда. Ботинки начищать(пусть и старые) он будет постоянно и ежедневно на автопилоте. А также кроссовки, кеды и наглаживать стрелки на старые драные джинсы. Одежда сэконд-хэнд не считается моветоном,это местный вид "спортивной охоты" иногда ради процесса. Удачливым "охотникам" завидуют независимо от соц. статуса. Хотя не всегда хватает времени на это удовольствие

4) в магазине его легко отличить потому что он ВСЕГДА

* покупает ржаной хлеб(а не дарницкий как все приезжие) и городской соленый батон(с отрубями, овсом и пр. полезными добавками), а не пухлый сладкий огромный нарезной. При этом говорит всегда "булка" "булка хлеба", а не "белый хлеб", "батон"

* не ест импортных шоколадок, но только горький или пористый фабрики им. Крупской

* как гарнир к мясу, рыбе предпочитает рис. Может есть его годами каждый день. Никогда не ест рис в сладких кашах и макароны с сахаром. Способен порвать отношения с человеком, употребляющим макароны с сахаром.

*любит неизвестную никому в стране рыбу корюшку, слагает о ней легенды что она из семейства лососевых. Цена на эту посредственную мелкую рыбку растет каждый год вне всяких разумных пределов и уже превышает цену на самые дорогие сорта рыбы

* препочитает пиву - водку, портвейн, коньяк и собак - собачкам и кошкам. Нередок алкоголизм. Пиво - напиток простонародья, селян. Питерский житель не пьет его даже с похмелья. Большое количество пивзаводов и любителей пива в Питере - это как раз промысел и привычки "понаехавших тут"

Любовь к собакам и их обилие в домах, аллеях, дворах и того, что после них остается - это особая, отдельная песня о Петербурге. Способен на разрыв отношений с человеком не любящим собак, а уж если не понравилась его личная собака, то враг нажит навсегда

Слова "понаехали тут" употребляет легко и непринужденно, если его правила нарушают или права ущемляют. Никогда не скажет их приезжему, принявшему и соблюдающему коренные правила жизни.
Будет делать вид или искренне считать его местным жителем, получающим право говорить на нарушителей "понаехали тут"

При этом конечно остается неизменным всегда обращение к женщине любого возраста и соц. статуса "дама", а не "женщина", "девушка" или "сударыня"

Немного жадноват и прижимист. Любит экономить, чтобы потом купить(в драных джинсах) самые дорогие сигареты, вино, коллекционную вещь или парфюм.

И наконец.Он никогда не бывает олигархом. У любого, кто притворяется коренным питерцем и олигархом если чуть глубже копнуть, то обнаруживается бабушка из Чутовки Полтавской губернии, живущая в прикупленной ей квартирке в спальном районе. Девушкам, мечтающем о потомственном аристократе-олигархе лучше эту чушь из головы выкинуть и переориентироваться на ушлого мужичка из провинции, у него больше шансов оказаться олигархом.
Поэтому современным девушкам(в том числе и коренным) коренной питерский мужчина понравиться не может, потомства не оставит и вскорости этот вид вымрет со всеми своими особенностями и недостатками.

Между тем специалист по этнодемографии и генеалогии И. В. Сахаров утверждает, что «коренному населению города в целом, потомственным петербуржцам, к каким бы этническим группам или религиозным общинам они ни принадлежали, оказались присущи особый петербургский дух, своеобразный петербургский менталитет, специфическое мироощущение». Увы, полагает исследователь, после революции «сложившийся здесь мир «Европы в миниатюре» был безжалостно уничтожен, общеевропейский дух сломлен, и о них стали напоминать лишь внешняя архитектурная оболочка да немногие пережившие революцию, массовые репрессии и блокаду коренные петербуржцы – уцелевшие носители добрых старых культурных традиций».

В ХХ веке произошли три самых больших спада численности населения Петрограда – Ленинграда – Санкт-Петербурга. Так, за годы Гражданской войны, с 1917-го по 1920-й, количество жителей города упало с 2,5 миллиона до 720 тысяч человек. За период Ленинградской блокады - с 3,4 миллиона до 560 тысяч. И, наконец, население Петербурга значительно сократилось после распада Советского Союза, правда, уже не в таких масштабах: с 5 миллионов в 1990 году до 4,8 миллиона в 1996-м. Кто-то эмигрировал за рубеж, кто-то уехал искать лучшей доли в других регионах страны. Всякий раз восстановление численности населения происходило за счет мигрантов.

Согласно работе исследовательницы Н. И. Гайдуковой, к началу 90-х годов прошлого столетия состав населения Ленинграда был таков: родились в городе 52% жителей, приехали туда до войны 4%, после войны – 44%. Что же касается коренных жителей в полном смысле этого слова, то есть тех, у кого и мать и отец родились в этом городе, на тот момент их оставалось не более 10%.

Итак, современные петербуржцы являются в основном мигрантами или же потомками мигрантов. Хотя все-таки сохранился небольшой процент тех, у кого несколько поколений предков родились и выросли в Петербурге.

Санкт-Петербург. Элегантные интеллектуалки
SmartNews составил портрет петербурженки

Красота российских женщин известна во всем мире. Образы россиянок так же разнообразны, как и национальный колорит нашей большой страны. И различия эти не только во внешности, но и в характере, на формирование которого повлияли уклад жизни, религия и культура. SmartNews выбрал индивидуальные черты жительниц России от Калининграда до Сахалина.


Жительницы Северной столицы всегда отличались хорошим вкусом, были образованны и блистали в высшем обществе. Образы роскошных светских дам эпохи Екатерины II, нежных дев Серебряного века и уверенных, эмансипированных ленинградок навсегда остались в литературе и живописи. Как сейчас выглядит современная жительница Северной столицы, выяснил SmartNews. Петербург стал одним из самых привлекательных городов для девушек из разных российских регионов. Ежегодно сотни представительниц слабого пола пополняют студенческие ряды, многие из которых так и остаются жить в городе на Неве. Понять, кто перед вами — коренная петербурженка или приезжая барышня из Владивостока, становится все сложнее. Между тем социологи отмечают, что некоторые отличные черты все-таки свойственны жительницам Северной столицы. Впрочем, и девушек, которым удается удачно влиться в петербургскую культурную среду, легко можно назвать петербурженками.

Экспертное мнение

— Если говорить об образе петербуженки, то можно отметить, что классическое представление о жительнице Северной столицы в целом не изменилось. Это в первую очередь высокий культурный уровень и образованность. Конечно, девушки со средним образованием мало чем отличаются от жительниц другого региона. Но во многом эта тенденция сохраняется, и среда, в которой они находятся, этому способствует.
Роман Могилевский, социолог


Между тем современные тенденции не обошли стороной жительниц северного мегаполиса. Все больше петербурженки ориентируются на образ и ритм жизни жительниц Европы. Впрочем, Петербург, как самый европейский российский город, всегда оглядывался на своих соседей.


Участница «Твидового велопробега — 2013» в Санкт-Петербурге


Экспертное мнение

— В петербурженках сегодня очень сильно проявляется стремление к карьерному росту. Различные исследования показывают, что сейчас многие девушки на первое место ставят образование, хорошую работу, независимость, саморазвитие. Семья также важна, консервативные взгляды, когда муж, дети, дом находятся в приоритете, никуда не исчезли, но многие их все-таки отодвинули на второй план.
Роман Могилевский, социолог


Женская эмансипация сегодня мало кого может удивить. Уверенная и успешная в себе женщина нередкое явление. Между тем петербурженкам удается совмещать в себе новые веяния и традиционные черты.

Экспертное мнение

— Горожанкам удалось сохранить признаки петербургского стиля. В первую очередь это проявляется в языке. Любая просьба, например, сопровождается «спасибо», «пожалуйста», «не могли бы вы» и так далее. В петербурженках очень ярко проявляется любопытство и интерес ко всему окружающему. Большинство петербуженок ведут очень насыщенный досуг — это и выставки, и театры, и концерты. Выезжая за границу, можно легко определить петербурженку по какой-то особой, стильной манере поведения.
Роман Могилевский , социолог



— Петербуженки, как мне кажется, искренне интересуются своим городом. Все, кого я знаю, очень хорошо ориентируются, хотя всякое бывает. Еще петербурженки не любят метро, можно сказать, им просто лень туда спускаться, и многие предпочитают передвигаться на велике или ходить пешком. Кстати, петербурженки очень гостеприимные. Может, это оттого, что в Северную столицу едут люди со всей России и даже со всего мира, поэтому они уже привыкли принимать гостей.
Кира , жительница Петербурга



Экспертное мнение

— Я бы отметила определенную сдержанность в характере. Петербурженка не будет устраивать сцен, заламывать руки или посылать подальше. Конечно, есть и такие горожанки. Но если говорить о женщинах, получивших классическое образование, различающих Михайловский и Мариинский театр, знающих историю своего города и много чем в жизни своей интересующихся, то бурные страсти не для них. Все-таки у нас северный город, и он также оказывает свое влияние. Девушки стараются прятать свои эмоции и чувства под толстыми шарфами и пледами. Понять, что о вас думает петербурженка, не всегда легко. Это не лицемерие, а, скорее, соблюдение дистанции и определенная формальная вежливость. Петербурженок также отличает настойчивость, не будучи таковой, в северном городе сложно жить. Они активны, и часто эту активность приходится, скажем так, вырабатывать. В городе, где так мало солнечных дней, сложно иногда заставить себя что-то делать. И петербурженки очень ухоженные женщины. Большинство следят за своей внешностью, фигурой — новинки косметологии и спортзалы в этом городе востребованы в большом количестве.
Анна Ионова , психолог



Велопробег в Петербурге. Местом встречи назначили площадь Искусств


Впрочем, как известно, по уму только провожают, а вот встречают по одежке. Как оказалось, и в этом плане жительницы города на Неве отличаются от других.

— Петербург — город особый со своим колоритом и фантастической аурой — те, кто живут в этом городе, с раннего детства наслаждаются живописью в Эрмитаже и Русском, гуляют по Летнему саду, Петропавловке, набережным, а каждое лето катаются по рекам и каналам на кораблике. То, что нас окружает, не может не влиять на нас, поэтому у петербуржцев чуть более тонкий вкус, чем у жителей других городов, более тонкое восприятие цвета. Петербуржцы не любят резких сочетаний, безумного эпатажа и открытых ядовитых цветов, петербуржцы привыкли к сложной палитре цвета. Мода петербуржцев интеллектуальна — мы же продолжаем традиции Петра I и Ломоносова. Сложные сочетания — необычные линии кроя, интересные силуэтные решения, обязательно аксессуары.
Ася Когель , дизайнер Модного Дома KOGEL



— Все петербурженки разные. Вообще я не считаю, что они чем-то сильно отличаются от жительниц других регионов, по крайней мере, я этого не замечал. От китаянок, может, и отличаются, а вот от москвичек и екатеринбурженок вряд ли. Хотя девушки из Екатеринбурга очень жесткие карьеристки, у них это проявляется даже больше, чем у москвичек. А петербурженки более романтичные, чем москвички. Ну и, конечно, наших девушек отличает высокий уровень образования.
Антон , житель Петербурга


Что касается внешности коренных жительниц, то Петербург настолько всеобъемлющий город в плане национальностей, что очень сложно говорить о каких-то конкретных чертах.

Экспертное мнение

— Если мы, например, обратимся к европейскому типу внешности, то таким образом мы отрежем восточную часть, которая также является нашим наследием. Но все-таки Северная столица — больше европейский город, и если рассматривать классический образ петербурженки, то это будет девушка с правильными чертами, овальной формой лица, миндалевидными глазами, аккуратным носом и аккуратными губами. Если же брать в целом образ, то есть и внешность, и стиль в одежде, то его можно обозначить как интеллигентный авангард.
Александра Карпова , петербургский стилист

Из комментариев

— А я вот не вижу ничего странного в том что в петербурженках сегодня очень сильно проявляется стремление к карьерному росту. Невозможно всегда находиться в состоянии дамы в стиле поэзии серебряного века. Нужно успевать за современными тенденциями развития общества.
Артем Карпенко
-------

— Очень приятные и красивые слова о таких замечательных петербургских женщинах.
Никита Березин
-------

— Петербурженки отличаются от москвичек. Чем? К сожалению, не смогу четко всего сформулировать.

Я родилась и выросла в Санкт-Петербурге, так вышло, что в Москве у меня много друзей и просто знакомых. С их слов я отличаюсь сильно, но в то же время неуловимо. Что касается образования, то в Москве девушек с одним или более вышним образованием очень много, так что здесь различия нет. Очень сильно бросается моя манера всегда добавлять «спасибо», «пожалуйста», «не могли бы вы» и так далее (с). К тому же в последнюю поездку (пару недель назад), мне сказали, что я выгляжу здесь чужой. Просто выделяюсь из толпы. Чем? Никто не смог объяснить.

Самой же достаточно сложно это увидеть, так как любой человек, я отношусь к себе предвзято.
Катерина Соколова


Ольга Першина, Никита Березин, Артем Карпенко,
Катерина Соколова, Анастасия Савельева

SmartNews, 3 октября 2013

Петербург. История и современность. Избранные очерки Марголис Александр Давидович

Феномен «коренного» петербуржца: мифы и реальность

Поводом для написания этой статьи стало знакомство с публикацией искусствоведа Н. В. Желанной под интригующим названием «Genius loci Ленинграда». По мнению автора, «за два с лишним века развития города у коренного его населения успели сложиться и закрепиться те черты образа жизни, тот внешний облик и духовные склонности, которые дают возможность говорить о человеке особого типа – ленинградском жителе. Носителем мировоззренческих традиций культуры Петербурга – Ленинграда выступает интеллигенция из числа коренных горожан, составляющая костяк ленинградского общества». При этом с сожалением констатировалось, что «культура коренных жителей Ленинграда постоянно разбавляется группами мигрантов: в связи с низкой рождаемостью механический прирост населения в городе всегда преобладал над естественным». Затем в статье вскользь говорилось о «свойственных мигрантам нестабильных ценностных ориентациях» в отличие от коренных горожан – людей «особого типа», «носителей мировоззренческих традиций культуры Петербурга – Ленинграда».

Столь категоричное противопоставление потомственных, «коренных» жителей Северной столицы петербуржцам в первом поколении все-таки нуждается, как мне кажется, в отчетливом обосновании. Увы! В заинтересовавшей меня статье его не оказалось.

Подобная априорность суждений присуща и другим исследователям «феномена Петербурга». Профессор М. С. Каган, изучавший приметы петербургской субкультуры и особенности ее стиля, считал, что они «порождены деятельностью формировавшегося в граде Петра на протяжении двухсот лет нового духовного слоя россиян – петербургской интеллигенции». И далее: «Само понятие „петербуржец“ стало термином, обозначающим человеческий тип, отличающийся по психологии и поведению. Несмотря на многолетние упорные попытки властей вытравить сам дух Петербурга, несмотря на последовательную политику люмпенизации города, наводнявшегося так называемыми лимитчиками, он сохранил духовный потенциал». Таким образом, мигранты сводятся к «лимитчикам», а «духовный потенциал» Петербурга сохраняется не благодаря, а вопреки приезжим.

По мнению этнодемографа и генеалога И. В. Сахарова, «коренному населению города в целом, потомственным петербуржцам, к каким бы этническим группам или религиозным общинам они ни принадлежали, оказались присущи особый петербургский дух, своеобразный петербургский менталитет, специфическое мироощущение…». После революции, полагает исследователь, «сложившийся здесь (т. е. в Петербурге. – А. М .) мир „Европы в миниатюре“ был безжалостно уничтожен, общеевропейский дух сломлен, и о них стали напоминать лишь внешняя архитектурная оболочка да немногие пережившие революцию, массовые репрессии и блокаду коренные петербуржцы – уцелевшие носители добрых старых культурных традиций». Невольно задаешься вопросом, сколько же среди нас этих немногих «атлантов, держащих небо на каменных руках», коренных петербуржцев, родившихся до 1917 года, переживших «революцию, массовые репрессии и блокаду»? В интереснейшей статье И. В. Сахарова нет ответа на этот закономерный вопрос. Частично свет на него проливает работа Н. И. Гайдуковой, в которой сообщается, что к началу 1990-х годов структура населения города на Неве была такова: родились в Ленинграде 52 % жителей, приехали до войны – 4 %, послевоенные мигранты – 44 %. «Коренных жителей в полном смысле слова (мать и отец родились в этом городе) осталось не более 10 %. Такая интенсивная динамика населения не оказала положительного влияния на городскую культуру». Последнее замечание вроде бы свидетельствует о том, что незначительная доля «коренных жителей» в составе населения Петербурга – примета новейшего времени. Так ли это?

Автор обстоятельного описания столицы начала 70-х годов XIX века В. О. Михневич отмечал «недостаточность в Петербурге собственно петербуржцев, то есть коренных, прирожденных его жителей, составляющих… весьма ничтожный процент в общей массе столичного пришлого населения». В 1897 году неместные уроженцы составляли, по разным оценкам, от 62 до 69 % населения Петербурга, то есть доля мигрантов была значительно выше, чем сто лет спустя. Более того, есть достаточные основания утверждать, что население города на протяжении всей его истории в решающей мере росло за счет мигрантов (табл. 1).

Таблица 1

Динамика численности населения Петербурга

Три самых сильных спада численности населения Петербурга произошли в XX веке: в годы Гражданской войны – от 2500 тыс. человек в 1917 году до 720 тыс. в конце 1920 года; в период блокады – с 3400 тыс. (в 1939 г.) до 560 тыс. в начале 1944 года; в период кризиса после распада Советского Союза с 5000 тыс. в 1990 году до 4800 тыс. в 1996 году. Всякий раз восстановление и рост численности населения происходили вследствие приезда в город сотен тысяч новых жителей.

Напомним, что изначально население Петербурга формировалось за счет принудительных переселений. По указу 1704 года сюда ежегодно присылались до 24 тысяч работных людей; большинство, отработав на строительстве новой столицы от двух до трех месяцев, возвращались затем в свои деревни. Рядом указов 1710-х годов «на вечное житье» в Петербург переселены тысячи мастеровых, купцов и дворян из Москвы, Киева, Казани, Архангельска и других городов. Согласимся с В. В. Покшишевским, который писал, что Петербург «смог расти, питаясь соками всей России», добавив к этому: с первых лет существования города правительство усердно приглашало в Северную столицу иностранных специалистов. Так что «соки», а точнее «сливки», были не только российские.

Впрочем, хотя в XIX столетии сложилось представление о Петербурге как о «немецком» городе, основу его населения всегда составляли русские. В период с 1869 по 1910 год (время проведения регулярных городских переписей) доля русских стабильно составляла 82–83 %. На рубеже XIX–XX веков самыми многочисленными этническими группами в Петербурге были, кроме русских, белорусы, поляки, немцы, финны, евреи, эстонцы, латыши, украинцы. Всего же переписью 1897 года учтено в составе жителей российской столицы 60 этнических групп.

Весьма существенно, что Петербург традиционно пополнялся именно мигрантами, а не слобожанами. В этом проявилось одно из отличий Петербурга от Москвы, которая до настоящего времени прирастает за счет включения в городскую территорию сел и деревень густонаселенной московской округи.

После отмены крепостного права в населении Петербурга непрерывно возрастала доля крестьян (по сословному происхождению) и одновременно расширялась территория их выхода. По подсчетам Н. В. Юхневой, в 1869 году крестьяне составляли 31 % всего населения столицы, в 1881-м – 43 %, в 1890-м – 57 %, в 1897-м – 59 %, в 1910-м – 69 %. Большую часть из них составляли отходники, жившие в Петербурге временно, всего по нескольку месяцев. Уроженцев Петербурга среди живших в городе крестьян в 1910 году оказалось лишь 25 %.

Исследования миграции населения в Петербург во второй половине XIX – начале XX века показывают, что ареал притяжения столицы был самым большим в Российской империи, намного превосходя ареал притяжения Москвы. Больше половины пришлого петербургского населения составляли в начале минувшего столетия выходцы из северных губерний Европейской России (Архангельская, Олонецкая, Вологодская, Новгородская, Ярославская, Костромская). Важно подчеркнуть, что в течение всего пореформенного периода сила притяжения Петербурга неуклонно возрастала. Среди различных факторов, обусловливавших эту тенденцию, наряду со столичным статусом и ролью крупнейшего промышленного центра страны, назовем следующие.

Во-первых, в «военной столице» был расквартирован многочисленный гарнизон (включая императорскую гвардию и питомцев военно-учебных заведений). Военное население города на Неве с петровских времен и поныне является значительной социально-профессиональной группой, состоящей почти исключительно из приезжих.

Во-вторых, именно в Петербурге получили последовательное развитие практически все направления высшего образования. Естественно, что в городе сложилась значительная группа специалистов, обеспечивающих учебный процесс, и еще бо?льшая группа студентов как временного населения.

Вышесказанное служит объяснением тому, что весьма значительная часть «великих петербуржцев», с именами которых ассоциируются высшие научные и культурные достижения города, не были уроженцами города на Неве. А это М. В. Ломоносов, Л. Эйлер, Ф. Растрелли, Дж. Кваренги, Н. М. Карамзин, А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, Ж.-Ф. Тома де Томон, О. Р. де Монферран, В. П. Стасов, Н. А. Некрасов, Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. И. Пирогов, Д. И. Менделеев, И. П. Павлов, А. Г. Рубинштейн, М. П. Мусоргский, П. И. Чайковский, М. Петипа, И. Е. Репин, К. С. Петров-Водкин, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам, А. С. Попов, В. М. Бехтерев, Н. И. Вавилов, А. Ф. Иоффе, В. Э. Мейерхольд, С. П. Дягилев, Ю. Н. Тынянов, Н. П. Анциферов, С. Я. Маршак, Г. М. Козинцев, А. И. Райкин, Н. П. Акимов, Г. А. Товстоногов и т. д.

Суть нашей гипотезы заключается в том, что именно «чужие», родившиеся и прошедшие первую фазу социализации за пределами Петербурга, а вовсе не «коренные» (потомственные) петербуржцы, роль которых несколько преувеличена, оказывали определяющее влияние на формирование петербургского менталитета, типичных черт петербургской интеллигенции.

История Петербурга показывает, что он развивался как городская общность и совокупность разнообразных укладов (этнических, сословных, социально-профессиональных), которые проявлялись в оппозициях «старое – новое» и «свои – чужие». Именно в процессе непрерывных взаимовлияний и взаимопроникновений укладов с присущими им нормами, стереотипами поведения, деятельности, способами освоения пространства и т. д. происходила их интеграция, складывался новый, особый социально-психологический тип горожанина Петербурга.

Г. П. Федотов писал в 1926 году о Петербурге: «Если бы каждый дом здесь поведал свое прошлое хотя бы казенной мраморной доской, – прохожий был бы подавлен этой фабрикой мысли, этим костром сердец. <…> Весь воздух здесь до такой степени надышан испарениями человеческой мысли и творчества, что эта атмосфера не рассеется целые десятилетия». Размышления Федотова подсказали мне один из источников данного исследования – мемориальные доски Петербурга. Они составляют обширную летопись города, являются особым знаком нашей исторической памяти, данью уважения общества к заслугам выдающихся горожан. Согласно данным Государственного музея городской скульптуры, опубликованным в 1999 году, в Петербурге на тот момент мемориальными досками была увековечена память около 500 человек – деятелей науки и культуры (80 %), освободительного движения (11 %), государственных деятелей и военачальников (9 %). Среди них уроженцами Петербурга-Петрограда-Ленинграда оказались лишь 22,8 % (табл. 2).

Таблица 2

Места рождения знаменитых петербуржцев, которым установлены мемориальные доски (данные на начало 1999 года, в % от численности выборки)

Наряду с Москвой, наибольшее число выдающихся петербуржцев оказалось среди уроженцев Тверской и Воронежской губерний, Киева, Нижнего Новгорода, Вятской губернии, Грузии, Латвии, Польши, Германии и Швейцарии, – их в совокупности в данной выборке больше, чем «коренных» петербуржцев.

Важно подчеркнуть, что значительное большинство деятелей, увековеченных мемориальными досками, относятся к XIX – началу XX века, т. е. «золотому» и «серебряному» векам российской культуры, когда лидерство Северной столицы практически во всех видах деятельности было бесспорным.

Данные, характеризующие петербургскую элиту конца XX века, можно извлечь из справочников «Кто есть кто в Санкт-Петербурге», которые издаются с 1995 года. Они содержат краткие биографии более 500 наиболее влиятельных и известных петербуржцев. Это деятели науки и культуры, промышленники и предприниматели, государственные и политические деятели, военачальники и др. (табл. 3).

Отдавая себе отчет в определенной условности сопоставления данных по выборкам, отраженным в таблицах 2 и 3, мы тем не менее можем усмотреть в них некоторые тенденции:

1) среди влиятельных лиц, так или иначе отмеченных в «рейтингах» известности, доля «коренных» петербуржцев к концу XX века увеличилась в два с лишним раза, хотя по-прежнему выходцы из других регионов составляют больше половины;

2) в составе петербургской элиты не осталось иностранцев по происхождению;

3) резко сократилась доля уроженцев Москвы, Центральной России, Прибалтики, Поволжья;

4) существенно возросла доля выходцев из Средней Азии, Сибири и Дальнего Востока.

Таблица 3

Места рождения наиболее влиятельных и известных петербуржцев конца XX века

Любопытная картина складывается при рассмотрении отдельных социально-профессиональных групп, представители которых входят в состав современной петербургской элиты. Среди академиков РАН уроженцев Петербурга-Ленинграда оказалось 50 %, среди ректоров и начальников вузов – 34,4 %, среди директоров музеев, библиотек и архивов – 58,3 %, среди литераторов – 58,1 %, среди театральных и музыкальных деятелей – 50 %, среди банкиров, промышленников и предпринимателей – 42,8 %, среди представителей органов власти – 49,4 %.

Вслед за С. А. Кугелем следует признать, что «в постсоветском обществе, оттесняя духовную элиту, на первый план выдвигается предпринимательско-купеческая и управленческая элита». Это наблюдение подтверждают исследования Института социологии РАН, где под руководством Татьяны Протасенко с 1997 года проводятся экспертные опросы с целью определения списка наиболее влиятельных людей Петербурга. Согласно опросу, проведенному с 25 мая по 20 июня 2001 года, в число 30 наиболее влиятельных петербуржцев вошли 14 представителей различных властных структур федерального и регионального уровня, 9 бизнесменов, а также 2 редактора петербургских газет (Н. С. Чаплина и А. Ю. Манилова), художественный руководитель Мариинского театра В. А. Гергиев, академики РАН И. Д. Спасский и Ж. И. Алферов, директор Эрмитажа М. Б. Пиотровский и ректор Санкт-Петербургского университета Л. А. Вербицкая. В этой группе доля «коренных» петербуржцев оказалась чуть меньше половины – 46,4 %.

Какой вывод позволяют сделать эти наблюдения? На мой взгляд, очевидно, что увеличение доли «коренных» петербуржцев в составе элиты Петербурга (в том числе интеллектуальной элиты) по сравнению с началом XX века отнюдь не повлекло за собой взлета петербургской культуры. Скорее наоборот: ослабление силы притяжения бывшей столицы, «где энергетика России собиралась в цивилизацию и снопом излучалась на мир» (Г. Д. Гачев), «железный занавес», лишивший город на Неве притока свежих сил («мозгов») из-за рубежа, резкое сокращение в последнем десятилетии XX века притока мигрантов – все это негативно сказалось на уникальной городской общности «столицы русской провинции» (С. Довлатов).

Петербург был и в значительной мере остается своего рода «плавильным котлом», тиглем, где переплавлялись и превращались в петербуржцев представители других регионов России и зарубежья, постоянно вливавшиеся в его население. В совокупности с другими факторами мощное моделирующее воздействие городского пространства исторического центра Петербурга трудно переоценить. Архитектор В. И. Лелина: «Петербург отпечатывается в каждом, кто входит в его пределы, незаметно, ненавязчиво диктуя стиль поведения, проникая в мысли и чувства». Искусствовед И. Д. Чечот: «Прошлое, великое, значительное, прекрасное, достойное памяти и познания, говорящее о выдающихся людях или просто о петербургских типах, символическое для города, для России, для Европы – петербургское пространство постоянно взывает к себе, не оставляя жителя в покое». Не могу не согласиться с публицистически заостренным выводом Чечота: «Петербург сегодня, если рассматривать его в исторической перспективе XX века, – город, оставленный одними жителями и заполненный другими. Это повторялось дважды: после революции и после войны. <…> Новые жители, к которым относится подавляющее число населения, совсем не чувствуют себя чужими в Петербурге – Ленинграде и смело идентифицируют себя с ним…».

Город на Неве, у которого за 300 лет менялись названия и правители, в котором неоднократно почти полностью истреблялась интеллектуальная элита, а во время войны погибла половина населения, сумел обрести и сохранить неповторимое единство и цельность, вновь и вновь делая своих жителей петербуржцами, независимо от того, где они родились, независимо от их национальности, социальной и конфессиональной принадлежности.

Из книги Великая Гражданская война 1939-1945 автора Буровский Андрей Михайлович

Реальность и мифы Победители во Второй мировой войне создали множество мифов. Эти мифы изучались в учебниках и пропагандировались в романах и фильмах. А рассказывать о реальных событиях и фактическом положении дел стало чем-то не патриотичным и как бы враждебным по

Из книги Знаменитые морские разбойники. От викингов до пиратов автора Баландин Рудольф Константинович

Глава 1 Древность. Мифы и реальность Золотое руно, где же ты, золотое руно? Всю дорогу шумели морские тяжелые волны. И, покинув корабль, натрудивший в морях полотно, Одиссей возвратился, пространством и временем полный. Осип Мандельштам Царица пиратов Правила царица Тевта

Из книги Великие тайны цивилизаций. 100 историй о загадках цивилизаций автора Мансурова Татьяна

Мифы и реальность Казанского кремля Совсем недавно, в середине 2009 года, закончилось подведение итогов уникальных раскопок Казанского кремля, длившихся одиннадцать лет. Благодаря им российские археологи смогли опровергнуть несколько легенд и преданий, существовавших

Из книги Вся правда об Украине [Кому выгоден раскол страны?] автора Прокопенко Игорь Станиславович

Глава 14 Осколки империи: мифы и реальность

Из книги Средневековая Европа. Штрихи к портрету автора Абсентис Денис

Мифы и реальность. Илья РАЙХЕР Мифы и реальность «Да, измельчали современные мужички, – думают женщины. – Нет больше благородных рыцарей, готовых бросить к женским ногам весь мир, сразиться ради прекрасной дамы сердца с десятком великанов и любить ее беззаветно всю

Из книги Встречи на перекрестках автора Примаков Евгений Максимович

Мифы и реальность В немалой степени этому способствовали неверные предположения, «мифы», укоренившиеся в сознании политиков и широко распространившиеся в мире.Первый из них – предположение, будто на Ближнем Востоке могло или может утвердиться состояние «ни войны, ни

Из книги Путь Феникса [Тайны забытой цивилизации] автора Элфорд Алан

Мифы или реальность? Какова же была природа «богов» Озириса, Гора и Сета? Для древних египтян такого вопроса не существовало: все «боги» были фараонами, и все фараоны считались богами. Но для нас, современных исследователей, естественно искать корни египетских верований.

Из книги Фюрер как полководец автора Дегтев Дмитрий Михайлович

Глава 3. Здоровье фюрера: мифы и реальность До лета 1942 г. каких-либо заметных сообщений о состоянии здоровья «вождя немецкого народа» не наблюдалось. Фюрер стойко перенес поражение под Москвой и во время начала операции «Блау» по-прежнему находился в хорошем

Из книги Малоизвестная история Малой Руси автора Каревин Александр Семёнович

«Батуринская резня» - мифы и реальность (1708) Многие мифы передавались плутами одного века дуракам следующих веков. Генри Болингброк Об этом историческом событии когда-то говорили мало. Не то, чтобы замалчивали, а просто не акцентировали на нем внимания. Наверное,

Из книги Затонувшие города. От Черного моря до Бермудского треугольника автора Белецкий Александр

Лемурия - мифы и реальность Лемурия - это «родственница» Атландиды. Гипотетическая древняя страна, материк, исчезнувший с карты в результате катаклизмов. Интерес к этой загадочной стране начали проявлять во второй половине 19 века из-за двух фактов. Первыми о том, что

Из книги Древний Восток автора Немировский Александр Аркадьевич

«Великий потоп»: мифы и реальность Приблизительно на рубеже IV–III тысячелетий до н. э. шумеры овладели производством бронзы и перешли от пиктографии к словесно-слоговой письменности. С этого времени археологи начинают отсчет Раннединастического периода, первый этап

Из книги Божии дворяне автора Акунов Вольфганг Викторович

«ГРЮНВАЛЬД» – МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ Небезызвестному советскому историку 20-х-30х гг. ХХ в. Михаилу Покровскому принадлежит крылатое изречение: «История – это политика, опрокинутая в прошлое». В определенном смысле это действительно так. Наглядным примером служит

Из книги Тайны российской аристократии автора Шокарев Сергей Юрьевич

Библиотека Ивана Грозного: мифы и реальность Особое место среди загадок древней столицы занимает таинственная Библиотека Ивана Грозного, по широко распространенному мнению, сокрытая где-то в московских подземельях. В тайне Библиотеки, не спешащей показаться на глаза

Из книги Русский Холокост. Истоки и этапы демографической катастрофы в России автора Матосов Михаил Васильевич

6.4. МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ РУССКИХ СОБЫТИЙ В обычных войнах, которыми так богата история человечества, есть правые и виноватые. Есть алчные, агрессивные нападающие, имеющие цель, есть пострадавшая сторона, терпящая бедствие в борьбе за жизнь и ее блага. В Гражданской войне нет

Из книги Эхо выстрелов в Далласе автора Лосев Сергей

МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ В 1965 году судьба столкнула Лифтона с Даллесом. Он выступал перед студентами Калифорнийского университета, среди которых был и Лифтон. Между ними вспыхнул спор по поводу доклада комиссии Уоррена, показавший, что Даллес, как, может быть, ни один другой член

Из книги Триединство. Россия перед близким Востоком и недалеким Западом. Научно-литературный альманах. Выпуск 1 автора Медведко Леонид Иванович

Исламистский или исламский терроризм: мифы и реальность А. А. Степанов, кандидат исторических наук, журналистТерроризм, как его ни называй, исламский или исламистский – это не только социальное зло. С ним надо бороться. Но чтобы эта борьба не стала охотой за привидениями

Когда социологи попросили петербуржцев описать типичного жителя нашего города, получился больной человек в сером пальто, застегнутый на все пуговицы, идущий против ветра на фоне брандмауэра и думающий о Бродском. Вряд ли встретишь такого на улице. Насколько петербургское самомнение соотносится с реальностью, и как оно работает на нас?

У петербуржцев - особый менталитет

В бытовом плане Петербург слабо отличается от других восточно-европейских городов. Но поскольку статус петербуржца как культурного, интеллигентного и сдержанного человека укоренился в общественном сознании, ему приходится соответствовать. Усвоить «менталитет» может каждый, кто знаком с массовым представлением - для этого не обязательно вести родословную от дворян. Достаточно знать элементарные правила этикета.

Анисья Хохлова, социолог: «Когда говорят о менталитете, мы как ученые начинаем недовольно щуриться. Менталитет как бы связан с врожденными психологическими характеристиками, которые передаются с кровью, естественны для жителей города. Если подойти к вопросу эмпирически, петербургского менталитета не существует. Мы слишком разнообразны экономически, культурно, социально. Тем более, что Питер - город мигрантов. Удивительно другое: большинство респондентов, петербуржцев, считает, что менталитет у нас есть. Люди испытывают эфемерное чувство родства. И начинают действовать так, как предписывает неформальный кодекс».

Михаил Лурье, антрополог, фольклорист: «Представление о том, что Петербург - особенный город, является одной из доминант петербургского мифа. Оно формирует этический кодекс, даже если не подтверждается научно. Представление о петербуржце как о жителе особого города, носителе особой культуры, характера, темперамента цементирует локальное сообщество, несмотря на то, что сообщество нельзя назвать единым. Если с Петербургом связано понятие человеческого одиночества, то при всей уютности нашего города эта идея формирует сознание и делает людей одинокими».

Наум Сандаловский, писатель: «Типичный признак петербуржца. Вы заходите в вагон метро и видите сиденье во всю длину, на котором сидит один человек. Если сесть на это сиденье, петербуржец немного отодвинется, чтобы у вас было равное пространство. Он уступит часть территории входящему. Обратите внимание: в толпе, сошедшейся у входа в метро, люди стараются не касаться друг друга даже плечами. Это петербуржцы. Их отличие в интеллигентности (об этом все знают) и в ненавязчивости. Освобождение личного пространства для другого - наша неотъемлемая черта».

Петербург - европейский город

У жителей Петербурга и нынешних властей – разное представление о «европейскости». Фраза Пушкина про окно в Европу превратилась в идеологическое клише, которым можно оправдать снос ларьков в спальных районах и одновременно - строительство торговых центров на месте исторической застройки. Власть говорит, что делает, как в Европе. И связывает протесты с чем-то московским и азиатским. Так, Георгий Полтавченко провел параллель между низкой (относительно Москвы) численностью протестных митингов с высокой культурой петербуржцев.

Анна Желина, социолог: ««Европейскость» считают одной из основных черт Петербурга. В последние годы европейское окно стремительно захлопывается. Или его захлопывают. В 90-е годы социологи отмечали, что Петербург - оппозиционный город, что здесь голосуют за либералов. В последнее время самые мракобесные законы принимаются в Петербурге. Власти интерпретируют «европейскость» как своеобразный этикет - не сидеть на газоне, не орать на митингах. Задают строгие правила. И только слабые голоса отмечают, что в Европе можно сидеть на газонах».

Анисья Хохлова: «Любой конфликт в Петербурге сводится к категории «европейскости». Что город должен быть стерильным, спланированным сверху. Что гаражи, особое творческое место, где мужчины могут реализовать свои маскулинные практики, не соответствуют статусу Петербурга. Мне кажется, что «европейскость» - это свобода пользоваться городским пространством, реализация права на город».

Наум Сандаловский: «Мы стали в некоторой степени охранителями. Знаете, почему петербургские новостройки 1960-70-х годов такие скучные? Неужели архитекторы не умели строить? Прекрасно умели. Архитекторы утверждают, что построить здание по индивидуальному проекту не сложнее, чем по типовому. Те же самые кирпичи, только выкладывать их надо не прямолинейно, а «криволинейно». Купчино выглядит скучно, потому что у строителей сидела одна мысль: не дай бог чем-то новым навредить впечатлению об исторической части города».

Исконные петербуржцы расселяются компактно

Анна Желина: «Сейчас я провожу исследование в Купчино. Молодые люди 16-20 лет считают, что именно в Купчино живут настоящие петербуржцы. Что центр города заселили приезжие. А настоящие питерцы в 60-70-е годы получили квартиры в Купчино и сохранили настоящий городской дух. У каждого района Петербурга есть местечковая идеология, которая объясняет, почему его жители самые классные».

Михаил Лурье: «Жители Гражданки удивились бы, услышав о настоящих петербуржцах - жителях Купчино. Гражданка - это север, исконная территория! Что за Купчино, юг такой?!»

Петербуржцы знают свою историю

Те, кто помнят со школьных времен уроки «истории любимого города», не всегда помнят, о чем на них говорили.

Наум Сандаловский: «Мы находимся во власти мифов относительно истории Петербурга. «На берегу пустынных волн», - воспользовались этой пушкинской метафорой и забываем, что до Петербурга только на исторической его части находилось более 40 различных поселений. До сих пор многие считают, что город назван в честь Петра I, хотя он назван в честь его святого покровителя.

Петербург магнетически действовал на огромную территорию России, особенно на близлежащие губернии. В моем собрании более 1200 образцов петербургского фольклора - пословиц, поговорок, идиом, грамматических конструкций, которые можно объединить одним словом: петербургская фразеология. «Псковский да витебский - народ самый питерский». Это действительно так, поскольку наш город очень молод. В нем жили всего 12 поколений. Все столицы развивались по эволюционному принципу: дом, усадьба, деревня, поселок, город. Петербург возник на пустом месте. Мы все пришельцы, и фольклор у нас соответствующий».

Михаил Лурье: «Петербург всегда славился кабаками. С момента основания, и когда он появился на ментальной карте России. Он всегда был точкой притяжения как гигантское публичное пространство и выполняет эту функцию поныне. Фольклор, не только петербургский, но и общероссийский, с начала XVIII века славил Питер как город заработков, город труда, - и как город кабаков, развлечений».

Мнения историков, социологов и фольклористов озвучены на круглом столе «Петербургский контекст», организованном журналом «Русский репортер».