Правила этикета для детей в любых жизненных ситуациях. Правила общения для школьников

Подростковый возраст - не самый простой период как для детей, так и для мам и пап. Мы уже рассказывали, . Но у детей бывают трудности в общении не только со взрослыми, но и с одноклассниками. Мы выбрали 13 советов, которые помогут подросткам в общении со сверстниками. Эти психологические хитрости будут полезны и родителям.

1. Если вы понимаете, что собеседник соврал или скрыл информацию, не задавайте дополнительные вопросы и не переспрашивайте - просто внимательно посмотрите ему в глаза. Такой прием вынудит визави рассказать недосказанное.

3. Родителям важно . Особенно это актуально в подростковом возрасте, когда каждое замечание может восприниматься очень близко. Научите подростка, как смягчить критику. Если он знает, что нелестных отзывов не избежать, пусть станет как можно ближе к тому, кто будет критиковать. Так человек смягчится и будет давать меньше негативной информации, нежели если бы подросток стоял дальше от него.

4 . Важная контрольная, выступление перед большой аудиторией и даже просто первое признание в любви - все это может быть волнительно для подростка. Как справиться с волнением? Пожуйте жвачку. Жевание ассоциируется с приемом пищи. А едим мы в основном дома, то есть в родном и безопасном месте. С помощью жвачки можно обмануть мозг и создать ему «домашнюю» атмосферу.

5. Даже при сильнейшем волнении на экзаменах и в других подростковых ситуациях поможет проверенный способ - представьте, что оппонент ваш близкий друг. Так вы будете чувствовать себя спокойнее и легче наладите контакт с собеседником.

6. Еще один актуальный вопрос подросткового возраста - первая любовь. Есть проверенный способ выявить симпатию того или иного человека: когда в компании смеются все, обратите внимание, кто на кого смотрит. В такой ситуации каждый человек подсознательно смотрит на того, кто ему наиболее симпатичен. Так что следите за взглядами, возможно, вы поймете, кому стоит отправить .

7. Если вам кто-то не очень приятен, но общение прекратить никак нельзя, попробуйте при встрече с этим человеком выражать больше радости: улыбайтесь, произносите его имя с особой теплотой. С такой практикой отношение к человеку действительно изменится в лучшую сторону.

8. Подростковый возраст - время конфликтов. Но если напряженная ситуация возникла в помещении с зеркалами, станьте так, чтобы зеркало находилось за вашей спиной, а собеседники - напротив вас. Так они будут видеть свое отражение. А кому хочется выглядеть злым и недовольным? Никому. Так что ваши визави будут стараться вести себя спокойнее.

9. Проверенный способ привлечь внимание понравившегося человека: внимательно смотрите на предмет, находящийся прямо за его плечами. Как только объект симпатии обратит на вас внимание, посмотрите ему в глаза и слегка улыбнитесь.

10 . Еще один способ расположить к себе человека - смотреть ему в глаза. При встрече просто определяйте его цвет глаз. Зрительный контакт располагает к себе, и вы сможете заполучить симпатию понравившегося человека.

Этикет для девочек. Правила общения по телефону

Телефонные разговоры - еще один пример того, что правила хорошего тона должны быть обусловлены ситуацией и созданы для того, чтобы нам было легче жить, а не мешать.

Поэтому стоит сказать несколько слов о времени телефонных звонков.

Разве правила хорошего гона могут определить, какая передача и для кого важна и ценна, а какая - нет?

Каждый человек вправе сам решать, что для него важнее: фильм, развлекательная программа или спортивная передача, так же как и каждый сам выбирает, что для него лучше: разговаривать по телефону или смотреть телевизор.

Если ты собралась позвонить на работу родственникам или знакомым, то здесь все гораздо проще: это не возбраняется, если звонок действительно имеет вескую причину.

Но если ты застала нужного тебе человека за каким- либо важным делом, то лучше не стоит ему мешать.

Если поймешь, что твой абонент занят срочной работой, лучше извинись и пообещай перезвонить ему в более удобное для него время.

Вообще же по личным вопросам звонить знакомым на работу нежелательно.

Лучше дождаться вечера и позвонить домой, где он может поговорить с тобой в более спокойной обстановке.

Если же ты звонишь хорошим знакомым или подругам, не нужен никакой совет. Зная их обстоятельства жизни и привычки, ты не станешь обдумывать, какое время самое удобное.

Если знаешь, что подруге лучше звонить около 10 ч вечера, когда она завершит домашние дела и никто не помешает вашему разговору, можешь не терзать себя сомнениями - не поздновато ли?

Любительнице криминальных фильмов, не проявляющей большой интерес к последним известиям, звони тогда, когда идет программа новостей. Тут уж ты точно не оторвешь подругу от телевизора в самый интересный момент фильма.

Когда твой абонент взял трубку и ответил, сразу поздоровайся и представься (например, «Здравствуйте, это Оля, могу ли я поговорить с. »).

Даже если трубку поднимает непосредственно твоя подруга, правила этикета требуют, чтобы ты назвала свое имя: «Привет, Катя! Это Марина. Как поживаешь. ».

Есть еще некоторые правила, которые ты должна помнить, если звонишь сама.

Если происходят перебои со связью, перезвонить должна ты. Что касается завершения разговора, доверь это дело своему собеседнику.

Хотя можно сделать исключение, если у тебя появилось какое-то неотложное дело или ты понимаешь, что уже слишком поздно для разговоров, а на другом конце провода к завершению не стремятся.

В общем-то, больше особенных правил нет.

О тематике и уровне неформальности должна подумать уже ты.

Теперь давай разберемся в правилах поведения, если звонят тебе. Их нужно применять еще до начала разговора.

Во-первых, считается дурным тоном, если ты не поднимаешь трубку дольше, чем пройдет четыре гудка. Во-вторых, старайся говорить «Добрый день (вечер и т. д.)» либо «Алло» вместо «Да» или «Я слушаю». Это очень недружелюбно.

Также никогда не веди сразу две беседы (к примеру, по телефону с подругой и с братом, сидящим в комнате за компьютером).

С этим разобрались, а как же вежливо отказать, если ты сейчас не можешь вести беседу? Здесь могут сработать стандартные дежурные фразы.

Приведем некоторые из них:

1) «Очень не хочется тебя перебивать, но, к сожалению, мне сейчас нужно уйти»;

2) «Извини, пожалуйста, но мне срочно нужно позвонить в одно место. Это очень важно. Но после этого мы сможем продолжить наш разговор»;

3) «Сейчас я никак не могу с тобой поговорить. Может, ты перезвонишь немного позже».

Заканчивать разговор обязательно нужно, убедив собеседника в том, что ты была рада его слышать.

Как видишь, все очень просто. Не забывай соблюдать эти правила, тогда и с тобой будут поступать соответствующе.

Итак, правила общения по телефону

1. Если звонишь ты, всегда надо представиться, даже в том случае, если твой собеседник - твоя близкая подруга.

2. Время и тему звонка лучше обдумать заранее, чтобы не помешать своим звонком и не вести неинтересную для собеседника беседу.

3. Два параллельных разговора лучше не вести. Тем самым ты показываешь, что разговор не слишком-то для тебя важен.

4. Старайся вежливо прервать разговор, если он тебе неинтересен или неприятен. В любом случае лучше закончить общение фразой-благодарностью, в которой ты скажешь, что тебе было приятно пообщаться.

Чтобы мобильник не прирос к уху

XXI в. - время современных модернизированных технологий. Почти у всех людей в наше время есть мобильный телефон, и ты скорее всего тому не исключение.

Мобильный телефон, безусловно, очень полезная вещь, ведь иногда тебе просто необходимо связаться с кем-нибудь, а обычного телефонного аппарата рядом нет. Но все чаще мобильник становится просто игрушкой или лекарством от безделья.

Давай поподробнее разберемся с этой проблемой. Ты случайно не задумывалась, сколько времени у тебя уходит на телефонные разговоры в день?

Так вот, лучше подумай об этом, пока не поздно. Мобильник создан для быстрого общения. Если ты полностью переключишься на телефонные разговоры, вместо того чтобы встречаться с друзьями, то люди просто перестанут с тобой дружить.

Кому может понравиться общение исключительно по телефону? Твои друзья просто могут подумать, что ты не хочешь их видеть и тебе вполне достаточно только телефонной болтовни. Гораздо лучше встречаться с близ- ч кими тебе людьми лично.

С помощью mp3-плейера ты можешь слушать свою любимую музыку, независимо от того, где ты находишься. Только, чтобы не нервировать окружающих, когда ты будешь прослушивать свою любимую Бритни Спирс в маршрутном такси, лучше пользоваться наушниками. Так ты сможешь беспрепятственно, культурно насладиться любимыми звуками, никому не мешая.

Еще одна проблема, очень часто назревающая у подростков: непристойные мелодии для звонков.

Тебе и твоим друзьям кажется прикольным, когда, к примеру, в магазине вы слышите десятиэтажные нецензурные выражения, вылетающие из чьего-то мобильного телефона. А всем окружающим эти звуки режут слух.

Такие мелодии уж точно нельзя ставить на звонок. Так можно только смутить и напугать окружающих, а не понравиться им, произведя впечатление оригинального человека.

Так же, как и при общении по стационарному аппарату, при звонке с мобильного телефона не помешает представиться. Вдруг у твоего собеседника нет определителя номера, и он тебя не узнает?

И, уж конечно, в любом случае не помешает элементарно поздороваться.

Тебе, наверное, знакома ситуация, когда прямо на уроке у кого-нибудь начинает звонить мобильник. Владелец телефона судорожно хватается за свою сумку в надежде найти телефон и отключить его, но аппарат почему-то не находится, и весь класс прослушивает мелодию до конца.

Возможно, что и ты попадала в подобную ситуацию, поэтому стоит взять за правило, приходя в школу, отключать звук телефона.

Ты обычно ставишь сигнал в режиме вибрации? Вынуждены тебя огорчить, но даже этого делать не стоит, ведь в таком случае ты заработаешь строгий выговор учителя за то, что из твоей сумки раздается «жужжание майского жука».

В общем, будь хорошей девочкой и отключай мобильный на время занятий. Телефонные разговоры лучше отложить до перемены.

Эти же правила касаются и посещения театра, музея, выставки. Согласись, не очень-то приятно, когда во время лирического монолога главного героя из зала вдруг несется веселенькая мелодия.

А теперь представь, каково в этой ситуации артисту? А окружающим тебя людям, которые из-за твоей рассеянности пропустили для себя что-то важное? Лучше сразу, как только ты вошла в зрительный зал (не важно, чего - театра или кинотеатра) полностью выключить мобильный телефон.

И уж ни в коем случае нельзя вести телефонные разговоры во время спектакля, даже если ты делаешь это шепотом, все равно таким поведением ты показываешь неуважение к актерам и окружающим тебя зрителям.

Похожие правила относятся и к общественному транспорту. Тебя никогда не раздражали слишком громкие разговоры в автобусе или громкая настойчивая мелодия, льющаяся из кармана стоящего рядом с тобой человека?

Если нет, то можем тебя поздравить - у тебя железные нервы и завидное терпение. Но не забывай, что такими качествами обладают не все люди.

Если же ты выбрала положительный ответ, значит, ты сможешь правильно понять чувства окружающих тебя людей, если в качестве раздражающего объекта будешь выступать ты.

Отсюда несколько правил.

Во-первых, лучше не ставить телефон на максимальную громкость звонка.

Во-вторых, лучше не стоит вести разговор в транспорте на повышенных тонах. Не надо вмешивать в свою личную жизнь окружающих и показывать свою невоспитанность.

А еще лучше, если ты отложишь телефонный разговор до того момента, когда выйдешь из транспорта, поскольку это неудобно не только находящимся рядом людям, но и тебе - согласись, что в транспорте часто плохо слышно собеседника и поэтому приходится постоянно о чем-то переспрашивать. Ну, а если ты в транспорте совсем не можешь удержаться от мобильного общения, то, может, стоит воспользоваться CMC?

Итак, основные правила общения по мобильному телефону

1. Неприятных и громких звонков на телефон лучше не ставить.

2. При входе в театр, на урок в класс или любое другое общественное место лучше выключать телефон совсем или отключать звук звонка.

3. В транспорте лучше не вести громких разговоров, а телефон переводить в более тихий режим звучания.

Правила этикета для школьников в картинках. 10 правил этикета для школьника

Ежегодно миллионы мам приводят своих детей в школу. Первоклашкам достаточно сложно привыкать к совершенно новой для них жизни. Они боятся, как их примут одноклассники, понравятся ли они учителю.

В школе необходимо вести себя правильно. Существуют всевозможные правила, соблюдение которых обязательно. Только в этом случае учиться будет действительно комфортно.

10 правил этикета школьника

Каждый школьник должен вести себя правильно. Необходимо соблюдать определенный этикет. Существует огромное количество важных правил. Можно выделить 10 основных:

1. Следует вовремя приходить в школу.

2. Необходимые вещи следует аккуратно складывать в ранец.

3. При входе в школу вытирают ноги. При входе в класс здороваются с учителем.

4. Для ответа нужно обязательно поднимать руку.

5. Разговаривать с друзьями и учителями следует вежливо.

6. Необходимо беречь все школьное имущество и ни в коем случае не портить его.

7. На перемене запрещено бегать и кричать.

8. Со всеми взрослыми следует здороваться.

9. Мальчик пропускает в дверях вперед девочку, а школьник – взрослого.

10. Весь мусор следует бросать в урну.

Как вести себя на уроках?

· Лучше всего приходить в школу заранее. До урока должно оставаться минимум 10 минут. Этого времени как раз хватит на то, чтобы оставить верхнюю одежду в гардеробе и прийти в класс. Важно приготовиться к уроку.

· Необходимо выполнять все домашние задания. В дневнике должно быть заполнено расписание.

· На время урока нужно забыть о существовании сотового телефона.

· Нельзя произносить неприличные слова и показывать некультурные жесты.

· Уходить с уроков можно лишь с разрешения врача или учителя.

· Если уроки пропущены по болезни, необходимо принести в школу записку от родителей или справку.

· В начале урока обязательно приветствуют учителя. Для этого весь класс обязательно встает. Таким же образом приветствуют других взрослых.

· Во время урока нельзя мешать другим разговаривать.

· Если необходимо выйти, нужно обязательно поднять руку.

· На парте важна чистота и аккуратность. Лежать на ней должно лишь то, что понадобится на уроке. Все посторонние предметы убирают в ранец.

Как вести себя на перемене?

Долго сидеть и внимательно слушать учителя достаточно утомительно. Перемена необходима для отдыха. Но это не говорит о том, что нужно бегать и кричать. Это не просто неправильно, но и опасно. Обязательно необходимо соблюдать правила этикета для школьников, касающиеся верного поведения на переменах.

Если возникло желание побегать, лучше отправиться на спортплощадку. Перемена подходит для похода в библиотеку, в столовую, подготовке к другому уроку, звонка маме.

Если поведение на перемене спокойное, это говорит не только об уважении окружающих, но и себя самого. Необходимо постараться хорошо отдохнуть и набраться сил на следующий урок.

Что нельзя делать во время перемены?

Правила запрещают на переменах:

· Кидать в других любые предметы.

· Вступать в драки или быть их зачинщиком.

· Съезжать по перилам или же перегибаться через них. Это очень опасно. По ступенькам спускаются или поднимаются только с правой стороны.

· Сидеть на подоконниках.

С учителями и родителями обязательно здороваются.

Открывать и закрывать двери следует очень осторожно. Не стоит ими хлопать. Обязательно пропускают идущих впереди взрослых, а затем уже идут сами. Нельзя на лестнице никого толкать, так как это очень опасно.

Как вести себя в столовой?

В столовой обычно скапливается много народу. Перемена всего 15 минут, и за это время необходимо успеть поесть. Важно соблюдать правила этикета для школьников за столом:

· Не стоит стремиться попасть сюда первым. Необходимо приходить вместе с классом. Не нужно торопиться усесться за стол первым даже в том случае, если очень хочется есть.

· Стоит соблюдать очередь.

· Идти по столовой нужно аккуратно. При этом следует обязательно смотреть под ноги. Если же в руках у вас тарелка, нужно быть вдвойне внимательным.

· Перед едой обязательно моют руки.

· Необходимо очень осторожно пользоваться вилкой и ни в кое случае не размахивать ею.

· Есть суп и чай следует аккуратно, не проливая его на себя или на соседей.

· Сидеть за столом нужно прямо, не толкая при этом сидящих рядом. Локти на стол не ставят.

· Каждый после еды обязательно убирает за собой посуду.

Правила этикета для младших школьников

Особое внимание стоит уделить правильному поведению в начальной школе. Именно в этом возрасте закладываются все нормы. Если учащиеся не будут научены тому, как вести себя в определенных местах, то сделать это в более старшем возрасте будет намного сложнее.

· Входят в любой транспорт аккуратно, никого при этом не толкая.

· Стоит уступать место пожилым людям и беременным женщинам.

· Нельзя громко разговаривать, так как это мешает другим.

· Не стоит пытаться разговаривать с незнакомыми людьми.

· Не стоит вызывающе себя вести.

· Не следует громко комментировать фильм.

· Нельзя разговаривать во время сеанса по телефону.

Существуют определенные нормы поведения и в других общественных местах. Правила этикета для школьников 4 класса крайне важны, так как дети становятся старше и переходят в среднюю школу. К этому времени они должны быть уже воспитанными.

Правила этикета в картинках

Дети должны знать и соблюдать огромное количество всевозможных правил этикета. Обучение необходимо начинать с раннего возраста. Детям достаточно сложно запомнить все сразу.

Чтобы сделать правила этикета для школьников легкими для усвоения и сделать обучение максимально интересным, стоит использовать наглядность. Правила этикета для школьников в картинках позволят детям не только быстро их усвоить, но и наглядно представить то, как надо себя вести. Стоит также применять и картинки, на которых изображено неправильное поведение. Дети будут понимать, что такое поведение далеко от общепринятых норм. Наглядное обучение позволит усвоить материал быстро и просто.

Также стоит воспитывать детей на собственном примере. Это должны быть сами родители, а также учителя в школе. Обучение этикету в игровой форме наиболее эффективно. Это позволяет отлично усваивать правила этикета для школьников. Картинки помогают сделать это.

Ребенок должен приходить в школу с уже сформированными навыками этикета. Если в дошкольном возрасте ребенку не были привиты определенные нормы поведения, ему будет очень сложно в коллективе. Дурные манеры и грубость вызовут у окружающих лишь раздражение и непременное отторжение. Именно поэтому обучать детей этикету должны прежде всего именно родители.

Почему важны нормы поведения?

Дошкольники не всегда ведут себя правильно. Для них это простительно. Все давно знают, что если у родителей хорошее воспитание, то и ребенок постепенно усвоит все необходимые нормы поведения.

Но если школьники ведут себя неправильно в общественном месте, окружающие обычно возмущаются. Неприятно смотреть на неопрятно одетых, толкающихся и кричащих детей, не умеющих пользоваться столовыми приборами.

Усвоить правила этикета для школьников достаточно просто. Научиться вежливому общению совсем нетрудно. Опрятно одеваться может каждый.

Обычно родители требуют от детей, чтобы они прилично себя вели. Важным это оказывается тогда, когда дети оказываются одни в каком-то общественном месте. Правила этикета для школьников в школе важно неукоснительно соблюдать. Дети должны знать, как поступить в той или иной ситуации. Именно в этом и проявляется их взрослость.

Также не стоит забывать, что по поведению детей судят о родителях. Не стоит заставлять их краснеть. Нужно стараться быть вежливым и воспитанным. Именно для этого и следует изучать правила этикета для школьников.

Этикет. Общение со сверстниками. Как правильно общаться со сверстниками

Как складываются твои отношения со сверстниками, во многом зависит только от тебя. Конечно же, для создания авторитета всегда будут важны твои знания и умения, твой внешний вид, чувство юмора. Но умение себя вести, быть тактичным и внимательным с окружающими всё-таки является едва ли не самым важным. Ты можешь многое уметь и знать, но если не научишься принятому общению с людь­ми, они не захотят тебя ни слушать, ни восхищаться твоими достижениями.

В общении не может быть незначительных мелочей. Каждому человеку в любом возрасте приятно общаться с вежливым, воспитанным и предупредительным человеком.

Некрасиво, к примеру, заглядывать без разрешения в тетрадь своего соседа по парте. Нельзя читать чужие письма, личные дневники. Невежливо стоять за спиной у человека, который работает на компьютере.

Даже если в написанном письме (на бумаге или на компьютере) нет ничего секретного, не каждому приятно, чтобы кто-то читал слова, предназначенные для другого человека.

Некоторые ребята в общении почему-то не называют друг друга по именам, а придумывают своим одноклассникам различные прозвища. Чаще всего школьные прозвища образовываются, конечно же, от фамилии. Например, Скворцов, Степанов, Белов, Фролов и Морозов автоматически становятся в школе просто Скворцом, Стёпой, Белым, Фролом и Морозом. Одни ребята гордятся своим прозвищем, а другим совершенно безразлично, как их называют.

Но есть немало впечатлительных и застенчивых детей, которые болезненно переживают и даже страдают от подобного к ним обращения и очень стыдятся своего про­звища. Бывает даже, что от подобных страданий и огорчений у них происходят нервные срывы. Нередки случаи, когда обидные прозвища и сложные отношения со сверстниками становятся причиной заикания. А некоторые близорукие ребята отказываются носить очки только по той причине, что их станут дразнить очкариками или ботаниками.

Многим ребятам даже и в голову не приходит, что их одноклассник из-за данного ему прозвища переживает и плачет.

Конечно, только очень неумным и злым людям доставляет удовольствие причинять другому обиды. Чаще всего ребята делают это не со зла. Но прежде чем награждать кого-либо прозвищем, вспомни, что у человека есть имя. Для каждого из нас имя значит очень многое. Родители долго его выбирали, надеясь, что оно принесёт их ребёнку удачу в жизни. Некрасиво и невежливо называть своих друзей по фамилии или заменять имя глупым или обидным прозвищем.

Для того чтобы у тебя складывались хорошие отношения с друзьями и одноклассниками, обрати внимание на эти советы.

Правила общения с одноклассниками

Проявляй внимание к своим друзьям и одноклассникам, старайся, чтобы твои слова и поступки не обидели их;

Никогда не смейся над физическими недостатками лю­дей;

Всегда и во всём помогай младшим и слабым;

Не забывай поблагодарить за оказанную тебе услугу;

Не придумывай никому обидных прозвищ;

Если ты сам страдаешь от привязавшегося к тебе прозвища, не отзывайся на него; может, тогда твой обидчик вспомнит твоё имя;

Если товарищ одолжил тебе что-либо, отдай ему это в обещанный срок, не дожидаясь, пока он тебе об этом напомнит;

Всегда выполняй данные тобой обещания;

Никогда не обещай того, чего выполнить не сможешь;

Дорожи своим словом: твои друзья должны знать, что на тебя во всём можно положиться, что ты всегда держишь слово;

Всегда будь точным: неточность - это прежде всего невежливость;

Никогда не подслушивай чужие разговоры и не читай чужие письма;

Никогда не проявляй к людям неуважения, бесцеремонности, дерзости, грубости или хамства.

Правила поведения для школьников в общественных местах

Даже самое свободное общество всегда требует от своих членов придерживаться определенных правил поведения в общественных местах. Нарушение установленных предписаний может вылиться в осуждение со стороны окружающих и проблемы с законом. Если взрослые хотя бы относительно ориентируются в данной теме, для школьников этикет общественных мест может представлять собой нечто новое.

Многие дети не склонны соблюдать правила в силу своего незрелого возраста, тогда родители должны приложить максимум усилий, чтобы заставить ребенка чувствовать ответственность за свое поведение.

Не дома: основные принципы

Каждое общественное место может иметь собственный кодекс поведения, учитывающий специфику собирающихся здесь людей и их занятий. Впрочем, это не мешает сформулировать обобщенные правила, которые актуальны везде, где бы не находился школьник. Если существуют конкретизированные правила поведения в данном месте, их обязательно нужно соблюдать .

В любой ситуации предельно важна культура взаимодействия с другими людьми.

Вежливость формирует одобрительное отношение со стороны окружающих, нередко позволяет избежать конфликта. Выражаться она должна не только в словах «спасибо» и «пожалуйста», но и в отсутствии грубых слов, а также нецензурной брани. Следует помнить, что все посетители общественных учреждений равны . Однако стоит внимательнее отнестись к пенсионерам, инвалидам, беременным женщинам и маленьким детям.

Чужое имущество, включая общественное, ломать или портить нельзя ни в коем случае. Подобные действия чреваты большими проблемами с владельцем испорченных вещей или даже с правоохранительными органами. Порчей можно считать и пачканье (в частности, при помощи баллончиков с краской). Даже если поверхность была использована исключительно в художественных целях, и все присутствующие, включая взрослых, признали в рисунке шедевр, хозяин может этого не оценить. Нельзя мусорить или плеваться.

Детям до 16 лет не следует находиться вне дома после определенного времени. Такое время обычно определяется каждыми родителями индивидуально. Хотя существуют и рекомендации специалистов, предлагающих не разрешать самостоятельные прогулки несовершеннолетних после 21-22 часов. Нарушать данное правило недопустимо.

В целях собственной безопасности детям не рекомендуют вступать в разговор с незнакомцами в общественных местах. Это правило не запрещает молодежи знакомиться между собой.

Но если взрослый проявляет явное желание познакомиться с ребенком, это должно вызвать подозрение. Совершенно недопустимо куда-либо идти с таким человеком, даже если он зовет в людное место.

Правила дорожного движения существуют не только для водителей и пешеходов, но также и для юных велосипедистов, а также школьников, катающихся на самокатах, скейтах и другом личном транспорте подобного рода. Безответственное поведение на проезжей части или рядом с ней грозит нарушителю весьма серьезными последствиями. Нельзя создавать аварийные ситуации.

Нарушение общественного порядка детьми является таким же подсудным делом, как если бы его совершили взрослые. Но ответственность за это могут понести родители, если ребенок не достиг 14-летнего возраста. Пить и курить на улице не рекомендуется даже взрослым, а для детей подобные развлечения недопустимы в принципе. Нельзя приставать к прохожим на улице, слишком громко говорить или смеяться (особенно в позднее время).

Следует обратить внимание на собственное поведение с огнем и на воде. Огонь вообще не является игрушкой для детей, особенно вблизи жилых домов или других построек. Купание без сопровождения взрослых допускается только в специально приспособленных для этого местах. При этом важно соблюдать условие, чтобы один из группы всегда находился на берегу.

В общественном транспорте

В крупных городах до популярных общественных мест нередко приходится добираться на автобусе или другом транспорте. Здесь также есть свой этикет.


Другие правила

Напоследок стоит обратить внимание еще на несколько советов, которые помогут сформировать у окружающих положительное мнение о себе.

  • Если нужно войти в закрытую дверь, сначала постучись: там могут не обрадоваться неожиданному появлению.
  • Шептаться при других людях считается невежливым: они могут посчитать, что их обсуждают. Не факт, что незнакомым людям нужно слышать, о чем вы разговариваете, но тогда хотя бы не нужно в процессе общения посматривать в их сторону.
  • Когда говорит другой человек, не нужно его перебивать: следует дать высказаться и закончить свою мысль. Это касается абсолютно любых собеседников, включая собственных друзей.
  • Крайне невежливым и даже оскорбительным жестом будет повернуться спиной к человеку, когда он к тебе обращается. Этим демонстрируется пренебрежение или нежелание общаться, что уже само по себе может восприниматься как оскорбление.
  • Правила этикета распространяются на все основные стороны жизни человека. Начиная с внешнего вида и стиля одежды, он включает даже правила пользования личным компьютером.

    Так что тем для обсуждения у нас множество. А начнем мы с культуры общения. Ведь встречают, возможно, и по одежке, да только провожают по уму.

    А умным человеком обычно считают не того, кто прочитал больше книжек, а того, кто умеет правильно и красиво излагать свои мысли, да еще при этом никого не обидев и не рассердив.

    Мы расскажем тебе об основных правилах, которые стоит усвоить каждому человеку, чтобы без труда находить общий язык с окружающими его людьми.

    Как правильно вести беседу

    А давай-ка с тобой проверим: умеешь ли ты общаться в том самом смысле, который подразумевал классик, говоря, что самая большая роскошь — это роскошь человеческого общения? Как думаешь, для чего люди вообще разговаривают друг с другом? Знаешь ли ты, чтобы два человека обменивались связными звуками, называемыми нами разговором, существует масса причин.

    Во-первых, посредством разговора мы, как и животные, передаем друг другу информацию, обмениваемся сведениями как из нашей, частной жизни, так и из жизни всего общества.

    Во-вторых, существует такая разновидность разговора, как просто приятная беседа. Приятно беседуя, люди, в сущности, не стремятся сообщить или узнать какие-то важные сведения.

    Предметом беседы могут служить какие-нибудь малозначительные факты, например, прогноз погоды. В этом случае собеседники просто выражают свое расположение друг к другу и некоторую заинтересованность. Существует также так называемая милая болтовня ни о чем.

    В этом случае разговор имеет своей целью своеобразное «убивание времени». Так вот, уважаемая юная леди, мы советуем тебе задаться вопросом: для чего ты чаще всего вступаешь в разговор?

    Для того, чтобы сообщить другим что-то важное и интересное, или для того, чтобы было просто не скучно в компании или с кем-нибудь наедине? Если преобладает второй вариант, думаем, тебе нелишне будет прочитать эту главу.

    Начнем с самого распространенного — с твоего общения с подружками, одноклассницами и просто девочками одного с тобой возраста.

    Несомненно, болтая и шушукаясь с подружками на уроках, на переменке и в свободное от школы время, ты, сама того не подозревая, используешь все три основных типа разговора, определенные нами.

    Но именно в том, как вовремя перейти на какую- нибудь нейтральную тему или, наоборот, почувствовать момент, когда можно без труда узнать у задушевной подруги какую-либо тайну, например про ее новое знакомство с интересным мальчиком, т. е. в том, что, в сущности, и называется искусством разговора, некоторые люди не очень-то хорошо разбираются.

    Поэтому и случаются казусы и недоразумения.

    Как же добиться, чтобы тебя всегда понимали правильно и ты получала ту информацию, которая тебе интересна?

    Прежде всего надо быть очень внимательной. Ведь не зря же часто можно услышать «Она хорошо умеет слушать», и редко услышишь такой комплимент, как «Она умеет говорить».

    Знаешь, во все времена от девушки требовали скромности, сдержанности, молчаливости. Тебе, конечно, трудно это себе представить, ведь ты живешь в современном мире, в XXI в., когда в молодежной среде ценится умение «тусоваться», быть раскованной и общительной, уметь говорить обо всем и в то же время ни о чем.

    Нет-нет, мы совсем не собираемся тебе давать советы, которые читали еще наши бабушки, это было бы глупо и бесполезно! Но тем не менее кое-чем можно заинтересоваться и взять на вооружение.

    Чтобы прослыть девушкой, с которой интересно общаться, совсем необязательно говорить, не закрывая рта и не давая собеседнику вставить ни слова.

    Даже если ты вполне грамотная, образованная и эрудированная личность, неплохо разбирающаяся во многих вопросах, например в музыке, искусстве, живописи, спорте, все равно не стоит обрушивать на собеседника всю информацию, которой ты располагаешь.

    Возможно, такое положение дел вызовет у тебя некоторое недоумение, но все так необычно и сложно только на первый взгляд.

    Действительно, это очень интересно, когда собеседник сообщает много новой и полезной информации, но, подумай, как ты будешь чувствовать себя с подружкой, которая говорит и говорит, не давая тебе, что называется, и рта открыть?

    Без сомнения, тебе будет неловко, неудобно, и ты почувствуешь себя, вероятно, глупее, не интереснее и чем-то хуже, чем она.

    А как будет выглядеть ситуация, если взглянуть на нее с другой стороны? Вероятно, у тебя есть пара-тройка знакомых девчонок, которые ведут себя подобным образом.

    Нет, не стоит сейчас вспоминать их имена, давай лучше попробуем разобраться, не поступаешь ли частенько и ты подобным же образом?

    Случаются, конечно, ситуации, когда такое поведение оправданно.

    Например, часами может говорить лектор, учитель, проповедник, т. е. тот, кто по долгу своей профессии обязан учить, просвещать других.

    Но если в обычном разговоре поведешь себя подобным образом ты, будь уверена, это самый лучший способ с течением времени потерять всех подружек. Ты же этого не хочешь?

    Значит, усвой первое и главное правило разговора: ты должна уметь и хотеть слушать собеседника. Ведь разговор — это диалог, т. е. люди по очереди говорят и потом по очереди слушают друг друга, так, чтобы каждый имел возможность высказаться.

    Тот же, кто только слушает, подавленный словесным потоком собеседника, может почувствовать себя обиженным, ненужным и уж вряд ли в дальнейшем захочет общаться с чересчур говорливым субъектом.

    А что значит «уметь» и «хотеть»? Чтобы вести беседу, интересную для обоих, нужно всерьез интересоваться человеком, который перед тобой стоит.

    Ведь ты же далека от того, чтобы воспринимать его как одушевленный магнитофон, который записывает твои переживания, или как «контейнер» для твоих чувств и эмоций?

    Нет, твой собеседник — живой человек со своими радостями и горестями, и следует помнить об этом всегда. «Доброе слово и кошке приятно», — гласит пословица.

    А это значит, что каждый из нас нуждается в ласке и внимании со стороны окружающих.

    Все мы любим, когда нас гладят «по шерстке», интересуются нами, нашей жизнью, сочувствуют, сопереживают или радуются вместе с нами.

    Поэтому, прежде чем «излить» на собеседника свои проблемы, поинтересуйся для начала, как дела у него самого: быть может, его одолевают заботы серьезнее твоих, и непорядочно сваливать на его голову лишние проблемы.

    Кстати, ты не замечала, что существуют девчонки, которые всегда и везде говорят только о себе, и есть такие, которые только слушают, не решаясь вставить и слова? Так вот, чтобы прослыть девочкой, с которой приятно вести разговор, надо выбрать золотую середину между этими двумя крайностями.

    Научись тонко разбираться, когда надо вставить свое слово, а когда лучше и помолчать. Откровенно рассказывать о своих переживаниях, вдаваясь во все подробности и детали, можно только самой близкой подруге, в крайнем случае двум.

    Когда число лиц, знающих твои личные секреты, превышает двоих, будь готова к тому, что узнают и все остальные.

    И совсем глупо поступает девочка, рассказывающая подробности своей личной жизни (о ссоре с мальчиком, отношениях с родителями) большому кругу подружек во весь голос.

    Некоторые ведут себя подобным образом, думая, что так они выглядят раскованными, современными, «своими в доску». Часто, кстати, так поступают и внутренне весьма скованные девочки, стремящиеся таким образом изменить свой имидж.

    Право же, не стоит так поступать, уважаемая наша читательница, иначе ты можешь прослыть чересчур легкомысленной и даже недалекой. Так вот, способна ли ты искренне и всерьез заинтересоваться человеком, с которым намерена вести разговор?

    Имей в виду, это не праздный вопрос. Многие люди считают, что они умеют разговаривать, на самом деле обманываясь по этому поводу.

    Часто такой собеседник (или собеседница), делая вид, что слушают внимательно, лишь пережидают момент, когда возникнет пауза, чтобы тут же ворваться в разговор с восклицанием «Это что, а вот у меня...». И рассказчик, оборвав свою мысль на полуслове, уже не сможет вставить ни слова в «общую» беседу.

    Так ведут себя люди с некоторой долей эгоизма в характере. Это не такая уж большая редкость, как ты, вероятно, думаешь.

    Возможно, ты, общаясь с другими, вполне уверена, что твой внутренний мир богаче и разностороннее, чем у собеседников. Но, даже если это действительно так, не показывай этого. Вот тебе второе правило искусства ведения беседы.

    В любом случае, разговаривая с человеком, далеким от твоего привычного круга собеседников, постарайся вывести его на тему, в которой он себя чувствовал бы как рыба в воде. Тогда он раскрепостится и, может быть, сообщит много полезной информации, ранее тебе неизвестной.

    Возможно, кстати, что после этого у тебя изменится мнение о нем, и весьма значительно. В любом случае вы расстанетесь, довольные друг другом.

    Правило третье. Постарайся избегать бессмысленного спора. Спор сам по себе никогда не несет в себе положительного заряда.

    То, что в споре рождается истина, если подумать, весьма сомнительно. Вступая в спор, два человека имеют противоположные мнения, и их цель — убедить «противника» в том, что он неправ.

    Это напоминает перетягивание каната: кто сильнее, тот и победил. Если ты вступила в спор с единствен

    ной целью — переубедить собеседника, знай, что время, потраченное на разговор, можешь смело вычеркивать из своей жизни. Если тебе даже удастся настоять на своем, в лучшем случае ты получишь в награду лишь испорченное настроение.

    Что же касается худшего... Нередко началом настоящей вражды между людьми становился какой-нибудь спор по пустяковому поводу.

    В «Путешествии Гулливера в страну лилипутов» приводится пример, как два племени лилипутов враждовали друг с другом многие годы, но при этом никто толком не помнил, что же послужило предметом войны.

    На вопрос Гулливера жители страны припомнили спор о том, с какого конца чистить вареное яйцо — с тупого или острого, и с этого все и началось.

    Не правда ли, достаточно бессмысленный предмет для спора? Поверь, что не так много найдется тем, о которых действительно нужно спорить, и не так часты ситуации, когда это нужно делать.

    В конечном счете оба спорящих по-своему правы. Мысль, неожиданная для тебя, не так ли? Но, тем не менее, если тебя втянули в спор, попытайся первым делом вспомнить это утверждение и повторить его мысленно.

    Вместо того чтобы в словах оппонента (так называется человек, имеющий противоположную точку зрения) искать слабые места и в своей ответной речи пытаться их опровергнуть, поступай иначе.

    Прежде всего отметь, в чем собеседник действительно не грешит против истины, и в разговоре скажи об этом ему. Пользуйся фразами типа «Да, конечно, ты права в том-то и том-то, и в этом я с тобой полностью согласна, но если взглянуть на вопрос с другой точки зрения...» или: «Возможно, я в чем-то не права, может, я в чем-то заблуждаюсь...»

    Только не думай, что мы тебе предлагаем обязательно пользоваться такой «старомодной» на твой взгляд речью. Нет, говори так, как ты привыкла, пользуйся сленгом, принятым в твоей среде, главное, чтобы мысль ч и доброжелательное отношение к собеседнику оставались по сути теми же.

    Теперь давай разберемся, что ты выигрываешь, пользуясь этими несложными правилами ведения разговора. Умея слушать собеседника, ты никогда не прослывешь ни занудой, ни пустой болтушкой, ни несерьезным человеком.

    Люди потянутся к тебе, чтобы рассказать о своих проблемах, и ты всегда будешь окружена друзьями.

    Даже те, кто раньше мог показаться неинтересными, скучными, вдруг блеснут перед тобой совершенно неожиданной гранью своей личности. Теперь давай конкретно остановимся на так называемых девчачьих разговорах.

    О чем говорят девчонки, когда, собравшись в тесный кружок, шепчутся, восклицают «Да ты что!», «Да не может быть!» и хихикают? Ну, конечно, сплетничают друг о дружке и обсуждают противоположный пол, т. е. мальчиков.

    Все это вполне естественно. Без так называемой болтовни женщина не женщина, это сейчас признают даже ученые. Генетическая предрасположенность, что поделаешь!

    Конечно, немножко посплетничать с любимой, преданной подружкой о безвкусном «прикиде» новенькой и приятно, и безопасно.

    Но если то же самое ты станешь делать в большой компании, это уже будет первая степень «риска» нажить неприятности, т. е. в большой компании всегда найдется «самая умная», которая обязательно передаст твои слова той, для чьих ушей они не предназначались.

    А если будешь обсуждать учительницу или, например, директора школы, степень риска возрастает в геометрической прогрессии.

    Гак вот, об этом и стоит подумать, прежде чем открывать рот для парочки колкостей в чей-либо адрес.

    Часто беседа, на первый взгляд безобидная (о природе, о погоде), имеет своей целью получить или сообщить какую-либо информацию, и не стоит об этом забывать.

    Если твоей целью является получение какой-либо информации от собеседника, то для начала постарайся повести разговор так, чтобы собеседник внутренне расслабился, т. е. не начинай разговор с того вопроса, который тебя интересует.

    Как это применить на практике?

    Например, тебе жутко интересно, был ли мальчик, которым ты увлечена, на вечеринке и чем он там занимался.

    Ты же не начнешь разговор приблизительно так: «Скажи-ка мне, был ли N вчера вечером; интересно, что он там делал?» Глупо звучит, не правда ли? Напоминает допрос свидетеля. Каждый щекотливый разговор требует предварительной «раскачки».

    Например, для начала поинтересуйся делами своей собеседницы, проявляя как можно больше участия. Чем больше искренности она почувствует, тем больше расположится к тебе.

    Затем, если подруга близкая, можно переводить разговор на вчерашний день в целом или после предварительной болтовни об общих знакомых как будто бы невзначай поинтересоваться вчерашней вечеринкой.

    Обсуждая тех, кто присутствовал, следует начать с личностей, отдаленных от предмета твоего интереса, но не слишком отвлекаясь от основной для тебя темы, иначе нужную информацию получишь нескоро.

    Потом, когда дело дойдет непосредственно до объекта твоего интереса, не следует показывать, как тебе важна эта информация. Наоборот, лучший способ «разогреть» собеседника — слушать его с несколько рассеянным и невнимательным видом.

    Тогда он подсознательно попытается овладеть твоим вниманием, выдавая всё новые и новые подробности (а тебе-то этого и надо!).

    Еще хороший способ — это чуть-чуть сыграть, притворяясь немного непонимающей или не верящей в подлинность того, что тебе рассказывают.

    Стоит только недоверчиво протянуть «Да неужели? Да ну, ты, наверное, как всегда, все перепутала (не расслышала, не рассмотрела, ошиблась)», и подружка, обидевшись, начнет с жаром отстаивать свою правоту, приводя все новые и новые доказательства.

    Получив нужную информацию, следует замести следы (на случай, если подружка не задушевная).

    Следует с тем же интересом выспросить и выслушать подробности вечеринки, которые тебе неинтересны (не делая при этом скучающего лица и внутренне не отстраняясь от собеседницы).

    Хорошо бы еще и пустить подружку по ложному следу, проявив неподдельный интерес к другому моменту вечеринки или к подробностям других взаимоотношений.

    Можно также «заинтересоваться» совсем другим мальчиком и выспрашивать о нем все так подробно, как если бы это действительно было тебе нужно позарез.

    Все эти ухищрения не очень-то понадобятся в беседе с близкой, любимой подругой, но в ином варианте надо учесть эти рекомендации.

    Итак, повторим урок и вспомним правила вежливого общения

    1. Надо не только уметь красиво говорить, важно научиться внимательно слушать собеседника — тем самым ты даешь человеку понять, что он тебе действительно неберзразличен.

    2. Попробуй всерьез заинтересоваться собеседником — это сделает общение приятным и интересным для вас обоих.

    3. Умей употреблять слова и фразы уместно. Если ты не специалист в обсуждаемом вопросе и твоя реплика может поставить тебя в неловкое положение, лучше промолчать.

    4. В общении не пытайся в первую очередь показать себя в чем-то лучше, чем твой собеседник. Ты скорее всего обидишь его и оттолкнешь от себя хорошего человека.

    5. Разговор лучше начинать с темы, интересной каждому из собеседников. Это раскрепостит партнеров по беседе, а ловко меняя темы для общения, ты сможешь узнать много нового и полезного лично для тебя. Только не следует прыгать с темы на тему без плавных переходов — ты рискуешь запутать своего собеседника и показаться непоследовательной.

    Если уже сейчас вы заметили, что ваш ребенок с нежеланием идет на уроки, ничего не рассказывает о школьной жизни и одноклассниках, никогда не обращается за помощью к ним, вполне возможно, он одинок. Подтвердить ваши опасения поможет классный руководитель ребенка.

    Работая много лет в школе, часто сталкиваюсь с тем, что даже в больших классах некоторые дети остаются одинокими до самого выпускного вечера. Спустя годы они с неохотой вспоминают о школьной поре.

    Что же делать, когда проблема уже очевидна? Бежать в школу и разбираться с недружелюбными одноклассниками? Давить на ребенка? А может перевести его в другой класс или школу? Давайте вместе искать выход в сложившейся ситуации.

    Почему ребенок одинок

    Для начала необходимо разобраться, по какой причине ребенок попал в список отверженных.

    Чаще причинами школьного одиночества выделяют:

    • неуверенность в себе, застенчивость, замкнутость;
    • неопрятная или нестандартная внешность;
    • агрессивность или авторитарный стиль поведения;
    • иной социальный статус в сравнении с остальными ребятами (малообеспеченные и дети из семей с высоким доходом);
    • отсутствие навыков общения;
    • неблагополучная семья;
    • чувство превосходства над другими одноклассниками.

    Список можно продолжать и более частными случаями, но проблема отвергнутости может усугубляться еще и тем, что сам ребенок и его родители винят в случившемся всех, но только не себя. Но мы, мудрые и любящие родители, не пойдем таким простым путем, а попытаемся помочь своему чаду стать популярным в классном коллективе.

    Как обрести друзей

    Правило 1: полюби себя сам

    Российский менталитет почему-то не приемлет непохожесть людей: мы с любопытством оглядываемся на инвалидов, темнокожих, на людей с какими-то особенностями внешности. Но если взрослые в силу своей воспитанности и зрелости проявляют лишь интерес к таким особам, то дети подчас жестоки и агрессивны по отношению к «иным» сверстникам.

    Когда ваш ребенок страдает от своей индивидуальности, поможет ему только уверенность в себе. «Где ж ее взять, если малыш вбил себе в голову, что он некрасивый, толстый и т.д.», - спросите вы. Черпать уверенность будем в вашей любви к сыну (дочери). Если с рождения он чувствует всеобщее семейное обожание, то ему и в голову не придет стесняться высокого роста или торчащих ушей. Ребенок будет чувствовать себя тем, кем вы его видите. Ну а если все-таки в классе начнут обидно дразнить, приведите ему пример знаменитостей, которые свою неординарную внешность превратили в преимущество.

    Правило 2: хочешь иметь друзей, будь другом сам

    По закону бумеранга мы относимся к людям так, как относятся к нам они. Посоветуйте ребенку самому проявлять инициативу в построении дружбы.

    Особенно это важно, когда школьник попадает в новый коллектив. Если месяц-два присматриваться к одноклассникам и ждать, когда тобой кто-то заинтересуется и полюбит как друга, можно потерять время и так и не дождаться.

    Действовать лучше по следующему алгоритму:

    • день-два наблюдаем за коллективом и примечаем в классе несколько групп по интересам,
    • выбираем ту группу ребят, с которой бы хотелось общаться дальше,
    • в выбранной группе выделяем того, кто при разговоре смотрит в глаза, часто улыбается и смеется, общается не только с членами группы, но и с остальными,
    • обращаемся к такому ребенку с какой-то просьбой или предложением, делимся знаниями по общим интересам,
    • далее действуем по обстоятельствам, развивая приятельские отношения с выбранным одноклассником и остальными.

    Особой популярностью в классах обладают добрые, отзывчивые ребята, готовые прийти на помощь. Посоветуйте ребенку предлагать свою поддержку по случаю и не стараться быть конкурентом для остальных.

    Правило 3: вырабатываем дружелюбную манеру держаться

    Согласитесь, что улыбчивые, приветливые люди не остаются одинокими. Научите ребенка правильной дружелюбной манере: прямая осанка, руки и ноги не скрещены, ладони на виду, на лице улыбка и приятное выражение лица, взгляд в глаза. Это будет первым шагом к общению.

    Правило 4: развиваем навыки ведения беседы

    Хорошо, если ваш ребенок общительный от природы. А если нет, не стоит огорчаться: застенчивого человека можно научить навыкам общения. Для этого проигрывайте разные ситуации с сыном (дочерью) дома. Малышу отлично подойдут сюжетно-ролевые игры «В гостях», «В школе», «В детском саду» и другие.

    Ваш воспитанник должен уметь правильно начать разговор, развить тему для общения, выразить одобрение или отрицание, задать вопросы. Беседуйте с ним на разные темы, обсуждайте просмотренный фильм, прочитанную сказку. Психологи даже советуют записывать такие беседы на видео, вместе с ребенком просматривать их, анализировать и меняться ролями в таком диалоге. Видеозапись дает возможность ребенку со стороны увидеть свои ошибки в построении беседы.

    Правило 5: учимся управлять своими эмоциями

    Нападкам со стороны сверстников подвергаются те дети, которые не могут совладать c эмоциями. Иными словами, дразня таких детей, обидчики словно черпают у них энергию и наслаждаются их слабостью.

    В одном из классов я часто наблюдала, как мальчишки дразнили одного второклассника Юру. В ответ он дико кричал, размахивал руками и догонял одноклассников. Когда я спросила, почему они обижают Юру, мальчики ответили: «Ну а зачем он так истерит?» То есть реакция второклассника просто забавляла детей.

    Что делать в таких случаях

    Таким как Юра нужно научиться беречь свое энергетическое поле. Поясню. Психологи давно утверждают, что каждый человек имеет свое биополе. Когда мы оскорбляем другого человека, наша отрицательная энергия устремляется в биополе другого человека и делает в нем воображаемую «дыру». Обиженный бумерангом отправляет свою отрицательную энергию вам. Получается, что страдают при этом биополя обоих: и обидчика, и обиженного.

    Чтобы не стать жертвой, достаточно сказать два слова: «Сам такой!» Слова действуют волшебным образом: посланная отрицательная энергия не успевает разрушить ваше биополе, а возвращается к своему адресату зеркальным образом. При этом нет истерик, оскорблений и драк. Научите этому приему вашего воспитанника - проверено, действует!

    Правило 6: развиваем лидерские навыки

    Не все рождены быть вожаками, большая часть людей являются ведомыми и чувствуют себя при этом самодостаточно. Тем не менее, ряд лидерских навыков никогда не помешает в жизни.

    Первый навык - уметь первым выдвигать новые идеи и затеи . Часто застенчивые дети имеют даже лучшие задумки, чем признанные в коллективе лидеры, но они просто не решаются высказать их. Задача родителей - предоставлять ребенку дома самому делать выбор и строить какие-то планы. Это умение позволит самоутвердиться среди сверстников.

    Учителя также могут помочь детям преодолевать нерешительность, устраивая специальные игры: «Волшебный стул», «Комплименты» и др. Речь идет об игровых занятиях, где ребята дают друг другу ласковые имена, говорят приятные слова, подчеркивают лучшие качества. Такие игры демонстрируют стеснительным детям, что к ним хорошо относятся.

    Второй навык - умение говорить «нет» . Некоторые ребята, стремясь завоевать дружбу одноклассников, во всем уступают им. Такое поведение может иметь весьма опасные последствия. Научить противостоять чужому давлению может метод проигрывания реальных ситуаций с последующей видеозаписью, описанный выше.

    И напоследок несколько простых советов. Содействуйте общению ребенка со сверстниками, приглашайте их в гости, позволяйте ему задержаться на репетициях, школьных секциях и т.д. Помогите ребенку найти друзей по интересам на различных кружках, в центрах развития и т.д. Будьте сами примером настоящего друга.

    Как правило, вопрос: «Как научить ребенка общаться со сверстниками?» , до его 3-хлетнего возраста, не актуален, особенно, если речь идёт о единственном ребёнке в семье.
    В многодетных семьях всё происходит раньше...
    Ведь в первые годы жизни общение ребенка со сверстниками, обычно ограничивается визитом на детскую площадку, где дети под присмотром взрослых обмениваются игрушками и наблюдают друг за другом.

    Стремление дружить появляется у детей только ближе к 3-м годам – как раз к тому возрасту, когда малыш идет в детский сад. И именно к этому времени необходимо научить ребенка общаться со сверстниками – чтобы он не почувствовал себя «белой вороной» и не возненавидел детский сад, воспитателей и сверстников вместе взятых!

    Так, как научить ребенка общаться со сверстниками?

    Условия социального успеха

    Чтобы научить ребенка общаться со сверстниками, необходимо, чтобы он усвоил некоторые правила, гарантирующие ему успех в общении. Эти правила называются у психологов условиями социального успеха.

    Первое условие социального успеха – это личная привлекательность. Только обязательно объясните ребенку, что личная привлекательность – это не столько внешняя красота, сколько ухоженность, наличие хороших манер, опрятность и чистоплотность, способность заинтересовать чем-то своего собеседника.

    Второе условие социального успеха – это навыки общения. Первые навыки общения дети получают в семье, поэтому, чтобы научить ребенка общаться со сверстниками – нужно, прежде всего, научить его общаться с членами семьи. Для этого побольше разговаривайте с ребенком и просите других родственников делать то же самое. А если у Вас есть старший ребенок – будет очень хорошо, если дети найдут общий язык между собой. Помните: научить ребенка общаться со сверстниками можно только с помощью активной и длительной практики!

    Как научить робкого ребенка общаться со сверстниками

    Очень часто причиной неспособности наладить общение со сверстниками является застенчивость и робость ребенка. В этом случае необходимо поднять самооценку малыша и помочь ему раскрепоститься. Чтобы научить робкого ребенка общаться со сверстниками, необходимо:

    Не выражайте явно свое недовольство самим ребенком: Вы можете осудить его нежелательные поступки, но не ребенка как личность. Например, одну и ту же претензию можно сформулировать совершенно по-разному: «Ты опять не сказал спасибо продавщице! Что же ты за непонятливый такой? Ты плохой, я тебя не люблю!» (деструктивная форма) или «Твой поступок меня очень огорчил…Я понимаю, что тебе тяжело сказать «спасибо», ты стесняешься, но ведь продавщица могла подумать, что ты просто невоспитанный! Постарайся впредь не допускать твоих поступков, ведь я тебя очень люблю» (конструктивный способ).

    Старайтесь не предъявлять слишком много претензий к ребенку, чтобы малыш не почувствовал себя ненужным и не решил, что Вы не принимаете его таким, какой он есть.

    При любом удобном случае хвалите ребенка и показывайте, что Вы его уважаете, и для Вас важно его мнение. Например: «Я очень горжусь тем, что ты сегодня смог заговорить с девочкой на улице. Ты выглядел таким взрослым и самостоятельным!».

    Чтобы научить ребенка общаться со сверстниками, всегда сохраняйте в общении с ним дружелюбный тон. Малыш должен понимать, что что бы он ни сделал – его любят, ценят и уважают, а для своих родителей он всегда самый лучший. С таким настроем ему намного проще будет воспринимать критику и неприятие его, с которым он вполне может столкнуться в процессе общения в реальной жизни.

    Оставляйте за ребенком право самостоятельно принимать решения и не критикуйте их, даже если они Вам не очень нравятся. Максимум, что Вы можете себе позволить – это мягко выразить свое мнение о каком-то поступке малыша, оставляя право выбора за ним. Кроме того, старайтесь не вмешиваться в его занятия и не помогать ему в тех случаях, когда он может справиться самостоятельно (пусть даже и с трудом).

    Если ребенок в процессе общение снес в свою сторону какую-то обиду – не оставляйте малыша наедине с ней. Выслушайте его, пожалейте, подскажите, объясните, кто где был не прав, чтобы на будущее ребенок получил урок и не повторял своих ошибок. Но ни в коем случае не отмахивайтесь от ребенка и не говорите ему что-то вроде: «Твои проблемы – это глупость, да и вообще ты сам во всем был виноват».

    Чтобы научить ребенка общаться со сверстниками и поднять его самооценку, Вы ни в коем случае не должны давить на него своим авторитетом и стремиться быть всегда и во всем правой. Можете быть уверены: для ребенка Вы и так истина в последней инстанции! Но иногда стоит давать ребенку возможность учиться на своих ошибках и принимать собственные решения. Очень мудро с Вашей стороны будет, если Вы дадите малышу возможность давать Вам советы и критиковать Вас. Только так Вы сможете сформировать у него чувство собственного достоинства и самоуважение.

    Чтобы малыш не боялся начинать разговор со сверстниками, пойдите на маленькие хитрости. Пришейте ему на курточку или на другой предмет одежды пуговицу и скажите, чтобы он, как только он начнет чего-то бояться, дотронулся до нее. В этот момент Вы о нем подумаете и поможете ему.

    Для того, чтобы научить ребенка общаться со сверстниками, необходимо, чтобы у него было «в кармане» несколько «заготовок». Например, фразы, как начать знакомство: «Привет, меня зовут Миша! А тебя как зовут? Хочешь печенья? Я могу тебя угостить!».

    Полезные советы, как научить ребенка общаться со сверстниками

    Итак, Ваш ребенок избавился от робости, он уверен в себе и готов к новым подвигам. В этот момент мы должны вспомнить о двух условиях социального успеха: личной привлекательности и навыках общения – и начать их формировать! Но не стоит забывать, что лучшая форма обучения для маленьких детей – это пример родителей. Поэтому, прежде всего, обратите внимание на себя и собственным примером показывайте ребенку, как надо общаться.

    Формирование личной привлекательности – это, по сути, формирование тех черт характера, которые, так или иначе, помогут ребенку в общении. Формирование навыков общения – это соединение черт характера, составляющих личную привлекательность, с практическими навыками общения. Как же сформировать у малыша эти черты характера и научить ребенка общаться со сверстниками?

    Будьте открыты, ласковы и искренни со всеми членами семьи. Ребенок, видя такую модель общения, будет ее усваивать и использовать в общении со сверстниками. Малыш должен усвоить, что добрый и открытый человек всегда окружен друзьями.

    Будьте вежливы, уважительны и заботливы по отношению к членам Вашей семьи. Удачно научить ребенка общаться со сверстниками можно только в том случае, если он будет знать, что относиться к окружающим нужно с уважением, а в особых случаях – даже проявлять заботу и уметь сострадать.

    Привлекайте ребенка к внутрисемейным делам – просите его помочь сделать уборку в доме, приготовить ужин или помочь в саду. Чем больше Вы будете общаться друг с другом и помогать друг другу внутри семьи – тем лучше у ребенка сформируются навыки общения.

    Ребенок должен чувствовать, что его любят. Тогда ему будет легче открыться и рассказать о своих внутренних переживаниях и Вам, и всем окружающим.

    Если в Вашей семье несколько детей, и они не всегда ладят – ни в коем случае, не поощряйте споры и конкуренцию между ними. Чтобы научить ребенка общаться со сверстниками – нужно показать ему, что агрессия и злость – плохой союзник в налаживании хорошего общения.

    Учите ребенка жить не только своими интересами, но и учитывать интересы собеседника. Например, нужно делиться игрушками, если собеседник вежливо попросил об этом, не нужно кричать и драться, в процессе игры нужно договариваться, а не «тянуть одеяло на себя» и т.д. Одним словом, прививайте ребенку правила хорошего тона. А если Вы видите, что он в процессе игры забывает о каком-то из них – договоритесь, что у вас будет условный сигнал, которым Вы напомните малышу об этом правиле. Например, Вы видите, что ребенок лезет в драку. Чтобы не допустить потасовки – тихо произнесите: «Помнишь?», что будет означать: «Помнишь, мы с тобой договаривались, что драк не будет?».

    Держите ребенка, налаживающего общение, в поле своего зрения, чтобы он чувствовал, что Вы постоянно уделяете ему внимание. Это очень важно для формирования его внутренней уверенности и хорошо действует как сдерживающий фактор.

    Чтобы научить ребенка общаться со сверстниками, обязательно расскажите ему о том, что для того, чтобы взять игрушку у приятеля по игре, нужно вежливо спросить разрешения, а не выпрашивать и уж, тем более, не топать ногами и не драться. Многие дети грешат нетерпеливостью, что потом приводит к обидам и истерикам.

    Ребенок должен знать о правилах справедливости. Например, если игрушку не попросили, а отняли – можно защищаться и отстаивать свои права. А если игрушку вежливо попросили – правильно будет одолжить ее новому знакомому. А если кто-то из детей первым лезет в драку или проявляет агрессию – защищаться необходимо, при условии, что соперник не слабее Вашего ребенка. ведь поднимать руку на тех, кто слабее – очень стыдно.

    Учите ребенка самоиронии – в этом случае он не обидится и заплачет, услышав что-то неприятное от собеседника, а сможет ответить ему что-то смешное, но не унижающее его, сохранив свое достоинство перед обидчиком.

    Чтобы научить ребенка общаться со сверстниками, объясните ему, что в том, чтобы завести разговор первым или попроситься в игру, нет ничего страшного и постыдного. Малыш может даже сам предложить дружбу или совместную игру тому, кто ему понравился. Если, конечно, ребенок при этом не становится назойливым.

    Ребенок должен усвоить «правила дружбы»: не дразниться, играть честно, не разбалтывать доверенные секреты и не стремиться к превосходству над окружающими. Малыш должен понимать, что он не хуже остальных, но и не лучше, поэтому уважение к чувствам окружающих должно быть.

    Упражнения на развитие навыков общения

    Эффективно научить ребенка общаться со сверстниками можно с помощью постановки ему проблемных ситуаций, для которых он должен подобрать выход:

    Твой приятель без разрешения взял твою игрушку. Что ты будешь делать?

    Твой друг пробегал мимо и нарочно тебя толкнул, но буквально через 3 шага упал сам и сильно ударился. Что ты будешь делать?

    Над тобой постоянно смеется и дразнит тебя одна девочка в нашем дворе. Что ты сделаешь, когда в следующий раз ее увидишь и услышишь оскорбления?

    Мальчик, с которым ты играешь, вдруг взял и толкнул тебя. Тебе больно. Что ты сделаешь?

    Ты со своим другом играешь дома, и тут приходит папа с твоим любимым мороженым. Что ты сделаешь?

    Твой лучший друг доверил тебе тайну, которую нельзя никому рассказывать. Но ты очень хочешь рассказать ее своим родителям. Как ты поступишь?

    Когда Вы получите варианты решения этих проблем, обсудите их с ребенком и мягко подведите его к правильным решениям, если на некоторые вопросы он ответил неправильно. Спустя некоторое время ребенок сам научится достойно выходить из сложных жизненных ситуаций.

    Научить ребенка общаться со сверстниками можно и с помощью групповых игр. Например, игра «Иностранцы».

    В ходе этой игры все дети, участвующие в ней, должны придумать себе «тарабарский» язык и представлять собой гостей из разных стран, разговаривающих на разных языках. Сначала ведущий просит каждого участника рассказать о себе на тарабарском языке, сопровождая рассказ жестами (около 30 секунд).

    Затем каждый ребенок «переквалифицируется» в продавца магазина, а остальные «иностранцы» приходят к нему в магазин и пытаются объяснить с помощью непонятных продавцу звуков и жестов, что конкретно им нужно. Это продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не побывает «продавцом».

    После окончания игры спросите у детей, понравилось ли им, пусть они расскажут Вам, легко ли им было понимать друг друга.

    Как научиться ребенка общаться со сверстниками – каждый родитель решает для себя сам. Но помните, что чем раньше Вы научите малыша коммуникабельности, и чем раньше он научится преодолевать жизненные неурядицы и справляться с мелкими неудачами – тем лучше будет для него. Ведь Вы хотите видеть своего ребенка счастливым, а не угрюмым и нелюдимым, правда?