Словарь специальных терминов. Оформление методических указаний

Учебно-программная литература

Учебная программа - учебно-программное издание, определяющее содержание, объем, порядок изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины. Регламентирует как деятельность педагога, так и учебную работу студентов. В учебной программе раскрываются цели и задачи дисциплины, ее связь с другими предметами, содержание тем, указывается время, отводимое на изучение основных частей курса, определяются области и характер знаний, умений и навыков, которыми студент должен овладеть в результате изучения дисциплины, перечисляются виды учебных занятий в зависимости от формы обучения, обозначается круг литературных источников, необходимых для наиболее полного овладения дисциплиной. Объем - 1,0 п. л. (16 стр.) и более.

Обучающие издания

Учебник - учебно-теоретическое издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины (или ее части, раздела), соответствующее учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания. Учебник является основной учебной книгой по дисциплине. В нем должны быть отражены базовые знания, определенные дидактическими единицами Государственного образовательного стандарта, которые устанавливают основные направления и аспекты рассмотрения предмета, а также последовательность расположения материала. Содержание учебника должно включать характеристику методов получения и использования знаний в конкретной области, методологические основания базовых законов и закономерностей функционирования и развития отраженной в нем области знания или сферы деятельности, ключевые проблемы и важнейшие тенденции развития этой науки. Объем - не менее 5 п.л.

Учебное пособие - учебно-теоретическое издание, частично заменяющее или дополняющее учебник и официально утвержденное в качестве данного вида издания. Обычно выпускается в дополнение к учебнику, может охватывать не всю дисциплину, а лишь один или несколько разделов учебной программы. В содержание учебного пособия включается новый более актуальный материал, чем в учебник, так как пособие создается более оперативно, тем не менее материал должен подаваться в русле фундаментальных знаний, изложенных в учебнике. В отличие от учебника, может включать спорные вопросы, демонстрирующие разные точки зрения. Пособия могут быть адресованы как обучающимся, так и обучающим. Объем - не менее 5 п.л.

Курс лекций - тексты лекций одного или нескольких авторов по отдельным темам или курсу в целом. Служит дополнением к учебнику. В курсе лекций ярко проявляются авторские начала текста. В таких материалах текст персонифицирован и отражает особенности языка и стиля преподавателя данного учебного курса. Оригинальность авторского текста не должна затруднять восприятие основного содержания учебного материала, причем лекции должны соответствовать учебной программе. Автор раскрывает конкретные проблемы, ставит спорные вопросы, аргументирует собственную позицию, что имеет серьезный обучающий эффект. Объем - не менее 6 п.л.

Конспект лекции - сокращенный текст одной лекции. Обычно снабжается методическими материалами, помогающими студентам в расширении сведений по теме, заявленной в конспекте. Объем - не менее 1.п.

Программно-методическая литература

Практикум - учебное издание, нацеленное формирование и закрепление умений, практических навыков, обучение способам и методам использования теоретических знаний в конкретных условиях. Практикум направлен на овладение формами и методами познания, которые используются в соответствующей отрасли науки. В них содержатся задания и упражнения практического характера, способствующие усвоению теоретического курса. Лабораторный практикум может содержать теоретическую часть (например, описание физики изучаемых явлений). Объем - не менее 6 п.л.

Хрестоматия - сборник текстов, иллюстрирующих содержание учебника, в ее состав могут входить документы, литературные произведения и фрагменты из них. Важное место в хрестоматии занимают методические указания, в которых разъясняются особенности включенного текста, раскрывается его связь с учебным материалом. Каждый текст, включенный в хрестоматию, должен сопровождаться библиографическим описанием издания, из которого он взят. Объем - не менее 6 п.л.

Сборник задач (упражнений) - учебно-практическое издание, содержащее задачи (упражнения) и ответы к ним в объеме определенного курса (или его раздела). Может содержать также решения задач (упражнений), методические рекомендации по ним или подсказки. Объем - не менее 6 п.л.

Сборник иностранных текстов - учебно-практическое издание, содержащее адаптированные составителем тексты для изучения иностранного языка и методические рекомендации в объеме определенного курса. Объем - не менее 6 п.л.

Учебно-методическая литература

Учебно-методическое пособие - учебно-методическое издание, которое содержит как теоретические сведения по учебной дисциплине (или ее разделу), так и материалы по методике ее самостоятельного изучения и практического освоения. Объем - не менее 5 п.л.

Методическая разработка - издание, сходное по структуре с учебно-методическим пособием, но более узкое по теме и меньшее по объему. Объем - не менее 1 п.л.

Методические рекомендации - учебно-методическое издание, содержащее материалы по методике самостоятельного изучения либо практического освоения студентами учебной дисциплины и подготовке к проверке знаний. В методические рекомендации могут быть включены требования к содержанию, оформлению и защите курсовых и дипломных работ. Указания содержат общую характеристику дисциплины (цели, задачи ее изучения, комплекс предметов, на которые она опирается), а также форм и методов и видов самостоятельной работы студентов (изучение литературных источников, конспектов лекций, подготовка к практическим занятиям, семинарам, составление докладов выступлений и др.). Объем - не менее 1 п.л.

Учебно-методический комплекс . Наименование жанра имеет двойное толкование: 1) комплекс учебных книг (учебник+хрестоматия, пособие+сбор­ник упражнений и т.п.); 2) программно-методическое издание, включающее программу и методические материалы по курсу (списки литературы, планы семинарских занятий, контрольно-измерительные материалы). Объем - не менее 3 п.л.

Научная литература

Тезисы докладов (сообщений) научных конференций, съездов, симпозиумов - подвид непериодического научного издания, содержащего материалы предварительного характера: аннотации, рефераты докладов и (или) сообщений. Обычно выпускают перед научной конференцией, съездом и т.д. для того, чтобы участники могли заранее познакомиться с содержанием выступлений и выбрать из них наиболее интересные для себя, что немаловажно, учитывая параллельную работу секций. Объем для одного автора - не более 4 стр.

Материалы конференции (съезда, симпозиума) - непериодический сборник, содержащий полные тексты докладов, сообщений, выступлений участников, результаты дискуссий, рекомендации, решения, принятые на конференции, постановления, резолюции. Объем не ограничен.

Сборник научных трудов - научное издание, содержащее статьи с результатами исследований по научным и научно-техническим направлениям деятельности университета. К периодически выходящим сборникам относятся Ученые записки, и Вестники. Объем Вестника - не более 10 п.л.

Монография - научное книжное издание, которое полно и всесторонне исследует тему или проблему и подводит итог их разработки в науке многими учеными и специалистами. У монографии может быть один или несколько авторов (коллективная монография). Объем - не менее 7 п.л.

Автореферат диссертации - информационное бесплатное издание небольшого объема, в котором автор диссертации излагает основные положения своего исследовательского труда, представленного к защите на соискание ученой степени кандидата или доктора наук. Объем, оформление и структура автореферата определяются в России инструкциями ВАК. Ограниченный тираж рассылается по списку специалистам и научным учреждениям незадолго до защиты. Объем - автореферата кандидатской диссертации не менее 1-1,5 п.л.; докторской - 2-2,5 п.л.

Справочная литература

Словарь - справочное издание в форме упорядоченного перечня заглавных слов - названий объектов справки - и относящихся к ним справочных сведений. Объем - не менее 4 п. л.

Словарь-справочник - словарь, статьи которого содержат не только определение понятий, но и справочные сведения, рассчитанные, в отличие от словаря, на справки практического, а не энциклопедического характера. Объем - не менее 4 п,л,

Учебный справочник - учебно-справочное издание, содержащее справочные сведения по определенной учебной дисциплине (ее части, разделу) или комплексу дисциплин, предусмотренные учебной программой. Включает комплекс сведений, имеющих прикладной, практический характер. Объем - не менее 4 п. л.

Памятка - справочное издание, содержащее сведения по систематизации определенной области знаний. Включает материалы, имеющие практический характер. Объем - не менее 1 п.л.

Федеральное агентство по образованию РФ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

"Ижевский государственный технический университет"

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по оформлению курсовых и дипломных работ

Ижевск 2008

УДК 62-50 (076.5)

Составители: В.П. Соболева, ст. преподаватель кафедры ПО

Методические указания по оформлению курсовых и дипломных работ / Сост. В.П. Соболева,- Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2008.- 25 c.

Методические указания содержат рекомендации по содержанию и оформлению пояснительных записок курсовых и дипломной работ. Указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 230100 – «Информатика и вычислительная техника» и специальности 230105 – «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем».

© Соболева В.П., составление, 2008

© Издательств Ижевского государственного технического университета, 2008


  1. СТРУКТУРА ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ

Пояснительная записка должна включать в указанной ниже последовательности:

Титульный лист;

Реферат (только для дипломных работ);

Перечень сокращений, символов и специальных терминов с их определениями;

Основную часть;

Список литературы, в том числе перечень используемых материалов;

Приложения.
1.1. Титульный лист
Титульный лист записки должен оформляться по установленной форме (для дипломных работ - приложение 1, для курсовых работ - приложение 2).


    1. Реферат

Реферат должен отражать основное содержание проведенной работы (ее самостоятельной части, стадии, этапа).

В реферате должны излагаться краткие сведения о проведенной работе, являющиеся вместе с тем достаточными для принятия решения о целесообразности обращения к первичному документу – пояснительной записке.

Реферат составляется на русском языке.

Заглавием должно служить слово «РЕФЕРАТ», напечатанное на отдельной строке прописными буквами.

Реферат строится по следующей схеме:

Сведения об объеме работы, количестве и характере иллюстраций и

количестве таблиц, о языке на котором написана записка (в тех случаях, когда отчет написан не на русском языке);

Перечень ключевых слов;

Текст реферата.

Под словом «РЕФЕРАТ» указывается количество книг записки (если последняя выпущена более чем в одной книге), объем каждой книги и объем записки в страницах. Если каждая книга имеет самостоятельное наименование, то их следует перечислить.

Сведения о количестве иллюстраций сопровождаются указаниями об их характере: схемы, чертежи, графики, фотографии.

Перечень ключевых слов характеризует основное содержание реферируемой записки. Перечень включает от 5 до 15 ключевых слов, напечатанных в строку, через запятые. Ключевые слова приводятся в именительном падеже.

Ключевым словом называется слово (существительное) или словосочетание (о существительном), выражающее отдельное понятие, существенное для раскрытия содержания текста. Ключевые слова в совокупности вне текста должны давать достаточно полное представление о содержании отчета.

Текст реферата включает:

работы, возможности и области применения полученных результатов.

Объем текста реферата определяется объемом записки, а также характером и масштабом выполненной работы, но не должен быть менее 500 печатных знаков; оптимальный объем 1100 – 1200 печатных знаков (учитывается только текст реферата).

Не допускается применять в реферате не общепринятые сокращения слов и термины.


    1. Содержание

Наименования, включенные в содержание, записывают строчными буквами. Прописными печатают заглавные буквы и аббревиатуры.


    1. Перечень сокращений, символов и специальных терминов

Если в записке применяются необщепринятые (узкоспециальные) сокращения, символы и термины, их перечень следует включать в тех случаях, когда их общее количество более 20 и каждое из них повторяется в тексте не менее 3 – 5 раз.

Сокращения, символы и термины располагаются в перечне столбцом, в котором слева приводят сокращение (символ, специальный термин), а справа – его детальную расшифровку.

Перечень допускается не включать в записку, если общее количество применяемых в записке сокращений, символов, терминов менее 20 и каждое из них повторяется в тексте не более 3 – 5 раз. В этом случае достаточно их детальной расшифровки при первом упоминании в записке: либо непосредственно в тексте (в скобках), либо в подстрочном примечании.

Если записка оформлена в виде двух или более книг , в первой помещают содержание всей записки с указанием номеров книг, в последующих – только содержание соответствующей книги.

В записке объемом менее 10 страниц содержание не обязательно.


    1. Основная часть пояснительной записки

Введение;

Описание предметной области объекта проектирования

(пакета, подсистемы);

Аналитический обзор литературы по решаемой проблеме, в котором производится анализ достоинств и недостатков существующих методов;

Постановка задачи: описание сущности задачи и обоснование выбранного направления работы; математическая постановка задачи (модель и метод решения задачи).

Информационные структуры данных: описание организации входных,

промежуточных и выходных данных и носителей информации;

Математическое обеспечение задачи (описание пакета прикладных

программ).: иерархическая схема пакета или модели решения задачи;

Расчет экономической эффективности работы;

Заключение (выводы и предложения).


      1. Введение
Введение должно кратко характеризовать современное состояние научной (технической) проблемы (вопроса), которой посвящена работа, а также цель работы. Во введении следует четко сформулировать, в чем заключается новизна и актуальность описываемой работы, и обосновать по существу необходимость ее выполнения. Заглавием должно служить слово «ВВЕДЕНИЕ», напечатанное на отдельной строке прописными буквами.

      1. Аналитический обзор (состояние вопроса)
Аналитический обзор должен полно и систематизировано излагать состояние вопроса , которому посвящена данная работа. Сведения, содержащиеся в аналитическом обзоре, должны позволять объективно оценивать научный (научно-технический) уровень работы, правильно выбирать пути и средства достижения поставленной цели и оценивать эффективность как этих средств, так и работы в целом.

Предметом анализа в обзоре должны быть новые идеи и проблемы, возможные подходы к решению этих проблем, результаты предыдущих исследований по вопросу, которому посвящена работа, и по смежным вопросам (при необходимости), данные экономического характера, возможные пути решения задачи, стоящей перед исполнителями работы.

Следует избегать повторения данных, содержащихся в исходных документах, и отбирать только тот материал, который имеет непосредственное отношение к теме обзора. Противоречивые сведения, содержащиеся в различных исходных документах, должны быть проанализированы и оценены с особой тщательностью.


      1. Заключение
Заключение должно содержать краткие выводы по результатам выполненной работы или отдельных этапов, предложения по их использованию, включая внедрение , оценку технико-экономической эффективности внедрения.

1.6. Приложения

В приложения следует включать вспомогательный материал, который при включении в основную часть пояснительной записки загромождает текст.

К вспомогательному материалу относятся:

Промежуточные математические выкладки и расчеты;

Таблицы вспомогательных цифровых данных;

Структуры данных;

Инструкции и методики, тексты программ, руководства разработанные в процессе выполнения работы.

Приложения необходимо располагать в порядке появления ссылок в тексте основных разделов. Если приложений больше 10, следует объединить их по видам: описание частных технических решений, промежуточные математические выкладки и расчеты испытаний и т.д.

Если приложений несколько, то в содержании они должны быть пронумерованы, и каждое приложение должно иметь содержательный заголовок.


  1. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ

2.1.Общие требования
Записка должна быть отпечатана на одной стороне листа белой бумаги формата А4 по ГОСТ 2.301-68 через полтора межстрочных интервала. При наборе записки на компьютере рекомендуется шрифт Times New Roman кегль 12 или 14.

Поля должны оставляться по всем четырем сторонам листа. Размер левого поля – 30 мм, правого не менее 10 мм, размер верхнего и нижнего полей – не менее 20 мм.

Абзацы в тексте начинают отступом, равным пяти символам.

При первом упоминании в тексте иностранных фирм, малоизвестных фамилий или географических названий их пишут как в русской транскрипции, так и на языке оригинала (в скобках).
2.2. Рубрикация, нумерация страниц

2.2.1. При большом объеме (более 100 страниц) записку рекомендуется делить на части. Каждую часть комплектуют в виде отдельного тома (книги) для того, чтобы в дальнейшем они могли использоваться самостоятельно. Всем частям необходимо присваивать порядковые номера, которые проставляются арабскими цифрами на титульном листе.

2.2.2. Текст основной части записки делят на разделы, подразделы, пункты, подпункты.

Каждый раздел следует начинать с новой страницы.

Разделы должны быть пронумерованы арабскими цифрами в пределах всей записки (части). После номера раздела ставится точка. Введение и заключение не нумеруются.

2.2.3. Подразделы следует нумеровать арабскими цифрами в пределах каждого раздела. Номер подраздела должен состоять из номера раздела и номера подраздела, разделенных точкой. В конце , например: «2.1.» (первый подраздел второй раздела).

2.2.4. Пункты нумеруются арабскими цифрами в пределах каждого подраздела. Номер пункта должен состоять из номера раздела, подраздела и пункта, разделенных точками. В конце номера пункта также ставят точку, например: «2.1.3.» (третий пункт первого подраздела второго раздела).

2.2.5. Разделы, отражающие методику, содержание и результаты работы, и подразделы должны иметь содержательные заголовки.

Заголовки разделов печатаются прописными буквами, заголовки подразделов – строчными (кроме первой прописной). Если заголовок состоит из двух или более предложений, их разделяют точкой. В конце заголовка точку не ставят. Подчеркивать заголовки и переносить слова в заголовках не допускается.

Допускается помещать текст между заголовком раздела и подраздела, между заголовками подраздела и пункта.

Расстояние между заголовком раздела и последующим текстом должно быть равно 3-4 межстрочным интервалам, расстояние между заголовком и последней строкой предыдущего подраздела (для тех случаев, когда конец одного и начало другого подразделов умещаются на одной странице) – 4 межстрочным интервалам.

2.2.6. Внутри подразделов, пунктов и подпунктов могут быть даны перечисления, которые рекомендуется обозначать арабскими цифрами со скобкой: 1), 2) и т.д. Допускается выделять перечисления простановкой дефиса перед текстом. Каждый элемент перечисления начинаются с абзацного отступа.

2.2.7. Нумерация страниц записки должна быть сквозной: первой страницей является титульный лист, вторая – реферат, третья – содержание. Номер страницы проставляют арабскими цифрами в правом верхнем углу. На странице 1 (титульный лист) номер страницы не ставят.

Если в записке содержатся рисунки и таблицы, которые располагаются на отдельных страницах, их необходимо включать в общую нумерацию. Если рисунок или таблица расположены на листе формата больше А4, их следует учитывать как одну страницу. Номер страницы в этих случаях допускается не проставлять. Приложения и список литературы необходимо включать в сквозную нумерацию.

Если записка размещается в двух или более книгах, страницы каждой книги нумеруются отдельно.

2.2.8. В содержании последовательно перечисляются заголовки разделов, подразделов и приложений и указывают номера страниц , на которых они помещены. Содержание должно включать все заголовки, имеющиеся в записке.
2.3. Иллюстрации
Количество иллюстраций, помещаемых в записку, определяется ее содержанием и должно быть достаточным для того, чтобы придать излагаемому тексту ясность и конкретность.

2.3.1. Все иллюстрации (фотографии, схемы, чертежи и пр.) именуются рисунками. Рисунки (если их меньше 10) нумеруются в записке последовательно. При большом количестве рисунков их нумеруют в пределах раздела арабскими цифрами. Номер рисунка должен состоять из номера раздела и порядкового номера рисунка, разделенных точкой, например: «Рис. 2.6» (второй рисунок первого раздела).

Если в работе приведен один рисунок, то его не нумеруют и слово «Рис.» не пишут.

2.3.2. Рисунки должны размещаться сразу после ссылки на них в тексте. Если записка состоит из небольшого количества страниц текста и большого количества рисунков, их допускается размещать по порядку номеров в конце записки. Рисунки следует размещать так , чтобы их можно было рассматривать без поворота записки. Если такое размещение невозможно, рисунки располагают так, чтобы для их рассматривания надо было повернуть записку по часовой стрелке. Не рекомендуется помещать в записку рисунки, размер которых превышает формат А4.

2.3.3. Рисунки должны иметь наименование. При необходимости рисунки снабжают поясняющими данными (подрисуночный текст). Наименование рисунка помещают над ним, поясняющие данные – под ним. Номер рисунка помещают ниже поясняющих данных.

2.3.4. При переносе продолжения рисунка на следующую страницу, наименование рисунка не пишут, номер рисунка записывают со словом «Продолжение», например: «Продолжение рис. 2.1».
2.4. Таблицы
Цифровой материал, помещенный в записку, рекомендуется оформлять в виде таблиц. Таблицы должны выполняться в соответствии с рис. 2.1.

2.4.1. Таблицу следует помещать после первого упоминания о ней в тексте. Если записка содержит небольшое количество страниц текста и большое количество таблиц, допускается помещать таблицы по порядку номеров в конце текста.

Таблицы следует размещать так, чтобы их можно было читать без поворота записки. Если такое размещение невозможно, таблицу располагают так, чтобы для ее чтения надо было повернуть записку по часовой стрелке.

2.4.2. Таблицы, если их в записке меньше 10, нумеруют последовательно арабскими цифрами. При большем количестве таблиц их нумеруют в пределах раздела. Над правым верхним углом таблицы помещают надпись «Таблица» с указанием порядкового номера таблицы. Номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой, например: «Таблица 1.2» (вторая таблица первого раздела).

2.4.3. Каждая таблица должна иметь содержательный заголовок. Заголовок помещают под словом «Таблица» над соответствующей таблицей и центрируют. Слово «Таблица» и заголовок начинают с прописной буквы. Подчеркивать заголовок не следует.

Оформление таблицы

Заголовки граф

Чтобы уроки и внеклассная работа в учебных заведениях проводилась на должном уровне, каждый педагог пользуется специальными пособиями, которые носят название «Методические рекомендации». В самом начале учебных пособий для учителя по какому-либо предмету находится статья, в которой указываются единые требования к учебному процессу, перечисляются основные виды как текущих, так и проверочных работ, обговариваются общие требования по ведению и назначению тетрадей.

Методические рекомендации дают подробную инструкцию по ведению ученических тетрадей, уточняют порядок проверки учителем письменных работ. Тут же указываются выставляемых педагогом, правила внесения записей в классный журнал.

Далее методические рекомендации содержат более конкретный материал, касающийся непосредственно ведения занятий. Опираясь на документ - учебную программу - во вводной статье приводится количество занятий, отведённых на ту или иную тему предмета, даётся примерное планирование темы, расписанное поурочно.

Однако никто и не станет настаивать, что методические рекомендации - это незыблемый авторитарный документ, отступление от статьи которого подобно преступлению. Ведь даже сам процесс преподавания, как и есть процесс творческий, постоянно изменяющийся и развивающийся.

Даже один и тот же урок в разных параллельных классах талантливый педагог не станет проводить одинаково. Он составит индивидуальный для каждого конкретного класса, учитывая его подготовку, уровень способностей учащихся.

В одном коллективе, например, дети умеют прекрасно работать индивидуально, усидчивы и исполнительны. А вот различные викторины и импровизации здесь смущают ребят: они теряются, ухудшается их работоспособность.

Другой класс, напротив, ненавидит рутину и постоянство. В таком коллективе педагогу приходится каждый раз находить новые для того, чтобы увлечь школьников, захватить их внимание, заставить принимать участие в уроке абсолютно всех ребят.

Прекрасный эффект дает такой метод, как назначение учителем одного из учеников. Весело? Да! Интересно? Конечно! И, самое главное, необходимость находить ошибки в ответах и работах других, выставление справедливой оценки знаний товарищей помогает «учителю» впоследствии легко находить ошибки у себя, давать оценку и своим работам, что является далеко не маловажным, как это может показаться на первый взгляд.

Многие методические рекомендации также содержат в себе примеры индивидуальных заданий. И снова следует предупредить начинающего педагога, что они разработаны с учётом способностей среднего ученика. Возможно, познакомившись с учащимися поближе, талантливый педагог разработает для каждого ребёнка абсолютно индивидуальные задания, которые будут соответствовать именно его уровню подготовки и интеллектуальных возможностей.

Недаром говорят, что учитель - это и учёный, и психолог, и артист, и писатель, и даже иногда фокусник. А обучающий процесс - это постоянно текущая вперёд бурная река. Технический прогресс накладывает свой отпечаток на него. И если дети кривят губы при фразе «дома напишете сочинение в тетрадях», может быть, стоит «пойти у них на поводу» и немного видоизменить задание?. «Сегодня вы перешлёте мне по интернету статьи для нашего сайта. Тематика такая - описать самый весёлый случай в вашей жизни. Я выкладываю статьи, пользователи сайта их оценивают, победители отмечаются на главной, а оценки я занесу в журнал».

Конечно, в пособиях для учителя составители, наверное, такого домашнего задания не рекомендуют. Но иногда с учётом психологии учащихся можно внести в рекомендации общепризнанных преподавателей и свои собственные коррективы.

Методически указания - это те рекомендации, которые преподаватель дает своим подопечным перед тем, как они приступят к выполнению практической работы. Безусловно, данный термин имеет более широкое значение. Методические рекомендации это и критерии, которыми пользуются педагоги при составлении поурочных учебных планов. Учитывая многогранность термина, постараемся отразить некоторые стороны его применения.

Курсовая работа

Разработка методических указаний осуществляется в полном соответствии с учебным планом, разработанным для конкретной специальности. Курсовая работа предполагает научное самостоятельное исследование студента, которое завершает знакомство с конкретной дисциплиной.

Материал может быть посвящен какой-то одной актуальной проблеме. Методические указания по специальности «менеджмент организаций», к примеру, касаются оформления работы, специфики проведения математических вычислений.

Общие правила

Выполнение методических указаний позволяет студенту рассчитывать на высокую оценку его деятельности. Курсовая работа имеет особое значение при подготовке специалистов высокого класса, ведь при ее написании студент глубоко прорабатывается материал, получает дополнительные сведения по предмету.

Методические указания и задания помогают максимально полно раскрывать выбранную тему, исследовать отдельные вопросы и проблемы, касающиеся экономического анализа, системного подхода к достижению и разработке целей и задач. Особое место в процессе работы студент данной специальности должен уделить вопросам психолого-социального плана, так как без них менеджер не способен принимать эффективные действия и решения.

Перечень тем, а также особенности их написания содержат «Методические указания». Это существенно упрощает задачу студентов, им не нужно самостоятельно придумывать направление деятельности, достаточно изучить перечень, выбрать понравившуюся тему для курсовой работы.

Важные моменты

При анализе теоретического материала студент должен учитывать последние достижения в хозяйственной практике, подбирать для своей работы такой материал, который бы учитывал основные требования к правилам техники безопасности и охраны труда.

Выполняется курсовая работа на базе стандартов, которые содержат методические указания по организации.

У студента есть право на самостоятельную разработку темы, если он заручится поддержкой своего куратора. Сделанный материал сдается на рецензию, затем производится защита курсовой работы у руководителя. При несвоевременной сдаче курсовой работы, студент не поучает допуска к основной экзаменационной сессии.

Цель и задачи

В высшей школе методические указания - это отличное пособие, которое позволяет выполнять качественно и эффективно задачу, поставленную преподавателем.

Цель курсовой деятельности состоит в закреплении студентами практических и теоретических знаний, приобретенных в рамках лекционных занятий. От правильности постановки цели напрямую зависит конечный результат работы:

  • углубление навыков и знаний по выбранной тематике;
  • повышение общего интеллектуального уровня;
  • приобретение навыков и опыта в работе с газетной, управленческой, экономической литературой;
  • развитие творческих навыков;
  • овладение методами научного исследования;
  • подготовка к дипломной работе.

Методические указания Минфина помогают создавать качественные курсовые работы, которые можно будет плавно перевести в диплом.

Подготовка к деятельности

Это важное звено в образовательной цепочке получения полного представления об изучаемой дисциплине будущего бакалавра или специалиста. При выполнении курсового проекта студенту необходимо:

  • доказать актуальность и важность выбранной темы в теории, показать возможность ее внедрения в практику;
  • осуществить обзор литературных источников по проблеме, провести системный обзор выбранного материала;
  • дать детальную экономическую и техническую характеристику объекта работы, отразить управленческий аспект;
  • проанализировать специфику функционирования;
  • провести расчеты предполагаемой экономической эффективности от практического внедрения данной работы;
  • логично и последовательно изложить результаты собственных исследований по тематике;
  • подтвердить свои рассуждения и умозаключения дополнительными пояснительными и иллюстративными материалами.

Для того чтобы успешно решить все эти вопросы, помогут методические указания. Расчет осуществляется студентом с учетом возможных рисков, которые зависят от специфики выбранной темы. Допускается упущение какого-либо элемента «Указаний», но это может негативно отразиться на оценке выполненной курсовой работы либо на качестве ее защиты.

Порядок выполнения работы

Он предполагает некий алгоритм действий, на котором следует остановиться подробнее. Сначала выбирается тема, она согласовывается с руководителем. Далее осуществляется знакомство с проблемами, составляется план работа. На следующем этапе происходит подбор и детальное изучение литературных источников. Далее уточняются все моменты, связанные с планом предстоящей деятельности.

Если работа предполагает эксперименты, то преподаватель дает студенту определенные методические указания по учету их результатов. Затем идет написание самой работы, ее оформление, готовый материал передается руководителю на рецензию. Последним этапом является защита подготовленного проекта.

Последовательность действий

Итак, остановимся подробнее на основных моментах, которые связаны с выполнением курсовой работы. При подборе темы студент руководствуется теми методическими рекомендациями, которые разработаны в данном учебном заведении. Что важно учитывать при подборе тематики курсовой работы? Она должна быть связана со специализацией студента, совпадать с тем опытом, которым он уже успел овладеть на момент начала своей деятельности. Если на данном этапе возникают какие-либо сложности, можно обратиться за помощью и консультацией к руководителю или к преподавателю данной учебной дисциплины.

Планирование

На втором этапе предполагается составление примерного плана будущей работы. Это ответственный и важный элемент деятельности. Именно от него напрямую зависит качество и целостность создаваемого материала. Методические рекомендации, разрабатываемые специалистами кафедр для каждой учебной дисциплины, помогут студенту справиться с возникающими сложностями.

Необходимо помнить о том, что логичный и последовательный план является половиной успеха в работе. В нем важно отразить основные проблемы темы, выделив 3-5 вопросов, которые будут рассматриваться в ходе курсовой работы.

Чтобы упростить задачу, можно выделить несколько подразделов. План, который будет составлен студентом, предоставляется преподавателю для окончательной проработки.

Особенности работы с литературными источниками

Данный этап работы также предполагает применение методических рекомендаций. Существуют определенные требования к оформлению библиографических источников, цитированию их внутри работы. Во многих учебных заведениях преподаватели рекомендуют своим подопечным составлять краткую аннотацию тех литературных источников, которые были выбраны для последующего применения.

В составляемую библиографию необходимо включать только ту литературу, которая была издана в последнем десятилетии. В противном случае курсовая будет считаться устаревшей и неактуальной, она не получит высокой оценки от преподавателя.

Основной этап

Он предполагает непосредственное написание и оформление работы. Подобранный материал группируют, обрабатывают, систематизируют, учитывая те рекомендации, которые разработаны в плане работы. После уточнения структуры, можно переходить к подбору иллюстративного материала. Далее идет работа над черновым материалом, который подвергается качественной литературной обработке, проходит редактирование. На завершающем этапе курсовая работа оформляется обязательно по тем методическим рекомендациям, что указаны в ГОСТ 73281, а также с учетом дополнительных требований, которые разработаны в данном учебном заведении (организации). Готовую работу передают на рецензирование руководителю. Для того чтобы материал был качественно прорецензирован преподавателем, студент должен сдать его не позднее, чем за три дня до указанного срока.

Специфика защиты

В том случае, когда студент не в полной мере выполнил методические указания, это отмечается преподавателем, он возвращает студенту материал на доработку. Только после устранения всех указанных недостатков, автор получает допуск к защите готовой курсовой работы.

Процедура защиты предполагает публичное представление материала. В аудитории присутствует группа студентов. Автор за 5-7 минут кратко информирует собравшихся однокурсников и преподавателя о проделанной им работе, полученных результатах, перспективах практического применения материала.

На защите присутствует заведующий кафедрой, его первый заместитель. Докладчик обосновывает актуальность материала, выделяет объект анализа, задачи, поставленные в курсовой работе, делает выводы.

Рецензенты, которыми выступают преподаватели, выделяют преимущества и недостатки материала, задают студенту дополнительные вопросы. При ответах на вопросы автор материала должен продемонстрировать всем присутствующим свою осведомленность по теме, доказать отличные знания по проделанной работе, проанализированной литературе.

В заключительном слове докладчик отвечает на замечания, сделанные преподавателями, пытается корректными способами доказать правильность своей точки зрения, изложенной в курсовой работе.

Которой должны придерживаться авторы. Она в любом случае должна содержать титульный лист, сведения об авторе или коллективе авторов (должности, квалификационные категории, ученые степени), краткую аннотацию, введение, основную часть, рекомендуемой литературы и приложения, если они есть.

На титульном листе укажите название учреждения, фамилию и инициалы автора (авторов), название, которое должно начинаться словами: «Методические рекомендации по», название города, год составления.

В краткой аннотации, которая приводится верху на втором листе, напишите суть рассмотренных вопросов, предназначение данных методических рекомендаций, укажите источники положительного , который лег в их разработки и перечислите сферы их возможного применения. Внизу второго поместите сведения об авторе или авторах.

Во введении дайте обоснование необходимости составления данных методических рекомендаций, краткий анализ положения дел по рассматриваемому в них вопросу, охарактеризуйте значимость разработки, перечислите, где и кому они могут быть полезны в практической работе. Определите цели и дайте краткое ожидаемых результатов от использования данного документа. Обоснуйте его особенности и новизну в сравнении с другими подобными документами, разработанными в данной области.

В основной части рекомендаций опишите поэтапный порядок, алгоритм, и методы выполнения данного процесса. Дайте советы по решению сопутствующих вопросов, а также рекомендации по материально-техническому, финансовому, кадровому обеспечению процесса. Обратите внимание на наиболее трудные моменты исходя из того опыта, который уже имеется у автора, предостерегите читателя от типичных .

В качестве приложения укажите те материалы, которые не вошли в основную часть содержания методических рекомендаций, но являются необходимыми для выполнения данного рабочего процесса. Это могут быть другие методические рекомендации и инструктивные материалы, а так же документы, иллюстрирующие процесс: диаграммы, карты, фотографии.

Источники:

  • как не давать рекомендации

Часто бывает, что никак не получается начать какую-нибудь очередную письменную работу – будь то реферат, курсовая или просто докладная записка, отчет о проделанной работе. Однако это внутреннее оцепенение можно одолеть при помощи четко очерченного плана и ясно сформулированных задач и приемов их решения. Совершить такую умственную навигацию и должно любое хорошее , при составлении которого всегда не лишне обозначить следующие этапы для написания работы.

Инструкция

В рамках первого этапа пропишите в методичке необходимость сначала дать предварительное название/тему письменной работы или доклада, а исходя из этого – в общих чертах определить цели работы и то, что писать эту работу собирается донести до своих потенциальных читателей или слушателей. Таким образом, проявятся очертания замысла, отдельные ценные мысли, интуиции по теме, которые автору нужно записывать, а потом, конечно, использовать.

Следующим этапом поставьте составление плана, где как минимум должно быть три части: введение (обчычно с несколькими подпунктами), основная часть (обычно с несколькими подпунктами) и заключение. План пока может быть предварительным, т.к. в процессе написания работы он, скорее всего, будет уточняться. При этом стоит отметить в методичке, что план нужно составлять в обязательном порядке даже если он не войдет в окончательный текст, например, доклада или отчета.

Для очередного этапа дайте предписание определиться с литературой, источниками, вообще материалами (артефактами, видеозаписями, фотографиями, рисунками и т.д.), которые планируется привлечь/задействовать в письменной работе или отчете. Здесь важно только все соответствующее теме, решительно отбросив все остальное, даже очень интересное и близкое по содержанию, – иначе есть опасность закопаться в материале.