Какие бывают баснописцы. Русские баснописцы. Русский баснописец Дмитриев И.И

С середины 80-х гг. коммунистическая идеология, составлявшая прежде основу мировоззрения большинства общества, вступила в полосу серьезного кризиса. Официальные идеологи не могли объяснить процессы и явления, происходящие в своей стране и в мире. На фоне распада миро­вой системы социализма, а затем и СССР коммунистическая идея перестала быть популярной. Люди попытались осознать свое место в мире при помощи иных идейных, религиозных и философских концепций.

«Революция сверху», начавшаяся в России в 1991 г., сопровождалась отказом не только от коммунистических идей, но и от многих традиционных, веками формировавшихся ценностей, обычаев, традиций. Широкое использование зарубежных экономических и политических моделей неизбежно привело и к заимствованию западных (преимущественно либеральных) духовных ценностей, основанных не на традиционном коллективизме, а на индивидуализме, на приоритете не духовного, а материального начала.

Изменились и общественные ожидания. Если до перестройки значительная часть населения все же верила официальной пропаганде и идее построения в конечной перспективе коммунизма, то с начала 90-х гг. эта вера сменилась ожиданием построения обещанного в короткий срок властями «народного капитализма». По мере неудач в экономической политике и нарастания проблем в межнациональных отношениях общественные настроения стали вновь меняться.

Либеральные идеи воспринимались значительной частью общества как чуждые. Постепенно возвращался интерес к национальной культуре, традиционным духовным ценностям, старым фильмам, песням, народным традициям. На этой основе особо популярными для части населения становились идеи национализма. Правда, общественное сознание не вернулось на путь поддержки даже обновленной коммунистической идеологии. Оно оказалось готово воспринять скорее национально-либеральную идеологическую концепцию.

Одной из главных особенностей духовной жизни общества в 90-е гг. стал реальный идейный плюрализм: законодательно были сняты все запреты и ограничения на любые идейные учения (кроме тех, что призывали к насилию, социальной и национальной вражде).

ИЗ ПОСЛАНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ «РОССИЯ НА РУБЕЖЕ ЭПОХ» (1999):

Мы убедили людей в том, что процесс преобразований пройдет легко и быстро. И в результате сформировали избыточные ожидания от самих реформ. В итоге - разочарование и то, что принято называть «синдром поражения».

Влияние религии и церкви на общественное сознание

Кризис общественных идеалов и сложившейся системы ценностей всегда сопровождался обращением людей к вере. Также и кризис коммунистической идеологии на рубеже 80-90-х гг. вызвал бурный всплеск религиозных настроений в обществе. К середине 90-х гг., по данным социологических опросов, до 34% взрослого населения страны считало себя верующими, а еще 35% колебалось между верой и неверием.

По всей стране развернулось восстановление и строительство храмов, мечетей, синагог, дацанов. В Москве все­го за 5 лет был восстановлен храм Христа Спасителя, построенный в XIX в. на деньги миллионов простых людей в память о великой победе в Отечественной войне 1812 г. Теперь он стал символом духовного возрождения России. Большим спросом стала пользоваться религиозная литература, издающаяся большими тиражами.

Вместе с тем распад СССР повлек за собой тяжелые последствия и для церкви. В Прибалтике власти потребовали передачи приходов и имущества РПЦ под управление Константинопольского патриархата. На Украине небольшая группа церковного руководства объявила об автокефалии (независимости) Украинской православной церкви. Это вызвало раскол православия на Украине, которое к тому же испытывает агрессивный напор со стороны униатской церкви. При поддержке властей униаты силой захватили практически все православные церкви в западных областях Украины.

Возобновились массовые паломничества православных христиан в Иерусалим, мусульман в Мекку.

Однако демократизация политической и духовной жизни, с одной стороны, и религиозная неграмотность вчерашних атеистов - с другой, привели к экспансии в Россию самых разных религиозных сект и течений, в том числе радикальных. Традиционным религиозным конфессиям впервые пришлось заботиться о сохранении своих позиций в борьбе за умы верующих.

Литература и искусство

На развитие отечественной культуры в 90-е гг. оказали значительное влияние три основных внешних фактора: снятие ограничений на свободу творчества; резкое сокращение государственных ассигнований на развитие учреждений культуры; серьезное снижение общекультурного уровня населения.

«Закон маятника» привел к тому, что метод социалистического реализма оказался быстро забыт еще в конце 80-х гг. Многие деятели культуры устремились к утверждению непривычного и казавшегося им заманчивым концептуализма, постмодернизма, неоавангардизма, других художественных направлений. Однако это привело к «элитаризации» искусства, интересного в большинстве своем узкому кругу специалистов и почитателей. Те произведения литературы и искусства, которые в 90-е гг. получили международное признание, были созданы в традиционном, реалистическом ключе. Так, в 1995 г. премии «Оскар» американской киноакадемии был удостоен фильм Н. Михалкова «Утомленные солнцем», а в 1996 г. специальным призом Каннского кинофестиваля был отмечен фильм С. Бодрова «Кавказский пленник». Рост интереса к истории и традициям народа нашел отражение в другом фильме Н. Михалкова - «Сибирский цирюльник» (1999). Новые, непривычные явления жизни, характерные для 90-х гг., получили воплощение в фильмах В. Тодоровского «Страна глухих», А. Балабанова «Брат» и «Брат-2», А. Хотиненко «Мусульманин» и др. Возроди­лась традиция проведения Международных московских кинофестивалей. Ежегодно стал проводиться и Всероссийский кинофестиваль «Кинотавр» в Сочи. Однако число фильмов, выпускаемых киностудиями страны, заметно сократилось.

Новые явления имели место и в российской литературе. Творческим кризисом было отмечено мастерство тех литераторов, которые в прошлые годы выступали апологетами советской системы.

Для большинства писателей советского времени характерным стало создание публицистических произведений, в большинстве которых они подвергали критике характер начавшихся в 90-е гг. общественных преобразований. Об этом говорилось, в частности, в сборнике статей известного писателя-диссидента В. Максимова «Самоистребление», публицистических статьях А. Солженицына, Л. Бородина, В. Белова, стихах-размышлениях С. Викулова «Мой народ» (1993) и др.

Литераторы пережили в 90-е гг. и кризис идентичности в условиях распада единого государства (повесть Ф. Искандера «Пшада» и др.). Новые обстоятельства жизни и ее герои («новые русские», безработные, беженцы, бездомные и др.) нашли отражение в повести 3. Богуславской «Окнами на юг: Эскиз к портрету «новых русских». Ностальгическая печаль по уходящему образу жизни, тоска по идеалу чистоты и непорочности патриархальной России звучали в творчестве В. Распутина. Характерно, что в 90-е гг. он стал одним из родоначальников нового направления в российской литературе - «постдеревенской прозы». В центре внимания его новых работ («В одном сибирском городе», «Россия молодая» и др.) оказались проблемы городской жизни, идеалов городской интеллигенции. Плодом многолетней духовной эволюции Л. Леонова стал его последний роман «Пирамида» (1994), в котором автор говорит о противоречиях прогресса, своем отношении к православию и церкви. В своем романе «Прокляты и убиты» В. Астафьев подводил итог своим многолетним раздумьям о героизме, дегероизации и паци­физме, показывал войну с самой неприглядной стороны, сделав акцент на невыносимых условиях ратного труда и быта.

В книге В. Аксенова «Новый сладостный стиль» (1998) выражено отношение писателя к внешнему и внутреннему состоянию современного человека.

90-е годы характерны появлением множества новых имен в российской литературе. Одним из наиболее популярных молодых писателей стал Виктор Пелевин, известный двумя своими романами «Чапаев и пустота» и «Generation П», характерной чертой которых выступают не только фантастические сюжеты, но и философски-метафизическое, иронично-гротескное отношение ко всему советскому. Свежим взглядом на окружающий мир и необычным сочетанием современной тематики и жанрового стиля сказания отличалось творчество Юрия Буйды («Люди на Острове», «Дон Домино»). В рамках постмодернистских подходов создавал свои стихи Дмитрий Пригов (сборник «Пятьдесят капелек крови»). Премии им. Аполлона Григорьева в 2000 г. была удостоена книга стихов поэта-авангардиста Виктора Сосноры «Куда пошел? И где окно?». Признанными лидерами метафорической поэзии 90-х гг. стали Александр Еременко («Громадный том листали наугад…») и Иван Жданов («Пророк»).

Основной чертой новых литературных произведений стали ирония над советским прошлым и поиск необычных форм самовыражения авторов.

Переход к рыночным отношениям поставил представителей творческой интеллигенции в необычные для них условия: с одной стороны, государство впервые сняло все запреты на творчество, но с другой - оно практически прекратило прежнее финансирование творческой деятель­ности.

«Открытие Запада» обернулось не только знакомством с лучшими сторонами его культуры, но и хлынувшим в страну потоком низкопробных подделок. Это не могло не привести к размыванию многих черт традиционной для россиян морали, падению нравов, росту преступности.

Таким образом, развитие отечественной науки и культуры в 90-е гг. носило такой же противоречивый характер, как и в других сферах жизни: с одной стороны, творческая интеллигенция получила полную свободу самовыражения, но с другой - лишенная финансовой поддержки государства в условиях рынка и резкого падения стремления большей части населения к приобщению к культурным ценностям была не в состоянии реализовать свой потенциал в полной мере.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Реферат по истории

На тему: Культурная жизнь в 90-х годах

Выполнил: Бухтеев Р.Е.

Группа: 2Сг2-13

1. Исторические условия развития культуры

россия культура духовный традиционный

В идеях и образах российской культуры, особенностях духовной жизни народа отразилась эпоха -- распад СССР и движение к демократии, смена моделей общественного развития и разрыв традиционных связей с мастерами культуры бывших союзных республик, противостояние ветвей власти в 1993 г. и изменение положения России в мире. Культура по-своему реагировала на провозглашенную творческую свободу и резкое сокращение государственных затрат на развитие учреждений культуры, открытость мировому культурному процессу и снижение общекультурного уровня населения, снятие цензурных ограничений и возросшую материальную зависимость от владельцев капитала.

С 30-х гг. в СССР официально признавался только метод социалистического реализма. Однако в конце 80-х гг. социалистический реализм подвергся критике, многие деятели культуры обратились к авангардному искусству (концептуализм, постмодернизм, неоавангардизм). Искусство авангарда обращено к элите, узкому кругу знатоков и ценителей. Вместе с тем в 90-е гг. признание в России и за рубежом получили произведения литературы и искусства, созданные в традиционном реалистическом ключе.

Открытие Запада не ограничилось знакомством с лучшими сторонами его культуры. В страну из-за рубежа хлынул поток низкопробных поделок, внесших свой вклад в падение нравов и рост преступности.

Литература. Писателям старшего поколения в новых условиях пришлось нелегко. Творчество многих из них было отмечено чертами кризиса.

Характерной особенностью стало обращение к публицистике: она давала возможность критически осмыслить начавшиеся в 90-е гг. общественные преобразования. Таковы сборник статей известного писателя-диссидента В. Максимова «Самоистребление», публицистические статьи А. Солженицына, Л. Бородина, В. Белова, стихи-размышления С. Викулова «Мой народ» и др.

Литература 90-х гг. отразила растерянность, непонимание, ностальгию людей, порожденные распадом единого государства (повесть Ф. Искандера «Пшада» и др.). В ней нашлось место новым «героям» -- «новым русским», безработным, беженцам, бездомным (повесть 3. Богуславской «Окнами на юг: Эскиз к портрету новых русских»).

Печаль по уходящей жизни, по идеалу патриархальной России звучат в творчестве В. Распутина. Он стал одним из родоначальников нового литературного направления постдеревенской прозы. «В одном сибирском городе», «Россия молодая» и другие его произведения посвящены городу, городской интеллигенции.

Плодом многолетней духовной эволюции Л. Леонова стал его последний роман «Пирамида» (1994). Писатель говорит в этом произведении о противоречиях прогресса, своем отношении к православию и церкви.

В романе «Прокляты и убиты» писатель-фронтовик В. Астафьев подводит итоги своим раздумьям. В романе показаны трагедия войны, одиночество «маленького человека», его ожесточение и страдания.

В. Аксенов в романе «Новый сладостный стиль» обращает внимание читателей на свое видение внешнего облика и внутреннего состояния современного человека.

Иные представления, жанры, художественные приемы отличают литературу, создаваемую новым поколением писателей. В 90-е гг. внимание читателей привлекли произведения ранее неизвестных или малоизвестных писателей В. Пелевина, А. Дмитриева, Ю. Буйды, А. Сорокина, Т. Толстой, А. Слаповского, Ю. Полякова и др.

Одним из наиболее популярных молодых писателей стал В. Пелевин, создатель романов «Чапаев и пустота» и «Generation П», отмеченных фантастичностью сюжетов и иронично-гротескным отношением ко всему советскому. Свежим взглядом на окружающий мир и необычным сочетанием современной тематики с намеренно традиционным жанром сказания отличалось творчество Ю. Буйды («Люди на Острове», «Дон Домино»). Три поколения российской интеллигенции XX в. представлены в повести А. Дмитриева «Закрытая книга», в художественном отношении продолжающей традиции русской реалистической литературы.

В духе постмодернизма работает поэт Дм. Пригов («Пятьдесят капелек крови»). Премии им. Аполлона Григорьева в 2000 г. была удостоена книга стихов поэта-авангардиста В. Со-сноры «Куда пошел? И где окно?». Лидерами метафорической поэзии 90-х гг. стали А. Еременко («Громадный том листали наугад») и И. Жданов («Пророк»).

Кинематограф.

В 90-х гг. мировой кинематограф вступил в новый век. Позиции французского и итальянского кинематографа были потеснены малобюджетным авторским кино. Новое направление отказалось от четких жанровых форм и сюжетных линий, за что и прозвано панк-режиссурой. Таковы работы испанца Педро Альмодовара («Кика», «Всё о моей матери»), использующего во время съемок ручную камеру, немца Ларса фон Триера («Рассекая волны», «Поющая во тьме»), японцев Такеси Китано («Фейерверк») и Такаси Миике («Кинопроба»), американцев Квентина Тарантино, Пола Андерсона («Ночи в стиле буги»), Тодда Солопдза («Счастье») и др. Популярны приемы, впервые использованные советско-французским режиссером О. Иоселиани в фильме «Фавориты Луны».

Российскому кинематографу конец XX в. не принес значимых творческих открытий. С международными тенденциями его роднило лишь засилье криминальной тематики.

Творческое затишье отечественного кинематографа было обусловлено глубоким финансовым кризисом. Резко сократилось производство российских кинолент. Тем более яркими, хотя и неоднозначными, были режиссерские открытия нового российского кинопоколения: П. Лунгина («Такси-блюз»), А. Балабанова («Про уродов и людей»), А. Хвана («Дрянь хорошая -- дрянь плохая»), С. Сельянова («Духов день») и др.

В 90-е гг. были созданы ленты, вызвавшие большой общественный интерес: «Утомленные солнцем» и «Сибирский цирюльник» Н. Михалкова, «Кавказский пленник» С. Бодрова-старшего, «Страна глухих» В. Тодоровского, «Мусульманин» А. Хотиненко, «Молох» и «Телец» А. Сокурова и др.

В конце 90-х гг. возродился Международный московский кинофестиваль. Ежегодно проводится Всероссийский кинофестиваль «Кинотавр» в Сочи.

Противоречия общественного развития оказали влияние и на музыкальную жизнь России. Тревожным явлением начала 90-х гг. стал отъезд за рубеж крупных деятелей отечественного музыкального искусства. С середины 90-х гг. многие из них, не теряя интенсивных творческих контактов с зарубежными театрами и оркестрами, возглавили ведущие российские творческие коллективы (В. Федосеев, В. Темирканов, В. Спиваков и др.). Международную известность и популярность приобрели Российский национальный оркестр, созданный выдающимся пианистом М. Плетневым, петербургский Мариинский театр, возглавляемый В. Гергиевым.

Произошло серьезное обновление репертуара крупнейших оперных и балетных театров страны, осуществивших новые постановки музыкальной классики XX в. Расширился репертуар ведущих российских оркестров. Они познакомили слушателей с произведениями А. Шнитке, С. Губайдуллиной, В. Артемова, Э. Денисова и других композиторов.

Заметными явлениями культурной жизни были концерты классической музыки на больших открытых площадках (первый в России концерт такого рода состоялся на Красной площади в 1992 г.). В. Гергиев в 1999 г. организовал концерт Оркестра Мира на Красной площади, занесенный в Книгу рекордов Гиннесса: около двухсот крупнейших музыкантов мира выступили с программой шедевров классической музыки.

Признание и известность получили оперные певцы Д. Хворостовский и О. Бородина, артисты балета А. Волочкова и Д. Вишнева, А. Лиепа и Н. Цискаридзе.

90-е гг. отмечены формированием молодежной музыкальной культуры. Музыкальные коммерческие радиостанции ликвидировали дефицит музыкальной информации.

В 90-е гг. в стране произошел бум танцевальной музыки, а рейв-дискотеки собирали до 10 тыс. участников. В 1999 г. был поставлен мюзикл «METRO», ставший заметным событием в музыкальной жизни Москвы.

90-е гг. были переломными для отечественной рок-музыки. Популярный в советское время социальный рок (Ю. Шевчук, Б. Гребенщиков и др.) уступил место песням, драматизм которых отражает чувства, переживания, настроения молодежи -- любовь, одиночество, страх, мечты, надежды и разочарования. Лидером этого направления молодежной музыкальной культуры была группа «Мумий тролль» (И. Лагутенко). Популярна в молодежной среде стала «девочка с гитарой» Земфира. Москва 90-х гг. оказалась городом, открытым для молодых талантов со всей России.

Много нового произошло в 90-е гг. в российской театральной жизни. Ушли в прошлое характерные для советского театра порядки: необходимость утверждать репертуарные планы и исполнителей, эзопов язык, приучивший и зрителей, и артистов искать скрытый смысл, двойное дно в каждой фразе и реплике. На первое место вышли художественные проблемы: режиссерские решения, яркость образов, способы их воплощения.

Актеры получили возможность самостоятельно осуществлять театральные постановки. Известные молодые исполнители (А. Соколов, О. Меньшиков, С. Проханов, А. Табаков и др.) выступили в качестве режиссеров. Получили признание публики возникшие во второй половине 80-х гг. театры-студии, камерные драматические театры («Театр Луны», «Табакерка», «Театр-студия на Юго-Западе» и др.).

Режиссеры стали смелее трактовать классические сюжеты. Государственной премией России был отмечен спектакль московского театра «На Покровке» «Женитьба» по пьесе Н. В. Гоголя. Лучшие традиции отечественной режиссуры продолжал театр под руководством П. Фоменко.

Широкое распространение получили коммерческие постановки, сезонные спектакли с популярными артистами, спектакли-антрепризы. Появились и балаганные театры с характерным репертуаром.

Изобразительное искусство.

В российской живописи 90-х гг. развивались самые различные направления. Присущие советской эпохе картины социальной проблематики уступили место как абстракционистским, так и реалистическим живописным полотнам, пейзажам и натюрмортам. Возродилась утраченная в годы революции практика заказной живописи, когда жанровые картины создавались по заказу богатых клиентов и государства.

Портретное искусство представлено творчеством как известных мастеров (А. Шилов и др.), так и молодых талантливых художников (Никас Сафронов и др.).

Героями произведений стали исторические персонажи, прежде критически оценивавшиеся в исторической литературе (серия картин и памятников, посвященных Николаю II и царской семье, П. А. Столыпину, генералам белой армии).

Получило развитие монументальное искусство. Президент Российской академии художеств 3. Церетели стал автором Мемориального комплекса на Поклонной горе и памятника Петру I в Москве.

Открылись художественные галереи, основой которых стали коллекции живописи, переданные крупнейшими мастерами в дар Москве и другим городам страны. Впервые за многие годы появились частные художественные галереи (галерея М. Гельмана и др.).

Возрождены традиции российского меценатства. На Родину вернулись художественные ценности, утраченные в годы революции и Великой Отечественной войны, в том числе фрагменты Янтарной комнаты из Екатерининского дворца в Царском Селе под Петербургом.

Серия художественных выставок ведущих музеев России была организована в США, крупнейших европейских странах.

Второе рождение переживает русское иконописное искусство. Росписи восстановленных в 90-е гг. храмов выполнены лучшими мастерами страны.

Средства массовой информации.

Радикальные перемены произошли в 90-е i г. в средствах массовой информации. Появились сотни новых газет и журналов.

Отечественные радиостанции, вещавшие до 90-х гг. лишь в УКВ-диапазоне, вышли на международные стандарты диапазона FM. Появились первые коммерческие радиостанции.

Были открыты первые частные телеканалы (REN TV, НТВ и др.). Практически во всех городах страны сформировалась система кабельного телевидения. Было создано Общественное российское телевидение, учредителем которого впервые выступило не только государство, но и частные лица и коммерческие структуры. Большое значение имеет деятельность телеканала «Культура», знакомящего зрителей с лучшими достижениями отечественной и мировой культуры.

Реальности XXI в. -- века информационного общества -- воплотились в развитии в России современных средств массовой коммуникации. Глобальной сетью Интернет в конце 90-х гг. пользовались около 4 млн. человек. Появились Интернет-кафе, позволившие пользоваться Интернетом тем, кто не имеет возможности приобрести персональный компьютер.

2. Традиционные религии в современной России

Кризис коммунистической идеологии на рубеже 80 -- 90-х п. вызвал бурный всплеск религиозных настроений в российском обществе. К середине 90-х гг., по данным опросов, до 34% взрослого населения страны считали себя верующими, а еще 35% колебались между верой и неверием.

Началось возрождение традиционных для России религий -- православия, ислама, буддизма, иудаизма. По всей стране развернулось восстановление и строительство храмов, мечетей, синагог, дацанов. В Москве всего за пять лет был восстановлен храм Христа Спасителя, построенный в XIX в. на деньги миллионов простых людей в память о великой победе в Отечественной войне 1812 г. Он стал символом духовного возрождения России. Большим спросом пользовалась религиозная литература, издававшаяся большими тиражами.

Возобновились массовые паломничества православных христиан и иудеев в Иерусалим, мусульман в Мекку.

Приобщение миллионов людей к религиозным ценностям происходило непросто. В Россию активно проникают опасные для психики и здоровья людей секты и течения. Их нередко называют тоталитарными за использование запрещенных приемов воздействия на людей, калечащих их морально и физически.

Таким образом, развитие отечественной культуры в 90-е и было противоречивым. Плодотворные перемены сочетались с трудностями и проблемами.

Новое здание в Москве

Документ

Из конституции Российской Федерации (1993 г.)

Статья 13.

В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.

Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.

Общественные объединения равны перед законом. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Статья 14.

Российская Федерация -- светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Исследование характера и особенности влияния различных внешних и внутренних факторов на развитие российской культуры в 90-х годах, государственная политика в дано сфере. История памятников и музыки данного периода. Этапы становления русского рока.

    презентация , добавлен 11.12.2013

    Проблемы соотношения культуры и цивилизации. Культура как источник будущих конфликтов. Внутренние коллизии - неизбежный спутник развития явлений культуры. Будущее по Хантингтону: основные гипотезы. Социальная роль культуры и культурная катастрофа XX века.

    реферат , добавлен 04.01.2012

    Общая характеристика социально–экономических условий и особенностей развития духовной культуры народов Центральной Азии. Влияние русской культуры на развитие народов Центральной Азии. Развитие просвещения, печати, духовной культуры киргизского народа.

    дипломная работа , добавлен 16.02.2010

    Идеология и опыт социалистического строительства в духовной и художественной культуре первых лет Советской власти; соцреализм. Великая Отечественная война в истории культуры; архитектура, мода. Культурная политика в период оттепели, застоя и перестройки.

    реферат , добавлен 06.05.2012

    Понятие культурологии. Содержание. Структура. Науки, составляющие основу культурологи и ее взаимосвязь с другими науками. Закономерности развития культуры. Культурная жизнь в стране в середине 60-х до перестройки. Культура в России конца ХХ века.

    контрольная работа , добавлен 25.01.2008

    Мировоззрение и нравственные аспекты жизни русского народа до принятия христианства. Русский менталитет и роль христианства в жизни людей Древней Руси. Православие как основной определяющий фактор культурно-исторического развития современной России.

    реферат , добавлен 12.07.2015

    Общие характеристики стран России и Испании. Основные национальные, традиционные и религиозные ценности стран. Выводы о различии двух стран в сферах традиции, национальной кухни и религии. Демографическая ситуация в Испании и Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 26.05.2015

    Кризис цивилизации и его последствия. Устойчивое развитие. Кризис и обратные связи. Конфликт культуры. Пути примирения. Экология культуры. Воссозданная панорама противоречивого взаимодействия современной цивилизации и культуры требует смыслового синтеза.

    реферат , добавлен 14.08.2004

    Стремление советского партийного аппарата к подавлению многообразия и созданию тоталитарной культуры. Доминирование метода социалистического реализма в художественной деятельности. Распространение западной культуры и постмодернизма в современной России.

    курсовая работа , добавлен 09.05.2011

    Определение российского менталитета как социологической категории. Основные черты характера русского народа. Условия формирования и развития менталитета русской культуры. Исторические, природно-географические особенности формирования менталитета в России.

Мы продолжаем публикацию материалов проекта «Глоссарий», подготовленного совместно с порталом «Твоя история» . В рамках проекта ведущие российские ученые, предприниматели, деятели культуры и общественные деятели попытались дать свое определение основным терминам и понятиям, в которых Россия осознает себя в последние четверть века.

Марина Давыдова, театральный критик и театровед, главный редактор журнала "Театр". Театр 90-х

90-е годы в «интеллигентской» среде принято вспоминать с ностальгией. Казалось бы, применительно к театру ностальгия должна быть особой. Действительно, это было десятилетие свободы, когда можно было творить, придумывать, пробовать, все было разрешено, цензура пала, казалось, что перед театром открываются какие-то удивительные горизонты.

Парадоксальным образом, по крайней мере, у меня такое ощущение, что 90-е годы стали провальным десятилетием для российского театра. Оказавшись в новых предлагаемых обстоятельствах, он завис между прошлым и настоящим, даже не между прошлым и будущим. Было видно, как он мучительно пытается найти какие-то свои пути. С одной стороны, вроде бы возникла идея театральной антрепризы - она возникла в 90-е годы, когда вдруг появилась идея о самоокупаемости театра, какие-то лекала, схемы, заимствованные на Западе, в основном, в Америке. Почему-то у нас Запад ассоциируется с Америкой. И когда потом попадаешь в любую европейскую страну, когда оказываешься в европейской реальности, то понимаешь, насколько европейская реальность отличается культурной сфере от американской. И это был такой период дикого капитализма в театре.

С другой стороны, уже тогда стали очевидны все недостатки того, что называется «русской репертуарной системой» - это большие, неповоротливые театральные коллективы, с раздутым штатом, с худруком, сидящим до скончания жизни, с невозможностью обновления, без новой крови.

В третьих, в 90-е годы - я вспоминаю их именно так, может быть, сгущаю краски - русский театр стал парадоксальным образом самым асоциальным театром за всю новейшую историю самого российского театра!

Если мы возьмем 60-е оттепельные годы, 70-е - Россия же была «театроцентричной» страной, театр очень многое определял здесь. Он стал субститутом церкви, гражданского общества, свободной прессы, он заменил собой очень многие отсутствующие в российской реальности вещи. Это происходило именно потому, что реальность была немного неестественной. А когда все это изменилось, когда появилась и свободная пресса, и парламент - плохой или хороший, но он появился! - какие-то общественные дебаты и Церковь начала заявлять свои права - миссионерская роль театра и то, что он заменял собой какие-то другие вещи - это улетучилось естественным образом, а он сам как-то не очень понимал, что ему делать, чем ему быть.

Он привык, что «поэт в России больше, чем поэт», театр - больше, чем театр. Он привык существовать в каких-то таких предлагаемых обстоятельствах, а они радикально изменились. И в общем и целом эта институция стала существовать как будто под каким-то куполом, отгородилась от реальности. Если европейский театр в те же годы всегда был частью гражданского общества, там всегда существовала очень прямая связь между реальностью и тем, что происходило на сцене, истоки жизни как таковой всегда пронизывали театральную жизнь, то у нас театр стал восприниматься обществом как место для эскапизма. 90-е годы были непростыми, многим приходилось просто выживать, и театр стал местом, куда прятались от реальности. И он себя таким и осознал: да, это - волшебный мир прекрасного.

Какое это «прекрасное», как оно подается - это уже другой вопрос, но в целом концепция театра как места, куда надо убегать от реальности, сложилась именно в 90-е годы. И она на самом деле для театра - с моей точки зрения - крайне опасна и вредна, вообще говоря.

У нас были богатые театральные традиции, были просто крупные личности, которые никуда не делись и продолжали творить - не могу сказать, что 90-е годы были абсолютным провалом в истории российского театра, совсем нет: я считаю, что Лев Абрамович Додин свои лучшие спектакли поставил именно в 90-е. Правда, за них российские критики его и «долбали», говорили, что он как-то неправильно представляет российскую реальность. А он как раз одним из первых попытался навести мосты между простой реальностью и театральной. В эти же годы случился прорыв, и курс ГИТиСа Фоменко стал фактически новым театром, и это была такая отрада для театральной Москвы. Хотя для меня как раз Фоменко, может быть, в самом прекрасном варианте, и воплощал идею «эскапистксого» театра, побега от реальности. Очень интересные эксперименты делал Анатолий Васильев, продолжали творить Кама Гинкас, Гета Яновская - нельзя сказать, что ничего не происходило, происходило много интересного. Но в целом было ощущение - во всяком случае, для меня - какой-то стагнации.

Не было никакой новой крови, потому что театр определяется не только мэтрами, которые продолжают в нем работать, но и тем, как часто появляются какие-то новые имена, новые тренды. В нормальном варианте вновь приходящее поколение должно существовать в каком-то полемическом задоре с предшествующим, «сбрасывать с парохода современности» его, ведь потом сбросят и их! Это нормально. Но ничего этого не происходило. Реальность была зафиксирована в каких-то границах, и она так более-менее существовала. Я помню, что, когда в самом конце 90-х - начале 2000-х, стали появляться первые спектакли Кирилла Серебренникова, «Центр драматургии и режиссуры», а потом стали уже этих молодых режиссеров ждать крупные театры столицы, казалось - ну, это случилось, произошло!

Свой первый фестиваль NET мы сделали в 1998-м году. Тогда же мы проводили конференцию с молодыми режиссерами Европы. Молодым людям, которые приехали к нам, было по 25-30 лет, они были уже людьми с каким-то послужным списком, с какими-то постановками за плечами на крупных сценах своих стран. Причем это были люди из самых разных стран, от Германии до Болгарии. А у нас самым молодым режиссером считался Сергей Женовач 40 лет! За ним вообще никого не существовало. Не было возможности поступления новой крови. И в том же 98-м году эти приехавшие люди спрашивали: «А у вас есть хоть один спектакль, посвященный чеченской войне?» И я помню свою внутреннюю реакцию, потому что не решались сказать это вслух: «Какой глупый и нелепый вопрос?! Зачем делать спектакли про чеченскую войну? Есть же газеты, журналы, телевидение - они про это расскажут. Но - театр? Он же не должен интересоваться такими сиюминутными вещами, он же про возвышенное, про духовное!» И дальше в моей личной жизни произошло вхождение в европейскую театральную реальность.

С одной стороны, она стала появляться здесь в виде театральных фестивальных спектаклей. С другой стороны - открылись границы во всех смыслах, мы сами стали много ездить, мы увидели, что, например, великая Ариана Мнушкина совершенно не брезгует этими «сиюминутными проблемами», и это не мешает ей делать великие спектакли вроде «Последнего караван-сарая».

Так что я считаю, что возникли какие-то отрадные тенденции - именно тенденции, потому что отдельные талантливые личности могут появляться в любой стране во все времена. А если говорить о трендах, то все отрадные тренды в театре стали появляться в начале нулевых годов. Для театра очень важно «среднее» поколение, поколение сорокалетних людей. Если вы перелистаете историю театра в 90-е годы, вы увидите, что это поколение было «вымыто». С одной стороны, не было совсем «молодых», но и поколение сорокалетних, если не считать Сережу Женовача, куда-то сгинуло. Кто-то эмигрировал, как Володя Мирзоев, потом вернулся, но кто-то вообще исчез в неизвестном для меня направлении, вроде Володи Космачевского. Кто-то, как Клим, пытался существовать в андеграунде, но российская реальность ему такой возможности не давала, потому что ничего кроме крупных репертуарных театров в нашей жизни не предполагалось. И эти люди, которые, на мой взгляд, могли как-то изменить театральный климат, исчезли. Потом некоторые из них попытались вернуться, но это была уже другая страница театральной истории.

А 90-е годы я все же вспоминаю в театральном смысле с какой-то печалью, хотя, повторяю, отдельные театральные «гурманские удовольствия» вроде «Шести персонажей в поисках автора», спектакля Анатолия Васильева, конечно же, тогда появлялись. Так что поразительным образом театр шел в противофазе со страной. В целом это было время свободы, открытости, каких-то поисков, инноваций, а в театре это было время такого затишья, нашего театрального застоя, время ожидания. Потом, по счастью, это все прорвалось, взорвалось начинаниями, но это было уже в начале нулевых, это была уже другая история.

История России ХХ - начала XXI века Милов Леонид Васильевич

§ 5. Российская культура в 1990-е годы

Новые условия развития культуры. На развитие российской культуры в 90-е гг. большое влияние оказывали сложные процессы, происходившие в экономической, социальной и политической сферах. Государственное регулирование культурной жизни осуществлялось прежде всего на базе «Основ законодательства Российской Федерации о культуре», утвержденных в 1992 г. Документ определяет, что к обязанностям государства в области культуры относятся: разработка и осуществление федеральных государственных программ сохранения и развития культуры, создание условий для развития национальных культур РФ, обеспечение доступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей и благ, обеспечение свобод и самостоятельности всех субъектов культурной деятельности, создание условий для самореализации талантов, сохранение памятников истории и культуры, ведение статистики культуры, деятельность по преодолению монополии в области культуры.

Специальные акты (законы, указы, постановления) конкретизировали политику в отдельных областях культуры. В 1990-е гг. были приняты Законы «О библиотечном деле», «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации»; Федеральные государственные программы сохранения и развития культуры и искусства (на 1993–1996 гг., на 1997–1999 гг., на 2001–2005 гг.). Однако острейшим вопросом оставалось выполнение государством обширного перечня взятых на себя обязательств, их ресурсное обеспечение, создание организационных и правовых механизмов их реализации на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

В 1990-е гг. произошли коренные изменения в сфере управления культурой. Если ранее монопольную роль здесь играло государство, то теперь в центре внимания - активизация внутренних сил культуры, усиление самоорганизации культурных процессов. Речь идет о преодолении жестких рамок контроля административной системы, бюрократических традиций, о повышении автономности учреждений культуры и ее создателей при усилении контроля со стороны гражданского общества. В этой связи выделяют следующие принципы современной культурной политики. Во-первых, принцип проблемно-целевой ориентации культурной политики, предполагающий решение проблем в определенной сфере культуры, а также вопросов, касающихся социально-культурной деятельности конкретных групп и категорий населения. Во-вторых, принцип самоорганизации культурной жизни. В-третьих, принцип обеспечения многообразия, полифоничности социально-культурной жизни, который предполагает многосубъектность социокультурной деятельности, альтернативность проектов, программ, концепций, идей.

Практическая реализация целей и принципов культурной политики в современной России сталкивается с большими трудностями. Следует отметить значительную сложность происходящих в российской культуре изменений. Положительные перемены противоречивы и зависят от ее освобождения от идеологического диктата, приобретения художниками невиданной ранее свободы творчества, усиления интенсивности культурного обмена, децентрализации управления процессом создания, распространения и потребления духовно-культурных ценностей. Констатация позитивных перемен не снимает вопроса о кризисном состоянии культуры, выражающемся в информационной и культурной изоляции ряда регионов, ухудшающемся состоянии материальной базы культуры и сохранности памятников, музейных экспонатов и архивных фондов, сокращении кадрового потенциала и оттоке работников в другие сектора, миграции за рубеж. Следствием реформ стало отчуждение многих людей от богатств национальной культуры, утрата контроля над важными процессами в этой сфере.

Еще в 1992–1993 гг. ассигнования на культуру были невелики. Однако ситуация радикально изменилась в середине 1990-х гг., когда произошло обвальное сокращение бюджетного финансирования социально-культурной сферы. В 1995 г. объем финансирования культуры уменьшился на 40 % по сравнению с 1994 г., а в 1996 г. - на 43 % по сравнению с 1995 г. Из-за секвестрования федерального бюджета в 1996 г. средств на культуру выделено 42 % от запланированных, а в 1997 г. - только 40 %. В 1998 г. реальные расходы бюджета (с учетом инфляции) на социально-культурную сферу и науку по сравнению с предшествующим годом снизились в 2,2 раза. Только в 1999 г., по свидетельству вице-премьера В. И. Матвиенко, впервые культура была профинансирована на 100 %, а федеральные программы - на 90 %. Не выглядела оптимистично и динамика бюджетных расходов: в 1996 г. ассигнования на культуру и искусство составили 0,83 %, а в 2000 г. - 0,55 % от бюджета. Установленные законом нормативы бюджетных расходов на культуру (2 %) на федеральном уровне не только не выдерживались, но и уменьшались. Резко ухудшилось материальное положение работников образования, науки и культуры, что повлекло падение престижности их профессий.

Образование и наука. Скудость финансирования (в 2000 г. - 40 % от уровня 1991 г.) предопределила кризисное состояние системы образования. В 1992 г. был принят Закон «Об образовании», согласно которому уровень обязательного школьного образования был понижен до 9 классов. Конкурсный отбор в десятый класс оставил за пределами школы многих ребят - в 1995 г. их оказалось 1,5 млн человек. И хотя впоследствии указом президента конкурс был отменен, негативные последствия предыдущего решения преодолеть не удалось. Ухудшение экономического положения значительных социальных слоев сократило возможности получения образования их детьми. Вместе с тем появились дополнительные, как правило, платные образовательные услуги, открылись платные школы, гимназии, лицеи.

Пыталась адаптироваться к новым условиям и высшая школа. С 1992 по 2000 г. число государственных вузов выросло с 535 до 590. Особенно популярными были «рыночные» профессии: экономист, финансист, менеджер, юрист. Подготовку по этим и некоторым другим специальностям вели прежние и новые негосударственные, преимущественно коммерческие, вузы. Их число с 1993 по 2000 г. увеличилось с 78 до 349. Однако в целом в 1992–1995 гг. общее количество студентов было меньше, чем в советское время, составляя в среднем чуть более 2,6 млн в год (1991 г. - 2,8). К 2000 году численность студентов уже превысила 4 млн.

В Законе 1992 г. проводились идеи деидеологизации и вариативности образования. Утверждение этих принципов шло противоречиво. Деидеологизация образования часто сводилась к замещению коммунистической идеологии, которая господствовала в советской школе, либеральной в ее крайне упрощенном, вульгаризованном виде. Вариативность же оказалась средством размывания общегосударственного стандарта. Появились сотни новых учебников и учебных пособий, прежде всего по гуманитарным дисциплинам, которые внедрялись в учебный процесс без должной предварительной апробации. Многие содержавшиеся в них идеи получили неоднозначную оценку научной и педагогической общественности.

К началу нового тысячелетия сформировались представления об основных направлениях модернизации всей системы образования в России. Ее цель - осуществить переход на сопоставимую с мировой систему показателей качества и стандартов образования всех уровней. Школа станет двенадцатилетней: десять классов обязательны для всех, два последних - профильное образование. Начинать учиться дети будут в 6 лет, а в 16 - получать аттестат зрелости. После этого ученик должен определиться - идти в профтехучилище или продолжать образование в старшей профильной школе. Переход на «двенадцатилетку» планируется к 2006/07 учебному году. Полностью будет изменена система сдачи выпускных и вступительных экзаменов. Их заменит единый государственный экзамен (ЕГЭ), который будет проводиться вне стен вуза. Существенные изменения претерпят и принципы финансирования вузов: каждый потенциальный студент должен получить Государственное индивидуальное финансовое обязательство (ГИФО), сумма которых и определит масштабы финансирования вуза в зависимости от его востребованности и популярности. В 2002 г. в эксперименте по введению ЕГЭ приняли участие 17 регионов вместо 5 в 2001 г. Началась и апробация механизма ГИФО.

1990-е гг. были очень трудными для отечественной науки. Резкое сокращение инвестирования в фундаментальные исследования и НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) оказало негативное влияние на состояние как естественных, так и гуманитарных наук. Численность работающих в научно-технической сфере сократилась более чем в 2,5 раза - с 2,1 млн человек в 1990 г. до менее 800 тыс. в 2000 г. До критического уровня снизился приток в науку молодых специалистов: ныне средний возраст докторов наук - более 60 лет, кандидатов приближается к 55. Свыше 50 тыс. ученых (прежде всего математиков, физиков, химиков, биологов) были вынуждены покинуть Россию и работать в других странах. Сократилось обновление материально-технической базы науки, ее информационное обеспечение. Согласно принятому в 1996 г. Закону «О науке и государственной научно-технической политике», расходы на науку гражданского назначения должны составлять не менее 4 % расходной части бюджета, однако добиться этого не удалось. В этих условиях утверждается представление о том, что приоритетному финансированию подлежат те отрасли науки, в которых Россия уже занимает признанные в мире позиции, а также сферы, способные обеспечить технологический прорыв в отечественной экономике. На это направлена реализация таких федеральных начинаний, как «Российская космическая программа», Программа конверсии, «Электронная Россия». Признанием достижений российской науки явилось награждение Нобелевской премией известного физика академика Ж. И. Алферова.

Проблемы духовного развития общества. Кардинальные социально-политические и экономические изменения, произошедшие с конца 1980-х гг., создали сложную ситуацию в области духовного развития общества. Социологи констатируют глубокий социокультурный кризис российского общества. Он характеризуется распадом привычной картины мира, социальных и культурных ценностей, дестабилизацией социального положения людей и общественных структур, что ведет к конфликтам различных ценностных систем. В чем проявился этот кризис?

Во-первых, в утрате прежнего социалистического и коммунистического идеала, который - при всех оговорках - формировал картину мира советского человека. После 1991 г. путь, пройденный страной в XX в., все чаще трактовался как ошибочный и тупиковый, что ставило под сомнение смысл жизни многих людей. В то же время идея «демократических реформ» по западному образцу показала неспособность выступать в качестве долговременного объединяющего идеала, тем более что первые годы экономических и политических преобразований многим не позволил ощутить преимущества радикальной смены общественного строя. Негативное влияние на сознание оказывал и распад исторического Российского государства, фактическая утрата страной статуса великой державы, которым ранее было принято гордиться.

Во-вторых, наблюдался нравственный кризис большей части общества. Смещались понятия добра и зла, долга, чести, совести; притуплялись чувства стыда, сострадания, любви, дружбы, товарищества.

Уходит в прошлое тип нравственности, связанный с коллективизмом, со стремлением быть полезным обществу. Одновременно выросла значимость индивидуалистических ценностей эгоистической направленности. Размывалось представление о такой прежде фундаментальной ценности, как труд. Происходящие перемены деформировали нравственность и социальную ориентацию людей, что нашло отражение в изменении престижа профессий. Ученый, инженер, летчик, врач, учитель уступали место банкиру, предпринимателю, охраннику, шоумену, даже проститутке. «Привлекательность» второй группы профессий была связана с видимой возможностью быстро и легко заработать деньги, демонстрировать стандарты высокого уровня потребления. Еще более в общественном сознании девальвировалась такая ценность, как социальная справедливость. Пренебрежение ею со стороны советской партийно-государственной бюрократии не выдерживало сравнения с возможностями «новых русских» и «олигархов».

О кризисе культуры свидетельствовало также размывание представлений о социально допустимых нормах поведения. На практике это вело к вседозволенности, на фоне которой развивались различные формы преступности - от мелкого хулиганства и наркомании до организации криминальных сообществ и заказных убийств.

Отсутствие общего идеала, кризис ценностей вызывали озабоченность у российской правящей элиты. В 1996 г. российский президент призвал активизировать работу по поиску национальной идеи для современной России. Задача эта, однако, не решена и поныне.

Уход от авторитарной системы управления и организации духовной жизни способствовал формированию целой системы субкультур, т. е. «культуры в культуре», имеющей свои четко очерченные границы знаний, норм, ценностей, представлений, вкусов, идеалов, традиций. Социологи выделяют несколько основных субкультурных систем в России 90-х гг. Это - «высокая» интеллигентская культура, развивающая историческую традицию русской национальной элитарной культуры; «советская» культура, продолжающая традицию минувших десятилетий и основанная на совокупности ценностей, образов, символов старшего и среднего поколений; западная культура либеральных ценностей, социокультурного индивидуализма и экономической независимости, охватывающая значительную часть молодежи, предпринимателей и интеллигенции; маргинальная субкультура социальных низов.

Определенное консолидирующее влияние в 1990-е гг. оказывало распространение религиозных взглядов. Отказ от идеологии воинствующего атеизма во второй половине 1980-х гг. значительно повысил воспитательную, мировоззренческую и социальную роль церкви. Утвердилась практика соблюдения прав верующих и атеистов в конституционных рамках светского государства. Ведущие политические партии и движения, включая КПРФ, демонстрируют лояльное, уважительное отношение к религии. Можно утверждать, что атеистический экстремизм прошлых лет был преодолен, и российское общество постепенно восстанавливает историческую преемственность в духовнорелигиозной сфере. Принятие Закона «О свободе совести и религиозных объединениях» в 1997 г. укрепило правовую базу деятельности церкви в стране. Численность зарегистрированных религиозных организаций увеличилась в 3,5 раза: с 4846 (1992 г.) до 17 427 (2000 г.).

В этих условиях повысился уровень религиозности населения. Особенно интенсивно его повышение происходило в 1988–1992 гг. С середины 1990-х гг. тенденция роста уровня религиозности потеряла былые темпы, а в конце десятилетия он стабилизировался. По данным социологов, соотношение религиозного и нерелигиозного населения составляет примерно 2:1. Если же разделить верующих по конфессиям, то соотношение групп будет следующим. Из каждых 100 граждан России 29 - люди неверующие, 49 - считают себя православными, 8 - последователями ислама, 2 - последователи других конфессий, 12 - верят «по-своему» и не считают себя последователями какой-либо конфессии. Однако уровень реальной религиозности оценивается по-разному. В то же время церковь рассматривается в качестве важного традиционного исторического института, оказывающего стабизирующее воздействие на общество.

Огромная роль в формировании духовного климата в обществе принадлежит средствам массовой информации (СМИ). За годы реформ кардинально изменились функции СМИ. Стали иными структура периодических изданий, их объем, содержание, политическая и информационная направленность. В 1990–1999 гг. число газет увеличилось с 4808 до 5535 наименований. Но одновременно разовый тираж уменьшился с 166 до 104 млн экземпляров, годовой же тираж сократился в 5,4 раза. Для большинства семей выписка и покупка периодики стала недоступной. Крайне ограниченным стало поступление журналов и газет в библиотеки, школы, вузы, научно-исследовательские институты и учреждения культуры. Аналогичные изменения претерпело производство журнальной продукции.

Заметно выросла роль телевидения, в информационное пространство которого включено большинство населения России. В 1990-е гг. появились новые общероссийские каналы, сложилась сеть региональных телекомпаний, стал необычайно широким диапазон информационных и развлекательных передач. Ныне в обществе превалируют две основные точки зрения на роль СМИ. Одна рассматривает их как орган власти, другая - как орган гражданского общества. Отсюда в оценке их деятельности присутствует двойной стандарт, в основе которого - сложное взаимодействие между двумя основными функциями.

Утверждение свободы слова в СМИ происходило не всегда безболезненно. Их порой бросающаяся в глаза ангажированность, резкий переход к полифоническому изложению событий, многоголосице в оценке фактов, тяготение к сенсационности или, наоборот, к замалчиванию событий оказывали негативное влияние на общественное сознание, формировали скептическое отношение к СМИ. Право на свободу слова часто вступало в противоречие с правом на получение правдивой информации.

Художественное творчество в России. Сложные, многоплановые процессы происходили в российском искусстве, в сфере художественного творчества. К числу их наиболее зримых черт 1990-х гг. можно отнести коммерциализацию, отсутствие идеологических, а порой и нравственных ограничений, огромное влияние западной массовой культуры.

Вместе с тем последнее десятилетие XX столетия прошло под знаком возвращения художественных произведений, ранее недоступных или малодоступных российским гражданам. Этому способствовало и бурное развитие частного книгоиздания. На прилавках появились ранее запрещавшиеся произведения выдающихся русских писателей, поэтов, мыслителей - А. Ахматовой, М. Цветаевой, П. Васильева, В. Набокова, М. Булгакова, А. Солженицына, И. Бродского, В. Максимова и многих других. Российские читатели получили возможность познакомиться с произведениями мировой литературы, которые раньше в стране не издавались. Новые газеты и журналы были рассчитаны на самые разные вкусы. Восстанавливали связи с Россией ранее покинувшие ее деятели культуры. Огромную работу по сохранению культурного наследия, возвращению утраченных в разные годы произведений отечественного искусства проводил Российский фонд культуры.

В литературе продолжалось развитие отечественных реалистических традиций. В этом направлении продолжили свое творчество В. Астафьев, В. Распутин, М. Алексеев, Ю. Бондарев, Г. Бакланов и др. В то же время большую популярность приобрели писатели, работающие в постмодернистской манере. В числе наиболее читаемых - В. Войнович, А. Битов, Т. Толстая, Д. Пригов, В. Пелевин, В. Пьецух, Е. Попов, Л. Петрушевская. Для приверженцев этого направления характерен отказ от социальности и морализма. На первый план выдвигается эстетическое значение литературы, при этом авторы скептически относятся к возможности общественного идеала. В числе признаков этой «литературной» литературы называют: несущественность места действия, социальной принадлежности персонажей, афористичность текста произведения, отсутствие определенной идеи и пронизывающую все произведение иронию.

Новые экономические реалии оказали заметное влияние на развитие российского кинематографа. Отсутствие государственной поддержки привело к резкому сокращению выпуска фильмов. Если в 1991 г. было снято 178 кинокартин, то в 1995 г. - лишь 46. Это привело к тому, что в 1990-е гг. на российском кинорынке доминировали американские ленты. И опытные, и начинающие российские режиссеры столкнулись с проблемой экономической эффективности кино. Коммерциализация этого вида искусства оказала влияние прежде всего на его проблематику и стилистику. Если «криминально-детективные» особенности 1990-х гг. нашли на экране достаточно «красочное» отражение, то вопрос о положительном «герое нашего времени» остается открытым. В отечественном же кинематографе значительный резонанс получили фильмы режиссеров Н. Михалкова, П. Лунгина, В. Тодоровского, А. Рогожкина, Э. Рязанова, С. Бодрова-старшего, В. Хотиненко. В стране стал ежегодно проводиться Всероссийский кинофестиваль «Кинотавр» в Сочи, а в конце 1990-х гг. возродился Международный московский кинофестиваль. Во второй половине 1990-х гг. бурное развитие получили отечественные телесериалы, не отличающиеся большим тематическим разнообразием.

Получило дальнейшее развитие музыкальное искусство. С одной стороны, ценители классики имели возможность посещать концерты выдающихся дирижеров и исполнителей симфонических произведений, оперных и балетных спектаклей. С другой стороны, 1990-е гг. стали временем бурного развития новой молодежной музыкальной культуры, отличающейся большим стилевым разнообразием и охватом самой широкой аудитории.

В 1990-е гг. появилось много ярких театральных постановок. Наряду с известными театральными коллективами появились новые театры, студии. Возродились спектакли-антрепризы. Зрителя чаще привлекали оригинальные режиссерские решения, игра старых и новых театральных «звезд». Многообразие форм, стилей и тем было присуще также изобразительному искусству. В целом развитие культуры отразило в себе незавершенность и противоречивость российских преобразований 1990-х гг. Перспективы духовного и культурного прогресса страны напрямую зависят от успеха начатых реформ.

Из книги История. История России. 11 класс. Базовый уровень автора

§ 37. РОССИЙСКАЯ КУЛЬТУРА Новые измерения культуры. Процесс глобализации, обусловленный бурным развитием современных информационных технологий и коммуникаций, всё глубже проникал в общественную жизнь, включая сферу культуры. Многие философы и культурологи

автора Киселев Александр Федотович

§ 21. ЭКОНОМИКА, ТЫЛ И КУЛЬТУРА В ГОДЫ ВОЙНЫ Мобилизация экономики на разгром врага. 30 июня 1941 г. Совнарком СССР принял мобилизационный план перестройки экономики на военный лад. Началась эвакуация на восток из западных и центральных районов страны промышленности и

Из книги История России. XX – начало XXI века. 11 класс. Базовый уровень автора Киселев Александр Федотович

§ 37. РОССИЙСКАЯ КУЛЬТУРА Новые измерения культуры. Процесс глобализации, обусловленный бурным развитием современных информационных технологий и коммуникаций, все глубже проникал в общественную жизнь, включая сферу культуры. Многие философы и культурологи

Из книги История России. XVII–XVIII века. 7 класс автора Киселев Александр Федотович

Из книги История России. XX – начало XXI века. 9 класс автора Киселев Александр Федотович

§ 8. РОССИЙСКАЯ КУЛЬТУРА В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX в Образование и просвещение. Согласно Первой Всероссийской переписи 1897 г., доля грамотных людей в России составила 21,2 %. Однако это средние цифры. По отдельным регионам и слоям населения они колебались. Среди мужчин грамотных

Из книги История России. ХХ – начало XXI века. 9 класс автора Киселев Александр Федотович

§ 8. РОССИЙСКАЯ КУЛЬТУРА В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX в Образование и просвещение. Согласно Первой Всероссийской переписи 1897 г., грамотных людей в России было 21,2 %. Отмечалось, что грамотных мужчин в два раза больше, чем женщин. Среди горожан грамотных было 45 %, среди сельских

Из книги История России. XVII-XVIII века. 7 класс автора Киселев Александр Федотович

Глава 6 МНОГОНАЦИОНАЛЬНАЯ РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ. КУЛЬТУРА

Из книги Англия. История страны автора Дэниел Кристофер

Тэтчер у власти, 1979–1990 годы Миссис Тэтчер стала первой в Великобритании женщиной - премьер-министром. Под ее руководством партия консерваторов трижды одержала уверенную победу на выборах: в 1979,1984 и 1987 году. И именно ее система взглядов определила развитие страны в 1980-х

Из книги Япония: история страны автора Теймс Ричард

ГЛАВА 10. Интернационализация и идентичность, 1973-1990-е годы За два десятилетия после «нефтяного шока» 1973 года в структуре японской экономики произошли серьезные изменения, энергоемкие тяжелые отрасли эпохи суперроста (сталелитейная и химическая промышленность) уступили

Из книги СССР. Жизнь после смерти автора Коллектив авторов

Из книги Гибель «Армии Власова». Забытая трагедия автора Поляков Роман Евгеньевич

Всесоюзная Вахта Памяти 1990 года 15-22 августа 1990 г Для участия во Всесоюзной вахте памяти 1990 г. в Новгородскую область клубом «РИФ» была направлена группа из 8 человек под руководством П. Савилова.Поездом добрались до Ленинграда, электричкой до ст. Чудово, на автобусе до д.

Из книги Санкт-Петербург. Автобиография автора Королев Кирилл Михайлович

Взгляд из Москвы: записки иммигранта, 1990-е годы Кирилл Королев Противостояние двух столиц – неотъемлемая черта российской истории на протяжении вот уже трех столетий. Это противостояние проявлялось и проявляется во всем – в политической и хозяйственной жизни, в

Из книги Гордиев узел Российской империи. Власть, шляхта и народ на Правобережной Украине (1793-1914) автора Бовуа Даниэль

Российская одержимость и польское противодействие: 1875 – 1888 годы Процесс поглощения имений был ускорен серией произвольных административных и правовых решений. Однако было бы ошибкой считать, что эта тихая война, сопровождавшаяся бюрократическими манипуляциями,

Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

Тема 54 Российская культура в начале XX в. ПЛАН1. Социально-исторические условия.1.1. Новый этап в развитии цивилизации: Экономика. – Социальное развитие. – Политические процессы. – Национальное самосознание.1.2. Новый этап в развитии культуры.1.3. Особенности художественной

Из книги История автора Плавинский Николай Александрович

Из книги Курс отечественной истории автора Девлетов Олег Усманович

11.3. Внешняя политика России в 1990-е годы Распад СССР оказал огромное влияние на систему международных отношений. Окончание «холодной войны» положило конец многолетнему противостоянию двух систем. Россия заняла место, принадлежащее СССР, в Совете Безопасности ООН.

Каждое десятилетие XX века в глазах обычного гражданина окрашено в какие-то свои цвета, переливающиеся множеством оттенков. Двадцатые-тридцатые для кого-то - время пятилеток, энтузиазма и межконтинентальных авиаперелетов, для других оно омрачено массовыми репрессиями. Сороковые рифмуются с «роковые», они окрашены белизной седины и бинтов черным дымом и оранжевым пламенем горящих городов. Пятидесятые - целина и стиляги. Шестидесятые - спокойная, но небогатая жизнь. Семидесятые - тертые кирпичом джинсы-клеш, хиппи и сексуальная революция. Восьмидесятые - кроссовки, штаны-«бананы» и «Феличита». А потом началась кошмарная жизнь в России. В 90-е годы выжить было непросто. Вот на них и остановимся.

Иллюзии

Десятилетие принято отсчитывать с первого года. Например, 1970-й относится еще к шестидесятым. Поэтому первым в этой жутко-интересной эпохе считается год распада (или развала) Советского Союза. После того, что случилось в августе 1991 года, о главенствующе-руководящей роли КПСС и речи идти не могло. Стало невозможным плавное соскальзывание к рынку, характерное для многих мировых экономик после краха социалистической системы (как, например, в Китае). Но его почти никто и не хотел. Люди требовали перемен - и немедленных. Жизнь в России в 90-е годы начиналась с иллюзии того, что стоит сделать маленький шажок, и страна заживет так как же шикарно, как и процветающий Запад, ставший для большинства населения образцом во всем. Мало кто представлял себе глубину лежащей впереди пропасти. Казалось, что Америка прекратит «валять дурака», поможет советом и деньгами, и россияне вольются в число «цивилизованных народов», ездящих на дорогих автомобилях, живущих в коттеджах, носящих престижную одежду и путешествующих по всему миру. Так получилось, но не у всех.

Шок

Мгновенный переход к рынку вызвал потрясение (англ. The Shock). Это психологическое явление было названо «шокотерапией», но к лечебным процессам никакого отношения не имело. Освобожденные цены в 90-е годы начали расти в разы стремительнее, чем доходы большей части населения. Вклады Сбербанка потеряли свою ценность, про них чаще всего говорили, что они «пропали», но законы сохранения материи действуют и в экономике. Ничего не исчезает, в том числе и деньги, которые просто сменили своих владельцев. Но сберкнижками дело не ограничилось: с лета 1992 года началась приватизация всей народной собственности. Юридически этот процесс был оформлен как бесплатная раздача десятитысячных чеков, за которые формально можно было приобрести акции предприятий. На деле этот метод страдал важным пороком. Так называемые «ваучеры» массово скупили те, кто имел на это средства и возможности, и вскоре заводы, фабрики, колхозы и другие субъекты советского хозяйствования перешли в частные руки. Рабочим и крестьянам опять ничего не досталось. Это никого не удивило.

Политические изменения

В 1991 году американские корреспонденты в кабинете бывшего президента СССР (в тот момент уже робко удалившегося) выражали радость по поводу победы над «империей зла» громкими криками «вау!» и тому подобными возгласами. У них были основания считать, что единственный в мире противовес всепланетному господству США успешно устранен. Они считали, что после и Россия вскоре исчезнет с карты, она распадется на легкоуправляемые извне клочки, населенные деморализованным сбродом. Хотя большинство субъектов РСФСР (за исключением Чечни и Татарстана) выразили желание остаться в составе общего государства, деструктивные тенденции наблюдались вполне ясно. Внутренняя политика России в 90-е годы была сформулирована президентом Ельциным, призвавшим бывшие автономии брать суверенитета столько, сколько им захочется.

Сумрачные реалии способны были обратить в сепаратиста самого ярого сторонника единства. Расстрел из башенных орудий танков здания Верховного Совета (октябрь 1993 года), многочисленные жертвы, арест делегатов и прочие обстоятельства, способствующие расцвету демократии, не вызвали никаких возражений со стороны зарубежных партнеров. После этого была законодательно оформлена Конституция РФ, в целом с вполне приемлемым текстом, но ставящая нормы международного права выше национальных интересов.

Да, еще Парламент теперь состоял из двух палат, Совета Федерации и Государственной думы. Совсем другое дело.

Культура

Ничто так не характеризует атмосферу эпохи, как духовная жизнь России. В 90-е годы государственное финансирование культурных программ было свернуто, взамен ему широкое распространение получило спонсорство. Пресловутые «малиновые пиджаки» в паузах между отстрелом и подрывом себе подобных выделяли средства на проекты, соответствующие их вкусам, что, безусловно, отразилось на качестве кинематографа, музыки, литературы, театральных постановок и даже живописи. Начался отток талантливых деятелей за рубеж в поисках лучшей жизни. Вместе с тем свобода выражения мнения имела и положительную сторону. Широкие народные массы осознали целебную роль религии вообще и Православия в частности, строились новые храмы. Некоторые деятели культуры (Н. Михалков, В. Тодоровский, Н. Цискаридзе, Н. Сафронов, умудрялись и в это сложное время создавать истинные шедевры.

Чечня

Развитие России в 90-е годы было осложнено масштабным внутренним вооруженным конфликтом. В 1992 году Республика Татарстан никак не хотела признавать себя федеративной частью общей страны, но этот конфликт удалось удержать в мирных рамках. Иначе сложилось с Чечней. Попытка решения вопроса силовыми методами переросла в трагедию национального масштаба, сопровождающуюся терактами, захватами заложников и боевыми действиями. Фактически на первом этапе войны Россия потерпела поражение, документально признав его в 1996 году заключением Хасавюртского соглашения. Этот вынужденный ход дал только временную отсрочку, в целом ситуация грозила перейти в неуправляемую фазу. Лишь в следующем десятилетии в ходе второй фазы военной операции и после хитроумных политических комбинаций удалось устранить опасность развала страны.

Партийная жизнь

После отмены монополии КПСС наступило время «плюрализма». Россия в 90-е годы 20 века стала многопартийной страной. Самыми популярными общественными организациями, появившимися в стране, считались ЛДПР (либеральные демократы), КПРФ (коммунисты), «Яблоко» (выступали за частную собственность, рыночную экономику и всевозможную демократию), «Наш дом - Россия» (Черномырдин со сложенными «домиком» ладошками, олицетворяющий истинную финансовую элиту). Еще был «Демократический выбор» Гайдара, «Правое дело» (как ясно из названия - противоположность левым) и еще десятки партий. Они объединялись, разъединялись, конфликтовали, спорили, но, в общем-то, внешне мало отличались одна от другой, хотя и разнообразили в России в 90-е годы. Все обещали, что скоро будет хорошо. Народ не верил.

Выборы-96

Задача политика состоит в создании иллюзий, этим он отличается от настоящего государственного деятеля, но в то же время сходен с кинорежиссером. Эксплуатация зримых образов является излюбленным приемом тех, кто стремится овладеть душами, эмоциями и голосами избирателей. Коммунистическая партия умело эксплуатировала ностальгические настроения, идеализируя советскую жизнь. В России в 90-е годы достаточно широкие слои населения помнили лучшие времена, когда не было войны, не стоял с такой остротой вопрос добывания хлеба насущного, как таковые отсутствовали безработные и т. п. Лидер КПРФ обещавший все это вернуть, имел все шансы стать президентом России. Как ни странно, этого не произошло. Очевидно, народ все же понимал, что возврата к социалистическим порядкам все равно не будет. пройдена. Но выборы проходили драматично.

Конец девяностых

Пережить девяностые в России и других постсоветских странах было нелегко, и удалось это не всем. Но все рано или поздно заканчивается. Подошла к концу и и хорошо, что смена курса прошла бескровно, не сопровождаясь одной из страшных междоусобиц, которыми так богата наша история. После долгой стагнации начала возрождаться, пока робко и медленно, экономика, культура и духовная жизнь. России в 90-е годы досталась очень болезненная и опасная для всего государственного организма прививка, но страна выдержала ее, хоть и не без осложнений. Бог даст, урок пойдет впрок.