Страны центральной азии краткое содержание. Курсовая работа Россия и США: интересы в Азии

Государства Центрально-Азиатского региона.

Регион Центральной Азии, до революции 1917 г. называвшийся Туркестаном, а в советское время – Средней Азией, объединяет 5 южных республик бывшего СССР к востоку от Каспийского моря – Казахстан, Узбекистан, Туркмению, Таджикистан и Киргизию. Общая площадь региона – 4 млн кв. км. Общая численность населения – 56 млн чел. С севера он примыкает к России, на юге и юго-востоке граничит с Ираном, Афганистаном и Китаем. Страны региона объединяют следующие главнейшие особенности:

1. Этническое и культурно-религиозное родство. Коренные этносы этих стран сложились в основном в результате смешения тюркских и ираноязычных племен, а также европеоидной и монголоидной рас. Поскольку в древности и в средние века Центральная Азия была ареной завоеваний более могущественных держав и народов (начиная с древнего Персидского царства, Александра Македонского и гуннов и кончая арабами, монголами и турками-сельджуками), а также одним из магистральных путей Великого переселения народов, на формирование ее современных этносов наслоилась сложная смесь различных влияний.

Все они объединены мусульманской религией (исламом), принесенной в регион арабами, причем титульные нации всех 5 республик исповедуют ислам суннитского толка. Арабы оказали определяющее влияние и на начальный этап формирования культуры и письменности этих народов. Эти факторы оказали решающее воздействие на их дальнейшее культурно-историческое развитие, формирование национальных традиций и уклада жизни.

Вместе с тем, такая общность отнюдь не устраняет племенные и межэтнические раздоры, отголоски которых сохраняются по сей день (наиболее натянутые отношения существуют между узбеками и киргизами).

2. Полиэтничность стран региона. Проведенное после революции в 20-х годах национально-территориальное размежевание было в значительной степени условным, и хотя титульные нации составляют, как правило, большинство населения в своих республиках, практически в каждой из них проживают крупные (порой численностью 1–2 млн) и компактные диаспоры соседних народов. И этот фактор местами еще более осложняет межэтнические отношения.

3. Страны этого региона традиционно были наиболее отсталыми в социально-экономическом развитии среди национальных окраин бывшей Российской империи и затем СССР. До революции русское влияние вообще было весьма слабым, выражаясь лишь в присутствии русских войск и в имперской администрации – и то последняя была установлена лишь в части региона, непосредственно включенной в состав империи (Туркестанское генерал-губернаторство), тогда как в Хивинском ханстве и Бухарском эмирате, властители которых признали себя вассалами русского императора, было сохранено автономное местное управление. Что касается культурного развития, то, несмотря на древнюю культуру отдельных народов (узбеков, таджиков), она была достоянием очень узкого верхнего слоя: по общему же уровню грамотности народы Туркестана занимали последние места в империи, ниже их стояли лишь малые народности Крайнего Севера.



В советское время влияние метрополии значительно усилилось, выразившись прежде всего в ускорении экономического развития. Были заложены основы промышленности, проложены сети железнодорожного транспорта. Однако, несмотря на вложения больших средств, регион оставался по преимуществу дотационным, уровень жизни в нем искусственно «подтягивался» за счет постоянных вливаний из союзного бюджета.

И хотя индустриальное развитие привело к сильному притоку русского населения (оседавшего, как правило, в городах), а русский язык стал обязательным для изучения, в своей основе русские оставались чужеродным элементом. Оказав мощное влияние на промышленное развитие Средней Азии, осуществив ликвидацию неграмотности и создав сеть учебных заведений (в том числе и высших), они мало изменили культурные и социально-бытовые традиции ее народов. Хотя исчезли наиболее варварские пережитки старины и произошла определенная европеизация бытовых отношений, все это было весьма поверхностным: глубинные корни национального уклада и психологии повсеместно сохранились. Этническая ассимиляция русских с коренным населением через смешанные браки была довольно незначительной. Все это, в свою очередь, предопределило незавидную участь русских в процессе и после распада Советского Союза и к массовой волне миграций и беженства на историческую родину.

Экономическая отсталость привела все страны Центральной Азии к тяжелому положению после распада СССР. Лишившись привычных союзных дотаций, они были вынуждены искать пути выхода из кризиса собственными силами. И до сих пор в них сельское население преобладает над городским, крупных городов немного, с населением более миллиона – всего 2: Ташкент и Алма-Ата. Полупустынный ландшафт и засушливый климат требуют больших затрат на орошение полей.

Что касается социальных отношений, то в странах региона до сих пор сохраняются клановые и родоплеменные традиции, элементы патриархального уклада жизни, особенно в сельских кишлаках (в частности, приниженное положение женщины). И хотя все 5 республик являются светскими государствами и последовательно борются с исламским фундаментализмом, национальные традиции остаются в силе.

4. В отличие от большинства республик бывшего СССР, охваченных демографическим кризисом, в странах Центральной Азии сохраняется традиционная для мусульманских стран высокая рождаемость, и рост численности населения в них не только продолжается, но и идет высокими темпами, несмотря на экономические трудности (исключение составляет лишь Казахстан, где общая депопуляция объясняется высоким процентом русского населения, в советскую эпоху преобладавшего в республике).

5. Во всех государствах Центральной Азии после распада СССР установились авторитарные политические режимы. При них допускается лишь декорация политической оппозиции; реальная оппозиция либо подвергается дискриминации, либо прямым репрессиям (как в Узбекистане и Туркмении). При всех различиях в экономической политике этих режимов (от либерально-рыночных реформ в Киргизии до сохранения контроля государства над крупными предприятиями в Узбекистане и Туркмении, вплоть до твердых цен в Туркмении), их политические системы роднит однозначное преобладание исполнительной власти, ущемление (вплоть до полного подавления) демократических свобод и фактическое отсутствие альтернативных выборов. В наиболее классическом виде это проявляется в Туркмении, где утвердился типичный тоталитарный режим по образцу СССР сталинской эпохи или современной Северной Кореи.

Все это объясняется той же отсталостью и полным отсутствием традиций демократии, характерным для большинства мусульманских стран. Данная особенность предопределила дистанцирование республик Центральной Азии от западного мира, особенно после событий «оранжевой революции» в Киргизии 2005 г., вызванной прозападным курсом ее тогдашнего президента А. Акаева. С другой стороны, светский характер установившихся в них режимов определил и их дистанцирование от панисламистских государств, враждебность исламскому экстремизму. Во внешней политике они лавируют между Россией, США, исламским миром и Китаем.

В отношении природных условий можно добавить, что, помимо общего для стран региона жаркого полупустынного климата, большая часть его находится в сейсмически опасной зоне и нередко подвергается землетрясениям. Самые мощные из них зафиксированы в 1948 г. в Ашхабаде и в 1966 г. в Ташкенте, разрушившие эти города почти до основания.

Центральная (Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан и частично Казахстан) .

Среди аргументов, говорящих в пользу центральноазиатской идентичности, с известной долей условности можно отметить тер­риториальную общность государств региона, их ресурсно-клима­тическое сходство, исторические параллели развития, этнолинг­вистическую и особенно конфессиональную близость местных народов.

Восточную Азию представляют Китай, Тай­вань, Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР), Рес­публика Корея (РК), Монголия, Япония.

С древних времен ведущие позиции здесь занимал Китай с его огромным населением. В XIX в. франко-британская колониальная экспансия ослабила китайское влияние здесь. В то же время дого­воры с Россией ограничили китайское присутствие на севере ре­гиона. В 1895 г., после китайско-японской войны, Китай потерял Тайвань. В 1921 г. в Монголии, которая несколько столетий находи­лась под властью Китая, произошла Народная революция. В 1924 г. была провозглашена Монгольская Народная Республика. С этого времени она развивалась в тесной связи и дружбе с Советской Россией и Советским Союзом, взяв за образец ту модель общественного развития, которая складывалась в СССР, со всеми ее позитивными и негативными сторонами.

В XX в. регион сотрясали грабительские войны, которые здесь вела Япония. Современная политическая карта ЦВА сформирова­лась после капитуляции Японии в сентябре 1945 г. В 1948 г. были образованы Республика Корея и Корейская Народно-Демократи­ческая Республика. В 1949 г. возникает Китайская Народная Рес­публика (КНР). В 1997 г. и в 1999 г. в состав КНР были возвращены владения Великобритании Сянган (Гонконг) и Португалии - Аомэнь (Макао).

В недалеком прошлом «аграрная периферия» мира - Восточ­ная Азия постепенно выходит на передовые позиции в экономике:

Во-первых, здесь расположены государства № 2 и 3 современ­ного мира по объему ВВП - КНР и Япония. Во-вторых, в Восточной (и Юго-Восточной) Азии находятся страны так называемой новой индустриализации, демонстрирую­щие высокие темпы экономического роста. В-третьих, не следует забывать и о том, что оправившаяся от «хаоса» 90-х гг. XX в. наша «евразийская» страна вышла «на траек­торию» интенсивного экономического роста.



Географическое положение стран Восточной Азии в настоящее время отражает следующие особенности региона:

Страны Восточной Азии вместе с соседней Юго-Восточной Азией а также с Южной, Россией и странами СНГ представляют пространство, где проживает более половины всего населения мира;

Широкий выход на побережье Тихого океана с одновремен­ным охватом глубинных районов Азии создают странам Восточ­ной Азии естественные предпосылки для активного участия в процессах развития соседних стран, а также Азиатско-Тихоокеан­ского региона;

Ускоренное экономическое развитие отдельных стран Вос­точной Азии во второй половине XX в. вызвала несбалансирован­ность расстановки сил в регионе, опасность которой подчеркива­ется наличием здесь большого количества спорных вопросов.

Центральная Азия представляет собой гигантский по размерам и геополитически разнородный регион. Он делится на два субрегиона - северный (Казахстан и Кыргызстан) и южный (Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан) Джекшенкулов А. Новые независимые государства Центральной Азии в мировом сообществе. М., 2000. С. 10..

Обретение республиками советской Средней Азии и Казахстаном в конце 1991 г. независимости стало отправной точкой двух разноуровневых процессов: строительства в Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане национальных государств и формирования на данных территориях новой целостности - Центрально-азиатского региона.

Центральная Азия рассматривается как международно-политический регион, то есть как «пространственная единица, обладающая специфическим набором типологических параметров, придающих ей некоторую целостность и автономию в международных отношениях в целом» Наринский М.М., Мальгин А.В. Проблемы развития Содружества независимых государств на современном этапе // Вестник РАМИ. 2001. № 2. С. 33.. Пять новых независимых государств, возникших в центре Евразии, объединяет и отличает от соседних стран сочетание нескольких характеристик, дающее основание для выделения их в качестве международно-политического региона Троицкий Е.Ф. Политика США в Центральной Азии (1992 - 2004 гг.). Томск, 2005. С. 23..

Среди объединяющих страны Центральной Азии факторов наиболее существенным является характер их социально-экономического развития. К моменту распада СССР регион оказался в состоянии тяжелого и затяжного социально-экономического кризиса. Руководители бывших союзных республик, автоматически ставшие главами новых независимых государств, достаточно хорошо понимали сложившуюся ситуацию и начали поиск путей выхода из нее в условиях неуклонного сокращения российского донорства.

Исключение составил Таджикистан, где правящая элита не смогла обеспечить политическую стабильность. В стране началась гражданская война, развязанная исламистами (Партия исламского возрождения Таджикистана - ПИВТ). Она привела к деградации экономики страны и к гигантским бедствиям для большей части ее населения Хрусталев М.А. Гражданская война в Таджикистане: истоки и перспективы. М., 1997. С. 10..

Прекращение гражданской войны не привело к кардинальному изменению положения, так как не удалось преодолеть полураспад государства и добиться политической стабильности, что не позволяет Таджикистану выйти из социально-экономического кризиса. В 2000 г. его ВВП составлял лишь 41 % от уровня 1991 г. 10 лет СНГ (1991 - 2001). Статистический сборник. Межгосударственный статистический комитет СНГ. М., 2001. С. 11. Как государство он выживает благодаря внешней помощи со стороны мирового сообщества, и, прежде всего, России, которая взяла на себя задачу обеспечения его безопасности.

Таджикистан по существу оказался в состоянии перманентной гуманитарной катастрофы, возможности выхода из которой пока не просматриваются. Нынешняя правящая элита страны во главе с президентом Э. Рахмоновым реальных сил для этого не имеет Хрусталев М.А. Гражданская война в Таджикистане: истоки и перспективы. М., 1997. С. 131..

Другие новые независимые государства региона оказались в лучшем положении, так как им удалось избежать политической дестабилизации, причем немалую роль в этом отношении сыграл демонстративный эффект таджикской гражданской войны и, в частности, дикие зверства исламистов, отношение к пропаганде которых стало более настороженным.

Современная Центральная Азия представляет собой малонаселенную, по сравнению с прилежащими государствами, территорию, с незначительным удельным весом в мировом производстве и торговле (в конце 1990-х годов на регион приходилось 0,4 % мирового ВВП и 0,2 % мирового экспорта Жуков С.В., Резникова О.Б. Центральная Азия в социально-экономических структурах современного мира. М., 2001. С. 14.) и узким внутренним рынком. Преобладающим сектором экономики и промышленного производства является сельское хозяйство. Экономическая деятельность в регионе развита слабо. В мировом хозяйстве регион занимает периферийное положение, являясь, в первую очередь, поставщиком сырья (нефти, природного газа, хлопка, цветных металлов). При этом нефтегазовые ресурсы сконцентрированы в Казахстане и Туркменистане. Кроме того, республики Средней Азии (и в меньшей мере Казахстан) были известны высоким уровнем коррупции, незащищенностью политических и экономических прав граждан, удручающим состоянием социальной сферы, неблагополучной экологической ситуацией Троицкий Е.Ф. Политика США в Центральной Азии (1992 - 2004 гг.). Томск, 2005. С. 26..

Общей задачей для центрально-азиатских государств, не имеющих выхода к Мировому океану, является развитие транспортных коммуникаций, связывающих Центральную Азию с соседними регионами. Природно-географические факторы взаимозависимости сочетаются с интегрирующим воздействием, которое оказало на страны региона длительное существование в рамках единой экономической системы Милославский Г.В. Интеграционный потенциал региона // Восток. 1996. № 5. С. 5 - 18..

Другим объединяющим фактором является культурно-историческая общность стран Центральной Азии. Это, во-первых, единство религии (ислам), а во-вторых, принадлежность к единой национальной общности (тюркские народы). Важнейшей особенностью стран региона является «система субэтнических родственных, клановых, клиентельно-патронажных отношений» Мирский Г.И. Нация, этнос, религия в центрально-азиатском контексте // Мировая экономика и международные отношения. 1993. № 12. С. 9., пронизывающая общество и оказывающая огромное влияние на социально-политические процессы.

Следующим объединяющим фактором стали общие исходные политико-стратегические условия, в которых проходило становление государств Центральной Азии. Ни одна из пяти стран региона не имела традиций государственности. Средняя Азия и Казахстан были, по выражению отечественного востоковеда В.Я. Белокреницкого, «одним из прочных тылов» Советского Союза Центральная Азия: пути интеграции в мировое сообщество. М., 1995. С. 4.. Исторически существовавшие связи этих территорий с южными и восточными соседями оказались прерванными.

Российскими и зарубежными экспертами регион воспринимался как практически обреченный на нестабильность См.: Наринский М.М., Мальгин А.В. Проблемы развития Содружества независимых государств на современном этапе // Вестник РАМИ. 2001. № 2. С. 35.. Неравномерное распределение водных и энергетических ресурсов, произвольность государственных границ, этнические и клановые противоречия, близость к Афганистану, рост транзита, производства и потребления наркотиков угрожали безопасности и стабильности Центральной Азии. Были распространены опасения, что страны региона окажутся под влиянием Ирана и пойдут по пути строительства исламской государственности After Empire: the Emerging Geopolitics of Central Asia / Ed. by J.C. Snyder. Wash., 1995. Р. 32.. Межнациональные конфликты 1989 - 1990 гг. и начавшаяся в 1992 г. гражданская война в Таджикистане подтверждали неблагоприятные прогнозы относительно будущего новых независимых государств Центральной Азии.

После развала СССР во всех центрально-азиатских государствах оформились авторитарные режимы, прикрытые более или менее искусными демократическими декларациями. По мере их укрепления выкристаллизовался своего рода общерегиональный вариант - режим личной власти пожизненного автократа, играющего роль «вождя нации». Прототипом тут был Кемаль Ататюрк, но с учетом страновой специфики Мирский Г.И. Нация, этнос, религия в центрально-азиатском контексте // Мировая экономика и международные отношения. 1993. № 12. С. 9..

Необходимость международной легитимизации побуждает «вождей» использовать демократические процедуры и атрибутику, которые, однако, в основном выполняют декоративные функции. Делают они это по-разному. Наиболее успешно это удавалось А. Акаеву, что, правда, не помешало привести страну к государственному перевороту, гораздо менее убедительно это делают Н. Назарбаев и И. Каримов, которые их иногда игнорируют.

У скончавшегося 21 декабря 2006 года С. Ниязова игра в демократию принимала гротескные формы. Так, в декабре 1999 года Халк маслахаты (Народный Совет) единогласно принял решение предоставить Ниязову исключительное право занимать пост президента без ограничения срока полномочий. Сам Ниязов, которому официально присвоили не только титул Туркменбаши, но и добавление Великий, утверждал, что стыдится хвалебных од в свой адрес Фальков М. На пути к Московскому Халифату [Электронный ресурс]. Режим доступа: , свободный..

Вынужденная отставка президента Киргизии Аскара Акаева показала, что чаяния населения в азиатских и в европейских государствах, возникших на территории бывшего Советского Союза, не так уж сильно отличаются друг от друга. С конца 2003 года, когда произошла «революция роз» в Грузии, уже трижды допущенные на выборах серьезные нарушения привели к падению правительства в государстве, входящем в СНГ, причем впервые это случилось к востоку от Урала Россия в Средней Азии и на Кавказе: «центр силы» постсоветского пространства (доклад) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.transcaspian.ru/cgi-bin/web.exe/19762.html , свободный..

Как и в случае «революции роз» в Грузии, поводом для «революции тюльпанов» в Киргизии стали нарушения в ходе парламентских выборов. На сей раз (и опять-таки как в Грузии) выборы больше соответствовали демократическим процедурам, чем предыдущие, но их все же нельзя назвать свободными и честными. И что еще важнее, они не оправдали ожиданий местного населения, не говоря уже о неправительственных организациях, которые здесь достаточно развиты. Бедность, коррупция и опасения, что в течение последних месяцев своего пребывания в должности президент постарается не допустить конкурентов к борьбе за политическую власть в стране, побудили деятелей оппозиции и народные массы, следуя последней моде, выйти на улицы Олкотт М.Б. Центральная Азия: перспективы смены власти // Pro et Contra. 2005. июль - август. С. 53..

Если «революция тюльпанов» в итоге приведет к успеху, это станет поразительным событием, поскольку создаст предпосылки для позитивных сдвигов во всем регионе, который многие уже сбросили со счетов, полагая, что построение демократических обществ здесь невозможно. Если же она потерпит неудачу, то виновата будет правящая элита в Киргизии: это будет означать, что она отказалась от осуществления политических изменений.

Новое руководство Киргизии - неустойчивая группировка, которой еще только предстоит продемонстрировать, является ли она действительно демократической или же потенциально столь же коррумпированной, что и ее предшественники. Многие молодые политические активисты уже успели разочароваться в людях, вошедших во временную администрацию, поскольку те решили признать легитимность нового парламента - того самого, который был избран с нарушениями, приведшими к «революции тюльпанов» Фальков М. На пути к Московскому Халифату [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fergana.org/analitics/010.html , свободный..

Вынужденное бегство президента одной из стран Центральной Азии изменило политическую ситуацию во всем регионе. При распаде СССР главы всех государств Центральной Азии получили власть вместе с независимостью; им удалось укрепить ее, но они так и не смогли придать ей легитимность. Фактически институт президентства вырастал здесь из остатков структур республиканских компартий: для новых президентов они стали важнейшим инструментом, с помощью которого можно было концентрировать власть в своих руках Олкотт М.Б. Центральная Азия: перспективы смены власти // Pro et Contra. 2005. июль - август. С. 59..

Поспешный уход - практически бегство - президента Аскара Акаева не обязательно означает, что его коллеги в соседних странах тоже будут смещены со своих постов. Но это обстоятельство повышает вероятность того, что светские и религиозные оппозиционные группы попытаются добиться их отстранения от власти. Возможно, нынешние президенты еще достаточно сильны, чтобы сохранить власть или организовать закулисную передачу власти преемнику, но они уже не способны обеспечить ему защиту от политических рисков и гарантировать его полномочия. Во всем регионе недовольные представители элит, давние оппозиционеры и те, кто до этого вел себя тихо, вероятно, попробуют воспользоваться преимуществами сложившейся ситуации, которая, по мнению многих, характеризуется ослаблением позиций всех действующих президентов в этом регионе.

Однако элиты в Центральной Азии - за исключением Таджикистана - вполне отдают себе отчет в том, насколько опасны попытки мобилизации населения по этническим или субэтническим признакам, и на сегодняшний день нет оснований предполагать, что старшее поколение политиков или те, кто идет им на смену, захотят реализовать свои планы, прибегнув к столь опасному способу Олкотт М.Б. Центральная Азия: перспективы смены власти // Pro et Contra. 2005. июль - август. С. 70..

Пока что представители элит из опальных кланов и семейств во всей Центральной Азии затаились в ожидании возможности захватить экономическую и политическую власть. Поскольку эффективных институтов, обеспечивающих законную передачу власти, здесь не существует, у них нет формальных способов для осуществления своих устремлений. Это означает, что честолюбивым элитам придется прибегнуть к внеправовым методам, что мы уже однажды наблюдали в ноябре 2002 г. при попытке переворота в Туркменистане Всемирный доклад Хьюман Райтс Вотч - 2006 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://russian/reports/2006/world.html , свободный..

Помимо Киргизии предпосылки политической дестабилизации существуют и в других странах региона, хотя и не столь серьезные. Наиболее значимыми они были и остаются в Узбекистане, где Ферганская долина является главным очагом исламского движения в регионе. В ней позиции ислама традиционно очень сильны. К моменту распада СССР исламисты фактически установили над ней свой контроль, опираясь на отряды боевиков Ротарь И. Проблемы современного Узбекистана // Под зеленым знаменем. Исламские радикалы в России. М., 2001. С. 74..

С середины 1990-х гг. Центральной Азией был взят курс на максимальное использование сырьевого потенциала региона путем привлечения западных инвестиций. Для этого иностранному капиталу были предоставлены самые большие льготы. Из двух стран, обладающих достаточно крупными месторождениями нефти и газа, - Казахстана и Туркменистана, - только первая смогла привлечь крупные иностранные инвестиции и получить от них экономически значимую отдачу. Действительно, крупные газовые месторождения Туркменистана были востребованы явно недостаточно. Узбекистан за счет разработки имеющихся нефтегазовых месторождений смог удовлетворить в основном лишь свои внутренние потребности. Киргизия же была вынуждена импортировать энергоносители Южный фланг СНГ. Центральная Азия - Каспий - Кавказ: возможности и вызовы для России / Под ред. М.М. Наринского и А.В. Мальгина. М., 2003. С. 122..

Таким образом, «сырьевые» надежды правящих элит новых государств пока оправдываются в минимальной степени, хотя по уже разведанным запасам различного минерального сырья регион является одним из богатейших в мире, но одновременно едва ли не самым труднодоступным. Пока в него идет в основном так называемый «авантюрный» капитал, склонный к хищнической эксплуатации месторождений. Его девизом является: «Быстрая и крупная прибыль при большом риске» Там же. С. 124..

Вместе с тем, нельзя не видеть, что даже те ограниченные финансовые средства, которые получают правящие элиты от экспорта сырья, используются часто отнюдь не на цели экономического развития или социальные нужды. В частности, в Казахстане только первичные расходы по переводу столицы из Алма-Аты в Астану (б. Акмолинск) составили 10 млрд. долл. Олкотт М.Б. Казахстан - непройденный путь / Моск. Центр Карнеги. М., 2003. С. 175. Во всех городах Туркменистана возведены мемориалы и многочисленные статуи Туркменбаши. Тут явно просматривается подражание сталинскому стилю монументальной пропаганды, то есть возведение огромного количества памятников самому себе.

Подводя итоги пятнадцатилетнему независимому развитию государств Центральной Азии, нельзя не прийти к выводу, что так и не удалось преодолеть глубокий социально-экономический кризис, вызванный распадом СССР. Соответственно, нет смысла говорить о создании ими более или менее надежной экономической основы их независимого существования.

Центральной Азией именуется регион, который охватывает достаточно обширную территорию Он не имеет выхода к океану, а в его состав входят многие государства, какие-то частично, какие-то полностью. Страны Центральной Азии очень различны по своей культуре, истории, языкам и национальному составу. Этот регион выделяется только как географическая единица (в отличие от Древнего Востока, который был культурной областью), поэтому каждую его территорию будем рассматривать отдельно.

Какие державы входят в состав географической области

Итак, для начала рассмотрим все страны и столицы Центральной Азии, чтобы сформировалась полная картина того, какие земли входят в ее состав. Сразу отметим, что некоторые источники выделяют Среднюю Азию и Центральную, а другие в это время полагают, что это одно и то же. Средняя Азия состоит из таких держав, как Узбекистан (Ташкент), Казахстан (Астана), Таджикистан (Душанбе) и Кыргызстан (Бишкек). Получается, что регион образован пятью бывшими советскими республиками. В свою очередь, страны Центральной Азии насчитывают эти пять держав, плюс западный Китай (Пекин), Монголию (Улан-Батор), Кашмир, Пенджаб, северо-восточный Иран (Тегеран), Северную Индию (Дели) и Северный Пакистан (Исламабад), Также сюда входят азиатские области России, которые находятся южнее таежной зоны.

История и особенности региона

Впервые страны Центральной Азии как отдельный географический регион выделил географ и историк Александр Гумбольдт в конце 19-го столетия. Как он заявлял, историческими признаками этих земель были три фактора. Во-первых, это этнический состав населения, а именно - тюрки, монголы и тибетцы, которые на протяжении веков не утратили своих особенностей и не ассимилировались с другими расами. Во-вторых, образ жизни, который был присущ практически каждому из этих народов (за исключением тибетцев). На протяжении столетий они вели войны, расширяли границы своих держав, но, несмотря на это, сохранили самобытность и уникальность своей нации и традиций. В-третьих, именно через страны Центральной Азии проходил знаменитый Шелковый путь, который был основой торговых отношений Востока и Запада.

Средняя Азия или часть СНГ

На сегодняшний момент пять бывших советских республик представляют регион Средней Азии, в котором испокон веков были своя культура, религия и особенности бытия. Исключение всегда составлял лишь Казахстан, так как на этих территориях всегда уживались совершенно разные люди. Изначально, при создании Советского Союза, даже было принято решение сделать это государство частью России, однако позже оно стало все-таки частью исламских республик. Сегодня Казахстан и страны Центральной Азии - это весомая часть региона, которая полна полезными ископаемыми, богатой историей и вместе с тем в ней уживаются многие религии мира. Это одно из немногих мест, где нет официального верования, и каждый может свободно исповедовать свое Божье Слово. К примеру, в Алма-Ате рядом расположены Центральная мечеть и Вознесенский православный собор.

Другие страны Средней Азии

Общая площадь региона составляет 3 994 300 квадратных километров, и при этом большинство городов, даже самых крупных, не особо густо заселены. Из столиц и прочих важных мегаполисов этих стран массово стали уезжать русские после того, как распался Союз, что повлекло за собой демографический спад. Самой распространенной расой региона считаются узбеки. Они проживают не только в Узбекистане, но и являются национальными меньшинствами всех остальных четырех государств. Кроме того, сам Узбекистан на фоне всей Средней Азии можно выделить и по наличию огромного количества культурных и архитектурных памятников. В стране сосредоточено достаточно много медресе и исламских колледжей, куда приезжают учиться со всех уголков планеты. Также на территории государства находятся города-музеи - Самарканд, Хива, Бухара и Коканд. Тут очень много мусульманских старинных дворцов, мечетей, площадей и смотровых площадок.

Азия, которая простирается на самый Восток

Отделить регион Центральной Азии от Дальнего Востока по культурным и историческим причинам просто невозможно. Эти державы формировались, можно сказать, в единстве, они как вели войны друг с другом, так и заключали различные договора. Сегодня страны Восточной и Центральной Азии поддерживают дружеские отношения, а также характеризуются схожими расовыми признаками и некоторыми обычаями. Сама по себе Восточная Азия включает в себя такие развитые державы, как Китай, Монголия (спорный вопрос - она и в Центральной части региона, и в Восточной), Ю. Корея, Тайвань, КНДР и Япония. Отличается эта географическая область в первую очередь религией - здесь все буддисты.

Заключение

В самом конце можно сказать, что страны Центрально-Восточной Азии - это синтез культур, который смешивался на протяжении веков. Здесь проживают представители огромной расовой семьи - монголоидной, в состав которой входит множество подгрупп. Также отметим мелочь, но факт - местные жители очень любят рис. Они его выращивают и потребляют практически каждый день. Тем не менее, окончательно единым этот географический регион не стал. В каждой стране есть свой язык, свои особенности и расовые отличия. Каждая религия имеет свое отличное направление, каждый вид искусства также уникален и неповторим. На территории Центральной и Восточной Азии рождались самые интересные которые распространились по всему миру и стали символом этих стран.