Аргументы на тему любовь к поэзии. Ребенок и поэзия. Проблема позднего раскаяния

Опрева Ирина Николаевна, учительница русского языка и литературы,

осш № 104 им. Е.Юсупова, РК, ЮКО, город Шымкент, 08.04.2017г.

Эссе

на тему: «Влияние поэзии на нравственное воспитание».

Поэзия, как и проза – одна из, пожалуй, основных источников искусства, влияющая на нравственное воспитание взрослого и подрастающего поколения.

Поэзия не только прекрасна, она еще и многообразна. Это и охват и отражение глобальных проблем в истории государства («Слово о полку Игореве»), это и темы Родины, природы, любви и одиночества

(стихотворение М.Ю.Лермонтова «Парус»).

Хочу остановиться на одном из них.

Художественное наследие М.Ю.Лермонтова уникально. Его творчество – это образец национального самопознания русской духовной культуры.

Под самопознанием понимается осознание собственных достоинств и недостатков, определяющих ценность личности (« мой гений веки пролетит»). У Лермонтова как у неординарной личности высоко развито сознание ответственности – особого состояния духа, когда и творческая деятельность, и непосредственное поведение в обществе часто становились предметом критического самоанализа.

Очень часто М.Лермонтова называют самой загадочной фигурой в русской поэзии. Темы его лирики разнообразны: одиночество человека в несовершенном мире, неприятие безнравственных законов светского общества, о предназначении поэзии, поиски гармонии с миром.

Перед современным образованием стоит сложная и ответственная задача – воспитание многогранной личности, личности, способной ориентироваться на духовно-значимые нормы и ценности. Литература – единственный учебный предмет эстетического цикла, систематически изучаемого с первого по одиннадцатый класс.

Поэтому влияние литературы в целом, и чтение, в частности, на формирование личности школьника является неоспоримым фактом. Важность чтения подчеркивал и В.А.Сухомлинский: «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя».

Читательская культура является существенным показателем духовного потенциала общества.

Общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис.

Сведенными к минимуму оказались духовно- нравственные обучающие и воспитательные функции системы образования.

Вопрос нравственного воспитания настолько актуален, что это нашло свое отражение в Законе Республики Казахстан «Об образовании».

Законом РК «Об образовании» перед школой поставлена задача защиты и развития национальных культур, традиций и особенностей.

Национальные традиции обладают педагогическим потенциалом и могут служить эффективным средством духовно – нравственного воспитания подрастающего поколения.

Духовность - это стремление к возвышенному, прекрасному.

Цель духовно – нравственного воспитания – это создание системы формирования духовно – нравственных ориентиров для жизненных выборов, развитие способности сделать верный выбор в начале жизненного пути.

Творчество М.Лермонтова, его произведения являются прекрасным инструментом, формирующим нравственные идеалы современного школьника. Оно продолжает развивать представления учащихся о прекрасном, формировать их нравственные идеалы.

В стихотворении «Молитва» поэт дает определенный ответ на вопрос: когда человек обращается к молитве – «в минуту жизни трудную».

Главная характеристика молитвенного слова – «это святая прелесть».

В этом словосочетании отражено и состояние человека, произносящего молитвы, в момент, когда душа приближается к Богу,

С души как бремя скатится,

Сомненья далеко…

В.Г.Белинский увидел в Лермонтове народного поэта, выдвигавшего в своем творчестве на первый план «нравственные вопросы о судьбах и правах человеческой личности», и считал его талант могучим.

Творчество М.Ю.Лермонтова – основа нравственности современного поколения.

Гений Лермонтова пролетел через века, чтобы напомнить нам об уроках нравственности, которые извлекаешь всякий раз, читая произведения поэта.

К человеку, прикоснувшемуся к поэзии, по выражению философа Ивана Ильина, «трепещет сердце и радуется дух; и постепенно слагается новое чувство, новая уверенность в том, что он прикоснулся к иному миру».

Главный воспитатель любого человека - его жизненный опыт. Но в это понятие мы должны включать не только биографию "внешнюю", а и биографию "внутреннюю", неотделимую от усвоения нами опыта человечества через книги.

Событиями в жизни Горького было не только то, что происходило в красильне Кашириных, но и каждая прочитанная им книга. Человек, не любящий книгу, несчастен, хотя и не всегда задумывается об этом. Жизнь его может быть наполнена интереснейшими событиями, но он будет лишён не менее важного события - сопереживания и осмысления прочитаного.

Поэт Сельвинский когда-то справедливо сказал: "Читатель стиха - артист". Конечно, и читатель прозы должен обладать артистизмом восприятия. Но обаяние поэзии более, чем прозы, скрывается не только в мысли и в построении сюжета, но и в самой музыки слова, в интонационных переливах, в метафорах, в тонкости эпитетов. Строчку Пушкина "глядим на бледный снег прилежными глазами" почувствует во всей её свежести только читатель высокой квалификации. Подлинное прочтение художественного слова (в поэзии и в прозе) подразумевает не бегло почерпнутую информацию, а наслаждение словом, впитывание его всеми нервными клетками, умение чувствовать это слово кожей...

Однажды мне посчастливилось читать композитору Стравинскому стихотворение Стравинский слушал, казалось, вполслуха и вдруг на строчке "пальцами растерянно мудря" воскликнул, даже зажмурившись от удовольствия: "Какая вкусная строчка!" Я был поражён, потому что такую неброскую строчку мог отметить далеко не каждый профессиональный поэт. Я не уверен в том, что существует врождённый поэтический слух, но в том, что такой слух можно воспитать, - убеждён.

И я хотел бы, пусть запоздало и не всеобъемлюще, выразить мою глубокую благодарность всем людям в моей жизни, которые воспитывали меня в любви к поэзии. Если бы я не стал профессиональным поэтом, то всё равно до конца моих дней оставался бы преданным читателем поэзии.

Мой отец, геолог, писал стихи, мне кажется, что талантливые:

Отстреливаясь от тоски,
Я убежать хотел куда-то,
Но звёзды слишком высоки,
И высока за звёзды плата...

Он любил поэзию и свою любовь к ней передал мне. Прекрасно читал на память и, если я что-то не понимал, объяснял, но не рационально, а именно красотой чтения, подчёркиванием ритмической, образной силы строк, и не только Пушкина и Лермонтова, но и современных поэтов, упиваясь стихом, особенно понравившимся ему:

Жеребец под ним сверкает белым рафинадом.
(Э.Багрицкий)

Крутит свадьба серебрянным подолом,
А в ушах у неё не серьги - подковы.
(П.Васильев)

От Махачкалы до Баку
Луны плавают на боку.
(Б.Корнилов)

Брови из-под кивера дворцам грозят.
(Н.Асеев)

Гвозди бы делать из этих людей,
Крепче бы не было в мире гвоздей.
(Н.Тихонов)

Тегуантепек, Тегуантепек, страна чужая,
Три тысячи рек, три тысячи рек тебя окружают.
(С.Кирсанов)

Из иностранных поэтов отец чаще всего читал мне Бёрнса и Киплинга.

В военные годы на станции Зима я был предоставлен попечению бабушки, которая не знала поэзию так хорошо, как мой отец, зато любила Шевченко и часто вспоминала его стихи, читая их по-украински. Бывая в таёжных сёлах, я слушал и даже записывал частушки, народные песни, а иногда кое-что и присочинял. Наверное, воспитание поэзией вообще неотделимо от воспитания фольклором, и сможет ли почувствовать красоту поэзии человек, не чувствующий красоту народных песен?

Человеком, любящим и народное песни, и стихи современных поэтов, оказался мой отчим, аккордеонист. Из его уст я впервые услышал "Сергею Есенину" Маяковского. Особенно поразило: "Собственных костей качаете мешок". Помню, я спросил: "А кто такой Есенин?" - и впервые услышал есенинские стихи, которые тогда было почти невозможно достать. Стихи Есенина были для меня одновременно и народной песней, и современной поэзией.

Вернувшись в Москву, я жадно набросился на стихи. Страницы выходивших тогда поэтических сборников были, казалось, пересыпаны пеплом пожарищ Великой Отечественной. "Сын" Антокольского, "Зоя" Алигер, "Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины..." Симонова, "Горе вам, матери Одера, Эльбы и Рейна..." Суркова, "Не зря мы дружбу берегли, как пехотинцы берегут метр окрававленной земли, когда его в боях берут..." Гудзенко, "Госпиталь. Всё в белом. Стены пахнут сыроватым мелом..." Луконина, "Мальчик жил на окраине города Колпино..." Межирова, "Чтоб стать мужчиной, мало им родиться..." Львова, "Ребята, передайте Поле - у нас сегодня пели соловьи..." Дудина; всё это входило в меня, наполняло радостью сопереживания, хотя я ещё был мальчишкой. Но во время войны и мальчишки чувствовали себя частью великого борющегося народа.

Нравилась мне книга Шефнера "Пригород" с её остранёнными образами: "И, медленно вращая изумруды зелёных глаз, бездумных, как всегда, лягушки, словно маленькие будды, на брёвнышках сидели у пруда". Твардовский казался мне тогда чересчур простоватым, Пастернак слишком толстым. Таких поэтов, как Тютчев и Баратынский, я почти не читал - они выглядели в моих глазах скучными, далёкими от той жизни, которой мы все жили во время войны.

Одгажды я прочитал отцу свои стихи о советском парламентёре, убитом фашистами в Будапеште:

Огромный город помрачнел,
Там затаился враг.
Цветком нечаянным белел
Парламентёрский флаг.

Отей вдруг сказал: "В этом слове "нечаянный" и есть поэзия".

В сорок седьмом я занимался в поэтической студии Дома пионеров Дзержинского района. Наша руководительница Л.Попова была человеком своеобразным - она не только не осуждала увлечение некоторых студийцев формальным эксперементательством, но даже всячески поддерживала это, считая, что в определённом возрасте поэт обязан переболеть формализмом. Строчка моего товарища "и вот убегает осень, мелькая жёлтыми пятнами листьев" приводилась в пример. Я писал тогда так:

Хозяева - герои Киплинга -
Бутылкой виски день встечают.
И кажется, что кровь средь кип легла
Печатью на пакеты чая.

Однажды к нам приехали в гости поэты - студенты Ленинститута Винокуров, Ваншенкин, Солоухин, Ганабин, Кафанов, ещё совсем молодые, но уже прошедшие фронтовую школу. Нечего и говорить, как я был горд выступать со своими стихами вместе с настоящими поэтами.

Второе военное поколение, которое они представляли, внесло много нового в нашу поэзию и отстояло лиризм, от которго более старшие поэты начали уходить в сторону риторики. Написанные впоследствии негромкие лирические стихи "Мальчишка" Ваншенкина и "Гамлет" Винокурова произвели на меня впечатление разорвавшейся бомбы.

"Багрицкого любишь?" - спросил меня после выступленья в Доме пионеров Винокуров. Я ему сразу стал читать: "Мы ржавые листья на ржавых дубах...". Левая бровь юного мэтра удивлённо полезла вверх. Мы подружились, несмотря на заметную тогда разницу в возрасте и опыте.

На всю жизнь благодарен я поэту Андрею Досталю. Более трёх лет он почти ежедневно занимался со мной в литературной консультации издательства "Молодая гвардия". Андрей Досталь открыл для меня Леонида Мартынова, в чью неповторимую интонацию - "Вы ночевали на цветочных клумбах?" - я сразу влюбился.

В 1949 году мне снова повезло, когда в газете "Советский спорт" я встретился с журналистом и поэтом Николаем Тарасовым. Он не только напечатал мои первые стихи, но и просиживал со мной долгие часы, терпеливо объясняя, какая строчка хорошая, какая плохая и почему. Его друзья - тогда геофизик, а ныне литературный критик В.Барлас и журналист Л.Филатов, ныне редактор еженедельника "Футбол-Хоккей", - тоже многому научили меня в поэзии, давая почитать из своих библилтек редкие сборники. Теперь Твардоаский не казался мне простоватым, а Пастернак чрезмерно усложнённым.

Мне удалось познакомиться с творчеством Ахматовой, Цветаевой, Мандельштама. Однако на стихах, которые я в то время печатал, моё расширявшееся "поэтическое образование" совсем не сказывалось. Как читатель я опередил себя, поэта. Я в основном подражал Кирсанову и, когда познакомился с ним, ожидал его похвал, но Кирсанов справедливо осудил моё подражательство.

Неоценимое влияние на меня оказала на меня дружба с Владимиром Соколовым, который, кстати, помог мне поступить в Литературный институт, несотря на отсутствие аттесата зрелости. Соколов был, безусловно, первым поэтом послевоенного поколения, нашедшим лирическое выражение своего таланта. Для меня было ясно, что Соколов блестяще знает поэзию и вкус его не страдает групповой ограниченностью - он никогда не делит поэтов на "традиционалистов" и "новаторов", а только на хороших и плохих. Этому он навсегда научил меня.

В Литературном институте моя студенческая жизнь также дала мне многоедля понимания поэзии. На семинарах и в коридорах суждения о стихах друг друга были иногда безжалостны, но всегда искренни. Именно эта безжалостная искренность моих товарищей и помогла мне спрыгнуть с ходуль. Я написал стихи , и, очевидно, это было началом моей серьёзной работы.

Я познакомился с замечательным, к сожалению до сих пор недооценённым поэтом Николаем Глазковым, писавшим тогда так:

Я сам себе корежу жизнь,
валяю дурака.
От моря лжи до поля ржи
дорога далека.

У Глазкова я учился ассвобождённости интонации. Ошарашивающее впечатление на меня произвело открытие стихов Слуцкого. Они были, казалось, антипоэтичны, и вместе с тем в них звучала поэзия беспощадно обнажённой жизни. Если раньше я стремился бороться в своих стихах с "прозаизмами", то после стихов Слуцкого старался избегать чрезмерно возвышенных "поэтизмов".

Учась в Литинституте, мы, молодые поэты, не были свободны и от взаимовлияний. Некоторые стихи Роберта Рождественского и мои, написанные в 1953-55 годах, были похожы как две капли воды. Сейчас, я надеюсь, их не спутаешь: мы выбрали разные дороги, и это естественно, как сама жизнь.

Появилась целая плеяда женщин-поэтов, среди которых, пожалуй, самыми интересными были Ахмадулина, Мориц, Матвеева. Вернувшийся с Севера Смеляков привёз полную целомудренного романтизма поэму "Строгая любовь". С возращением Смелякова в поэзии стало как-то прочнее, надёжнее. Начал печататься Самойлов. Его стихи о царе Иване, "Чайная" сразу создалиему устойчивую репутацию высококультурного мастера. Были опубликованы "Кёльнская яма", "Лошади в океане", "Давайте после драки помашем кулаками..." Бориса Слуцкого, стихи новаторские по форме и содержанию. По всей стране запелись выдохнутые временем песни Окуджавы. Выйдя из долгого кризиса, Луговский написал: "Ведь та, которую я знал, не существует...", у Светлова снова пробилась его очаровательная чистая интонация. Появилось такое масштабное произведение, как "За далью - даль" Твардовского. Все зачитывались новой книжкой Мартынова, "Некрасивой девочкой" Заболоцкого. Как фейерверк возник Вознесенский. Тиражи поэтических книг стали расти, поэзия вышла на площади. Это был период расцвета интереса к поэзии, невиданный доселе ни у нас и нигде в мире. Я горд, что мне пришлось быть свидетелем того времени, когда стихи становились народным событием. Справедливо было сказано: "Удивительно мощное эхо, - очевидно, такая эпоха!"

Мощное эхо, однако, не только даёт поэту большие права, но и налагает на него большие обязанности. Воспитание поэта начинается с воспитания поэзией. Но впоследствии, если поэт не поднимается до самовоспитания собственными обязанностями обязанностями, он катится вниз, даже не смотря на профессиональную искушённость. Существует такая мнимо красивая фраза: "Никто никому ничего не должен". Все должны всем, но поэт особенно.

Стать поэтом - это мужество объявить себя должником.

Поэт в долгу перед теми, кто научил его любить поэзию, ибо они дали ему чувство смысла жизни.

Поэт в долгу перед теми поэтами, кто были до него, ибо они дали ему силу слова.

Поэт в долгу перед сегодняшними поэтами, своими товарищами по цеху, ибо их дыхание - тот воздух, которым он дышит, и его дыхание - частица того воздуха, которым дышат они.

Поэт в долгу перед своим читателями, современниками, ибо они надеются его голосом сказать о времени и о себе.

Поэт в долгу перед потомками, ибо его глазами они когда-нибудь увидят нас.

Ощущение этой тяжёлой и одновременно счастливой задолженности никогда не покидала меня и, надеюсь, не покинет.

После Пушкина поэт вне гражданственности невозможен. Но в XIX веке так называемый "простой народ" был далёк от поэзии, хотя бы в силу своей неграмотности. Сейчас, когда поэзию читают не только интеллигенты, но и рабочие, и крестьяне, понятие гражданственности расширилось - оно как никогда подразумевает духовные связи поэта с народом. Когда я пишу стихи лирического плана, мне всегда хочется, хочется чтобы они были близки многим людям, как если бы они сами написали их. Когда работаю над вещами эпического характера, то стараюсь находить себя в тех людях, о которых пишу. Флобер когда-то сказал: "Мадам Бовари - это я". Мог ли он это сказать о работнице какой-нибудь французской фабрики? Конечно, нет. А я, надеюсь, что могу сказать то же самое, например, о из моей и о многих героях моих поэм и стихов: "Нюшка - это я". Гражданственность девятнадцатого века не могла быть такой интернационалистической, как сейчас, когда судьбы всех стран так тесно связаны с друг другом. Поэтому я старался находить близких мне по духу людей не только среди строителей Братска или рыбаков Севера, но и везде, где происходит борьба за будущее человечества, - в США, в Латинской Америке и во многих других странах. Без любви к родине нет поэта. Но сегодня поэта нет и без участия в борьбе, происходящей на всём земном шаре.

Быть поэтом первой в мире социалистической страны, на собственном историческом опыте проверяющей надёжность выстраданных человечеством идеалов, - это налагает особую ответственность. Исторический опыт нашей страны изучается и будет изучаться и по нашей литературе, по нашей поэзии, ибо никакой документ сам по себе не обладает психологическим проникновением в сущность факта. Таким образом, лучшее в советской литературе приобретает высокое значение нравственного документа, запечатляющее не только внешние, но и внутренние черты становления нового, социалистического общества. Наша поэзия, если она не сбивается ни в сторону бодряческого приукрашивания, ни в сторону скептического искажения, а обладает гармонией реалистического отображения действительности в её развитии, может быть живым, дышащим, звучащим учебником истории. И если этот учебник будет правдив, то он по праву станет достойной данью нашего уважения к народу, вскормившего нас.

Переломный момент в жизни поэта наступает тогда, когда, воспитанный на поэзии других, он уже начинает воспитывать своей поэзией читателей. "Мощное эхо", вернувшись, может силой возратной волны сбить поэта с ног, если он недостаточно стоек, или так контузить, что он потеряет слух к поэзии, и ко времени. Но такое эхо может и воспитать. Таким образом, поэт будет воспитываться возратной волной собственной поэзии.

Я резко отделяю читателей от почитателей. Читатель при всей любви к поэту добр, но взыскателен. Таких читателей я находил и в своей профессиональной среде, и среди людей самых различных профессий в разных концах страны. Именно они и были всегда тайными соавторами моих стихов. Я по-прежнему стараюсь воспитывать себя поэзией и теперь часто повторяю строки Тютчева, которого я полюбил в последние годы:

Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовётся, -
И нам сочуствие даётся,
Как нам даётся благодать...

Я чувствую себя счастливым, потому что не был обделён этим сочуствием, но иногда мне грустно потому, что я не знаю - сумею ли знего отблагодарить в полной мере.

Мне часто пишут письма начинающие поэты и спрашивают: "Какими качествами нужно обладать, чтобы сделаться настоящим поэтом?" Я никогда не отвечал на этот, как я считал, наивный вопрос, но сейчас попытаюсь, хотя это, может быть, тоже наивно.

Таких качеств, пожалуй, пять.

Первое: надо, чтобы у тебя была совесть, но этого мало, чтобы стать поэтом.

Второе: надо, чтобы у тебя был ум, но этого мало, чтобы стать поэтом.

Третье: надо, чтобы у тебя была смелость, но этого мало, чтобы стать поэтом.

Четвёртое: надо любить не только свои стихи, но и чужие, однако и этого мало, чтобы стать поэтом.

Пятое: надо хорошо писать стихи, но если у тебя не будет всех предыдущих качеств, этого тоже мало, чтобы стать поэтом, ибо

Поэта вне народа нет,
Как сына нет без отчей тени.

Поэзия, по известному выражению, - это самосознание народа. "Чтобы понять себя, народ и создаёт своих поэтов".

Проблему силы поэтического слова в своём тексте рассматривает Виктор Петрович Астафьев, выдающийся российский писатель.

Автор, размышляя над проблемой от первого лица, задаётся вопросом: "почему так мало пели и поют у нас Есенина?". Он отмечает, что поэт мучается за всех людей недоступной им всевышней мукой. Кроме того, рассказчик испытывет воодушевление, слушая доносящиеся из приёмника строчки стихотворения великого поэта:поэзия заставляет его плакать, каяться, исповедоваться.

Проблему силы поэтического слова можно проследить на примере творчества великизх русских поэтов.Стихотворение А.А.Ахматовой "Мужество"-это крик души поэта, наставление гражданам не опускать руки и быть нравственными.

"Великое русское слово"-это то, что объединяло советских людей а такой тяжёлый период, как Великая Отечественная война. Поэтесса отмечает значимость русской речи. Защищая русскую речь, мы защищаем Родину. Вникая в строки стихотворения, читатель испытывает гордость за свою страну, родной язык, у него появляется сила идти дальше, осознание важности защиты родного края в случае опасности.

В качестве второго аргумента хочется привести в пример стихотворение А.С.Пушкина "Пророк". Пушкин хочет донести до читателя то, что поэт, подобно пророку, должен "глаголом жечь сердца людей". В этом его подлинное призвание.

В заключение хочется отметить:сила поэзии велика, она легко способна заставить нас прочувствовать "всевышнюю муку" и "грусть поэта". Я считаю, что у каждого человека должно быть своё любимое стихотворение, которое позволяет раскрыть душу и найти успокоение.

А.С.Пушкин

Тема творчества, назначения поэта и поэзии занимает ведущее место в произведениях Пушкина. Своё представление об идеальном образепоэта А.С.П. воплотил в стихотворении «Пророк». Поэт даёт свою интерпретацию библейского сюжета. Изображает духовное преображение, становление поэта-пророка. Через мучительные превращения происходит обретение поэтом мудрости, истины. Чтобы слово было истинным, поэт должен пройти через страдания. Стихотворение«Я памятник себе воздвиг…» - поэтическое обобщение самим поэтом значения своего творчества , поэтическое завещание. В стихотворении раскрываются главные черты поэзии А.С.П.: народность, гуманизм и вольнолюбие.

В стихотворении «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» любовь предстаёт как источник новых переживаний и вдохновений. Любовному порыву созвучны не столько умиротворённость ночи, сколько шум реки. Стихотворение «Я помню чудное мгновенье…» - это поэтическая автобиография. Встреча с любимой женщиной помогла лирическому герою, чей образ соотносится с автором, вновь постичь красоту жизни и вызвала поэтическое вдохновение. А.С.П. приходит к пониманию любви как высшей ценности человека, способной пробуждать в поэте вдохновение и самые лучшие человеческие чувства.

В стихотворении «Вновь я посетил…» звучит философское раздумье о смысле жизни , о связи поколений, о памяти. Поэт понимает, что ответ кроется в гармонии природы и время неумолимо движется вперёд. Он подводит итог своих размышлений о смысле жизни и в то же время говорит о будущем, выражает своё утверждение жизни, её неизменного круговорота.

С.А.Есенин

Элегия «Не жалею, не зову, не плачу…» - философское размышление о жизни и смерти , о тленности всего сущего, прощание с молодостью. Образ «розового коня» символизирует несбыточные мечты о прекрасном. В стихотворении также звучит тема благодарности тому, что «пришло процвесть и умереть».

В стихотворении на тему любви «Заметался пожар голубой…» противопоставляются реальность и мечта, загубленная жизнь и возможность обновления. Ради любви лирический герой не только отрекается от прошлого, но готов даже забыть родные дали, отказаться от поэтического призвания.

Тема судьбы России, тема родины звучит в стихотворениях «Я последний поэт деревни…» , Гой ты, Русь, моя родная…» и др. Диалектные слова помогают создать особый колорит и выразить любовь к родиной природе. В стихотворении «Русь» поэту удалось выразить всё то до боли родное, радостное и печальное, с чем для него связано понятие родины, русской земли. В стихотворении«Отговорила роща золотая…» состояние природы отражает состояние души лирического героя. Поэт создает яркий, красочный и многоцветный мир природы , наполненный переливами цветов и изысканных оттенков. Лирический герой стихотворения восхищается «широким месяцем над голубым прудом», «костром рябины красной». Он ощущает себя неотъемлемой частью природы.

А.А.Блок

Тема России – главная в поэзии Блока. Образ России многогранен. Стихотворение«Русь» прочитываетсякак исповедь лирического героя, его душевные метания. Тайна Руси видится автору в живой душе народа. Очень своеобразно выражено отношение к родине в цикле «На поле Куликовом », который посвящён осмыслению исторической судьбы России. И судьба эта трагична. Символом её становится стремительно мчащаяся степная кобылица. Это символическое восприятие единства жизни людей и жизни природы. Образ России также переплетается с женскими образами: «О, Русь моя! Жена моя!» Это высшая степень единения лирического героя с Россией. Этот цикл рождает веру в светлое будущее родины.

Любовь в стихах Блока обретает огромное значение, потому что вместе с нею у человека возникает чувство подлинного единства с миром. В стихотворении«Незнакомка » образ прекрасной незнакомки вселяет веру в светлое начало жизни,преображает поэта, меняются его стихи и мысли. Основным литературным приемом является антитеза. В первой части - грязь и пошлость окружающего мира, а во второй - прекрасная незнакомка. Это протест Блока против жестокости страшного мира, превращающего все самое высокое и ценное в пошлую обыденность. Прекрасная Дама в «Стихах о Прекрасной Даме» – не только символ идеального единства и гармонии, она владеет тайной жизненного равновесия, постижения смысла бытия. Послание«О доблестях, о подвигах, о славе…» имеет кольцевую композицию: первая строка повторяет последнюю. Но лирический герой уже не думает ни о доблести, ни о подвигах, он ищет хотя бы нежности, но не находит и её. Это стихотворение о любви. Герой испытывает страстное желание вернуть любовь, потерянную уже много лет назад.

Философское восприятие жизни , трагическое мироощущение и отождествление личной судьбы с судьбой родины определяют характер лирического героя блоковской поэзии. В стихотворении «Ночь, улица, фонарь, аптека...» мир лишен гармонии, музыки, он бесчувственный, замкнутый. Образ мрачной улицы – этофилософская метафора трагичности жизни. Ощущение безысходности существования усиливает кольцевая композиция. В стихотворении "Девушка пела в церковном хоре…” А. Блок раскрывает мир во всей его противоречивости. С одной стороны, святость молитвы и великая скорбь. С другой, люди способны на такое жестокое действо, как война.

А.А.Ахматова

Патриотическая тема, тема родины(поэма «Реквием») звучитв лирике А.А., которая свою судьбу навсегда связала с судьбой родной земли. «Не с теми я, кто бросил землю…» - заявляет автор. Политический протест против высылки цвета русской интеллигенции сочетается с осуждением добровольно бежавших из Советской России и принятием собственного жребия. В годы ВО войны Ахматова, ощущая свою жизнь как часть народного бытия, пишет стихотворения, отражающие духовный настрой сражающейся России: «…я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был…»

А.А. нередко обращалась к теме поэтического ремесла . В цикле «Тайны ремесла» лирическая героиня заявляет:«Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда…» Это и одушевл1нность поэтического творения, и некоторая независимость процесса творчества от воли создателя. И далее неожиданные и в то же время оправданные сравнения: «Как жёлтый одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда». Главное назначение поэзии, по мысли автора, - дарить людям радость соприкосновения с творениями высокого искусства.

Б.Л.Пастернак

Тема поэта и поэзии затронута в стихотворении «Гамлет», где автор представляет себя в образе Гамлета. Гамлет в произведении сопоставляется с Иисусом Христом: их судьбы совершаются независимо от их воли, по замыслу божьему. В этом стихотворении также звучит тема одиночества, непонятости окружающими людьми и сложных отношений личности с обществом.

М. Ю. Лермонтов

Осмысление сложных социальных и философских проблем характерно для поэзии Лермонтова. Основная мысль стихотворения «Дума » - размышления о судьбах поколений . Автор не отделяет себя от современников, принимая и на свой счёт перечисленные пороки и потери. Это свидетельствует о высокой ответственности поэта перед настоящим и будущим своего отечества.

Ф.И.Тютчев

Основная тема в поэзии поэта – природа. Это пейзажно-философская лирика. Природа в лирике Тютчева одушевлена, она всегда в движении, часто в переходном состоянии: между временами суток, временами года. В стихотворении «Ещё земли печален вид…» поэт показывает еле уловимую границу между зимой и весной, между днём и ночью. Богатая звукопись (аллитерации на шипящие) создаёт ощущение колеблющегося воздуха, лёгкого ветерка.

Н.А.Некрасов стихотворение «Железная дорога»

Тема природы родного края тесно переплетается с темой родины и тяжёлой жизни народа.

Нет безобразья в природе! И кочи,

И моховые болота, и пни -

Всё хорошо под сиянием лунным,

Всюду родимую Русь узнаю...

4. "Банк" аргументов из художественной и публицистической литературы
(автор - Г.Т.Егораева, а также из личного опыта)

Проблема взаимоотношений человека и природы В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» Николай Петрович, отец Аркадия, после спора Павла Петровича с Базаровым пребывает в состоянии грустного раздумья и не понимает, как можно не восхищаться природой. Автор подробно описывает летний вечер, и мы видим и чувствуем природу так же, как чувствует её Н.П. Последняя страница романа – описание сельского кладбища, родителей Базарова и могилы главного героя. В этом описании противопоставляются вечность природы и временность социальных теорий, претендующих на вечность.
В рассказе А.П. Чехов «Степь» Егорушка, пораженный красотой степи, очеловечивает её и превращает в своего двойника: ему кажет­ся, что степное пространство способно и страдать, и радо­ваться, и тосковать. Его пере­живания и мысли становятся не по-детски серьезными, фило­софскими.
Проблема восприятия человеком природы. Проблема влияния природы на чело­века В романе-эпопее Л.Н..Толстого «Война и мир» Наташа Ростова, восхищаясь красотой ночи в Отрадном, го­това полететь, как птица: её окрыляет увиденное. В сцене ночного разговора Наташи с Соней раскрывается счастливый поэтический мир Наташи, её способность открывать для себя красоту мира. Андрей Болконский во время поездки в Отрадное увидел ста­рый дуб, и изменения, которые впоследствии произошли в ду­ше героя, связаны с красотой и величием могучего дерева.
Проблема бережного отношения к природе В. Распутин в повести «Прощание с Матёрой» затрагивает тему любви к малой родине. Сопротивляясь строительству электростанции на реке, жители деревни встают на защиту своей родины, деревни, истории. Изображая расставание стариков с Матёрой(и остров, и деревня), их боль и страдания, автор заставляет задуматься о таких преобразованиях в жизни, которые бы не уничтожали человеческое в человеке. Главная героиня Дарья Пинигина с болью наблюдает за уничтожением Матеры. Ей, глубоко привязанной к родной земле, чувствующей себя единым целым с природой, трудно пережить прощание с Матерой. Даже природа тяжело сопротивляется попыткам убить ее: в этот год луга и поля приносят обильные урожаи, они полны живых звуков, пения птиц.
Проблемы семьи Проблема роли детст­ва в жизни человека В романе-эпопее Л.Н..Толстого «Война и мир» Петя Ростов накануне своей трагической гибели в отноше­ниях с товарищами проявляет все лучшие черты «ростовской породы», унаследованные им в родном доме: доброту, откры­тость, желание помочь в лю­бую минуту. Он трепетно заботится о юном французском пленном барабанщике.
Проблема роли семьи в формиро­вании лич­ности В семьеРостовых в романе-эпопее Л.Н..Толстого «Война и мир» всё строи­лось на искренности и доброте, поэтому и дети –Наташа, Ни­колай и Петя - стали по- настоящему хорошими людь­ми (Наташа уговаривает отца отдать подводы для раненых, лишая семью нажитого имущества; Николай и Петя участвуют в войне, Петя гибнет в партизанском отряде), а в семьеКурагиных, где карьера и деньги решали всё, Элен, и Анатоль - безнравст­венные эгоисты, причиняющие боль другим людям.
Проблема взаимоот­ношения отцов и де­тей Проблема «отцов и детей» В повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» главный герой Бульба воспитывал своих сыновей Остапа и Андрия как истинных защитников родины, как доблестных воинов. Отец не смог простить Андрию, полюбившему полячку, предательства, убивает сына. Тарас Бульба гордится Остапом, который мужественно сражается в бою и стойко принимает казнь. Для Тараса товарищество оказалось выше всех кровных связей.
В произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка» наставления отца «беречь честь смолоду» помогли Петру Гриневу даже в самые сложные моменты жизни оставаться честным, верным себе и долгу: и во время пугачёвского бунта, и во время ареста и суда.
Следуя завету отца «копить ко­пейку»,Чичиков,герой поэмыН.В. Гоголя «Мертвые ду­ши», всю свою жизнь посвятил накопительст­ву, превратившись в человека без стыда и совести, который обманным путём продвигается по службе, потом скупает мёртвые души крестьян.
Проблема взаимоот­ношений в семье В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» изображены непростые взаимоотношения в семье Кирсановых и Базаровых. Родители Е. Базарова окружили своего сына такой чрезмерной любовью и заботой, что он предпочитает жить и работать в имении Кирсановых, хотя любит своих родителей. Аркадий Кирсанов, подражая своему приятелю Базарову, сначала отдаляется от отца, но со временем взрослеет и не только духовно сближается с семьей, но и повторяет судьбу отца: женится, занимается имением.
Роли учи­теля в жиз­ни челове­ка УчительницаЛидия Михай­ловна,героиня рассказаВ. Распутина «Уроки фран­цузского» преподала герою не толь­ко уроки французского языка, но и доброты, сочувствия, умения чувствовать чужую боль. Дополнительно занимаясь с мальчиком французским языком, учительница также пыталась помочь ему в жизни
В притчеА. де Сент- Экзюпери «Маленький принц» Старый Лис научил Маленько­го принца постигать мудрость человеческих отношений. Что­бы понять человека, надо нау­читься вглядываться в него, прощать мелкие недостатки. Ведь самое главное всегда бы­вает скрыто внутри, и сразу его не разглядишь.
Равнодушия мира взрослых Герои повести А. Приставкина «Ноче­вала тучка золотая» -Кузьмёныши - находясь в детском до­ме, стали жертвами жестокости и равнодушия взрослых.
Мальчик, герой рассказа Ф.М. Досто­евского «Мальчик у Христа на ёлке», приехал с матерью в Петер­бург, но после её смерти, на­кануне Рождества, оказался никому не нужен. Ему никто даже не дал куска хлеба. Ре­бенок замерз, голодный и брошенный.
Проблема развития и сохранения русского языка В книге «Письма о добром и прекрасном» Д.С.Лихачёв пишет о том, что учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно, прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, наших души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».
В поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души» автор, представляя разные типы помещиков, показывает их необразованность, невоспитанность, невежество. Если Манилов изъясняется красивыми фразами, лишёнными смысла, то в речи Ноздрёва, наоборот, преобладает сниженная лексика разговорного стиля. Как привилегированный, правящий класс, помещики должны быть людьми образованными, культурными, но гоголевских помещиков сближает и бескультурье, и необразованность, и равнодушие к народу.
В комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»речь всех героев – основное средство характеристики.Особенно афористична, точна речь Чацкого, как прогрессивно мыслящего человека («Служить бы рад, прислуживаться тошно», «А судьи кто?», «Смешенье языков: французского с нижегородским»), который сетует на антинациональное воспитание, оторванность от русской почвы.
Проблема соотнесен­ности име­ни человека и его внут­ренней сущности В комедии Д.И. Фонви­зина «Недо­росль» многие герои имеют «говорящие» фамилии: Враль­ман, бывший кучер, солгал, что он учитель-иностранец; имя Митрофан означает «подобный своей матери», которая в коме­дии изображена как глупая невежда. Скотинин Та­рас - дядя Митрофана; очень любит свиней и по грубости чувств подобен скоту, на что и указывает фамилия.
Проблемы, связанные с отрицательными качествами личности. Проблема бессерде­чия, душев­ной черст­вости В рассказе К.Г. Паустов­ского «Теле­грамма» Настя живет яркой, наполненной жизнью вдали от одинокой, ста­ренькой матери. Дочери все дела кажутся важными и неотложны­ми настолько, что она совсем за­бывает писать письма домой, не навещает мать. Даже когда при­шла телеграмма о болезни мате­ри, Настя не сразу поехала, а по­тому и не застала Катерину Ивановну в живых. Мать так и не дождалась своей единственной дочери, которую очень любила.
Проблема утраты ду­ховных ценностей Проблема гибели души В поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души» автор изображает галерею типов, показывая степень деградации, нравственного падения помещиков, продающих мёртвые души крепостных и равнодушно или жестоко относящихся к живым. Плюшкин – «прореха на человечестве».
В рассказе А.П. Чехова «Крыжовник» главный герой, мечтая об усадьбе с крыжовником, отказывает себе во всем, женится по расчету, копит деньги. Он практически уморил голодом свою жену, но мечту осущест­вил.
Проблема предатель­ства, безот­ветственно­го отноше­ния к судь­бам окру­жающих В повести Л. Андреева «Иуда Иска­риот» Иуда, предавая Хри­ста, хочет проверить предан­ность его учеников и правоту гуманистического учения Иису­са. Однако они все оказались трусливыми обывателями, как и народ, который тоже не встал на защиту своего Учителя.
Проблема подлости, бесчестия В произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Швабри -дворянин, но он бесчестен: по­сватавшись к Маше Мироновой и получив отказ, мстит, дурно о ней отзываясь; во время дуэли с Гри­невым наносит ему подлый удар в спину. Полная утрата представ­лений о чести предопределяет и социальную измену: как только Белогорская крепость достается Пугачеву, Швабрин переходит на сторону бунтовщиков.
Проблема чинопочи­тания В рассказе А.П. Чехов «Смерть чи­новника» Червяков в неверо­ятной степени заражен духом чинопочитания: чихнув и об­рызгав лысину впереди сидяще­го генерала, чиновник настолько испу­гался, что после униженных просьб простить его умер от страха.
Герой рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий», чиновник Порфирий, встретил на вокзале железной дороги школьного приятеля и узнал, что тот является тайным советником, т.е. по службе продвинулся зна­чительно выше. В один миг «тонкий» превращается в рабо­лепствующее существо, готовое унижаться и лебезить.
Молчалин, отрицательный пер­сонаж комедии А.С. Грибое­дова «Горе от ума», уверен, что сле­дует угождать не только «всем людям без изъятья», но и даже «собачке дворника, чтоб ласко­ва была». Необходимостью не­устанно угождать является и его роман с Софьей, дочерью Фамусова. Максим Петрович, о кото­ром Фамусов рассказывает в на­зидание Чацкому, ради того, чтобы заслужить расположение императрицы, превратился в шута, веселящего её нелепыми падениями.
Проблема взаимоотношения между людьми В комедии Д. Фонвизина «Недоросль» госпожа Простакова своё хам­ское поведение по отношению к окружающим считает нормой: она хозяйка в доме, которой ни­кто не смеет перечить. Поэтому у неё Тришка «скот», «болван» и «воровская харя».
В рассказе А.П. Чехов «Хамелеон» полицейский надзиратель Очумелов пресмыкается перед те­ми, кто стоит выше его по слу­жебной лестнице и чувствует себя грозным начальником по отношению к тем, кто ниже. Он меняет в каждой ситуации свои мнения на противопо­ложные в зависимости от того, какое лицо - значительное или нет -оказывается в ней задето: генеральская собака или нет.
Проблема нравствен­ного падения В повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» ради любви прекрасной польки Андрий отрекается от родины, родных, товарищей, доброволь­но переходит на сторону врага. Эта измена усугубилась ещё и тем, что он понесся в бой про­тив своего отца, брата, прежних друзей. Недостойная, позорная смерть - вот итог его нравст­венного падения.
Проблема взяточни­чества, каз­нокрадства В комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»городничий, взяточник и казнокрад, обманувший на сво­ем веку трёх губернаторов, убе­жден, что любые проблемы можно решить с помощью денег и умения пустить пыль в глаза. Судья Ляпкин-Тяпкин берёт взятки борзыми щенками.
Проблема разрушаю­щего влия­ния денег В рассказе А.П. Чехова «Ионыч»Доктор Старцев, в молодости талантливый врач, с благородством и усердием относящийся к своей работе, постепенно богатея, становится важным и грубым, у него остается в жизни одна страсть - деньги.
В поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» образ Степана Плюшкина, ску­пого помещика, олицетворяет полное омертвение человеческой души, гибель сильной личности, поглощенной стра­стью скупости. Эта страсть ста­ла причиной разрушения всех родственных и дружеских свя­зей, а сам Плюшкин просто по­терял человеческий облик.
Проблема эгоизма В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир»Анатоль Курагин вторгается в жизнь Наташи Ростовой ради удовлетворения собственных амбиций, разрушает её личную жизнь, планирует побег с ней, хотя женат.
В рассказе А,П. Чехова «Анна на шее» Анюта, став по расчету женой состоятельного чиновника, чув­ствует себя королевой, а ос­тальных-рабами. Она забыла о своем отце и братьях, которые вынуждены продавать самое необходимое, чтобы не умереть с голода.
Проблема карьериз­ма, лжеуче­ности Мир ученых-физиков в рома­не Д. Гранина «Иду на гро­зу»,- поле битвы, на кото­ром идет борьба между подлин­ными учеными(Крылов, Дан), и карьеристами. Неспособные к твор­честву, всеми правдами и не­правдами добивающиеся адми­нистративной карьеры в науке, эти приспособленцы чуть не уничтожили научный поиск Ту­лина, Крылова, ищущих эффек­тивный метод разрушения грозы.
Проблема ответст­венности человека перед са­мим собой и обществом за реализацию своих спо­собностей Обломов, главный герой рома­на И. Гончарова «Обломов», при всех его положительных задатках и способностях, так и не смог из-за лени реализовать себя, превратился в живой труп. Карьера не удалась, книги не прочитаны, письмо старосте не написано.
Проблема одиночест­ва (равно­душия, без­различного отношения к судьбам окружаю­щих) У извозчика Ионы Потапова, героя рассказа А.П. Чехова «Тоска», умер единственный сын. Чтобы преодолеть тоску и острое чув­ство одиночества, он хочет кому-нибудь рассказать о своей беде, однако никто не желает его слушать, никому до него нет дела. И тогда Иона всю свою историю рассказывает лошади: ему кажется, что именно она выслушала его и посочувство­вала горю.
Проблема истинных и ложных ценностей в жизни В рассказе А.П. Чехова «Попрыгу­нья» Ольга Ивановна всю жизнь ис­кала знаменитых людей, старалась любой ценой заслужить их распо­ложения, не замечая, что её муж, доктор Дымов, был тем самым че­ловеком, поисками которого она занималась. Только после его тра­гической смерти героиня осознала свое легкомыслие.
Проблема патриотиз­ма Тема Родины и её защиты – одна из главных и давних в русской литературе. Она взволнованно зазвучала ещё в «Слове о полку Игореве».Чувство Родины, единства со своим народом, как считает автор, – основное в человеке. Разгром Игорева войска и его раскаянье, тревожные раздумья Святослава и горе Ярославны – всем этим автор убеждает в необходимости объединиться для защиты родной земли.
Действие повести Б.Васильева «В списках не значился»разворачивается в самом начале Великой Отечественной Войны в осажденной немецкими захватчиками Брестской крепости. Главный герой - лейтенант Николай Плужников попадает в крепость перед самым началом войны. Он защищал Брестскую крепость девять месяцев. Вышел наверх потому, что у него кончились патроны, потому, что узнал: немцы разбиты под Москвой. Своим мужеством, стойкостью, Николай заставил восхищаться даже врагов. Плужников стал символом всех тех неизвестных солдат, которые боролись до конца и умирали, не рассчитывая на славу.
Проблема мужества, героизма, нравствен­ного долга В романе Б. Васильева «А зори здесь тихие» девушки-зенитчицы погибли, уничтожая отряд диверсантов. Их не испугало численное пре­восходство врага. Светлые образы девушек, их мечты и воспоминания о любимых, создают разительный контраст с нечеловеческим лицом войны, которая не пощадила их - юных, любящих, нежных. Последней из девушек гибнет Рита Овсянина, в живых остаётся только старшина Васков.
Летчик Алексей Маресьев, ге­рой произведения Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке», только благодаря своей воле и мужеству выжил даже после того, как ему ампу­тировали обмороженные ноги, когда он полз к нашим по тылам врага. Герой впоследствии вновь вернулся в свою эскадри­лью, доказав всем, что он вла­стен над своей судьбой.
Проблема нравственного выбора В. Кондрать­ев, автор в повести «Сашка», показывает нам солдата честного, отзывчивого, человечного. Бывая в сложных ситуациях, он нередко вставал перед тяжелейшим выбором, но всегда оставался человеком.
В повести В. Быкова «Обелиск» учитель Олесь Мороз добро­вольно пошел на казнь со своими учениками. Он мог бы остаться жить. Но бросить ребят одних в последние часы, минуты их казни он не мог, ведь это означало бы для него измену своим воспитан­никам, измену своим нравствен­ным принципам.
В повести В. Быкова «Сотников» во время войны, выполняя оче­редное задание командира парти­занского отряда, Сотников с че­стью проходит через тяжелые испытания и принимает смерть, не отрекаясь от своих убеждений, а Рыбак становится предателем, спасая свою жизнь. Перед лицом смерти человек остается таким, каков он есть на самом деле. Здесь проверяется глубина его убежде­ний, его гражданская стойкость.
Проблема тоски по родине, любви к родине В книге Н. Тэффи «Воспомина­ния» писательница предсказала судь­бу целого поколения эмигран­тов, покинувших Россию во время революции и Граждан­ской войны. Эти люди, тоскуя по родине, обречены на траги­ческое совместное одиночество в чужих странах.
Неразрывной связи с родиной, родной зем­лей В рассказе А. Солжени­цына «Матренин двор» для Матрены Васильевны её дом, двор, деревня имеют гораз­до большее значение, чем место, где живешь. Для героини это смысл её бытия, часть её жизни, память о прошлом, о близких.
Верности данному слову В повести А.С. Пушкина «Дубров­ский» Маша Троекурова, обвенчанная с нелюбимым человеком - ста­риком Верейским, отказывается нарушить клятву пожизненной верности, данной ему в церкви, когда Дубровский, в которого она была влюблена, опоздал спа­сти её от этого замужества и ос­тановил свадебный кортеж лишь на возвратном пути из церкви.
В романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» Татьяна Ларина, верная сво­ему супружескому долгу и данному слову, отвергла чув­ство тайно ею любимого Оне­гина. Она стала олицетворени­ем искренности и нравственной силы.
Стремления человека к добру и счастью В комедии А.П. Чехова «Вишневый сад» Ане Раневской есть юная ве­ра в счастье, в свои силы. Она искренне радуется отъезду из старой усадьбы, потому что начинается новая жизнь.
Проблема бескорыст­ного служения В повести Н.С. Лескова «Очарован­ный стран­ник» Иван Флягин, герой повести освобождает от тяжелой солдат­ской службы молодого крестья­нина, под его именем отправля­ясь служить в армию.
Нравственной проч­ности чело­века В произведении В. Быкова «Сотников» Сотников, физически слабый и больной, морально оказывается гораздо сильнее Рыбака, напар­ника, с которым он отправился в разведку. Рыбак стал предате­лем, а Сотников предпочел смерть подобному позору.
Проблема верности своим убе­ждениям В рассказе М. Шолохова «Судьба че­ловека»судьба героя рассказа Андрея Соколова очень трагична; Не всякий человек смог бы вынести то, что пришлось пережить ге­рою: плен, известие о гибели жены и дочерей, а впоследствии и сына. Однако Андрей сумел выстоять и даже взять на воспи­тание Ванюшку, которого тоже осиротила война.
В рассказе А. Солжени­цына «Один день Ивана Денисовича» Иван Шухов сохранил достоин­ство, сумел в адских условиях сталинских лагерей остаться чело­веком, не сломаться. Жизнь Шу­хова не ограничена лагерем, он вспоминает деревню, семью, вой­ну и это дает ему силы жить.
Проблема дружбы, товарище­ства В повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» Тарас Бульба, центральный персонаж повести, считал, что товарищество выше семьи, вы­ше родства по крови, выше все­го земного.
Интерна­ционализма (межнацио­нальных отношений) В романе Ю. Бондарева «Берег»Любовь русского лейтенанта Никитина и немки Эммы, их человечность - это стремление преодолеть национальные и идеологические барьеры.
В повести А. Приставкина «Ночева­ла тучка зо­лотая»дети -русский Колька и че­ченец Алхузур - стали на­стоящими братьями вопреки безумию, которое творили взрослые на Кавказе. Маленький чеченец чувствовал, как тяжело Кольке после страшной гибели е бра­та, он полон сострада­ния. Только братская помощь помогла Коль­ке вернуться к жизни. Алхузур отрекся от собственного имени, спасая друга: он назвал себя Сашкой. Его мудрый поступок совершил ожидаемое чудо: Колька поднялся, но уже ничто не заставит его увидеть в чечен­це врага. В детском приемнике были соб­раны дети разных национально­стей. Для них не существовало понятия нацио­нальной неприязни: дети дру­жили, оберегали друг друга. Воспитательница Регина Пет­ровна утверждала: «Плохих на­родов не бывает. Бывают лишь плохие люди».
Проблема любви и милосердия В романе М. Булгаков «Мастер и Маргарита» Маргарита способна на глубо­кую, преданную, самоотвер­женную любовь, и потому она нравственно неуязвима. Подоб­но тому, как Иешуа остаётся че­ловеком даже находясь во вла­сти убийц, а одному из них сочувствует и помогает, так и Маргарита даже в роли королевы бала у сатаны остаётся человеком: помогает Фриде.
Проблема гуманизма В произведении А. Адамовича «Немой» во время войны одну из белорус­ских деревень каратели должны были сжечь, но немец Франц не может убить Полину и ее мать, хозяев дома, в котором он жил. Он убивает своего наставника - фашиста и вместе с Полиной и ее матерью прячется в погреб. Ко­гда приходят советские войска, Полина представляет немца не­мым братом, спасая его, как ко­гда-то Франц спас их.
Проблема веры в человека В пьесе М. Горький «На дне»Лука, персонаж пьесы, считает, что каждый человек - тайна, но все для лучшего живут, поэтому всякого человека надо уважать: «неизвестно ведь нам, кто он та­кой, зачем родился и что сделать может... может, он родился-то на счастье нам... для большой нам пользы?..» Лука стремится помочь скрытым силам человека из тай­ных сделаться явными. Его вера в людей в основном соответствует их внутренним стремлениям и возможностям (Актер, Пепел).
Добра (любви) как воскрешающей силы В романе М. Булгаков «Мастер и Маргарита» сила добра, человеческая сила, которую воплощает в себе Иешуа, в том, что он видит душу другого, понимает его и стара­ется ему помочь. Именно этим прежде всего поражает Пилата арестант. Иешуа совершил ве­личайшее чудо: дал место в своей душе человеку, который угрожает его жизни, может стать его палачом,"- он его полюбил! И что-то повернулось в душе Пилата. И с этого мо­мента начинается его перерож­дение.
Проблема силы любви В рассказе А. Куприна «Гранатовый браслет» Для маленького чиновника Желткова любовь к княгине Ве­ре Шейной стала смыслом жизни, а любимая женщина - той, в ко­торой «воплотилась вся красота земли». Это чувство помогло ему стать нравственно выше Булат- Тугановского, брата Веры, кото­рый решил, что с помощью вла­стей можно запретить любить.
Талантли­вости, при­родной ода­ренности В сказе Н.С. Лесков «Левша» косой и плохо владеющий пра­вой рукой тульский оружейник Левша подковал блоху, не раз­личимую глазом.
Проблемы, связанные с ролью искусства в жизни человека В рассказе В. Короленко «Слепой му­зыкант» описывается, как Петрусь родился слепым, и му­зыка помогла ему выжить и стать по-настоящему талантли­вым пианистом.
В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» своим пением Наташа Ростова способна воздействовать на луч­шее в человеке. Именно так она спасла от отчаяния своего брата Николая после того, как он про­играл большую сумму денег.
Проблема роли худо­жественной литературы в становле­нии лично­сти Алёша, герой повести М. Горького «Мои универ­ситеты», считал, что только прочитанные книги помогли ему выдержать тяже­лейшие жизненные испытания, стать человеком..
Проблема сохранения культуры В произведении Р. Брэдбери «Улыбка» мальчик Том во время очеред­ной «культурной революции», рискуя жизнью, уносит и прячет холст, на котором изображена Джоконда. Он хочет сохранить его, чтобы впоследствии вер­нуть людям: Том верит, что на­стоящее искусство способно об­лагородить даже дикую толпу.
Взаимоот­ношений власти и личности, власти и художника Мастер в романе М.А.Булгакова не создан для той жестокой борьбы, на кото­рую его обрекает общество и не понимает, что, став писателем, он тем самым превращается в конкурента бездарей и демаго­гов, захвативших «литературную ниву». Они бездарны и потому ненавидят талантливых людей; у них, приспособленцев, страшную злобу вызыва­ет человек внутренне свободный, который говорит только то, что думает. И они стараются его уничтожить.
Проблема личности и власти В романе М.Замятина «Мы» Единое государство с его тоталитарной властью уничтожило личность в каждом: в стране нет людей, а есть «нумера», похожие на запрограммированных людей. Главный герой Д503, строитель интеграла, хотя бы на время обретает душу, переживая глубокие чувства к женщине.
Проблема недопус­тимости вмешатель­ства в есте­ственный ход вещей Главный герой повести М. Булгакова «Собачье сердце» - про­фессор Преображенский. Его эксперимент фантастичен: соз­дать нового человека путем пе­ресадки собаке части человече­ского мозга. В результате сложнейшей операции появля­ется безобразное, примитивное существо, наглое и опасное. Ученый должен быть ответственен за свой экспери­мент, видеть последст­вия своих действий, понимать разницу между эволюционными изменениями и революционным вторжением в жизнь.
Проблема бесчеловечности и бессмыс­ленности войны В рассказе М. Шолохова «Родинка» гражданская война стала причи­ной того, что атаман, семь лет от­сутствовавший на родине, убил единственного сына, Николку, не узнав его в красном комиссаре.
Проблема историче­ской памя­ти (сопри­частности к ходу исто­рии) В повести В. Распутина «Прощание с Матерой» лихорадочные действия людей, спешащих покон­чить с Матерой, наталкиваются на неравнодушное отношение жителей деревни к своему про­шлому, к тем, кто жил до них на этой земле. «Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни», - говорит Распутин. Главная героиня Дарья Пинигина – воплощение совести, народной нравственности. Для Дарьи важна и необходима ценность прошлого: она отказывается от переезда из зоны затопления, обжитых мест, родной деревни, пока не перенесут могилки. Не может допустить она кощунства бездушных пришлых людей. Для нее память является святой.
Повествование в стихотворении «Я убит подо Ржевом» А. Твардовского ведется от лица убитого безымянного солдата, погибшего в болотах подо Ржевом. Ничего не осталось после него, только завещание нам, потомкам: « Я вам жизнь завещаю», завещание быть счастливыми, с честью служить Отчизне в память « воина-брата, что погиб на войне».
НТР и будущее В книгеР. Брэдбери «451 ° по Фа­ренгейту» изображены два симво­ла «механизации» человечества. Первый - «механический пёс» - кибер, предназначенный для вылавливания инакомыслящих «преступников». Второй - мо­дернизированное телевидение, символ людского безразличия, атрофии души и интеллекта че­ловека будущего. Люди в этом техническом мире разучились думать. И это состояние приво­дит к душевному дискомфорту, самоубийствам, всплескам аг­рессии.

Текст

(1)Понятие «плохой» и «хорошей» поэзии принадлежит к наиболее личным, субъективным и, следовательно, вызы­вающим наибольшие споры категориям. (2)Не случайно еще теоретики XVIII века ввели понятие «вкуса» - сложного сочетания знания, умения и интуиции, врожденной талант­ливости.

(З)Прежде всего, необходимо подчеркнуть историческую ограниченность этих определений: то, что представляется «хорошим» с одних исторических позиций, в другую эпоху с другой точки зрения может показаться «плохим». (4)Молодой Тургенев - человек с тонко развитым поэтиче­ским чувством - восхищался Бенедиктовым, Чернышев­ский считал Фета - одного из любимейших поэтов Л.Н. Толстого - образцом бессмыслицы, полагая, что по степени абсурдности с ним можно сопоставить только геометрию Ло­бачевского. (5)Случаи, когда поэзия с одной точки зрения представляется «хорошей», а с другой - «плохой», на­столько многочисленны, что их следует считать не исклю­чением, а правилом.

(6)Чем же это обусловлено? (7)Для того чтобы в этом ра­зобраться, необходимо иметь в виду следующее: мы рас­сматриваем поэзию как некоторый вторичный язык. (8)Однако между художественными языками и первичным, естественным языком есть существенная разница: хорошо говорить на русском языке - это значит правильно гово­рить на нем, то есть говорить в соответствии с определен­ными правилами. (9)Говоря по-русски, мы можем узнать бесконечное количество новых сведений, но русский язык предполагается уже известным нам настолько, что мы пере­стаем его замечать. (Ю)Никаких языковых неожиданностей в нормальном акте говорения не должно быть. (11)В поэзии дело обстоит иначе - самый ее строй информативен и все время должен ощущаться как неавтоматический.

(12)Хорошие стихи, стихи, несущие поэтическую инфор­мацию, - это стихи, в которых все элементы ожидаемы и неожиданны одновременно. (13)Нарушение первого принци­па сделает текст бессмысленным, второго - тривиальным. (14)Выполнять функцию «хороших стихов» в той или иной системе культуры могут лишь тексты высоко для нее ин­формативные. (15)А это подразумевает конфликт с чита­тельским ожиданием, напряжение, борьбу и в конечном итоге навязывание читателю какой-то более значимой, чем привычная, художественной системы. (16)Но, побеждая чи­тателя, писатель берет на себя обязательство идти дальше. (17)Победившее новаторство превращается в шаблон и теря­ет информативность. (18)Новаторство - не всегда в изобре­тении нового. (19)Новаторство - значимое отношение к традиции, одновременно восстановление памяти о ней и не­совпадение с нею.

(20)Цель поэзии, конечно, не «приемы», а познание ми­ра и общение между людьми, самопознание, самопострое­ние человеческой личности в процессе познания... (21)Поэтический текст - мощный и глубоко диалектиче­ский механизм поиска истины, истолкования окружающе­го мира и ориентировки в нем. (22)В конечном итоге цель поэзии совпадает с целью культуры в целом. (23)Но эту цель поэзия реализует специфически, и понимание этой специфики невозможно, если игнорировать ее механизм, ее внутреннюю структуру.

(Ю. Лотман)

Сочинение

Есть люди, которым понятнее простые, информативные тексты, без вычурности и запутанного сюжета. Но люди с богатым воображением и развитой фантазией не довольст­вуются примитивным искусством, им нужна высокая по­эзия, в которой им самим найдется место для сотворчества. Взгляды на искусство этих двух категорий абсолютно про­тивоположны, но именно из субъективного мнения форми­руется и общественное мнение.

Именно об этом говорит известный литературовед Ю. Лотман в данном тексте. Автор поднимает проблему ис­тинной поэзии, которая не должна быть и слишком простой, и чересчур вычурной. Ю. Лотман считает, что идеальная по­эзия - это та, в которой соблюдается баланс между «ожи­даемым» и «неожиданным».

Позиция автора мне понятна и близка, я разделяю мне­ние известного литературоведа. Действительно, в погоне за простотой и ясностью стиха иногда теряются волшебство, магия поэтического слова. И наоборот, если поэта влечет форма, а не содержание, «хорошей» поэзией такие стихи назвать трудно.

В тексте Ю. Лотмана упоминается фамилия А.А. Фета. Вместе с Ф.И. Тютчевым, А.Н. Майковым, Я.П. Полонским, А.К. Толстым его причисляли к идеологически консерва­тивному течению, которое было названо русской критикой 1950-х годов «чистым искусством». Оно воспринималось ре­волюционно настроенным обществом негативно, и этому способствовало мнение Н.А. Некрасова и В.Г. Белинского. Но поэты этой группы были уверены, что поэзия должна быть выше преходящих идей, она должна говорить о веч­ных ценностях - о любви, о природе, о человеке, его душе, о Боге. И они оказались правы. Прошли революции, войны, социальные и природные катаклизмы, а поэзия Ф.И. Тют­чева, А.А. Фета не потеряла своей актуальности. Возьмем, к примеру, хотя бы знаменитое тютчевское:

Не то, что мните вы, природа... Не слепок, не бездушный лик - В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык...

Кстати сказать, Алексей Толстой, над которым посмеи­вались из-за того, что он игнорировал идеи социал- демократов, входил в группу литераторов, именовавших се­бя Козьмой Прутковым. А уж как коснулось его сатириче­ское перо чиновников и казнокрадов, знает каждый читаю­щий гражданин России!

В начале XX века «будетляне» сбросили «с парохода со­временности» Пушкина, Достоевского и стали писать стихи по-новому. В погоне за формой потерялась не только магия поэзии, но и вообще всякое содержание. Все помнят стихи экспериментатора в области словотворчества и «зауми» В. Хлебникова:

О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! Что смеются смехами, Что смеянствуют смеяльно, О, засмейтесь усмеяльно!

Не хочется говорить о них, что это «плохие» стихи, но ничего для души в них нет. Наверное, поэтому очень скоро они стали всего лишь признаком исторической эпохи, а Пушкин и Достоевский вернулись к читателю. Д. Хармс, иронизируя, написал В. Хлебникову такое посвящение:

Ногу за ногу заложив, Велимир сидит. Он жив. Все.

Мне кажется, это самая яркая оценка футуристической поэзии. А вот В.В. Маяковский остается с нами без натяж­ки, потому что в своей лирике сумел найти баланс между необычной формой, продиктованной новым временем, и ста­рыми, как мир, истинами.

Быть настоящим поэтом - это значит иметь, как говорил М. Волошин, Божью искру и особый талант чувствовать, пе­реживать, видеть так, как и все остальные люди, но чуточку больше, чем они. Вот тогда поэзия будет «хорошей».