Конспект урока по окружающему миру: «Семья. Любимые занятия. Конспект занятия "Моя любимая книга" (для внеурочной деятельности)

Занятие на тему: «Моя любимая книга»

Цели : развивать патриотическое чувство по отношению к родному языку; учить детей любить книги и воспитывать бережное отношение к ним; формировать учебно-языковые и речевые умения и навыки; закреплять знания, полученные при чтении; развивать речь, память, воображение и мышление, совершенствовать свою устную речь; расширять кругозор учащихся.

Задачи:

Научить учащихся эмоциональному, образному восприятию окружающей действительности;

Развитие речи учащихся

Прививать интерес, любовь к творчеству поэтов.

Оборудование: выставка книг.

Формы работы: беседа, викторина, проблемные вопросы.

Ход ЗАНЯТИЯ

1. Вступительное слово.

Чтение, книжная культура - фундаментальные достижения человечества. Носитель этой книжной культуры - homo legens (человек читающий) - внёс решающий вклад в развитие цивилизации. Во всём мире осознают роль чтения и читательской культуры: 2003-2012г. объявлены ООН десятилетием грамотности. Но в современной России всё чаще говорят о кризисе чтения, о падении интереса детей к книге, классике. Это сказывается и об уровне общей грамотности детей. Причём дело тут не столько в компьютерных играх, которые отрывают детей от книги, сколько в потере интереса к чтению, в отсутствии привычки к умению интеллектуально трудиться

2. Проблемный вопрос: «Станет ли книга пережитком прошлого?»

Книга - это еще и очень древний источник информации. Ему около 2,5 тыс. лет. В начале прошлого века стали появляться новые источники информации - кино, радио телевидение. И люди стали меньше читать. Тут и появились пророчества о том, что книга становится пережитком прошлого и вот-вот умрет. С появлением Интернета любителей книжек стало еще меньше, кажется, еще чуть-чуть - и книгу окончательно похоронят. Но... Как вы думаете, грозит ли книгам скорая смерть? И если нет, то почему? (Ответы учащихся)

Что бы там ни говорили, но книга жила, живет и еще будет жить очень долго.

3 . Книжная викторина

Книга - это такой предмет, который все знают с детства. Для одних она стала близким другом, а для других до сих пор остается таинственной незнакомкой.

Предлагаю вам небольшую викторину, которая покажет, насколько хорошо вы знакомы с книгой.

(Учитель читает предложения, дети поднимают руки, отвечают)

1. Так называется заглавие книги, а также страница, на которой напечатано заглавие, имя автора, год и место издания. (Титул, титульный лист)

2. Количество экземпляров книги, выпущенное издательством. (Тираж)

3. Двойные листы плотной бумаги, расположенные между обложкой и титульной страницей. (Форзац)

4. Материал, который придумали для книжек арабы. Без этого материала книги бы и дальше печатали на папирусе и пергаменте. (Бумага)

5. Край книжного блока, место, где скреплены все элементы книги: листы, марля и др. (Корешок)

6. Сотрудник, который исправляет ошибки и опечатки в книге. (Корректор.)

7. Картонная коробка, предназначенная для защиты ценных изданий. (Футляр)

8. Человек, который коллекционирует старые книги. (Букинист)

9. Одной из первой славянских рукописных книг было «Остромирово Евангелие». В каком веке оно появилось? (XI в)

10. В XV в. в Европе появилась первая печатная книга. Кто был ее создателем? (Иоганн Гутенберг)

11. В 1564 г. Иван Федоров издал первую печатную книгу России. Как она называлась? (Апостол)

12. Первые печатные книги стоили дорого, тиражи были небольшими - 2-5 тыс. экземпляров. Но техника развивалась, и тиражи возрастали. И вдруг в 1814 г. за один день продали 10 тыс. экземпляров одной книги - это была поэма Байрона «Корсар»! Как сейчас называют книги, которые продаются лучше других? (Бестеллер)

Что ж, приятно было убедиться, что вы знакомы с книгой, знаете ее биографию и строение.

4. Рассказы детей по теме «Мои любимые книги»

Книг написано очень много и нет ни одного человека в мире, кто прочитал бы их все. Книги- это история и вкусы каждой эпохи. Некоторые из них утратили ее прелесть, другие- актуальны и читаются с интересом и сегодня. У человека может быть одна или несколько любимых книг.

Книга может сыграть ключевую роль в жизни человека, поэтому иногда говорят: «Эта книга перевернула всю мою жизнь». Очень много людей изменили свой характер под влиянием книги. Вот, например, что рассказывает великий советский физик Лев Ландау. Он рано научился читать, был очень способным ребенком, но страдал от насмешек сверстников, потому что был хилым и слабым. Ему было всего лишь 13 лет, когда он решил, что жизнь не удалась и нужно с ней покончить. Но вдруг ему в руки попался роман А. Стендаля «Красное и черное». Эта книга буквально перевернула его жизнь. Он понял, что человек может стать хозяином своей судьбы.

Я ликовал, - вспоминал ученый, - мне хотелось во весь голос кричать об этом открытии.

Но предстояла большая работа, и он начал трудиться над собой. Тринадцатилетний подросток стал вырабатывать в себе волю, развивать память, воспитывать характер. Этот изматывающий труд - искоренение собственных недостатков и воспитание воли - вошел у него в привычку и продолжался всю жизнь. Один из ученых так скажет потом о Льве Ландау: «Да, он умел держать себя в узде. Ни в чем не давал спуску. И он сумел сделать себя счастливым, это несомненно».

Попадалась ли вам такая книга, после которой вы захотели что-то сделать, изменить себя? (Дети рассказывают о книгах.)

План выступления учащегося .

«Моя любимая книга»

1) Выбери книгу, которая тебе больше всего запомнилась, которую ты любишь больше всего. Расскажи историю знакомства с книгой.

3) Очень коротко передай сюжет произведения, расскажи о его героях, времени и месте, где происходят события.

5) Выясни главную мысль произведения, чему книга учит.

6) Выражение своего суждения о том, почему именно эту книгу ты считаешь своей любимой, близкой тебе.

Ребята, хотелось бы дать вам мудрый совет: «Жизнь слишком коротка для того, чтобы успеть прочитать всю хорошую литературу. Вот почему хороших книг надо выбирать и читать только лучшие и, конечно, ни в коем случае не тратить свое драгоценное время на всякую ерунду».

5 . Заключительное слово «Самая читающая страна»

Одна американская компания недавно провела исследование, чтобы выяснить, какая страна самая читающая в мире. И оказалось, что самый читающий народ - это индийцы, которые проводят за книгами больше 10 часов в неделю. За ними идут таиландцы, китайцы, филиппинцы, египтяне и чехи. Россия занимает всего лишь седьмое место. Мы тратим в среднем 7 часов в неделю на чтение. Интересно, что жители Таиланда и Филиппин, входящие в первую пятерку «книжных червей», оказались и чемпионами по просмотру телепередач. А вот россияне по этому показателю занимают 15-е место. Это лишний раз доказывает, что ни телевидение, ни Интернет не являются врагами книг. Те, кто почувствовал удовольствие от чтения, не променяют его ни на что.

6. Подведение итогов (рефлексия)

Какое настроение осталось после занятия? Изменилось ли ваше отношение к чтению?

Групповое занятие

Специальная коррекционная школа VIII вида

Тема: Моё любимое увлечение!

Задачи:

    развивать творческие способности учащихся;

    расширять кругозор;

    учить правильно организовывать свободное время;

    воспитывать любовь к окружающему миру, доброту.

Ход занятия

1. Сообщение темы занятия

    Тема нашего занятия. Моё любимое увлечение:

2. Вступительная беседа

    Как вы понимаете пословицу: Умелые руки не знают скуки.

    Чем может заняться человек в свободное от работы время? (учёбы)

    А если у человека нет любимого занятия, хобби, интересно ему жить, общаться с другими людьми. Почему?

    Что нужно для того, что бы у тебя после работы, учёбы оставалось время на любимое занятие? (Соблюдать режим дня, правильно распоряжаться своим временем)

    Своим временем надо распоряжаться правильно. Разумно поступает тот, кто планирует свой день. Такой человек успевает всё: и потрудиться и отдохнуть. Когда твой мозг и руки заняты делом, то думаешь о результатах работы, а не о глупостях. Да и народная мудрость предостерегает человека от лени и праздности, отводя труду главную роль, а пословицы и поговорки о труде и отдыхе вы знаете. (Пословицы и поговорки)

3.Танец

    Сейчас мы покажем гостям наше общее увлечение-занятие танцами.

    2.Представление поделок

    У каждого ребёнка нашего класса есть свои у интересы и способности, это мы узнали из анкет, которые провели с ними. Вадик любит рисовать. Галя аккуратно работает иголкой с ниткой, любит вышивать Настя отличается отличными работами с бумагой.

Аня танцует, Ирина рисует и поёт, Жанна поёт. Мы стараемся с ребятами развивать способности. А сейчас они расскажут о своих успехах!

Галя:

Я вышивать очень люблю,

В руках иголку ловко я держу,

Что получилось у меня,

Посмотрите все сюда.

Руслан:

Нам на месте не сидится,

Любим с деревом возится,

Получилось что у нас,

Мы покажем вам сейчас.

Аня:

Оригами - работа с бумагой,

Это творчество и красота,

Приходите к нам вечерами,

Мы научим вас без труда.

    А ещё ребята очень любят играть в шашки. И чтобы ещё лучше научится играть - смастерили шахматную доску, и выпилили шашки из дерева.

    А ещё мы подготовили выставку коллекций вещей, которые могут заинтересовать наших гостей и ребят, может быть захочет кто-нибудь этим заниматься.

    Ребята, вам понравилось занятие?

    Что полезного из него вы узнали?

    В заключении Ирина и Андрей прочитают вам стихи.

Ирина:

Если ты поёшь, танцуешь,

Да к тому ж ещё рисуешь,

Не стесняйся и твори.

Станет мир прекрасный твой. ПОСМОТРИ.

Андрей:

Вот свободная минутка,

И ты стал другим как будто.

Вдохновение зови,

Сделай мир красивым свой и ЖИВИ.

ВСЕ:

Для тебя весь мир большой!!!

Посмотри!!!

Занятие окончено.

Урок по кубановедению. 1 класс

Раздел № 1 . Я и моя семья.

Тема: Любимые занятия

учитель начальных классов

Гимназии №44 г.Сочи

Баталова Олеся Альбертовна

ЦЕЛИ : 1) учить составлять рассказ по серии сюжетных картинок, формировать умение выстраивать логические цепочки;

2) способствовать развитию речи детей, обогащению

словарного запаса;

3) развивать внимание, логическое мышление;

4) воспитывать уважительное отношение к одноклассникам, трудолюбие.

ОБОРУДОВАНИЕ: карточки с изображениями санок, мяча, воздушного шара, торта, барабана, куклы, настольной игры; плакат «Мои увлечения», плакат «Карта увлечений нашего класса»; плакат-памятка о соблюдении Закона №1539, карточки с ребусами`, рабочая тетрадь, цветные карандаши.

ХОД УРОКА:

    Организационный момент .

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!

С добрым утром! Начат день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не молчать,

Всем работать, отвечать!

2. Актуализация опорных знаний.

Урок кубановедения начнём с повторения темы предыдущего урока.

Вспомните её, («Будем знакомы!»)

На предыдущем уроке вы познакомились друг с другом, узнали имена детей. Какие ещё бывают имена, вам помогут узнать эти ребусы:

ЗИ

А

ША

ИДА

ТОЛИЙ

ТА

Продолжим урок игрой «Найди лишнее». (Дети объясняют свой выбор лишнего предмета, выстраивая логическую цепочку и называя назначение предметов).

Для чего нужны все эти предметы? (Для игр, любимых занятий.)

3. Сообщение темы урока.

Вы только что сформулировали тему урока: «Любимые занятия»

/На доске вывешивается плакат «Мои увлечения»/

4.Изучение нового материала.

1) -У каждого человека есть любимые занятия. Давайте определим любимые занятия ваших сверстников./Работа с тетрадью c .5. Дети составляют рассказ по сюжетным картинкам в тетради и на плакате./

Отметьте в тетради картинку, на которой изображено то, чем вы любите заниматься.

2) РАБОТА В ГРУППАХ

А теперь давайте поиграем в игру «Не скучай, продолжай!»

/Класс делится на группы. В каждой группе из 6-ти человек дети по цепочке называют свои любимые занятия, повторяя имена одноклассников и их увлечения. Например: «Лена любит рисовать, Егор увлекается лепкой, Яна любит играть с друзьями в подвижные игры, а мне нравится заниматься в футбольной секции».

3) –Предлагаю вам послушать, чем любил заниматься герой стихотворения Л. Корчагиной.

Я РИСУЮ

Я зелёный самосвал

На листке нарисовал,

Лес зелёный вдалеке,

Мост зелёный на реке...

Поле, роща, небо, луг –

Всё зелёное вокруг.

Через луг бежит дорожка,

А на ней уселась кошка

И сидит под клёнами

Тоже вся зелёная,

Только ей на глазки

Не хватило краски...

Мурка на меня в обиде:

Ничего она не видит.

Нарисую мышку Мурке-

Пусть они играют в жмурки!

Какую ошибку совершил герой этого стихотворения? (Рисовал всё зелёной краской.)

5. Физминутка.

Каждый день по утрам

Делаем зарядку.

Очень нравится нам

Делать по-порядку:

Весело шагать,

Руки поднимать,

Прыгать и скакать.

На носок, потом на пятку

Все мы делаем зарядку.

6. Закрепление изученного .

1) –В отличие от героя стихотворения, который изображал всё зелёным цветом, у вас много цветных карандашей. Нарисуйте цветными карандашами своё любимое занятие. /Дети выполняют работу в тетради./

2) Физминутка для глаз.

Глазки у ребят устали.

Посмотрите все в окно,

Ах, как солнце высоко.

Мы глаза сейчас закроем,

В классе радугу построим.

Вверх по радуге пойдём,

Вправо, влево повернём,

А потом скатимся вниз,

Жмурься сильно, но держись.

3)Продолжим работу в тетради. Что обозначает условный знак перед следующим заданием? («Хитрое задание»).

Давайте определим последовательность занятий на рисунках./Дети высказывают свои мнения и отмечают соответствующие рисунки по порядку./ РАБОТА В ПАРАХ. Взаимопроверка тетрадей.

4) –Любимым занятием многих детей является чтение сказок. Предлагаю вам показать в литературной викторине знание героев прочитанных сказок. Вот что они сами о себе рассказывают:

«Я знал, что всё так закончится. Уж больно ветхий я и старый, столько лет в поле стою. Мечтал, конечно, чтобы во мне кто-нибудь поселился… Но их поселилось так много, что я просто не выдержал и рухнул».

(«Теремок»)

«Я всю жизнь боялась кошек. Вот и в этот раз она пришла, мурлычет, скребётся, мол, помоги. А чем я, маленькая, могу помочь? Но вижу: не обманывает. Выбежала я в огород, смотрю, действительно моя помощь нужна…»

(«Репка». Мышка)

«Я решил просто попутешествовать по свету и не знал, что всё так обернётся. Я думал, что все такие же, как мои бабушка и дедушка. Но оказалось, что в этом мире живут и злые волки, и хитрые лисы…»

(«Колобок»)

«Для меня очень вредно столько находится в воде…Спасибо этому любопытному и непослушному мальчишке. Если бы не он и не черепаха, сколько бы я ещё пролежал на дне?»

(А. Толстой «Золотой ключик или

приключения Буратино»)

«Всю жизнь варила я щи да пекла пироги. И кто это придумал из меня карету сделать? Как поехала я – вот уж народ-то смеялся!»

(«По щучьему велению». Печь)

5)- Не в Африку, Бразилию – летим в Сообразилию.

Предлагаю разгадать хитрые загадки.


Надеюсь, что разгадывать ребусы вам понравилось и это станет одним из любимых ваших занятий.

7.Итог урока.

В заключение урока давайте составим «Карту увлечений нашего класса», учитывая те задания, которые вам понравились на уроке.

/На доску вывешивается плакат «Карта увлечений нашего класса». Дети рассказывают о наиболее понравившихся занятиях с опорой на сюжетные рисунки./

Какими бы увлекательными не были ваши любимые занятия, вы должны помнить:

«На Кубани Закон такой:

В 21-00 младшим школьникам пора домой».

/На доску вывешивается плакат-памятка о соблюдении Закона №1539 /

Расскажите, что напоминают эти знаки.

/Дети рассказывают о том, что с 7 до 14 лет с 21-00 дети не должны находиться в общественных местах без сопровождения взрослых./

Если б мы не потрудились,

То ничему б не научились.

Сегодня очень вы старались

И вот заданий не осталось.

Спасибо за активную работу на уроке.

Цели:

помочь учащимся понять, что такое семья, что нужно, чтобы семья была дружной и крепкой;

способствовать развитию доверительных отношений в семье.

Оборудование: м/м оборудование, плакат с домом, карточки, раздаточный материал.

Структура урока:

Организационный этап.

Кубанское солнышко смотрит к нам в класс,

А лучик, играя, приветствует нас.

Доброго утра, хорошего дня

Я пожелаю вам, детвора.

Мотивация учебной деятельности.

Слайд 1. (Звучит музыка «Дом в котором живём»)

Учитель читает стихи.

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь с добром!

Учитель.

О чём это стихотворение?

Ответы учащихся.

О семье.

О доме.

Учитель.

Верно. Стихи о семье и отчем доме.

Актуализация знаний.

Разгадайте ребус. (Слайд 2.)

Попробуйте догадаться, как звучит тема нашего урока.

Учащиеся формулируют тему урока.

Семья.

Сообщение темы урока

Учитель.

Молодцы, ребята. Сегодня мы с вами попробуем разобраться, что же такое семья, определим признаки дружной семьи, а ещё вы расскажите о своей семье и о том, какие в вашей семье любимые занятия.

В семейном кругу мы с вами растем.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем,

Основа основ – родительский дом.

«Открытие» нового знания.

Работа по учебнику (стр. 23).

Назови членов семьи Миши. Кем работают папа и мама? Чем занимается дедушка? А бабушка? Чем любят занимать дети?

Слайд 3.

Семейные фотографии.

Физминутка.

Первичное закрепление.

Работа в рабочей тетради. (Стр. 13) (Фронтально)

Речевая разминка.

Назови имена членов твоей семьи.

Фронтальная работа «Засели дом».

Учащиеся показывают семейные фотографии и рассказывают о своей семье, называя имена членов своей семьи по имени (и отчеству, если знают). Фотографии размещаются на плакате в окнах дома.

Учитель.

Мы только что заселили наш дом. Теперь в нём живут ваши семьи.

Что же мы называем семьёй?

Ответы учащихся.

Мама и папа – это моя семья.

Дедушка и бабушка.

Сёстры и братья.

Учитель.

Правильно. Семья – это наши близкие, кто живёт вместе с нами. Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.

2. Соображалки.

На доске размещены карточки со словами: семья, добро, любовь, ссора, мир, забота, тепло, ласка, лад.

Учитель.

Что нужно для семейного счастья?

Ответы учащихся.

Добро, любовь, забота, тепло, ласка, лад, мир.

Ссора портит семью.

Как ты понимаешь слова «семья крепка ладом»?

Ответы учащихся.

Когда в семье все любят друг друга, то они никогда не ссорятся.

Если все друг другу помогают, заботятся друг о друге, то семья крепкая.

Физминутка.

Закрепление.

Работа по учебнику (стр. 29).

Рассмотрите рисунки. Расскажите, как проводит воскресный день семья Димы.

Что вы можете сказать про эту семью?

Ответы учащихся.

Семья Димы дружная. Они все вместе убирают квартиру.

Папа с Димой играют в шахматы. Они вместе кормят птиц.

Члены семьи Димы работают и отдыхают вместе. У мальчика хорошая семья.

Учитель.

А как проводит выходной день твоя семья?

Рассказы учащихся.

Соображалки.

Ребята, подумайте над словами «семья вместе, так и душа на месте». Что они означают?

Ответы учащихся.

Когда вся семья собирается вместе, то всем очень хорошо.

Когда все дружно работают или отдыхают, то это хорошая семья и все счастливы.

Самостоятельная работа.

Работа с раздаточным материалом.

Ребята, нарисуйте свою семью в окнах домиков, которые лежат у вас на партах.

(Учащиеся работают под музыку. Звучит песня «Дом в котором живём»)

Учитель.

Сейчас вы дружно работаете, как большая дружная семья. Наш класс – это школьная семья.

Учитель читает стихи.

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

Учитель.

Ребята, что надо делать, чтобы ваша семья была дружной и счастливой?

Ответы учащихся.

Любить друг друга.

Помогать маме, папе и бабушке с дедушкой.

Вместе делать домашние дела и отдыхать.

Быть послушными и не огорчать родителей.

Рефлексия.

Работа в рабочей тетради.

Откройте рабочие тетради на странице 14. Оцените свою работу на уроке.

(Учитель читает, учащиеся самостоятельно выбирают свой вариант ответа.)

Учитель.

Кто объяснит свой выбор варианта?

Ответы учащихся.

Мне было интересно, и мне не нужна была помощь.

Я все задания выполняла сама. У меня хорошая семья, я о ней рассказывала.

Учитель.

Что нового узнали на уроке?

Что особенно запомнилось?

Что больше всего понравилось?

О чём вы расскажете дома?