Причиной дeвиантного отклоняющего поведения являeтся. Девиантное поведение и его признаки. Девиантное поведение у подростков и детей

Понятие девиантного поведения рассматривается на стыке наук. Deviatio с латыни означает «отклонение». Таким образом, посредством данного понятия характеризуют отклоняющееся поведение, в результате или в процессе которого нарушаются нормы культуры и общества.

На первый взгляд, вопрос «Девиантное поведение – это благо или зло?» имеет однозначный ответ: зло. Только разве гении, творцы, религиозные деятели – норма? Нет, и их поведение тоже часто можно охарактеризовать как отклоняющееся, что и выявляется обычно при их изучении, в опросах. Я. И. Гилинский, внесший значительный вклад в изучение девиантности, поддерживает точку зрения, что существует и позитивное значение девиантного поведения для общества – повышение уровня организованности системы, устранение устаревших стандартов.

Дабы не потеряться в терминах, используем более или менее приемлемое определение, которое ограничивает понятие настолько, что препятствует расширению его до всех отклонений от нормы, но и не сужает до патологий. Девиантным поведением называют отклоняющееся от норм общества поведение личности или группы, которое может препятствовать удовлетворению от жизни или вызывать трудности в выполнении необходимых задач у самого человека или других людей, поэтому осуждается или даже преследуется в целях изменения или искоренения.

Социальные факторы

Теории девиантного поведения пытаются прояснить, какое же поведение может быть названо девиантным и почему люди принимают в нем участие. Социологический подход рассматривает влияние общества на динамику девиантного поведения. Наиболее известные социологические теории:

1. Структурная теория деформации

Причина девиантного поведения в напряженности между культурными целями и недостатком средств, которые имеются для достижения этих целей.

2. Теория ярлыков, стигмы

Девиантное поведение – продукт социального контроля, так как девиация находится не в самом действии, а лишь в реакции на него.

Навешивание ярлыка «девианта» ведет к дальнейшему повторению и распространению как ответ на реакцию социума, то есть человек начинает сам себя определять в качестве девианта и поступать в границах этой роли. Е. Лемерт ввел в употребление термин «вторичная девиантность», который отражает этот процесс.

Для того чтобы избежать проблемы вторичной девиантности, А. Шур предлагал декриминализовать «преступления без жертв». Еще одно средство для предотвращения негативного влияния стигматизации часто рассматривалось социологами – не предавать огласке дела несовершеннолетних до приговора, ввести более щадящие наказания для них. Девиантное поведение подростков не должно перечеркивать всю их последующую жизнь, учитывая, что они вообще более расположены к отклонению от нормы в поведении.

3. Дифференцированная ассоциация

Основная идея – научение девиантному поведению происходит в группах, в которых человек проводит время. Если человек ассоциирует себя с личностью или группой, которая руководствуется принципами и методами, отрицающими общественные нормы, он и сам начинает их отрицать. Такие причины часто формируют девиантное поведение подростков, так как ценность мнения группы для них высока.

Индивидуальные факторы, развитие

В психологии тоже пытаются дать ответ на то, каковы причины девиантного поведения. Выделилась целая область – психология девиантного поведения, которая изучает психические состояния, реакции человека, отклоняющиеся от норм общества, а также закономерности развития, приводящие к ним, и способы повышения качества жизни девианта.

Психология девиантного поведения включает в себя и достижения клинической психологии, и взгляды, практики и методы психиатрии. Это объясняется тем, что отклонение может быть следствием как возникшего у личности конфликта внутри или вовне, так и серьезных психических расстройств.

Приведенные ниже психологические теории помогут разглядеть факторы, приведшие к формированию отклонения. Фундаментальные положения каждой из них: индивид несет за свои поступки полную ответственность, преступления и девиации есть следствие дисфункции психических процессов.

1. Психоаналитическая теория

Зигмунд Фрейд полагал, что все люди имеют агрессивные порывы, которые подавляются культурой в процессе социализации. Проблемы в ходе социализации ведут к тому, что человек направляет свою либо внутрь, либо вовне.

2. Когнитивная теория развития

Базируется на том, что в процессе развития человек проходит через три стадии формирования моральных норм. Детальное изучение стадий проведено Кольбергом.

Первый уровень – страх наказания и желание его избежать, а также ожидание выгоды от выполнения норм. Второй – желание соответствовать близкому окружению, поддержание установленного порядка. Вторая стадия связана с тем, что человек хочет признания, власти и упорядоченности.

А третья стадия, соответствующая нравственной зрелости, – формирование собственных нравственных принципов. В поступках люди, находящиеся на этом этапе, руководствуются не принципами наказания, поощрения, власти, признания, а самоценной правильностью отдельно взятого поступка.

Застревание на какой-либо стадии может вести к девиациям. Интересным следствием теории является то, что на третьей стадии человек вполне может вести себя словно девиант, протестуя против тех норм и правил, которые не являются справедливыми.

3. Теория обучения

Перенимание паттернов взаимодействия. В социальной ситуации часто происходит наблюдение за тем, как девиантное поведение принимается группой и даже прославляется. Желая получить вознаграждение, похвалу, известность, человек начинает копировать определенный образ действий.

Кроме вознаграждения есть и фактор отсутствия наказания. Когда тот, за кем наблюдают, делает, что хочет, и получает то, чего желает, отвергая нормы, но не неся за это никакого наказания, другие повторяют за ним.

Согласно этой теории, исправление достигается через устранение поощрений, аннулирование награды. Человек не находит подкрепления и в скором времени уходит с пути нарушения общественных норм.

Структура и формы

Девиантное поведение личности отстоит далеко от нормы и представления о гармоничном развитии (плохо развиты адаптивность, самоконтроль, обучаемость). Так как существует множество особенностей контакта между личностью и средой, исследователи выделили классификации, виды и типы девиантного поведения.

Обобщающая классификация девиантного поведения дана Е. В. Змановской, которая выделяет несколько групп. По ее мнению, девиантное поведение может быть:

  • Антисоциальным. Этот тип характеризуется противоречием правовым нормам, действия человека нарушают общественный порядок.
  • Асоциальным. Человек не учитывает морально-нравственные нормы, что вредит его связям с другими людьми.
  • Направленным на разрушение себя. Люди с этой формой нарушения, как правило, ведут себя так, что наносят вред собственному здоровью.

При этом отклоняющееся поведение можно разделить на виды в зависимости от того, как именно выражается отклонение. Основные виды девиантного поведения содержат следующие отклонения:

  • Дисциплинарные.
  • Преступные или нарушающие законодательство.
  • Действия, обусловленные психическими заболеваниями.

Формы проявления девиантного поведения могут быть как устойчивыми, так и неустойчивыми, постоянными или временными, структурированными (расписанными по ролям в группе) и нет, спонтанными или запланированными, эгоистическими или альтруистическими, нарушающими границы личного пространства других людей или ведущими к саморазрушению личности девианта.

Чаще всего наблюдаются, конечно, эгоистические девиации. Краткий промежуток отклонений от норм характерен для периодов нахождения человека в группах, которые считают это поведение правильным. Направленность на удовлетворение своих желаний, получение какой-то выгоды, власти, славы или признания другими – основные мотивы девиантного поведения. Конкретные клинические формы:

  • Агрессия вовне или внутрь.
  • Наркотическая зависимость.
  • Пищевые расстройства.
  • Девиантное сексуальное поведение.
  • Сверхценные увлечения.
  • Коммуникативные девиации.
  • Безнравственность, аморальность.
  • Неэстетичное поведение.

Борьба, уход или игнорирование

По тому, как происходит взаимодействие индивида с окружающей средой, можно определить основной способ взаимодействия с реальностью у девианта. В связи с определенным характером конфликта со средой объясняется наличие формы девиации, которая органично отражает конфликт. В. Д. Менделевич выделяет четыре таких способа:

  • Противодействие.
  • Болезненное противостояние.
  • Уход.
  • Игнорирование.

На их основе рассматривают несколько специфических типов отклонений. По вопросу отношения некоторых из них к девиантности до сих пор открыты дискуссии.

1. Делинквентный

Девиантное и делинквентное поведение порой смешивают, хотя последнее скорее относится к противоправным действиям, а первое туда не попадает, но они оба относятся к отклонениям от норм. При этом делинквентное не равно криминальному. Делинквентному присущ так называемый неосознаваемый характер последствий, именно поэтому делинквенты и совершают правонарушения.

Противоправные деяния ими совершаются стихийно. Такое бывает у легкомысленных людей, склонных к . Часто злой умысел отсутствует, подростки развлекаются и балуются, что в конце концов приводит к печальным последствиям. Термин может с полным правом употребляться в тех случаях, когда налицо преступное действие, а намерения у него были невинными (по определению Е. Анчел).

2. Аддиктивный

Аддиктивный тип характеризуется уходом от реальности с помощью веществ или видов деятельности, для того чтобы поддерживать интенсивные эмоции. Эти люди воспринимают жизнь «серой и скучной», им тяжело дается методичный каждодневный труд, они не переносят рутинных обязанностей, хотя с другой стороны, показывают отличные результаты в кризисных ситуациях.

Характерной чертой является низкая самооценка, компенсирующаяся внешним подчеркиванием превосходства. Стремятся лгать и обвинять других, легко заводят контакты, но боятся строить из них что-то крепкое и брать на себя ответственность, стереотипны, зависимы и тревожны.

3. Патохарактерологический

Особенности девиантного поведения патохарактерологического типа обусловлены патологическими изменениями характера: расстройства личности, явные характера. В выборе люди, относящиеся к этому типу, часто руководствуются не реалистичными мотивами, а преувеличенными патологией стремлениями: жаждой признания, власти, доминирования. Происходит постоянная переоценка возможностей, наблюдается большая страсть к манипуляциям, восприятие окружающих людей, словно пешек на доске.

4. Психопатологический

У этого типа проблемы с поведением обусловлены симптомами психопатологий. Под ними подразумеваются галлюцинации, иллюзии, нарушения мышления и воли и др.

5. Основанный на гиперспособностях

Характеристика девиантного поведения, основанного на гиперспособностях, затруднена тем, что такой тип обычно бывает у одаренных людей, и отклонения от нормы у них зависят от тех способностей, которые развились сильно. Человек может быть неспособен правильно понимать окружающих, справляться с повседневными делами и др.

Признаки и лечение

Склонность к девиантному поведению образуют как условия в семье, так и индивидуальные особенности. У детей до 5 лет девиантное поведение не диагностируют. Существенные признаки девиантного поведения, которые приводит Википедия, не противоречащие позиции В. Д. Менделевича, таковы:

  • Отклонение от моральных/культурных норм.
  • Осуждение обществом.
  • Вред себе или другим.
  • Не представлено единичным эпизодом (периодично, серийно или постоянно).
  • Развитие социальной дезадаптации.

Особняком от всего этого стоит девиантное поведение молодежи. По сути, оно обусловлено изменениями в мозгу, которые происходят в подростковый период. Префронтальная кора, отвечающая за самоконтроль, логические умозаключения, выбор наиболее рационального способа действий, развивается медленнее тех частей мозга, в которых сосредоточены страх и возбуждение. Поэтому подростки часто отличаются повышенной тревожностью и склонностью к риску.

Успешная коррекция девиантного поведения подростков достигается через метод когнитивно-поведенческой терапии, помогающей выработать адекватные реакции на стимулы среды путем переучивания (стимул есть, негативной реакции нет – мозг в конце концов запоминает и выстраивает новую модель реакции), в совокупности с легким медицинским вмешательством (седативные препараты, антидепрессанты). Другие методы – , – позволят глубже проработать проблемы: конфликты в семье, травмы, признаки социофобии и т.д.

Профилактика девиантного поведения подростков в связи с полученными данными должна быть сосредоточена на советах и обсуждениях. Родители, психолог или значимый взрослый берут на себя функцию префронтальной коры и помогают отличить верное от неверного, ни в коем случае не допуская давления. Диагностика девиантного поведения подростков должна учитывать проявления делинквентного, агрессивного, суицидального и зависимого поведения.

Девиантное поведение детей может быть объяснено либо рано начавшимся периодом полового созревания, либо проблемами в семье, школе или со здоровьем. Ребенок, словно барометр, реагирует на любые изменения в значимых для него группах.

Коррекция девиантного поведения бывает сконцентрирована как на процессе психотерапии для гармонизации внутреннего состояния личности, так и на приеме медицинских препаратов, если источник коренится в психопатологиях. Большинство проблем в жизни человека либо решаются быстро, либо могут быть существенно упрощены, либо нуждаются в наблюдении специалистов для повышения качества жизни. Главное – не бояться обращаться за помощью, так как девиантное поведение может привести не просто к осложнению отношений с близкими, но и к разрушению личности. Автор: Екатерина Волкова

Девиантное поведением называют прочно устоявшуюся форму поведения с явными признаками отклонения от общепринятых социальных норм. Способно причинить вред индивиду и окружающим. Часто сопровождается дезадаптацией в социуме.

Что можно считать отклоняющимся или девиантным поведением? То, что является ненормальным? Но что будет ненормальным? Сложность диагностирования усугубляется многосторонними взглядами на проблему норму и патологии в различных научных областях. В разных источниках встречаются термины «отклоняющееся поведение», «девиантное поведение» или «расстройства поведения (девиации)». В данной статье будет использоваться в основном термин девиантное поведение. Все эти термины в России тождественны.

Проблема девиаций изучается психиатрами, психологами, философами, педагогами, социологами. Если употребление наркотиков, как форма девиации, вызывает психологическую зависимость, с этим будут работать психологи. Но у наркомана формируется и физическая зависимость, т.е. болезнь – наркомания, это уже сфера медицины.

Но тогда в чем же будет основная проблема наркомана? В психологической зависимости или надо бороться прежде всего с болезнью? Как можно избавить человека от физических страданий, не вникая в его особенности психики? Будет ли ясным механизм патогенеза при одностороннем подходе? Девиантное поведение – это не патология и не сугубо медицинский термин. Так ли уж ненормальны в смысле психического здоровья убийцы или маньяки, наркоманы или алкоголики? Или у них изначально психика с рождения была с «изьяном»? К сожалению, вопросов здесь намного больше, чем ответов.

Отклоняющееся поведение выражает психологический статус личности на оси «социализация-дезадаптация-изоляция» (Е.В. Змановская).

Попытки исследователей поиска чего-то ненормального в отклоняющемся поведении, с последующей рубрификацией в «нормальное» и «ненормальное» по тем или иным признакам, ведут по сути в никуда, они бесконечно спорны. Если учесть, что в разных науках эти понятия могут еще и противоречить друг другу при сравнении. Люди с девиациями могут быть психически здоровыми, а могут иметь серьезные патологии психики.

Что является причинами отклоняющегося поведения? Пока точно неизвестно, но обычно выделяются влияние социальной среды и личностные особенности индивида. Медицинские предпосылки рассматриваются в основном при наличии патологических изменений в психике. Существует несколько подходов в попытках классифицировать девиантное поведение. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся.

Девиантное поведение с точки зрения социологов – это социальное явление. В рамках социального подхода различают следующие девиации:

  • Стремление к совершению преступлений или правонарушений.
  • Чрезмерное употребление алкоголя или алкоголизм как таковой.
  • Зависимость от употребления психоактивных веществ, наркомания.
  • Стремление к совершению самоубийства.
  • Уходы из дома на длительный срок, бродяжничество.
  • Поведение, противоречащее нормам морали, нравственности и этики.
  • Занятия проституцией.
  • Хулиганство.
  • Приверженность к религиозным сектам, доходит до фанатизма.

Юристы считают отклоняющимся поведением все действия, за которые человека можно привлечь к ответственности перед законом. Исходя из степени потенциальной опасности для общества выделяют следующие формы отклоняющегося поведения:

  • Правонарушение – это неисполнение нравственных и правовых норм, требований законодательства о надлежащем поведении человека.
  • Проступки – это уклонение или прямой отказ от выполнения норм и правил, прописанных в различных нормативно-правовых актах (кроме УК РФ), не представляющих серьезной опасности для общества. В виде наказания за проступки предусмотрены меры дисциплинарного или общественного воздействия.
  • Преступления – это самая опасная форма, за действия, трактуемые как преступные, человека привлекают к уголовной ответственности.

В уголовной и гражданской сферах Российского законодательства представлены классификации девиантных форм поведения с точки зрения права. Если возвратиться к социальным аспектам рассмотрения проблемы, то прежде всего нуждается в рассмотрении понятие социальной дезадаптации , так как именно различные формы дезадаптации влекут за собой проявление девиаций.

Дезадаптация – проявление снижения способностей следовать требованиям общества с обязательным ощущением их как личностно значимых, а также невозможность выражать свою индивидуальность при текущих условиях социальной среды.

Социальная дезадаптация проявляется в снижении обучаемости, в постоянных или частых неудачах в семейной жизни, межличностных отношениях с окружающими, сексе, здоровье, частых разногласиях с законом.

В личностных проявлениях дезадаптации рассматривают:

  • Нигилистические взгляды на социальные требования, постоянная оппозиция и протест.
  • Отрицание своей вины даже при очевидных доказательствах, постоянные претензии к окружающим.
  • Постоянное эмоциональное напряжение.
  • Неумение контролировать свое состояние, продуктивно справляться с негативными эмоциями.
  • Низкие коммуникативные навыки.
  • Мыслительные и поведенческие реакции, неадекватные внешним проявлениям (когнитивные искажения реальности).

Очевидными признаками социальной адаптации у детей и подростков будут употребление наркотических средств, алкоголизация, проституция, бродяжничество, частые конфликты с законом, пиромания, сексуальные девиации, интернет зависимость, гемблинг (зависимость от азартных игр), суицидальные попытки, вступление в религиозные секты и т.д.

Медицинский подход

Медицинская классификация девиаций выстроена с обязательным учетом возраста и наличия психопатологических критериев. Поведенческие особенности рассматриваются с точки зрения клинических проявлений и диагностических критериев, соответствующих им.

Медики выделяют следующие поведенческие расстройства: зависимость от химических веществ, нарушения пищевого поведения (неконтролируемое обжорство, булимия, анорексия, депрессии после родов, употребление витаминов или стероидов в излишнем количестве, мании (поджоги, воровство, игры и т.д.), нарушения в сексуальной сфере неорганической природы (вуйаеризм, эксбеционизм, садизм, педофилия и т.д.).

Также группа поведенческих расстройств, свойственных именно подросткам:

  • Проявления агрессивного поведения (значительно превышающие обычное упрямство или несогласие с правилами) дома и в межличностных отношениях с близкими.
  • Несоциализированное расстройство. Такие подростки агрессивно ведут себя с другими детьми, не способны к коммуникции. Из-за этого не могут войти в социальные группы и выстроить нормальные отношения.
  • Социализированное расстройство поведения. Подростки выстраивают взаимоотношения в социальной группе, их в стиле поведения преобладает агрессия.

Также медицина выделяет смешанное расстройство поведения и эмоций (F92) – агрессивное и асоциальное поведение подростков при наличии у них депрессии, тревоги и других аффективных нарушениях. Психиатра в любом случае при диагностике ждут большие трудности, поэтому ему нужно заниматься своим делом – наблюдать и анализировать психические расстройства, аккуратнее использовать свои диагностические критерии при попытках параллельно проникать в смежные дисциплины.

Психологический подход

Е.В. Змановская предложила классификацию, основываясь на виде нарушаемой нормы и последующих отрицательных последствиях девиаций:

  1. Антисоциальное (деликветное) поведение. Сюда включается любая форма поведения (действия или бездействия) несет вред обществу в различной степени вплоть до привлечения к ответственности перед законом. У взрослых проявляется в противоправных и преступных действиях, влекущих за собой уголовную или гражданские виды ответственности. Такие подростки занимаются воровством, грабят, совершают акты вандализма, вступают в драки без особых причин, но дерутся жестоко, легко переступают через закон и нормы морали. Дети от 5 до 12 лет воруют, мучат или издеваются над животными, проявляют недетскую жесткость в отношениях со сверстниками и младшими детьми.
  2. Асоциальное поведение. Это постоянное целенаправленное несоблюдение общественных и морально-этических и нравственных норм, представляющих угрозу межличностным отношениям. Такие подростки и дети рано вступают в половые связи, часто меняют партнеров, занимаются проституцией, склонны и к другим нарушениям в сексуальной сфере (вуайеризм, совращение, эксбеционизм и др.).

Часто именно такие подростки оставляют неприличные надписи и рисунки на стенах, в лифтах. Делают шрамирование, татуировки, тематика определяется включенностью в разные субкультуры. Среди детей такое поведение чаще выражается в уходах из дома, постоянным стремлением ко лжи, злословию, нередки вымогательство, попрошайничество.

  1. Аутодеструктивное (саморазрушающее) поведение. Выражается в поведении, отклоняющемся от норм медицины и психологии. Примерами служат различные виды зависимостей. Либо такие девианты ищут риска для своей жизни в различных видах деятельности – быстрой езде, экстремальных видах спорта и увлечениях.

Специфика аутодеструктивного поведения заключается во взаимосвязи формы поведения и групповых ценностях. Т.е. поведение подростка может быть продиктовано влиянием социальной группы, в которой он интегрирован. Проявляется в самопорезах, шрамировании, татуировании, патологическом обжорстве или отказе от пищи и стремлении похудеть, употреблении наркотических веществ, компьютерной зависимости. Иногда в суицидальном поведении. У детей как вариант проявляется в табакокурении или токсиокомании. Но аутодеструктивное поведение обычно не характерно для детей.

После рассмотрения различных подходов к рубрикации девиантного поведения можно увидеть много общего между медицинским и психологическими подходами. Но любая классификация является условной. В реальности часто все эти формы девиантного поведения сочетаются в различных вариациях или пересекаются. Поэтому каждый случай рассматривается индивидуально.

Классификация по структуре девиантного поведения

В.Д. Менделевич разделили девиации на индивидуальные и групповые . В первом случае имеются ввиду различные психопатии (расстройства личности) и другие формы поведения, классифицируемые как клинические формы, зависимость от внешних влияний при формировании девиаций отсутствует.

Но чаще мы сталкиваемся с групповыми девиациями. В основе возникновения лежит принцип давления группы и проявления лояльности и толерантности к такому виду отношений. Другими словами, в группе правила обычно молча принимаются всеми и выполняются. Также следует помнить, что подростки склонны к реакции группирования и стремлению соответствовать стандартам этой группы.

Девиации могут быть временными, постоянными, устойчивыми и неустойчивыми . Временные обычно непродолжительные и прекращаются, когда подросток выходит из группы. Постоянные продолжительны и мало зависят от внешних стимулов. В случае с устойчивой девиацией мы будем иметь дело с одной формой прочно устоявшегося вида отклоняющегося поведения. Основной чертой неустойчивой является частая смена девиаций и непродолжительность ее существования.

Можно встретиться со стихийной и спланированной девиацией , структурированной и неструктурированной . Стихийные возникают внезапно и под воздействием эмоций и внешних обстоятельств. Спланированные всегда имеют заранее продуманный план и четко очерчены. При подготовке к ним индивид испытывает удовольствие и эмоциональный подъем. При структурированной все роли заранее расписаны, кто и что делает. При неструктурированной иерархия во взаимоотношениях отсутствует, организация на низком уровне, связи слабые, действия непродуманные.

Различают еще экспансивные и неэкспансивные, альтруистические и эгоистические . При экспансивных девианты вторгаются в жизнь других людей, посягают на их свободу и права – сексуальные девиации, агрессия, аддикция отношений. При неэкспансивном индивид воздействует на себя (пищевые аддикции, спортивные). Эгоистические нацелены на получение удовольствия. Альтруистические направлены на других людей и самопожертвование. Иногда проявляются при некоторых видах суицидального поведения.

Креативность, как позитивная форма девиации

Человек не в состоянии постоянно соблюдать все нормы и правила. Гармоничное развитие личности предполагает активную деятельность, творческую направленность. По мнению В.А. Петровского если его «могут притягивать опасность, неопределенность успеха, неизведанное», то индивид сочетает в себе творческий потенциал, а его поведение можно назвать идеальным. Его действия считаются надситуативной активностью.

Прогресс в науке и культуре постоянно обязывает творческого индивида действовать за рамками клишированного поведения. Его стремления к новым впечатлениям и переживаниям называют поисковой активностью. Это не свойственно обычному рядовому человеку. Ему интересны скорее гарантии стабильности, безопасности. Ему не нужна новизна в чувствах. Он соблюдает все нормы и правила, тем и живет.

Девианты не могут жить в состоянии покоя и стабильности, им всегда нужна острота ощущений и что-то новое. Их поисковая активность в результате носит саморазрушающий характер. В нормальном творчестве удовольствие приносит сам процесс. Получение отрицательного результата говорит исследователю, что нужно искать другие пути. У девианта только одна цель – получение удовольствия от самого результата.

Основой креативности служит дивергентное мышление – способность решать задачи различными способами, постоянный поиск альтернативных решений. Креативное мышление удивительное гибкое. Там, где обычные люди находят одно или два решения, креативные найдут бесконечное множество. Они не привыкли довольствоваться одним решением. Могут легко переходить от одного аспекта проблемы к другому. Такие люди всегда предлагают оригинальные и неожиданные решения, всегда могут смотреть на проблему «под разными углами». Если девианта удается поставить «на путь истинный», то он нередко обнаруживает потенциал к высокому личностному росту и творческое начало.

Коротко о некоторых видах девиантного поведения

Деликвентное поведение. Это противоправное поведение, угрожающее безопасности обществу. Индивид, подверженный этому типу поведния будет деликвентом, а действия, совершаемые им деликтами. В сущности деликвентное поведение направлено против государственных норм и правил, выраженных в законодательных актах.

В психологии деликвентное поведение трактуется как любой противоправное действие, нарушающие общественные устои и порядок и вовсе не обязательно влечет за собой уголовную ответственность и не обязательно является преступлением. Почему одни люди легко соблюдают закон, а другие нет?

Также вспоминаются данные о половых различия при совершении преступления – женщины чаще убивают детей, воруют в магазинах, занимаются проституцией, мужчины чаще крадут, грабят, причиняют телесные повреждения, убивают, угоняют автомобили, совершают сексуальное насилие. Наличием психопатологий совершение противоправного действия или преступления вряд ли можно объяснить. Хотя, этот вопрос открыт для обсуждения.

Зависимое поведение (аддиктивное). Является серьезной социальной проблемой уже многие годы. Из-за него может быть утрачена полностью или частично работоспособность, ухудшается финансовое и социальное положение, проблемы в семье, личных отношениях, сексе, провоцирует совершение преступлений. Самыми часто встречающими объектами зависимости являются психоактивные вещества, в том числе алкоголь, пища, игры, секс, интернет, покупки, религия, религиозные секты.

Степень выраженности различная – иногда внешние признаки отсутствуют, порой возможны биологическая и психологическая зависимости, серьезные нарушения социальной адаптации или даже изоляции, а также признаки психопатологий. Все виды аддикций могут сочетаться друг с другом или переходить из одной формы в другую. Аддикция как процесс циклична.

Суицидальное поведение. Суицид – это самоубийство, т.е. осознанное лишение себя жизни. Является ли суицидальное поведение патологическим? Вряд ли. В наши дни этот вид поведения не рассматривается как признак психического заболевания. Обычно это поведение психически здорового человека. Разумеется, есть и другие точки зрения.

Суицидальное поведение – это действия человека, направленные на самоубийство или на представление самоубийства. В его структуре выделяют непосредственно суицидальные действия и суицидальные проявления (мысли, чувства, высказывания или намеки). Выделяют истинный суицид – когда человек целенаправленно лишает себя жизни, но этому предшествует депрессивные состояния, подавленное настроение. Окружающие часто даже не догадываются о происходящем. Демонстративный суицид – не связан с истинным желанием уйти из жизни, направлен на привлечение внимания к себе, смерть наступает только случайно. Скрытый суицид – занятия экстремальными видами спорта, желание служить в «горячих» точках, иная деятельность, связанная с постоянным риском для жизни. Суицидальное поведение больше распространено среди подростков и взрослых. У детей это проявляется редко.

Агрессия не является отдельной формой девиантного поведения. Но она тесно связывается с различными формами девиаций за счет деструктивности (разрушительности), которая в свою очередь является признаком девиантного поведения. И все формы девиантного поведения – деликвентного, зависимого или суицидального обязательно несут в себе агрессию, направленную либо на себя, либо на окружение.

Пример девиантного поведения:

Андрей Г., 21 год. С 10 лет воспитывается в детском доме. Отец умер в тюрьме, когда Андрею было 12 лет, был осужден за грабеж. Мать лишена родительских прав, ведет асоциальный образ жизни, страдает от алкоголизма. Андрей характеризуется как слабохарактерный и ведомый подросток. Легко поддается чужому влиянию, курит сигареты с 11 лет, сформировалась зависимость от табакокуреия через 4 года (по мнению наблюдающего психиатра). Алкоголь употребляет эпизодически. Неоднократно замечен в употреблении так называемого «спайса» и курения марихуаны. К воспитательным беседам относится спокойно, с насмешкой. Говорил откровенно не один раз, что хочет сесть в тюрьму, считая, что это поднимет его авторитет среди сверстников. В состоянии алкогольного опьянения совершил кражу велосипеда. Который впоследствии продал. Не проявлял никакого интереса к учебе, часто прогуливал школу. Легко ввязывается в драки с посторонними при малейшем затрагивании его интересов.

С трудом окончил 9 классов. В ПТУ был отправлен практически насильно. Физически развит хорошо, некоторое время увлекался паркуром, неоднократно показывал свои достижения перед другими воспитанниками детского дома, прыгал с крыши гаражи с попутным «сальто», постоянно стремился к риску, забирался на высокие ограждения или крыши и оттуда прыгал. У Андрея были неоднократные переломы.

Среди сверстников особенным уважением или авторитетом не пользовался, но они его и не отвергали. Покинув детский дом в 18 лет уже через полгода был осужден за распространение и продажу наркотических веществ. Через 1,5 года был выпущен на свободу. Но буквально еще через полгода осужден вновь, на этот раз за разбойное нападение в группе лиц. Никакого сожаления к сделанному не испытывает. Считает, что очередное заключение только добавит остроты жизни, как он признался, так как на свободе жить ему скучно. Интересы молодого человека заужены, ценность собственной жизни внешне отрицается. Профилактические меры, в том числе психотерапия, никакого положительного воздействия не оказали.

Здесь наблюдается зависимость от табакокурения, есть признаки деликвентного поведения. Интерес к жизни практически отсутствует, склонность к неоправданному риску жизнью и здоровьем. Необходима комплексная терапия.

Тесты на выявление различных форм девиантного поведения

Для выявления форм девиаций можно использовать тесты. Но следует осторожно относиться к их результатам. Они не являются очевидным диагностическим критерием. Скорее, только как способ подтвердить свои подозрения. Для выявления химической зависимости или алкогольной можно использовать тест RAFT. Тест на алкоголизм университета штата Мичиган (MAST), выявляет ранние стадии алкоголизма. Тест Фагерстрёма – определяет степень зависимости от никотина. Способы тестирования выбираются в зависимости возраста, пола и поведения.

Профилактика девиантного поведения

Она выстраивается на уровне социальной политики государства. Должна проводиться начиная с раннего детства во всех сферах организации профилактики – социальном, правовом, психологическом, педагогическом.

Формы психопрофилактической работы:

  • Воздействие на общество и социальную среду в целом. Объект работы – семья, класс (или иная социальная группа), отдельный индивид. Воздействие на формирование негативного мнения о девиантном поведении. Использование социальной рекламы как способа воздействия. Положительное влияние медийных средств информации, выбор грамотной политики средств массовой информации.
  • Информирование. Чтение специальной литературы, проведение лекций, бесед. Информация должна быть дифференцирована по полу, возрасту и иным характеристикам. Отказ от преобладания запугивающей информации.
  • Обучение навыкам успешной коммуникации через тренинги и коллективные занятия.
  • Организация замещающих вариантов деятельности девиантному поведению. Сюда включают воспитание устойчивых интересов к социально одобряемым формам деятельности. А также положительно влияющих на самооценку и развитие личности (спорт, искусство, познание).
  • Забота о своем здоровье, как стиль поведения и жизненная позиция. Человек должен осознавать значимость своего здоровья, нести за это ответственность и стремиться к гармонии с окружающим миром и самим собой.
  • Личностный рост. Это тренирует невосприимчивость к негативным воздействия и улучшает адаптационные возможности индивида.
  • Уменьшение негативных последствий от уже возникших девиаций, недопущение рецидива.

Разумеется, профилактика должна быть комплексной, последовательной, дифференцированной и своевременной.

Девиантное поведение

Девиантное поведение - это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития.

Проблема девиантного поведения находится в центре внимания с начала возникновения социологии . Эмиль Дюркгейм , написавший ставшую классической работу «Самоубийство» (), считается одним из основоположников современной девиантологии.Он ввел понятие аномии, о чем первый раз упоминал в своей диссертации, которая потом переросла в научный труд о разделении общественного труда.

Девиант - индивид, отличающийся по своим личностным характеристикам и поведенческим проявлениям от общепринятых норм: социальных, психологических, этнических, педагогических, возрастных, профессиональных и прочих.

Классификация девиантного поведения

Определение «Девиантного поведения» согласно разным наукам:

Социальные науки: социальные явления, которые представляют реальную угрозу физическому и социальному выживанию человека в данной социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и культурных ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства норм и ценностей, а также саморазвитие и самореализация в том обществе, к которому человек принадлежит.

Медицинский подход: отклонение от принятых в данном обществе норм межличностных взаимодействии: действий, поступков, высказываний, совершаемых как в рамках психического здоровья, так и в разных формах нервно-психической патологии, особенно пограничного уровня.

Психологический подход: Отклонение от социально-психологических и нравственных норм, представленное либо как ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, проявляющийся в нарушении общественно принятых норм, либо в ущербе, нанесенном общественному благополучию, окружающим и себе.

В. Н. Иванов выделяет два уровня отклоняющегося поведения:

1. Докриминогенный: мелкие проступки, нарушение норм морали, правил поведения в общественных местах, уклонение от общественно-полезной деятельности, употребление алкогольных, наркотических, токсических средств, разрушающих психику, и другие формы поведения, не представляющие опасности.

2. Криминогенный: действия и поступки, выражающиеся в преступных уголовно-наказуемых деяниях .

«Ядром» девиантного поведения в классификации Ф. Патаки являются:

- «преддевиантный синдром» - комплекс определенных симптомов, приводящих человека к стойким формам девиантного поведения. А именно:

Классификация В. В. Ковалева построена на трех разных основаниях:

1) социально-психологическая:

Антидисциплинарное поведение;

Асоциальное;

Противоправное;

Аутоагрессивное.

2) клинико-психопатологическая:

Патологические;

Непатологические девиации.

3) личностно-динамическая:

- «реакции»;

- «развития»;

Формы девиантного поведения

Гемблинг (игровая зависимость)

Суицидальное поведение

Признаки девиантного поведения

1) Отклоняющееся поведение личности - это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам.

2) Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей (осуждение, социальные санкции).

3) Девиантное поведение наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям. Таким образом, девиантное поведение деструктивно или аутодеструктивно.

4) Девиантное поведение можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное).

5) Девиантное поведение должно согласовываться с общей направленностью личности.

6) Девиантное поведение рассматривается в пределах медицинской нормы.

7) Девиантное поведение сопровождается явлениями социальной дезадаптации.

8) Девиантное поведение имеет выраженное индивидуальное и возрастно-половое своеобразие.

Термин «девиантное поведение» можно применять к детям не младше 5 лет.

Таким образом, девиантное поведение - это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся социальной дезадаптацией.

Девиантное поведение в антиутопии

Авторы-фантасты порой используют обычное гуманное поведение как девиантное в описанных ими обществах-антиутопиях. Так Рэй Брэдбери девиантным показывает чтение в «451 градус по Фаренгейту »; у Сергея Лукьяненко в «Звёзды - холодные игрушки » Геометры полагают девиантным (для всех, кроме Наставников) прикосновения, объятия ; для описанного Джорджем Оруэллом мира романа « » девиантны любые личные отношения . Понятное нам естественное поведение становится точкой отсчёта отклонения самого общества. Также примером можно считать роман Евгения Замятина «Мы »; в котором девиантом считается личность,имеющая душу, способная любить и мыслить отвлеченно от принятой в обществе догмы, основанной на тейлоризме, подчинении любой человеческой деятельности законам алгебры и геометрии.

Литература

  • Змановская Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 288 с. ISBN 5-7695-1782-4
  • Гилинский, Я. Девиантология. - 2-е изд. испр. и доп. - СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2007. - 528 с.
  • Ковальчук М. А. Профилактика девиантного поведения старшеклассников: Монография. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2002. 242 с. ISBN 5-87555-132-1

Ссылки

  • Психология девиантного поведения: девиантное поведение, предмет, цели, задачи. Система профилактики и коррекции. (рус.) . Архивировано из первоисточника 12 февраля 2012.
  • О программе подготовки специалистов в области педагогики и психологии девиантного поведения
  • Профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних в условиях крупного города

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Девиантное поведение" в других словарях:

    См. Отклоняющееся поведение. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ … Философская энциклопедия

    девиантное поведение - (от лат. deviatio отклонение) см. отклоняющееся поведение. Краткий психологический словарь. Ростов на Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998 … Большая психологическая энциклопедия

    девиантное поведение - «отклоняющееся поведение» Устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, часто сопровождающееся социальной дезадаптацией человека. Это понятие социологии и… … Справочник технического переводчика

    Девиантное поведение - (deviant behavior) — (иногда – «отклоняющееся поведение»), устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, часто сопровождающееся социальной дезадаптацией … Экономико-математический словарь

    См. ПОВЕДЕНИЕ ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    Девиантное поведение - (от лат deviatio отклонение) поведение, отклоняющееся от нормы, нарушающее существующие в данном обществе общепринятые (в т.ч. правовые) нормы, общественно опасное или социально вредное … Энциклопедия права

    Совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе. К основным видам девиантного поведения относятся прежде всего преступность, алког … Психологический словарь

    Девиантное поведение - отклоняющееся от общепринятых норм: нравственных, а иногда и правовых. Поведение в основном обусловлено социально психологическими девиациями личности (прежде всего микросоциально психологической запущенностью). Является проявлением ситуационных… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ - (DEVIANT BEHAVIOUR) Наиболее адекватным способом понимания исследований девиантного (т.е. отклоняющегося) поведения или социологии девиантности является понимание их как реакции на традиционную криминологию. Криминология и социология девиантности … Социологический словарь

Понятие девиантного поведения

Под девиантным (от лат. deviatio - отклонение) поведением в современной социологии подразумевается, с одной стороны, поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам, а с другой - социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам.

Исходным для понимания девиантного поведения служит понятие социальной нормы, которая понимается как предел, мера допустимого (дозволенного или обязательного) в поведении или деятельности людей, обеспечивающие сохранение социальной системы. Отклонения от социальных норм могут быть:

    позитивные , направленные на преодоление устаревших норм или стандартов и связанные с социальным творчеством, способствующие качественным изменениям социальной системы;

    негативные - дисфункциональные, дезорганизующие социальную систему и ведущие ее к разрушению, приводящие к девиантному поведению.

Девиантное поведение - своего рода социальный выбор: когда цели социального поведения несоизмеримы с реальными возможностями их достижения, индивиды могут использовать иные средства, чтобы добиться своих целей. Например, некоторые индивиды в погоне за иллюзорным успехом, богатством или властью выбирают социально запрещенные средства, а иногда и противозаконные и становятся либо правонарушителями, либо преступниками. Другим видом отклонения от норм является открытое неповиновение и протест, демонстративное неприятие принятых в обществе ценностей и стандартов, свойственные революционерам, террористам, религиозным экстремистам и другим подобным группам людей, активно борющихся против общества, внутри которого находятся.

Во всех этих случаях девиация выступает результатом неспособности или нежелания индивидов адаптироваться к обществу и его требованиям, иначе говоря, свидетельствует о полном или относительном провале социализации.

Девиантное поведение разделяется на пять типов:

    Делинкветное

    Аддиктивное

    Патохарактерологическое

    Психопатологическое

    На базе гиперспособностей

1) Делинкветное поведение- отклоняющееся поведение в крайних своих проявлениях, представляющее условно-наказуемое деяние. Отличия делинкветного поведения от криминального поведения коренятся в тяжести правонарушений, это поведение может проявляться в озорстве и желании поразвлечься. Подросток «за компанию» и из любопытства может бросать с балкона тяжелые предметы в прохожих, получая удовлетворение от точности попадания в «жертву». Основой делинкветного поведения является психический инфантилизм.

2) Аддиктивный тип- это стремление к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или с постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций. Жизнь видится им неинтересной и однообразной. Их активность, переносимость трудностей повседневной жизни снижена; есть скрытый комплекс неполноценности, зависимость, тревожность; стремление говорить неправду; обвинять других.

3) Патохарактерологический тип девиантного поведения понимается поведение, обусловленное патологическими изменениями характера сформировавшиеся в процессе воспитания. К ним относятся так называемые расстройства личности. У многих лиц наблюдается завышенный уровень притязаний, тенденции к доминированию и властвованию, упрямство, обидчивость, нетерпимость к противодействию, склонность к самозвинчиванию и поиски поводов для разрядки аффективного поведения.

4) Психопатологический тип девиантного поведения основывается на психологических симптомах и синдромах, являющихся проявлениями тех или иных психических расстройств и заболеваний. Разновидностью этого типа является саморазрушающее поведение. Агрессия направляется на себя, внутрь самого человека. Аутодеструкция проявляется в виде суицидного поведения, наркотизация, алкоголизации.

5) Основанный на гиперспособностях тип девиантного поведения

Это особый тип отклоняющегося поведения выходящий за рамки обычного, способности человека значительно и существенно превышает среднестатические способности

Формы девиантного поведения

Девиантное поведение относительно, потому что соизмеряется только с культурными нормами данной группы. Например, преступники считают нормальным видом заработка вымогательство, однако большая часть населения считает такое поведение девиантным. Это касается и некоторых видов социального поведения: в одних обществах они считаются девиантными, в других нет. Все многообразие форм отклоняющегося поведения, можно подразделить на три группы: собственно девиантное, делинквентное и криминальное (преступное).

К основным формам девиантного поведения в широком смысле Я. И. Гилинский и В. С. Афанасьев относят:

1) пьянство и алкоголизм;

2) наркотизм;

3) преступность;

4) самоубийство;

5) проституцию;

6) гомосексуализм.

В узком понимании под девиантным поведением подразумеваются такие отклонения, которые не влекут за собой ни уголовного, ни даже административного наказания, иначе говоря, не являются противоправными. Совокупность же противоправных поступков, или преступлений, получила в социологии особое название – делинквентное поведение. Оба значения – широкое и узкое – одинаково употребляются в социологии.

Мертоном

Одной из признанных в современной социологии является типология девиантного поведения, разработанная Р. Мертоном в русле представлений о девиации как результате аномии, т.е. процесса разрушения базовых элементов культуры, прежде всего в аспекте этических норм.

Типология девиантного поведения Мертона основывается на представлениях о девиации как разрыве между культурными целями и социально одобряемыми способами их достижения. В соответствии с этим он выделяет четыре возможных типа девиации:

    инновация, предполагающая согласие с целями общества и отрицание общепринятых способов их достижения (к «инноваторам» относятся проститутки, шантажисты, создатели «финансовых пирамид», великие ученые);

    ритуализм, связанный с отрицанием целей данного общества и абсурдным преувеличением значения способов их достижения, например бюрократ требует, чтобы каждый документ был тщательно заполнен, дважды проверен, подшит в четырех экземплярах, но при этом забывается главное - цель;

    ретретизм (или бегство от действительности), выражающийся в отказе и от социально одобренных целей, и от способов их достижения (пропойцы, наркоманы, бомжи и т.п.);

    бунт, отрицающий и цели, и способы, но стремящийся к их замене на новые (революционеры, стремящиеся к коренной ломке всех общественных отношений).

Единственным типом недевиантного поведения Мертон считает конформное, выражающееся в согласии с целями и средствами их достижения. В типологии Мертона акцентируется внимание на том, что девиация не является продуктом абсолютно негативного отношения к общепринятым нормам и стандартам. Например, вор не отвергает социально одобряемую цель - материальное благополучие, он может стремиться к ней с таким же рвением, что и молодой человек, озабоченный служебной карьерой. Бюрократ не отказывается от общепринятых правил работы, но исполняет их слишком буквально, доходя до абсурда. Вместе с тем и вор, и бюрократ - девианты.

Некоторые причины девиантного поведения носят не социальный характер, а биопсихический. Например, склонность к алкоголизму, наркомании, психические расстройства могут передаваться от родителей детям. В социологии девиантного поведения выделяется несколько направлений, объясняющих причины его возникновения. Так, Мертон, используя понятие «аномия» (состояние общества, в котором старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились), причиной девиантного поведения считал несогласованность целей, выдвигаемых обществом, и средств, которое оно предлагает для их достижения. В рамках направления, базирующегося на теории конфликта, утверждается, что социальные образцы поведения являются отклоняющимися, если они основаны на нормах другой культуры. Например, преступник рассматривается как носитель определенной субкультуры, конфликтной по отношению к господствующему в данном обществе типу культуры. Ряд современных отечественных социологов считает, что источниками девиации являются социальное неравенство в обществе, различия в возможностях удовлетворения потребностей для разных социальных групп.

Между различными формами девиантного поведения существуют взаимосвязи, при этом одно негативное явление усиливает другое. Например, алкоголизм способствует усилению хулиганства.

Маргинализация является одной из причин девиаций. Главным признаком маргинализации выступает разрыв социальных связей, причем в «классическом» варианте вначале рвутся экономические и социальные связи, а затем и духовные. В качестве характерной черты социального поведения маргиналов можно назвать снижение уровня социальных ожиданий и социальных потребностей. Последствием маргинализации является примитивизация отдельных сегментов общества, проявляющаяся в производстве, быту, духовной жизни.

Другая группа причин девиантного поведения связана с распространением различного рода социальных патологии, в частности ростом психических заболеваний, алкоголизма, наркомании, ухудшением генетического фонда населения.

Бродяжничество и попрошайничество, представляющие собой особый образ жизни (отказ от участия в общественно полезном труде, ориентация только на нетрудовые доходы), получили в последнее время широкое распространение среди различных видов социальных отклонений. Социальная опасность социальных девиаций этого рода состоит в том, что бродяги и попрошайки нередко выступают в роли посредников в распространении наркотиков, совершают кражи и другие преступления.

Девиантное поведение в современном обществе имеет некоторые особенности. Это поведение все больше становится рисковым и рациональным. Основное отличие девиантов, сознательно идущих на риск, от авантюристов - опора на профессионализм, вера не в судьбу и случай, а в знания и осознанный выбор. Девиантное рисковое поведение способствует самоактуализации, самореализации и самоутверждению личности.

Часто девиантное поведение связано с аддикцией, т.е. со стремлением избежать внутреннего социально-психологического дискомфорта, изменить свое социально-психическое состояние, характеризующееся внутренней борьбой, внутриличностным конфликтом. Поэтому девиантный путь выбирают прежде всего те, кто не имеет легальной возможности для самореализации в условиях сложившейся социальной иерархии, чья индивидуальность подавляется, личностные стремления блокируются. Такие люди не могут сделать карьеру, изменить свой социальный статус, используя легитимные каналы социальной мобильности, в силу чего считают неестественными и несправедливыми общепринятые нормы порядка.

Если тот или иной вид девиации приобретает устойчивый характер, становится нормой поведения для многих, общество обязано пересмотреть принципы, стимулирующие отклоняющееся поведение, или провести переоценку социальных норм. В противном случае поведение, которое считалось девиантным, может стать нормальным.

Девиантное поведение подразделяют на две большие группы - это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии; - это антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные, культурные и, особенно, правовые нормы. Когда такие поступки незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьезны и наказываются в уголовном порядке - преступлениями.

По С.А. Беличевой можно представить следующую классификацию социальных отклонений в девиантном поведении :

Корыстной ориентации: правонарушения, проступки, связанные со стремлением получить материальную, денежную, имущественную выгоду (хищения, кражи, мошенничество);

Агрессивной ориентации: действия, направленные против личности (оскорбления, хулиганство, побои, убийство, изнасилования);

Социально-пассивного типа: стремление уйти от активного образа жизни, уклониться от гражданских обязанностей, нежелание решать личные и социальные проблемы (уклонение от учебы, от работы, бродяжничество, алкоголизм, наркомания, проституция, суицид) .

Как мы уже знаем, в настоящее время не существует единого подхода к изучению и объяснению девиантного поведения. Основными видами девиантного поведения являются преступность, алкоголизм, наркомания, самоубийства, проституция.

Девиации включают в себя различные формы отклоняющегося поведения - это тип поведения, выходящий за пределы индивидуальных вариаций, считающихся «нормальными», принятыми, допустимыми в обществе. Типичными проявлениями девиантного поведения являются ситуационно обусловленные подростковые поведенческие реакции, такие как: демонстрация, агрессия, вызов, самовольное и систематическое отклонение от учебы, трудовой деятельности, систематические уходы из дома и бродяжничество, пьянство и алкоголизм, ранняя наркотизация и связанные с нею асоциальные действия, антиобщественные действия сексуального характера, попытки суицида .

Деликвентное поведение характеризуется, как повторяющиеся асоциальные проступки подростков, которые складываются в определенный устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности из-за их ограниченной общественной опасности или не достижения ребенком возраста, с которого начинается уголовная ответственность. Деликвентное поведение выражается не только во внешней поведенческой стороне, но и во внутренней, личностной, когда у подростка происходит деформация ценностных ориентаций, ведущая к ослаблению контроля системы внутренней регуляции.

Аддиктивное поведение - выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или видах деятельности, что сопровождается развитием интенсивных эмоций. Процесс употребления того или иного вещества (субстанции), изменяющего психологическое состояние, привязанность к предмету или участие в активности, принимает так же размеры, что начинает управлять жизнью человека, делает его беспомощным, лишает воли противодействию аддикции.

Антисоциальное поведение - основной чертой такого поведения является совершение действий, противоречащих этике и морали, безответственное игнорирование законов и прав других людей.

Криминальное поведение - определяется, как противоправный поступок, который по достижению возраста уголовной ответственности служит основанием для возбуждения уголовного дела и квалифицируется по определенным статьям уголовного кодекса.

Суицидальное поведение - выражается в повышенном риске совершить самоубийство.

Конформистское поведение - характеризуется отсутствием самобытности, оригинальности в привычках, взглядах, принципах, приверженностью к официальным точкам зрения, приспособленчеством, некритичным следованием указаниям лиц, обладающих властью.

Фанатическое поведение - выражается в слепой приверженности какой-либо идеи, доктрине, нетерпимости к любым другим взглядам, что может сопровождаться действиями насильственного характера; нейтральные или дружеские поступки других людей часто оцениваются, как враждебные или заслуживающие презрения.

Нарцистическое поведение - наиболее существенные особенности этого поведения - это концепция грандиозности, которая проявляется в фантазиях и действиях, повышенная чувствительность к оценкам других людей, отсутствие достаточного чувства сопереживания.

Аутистическое поведение - характеризуется затруднениями социальных контактов, оторванностью от действительности, погруженностью в сферу мечтаний.

Социальные аутсайдеры - это люди, которые в силу ряда объективных и субъективных причин не смогли найти достойное место в обществе и оказались в самых низших его слоях. Те, кто не сумел состояться в жизни.

Рассмотрим подробнее некоторые из них.

Наркомания.

Долгие годы в нашей стране наркомания считалась явлением, принадлежащим исключительно западному образу жизни. Сегодня уже никто не отрицает, что наркомания существует и у нас, все понимают тяжесть ее последствий для личности и для общества в целом, однако все такой же острой остается проблема эффективности борьбы с ней .

Результаты социологических исследований показывают, что главные мотивы потребления наркотиков - жажда удовольствий, желание испытать острые ощущения, эйфория. А поскольку речь в большинстве случаев идет о молодых людях, эти мотивы усиливаются социальной незрелостью, беспечностью, легкомыслием. Большинство опрошенных наркоманов (77,1 %) пристрастились к зелью под воздействием других лиц, главным образом потребителей наркотиков из числа друзей, знакомых, причем нередко приобщение происходило в компании гедонистически настроенной молодежи. Потребление наркотиков в молодежной среде очень часто носит именно групповой характер. Многие наркоманы принимают наркотики в общественных местах (на улицах, во дворах, в кинотеатрах, в кафе, на пляжах), некоторые могут это сделать в «любом месте». Большинство наркоманов отчетливо осознают, что ждет их дальше, хотя уже не в силах отказаться от этой привычки.

Борьбе с наркоманией могут способствовать меры социального, экономического, культурного характера, в том числе и те, которые применяются для искоренения алкоголизма. Но, учитывая специфику развития наркомании, в борьбе с этой формой отклоняющегося поведения следует использовать и специальные меры - медицинские, правовые и др.

Суицид - намерение лишить себя жизни, повышенный риск совершения самоубийства. Эта форма отклоняющегося поведения пассивного типа является способом ухода от неразрешимых проблем, от самой жизни.

Для многих стран мира, различающихся друг от друга по своему общественно - политическому устройству, этническому составу населения, уровню развития культуры, проблема самоубийства превратилась одну из медико - социальных проблем, требующих для своего решения разработки и реализации целого ряда мероприятий. Самоубийство находится в ряду первых причин смертности трудоспособного населения, покушение на самоубийство зачастую влечет за собой необратимые нарушения здоровья, инвализацию, оно приводит к временной или постоянной утрате трудоспособности. Экономический ущерб для страны складывается из потерь людских ресурсов - основной производительной силы общества, затрат на содержание суицидентов в больнице, выплаты больничных листов, пособий по инвалидности.

Причины суицида многообразны и коренятся не только в социально - экономической и нравственной организации общества, а, прежде всего в личностных деформациях субъекта и психотравмирующей обстановке, окружающей его. В нашей стране и за рубежом для предупреждения суицида созданы специальные суицидологические службы, «телефоны доверия», центры кризисной психотерапии .

Наличие неблагоприятного социального окружения - обычно основная причина, побуждающая подростка к совершению суицидальной попытки. Именно в ближайшем окружении он может найти или потерять опору, поддерживающую его в жизни. Анализ причин подросткового суицида с этой точки зрения позволил сгруппировать их вокруг трех основных факторов:

Взаимоотношения с родителями зависят от степени понимания ими своих детей, сопереживания, нормативности отношений;

Проблемы в школе связаны с личностью учителя (авторитарной, попустительской и сотрудничающей), социометрическим статусом подростка в классе (лидер, изгой и т.д.) и личностным отношениям к успеваемости, фактора жизненных перспектив;

Взаимоотношения со сверстниками - общение с друзьями (наличие близкого друга, принадлежность к неформальному объединению), межполовое общение (любовь, конфликты с противоположным полом).

Проституция.

Сам термин «проституция» происходит от латинского слова «выставлять публично» (prostituere). Обычно под проституцией понимают внебрачные половые отношения за плату, не имеющие в своей основе чувственного влечения. Проституция не тождественна ни корыстным супружеским отношениям, ни внебрачным сексуальным связям, если они основаны на личных симпатиях. Проституция начала зарождаться вместе с общественным разделением труда, развитием моногамии, появлением городов. Примечательно, что даже в средневековой Европе церковь была вынуждена мириться с этим явлением, признавая если не полезность, то, во всяком случае, неизбежность существования проституции .

Уровень проституции резко вырос с развитием капиталистических отношений, что вызвало серьезное общественное беспокойство. В последней трети ХIХ в. были разработаны методы регламентации (способы медико-полицейского надзора) с целью упорядочить и по возможности ограничить данного рода отношения. Однако политика запретов оказалась малоэффективной. И все же с начала 20-х годов ХХ в. происходит заметное сокращение проституции как в Европе, так и в Северной Америке. Причинами этой тенденции, по мнению исследователей, были улучшение экономического положения женщины, ее нравственная эмансипация. Большинство молодых людей перестали пользоваться услугами проституток, их клиентами остались преимущественно мужчины старших возрастных групп .

Результаты исследований стали публиковаться в открытой печати совсем недавно. Они показали, что по сравнению с 20-ми годами существенно изменилась социальная база проституции. В то время на путь порока многих женщин приводили голод и нищета. Основная масса проституток рекрутировалась из числа лиц с низким уровнем образования, выходцев из деревни. Сегодня налицо резкое расширение социальной и возрастной базы. В числе проституток - учащиеся школ, ПТУ, техникумов, вузов. В объятия клиентов «девочек из бара» толкают не голод, а стремление к скорейшему материальному благополучию и «красивой жизни».

Общество всегда искало пути и средства борьбы с проституцией. В истории существовали три основные формы политики по отношению к проституции: прогибиционизм (запрет), регламентация (регистрация и медицинское наблюдение), аболиционизм (профилактическая, разъяснительно-воспитательная работа при отсутствии запретов и регистрации). Запреты оказались бессильны, репрессии в принципе малоэффективны в борьбе с проституцией. Как показал исторический опыт, ни правовая, ни медицинская регламентация, направленная против представительниц этой древнейшей профессии, не позволяет полностью решить проблему. Практика свидетельствует: социально-духовные преобразования в обществе радикально меняют ситуацию.

Алкоголизм.

Алкоголь вошел в нашу жизнь, став элементов социальных ритуалов, обязательным условием официальных церемоний, праздников, некоторых способов времяпрепровождения, решения личных проблем. Однако это социокультурная ситуация дорого обходится обществу. Как свидетельствует статистика, 90% случаев хулиганства, 90% изнасилований при отягчающих обстоятельствах, почти 40% других преступлений связаны с опьянением. Убийства, грабежи, разбойные нападения, нанесение тяжких телесных повреждений в 70% случаев совершаются лицами в нетрезвом состоянии; около 50% всех разводов связано с пьянством. За 5 лет количество подростков, употребляющих алкоголь увеличилось в 7 раз.

Изучение различных аспектов потребления алкоголя и его последствий составляет большую сложность. Как правило, используются три группы социологических показателей остроты алкогольной проблемы и масштабов распространения пьянства в стране: во-первых, уровень потребления алкоголя на душу населения и структура потребления; во-вторых, характеристики массового поведения, являющегося следствием потребления спиртного; в-третьих, ущерб, причиненный экономике и обществу пьянством.

В истории борьбы общества с алкоголизмом можно обнаружить два направления. Во-первых, ограничение доступности спиртных напитков, сокращение их продажи и производства, повышение цен, ужесточение карательных мер за нарушение запретов и ограничений. Во-вторых, усилия, направленные на уменьшения потребности в алкоголе, улучшение социальных и экономических условий жизни, рост общей культуры и духовности, спокойная, взвешенная информация о вреде алкоголя, формирование у населения безалкогольных стереотипов поведения. Проблема преодоления пьянства и алкоголизма является сложнейшей, она включает экономический, социальный, культурный, психологический, юридический и медицинский аспекты. Только с учетом всех этих аспектов, возможно, ее успешное решение .

Выше перечисленные формы девиаций являются социальной патологией, они дезорганизуют систему, подрывают ее основы и наносят значительный ущерб, в первую очередь, личности самого подростка.

В зависимости от типа нарушаемой нормы отклоняющееся поведение классифицируется по следующим характеристикам:

Видам преступления (уголовные, административные) и аморальных проступков (пьянство, проституция),

Уровню или масштабности отклонения (индивидуальное, массовое),

Внутренней структуре отклонения (принадлежность к группе, половозрастные особенности),

Ориентированности отклонения на внешнюю среду (семейные ссоры, насильственные преступления) или на самого себя (суицид).

Также можно различать два идеальных типа отклонений :

1. Индивидуальные отклонения, когда отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры;

2. Групповое отклонение, рассматриваемое как конформное поведение члена девиантной группы по отношению к её субкультуре.

В реальной жизни девиантные личности строго разделить на два указанных типа нельзя. Чаще всего эти два типа отклонений взаимопересекаются.

Таким образом, подводя итог характеристике различных видов девиантного поведения, надо особо подчеркнуть, что эти виды всего лишь определенное представление некоторого момента или стадии девиации и не смогут полностью отразить ее реальные характеристики, динамику; а также девиантное поведение всегда детерминируется многообразием причин, обстоятельств, которые в каждой конкретной ситуации глубоко индивидуальны и специфичны.