Описание карла иваныча из рассказа детство толстого. Cочинение «Николенька Иртеньев и Карл Иванович (по повести Л. Н. Толстого «Детство»)" (2). Отношения с Иленькой

Сочинение

Цель: показать учащимся сложность и трагичность жизненного и творческого пути м. а. Булгакова; вызвать интерес к личности и творчеству писателя; ознакомить с биографией писателя, основными этапами творческого пути, его местом в мире современной литературы; совершенствовать навык аналитической работы с текстом, умение сравнительного анализа языка литературных произведений, способность обобщать и делать выводы; воспитывать стремление к свободе мыслей, чувств. оборудование: учебник, портрет м. а. Булгакова, произведения автора, иллюстрации к произведениям.

Прогнозируемые

Результаты: учащиеся знают биографию писателя, темы, волновавшие автора, наиболее известные его произведения; определяют место м. а. Булгакова в мире современной литературы; умеют анализировать литературное произведение, обобщать и делать выводы; участвуют в беседе, используя полученные ранее знания по литературе и истории. тип урока: урок изучения нового материала.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Слушание нескольких творческих работ

(см. Домашнее задание предыдущего урока, п. 1)

III. Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности

Учитель. В жизни каждого талантливого человека есть вехи, определяющие его судьбу. Возможно, кто-то из вас заинтересуется судьбой, личностью, творчеством м. а. Булгакова; по-другому взглянет на некоторые его произведения. Булгаков-писатель и Булгаков-человек до сих пор во многом загадка. Неясны политические взгляды писателя, его отношение к религии, эстетическая программа. До 1919 г. он работал врачом, только изредка пробуя себя в литературе. Уже в 1920-е гг. м. а. Булгаков - профессиональный писатель и драматург, зарабатывающий на жизнь литературным трудом и осенённый громкой, но скандальной славой романа «Дни турбиных». Наконец, в 1930-е гг. михаил афанасьевич - театральный служащий, поскольку существовать на доходы от публикации прозы и постановки пьес он не может - не дают (в это время он пишет свой нетленный и главный шедевр - роман «мастера и маргарита»).

Начнём наши уроки, посвящённые творчеству михаила афанасьевича Булгакова, с короткого знакомства с его биографией, сложной судьбой его произведений.

1. вступительное слово учителя

Михаил Булгаков

Детство и юность м. а. Булгакова прошли в Киеве - духовной колыбели писателя, изначально определившей тему и атмосферу многих его произведений. В творчество м. а. Булгакова Киев войдёт как Город (роман «Белая гвардия») и станет не просто местом действия, но воплощением сокровенного чувства семьи, родины, России (очерк «Киев-город», 1923)… Самым притягательным местом на земле для михаила афанасьевича Булгакова остался этот город - город, где он родился, «мать городов русских», где сошлись воедино Украина и россия. м. а. Булгаков связан с Киевом кровно. Он родился в этом городе весной, когда зацветают каштаны, буйствует сирень, пахнут цветы абрикосовых деревьев. Красота киевской природы и сам Киев, который великий мастер называл просто и возвышенно - Город, навсегда отложились в памяти писателя. Он любил Киев до конца своих дней, о нём вспоминал в москве, уже будучи смертельно больным. Он пишет о Киеве в «Белой гвардии»: «И было садов в городе Киеве так много, как ни в одном городе мира. Они раскинулись повсюду огромными пятнами, с аллеями, каштанами, оврагами, клёнами и липами». «а Киев! - тоскует в Константинополе, вспоминая о Городе, генерал чарнота.- Эх, Киев! - город, красота! Вот так лавра пылает на горах. а Днепро, Днепро! Неописуемый воздух, неописуемый свет!» Это из «Бега». Даже в последнем романе, в «мастере и маргарите», прорываются строки о Киеве: «Весенние разливы Днепра, когда, затопляя острова на низком берегу, вода сливалась с горизонтом, потрясающий по красоте вид, что открывался от подножия памятника князю Владимиру. Солнечные пятна, играющие весной на кирпичных дорожках Владимирской горки». «Киев - город прекрасный, счастливый,- утверждал м. а. Булгаков даже после разрушительной гражданской войны.- Сейчас в нём великая усталость после страшных громыхающих лет. Но трепет новой жизни я слышу. Его отстроят, опять закипят его улицы, и станет над рекой, которую Гоголь любил, опять царственный город!»

Вот в этом царственном городе в дружной семье Булгаковых родился первенец, которого нарекли Михаилом.

2. Слушание «литературных визиток» о жизни и творчестве м. а. Булгакова

(Учащиеся составляют хронологическую таблицу.)

1891 г., 3 мая родился в Киеве в семье профессора Духовной академии афанасия Ивановича и Варвары михайловны. Большая многодетная семья (7 детей) навсегда осталась для писателя миром тепла и уюта, интеллигентного быта с музыкой, чтением вслух, домашними спектаклями

1907 г. Умер отец. Забота о воспитании детей целиком легла на плечи матери, Варвары михайловны, но, как ни было это сложно, она «сумела… дать радостное детство»

1916 г. Закончил медицинский факультет Киевского университета

1916–1918 гг. работал врачом в тыловых и фронтовых госпиталях, в сельской больнице в Смоленской губернии Сборник рассказов «Записки юного врача»

1918–1920 гг. мобилизован как врач в армию Деникина, отправлен на Северный Кавказ. Из-за тифа после отступления «белых» остался во Владикавказе. Сотрудничал с большевиками: работает в подотделе искусства, читал лекции о а. С. Пушкине, а. П. чехове, писал пьесы для местного театра

1921 г. Начал публиковаться. Уехал в москву Фельетон «Неделя просвещения»

1922–1923 гг. Публикации в газетах и журналах Повесть «Запи ски на манжетах»

1923–1925 гг. работал в газетах «Гудок», «Накануне», сотрудничал со многими газетами. Собственным творчеством занимался по ночам Сатирические повести «роковые яйца», «Дьяволиада», «Собачье сердце»; роман «Дни турбиных»

Дата События жизни писателя Произведения

1926 г. мХат осуществил постановку пьесы «Дни турбиных», написанную по мотивам «Белой гвардии». Спектакль имел успех, но и принёс много неприятностей: его запретили, вновь разрешили

1927 г. В театре Вахтангова поставили пьесу «Зойкина квартира», но вскоре её сняли. Запретили к постановке пьесу «Бег». Вокруг м. а. Булгакова создали атмосферу травли Пьесы «Зойкина квартира», «Бег»

1929 г. Пьесы исключили из репертуаров театров. Булгакова перестали печатать. Писатель впал в глубокое отчаяние. Искал любую работу, но его не брали. Думал о самоубийстве роман «мастер и маргарита»

28.03.1930 г. Написал письмо Советскому правительству

18.04.1930 г. И. Сталин позвонил м. а. Булгакову и предложил работу в мХате

1930-е гг. работал режиссёром; писал инсценировки («Война и мир», «мёртвые души»), либретто опер, киносценарий по «ревизору», для горьков-ской серии «ЖЗл» - биографию Ж. Б. мольера; работал над главным произведением своей жизни - романом «мастер и маргарита». Ни одно произведение м. а. Булгакова не печаталось. Заболел, потерял зрение Пьесы «адам и Ева», «Иван Васильевич», «Последние дни», «театральный роман», «Кабала святош»

3. «мозговой штурм» (в группах)

Задание для 1-й группы. Охарактеризуйте деятельность м. а. Булгакова как сценариста. Какие темы и образы русской литературы особенно привлекают его внимание? В чём своеобразие драматургии м. а. Булгакова? Сравните пьесу «Дни турбиных» и роман «Белая гвардия». Как проявилось мастерство Булгакова-драматурга, сжавшего материал, укрупнившего образы и резче обозначившего главный конфликт? Каково соотношение эпического и драматического в творчестве писателя?

Задание для 2-й группы. Сестра писателя Н. а. Земская вспоминала: «михаил афанасьевич отличался одной особенностью. Он был весел, он задавал тон шуткам, он писал сатирические стихи про маму, про нас, давал нам всем стихотворные характеристики, рисовал карикатуры». В чём своеобразие сатиры м. а. Булгакова? (На примере пьесы «Собачье сердце».)

4. решение проблемного вопроса

♦ можно ли утверждать, что на материале окружающей действи

Тельности 1920-х гг. м. а. Булгаков решает вечный вопрос до

Бра и зла?

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

1. обобщающая беседа

♦ Какие факты биографии м. а. Булгакова нашли непосредственное отражение в его творчестве? Какова роль автобиографического начала в творчестве писателя?

♦ Как складывались отношения м. а. Булгакова с властью? В каких произведениях писателя показана история взаимоотношений художника и правителя-тирана?

♦ Какие традиции русской классической литературы развивает в своём творчестве м. а. Булгаков?

2. Заключительное слово учителя- 10 марта 1940 г. закончил свой земной путь один из удивительнейших писателей XX в. Но произведения м. а. Булгакова вечны, они не подвластны времени, потому что темы, затронутые автором, всегда были, есть и будут актуальны. Не только творче ство, но и сама личность михаила Булгакова не перестают привлекать внимание читателей во всём мире. Булгаков - один из тех светлых, таинственных и загадочных знаков в мировой истории искусства, который наряду с именами Э. т. а. Гофмана, И. Гёте, Н. В. Гоголя, Г. Гарсия маркеса вызывает противоречивые су ждения, пугает неразгаданностью и влечёт неопределёнными предчувствиями.

Чтение заранее подготовленной учащейся стихотворения А. А. Ахматовой «Памяти М. Булгакова»

А. а. ахматова впервые прочла это стихотворение Е. С. Булгаковой 16 апреля 1940 г., накануне булгаковских сороковин, отметив, как записала в дневнике вдова писателя, мистическое совпадение дат: м. а. Булгаков умер ровно через три года после смерти своего друга, писателя Евгения Ивановича Замятина, скончавшегося в Париже 10 марта 1937 г.

И снова вернёмся в Киев, заглянем в удивительный музей писателя. Этот уникальный музей создан людьми, которые искренне любят писателя. Когда бы вы ни пришли, сотрудники музея (не обязательно гиды!) проводят вас по всем залам, вдохновенно расскажут о каждом прожитом дне великого писателя в вечном Городе - Киеве. Этот музей занял второе место в конкурсе оригинальных музеев мира. И действительно, здесь есть чему подивиться. Вы побываете в Зазеркалье, потому что Булгаков без тайны и чуда - это не Булгаков. Вы увидите застывшие в белом вещи и предметы и поймёте, что они имеют отношение к «Белой гвардии». Вы увидите также вещи, принадлежавшие писателю и его семье. маленький и уютный, этот музей поражает всех, кто бы ни переступил его порог.

VI. Домашнее задание

2. индивидуальное задание. Подготовить сообщение (1 учащийся) о евангельской истории Иисуса Христа и о его распятии (Евангелие от матфея, гл. 27, 28); об истории создания романа «ма стер и маргарита» (2 учащихся).

– драматург, писатель (14.5. 1891, Киев – 10. 3. 1940, Москва). Его отец был профессором Киевской духовной академии. В 1909-16 Булгаков изучал медицину в Киевском университете, после этого работал сельским врачом под Смоленском и в Киеве.

В 1919 он приступил к литературной деятельности, в 1920-21 жил во Владикавказе. В годы гражданской войны недолго был в рядах деникинской армии . В 1921 Булгаков переехал в Москву и стал писать для многих газет и журналов. В частности, в 1922-24 он писал для газеты «Накануне», выходившей в Берлине и симпатизировавшей Советскому Союзу. Булгаков постоянно публиковался в газете железнодорожников «Гудок», что и свело его с И. Бабелем , И. Ильфом , В. Катаевым , Ю. Олешей , К. Паустовским и Е. Петровым . Только по прошествии 50-ти лет эти фельетоны и заметки, весьма важные в качестве материала для его поздних произведений, были собраны и изданы в Кельне.

Михаил Булгаков. Проклятие Мастера. Видеофильм

В 1936 Булгаков перешел в Большой театр, где зарабатывал на жизнь в качестве оперного либреттиста и переводчика. Все написанное им оставалось в рукописях. Уже на смертном одре, ослепнув, он диктовал поправки к своему главному прозаическому произведению Мастер и Маргарита (1928-40). В 1941 в Ленинграде и Москве недолгое время шла его пьеса Дон Кихот , написанная в 1938. В 1943-48 на сцене шла драма Булгакова о Пушкине Последние дни , написанная в 1934-35.

Имя Булгакова было вычеркнуто из планов издательств и учебников по литературе. Творческое наследие писателя сохраняла его вдова, Елена Сергеевна Булгакова. Лишь после смерти Сталина , с 1955 произведения Булгакова стали появляться в печати и на театральной сцене благодаря активной поддержке В. Каверина и К. Паустовского. Сначала, в 1955 были опубликованы пьесы Дни Турбиных и Последние дни ; сборник 1962 года содержал напечатанные впервые пьесы Бег , Кабала святош и Дон Кихот . Однако сатирические пьесы Булгакова и тогда публиковались только на Западе. До сих пор известны только двенадцать пьес из тридцати, предположительно написанных драматургом.

В 1965 в журнале «Новый мир» был опубликован Театральный роман , написанный в 1936-37; эта публикация содействовала тому, что через 25 лет после смерти писателя его проза, хотя и не целиком, вернулась в русскую литературу. Роман Мастер и Маргарита вышел в свет в 1966-67 с существенными цензурными купюрами. После того как роман был без купюр опубликован на Западе, вышло новое советское издание (1973), также без купюр. Возвращение Булгакова в советскую литературу вызвало на Западе целую волну исследовательских работ.

Булгаков является одним из самых значительных русских писателей этого столетия. Значение его как сатирика находится во всегдашнем противоречии с учебниками советской литературы, где ему отводится незначительное место. В его творчестве можно выделить четыре главных темы.

В произведениях Белая гвардия , Дни Турбиных и Бег он изображает, отступая от общепринятой схемы, патриотические и идеалистические мотивы, руководившие белыми . Сюда же примыкает и его известный рассказ Ханский огонь [см. его полный текст и краткое содержание ].

Врачебная практика дала Булгакову материал для таких произведений, как Записки юного врача (написаны в 1925-27, впервые напечатаны в 1963), Роковые яй ца [см. полный текст и краткое содержание ], а также гротесковой повести Собачье сердце [см. полный текст и краткое содержание ], остро остраняющей современность (написана в 1925 и только в 1987 напечатана в СССР, на Западе вышла в 1968). Эта повесть представляет собой искусный сплав формы рассказа от первого и третьего лица, в ее структуре проявились эксперименты, характерные для ранней прозы Булгакова.

Его комедии – увлекательная и острая сатира, рисующая Россию 1920-х годов. В пьесе Зойкина квартира , где выведены исключительно отрицательные персонажи, проявляется оборотная сторона НЭПа в Москве. Многие персонажи этой первой комедии Булгакова встречаются в более поздних его произведениях.

Центральная тема его исторических драм о Мольере и Пушкине – зависимость гения от деспотического государства и его властей. Эта же тема связывает во многом автобиографический Театральный роман , где речь идет о судьбе пьесы Дни Турбиных , с романом Мастер и Маргарита . Это многослойное и сложное по структуре произведение о появлении в Москве 1930-х годов дьявола и о писателе, чья неопубликованная книга о Понтии Пилате включена в ткань основного романа, обнаруживает необычайную творческую фантазию автора и его критическое отношение к своему времени, равно как мучительность творчества в условиях несвободы и бессилие угнетателей.

Сжатое описание жизни Булгакова кратко может объяснить феномен гениального писателя, прошедшего через все жизненные трудности и испытания, при этом оставшегося настоящим гуманистом. Михаил Афанасьевич – автор более 170 произведений, включающих романы, пьесы, фельетоны, очерки, рассказы, повести, театральные инсценировки. Сухие факты из его жизни можно найти в Википедии, учебниках, биография писателя хорошо изучена, но лишь в его творчестве раскрывается жизненный реализм, украшенный сатирой и юмором.

Для понимания того, что за человек Михаил Булгаков, следует разобраться в его происхождении. Появился будущий писатель на свет 15 мая 1891 года в Киеве в семье Афанасия Ивановича и Варвары Михайловны Булгаковых – преподавателя духовной академии, статского советника и дочери протоиерея. Многодетной семье, где кроме Михаила подрастало еще шестеро детей, хватало средств для безбедного существования.

Воспитанием детей занималась Варвара Михайловна – утонченная интеллигентка, прививавшая детям любовь к искусству, музыке, чтению. Даже безвременная смерть отца семейства не помешала будущему автору закончить Первую Александровскую гимназию – колыбель киевской интеллигенции.

В 1909 году Булгаков поступил в Киевский университет на медицинский факультет. В произведениях «Роковые яйца» и прослеживается симпатия автора к профессорам Персикову и Филиппу Филипповичу неспроста, так как Булгаков по профессии был врачом.

Годы войн и революций

Согласно информации о Булгакове из Википедии, в 1913 году наладилась его личная жизнь. Будущий автор вступил в брак с Татьяной Николаевной Лаппа – дочерью столбового дворянина.

Молодожены поселились в съемной квартире на Андреевском спуске, любили посещать театральные пьесы, премьеры, музыкальные концерты. Несколько раз молодой человек ходил на концерты Шаляпина. В творчестве Булгакова интересным фактом стало то, что черты шаляпинского Мефистофеля отразились в Воланде – герое последнего романа писателя.

В 1914 году, после начала Первой мировой войны, Михаил отправился на фронт, служить тем, кем был по образованию, – врачом. В полевом госпитале будущий автор прослужил до осени 1916 года.

Вернувшись с фронта, Булгаков направился в Смоленскую губернию, чтобы занять пост заведующего сельской больницей в Николино Сычевского уезда. Спустя год врача направили служить заведующим инфекционным и венерологическим отделением больницы в городе Вязьма.

Согласно документам из архива земской управы молодой человек показал себя хорошим врачом, о чем свидетельствуют факты:

  • в журнале приема общее количество больных составило 15 тысяч;
  • все хирургические операции, проведенные Булгаковым, были успешны.

На жизнь и творчество Булгакова повлияла Февральская революция. Это событие писатель описал дословно так: «Внезапно грозно наступила история». После событий Октябрьской революции врач получил освобождение от военной службы и смог вернуться в Киев, где его захлестнула волна гражданской войны. Власть менялась постоянно, и каждая нуждалась в услугах хорошего врача. Так Михаил Афанасьевич служил в следующих армиях:

  1. Гетмана Скоропадского;
  2. Лидера националистического движения Петлюры;
  3. В Красной Армии;
  4. В войсках Деникина.

Пережитые события из биографии Булгакова кратко отразились в «Белой Гвардии», в рассказах «Налет» и «В ночь на 3-е число», в «Днях Турбиных», в «Беге». Для понимания исторической обстановки тех времен стоит прочитать эти произведения.

Белая Гвардия

Творчество

Википедия утверждает, что в конце 1919 года или в начале 1920 жизнь Булгакова резко изменилась: он покинул ряды Деникинской армии. Хороший врач сменил врачебную деятельность, то, кем был Булгаков по основной профессии и образованию, и начал сотрудничать автором в местных газетах. Первые произведения писателя вошли в сборник «Дань восхищения» и были опубликованы весной 1920 года в местных газетах на северном Кавказе.

Интересно! Сестра писателя вспоминала, что Михаил Булгаков начал писать на первом курсе учебы в университете – рассказ носил название «Огненный змей». Это произведение о человеке, больном алкоголизмом.

Пребывая на Кавказе , автор начал отстаивать последн ее наследи е классиков , вступая в полемику с деятелями культуры тех времен . В результате был изгнан из подотдела искусств осенью 1920 года. Булгаков остался без работы и без средств к существованию. Весной 1921 года жизнь начинающего писателя изменилась благодаря успешной инсценировке пьесы «Сыновья Мулла». У молодого человека появилась возможность переехать в Тифлис, а затем в Батуми.

Переезд в Москву

Осенью 1921 года Булгаков принял решение переехать в Москву. Два месяца Михаил Афанасьевич проработал секретарем литературного отдела Главкомитпросвета, затем остался без работы. Попытки сотрудничества в частных газетах не увенчивались успехом.

Время безработицы закончилось весной 1922 года – автор стал регулярно печататься на страницах московских газет и журналов.

Хронологическая таблица Булгакова по произведениям:

1918-1919 черновые наброски рассказов «Записки юного врача»
1919-1920 несколько рассказов и фельетонов «Дань восхищения»
1921 пьеса «Сыновья Мулла»
1922-1924 «Похождения Чичикова», «Белая гвардия»
1923 повесть «Дьяволиада», рассказы «Записки на манжетах»
1924 повести «Роковые яйца», «Багровый остров»
1925-1928 пьесы «Дни Турбиных», «Зойкина квартира», роман «Собачье сердце»
1926-1928 пьеса «Бег»
1927 повесть «Багровый остров»
1928-1929 пьесы «Великий канцлер Князь тьмы» (черновой вариант «Мастер и Маргарита»), «Кабала святош», роман «Копыто инженера», повесть «Тайному другу»
1931 пьеса «Адам и Ева»
1932 пьеса «Полоумный Журден»
1933 роман «Жизнь господина де Мольера»
1934 пьеса «Блаженство (сон инженера Рейна)»
1935 пьеса «Последние дни (Пушкин)»
1936-1937 либретто опер «Театральный роман или записки покойника», «Иван Васильевич», «Минин и Пожарский», «Черное море»
1937-1938 либретто оперы «Рашель»
1939 пьеса «Батум», либретто оперы «Дон Кихот»
1929-1940 роман «Мастер и Маргарита»

Венец творчества Михаила Афанасьевича – гениальный роман «Мастер и Маргарита». Писался на протяжении 10 лет, обязателен для прочтения, ведь вмещает весь жизненный опыт писателя, передает его видение смысла жизни.

Полезное видео: документальный фильм Роман с тайной

Годы критики и гонений


Н
ачиная с 1914 года автор проживал тяжелые годы жизни , видел много войн , несправедливости , жестокости , но всегда оставался приверженцем общечеловеческих ценностей , их он пытался донести людям в своем творчестве . В 20-е годы позиция Булгакова подверглась осуждению. Произведения Михаила Афанасьевича запрещались, не печатались и не ставились на театральной сцене.

В 1929 году нападки критиков достигли апогея. Были сняты с инсценировки пьесы «Дни Турбиных», «Багровый остров» и комедия «Зойкина квартира». Новую пьесу «Мольер» Главрепертком запретил весной 1930 года. Тогда Михаил Булгаков кратко написал письмо правительству с просьбой выезда за границу из-за невозможности существования на родине. Вскоре ему позвонил Сталин. Так писатель, по образованию врач, был назначен в МХАТ режиссером-ассистентом.

В 1932 году возобновились показы «Дней Турбиных», инсценировалась пьеса «Мертвых душ» по Гоголю. В 1936 году автор перешел из Художественного театра в Большой на должность либреттиста.

В 1924 году произошли перемены в личной жизни Булгакова – он развелся с Татьяной Николаевной Лаппа и вступил в брак с Любовью Евгеньевной Белозерской. А в 1932 году развелся со второй женой и вступил в третий брак с Еленой Сергеевной Шиловской, взявшей фамилию мужа. Именно ее образ стал прототипом Маргариты из романа . Шиловская избавила от одиночества автора в последние годы его жизни, а после смерти добилась издания основных произведений писателя.

Последнюю попытку издать свое произведение Булгаков сделал в 1933 году (пьеса «Жизнь господина де Мольера») и потерпел неудачу. До самой смерти 10 марта 1940 года мастер больше не издавался. Перед смертью Булгаков ослеп, врачи диагностировали наследственную болезнь почек, от которой умер отец Михаила Афанасьевича. Окончательный вариант романа «Мастер и Маргарита» дописывала Елена Сергеевна Булгакова под диктовку писателя, не увидевшего даже черновика своего произведения.

Автобиография собрана в нескольких его произведениях «Тайному другу», «Записки на манжетах», «Записки юного врача», в «Мольере», в «Белой гвардии». Эти творения помогают заглянуть во внутренний мир писателя, увидеть его глазами историческую обстановку того времени.

Чтобы лучше понять, кто такой Михаил Афанасьевич, следует знать, что имея репутацию полуопального писателя, он писал Сталину, просил не за себя, а за других. Так, просил за арестованных сына и мужа Анны Ахматовой, за сосланного друга Николая Эрдмана.

Интересно! После знакомства с Еленой Сергеевной в 1929 году автор посвятил ей незавершенную повесть «Тайному другу». В произведении описаны булгаковские годы жизни в Москве и работы над романом «Белая гвардия». Своего рода автобиография для близкого человека, с которым нельзя было в то время соединиться.

Полезное видео: 10 Фактов Михаил Булгаков

Вывод

Кем был Булгаков? Писателем, болевшим за человека, будь то незаурядный Мастер или непримечательный делопроизводитель. Михаил Афанасьевич не воспринимал литературу с абстрактными болью и страданиями, нереальными героями, проходящими мимо правды жизни. Мистицизм в произведениях для Булгакова – литературный прием, оттеняющий действительность в сатирическом свете, показывающий негативные черты современной жизни. Своим творчеством он выказывал подлинный гуманизм, близкий нам и сегодня.

М.А.Булгаков родился 3 (15) мая 1891 г. в Киеве в семье профессора Киевской духовной академии. В 1916 г. он окончил медицинский факультет Киевского университета. Работал врачом в Никольской сельской больнице под Смоленском (этот этап его биографии послужит материалом для книги «Записки юного врача»). В 1919 г. Булгаков был мобилизован в Добровольческую армию А.И.Деникина, служил военным врачом, тогда же начал печататься в газетной периодике Северного Кавказа.

В 1921 г. писатель переехал в Москву, с тем «чтобы остаться в ней навсегда», как он напишет в автобиографии. Активно публиковался во многих газетах и журналах Москвы. Главным местом работы для писателя стала газета «Гудок», где он познакомился с В.Катаевым, Ю.Олешей, Е.Петровым, И.Ильфом, И.Бабелем и другими молодыми писателями. В связи с большой занятостью газетной работой заниматься собственным творчеством писателю приходилось урывками. Ведущие жанры его раннего творчества — фельетоны, очерки и рассказы.

Незаурядное дарование писателя проявилось в повестях первой половины 1920-х гг. «Дьяволиада», «Роковые яйца» и «Собачье сердце». Первый роман писателя «Белая гвардия» публиковался в 1925 г. фрагментами на страницах журнала «Россия» (были напечатаны первые 13 глав, после чего журнал был закрыт).

В 1926 г. в Московском Художественном театре была поставлена пьеса «Дни Турбиных», созданная Булгаковым как инсценировка «Белой гвардии» (в ходе многочисленных переделок писатель существенно трансформировал сюжет произведения; подверглась преобразованию и система персонажей). С этого времени писатель большую часть своего времени и сил отдает театру: в 1920-1930-е гг. написаны пьесы «Зойкина квартира» (1926), «Бег» (1928), «Адам и Ева» (1931) и около десятка других пьес и инсценировок. Однако отношения с театральной цензурой у драматурга складывались плохо: после «Дней Турбиных» ни одна из пьес так и не увидела света рампы при жизни автора.

Параллельно с драматургической работой Булгаков с конца 1920-х гг. обдумывает замысел своего главного произведения — романа «Мастер и Маргарита». Работа над ним продолжалась вплоть до февраля 1940 г. Этот роман стал творческим завещанием одного из крупнейших мастеров русской литературы XX века. Писателя не стало 10 марта 1940 г. Он похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.

Поэтика Булгакова

Открывая любой сборник произведений Булгакова на странице «Содержание», проницательный читатель обязательно отметит внешнюю пестроту заглавий: «Записки юного врача», «Театральный роман», «Собачье сердце», «Белая гвардия». Герои Булгакова предстают перед читателем то в белом халате (как московский профессор Преображенский или уездный эскулап из Мурьинской больницы), то в военной форме (как персонажи «Белой гвардии»), то в кожаной куртке с чужого плеча (как «заведующий подотделом очистки Москвы от бродячих животных» Шариков). Местом действия оказывается то Москва, то Мурье, что в сорока верстах от Грачевки (причем географическая конкретика по отношению к этому «медвежьему углу» становится просто неуместна — ясно, что это где-то «очень далеко»), то древний Ершалаим и дворец прокуратора Иудеи.

Соседство «вещей несовместных» проявляется не только на макроуровне булгаковской прозы: внешне контрастные эпизоды, детали, характеристики пронизывают любое произведение Булгакова. На страницах «Мастера и Маргариты» рядом оказываются имена легендарного Понтия Пилата и безвестного поэта Сашки Рюхина, Римского (правда, без напрашивающегося продолжения — Корсакова) и Берлиоза (впрочем, тоже не композитора); в «Собачьем сердце» в едином строю «пролетарских вождей» оказываются Энгельс, Каутский, Полиграф Шариков и Швондер. Формулой благодарности и преданности становится, например, фраза: «Целую штаны, мой благодетель!» или: «Пинайте меня вашими фетровыми ботинками в рыло, я слова не вымолвлю» («Собачье сердце»). Пламенная прогулка кота Бегемота по «Грибоедову» заканчивается тем, что свои браунинг и примус (обратим внимание на степень сочетаемости «аксессуаров») он поменял на спасенный в пожаре «поварской, наполовину обгоревший халат» и «цельную семгу в шкуре и с хвостом»; при этом комический контраст «половины халата» и «цельной семги» интересен Булгакову в той же мере, в какой и финальный разговор Воланда с Левием Матвеем о судьбе Мастера. Философская дискуссия и портрет Бегемота, приветственно помахавшего Воланду семгиным хвостом, мирно уживаются на одной странице.

Внешняя несочетаемость «микроэлементов» и внутреннее единство художественного «макромира» — важнейшие отличительные черты творчества Булгакова. Сочетание разноплановых элементов повествования наиболее отчетливо проявляется в романе «Мастер и Маргарита» — прежде всего на уровне его языковой структуры. Герои романа говорят на нескольких языках: беседа Иешуа с Понтием Пилатом идет на арамейском, латинском, греческом языках, при этом смена языка каждый раз особо оговаривается. Надпись «разбойник и мятежник» на деревянных табличках, привязанных к шеям казненных в Ершалаиме Гестаса, Дисмаса и Иешуа, была сделана на двух языках — арамейском и греческом. Но при этом ни одного слова, которое было бы написано по-латински или по-гречески, в романе Булгакова нет. Даже визитная карточка «иностранца» Воланда описана «по-русски»: «Поэт <Иван Бездомный> успел разглядеть на карточке напечатанное иностранными буквами слово «профессор» и начальную букву фамилии — двойное «В». Сам же «иностранец» не произносит ни одного слова на каком-либо ином языке, кроме русского. Таким образом, в языковой структуре романа находит выражение один из важнейших художественных законов булгаковского мира — абсолютное единство разнородных явлений.

При всем различии проблематики, композиционного и речевого строя произведений Булгакова разных лет существует несколько важнейших аспектов, определяющих их внутреннее единство. Выделим основные:

— сочетание и взаимообратимость реального и фантастического;

— гротескная трансформация быта в миф, мистики — в обыденность;

— сатирическое изображение современной писателю советской действительности как трагифарсового мира, в котором царствуют инфернально-демонические силы;

— противопоставленный окружающему миру — враждебному и почти всегда агрессивному — булгаковский герой: он наделен творческими способностями и художественным талантом, но почти всегда слаб и уязвим;

общий принцип расстановки персонажей: учитель (Иешуа, Мастер, профессор Преображенский) — ученик (Левий Матвей, Иван Бездомный, доктор Борменталь) — предатель или провокатор (Иуда, Алоизий Могарыч, барон Майгель, Швондер);

— инвариантная сюжетная схема: разрушение гармоничного (идиллического) мира героя — и его реальное или ирреальное восстановление;

— амбивалентность (двойственность) содержательных и структурных элементов повествования: герои Булгакова парадоксально совмещают разные «амплуа» (палача и жертвы, ученика и предателя), а традиционно одномерные этические категории — например, «положительное» добро и «отрицательное» зло — становятся одновременно позитивными и негативными ценностями.

Особое значение в содержательной структуре произведений Булгакова приобретают библейские, прежде всего новозаветные, мотивы и ассоциации. В сознании читателя евангельская тема в творчестве Булгакова прочно связывается с романом «Мастер и Маргарита». Однако история Иешуа и Понтия Пилата является не началом, а кульминацией длительного развития библейской темы, определившей значение и функции множества сквозных мотивов в прозе Булгакова. На протяжении всей творческой эволюции писателя библейские (евангельские) образы и мотивы вводились в художественную структуру самых разных произведений — от «Записок юного врача» (1925-1927 гг.) до пьесы «Батум» (посвященной Сталину и законченной в 1939 г.). В контексте отдельного произведения их присутствие может быть почти неощутимо: Булгаков никогда не прибегает к прямым сюжетным заимствованиям или созданию модернизированных иллюстраций к библейским притчам. Но в едином корпусе всех булгаковских произведений библейский подтекст становится видимым, «проявляется» —подобно тому как в рисунках-загадках, если правильно настроить зрение, сквозь внешние линии осеннего пейзажа начинает проступать женское лицо или контуры далекого древнего города.

Парадоксально, иногда травестийно трансформируясь, библейские образы и мотивы причудливо вплетаются в гротескную реальность булгаковского мира — но в странных «превращениях» библейских мотивов читатель постепенно обнаруживает внутреннюю логику и устойчивые закономерности. В ранних произведениях Булгакова библейские аллюзии и реминисценции не складывались в самостоятельный сюжет — но неизменно подсвечивали изображение современной действительности; в финальном произведении писателя — «Мастере и Маргарите» — сам библейский сюжет в апокрифической версии Мастера стал составной частью романа о Москве 1930-х гг.

Понаблюдаем за некоторыми закономерностями, которыми определяется развертывание библейских мотивов в произведениях Булгакова. В «Записках юного врача» эпизод прибытия выпускника медицинского факультета в Мурьинскую больницу, заброшенную в неведомую глухомань, ретроспективно начинает обрастать евангельскими ассоциациями. Одиночество, тоскливое ощущение брошенности, покинутости во враждебном мире, полном испытаний («Стальное горло», «Крещение поворотом», «Полотенце с петухом») и искушений («Морфий»), от рассказа к рассказу, по мере развития сюжета начинают осмысляться в контексте евангельского повествования о последних днях Сына человеческого. Операция по ампутации ноги, спасшая жизнь попавшей в мялку девушке (рассказ «Полотенце с петухом»), проецируется на евангельский сюжет воскрешения из мертвых: описание операции сопровождается тревожно пульсирующим «умрет», «сейчас умрет» — и заканчивается чудом, «воскрешением», совершенным героем рассказа. Название рассказа «Крещение поворотом» также начинает восприниматься сквозь призму библейских (а не только обычных языковых) значений первого слова. Начальный же эпизод цикла — «въезд» юного врача в Мурье — теперь может быть прочитан как иронический парафраз евангельского повествования о въезде в Иерусалим. Подчеркнуто точная датировка — «два часа пять минут 17 сентября 1917 года» — придает прозаически сниженной сцене многозначительность исторического события, а сакральное число «сорок» («сорок верст, отделяющих уездный город Грачевку от Мурьинской больницы») иронически отсылает к библейской символике чисел и навязывает символическое значение трагикомической завязке цикла.

Подобным же образом амбивалентный (двойственный) характер евангельских ассоциаций проявляется и в еще одной повести Булгакова на «медицинскую» тему — «Собачьем сердце».

Из довоенного далека М. Булгаков встает как поразительное явление русского духа. В эпоху слепого фанатизма и безвольного приспособленчества он сохранил великую душевную стойкость. Его ясная мысль, его удивительный, неподражаемый вольный смех витают над десятилетиями, живут в сонме характеров и множестве сюжетов.

В 20-е годы он был по преимуществу сатирическим писателем. И ранние вещи — особенно «Дьяволиада», «Похождения Чичикова», и зрелая проза его повестей «Собачье сердце» и «Роковые яйца», и блистательный и горький смех «Багрового острова», и острые трагикомедии «Бег» и «Зойкина квартира» — все это совершенно замечательные страницы нашей сатирической классики. Смеховая прививка с самого начала оплодотворила и его карнавально-философский роман об Иешуа Га-Ноцри, Пилате и мастере с его Маргаритой, о Воланде и Иване Бездомном... И все же Булгаков-художник не может быть охвачен никаким определением.

Он воплотил в себе беспокойную традицию великой русской литературы — преодоление одиночества души человеческой, взыскующей смысла жизни, постигающей «проклятые вопросы» бытия. Эти мировые вопросы трагически преломились в XX веке, и разлом прошел через Россию, через самую душу нашего соотечественника.

Главный вопрос великого булгаковского романа "Мастер и Маргарита" — как жить человеку и «кто управляет жизнью человеческой, если Бога нет»? Помните, именно об этом идет разговор между Берлиозом, Иваном Бездомным и Воландом на самых первых страницах романа?

Можно ли жить, «отменив» Бога? И может ли человек сам управлять своею жизнью и «всем вообще распорядком на земле?»

Писатель отстаивал культуру как великую общечеловеческую и личную ценность. В эти годы ей грозила смертельная опасность, — в неистовстве нового нигилизма, в бесовстве берлиозов, швондеров и шариковых, прорвавшихся к власти. Булгаков до конца стоял на том, что в сохранении культурной памяти — общее спасение наше. И спасение каждого. Он предупреждал о трагедии, которая будет следствием духовного беспамятства, когда править бал будет Сатана потребительщины и уравнительности.

О ком бы ни шла речь: о профессоре Персикове («Роковые яйца») или профессоре Преображенском («Собачье сердце»), о драматурге Дымогацком («Багровый остров») или писателе Максудове («Театральный роман»), академике Ефросимове («Адам и Ева») или мастере — Булгаков полагает, что помимо таланта, компетентности, работоспособности в России XX века спасительно необходимо еще личное духовное бесстрашие. «Трусость», говорится в романе "Мастер и Маргарита", — «это самый страшный порок». Булгаков знал, что является «одним из самых главных человеческих пороков» в эпоху великого энтузиазма и великого страха.

Вот почему его Иешуа Га Ноцри не может ни при каких обстоятельствах «отвернуться», «опустить глаза», пойти на компромисс. Он утверждает человеческое достоинство, преодолевая «страх», «смертью смерть поправ».

Того же, кто уклоняется, как бы ни был он нам мил и симпатичен, не минует возмездие: Персикова растерзала толпа, творящая дикий самосуд; Преображенский едва не был убит монстром, которого он же случайно создал в самодовольном стремлении усовершенствовать человеческую породу по своему разумению и прихоти. А мастер, не победивший страха и отрекшийся от своего романа, будет лишен Света, высшей благодати, которой может удостоиться лишь тот, кто не сдается до конца...

Самому Булгакову пришлось пережить не меньше того, что выпало на долю его героев, вместе взятых. Он же, искушаемый и истязаемый, сумел все же устоять. Потому и вернулся в литературу.