Он горд был не ужился с нами. Два разных пророка. Ключевая идея произведения

«Пророк» Михаил Лермонтов

С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.

Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.

Посыпал пеплом я главу,
Из городов бежал я нищий,
И вот в пустыне я живу,
Как птицы, даром божьей пищи;

Завет предвечного храня,
Мне тварь покорна там земная;
И звезды слушают меня,
Лучами радостно играя.

Когда же через шумный град
Я пробираюсь торопливо,
То старцы детям говорят
С улыбкою самолюбивой:

«Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами:
Глупец, хотел уверить нас,
Что бог гласит его устами!

Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!»

Анализ стихотворения Лермонтова «Пророк»

Дата создания одного из последних лермонтовских произведений совпадает с годом его гибели - 1841. В «Пророке» автор продолжает тему предназначения творческого дара, заданную Пушкиным. Аллюзии на строки мастера очевидны: аналогичное заглавие, обилие церковнославянской лексики, узнаваемые христианские мотивы и образы.

Изначальная интертекстуальная связь с пушкинским творением избавляет лермонтовского лирического персонажа от обязанности подробно объяснять свое прошлое: он пережил подобное преображение. Вместе с необыкновенным даром прорицатель обрел и высшую цель - нести слово божественной правды в общество. Отношения поэта-провидца и социума становятся темой страстного монолога лермонтовского героя.

Благородный миссионер не всколыхнул людские сердца. Явив миру свой уникальный дар, герой столкнулся с завистью, «злобой» и «пороком». Публика не только осталась глуха к речам о «любви и правде», но проявила «бешеную» агрессию в ответ на призывы. От персонажа отвернулись и незнакомые слушатели, и «все ближние». Ситуация непонимания и неприятия развивалась довольно бурно: для ее моделирования оказалось достаточно двух начальных катренов поэтического текста.

Тема пророчества через страдания, изображаемая Лермонтовым, имеет конкретный ветхозаветный источник, книгу пророка Иеремии. Иудейский предсказатель полвека призывал свой народ к покаянию и исправлению, прошел через многочисленные испытания: его бросали в темницу, угрожали убийством. Глухота общества обернулась тяжелыми последствиями - разрушением Иерусалима и потерей свободы. Под тяжестью испытаний и людского непонимания Иеремия однажды посмел усомниться в Боге и бросить свое дело. Однако он преодолел временную слабость и прошел скорбный путь прорицателя до конца.

Лермонтовский персонаж лишен запаса терпения и упорства, присущего ветхозаветному образу. Утратив надежду наладить отношения с обществом, пророк выбирает стезю отшельничества, становится «нищим», живущим подобно птицам небесным. Уходя из города в пустыню, он движется по вектору, прямо противоположному пушкинскому «коллеге», который направлялся от места преображения к людям.

Перед бегством пророк поступает, как древний иудей: посыпает голову пеплом. Обычай, который призван напомнить смертному о его грешной природе, на практике применялся в знак скорби, невосполнимой потери. Лишившись веры в людской разум, герой полностью отделяется от социума. Известный обряд - видимый знак отречения от общества.

Оказалось, что и в пустыне можно выполнять высокую миссию. Благодарными слушателями пророка-нищего становятся «тварь земная» и звезды. Знаковые детали - покорность зверей и радостная игра лучей света - служат отрадными свидетельствами понимания между прозорливцем и природой. Последняя оказывается ближе к божественному началу, чем общество людей.

Нет надежды, что в будущем социум найдет силы исправиться. Этой идее посвящено содержание трех финальных катренов. Слова самолюбивых стариков, обращенные к маленьким слушателям, полны оскорбительных оценок в адрес провидца. Его обвиняют в гордости, неуживчивости, глупости. В портрете героя используются однородные краткие прилагательные с коннотациями бедности, неудачливости. Анафоры «смотрите» и «как» усиливают негативный эмоциональный заряд прямой речи.

Отвергнув Божьего посланника, общество обрекло себя на бесперспективное будущее, которое «иль пусто, иль темно».

Продолжив классическую тему, поэт решает ее в романтическом ключе, концентрируясь на противостоянии одинокого героя враждебному миру людей.

Данное стихотворение было написано М.Ю. Лермонтовым в 1841 году, незадолго до его гибели на дуэли. Поэт, словно предчувствуя свою участь, создаёт произведения, наполненные размышлениями о судьбе, течении жизни и предназначении человека. Он осознанно продолжает тему, затронутую в одноименном стихотворении А.С. Пушкина. Чем же отличается «Пророк» Пушкина от «Пророка» Лермонтова? Если у Пушкина на первый план выходят внутренние терзания лирического героя, его борьба с собственными пороками, то у Лермонтова главной темой в произведении становится противостояние пророка-поэта и толпы.

Композиция, тематика, идея в «Пророке»: о чем стихотворение?

Композиционно стихотворение делится на три части. В первых двух строфах описывается жизнь пророка среди людей, его попытки образумить толпу, принести в мир светлые начала: «Провозглашать я стал любви / И правды чистые ученья». Заканчивается первая часть повествованием о гонениях и нападках на лирического героя со стороны сограждан и даже его близких.

Во второй части рассказывается о жизни пророка в изгнании в пустыне. Он находит утешение и приют на лоне природы, а не в городе, где лермонтовский герой не был принят окружением. Город и природа словно противопоставляются друг другу в данном произведении. Так же создатель стихотворения в начале этой части указывает на то, что пророк сожалеет в какой-то степени о своем предназначении, и о том, что он не может донести до народа простые праведные истины. М.Ю. Лермонтов делает отсылку в первой строчке на древнюю иудейскую традицию: в знак великой скорби и покаяния посыпать голову пеплом. Характеристика лермонтовского Пророка – это описание типичного романтического героя: он одинок, не понят и недооценен окружением, потому что на голову выше его как в интеллектуальном, так и в моральном аспектах. Он чувствует в себе предназначение показать людям их духовную нищету, но не может его реализовать, так как общество не хочет смотреть правде в глаза. Поэтому внутренний конфликт, порожденный невозможностью применить свои исключительные умения и знания, оборачивается для него трагедией. Герой удаляется прочь от мира, отворачивается от него, но в этом жесте теряет важнейшую часть себя.

И заключительным аккордом является последняя – третья – часть «Пророка». Здесь показана картина прямого контакта поэта-пророка и толпы. Все возраста, и стар, и млад, презирают его и отворачиваются, словно от прокаженного. Люди не понимают пророка, считая, что раз он указывает на их пороки, то сам является гордецом, который ставит себя выше общества: «Смотрите: вот пример для вас! / Он горд был, не ужился с нами». Хотя сам М.Ю.Лермонтов аккуратно указывает, что само старшее поколение обуяно гордыней: «То старцы детям говорят / С улыбкою самолюбивой». В итоге человек, чьими устами говорил Бог, оказывается в изоляции из-за отсутствия веры у толпы.

Пророк в лирике Лермонтова: тема поэта и поэзии

М.Ю. Лермонтов отождествляет себя с лирическим героем своего произведения. Он так же абстрагируется от мира, уходит в себя в последние годы, приписывая себе гонения и непонимание со стороны окружения. Тема противостояния поэта и общества остро стоит в «Пророке», так как самого Лермонтова тревожит данная проблема. В конце концов, он приходит к выводу о том, что конфликт истинного предназначения поэтического дара — «глаголом жечь сердца людей» — и толпы нельзя преодолеть.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Валерий СУХОВ

«ПРОВОЗГЛАШАТЬ Я СТАЛ ЛЮБВИ И ПРАВДЫ ЧИСТЫЕ УЧЕНЬЯ»


Образ поэта-пророка
у М.Ю. Лермонтова и С.А. Есенина

Современное литературоведение большое внимание уделяет проблеме, связанной с осмыслением особенностей развития духовных традиций православия в творчестве великих русских поэтов и прозаиков. В связи с актуальностью этой темы нам представляется интересным сопоставить отношение М.Ю. Лермонтова и С.А. Есенина к предназначению поэта как пророческому служению, вдохновляющим источником которого было святое чувство патриотизма. В предисловии к сборнику «М.Ю. Лермонтов и православие» В.А. Алексеев таким образом обозначил данную проблему: «От Пушкина к Лермонтову и далее повелось у нас воспринимать действительно крупное, общенациональное поэтическое дарование как пророчество. А пророк хоть и избранник Божий, кого возлюбил Господь, но он вовсе не баловень. Судьба пророка — быть отвергнутым, гонимым обществом...» 1 . В связи с этим отметим, что с юных лет Сергею Есенину была особенно близка поэзия М.Ю. Лермонтова. Эту любовь он сохранил до конца своей жизни. Не случайно в автобиографии, датированной 20 июня 1924 года, подводя предварительные итоги своих творческих исканий, Есенин подчеркивал: «Из поэтов мне больше всего нравился Лермонтов и Кольцов. Позднее я перешел к Пушкину» 2 . В самом деле, в есенинском творчестве своеобразно воплотились традиции, заложенные М.Ю. Лермонтовым. В первую очередь это касается лермонтовского образа поэта-пророка, который, несомненно, оказал решающее влияние на формирование эстетико-философских представлений Сергея Есенина о задачах поэтического искусства, когда он только начинал свой творческий путь. Именно тогда Есенин в письме своему другу Грише Панфилову писал: «...я читаю Евангелие и нахожу очень много для меня нового... Христос для меня совершенство» (VI, 25). В письме тому же адресату в августе 1912 года Есенин так определил свою творческую сверхзадачу: «Благослови меня, мой друг, на благородный труд. Хочу писать «Пророка», в котором буду клеймить позором слепую, увязшую в пороках толпу… Буду следовать своему «Поэту». Пусть меня ждут унижения, презрения и ссылки….» (VI, 15 — 16). В этих словах явно отражена трагическая судьба лермонтовского пророка, отвергнутого людьми за то, что он постиг своим внутренним взором порочную сущность людской толпы:


С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока 3 .


М.Ю. Лермонтов подчеркивал, что окружающие не принимают пророка потому, что он провозглашает «любви и правды чистые ученья». Дьявол вселяет в души городских обывателей бешенство и злобу. Этим объясняется такая реакция на проповеди: «В меня все ближние мои / Бросали бешено каменья» (I, 491). В финале лермонтовского стихотворения мы видим мнимое торжество фарисеев над пророком, который с горечью говорит об этом:


Когда же через шумный град
Я пробираюсь торопливо,
То старцы детям говорят
С улыбкою самолюбивой:

«Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами.
Глупец, хотел уверить нас,
Что Бог гласит его устами!» (I, 491).


У Лермонтова одинокий пророк становится объектом презрения и насмешек окружающей его толпы. Таким образом, в этом стихотворении получают развитие библейские мотивы. Продолжая и развивая тему лермонтовского пророческого предназначения и трагической судьбы поэта, Сергей Есенин в своем раннем стихотворении «Поэт» (1912) четко определяет нравственные принципы истинного творца: «Не поэт, кто слов пророка / Не желает заучить, / Кто язвительней порока, /Не умеет обличить» (I, 491). У Есенина поэт выступает, как у Лермонтова, обличителем людских порочных деяний. Далее, развивая эту мысль, Сергей Есенин так характеризует идеал творца, который сложился у него: «Не поэт, кто сам боится, / Чтобы сильных уязвить, / Кто победою гордится, / Может слабых устрашить» (IV, 39). В заключительном четверостишии Сергей Есенин подводит итог своим размышлениям: «Тот поэт, врагов кто губит, / Чья родная правда — мать, / Кто людей, как братьев, любит / И готов за них страдать» (IV, 39). Развивая эту мысль, Есенин в письме Г. Панфилову выразил готовность отдать жизнь за свои убеждения и обещал: «Я буду тверд, как мой пророк, выпивающий бокал, полный яда, за святую правду с сознанием благородного подвига» (VI, 15 — 16). Так в стихотворении юного Сергея Есенина «Поэт» нашли развитие лермонтовские размышления о предназначении поэта и поэзии. Это несовершенное в художественном отношении произведение начинающего автора дает возможность осмыслить особенности тех творческих импульсов, которые формировали личность творца и стали определяющими для дальнейшего творчества Сергея Есенина. Здесь ярко проявляется романтический характер его мировосприятия, который позволяет понять, почему его в то время больше всего привлекал Лермонтов. При этом нельзя не отметить такую символическую преемственность. В юности М.Ю. Лермонтов начинал с подражания Пушкину, С.А. Есенин — с подражания Лермонтову. В стихотворении «Поэт» Сергей Есенин начинает создавать своеобразный миф о поэте, которому он стремился соответствовать. В этом, несомненно, проявилось в первую очередь влияние самого близкого ему тогда по духу поэта.
В 1912 — 13 годы Сергей Есенин начинает остро осознавать свое одиночество и несовершенство общественного строя. В письме другу он так перефразировал и дополнил строки из стихотворения М.Ю. Лермонтова «И скучно и грустно» (1840): «Жизнь — это глупая шутка. Все в ней пошло и ничтожно. Ничего в ней нет святого, один сплошной и сгущенный хаос разврата» (VI, 45). Преодолевая тяжелое настроение, охватившее его, Есенин продолжал работать над драмой, которая была закончена к лету 1913 года. По признанию самого автора, в ней дана была резкая критика «пороков развратных людей мира сего» (VI, 36). 26 января 1913 года Есенин пишет в письме М.П. Бальзамовой о том, что завершил работу над первым вариантом своего заветного произведения:


«“Пророк” мой кончен, слава Богу.
Мне надоело уж писать,
Теперь я буду понемногу
Свои ошибки разбирать.


Очень удачно я его написал... только уж очень резко я обличал пороки развратных людей мира сего» (VI, 29).
1 июня 1913 года Сергей Есенин сообщает в письме той же М.П. Бальзамовой о том, что начал работу над вторым вариантом драмы: «Пишу много под нависшею бурею гнева к деспотизму. Начал драму «Пророк» (VI, 34 — 35). Стихотворения и письма С.А. Есенина, написанные в самом начале 1910-х годов, дают представление о том, как он понимал задачу поэта и в чем он видел истинное предназначение поэзии.
Образ поэта-пророка, который сформировался под лермонтовским влиянием, претерпел определенную эволюцию в есенинских библейских поэмах, созданных в 1917 — 1918 годах. Именно тогда в поэме «Инония» (1918) поэт напишет строки, в которых отозвались мотивы его раннего программного произведения:


Не устрашуся гибели,
Ни копий, ни стрел дождей,
Так говорит по библии
Пророк Есенин Сергей (II, 61).


Характеризуя эту поэму, С.Н. Пяткин подчеркивал, что «мифотворческий образ есенинского пророка-поэта» достиг здесь «своей абсолютной эстетической полноты» 3 . С таким утверждением нельзя не согласиться. В самом деле, в пророческом пафосе «Инонии» мы можем услышать отголосок библейской «Книги пророка Иеремии», кому автор и посвятил свою поэму. Не случайно в финале поэмы «Инония» Есенин пророчески предсказывает явление нового Христа:


Новый на кобыле
Едет к миру Спас.
Наша вера — в силе.
Наша правда — в нас! (II, 68).


В образе пророка — обличителя большевиков выступает Есенин-имажинист в поэме «Кобыльи корабли», созданной в сентябре 1919 года. С помощью усложненной метафоры он обличает красный террор и политику продразверстки, которые губительным образом повлияли на судьбу крестьянской России: «Веслами отрубленных рук / Вы гребетесь в страну грядущего» (II, 77). Лирический герой есенинских «Кобыльих кораблей» не может принять рождение новой жизни через кровь и страдания. Он не приемлет убийства «ближнего» в соответствии с заповедью Христа и восклицает, обращаясь к своим «братьям меньшим», «сестрам-сукам и братьям-кобелям»:


Никуда не пойду с людьми,
Лучше вместе издохнуть с вами,
Чем с любимой поднять земли
В сумасшедшего ближнего камень (II, 79).


Таким образом, есенинский поэт-пророк выступает с проповедью милосердия, он никогда не бросит камень в своего ближнего. Для него звери оказываются человечнее представителей людского рода. Сходный мотив мы находим у Лермонтова: пророк уходит от людей, которые его «презирают», и живет в гармонии с природой вдали от шумного города. Он признается: «Завет предвечного храня, / Мне тварь покорна там земная...» (I, 491) 4 .
Обращаясь к характерному для романтизма мотиву непримиримого конфликта поэта и окружающей его толпы, Есенин в поэме «Исповедь хулигана» (1920) творчески развивает тему отверженного лермонтовского пророка, побиваемого камнями. Он с вызовом заявляет: «Мне нравится, когда каменья брани / Летят в меня, как град рыгающей грозы. / Я только крепче жму тогда руками / Моих волос качнувшийся пузырь» (II, 85). В «Исповеди хулигана» спасением для гонимого поэта становится осознание того, что у него есть Родина. Раскрывая тему Родины, Есенин в своей поэзии опирался в первую очередь на лермонтовские традиции. Патриотические заявления двух поэтов не оставляют сомнения в их искренности. Лермонтов в стихотворении «Я видел тень блаженства; но вполне» (1831) писал: «…Я родину люблю / И больше многих: средь её полей/ Есть место, где я горесть начал знать» (I, 208). В стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен» (1840) М.Ю. Лермонтов разоблачает пороки светского общества, которое его окружает. Презирая «образы бездушные людей, / Приличьем стянутые маски» (I, 424), отраду он находит лишь в своих детских воспоминаниях, связанных с Тарханами: «И вижу я себя ребенком; и кругом / Родные все места: высокий барский дом / И сад с разрушенной теплицей» (I, 424). Именно это осознание подлинных ценностей жизни на фоне лживого и фальшивого света помогает поэту узнать его «обман» и заставляет стать обличителем: «И дерзко бросить им в глаза железный стих, / Облитый горечью и злостью!..» (I, 425).
Есенин в «Исповеди хулигана», вслед за Лермонтовым, создает образы, построенные на приеме антитезы. Обращаясь к тем городским снобам, которые обрушивают на его голову «каменья брани», он вспоминает свое родное село Константиново, где живут его родители. В них его лирический герой видит свою нравственную опору и духовную защиту, заявляя: «Они бы вилами пришли вас заколоть / За каждый крик ваш, брошенный в меня» (II, 86). Есенин по-лермонтовски исповедально признается: «Я люблю родину. / Я очень люблю родину! / Хоть есть в ней грусти ивовая ржавь» (II, 86).
Из приведенных примеров мы можем сделать вывод о том, что два гениальных русских поэта вели между собой своеобразный творческий диалог, не скрывая того, что чувство патриотизма, неотделимое от «горести» и «грусти», является определяющим в их поэтическом мироощущении. Именно оно помогало им обрести силу для того, чтобы нести на себе тяжелый крест пророка, побиваемого камнями.
В 1924 году, после возвращения из заграничной поездки по Европе и США, С. Есенин писал: «...Если сегодня держат курс на Америку, то я готов предпочесть наше серое небо и наш пейзаж: изба немного вросла в землю, прясло, из прясла торчит огромная жердь, вдалеке машет хвостом по ветру тощая лошаденка. Это не небоскребы, которые дали пока только Рокфеллера и Маккормика, но зато это то самое, что растило у нас Толстого, Достоевского, Пушкина, Лермонтова и др.» (VII, 17). Не случайно среди русских писателей и поэтов Есенин выделил именно тех, в чьём творчестве особенно ярко проявляется национальное самосознание. Оно формируется под влиянием определенной среды, пейзажа, традиций. Есенин называл это «чувством родины», подчеркивая, что именно оно является «основным» в его творчестве. Одним из первых в русской литературе это чувство выразил М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Родина», написав: «Люблю отчизну я, но странною любовью! / Не победит её рассудок мой…» (I, 460). Именно этим чувством родины определяется пафос лермонтовских и есенинских пророческих откровений. Отметив, что есенинская «библия русской души» выросла на «библии Пушкина и Лермонтова», лермонтовед Г.Е. Горланов совершенно верно подчеркивает: «Есенин чувствовал себя пророком, не боявшимся людской молвы, хотя, выходя на поэтическую стезю, знал о тяжелой своей миссии... » 5 Таким образом, из приведенных примеров мы можем сделать вывод о том, что лермонтовская традиция библейского образа поэта-пророка стала органичной частью эстетико-философских представлений о задачах поэтического искусства, которые сформировались уже в ранний период творчества С.А. Есенина. С М.Ю. Лермонтовым Есенина сближало то, что в их поэзии образ поэта-пророка не отделяется от образа поэта-патриота. Осознание этого единства приобретает особую актуальность и в связи с предстоящими двумя юбилейными датами, которые разделяет один год: 200-летием со дня рождения М.Ю. Лермонтова и 120-летием со дня рождения С.А. Есенина.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Алексеев В.А. Предисловие «О Боге великом он пел... » // М.Ю. Лермонтов и православие». М., 2010. С. 4.
2. Есенин С.А. Полное собрание сочинений в семи томах. М., 1995 — 2001. Т. 6. С. 85. Далее цитаты приводятся по этому изданию с указанием тома и страниц в скобках.
3. Пяткин С.Н. Пушкин в художественном сознании Есенина. Арзамас. 2007. С. 77.
4. Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений в 4-х томах. Л.: Наука, 1979 — 1981. Т. 1. С. 491. Далее цитаты приводятся по этому изданию с указанием в скобках тома и страниц.
5. Горланов Г.Е. Творчество М.Ю. Лермонтова в контексте русского духовного самосознания. М., 2009. С. 347.

С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.

Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.

Посыпал пеплом я главу,
Из городов бежал я нищий,
И вот в пустыне я живу,
Как птицы, даром божьей пищи;

Завет предвечного храня,
Мне тварь покорна там земная;
И звезды слушают меня,
Лучами радостно играя.

Когда же через шумный град
Я пробираюсь торопливо,
То старцы детям говорят
С улыбкою самолюбивой:

«Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами:
Глупец, хотел уверить нас,
Что бог гласит его устами!

Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!»

Анализ стихотворения «Пророк» Лермонтова

Лермонтов считал себя учеником и последователем великого Пушкина. В своих произведениях он стремился развить и углубить идеи, заложенные своим предшественником. Ярким примером этого является стихотворение «Пророк», написанное поэтом в 1841 г.

В последние годы жизни Лермонтов все чаще испытывает разочарование в достижении своих идеалов. Мотив одиночества и непонимания чрезвычайно усиливается. Неисправимому обществу людей поэт противопоставляет гармоничный мир природы, живущий по высшим законам добра и справедливости.

Описывает преображение человека. Чудесный дар он стремится передать людям. Свое высшее предназначение пророк видит в улучшении и исправлении человеческого общества. Ему присущи жизнерадостность и вера в лучшее будущее.

Лермонтов был свидетелем крушения пушкинских идеалов. Даже трагическая смерть великого поэта не затронула людские сердца. Сам Лермонтов постоянно подвергался насмешкам за свои горячие искренние мысли. Его «Пророк» — разочаровавшийся романтик, символизирующий судьбу самого поэта.

Пророк обретает высшее духовное знание и начинает свои благородные проповеди среди людей. Его призывы к добру и справедливости вызывают резко отрицательную реакцию. Погрязшие в пороке люди не только не слушают пророка, но и забрасывают его камнями. Убедившись в том, что его учение не встречает благодарных слушателей, пророк покидает общество и удаляется в пустыню. Только здесь он обретает покой. Природа не отталкивает изгоя, его речи воспринимают даже звезды.

Несмотря на нищету и скудную «божью пищу» пророк по-настоящему счастлив в пустыне. Если он вынужден посетить человеческое общество, то стремится поскорее его покинуть. Отношение к нему людей только усиливается в худшую сторону. Его ставят в пример детям, как символ человеческой гордыни. Общество упрямо держится за свое мнимое благополучие, на фоне которого пророк выглядит нищим, выжившим из ума стариком.

В стихотворении «Пророк» Лермонтов использовал библейский сюжет из Книги пророка Иеремии. Этим он замаскировал подлинный гражданский смысл произведения. Основная мысль поэта – творец обречен на одиночество. Он не сможет скрывать в себе истину, а попытается рассказать о ней людям, которые еще не готовы к пониманию. Идеи творца опережают время и раскрывают тайны будущего. Неизбежный результат – смерть, изгнание или добровольный отказ от общественной жизни. Жребий определил двум величайшим русским поэтам первый вариант.

Еще в Древней Греции говорили о том, что дар поэта заключается не только в стихосложении, но и в умении предвидеть будущее. В России первым, кто возвёл эту идею в абсолют, был Александр Сергеевич Пушкин. Он, будучи сам поэтом-пророком, говорил о том, что таких людей немного, но только им дано свыше «могучая власть над умами». Вторит ему и Л.И. Соболева, утверждая, что поэт-пророк словом своим «воплощает на земле власть духовную» и тем самым противостоит власти земной. Наверное, поэтому участь пророка тяжела, неблагодарна и трагична. Судьба и творчество великого русского поэта М.Ю. Лермонтова прямое тому подтверждение. Читать стих «Пророк» Лермонтова Михаила Юрьевича можно полностью онлайн на нашем сайте.

Стихотворение «Пророк» прямо окутано тайнами. Во-первых, оно было написано Лермонтовым в 1841 году, буквально за несколько недель до его трагической гибели. Во-вторых, это произведение связано с именем А.С. Пушкина – «дивным гением», которым поэт всю свою жизнь восхищался и скорбел об его несправедливой утрате. Оно является своеобразным продолжением пушкинского «Пророка», развитием его идеи о пророческом даре поэтов, и таким образом предвосхищает будущее самого автора - роковую дуэль.

Уже с первой строки стихотворения ощущается горечь и разочарование. От «вечного судии» он получил дар предвидения. Александр Сергеевич принял это «преподношение» с великой благодарностью, и готов был всегда, не смотря на всевозможные тяготы и лишения, «глаголом жечь сердца людей». Лермонтов же принял этот дар иначе. Он не отказывался нести людям «чистые ученья правды и любви». Но он не мог не видеть и не принимать их ответную «злобу», «порок» и «брошенные камни». Поэт пытался бросить всё, и бежать от жестокости и непонимания. Однако от самого себя не убежишь и не укроешься. В пустыне «звёзды», «лучами радостно играя», готовы слушать его всегда. Да ведь они все равно не живые души, и он вынужден вернуться в «град», и вновь терпеть бесконечные насмешки и презрение. Последнее четверостишие особенно пронизано скорбью и беспомощностью. Оно заканчивается словами старца, который указывает внуку на поэта, подчеркивая его отверженность и беспомощность. Иными словами, у поэта больше нет никаких иллюзий и надежды на то, отношение к нему может измениться. Оно будет всегда, передаваться от поколения к поколению. Так, поэт-пророк - это дар свыше или проклятие? Учить текст стихотворения Лермонтова «Пророк» и подготовиться к уроку литературы в классе теперь легко. На нашем сайте можно скачать данное произведение абсолютно бесплатно.

С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.

Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.

Посыпал пеплом я главу,
Из городов бежал я нищий,
И вот в пустыне я живу,
Как птицы, даром божьей пищи;

Завет предвечного храня,
Мне тварь покорна там земная;
И звезды слушают меня,
Лучами радостно играя.

Когда же через шумный град
Я пробираюсь торопливо,
То старцы детям говорят
С улыбкою самолюбивой:

“Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами:
Глупец, хотел уверить нас,
Что бог гласит его устами!

Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!”