Манипулятивная психология. Психология манипуляции: как распознать манипулятора? Как справиться с манипулированием? Отзывы людей

Оноре Габриель Рикети Мирабо

Существует много интересных наук, которые позволяют человеку изучить этот удивительный мир. Но есть такие науки, которые для каждого из нас представляют наибольший интерес в силу своей полезности. Одной из таких наук является психология, которая помогает человеку разобраться в людях и в самом себе. Есть и более специализированная наука, которая открывает перед человеком большие возможности – это психология манипулирования. Психология манипулирования – это наука о манипуляциях. А что такое манипуляция? Это скрытое психологическое воздействие на человека. Какова цель такого воздействия? Цель – заставить человека совершить какое-то действие вопреки его интересам. В некоторых случаях целью манипуляции является призыв человека к бездействию. Таким образом, с помощью манипуляции осуществляется скрытое управление человеком. А теперь задумайтесь, друзья, насколько наука о манипуляциях важна для нашей жизни? Если вы, как и я, считаете ее очень важной и полезной, тогда продолжайте читать эту статью – в ней мы познакомимся с этой наукой поближе.

Первым делом давайте с вами выясним, какую роль манипуляция играет в нашей жизни. И тут я могу вам с полной уверенностью сказать, что с манипуляциями мы сталкиваемся повсюду – дома, на работе, на отдыхе, в общем везде, где есть люди. А почему мы с ними повсюду сталкиваемся? Потому, что люди не просто любят, когда кто-то поступает так, как им нужно, но и потому, что они привыкли друг другом манипулировать. Правда делают они это как правило довольно примитивно, можно даже сказать, коряво. Взять, к примеру, продавца, хвалящего свой товар – ну разве это не очевидная манипуляция? Однако же она работает, пусть не всегда и не со всеми, но работает. Так что склонность к манипуляциям у людей в крови. И тут ничего удивительного нет. Природа предусмотрела разные способы взаимодействия людей друг с другом – в одних случаях люди друг с другом договариваются по-честному, в других они конфликтуют, дерутся, воюют, в-третьих они друг другом манипулируют. А задача любого взаимодействия с людьми всегда одна – удовлетворить с их помощью свои потребности. Что касается манипуляций, то их преимущество в том, что они помогают человеку повлиять практически на кого угодно. То есть, если люди не хотят или не могут честно с вами сотрудничать или, в других случаях, вы не можете или не хотите с кем-то конфликтовать, враждовать, драться, то манипуляция – это лучший способ договориться практически со всеми людьми. Точнее, это очень хороший способ чего-то добиться от других людей.

Так что, как вы понимаете, манипуляция – это полезный инструмент взаимодействия с людьми. А психология манипулирования – это способ данным инструментом обзавестись. Умные люди всегда стремятся освоить самые действенные техники манипулирования. Они понимают, что люди всегда стремились к превосходству друг над другом – это закон природы, в ней существует жесточайшая конкуренция. И чтобы выжить в этой конкурентной борьбе и занять достойное место в обществе – необходимо научиться грамотно бороться за свое место под солнцем. Ведь если вы не научитесь манипулировать людьми, или хотя бы противостоять их манипуляциям, тогда они будут манипулировать вами. А это означает, что вы будете действовать больше в чужих, нежели в своих интересах. Поэтому психология манипулирования – это максимально приближенная к жизни наука. Ее имеет смысл изучать хотя бы для того, чтобы адекватно воспринимать реальность. Можно сказать, что это наука для умных людей, понимающих, как устроена наша жизнь.

Давайте теперь подумаем, в чем смысл любой манипуляции. Вот допустим, я хочу, чтобы вы что-то для меня сделали, например, купили у меня какую-то вещь. Что произойдет, если я просто предложу вам ее купить? Вы, как минимум, задумаетесь над тем, зачем вам эта вещь нужна. Верно? Мы ведь обычно не покупаем что попало. Нам нужно знать – за что мы платим свои деньги. А если я скажу вам, что я хочу, чтобы вы у меня эту вещь купили, потому что мне нужно ее продать. Тогда как? Это весомый для вас аргумент, чтобы отдать мне свои деньги? Думаю, что нет. Скорее всего вы у меня ее не купите. А почему? Потому что я скажу вам о своей выгоде, о том, что нужно мне, а не о том, что получите вы. А зачем вам делать что-то для меня – ведь вы хотите сделать что-то хорошее для себя, вам нужно думать о собственной выгоде. Правильно? А вот если я, предлагая вам купить у меня какую-то вещь, начну вам говорить о вашей выгоде, о том, что вы получите, покупая у меня эту вещь, то с этого момента начнется манипуляция, потому что я буду представлять вам информацию таким образом, чтобы вы отреагировали на нее нужным мне образом. Совсем необязательно, что я буду вас обманывать и как-то вредить вам, просто сам процесс подачи информации именно таким образом будет являться манипуляцией. Я буду преследовать свои интересы, говоря вам о ваших интересах, то есть, я буду ставить ваши интересы превыше своих. А это неестественное для людей поведение. Конечно, я могу продать вам полезную, очень полезную для вас вещь, но используемый мною для ее продажи подход – это манипуляция. И в большинстве случаев – такой подход срабатывает. Потому что люди хотят думать о своей выгоде, а не о чужой. Какой вывод можно сделать из этого примера? Очень простой – чтобы манипулировать людьми, необходимо понимать, как они обычно реагируют на ту или иную информацию, которую получают из внешнего мира. Узнав о закономерностях человеческой реакции на внешние раздражители как можно больше, вы сможете добиваться от них нужного вам поведения в большинстве случаев.

Вообще, чем более амбициозен человек, тем сильнее он нуждается в навыках манипуляции. Ведь чем выше мы поднимаемся по социальной пирамиде, тем более хитрые, коварные, изворотливые люди встречаются на нашем пути. Например, вы не сможете успешно заниматься бизнесом, если не научитесь манипулировать людьми, потому что честность и открытость в бизнесе очень часто жестоко наказываются. Я не говорю, что вам обязательно нужно обманывать людей, предавать, подставлять, использовать, чтобы преуспеть в бизнесе, я говорю, что для того, чтобы совершать выгодные сделки – нужно уметь определенным образом влиять на людей. Любой бизнес – это продажа, а чтобы продавать – нужно уметь убеждать, внушать, объяснять, побуждать и таким образом договариваться с людьми. Ведь с некоторыми людьми договориться очень непросто, к ним требуется особый подход. И чтобы этот подход найти – необходимо воспользоваться подходящими приемами манипуляции.

А теперь, друзья, я скажу вам очень важную вещь – большинство людей хотят, чтобы ими манипулировали. Да, это действительно так. Почему они этого хотят? Ответственность – все дело в ней. Люди не хотят нести ответственность за свою жизнь – им проще переложить ее на других. А когда ими манипулируют, то ответственность за все, что с ними происходит, ложится на манипулятора. Во всяком случае сами люди думают именно так. Ведь гораздо проще сказать, что тебя обманули, а не ты сам обманулся, что тебя ввели в заблуждение, а не сам ты такой невнимательный, что тебя предали, а не ты доверился ненадежному человеку ну и так далее. Заметьте, как часто люди обвиняют других в своих проблемах, не желая признавать своей собственной вины. Поэтому манипуляции для большинства людей – это своего рода козел отпущения, на которого можно все свалить. Не мы проголосовали за неправильного человека по своей собственной глупости, а нами сманипулировали, поэтому мы черт знает за кого проголосовали, нас вынудили это сделать – мы не виноваты. Так ведь лучше звучит, согласитесь. Смысл в том, что когда тобой манипулируют, то перед тобой встает выбор – сражаться или сдаться и начать обвинять во всем плохих, неправильных людей, из-за которых у тебя столько проблем в жизни. Сами понимаете, что сражаться сложнее, а сдаться проще.

При этом я не хочу сказать, что умными и ответственными людьми невозможно манипулировать. Манипулировать можно любым человеком. Только понятное дело, что умным человеком манипулировать сложнее, чем не очень умным. А так, на всякий замок найдется своя отмычка. То есть, любого человека можно переиграть с помощью манипуляции. Манипуляция – это такой универсальный инструмент, что им, во-первых, может пользоваться каждый, а во-вторых, его можно успешно применять против любого человека. Но чтобы этим инструментам обладать, необходимо учиться манипулировать людьми, чтобы делать это грамотно, а не как попало. Ведь неумелое манипулирование людьми приведет к тому, что они начнут видеть в вас врага, а не друга. А враги вам, я уверен, точно не нужны.

Психология манипулирования – наука действительно полезная. Потратив на нее свое время – вы в любом случае не прогадаете. Как минимум – вы начнете замечать огромное количество манипуляций повсюду, с помощью которых люди постоянно друг другом скрытно управляют. Ну и, естественно, вы сможете себя от всех этих манипулятивных приемов защитить, делая только то, что вы сами хотите делать и что вам нужно делать. А как максимум, вы сами научитесь эффективно манипулировать людьми, добиваясь от них нужных вам решений и действий. И совсем необязательно, что вы будете причинять своими манипуляциями кому-то вред. Вы просто чаще сможете договариваться с людьми, чаще будете их в чем-то убеждать и переубеждать, научитесь побуждать их к тем или иным действиям, которые они сами хотели бы совершить, но по разного рода причинам не могут. В общем – ваше взаимодействие с людьми станет более результативным благодаря навыкам манипулирования. Конечно, если вы будете использовать приемы манипуляции во вред другим людям, то не удивляйтесь, если они начнут отвечать вам тем же. Ведь манипуляция мало чем отличается от обычной агрессии, просто методы воздействия на людей у нее немного другие – они незаметные, но при необходимости их можно обнаружить. Так что слишком агрессивная манипуляция с вашей стороны, может сделать вас агрессором в глазах других людей. Помните об этом.

Имейте в виду, что манипулировать людьми – это необязательно их обманывать и причинять им вред, или использовать их. Обычно, в различных источниках на эту тему манипуляции представлены в дурном свете. В действительности же – мы можем манипулировать человеком в том числе и для его блага. Простой пример: человек хочет совершить суицид – он запутался в своей жизни и считает, что самый лучший способ решить все свои проблемы – это покончить с собой. Чтобы помочь ему не совершить эту ошибку, часто приходится использовать манипуляцию, убеждая его отказаться от своих намерений с помощью скрытых приемов. То есть, мы побуждаем человека сделать то, что нужно нам, но он также делает и то, что нужно ему самому. Мы спасаем человеку жизнь – манипулируя им. Вообще, конечно, такую работу называют не столько манипуляцией, сколько скрытым воздействием на человека, но это лишь игра словами, потому что смысл такого воздействия такой же, как и при манипулировании. Мы говорим человеку такие вещи, которые нужно говорить, чтобы убедить его не накладывать на себя руки, и не имеет значения, насколько правдивы наши слова. Нам нужен результат, и мы его получаем. Для нас главное – спасти человеку жизнь. А манипуляция нам помогает этого добиться.

Или вот вам другой пример, в котором вы можете воспользоваться стопроцентной манипуляцией, как для своего собственного блага, так и для блага других людей. Речь идет о защите от агрессии. Когда кто-то собирается совершить над вами насилие, то вы можете воспользоваться приемами манипуляции, чтобы защитить себя. Вы можете защитить себя от хулиганов, от насильников, от бандитов, от психопатов и прочих агрессивно и враждебно настроенных индивидуумов. Причем вы можете защитить с помощью манипуляции не только себя, но и других людей. Ситуации ведь разные бывают и иногда умение нужным образом повлиять на человека – единственное, что может вам помочь. Представьте себе террориста, захватившего заложников и не известно на что способного в состоянии аффекта. Хороший манипулятор из числа этих заложников, может повлиять на этого человека таким образом, что он никого не станет убивать. В некоторых ситуациях это действительно единственная возможность спасти свою жизнь и жизнь других людей.

Так что как видите, польза от манипуляции может быть самая разная. Все зависит от того, к чему вы решите побудить тех или иных людей. Манипуляция, как оружие – может быть использовано либо во благо, либо во вред другим людям. Собственно говоря, манипуляция – это и есть оружие, такое же, как навыки рукопашного боя или холодное и огнестрельное оружие, только оно гораздо более эффективное. Но и освоить его сложнее.

К любому вопросу всегда нужно подходить с разных сторон, чтобы адекватно его оценивать – это в наших же интересах. Нельзя от чего-то отказываться и закрываться – во всем есть свои плюсы и минусы и их нужно искать, чтобы использовать. Нас приучают все раскрашивать в черный и белый цвет, но жизнь-то разноцветная – в ней у каждой медали есть как минимум две стороны. Вот и с психологией манипулирования дела обстоят также. Изучая ее, вы можете существенно упростить свою жизнь, так как ваше взаимодействие с другими людьми станет для вас более успешным. Если же вы от нее закроетесь, тогда другие люди будут манипулировать вами и это будет причинять вам ущерб. При этом, чтобы освоить азы манипуляции, вам необязательно вникать в техники манипулирования до самого их основания, достаточно изучить наиболее эффективные приемы манипулирования, затем понять, к кому и в каких ситуациях их следует применять, чтобы не пользоваться ими как попало, а затем безопасным для себя образом отработать эти приемы на практике, чтобы превратить свои знания в навык. Ну и затем вы сможете применять их в различных жизненных ситуациях для решения самых разных задач.

Теперь давайте вкратце рассмотрим несколько самых часто используемых приемов манипуляции, с помощью которых люди побуждают друг друга к различным действиям.

1. Лесть, похвала, комплименты. Эти вещи используют для того, чтобы понравиться человеку и войти к нему в доверие. А когда вы войдете к человеку в доверие, вам будет значительно проще побудить его к чему-то.

2. Чувство вины. Обвиняя в чем-то человека, можно погрузить его в состояние ребенка, который в чем-то провинился, а затем предложить ему искупить свою вину, совершив те или иные действия. В некоторых случаях можно ничего не предлагать – совестливый человек сам все сделает, чтобы искупить свою вину.

3. Жадность. Это очень простой и достаточно распространенный способ манипулирования людьми. Я говорю способ, а не прием, потому что приемов манипуляции, основанных на жадности великое множество. Но суть у них у всех примерно одинаковая – нужно побольше всего хорошего пообещать человеку, чтобы он что-то сделал. Люди верят в красивые обещания, поэтому часто совершают нужные манипулятору действия. Играть на жадности очень легко, потому что многие люди даже не осознают, что они не контролируют в себе это чувство.

4. Страх. Это тоже распространенный способ манипулирования людьми, который используется в огромном количестве приемов манипуляции. Вариантов его использования много. Можно вселить в человека страх, а затем предложить ему рецепт избавления от этого страха, побудив его совершить определенные действия. Можно использовать существующие у человека страхи, чтобы на него повлиять. Можно просто напугать его, чтобы он совершил какое-то действие или наоборот, не совершал его. Важно только просчитать, как поведет себя человек, когда вы его напугаете. В общем, вариантов тут много. Политики очень любят использовать чувство страха для манипуляции народом – они постоянно запугивают людей разного рода страшилками.

5. Жалость. Очень популярный способ манипуляции людьми. На нем также основано очень много различных приемов, которые побуждают людей к тем или иным действиям. Профессиональные нищие прибегают к этому способу влияния на людей – побуждая их подавать им милостыню. Чувство жалости есть у всех, просто некоторые люди его анализируют и таким образом контролируют, а другие идут на поводу у своих эмоций и жалеют всех подряд.

Это всего несколько примеров того, как люди манипулируют друг другом. Разумеется, способов и приемов манипуляции людьми намного больше. Я привел эти примеры для того, чтобы показать вам, что именно изучает психология манипулирования, чтобы вы понимали, какие возможности она открывает перед всеми, кто ею заинтересуется. Также вы должны понимать, что часто люди манипулируют друг другом, даже не осознавая этого. Дело в том, что в нашем обществе так много манипуляций, что мы волей-неволей научаемся манипулировать друг другом в процессе общения. Но разумеется, лучше учиться делать это правильно, чем действовать интуитивно. Иначе вы не избежите ошибок, которые могут вам серьезно навредить. Я хоть и писал выше о том, что людям нравится, когда ими манипулируют, так как это позволяет им переложить ответственность за свои проблемы на других, но вы должны понимать, что когда это делается непрофессионально и грубо, да еще и таким же человеком, как они сами, то это может их сильно раздражать. Манипуляция должна быть красивой и изящной, чтобы люди не возражали против нее. А когда она грубая и грязная – люди возненавидят того, кто ее против них использует. Поэтому, чтобы не настраивать людей против себя и не плодить себе врагов – учитесь грамотно манипулировать людьми. Психология манипулирования вам в помощь.

Надеюсь, дорогие друзья, что ваше представление о психологии манипулирования теперь станет более полным и вы начнете проявлять к ней больший интерес. Я считаю, что учиться в первую очередь нужно тому, от чего в наибольшей степени зависит наша повседневная жизнь. А с манипуляциями, хотим мы того или нет, мы вынуждены сталкиваться постоянно. Так уж устроена наша жизнь, что либо нами кто-то пытается манипулировать время от времени, либо мы без манипуляций в некоторых ситуациях никак не можем обойтись. Поэтому в них нужно разбираться очень хорошо, чтобы ваше взаимодействие со всеми людьми было максимально полезным для вас.

В психологии манипуляция – это способ воздействия на человека, направленный на изменение его поведения, типа мышления. Используют скрытые, обманные, насильственные тактики.

Причины влияния

Нужно различать обычную просьбу и навязчивый, жесткий призыв к действию. Манипуляторы обычно используют вторую тактику. Они могут унижать, оскорблять, морально убивать человека. Некоторые это делают для удовлетворения своих потребностей, другие – из-за наличия психического расстройства.

Манипуляция людьми осуществляется по таким причинам:

  • потребность любой ценой удовлетворить свои нужды;
  • желание получить какую-то выгоду легким способом;
  • необходимость чувствовать себя главным, ощущать власть;
  • нужда в поднятии самооценки, собственной значимости;
  • желание поиграть с жертвой, чтобы получить удовольствие;
  • потребность проверить некие приемы управления людьми.

Манипуляторы страдают разными заболеваниями: макиавеллизмом, нарциссическим, пограничным, тревожным, зависимым, истерическим расстройствами личности, нервозностью типа А, психологической аддикцией.

Манипуляторы выбирают слабых людей. Ими проще управлять, т. к. они редко сопротивляются. Иногда манипулирование доходит до абьюза, что означает проявление насилия во взаимоотношениях.

Они имеют разный характер: психологический, эмоциональный, физический. Для абьюзера это способ самоутвердиться за счет слабости других.

Виды манипуляторов

Манипуляторы отлично знают, как управлять людьми. Некоторые делают это неосознанно, другие - специально. Мотивы, характер поведения, качества человека, методы манипуляции, которые он выбирает – основа разных классификаций.

Самая известная из них составлена Шостромом.

Тип Описание
Диктатор Манипулировать людьми можно с помощью диктаторских методов. Такой личности безразличны чувства других людей, она вечно всем недовольна. Любит давить на слабости, морально издеваться. Речь состоит из угроз, окриков, указов, иногда ненормативной лексики. Мотив – поменять человека с помощью грубой силы. Кроме того, такие манипуляторы часто рвутся к власти.
Калькулятор или вычислитель Ищет выгоды в любых отношениях. Если осознает, что человек не сможет ничего дать в ответ, общение с ним не начинает. Взамен на помощь всегда требует того же. В любой ситуации хочет оставаться в удобном для себя положении, даже если ради этого нужно соврать или обмануть кого-то.
Тряпка Безвольный, слабый по духу, инфантильный, эгоистичный, подлый. Любит, когда его жалеют. Жалобы на жизнь, обвинения в своих неудачах других – обычные приемы манипуляции. В общении пассивный, молчаливый.
Прилипала Имеет сходные с предыдущим типом характеристики, но мнительность не свойственна. Если он жалуется на что-то, то ждет, когда пожалеют. Он действительно слабый, ленивый, назойливый.
Судья Ставит себя выше других. Манипуляции людьми проводит с помощью преувеличения своей критичности. Никому не верит, всех в чем-то обвиняет, каждого осуждает. Злопамятен, всегда собирает улики на всех. Заставляет даже невиновных признать вину.
Защитник Всех защищает. Близких не дает в обиду. Его главная проблема – чрезмерное подчеркивание своей поддержки (заслуг). Легко и быстро забывает об ошибках. Его влияние негативно сказывается на других, т. к. чрезмерные похвалы и сочувствия вредны для формирования личности. Считает, что без его заботы никому не обойтись.
Хулиган Преувеличивает агрессию. Манипуляции с людьми производит с помощью применения грубой силы, борьбы, драк. Обострение поведения происходит, когда кто-то с ним не согласен. До последнего будет отстаивать свое мнение, даже если оно неправильно.
Славный парень Манипуляция людьми осуществляется с помощью добрых слов, но они не являются искренними. Такой управленец навязывает свое мнение, постоянно дает советы. Мило улыбается, но в любой момент может подставить, совершить подлость.

От манипуляторов часто не ждут ничего плохо. Они не учились манипулировать людьми. Но в результате их беспощадность удивляет и поражает. Особенно это касается Защитников, Славных парней и Тряпок, которые вначале кажутся милыми.

4 манипулятивные системы

Э. Шостром выделяет 4 манипулятивные системы. Как манипулировать людьми:

  1. Активный манипулятор. Не демонстрирует своей слабости, прикрываясь наигранной силой воли. В отношениях доминирует. Пользуется бессилием других. В профессиональной деятельности активно пользуется своим положением. Любит похвалу и признание. Тщеславный и гнусный. Его цель – добиться полного контроля над своими жертвами. Любимые способы манипуляции людьми – ожидания и обязанности, табель о рангах.
  2. Пассивный манипулятор. Вялый, неактивный, спокойный. Всегда ведет себя сдержанно и тихо. Никаких угроз, драк, напористого убеждения. Только пассивность. Будучи противоположностью активного типа, любит выждать удобный момент и тогда нападать. Так он одерживает сокрушительную победу над другими. В процессе манипулирования может терпеть неудачи и поражения. В психологии определяют философию пассивного манипулирования так: главное, не вызывать раздражения.
  3. Соревнующийся манипулятор. Воспринимает жизнь как вечный турнир, но равнодушен к победе или поражению. Отводит себе роль настоящего борца, поэтому всегда бдителен. Представляет собой нечто среднее между активным и пассивным манипулятором. В одной ситуации действует по принципу первой манипулятивной системы, в критической – по методикам второй.
  4. Безразличная манипуляция. Демонстрирует свое безразличие, ярко подчеркивая свои позиции. Пробует разными способами устраниться от контакта с неприятными людьми. Всё дело в его слабости и безынициативности. Любимые фразы: «Мне все равно», «Мне наплевать», «Отстань», «Делай, что хочешь». Как и соревнующийся тип, в зависимости от ситуации выбирает активные или пассивные техники психологического управления. Играет разные роли: скучающего, вечно недовольного, нежного и доброго, благодарного, агрессивного, нытика. Руководствуется правилом: отвергай заботу. С помощью манипуляции человек негативно воздействует на окружающих.

Способы управления

Обман, принуждающий человека действовать против своей воли, объясняет, что такое манипуляция. Человек-жертва принимает решение, которое противоречит его ценностям и нормам морали. Он делает то, чего не хочет. Этого помогают достичь действенные, проверенные приемы манипуляции. Существует несколько вариантов классификаций этих действий.

По Брейкеру

Американский психолог выделяет некоторые техники манипуляции, представленные ниже.

  1. Положительное подкрепление. Выражается как похвала, очарование, поверхностное сожаление. Основной признак: манипулятор пытается изобразить сочувствие и понимание. Много извиняется, красиво разговаривает. Пытается утешить собеседника. Другие средства управления: повышенное внимание, наигранные положительные эмоции, притворный смех, общественное признание.
  2. Отрицательное подкрепление. В качестве стимула для манипулирования использует любые негативные и неприятные события, которыми и пытается оказывать давление. Этот метод манипулирования применяется по отношению к тем, кто пребывает в хорошем настроении. Задача управленца – сменить настроение жертвы с хорошего на плохое, вызвать у нее раздражение, гнев, озлобление, ненависть и прочие негативные эмоции.
  3. Неустойчивое или частичное подкрепление. Техника, в процессе применения которой используются похвала, поощрения. Они делаются не на постоянной основе, а иногда. Но эффективно действуют не сами комплименты, а прекращение их подачи. Такой прием называется «угасание». Его часто используют учителя по отношению к отличникам. Вначале это огорчает человека, но потом мотивирует к действиям.
  4. Наказание. Манипулировать людьми с помощью этой техники, значит игнорировать, запугивать, попрекать во всем. Активно используется эмоциональный шантаж. Таким методом пользуются абьюзеры. Внешние проявления: угрюмое выражение лица, нарочный плач, изображение жертвы. Цель: заставить манипулируемого страдать и чувствовать себя виновным, добиться его подчинения.
  5. Травмирующий одноразовый опыт. Не нужно учиться тому, как манипулировать людьми таким способом. Эту технику хотя бы раз в жизни использовал каждый. Грубое высказывание, обвинение, предъявление претензий – основные элементы. Манипулятор хочет установить господство или превосходство над жертвой. Желает, что она во всём подчинялась ему. Манипуляция такими единичными случаями научит жертву не сопротивляться манипулятору.

По Саймону

Саймон предоставил широкую классификацию приемов воздействия, которая дает понять, как научиться манипулировать людьми. Состоит она из 10 основных элементов.

Метод Описание
Ложь Этим способом пользуются психопаты. Они мастера искусства незаметной лжи. Могут делать неприятности с невинным видом. Лгут с выгодой для себя. Такой прием используют мужчины, чтобы прикрывать свои отношения на стороне.
Обман через умалчивание Человек говорит правду, но не до конца. Всегда какая-то часть информации (обычно весомая) остается тайной. Так манипулируют людьми политики, произнося речь. Говорят лишь о позитивных аспектах, когда правдивые неприятные факты умалчиваются.
Рационализация Манипулятор признает свою вину. Вначале может возмущаться, кричать, ругаться. Но обычно быстро называет себя виноватым. Рационализация – популярная хитрость в черном пиаре.
Избирательное невнимание или внимание Манипулятор не обращает внимания на то, что может его огорчить или испортить планы, и считает это правильным. Примеры фраз, которые он использует: «Я не хочу этого слышать», «Я сказал, что сделать надо так, и мне все равно, каким образом это произойдет», «Любой ценой добьюсь своего».
Отговорка Управленец не дает прямого ответа, идет на любые хитрости, чтобы избежать ответственности. Переводит разговор на другую тему или же отвечает не по вопросу. Часто это невнятные, бессмысленные, странные речи. Цель манипулятора: заговорить собеседника, чтобы уклониться от неприятной темы.
Ложная вина Манипулирование осуществляется с помощью ложного обвинения. Жертву убеждают, что она уделяет манипулятору мало внимания, неправильно мыслит, ведет себя эгоистично и легкомысленно. В результате человек становится уязвимым, самооценка падает, появляются неуверенность в себе и тревожное состояние.
Роль жертвы Чтобы манипулировать людьми, такие управленцы изображают из себя жертву. Цель: услышать похвалу, получить поощрение. Используется такая методика часто женщинами, которые много работают, по отношению к мужу. Манипулятор страдает по поводу и без, постоянно депрессивен, расстроен, ничего не хочет делать. Чтобы добиться сотрудничества, пытается вызвать сочувствие.
Агрессивный гнев Используется эмоциональное давление, чтобы жертва ощутила себя виновной. Иногда применяется пассивными манипуляторами с целью шокировать собеседника для быстрого подчинения.
Соблазнение Манипуляция реализуется за счет наигранной доброты, нежности, заботы. Ярко выражена лесть и лицемерие. Манипулятор поддерживает собеседника в трудную минуту, чтобы заслужить доверие. Ему важно научиться снижать сопротивляемость, чтобы использовать этот метод постоянно.
Пристыжение Управлять чувствами жертвы легко благодаря сарказму, оскорбительным словам, насмешкам. Манипулятор хочет вызвать ощущения страха и неуверенности в себе. Примеры поведения: грозное лицо, грубый голос, повышенная интонация, неприятный тон голоса, обидные комментарии.

Понять, как манипулировать людьми, можно, ознакомившись с другими методиками. К ним относятся скрытое запугивание, роль слуги, симуляция путаницы или невинности, деклассирование. Согласно исследованиям в области психологии, семейные пары часто применяют друг к другу осуждение и минимизацию.

Мужские приемы

Мужчины-манипуляторы не уважают женщин. Отношение к ним имеет насильственный характер. Проявляется у заядлых холостяков и женоненавистников.

Самое простое манипулирование людьми производится несоответствием действий ранее озвученным словам. Манипуляторы говорят то, что от них хотят услышать, а поступают иначе. Поддержка от них сомнительна и чаще вызывает депрессию и стресс, чем чувство облегчения.

Любимый прием мужчин-манипуляторов – роль жертвы. Никогда ни в чем не виноватые, причина всех их бед – другие люди.

Помогая другим, ожидают в ответ того же. Если своего не получают, устраивают скандал или долго держат обиду, не объясняя причин ее возникновения.

Мужчина-абьюзер может манипулировать людьми своим статусом или положением в обществе. Утверждает, что без него они будут никем и ничего не добьются в жизни. Его цель – получить признание своего величия перед другими.

Любят создавать эмоциональную дыру. Если у них нет настроения, то оно должно отсутствовать у всех окружающих. Провоцирует у спутницы чувство ответственности за свое настроение.

Основной инструмент для манипулирования женщинами – комплименты. И лучше, если они озвучиваются часто и в большом количестве. Наивные девушки не сразу понимают, что так их провоцируют к подчинению. Часто такие комплименты лицемерны.

Женские приемы

Женщинами-манипуляторами часто являются феминистки, жёны, девушки. Им несложно научиться манипулировать, если это нужно для достижения личных целей.

Любимый прием – соблазнение, которое постепенно переходит в симуляцию путаницы. Бизнес-леди могут использовать обман через умолчание и ложную вину.

Жёны применяют технику роли жертвы. Свои недостатки прикрывают усталостью после работы или сидением с ребенком. Любят надавить на мужа, критикуя его зарплату или выполнение обязанностей по дому. Постоянно жалуются, ноют. Обычно настроены пессимистично, что плохо сказывается на семейной жизни и отношениях между партнерами.

Манипуляция человеком со стороны женщин имеет другие особенности.

  1. Могут давить интеллектом, употребляют непонятные партнеру термины, фразеологизмы, слова. Чувствуют гордость от подобной победы.
  2. Когда мужчина ошибается, начинают сравнивать его со своим бывшим партнером. Так они пытаются вызвать чувство обиды.
  3. Отмена. Девушка резко и без предупреждений исчезает из жизни парня. Игнорирует его звонки, сообщения. Способна на измену. Возвращается из-за чувства скуки или жалости. Такой прием используют девушки-абьюзеры.

Девушки в качестве манипуляции используют слезы, симуляцию беспомощности, глупости. Могут прибегнуть к отстранению, если нужно срочно добиться какой-то цели. Демонстрируют полное равнодушие к человеку.

Некоторые манипулируют интимной близостью, т. е. отлучают мужчину от секса с целью получения личностных выгод. Специально побуждают инстинкты, но чтобы их удовлетворить, он должен сделать определенные действия.

Женщины считают, что правильно управлять партнером можно с помощью похвалы. У него повышается самооценка, появляются гордость и желание сделать всё ради любимой. И чем чаще будут озвучиваться комплименты, тем более весомые поступки будет делать мужчина.

Детские приемы

Маленькие дети (до 2 лет) не склонны к манипуляции людьми. Такое свойство появляется ближе к 3 годам. Основные инструменты манипулирования – слезы, крик, истерика, которые часто активируются в публичных местах.

10 основных детских манипуляций:

  1. «У меня болит животик (ручка, ножка)»;
  2. «Еще немного поиграю и приду»;
  3. «А вот мама (папа) мне разрешает»;
  4. «Прости, я больше так никогда не буду»;
  5. «Это сделал не я»;
  6. «Это он виноват»;
  7. «Купи мне эту игрушку, я буду послушным»;
  8. «А моему другу родители купили эту вещь»;
  9. «Ты самая лучшая»;
  10. «Я уйду, т. к. меня не любят в этой семье».

Но главное в таких манипуляциях – не сказанные слова, а эмоции, которые проявляются в процессе их произнесения. В такой ситуации важно поведение родителей. Когда ребенок громко плачет из-за отказа в покупке игрушки, его нужно успокоить и объяснить, почему сейчас это сделать невозможно. Если он сравнивает маму и папу с другими родителями, лучше проигнорировать эти слова и не проявлять эмоций.

Престидижитации на работе

Манипуляции людьми начинаются на этапе принятия на работу. Начальник требует от подчиненных слишком много. Редко доволен работой, всегда находит, к чему придраться. Штрафы, оскорбления, публичные обвинения – частые явления.

Но есть и те, кто вызывают чувство доверия хорошим отношением к подчиненным. Но постепенно делают из них жертв.

Существует и другой способ. Начальник делает вид, что знаком с человеком давно. Складываются дружеские, доверительные отношения, что является идеальным моментом для нападения на сотрудника-жертву.

Примеры манипуляций, которые направлены на вызов чувства страха:

  1. «Если не сделаешь задание до завтра, оплату за него не получишь»;
  2. «Еще раз сделаешь такую ошибку – уволю»;
  3. «Из-за тебя наша команда не получила повышение»;
  4. «На тебе лежит ответственность за судьбу всей группы сотрудников»;
  5. «Ты же знаешь, как я к тебе отношусь, поэтому не подведи» и т. д.

Работник также способен манипулировать. Свои действия направляет на руководителя и коллег.

С руководителем применяется техника «роль жертвы», особенно во время опозданий. Человек обвиняет в случившемся пробки на дорогах, поломку лифта в офисе, общественный транспорт и т. д. Главное – доказать, что в этом нет его вины.

Бывает, что сотрудник жалуется на жизнь, пытаясь вызвать у начальника чувство жалости. Мотивы разные: желание получить повышение в должности, увеличить з/п, построить доверительные отношения, улучшить свою самооценку.

Иногда коллеги, которые завидуют успешному сотруднику, делают ему многократные замечания, критикуют, заставляют почувствовать себя ничтожеством. Цель – устранить конкурента или понизить его желание продвигаться по карьерной лестнице .

Управление в воспитании

Родители манипулируют ребенком с раннего детства. Примеры подобных требований приведены ниже. Обычно просят:

  1. рассказать стих за конфету;
  2. подружиться с другим ребенком, чтобы порадовать маму и папу;
  3. спокойно сидеть на приеме у врача, чтобы после получить желаемую игрушку.

Позже от ребенка требуют рассказывать только правду. Если он этого не сделает, его накажут или применят физическую силу. Основное наказание – домашний арест или лишение карманных денег.

Школьников просят учиться на отлично, чтобы не огорчать родителей. Происходит постоянное давление на ребенка. Его шантажируют разными способами: роль жертвы, роль слуги, отмазки, ложная вина, агрессивный гнев. Главное – заставить школьника хорошо учиться.

Воздействие в СМИ

СМИ – самый популярный массовый манипулятор. Активно используют отвлечение внимания, чтобы не дать людям узнать о важных политических, экономических, социальных проблемах в стране. Реализуется с помощью информирования о малозначительных событиях.

Некоторые СМИ любят сначала создать проблему, а потом дать её решение. Такой прием используют маркетологи при выводе на рынок нового, уникального продукта, чтобы создать на него спрос.

Другие способы манипулирования представлены ниже.

  1. Постепенное применение. Обычно политические события происходят последовательно. Начинается всё с минимального вмешательства государства в предпринимательство, потом наступает приватизация, неуверенность, нестабильность, массовая безработица и всеобщий бунт. Если бы это произошло разом, то случилась бы революция.
  2. Отсрочка исполнения. То, чем часто занимаются и чиновники. Цель: добиться признания, согласия населения, чтобы прийти к власти. В итоге обещания исполняются редко, иногда отрицаются.
  3. Употребление уменьшительно-ласкательных слов. В СМИ любят обращаться к читателю или зрителю как к маленькому ребенку. Особенно если речь идет о пропаганде.
  4. Упор на эмоции, а не на размышления. СМИ пытаются заблокировать способность людей к рациональному анализу и критическому осмыслению происходящего. Проще управлять сознанием людей, которые ни о чем не думают и ничего не знают, а действуют на эмоциях.
  5. Дезинформация. Часто используют, чтобы не рассказывать людям правду. Народу говорят то, что он готов принять или хочет услышать.
  6. Усиление чувства собственной вины. Человека уверяют, что все беды в стране – последствия его негативных действий. Доказывают, что он не может развиваться и жить лучше из-за нехватки умственных способностей. Вместо мотивирования людей на развитие страны, СМИ занимаются уничтожением самооценки.
  7. Побуждение граждан к выражению чувств посредством негатива. Людям показывают, что быть грубым, агрессивным, невоспитанным, необразованным – это круто и модно.

Самым действенным СМИ является телевидение. Рекламные ролики, развлекательные телепередачи, программы об обычной жизни жителей страны, новости – основные каналы воздействия. Среди пенсионеров до сих пор популярными остаются печатные издания – журналы и газеты.

Защита от навязчивого руководства

Искусство манипулирования многогранно, но его можно изучить. Это и есть первый шаг к избавлению от влияния манипулятора или абьюзера. Помогут книги по психологии:

  1. Николя Геген «Психология манипуляции и подчинения»;
  2. Дейл Карнеги «Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей»;
  3. В. Шлахтер, С. Хольнов «Искусство доминировать»;
  4. В. Шейнов «Искусство управлять людьми»;
  5. Бертон Кейт, Реди Ромилла «НЛП для чайников»;
  6. Т. Гагин, С. Бородина «Разоблачение магии или настольная книга шарлатана»;
  7. В. Адамчик «200 способов успешного манипулирования»;
  8. Фексеус Хенрик «Искусство манипуляции. Как читать мысли других людей и незаметно управлять ими»;
  9. Роберт Левин «Механизмы манипуляции - защита от чужого влияния»;
  10. Зигмунд Фрейд «Психология масс и анализ человеческого «Я».

В этих книгах детально описаны техники манипулирования, приведены конкретные примеры. Они помогут увидеть, как манипуляторы управляют человеком. Это ускорит процесс избавления от негативного воздействия окружающих.

Тем, кто хочет избавиться от навязчивого ежедневного манипулирования, нужно действовать быстрее. Следует обратить внимание на поведение человека: его взгляд, паузы, поощрения, отказы без объяснений, позиции без доказательств.

Проследите, используется ли техника энергетической паузы. Это прием, когда манипулятор публично спрашивает жертву о чем-то личном, зная, что при других людях она не сможет отказаться от ответа. Научитесь игнорировать подобные посылы.

Важно осознать цель манипулирования. Понять, почему человек осуществляет определенное действие в ущерб партнеру, коллеге. После этого чувство вины может исчезнуть, что облегчит жизнь жертвы. Нужно продемонстрировать манипулятору, что его действия бесполезны и больше никак не действуют на человека.

Научитесь говорить абьюзеру «нет». Не поддавайтесь красивым словам, жестам, милому взгляду или нежному голосу.

Можно попробовать отказываться от помощи, если она не нужна. Отказ на первых порах нужно аргументировать, в дальнейшем – нет. Помните, никто перед кем не должен отчитываться (это не касается рабочего отчета).

Чтобы уйти от напора руководителя, нужно лишь четко очертить свои рабочие обязанности. При официальном трудоустройстве они указаны в трудовом договоре.

Заключение

Манипуляция сочетает в себе шантаж, призыв к действию, психологическое давление. Выделяют 8 видов манипуляторов, которые отличаются мотивами, используемыми техниками. Манипуляции часто встречаются в отношениях между партнерами, в воспитании детей, СМИ, на работе между руководителем и коллегами.

Психология манипулирования Козлова В. А.

1.1. Понятие «психологическое манипулирование»

Поверхностное изучение самого понятия манипуляция дает только приблизительное определение и не отражает более глубокое трактование этого слова с точки зрения психологии. Согласно словарю иностранных слов «манипуляция» (фр. manipulation – лат. manipulatio – manipulus горсть):

1) движение рук, связанное с выполнением определенной задачи;

2) демонстрирование фокусов, основанное на ловкости рук, умение отвлечь внимание зрителей от того, что должно быть от них скрыто;

3) махинация, мошенническая проделка.

Психологическая манипуляция – один из способов психологического воздействия на личность или группу, направленный на достижение манипулятором своих целей (вне зависимости от последствий для объекта манипуляции) путем незаметного для объекта манипуляции его подталкивания к осуществлению желаемых манипулятором проявлений активности, как правило, несовпадающих с изначальными намерениями объекта манипуляции. Психологическая манипуляция принципиально отличается от имеющих место в обыденной жизненной практике манипулятивных действий, требует владения манипулятором профессиональными манипулятивными техниками. В содержательном плане и по последствиям, и по межличностной направленности психологическая манипуляция не совпадает с теми традиционными способами косвенного воздействия, которые используются специалистами в личностной психотерапии, педагогами и психологами в сфере образования, психологами и организационными консультантами в области управления. При этом, если в последних трех случаях речь, как правило, может и должна идти о своеобразном, но все же партнерстве, то применительно к психологическому манипулятивному воздействию правомерно говорить не о партнере, а именно об объекте манипуляции, во многом лишенном субъектности и, прежде всего, в глазах самого манипулятора. Необходимо четко дифференцировать психологическую манипуляцию и силовые способы межличностного воздействия – прямое групповое и межличностное давление в форме унижения и принуждения, откровенной, порой, демонстративной дискриминации. Принципиальным различием здесь является то, что манипулятивная активность носит скрытый характер, причем нераспознаваемыми для объекта манипулирования оказываются и действительные цели, и действительные мотивы и намерения манипулятора. Целый ряд ученых считает, что манипулятивное воздействие может носить как осознанный, намеренный, так и стихийно-неосознанный характер. И все же, по-видимому, лишь целенаправленное манипулятивное воздействие можно однозначно отнести к психологической манипуляции, уже хотя бы потому, что "манипуляция психологическая возникает тогда, когда манипулятор придумывает за адресата цели, которым тот должен следовать, и стремится внедрить их в его психику".

Здесь имеет смысл отметить, что в социально-психологической исследовательской практике нередко применяются специально созданные учеными именно манипулятивные по своей содержательно-стимульной форме экспериментальные схемы, когда действительная цель и намерения экспериментатора скрыты от испытуемых, а уже в самой экспериментальной ситуации заложен материал, более или менее незаметно подталкивающий обследуемых к смене изначальных намерений и дополнительно их мотивационно "загружающий". Если действительные цели и намерения манипулятора и в реальной жизни, и в экспериментальной ситуации будут разгаданы, то он сам легко может превратиться в объект манипуляции своего недавнего адресата.

Манипуляция, как правило, предполагает создание искусственной ситуации мнимого выбора, в рамках которой объект манипуляции, на первый взгляд, сохраняет формальные признаки субъектности – ему предлагается принять самостоятельное решение на основе выбора. Ловушка заключается в том, что это всегда выбор по принципу меньшего из двух зол, т. е. жертва манипуляции проигрывает в любом случае. При этом вне зависимости от исхода выбора, манипулятор получает материальный, либо психологический выигрыш.

Для того чтобы "загнать" потенциальную жертву в такого рода "угол", манипулятор всегда стремится искусственно ограничить пространство принятия решения.

Также манипуляция характеризуется сознательным или бессознательным воздействием на "болевые точки" личности, как правило, не осознаваемые объектом манипуляции. Эти своего рода психологические "крючки", за которые можно, что называется "зацепить" потенциальную жертву, обычно связаны с ранним травматическим опытом, вытесненным в бессознательное. Именно прицельное, точечное воздействие на них дает максимальный эффект, в ряде случаев позволяющий манипулятору практически полностью контролировать поведение своей жертвы. Понятно, что такого рода "снайперская стрельба" доступна только профессионалам экстра-класса, имеющим углубленную психологическую подготовку, и требует соблюдения ряда условий, например, возможности достаточно длительного контакта с потенциальной жертвой манипуляции.

Однако в большинстве случаев задача манипуляторов облегчается тем, что существует целый ряд широко известных личностных качеств и характерологических особенностей, в той или иной степени присущих практически каждому человеку, но наличие которых активно отрицается даже перед самим собой, в силу того, что их проявления обычно активно порицаются и, более того, подавляются социальным окружением. Примерами такого рода могут служить жадность, трусость, жестокость и т. п. Часто подобные качества не просто отрицаются, но и на определенном этапе развития личности вытесняются в бессознательное, образуя "тень". Именно теневые аспекты личности нередко оказываются теми самыми "болевыми точками", на которые воздействует манипулятор.

Рассматривая проблему манипуляции, нельзя не отметить, что манипулятивное воздействие далеко не всегда носит деструктивный характер. Надо заметить, что она присутствует, например, в тренинговой работе социального психолога. Представляется, что в зависимости от целей правомерно, по аналогии с агрессией, различать злокачественную, направленную на причинение вреда, и инструментальную манипуляцию, которая может использоваться для достижения созидательных целей. Классический пример инструментальной манипуляции такого рода связан с библейской историей о том, как царь Соломон рассудил двух женщин, каждая из которых утверждала, что является матерью одного и того же младенца. Как известно, выслушав женщин, Соломон велел принести меч и предложил рассечь ребенка надвое и отдать половину каждой из женщин. Но одна из них стала умолять Соломона отдать ребенка своей сопернице, только чтобы он остался жив. Именно в ней Соломон и признал настоящую мать ребенка. В данном случае хотя и крайне жесткая, но вполне типичная манипуляция послужила восстановлению справедливости.

Итак, можно констатировать, что манипуляция – это способность, по усмотрению манипулирующего, воздействовать на сознание либо одного человека, либо группы людей с целью достижения определенной цели установленной самим манипулирующим.

Из книги Язык телодвижений [Как читать мысли окружающих по их жестам] автора Пиз Алан

Манипулирование Очками Почти любое вспомогательное средство, используемое человеком, может разоблачить человека и раскрыть его мысли, если учитывать те характерные жесты, которые проделываются с этим предметом. Это можно сказать и об очках. Один из наиболее характерных

Из книги Этнопсихология автора Стефаненко Татьяна Гавриловна

2.2. Культура как психологическое понятие. Среди огромного множества этнодифференцирующих признаков подавляющее большинство составляют элементы, более или менее адекватно отражающие реальную культурную отличительность. Во второй половине двадцатого века именно

Из книги Библия стервы. Правила, по которым играют настоящие женщины автора Шацкая Евгения

Из книги Стервология. Уроки красоты, имиджа и уверенности в себе для стервы автора Шацкая Евгения

Любовное манипулирование Что стало бы с могуществом женщин, если бы не мужское тщеславие! Мария Эбнер-Эшенбах Как сказала одна журналистка, «Если четвертый муж бьет вас по морде, дело не в муже, а в морде». Не пора ли разобраться с граблями, по которым мы регулярно

Из книги Большая книга стервы. Полное пособие по стервологии автора Шацкая Евгения

Из книги Библия стервы. Краткий курс автора Шацкая Евгения

Любовное манипулирование Что стало бы с могуществом женщин, если бы не мужское тщеславие! Мария Эбнер-Эшенбах Как сказала одна журналистка, «Если четвертый муж бьет вас по морде, дело не в муже, а в морде».Как правило, мужчины чувствуют женщин, которым нравится

Из книги Психология рекламы автора Лебедев-Любимов Александр Николаевич

Из книги Я ничего не боюсь! [Как избавиться от страхов и начать жить свободно] автора Пахомова Анжелика

Из книги Психология помощи [Альтруизм, эгоизм, эмпатия] автора Ильин Евгений Павлович

7.4. Лжепомощь (манипулирование) А. Н. Поддьяков (2010) пишет о ложных формах помогающего поведения. Это маскировочное, «троянское» содействие другому человеку, направленное на достижение своих корыстных целей (манипулирование другим человеком, проявление вероломства).

Из книги Друзья, соперники, коллеги: инструменты воздействия автора Гавенер Торстен

Манипулирование у входной двери С восемнадцати лет я жил отдельно от родителей. Однажды в дверь моей квартиры позвонил незнакомый мне молодой человек лет двадцати пяти. Он поинтересовался, не уделю ли я ему пару минут своего времени. Я кивнул, и он сразу принялся

Из книги Психология манипулирования автора Козлова В. А.

1.2. Психологическое манипулирование в различных культурно-исторических условиях Было бы неверно полагать, что манипулирование информацией, психологические манипуляции с людьми есть открытие современного общества. Переход к информационному обществу лишь способствует

Из книги Юридическая психология автора Васильев Владислав Леонидович

5.3. Манипулирование как альтернатива созиданию Жизнеспособность любой общественной системы определяется теми условиями, которые она создает и предоставляет для самореализации большинству самостоятельного населения. Наряду с этим в любом обществе в той или иной

Из книги Путь наименьшего сопротивления автора Фритц Роберт

Манипулирование конфликтом Структурный конфликт неразрешим, а потому многие отказываются от попыток достичь того, чего хотят. Они обнаруживают, что способны «расшевелиться», только когда на них оказывается давление. И они прибегают к стратегии, «накачивающей»

Из книги Психопаты. Достоверный рассказ о людях без жалости, без совести, без раскаяния автора Кил Кент А.

Манипулирование силой воли Многие замечают, что им бывает тяжело раскачаться, если они только специально не «заведут» себя. В качестве «двигателя» они называют силу воли, позитивный настрой или вдохновение. Применение силы воли – это еще одна стратегия, направленная

Из книги Разорви шаблон! автора Вайзман Ричард

Из книги автора

3. Манипулирование массами В конце 60-х годов Джейн Эллиотт работала учителем начальных классов в Райсвилле, штат Айова. Четвертого апреля 1968 года, в день, когда убили Мартина Лютера Кинга, она провела в классе урок на тему расизма. Результаты обсуждения повергли Эллиотт в

Многие считают, что управленческие приёмы пригодятся только тем, чья профессия связана с управлением. На самом деле это набор техник, которые можно применить в любой сфере жизни, где присутствует социум.

Не поддаваться на провокации старой вредной соседки, построить правильные отношения с детьми, наладить контакт с неприятными родственниками или сотрудниками, в конце концов, выгодно продать дачу или даже диван на Avito.

Другими словами, набор техник будет работать абсолютно со всеми людьми, вне зависимости от их пола, возраста и социального положения.

Что касается людей на руководящих должностях и предпринимателей, им в первую очередь стоит узнать способы управления людьми. Конечно, недостаточно просто каких-то фишек, почерпнутых с разных сайтов.

Для мастерского управления людьми нужен полный набор техник и даже несколько изменённое мировоззрение.

Но об этом я расскажу позже, а сейчас - 10 способов, которые пригодятся вам в карьере и в жизни.

1. Правильный взгляд

Есть особенный взгляд, который заставляет людей считаться с вами, признавать в вас сильного противника на уровне подсознания.

Этот взгляд может пригодиться в любой спорной ситуации, когда вы хотите заявить, что с вами стоит считаться и решения здесь принимаете вы.

Нужно смотреть в глаза, но не на поверхность глаза, а как бы сквозь неё, заглядывая в душу. Получается пронзительный взгляд, который заявляет о вашем решительном настрое. И люди чувствуют это.

2. Энергетическая пауза

Чтобы добиться желаемого, люди иногда применяют метод бестактного вопроса в окружении других людей. Наедине вы без колебаний отказались бы отвечать или ответили бы отрицательно, но на людях вы растеряны и можете согласиться или ответить, чтобы не показаться жадным, скрытным и так далее.

Чтобы не попасться на эту удочку, можно применять метод энергетической паузы. Вы смотрите в глаза человеку так, как будто собираетесь ответить. Он готовится принять ваш ответ, но вы не отвечаете.

Вы продолжаете смотреть на него, но ничего не говорите. Он растерянно отводит взгляд, и тогда вы начинаете говорить о чём-нибудь другом. После такого случая он больше не будет пытаться вынудить вас отвечать при людях.

3. Пауза и поощрение

Иногда люди пытаются требовать что-то, уповая исключительно на интенсивность своего требования. То есть человек в принципе понимает, что его требование безосновательно, и вы это понимаете.

Тем не менее он активно и очень эмоционально требует что-то, рассчитывая, что вы уступите, опасаясь конфликта. Если вы поддержите его тон или начнёте возражать, конфликт состоится.

Вместо этого держите паузу и дружелюбно поощряйте человека продолжать разговор. Чувствуя поддержку, человек перестанет горячиться, начнёт говорить спокойнее.

Но и после этого не прекращайте молчания, кивайте и поощряйте его говорить дальше. Человек начнёт объяснять, потом - оправдываться и, наконец, извиняться.

4. Защита от взгляда

Конечно, какие-то приёмы применяете не только вы и не только сознательно. Бывает, что люди бессознательно чувствуют, как надо поступить, чтобы добиться желаемого, и ведут себя так.

Если вы заметили пристальный взгляд собеседника, он может применять к вам какой-то приём психологического воздействия, неважно, сознательно или нет.

Помните: вы не обязаны играть с ним в гляделки, принимая правила его игры . Посмотрите ему в глаза, улыбнитесь, давая понять, что вы заметили его взгляд и вам всё равно, и смотрите на другие объекты.

5. Побороть неприязнь

Жизнь нередко сталкивает нас с неприятными людьми, с которыми мы просто вынуждены общаться и сохранять хорошие отношения.

Чтобы поддержать нормальное общение или получить что-то от этого человека, придётся действительно побороть неприязнь к нему. И не просто натянув фальшивую улыбку, а проникнувшись сочувствием и добротой.

Как это сделать, если перед вами скандальный мерзкий тип?

Представить его маленьким ребёнком. Если ребёнок ведёт себя плохо, значит, он озлобленный, несчастный или избалованный. В любом случае в этом виновата среда окружения.

В принципе, это правда, так что вы даже не обманываете себя. Когда вы увидите этого человека ребёнком, не сможете злиться на него, а люди всегда чувствуют доброту и сочувствие, и это их обезоруживает.

6. Давление

Многие люди для получения желаемого оказывают давление на своих сотрудников, родственников и друзей. Как это выглядит со стороны: многократное повторение одних и тех же требований - то мягкое, то жёсткое, то настойчивое и эмоциональное, то ненавязчивое.

Главная цель давления - лишить вас надежды на то, что просьбы или требования можно избежать.

Человек даёт вам понять, что у вас просто не получится сделать по-другому, он будет стоять на своём до самого конца.

Что можно сделать с этим? Хорошо помогает называть вещи своими именами. Например, вы можете сразу спросить человека: «Вы на меня давите?». Как правило, человек после этого теряется. Не менее важно и умение твёрдо говорить «нет».

7. Умение говорить «нет»

Вы должны научиться говорить «нет», это сильно пригодится в борьбе с разного рода манипуляторами, среди которых могут оказаться не только навязчивые партнёры, но и ваши друзья или родные.

Вы должны научиться говорить именно это слово - «нет». Не «не получится», или «не знаю», или «посмотрим», а именно твёрдое «нет».

8. Не объяснять свой отказ

Это тоже большое умение, которое приобретается с опытом. Если вы отказали кому-то, сказали своё твёрдое «нет», сумейте обойтись без объяснений и уж тем более без оправданий.

При этом нельзя испытывать чувство вины за то, что вы отказываете без объяснений. Люди чувствуют внутренний настрой, и если вы будете колебаться внутри себя, то от вас добьются комментариев и, может быть, даже уговорят.

И опять же, не всегда стоит отказывать без объяснений, но бывают случаи, когда это необходимо.

9. Позиция без доказательств

В переговорах доказательства правоты часто играют отрицательную роль. Правота - это состояние, которое передаётся на уровне ощущений. Вы чувствуете свою правоту, и другие люди соглашаются с вами .

Если же вы начинаете доказывать свою позицию аргументами, это может разрушить уверенность в правоте.

Допустим, вы приводите один аргумент, и ваш собеседник опровергает его. Если после этого вы приведёте второй аргумент, значит, вы соглашаетесь с тем, что первый был неудачным, а это потеря своих позиций и непоколебимой веры в свою правоту.

10. Зафиксировать новую роль

Если вы вступаете в какую-то новую роль - начальника отдела, капитана команды или какую-то другую - нужно сразу же зафиксировать её, обозначив свои полномочия. Как можно скорее сделайте в новой роли то, что вы не могли бы сделать в прежней.

Отдайте какое-то распоряжение, примите решение, спросите ответ от подчинённых и так далее. Чем дольше вы тянете со вступлением в новую роль, тем больше могут урезать ваши права.

Эти способы управлять людьми и не дать манипулировать собой только небольшая часть всех техник управленческого искусства, которые меняют не только ваш стиль общения, но и само мировоззрение. А приобрести его можно, обучаясь у профессионалов.

Управленческое искусство и новое мировоззрение

Масштабная программа из 40 онлайн-семинаров по управленческому искусству начнётся в конце января 2015 года.

В течение 10 месяцев один раз в неделю будет проходить семинар в виде онлайн-трансляции по всему миру, на котором бизнес-тренер будет рассказывать интересные техники, разбирать индивидуальные случаи участников и помогать им создать свою сильную философию.

Коучинг состоит не только из полезных практик и техник, которые могут пригодиться, но также из работы с участниками, с конкретными людьми и их проблемами.

Притом программа подходит и для стартаперов, и для опытных предпринимателей.

Вы узнаете, сколько ошибок совершали в управлении, исправите их и никогда больше не повторите.

Если вы собираетесь управлять людьми, вам просто необходима цельная философия, твёрдость характера и знание разных психологических фишек. Всё это вы найдёте в программе Владимира Тарасова. Самое время записаться.

Последнее время в Сети всё чаще обсуждается проблема манипулирования людьми, навязывания чужого мнения и взглядов, превращения общества в бездумную массу. Look At Me составил шорт-лист самых распространенных приёмов и правил, которые помогают убеждать, располагать, инспирировать и всячески влиять на людей, а также способы, позволяющие защититься от социальной манипуляции.


Social proof,
или принцип социального доказательства

В Советском Союзе люди сначала вставали в очередь и лишь потом интересовались, куда же она ведёт. «Если все эти люди ждут, значит, товар хороший» - думал каждый. Само наличие очереди сигнализировало о ценности предлагаемого продукта. Таким образом в советском обществе проявлялся принцип социального доказательства. Основанный на стадном инстинкте, он заключается в подражании поведению большинства и является предохранительной функцией нашего мозга, освобождающей последний от необходимости обрабатывать лишнюю информацию. Именно в нём кроется природа мейнстрима.

Особенно эффективно принцип социального доказательства работает, когда человек оказывается в запутанной или двусмысленной ситуации, и у него нет времени в ней толком разобраться. «В любой непонятной ситуации делай, как все» - Social Proof разом решает все проблемы. Когда мы хотим купить новый гаджет и ломаем голову над тем, какую модель выбрать, решающим критерием для нас зачастую оказываются отзывы и рейтинг. Принцип социального доказательства глубоко пустил корни в современный бизнес. Больше не нужно доказывать потенциальному клиенту, насколько товар хорош, достаточно отметить, что так думает большинство.


Сегодня маркетологи настоятельно рекомендуют владельцам сайтов и различных страниц не афишировать счётчики, если показатели на них скромные. Большое количество подписчиков - лучший знак качества и причина тоже подписаться. Это относится и к посещаемости сайта.

Ещё один наболевший пример использования принципа социального доказательства - скетчи и юмористические сериалы. Зрители часто жалуются, что их раздражает фоновый смех после каждой шутки. Тем не менее на эффективности метода это не отражается. Люди привыкли ориентироваться на реакцию окружающих при определении того, что является смешным, и зачастую реагируют не на шутку, а на сопровождающий её закадровый смех.

Кстати, Social proof послужил основой возникновения некоторых профессий. Например, клакёр - человек, который за определённую плату приходит на выступление, громче всех аплодирует и кричит «Браво!», или классический пример - плакальщики, «задающие настроение» на похоронах в Бразилии или на Филиппинах.


Метод группового подкрепления

Этот приём местами перекликается с предыдущим, но, в отличие от него, ориентирован на изменение человеческого убеждения, нежели поведения. Согласно данному принципу, при многократном повторении одного и того же тезиса (идеи, концепции) внутри какой-либо группы, её члены со временем примут это утверждение за истину. Американский академик и писатель Роберт Кэрролл подчёркивает, что повторяемое суждение не обязательно должно быть истинным. В него поверят независимо от того, насколько оно теоретически или практически доказано. Более того, считается, что люди принимают на веру, без критической оценки, любые групповые ценности, идеи, доктрины, если идентифицируют себя с этой группой и не хотят прослыть изгоями. Это психическое явление и проявление конформизма называют индоктринацией. Противоположные индоктринации феномены: «социальная автономность», «критичность», «нонконформизм».

Красочным примером работы метода группового подкрепления являются стереотипы, мифы и легенды, которые кочуют из поколения в поколение. Кроме того, приём активно используется СМИ и является эффективным средством в информационных войнах. С помощью ловкой манипуляции фактами и различными речевыми уловками медиа навязывают нам определённые убеждения путём систематического повторения одних и тех же мыслей. Для борьбы с подобными тенденциями в учебные программы некоторых стран внедряется курс медиаобразования, призванный развивать у людей всех возрастов критическое мышление.


Правило взаимного обмена

Правило взаимного обмена гласит: человек обязан отплатить за то, что ему предоставил другой человек. Простыми словами - ответить добром на добро. А поскольку любые обязательства угнетают, хочется избавиться от них как можно быстрее. Поэтому правило работает и активно используются некоторыми «посвящёнными». Такие люди могут намеренно оказывать небольшую услугу с расчётом на то, чтобы в будущем обратиться с более масштабной просьбой.

Фрагмент из телесериала
«Форс-мажоры» (Suits)

В народе говорят: «пользуются чьей-то добротой». Примечательно, что знание правила взаимного обмена не освобождает человека от желания возвращать свои «долги».

Фрагмент из телесериала «Менталист» (The Mentalist)

Почему в супермаркетах бесплатно дают на пробу продукты? Зачем различные компании раздают своим гостям ручки, блокноты и прочие сувениры? А как объяснить бесплатные акции в барах и жвачки после обеда в ресторанах? Сотрудники хотят сделать клиентам приятно? Как бы не так.


Просьба
о помощи, или метод Бенджамина Франклина

Однажды Бенджамину Франклину нужно было наладить контакт с человеком, который откровенно его недолюбливал. Тогда Бенджамин обратился к этому человеку с просьбой одолжить ему редкую книгу. Франклин был максимально вежлив в своей просьбе и с ещё большей вежливостью поблагодарил человека, когда тот согласился. После этого случая они стали хорошими друзьями.

Суть одноимённого метода заключается в том, что люди любят, когда их просят о помощи. Во-первых, отталкиваясь от правила взаимного обмена, человек думает, что в случае необходимости может рассчитывать на ответную услугу. Во-вторых, помогая, он чувствует себя нужным и полезным. А это, как говорится, бесценно.

Кстати, считается, что вначале лучше просить больше, чем хочешь получить. Если тебе вдруг откажут, при следующей попытке можно озвучить реальную просьбу, и в этот раз отказать будет уже неудобно.


Правило логической
цепи

Психологи пришли к выводу, что стремление быть или казаться последовательным в своих действиях является врождённой особенностью человека, которая зачастую вынуждает его идти наперекор собственным интересам.

Дело в том, что в современном обществе последовательность считается достоинством. Она ассоциируется с честностью, интеллектом, силой и стабильностью. Английский физик Майкл Фарадей говорил, что последовательность ценится больше, чем правота. Непоследовательное же поведение, обычно, считают отрицательным качеством и принимают за двуличие.

Для того, чтобы заставить человека действовать определённым образом, нужно запустить в его мышлении механизм последовательности. Отправным пунктом в этом механизме социальные психологи называют обязательство. Человек, взявший на себя обязательство (пусть даже неосознанно), будет делать всё, чтобы его выполнить.

Допустим, если человека признать лучшим шахматистом в городе, после этого случая он будет тренироваться втройне больше, лишь бы оправдать возложенное на него обязательство и статус. Запускается механизм последовательности: «Если я такой, значит, я должен то, то и то...».


Позитивное подкрепление

Позитивное подкрепление - это приятные для человека последствия его действий: похвала, награда или вознаграждение, которые побуждают человека к выполнению этих действий в будущем.

Как-то группа гарвардских студентов провела любопытный эксперимент. На одной из лекций ребята договорились, что когда преподаватель будет перемещаться в одну сторону зала - все будут улыбаться, а когда в противоположную - хмуриться. Не нужно иметь семь пядей во лбу, чтобы догадаться в какой части аудитории лектор провёл большую часть занятия. Этот эксперимент закрепился в истории под названием «эксперимент Верпланка» и стал подтверждением того, что положительный фидбэк оказывает на человека воспитательный эффект.

По мнению американского психолога Скиннера, похвала воспитывает человека эффективнее, чем наказание, которое, скорее, вредит личности. Фрейд подтверждает теорию коллеги и в описании принципа удовольствия подчёркивает, что стремление человека получать положительные эмоции толкает его на выполнение действий, которые подкрепляют их и таким образом ассоциируются с удовольствием. Следовательно, отсутствие цепочки «действие - удовольствие» лишает человека мотивации и желания что-либо делать.


Мотивация страхом


Метод айкидо

Особенность боевого искусства айкидо состоит в том, чтобы использовать силу противника против него самого. Адаптированный под коммуникационную среду, этот метод используется в напряжённых переговорах или конфликтных ситуациях и подразумевает возвращение оппоненту его же агрессии с целью получения от собеседника желаемого.

Закон Ньютона гласит: сила действия равна силе противодействия. Следовательно, чем грубее человек отвечает оппоненту, чем яростнее защищает свою позицию, тем больше ответной агрессии получает в свой адрес. Главный принцип айкидо - побеждать уступая. Чтобы склонить человека к своей точке зрения, в первую очередь нужно с ним согласиться, причём «отзеркалив» его манеру разговаривать и держать себя. А потом спокойным тоном предложить собственный вариант развития событий. Таким образом, человек сохраняет свои силы, не раздражает оппонента и в конечном счёте побеждает.

Немного утрированный пример может выглядеть так: «Ты дурак. Ты всё делаешь неправильно. - Да, я всё делаю неправильно, потому что я дурак. Давайте вместе попробуем найти выход из сложившейся ситуации...».


Принцип вертикали

Все известные мировые диктаторы убеждали своих оппонентов ещё до того, как начинали говорить. Они знали, как расположить своё тело в пространстве таким образом, чтобы в глазах собеседника выглядеть «живым аргументом».

Во-первых, они всегда находились вертикально на уровень выше тех, с кем разговаривали. Этому есть психологическое объяснение. Дело в том, что подсознание изначально воспринимает тех, кто выше, как авторитетов. Наши родители всегда были выше нас. А ведь именно они являлись нашими авторитетами на протяжении многих лет. Это объясняет, почему многие руководители размещают кресла и столы в кабинетах так, чтобы смотреть на своих подчинённых сверху вниз.

Также для нашего подсознания человек, который занимает много места, кажется более убедительным и правым. Размашистые жесты, раскинутые «Т-образно» руки на спинке стула или активное передвижение по залу во время презентации - всё это помогает объять максимальное количество пространства и вырасти в глазах смотрящего.


Встроенные речевые команды

Встроенные речевые команды помогают инициатору коммуникации создать у адресата определённое настроение, вызвать нужную эмоцию и, соответственно, направить его мысли в заданном направлении. Встроенный месседж - это фрагмент фразы, который выделяется жестикуляцией либо интонацией. При этом воздействие происходит на подсознание человека, который может и не обратить внимания на саму фразу.

Внедряя в свою речь позитивно окрашенную лексику (слова типа «приятно», «хорошо», «счастье», «успех», «доверие» и т. д.), мы заставляем собеседника почувствовать себя более счастливым и успешным. При этом не важно, о чём идёт речь и в каком контексте эти слова употребляются, главное - выделить их интонацией или жестом.


Спираль молчания

В теории массовой коммуникации существует такое понятие, как спираль молчания. Предложенная немецким политологом Элизабет Ноэль-Нойман, эта концепция сводится к тому, что люди могут разделять определённую точку зрения, но боятся в этом признаться, поскольку думают, что находятся в меньшинстве. Спираль молчания основана на страхе социальной изоляции и начинает работать в тот момент, когда кто-либо уверенно высказывает свою точку зрения на социально значимую тему. Несогласные с услышанным предпочитают хранить молчание и не высказываться, ведь убеждены, что находятся в меньшинстве и боятся изоляции.

Существует закономерность, что состоявшиеся зрелые личности не поддаются страху социальной изоляции и способны высказывать своё мнение без оглядки на общественное. Именно эти люди двигают прогресс и стимулируют глобальные изменения. Вторая же половина человечества является гарантом прочности и стабильности в обществе.