В чем заключается прямое и косвенное воздействие. Воздействие на природу прямое. Косвенное воздействие


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Биологический факультет
Специальность география

ПРЯМОЕ ИКОСВЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА НА ОКРУЖАЮЩУЮ ПРИРОДУ

РЕФЕРАТ

Выполнила: Постникова В.С.
Проверил:

Кемерово 2011
Оглавление:
Введение………………………………………………………… ………………...3
1.Воздействие человека на природу: преднамеренное, непреднамеренное, прямое и косвенное……………………………………………………… ……….4
2.Воздействие горного производства………………………… …………………5
3.Воздействие на гидросферу…………………………………………… ……….7
4.Воздействие на животный мир……………………………………… …………9
5.Воздействие на земную кору………………………………………… ……….10
6.Воздействие на климат……………………………………………………… ..12
7.Воздействие на морские экосистемы……………………… ………………...13
Заключение…………………………………………………… ………………….15
Список литературы………………………………… ……………………………16

Введение
Каждый из нас, каждый из тех, кто считает себя частицей мирового человечества, обязан знать, какое влияние оказывает человеческая деятельность на окружающий нас мир и чувствовать на себе долю ответственности за те или иные действия. Именно человек является причиной собственных опасений по поводу природы, как дом, дающий пищу, тепло и другие условия для его нормальной жизни. Человеческая деятельность является весьма агрессивной и активно разрушающей (преобразующей) силой на нашей планете. Человек с самого начала своего развития чувствовал себя хозяином всего, что его окружает. Но, как гласит пословица: "Не руби сук, на котором сидишь". Одно неверное решение и, возможно, понадобятся десятки, а то и сотни лет на исправление роковой ошибки. Природный баланс весьма хрупок. Если серьезно не задуматься о своей деятельности, то эта самая деятельность непременно начнет душить само человечество. Это удушье уже началось в какой-то степени и если его не остановить, то оно моментально начнет развиваться с неимоверно быстрой скоростью.
Однако первые шаги навстречу природе уже делаются, природу начинают уважать, ухаживать за ней и поддерживать в ней элементарный порядок. Хотя и поступают все новые и новые загрязнения, огромное число устраняется, но это мало. Загрязнения нужно не устранять, а предотвращать.
Нужно всемирное объединение, долгая, слаженная и целенаправленная деятельность движущих и производящих сил планеты.
Но, первоначально, для того, чтобы бороться против влияния человека на окружающую природу необходимо выяснить влияние человеческой деятельности на отдельные разделы природы. Это знание позволяет человечеству глубже изучить проблему, выяснить какие причины послужили нарушению природного баланса и ухудшению экологического состояния. Также глубокое изучение разделов природы позволяет разработать оптимальные планы исправления положения на земном шаре за более короткие сроки.
Решением проблемы окружающей природы – если учесть затраты на исследования, создание новых технологий, переоборудование производства и восстановление, хотя бы частичное, разрушенных природных систем – вырастает в едва ли не самую крупную, масштабную и дорогостоящую программу.
1.Воздействие человека на природу: преднамеренное, непреднамеренное, прямое и косвенное.
Воздействие – непосредственное влияние хозяйственной деятельности человека на окружающую природную среду. Все виды воздействия можно объединить в 4 тип: преднамеренное, непреднамеренное, прямое и косвенное (опосредованное).
Преднамеренное воздействие происходит в процессе материального производства с целью удовлетворения определенных потребностей общества. К ним относятся: добыча полезных ископаемых, строительство гидротехнических сооружений (водохранилищ, оросительных каналов, ГЭС), вырубка лесов для расширения земледельческих площадей и для получения древесины и др.
Непреднамеренное воздействие возникает побочно с первым типом воздействия, в частности, добыча полезных ископаемых открытым способом приводит к понижению уровня грунтовых вод, к загрязнению воздушного бассейна, к образованию техногенных форм рельефа (карьеры, терриконы, хвостохранилища). Строительство ГЭС сопряжено с образованием искусственных водохранилищ, которые воздействуют на среду: вызывают повышение уровня грунтовых вод, меняют гидрологический режим рек и т.д. При получении энергии из традиционных источников (уголь, нефть, газ) происходит загрязнение атмосферы, поверхностных водотоков, подземных вод и пр.
Как преднамеренные, так и непреднамеренные воздействия могут быть прямыми и косвенными.
Прямые воздействия имеют место в случае непосредственного влияния хозяйственной деятельности человека на среду, в частности ирригация (орошение) непосредственно воздействует на почву и изменяет все процессы, связанные с ней.
Косвенные воздействия происходят опосредованно – через цепочки взаимосвязанных влияний. Так, преднамеренные косвенные воздействия – это применение удобрений и непосредственно влияние на урожайность культур, а непреднамеренные – влияние аэрозолей на количество солнечной радиации (в особенности в городах) и т.д.
2.Воздействие горного производства.
Воздействие горного производства на среду – многообразно проявляется в прямом и косвенном воздействии на природные ландшафты. Наибольшие нарушения земной поверхности происходят при открытом способе разработки полезных ископаемых, на долю которого в нашей стране приходится более 75% объема горного производства.
В настоящее время общая площадь земель, нарушенных при добыче полезных ископаемых (уголь, железные и марганцевые руды, нерудное сырье, торф и др.), а также занятых отходами горного производства, превысила 2 млн га, из которых 65% приходится на европейскую часть страны. Только в Кузбассе угольными карьерами сейчас занято более 30 тыс. га земель, в районе Курской магнитной аномалии (КМА) – не более 25 тыс. га плодородных земель.
Подсчитано, что при добыче 1 млн т железной руды нарушается до 640 га земли, марганцевой – до 600 га, угля – до100 га. Горное производство способствует уничтожению растительного покрова, возникновение техногенных форм рельефа (карьеры, отвалы, хвостохранилища и пр.), деформации участков земной коры (особенно при подземном способе добычи полезных ископаемых).
Косвенные воздействия проявляются в изменении режима грунтовых вод, в загрязнении воздушного бассейна, поверхностных водотоков и подземных вод, а также способствуют подтоплению и заболачиванию, что в конечном итоге приводит к повышению уровня заболеваемости местного населения. Среди загрязнителей воздушной среды выделяется прежде всего запыленность и загазованность. Подсчитано, что из подземных горных выработок шахт и рудников ежегодно поступает около 200 тыс. т пыли; добыча угля в количестве 2 млрд т в год примерно из 4000 шахт в различных странах мира сопровождается выделением в атмосферу 27 млрд м 3 метана и 17 млрд м 3 углекислого газа. В нашей стране при разработке угольных месторождений подземным способом также фиксируется значительные количества метана и СО 2 , поступающие в воздушный бассейн: ежегодно в Донбассе (364 шахты) и в Кузбассе (78 шахт) выбрасывается соответственно метана 3870 и 680 млн м 3 и углекислого газа – 1200 и 970 млн м 3 .
Горное производство негативно воздействует на поверхностные водотоки и подземные воды, которые сильно загрязняются механическими примесями и минеральными солями. Ежегодно из угольных шахт на поверхность откачивается около 2,5 млрд м 3 загрязненных шахтных вод. При открытых горных работах в первую очередь истощаются запасы высококачественных пресных вод. На карьерах Курской магнитной аномалии инфильтрация из хвостохранилищ препятствует снижению уровня верхнего водоноса горизонта на 50 м, что приводит к подъему уровня грунтовых вод и заболачиванию прилегающей территории.
Отрицательно влияет горное производство и на недра Земли, так как в них захороняют отходы промышленного производства, радиоактивные отходы (в США – 246 полигонов подземного захоронения) и др. В Швеции, Норвегии, Англии, Финляндии в горных выработках устраивают хранилища нефти и газа, питьевой воды, подземные холодильники и др.
3.Воздействие на гидросферу.
Воздействие на гидросферу – человек начал оказывать существенное влияние на гидросферу и водный баланс планеты. Антропогенные преобразования вод континентов уже достигли глобальных масштабов, нарушая естественный режим даже крупнейших озер и рек земного шара. Этому способствовали: строительство гидротехнических сооружений (водохранилищ, оросительных каналов и систем переброски вод), увеличение площади орошаемых земель, обводнение засушливых территорий, урбанизация, загрязнение пресных вод промышленными, коммунальными стоками. В настоящее время в мире имеется и строится около 30 тыс. водохранилищ, объем вод которых превысил 6000 км 3 . Но 95% этого объема приходится на крупные водохранилища. В мире имеется 2442 крупных водохранилищ, при этом их наибольшее количество приходится на Северную Америку – 887 и Азию – 647. На территории бывшего СССР было построено 237 крупных водохранилищ.
В целом пока площади водохранилищ в мире составляют всего 0,3% земельных угодий, но при этом увеличивают речной сток на 27%. Однако, крупные водохранилища оказывают отрицательное воздействие на окружающую среду: изменяют режим грунтовых вод, их акватории занимают большие участки плодородных земель, приводят к вторичному засолению почв.
Различают прямое и косвенное воздействие водохранилищ на окружающую природу. Прямое воздействие проявляется прежде всего в постоянном и временном затоплении и подтоплении земель. Большая часть этих земель относится к высокопродуктивным с/х и лесным угодьям. Так, доля с/х земель, затопленных водохранилищами Волжско- Камского каскада ГЭС, составляет 48% всей затопленной территории, причем некоторые из них расположены в пойменной зоне, отличающейся высоким плодородием. Около 38% затопленных земель составили леса и кустарники. В пустынной и полупустынной зонах три четверти всех затопленных земель приходится на пастбища.
Косвенные воздействия водохранилищ на окружающую среду изучены не так полно, как прямые, но некоторые формы их проявления очевидны и сейчас. Так обстоит дело, например, с изменением климата, проявляющимся в зоне влияния водохранилища в повышении влажности воздуха и образовании довольно частых туманов, уменьшении облачности в дневное время над акваторией и уменьшения там среднегодовых сумм осадков, изменении направления и скорости ветра, уменьшении амплитуды колебания температуры воздуха в течение суток и года.
Опыт эксплуатации отечественных водохранилищ показывает также, что количество осадков в прибрежной зоне заметно увеличивается, а среднегодовая температура воздуха в зоне крупных южных водохранилищ несколько снижается. Наблюдаются изменения и других метеорологических показателей. Изменение климата вместе с подтоплением и переформированием берегов иногда ведет к ухудшению состояния прибрежной древесной растительности и даже ее гибели.
К косвенным воздействиям водохранилищ следует отнести также появление территорий, которые становятся менее пригодными для использования в хозяйственных целях (например, острова в верхнем бьефе, осуходоленные поймы в нижнем бьефе и др.). Нельзя также не отметить влияния создания водохранилищ на рыбное хозяйство. Здесь следует указать два обстоятельства. С одной стороны, сооружение плотины ГЭС препятствует проходу рыбы к местам нерестилищ, а с другой, требования рыбного хозяйства к режиму стока полностью противоречат задачам регулирования стока, т.е. той цели, для которой и создается водохранилище.
В России крупные водохранилища (90% из 237 в б. СССР), имеющие площадь зеркала 15 млн га, занимают около 1% ее территории, но из этой величины 60 –70% составляют затопленные земли. Гидротехнические сооружения приводят к деградации речных экосистем. В последние годы в нашей стране составлены схемы улучшения природно-технического состояния и благоустройства некоторых крупных водохранилищ и каналов. Это позволит уменьшить степень их неблагоприятного воздействия на окружающую природную среду.
4.Воздействие на животный мир.
Воздействие на животный мир – животные вместе с растениями играют исключительную роль в миграции химических элементов, которая лежит в основе существующих в природе взаимосвязей; они также важны для существования человека как источник пищи и различных ресурсов. Однако хозяйственная деятельность человека сильно повлияла на животный мир планеты. По данным Международного союза охраны природы, с 1600 г. на Земле вымерло 94 вида птиц и 63 вида млекопитающих. Исчезли такие животные, как тарпан, тур, сумчатый волк, европейский ибис и др. Особенно пострадала фауна океанских островов. В результате антропогенного воздействия на материках возросло количество исчезающих и редких видов животных (бизон, викунья, кондор и др.). В Азии угрожающе сократилась численность таких животных, как носорог, тигр, гепард, др.
В России к началу нынешнего века отдельные виды животных (зубр, речной бобр, соболь, выхухоль, кулан) стали редкими, поэтому для их охраны и воспроизводства были организованы заповедники. Это позволило восстановить популяцию зубра, увеличить численность амурского тигра, белого медведя.
Однако в последние годы на животном мире отрицательно сказывается чрезмерное применение минеральных удобрений и пестицидов в сельском хозяйстве, загрязнение Мирового океана и другие антропогенные факторы, все это является косвенными факторами влияния на окружающую природу. Так, в Швеции применение пестицидов привело к гибели прежде всего птиц-хищников (сапсан, пустельга, орлан-белохвост, филин, ушастая сова), погибают жаворонки, грачи, фазаны, куропатки и др. Аналогичная картина отмечается во многих западно-европейских странах. Поэтому при возрастающей антропогенной нагрузке многие виды животных нуждаются в дальнейшей охране и воспроизводстве.
и т.д.................

Человечество существует на планете Земля более 2 млн лет и с древнейших времен оказывает на природу различное воздействие. Люди стали вырубать леса, чтобы освободить место для строительства сначала поселений, потом - городов, истреблять животных, используя их мясо в пищу, а шкуры и кости - для создания одежды и жилищ. Многие представители фауны исчезли с лица планеты, став жертвами людей. Рассмотрим влияние людей на животных.

Уничтожение лесов

Влияние человека на животный мир может носить как положительный, так и отрицательный характер. Прежде всего, люди с давних времен активно вторгаются в жизнь дикой природы, уничтожая леса. Человечеству необходима древесина, которая используется в строительстве и промышленности. Население планеты растет с каждым годом, поэтому требуется также и свободное место, где будут располагаться города. На месте некогда густых лесов человек устраивает пастбища.

Поэтому леса подвергаются вырубке. Диким представителям фауны становится негде жить, поэтому год от года их популяции сокращаются. Помимо этого, леса - это зеленые легкие планеты, поскольку деревья в процессе фотосинтеза выделяют в воздух кислород. Чем их меньше, тем хуже становится и сам воздух, делая жизнь некоторых видов очень нелегкой. Если раньше большая часть североамериканского континента была покрыта густыми лесами, то теперь на их местах гордо разместились города. Тропики, известные своей разнообразной фауной, раньше покрывали более 10% поверхности планеты, сейчас же их всего 6%. Нередко животные исчезают вместе со своим «домом».

Итак, первый фактор негативного влияния людей на животных - уничтожение леса, которое приводит к гибели целых видов и даже экосистем.

Охота

С древнейших эпох одним из основных способов добычи пищи для людей была охота. Человек научился использовать копья и гарпуны, лук и стрелы, чтобы как можно более просто и безопасно убивать представителей дикой фауны. Однако охота первобытных людей, основной целью которой была добыча пропитания, не оказалась такой уж губительной для зверей, гораздо хуже с ними поступил современный человек. Мясо уже не представляло ценности само по себе, но животных истребляли в огромных количествах из-за ценного меха, кости, бивней. Поэтому полностью уничтоженными оказались многие виды:

  • Пример ужасающей жестокости и самого негативного влияния человека на животных - стеллеровы коровы. Эти добродушные неповоротливые гиганты на свою беду имели очень вкусное нежное мясо и плотную шкуру, которая применялась для изготовления лодок. Поэтому менее чем за 30 лет знакомства с цивилизованными людьми они полностью исчезли с лица земли.
  • Бескрылые гагарки - жители Северной Антарктики. Когда люди добрались сюда, им по вкусу пришлись мясо и яйца этих птиц, а мягким пухом стали набивать подушки. В итоге редкая птица была уничтожена.
  • Черные носороги имели очень ценный рог, из-за которого стали желаемой добычей охотников и браконьеров. Сейчас этот вид считается полностью уничтоженным, а сами животные - редкими и находятся под охраной.

Помимо вымерших животных, которых наши потомки уже никогда не увидят, можно привести массу примеров представителей фауны, чью численность резко сократили необдуманные действия людей. Это слоны, тигры, коалы, морские львы, галапагосские черепахи, гепарды, зебры, бегемоты. Далее рассмотрим прямое и косвенное влияние человека на животных.

Загрязнение природы

Промышленность активно развивается, постоянно открываются все новые заводы, которые, при всей своей полезности, выпускают в воздух ядовитые отходы, оказывающиеся губительными для живой природы. Загрязнение воздуха и почвы - пример влияния человека на животных, причем влияния отрицательного.

Чтобы заработал завод, ему необходима энергия, получаемая при помощи сжигания топлива, в роли которого выступают древесина, уголь, нефть. Горя, они образуют дым, в составе которого больше всего двуокиси углерода. Он отравляет атмосферу и может даже вызвать парниковый эффект. Поэтому представителям дикой фауны становится все труднее выживать в условиях, созданных ненасытной цивилизацией. Гибель сотен зверей вызывают кислотные дожди, употребление отравленной воды из водоемов, куда современные предприятия сливают свои отходы.

Экологические катастрофы

Отрицательное влияние человека на животных может быть вызвано и трагической случайностью. Так, к числу наиболее страшных экологических катастроф, приведших к гибели большого числа представителей фауны, можно отнести следующие:

  • В 2010 году потерпел крушение промышленный танкер, едва не уничтожив главную природную достопримечательность Австралии - Большой Барьерный риф. В воду тогда попало более 900 тонн нефти, поэтому событие по праву считается одной из самых страшных по последствиям экологических катастроф. На поверхности воды образовалось нефтяное пятно площадью около 3 км, и лишь оперативное вмешательство людей спасло природу от полного уничтожения.
  • Утечкаметилизоцианата в индийском городе Бхопал в 1984 году. Тогда в атмосферу попало более 40 тонн ядовитых паров, что стало причиной смерти тысяч людей и животных.
  • Взрыв на Чернобыльской АЭС навсегда изменил природный мир Украины. Последствия этой чудовищной катастрофы до сих пор дают о себе знать.

Примеров ужасающих экологических катастроф можно привести множество, все они оказывают косвенное воздействие на мир дикой природы и ее фауну.

Осушение болот

При кажущейся пользе этот процесс приводит к нарушению экологического баланса и может вызвать гибель животных. Он влечет за собой гибель растений, которые нуждаются в повышенной влажности, что не может не отразиться на сокращении численности и видов диких животных, которые использовали эти растения в пищу. Таким образом, осушение болот - пример негативного воздействия человечества.

Использование пестицидов

Желая получить богатый урожай, люди опрыскивают поля ядовитыми веществами, которые позволяют уничтожить бактерии и грибы, поражающие культурные растения. Однако жертвами нередко становятся и представители животного мира, которые, поглотив химикат, погибают сразу или получают заражение.

Исследования

Наука шагает вперед широкими шагами. Люди научились создавать вакцины против таких заболеваний, которые пару столетий назад считались неизлечимыми. Но страдают от этого снова животные. Именно на них проводятся опыты, исследуются новые препараты. С одной стороны, своя логика в этом есть, но с другой - страшно представить, сколько невинных созданий погибло в муках в лабораториях.

Заповедники

Стремясь сохранить редкие и исчезающие виды, человек берет их под свою защиту, открывая разнообразные заповедники, заказники, парки. Здесь звери живут на свободе, в естественной для себя среде обитания, охота на них запрещена, а численность регулируется опытными исследователями. Для мира фауны созданы все условия. Это пример положительного влияния человека на животных.

Помощь природным сокровищам

Уже упомянутый Большой Барьерный риф в Австралии - пример не только негативного, но и положительного влияния человечества на природу. Так, природную достопримечательность образуют кораллы - небольшие по размеру организмы, которые проживают настолько обширными колониями, что образуют целые острова. Люди с давних времен берегут это природное сокровище, ведь в коралловых рифах нашли себе дом множество удивительных морских обитателей: рыбы-попугаи, рыбы-бабочки, тигровые акулы, дельфины и киты, морские черепахи и множество ракообразных.

Однако Большой Барьерный риф находится в опасности: коралловые полипы, его образующие, являются любимым лакомством прожорливой морской звезды «терновый венец». За год одна особь способна уничтожить более 6 кв. м кораллов. Человечество борется с этими вредителями, искусственным образом сокращая их численность, но это довольно проблематично, поскольку единственный эффективный, но безопасный для экосистемы способ - сбор тернового венца вручную.

Мы рассмотрели прямое и косвенное влияние человека на животных и можем сделать вывод о том, что негативное воздействие выражено гораздо сильнее. Люди уничтожают целые виды и делают невозможной жизнь других, многочисленные экологические катастрофы XX-XXI вв. стали причиной гибели целых экосистем. Сейчас прикладываются усилия к охране и защите редких и исчезающих видов, но пока результаты неутешительны.

Традиционно в психологической науке выделяют два основных вида педагогического воздействия; убеждение и внушение.

Убеждение - психологическое воздействие, адресованное сознанию, воле ребенка. Это логически аргументированное воздействие одного человека: или группы лиц, которое принимается критически и выполняется сознательно.

Цель убеждения - стремление добиться того, чтобы воспитанник сознательно принял взгляды, отношения и следовал им в своей деятельности. Искусство убеждения состоит в умении находить веские аргументы (факты, примеры, закономерности) и связывать их с личным опытом воспитанника. Эффективность убеждения зависит от авторитета педагога, от его собственной убежденности в том, о чем он говорит, от степени эмоциональной насыщенности убеждения, поскольку в процессе убеждения должна быть также задействована эмоциональная сфера воспитанника. Несомненно, надо хорошо знать личность и индивидуальные особенности ребенка.

Внушение - психологическое воздействие, которое отличается сниженной аргументацией, принимается при сниженной степени осознанности и критичности.

Суть внушения состоит в том, что в психику внушаемого (суггеренда) вводится установка, направленная на изменение психической деятельности, которая становится его внутренней установкой, регулирующей психическую и физическую активность при той или иной степени автоматизма.

В.Н. Куликов рассматривает следующие виды внушения: преднамеренное и непреднамеренное, положительное и отрицательное, прямое и косвенное.

Суггестор (в данном случае в его роли выступает педагог) преднамеренно, целенаправленно, сознательно внушает, точно зная, что он хочет внушить. При непреднамеренном внушении педагог не преследует цель внушить ту или иную мысль, действие, поступок. Такое внушение нередко имеет место в деятельности педагогов, родителей и приводит далеко не к тем результатам, которые они перед собой ставят. Приведем примеры. Опасение за здоровье ребенка звучит в репликах: «Отойди от форточки, простудишься!» (внушается физическая слабость, нездоровье, ребенок и в самом деле может заболеть). Нередко педагог, упрекая ребенка в лени, упрямстве или недогадливости, внушает ему эти качества. Замечено, что результат непреднамеренного внушения тем сильнее, чем выше у ребенка предрасположенность к тому, что внушается.

Различают положительное и отрицательное внушение в зависимости от того, какие психологические свойства по содержанию с точки зрения морали внушаются. Чаще всего отрицательные свойства внушаются непреднамеренно, преднамеренно вводятся установки положительного содержания. По способу воздействия выделяются прямое и косвенное внушение. Прямое внушение - внушение, при котором суггестор дает свои распоряжения прямо, открыто. Цель внушения, так же как при убеждении, не скрывается («Я думаю, ты теперь всегда будешь прилежно готовить уроки»), В школьной практике используются две разновидности прямого внушения: команда, приказ и внушающее наставление. Приказы применяются в ситуациях, требующих безоговорочного принятия и исполнения: «Встаньте!», «Уберите учебники со стола!». Такие фразы произносятся тоном, не допускающим возражения.



Внушающие наставления применяются в виде лаконичных фраз, так называемых формул внушения, которые произносит педагог, вводя установку в психику ученика: «Я могу и хочу хорошо учиться!». Как показывают результаты экспериментов, внушающее наставление способно изменить отношение школьников, дать первый импульс к преодолению пассивности, лени, безразличию.

При косвенном внушении цель внушения закрыта от внушаемого (суггеренда). В педагогической практике чаще встречаются ситуации, в которых целесообразнее воздействовать на ученика не разъяснением или категорическим требованием, а применяя косвенное внушение. Оно считается более эффективным, чем прямое внушение. Разновидности косвенного внушения: внушение через запрет, внушение через противопоставление и внушение доверием.

Суть внушения через запрет состоит в том, что воспитаннику запрещается совершить какое-либо действие без указания причины запрета. В результате совершается действие, противоположное запрещаемому. Эффективность внушения через запрет зависит от степени негативизма внушаемого.

В педагогической практике используется внушение через противопоставление. Суггеренд противопоставляется другому человеку, с которым он соревнуется в том или ином деле. В формуле воздействия говорится нечто противоположное тому, чего в действительности добивается суггестор. Например, робкому и неуверенному подростку надо внушить смелость и уверенность для спуска на лыжах с горы. Здесь формула внушения может выглядеть примерно так: « Эта гора не очень высокая... Но у тебя вряд ли хватит смелости, чтобы спуститься... Вот X. (с ним наш испытуемый соревнуется) наверняка не побоялся и спустился бы...»



В экспериментальных трудах [показано, что в работе с «трудными», педагогически запущенными детьми, когда другие приемы воздействия не помогают или малоэффективны, можно применять так называемуюрелаксопедию. Это вербальное внушение, использующее релаксацию для усиления степени воздействия.

В дидактических целях, в основном для изучения иностранного языка, применяют суггестопедию. Однако применение суггестопедии эффективно только при определенных индивидуальных особенностях учащихся, в частности, имеющих интуитивно-чувственный склад, лабильных, с преобладанием первой сигнальной системы, слуховой модальности восприятия и непроизвольного запоминания. Для учащихся с рационально-логическим складом ума, инертных, с преобладанием произвольного запоминания и зрительной модальности восприятия метод суггестопедии неэффективен.

С появлением человека возник антропогенный круговорот или обмен веществ. Антропогенный круговорот (обмен) -- круговорот (обмен) веществ, движущей силой которого является деятельность человека. В нем можно выделить две составляющие: биологическую, связанную с функционированием чело -века как живого организма, и техническую, связанную с хозяйственной деятельностью людей (техногенный круговорот (обмен)).

В отличие от геологического и биологического круговоротов веществ, антропогенный круговорот веществ в большинстве случаев является незамкнутым. Поэтому часто говорят не об антропогенном круговороте, а об антропогенном обмене веществ. Незамкнутость антропогенного круговорота веществ приводит к истощению природных ресурсов и загрязнению природ-ной среды.

Помимо влияния на круговорот веществ, человек оказывает воздействие на энергетические процессы в биосфере. Наиболее опасным является тепловое загрязнение биосферы, связанное с использованием ядерной и термоядерной энергии .

Таким образом, воздействие человека на природу заключается в перераспределении вещества в окружающей среде и изменении ее физических, химических и биологических характеристик.

Воздействие человека на природу бывает прямое (непосредственное) или косвенное (опосредованное).

Прямое (непосредственное) воздействие -- изменение природы в результате прямого воздействия хозяйственной деятельности человека на природные объекты и явления. Косвенное (опосредованное) воздействие -- изменение природы в результате цепных реакций или вторичных явлений, связанных с хозяйственной деятельностью человека .

Под влиянием неприродных факторов изменяется как структурная организация экосистем, так и их функциональные свойства. В зависимости от характера воздействия происходит либо усложнение, либо упрощение структуры, а иногда и полная ее трансформация и формирование новых, не свойственных природным образованиям, техногеосистем (рис. 2).

Рисунок 2 - Схема воздействия антропогенного фактора на экосистему

Техногенное воздействие добывающих предприятий на окружающую среду коренным образом отличается от других промышленных объектов тем, что затрагивает литосферу, гидросферу, атмосферу и биосферу .

Воздействие на три последние сферы всегда возникает в результате техногенного изменения литосферы при извлечении полезного ископаемого, геологическая же предопределенность расположения добывающего предприятия приводит к тому, что в зоне этого воздействия может оказаться любая из существующих на Земле экосистем. При такой постановке общая проблема экологической безопасности при освоении недр может быть расчленена на несколько самостоятельных частей, детерминированных через единство конечной цели, а глобальное противоречие между техно- и биосферой преодолевается путем превращения его в ряд локальных противоречий, разрешаемых на основе различных методологических подходов.

Как показал анализ наиболее распространенных систем оценки уровня техногенного изменения биоты, различие между технократической и биотической позицией здесь заключается в том, что в первом случае понятие общего воздействия формируется путем соединения различных детально дифференцированных техногенных факторов, а во втором -- по такому же принципу формируется понятие биоты. Другой же элемент рассматриваемой системы «воздействие -- экосистема» в обоих случаях априори принимается интегральным.

Внутренняя противоречивость такого подхода заключается в неодинаковости принципов формирования критериев, оценивающих состояние одинаково сложных взаимодействующих объектов .

Как следует из логической схемы развития любых техногенных процессов, приведенной на рис. 3, применение любой геотехнологии сопровождается появлением каких-либо техногенных факторов (поллютантов). Распространяясь в транзитной среде, они образуют зону техногенного поражения, в границах которой экосистема испытывает техногенную нагрузку. В результате ее появления меняются значения тех или иных жизнеобеспечивающих факторов для объектов биоты, что и приводит к ее последующему нарушению (деградации).


Рисунок 3 - Логическая схема формирования техногенных нагрузок на экосистемы

Семнадцать мгновений успеха: стратегии лидерства Козлов Николай Иванович

Прямое и непрямое влияние

Прямое и непрямое влияние

Когда мир дружественен или ситуация проста, мудрить не нужно и действовать можно открыто: попросил - и получил. Вот чек - заверните, пожалуйста. Имею право - потребовал, имею «на что» - купил, а тут организовал удобную ситуацию, и все произошло. В окружении друзей,

Когда они друзья, или в магазине,

Когда там в целом соблюдаются правила торговли и обслуживания клиентов,

или на работе,

Когда каждый действительно выполняет свой функционал,

все так и происходит, и этого действительно достаточно, но жизнь иногда в нас верит и дает нам более трудные задачки. Когда прямо - не потребуешь, заинтересовать особенно нечем или это расценивается как подкуп, а попытка организовать удобную нам ситуацию пресекается на корню. Как к этому относиться?

Как к тому, что пришло время творческих решений и пора вспомнить, что, кроме прямых, есть и непрямые влияния.

Подробно и ярко эта теория Тимура Владимировича Гаги-на изложена в его готовящейся к изданию книге «Единая структура воздействия». Здесь - очень краткое изложение сути.

начало цитаты

Непрямое действие от прямого отличается тем, что кто-то платит за нас. Кто-то (или что-то) вытаскивает нам каштаны из огня и берет на себя расходы. Этот кто-то может знать об этом или не знать. Тут все зависит от степени нашего с ним сотрудничества.

Это что-то может вообще не быть действующим лицом. Сила тяжести, законы рынка, системные архетипы и человеческие предрассудки могут великолепно работать на нас. Главное при этом, что мы уже не штурмуем высоты, не выплачиваем все до копейки и вообще забываем про «баш на баш». Главное, что кто-то или что-то, от которых зависит наш результат, действуют в нужном нам направлении сами.

Действие непрямое едва ли не чаще встречается в нашей жизни, чем прямое. Плотогоны сплавляют лес по рекам, которые все равно текут. А ветер, который все равно дует, раскручивает лопасти мельниц. «Лежачий полицейский» просто лежит, а водители сбавляют скорость сами. Девушка просто мило улыбается или топчется в растерянности, а молодые люди предлагают помощь - сами.

САМИ!!! В этом суть.

А полководец, который думает, что заметил возможность окружения, отдает приказ, и тысячи солдат уходят туда, куда хочет противник, - сами. Своими ногами.

Очевидно, что организовать так ситуацию можно. И мудрые (сообразительные) люди делают это регулярно, весь вопрос - как они это организуют? Ведь вокруг нас - люди думающие. У них могут быть (и обычно бывают) свои интересы, цели и желания, и они не намерены возить нас на своей шее и платить по нашим счетам. Как же? Как?

Э… Тут вступает в силу очень интересная штука. Люди думающие действуют исходя из реальности какой? Объективной? Ну, не совсем… Реальность объективная нами воспринимается опосредованно.

Материя - это объективная реальность, ДАННАЯ НАМ В ОЩУЩЕНИИ.

И - вот оно! Нам достаточно изменить реальность субъективную, а люди, опираясь на нее, САМИ пойдут в нужном направлении. Сделают то, что требуется.

Это - не обман.

Точнее, это не обязательно обман.

Это организация субъективной реальности человека в том направлении, в котором мне надо: из возможных вариантов, которые все равно у человека как-то сорганизовались. Обмануть - это сделать нечто заведомо объективно ложное, а когда мы оперируем в поле субъективной реальности, про которую, как правило, вообще трудно сказать, «истинна она или нет», то момент этической оценки исчезает.

И если вы думаете, что это мысль новая и опасная, - просто оглянитесь. Вспомните, что вы сегодня делали. Почему решили, что это лучшее из того, что вы могли сделать. И при чем тут объективная реальность. А при чем реальность субъективная. Ваша.

Итак, для непрямого действия мы используем то, что уже есть, - контекст. Особенности реальности - настоящие или мнимые, тенденции и закономерности, которые и так работают, процессы, которые все равно уже идут. А если нет, мы создаем условия, чтобы все это появилось. Само.

Непрямое действие - это когда люди и стихии помогают нам - сами.

Когда мы прибегаем к непрямому действию? Критерием служит все та же достаточность. Если нам несложно найти или создать условия, которые запустят самостоятельные процессы в нужном направлении, если сделать это легче и дешевле, чем идти напрямую, - мы идем в обход. Логично?

Впрочем, если нам лень подумать или слишком трудно-дорого, мы все равно движемся напролом. И наши усилия использует кто-то другой. Менее стихийный.

Из книги Искусство словесной атаки автора Бредемайер Карстен

Из книги Самоисследование - ключ к высшему Я. Понимание себя. автора Пинт Александр Александрович

Из книги Развитие суперпамяти и супермышления у детей [Быть отличником просто!] автора Мюллер Станислав

Прямое зеркало - дверь в реальность - Увидеть себя - значит увидеть себя со стороны. Да?- Да, с помощью зеркала мы можем увидеть себя со стороны.Есть зеркала кривые, есть прямые зеркала. Человек, который любит философствовать, обычно сталкивается с кривыми зеркалами. В

Из книги Как поиметь мир [Настоящие техники подчинения, влияния, манипулирования] автора Шлахтер Вадим Вадимович

Непрямое общение со своим подсознанием Если у кого-то возникает потребность намного конкретнее получать информацию о нынешних потребностях будущего ребенка, то можно научиться общаться со своим подсознанием, которое прекрасно осведомлено обо всем, что в данный момент

Из книги Как делать все по-своему автора Бишоп Сью

Влияние запаха Что начинает влиять на людей сразу после того, как вы появились, раньше, чем вы заговорили, раньше, чем вы посмотрели? В первую очередь на окружающих оказывает влияние запах. Почему запах имеет такое значение? В мире животных все воспринимают друг друга по

Из книги Как оказывать влияние на людей в жизни и бизнесе автора Козлов Дмитрий Александрович

Прямое уверенное общение Позитивное, уверенное общение означает, что вы выражаете свои мысли и чувства ясно и сознательно, самым прямым, честным и спонтанным образом. Это также означает, что ваш язык соответствует тому, на котором говорит ваш собеседник. Это значит, что вы

Из книги Тяжелые личностные расстройства [Стратегии психотерапии] автора Кернберг Отто Ф.

2.2.2. Влияние – «I» Второй поведенческий тип называется «I» от английского слова Inducement. Глагол «to induce» в трактовке Марстона означает:1) влиять для того, чтобы вызвать определенное действие;2) лидировать, вести за собой.Опрошенные Марстоном люди интроспективно

Из книги Как развить способность гипнотизировать и убеждать кого угодно автора Смит Свен

ПРЯМОЕ ВЫРАЖЕНИЕ САДИСТИЧЕСКОГО ТОРЖЕСТВА НАД АНАЛИТИКОМ Это сознательные Эго-синтонные ярость и презрение, направленные на терапевта и окрашенные чувством торжества, поскольку реакции терапевта не столь садистичны, как реакции пациента. Пациент может оскорблять

Из книги Самоосвобождающаяся игра автора Демчог Вадим Викторович

Из книги Строение и законы ума автора Жикаренцев Владимир Васильевич

19. Прямое введение в круг мастерства …я должен сотворить свой Мир, иначе стану рабом в мире другого Человека. Уильям Блейк281 ПРЯМОЕ ВВЕДЕНИЕ В КРУГ МАСТЕРСТВА,или в МИСТИЧЕСКИЙ КРУГ! Или, еще лучше, в МАГИЧЕСКИЙ ТЕАТР! 282Этот стартовый метод из разряда «Технологий

Из книги Овладейте силой внушения! Добивайтесь всего, чего хотите! автора Смит Свен

Прямое и обратное У мужчины половые органы открыто расположены снаружи тела и выдаются вперёд, у женщины они отведены назад и спрятаны между ног.Поэтому движение мужчины в мире прямое, направленное вперёд и открывающее, а движение женщины в жизни обратное, направленное

Из книги Демография регионов Земли. События новейшей демографической истории автора Клупт Михаил

Прямое и косвенное гипнотическое внушение Прямое гипнотическое внушение осуществляется, когда вы подаете объекту внушения прямой сигнал: «пойдите туда-то и сделайте то-то». Косвенное внушение отличается более мягким воздействием, его формулировки более гибкие,

Из книги Я всегда знаю, что сказать! Как развить уверенность в себе и стать мастером общения автора Буасвер Жан-мари

5.3. Индия: «прямое наступление» на рождаемость и его провал Результаты переписи 1971 г., показавшие, что снизить темпы роста населения не удается (рис. 5.3), произвели шокирующее впечатление на индийскую политическую элиту. За период между двумя переписями население

Из книги Гештальт: искусство контакта [Новый оптимистический подход к человеческим отношениям] автора Гингер Серж

Прямое выражение чувств Реакция людей на вербальное высказывание во многом зависит от вашей манеры разговаривать. Если кто-то в вашем присутствии курит сигару, а вам это неприятно, вы можете сообщить об этом различными способами. Например, вы можете сказать: «Тебе надо

Из книги автора

Прямое выражение неприятных эмоций Намного легче выразить свои негативные эмоции прямо, а не косвенно, при условии, что мы предварительно осознали эти эмоции и иррациональные мысли, которые могут их сопровождать. Хотя это не всегда просто, но тем не менее лучше открыто

Из книги автора

Прямое обращение В Гештальте избегают говорить о чем-то (будь то в настоящем или прошлом): этому «чему-то» непосредственно адресуют речь, что позволяет перейти от интериоризированной рефлексии (интеллектуального порядка) к отношенческому контакту (эмоционального