Эмоциональный интеллект психолога. Эмоциональный, социальный и социально-эмоциональный интеллект. Способность объединить ум, логику и эмоции

Эмоциональный интеллект (emotional intelligence, EQ) - умение определять, использовать, понимать и управлять собственными эмоциями в положительном ключе, например, чтобы снимать стресс, преодолевать трудности и разряжать конфликты. Также эта способность позволяет распознавать эмоциональное состояние других людей.

Эмоциональный интеллект может быть улучшен в любой период жизни.

Однако между изучением эмоционального интеллекта и его применением на практике есть большая разница. Вы можете понимать, что должны сделать определённые шаги, но это не означает, что вы их совершите, особенно если находитесь в стрессовом состоянии. Для того, чтобы изменить свои поведенческие привычки, необходимо научиться справляться со .

Эмоциональный интеллект обычно состоит из пяти составляющих:

  • Самопознание. Вы признаёте собственные эмоции и понимаете, как они влияют на ваши мысли и поведение. Вы знаете свои сильные и слабые стороны, у вас есть уверенность в собственных силах.
  • Самоконтроль. Вы умеете контролировать импульсивные чувства, управлять своими эмоциями в отношениях, брать на себя инициативу, следовать обязательствам и адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам.
  • Эмпатия. Вы знаете, как развивать и поддерживать хорошие отношения, легко общаться, вдохновлять и направлять других людей.
  • Мотивация. Вы представляете свою цель и чётко осознаёте каждый следующий шаг на пути к своей мечте.
  • Социальные навыки. Вы можете понимать эмоции, потребности и проблемы других людей, распознавать невербальные сигналы, комфортно чувствовать себя в обществе, определять статус человека в группе или организации, разрешать конфликты внутри команды.

Почему эмоциональный интеллект так важен

Жизнь показывает, что далеко не всегда умные люди добиваются успеха и высокого социального статуса. Наверняка и вы припомните парочку людей, которые имеют блестящие академические знания, но вместе с тем являются социально некомпетентными как на работе, так и в личной жизни.

Высокий IQ не даёт гарантии на успех в карьере и семье. Да, он поможет поступить в престижное учебное заведение, но только эмоциональный интеллект выручит, когда нужно будет унять эмоции перед выпускными экзаменами. В тандеме IQ и EQ усиливают друг друга.

Таким образом, эмоциональный интеллект влияет на:

  • Успеваемость в школе и продуктивность на работе. Эмоциональный интеллект поможет вам сориентироваться в сложных социальных связях на рабочем месте, стать лидером и мотивировать других, преуспеть в карьере. Многие компании оценивают эмоциональный интеллект кандидатов на собеседовании, считая его не менее важной характеристикой, чем профессиональные компетенции.
  • Физическое здоровье. Если вы не в состоянии управлять своими эмоциями, вы, вероятно, не умеете контролировать стресс. Это может привести к серьёзным проблемам со здоровьем. Неконтролируемый стресс повышает давление, подавляет иммунную систему, повышает риск сердечного приступа, способствует бесплодию и ускоряет старение.
  • Психическое состояние. Неконтролируемые эмоции и стресс влияют на психическое здоровье, что делает нас уязвимыми перед тревогой и депрессией. Если вы не управляете собственными эмоциями, вы не сможете выстроить прочные отношения. В итоге придёт чувство одиночества и изоляции.
  • Отношения. Понимая и управляя собственными эмоциями, вы научитесь выражать своё , ощущать окружающих. Это позволит более эффективно общаться и налаживать доверительные отношения.

Что поможет сформировать эмоциональный интеллект

1. Самопознание

Психологи утверждают, что текущие переживания являются отражением более раннего эмоционального опыта. Это означает, что ваша способность воспринимать гнев, печаль, страх и радость, скорее всего, зависит от качества и насыщенности эмоций на ранних этапах жизни.

Если в прошлом вы оценили и поняли свои эмоции, они станут ценными активами в будущем. Если же переживания были болезненными и запутанными, вы, вероятно, сделаете всё возможное, чтобы дистанцироваться от них. Однако не стоит отстраняться даже от негативных чувств, ведь принятие и осознание своего эмоционального состояния - ключ к понимаю того, как переживания влияют на ваши мысли и действия.

Задайте себе несколько вопросов:

  • Сопровождаются ли эмоции физическими ощущениями в желудке, горле или грудной клетке?
  • Испытывали ли вы чувства, которые явно отражались на вашей мимике?
  • Можете ли вы испытывать сильные чувства, которые целиком поглощают ваше внимание и внимание других?
  • Следите ли вы за своими эмоциями, когда принимаете решения?

Если есть хотя бы один отрицательный ответ, ваши эмоции подавлены или выключены. Для того, чтобы обладать здоровым эмоциональным интеллектом, вы должны открыться переживаниям, впустить их в свою зону комфорта.

sorsillo/Depositphotos.com

Вот самые верные способы улучшить самопознание:

  • Тренируйте осознанность. То есть намеренную фокусировку внимания на настоящем моменте. Осознанность часто связывают с в буддизме, однако большинство религий мира практикуют нечто подобное в форме молитвы. Она снимает озабоченность, успокаивает и настраивает, воспитывает характер.
  • Заведите дневник. В конце каждого дня записывайте, что с вами случилось, как вы чувствовали себя и справлялись со сложностями. Периодически оглядывайтесь назад и анализируйте типичные ситуации, отмечайте, где вы не дожали или переусердствовали.
  • Спросите у близких, кем они видят вас. Отзывы от нескольких людей оголят ваши сильные и слабые стороны. Не забудьте всё зафиксировать и найти закономерности. Главное, не спорить и не возражать. Вам важно посмотреть на себя чужими глазами.

2. Самоконтроль

Осознание чувств - это первый шаг к эмоциональному управлению. Вы должны использовать эмоции, чтобы принимать конструктивные решения и выстраивать линию поведения. Когда вы становитесь чрезмерно напряжены, вы можете потерять контроль над собой и утратить вдумчивость.

Вспомните, легко ли рационально думать в состоянии перенапряжения. Вероятно, нет. Это происходит потому, что мозг отстраняется от мыслительных процессов и переключается на переизбыток чувств.

Эмоции являются важными фрагментами информации, они говорят нам о себе и о других. Однако в условиях стресса мы становимся подавленными и теряем контроль над самими собой. Научитесь справляться со стрессом. Так вы сможете контролировать чувства и поведение, управлять отношениями, брать инициативу в свои руки, следовать обязательствам и адаптироваться к изменчивому миру.


Sericbvd/Depositphotos.com

Так как же научиться самоконтролю? Наверняка вы слышали о дедовском способе - посчитать до десяти, когда сердишься.

Не всегда получается подавить гнев или депрессию, тем не менее физический толчок будет к месту. Чувствуете усталость - сделайте несколько упражнений. Не можете собраться с силами - врежьте себе пощёчину. В общем, применяйте любое физическое воздействие, которое приведёт к лёгкому шоку и разорвёт порочный круг.

3. Эмпатия

Мы постоянно сосредотачиваемся на том, что наиболее важно именно для нас. Однако наши эмоции - лишь половина отношений. Все остальные люди тоже имеют свои собственные чувства, желания, триггеры и страхи. Поэтому сопереживание - крайне важное жизненное умение.


bacho123456/Depositphotos.com

Попробуйте на практике несколько советов, которые помогут вам стать эмпатом:

  • Меньше говорите, больше слушайте. Это золотое правило любого искренне сопереживающего человека. Конечно, вы не можете пропустить через себя всю гамму чувств другого человека, но можете попытаться его услышать. Просто позвольте человеку выговориться, не перебивая его своими соображениями. Это трудно, особенно в том случае, если присутствуют сильные негативные эмоции. Однако практически любая связь станет крепче только из-за того, что вы , прежде чем вступить в разговор.
  • Примите противоположное мнение вопреки собственной позиции. Чтобы понять, что движет человеком, необходимо оказаться на его месте. Если вы считаете, что ваш босс пребывает в безрассудном состоянии, попробуйте оправдать его в своей голове. Возможно, вы поступили бы аналогично, если бы очутились в его шкуре.
  • Поймите разницу между словами «я знаю» и «я тебя понимаю». Первое указывает на то, что вы якобы имели аналогичный жизненный опыт. Второе же говорит о том, что вы обдумали ситуацию и проиграли её от своего лица. Разумеется, понимание чужих проблем - более доверительный и правдивый уровень взаимоотношений.

Эмпатия подразумевает вашу реакцию, однако она должна поступить вовремя. Если кто-то готов разрыдаться или разрывается от глубокой боли, не пытайтесь приглушить чувства. Человек должен выплеснуть эмоции, и ему понадобится ваша помощь.

4. Мотивация

Когда мы говорим о мотивации как о составляющей эмоционального интеллекта, подразумевается внутренний стержень, а не психологические силы, чтобы поднять своё тело с кровати. Как говорят психологи, наш стержень находится в префронтальной коре головного мозга. Она начинает активную деятельность при одной мысли о выполнении значимой задачи.

Целью может быть карьера, семья, произведение искусства и всё что угодно, лишь бы оно имело весомое значение в вашей жизни. Когда мотивация берётся за дело, она объединяется с реальностью, и мы совершаем реальные поступки. Чтобы создать семью, мотивированные люди начинают встречаться. Чтобы продвинуться по службе, мотивированные люди берутся за самообразование.


pertusinas/Depositphotos.com

Как найти свой стержень? В первую очередь необходимо выяснить собственные ценности. Многие из нас настолько заняты, что не успевают покопаться в себе и определить приоритеты. Ещё хуже, если человек делает работу, которая прямо противоречит его мировоззрению и принципам.

Во-вторых, стоит перенести свою цель на бумагу и расписать её в деталях. При этом необходимо понимать, что большой успех сильно растянут во времени. Он состоит из маленьких побед и горечи поражений.

5. Социальные навыки

Социальные навыки - это умение понимать , которые окружающие люди постоянно адресуют вам. Эти сигналы дают чёткое представление о том, что человек испытывает и что для него действительно важно. Для того, чтобы принять невербальные сигналы, необходимо приостановить свои мысли, не думать о целях и задачах, которые вы преследуете, находясь рядом с человеком.


racorn/Depositphotos.com

Социальные навыки не могут работать на вас, если вы думаете о чём-то другом, а не о текущем событии. Когда мы погружаемся в воспоминания или переносимся в будущее, нас попросту нет в настоящем. Уловить тонкие невербальные сигналы из-за этого становится проблематичным.

Не стоит питать иллюзий о многозадачности. Да, мы можем переключаться между темами очень быстро, но при переходе теряется тонкий эмоциональный сдвиг, который помогает понять других людей.

Социальные навыки хорошо совершенствовать, разрешая разногласия:

  • Уделите время друг другу, а затем вернитесь к проблеме. В романтических отношениях необходимо напомнить партнёру, что за критикой стоит забота и любовь.
  • Убедитесь, что обе стороны точно представляют причину конфликта. Предложите взаимовыгодное решение, которое учитывает обоюдные желания и исключает дополнительные требования.
  • Закончите на одной ноте, даже если она не совсем позитивная. Пусть ваш начальник, коллега или вторая половинка знают, что вы двигаетесь в одном направлении, хоть и с разными точками зрения.

Наряду с разрешением конфликтов, необходимо научить себя знакомиться, поддерживать беседу, играть. При этом желательно заранее изучить менталитет людей разных наций.

Эмоциональный интеллект

Эмоциона́льный интелле́кт (ЭИ) - это способность человека оперировать эмоциональной информацией, то есть той, которую получаем или передаем с помощью эмоций . Понятие эмоционального интеллекта сравнительно новое и необщепринятое, однозначного понимания того, чем является ЭИ, ещё не сложилось. Эмоции несут в себе информацию. Возникновение и изменение эмоций имеют логические закономерности. Эмоции появляются и исчезают, развиваются в пространстве (от одного к другому), нарастают и исчезают, имеют свои причины и последствия. Эмоции влияют на наше мышление и участвуют в процессе принятия решения. Эмоция - это реакция организма на любое изменение во внешней среде . Традиционный взгляд на эмоции противопоставляет их разуму. Эмоции хаотичны, неуправляемы и препятствуют логическому и обоснованному принятию решений. Эмоции ведут к разрушению. Основы принципиально другого подхода к пониманию эмоций уходят корнями в труды Ч.Дарвина. Он первым отметил, что эмоции обеспечивают наше выживание благодаря тому, что сигнализируют о важности той или иной информации и обеспечивают необходимое в конкретной ситуации поведение. К примеру, легкое беспокойство, когда Вы просматриваете отчет, может появиться из-за того, что Вы где-то не заметили ошибку. Согласно Саловею и Мейеру, эмоциональный интеллект - это совокупность четырех навыков:

История

Первые публикации по проблеме ЭИ принадлежат Дж. Мейеру и П. Сэловею. Весьма популярная на Западе книга Д. Гоулмана вышла только в 1995 году . Основные этапы становления ЭИ:

  • - Роберт Торндайк (Robert Thorndike) написал о социальном интеллекте
  • - Дэвид Векслер (David Wechsler) написал об интеллектуальных и неинтеллектуальных компонентах (аффективные, личностные и социальные факторы)
  • - Горвард Гарднер (Horvard Gardner) написал о множественном интеллекте (внутриличностные и межличностные интеллекты)
  • - Джон Мейер (John Mayer) и Питер Сэловей (Peter Salovey) придумали термин ЭИ, начали исследовательскую программу по измерению ЭИ.
  • - Дэниел Гоулман (Daniel Goleman) опубликовал книгу «Emotional Intelligence»

Критика

На Западе концепция ЭИ является коммерциализированной и популярной, однако с научной точки зрения в концепции нет содержания, отличного от принятых ранее в психологии понятий коммуникативных навыков и коммуникативной компетентности .

Методы развития ЭИ

  • Групповой тренинг
  • Индивидуальный тренинг
  • Тренинг детей в семейно-общественных детских центрах
  • Семейное воспитание

По поводу возможности развития ЭИ в психологии существует два отличных друг от друга мнения. Ряд ученых (к примеру, Дж. Мейер) придерживаются позиции, что повысить уровень ЭИ невозможно, поскольку это относительно устойчивая способность . Однако увеличить эмоциональную компетентность путем обучения вполне возможно. Их оппоненты (в частности, Д. Гоулман) считают, что ЭИ можно развивать. Аргументом в пользу этой позиции служит тот факт, что нервные пути мозга продолжают развиваться вплоть до середины человеческой жизни.

См. также

Примечания

Литература

  • Алешина А., Шабанов С. Ничего личного - только бизнес. Эмоциональный интеллект для достижения успеха. СПб.: Питер, 2012. ISBN 978-5-459-01580-5
  • Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена // Вопросы психологии . 2006. № 3. С. 78 - 86.
  • Андреева И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта // Вопросы психологии . 2007. № 5. С. 57 - 65.
  • Кабаченко Т. С. Психология управления. - М .: Педагогическое общество России, 2000.
  • Аналоуи Ф., Карами А. Стратегический менеджмент. - М .: ЮНИТА-ДАНА, 2005.
  • Гоулман Д. Эмоциональный интеллект М .: АСТ, 2008. ISBN 978-5-17-039134-9
  • Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта = Primal Leadership: Learning to Lead with Emotional Intelligence. - М .: «Альпина Паблишер» , 2011. - С. 301. - ISBN 978-5-9614-1646-6
  • Манфред Кэ де Ври Мистика лидерства. Развитие эмоционального интеллекта = The Leadership Mystique: A User"s Manual for the Human Enterprise. - М .: «Альпина Паблишер» , 2011. - С. 276. - ISBN 978-5-9614-1483-7
  • Стивен Дж. Стейн Преймущества EQ. - М .: Баланс Бизнес Букс, 2005. - С. 384. - ISBN 978-966-415-016-0

Ссылки

  • Подборка различных материалов по эмоциональному интеллекту: основные модели эмоционального интеллекта, эмоциональный интеллект в бизнесе, цитаты об EQ
  • Орел Е. Эмоциональный интеллект: понятие и способы диагностики

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Эмоциональный интеллект" в других словарях:

    - (от лат. intellectus понимание, познание) это разум[источник не указан 55 дней], рассудок, умственные способности: учиться из опыта, приспосабливаться, адаптироваться к новым ситуациям, применять знание, чтобы управлять… … Википедия

    Интеллект эмоциональный в общении - Эмоциональный интеллект (Э. и.) (англ. emotional intelligence, intellect) понятие, вошедшее в психол. терминологию в 1990 г. и получившее исключительно широкое применение в практической психологии. Во многих анализирующих Э. и. работах отмечается …

    Интеллект в общении - Интеллект (И.), с одн. стор., является важным фактором О., во многом определяющим характер взаимодействия людей, а с др. стор., сам в значительной мере формируется в О. Собств. человеческое О. предполагает наличие у общающихся опр. уровня И. И.… … Психология общения. Энциклопедический словарь

    Социальный интеллект - способность понимать др. людей и действовать, или поступать мудро в отношении других. Термин был введен в начале XX в. Э. Торндайком. Можно выделить след. линии изучения С. и. Первая анализирует С. и. во взаимосвязи с вербальными способностями,… … Психология общения. Энциклопедический словарь

    Дэниел Гоулман на ежегодной встрече … Википедия

    Эмоции (от лат. emoveo – потрясаю, волную), как фон сопровождают любые проявления сознания. Большинство теорий эмоций учитывают активную сторону воздействия эмоций на сознание. Содержание 1 Теория Зигмунда Фрейда 2 Двухфакторная теория эмоций … Википедия

    - (от фр. emotion волнение, возбуждение) субъективные состояния человека и животных, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него внешних или внутренних раздражителей и выражающиеся, прежде всего, в форме непосредственных… … Википедия

Эмоциональный интеллект – это вид интеллекта, отвечающий за распознавание личных эмоций и эмоций окружающих людей, а также за управление ими. Прелесть эмоциональных реакций в их универсальности, они похоже работают во всех человеческих культурах. Люди любой расы одинаково испытывают счастье, горе, удивление, злость и бессознательно показывают их в теле и мимике. У каждой эмоциональной реакции есть свои проявления в теле. Например, эмоция удивления имеет три отличительных признака: увеличение глаз, открытие рта и вдох. Такие реакции связаны с необходимостью человека активно действовать в нестандартной ситуации: глаза лучше концентрируются на предмете, а вдох готовит к возможной активности мышц для обороны или бега.

Эмоциональные реакции достаточно интеллектуальны по своему значению, они помогают принять правильное, рациональное решение, что в корне полностью противоречит тому, чему часто нас учат – необходимости подавлять , избегать их. Люди с высоким IQ и аналитическим способностям часто незаслуженно отрицают роль эмоций.

Ошибочность такого подхода можно показать, доказав, что эмоциональные реакции имеют вполне конкретную роль. Если мы швырнем в такого аналитика скомканной бумажкой, то даже будь он гением, способным вычислить ее траекторию крайне быстро, он бы не успел сделать точные вычисления и принять на их основе аналитическое решение, пока она до него долетит, тогда, как его природная реакция успеет заставить его инстинктивно отклониться. А если вместо комка бумаги будет весомый камень? Подобно этой примитивной ситуации, в сложных и важных ситуациях также комплекс эмоций способен оперативно включить нужное поведение.

Что такое эмоциональный интеллект?

Откуда взялось понятие об эмоциональном интеллекте? Впервые эту концепцию в 1990 году предлагают Джон Майер вместе с Питером Сэловеем, которые опубликовали книгу, выпустили несколько статей и выступили на одной конференции. Однако лишь к 1995 году, в котором издана книга Дэниела Гоулмана, эта теория получила свое широкое признание.

Гоулман как журналист познакомился с Сэловеем и Майером и смог красиво изложить их идею. Впрочем, Сэловей и Майер продолжили развивать и совершенствовать их теорию, и снова несколько лет спустя выпустили в соавторстве с Дэвидом Карузо книгу с уже конкретными практическими рекомендациями для читателей, которых интересует развитие их эмоционального интеллекта. Гоулман, популяризировав концепцию, дал старт появлению огромного количества новых идей касательно эмоционального , также его моделей и способов измерения. И доныне эта тема нова и привлекательна.

Измерение эмоционального интеллекта — существует три наиболее распространенных способа. Один – самостоятельная оценка. Однако более 80% людей видят себя умнее обычного среднего человека, поэтому этот вид оценки не очень качественный. Второй – так называемая оценка 360, когда вы в группе оцениваете способности других, при том, как они дают оценку вам. И третий – метод тестирования, например, используя известную методику MSCEIT. Поскольку ее авторы Майер и Сэловей, а также присоединившийся к ним Карузо уверены, что эмоциональные реакции могут быть оценены однозначно, в методике существуют однозначно правильные и однозначно неправильные варианты ответа.

Тестируемому предъявляется картинка с определенным выражением лица человека, и задается вопрос, что за эмоцию, по мнению тестируемого, он испытывает. Каждую эмоциональную реакцию нужно оценить по нескольким шкалам – определить, насколько печален, счастлив или зол этот человек по трехбалльной шкале. Тест помогает определить, насколько точно человек может оценить эмоции других, что показывает высокую корреляцию в целом с его уровнем эмоционального интеллекта. Результат теста вычисляет коэффициент измеренного нами эмоционального интеллекта.

Согласно исследованиям, успех в деятельности связан не лишь с уровнями IQ, собственно интеллекта, уровни эмоционального интеллекта, присвоившего аббревиатуру EQ, также имеют значительное влияние. И точно, в большинстве компаний у сотрудников хорошие умственные способности, но отнюдь не каждый добивается успеха. Да, умным быть важно, однако этого недостаточно. В одном из опросов 250 IT-менеджеров ответили, какого руководителя они считают выдающимся – наиболее часто были названы такие варианты, как общее видение, мотивация и способность переживать эмпатию. Причем вопросы были открытыми, без заданных вариантов.

Многие крупные современные компании при подборе кандидата во-первых изучают его эмоциональный интеллект. Сотрудники с высоким EQ развязывают меньше , не проявляют и имеют большую наклонность к желательному социальному поведению. А если же разговор зашел о руководителях, то они лучше объединяют, сплачивают около себя персонал, способствуют быстрому выходу коллектива на нужные плановые результаты, хорошо сформировывают видение и качественно доносят его подчиненным.

Дэвид Карузо поставил следующий опыт – предположил для генерального директора возможность, что ему необходимо перейти в новую компанию и с собой взять 10 любых нынешних сотрудников. Интересно, что эти выбранные 10 человек обладали наивысшим уровнем EQ из всех работников компании.

Уровни эмоционального интеллекта отчасти предсказывают будущие достижения менеджеров, но также гораздо точнее они предсказывает их способы действовать. Хождение по головам не свойственно руководителям с высоким EQ, напротив, они относятся к той категории лидеров, на которых подчиненные хотят равняться.

Эмоциональный интеллект также важен и в связи с тем, что у ярких харизматичных лидеров всегда есть способность заражать эмоциями окружение. Высокий EQ гарантирует также большую лояльность коллектива и большую вовлеченность сотрудников.

Как развить эмоциональный интеллект?

Развитие эмоционального интеллекта начинается с умения распознавать эмоциональные реакции других людей по микровыражениям лица, невербальным телесным проявлениям и интонациям – как в фильме «Теория лжи».

Например, настоящая, искренняя, неподдельная улыбка обязательно должна сопровождаться морщинками вокруг глаз, легким веселым прищуром, передающим состояние радости и счастья. Такой навык распознавать эмоции есть у каждого и работает бессознательно. Однако лишь немногие люди поистине талантливы в определении эмоций. Также успех здесь зависит и от того, кто проявляет эмоции – если его эмоциональный интеллект высок, и человек хочет обмануть вас, то, скорее всего ему это удастся. Специальное изучение эмоций человека по микровыражениям позволяет получить как информацию, как выглядит каждая эмоция, так и навыки на практике оперативно их распознавать.

После этого навыка обязательно нужно обратить внимание и на развитие контроля и умения выражать эмоциональные реакции. Важно научиться различать эмоции для получения правильной картины мира. Эмоциональные реакции влияют на когнитивные процессы и мышление, ведь расслабившись и настроившись на позитивную волну, человек лучше воспринимает информацию. Для стимуляции мышления нужно хорошо понимать эмоции.

Также, когда мы понимаем эмоции, мы можем прогнозировать поведение других людей. Особенно важен навык распознавания и управления эмоциями для различного рода руководителей и лидеров коллективов, ведь нужно в каждый конкретный момент отдавать себе отчет, в каком эмоциональном состоянии сейчас подчиненные: если расстроены, опечалены, с низкой энергетикой, то в этот день стоит заняться, например, сверкой документов и проверкой отчетности. Если же люди в коллективе брызжут энергией и полны радости – можно заняться мозговым штурмом, провести собрание.

Но что делать, если нужно провести именно сейчас, а эмоциональное состояние коллег не соответствует? Одними словами сложно замотивировать, тогда как с помощью эмоций лидер может успешно вдохновить коллектив к нужной деятельности. Какие здесь могут быть приемы? Например, выдохнуть, призвать настроиться, собраться – словно тренер спортивной команды. Полезно помнить, что позитив в настрое руководителя ведет к более качественной скоординированности в работе и меньшим трудозатратам.

У эмоциональной реакции всегда есть фундаментальная причина, имеющая индивидуальный характер. Например, веселая песня обычно вызывает положительные эмоции, однако у парня, который пригласил важную для него девушку под эту песню на танец и получил отказ, эта же мелодия, скорее всего, вызовет эмоции негативные. Для того чтобы скрывать свои эмоции, требуются значительные усилия. Чем больше человек подавляет их в себе, тем меньше он способен усвоить информации. Все силы его уходят на поддержание непроницаемого эмоционального фасада, который, безусловно, иногда нужен, но как постоянный режим очень затратен.

Следуя предупреждающей стратегии, можно продумать действия наперед, и направить другого сотрудника на встречу, которая эмоционально выводит вас из себя. Если все же вы пошли на встречу, и вас вывели, то следуя реактивной стратегии вы можете вдохнуть и выдохнуть, посчитать до трех и спокойно изложить свое негодование на бумаге.

Эмоциональный интеллект ребенка

Развитие эмоционального интеллекта актуально даже для маленького ребенка, и этим вопросом могут задаться его родители, а также учителя. Марк Брекет из Йельского университета ведет специальную программу для детей, одобренную для проведения в школах. Программа предполагает сначала обучение учителей, которые затем сами учат детей. Роль повышения знаний об эмоциях у детей сложно недооценить, ведь низкий эмоциональный интеллект впоследствии становится источником негативных эмоций и первого плохого опыта, который может запечатлеться на всю дальнейшую жизнь. Благодаря такому обучению у детей будет выбор. Они смогут либо испытывать то счастье, которое хотят, либо отдавать отчет себе в плохих эмоциях и стараться изменить их. Таким образом, низкий эмоциональный интеллект, унаследованный в семье, можно преобразовать с помощью обучения, важного не менее, чем классическое школьное образование, направленное на расширение знаний и повышение IQ.

Также эмоциональному интеллекту ребенка посвящена одноименная книга авторов Джона Готтмана и Джоан Деклер. Она предлагает родителям методику, по которой они смогут выявить свой стиль воспитания, а также с помощью книги скорректировать его, чтобы ребенок научился гармонично проявлять эмоции и развил свой EQ, проживая счастливую жизнь.

Авторы книги подробно рассматривают 4 типа родителей с соответствующими им стилями воспитания ребенка: отвергающий, неодобряющий, невмешивающийся, эмоциональный. Для эмоционального воспитания детей, прежде всего родитель должен иметь высокий уровень EQ, и книга помогает развить его благодаря серии последовательных шагов. Например, для развития к эмоциям ребенка родителю предлагается вначале понять, что испытывает ребенок, затем без влияния от того, какого знака эта эмоция – отнестись к ней как к положительной возможности сближения. Затем родителю рекомендуется активно выслушать и подтвердить ребенку, почему его эмоция обоснована, согласиться, что ее причины закономерны. После этого грамотный родитель постарается помочь ребенку назвать свою эмоцию, тем самым осуществляя профилактику . И в итоге совместно с ребенком определить, как можно выразить его чувства экологично относительно к себе, к другим, чтобы это было приемлемо и не разрушительно, а ребенок имел полную разрядку эмоции, а, следовательно, и решение эмоциональной проблемы.

Казалось бы, что проще? Однако даже самый любящий родитель совершает массу ошибок в своем воспитании детей, и в первую очередь они повязаны с негативными бессознательными установками, усвоенными от его родителей. И даже, несмотря на желание не повторять их это не так просто без специального внимания к личному стилю воспитания и его корректировке.

Приложение Б. ПРИЗНАКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО УМА

Лишь в последние годы появилась научная модель эмоционального ума, объясняющая, каким образом очень многое из того, что мы делаем, может делаться под влиянием эмоций, - как мы можем быть такими разумными в какой-то один момент и такими неразумными в следующий, - и смысл, в котором эмоции обладают собственным здравым смыслом и собственной же логикой. Пожалуй, две лучшие оценки эмоционального мозга предложены независимо Полом Экманом, руководителем лаборатории по изучению взаимодействия людей в Университете штата Калифорния в Сан-Франциско, и Сеймуром Эпштейном, психологом из Университета штата Массачусетс. Несмотря на то что и Экман, и Эпштсйн тщательно рассматривали различные научные факты, вместе они предлагают базовый список качеств, которые выделяют эмоции из остальной ментальной жизни.

Быстрая, но неточная ответная реакция

Эмоциональный ум гораздо быстрее, чем рациональный, бросается действовать, не мешкая ни секунды и не останавливаясь, чтобы подумать, что он, собственно, делает. Его проворство мешает неторопливому аналитическому размышлению, являющемуся признаком мыслящего ума. В процессе эволюции эта быстрота скорее всего касалась самого главного решения - на что обратить внимание и что надо сразу насторожиться, скажем, сталкиваясь с другим животным и мгновенно принимая решения вроде «Я его съем, или оно сожрет меня?». Тем организмам, которым нужно было слишком долго размышлять над ответами на эти вопросы, вряд ли было суждено иметь многочисленное потомство, которому они передали бы свои медлительные гены.

Поступки, продиктованные эмоциональным умом, отмечены особенно сильным чувством уверенности - побочный результат отлаженного упрощенного способа смотреть на вещи, который может приводить в полнейшее недоумение рациональный ум. Когда страсти улягутся или даже посреди ответной реакции, мы ловим себя на мысли, «Зачем я это сделал(а)?». Это служит признаком пробуждения к этому моменту рационального ума, правда, не такого быстрого, как у эмоционального ума.

Поскольку интервал между возникновением того, что запускает эмоцию, и ее вспышкой может быть фактически мгновенным, аппарат, производящий оценку восприятия, должен обладать высоким быстродействием даже с точки зрения времени «срабатывания» мозга, исчисляемого тысячными долями секунды. Оценка необходимости действовать должна производиться автоматически и так быстро, что она никогда не переходит на уровень сознаваемой осведомленности. Это множество наспех «сварганенных» эмоциональных реакций охватывает нас фактически до того, как мы полностью поймем, что происходит.

Этот скоростной режим восприятия жертвует точностью ради скорости, полагаясь на первые впечатления, реагируя на общую картину или на самые впечатляющие аспекты. В нем вещи воспринимаются сразу как целое, а реакция не требует времени для вдумчивого анализа. Яркие элементы могут определить это впечатление, перевесив тщательную оценку деталей. Огромное преимущество заключается в том, что эмоциональный ум считывает эмоциональную реальность (он сердится на меня; она лжет; это его огорчает) в одно мгновение, вынося простые интуитивные суждения, которые подсказывают нам, к кому надо относиться настороженно, кому верить, кто страдает. Эмоциональный ум - это наш радар для обнаружения опасности; если бы мы (или наши предки в процессе эволюции) стали дожидаться, чтобы рациональный ум вынес кое-какие из этих суждений, мы не только ошиблись бы - мы могли бы стать покойниками. Обратной стороной медали является то, что эти впечатления и интуитивные суждения в силу того, что они выносятся в мгновение ока, могут оказаться ошибочными или вводить в заблуждение.

Пол Экман полагает, что та быстрота, с которой эмоциям удается овладеть нами, прежде чем мы полностью осознаем, что они уже пришли в действие, необходима для обеспечения их высокой адаптивности: они мобилизуют нас для реагирования на требующие ответных действий события без потери времени на обдумывание, надо ли реагировать и если да, то как. С помощью разработанной им системы обнаружения эмоций по едва уловимым изменениям выражения лица Экман может прослеживать микрореакции, которые мелькают на лице менее чем за полсекунды. Экман и его сотрудники установили, что внешние проявления эмоций начинают обнаруживать себя изменениями в мимической мускулатуре в течение нескольких тысячных долей секунды после события, запускающего реакцию, и что физиологические изменения, типичные для данной эмоции, например, резкий отток крови и учащенное сердцебиение, также занимают всего лишь доли секунды. Такая быстрота особенно оправдана при сильной эмоции, такой как страх или внезапный испуг.

Экман утверждает, что, формально говоря, полный разгар эмоций занимает очень короткое время, продолжаясь всего лишь секунды, а не минуты, часы или дни. Он рассуждает так: если бы какая-то эмоция надолго завладевала мозгом и телом независимо от изменения обстоятельств, то речь уже шла бы о плохой адаптации. Если эмоции, вызванные одним-единствен-ным событием, неизменно продолжают владеть нами и после того, как это событие миновало, и независимо от того, что дальше происходит вокруг нас, то чувства служили бы нам плохими советчиками. Чтобы эмоции дольше сохранялись, пусковой механизм должен срабатывать непрерывно, фактически снова и снова вызывая эмоцию, как, например, потеря любимого человека заставляет нас все время горевать. Если чувства упорно нас не покидают, как правило, это - настроения, приглушенная форма эмоций. Настроения определяют аффективный тон, но они в меньшей степени формируют наше восприятие и поведение, чем накал всех эмоций.

Сначала чувства, потом мысли

Поскольку регистрация и ответная реакция у рационального ума занимает чуть больше времени, чем у эмоционального, то «первое побуждение» в ситуации, возбуждающей сильные эмоции, исходит не от головы, а от сердца. К тому же существует и второй вид эмоциональной реакции, более медленной, чем живой отклик, которая сначала «закипает» и «варится» в наших мыслях и только потом приводит к переживанию. Этот второй путь к запуску эмоций более взвешен, и мы, как правило, вполне отдаем себе отчет в мыслях, которые к нему ведут. В этом виде эмоциональной реакции присутствует более длительная оценка; наши мысли - познавательная способность - играют ключевую роль в решении о том, какие эмоции будут возбуждены. Стоит только нам произвести оценку - «Этот водитель такси обманывает меня» или «Этот ребенок просто прелесть», - как тут же следует подходящая эмоциональная реакция. При этой более медленной последовательности процессов чувству предшествует более полно сформулированная мысль. Эмоции посложнее вроде смятения или опасения по поводу приближающегося экзамена следуют этим длительным маршрутом, на развертывание которого уходят секунды или минуты, - это те эмоции, которые проистекают из мыслей.

В противоположность этому при последовательности процессов быстрого реагирования чувствование, видимо, предшествует мысли или возникает одновременно с нею. Такая скоропалительная эмоциональная реакция торжествует в ситуациях, связанных с необходимостью примитивного выживания. Положительная сторона подобных быстрых решений заключается в том, что они в мгновение ока мобилизуют нас, чтобы мы могли справиться с чрезвычайными обстоятельствами. Наши самые сильные чувства представляют собой непроизвольные реакции, и мы не можем знать, когда они прорвутся. «Любовь, - писал Стендаль, - подобна лихорадке, которая возникает и исчезает независимо от воли». Не только любовь, но и все наши раздражения и страхи охватывают нас, вовсе не являясь нашим выбором. Поэтому они могут послужить нам неким алиби. «Дело в том, что мы не выбираем эмоции, которые у нас возникают», - замечает Экман, что позволяет людям оправдывать свои поступки тем, что они были во власти эмоций.

Точно так же, как есть два пути возникновения эмоций - быстрый и медленный - один через непосредственное восприятие, другой через осмысление, - есть еще и эмоции, которые возникают по требованию. Примером тому служат актерские приемы с намеренным вызыванием чувств вроде слез, которые наворачиваются на глаза, когда для достижения этого эффекта призываются на помощь печальные воспоминания. Однако актеры просто больше, чем остальные люди, поднаторели в умышленном использовании второго пути к эмоциям - чувствования через посредство размышления. Несмотря на то что мы не можем выбрать, какие именно эмоции запустит та или иная мысль, мы очень часто можем выбрать, и действительно выбираем, о чем нам думать. Так же, как какая-нибудь сексуальная фантазия может привести к переживанию сексуальных чувств, так и счастливые воспоминания приводят нас в хорошее настроение, а грустные мысли погружают в задумчивость.

Но рациональный ум обычно не решает, какие эмоции мы «должны» испытывать. Вместо этого чувства, как правило, приходят к нам как fait accompli. Что рациональный ум обычно контролирует, так это протекание этих реакций. За несколькими исключениями мы не решаем, когда нам впадать в ярость, печалиться и т.д.

Условная, по-детски невинная реальность

Эмоциональному уму свойственна ассоциативная логика; он воспринимает элементы, которые символизируют реальность или вызывают воспоминание о ней, чтобы быть таким же, как эта реальность. Вот почему сравнения, метафоры и образы обращаются непосредственно к эмоциональному уму, точно так же, как и искусство - романы, фильмы, поэзия, песни, театр, опера. Великие духовные учителя, такие как Будда и Иисус, трогали сердца своих учеников, говоря на языке эмоций, обучая их с помощью притч, преданий и сказок. И в самом деле, религиозные символ и ритуал не имеют почти никакого смысла с рациональной точки зрения; они выражаются на языке сердца.

Эта логика сердца - эмоционального ума - хорошо изложена Фрейдом в его концепции мышления по типу «первичного процесса»; логика религии и поэзии, психоза и детей, сна и мифа (как сформулировал Джозеф Кемпбелл, «сновидения - личные мифы; мифы - разделенные сновидения»). Первичный процесс - ключ к пониманию смысла таких произведений, как «Улисс» Джеймса Джойса: при мышлении типа первичного процесса свободные ассоциации определяют течение повествования; один объект символизирует другой; одно чувство вытесняет другое и представляет его; целое конденсируется в частях. Времени не существует, нет никаких законов причины и следствия. В первичном процессе нет даже такого понятия, как «Нет»; возможно все. Отчасти психоаналитический метод представляет собой искусство расшифровывать и разгадывать смысл этих заменителей.

Если эмоциональный ум следует этой логике и ее правилам, заменяя один элемент другим, то вовсе не обязательно определять вещи с помощью их объективных особенностей: какое значение имеет то, как они воспринимаются; вещи таковы, какими кажутся. То, что что-то нам напоминает, может оказаться гораздо более важным, чем то, что это «есть на самом деле». В эмоциональной жизни отличительные черты фактически могут походить на голограмму в том смысле, что одна-единственная деталь заставляет вспомнить целое. Как указывал Сеймур Эпштейн, в то время как рациональный ум устанавливает логические связи между причинами и следствиями, эмоциональный ум не проводит различий, соединяя вещи, которые просто-напросто имеют сходные, привлекающие внимание черты.

Эмоциональный ум по своей простоте во многом напоминает детский ум, и, чем сильнее эмоции, тем больше сходство. Одна похожая черта - это категорическое мышление, где все либо черное, либо белое и нет места полутонам; у кого-то расстроенного бестактностью, наверное, возникает мгновенная мысль: «Вечно я говорю что-то не то». Еще одним признаком такого детского образа мышления является персонализованное мышление, когда события воспринимаются с ошибкой, связанной с собственной личностью, как у водителя, который после аварии объяснил, что «телефонный столб двигался прямо на меня».

Этот детски непосредственный образ действий есть самоутверждение, подавляющее или игнорирующее воспоминания или факты, которые разрушают убеждения, и улавливающее те, что его поддерживают. Убеждения рационального ума носят ориентировочный характер; новый факт может опровергнуть какое-нибудь убеждение и заменить его новым - он мыслит объективными данными. А эмоциональный ум считает свои убеждения абсолютно верными и поэтому не принимает в расчет никакие свидетельства в пользу обратного. Вот почему так трудно убедить в чем-нибудь человека, пребывающего в эмоциональном расстройстве: разумность ваших доводов с логической точки зрения не имеет для него никакого значения, они не пользуются никаким влиянием, если не совпадают с его текущим эмоциональным убеждением. Чувства оправдывают себя сами с помощью набора представлений и «доказательств» сплошь собственного «производства».

Прошлое, навязанное настоящему

Если какая-то особенность события кажется похожей на эмоционально окрашенное воспоминание о прошлом, эмоциональный ум откликается на это включением чувств, которые возникали вместе с воскресшим в памяти событием. Эмоциональный ум реагирует на настоящее так, как если бы это было прошлое. Беда в том, что - особенно когда оценка производится быстро и автоматически - мы, возможно, не осознаем, что положения дел, которое было когда-то, теперь уже не существует. Тот, кто научился реагировать на сердитый взгляд сильным страхом и отвращением, до некоторой степени сохранит эту реакцию даже и во взрослом состоянии, когда сердитый взгляд уже не будет заключать в себе никакой угрозы.

Если чувства сильны, то реакция, которая запускается, очевидна. Однако, когда чувства неопределенны или трудноуловимы, мы не вполне понимаем, какая эмоциональная реакция у нас возникает, даже если она слегка окрашивает нашу текущую реакцию. Мысли и реакции в этот момент примут окраску мыслей и реакций того времени, пусть даже и покажется, что реакция обусловлена исключительно нынешней обстановкой. Наш эмоциональный ум будет использовать рациональный ум для своих целей, поэтому мы придумаем объяснения - логические обоснования - для наших чувств и реакций, оправдывая их с точки зрения настоящего времени и не осознавая влияния эмоциональной памяти. В этом смысле мы не можем иметь никакого представления о том, что происходит на самом деле, хотя, возможно, и бываем абсолютно убеждены, что совершенно точно знаем, что происходит. В такие моменты эмоциональный ум уже настроил рациональный ум, используя его в своих интересах.

Реальность, характерная для состояния

Функционирование эмоционального ума является в значительной степени специфичным для состояния, диктуемого конкретным чувством, преобладающим в данный момент. То, что мы думаем и как поступаем, испытывая романтические чувства, совершенно не похоже на то, как мы ведем себя, когда бываем подавлены или разгневаны; в механике эмоций каждому чувству присущ определенный собственный репертуар мыслей, реакций и даже воспоминаний. В моменты, когда мы испытываем сильные эмоции, эти специфичные для конкретного состояния репертуары начинают доминировать.

Одним из признаков активирования такого репертуара служит селективная память. Часть отклика ума на ситуацию, вызывающую эмоции, состоит в перетасовке воспоминаний и вариантов выбора действий, так чтобы самые необходимые оказались в верхней части иерархии и их можно было бы легко разыграть. И как мы уже знаем, у каждой основной эмоции есть своя биологическая «подпись» - печать, схема радикальных перемен, которые настраивают организм по мере того, как эта эмоция становится господствующей, и единственный в своем роде набор сигналов, который организм автоматически передает, пребывая в ее власти.

Из книги Пробуждение: преодоление препятствий к реализации возможностей человека автора Тарт Чарльз

ИМИТАЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ Мы могли бы запрограммировать компьютерный мозг крана-сортировщика так, чтобы он внешне действовал так, как будто он испытывает эмоции. После периода высокопроизводительной работы он мог бы издавать довольный свисток, или же он мог бы

Из книги Делай меньше, достигай большего. Секреты Мага Дождя автора Чу Чин-Нинь

ПУТЬ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЕСПОКОЙСТВА Пока вы еще не достигли своей цели – смирения, – пять следующих советов могут помочь вам облегчить боль, которую вы испытываете на «американских горках» собственных

Из книги Заложник эмоций автора Камерон-Бэндлер Лесли

Глава 2. Мир эмоционального выбора Представьте на минуту, что вы живете в мире, где вам доступны все мыслимые человеческие эмоции, и вы вольны выбирать, какие эмоции испытывать и как их выражать в любой отдельно взятый момент времени. В этом мире вы обретете доступ к горечи

Из книги Занимательная психология автора Шапарь Виктор Борисович

Виды эмоционального состояния человека Владей собой среди толпы смятенной, Тебя клянущей за смятенье всех, Верь сам в себя наперекор Вселенной И маловерным - отпусти их грех; Пусть час не пробил, жди, не уставая, Пусть лгут лжецы - не снисходи до них; Умей прощать и не

Из книги Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников автора Вачков Игорь Викторович

Разнообразие эмоционального мира Человек, привыкший наблюдать за собой и анализировать свои переживания, несомненно, заметит, насколько разнообразными и удивительными бывают переживаемые им эмоциональные состояния. В психологии, обобщившей такие наблюдения, принято

Из книги Эмоциональный интеллект автора Гоулман Дэниел

Переучивание эмоционального мозга Одно из наиболее обнадеживающих открытий, касающихся расстройств вследствие посттравматического стресса, было сделано во время исследования людей, переживших холокост, примерно у трех четвертей которых активные симптомы такого

Из книги Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия автора Леванова Елена Александровна

Психотерапия в качестве эмоционального наставника К счастью, для большинства из нас трагические моменты, когда на сцену выходят воспоминания, связанные с эмоциональной травмой, случаются крайне редко. Однако та же самая система, которая так мощно отпечатывает в памяти

Из книги Трудные люди. Как налаживать хорошие отношения с конфликтными людьми автора Макграт Хелен

Азбука эмоционального интеллекта Применяемый на протяжении почти двадцати лет курс «Науки о себе» служит образцом преподавания эмоционального интеллекта. Иногда уроки бывают удивительно сложными.Директор «Новой школы» Карен Стоун Маккаун рассказывала мне: «Когда мы

Из книги Методы арт-терапии в преодолении последствий травматического стресса автора Копытин Александр Иванович

Приложение 8 Дополнительные материалы к параграфу 3.2.7. Регуляция психофизического и эмоционального состояния Веретена

Из книги Теория семейных систем Мюррея Боуэна. Основные понятия, методы и клиническая практика автора Коллектив авторов

Признаки эмоционального манипулирования Обращайте особое внимание на эпизоды, когда он предал или обидел вас, задел ваши чувства, а затем пытается манипулировать вами, чтобы добиться прощения. Слыша его клятвенные обещания и видя слезы на глазах, вы можете подумать, что

Из книги Как спокойно говорить с ребенком о жизни, чтобы потом он дал вам спокойно жить автора Маховская Ольга Ивановна

Упражнение № 7. Пейзажи эмоционального состояния В некоторых жизненных ситуациях человеку бывает трудно выразить и понять свои чувства. Это, в частности, относится к тем, кто пережил психическую травму. Чувства могут быть столь интенсивными или даже непереносимыми, что

Из книги Позитивная психология. Что делает нас счастливыми, оптимистичными и мотивированными автора Стайл Шарлотта

Выявление эмоционального процесса в браке Первый шаг в терапевтической работе с проблемной семейной парой – выявление эмоционального процесса, происходящего между супругами. Для этого требуется прояснить схемы эмоционального взаимодействия внутри пары. Эти схемы

Из книги Как располагать к себе людей автора Карнеги Дейл

Тренинг: приемы эмоционального донорства Для нормального развития ребенка нужно, чтобы его базовые потребности в любви, заботе, признании удовлетворялись каждый день. Дети, вырванные из постоянных эмоциональных связей, лишенные родителей или дома, в большей мере

Из книги Опасные отношения. Стоп! Оберег от психотравм автора Трофименко Татьяна Георгиевна

Практическое применение эмоционального интеллекта Вы плохо реагируете на определенные эмоции других людей? Или на собственные эмоции? Какие чувства вы хотели бы вызывать у окружающих? Вы сами чувствуете это? УПРАЖНЕНИЕ Как оценить свой эмоциональный

Из книги автора

Коэффициент эмоционального интеллекта (EQ) Психологи уже давно научились «измерять» интеллект, а в последнее время они разработали тесты для определения коэффициента эмоционального интеллекта – способности распознавать свои эмоции и управлять ими.Эмоциональное

Из книги автора

Отсутствие эмоционального отклика Нe знаю почему, но мы так устроены, что, когда нам плохо, нам хочется сочувствия. Когда мы заболеваем, у нас возникает желание, чтобы кто-то пожалел нас, посидел с нами рядом, погладил по руке и поспрашивал, как мы себя чувствуем, и выслушал

Сущность понятия и основные теории эмоционального интеллекта.

В наши дни понятие "эмоциональный интеллект" (Emotional Intelligence) трактуется по-разному. Существуют более и менее популярные теории эмоционального интеллекта,описывающие структуру ЭИ и разъясняющие суть понятия. Само словосочетание изначально появился в конце 20 века на страницах академической психологической зарубежной литературы. Сегодня, мы уже свободно употребляем это понятие, т.к. оно стало неотъемлемой составляющей жизни современного человека.

Ученые разрабатывают новые теоретические конструкты, способы диагностики уровня эмоционального интеллекта, практические психологи разрабатывают различные тренинги, направленные на рост и повышение уровня ЭИ для людей разных возрастов. Для того, чтобы поговорить об ЭИ, о его значимости в жизни человека, о том, как его тренировать и какие существуют способы иследования уровня развития ЭИ, необходимо для начала разобраться в том, что же в себя включает данное понятие, какие известные модели ЭИ существуют, в чем их сходства и отличия друг от друга.

Человек постоянно пребывает в том или ином эмоциональном состоянии, которое оказывает существенное влияние на его мысли и поступки. Безусловно, эмоции очень важны и представляют собой особый тип знания о себе и о мире, в котором живет человек. Именно на этой основе – понимание эмоций, как особого типа знаний было выдвинуто понятие "ЭИ".

За последние 20 лет психологи провели массу исследований, целью которых является создание наиболее полной модели ЭИ и изучение его потенциала. На сегодняшний день существует несколько определений ЭИ, ведь недаром говорят: сколько ученых, столько и мнений. Ученые будут долго еще спорить о том, что же такое ЭИ, что он в себя включает, и насколько это научное понятие. Однако, изначально термин "ЭИ" включал в себя способности к 1) переработке информации, содержащейся в эмоциях, 2) определение значения и связи между различными эмоциями, 3) применение полученной эмоциональной информации как основы для мышления и принятия решений.

В первой половине 20 века Дэвид Векслер (1943) предложил классическое представление об интеллекте как о глобальной способности индивида целенаправленно действовать, рационально мыслить, и взаимодействовать с окружением эффективным образом. Д. Векслер выделял "интеллектуальные" (рациональные способности) и "неинтеллектуальные" элементы интеллекта (социальные, коммуникативные навыки). И несмотря на то, что Векслер предположил, что "неинтеллектуальные" способности имеют приоритетное значение для определения способности личности в достижении успеха, данная группа факторов осталась практически без внимания, в отличие от когнитивной составляющей. Это привело к тому, что интеллект долгое время представляли как некий конструктор, для решения логических и математических задач.

Еще в конце 30-х годов прошлого столетия Роберт Торндайк выдвинул концепцию "социального интеллекта". Однако, работы этих авторов долгое время не получали развития. И только в 1983 году Ховард Гарднер (автор одной из современных концепций интеллекта) заявил о "множественном интеллекте". Х. Гарднер выделил семь форм интеллекта:

  • Логико-математический;
  • Вербальный (лингвистический);
  • Визуально-пространственный;
  • Телесно-кинестический;
  • Музыкальный;
  • Межличностный (эмоциональный);
  • Духовный (экзистенциальный).
Х. Гарднер считал, что межличностный (эмоциональный) интеллект и духовный (экзистенциальный) интеллект также важны, как и традиционно измеряемый IQ (вербальный и логико-математический).


Концепция интеллекта Х. Гарднера стала основой для создания Джоном Майером из Университета Нью-Гэмпшира и Питером Сэловеем из Йельского университета понятия а, позднее и первой модели эмоционального интеллекта.

Первая модель эмоционального интеллекта , разработанная Джоном Майером, Питером Саловеем и Дэвидом Карузо в 1990 году, определяла эмоциональный интеллект как способность распознавать собственные эмоции, а также эмоции других людей и использовать полученную информацию для принятия решений. Авторы концепции представили эмоциональный интеллект как конструкт, составляющими которого являлись способности 3-х типов:

  • способности к идентификации и выражению эмоций;
  • способности к регуляции эмоций;
  • способности к использованию эмоциональной информации в мышлении и деятельности.
Первый тип способностей делится на 2 компонента:

1. Направлен на собственные эмоции (в него включены вербальный и невербальный субкомпоненты);
2. Направлен на эмоции другихлюдей (в него включены субкомпоненты невербального восприятия и эмпатия).

Второй тип способностей также делится на 2 компонента:

1. Направлен на регуляцию своих эмоций;
2. Направлен на регуляцию эмоций других людей.

Третий тип способностей подразделяется на следующие компоненты:

1. Гибкое планирование;
2. Творческое мышление;
3. Перенаправленное внимание;
4. Мотивация.

Приведенная выше структура эмоционального интеллекта позже была доработана авторами. Основой для усовершенствованного варианта модели ЭИ стали представления о том, что эмоции несут в себе информацию о связях человека с предметами или другими людьми. В случае изменения связей с предметами или другими людьми, происходит изменение эмоций, которые переживаются по этому поводу.

Усовершенствованная модель эмоционального интеллекта включает в себя 4 компонента:

1. Идентификация эмоций (восприятие своих эмоций и эмоций других людей, адекватное выражение эмоций, различение подлинности эмоций);
2. Осмысление эмоций (понимание комплексов эмоций, связей между эмоциями, причины возникновения эмоций, вербальную информацию об эмоциях);
3. Ассимиляция эмоций в мышлении (использование эмоций для направления внимания на важные события, способность вызывать эмоции, способствующие решению задач);
4. Управление эмоциями (снижение интенсивности отрицательных эмоций, решение эмоционально нагруженных задач без подавления связанных с ними отрицательных эмоций).

Поскольку работы Джона Майера, Питера Сэловея и Дэвида Карузо были опубликованы лишь в академических изданиях, широкая публика о них практически ничего не знала. Дэниел Гоулман оценил идеи об эмоциональном интеллекте, расширил их и в 1995 году написал книгу об эмоциональном интеллекте, ставшую бестселлером в США. Это послужило толчком для обширного изучения и разработки этой темы. В своей книге Д. Гоулман уделил особое внимание практическому применению теории ЭИ в жизни и на работе. Он предложил внедрять программы обучения ЭИ в школах и на предприятиях, заявляя, что эмоциональный интеллект более значим, чем академический интеллект.

Модель эмоционального интеллекта по Гоулману принято относить к смешанным моделям ЭИ. В своей модели эмоционального интеллекта он соединил когнитивные способности и личностные характеристики и выделил 5 основных составляющих эмоционального интеллекта:

Самосознание – способность называть эмоциональные состояния, способность понимать взаимосвязи между эмоциями, мышлением и действием, способность адекватно оценивать свои сильные и слабые стороны;

Саморегуляция – способность контролировать эмоций, умение изменять нежелательное эмоциональное состояние, способность в кратчайшие сроки восстанавливаться после стресса.

Мотивация – способность входить в эмоциональные состояния, которые способствуют достижению успеха, посредством использования глубинных склонностей проявлять инициативу.

Социальные навыки – способность вступать удовлетворяющие межличностные отношения и поддерживать их.

Позднее Д. Гоулман доработал структуру эмоционального интеллекта. В сегодняшний день она состоит из четырех компонентов:

Важно отметить, что эта структура имеет отличия применительно к различным категориям людей.

По мнению Д. Гоулмана, в развитии ЭИ лидеров важными являются следующие составляющие и навыки, связанные с ними:

Личностные навыки

1. Самосознание (Эмоциональное самосознание, точная самооценка, уверенность в себе);
2. Самоконтроль (контроль эмоций, открытость, адаптивность, воля к победе, инициативность, оптимизм).

Социальные навыки

Социальная чуткость (Сопереживание, деловая осведомленность, предупредительность)
Управление отношениями (воодушевление, влияние, помощь в самосовершенствовании, содействие изменениям, урегулирование конфликтов, укрепление личных взаимоотношений, командная работа и сотрудничество).
Как видно, среди составляющих эмоционального интеллекта, которые выделяет Гоулман, есть не только эмоциональные способности, но и социальные навыки, волевые качества личности, а также характеристики самосознания.

Еще одной известной трактовкой эмоционального интеллекта является модель, разработанная Рувеном Бар-Оном. Именно Бар-Он ввел обозначение EQ (emotional qujtinent) – коэфициент эмоциональности. EQ определяется автором как совокупность всех некогнитивных способностей, знаний и компетенций, позволяющие человеку развивать возможности для решения различных жизненных задач.

Структура эмоционального интеллекта по Рувену Бар-Ону предствляет собой пять выделенных сфер компетенции, которые включают в себя 15 способностей.

Внутриличностная сфера

  • Самоанализ;
  • Ассертивность;
  • Самооценка;
  • Самоактуализация;
  • Независимость.
Сфера межличностных отношений
Сфера адаптивности
  • Гибкость
  • Решение проблем
  • Оценка действительности
Сфера управления стрессом
  • Стрессоустойчивость
  • Контроль импульсивности
Сфера общего настроения
  • Удовлетворенность жизнью
  • Оптимизм
Отечественных исследователей тоже интересует тема эмоционального интеллекта, которая разрабатывается такими авторами как Д.В. Люсин, И.И. Андреева, Д.В. Ушаков, Е.А. Сергиенко, О.В. Белоконь и многих других.
Психолог Д.В. Люсин в 2004 году предложил новую модель эмоционального интеллекта. Автор определяет эмоциональный интеллект как способность (совокупность способностей) к понимаю своих и чужих эмоций и управлению ими.

Способность к пониманию эмоций, может быть направлена на свои эмоции и на эмоции других людей и означает, что человек:

  • Может распознать эмоцию;
  • Может идентифицировать эмоцию и вербализовать ее;
  • Понимает причины возникновения данной эмоции, и следствия, к которым она приведет.
Способность к управлению эмоциями, может быть направлена на свои эмоции и эмоции других людей и означает, что человек:
  • Может контролировать интенсивность эмоций;
  • Может регулировать внешнее выражение эмоций;
  • При необходимости может произвольно вызвать ту или иную эмоцию.
Способность к пониманию и управлению эмоциями, по мнению Д.В. Люсина, непосредственно связана с общей личностной направленностью на сферу эмоций, склонностью к анализу психологических причин поведения, с ценностями определяемыми эмоциональными переживаниями.

В концепции Д.В. Люсина "эмоциональный интеллект" – это свойство психики, которое формируется в течение жизни под влиянием различных факторов, обуславливающих его специфические индивидуальные особенности и уровень.

Можно выделить три группы факторов, обуславливающих специфические индивидуальные особенности и уровень эмоционального интеллекта:

1. Когнитивные способности (включают в себя точность и скорость переработки эмоциональной информации);
2. Представления об эмоциях (как о ценном и важном источнике информации);
3. Особенности эмоциональности (эмоциональная устойчивость и эмоциональная чувствительность).

Поскольку Д.В. Люсин не вводит в структуру эмоционального интеллекта личностные характеристики, данная модель имеет принципиальное отличие от смешанных моделей эмоционального интеллекта. Автор допускает только такие личностные характеристики, которые оказывают прямое влияние на индивидуальные особенности и уровень эмоционального интеллекта.

Мы описали несколько самых известных моделей эмоционального интеллекта.

Первой была модель Дж. Майера, П. Сэловея и Д.Карузо. Она включает в себя только способности, которые связаны с переработкой информации (когнитивные способности), в связи с этим, данная модель была определена авторами, как модель способностей. Их теория называется "Теория эмоционально-интеллектуальных способностей Майера Дж., Сэловея П., Карузо Д.". Затем в своей теории эмоциональной компетентности Д. Гоулмен дополнил модель способностей Сэловея и Майера, он добавил к когнитивным способностям личностные характеристики.

Такого рода модели, в которых смешаны много признаков, не связанных с эмоциями и интеллектом, и главную идею эмоционального интеллекта смешивают с множеством других черт личности, назвали смешанными моделями эмоционального интеллекта. Еще одной смешанной моделью эмоционального интеллекта считается модель эмоционального интеллекта Бар-Она в его некогнитивной теории эмоционального интеллекта. Модель эмоционального интеллекта в двухкомпонентной теории ЭИ Люсина Д. В. имеет принципиальное отличие вышеперечисленных моделей (она не относится ни к первому, ни ко второму типу).

На основе анализа вышеуказанных теорий эмоционального интеллекта можно определить ЭИ как совокупность эмоциональных и когнитивных способностей личности к ее социально-психологической адаптации.

Люди с развитым эмоциональным интеллектом благодаря своим способностям к пониманию и управлению своих эмоций и эмоций других людей, хорошо адаптированы в социальной сфере, эффективны в общении и успешны в достижении своих целей.