Почему я не привлекательна для мужчин. Девушки, которые притягивают мужчин. Руки – визитная карточка женщины

Гуляихин В.Н.

Политическое и правовое бессознательное российского общества:

«смысложизненные» архетипы русского этноса

На проявления бессознательного в общественной жизни обращали

внимание еще задолго до З. Фрейда, впервые научно исследовавший природу

данного феномена. Серьезные попытки его осмысления были предприняты

уже античными философами. Так, К.Г. Юнг называет Платона среди

предшественников своего учения об архетипах. По мнению швейцарского

психоаналитика, и в последующие эпохи в той или иной степени эта идея постоянно находило своих сторонников. К их числу он относит А. Августина, Ф. Бэкона, И. Канта, А. Бергсона. Русские мыслители также не остались в стороне от проблемы бессознательного. Здесь можно вспомнить частные наблюдения А.И. Герцена, отметившего в «Былое и думы», что «люди вообще отрешаются от своих физиологических воспоминаний и от своего наследственного склада очень трудно… как только мы касаемся вопросов жизненных, художественных, нравственных, где человек не только наблюдатель и следователь, а вместе с тем и участник, там мы находим физиологический предел, который очень трудно перейти с прежней кровью и прежним мозгом, не исключив из него колыбельных песен, родных полей и гор, обычаев и всего окружавшего строя»1. Есть отечественные исследователи, которые придерживаются взгляда о непосредственном влиянии русской мысли на становление психоанализа: «как это, быть может, ни парадоксально на первый взгляд, некоторые психоаналитические идеи Фрейда формировались под влиянием русских источников»2.



Понятие «бессознательное» – многозначный термин, имеющий самые различные, порой взаимоисключающие интерпретации. В самом широком смысле его можно толковать как совокупность содержаний, не присутствующих в актуальном поле сознания (такую характеристику ему дают французские ученые Ж. Лапланш и Ж.-Б. Понталис).

Н.А. Бердяев, отмечая важную роль бессознательного в духовной жизни человека, отходит от его натуралистического и низменного толкования, даваемого З. Фрейдом3. Источник конфликта сознательного и бессознательного русский философ видит в борьбе за Божью идею. По его мнению, современное сознание часто выполняет неблаговидную роль, насильственно подавляя бессознательное творчество и искажая его результаты, что в итоге приводит к душевным болезням. Человек стремится к восстановлению своего здоровья не только через победу над грехом, но и через творчество, также являющееся путем излечения. «Душа боится пустоты, и она наполняется ложью, фикциями и призраками, если она не наполнена положительным творческим содержанием....Победа над...

Герцен, А. И. Сочинения в 4 т. / Былое и думы // А. И. Герцен. Т. 2. М., 1988. С. 31.

Лейбин, В. М. Фрейд. Психоанализ и современная западная философия / В. М. Лейбин. М.: Издательство политической литературы, 1990. С. 60.

См.: Бармашова, Т.И. Идея бессознательного в экзистенциальной трактовке личности Н.А. Бердяева / Т. И.

Бармашова // Философия и общество. 2004. № 4. 182-195 с.

болезненным раздвоением человека достигается в дальнейшей победе сверхсознания и в раскрытии этики творческой энергии, продолжающей и завершающей духовное дело искупления. В сверхсознании человек уже не один, он в единении с Богом»4. Н.А. Бердяев считает причиной «несчастного сознания» принудительную социализацию, осуществляющуюся «через условную ложь, вкорененную в сознание». Лжи феноменального мира философ противопоставляет правду бессознательного инстинкта, который «вкоренен в большей глубине, чем так называемая «природа»5. Современное общество он характеризует как враждебное свободе и человеческой личности. И подобное положение чаще всего не осознается современным человеком.

У значительной части теоретиков постструктуралистской ориентации неосознаваемые содержания душевной жизни человека стали полумифической первопричиной всех общественных трансформаций.

Стихийность проявлений бессознательного, ее «неритмичные пульсации» у большинства постмодернистов выступает как социальная сила, действующая как стихийный фактор в общем «устройстве» общества и не позволяющая ему «окостенеть». По мнению Ж. Делезы, бессознательное «инвестирует»

(пронизывает) «социальное поле», мобилизует «свободную игру»

«сверхзарядов» либидозной энергии, ее «противозарядов», или «разряжений». Он наделяет бессознательное корпускулярно-волновой природой, которая организует неравномерно пульсирующий либидозный поток, порождающий свободную игру частиц. Здесь возможны только случайные комбинации и полное отсутствие стабильности. Бессознательное как бы постоянно испытывает колебания, осциллирует между двумя полюсами своего положения («желающие машины» и «машинное производство»).

Создатель структурного психоанализа Ж. Лакан противоречия внутри индивида выводит из бессознательного (они порождаются действием бессознательного) по мере того, как оно пытается разрушить символический порядок в том виде, в каком он налагается семьей и в конечном счете обществом.

Бессознательное – беспорядочно, стихийно и хаотично, оно делает непредсказуемым общественное развитие. Тем не менее, архетипы, таящиеся в хаотичном бессознательном, во многом детерминируют вполне равновесные структуры политического и правового сознания, тем самым направляя и стабилизируя развитие общественных институтов. В этой связи интересно замечание А.И. Герцена, что «беспорядок и делает возможным жизнь в России»6. Все, что искони существует в душе народа, находит свое отражение в реальном политическом и правовом устройстве общества.

Как известно, в античной философии понятие «архетип» означало прообраз, начальную идею. К. Г. Юнг понимал под архетипами изначальные врожденные психические образы коллективного бессознательного, Бердяев, Н. А. О назначении человека / Н.А. Бердяев. М.: Республика, 1993. С. 81.

Бердяев, Н. А. Творчество и объективация / Н.А. Бердяев. Минск: Экономпресс, 2000. С. 285.

Герцен, А. И. Сочинения в 4 т. / Былое и думы. Т 1. С. 270.

составляющие основу духовной жизни и закрепляющие в себе опыт предшествующих поколений. Например, «Самость» представляет собой центральный архетип личности, определяющий все ее душевные свойства, архетип «Персона» – это комплекс функций, который обеспечивает отношение и приспособление человека к внешнему миру. К.Г. Юнг был убежден, что в архетипе содержится как высшее, так и низшее, как злое, так и доброе, поэтому его воздействие способно приводить к прямо противоположным результатам. Представляя собой систему врожденных программ и установок, архетипы рационально не воспринимаются как социокультурные нормы, но исходят из глубин психической жизни человеческого рода. Так, чувство патриотизма, являющееся одним из базовых элементов многих социально-политических движений и соответствующих идеологических конструкций, архетипично по своей природе и представляет собой проявление определенной психической универсалии в поведении человека. Данное чувство может выступать как социально-психологическим истоком прогрессивных политических движений, так и реакционно-националистических общественных процессов.

Смысложизненные архетипы являются детерминантами русской идеи, выступающей системообразующим элементом общественного сознания русского человека, результатом его познания своего прошлого, настоящего и будущего, своего смысла и назначения в истории человечества. В ней зафиксированы принципы социального бытия, политического и правового устройства, духовной жизни, а также целей и путей исторического движения нации. Русская идея не является статичной. У В.С.

Соловьева она заключалась в восстановлении на земле образа божественной Троицы:

триединства церкви, государства и общества. Ф.М. Достоевский возлагал большие надежды на русский народ как на мессианского носителя высшей духовной истины, которая утрачена Западом. По Н.А. Бердяеву, эта идея «коммюнитарности и братства людей и народов, искание новой общности», идея «Града Грядущего», в ней отразился особый мир России.

Но, несмотря на всю патетику, которая обычно возникает при обсуждении русской идеи, стоит прислушаться и к мнению О.Д.

Волкогоновой, которая в своей работе «Русская идея»: мечты и реальность»

предупреждает, что, при имеющимся у «русской идеи» позитивным потенциале, в современное время ее развитие может быть двояким: с одной стороны, она может быть стимулом цивилизационно-исторического самоопределения России, с другой, если национальную самобытность станут воспринимать как нечто самодовлеющее, она может стать деструктивным фактором. Ведь любая национальная идея дает не только средство консолидации нации для преодоления кризисных процессов, но может порождать и ксенофобские общественные формы, например, такие как немецкий нацизм или итальянский фашизм.

Человек признается Н.А. Бердяевым противоречивым существом, поскольку он, с одной стороны, устремлен к высшим ценностям и высшему Божественному бытию, но, с другой, имеет в себе бездну тьмы. В этом контексте философ пишет о своих чувствах: «Я чувствовал погруженность в бессознательное лоно, в нижнюю бездну, но еще более чувствовал притяжение верхней бездны трансцендентного»7. Понимание природы коллективного бессознательного Н.А. Бердяева не тождественно объяснениям этого феномена, данное К. Юнгом, который признавал только универсально-типический, всеобщий характер архетипов коллективного бессознательного. Русский мыслитель ставил содержание коллективного бессознательного в зависимость от особенностей его субъекта (например, от его национально-культурной природы). По его мнению, в процессе исследования этого содержания необходимо учитывать формы культурноисторического опыта, который неизбежно сказывается не только на содержании сознания, но и бессознательного.

О противоречиях национального характера русского человека писали многие наши отечественные мыслители, выводя их уже на социальный и духовный уровень. Так, А.И. Герцен говорит об имеющимся противоречии между воспитанием и нравами, которое нигде не достигало такой остроты, как в дворянской Руси, где учителя, книги и университет говорят одно, а родные, близкие и вся среда утверждают совершенно противоположное о «были жизни вокруг». Если первое – понятно уму и сердцу молодого человека, то со вторым согласны лишь «предержащие власти и денежные выгоды»8. Подобный дуализм между «словами ученья» и «былью жизни»

присущ и современной российской общественной жизни, где в книгах и университетах пытаются культивировать одни ценности, а в политической и правовой реальности молодые люди сталкиваются с чем-то противоположным. Пожалуй, следует согласиться с позицией Н.А. Бердяева, утверждавшего, что «русский народ можно характеризовать лишь противоречиями. Русский народ с одинаковым основанием можно характеризовать, как народ государственно-деспотический и анархическисвободолюбивый, как народ склонный к национализму и национальному самомнению, и народ универсального духа, более всех способный к всечеловечности, жестокий и необычайно человечный, склонный причинять страдания и до болезненности сострадательный. Эта противоречивость создана всей русской историей и вечным конфликтом инстинкта государственного могущества с инстинктом свободолюбия и правдолюбия народа»9.

Противоречивость национального характера русского народа вызвана дихотомическим характером архетипов его этнокультурного бессознательного, являющихся, с одной стоны, исторической «памятью»

нашего этноса, своеобразным опытом, полученном в ходе этногенеза, с другой, детерминантами, непосредственно воздействующими на ход современного развития политических и правовых процессов российского общества. Противоречивость русского национального духа нашло свое Бердяев, Н. А. Самопознание. Сочинения / Н.А. Бердяев. М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. С. 297.

Бердяев, Н. А. Самопознание. Сочинения / Н.А. Бердяев. М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. С. 33.

Бердяев, Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма / Н.А. Бердяев. М., 1990. С. 15.

отражение не только в социальных процессах и институтах, но также и в архитектуре российских городов.

Ю.М. Лотман дает не вполне точную оценку архетипу русского бессознательного, лежащего в основе архитектурного образа Петербурга. По его мнению, это два архетипа: вечного Рима и невечного, обреченного Рима (Константинополя), дающие северной столице двойную перспективу, выражающуюся в вечности и обреченности одновременно. Вписанность города в эту двойную ситуацию позволяет одновременно трактовать его и как парадиз, своего рода утопию идеального города будущего, реальное воплощение Разума, и как зловещий маскарад Антихриста10. Думается, что это все-таки один архетип, оказывающий такое антагонистическое воздействие на архитектурный облик Петербурга. Так проявляется архетип «Самость» этно-коллективного бессознательного, представляющий собой центральный архетип русского человека, определяющий все его душевные свойства.

Многие отечественные мыслители отмечают, что в архетипах русского сознания идея справедливости, «искания царства правды» занимает особое положение11. Она является своеобразным ответом, компенсаторным механизмом произволу и авторитаризму государственной власти.

Справедливость понимается нами как производное от слова «правда», которая есть не только истина, поскольку всегда выстрадана и за нее «живота не жалеют». «Не в силе Бог, а в правде», – эти слова Александра Невского можно считать идеалом русского народа. Это идеал нравственной мощи русского народа, которая одухотворяет его физические силы. По Н.А.

Бердяеву, русская душа – мятежная, ищущая, странническая, взыскующая Нового Града, никогда не удовлетворяющаяся ничем средним и относительным, она не сознает каких-либо пределов и простирается беспредельно, требует всего или ничего, ее настроение бывает либо апокалипсическим, либо нигилистическим. Все свои творческие порывы она привыкла соподчинять чему-то жизненно-существенному: религиозной, моральной и общественной правде. Русский правдолюбец хочет не меньшего, чем полного преображения жизни и спасения мира. Русская душа берет на себя бремя мировой ответственности. Ее архетипические свойства накладывают свой отпечаток на структуру российского общественного сознания, придавая ему широкий объем и духовную силу.

Н.А. Бердяев был убежден, что русские, в большей или меньшей степени, сознательно или бессознательно являются хилиастами, т.е.

приверженцами учения о наступлении на земле тысячелетнего Царства Божьего. К бессознательным хилиастам он относил русских революционеров, у которых важной частью их социалистической идеологии была эсхатология. Философ, характеризуя русский атеизм, нигилизм и материализм, утверждал, что они имеют православную окраску. «В более Лотман, Ю.М. Семиосфера / Ю.М. Лотман. С.-Петербург, 2000. С. 324.

Степин В.С. Гражданское общество, правовое государство и право // Вопр. философии. 2002. № 1. С. 24глубоком слое, не нашедшем себе выражения в сознании, в русском нигилизме, социализме была эсхатологическая настроенность...

обращенность к концу. Речь всегда шла о каком-то конечном совершенном состоянии, которое должно прийти на смену злому, несправедливому, рабьему миру»12. Как на сознательном, так и бессознательном уровнях эсхатологические настроения присутствуют и в общественной жизни современной России. Как это ни парадоксально, но даже действующая Конституция РФ, принятая в 1993 году под сильным идеологическим прессингом либерализма, отличается эсхатологической и идеалистической направленностью13. Более того, особенность всех наших отечественных конституций заключается в том, что в них в социальном и правовом отношении фиксировалось не то, что в общественной жизни сложилось и в итоге юридически узаконилось, а то, к чему наша политическая элита устремлялась. Так, в нынешней российской Конституции говорится, что Россия – это правовое и социальное государство. Но вряд ли с этим суждением можно согласится как отражающее действительное положение дел в отечественной политико-правовой ситуации. Оно может послужить только в качестве ориентира общественного развития. Наша Конституция стала частью «розовой библиотеки», выполняющей идеологические функции по созданию будущего Града солнца. Поглощенность будущим проявляется не только в рамках государственно-правового порядка, но и на политикобытовом уровне.

Б.П. Вышеславцев отмечает, что русская сказка, разоблачая общественную вражду и жажду социальной утопии, раскрывает все, что тщательно скрыто в жизни, в ее официальном благочестии и государственной идеологии. В ней присутствует постоянная тема о том, как простой мужик становится министром или царем. Ее обычным завершением становится, что после опасных и трудных подвигов он от ран «скоро поправлялся, зелена вина напивался, заводил пир на весь мир; а по смерти царя начал сам царствовать, и житие его было долгое и счастливое» 14.

Похожие идеи высказывает Е.Н. Трубецкой в своей работе «Иное царство» и его искатели в русской народной сказке», где им исследуются «смысложизненные» архетипы русской народной сказки15, которые выполняют функцию своеобразной «матрицы» политической и правовой жизни русского народа. Автор разбирает идиомы «Куда глаза глядят» и «Туда – сам не знаю куда», являющиеся традиционными в русской сказке для искателей «иного царства», в котором все по-другому – «там хорошо, где нас нет». Мечты сказочных героев отражают архетипические смыслы царства «золотого века», до которого можно добраться, если преодолеть большие Бердяев Н. А. Самопознание. Сочинения. М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. С. 197.

Гуляихин, В. Н. Идеализм российского Основного закона как фактор правового нигилизма / В. Н.

Гуляихин // Новая правовая мысль. Научно-аналитический журнал. Волгоград, 2004. № 4 (7). С. 19-21.

Трубецкой, Е. «Иное царство» и его искатели в русской народной сказке / Е. Трубецкой // Литературная учеба. 1990. № 2. С. 106.

трудности: «кривой дорогой три года ехать, а прямой – три часа; только прямо-то проезду нет», «пешему тридцать лет идти, на крыльях – десять лет нестись». С некоторыми допущениями можно провести параллель между утопизмом русской сказки, которая задает параметры нового материального мира, основанного, прежде всего, на поглощении материальных ценностей – «есть досыта, хлебать из кисельных рек с молочными берегами», и романтическим идеализмом действующей российской Конституции, юридически закрепившей в 1993 году статус нашей страны как социального государства, т.е. такого, которое уже обеспечило своим гражданам социальную справедливость, материальное благополучие и защищенность.

Но таковым оно не являлась ни тогда, ни сегодня. Е.Н. Трубецкой возможно выглядит излишне пессимистичным, когда утверждает, что реализация построения сказочного царства на практике приводит к «разбитому корыту»

и необходимости начинать все строить заново. Но исторический опыт подтверждает его правоту: в России провалились попытки претворения в жизнь как коммунистического, так и либерального проектов. Сейчас она избрала этатистские идеалы. По всей видимости, и этот проект будет провальным, поскольку он плохо соотносится с идеалами царства правды и Града солнца, его единственным надежным социальным основанием является чрезмерно раздутый бюрократический аппарат.

Е.Н. Трубецкой характеризует одну архетипическую особенность русской сказки, которая является во многом определяющей для менталитета русского человека. Подчеркивая амбивалентность былинного героя и сказочного (если мощь былинного богатыря заключена только в его физической силе, то сказочного героя – в помощи магических помощниках), он отмечает, что этими помощниками чаще всего выступают ведающая тайнами «женская сила», «вещая женка». Сказочный герой бессилен выполнить приказ «Пойди туда – не знаю куда, и принеси то, не знаю что», пока на помощь не приходит жена. Мудрость здесь олицетворяется не мужским образом, а женским. Героине, а не герою отводится руководящая роль. «Избранник этой магической мудрости обрекается на совершенно пассивную роль: от него требуется только безграничное доверие, покорность и преданность той высшей силе, которая его ведет. Личные свойства героя, его сила и ум тут не играют никакой роли. Его человеческое дело в сказке – ничто»16. Может здесь лежит ключ к решению российских проблем? И «мужской» (большей частью по физиологическим признакам, но не по душевным качествам) российской политической элите, которая порой и сама не знающая в каком направлении ей следует идти, необходимо опереться на великую «женскую силу», способной «и коня на скаку остановить, и в горящую избу войти», при этом великолепно пользующейся своей интуицией?

Трубецкой, Е. «Иное царство» и его искатели в русской народной сказке / Е. Трубецкой // Литературная учеба. 1990. № 2. С. 112.

Подчеркивая женственный характер сказочных грез, Е.Н. Трубецкой говорит о женственном мирочувствии, рождающее в русской ментальноcти надежду на «другого», на которого можно переложить всю ответственность и просить у него помощи. По его мнению, «в русской сказке ярко выражены женственные качества души, поэтическая мечтательность, нежность, восторженность, переходящая в экстаз: а рядом с этим гамма мужественных тонов звучит в ней сравнительно слабо»17.

Во все времена в сказочной символике всех народов крылья служат образом одухотворения. Полет в сказке говорит о стремлении человека к духовному, более высокой степени его мышления и существования, ибо «весь мир стремится подняться над собою в человеке и через человека»18.

Победа над силой притяжения является символом победы над вульгарным бытием. Деятельный, активный характер русского человека проявляется в духовном искании царства правды. Но он не знает, где его искать, поэтому мечется в своем социальном и духовном поиске. Б.П. Вышеславцев был убежден, что область подсознательного в душе русского человека занимает исключительное место. Он часто не знает, что же он хочет, куда его тянет, отчего ему грустно или весело19. У русского человека бывают мгновенные и непреодолимые желания, вызванные жаждой жизни и любовью к ней, но не имеющие ясной цели и четких ориентиров. Эта ментальная особенность нашла свое отражение в сказочном образе Иванушки-Дурачка, который, пролежав долгое время на печи, вдруг вскакивает и кричит: «Эх вы, тетери, отпирайте двери, хочу идти туда, сам не знаю куда».

В отличие от славянофильски настроенных отечественных мыслителей многие западные исследователи далеко не всегда восторженны в оценке архетипического сознания русского народа. Так, в своей книге «Убиенный царевич: Русская культура и национальное сознание: закон и его нарушение»

А. Безансон говорит о повторении архетипических ситуаций в российской истории. Это вызвано, по его мнению, традиционными отношениями русского человека к богу, государю и власти. «Символы, выражающие эти отношения, одни и те же, независимо от того, отвергается власть или принимается. Принятая, она обретает форму очень жесткого, требующего жертвенности «закона», который… признается основой русскости. Если же власть отвергается, то и мятеж принимает самые крайние формы, о которых также утверждается, что они есть часть национальной самобытности…». А. Безансон далее пишет, что русская история «наполнена страданиями, связанными с формой правления, то есть с несчастьями скорее нравственного, нежели физического характера. Конечно, человек повсюду несчастен. Но есть страны, где несчастья не проистекают Трубецкой, Е. «Иное царство» и его искатели в русской народной сказке / Е. Трубецкой // Литературная учеба. 1990. № 2. С. 117.

См.: Вышеславцев, Б.П. Русский национальный характер / Б.П. Вышеславцев // Вопросы философии. 1995.

Безансон, А. Убиенный царевич: Русская культура и национальное сознание: закон и его нарушение. М.,

или проистекают лишь изредка, из политики. В России несчастье скорее государственное, нежели частное»21. Пожалуй, здесь можно с ним согласиться, но далее он делает необоснованное заключение, что «государственное» несчастье русского народа вызвано принятием Русью православия, которое якобы и привело к тому, что церковь и царство стало рассматриваться не как конкурирующие общественные структуры, а как единое целое, что и не позволило развиться правовой системе, способной регулировать отношения между этими общественными институтами.

Поэтому, оказывается, в России и не были созданы правовые формы, способные защищать права русского человека. Поражает односторонность оценки А. Безонсона. Историко-политические спекуляции о косвенной повинности православной церкви в особых страданиях русского народа совершенно несостоятельны. Но и то чувство соперничества, которое так позитивно оценивает А. Безонсон, далеко не всегда однозначно прогрессивно для исторического прогресса. Например, оно привело к двум мировым войнам среди христианских наций, чьими духовными воителями выступала католическая церковь… По мнению, А.И. Герцена западный человек «… никогда не забывает личных видов, положение его вообще стесненное и нравы приложены к жалкой среде»22. Он сначала удивляет нас своим профессионализмом, но затем разочаровывает своей односторонностью, оскорбительной самонадеянностью и самодовольством. В свою очередь русские люди удивляют Запад своей «загадочной» душой. Мы и сами для себя являемся загадкой. У нас в конфликте сознательного и бессознательного последнее слово обычно остается за вторым.

Влюбляясь, каждая из нас считает себя самой счастливой женщиной, которой достался самый лучший мужчина. Тогда почему мы выходим замуж за любящих, а живем с деспотами, выбираем верных, а плачем по ночам в подушку от бесконечных измен, ищем помощь и поддержку, но сами превращаемся в ломовых лошадей? Разве об этом мы мечтали всю свою романтическую юность, и разве таким мы представляли себе то самое женское счастье? Конечно, нет! Но все вокруг лишь разводят руками и обреченно вздыхают: «C’est la vie! Мужик нынче обмельчал и перевелся! Радуйтесь, что хоть руки не распускает! И вообще, радуйтесь, что он есть!» Но как-то не радостно… «Очень обидно не быть любимой, особенно если ты этого заслуживаешь!» - думаем мы. Но заслуживаем ли мы любящих, заботливых, верных, благородных мужчин? Да?! Тогда почему привлекаем в свою жизнь агрессоров, бабников, мошенников, алкоголиков или насильников?

Природа притяжения недостойных мужчин

«Подобное притягивается подобным!» - гласит один из основополагающих законов Вселенной и утверждает неопровержимая закономерность в психологии. Все, что мы яростно и с натиском отрицаем в себе, требует выхода и отражения. Швейцарский психолог Карл Юнг определил, что несовместимые с осознанием себя и непринятые личностью качества, вытесняются глубоко в теневое бессознательное. То есть качества, которые мы упорно не желаем признавать в себе (зависть, трусость, злость, эгоизм и т.д.), наше подсознание прячет в «тень» и мы ошибочно полагаем, что избавились от постыдного и ненавистного груза. Однако подобный самообман играет с нами в опасную игру, поскольку непризнанные и отвергнутые личностные характеристики потребуют реализации, и во внешнем мире придут к нам через других людей. Точно так же и мы являемся «зеркалами» для нашего окружения, принимая и отражая проекции их негативных качеств, опасений и желаний. Таким образом мы «выбираем» и нас «выбирают» те люди, которые близки нам по внутренней глубинной сущности.

Находящийся рядом «плохой» мужчина укажет, какие именно негативные качества мы вытеснили в «тень». Например, женщина, которая не желает признавать свою меркантильность и считает деньги основополагающим мужским качеством, имеет самые высокие шансы встретить мужчину крайне прижимистого и экономного. Другая, принимая собственную жертвенность за благодетель, обязательно найдет на свою голову палача, насильника или карателя, которые всегда появляются там, где есть «жертва». Преисподняя нашего бессознательного преследует нас повсюду и отбрасывает «тень» (отрицание своего Я, отсутствие любви к себе, комплексы, страхи), вынуждая мужчин проявлять все атрибуты, которые мы ненавидим и всячески подавляем.

Есть еще один закон, несущий с собой проблемы - закон о притягивающихся противоположностях. Он имеет те же следствия, что и закон «подобности», но проявляется тогда, когда мы придаем слишком большое значение своим преимуществам и категорически осуждаем мужчин, не имеющих таких же качеств. Однако природа мудра, она всегда стремится к гармонии и равновесию. Поэтому на каждую умную женщину найдется недалекий мужчина, на каждую сильную «бабу» - слабый тюфяк, а на каждую трудолюбивую пчелку - трутень-бездельник. Партнеры с противоположной системой ценностей приходят к нам, как некие духовные учителя, призванные научить нас признавать за собой и за другими право оставаться самими собой. «Злые» мужчины-учителя изменятся к лучшему или вообще исчезнут из нашей жизни, как только мы усвоим принесенный ими урок.

Сценарии развития отношений зависимости

Обижаясь на мужчину, который выступает в роли индикатора и указывает на ваши внутренние комплексы и противоречия, вы только сильнее укрепляете его позицию по отношению к вам. Существует стереотипное развитие сценариев, по которым женщине положено всячески бороться с незавидной участью посредством ожесточенной войны с нерадивым мужем. Но, может, стоит копнуть глубже и осознанно посмотреть на причины, которые зеркально проецируются на поверхность? «Где зарыта собака» и каковы истинные мотивы появления в жизни «достойной» женщины «недостойного» мужчины?

Сценарий 1. Мужчина-тиран

Урок, который несет в себе мужчина, распускающий руки, чаще всего указывает на вашу неспособность любить себя и позволять себе быть неидеальной женой, женщиной, хозяйкой и т. д. Вы во всем чувствуете свою вину и, подавляя ее, пытаетесь всячески заслужить милость. А когда женщина вечная жертва, тогда мужчина превращается в тирана, приводящего в исполнение ее же собственный сценарий, согласно которому провинившийся должен понести справедливое наказание.

Что делать?

Возьмите себе право быть правой и станьте хозяйкой собственной жизни. Признавая свое несовершенство, вы берете ответственность за происходящее в окружающей реальности и не ищете подсознательно, того, кто разделит вашу жизнь на «правильно/неправильно». А значит, перестаете нуждаться в боли, которая заставит учиться уважать себя и выстраивать границы дозволенного.

Сценарий 2. Мужчина-бабник

Любвеобильный мужчина, протоптавший дорожку «налево», подсознательно демонстрирует вам вашу же заниженную самооценку, и зашкаливающую неуверенность в собственной женственности. Вам может казаться, что такая дурнушка-толстушка-глупышка, как вы - недостойна любви, и неосознанно будете толкать любимого в объятия красавиц и умниц. Провоцируя мужчину на любовное преступление, вы глубоко в душе рассчитываете, что он бросится к вашим ногам и станет убеждать и доказывать, что лучше вас нет. Но может ли так думать он, если даже вы в это не верите?!

Что делать?

Поднимайте в собственных глазах самооценку, упавшую ниже плинтуса. Приведите в порядок свою внешность и гардероб, посетите курсы по саморазвитию и запишитесь на танцы, поднимающие женскую энергетику. Учитесь любить себя и принимать такой, какой вас создал Бог. Женщинам с сильным женским началом не изменяют!

Сценарий 3: Мужчина-алкоголик

Пьющий мужчина заливает алкоголем не столько свою слабость, сколько вашу напористость и непомерную силу в борьбе с его зависимостью. Чем больше вы прикладываете усилий, чтобы изгнать «зеленого змея» из своей семьи, тем беспробуднее запои мужа. В пьянстве он демонстрирует мужскую силу характера, которую вы отрицаете в нем, но взращиваете в себе. На вашу силу давления: «Ты слабак! Не мужик! Алкоголик!» он отвечает силой мужского упрямства: «Хочу и буду пить! Я мужик! Сам решаю!».

Что делать?

Ослабьте хватку, позвольте мужчине не доказывать таким способом, кто в доме мужик, и за кем сила! Искренне отдайте ему не свойственную женщине роль главы семьи. Пусть он принимает решения, а вы, как мудрая жена, координируйте их в нужное направление! И даже если у него не сразу получится «по-вашему», будьте терпеливы! Ему понадобится время, чтобы вам поверить. Признайте свою женскую слабость, в которой и заключается истинная сила.

Сценарий 4: Мужчина-неудачник

Непреуспевающих, ленивых и безответственных мужчин, как правило, в свою жизнь привлекают женщины, привыкшие во всем доминировать. Тотальный контроль, лидерство, критиканство, дрессировка - лучшие помощники в воспитании мужчины, который никогда не захочет брать на себя ответственность и решать финансовые вопросы. Внутренний страх иметь партнера, которому вы не соответствуете, толкает вас на обесценивание находящегося рядом мужчины. Вдруг его уведут?! А на неудачника точно никто не позарится, поэтому подсознательно вы боитесь позволить себе успешного и достойного лучшей женщины мужчину.

Что делать?

Достаньте из подсознания собственную неуверенность, безответственность, нерешительность. Признайте за ними право быть. А если вы хотите мужчину с противоположными качествами, то сначала придется развить их в себе. Иначе, за какие такие заслуги судьба должна вас наградить принцем с белым конем? Только подобное привлекает подобное, и только достойная женщина привлекает достойного мужчину.

Сценарий 5: Женатый мужчина

Женатые мужчины, которые по каким-то причинам не удовлетворены своим семейным положением, всегда ловко выделяют в толпе «подходящих» на параллельные отношения женщин. Да, возможно, он просто бабник, но почему-то он выбрал именно вас, а не женщину, которая сознательно ищет несвободного мужчину. И как бы вы не демонстрировали откровенный протест, не этот, так следующий «женатик» снова и снова будет стучаться в вашу дверь. Причины такого нездорового «магнетизма» могут крыться во внутренней неуверенности или подсознательном страхе развивать перспективные отношения.

Что делать?

Поговорите с собой откровенно! Чем для вас привлекательны несвободные мужчины? Опытом или, возможно, тем, что они кому-то уже нужны, значит - проверены и подходят на роль мужа? А может, наоборот, вам не нужна забота и ответственность по имени «семья» и вы предпочитаете безнадежно женатых мужчин? В любом случае вам придется сначала самой стать свободной от установок, запрещающих выстраивать отношения со свободным мужчиной.

Подобных сценариев очень много: мужчина-ревнивец, мужчина-манипулятор, мужчина-ребенок, мужчина-друг и т.д. Причинно-следственные связи, вызывающие их развитие, индивидуальны. И все же доподлинно известно, что корни зла исходят от неприятия собственной женской природы, от нелюбви к себе или от неумения оставлять за собой право на ошибку. Мы запускаем программу саморазрушения, когда перебираем на себя мужские обязанности и энергию силы. Мужчина возле такого «гитлера в юбке» уходит в запой, в загул или в иждивенство. Но даже когда на горизонте появляется долгожданный «король», мы убегаем, сломя голову, поскольку боимся признаться, что не способны соответствовать такому идеальному спутнику. Нам сложно смириться со своим несовершенством. Остается лишь одно: признать в себе то, что принято называть «тараканами», и перестать бессмысленно тратить бесценную энергию. Ее стоит перенаправить в созидательное русло, используя для развития в себе гармоничной личности, без которой невозможна достойная женщина. А, как известно, подобное непременно притянет подобное!

Многие женщины считают, что вокруг не осталось нормальных, достойных мужчин. Добрых, отзывчивых, ласковых. Одни грубияны, хамы и охотники за женским телом.

Действительно наша планета наполнена разными людьми. Разного цвета кожи, волос, разного темперамента, стиля и уровня жизни. НО….

Хочу вас обрадовать, для каждого найдется близкий по духу человек. Просто иногда Вселенная помогает нам стать чуть лучше, чтобы тот, о ком мы мечтаем, встретив нас, сразу влюбился. Об этом и поговорим в сегодняшнем материале.

Часто бывают ситуации, когда нам попадаются не те мужчины, и мы не знаем, как поступить, с чего начать и как восстановить силы после такой встречи, еще хуже, если таких несчастных встреч и грустных отношений было несколько.

Мы, начинаем обвинять во всем мужчин, мужчины – женщин. Грустим, переживаем, расстраиваемся, что опять не получилось. Я снова одна…

Чтобы ситуация еще больше не усугублялась, давайте разбираться вместе, почему нам попадаются не те мужчины, которых бы мы хотели видеть рядом с собой?

Говорить об этом можно бесконечно, но так и не найти правильного ответа. А все потому, что вопрос изначально был поставлен неправильно. Мы не можем изменить мужчин, которые нам попадаются, но мы можем изменить себя, чтобы нам стали попадаться другие мужчины. Это проверено на себе и на моих клиентках. Поэтому пишу так уверенно.

Сейчас я хочу предложить небольшой план действий для женщин, которые привлекают в свою жизнь вот таких неблагополучных мужчин. И самое первое, о чем хочу вас попросить, прекрасные женщины, - это согласиться с написанным мной и дать себе время осознать, что написано и почему я написала именно так. Возможно, сразу после прочтения ваше эго будет ругать меня и убеждать вас, что вы не виноваты. Мол, ты молодец, а все мужики сво…, но это, как мы выяснили, далеко не так.

Итак, начнем.

Меняем позицию жертвы (ОН ВИНОВАТ) на позицию сильного человека (ДЕЛО ВО МНЕ):

С чего стоит начать, так это с постановки вопроса. НЕ почему мужчины ПОПАДАЮТСЯ, а почему Я ПРИВЛЕКАЮ не тех мужчин?

Чувствуете разницу? Когда мы спрашиваем, почему мужчины попадаются не те, мы перекладываем ответственность с себя на них. То есть мы как бы здесь ни при чем, мы никак не можем повлиять на ход событий своей жизни. Мы принимаем позицию жертвы обстоятельств, жертвы мужчин. Все мужики сво…, мы королевы. Но ведь это далеко не так! Вокруг много достойных мужчин, только видим ли мы их?

Задавая вопрос с позиции сильного человека, мы берем ответственность на себя и отдаем себе отчет в том, что это Я ЧТО-ТО ДЕЛАЮ НЕ ТАК! Мужчины здесь ни при чем! Вся ответственность за мою жизнь лежит на мне, и я могу ее изменить.

Когда ты на любую ситуацию будешь смотреть с этой точки зрения, тогда у тебя будет появляться масса возможностей для улучшения себя и своей жизни.

Задавая вопрос: «Почему я привлекла этого мужчину?» или «Почему позволила обращаться с собой так?» и «Что стоит делать, чтобы отношения развивались по другому сценарию?», ты будешь отвечать на них по-другому, ты будешь легко видеть свои ошибки и исправлять их в будущих отношениях.

Поэтому, задавай себе ТОЛЬКО ПРАВИЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, которые находятся в зоне твоей ответственности, ответы на которые помогут тебе стать чуть-чуть лучше.

Каждая ситуация - подарок и сигнал Бога для меня:

Каждый человек, каждая ситуация дается нам ТОЛЬКО ДЛЯ ТОГО, чтобы мы выросли морально, психологически!

ЛЮБАЯ ситуация помогает нам стать добрее, сильнее, терпимее, учит любить себя и людей еще больше. А также чистит нашу голову от ненужных мыслей и подсказывает нам, что мы делаем не так.

Стоит помнить о том, что есть, что Бог любит каждого из нас очень сильно, больше чем кто-либо другой. И каждой ситуацией, каждым человеком он старается изо всех сил нам помочь. А так как путь через страдания - самый короткий, их мы и получаем. НО, не замечая знаков свыше, мы получаем повторяющиеся ситуации вновь и вновь. Несчастные отношения снова и снова.

Учитесь благодарить Бога и людей, которые встречаются вам на пути. Возможно именно этот мужчина, который сыграл в вашей жизни эпизодическую роль, помог вам осознать собственную важность, привлекательность, ценность.

А если ситуация тяжелая - благодарите вдвойне. Ищите плюсы в любой ситуации. Если посмотреть на ситуацию шире, то можно найти много плюсов. Они есть везде.

А если ты сосредотачиваешься на плюсах, то плюсов в твоей жизни становится еще больше.

Учимся относиться к себе ДОСТОЙНО:

Окружающие нас люди относятся к нам так, как МЫ относимся к себе.

И если женщина сама себя НЕ уважает, НЕ ценит, НЕ любит, ставит себя на последнее место, ругает себя, а иногда и просто тихо ненавидит… подумайте, как к ней будут относиться другие люди?

Мужчины очень легко считывают внутреннее состояние женщины. Это просто чувствуется. Без слов, без движений. Иногда даже на расстоянии можно понять, КАК женщина относится к себе, КАК она позволит к ней относиться. Так в будущем и мужчина начинает относиться к женщине.

1. Кушайте только из чистой посуды и за , причем самые вкусные и полезные продукты. Пейте чай из красивых чашек, ешьте суп из ярких пиалок. Любимыми приборами и в любимом месте.

2. Одевайтесь только в чистые, выглаженные, приятные вещи. Вещи, которые подчеркнут достоинства вашей фигуры и скроют недостатки.

3. Ложитесь вовремя спать. Цените свое время.

4. Не пропускайте водные процедуры и всегда выглядите на все сто.

5. Ставьте на первое место себя. И занимайтесь тем, что нравится.

6. Помогайте другим только тогда, когда это хочется делать.

7. Развивайте себя. Обучайте себя. Стремитесь к лучшему.

8. Заботьтесь о себе. Балуйте себя, НО без ненужных капризов. ВСЕ ХОРОШО В МЕРУ.

Вот это минимум, который поможет каждой женщине стать еще более счастливой и свободной, игривой и радостной, уверенной и достойной самого прекрасного мужчину.

Неприступная фемина, способная пригвоздить мужчину к месту одним взглядом. Загадочная, страстная, артистичная, непредсказуемая и, наверное, даже немного мистическая. Мужчины должны добиваться этой женщины, потому что загадка заводит. А тот факт, что роковая женщина неприступна, заводит вдвойне.

На самом деле: попытки изобразить из себя роковую женщину в современном мире выглядят как выступление на смотре самодеятельности. И заставляют мужчину испытывать странное чувство: делаешь что-то ты, а стыдно за это почему-то ему.

Бедная крошка


Нежный цветочек и бедный котик в одном флаконе: ручки-веточки, стоптанные кедики и глаза, полные неизбывной тоски. Наверное, ему захочется взять тебя на ручки, приласкать, согреть, накормить и немедленно на тебе жениться. Он же рыцарь и защитник, это инстинкт!

На самом деле: никакого« рыцарского» инстинкта не существует, конечно же. Это исключительно гендерное воспитание. Впрочем, определенный тип мужчин действительно тянется к «сироткам», но тебе же не нужен домашний тиран, верно? А остальные, пожалуй, не откажутся угостить тебя, бедолажечку, шаурмой. И на этом все. Потому что женщина, которая изображает из себя заплаканного ребенка, определенно истеричка. Как минимум. Как максимум — действительно заплаканный ребенок-переросток. О, нет!

Плохая девчонка


Идеальный образ! Можно делать все, что хочется, можно наплевать на все рамки и при этом стать необычайно привлекательной для мужчины. Комбо! На самом деле, кому могут нравиться эти пресные« хорошие девочки»? Двадцать первый век на дворе!

На самом деле: вот именно, двадцать первый. Девяностые кончились. Все дело в том, что ты действительно можешь делать, что хочешь, в том числе пить, курить, тусоваться в клубах до утра и разговаривать матом. Проблема в том, что если ты делаешь только это, ты выглядишь как реликтовый музейный экспонат. Очень мило, конечно, но вообще не возбуждает.

Прелесть какая дурочка


Мужчинам хочется быть самыми сильными и самыми умными, верно? Верно. Значит, образ наивной дурочки, которая без мужской помощи не в состоянии шагу ступить, должен их привлекать. Логично? Логично. Поэтому больше восторженных вскриков, больше хлопанья в ладоши, больше глупых вопросов и больше восклицаний« Ой, я ничего не трогала, оно само!». И это должно сработать!

На самом деле: нет ничего утомительнее чужой глупости, это во‑первых. Во‑вторых, беспомощность давно перестала быть сексуальной. В-третьих, ну в самом деле, если ты не знаешь, как включать тостер, можешь погуглить, верно? А если ты зовешь на помощь мужчину, то тут два варианта: или ты не соображаешь, что можно погуглить, или ты изображаешь из себя дурочку специально. Ни то, ни другое, как ты понимаешь, мужчину не привлечет.

Стерва 2.0


Не знаем, помнишь ты или нет, но в начале 2000-х книжные прилавки были завалены пособиями типа« Как стать стервой». Неизвестно, почему считалось, что стервы привлекают мужчин, а стервозность в принципе способствует счастливой и благополучной жизни. К счастью, странное веяние довольно быстро приказало долго жить. Но сегодня неожиданно вернулось — в новом воплощении. Современная стерва мутировала, и ее принципы теперь звучат так: покажи мужчине, что он ничего не стоит, если не готов бросить к твоим ногам мир, — это первое. Второе: мир прими, а его самого отталкивай. Пусть ползет за тобой и умоляет снизойти. Пусть сперва добьется! То, что дорого досталось, мужчины ценят!