Холотропное дыхание. Новый подход к самоисследованию и терапии. Холотропное дыхание — революционный метод С. Грофа

В наш век компьютерной техники, современных технологий и научно-технического прогресса серьёзно встал вопрос о психическом и духовном здоровье людей. В конце XX века мы встречаемся с широким набором психотерапевтических практик на основе “расширения сознания”, обещающих исцеление от различных болезней, оздоровление, личностный рост и развитие творческих способностей. Одной из таких практик является широко рекламируемая холотропная терапия. Что представляет собой эта практика?

Понятие о холотропных состояниях сознания
и холотропной терапии

В 70-х годах XX века благодаря трудам Леонарда Орра и Станислава Грофа было основано движение “Свободное дыхание” (Free Breathing). Все применяемые психотехники основаны на вызове изменённых состояний сознания посредством гипервентиляции. С. Гроф совместно с супругой Кристиной в 1975 г. оформили методику новой техники, получившей название холотропной терапии (холотропного дыхания). Данный вид терапии способствует возникновению так называемых холотропных состояний. Словохолотропный буквально означает ‘обращённый к цельности’ или ‘движущийся к целостности’. С. Гроф считает, что в холотропных состояниях сознание видоизменяется качественно глубоко и основательно, но не становится сильно повреж­дённым и ослабленным .

Теоретически методика холотропного дыхания основана на данных психоделических исследований и, по мнению С. Грофа, хорошо с ними сочетается. Холотропные состояния сознания могут вызываться целым рядом психотехник древних и туземных (шаманских) культур. Элементы техник для достижения этих состояний существуют в пранаяме - древнеиндийской науке дыхания, а также входят в упражнения кундалини йоги, сиддха йоги, тибетской ваджраяны, суфийских практик, буддийской и даосской медитаций. С. Гроф акцентирует: “…веками был известен факт, что с помощью дыхания, регулируемого различными способами, возможно оказывать влияние на состояние сознания” .

При проведении сеанса холотропного дыхания используют простые средства: осознанное управляемое дыхание, понуждающую музыку в сочетании с другими формами звукового воздействия, целенаправленную работу с телом, рисование мандал и др. С. Гроф пишет: “…важно также подчеркнуть, что эпизоды холотропных состояний разной длительности могут также возникать сами собой, без какой-либо устанавливаемой причины и часто против воли вовлечённых в них людей” . Он подчёркивает, что использование холотропных состояний является новейшей разработкой (курсив наш - и. М .) в западной психиатрии.

Увеличение частоты и глубины дыхания ослабляет психологические защиты и ведёт к высвобождению и проявлению “бес­сознательного” и “сверхсознательного” в психике человека. С. Гроф пишет, что во время холотропных состояний у человека могут появляться глубокие психологические прозрения и переживания, во время которых есть возможность переживать психологическую смерть и возрождение, широкий спектр трансперсональных явлений; обнаруживать память других “воплоще­ний”, встречаться с архетипическими образами, общаться с “бес­плотными существами” и посещать бесчисленные мифологические ландшафты.

Практика холотропной терапии

В Москве практикой проведения сеансов холотропного дыхания занимается ряд психологов и энтузиастов. Базовым учебным заведением по подготовке подобных “специалистов” является Институт трансперсональной психологии, который возглавляет кандидат философских наук Владимир Майков.

Сеансы холотропного дыхания предполагают: 1) подготовительный этап; 2) вступительную беседу ведущего перед участниками сеанса; 3) разминочную часть с использованием кундалини сиддха йоги; 4) гонг-медитацию; 5) непосредственный этап дыхания; 6) рисование мандал; 7) групповое обсуждение переживаний.

Во время подготовительного этапа все желающие участвовать в сеансе заполняют специальные медицинские анкеты, в которых они указывают имеющиеся заболевания и перенесённые операции. Врач просматривает эти анкеты, на основании чего ин­дивидуально решает вопрос о допуске к участию в сеансе каж­дого кандидата. Всем участникам сеанса холотропного дыхания выдаётся памятка “холонавта” (дышащего), в которой определены правила проведения сеанса и указаны заболевания, при наличии которых участие в сеансе запрещено. Во время вступительной беседы ведущий сеанса рассказывает участникам об исключительной роли холотропного дыхания, о переживаниях, о правилах поведения во время сеанса и о перспективах личного роста. Разминочный этап и гонг-медитация обычно проводятся “спе­циа­листами” из центра Я. Маршака. В настоящее время начинают внедряться элементы тантры и шаманских практик. Непосредственный процесс дыхания длится не менее одного часа и выполняется по системе С. Грофа: все лежат с закрытыми глазами, слушают музыку, ни о чём не думают, только часто и глубоко дышат и переживают. Методология проведения сеансов холотропного дыхания предусматривает наличие закрытого изолированного помещения с целью эффективного воздействия музыкальной вибрации, пронизывающей всё тело участников. В завершение сеанса дыхания все участники в обязательном порядке рисуют мандалы и обсуждают их содержание в составе группы под руководством ведущего тренинг.

С православных позиций методология хлотропного дыхания может характеризоваться следующим образом.

Во-первых, составляющие элементы холотропной сессии - работа с телом - кундалини сиддха йога, гонг-медитация, тантра и шаманизм являются оккультными практиками. Особенно деструктивный аспект связан с “пробуждением энергии кундалини”. Согласно учению древних индийских йогов, кундалини (“свёрнутая кольцом”) - это энергия, которая создаёт и поддерживает весь космос. В спящем виде она находится в основании позвоночника человека, в его тонком, или энергетическом теле - некотором поле, которое окружает и пронизывает тело физическое.

По утверждению ряда авторов, сила кундалини в своей основе является положительной и созидательной, но на первых этапах её прохождения возникает стресс, который может вызвать серьёзные психические расстройства (курсив наш - и. М .). При движении энергии происходит раскрытие чакр - центров психической энергии, что может вызывать сильные боли, возможно ухудшение зрения и даже его полная потеря; в процессе длительных медитаций, когда тело долго находится в определённой позе, может возникнуть частичный паралич одной из частей тела. Крайними негативными проявлениями этой энергии могут быть умопомрачение и даже смерть. Ещё в 30-е годы XX века теософ А. Клезовский описал те страшные явления, которые испытывает человек во время занятий практикой кундалини йоги. Он писал, что страдания надо переносить и “лучше за советами к врачам не обращаться, ибо вместо пользы можно принести себе существенный вред. Лечение этих болей обычными мерами невозможно” .

Во-вторых, все элементы процесса холотропного дыхания направлены на достижение человеком изменённых состояний сознания (ИCC). ИСС издавна привлекают внимание психологов и являются предметом серьёзного научного интереса. Вопрос, что относить к таковым состояниям, решается отчасти по некоторым психологическим критериям. Так как для достижения ИСС используются методики и элементы восточных практик, то человек под их воздействием (святые Отцы связывают это воздействие с влиянием злых духов) достигает приятнейших “духовных утешений”, “видений”, переживаний “блаженств”, “по­коя”, “мира” , “бесконечности” .

В-третьих, используется методика буддийской медитации, имеющая в своей основе безоценочное отношение к переживаниям. Погружение в ИСС обычно предлагается воспринимать “с полной открытостью”, без предубеждений и без каких-то определенных ожиданий: принимайте видения и переживания “без всякой цензуры”, не нужно ничего “из головы”, “идите в переживание”.

Психологи пишут, что в ИСС происходит регрессия, которая выражается в виде архаизации мышления, в переходе к более примитивным эмоциям, когда утрачен (или ослаблен) контакт с реальностью. Тогда воля и разум уже не отслеживают, сколько ещё осталось от былого контакта, и в каком историческом времени мы должны жить и действовать. Подобный подход к переживаниям, полученным в ходе сеансов холотропного дыхания, представляет собой форму духовного наркоза, “который не лечит, но отнимает чувство боли” .

В-четвёртых, среди методик восточных философских учений следует особо остановиться на медитативной технике. Существует много различных методов медитации и соответствующих медитативных переживаний. Термин медитация “…обозначает методы упражнения внимания для того, чтобы научиться произвольно контролировать психические процессы и развивать особые психические качества, такие, как сознавание, прозрение, концентрацию, уравновешенность и любовь. Медитация направлена на развитие оптимальных состояний сознания и психологического комфорта” .

Медитация рассматривается как центральная техника трансперсонального развития. Соответственно медитативные техники вызывают теоретический и практический интерес трансперсональной психологи . Ряд авторов прямо заявляет, что медитация представляет собой процесс развёртывания сознания (курсив наш - и. М .), “медитация - средство полной трансформации, преображения личности” . Следует подчеркнуть, что мандалы, которые рисуют участники сеанса холотропного дыхания, в некоторых техниках являются символами медитации. Не случайно рисование мандал выполняется в обязательном порядке с целью интеграции ИСС участников сеанса.

В-пятых, выделим методы звукового воздействия, среди которых отметим влияние трансовой музыки или “прорыва” посредством использования барабанной дроби, шаманского пения, криков зверей и других сильнодействующих звуковых элементов. Для создания и поддержания необычного состояния сознания (курсив наш - и. М .) музыка должна обладать высокими техническими качествами и достаточной мощностью.

По признанию С. Грофа: “Принципы акустического воздействия для расширения сознания были разработаны Элен Бонни (Bonny, 1973), бывшей сотрудницей Научно-исследовательского психиатрического центра в Кэтонсвиле (штат Мэриленд), где она принимала участие в психоделических исследованиях как музыкальный терапевт” . В России и странах СНГ в последние годы используется фонотека музыкальных записей, разработанная В. Майковым специально для сессий холотропного дыхания.

На основании вышесказанного можно сделать однозначный вывод: метод холотропного дыхания, разработанный С. Грофом взамен психоделической терапии, является комплексной медитативной психотехникой ярко выраженного оккультного содержания. Для православного христианина такой метод психотерапии неприемлем и недопустим.

В качестве примера деструктивных переживаний, возникающих во время проведения сеансов холотропного дыхания, остановимся на следующих темах. С. Гроф пишет: “В холотропных состояниях мы обнаруживаем, что наша психика имеет доступ ко множеству пантеонов различных мифологических персонажей” . Далее следует разъяснение о том, что архетипические фигуры (персонажи) можно разделить на две группы: первая включает в себя божественные или демонические существа, воплощающие специфические универсальные роли и функции, вторая - различных божеств и демонов, относящихся к отдельным культурам, географическим пространствам и историческим периодам. Приводятся примеры наиболее известных из них. В первой группе находятся: Великая Богиня-Мать, Ужасная Богиня-Мать, Мудрый Старец, Вечная Юность, Любовники, Обманщик и др. Во второй группе вместо обобщающего образа Великой Богини-Матери можно созерцать одну из её конкретных культурных форм - Деву Марию, индуистских богинь Лакшми и Парвати, египетскую Исиду и др. При этом оказывается, что “особенно часты встречи или даже отождествления (курсив наш - и. М .) с различными божествами, которые были убиты другими или же сами принесли себя в жертву, а затем вернулись к жизни” . Эти переживания, в зависимости от типа божеств, сопровождались чрезвычайно сильными эмоциями - от блаженного экстаза до цепенящего метафизического ужаса .

С. Гроф описывает также переживание встречи с Абсолютным Сознанием илиотождествление (курсив наш - и. М .) с ним. Высший космический принцип, или абсолютная реальность переживается через отождествление с Космической Пустотой, Ничем, Небытиём .

Рассматривая приведённые примеры переживаний, возникающих в холотропных состояниях, с позиции православного вероучения, следует подчеркнуть следующие моменты.

Во-первых, источниками указанных переживаний являются падшие ангелы - бесы. Из текста Священного Писания мы знаем, что Бог создал два мира: видимый и невидимый. Святитель Игнатий (Брянчанинов) однозначно объясняет порядок воздействия различных духов на человека: “Святые духи уклонились от общения с человеками как с недостойными такого общения; духи падшие, увлекшие нас в своё падение, смесились с нами и, чтоб удобнее содержать нас в плену, стараются соделать и себя, и свои цепи для нас незаметными. Если же они и открывают себя, то открывают для того, чтоб укрепить своё владычество над нами” . По причине действия падших духов на человека он испытывает сильные эмоции: от блаженного экстаза до цепенящего ужаса во время переживания встречи с “божест­вами”.

Во-вторых, происходит прельщение участников холотропных сеансов через образы переживаний: все прозрения, откровения и отождествления являются чистой формой прелести. Святитель Игнатий пишет: “Наше обычное состояние, состояние всего человечества, есть состояние падения, прелести, погибели <…> Отречёмся от всякого наслаждения духовного, от всех высоких молитвенных состояний, как недостойные их и неспособные к ним” .

В-третьих, отождествление с Абсолютным Сознанием и Пустотой - это также отождествление с демоническими пространствами. Преподобный Исаак Сирин пишет: “Истинные праведники всегда помышляют сами в себе, что недостойны они Бога” . И наоборот, “все самообольщённые считали себя достойными Бога: этим явили объявшую их души гордость и бесовскую прелесть” . Православному христианину нет нужды искать какого-либо отождествления с непонятным Абсолютным Сознанием, так как плодом искупительного подвига Господа нашего Иисуса Христа является не только освобождение человека от власти диавола, но и возвращение возможности общения с небом и небожителями: Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога Живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства ().

В-четвёртых, имеет место подмена учения Православной Церкви о сотворении мира из ничего непонятными и необоснованными ответами “эмпирического и трансрационального характера”, которые также являются происками падших духов. Человек очередной раз становится их жертвой: бесы дают знания, о которых не знает наука и о которых не сообщает Священное Писание. Переживание высшего космического принципа С. Гроф называет переживанием Божественного и даже встречей с Богом. Но его следующие слова: “Высший космический принцип может непосредственно переживаться в холотропных состояниях сознания, но не поддаётся никаким попыткам описать его или объяснить”

Станислава Грофа без преувеличения называют живым классиком, Фрейдом XXI века.

Он до сих пор лично ведёт тренинги по всему миру (недавно прошёл такой тренинг в Москве — "Приключение открытия себя") и преподаёт в Калифорнийском институте интегральных исследований. Выглядит он намного моложе своих 78 лет. На сеансах "холотропного дыхания" Гроф заново "рождался" более четырёх тысяч раз. Именно такое количество сеансов провёл психиатр-новатор за свои более чем 45 лет практики. Тысячи раз возвращался в сознание новорождённого — может, потому и выглядит так молодо?

Гроф написал более десяти научно-просветительских книг, создал успешно функционирующую Международную трансперсональную организацию, подготовил более ста тысяч сертифицированных преподавателей… Его тренинги посетили миллионы человек по всему миру. Обладатель высших научных степеней и престижных наград, Гроф является, кроме того, весьма состоятельным человеком. Казалось бы, можно уже "выйти на пенсию" и почивать на лаврах! Но нет.

Одна из книг Грофа называется "Неистовый поиск себя" (1990): это то, что он реализует на своём примере, — "вечный бой" с тенью, поиск совершенства. Согласно Грофу, "неистовый поиск себя" — проблема, стоящая лишь перед духовно раздробленными личностями, и то лишь до излечения. В ходе практики она переходит в стоящую перед психически здоровыми людьми другую задачу — сверхзадачу расширения сознания, духовной эволюции.

Как отмечает Гроф по итогам своих собственных "путешествий" в бессознательное (или, точнее, "сверхсознательное") и наблюдений за тысячами "путешествий", предпринятых его пациентами, выйти за этот предел позволяют три способа: приём ЛСД (который является нелегальным наркотиком), предложенная Грофом методика холотропного дыхания и психодуховный кризис, или "духовное обострение". Общим для этих трёх ситуаций, как пишет Гроф в предисловии к книге "Зов ягуара" (2001), является то, что они вызывают необычные состояния сознания, в том числе тот их подвид, который он называет "холотропным", то есть запредельным, в отличие от обыкновенного опыта, который он называет "гилотропным", то есть земным. Термин "холотропный" образован от греческих корней holos, что значит "целое", и trepein, что значит "двигаться в направлении". Вместе они означают "двигаться по направлению к целостности".

Гроф отмечает в "Зове ягуара", что в психоделической терапии (в настоящее время запрещённой, но бывшей легальной в молодые годы Грофа) такие состояния вызывались приёмом психоактивных препаратов, в том числе ЛСД, псилоцибина, мескалина, триптамина, производных амфетамина (ДМТ, экстази и др.). В методе холотропного дыхания, разработанного Грофом и его женой Кристиной в 1975 году, для изменения сознания применяется сочетание так называемого связанного дыхания (когда между вдохом и выдохом, выдохом и вдохом не делается паузы) и музыки, вводящей в состояние транса (часто этнической, трайбл: африканские барабаны, тибетские трубы и т.п.); иногда дополнительно применяется работа с телом. В случае "духовных обострений" холотропные состояния возникают самопроизвольно, отмечает Гроф, и их причины обычно неизвестны. Таким образом, третий метод — неконтролируемый, первый — нелегальный: остаётся только холотропное дыхание.

Гроф проводил свои исследования на протяжении более сорока пяти лет. Начал он с опытов с ЛСД. После открытия психотропных свойств препарата в 1943 году некоторое время предполагалось, что он вызывает симптомы, аналогичные шизофрении (и поэтому рекомендовался для приёма врачам-психотерапевтам), но впоследствии эта гипотеза была опровергнута. После запрещения этого препарата в США в конце 1960-х Гроф стал применять в своих исследованиях метод специального холотропного дыхания, в котором активно использовал опыт, полученный в ходе экспериментов с психоактивными препаратами (в том числе меры предосторожности).

Возможно, прототипом специфического дыхания, используемого в холотропном методе, было учащённое дыхание пациентов Грофа под ЛСД — в случае когда всплывшая из глубин подсознания проблема не могла быть сразу проработана, интегрирована в здоровую психику. Такое дыхание помогало им оставаться в расширенном состоянии сознания и разряжать тот психологический материал, который проявлялся в виде неприятных симптомов. Так "бэд трип" превратился в метод психотерапии.

Исследования в сфере психоделической терапии и личный опыт холотропного дыхания позволили Грофу сделать открытие, что за "последней границей" человеческого сознания — сознанием эмбриона — не стоит глухая стена (как может предположить материалист, исходя из предположения, что человеческая жизнь ограничена промежутком между зачатием и смертью). За этой "стеной", как выяснил Гроф, тоже есть жизнь, точнее, много форм жизни. Там лежат "сверхчеловеческие" миры, где время и пространство, ограничения памяти мозга и вообще текущего человеческого рождения перестают быть сдерживающими факторами. А именно — перестают сдерживать то, что всегда живёт внутри нас и ведёт свой "неистовый поиск" и до, и после нашей физической смерти. В некоторых философских и религиозных системах это "что-то" называется "душа", "сознание", "истинное Я".

Но даже не это, эмпирическое, доступное каждому доказательство существования "жизни после смерти", самое удивительное в опытах Грофа. Главное, с высоты духовного, сверхчеловеческого сознания становится очевидно: границы человеческого и те психологические барьеры, которые вызывают различные патологические эффекты, не дающие человеку стать собой, а затем пойти дальше, возвыситься над собой, — границы эти создаются не прихотью судьбы и подпитываются не чьей-то злобной волей, а самим человеком — точнее, его ложной, ограниченной самоидентификацией.

То есть получается, мы сами изо всех сил держим запертыми свои "двери восприятия", не давая войти в них истинному здоровью, процветанию и свободе. Человек тратит на поддержание своих психических барьеров очень значительные силы, намного большие, чем он может себе позволить! И эти силы можно использовать гораздо более рационально и выгодно. Например, эти силы, которыми человек держит свои "двери восприятия" на замке, могли бы помочь ему в путешествии за эти двери, а значит, позволить ему стать счастливой и духовно развитой личностью. И даже более того — шагнуть дальше, за границы человеческого, которые мы, получается, сами же себе установили.

Фактически Гроф за свою долгую жизнь создал целое новое направление не просто психоанализа, а тотальной сверхгуманистической психокоррекции, которая может быть полезна всем и каждому. С точки зрения Станислава Грофа, нам всем не мешало бы "подлечиться" по его методу — ведь, надо признать, даже самые здоровые люди по уровню сознания далеки от идеалов, которые демонстрируют духовно развитые личности, учителя человечества, просветлённые мистики. И он не мистик, просто он ставит планку выше, намного выше, чем это делают обычно в психотерапии.

Он обращает наше внимание на трагический разрыв между тем, к чему стремилось человечество, и тем постгуманистическим, механистическим обществом, к которому оно в настоящее время пришло. Гроф, будучи сам профессиональным медиком, доктором медицины, психиатром с пятидесятилетним опытом, выросшим на школе традиционного психоанализа, отмечает, что современная наука грешит однобокостью, граничащей со слепотой. Традиционная медицина упорно закрывает глаза на то, что проблема психического здоровья человека органически связана с проблемой его духовного развития, даже более того, она фактически противопоставляет эти процессы. Всё, что выходит за рамки традиционного мировосприятия, ограниченного весьма узкими рамками, получает ярлык "ненормальности". В одном из своих интервью Гроф отмечает: "С точки зрения современной медицины получается, что если отбросить ритуалы, оставив лишь специфическое поведение и необычные состояния сознания, то любая религия и духовность вообще — это чистая патология, форма душевного расстройства. Буддийская медитация, с точки зрения психиатра, — это кататония, Шри Рамакришна Парамахамса был шизофреником, Св. Иоанн Креститель — дегенератом, а Гаутама Будда — поскольку он ещё, так сказать, способен был на адекватное поведение — как минимум стоял на грани безумия… "

Одна из проблем современной медицины, по мнению Грофа, в том, что она склонна рассматривать любые изменённые состояния сознания, возникающие при определённых обстоятельствах у совершенно здоровых людей, как патологические проявления или даже один из симптомов шизофрении. Фактически медицина сейчас бессильна отличить пророческое видение (примеры которых предлагают нам священные писания разных народов мира: Библия, Коран, Тора, Бхагават-Гита и др.) от болезненного шизофренического бреда, наркотический транс — от транса религиозного. Где в таком случае провести границу "нормального"? И следующий отсюда вопрос: где вообще провести границу "реального", что такое вообще реальность, в которой мы живём? И кто мы такие на самом деле, что может и чего не может так называемый "человек"?

Гроф начал свою медицинскую карьеру с традиционного психоанализа по Фрейду, однако вскоре в ходе своей практики понял однобокость традиционного подхода: ведь фрейдист вынужден сводить всё к сексуальному желанию, либидо, якобы основной движущей силе человека. Но самое главное, что не устраивало Грофа, — сам по себе метод словесно-ориентированного "проговора" на кожаной кушетке, хотя и приводит в случае успеха к постановке точного диагноза и выявлению события, вызвавшего патологию, не всегда эффективен для действительного избавления пациента от гнёта этого события и собственно патологических симптомов. Постепенно он пришёл к пониманию того, что не просто формальное вспоминание, а непосредственное переживание заново этих ключевых событий — в том числе самого травматичного в жизни любого человека события — его собственного рождения — гораздо лучше способно помочь как в излечении от недуга, так и расширении сознания.

Сразу стоит отметить, что современная медицина не подтверждает тот факт, что человек может вспомнить собственное рождение и тем более внутриутробный опыт. Фактически, даже наоборот, есть данные, что мозг человека не способен помнить ничего, что происходило с организмом до двух лет. Однако опыт Грофа и миллионов людей, пользующихся методом холотропного дыхания, говорит об обратном. Чтобы понять, "насколько глубока кроличья нора", на которую указал Гроф, нужно отметить, что опыт людей на сеансах холотропного дыхания не ограничивается перинатальными (испытанными в момент рождения) или даже пренатальными (эмбриональными, внутриутобными) переживаниями. Он включает в себя в высшей степени яркие и необычные опыты, переживания, которые до изобретения этой методики были доступны лишь продвинутым мистикам и святым различных конфессий. В частности, это активизация чакр, переживания прошлых воплощений, предвидение, ясновидение и яснослышание, отождествление с другими лицами, с животными, растениями, предметами и даже всеми творениями сразу (Матерью-Природой), всей планетой Земля, более того — переживания встреч со сверхчеловеческими и духовными, божественными, а также существами из других вселенных…

В отличие от пренатальных и перинатальных воспоминаний, которые в ряде случаев подтверждались фактически, опровергнуть или подтвердить такие переживания не представляется возможным. Так же как, скажем, невозможно дознаться, действительно ли католический святой, основатель ордена Иезуитов Игнатий де Лойола в своих медитациях постиг крестные муки Христа! Наука, как уже говорилось выше, в таких случаях просто не может зафиксировать принципиальную разницу между "истинным" и "ложным".

Как отмечает один из исследователей (и последователей) Грофа, Владимир Майков, в своей статье "Мир Станислава Грофа", тот же самый закон соотношения неопределённостей, который выдающийся немецкий физик В. Гейзенберг открыл в мире квантовом, применим и к миру психологии, миру человеческой души: чем точнее мы пытаемся определить координаты события, тем более неопределённым становится наше знание о том, что же в действительности произошло.

Более того, физика в настоящее время пришла к пониманию, что на самом микроскопическом уровне невозможно провести исследование без того, чтобы не внести изменения в свойства материала. Если, к примеру, слиток золота можно измерять сколько душе угодно без ущерба для "испытуемого", то, скажем, один кварк золота неизбежно претерпит существенные изменения. К тому же микроскопические частицы, составные части материи, представляют из себя скорее процесс, волну, чем материальную частицу… То же и с глубинными исследованиями человеческой психики — при достаточно глубоком погружении в этот вопрос человек как бы перестаёт быть человеком, а предстаёт некой эволютой сознания, взятой в определённом приближении, и только в этом приближении он — человек.

К примеру, некто начинает практиковать холотропное дыхание, чтобы избавиться от психологической травмы или перебороть жизненный кризис. Наконец, он видит и с превышающей доступную в обычной жизни ясностью переживает, скажем, собственное рождение, то есть, как бы заново рождается. Пережив и интегрировав (растворив) эту травму, он идёт всё глубже, вскрывая другие — перинатальные — травмы. Переживает, интегрирует и их. Возможности "вспоминания" в данном конкретном теле как бы исчерпаны; психологические травмы, казалось бы, тоже. Но потом начинают происходить странные вещи: человек погружается в опыты вне тела, вне этой жизни, переживает другие воплощения, опыты планетарного, нечеловеческого сознания, наконец, опыт рождения Вселенной, затем… Ему открывается бесконечность перспективы — которая на самом деле существовала всегда и везде. Фактически исчезает всё, что делало его человеком, делает вывод В. Майков, отмечая парадокс: зачастую полное психическое исцеление пациенты Грофа испытывали только, пережив именно эти "запредельные", внетелесные и внеземные опыты…

В общем, получается, весь фокус в том, с чем мы себя идентифицируем.

Факт остаётся фактом: в ходе сеансов холотропного дыхания сотни тысяч людей нашли исцеление своих психических недугов и эмоциональных проблем. А Стэн Гроф — пожалуй, самый великий "психонавт" планеты — не сбавляет темпа своих исследований и психотерапевтической работы, которая, по сути, является "неистовым поиском" сверхчеловеческого: вечным поиском Божественного. Как любил повторять Гейзенберг, "Первый глоток из стакана естествознания делает атеист, но на дне стакана ожидает Бог ". Ведь истина — где-то там, на дне кроличьей норы.

Холотропное дыхание – это психотерапевтический прием, фундамент которого выстраивается на интенсивном дыхании. Данный прием известен сегодня как один из общераспространенных в психотерапии и зародился он в семидесятых годах в качестве узаконенной альтернативы психоделическим методикам. Ввели в обиход психотерапии эту технику Кристина и Станислав Гроф. До запрета использования психоактивных препаратов был зафиксирован феномен – по завершению психоделической сессии психотерапии, когда проблемный аспект до конца остался не проработанным, клиенты принимались интенсивно дышать с целью поддержания измененного сознания и доработки того психологического материала, который произрос из глубин бессознательного. Грофы стали использовать усиленное дыхание после вступления в силу запрета на использование, с намерением достижения психотерапевтического эффекта, психотомиметиков.

Холотропное дыхание предполагает сочетание следующих средств: учащенное дыхание, звучание музыки и подобранных звуков, виды телесной работы. Собственно благодаря комплексному применению перечисленных средств, холотропное дыхание способно рождать полный спектр переживаний, обычно наблюдаемых на протяжении психоделических сессий. Как правило, при использовании активного дыхания такие переживания отличаются мягкостью. Также оно позволяет холонавтам в большей степени управлять ими. По содержанию переживаний не наблюдается различий с возникающими волнениями в ходе психоделических сессий, однако при этом они извлечены все же без употребления химических препаратов. Ключевым катализатором в описанной технике служит не психоактивное средство, а естественный и основополагающий физиологический процесс – дыхание.

Техника холотропного дыхания

Естественный физиологический процесс, который именуется дыханием, является стержневым связующим звеном между окружающим миром и физическим телом субъекта, его духовностью и психикой.

Чудотворная сила методики холотропного дыхания базируется на четырех компонентах, а именно на одновременно глубоком и усиленном, а также связном дыхании, побуждающей размеренной музыке, самопроизвольном погружении в глубинные потоки бессознательного и анализе выплывающего опыта. Дальнейшее проявление психотерапевтического эффекта происходит в полете творческого измышления, например, изображении мандал либо телесно-ориентированной терапии. При этом в дыхании при данной методике должны отсутствовать интервалы, отграничивающие вдох от выдоха.

Задачей холотропного дыхания является прохождение пути самопознания, «возврата к целому», единение глубинного подсознания и сознания в целостный механизм постижения себя, собственных эмоций, созревание эмоционального и личностного взросления.

Применение данной техники позволяет отыскать давно позабытые психологические травмы, которые зарыты глубоко в бессознательном, конфликтные ситуации, провоцирующие возникновение насущных жизненных проблем, и избавление от таких «преград».

Холотропное дыхание в сравнении с привычным дыханием более учащенное и глубокое. Перед проведением данной техники или в ходе ее, зачастую, никаких других специфических рекомендаций не дается. Другими словами, скорость, природа или способ дыхания всецело зависят от внутреннего опыта пациента. Как правило, сессии активного дыхания проходят с минимальным вмешательством терапевта. Исключения составляют лишь спазмы гортани, проблемы с потерей , ощущения или сильнейшей боли, которые препятствуют продолжению терапии, а также просьба практикующего активное дыхание о помощи.

Акустические стимуляции, например, звучание бубнов, барабанная дробь, естественные звуки или ритмическая музыка являются нераздельным элементом холотропной практики. Зачастую, выбор музыкального сопровождения поддерживает специфичные этапы, отбивающие наиболее общие свойства развертывания холотропного опыта.

Музыка для холотропного дыхания вначале может быть побуждающего и стимулирующего характера, постепенно она переходит в звучание более драматической направленности, становится динамичнее и энергичнее, а затем – знаменует прорыв. По достижению кульминации звучание постепенно делается более спокойным. В самом конце музыкальный аккомпанемент становится умиротворенным, текучим, подобным мелодиям для медитаций.

Метод холотропного дыхания для создания оптимальных условий лучше практиковать в группах, участники которых разбиты на пары, где один клиент является холонавтом (то есть тем, кто практикует активное дыхание), а другой – ситтером (тем, кто обеспечивает безопасность дышащему холонавту). Зачастую за один сеанс проводится не более двух дыхательных сессии, в которых вначале один участник является холонавтом, а другой – ситтером, затем они меняются ролями. Одежда практикующих холотропную технику должна быть свободного кроя, удобной и не сковывать движения. Помещение для занятий должно быть просторным, а места для участников мягкими. После проведения релаксационных техник, холонавты начинают дыхательную сессию под ритмичное звучание музыки, которая способствует держанию сердечного и дыхательного ритма. Участники, по завершению основной дыхательной сессии, переходят к формулированию собственных переживаний при помощи рисования мандал, лепки, свободного танца, а затем, обсуждают пережитые эмоции, при желании. Продолжительность одной практики может составлять минимально два часа и максимально восемь часов. Каждый холонавт подбирает для себя индивидуально число дыхательных сессий, но не более 12.

Метод холотропного дыхания базируется на трансперсональной психологии. Прежде чем приступить непосредственно к сеансу каждый участник проходит основательный инструктаж. Участникам объясняют основные типы проявлений, порождающихся в ходе измененного сознания. Целью достижения измененного сознания является терапевтический эффект волнений, сопутствующих погружению в глубинное бессознательное психики. Среди таких волнений можно выделить: воспоминание о пережитом, извлекание перинатальных матриц (родовых или послеродовых эмоций), постижение индивидом взаимосвязи с пространством, миром и временем. В ходе теоретического инструктажа подробно знакомят с показаниями и противопоказания, дают иные рекомендации отдельно для ситтеров и для холонавтов. Ведь холонавт посредством активного дыхания достигает измененного состояния сознания, вследствие чего начинает аутентично вести себя, при этом полностью раскрепощаясь. В такие моменты обязательно вблизи должен находиться , который создаст условия для безопасности и обеспечит свободу выражения переживаний. При нахождении в измененном сознании субъект совершает то, что хочет, на окружающих не обращая внимания и не подавляя собственные желания. Зачастую, перед сессией участники договариваются о том, какого рода поддержка будет идти от ситтера. А для поддержки единого дыхательного ритма партнерам рекомендуется выработать сигналы невербального общения.

Физиологический механизм действия интенсивного дыхания базируется на том, что продолжительная гипервентиляция ведет к понижению содержания углекислого газа, что провоцирует сужение сосудов, вследствие чего гемоглобин начинает крепче соединять красные кровяные тельца с кислородом. Результатом этого является менее эффективное снабжение тканей кислородом – ткани задыхаются из-за дефицита кислорода. Следствием этого является появление парадоксального кислородного голодания, которое тормозит функционирование коры головного мозга и наоборот, провоцирует более интенсивную работу подкорки, тем самым высвобождая из сознания вытесненные ранее переживания.

Метод холотропного дыхания обладает некоторыми противопоказаниями, а именно хронические заболевания тяжелого течения, в первый черед, сердечнососудистые недуги, декомпенсаторной фазе, эпилепсия, глаукома, недавно перенесенное оперативное вмешательство, инфекционные хвори в острой фазе, беременность, недавние переломы, остеопороз.

Данная техника хорошо зарекомендовала себя в терапии страхов различной этиологии, невротических состояний, духовных кризисах, депрессивных состояний и даже в лечении ожирения, хотя и считается, что холотропное дыхание для похудения является вспомогательной методикой, способствующей коррекции веса. Большинство психологов уверено, что субъект в процессе сессии холотропного дыхания повторно переживает состояние, аналогичное состоянию во время произведения на свет, что позволяет ликвидировать некоторые блоки в подсознании, добраться до глубочайших слоев психики. Не рекомендуется использовать холотропное дыхание для похудения в качестве единственного способа для избавления от лишних килограмм. Лечение любых заболеваний и ожирение здесь не исключение, но оно должно быть комплексным.

Холотропное дыхание в домашних условиях

Большинство специалистов не рекомендует домашнее холотропное дыхание, но вследствие его чрезмерной популярности многие все же проводят дыхательные сессии в условиях дома для очистки собственного сознания и корректировки внутреннего мира, ликвидации проблем.

Домашнее холотропное дыхание, в первый черед, должно быть безопасным для практикующего. Поэтому нужно в помещение, где планируется проведение сеанса, покрыть все опасные поверхности мягкими материалами. Кроме этого, в ходе сессии обязательно должен вблизи находится ситтер, который будет оберегать дышащего от возможных травм или эксцессов. Рекомендуется выбирать в качестве ситтера опытного индивида, разбирающегося в методиках холотропного дыхания, который будет помогать холонавту, а не навязывать собственные условия. Ситтер не должен опасаться различных реакций дышащего. Также его роль заключается и в выслушивании холонавта по завершению сеанса.

Техника холотропного дыхания в домашних условиях состоит в следующем. Акцент, в первый черед, ставится непосредственно на дыхание, которое должно быть достаточно частым, но в тоже время глубоким. Оно напоминает дыхание собаки, но с увеличенной амплитудой. Совместить с первого раза интенсивность и глубину дыхания бывает сложно, но при регулярной практике это получится.

При холотропном сеансе очень важны первые 20 минут, на протяжении которых субъект погружается в измененное сознание или транс. Все остальное время холонавту следует прислушиваться к собственным ощущениям и управлять частотой и интенсивностью дыхания соответственно этим ощущениям. Бывает такое, что в некоторые моменты, дышать вообще не хочется – это следует воспринимать как элемент сеанса.

В любом сеансе холотропной техники значимая роль принадлежит грамотно подобранной музыке побуждающего характера. Первые 8 минут сессии – музыкальная композиция легкая, мотивирующая, облегчающая дыхание, последующие 12 минут музыка должна воздействовать на стимуляцию процесса дыхания, затем 20 минут музыкальная композиция состоит из барабанной дроби, маракасов, следующие 20 минут – квинтэссенция, так называемый прорыв, затем 15 минут должна проигрываться теплая музыка полета, открытости, оставшееся время до конца сеанса должна воспроизводиться довольно интенсивная музыка созерцательной направленности, которая послужит мотивацией для продолжения духовной практики.

Техника холотропного дыхания в домашних условиях: рекомендации новичкам.

Особую трудность в ходе сеанса новички ощущают при работе с психологическими зажимами и собственным телом. При проработке зажимов могут появляться телесные «зажимы», которые выражаются в виде ощущений, напоминающих сведение мышц конечностей. Такие ощущения препятствуют, отвлекают новичка-холонавта и не пускают его продвигаться в бездну своих волнений. Прорабатываются они посредством напряжения конечностей, но без вмешательства ситтера. Дышащий может попросить ситтера надавить на болезненную зону. Выход из негативного ощущения знаменует завершение проработки. Существуют запрещенные зоны тела, которые должен знать опытный ситтер. К таким зонам относят: горло, лицо, области гениталий, у женского пола – грудь. С этими зонами работать запрещено.

По завершению сеанса активного дыхания следует немного полежать, а затем нарисовать мандалу, представляющую круг. В такой круг можно вписать все, что заблагорассудится. Затем ситтер должен выслушать холонавта. Завершающий этап заключается в , в ходе которого ситтер подталкивает дышащего к осознанию и решению проблемы.

Холотропное дыхание инструкция

Первое время на сеансы следует приходить заранее, чтобы дать себе возможность подготовить место, настроиться, успокоиться и сконцентрироваться. Надевать необходимо только удобное одеяние, которое не будет сковывать движения. Украшения и прочие аксессуары необходимо снять, так как они могут поранить холонавта. К категории опасных вещей также относят и контактные линзы, поэтому их нужно снять перед сессией активного дыхания. Для облегчения дыхания рекомендуется перед сеансами употреблять легкие продукты в качестве пищи, а лучше вообще не кушать. Это способствует более легкому, чистому и глубокому дыханию. Перед началом сессии нужно обязательно посетить туалет, чтобы в процессе ничего не отвлекало от дыхания и проработки проблем. Также рекомендуется очень внимательно отнестись к выбору ситтера, так как в ходе сессии ничто не должно мешать или раздражать. Поэтому нужно вслушаться в собственные ощущения по отношению к предполагаемому ситтеру. Перед переходом непосредственно к дыханию необходимо уделить время расслаблению. С этой целью можно применять всевозможные техники релаксирующего воздействия, но без погружения в состояние транса, и музыкальные мелодии, например, звуки природы, то есть те, которые не будут вызывать абсолютно никаких эмоций и воспоминаний. В свою очередь, музыка для холотропного дыхания может быть различной, главным требованием к ней является отсутствие слов.

После того, как участник выбрал себе пару, можно начинать сессию. Но перед этим следует заключить так называемый словесный договор с ситтером о следующем:

— каким именно образом он будет напоминать о дыхании;

— необходимой поддержке – каким образом она будет проявляться;

— сигналах несловесного общения.

При холотропной техники необходимо, чтобы каждый из пары понимал свою роль и четко следовал ей. Холонавт должен дышать, постепенно входя в измененное сознание и прорабатывая внутренние проблемы, а ситтер должен выполнять роль так называемого ангела-хранителя холонавта, с каким он в паре.

Дыхание холонавта должно быть глубоким и одновременно интенсивным, частым. Особое внимание процессу дыхания уделяется в первые двадцать минут сеанса. А затем следует вслушиваться в собственные ощущения и самостоятельно регулировать глубину и интенсивность дыхания. Ситтер помогает дышащему отправиться в путешествие по глубинам его бессознательного и обеспечивает его безопасность. Для ситтера в ходе сессии холонавт должен быть единственным значимым лицом на всей планете. Если дышащий начинает усиленно двигаться, то задачей ситтера становится ограждение его от повреждений физического характера при помощи подушек или собственного тела. Другими словами, он обеспечивает возможность проявления аутентичного состояния для своего холонавта. Кроме этого, вмешиваться в процесс сессии холонавта ситтер не должен. Исключение составляют случаи, когда холонавты сами просят о помощи.

Еще одной задачей ситтера является помощь в снятии напряжений, появляющихся в ходе сессии, но исключительно по просьбе холонавта. Помощь в устранении физических блоков осуществляется либо посредством предоставления статической нагрузки на мышцы, либо посредством разминания зажатых участков тела. Однако последний способ, зачастую, не рекомендуют применять, так как он не позволяет разрядить зажатые области и совершает работу вместо холонавта.

После завершения сессии активного дыхания специалисты советуют никуда не спешить, спокойно «переварить», осмыслить пережитое. Можно полежать немного после окончания сеанса, а затем – нарисовать мандалу. В принципе рекомендуется завершать сеансы рисованием мандал и шерингом, то есть групповым проговариванием.

Продолжительность сессии зависит от профессионализма и квалификации ведущего, количества участников и качественного состава группы. Обычно, процесс завершается естественным образом по прошествии двух часов. При наличии признаков незавершенности проработки, необходимо провести дополнительную фокусированную работу с телом холонавта.

Холотропное дыхание отзывы участников довольно разнообразны, но все сходятся в том, что исчезает чрезмерная беспричинная тревожность или беспокойство, меняются взгляды на некоторые ситуации, жизнь становится позитивнее, лучше узнаешь себя.

В заключение нужно сказать, что в действительности результаты, полученные при помощи техники холотропного дыхания, впечатляют. Об этом свидетельствуют проведенные исследования и практический опыт многих специалистов. К положительным результатам применения данной техники можно отнести: избавление от влияния стрессов, застарелых психологических травм и глубинных страхов, которые, являясь неосознаваемыми, отрицательно воздействуют на жизнь индивида.

Техника холотропного дыхания, по праву, считается универсальной стезей скорейшему личностному и духовному росту.

Этот метод был разработан американским психологом чешского происхождения Станиславом Грофом и его женой Кристиной в 1970-е годы в качестве замены запрещенному ЛСД .

Данная методика широко критикуется среди специалистов за её опасность для мозга (из-за гипоксии отмирают нервные клетки) , а также за её претензии на связь с реальным опытом рождения. По мнению С. Степанова, ведущий группы холотропного дыхания сам навязывает практикующим ассоциации с опытом рождения, из-за которых у практикующих и возникают переживания этого типа .

Термин «холотропный» образован от др.-греч. ὅλος «целый» и τρόπος «направление, способ».

История

Станислав Гроф

Станислав Гроф, будучи психиатром и психоаналитиком, стал проводить исследовательскую деятельность с ЛСД в середине 50-х годов. Довольно быстро он убедился в большом психотерапевтическом эффекте психоделических сессий . Продолжая свои исследования, Гроф столкнулся с необходимостью пересмотра фрейдистской модели психики, в которой он был воспитан, и построения новой картографии сознания для описания эффектов, возникающих во время психоделических сеансов. Создав такую модель, он описал её в своих многочисленных трудах. Когда закрывались эксперименты с психоактивными веществами (ПАВ), Гроф стал искать технику, подобную по терапевтическому воздействию. И в 1975 году, вместе с Кристиной Гроф, открыл и зарегистрировал дыхательную технику, которую назвал «холотропное дыхание».

Станислав Гроф и Кристина Гроф

В 1973 году доктор Гроф был приглашен в Институт Эсален (англ. Esalen Institute ) в Биг-Сюре , Калифорния, где жил до 1987 года, занимаясь писательской работой, проводя лекции, семинары, включая семинары на которые им приглашались специалисты из различных научных и духовных направлений. Работая в Эсалене, Станислав и Кристина Гроф занимались разработкой техники холотропного дыхания. На фоне запрета на использование психоактивных веществ в психотерапевтических целях, Станислав и Кристина Гроф использовали в своей работе интенсивное дыхание. Прототипом дыхательной техники С. и К. Гроф были способы дыхания, существовавшие в различных духовных практиках, а также дыхание наподобие наблюдавшегося у пациентов во время психоделической сессии в случае, если проблема не была проработана до конца и пациенты начинали спонтанно и интенсивно дышать. Подобное дыхание было необходимо, чтобы продолжить оставаться в измененном (расширенном) состоянии сознания и доработать (разрядить) тот психологический материал, который поднялся из бессознательного и отреагировался в виде симптомов.

Однажды, работая в Эсалене, С. Гроф потянул спину и не смог как обычно вести процесс. Тогда у Станислава возникла идея разбить группу на пары и проводить не одну, а две дыхательные сессии и пусть участники семинара помогают друг другу. Во время первой сессии один человек дышит (холонавт), а второй ему помогает (ситтер, сиделка, помощник), во время второй они меняются местами.

Воздействие на человека

Теоретическим обоснованием метода является трансперсональная психология и картография бессознательного Станислава Грофа.

Метод, сочетающий в себе такие элементы, как ускоренное дыхание, этническая, ритуальная и трансовая музыка, а также определённые формы работы с телом, порождает целый спектр переживаний, которые наблюдались во время других видов глубинного самоисследования [неизвестный термин ] .

Сторонники метода утверждают, что переживания, вызываемые при холотропном дыхании, имеют целительный и трансформативный эффект. Они также заявляют о том, что многие холотропные сеансы выводили на поверхность тяжёлые эмоции и неприятные физические ощущения самых разнообразных типов, а полное проявление этих эмоций и ощущений даёт возможность освободить человека от их беспокоящего влияния.

Физиологический механизм

Психофизиологическое действие холотропного дыхания основано на том, что длительная гипервентиляция приводит к снижению концентрации углекислого газа , которое ведет к сужению сосудов . Гемоглобин начинает прочнее связывать кислород и красные кровяные тельца менее эффективно передают его тканям - ткани начинают задыхаться от нехватки кислорода. В результате от нехватки воздуха возникает парадоксальное кислородное голодание, из-за которого начинается торможение коры головного мозга , более интенсивно начинает работать подкорка, высвобождая ранее вытесненные из сознания переживания, и практикующий видит галлюцинации

Противопоказания к применению

У метода есть ряд противопоказаний :

  • Тяжелые хронические заболевания, в первую очередь сердечно-сосудистые, в фазе декомпенсации ;
  • Психотические состояния;
  • Эпилепсия;
  • Глаукома;
  • Беременность;
  • Остеопороз;
  • Недавние операции и переломы;
  • Острые инфекционные заболевания;

Переживания

Феноменология переживаний, получаемых во время дыхательной сессии С. Гроф комбинирует в 4 области :

  1. Сенсорный барьер (эстетический уровень). Различные зрительные, слуховые образы, не имеющие конкретного содержания (звездочки, огоньки). Телесные ощущения (холод-тепло, напряжение-расслабление).
  2. Уровень индивидуального бессознательного (воспоминания из своего биографического прошлого).
  3. Перинатальный уровень. Состоит из 4-х так называемых базовых перинатальных матриц (БПМ) , в соответствии с периодом родов, который они описывают. БПМ-1 до начала родов. Абсолютно комфортное существование. Описания Рая. БПМ-2 Начало родов, пока матка ещё не открыта. Сильное сдавливание, безвыходность. БПМ-3 Продолжение сдавливания, но матка уже открыта, поэтому появляется цель, при достижении которой все становится благополучным. Борьба Смерти-Возрождения. БПМ-4 рождение в новом качестве.
  4. Трансперсональный уровень (надличностный).

Переживания трансперсонального уровня многообразны и имеют свою классификацию: Выход за пределы пространственных границ:

Выход за пределы линейного времени:

Физическая интроверсия и сужение сознания: Эмпирический выход за пределы общепринятой реальности и пространства-времени:

Психоидные трансперсональные переживания: Синхронные связи между сознанием и материей. Спонтанные психоидные явления:

  • сверхнормальные физические способности;
  • спиритические феномены и физический медиумизм ;
  • повторяющийся спонтанный психокинез (полтергейст);
  • неопознанные летающие объекты (НЛО -феномены).

Намеренный психокинез:

  • ритуальная магия ;
  • целительство и ведовство ;
  • лабораторный психокинез .

Интеграция материала практических сессий начинается в самом процессе, продолжается через телесно-ориентированную терапию, рисование мандал и обсуждение индивидуальных процессов в группе . Далее интеграция завершается в сновидениях и в обычной жизни. Интеграция материала может занимать до полугода.

Техника

Холотропное дыхание является более частым и глубоким, чем обычное; как правило, не дается никаких других специфических инструкций перед сессией или во время сессии, таких например, как скорость, способ или природа дыхания. Опыт всецело является внутренним и большей частью невербальным с минимальным вмешательством во время активного дыхания. Исключения составляют спазмы горла, проблемы потери самоконтроля, сильная боль или страх, препятствующие продолжению сессии, а также прямая просьба дышащего о помощи.

Музыка (или другие формы акустической стимуляции - барабанная дробь, бубны, естественные звуки и т. д.) является целостной частью холотропного процесса. Как правило, выбор музыки поддерживает характерные этапы, отражающие наиболее общие черты разворачивания холотропного опыта: в начале она побуждающая и стимулирующая, затем она становится все более и более драматической и динамичной, а затем выражает прорыв. После кульминации музыка постепенно становится все более спокойной и в конце - мирной, текучей, медитативной .

Процесс проходит в парах «ситтер-холонавт» . Обычно за один день проводится 2 дыхательных сессии. В одной сессии участник выступает в роли дышащего, в другой - в роли ситтера.

Длительность процесса зависит от квалификации ведущего, разогрева, качественного и количественного состава группы.

В среднем процесс заканчивается естественным образом в течение полутора-двух часов. В случае наличия признаков незавершенности процесса, проводится дополнительная фокусированная работа с телом. Завершается сессия рисованием мандал и групповым проговором (шеринг).

Критика

Холотропное дыхание подвергается значительной критике. В частности, некоторые исследователи ставят под сомнение методику холотропного дыхания как таковую. Не отрицая наличия необычных (по большей части галлюциногенных) образов и состояний, возникающих под действием гипервентиляции, под сомнение ставится наличие какой-либо связи с реальной ситуацией рождения . Согласно этой точке зрения, ведущий группы холотропного дыхания (а обучение технике проходит только в групповых формах) оказывает воздействие на участников, в результате чего их состояния возникают не сами по себе, а моделируются извне.

Согласно этой точке зрения, холотропное дыхание ведет не к развитию, а, наоборот, к ухудшению работы мозга. Справедливости ради, стоит отметить, что методика Бутейко приводит к кардинально противополжным результатам - снижению уровня и увеличению уровня СО 2 в крови, что также приводит к негативным последствиям. .

Вместе с тем отмечается, что потеря углекислого газа в течение сессии холотропного дыхания составляет 2-3 литра, что по принятым в настоящее время взглядам считается крайне тяжелой степенью гипокапнии , чреватой возникновением отека мозга и летальным исходом .

У части клиентов С. Грофа наблюдаются негативные последствия холотропного дыхания, некоторые «подсаживаются » на него, методику широко практикуют плохо усвоившие её люди и просто шарлатаны . Правда, в отличие от ЛСД, холотропное дыхание не запрещено. Стоит отметить что в Швейцарии, в рамках эксперимента, ЛСД разрешён для приёма неизлечимо больными как средство избавляющее или значительно снижающее страх перед близкой смертью.

См. также

Примечания

  1. JOSEPH P. RHINEWINE & OLIVER J. WILLIAMS Holotropic Breathwork: The Potential Role of a Prolonged, Voluntary Hyperventilation Procedure as an Adjunct to Psychotherapy // THE JOURNAL OF ALTERNATIVE AND COMPLEMENTARY MEDICINE . - 2007. - В. 7. - Т. 13. - С. 771–776. - DOI :10.1089/acm.2006.6203
  2. «Мифы и тупики поп-психологии» // С. С. Степанов. - Дубна.: Феникс+, 2006. с.97-98
  3. Scott O. Lilienfeld & Wallace Sampson The Skeptical Inquirer Journal editors criticize MDMA study as nonscientific, unethical (англ.) // The Skeptical inquirer . - Committee for the Scientific Investigation of Claims of the Paranormal, 2003. - Т. 27.
  4. Joseph P. Rhinewine and Oliver J. Williams Holotropic Breathwork: The Potential Role of a Prolonged, Voluntary Hyperventilation Procedure as an Adjunct to Psychotherapy // The Journal of Alternative and Complementary Medicine . - September 2007. - В. 7. - Т. 13. - DOI :10.1089
  5. Сайт метода Бутейко
  6. УСЛАДА СЛАБЫХ И ПРЕСЫЩЕННЫХ
  7. Станислав Гроф. Области человеческого бессознательного. Данные исследований ЛСД
  8. В.Майков. Парный полет холонавтов: принципы работы в сессиях и круги интеграции
  9. В.Майков Сущность холотропного подхода .
  10. Ю. А. Бубеев, И. Б. Ушаков, Государственный научно-исследовательский испытательный институт авиационной и космической медицины МО РФ Механизмы дыхания в условиях длительной произвольной гипервентиляции // Авиакосмическая и экологическая медицина . - 1999. - Т. 33. - № 2. - С. 22-26.
  11. Владимир Емельяненко - сертифицированный психотерапевт Европейской Трансперсональной Ассоциации (ЕВРОТАС)
  12. Станислав Гроф. Путешествие в поисках себя. Изд. АСТ, Институт трансперсональной психологии, Издательство К. Кравчука, 2008 г. ISBN 978-5-17-054421-9
  13. Тев Спакс. Структура музыкально-шумового оформления холотропной сессии
  14. Colorado governor signs "rebirthing" ban
  15. CANDACE NEWMAKER: Death Through «Rebirthing» Therapy
  16. Лекция Бутейко К. Н. о вреде глубокого дыхания
  17. ЖИЗНЬ: Галлюцинации из ничего
  18. Сергей Кардаш
  19. Юрий Бубеев, Владимир Козлов

Ссылки

  • Ассоциация Трансперсональной Психологии и Психотерапии
  • Юридические вопросы, относящиеся к методу «Холотропное Дыхание- Holotropic Breathwork»

Wikimedia Foundation . 2010 .

Кена Уилбера и многих других хорошо известны в мире науки, все эти люди разработали свои собственные, по сути революционные методы психотерапии, а иногда и целые новые направления в психологии, и каждый из них, в той или иной мере, способствовал развитию нового направления.

И все же именно с именем чешского ученого Станислава Грофа чаще всего связывают трансперсональную психологию (ТП). Причина этого вероятно в том, что стоя у самых истоков, именно он проявил наибольшую последовательность в продвижении тех самых идей и озарений 60 годов 20 века, которые и легли в основу нового направления. Конечно, ТП не является ни отдельным методом, ни направлением, это скорее сочетание самых разных психотерапевтических методик порожденных новыми, а по сути революционными для психологии, идеями о человеческом сознании. Само же направление объединяет лишь сходство некоторых базовых принципов, которые основаны на идее реальности надличностных (трансперсональных) переживаний, а также их безусловной терапевтической ценности.

Краткая биография Станислава Грофа.

Гроф родился в Праге в 1931 году. Еще в период обучения в пражском медицинском колледже Станислав работает ассистентом у профессора Георга Роубичека, который был известен своими экспериментами с психоделическими веществами и изучением их воздействия на сознание человека. Так молодой ученый получает возможность участвовать в многих экспериментах связанных с этой темой. Кроме того, именно тогда, происходит и его собственное знакомство с новым препаратом ЛСД и приходит тот самый психоделический опыт, который, как сам Гроф впоследствии говорил, изменил все его представления о сознании.

В 1956 после окончания Карлова университета Гроф получает высшее образование (степень доктора) и начинает свою собственную практику психиатра, а заодно и продолжает начатые ранее эксперименты с психоделиками. Следующие двадцать лет жизни проходят под знаком исследования воздействия ЛСД-25 на человека, а также разработке соответствующих психологических практик.

В 1967 году по политическим причинам Станислав Гроф получает убежище в США, где и продолжает свою работу.
До 1973 года, когда психоделики оказываются под запретом, Гроф проводит буквально тысячи сеансов с ЛСД в ходе которых изучает его воздействие на сознание, как клиентов, так и свое собственное. В 1973 Гроф переезжает в Биг Сюр (Калифорния) и остается там вплоть до 1987 года.

В 1975-1976 году Станислав вместе со своей женой Кристиной Гроф разрабатывают новый метод, который был призван заменить запрещенное ЛСД, и воздействие которого на сознание оказывается похожим — это так называемое холотропное дыхание, основанное на гипервентиляции легких за счет сильно учащенного дыхания.

Этот метод оказывается весьма действенным и начинает широко использоваться Грофом в психотерапии. В период с 1987 по 1994 год сеансы проводятся буквально для десятков тысяч человек, а сама методика ложится в основу холотропной психотерапии, которая на протяжении этих лет доказывает свою эффективность в качестве терапевтического метода.

Сейчас Станислав Гроф продолжает жить и работать в Америке. За годы своей работы он написал сотни статей и множество книг, которые считаются классикой ТП, а его метод холотропного дыхания широко используется в мире как элемент психотерапии.

Карта сознания Станислава Грофа.

В ходе исследований сознания психологи зачастую используют метод самонаблюдения, как единственный, предполагающий непосредственное наблюдение происходящих в нашем уме процессов. Комбинация же метода самонаблюдения (интроспекции) и изучения поведенческих особенностей пациентов служила истинным источником основных психологических теорий описывающих структуру сознания. Это касается большинства теорий личности и методов психотерапии на них основанных. Это в полной мере относится к таким психологическим направлениям как психоанализ, аналитическая психология, психосинтез к идеям гуманистического направления и конечно же к трансперсональной психологии.

Естественно, подобный метод вызывал и по сей день вызывает серьезные претензии со стороны ученых, которые не считают метод интроспекции в полной мере научным, в противоположность эмпирическим наблюдениям. Несомненно эти претензии являются совершенно обоснованными, ведь интроспекция, как и изучение сознания других людей с точки зрения их свидетельств, предоставляет нам весьма субъективные данные. По этой причине уже на протяжении более чем ста лет многие популярные психологические направления находятся под огнем критики и существуют в научном мире в той или иной степени «на птичьих правах».

С точки зрения подобного подхода единственным направлением в полной мере претендующем на научность являлся бихевиоризм, который предполагал исследование не собственно сознания, но поведения, то есть внешних и объективно наблюдаемых событий. Однако, реальностью является также и то, что непосредственное изучение сознания, его особенностей и закономерностей его работы в полной мере возможно лишь сомнительными с точки зрения научного подхода методами. Именно это и лежит в основе тех причин по которым эти направления все же допускаются в научный мир и считаются официально признанными.

Тем не менее, несмотря на то, что с такой точки зрения популярный и принятый в научном мире психоанализ, вполне равен по легитимности любым другим направлениям психологии, в психологической среде существует критическое отношение ко многим вновь возникающим психологическим теориям и методам, и трансперсональные идеи всегда были лидерами по части критического к ним отношения. Такое отношение было вызвано несколькими факторами.

Отношение к трансперсональной психологии в научном мире.

Во-первых, трансперсональная психология зачастую претендует на то, что результатом изучения сознания является не только само сознание, как таковое, что вполне понятно и логично, но и события происходящие в реальном, физическом мире, а именно — события прошлого, настоящего и даже будущего, которые индивид не мог наблюдать непосредственно, например происходящие в другие времена и с другими людьми, события происходящие с самим индивидом, но на стадии внутриутробного развития, предвидение человеком будущего, видение того, что происходит в настоящий момент, но за пределами чувственного восприятия человека и т.д.

Во-вторых, те выводы, которые делались в процессе оценки опыта индивида и касались мотивов движущих его поведением, лежали отчасти, вне концепции понимания человека исключительно как биологического существа, озабоченного лишь выживанием и получением удовольствия.

Это приводило к тому, что среди предполагаемых мотивов поведения человека возникали такие, как стремление к самоактуализации , состраданию, альтруистическому поведению, трансформациям, высшему Я и т.п.
Это были мотивы, которые объяснялись трансперсональными психологами как вне личностные , и более того, как имманентно присущие любой личности.

В-третьих, из подобной позиции естественным образом вытекали весьма экзотические с научной точки зрения личностные теории, а также и методы психологической работы, зачастую лежащие в области уже больше религиозной, нежели психологической. Естественно свой вклад внес и и всем известный факт употребления психоактивных веществ, впоследствии запрещенных в большинстве стран и заклейменных, как очевидное зло.

В таких условиях сам факт относительно широкого признания методов Станислава Грофа представляется как невероятный.

В результате длительного исследования необычных состояний сознания, возникающих вследствие приема психоделиков, а впоследствии и в результате медитативной работы, у Станислава Грофа возникает идея о необходимости принятия во внимание аспектов личности, которые в традиционной психологии вовсе не принимались во внимание, поскольку не существовали и не могли существовать в принципе.

Например в психоанализе, принималась во внимание, и более того, считалась исключительно важной, личная история индивида, в особенности те события, которые в силу разных причин считались ключевыми и поэтому оказывающими сильное влияние на дальнейшие модели поведения человека.

Этот аспект развития личности можно назвать «биографическим». С точки зрения традиционных походов биографический этап начинался с «чистого листа», то есть история ребенка начиналась с момента его рождения, а до этого момента влияние оказывали лишь наследственные признаки. Иначе говоря, до Грофа период развития ребенка до момента рождения вовсе не учитывался по причине того, что как считалось, мозг ребенка в этот период был недостаточно сформирован для того, чтобы сохранить в памяти такие события, как момент рождения и тем более внутриутробный период.

Однако, в результате многочисленных и систематизированных исследований измененных состояний сознания, Станислав Гроф пришел к выводу, что многие люди испытывали ощущения и переживания, которые можно было объяснить только переживанием различных этапов не только рождения, но и пребывания во внутриутробном состоянии.

Таким образом карта сознания индивида расширялась еще на один период, который был назван «перинатальным».
Согласно представлениям Грофа этот период состоял из четырех стадий внутриутробного развития, он назвал их базовыми перинатальными матрицами. И эти матрицы, в дальнейшем определяли очень многие особенности поведения ребенка и его роста.

Четыре перинатальные матрицы Станислава Грофа.

Первая матрица охватывает период от зачатия до момента первых родовых схваток. Это время характеризуется ощущениями совершенно безмятежного и экстатического состояния покоя, счастья, единства с окружающим миром.

Вторая матрица характеризуется периодом схваток, когда спокойное и безмятежное состояние резко нарушается, матка сокращается сжимая плод, но еще не раскрывается. Этот период несет в себе состояние безвыходности и безнадежности, а для плода наступает настоящий ад, ситуация радикально изменилась с блаженной безмятежности до резко дискомфортной и при этом не имеющей выхода.

Третья матрица это время рождения. Этот период характеризуется раскрытием шейки матки и началом движения по родовому каналу. Сложившаяся ситуация двояка, с одной стороны появляется надежда на освобождение из ловушки, а с другой, быстрые перемены означают неизвестность и происходящий из нее страх и ужас. Общий девиз третьей матрицы — борьба за выживание, когда мощные аффективные переживания мобилизуют все скрытые до сего времени резервы психики.

Четвертая перинатальная матрица это момент рождения, когда плод выходит наружу и пуповина, связывающая его с прошлым перерезается.

Предыдущая жизнь закончилась новым состоянием, символически это означает смерть и новое рождение. Появившийся младенец чувствует освобождение и последующее экстатическое единение с матерью — источником нового наслаждения, пищи. Поэтому переживание четвертой матрицы сопровождается чувствами открытого пространства, свободы, полета, любви.

Итак, если предположить, что идея Грофа имеет право на существование, то очевидно следует, что обстоятельства перинатального периода должны оказывать по крайней мере не меньшее влияние на последующее развитие личности и формирование моделей поведения, чем более позднее развитие, особенности которого имеют такое большое значение в психоанализе. Получалось, что перинатальный период это, ни что иное, как источник самого первого опыта взаимодействия индивида с миром, и обстоятельства этого взаимодействия могли быть весьма драматичными.

По этим причинам Гроф считал перенатальный период особенно важным, а глубокое переживание его стадий во взрослом состоянии несло в себе глубочайший психотерапевтический эффект.

Роль перинатального периода в развитии личности.

Гроф считал, что пережитый опыт внутриутробного развития как и самого рождение находится в бессознательном человека и оказывает огромное влияние на его психологическое состояние и модели поведения. Кроме того он предполагал, что четыре базовые перинатальные матрицы являются своеобразным связующим звеном между сознанием человека и глубинным бессознательным. Как мы уже упомянули ранее, обстоятельства при которых происходило внутриутробное развитие плода могли быть самыми разными, как благоприятными, так и не очень. По мнению Грофа в эти периоды происходило формирование задатков определенных склонностей и черт будущего характера человека.

Например в период первой матрицы, если беременность была нежелательной, мать употребляла алкоголь или наркотики, находилась в состоянии стресса или депрессии, то эти факторы очевидно были негативными и отражались на последующем психологическом состоянии личности, такой человек также был подвержен в дальнейшем подобным состояниям и был куда менее психологически устойчив, чем тот индивид, первый перинатальный период которого проходил в благоприятной обстановке.

Во время протекания второго перинатального периода вырабатывались условия для настойчивости, терпения, способности к эффективной мобилизации к выживанию, стойкости к жизненным неудобствам и трудностям. Поэтому, в случае, когда этот период был слишком коротким (преждевременные роды), эти качества вырабатывались не достаточно или не вырабатывались вовсе. В противоположном случае, когда этот период слишком затягивался, вырабатывалась склонность к комплексу жертвы, пассивной жизненной позиции, зависимости от других людей и отсутствию самостоятельности.

В третий перинатальный период, в период борьбы за рождение происходила выработка предпосылок к активной жизненной позиции, к достижению цели, храбрости, решительности. В этот период, как и в предыдущий, нарушения развития означают либо задержку во времени, либо чрезмерное затягивание процесса. Если роды происходят слишком быстро, то способности к борьбе и достижению цели не вырабатываются, в противоположном же случае, человек приобретает склонность к постоянному противостоянию с окружающим миром и часто находит для этого веские причины. Поскольку именно эта матрица связана непосредственно с процессом выживания, то именно она по мнению Грофа была в дальнейшем ответственна за агрессию, склонность к жестокости и подавлению других людей.

В силу перечисленных причин Гроф считал роды исключительно важным периодом во многом определяющим дальнейшее развитие личности. Отсюда же исходили и его рекомендации — по мере возможности сделать их безопасными, легкими и комфортными. Он считал исключительно важными факторами безусловно позитивное отношение к матери в период беременности со стороны других людей и особенно будущего отца, присутствие которого при родах считалось весьма желательным. Исключительно важным фактором было хорошее психологическое состояние матери как непосредственно при родах, так и в период беременности. По сути дела именно Гроф оказал большое влияние на взгляды тогдашнего общества на беременность и роды.