Ix веке восточные славяне. Восточно-славянские племена VIII–IX вв. Восточные славяне и их племенные княжества

29.03.2014

Информация, полученная из свидетельств и первых письменных источников, гласит, что из индоевропейской общности племена восточных славян отделились в приблизительно в 150 году до нашей эры. С этого времени численность и оказываемое ими влияние стали стремительно увеличиваться.

Возникновение племени восточных славян

Упоминания о «бесчисленных» племенах «венедов», «антов», «склавинов» (так в древние времена называли славянский народ) присутствуют в записях арабских, римских, византийских и греческих авторов.

Дробление славян на южных, западных и восточных произошло в период великого переселения из-за оттеснения другими народами, которые заняли земли.

Южнославянские (македонские, сербохорватские, словенские и болгарские) племена состоят из тех людей, которые предпочли остался в Европе. Они считаются прародителями таких народов, как боснийцы, словенцы, болгары, хорваты, черногорцы и сербы.

К западнославянским племенам (полабы, богемы, поморяне, поляне, сленжане) причисляют тех, кто переселился преимущественно на северные территории. От них произошли словаки, поляки и чехи. Западные и южные племена славян были захвачены и ассимилированы представителями иных народностей.

Восточнославянские племена (дреговичи, вятичи, бужане, радимичи, уличи, древляне, полочане, волыняне, северяне, белые хорваты, тиверцы) состоят из людей, которые переселились на территорию Восточноевропейской равнины. Их потомками являются русские, украинцы, белорусы.

Сосуществование с иными народностями

Многие племена решили перебраться в центральные районы Европы, в частности на развалины великой Римской империи, павшей в 476 году нашей эры. Завоеватели Рима создавали новую государственность на основе имеющегося культурного наследия империи. А вот земли, в которые устремились восточнославянские племена, не могли похвастать значительным культурным наследием.

Часть людей поселилась у озера Ильмень, впоследствии на этом месте будет основан Новгород. Другая часть народа обосновалась у среднего и нижнего течения реки Днепр, в тех краях будет образован Киев. К 6-8 столетиям восточные славяне уже проживали на всей территории Восточноевропейской равнины. По соседству с ними жили и другие народности. Коми, угры, ханты, мансы, латыши, литовцы, эстонцы и финны проживали в районе балтийского побережья и на севере. Освоение и заселение новых земель проходило мирно, восточнославянские племена с этими соседями не враждовали.

Противостояние с кочевниками

А вот на восточных и юго-восточных территориях ситуация складывалась совершенно иная. В этих регионах к Восточноевропейская равнина граничила со степью и соседями славян стали тюрки - кочевой народ. Степные кочевники, до того времени периодически совершавшие набеги на своих оседлых соседей, стали нападать и на славян. Противостояние с кочевым народом длилось немногим менее тысячелетия. Тюрки образовывали свои государственность на восточных и юго-восточных границах славянских земель. Их государство Аварский каганат существовало в середине 500-х годов и пало в 625 году после поражения Византии. В 7-8 столетиях на той же территории располагалось Бугларское царство. Часть булгар, которые обосновались у среднего течения Волги, образовали Волжскую Булгарию. Другая часть булгар, обосновавшаяся у Дуная, образовала Дунайскую Булгарию. Позднее вследствие ассимиляции местных представителей южнославянского племени и переселенцев-тюрков был образован новый этнос - болгары.

Земли, освобожденные булгарами, были заняты новыми тюрками - печенегами. К их рукам принадлежит основание на территории степей между нижней Волгой, а также Азовским и Каспийским морями Хазарского каганата. Племена восточных славян были порабощены хазарским народом, последний обязал славян выплачивать дань Хазарскому каганату. Господство хазар длилось вплоть до 9 столетия.

Видео:Славянские племена

Основные восточно-славянские племена и места их расселения на Восточно-Европейской равнине

Летописцы отмечали неравномерность развития отдельных племен объединений восточных славян. В центре их повествования – земля полян. Земля полян, как указывали летописцы, носила также название «Русь». Историки полагают, что так4 звали одно из племен, жившее по реке Рось и давшее имя племенному союзу, историю которого наследовали поляне.

Долгое время в историографии существовали две точки зрения по вопросу о происхождении термина «Русь», связанные с ориентацией либо на внешнее (норманнское), либо автохтонное (славянское) его происхождение. В частности, в настоящее время зарубежные историки Р. Пайпс и Х. Дэвидсон придерживаются мнения, что легендарный Рюрик был из скандинавского племени «Русь, и это обусловило название его новых владений. Хотя надо отметить, что в Скандинавии пока такого племени не обнаружили.

Некоторые лингвисты отвергают версию происхождения «Руси» от «Росси», поскольку, как они доказывают, в историческом развитии русского языка не могло произойти инверсии буквы «о» на «у». Но археологические данные подтверждают существование в районе реки Рось славянской общности.

В исторической литературе часто можно встретить и версию, которой, в частности, придерживается академик Б. Рыбаков, о том, что Русь – это название одного из славянских племен. К сожалению, подтвердить или опровергнуть какую-либо из версий о происхождении названия «Русь» невозможно.

Важный фактор в формировании народа и государства представляют соседствующие народы и племена, которые отличаются своим языком, укладом жизни, бытом, нравами обычаями, культурой и т.п. В разное время соседние народы подчиняли себе славянские племена, втягивали их в сферу своей хозяйственной деятельности или, наоборот, находились по влиянием славян.

Соседями восточных славян (конец IX в.) были:

1) на западе :

Балтийские племена: литы, литва, ятвяги и др.;

Западные славяне: поляки (ляхи), словаки, чехи, венгры (Угры);

2) на северо-востоке :

Угрофинские племена: карелы, мордва, мари, мурома и др.;

3) на Нижней Волге :

4) на востоке :

Волжские болгары;

5) на юге в Причерноморье :

Печенеги и другие тюркские племена.

Расселяясь, восточные славяне вытесняли нарды или ассимилировали их. После закрепления на новых местах восточные славяне создают основы своей общественной и хозяйственной жизни.

Сохранившиеся литературные памятники и археологические находки свидетельствуют о том, что славяне еще до своего расселения по Восточно-Европейской равнине занимались хлебопашеством, скотоводством, охотой и бортничеством . Заселяя новые места, они продолжали свои прежние занятия и осваивали новые. У славян лесостепной полосы господствовала пашенная система земледелия – перелог , когда участок земли засевали несколько лет до его истощения, а затем переходили на новый. В лесной зоне использовали подсечно-огневую систему земледелия: вырубали и раскорчевывали участок леса, деревья сжигали, золой удобряли землю и также использовали два-три года, а затем расчищали новый участок. На расчищенных землях выращивали рожь, пшеницу, ячмень, просо, овес, из огородных культур – репу, капусту, свеклу, морковь, и др., занимались и скотоводством: разводили лошадей, крупный рогатый скот, свиней, овец, коз.

В качестве орудий труда использовали топор, мотыгу, борону-суковатку, заступ, серп, цепы, каменные зернотерки и ручные жернова. В южных районах основным орудием труда было рало, а позже – деревянный плуг с железным наконечником – лемехом.

В качестве рабочего скота на юге использовали волов, а в лесной зоне – лошадей. Хозяйство носило натуральный характер: производились главным образом продукты земледелия и скотоводства, необходимые для удовлетворения насущных потребностей.

Промыслы играли в хозяйстве восточных славян второстепенную роль. Это были в основном охота, рыболовство и бортничество.

Ремесло еще не полностью отделилось от сельского хозяйства. Скорняками, ткачами и плотниками были те же хлеборобы, чередовавшие работу в поле с занятием промыслами и ремеслом. Однако гончары и кузнецы (видимо из-за огнеопасности своего труда) жили на некотором удалении от деревень и земледелием не занимались (схема 4).

Бортничество

Схема 4.

Появление излишков продукции способствовало активному обмену, а позже – появлению и развитию торговли, которая шла в основном по многочисленным рекам и их притокам.

Путем из «варяг в греки» активно пользовались скандинавские народы, которых славяне называли варягами (отсюда и самого пути). Варяги торговали с прибрежными племенами, в том числе и со славянами. Они не только мирно торговали, но зачастую и грабили, а иногда нанимались на службу в дружины, в том числе и к славянским князьям.

Активную торговлю вели славяне с хазарами, болгарами, арабами и, конечно, греками (византийцами). В.О. Ключевский, ссылаясь на арабские источники, писал, что русские купцы возят товары из отдаленных краев страны к Черному морю в греческие города, где византийский император берет с них торговую пошлину – десятину .

Главными предметами внешней торговли были меха, воск, мед, челядь (рабы). С востока и Византии шли шелка, серебряные и золотые изделия, предметы роскоши, благовония, оружие, пряности.

С развитием торговли связано у славян появление городов. В «Повести временных лет» уже называются города Киев, Чернигов, Смоленск, Любеч, Новгород, Псков, Полоцк, Муром, и др. Всего к IX в. насчитывалось около 24 крупных городов. Варяги называли славянскую землю Гардарикой – страной городов. Летописи донесли до нас предание о возникновении Киева. Кий, его братья Щек и Хорив и сестра Лыбедь основали на трех холмах на Днепре свои городища (дворы). Потом они объединились в один город, который и назвали Киевом в честь Кия.



Появились первые княжества: Куябия (Куяба – вокруг Киева), Славия (в районе озера Ильмень с центром в Новгороде). Появление таких центров свидетельствовало о возникновении восточных славян, которые создали предпосылки для появления у них государства.

В VI в. восточные славяне жили родовым строем по обычаям, свойственным всем варварским племенам. Главной ячейкой общества был род – группа родственников из нескольких десятков, а то и сотен человек, которые совместно владели землей, лесом, пастбищами и т.п., вместе трудились и поровну делили результате труда. Во главе рода стояли старейшины , а по наиболее важным вопросам собирался совет всех родичей; 3-5 близких по происхождению родов составляли племя . Племена объединялись в союзы с вождями во главе.

В VII-IX вв. родовые отношения у восточных славян стали распадаться в связи с появлением металлических орудий труда и переходом от подсечного к пашенному земледелию, так как уже не требовались совместные усилия всех членов рода для ведения хозяйства. Основной хозяйственной единицей стала отдельная семья .

Постепенно происходит замена родовой общины на соседскую, территориальную, члены которой уже не были кровными родственниками, а являлись просто соседями. Соседская община на юге называлась «мир », на севере – «вервь » (в Западной Европе – «марка »). В соседской общине сохранялась общинная собственность на пахотную землю, лесные и сенокосные угодья и т. п., но семье уже выделяются в пользование участки пахотной земли – «наделы ». Эти участки обрабатывала своими орудиями труда каждая семья, которая получала в собственность собранный ею урожай. Со временем переделы пахотной земли прекращались, и наделы переходили в постоянную собственность отдельных семей.

В племенной среде VII – начала IX в. Выделялась «нарочитая чадь » - вожди, старейшины, знаменитые войны. В их руках концентрировалась власть и богатства. Многие из «нарочитой чади » стали жить отдельными укрепленными усадьбами. Зарождалась частная собственность.

Совершенствование орудий труда привело к производству не только необходимого в натуральном хозяйстве, но и прибавочного продукта. Происходило накопление прибавочного продукта , а на его основе – развитие обмена между отдельными семьями. Это привело к дифференциации общины, росту имущественного неравенства, накоплению богатства старейшинами и другой знатью.

Важнейшим органом управления у славян продолжало оставаться вече – народное правление, сообща решавшее все важнейшие вопросы. Но постепенно значение его падало.

Восточные славяне вели многочисленные войны со своими соседями, отражая натиск кочевых народов. В то же время они совершали походы на Балканы и Византию. В этих условиях чрезвычайно возрастала роль военачальника – князя , который, как правило, являлся главным лицом в управлении племени. Когда войны были редки, в них участвовали все мужчины племени. В условиях частых войн это становилось экономически не выгодным. Рост прибавочного продукта позволял содержать князя и его дружину . Военно-дружинная знать объявляла себя собственниками земель или племенного союза, облагая соплеменников данью (налогом) . Другим путем подчинения соседних общин было превращение старой родоплеменной знати в бояр – вотчинников и подчинение им общинников.

К VII – IX вв. во главе восточнославянских племенных союзов стояли князья из племенной знати и бывшая родовая верхушка – «нарочитые люди», «лучшие мужья».

Князья и дружинники богатели за счет военной добычи: захваченных военнопленных они превращали в рабов, заставляя работать на своих землях.

В VI – IX вв. рабами у восточных славян были в основном захваченные на войне пленники. В то время у славян существовало обычное право , по которому запрещалось порабощать своих соплеменников, например за долги и т. п. Рабы использовались в основном в домашнем хозяйстве, на самых тяжелых работах. Рабство у славян носило патриархальный характер, когда рабы не образуют класса, а считаются младшими неполноправными членами семьи.

Таким образом, у восточных славян происходил процесс дифференциации (расслоения) общества. Создавались предпосылки образования государства.

Обращаясь к соплеменникам, восточные славяне говорили: «отец», «мать», «дядя», «сын», «дочь», «внук», «свояк», «шурин» и т. д. Возможно, личные имена были привилегией вождей, старейшин и выдающихся воинов. Эти имена заимствованы у западных славян (Ярослав, Мстислав) и варягов (Игорь, Олег, Рюрик) или являлись кличками типа Соловей-разбойник.

С принятием в 988 г. христианства (уже во времена Киевской Руси) у славян стало два имени. «Настоящее» - данное при крещении (еврейские или греческие имена), и мирское – «от сглаза»: языческая кличка, скандинавское или западнославянское имя. Причем в жизни человека звали именно «ненастоящим» именем. И многие не понимали, что князь Владимир Красное Солнышко был на самом деле Василием, Ярослав Мудрый – Юрием (Григорием), а Всеволода Большое Гнездо звали Дмитрием.

У славян были свои языческие праздники , связанные с временами года и с земледельческими работами. В конце декабря колядовали – ходили по домам ряженные с песнями и прибаутками, славили хозяев, которые должны были ряженных одаривать. Большим праздником были проводы зимы и встреча весны – Масленица . В праздник Ивана Купалы проходили обряды с огнем и водой, гадания, водили хороводы, пели песни. Осенью после окончания полевых отмечали праздник урожая : пекли большой медовый каравай.

Большое внимание уделялось свадебным и погребальным обрядам. Славяне верили в бессмертие души и загробную жизнь, которая сложится счастливо, если живые правильно проводят усопшего в мир иной.

Согласно «Повести временных лет» радимичи, вятичи, северяне и кривичи умерших сжигали, пепел и остатки костей складывали в сосуд и ставили на столбах в маленьких срубах у дорог. Вятичи иногда зарывали срубы-гробы с сожженным прахом в землю. Во многих местах над могилами насыпали курганы, рядом с которыми проводили ристания – военные состязания в память умершего и поминальные пиры – тризны .

В IX в. Славяне начали хоронить умерших, не сжигая. Рядом с покойным клали пищу, орудия труда, оружие, украшения.

Известно, что у восточных славян сохранялась еще кровная месть: родственники убитого мстили смертью убийце.

Как и все народы, находившееся на стадии разложения первобытно-общинного строя, славяне были язычниками . Они поклонялись явлениям природы, обожествляя их. Так, богом неба был Сварог , богом солнца – Даждьбог (другие названия: Дажбог, Ярило, Хорос), богом грома и молнии – Перун , богом ветра – Стрибог , богиня плодородия Мокошь . В VI в., по свидетельству византийского историка Прокопия Кессарийского, славяне признавали повелителем Вселенной одного бога – Перуна , бога грома, молний, войны.

В то время не было общественных богослужений, не было ни храмов, ни жрецов. Обычно изображения богов в виде каменных или деревянных фигур (идолов) ставились на определенных открытых местах – капищах , богам приносились жертвоприношения – требы .

Славяне чтили духов: берегинь и русалок, живших в темных омутах рек и озер, хранителей домашнего очага домовых, леших, что кричали по-совиному в дубравах. Отголоском старинных верования является культ щуров (чуров) – предков. В минуту смертельной опасности славяне кричали: «Чур меня!», надеясь на помощь предка-пращура. Для щуров в специальные родительские дни топились бани и ставились еда и питье.

В целом религия восточных славян была политеистической (политеизм – многобожие).

Тема 3. ОБРАЗОВАНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ
ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКОГО ДРЕВНЕГО ГОСУДАРСТВА.
ФЕОДАЛЬНАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ РУСИ

1. Предпосылки образования древнерусского государства. «Норманнская теория ».

История возникновения такого великого и могущественного народа, как славяне, интересовала множество поколений и не перестает терять к себе интерес даже в наше время. Происхождение восточных славян интересовало многих историков, и об этом до сих пор ведутся споры. В древности славянами восхищались такие великие умы и писари, как Епископ Оттон Бамберский, император Византии Маврикий Стратег, Прокопий Писарийский, Иордан и многие другие. Подробнее, кто такие славяне, откуда они пришли и как образовали первую общину читайте в нашей статье.

Восточные славяне в древности

Определенной теории о том, где находилась прародина древних славян ещё не выведено. Историки и археологи вот уже на протяжении нескольких десятков лет ведут споры, и одна из самых главных – это византийские источники, которые утверждают, что восточные славяне в древности ближе к VI веку до н.э. занимали огромную территорию Центральной и Восточной Европы, а также делились на три группы:

  1. венеды (проживали у бассейна Вислы);
  2. склавины (проживали между верховьем Вислы, течением Дуная и Днестром);
  3. анты (проживали между Днепром и Днестром).

Как утверждают историки, данные три группы славян в дальнейшем образовали следующие ветви славянства:

  • южные славяне (склавины);
  • западные славяне (венеды);
  • восточные славяне (анты).
    • Исторические источники VI века утверждают, что какой-либо раздробленности между славянами в это время не было, так как у племенные союзы восточных славян имели схожий и язык, и обычаи, и законы. У них также был схож образ жизни, нравы и любовь к свободе. Славяне вообще отличились очень большой волей и любовью к свободе, и в качестве раба у них выступал лишь военнопленный, причем это было не пожизненное рабство, а лишь на определенный период времени. Позже пленного могли выкупить, либо его отпускали и предлагали стать частью общины. Издавна древние славяне жили в народоправстве (демократии). По своему темпераменту отличались сильным характером, выносливостью, отвагой, сплоченностью, были гостеприимны к чужестранцам, отличались от остальных языческим многобожием и особыми продуманными обрядами.

      Племена восточных славян

      Самые ранние племена восточных славян, о которых писали летописцы, были поляне и древляне. В основном они расселялись в лесах и полях. Древляне часто жили за счет налетов на своих соседей, от чего часто страдали поляне. Именно эти два племени основали Киев. Древляне находились на территории современной Украины на Полесье (Житомирская область и западная часть Киевской области). Поляне населяли земли около среднего течения Днепра и по его правую сторону.

      После дреговичей шли кривичи и полочане. Они населяли современную территорию Псковской, Могилёвской, Тверской, Витебской и Смоленской областей РФ, а также восточную часть Латвии.

      После них были новгородские славяне. Так прозывали себя только коренные жители Новгорода и тех, кто жил на соседних землях. Также, летописцы писали, что новгородские славяне – это славяне ильменские, которые были выходцами из племен кривичей.

      Северяне также были выселенцами кривичей, и населяли современную территорию Черниговской, Сумской, Курской и Белгородской областей.

      Радимичи и вятичи были выселенцами ляхов, и назывались так от имен родоначальников. Населяли радимичи междуречье верхней части Днепра, а также Десны. Ещё их поселения были расположены по всему течению Сожи и всех его притоков. Вятичи населяли верхнюю и среднюю Оку и Москву-реку.

      Дулебы и бужани – это названия одного и того же племени. Они располагались на Западном Буге, и так как в летописях о них писали, что данное племя располагалось в одно и то же время в одном месте, то их после прозывали волынянами. Дулеб можно также рассматривать как отрасль хорватского племени, который поселился до сегодняшнего дня на берегах Волыни и Буга.

      Последними племенами, которые населяли Юг, были уличи и тиверцы. Уличи располагались вдоль нижнего течения Южного Буга, Днепра и побережья Черного моря. Тиверцы же находились в междуречье Прута и Днепра, а также Дуная и Буджакского побережья Черного моря (современная территория Молдавии и Украины). Эти же племена оказывали на протяжении сотен лет сопротивление русским князьям, и Иорнаду и Прокопию они были так же известны, как анты.

      Соседи восточных славян

      На рубеже II-I тыс. до н.э. соседями древних славян были киммерийцы, которые населяли Северное Причерноморье. Но уже в VIII-VII вв. до н.э. их вытеснили из земель воинственное племя скифов, которые годы спустя основали на этом месте собственное государство, которое будет всем известно, как Скифское царство. Им подчинялись многие скифские племена, которые расселились в низовьях Дона и Днепра, а также в причорноморских степях от Дуная, до Крыма и Дона.

      В III веке до н.э. с востока из-за Дона на Северное Причерноморье стали переселяться племена сарматов. Большая часть скифских племен ассимилировалась с сарматами, а оставшаяся часть сохранила свое прежнее название и переселилось в Крым, где продолжало существовать Скифское царство.

      В эпоху Великого переселения народов, на Причерноморье переселились восточногерманские племена – готы. Они существенно повлияли на экономику и культуру Северного Причерноморья, нынешней территории Украины и России. После готов пришли гунны, которые разрушали и грабили все на своем пути. Именно из-за их частых нападений прадеды восточных славян были вынуждены переселиться ближе к северу в лесостепной полосе.

      Последние, кто оказал не малое влияние на переселение и образование славянских племен были тюрки. В середине VI века с востока пришли прототюрские племена, которые образовали на огромной территории, простирающейся от Монголии до Волги, Тюрский каганат.

      Таким образом, с приходом все новых и новых соседей, происходило расселение восточных славян ближе к нынешней территории Украины, Беларуси и России, где в основном преобладала лесостепная зона и болота, возле которых строились общины и которые защищали роды от набегов воинственных племен.

      В VI-IX веках территория расселения восточных славян простиралась с востока на запад начиная с верховьев Дона и Средней Оки и до Карпат, а с юга на север от Среднего Поднепровья и до Невы.

      Восточные славяне в догосударственный период

      Восточные славяне в догосударственный период в основном образовывали небольшие общины и роды. Во главе рода стоял «родоначальник» - старейшина общины, который принимал окончательное решение за свое племя. Племена часто переезжали с места на место, так как основное занятие древних славян было земледелие, и им требовалась новая земля для вспахивания. Вспахивали землю либо на поле, либо рубали лес, сжигали поваленные деревья и после засеивали все семенами. Обрабатывалась земля зимой, чтобы к весне она уже была отдохнувшей и полной сил (зола и навоз хорошо удобряли земельный участок под посев, помогая ей достичь большей урожайности).

      Ещё одной причиной постоянных переездов славянских племен были нападения соседей. Восточные славяне в догосударственный период часто страдали от набегов скифов и гуннов, из-за чего, как мы писали выше, им пришлось заселить земли ближе к северу на лесной местности.

      Основная религия восточных славян – языческая. Все их боги были прообразами природных явлений (самый главный бог Перун – бог Солнца). Интересный тот факт, что языческая религия древних славян берет начало ещё у религии древних индонезийцев. В течении всего переселения, она часто подвергалась изменениям, так как многие обряды и образы были заимствованы у соседних племен. Не все образы в древней славянской религии считались богами, так как Бог в их понятии – это дающий удел, богатство. Как и в античной культуре, боги делились на небесных, подземных и земных.

      Образование государства у восточных славян

      Образование государства у восточных славян произошло на рубеже IX-X веков, так как роды становились более открыты а племена более дружественны. После их объединения в единую территорию требовался грамотный и сильный лидер – князь. Пока во всей Северной, Восточной и Центральной Европе племена объединялись в Чешское, Великоморавское и Древнепольское государства, восточные славяне пригласили править своим народом заморского князя, по имени Рюрик , после чего и образовалась Русь. Центром Руси был Новгород, но когда Рюрик умер, а его законный наследник, Игорь, был ещё мал, князь Олег взял власть в свои руки и, убив Аскольда и Дира, присоединил Киев. Так образовалась Киевская Русь.

      Подведя итог можно сказать, что наши предки пережили очень много бед, но выдержав стойко все испытания, основали одно из сильнейших государств, которое живет и процветает по сегодняшний день. Восточные славяне – одна из сильнейших этнических групп, которая со временем объединилась и основала Киевскую Русь. Их князья с каждым годом завоевывали все больше территорий, объединяя их в одно единое великое государство, которое боялись царства, существующие намного дольше с более развитой экономикой и политикой.

Вятичи - союз восточно-славянских племён, живших во второй половине первого тысячелетия н. э. в верхнем и среднем течении Оки. Название вятичи предположительно произошло от имени родоначальника племени, Вятко.Однако, некоторые связывают по происхождению это название с морфемой "вен" и венедами (или венетами/вентами) (название «вятичи» произносилось как «вентичи»).

В середине X века Святослав присоединил земли вятичей к Киевской Руси, но до конца XI века эти племена сохраняли определённую политическую независимость; упоминаются походы против вятичей князей этого времени.

С XII века территория вятичей оказалась в составе Черниговского, Ростово-Суздальского и Рязанского княжеств. До конца XIII века вятичи сохраняли многие языческие обряды и традиции, в частности, кремировали умерших, возводя над местом погребения небольшие курганные насыпи. После укоренения среди вятичей христианства обряд кремации постепенно ушёл из обихода.

Вятичи дольше других славян сохраняли своё племенное имя. Они жили без князей,общественное устройство характеризовалось самоуправлением и народовластием. В последний раз вятичи упоминаются летописью под таким племенным именем в 1197 г.

Бужане (волыняне) — племя восточных славян, обитавшее в бассейне верхнего течения Западного Буга(от которого и получили своё название); с конца XI века бужане именуются волынянами (от местности Волынь).

Волыняне —восточно-славянское племя или племенной союз, упоминающийся в Повести временных лет и в баварских летописях. В соответствии с последними,волыняне владели семидесятью крепостями в конце X века. Некоторые историки считают, что волыняне и бужане являются потомками дулебов. Их главными городами были Волынь и Владимир-Волынский. Археологические исследования указывают на то, что у волынян были развиты земледелие и многочисленные ремёсла, в том числе ковка, литьё и гончарство.

В 981 г. волыняне были подчинены киевским князем Владимиром I и вошли в состав Киевской Руси. Позже на территории волынян образовалось Галицко-Волынское княжество.

Древляне — одно из племен русских славян, жили по Припяти, Горыни, Случи и Тетереву.
Имя древляне, по объяснению летописца, дано им потому, что они жили в лесах.

Из археологических раскопок в стране древлянможно заключить, что они обладали известной культурой. Прочноустановившийся обряд погребения свидетельствует о существованииопределенных религиозных представлений о загробной жизни: отсутствиеоружия в могилах свидетельствует о мирном характере племени; находкисерпов, черепков и сосудов, железных изделий, остатков тканей и кожуказывают на существование у древлян хлебопашества, промысловгончарного, кузнечного, ткацкого и кожевенного; множество костейдомашних животных и шпоры указывают на скотоводство и коневодство;множество изделий из серебра, бронзы, стекла и сердолика, иноземногопроисхождения, указывают на существование торговли, а отсутствие монетдает повод заключать, что торговля была меновая.

Политическимцентром древлян в эпоху их самостоятельности являлся город Искоростень;в позднейшую пору центр этот, по-видимому, перешёл в город Вручий(Овруч)

Дреговичи — восточно-славянский племенной союз, обитавший между Припятью и Западной Двиной.

Скорее всего название происходит от древнерусского слова дрегва или дрягва, что значит «болото».

Под именем другувитов (греч. δρονγονβίται) дреговичи известны уже Константину Порфирородному как племя, подчиненное Руси. Находясь встороне от «Пути из варяг в греки», дреговичи не играли видной роли вистории Древней Руси. Летопись упоминает только, что дреговичи имели некогда свое княжение. Столицей княжества был город Туров. Подчинение дреговичей киевским князьям произошло, вероятно, очень рано. На территории дреговичей образовалось впоследствии Туровское княжество, а северо-западные земли вошли в состав княжества Полоцкого.

Дулебы (не дулёбы) — союз восточно-славянских племён на территории Западной Волыни в VI—начале X вв. В VII веке подверглись аварскому нашествию (обры). В 907 г. участвовали в походе Олега на Царьград. Распались на племена волынян и бужан и в середине X века окончательно потеряли самостоятельность, войдя в состав Киевской Руси.

Кривичи— многочисленное восточно-славянское племя (племенное объединение),занимавшее в VI—X веках верховья Волги, Днепра и Западной Двины, южную часть бассейна Чудского озера и часть бассейна Немана. Иногда к кривичам причисляют и ильменских славян.

Кривичи были, вероятно,первым славянским племенем, двинувшимся из Прикарпатья на северо-восток. Ограниченные в своём распространении на северо-запад изапад, где они встретили устойчивые литовские и финские племена,кривичи распространились к северо-востоку, ассимилировав с жившими тамфиннами.

Поселясь на великом водном пути из Скандинавии в Византию(путь из варяг в греки), кривичи принимали участие в торговле с Грецией; Константин Багрянородный говорит о том, что кривичи делают лодки, на которых русы ходят в Царьград. Участвовали в походах Олега и Игоря на греков как племя, подчинённое киевскому князю; в договоре Олега упоминается их город Полоцк.

Уже в эпоху образования русского государства у кривичей существовали политические центры: Изборск, Полоцк и Смоленск.

Считается,что последний племенной князь кривичей Рогволод вместе с сыновьями был убит в 980 новгородским князем Владимиром Святославичем. В Ипатьевском списке кривичи упомянуты в последний раз под 1128, а полоцкие князья названы кривичскими под 1140 и 1162. После этого кривичи больше не упоминаются в восточно-славянских летописях. Однако племенное имя кривичи ещё довольно долго употреблялось в иностранных источниках(вплоть до конца XVII века). В латышский язык слово krievs вошло для обозначения русских вообще, а слово Krievija для обозначения России.

Юго-западная,полоцкая ветвь кривичей также именуется полочанами. Вместе с дреговичами, радимичами и некоторыми балтийскими племенами эта ветвь кривичей составила основу белорусского этноса.
Северо-восточная ветвь кривичей, расселённая главным образом на территории современныхТверской, Ярославской и Костромской областей, находилась в тесном контакте с финно-угорскими племенами.
Граница между территорией расселения кривичей и новгородских словен определяется археологическипо типам захоронений: длинные курганы у кривичей и сопки у словен.

Полочане — восточно-славянское племя, населявшее в IX веке земли в среднем течении Западной Двины в сегодняшней Белоруссии.

Полочане упоминаются в Повести временных лет, которая объясняет их название как живущих у реки Полота, одного из притоков Западной Двины. Кроме того,летопись утверждает, что кривичи были потомками полочан. Земли полочан распростирались от Свислочи вдоль Березины до земель дреговичей.Полочане были одним из племён, из которых позже сформировалось Полоцкое княжество. Они являются одними из родоначальников современного белорусского народа.

Поляне (поли) — название славянского племени, в эпоху расселения восточных славян, поселившегося по среднему течению Днепра, на правом берегу его.

Судя по летописным известиям и новейшим археологическим исследованиям,территория земли полян перед христианской эпохой ограничивалась течением Днепра, Роси и Ирпеня; на северо-востоке она прилегала к деревской земле, на западе — к южным поселениям дреговичей, наюго-западе — к тиверцам, на юге — к уличам.

Называя поселившихся здесь славян полянами, летописец прибавляет: «занеже в поле седяху».Поляне резко отличались от соседних славянских племен и по нравственным свойствам, и по формам общественного быта: «Поляне бо своих отец обычаии мяху тих и кроток, и стыденье к снохам своим и к сестрам и к матерем своим…. брачные обычаи имеяху».

История застает полян уже на довольно поздней ступени политического развития: общественный строй слагается из двух элементов — общинного и княжеско-дружинного, причем первый в сильной степени подавлен последним. При обычных и древнейших занятиях славян — охоте, рыболовстве и бортничестве — у полян более чему других славян были распространены скотоводство, земледелие,«древоделие» и торговля. Последняя была довольно обширна не только сславянскими соседями, но и с иностранцами на Западе и Востоке: по монетным кладам видно, что торговля с Востоком началась ещё в VIII веке— прекратилась же во время усобиц удельных князей.

Сначала, около половины VIII века, платившие дань хазарам поляне, благодаря культурномуи экономическому превосходству, из оборонительного положения по отношению к соседям, скоро перешли в наступательное; древляне,дреговичи, северяне и другие к концу IX века были уже подвластны полянам. У них ранее других водворилось и христианство. Центромполянской («польской») земли был Киев; другие её населенные пункты —Вышгород, Белгород на реке Ирпень (ныне село Белогородка), Звенигород,Треполь (ныне село Триполье), Василев (ныне Васильков) и прочие.

Земляполян с городом Киевом стала центром владений Рюриковичей с 882 г. В последний раз в летописи имя полян упоминается под 944, по случаю похода Игоря на греков, и заменяется, вероятно уже в конце Χ века,именем Русь (Рось) и Кияне. Полянами летописец называет также славянское племя на Висле, упоминаемое в последний раз в Ипатьевской летописи под 1208.

Радимичи — наименование населения, входившего в союз восточно-славянских племён, обитавших в междуречье верхнего течения Днепра и Десны.
Около 885 радимичи вошли в состав Древнерусского государства, а в XII векеони освоили бо́льшую часть Черниговской и южную часть Смоленских земель. Название происходит от имени родоначальника племени Радима.

Северяне (правильнее— Севера) — племя или племенной союз восточных славян, населявших территории к востоку от среднего течения Днепра, вдоль рек Десна, Сейми Сула.

Происхождение названия севера до конца не выяснено.Большинство авторов связывают его с названием входившего в гуннское объединение племени савиров. По другой версии, название восходит к вышедшему из употребления древнеславянскому слову, означавшему «родственник». Объяснение от славянского сивер, север, несмотря на схожесть звучания, признается крайне спорным, так как севера никогда не было наиболее северным из славянских племен.

Словене (ильменские славяне) — восточно-славянское племя, жившее во второй половине первого тысячелетия в бассейне озера Ильмень и верхнего течения Мологи и составлявшее основную массу населения Новгородскойземли.

Тиверцы — восточно-славянское племя, жившее между Днестром и Дунаем у побережья Чёрного моря. Впервые упоминаются в Повести временных лет в ряду с другими восточно-славянскими племенами IX века. Основным занятием тиверцев было земледелие. Тиверцы принимали участие в походах Олега на Царьград в 907 и Игоря в 944. В середине X века земли тиверцев вошли в состав Киевской Руси.
Потомки тиверцев стали частью украинского народа, а их западная часть подверглась румынизации.

Уличи — восточно-славянское племя, населявшее в период VIII-X веков земли вдоль нижнего течения Днепра, Южного Буга и побережья Чёрного моря.
Столицей уличей был город Пересечень. В первой половине X века уличи боролись за независимость от Киевской Руси, однако всё-таки были вынуждены признать её верховенство и войти в её состав. Позже уличи и соседние тиверцы были вытеснены на север прибывшими печенежскими кочевниками, где слились с волынянами. Последнее упоминание об уличах датируется летописью 970-х годов.

Хорваты — восточно-славянское племя, жившее в окрестностях города Перемышль на реке Сан. Именовали себя белыми хорватами, в отличие от одноимённого с ними племени,жившего на Балканах. Название племени производят от древнеиранскогослова «пастух, страж скота», что может свидетельствовать о главном егозанятии — скотоводстве.

Бодричи (ободриты, рароги) —полабские славяне (нижнее течение Эльбы) в VIII—XII вв. — союз вагров,полабов, глиняков, смолян. Рарог (у датчан Рерик) - главный город бодричей. Земля Мекленбург в Восточной Германии.
По одной из версий,Рюрик — славянин из племени бодричей, внук Гостомысла, сын его дочери Умилы и бодрического князя Годослава (Годлава).

Висляне —западно-славянское племя, жившее как минимум с VII века в Малой Польше.В IX веке висляне образовали племенное государство с центрами в Кракове, Сандомире и Страдуве. В конце столетия были покорены королём Великой Моравии Святополком I и были вынуждены принять крещение. В Xвеке земли вислян были завоёваны полянами и включены в состав Польши.

Зличане (чешск. Zličane, польск. Zliczanie) - одно из древне-чешских племён.Заселяло территорию, прилегающую к современному г. Коуржим (Чехия).Послужило центром образования Зличанского княжества, охватившего вначале 10 в. Восточную и Южную Чехию и область племени дулебов. Главным городом княжества был Либице. Либицкие князья Славники соперничали с Прагой в борьбе за объединение Чехии. В 995 году Зличане были подчинены Пржемысловичами.

Лужичане, лужи́цкие сербы, сорбы (нем.Sorben), венды — коренное славянское население, проживающее на территории Нижней и Верхней Лужицы — областей, входящих в состав современной Германии. Первые поселения лужицких сербов в этих местах зафиксированы в VI веке н. э.

Лужицкий язык разделяют на верхнелужицкий и нижнелужицкий.

Словарь Брокгауза и Евфрона дает определение: «Сорбы — название вендов и вообще полабских славян». Славянская народность, населяющие ряд областей в Германии, в федеральных землях Бранденбург и Саксония.

Лужицкие сербы — одно из четырех официально признанных национальных меньшинств Германии (наряду с цыганами, фризами и датчанами). Считается, что серболужицкие корни сейчас имеют около 60 тыс. немецких граждан, из которых 20 000 живет в Нижней Лужице (Бранденбург) и 40 тыс. — в Верхней Лужице (Саксония).

Лютичи (вильцы, велеты) —союз западно-славянских племён, живших в раннем средневековье на территории нынешней восточной Германии. Центром союза лютичей было святилище «Радогост», в котором почитался бог Сварожич. Все решения принимались на большом племенном собрании, а центральная власть отсутствовала.

Лютичи возглавили славянское восстание 983 против германской колонизации земель восточнее Эльбы, в результате которого колонизация приостановилась почти на двести лет. Уже до этого они были ярыми противниками германского короля Оттона I. О его наследнике,Генрихе II, известно, что он не пытался их поработить, а наоборот переманил их деньгами и подарками на свою сторону в борьбе против Польши Болеслава Храброго.

Военные и политические успехи усилили в лютичах приверженность язычеству и языческим обычаям, что относилось и к родственным бодричам. Однако в 1050-х среди лютичей разразилась междуусобная война и изменила их положение. Союз быстро терял мощь и влияние, а после того, как центральное святилище было разрушено саксонским герцогом Лотарем в 1125, союз окончательно распался. В течение последующих десятилетий саксонские герцоги постепенно расширили свои владения на восток и покорили земли лютичей.

Поморяне, помераны — западно-славянские племена, жившие с VI века в низовьях Одрына побережье Балтийского моря. Остаётся невыясненным, существовало ли до их прихода остаточное германское население, которое они ассимилировали. В 900 граница поморянского ареала проходила по Одре на западе, Висле на востоке и Нотечу на юге. Дали название исторической местности Померания.

В X века польский князь Мешко I включил земли поморян в состав польского государства. В XI веке поморяне подняли восстание и вновь обрели независимость от Польши. В этот период их территория расширилась на запад от Одры в земли лютичей. По инициативе князя Вартислава I поморяне приняли христианство.

С 1180-х начало возрастать немецкое влияние и на земли поморян стали прибывать немецкие поселенцы. Из-за разорительных войн с датчанами поморянские феодалы приветствовали заселение опустошённых земель немцами. Со временем начался процесс германизации поморянского населения.

Избежавшим ассимиляции остатком древних поморян сегодня являются кашубы,насчитывающие 300 тысяч человек.

Происхождение и расселение славян. В современной науке существует несколько точек зрения на происхождение восточных славян. Согласно первой славяне — коренное население Восточной Европы. Они происходят от живших здесь в раннем железном веке создателей зарубинецкой и Черняховской археологических культур. Согласно второй точке зрения (ныне более распространенной) славяне переселились на Восточно-Европейскую равнину из Центральной Европы, а конкретнее — из верховьев Вислы, Одера, Эльбы и Дуная. С этой территории, являвшейся древнейшей прародиной славян, они расселились по Европе. Восточные славяне перешли с Дуная в Карпаты, оттуда — на Днепр.

Первые письменные свидетельства о славянах относятся к I—II вв. н.э. О них сообщали римские, арабские, византийские источники. Античные авторы (римский писатель и государственный деятель Плиний Старший, историк Тацит, географ Птолемей) упоминают славян под именем венедов.

Первые сведения о политической истории славян относятся к IV в. н.э. С Балтийского побережья германские племена готов пробились в Северное Причерноморье. Готский вождь Германарих был разбит славянами. Его преемник Винитар обманом заманил к себе 70 славянских старейшин во главе с Бусом и распял их (спустя 8 столетий неизвестный автор «Слова о полку Игореве» упомянул «время Бусово» ).

Особое место в жизни славян занимали отношения с кочевыми народами степи. В конце IV в. готский племенной союз был разбит тюркоязычными племенами гуннов, пришедшими из Центральной Азии. В своем продвижении на запад гунны увлекли и часть славян.

В источниках VI в. славяне впервые выступают под собственным именем. По данным готского историка Иордана и византийского писателя-историка Прокопия Кесарийского, венеды в это время делились на две основные группы: (восточные) и славинов (западные). Именно в VI в. славяне заявили о себе как о сильном и воинственном народе. Они воевали с Византией и сыграли основную роль в сломе дунайской границы Византийской империи, заселив в VI-VIII вв. весь Балканский полуостров. В ходе расселения славяне смешивались с местным населением (балтийскими, финно-угорскими, позднее сарматскими и другими племенами), в результате ассимиляции у них складывались языковые и культурные особенности.

— предки русских, украинцев, белорусов — занимали территорию от Карпатских гор на западе до Средней Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере до Среднего Поднепровья на юге. В VI-IX вв. славяне объединялись в общности, имеющие не только родовой, но и территориально-политический характер. Племенные союзы — это этап на пути формирования . В летописном рассказе названо полтора десятка объединений восточных славян (поляне, северяне, древляне, дреговичи, вятичи, кривичи и т.д.). Эти союзы включали в себя 120-150 отдельных племен, имена которых уже утрачены. Каждое племя, в свою очередь, состояло из множества родов. Объединяться в союзы славян заставляла необходимость защиты от набегов кочевых племен и налаживания торговых связей.

Хозяйственные занятия восточных славян. Главным занятием славян было земледелие. Однако оно было не пашенным, а подсечно-огневым и переложным.

Подсечно-огневое земледелие было распространено в лесной полосе. Деревья подрубали, они засыхали на корню, и их сжигали. После этого пни выкорчевывали, землю удобряли золой, рыхлили (без пахоты) и использовали до истощения. Под паром участок был 25-30 лет.

Переложное земледелие практиковали в лесостепной полосе. Траву выжигали, полученной золой удобряли землю, затем рыхлили и также использовали до истощения. Поскольку сжигание травяного покрова давало меньше золы, чем сжигание леса, участки приходилось менять через 6-8 лет.

Славяне занимались также животноводством, бортничеством (собиранием меда диких пчел), рыболовством, которые имели подсобное значение. Важную роль играла охота на белку, куницу, соболя, целью ее была добыча пушнины. Меха, мед, воск обменивали на ткани, драгоценности главным образом в Византии. Основной торговой дорогой Древней Руси стал путь «из варяг в греки»: Нева — Ладожское озеро — Волхов — Ильмень озеро — Ловать — Днепр — Черное море.

Государство восточных славян в 6-8 веке

Общественный строй восточных славян. В VII-IX вв. у восточных славян шел процесс разложения родоплеменного строя: переход от родовой общины к соседской. Общинники жили в полуземлянках, рассчитанных на одну семью. Частная собственность уже существовала, но земля, лесные угодья и скот оставались в общем владении.

В это время выделилась родоплеменная знать — вожди и старейшины. Они окружали себя дружинами, т.е. вооруженной силой, не зависящей от воли народного собрания (веча) и способной принудить рядовых общинников к повиновению. Каждое племя имело своего князя. Слово «князь» происходит от общеславянского «кнез» , означающего «вождь» . (V в.), княживший в племени полян. Русская летопись «Повесть временных лет» называла его основателем Киева. Таким образом, в славянском обществе уже появлялись первые признаки государственности.



Художник Васнецов. "Княжий двор" .

Религия, быт и обычаи восточных славян. Древние славяне были язычниками. Они верили в злых и добрых духов. Сложился пантеон славянских богов, каждый из которых олицетворял разнообразные силы природы или отражал социальные отношения того времени. Важнейшими богами славян были Перун — бог грома, молнии, войны, Сварог — бог огня, Велес — покровитель скотоводства, Мокошь — богиня, оберегавшая женскую часть племени. Особо почитался бог солнца, который у различных племен назывался по-разному: Даждь-бог, Ярило, Хорос, — что говорит об отсутствии еще устойчивого славянского межплеменного единства.



Неизвестный художник. "Славяне гадают перед битвой".

Славяне жили небольшими селениями по берегам рек. В некоторых местах для защиты от неприятеля селения огораживали стеной, вокруг которой выкапывали ров. Такое место называли городом.



Восточные славяне в древности

Славяне были гостеприимны и добродушны. Каждый странник считался дорогим гостем. По славянским порядкам можно было иметь несколько жен, но больше одной имели только богатые, т.к. за каждую жену надо было платить выкуп родителям невесты. Нередко, когда умирал муж, жена, доказывая свою верность, убивала и себя. Повсеместно был распространен обычай сожжения покойников и возведения над погребальными кострами больших земляных насыпей — курганов. Чем знатнее покойник, тем выше насыпали холм. После погребения справляли «тризну», т.е. устраивали пиршества, боевые игры и конские ристалища в честь умершего.

Рождение, свадьба, смерть — все эти события в жизни человека сопровождались заклинательны-ми обрядами. У славян существовал годовой цикл земледельческих праздников в честь солнца и различных времен года. Целью всех обрядов было обеспечение урожая и здоровья людям, а также скоту. В селениях стояли идолы, изображавшие божества, которым «всем миром» (то есть всей общиной) приносили жертвы. Рощи, реки, озера почитались священными. У каждого племени существовало общее святилище, куда сходились члены племени на особо торжественные праздники и для решения важных дел.



Художник Иванов С. В. - "Жилье восточных славян".

Религия, быт и общественный и хозяйственный строй восточных славян (схема-таблица):