Кто такие варвары в древнем мире. Основные варварские племена, с которыми воевали римляне в период империи. Значение во всемирной истории

Древние греки всех чужеземцев называли варварами - "бормочущими", имея в виду, что они неверно или совсем плохо говорили по-эллински и, следовательно, не знали и не могли оценить греческих обычаев, наук и искусства. Эллины были уверены, что всё, созданное ими, является самым лучшим, и не утомляли себя сомнениями. Египтяне, финикийцы и другие народы, которым греки были многим обязаны, оказывались варварами, с их точки зрения.

Римляне считали варварами племена, жившие на северных и восточных рубежах Римской империи. Когда в I в. до н. э.. германские племена попытались перейти Рейн и занять принадлежавшие империи земли Галлии, легионы Юлия Цезаря прогнали их обратно и построили оборонительный вал - "Limes Romanus", ставший рубежом не только между римлянами и германцами, но по существу между двумя цивилизациями - римской и варварской.

Варварами римляне называли не только германцев, но и кельтов, славян, живших на обширных территориях, занимавшихся земледелием и скотоводством. Они выращивали ячмень, пшеницу, рожь, овощи (репу, лук, горох), а также лён, коноплю. Разводили тягловых быков, лошадей, овец, коз, охотились на пушного зверя, добывали руду и плавили из неё металлы. Всё это доставлялось в пограничные города Римской империи и обменивалось на рабов, оружие, предметы роскоши и вино. Старейшины, возглавлявшие роды и общины, на народных собраниях называли имена вождей, которые поведут воинские дружины на соседей. Сильные подчиняли слабых, создавая крупные племенные союзы: алеманский, сакский, франкский, западных и восточных готов, лангобардов, вандалов, бургундов. Война становилась ремеслом для многих из них. Римляне ценили храбрость и умение варваров владеть оружием: молодые мужчины-пленные пополняли ряды гладиаторов, оканчивая жизнь на аренах римских цирков; свободных привлекали к армейской службе. Со временем в римской армии варваров становилось всё больше и больше как среди солдат, так и среди командиров. Они предпочитали всему римскому свою одежду, оружие, применяли в бою собственную тактику и стратегию. Их формирования способствовали многим победам, одержанным Римом.

Варваров, как пленных, так и свободных, римляне поселяли на землях, опустошённых войной, используя как рабочую силу. В римском обществе появлялись и хорошо образованные, богатые варвары, что позволяло им занимать важные должности при императорском дворе, который был не чужд распространившейся моде на варварские костюмы, причёски, манеру поведения и разговора. Император Марк Аврелий Антонин вошёл в историю под именем Каракалла из-за своего пристрастия к одежде варваров: "каракаллой" германцы называли длинный плащ. Случалось, что на престоле Римской империи оказывались не римляне: императоры Диоклетиан и Максимиан были иллирийцами.

Варвары, занявшие привилегированное положение в Римской империи, являвшиеся высшими сановниками, становились фактическими правителями государства, которое переживало тяжелейший кризис в конце IV - начале V вв. н. э.. Об этом свидетельствовали многочисленные случаи появления узурпаторов, претендовавших на императорскую власть, волновавших народ, захватывавших города и поместья богачей. Целые области заявляли о своей независимости от центрального правительства. Армия отказывалась защищать интересы империи, а дезертирство приобрело угрожающие размеры. Человеческая жизнь потеряла ценность.

Именно тогда началось оживление на границах империи.

Массовые передвижения племён, вторжение их с периферии на территорию Римской империи, приведшее к утрате западной её части, историки назвали "Великим переселением народов". Начало его пришлось на IV-VII вв., когда кочевники Центральной Азии - хунны, за несколько веков преодолев огромные расстояния, добрались до плодородных равнин между Волгой и Доном. Здесь потомки хуннов, забывшие язык и историю своих предков, изменившиеся даже внешне, но не утратившие воинственности и жестокости в схватках с врагами, создали племенной союз. Их стали называть гуннами, покорителями обитавших в бассейне Дона аланов и многочисленных восточных готов (остготов) Причерноморья. Расправа победителей над побеждёнными была столь ужасна, что их соседи - западные готы (вестготы) не стали дожидаться своего смертного часа и бежали под защиту римских пограничных укреплений через Дунай на земли, принадлежавшие римлянам. Их поселили в Мезии, присвоили статус конфедератов - союзников империи, рассчитывая, что беглецы будут охранять и защищать владения империи от посягательств грозных гуннов.

Однако всё получилось по-другому: земли Мезии были бедны и не могли прокормить такое большое количество беженцев; местные чиновники, пользуясь бедственным положением готов, занимались вымогательством, расхищая продукты и деньги, направляемые центральным правительством на поддержку несчастных. Последней каплей, переполнившей чашу терпения, было вероломство римлян. Наместник области пригласил к себе на приём вождей готов. Пока те пировали, охрана наместника, спровоцировав дружинников-готов на вооружённое столкновение, перебила их. Возмущение охватило весь народ готов. Избрав вождём Фритигерна, человека смелого и закалённого в боях, восставшие захватывали один римский город за другим. Нашествие, подобно бурной реке, разливалось по землям империи. Оказалось, что у правительства нет сил, чтобы остановить его. Два года император Валент безуспешно пытался собрать войска для борьбы с готами. Отряды, которые посылались им навстречу, переходили на сторону восставших. Это было грозное предупреждение, свидетельство деморализации общества, когда родина - Римское государство - превратилась в гигантскую машину насилия и угнетения, а "чужие" становились ближе "своих".

Император западной части империи Грациан стал спешно искать полководца, который смог бы организовать отпор восставшим и спасти империю. Им оказался Феодосий, уроженец Испании, всю жизнь верно служивший Риму и никак не предполагавший стать августом. Будучи человеком умным, он, понимая, что рассчитывать на соотечественников не приходится, обратился за помощью к готским вождям. Был заключён договор, по которому им предоставлялось право жить на землях Малой Азии; кроме того, правительство обязалось дополнительно снабжать их зерном, скотом, освободить от податей и повинностей. Готы же обещали ежегодно выставлять 40 тыс. воинов.

Римское общество клонилось к упадку. Власть имущие были заняты только собственными интересами, не желая замечать, что империю всё больше теснят враги, а большая часть народа видит в них освободителей. Людей, серьёзно озабоченных судьбой империи, в обществе избегали, считая бесполезными. Однажды было решено очистить Рим от чужеземцев и проходимцев, так как прокормить огромное население города становилось труднее и труднее. Результаты этой кампании оказались неожиданными: из города были безжалостно изгнаны лишь учёные люди. Зато продолжали благоденствовать многочисленные певицы и танцовщицы, окружённые большим числом прислужников.

Вражда и смута терзали империю. Они не прекратились, а усилились после смерти Феодосия I, оставившего свои владения в наследство двум сыновьям: 18-летнему Аркадию и 11-летнему Гонорию, опекунами которых он назначил галла Руфина и вандала Флавия Стилихона. Пока дворцовые партии выясняли отношения, восстали готы. Они выбрали своим вождём Алариха - самого прославленного воина, происходившего из старинного знатного рода Балтов. Восставшие двинулись на Константинополь, но, получив выкуп, направились в Македонию и далее в Грецию, где уцелели лишь Афины, сумевшие откупиться.

В это время при дворе наследников Феодосия победу одержали сторонники Стилихона. Собранные им войска стали теснить Алариха, которому с трудом удалось избегнуть полного разгрома. Однако через год он вторгся в Италию. Вестготы представляли столь серьёзную силу, что Стилихон уговаривал императора Гонория и сенат дать Алариху выкуп - четыре тысячи фунтов золота - и получить передышку для реформы армии и государственного устройства, но император не решался. Один из сенаторов упрекал Стилихона, что предлагаемый им договор - не о мире, а о рабстве. Вскоре Стилихон был убит в результате заговора, жертвами которого стали многие друзья и сторонники Стилихона, а также варвары и их семьи, верно служившие до той поры империи. Возмущённые таким вероломством, оставшиеся в живых (числом более 30 тыс.) перешли на сторону Алариха и потребовали вести их на Рим. Сложившейся ситуацией Аларих воспользовался незамедлительно. Обвинив римлян в предательстве и нарушении обязательств, он призвал к оружию своих собратьев-готов и присоединившихся к ним гуннов и в 409 г. повёл их на Рим. По дороге его войска пополнялись как свободными римскими гражданами, так и рабами.

Очень скоро подошёл Аларих к Риму, который со времён Ганнибала не видел врагов возле своих стен. Вождь готов и его воины увидели перед собою огромный и богатый город. Его позолоченные кровли слепили глаза. В нём были чудесные дворцы, храмы, цирки и театры, возведённые из мрамора и украшенные статуями, фресками, мозаиками. Аларих приказал начать осаду "вечного города" и захватил гавань Остию, где находились все основные запасы хлеба. В Риме начался голод и распространилась эпидемия чумы. Осаждённым не приходилось рассчитывать на помощь: не было Стилихона, чья мудрость и энергия не раз спасали империю; император Гонорий заперся в стенах города-крепости Равенны и молился там о чуде - спасении от варваров.

Римляне начали с Аларихом переговоры. Сенат отправил к нему посольство. Однако Аларих назвал такую непомерную сумму выкупа, что растерявшиеся горожане спросили, что же останется у них после его выплаты. "Жизнь", - кратко ответил Аларих. Тогда горожане попытались его припугнуть, сообщив, что в городе много жителей, которые как один выйдут оборонять Рим. "Ну что же, - сказал Аларих, - чем гуще трава, тем легче её косить". Римляне согласились заплатить выкуп. Аларих снял осаду и отошёл.

Правительство Гонория не спешило выполнять условия мира, и Алариху надоело ждать. В том же году он вновь осадил Рим, и там опять начался голод. Аларих вынудил римский сенат объявить императора Гонория низложенным, а на его место избрать римлянина Аттала - болтуна и пьяницу. Но вскоре, убедившись в его полной непригодности, Аларих отправил его в свою музыкантскую команду, а знаки императорской власти отослал к Гонорию.

В это время Гонорий получил подкрепление: Константинополь прислал ему 4 тыс. солдат, а из Африки подошли суда, гружённые продовольствием. Император посчитал, что более заботиться о мире с варварами бессмысленно, и объявил о прекращении переговоров. В ответ на это Аларих в третий раз осадил Рим. Огромный город не имел сил защищаться, лишь горстка гвардейцев-наёмников пыталась сопротивляться. Пока длилась осада, голод и болезни косили людей. Современник тех событий писал: "Безумие голодающих дошло до предела, рвали друг друга на части, мать не щадила грудного младенца своего, и её чрево принимало то, что она родила". В довершение всего рабы-германцы подняли в городе восстание, устроили погром, открыли Соляные ворота и, числом 40 тыс., примкнули к осаждавшим. 14 августа 410 г. Аларих взял "вечный город". Три дня и три ночи длились грабёж и избиение жителей. Потом готы ушли, унося огромную добычу, уводя пленных, в числе которых была и сестра императора Гонория. Римляне, кроме всего, уплатили дань: 5 тыс. фунтов золота, 30 тыс. фунтов серебра, 3 тыс. драгоценных, окрашенных пурпуром одежд, 4 тыс. шёлковых, 3 тыс. фунтов перца и многое другое.

Аларих повёл своих воинов в хлебные, богатые области Римской империи - Кампанию, Сицилию, намереваясь завоевать и провинцию Африка - главную житницу империи, кормившую римлян. Однако этот план не осуществился из-за смерти Алариха, умершего 34 лет от роду в городе Консенции. Его похоронили в глубокой могиле, вырытой в русле реки Бузент, чьи воды были отведены в новое русло. Вместе с Аларихом погребли многочисленные бесценные сокровища, а затем, закопав могилу, воды реки возвратили в прежнее русло. Сподвижники Алариха перебили всех рабов, участвовавших в этих работах, чтобы никто не знал тайну погребения их вождя.

Пока правительства восточной и западной частей империи пытались мобилизовать все силы на защиту своих владений, прекратить смуты и беспорядки в государстве, надвигалась новая опасность. Вождь гуннов Аттила, правитель огромных территорий и многочисленных народов, начал поход, покорив племена, жившие по правому берегу Дуная, мечтая овладеть землями до самого Константинополя. Император Восточной Римской империи Феодосий II откупился, уплатив Аттиле 6 тыс. фунтов золота, признав себя и свой народ вечными данниками вождя гуннов и обещая ежегодно выплачивать ему 700 фунтов золота.

Аттила повёл свои войска во владения Западной Римской империи. В то время там правила мать малолетнего императора Валентиниана III, Галла Плацидия. Узнав о приближении неприятеля, она поручила командиру придворной гвардии Флавию Аэцию возглавить оборону. Он провёл несколько лет в плену у Алариха и неплохо знал нравы и черты характера варваров. Используя уговоры, угрозы, подкуп, он привлёк на свою сторону вандалов, франков и бургундов, а самое главное - наладил бесперебойную доставку продовольствия в Рим.

В 451 г. на Каталаунских полях, близ города Труа, произошла "битва народов", победа в которой досталась римлянам и их союзникам. Аттила бежал. Через год он вновь предпринял наступление и вновь был разбит, а вскоре умер. Его огромное государство вслед за этим прекратило своё существование, распавшись на мелкие владения, ставшие жертвами своих более сильных соседей.

Почти одновременно с Аттилой погиб и Аэций, пав жертвой очередного заговора, а через год и его воспитанник - император Валентиниан III. Вдова императора, Евдоксия, не имея другой возможности отомстить убийцам, обратилась к помощи вандальского короля Гейзериха, умоляя его защитить императорскую династию и восстановить её власть.

Гейзерих посадил своё войско на корабли, вошёл в устье Тибра и после короткой осады 2 июля 455 г. захватил "вечный город". Две недели его воины не только грабили, но и совершенно бессмысленно разрушали город. Такого опустошения и разгрома современники припомнить не могли. Один из них писал: "Всё разрушено и разграблено. Поля, города - всё изменило вид. Меч, огонь, голод - все бичи зараз губят род человеческий. На земле исчез мир: настал общий конец". Тем не менее Рим дожил до наших дней, оставшись столицей Италии, а вандалы давно исчезли с арены истории, оставив потомкам лишь своё имя как символ бессмысленного разрушения и осквернения - вандализма.

Западная Римская империя неотвратимо приближалась к бесславному концу, так и не сумев оправиться после столь страшного нашествия. С 455 по 476 г. сменилось около десятка императоров, не имевших реальной власти и ставших игрушками в руках проходимцев.

Население городов уменьшилось. Часть жителей была угнана в рабство, другие бежали.

Рим, полный жизни, с прекрасными зданиями, вызывавший восхищение современников, умирал: многие древние роды исчезли, другие - влачили бедственное существование, большие дворцы опустели и всё в них было мертво... В 476 г. один из самых влиятельных германских наёмников военачальник Одоакр низложил последнего императора Ромула, презрительно прозванного народом Августулом - Августёнком. Одоакр сохранил ему жизнь, поместил в подаренной ему вилле в Кампании и назначил щедрое содержание. Сам же Одоакр был признан императором Восточной Римской империи Зеноном как соправитель. 23 августа 476 г. считается датой падения Западной Римской империи и концом античного мира. Начинался новый период истории - Средние века, а на руинах части Римской империи создавались новые государства: вестготов, бургундов, франков, алеманнов, остготов и вандалов. Каждое из них имело свою историю.

Что же произошло дальше с жителями Западной Римской империи, когда она перестала существовать? У большинства простого народа появились новые повелители, а римская знать стала служить верой и правдой тем, кого она ещё недавно презирала и величала варварами. Те в свою очередь ценили знания своих новых подданных, охотно раздавая им высокие должности, наделяя землями и рабами. Дети и внуки прежних варваров, так боявшихся и ненавидевших античные города, называвших их "птичьими клетками" или "позолоченными гробницами", стали строить свои города-столицы, крепости, замки-резиденции, перенимая все черты нового для них образа жизни. Варвары перестали быть варварами.

«Мир варварства» составляли северные кельтские племена, сохранившие значительную самостоятельность и самобытность, избежавшие романизации. Это прежде всего пикты, предки современных ирландцев, скотты, предки шотландцев, конечно, бритты, сыгравшие важнейшую роль в формировании англичан. Затем это лузитане и астуры, повлиявшие на становление португальцев и астурийцев, и баски, сохранившие свою этническую самостоятельность до сегодняшнего дня. Это белги, эбуроны и некоторые другие северогалльские племена, предшественники современных валлонов, фламандцев, голландцев. Все они, за исключением басков, относились к кельтской языковой группе, были давно знакомы с металлургическими технологиями, знали плавку железной руды с первого тысячелетия до нашей эры, умели получать стекло, пользовались колесом и морскими средствами передвижения.

Пожалуй, наиболее развитыми из них были бритты. Они строили укрепленные поселения, главным из которых стал Lugdunum, находившийся под покровительством бога Луга. Они на протяжении столетий и даже тысячелетий поддерживали жизнь святилищ, в частности, самого авторитетного, известного под современным названием «Стоунхендж». Управляли бритами вожди, избиравшиеся народом; кандидаты на должность вождя подвергались испытаниям: они должны были промчаться на колеснице на полной скорости между двумя священными камнями; ежегодно вожди проходили обряд очищения огнем, после чего, считалось, они получали власть на следующий год: делался деревянный дворец, он поджигался, и вождь должен был пройти сквозь огонь. Характерно, что у бриттов вождем могла стать и женщина; такова Медб, упоминавшаяся в эпосе. Хранителями традиций и знаний выступали друиды – жрецы. Они пользовались особой письменностью в виде нитей, на которые нанизывались листья разных пород деревьев. Наверное, от такой манеры считывать информацию происходит глагол «листать». Существовала своеобразная «лесная школа», в которой постигались семь дисциплин, сообразно возрасту. В детстве обучали рисованию и стихосложению, в отрочестве – письму, обычаям, ритуалу, в юности – астрономии и искусству прорицания. Был обычай награждать отличившихся в науках звездами, которые прикреплялись на подошву обуви, дабы не было гордыни.

Кроме кельтов в «мир варварства» входили германцы, которых римляне называли «немцы», от латинского nemici – враги. Германцы селились хуторами или небольшими деревнями с нерегулярной застройкой. В обществе основную массу составляли свободные соплеменники. Среди них выделялись знатные семьи, из которых выбирались вожди-конунги, обладавшие ограниченной властью. Лишь одному германскому вождю удалось установить единоличную власть. Это был Маробод, царь маркоманов. Однако и его власть продлилась недолго. Он был свергнут недовольными подданными в союзе с другими германскими племенами.

Любимыми занятиями германцев были войны, охота и пиры. Вокруг знатных членов племени собиралась дружина, средства на содержание которой добывались постоянными войнами. Основным оружием германцев было копье – фрамея. Мечи были редкостью. Из защитного вооружения наиболее распространенным был деревянный или плетеный щит, обтянутый кожей. Были известны, но менее распространены панцирь и шлем. Готовясь к сражению, германцы строились клиньями, составлявшимися из родственников. У некоторых племен было в обычае связывать воинов переднего ряда цепью. О значении военного дела у германцев говорит обычай вручать фрамею юноше по достижении им совершеннолетия. На пирах обсуждались важные дела: военные действия, заключение браков, примирения между враждующими сторонами. Германцы любили попировать и, как сообщает Тацит, пить беспробудно в течение нескольких дней не считалось у них зазорным.

Основные германские племена на рубеже I-II веков расселялись следующим образом: в дельте Рейна жили батавы, к востоку от них фризы, между Везером и Эльбой жили многочисленные хавки, делившиеся на Малых и Больших; к югу от них жили херуски, из числа которых происходил Арминий. Землю к северу от Эльбы, Ютландию и близлежащие острова занимали небольшие племена, поклонявшиеся богине Нерте. В низовьях Рейна жили тенктеры, бруктеры, узипы. К югу от них на территории современного Гессена жили хатты. К северу от Дуная в Богемии жили маркоманы, к востоку от них квады, еще дальше, ближе к устью Дуная, бастарны. В районе современного Регенсбурга жили гермундуры. На средней Эльбе жили семноны, основное свевское племя. На восток от них расселялись многочисленные племена лугиев. Южное побережье Балтийского моря занимали переселившиеся из Скандинавии вандалы, готы, ругии, бургунды. Из скандинавских племен выделялись сильным флотом свионы, жившие вокруг озера Мэларен в Швеции.

К концу III столетия картина расселения германских племен изменилась. В низовьях Рейна образовалось большое племенное объединение франков. Декуматские поля в верховьях Рейна были заняты аламанами. На Нижней Эльбе образовался большой племенной союз саксов. Племена, ранее населявшие южное побережье Балтийского моря, продвинулись к югу. Так, под руководством короля Германариха готы создали обширную державу на территории современной Украины. К IV веку вторжения германских племен становятся интенсивнее, они начинают заселять приграничные земли римской империи. Несмотря на оживленные контакты с романским миром, христианство проникало к германцам медленно. Его принимали только племена, поселившиеся на территории римской империи – готы, вандалы, бургунды и др. Большинство племен приняло христианство в форме арианства. Лишь франки приняли католическую веру.

Самыми значительными среди германоязычных племен были готы, распадавшиеся на две ветви – остроготов и визиготов, вандалы, также делившиеся на две ветви – асдингов и силингов, затем – свевы, бургунды, франки, англы, саксы и лангобарды. Здесь мы сознательно ограничились указанием лишь тех народов, которые в дальнейшем создали свою государственность. Наиболее развитыми из германцев были готы. У них уже около 375 года н.э. возник алфавит, созданный Вульфиллой. Была предпринята попытка записи обычного права, составлены небезызвестные «Белагины», первый свод германских законов, к сожалению, не сохранившийся. В дальнейшем, в IV–VI веках, «мир варварства» расширялся за счет появления новых народов на исторической арене Европы: славянских (сербов, хорватов, словен, дулебов, полян и др.), тюркских (гуннов, аваров, хазаров, булгар, печенегов, половцев и др.), угорских (венгров) и некоторых иных народов.

варваръ , варъваръ (заимствовано из среднегреческого).

В новое время варварами стали обозначать совокупности народов, вторгавшихся в пределы Римской империи (варварские завоевания) и основывавших на её территории самостоятельные государства (королевства).

В переносном значении варвары - невежественные, грубые, жестокие люди, разрушители культурных ценностей.

Европа железного века

В античном мире слово использовалось греками для обозначения негреческих народов, включая цивилизованные. В Древнем Риме термин применяется по отношению к народам, проживавшим за пределами Римской республики (позднее - империи). Таким образом, в археологическом смысле термин «варвары» синонимичен термину «железный век » для народов, существовавших во времена античного мира , но не входивших в круг цивилизаций того времени :

  • фракийцы (в том числе даки , геты)
  • иллирийцы и мессапы
  • скифо -сарматские племена и др.

Китай

Тема взаимоотношения с варварами закрепилась в классической китайской историографии , начиная с Сыма Цяня . По его утверждению, варвары выступают противниками Хуан Ди , имея черты хтонических чудовищ .

Чень Ань (9 в.) утверждал, что «различие между китайцем и варваром проходит в сердце». Согласно другим мыслителям, это различие имело расовую основу. Притягательность китайской культуры выразилась в синификации киданей, чжурчженей, монголов, маньчжуров и др. народов. Правление неавтохтонных династий (Юань, Цин и др.), во многом повлиявших на облик китайской цивилизации в её современном виде, сделало вопрос варварства в Китае сложной культурологической проблемой.

В повседневной речи

В настоящее время это слово сделалось вполне нарицательным во многих языках и нередко употребляется в повседневной жизни, однако, необходимо иметь в виду, что правильное словоупотребление не позволяет смешивать это выражение с термином «дикие, дикари».

В Индии

В Китае

Для иностранцев европейской внешности в Китае в разные периоды истории местными жителями использовались разные обращения или понятия, но в сегодняшнем Китае чаще всего можно услышать: «Хэллоу, лаовай !».

В Японии

Понятия для «чужих народов» (правда, с коннотацией «дикости») есть и в японской культуре (см. намбандзин).

См. также

Напишите отзыв о статье "Варвары"

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Альфан Л. Великие империи варваров: от Великого переселения народов до тюркских завоеваний XI века. - М .: Вече, 2006.
  • Ancient Europe. Encyclopedia of the Barbarian World. Vol. 1-2. / Bogucki, P. (ed.).
  • Щукин М. Б. На рубеже эр. - СПб. , 1994.
  • В. М. Макаревич, И. И. Соколова. Энциклопедия всемирная история. - Дрофа, 2003. - ISBN 5710774316 .
  • Мюссе Л. Варварские нашествия на Западную Европу. - СПб. , 2006.

Ссылки

  • - пьеса Максима Горького ()
  • - краткие статьи о варварах

Примечания

В Древней Греции, а затем и в Риме варварами называли любых иноземцев, точнее те народы, которые не включались в пределы греко-римской цивилизации. Под варварами подразумевались многочисленные племена германского, славянского, иранского происхождения, порой хорошо известные, а порой совсем неведомые имперским властям и историографам. Позже христиане стали называть эти народы «язычниками», ибо они говорили не на греческом, не на латыни, а на неведомых Риму местных языках. На Западе до сих пор сохранилась данная традиция: все народы и страны, которые не входят в круг Западной цивилизации, считаются как бы второстепенными, мало значимыми для истории - «варварами». Понятно, что это обыкновенная пропаганда. А что же было на самом деле?

ВАРВАРЫ ДО ЗАВОЕВАНИЯ ЗАПАДНОЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ

В античные времена существовал только один народ с названием, похожим на слово «варвар» - варии (warnen). Варии обитали на западном побережье Балтийского моря, между Лабой и Одером, напротив острова Рюген. Кто они были, германцы или славяне, трудно сказать. Знание этимологии имени «вариев» дает некоторые сведения, но оно оказывается явно недостаточным для того, чтобы определить их этнические корни. И нас в данном случае интересует не происхождение небольшого балтийского племени, а «варвары» в широком, переносном смысле слова.

Древнегреческие и римские авторы называли северные и восточно-европейские народы по-разному: гиперборейцами, германцами, скифами, готами, венедами, вандалами,пеласгами, сарматами,асами, аланами. Многие историки отмечали, что границы данных этнических понятий весьма расплывчаты. Е.И.Классен, стоявший у истоков отечественного славяноведения, одним из первых систематизировал античные упоминания о предках славянорусов (скифах, аланах, венедах) и пришел к выводу, что многие из перечисленных названий указывали на племенные объединения,некие суперэтносы,состав которых был изначально неоднородным и с течением времени менялся.

Где же обитали предки восточных европейцев в самом начале эпохи «Великого переселения народов»?

Начиная с эпохи Гомера и Гесиода Восточная Европа разделялась на гиперборейцев и скифов. Под гиперборейцами, как мы смогли убедиться (см. «НП» № 3), условно понимались северные народы Европы, без разделения их на языки, религии и племена, а под скифами - племена Северного Причерноморья, также без четкой этнической дифференциации.

Современная наука сближает скифскую цивилизацию с ирано-арийским ареалом. Изначально это были кочевые, воинственные племена, жившие скотоводством и охотой. Они проживали в районе Северного Причерноморья, в устьях Дуная, Днестра, Буга и Дона и были известны также как сарматы и савроматы. Их восточными соседями были ираноязычные аланы и жители северного Кавказа, а северо-западными - германцы и славяне. Всему миру скифы были известны как опытные коневоды и всадники. Скифская конница, совершавшая сокрушительные набеги на древние города, наводила ужас на южных соседей. О суровом, воинственном характере скифских воинов ярко написал Н.М.Карамзин: «В надежде на свою храбрость и многочисленность, они не боялись никакого врага; пили кровь убитых неприятелей, выделанную кожу их употребляли вместо одежды, а черепы вместо сосудов, и в образе меча поклонялись богу войны».

Однако не все, скифы промышляли войной. Часть из них была эллинизирована, вела оседлый образ жизни, занималась торговлей, что привело к созданию собственной государственности. Помимо бога войны Ареса, культ которого был наиболее распространенным, они, по утверждению греческого историка Геродота, почитали также Гестию (дух домашнего очага), Зевса, Гею, Аполлона, Афродиту Небесную, Геракла, которые имели у них собственные названия. Скифы, возводившие свою родословную к Гераклу, имели достаточно развитую цивилизацию. Среди них было немало известных полководцев, философов, политиков, таких как Атей, Анахарсис, Скилур, Савмак. Есть предположения о том, что скифом был знаменитый царь Ахиллес, главный герой «Илиады» Гомера, где описана битва за Трою.

Скифское государство в Таврии (Крыму) в конце II в. н. э. вошло в состав Понтийского царства. Позже они переселились на север и запад. Именно эти скифы были близкими соседями восточных славян и готов, торговали и воевали с ними. О них можно прочесть у Геродота, Плутарха, Страбона, Диогена Лаэртского и других античных авторов.

Сохранились великолепные образцы скифского прикладного искусства: изделия из золота и драгоценных камней с символическими изображениями животных и реалистическими сюжетами из быта.

Аланы, упоминаемые также как асы (ясы, язиги) вели преимущественно кочевой образ жизни, продвигаясь по степным просторам: от Поволжья до поднепровья. В.Н.Татищев считал, что «аланы» или «алаин» - это не название племени, а слово-приставка сарматского происхождения, что значит народ или страна. Так, «фины германян зовут саксолайн, шведов роксолайн, руских венелайн, себя сумалайн». Более четкую дифференциацию дает Г.В.Вернадский. Он называет аланами только восточных «асов» (асо-иранцев, осетинов), а западных асов-славян связывает с «антами».

Весьма вероятна родственная связь асов-аланов с асами-троянцами из «Младшей Эдды», ведь там говорится, что столица Одина «Асгард» до его переселения на север, в «страну Саксов», находилась в Малой Азии, в «стране Турков». В.Щербаков выдвигает гипотезу о том, что в 111-11 веках до н.э., асы жили в районе современного Ашхабада (в переводе на русский «город Асов»). Именно там, в археологических раскопках Старой Нисы, духовного центра Парфии, Щербаков обнаружил архитектурное воплощение Вальхаллы.

Во времена Страбона роксаланы обитали между Танаисом и Борисфеном. Античный географ называет их «последними из известных скифов» и рассказывает об участии роксаланов в войне с персидским вождем Митридатом, основателем государства Понт. Роксаланы пришли на помощь скифскому царю Палаку, сыну Скилура. Они привели большое войско, числом около 50 000 человек, но варвары не смогли противостоять хорошо вооруженной и обученной армии Митридата и были разбиты.

Во II веке до н. э. асы-аланы снова появились в Крыму, вступив в противоборство с Боспорским государством скифов. Аланы образовывали мощные родовые кланы и военные союзы, в том числе с восточными славянами, предками русов (рухс-ас), которые стали известны западному миру в эпоху великих завоеваний IV-V веков.

Вслед за аланами в район Причерноморья из Скандинавии стали переселяться готы. По утверждению готского историка Иордана (VI века), его предки до разделения на «остроготов» и «везего-тов» (т.е. восточных и западных) составляли одно целое. Излагая родословную готов, Иордан связывает ее с «генеалогией Ансов», восходящей к Гапту. Профессор Лондонского университета, востоковед Л.Уаддел возводит генеалогию готов к «гутиям» (гутеям), индоарийским полукочевым племенам III-II тыс. до н.э., известным в древней Месопотамии как хатты и хетты. В связи с этим интересно проследить связь готов с племенем гетов. До войны персидского царя Дария против скифов (543 г. до н.э.) они жили в нижнем течении Дуная. Сюда они пришли во главе с вождем Беребиста, разорили Фракию, Иллирию и кельтов. Во время проживания в Дакии геты смешались с местными племенами. По утверждению Страбона геты и даки говорили на одном языке и выступали в союзе с германцами против римлян.

После включения владений гетов в состав Западной империи в Северном Причерноморье появляются племена готов, которые заселили территории между Доном и Днестром, создали свои колонии в Крыму. К середине III века они освоили морское дело и начали совершать набеги на юго-восточные владения Рима. В 267 году готы совершили крупную военную экспедицию на запад совместно с герулами, родственным племенем, поселившимся по нижнему Дону в районе захваченной ими греческой колонии Танаис. Они построили пятьсот ладей, перебрались через Босфор, атаковали Афины и Корниф, захватив немало трофеев.

Археологические раскопки показывают, что причерноморские готы немало переняли у аланов, с которыми находились в добрососедских отношениях (стиль одежды, прикладное искусство, имена). Большое влияние на них оказала эллинистическая культура. Образованная часть готов использовала письменность, основанную на греческом алфавите. Азовские и крымские готы первыми на юге России приняли христианство в его «арианском» истолковании (последователи александрийского священника Ария отрицали единосущность Иисуса Христа и сотворившего его Бога-Отца). Готский епископ Теофил принял участие в Первом Вселенском Соборе в Никее в 325 году, где обсуждался Символ Веры. Другой епископ готов Ульфила, придерживавшийся арианства, перевел в конце IV века на эллинизированный вариант готского языка Евангелия. Готская епархия в Крыму имела значительное влияние. Об этом свидетельствуют многие исторические памятники: археологические раскопки, церковные и государственные документы.В конце IV-начале V веков с готской епархией в Крыму поддерживал отношения Св. Иоанн Златоуст, приславший туда ортодоксального епископа Унилу. Постепенно восточные готы перешли к ортодоксально-православному исповеданию христианской веры.

Выдающимися военными подвигами прославился готский полководец Германарих (350-370), которого некоторые авторы сравнивают даже с Александром Македонским. Германарих сначала покорил герулов в районе Азова, затем овладел Боспорским царством, подчинил себе склавенов, антов и часть венедов, затем прошел со своим победоносным войском великим походом: от Балтийского моря водным путем спустился вниз по Волге, а затем, выйдя в Каспий, перешел через Кавказские горы к восточным владениям Византийской империи. Согласно хронике Иордана, готский вождь Германарих покорил более десяти племен (среди них чудь, весь, меря, мордва, роги), и его империя простиралась от Черного моря до Балтийского.

В.И. Вернадский отмечает «тесную взаимосвязь между готами и славянами в южной Руси». По его мнению, она длилась от конца второго до конца четвертого столетия, что отпечаталось в именах, названиях, прикладном искусстве. Новые сведения в этой области можно получить, если исследовать взаимоотношения предков германцев и славян в более древний период. Среди аристократии родственных готам племен (гетов, хаттов, хаттуариев и херусков) мы встречаем такие славянские имена, как Сегимер, Девдориг, Укромира. Греки считали гетов фракийцами, так как они были родственно связаны с жителями северовосточной части Балкан и западного побережья Малой Азии, которое некогда составляло единое целое с Балканским п-овом.

В античных источниках мы находим также упоминание племени ругов (рогов, русов). Они расселялись в низовьях Одра, в Центральной Европе, в Северной Италии, где находилась Римская провинция Норик. В документе 307 г. руги обозначены в числе федератов империи. По утверждению историка А.Г.Кузьмина, руги пришли сюда из Прибалтики, где им пришлось выдержать тяжелую борьбу с готами. Многочисленные варианты названия западных ругов-русов (Ruzi, Ruzzi, Rusci, Ruzeni, Ruhhia, Russia, Ruthenia) у средневековых авторов указывают на то, что они вступили на арену мировой истории задолго до появления Киевской и Новгородской Руси, и вполне возможно их участие в западных походах варваров.

В.Щербаков выдвинул гипотезу о происхождении Русов от фракийского племени Одрисов, чье государство существовало на берегах Дуная еще в V-IV вв. до н.э. В первом веке н.э. около 150 тысяч всадников и пеших воинов из Фракии мигрировало на северо-восток, в район Днепра, где археологами найдены сотни кладов с римскими наградами легионеров. Фракия, расположенная на Балканском п-ове к северо-востоку от Греции, была заселена множеством различных племен. Все названия их неизвестны, но история сохранила имена наиболее знаменитых фракийцев - Ареса, Диониса, Орфея. Государство одрисов достигло расцвета при царе Си-талке (440-424 гг. до н. э.). Тогда оно простиралось от Дуная до Стримона и входила в так называемую «Малую Скифию». В III в. до н. э. Фракия попала под власть кельтов, а затем - Александра Македонского. В 46 г. по Р.Х. Фракия стала римской провинцией. В древности Фракия называлась Самофракией или Самосом, а в средние века прославился славянский князь Само (623-658), который разгромил авар, победил франков и создал мощное государство на Среднем Дунае, где он правил 35 лет.

Известно также, что одного из македонских царей, завоевавших Фракию, звали Рее. Что это было: имя или титул (Rex)? Страбон упоминает однокоренные названия: реку Рее в Троаде, фракийского царя Реса, провинцию Реция. Реты проживали к северу от Аппенинского п-ова у подошвы Ретийских гор, рядом с венделиками и нориками. Страбон пишет, что эти воинственные племена совершали набеги не только на италийцев, но и на германцев. Норики, как мы знаем из «Повести временных лет», были славянами. А кто же были по происхождению реты-руги и правомерно ли их смешивать? Эти важные для нас вопросы еще недостаточно изучены, и мы к ним вернемся в одном из ближайших исследований.

Племена венедов (вендов) жили преимущественно на севере, у побережья Балтийского моря, к востоку от Одра. Но мы знаем также адриатическую Венетию (Венецию), куда входили Кроация, Босния и Рагузская республика, вместе насчитывавшие около 50 городов. Как они связаны с венедами севера? Одни ученые считают венедов родственниками вандалов, германо-кельтских племен, обитавших между Одром и Вислой вплоть до Карпат и верховьев Дуная. Другие - предками западных славян, современных поляков, чехов, словен и хорватов. Третьи находят связи с древними антами, восточнославянским племенем «вантит» (предками вятичей) и «ванами», которые упоминаются в «Младшей Эдде». Каждый из авторов приводит свои аргументы, и порой трудно сразу разобраться, где они подтверждены реальными фактами, а где домыслами. Из скандинавских преданий мы знаем, что асы долго воевали с ванами (их история уходит вглубь веков и, возможно, связана с Ванским царством в Урарту). Потом они заключили мир и обменялись заложниками. Так ваны Ньерд и Фрейр стали асами. Согласно «Саге об Инглингах» асы жили в это время (незадолго до нашей эры) восточнее Дона (Танаквис-ля или Ванавиксля), а их соперники ваны - у устья той же реки. Затем асы вместе с частью ванов начали продвигаться на северо-запад, образуя там новые города и государства.

Венеды Тацита (57-117) живут рядом с финнами. По описанию римского историка внешне они напоминают германцев, смешавшихся с сарматами. Венеты, обитающие на побережье Адриатического моря, антропологически похожи на русов. Их язык («ве-нетский» на основе греческого алфавита V-I веков до н.э.), по мнению одних ученых, «не читается», а по мнению других, относится к западнославянским. Иордан считал венетов предками славян. Он пишет: «Хотя теперь их названия меняются в зависимости от различных родов и мест обитания, преимущественно они (венеты) все называются славянами и антами».

На знаменитой Певтингеровой карте, восходящей к первым векам н.э., венеды располагаются между Дунаем и Днестром, вплоть до Черного моря. Видный немецкий антрополог XX века Ханс Ф.К.Гюнтер называет эти племена вандалами и перемещает их еще восточнее, к низовьям Днепра, куда переселились русы из Фракии и где к IV веку сложился союз антов. Немецкий ученый считал их германцами, а русский историк В.Н.Татищев - славянами. Он был убежден, что германская часть вандалов переселилась с севера на запад, а славянская часть - на восток.

Широкую трактовку имени вандалы дает хорватский просветитель конца XV века Мавро Орбини в своей знаменитой книге «Происхождение славян». Опираясь на многочисленных античных и средневековых авторов, в частности книгу «Вандалия» Альберто Кранция, Орбини доказывал, что «вандалы и славяне были одним народом». «Вандалы имели не одно, а несколько различных названий, а именно: вандалы, венеды, венды, генеты, венеты, виниты, славяне, и наконец, валы». Говоря современным научным языком, Орбини считал вандалов (венедов) суперэтносом, включавшим в себя несколько племен, как это было у греков, римлян, скифов, варягов, поморов.

О вандалах история сохранила множество свидетельств и преданий, которые отчасти фантастичны, а отчасти отражают историческую правду. Среди поляков распространена легенда о происхождении их народа от князя Вандала, коим именем прежде называлась река Висла. В русских летописях сохранилась легенда о Вандале, «царе Новгородском», сыне Словена, родоначальника славян.

В современной науке вандалами принято называть лишь те германизированные племена северной и центральной Европы, которые вторглись в пределы Римской Империи вместе с аланами и свевами, а венедами (вендами) - предков северо-западных славян, но мы увидим, что эта схема искусственна.

В связи с историей аланов и вандалов уместно сказать несколько слов о свевах (sueves, swabians). В первые века н.э. мы находим их в восточной Европе: в верховьях Вислы и западном Прикарпатье. Согласно Гиббону, свевы были очень большим племенем, проживавшим рядом с лангобардами, херусками и хаттами. Их название распространилось на всех жителей внутренних областей Германии - от берегов Одера до берегов Дуная. От германцев они отличались особенной манерой зачесывать назад свои длинные волосы. В 58 г. до н.э. армия свевов (включая квадов и маркоманов) во главе с Ариовистом была разбита Юлием Цезарем.

А откуда они пришли на Вислу и на Дунай? Может быть, из Швеции? Да, из Швеции, из «Великой Швеции», описание которой мы находим в «Круге земном» Снорри Стурлусона и которое стоит привести полностью: «К Северу Черного моря расположена Великая, или Холодная Швеция. Некоторые считают, что Великая Швеция не меньше Великой страны сарацин, а некоторые равняют ее с Великой Страной Черных Людей. Северная часть Швеции пустынна из-за мороза и холода, как южная часть Страны Черных Людей пустынна из-за солнечного зноя. В Швеции много больших областей. Там много также разных народов и языков. Там есть великаны, карлики, и черные люди, и много разных удивительных народов. Там есть также огромные звери и драконы. С севера, с гор, что за пределами заселенных мест, течет по Швеции река, правильное название которой Танаис. Она называлась раньше Танаквисль, или Ванаквисль. Она впадает в Черное море. Местность у ее устья называлась тогда страной ванов, или жилищем ванов. Эта река разделяет трети света. Та, что к востоку, называется Азией, а та, что к западу, - Европой».

Да ведь это Русь! В «Круге земном» описан великий водный путь «из варяг в греки», который освоили русичи, постепенно оттеснив на восток степные племена. То, что этот путь был известен испокон веков, свидетельствует «Сага об Инглингах». В ней рассказывается о том, как в «страну Турок», из «Малой Швеции» (то есть Скандинавии) ездил сын Ньерда - Фрейр. Здесь он пробыл пять лет и встретил много сородичей. Фрейр взял себе в жены супругу по имени Ван, от которой родился сын Ванланди».

Еще одну любопытную деталь про варварскую «Швецию» мы находим у автора древнескандинавского сочинения «Народы-великаны»: «В Великой Свитьорд есть албаны, которые белы, как снег, и цветом волос, и кожей, пока они не состарятся, у них золотые глаза, и они видят ночью лучше, чем днем. Там есть земля, которая называется Квенналанд. Эти женщины живут рядом с албанцами и ведут между собой такие же войны, как мужчины в других местах, и женщины там не менее умны и сильны, чем мужчины в других местах». Из истории мы знаем, что древняя Албания (с I тыс. до н.э. по X век н.э.), действительно, находилась на Кавказе, в устье рек Кир (Кума) и Терек. Тот факт, что сейчас она расположена на западном побережье Балканского п-ова, лишь подтверждает общую логику нашего исследования. В мужеподобных женщинах нетрудно узнать знаменитых амазонок. Они, действительно, проживали в Прикавказье и, как считают некоторые ученые, были одними из предков сарматов и славян.

Таковы были наиболее известные племена варваров из восточной Европы, принявших участие в завоевании Рима. Мы могли бы также добавить ценные сведения о лангобардах, гепидах, бургундах, херусках, бастарнах, но для данной работы достаточно и сказанного.


ВАРВАРЫ ЗАВОЕВЫВАЮТ РИМСКУЮ ИМПЕРИЮ

Восточная Европа всегда жила самобытной жизнью. Риму удалось подчинить своему влиянию лишь ту ее часть, что наиболее тесно примыкала к границам Империи, которая проходила по Дунаю и Одеру. Но и эта граница всегда была более чем беспокойной. Варвары постоянно напоминали о своей воле к независимости и вторгались в пределы Империи. Порой они одерживали крупные военные победы, порой римским властям удавалось сдерживать натиск с северо-востока. До IV века н.э. варвары не в состоянии были поколебать основы Рима, превзойти его государственную мощь, качественно изменить границы. Крупные перемены начались после того, когда на востоке появились орды воинственных гуннов, потрясших весь античный мир.

В 370 г. гунны, теснимые с востока многочисленным войском кочевников под названием «геуги», напали на аланов, которые соперничали за влияние в Причерноморье с готами. Часть готов и аланов была разбита, а часть устремилась на запад в стремлении сохранить оставшиеся силы и завоевать новые земли. Это привело в движение весь юго-восток Европы.

Под напором гуннов аланы вторглись на Балканы. Здесь они одержали ряд блестящих побед и заключили союз с вандалами, свевами и бургундами для совместной борьбы против Рима. Возглавлял войско вождь вандалов Радигаст (Радогайс). Его авангард составляли 12 000 профессиональных воинов, предводимых полководцами знатного происхождения. Всего же силы Радигаста насчитывали от 200 000 до 400 000 человек, если считать женщин и рабов, которые присоединились к его армии во время массового переселения с берегов Балтики и Дуная. В 406 г. варвары обрушились на север Италии, где ограбили и разрушили многие города, включая Флоренцию. Радигаст дошел почти до самых ворот Рима, где погиб, предоставив своей армии завершить начатое дело.

Радигаст, чье имя некоторые авторы связывают с известным божеством ободритов (бодричей) Радо-гостом, описанном нами в связи с митраистическим культом в храмовом центре Ретры, наводило ужас на граждан империи. Существовало убеждение, что северный вождь обязался торжественной клятвой «обратить Рим в груду камней и пепла и принести самых знатных римских сенаторов в жертву на алтарях тех богов, которых можно умилостивить только человеческой кровью». Римлянам были известны имена варварских богов - Одина и Тора, и они считали, что Радигаст выполняет их волю.

Из северной Италии варвары направились на Запад. Пройдя военным походом через всю Европу, соединенные войска аланов, вандалов и свевов под предводительством короля Гунтериха, сына Го-догизела, в 409 году перешли через Пиренеи и вступили в Испанию. Здесь они воспользовались поддержкой восставшего против метрополии военачальника Геронтиуса, разгромили вооруженные силы римлян и установили свою власть.

В.Н.Татищев обращает внимание на участие славян в завоевании-Испании. Ссылаясь на хронику Готтофреда, он пишет: «вандалы с королем их Ра-догостом в 200 000 в Италию нападение учинили, в Гишпании король их славный Гонсорок. И сии имяна королей довольно свидетельствуют быть славян, ибо имя Радегаст самое славенское, и славяне все идола Радегаста почитали». Предводителя вандалов Гонсорока латинисты именовали Гундерих. По-русски же, Гонсорок означает «гусенок».

Г.В. Вернадский также считает победы вандалов и аланов над Западным Римом важным событием в русской истории». «Как нам известно, - пишет выдающийся исследователь, - именно аланские роды организовывали славянские племена антов, и мы можем предположить, что существовали антские (асо-славы) и русские (рухс-ас) соединения даже в западной аланской орде. Западная экспансия аланов была, таким образом, в определенном смысле первым русским вторжением в Европу».

Завоевав Пиренейский п-ов, варвары распределили его территорию следующим образом: аланы заняли Лузитанию (современная Португалия) и Картахену (часть центральной и юго-восточной Испании), свевы - Галисию (северо-запад п-ова), вандалы - Бетику (нынешняя Андалусия). Победители римлян не контролировали перечисленные территории полностью, границы их владений были подвижны, менялись в зависимости от перестановки сил, но варвары смогли основать на Пиренеях свои поселения и крепости. Средневековый географ из Равенны упоминает название города Англия, свидетельствующее о колонизации Испании аланами-антами, а имя южной провинции Андалусии до сих пор хранит название племени вандалов (по другой версии - аланов от арабского Alandaluz).

Не успели новые хозяева укрепиться на Пиренеях, как их атаковали вест-готы. Новые захватчики пришли с Дуная и с севера Италии, а вторглись непосредственно из Галлии по просьбе Рима, который с готовностью поддержал своих бывших врагов войсками. Теснимые готами вандалы и аланы стали постепенно отступать на юг.

В 428 году 80 тысяч аланов и вандалов во главе с королем Гейзерихом переправилась через Гибралтарский пролив в Северную Африку. Они воспользовались помощью местного наместника Бонифация, конфликтовавшего с императорским домом. В результате варвары без больших потерь захватили Карфаген и основали там новое королевство. Старый Карфаген, изнеженный в роскоши и излишествах, был известен всему миру своими порочными нравами. Анонимный летописец называет его «помойной ямой, где скопились выдающиеся пороки всех стран». Варвары построили на развалинах «африканского Рима» практически новый город, где были открыты церкви арианскои веры, школы, гимназии, театры. Гейзерих установил в Карфагене строгие порядки, преследуя пороки развратного населения. Вандалы, как оказывается, придерживались весьма строгих нравов. Будучи христианами они «постились, молились и носили впереди армии Евангелие, может быть, с целью упрекнуть своих противников в вероломстве и святотатстве».

Торговцы и мореплаватели, попадавшие в столицу Северной Африки, изумлялись при виде высоких, светловолосых и голубоглазых «берберов» (арабский вариант слова варвары), совершивших на протяжении жизни одного поколения удивительный путь: от северного побережья Черного моря до южных берегов Средиземноморья. Воины Гейзериха построили новую гавань и создали собственный флот. Освоив тактику морского боя, они совершили несколько победоносных рейдов: завоевали Корсику, Сардинию и Сицилию. В 455 году вандалы захватили Рим, который незадолго до этого, в 410 году атаковали вест-готы. Имя Гейзериха было известно во всей империи, и он завоевал себе право называться одним из самых выдающихся вождей варваров. Воинственное государство вандалов просуществовало в Северной Африке до VI века, пока оно не истощило свои силы и не было разгромлено императором Юстинианом с помощью византийского флота.

После нашествия гуннов готы также предприняли крупный военный поход на запад. Переправившись через Дунай, готы вторглись в Мезию (нынешнюю Болгарию), затем атаковали войска римлян под Адрианополем и захватили Балканский п-ов. В начале V века вест-готы во главе с Аларихом вступили в Италию, захватив Рим в 410 году. Варварам сразу не удалось укрепиться на Апеннинах. Это произошло лишь после восхождения державы гуннов, чьи завоевательные войны изменили расстановку сил в Европе.

В конце IV в. гунны прошли победоносным походом через Северное Причерноморье, форсировали Дунай, заняли Мезию и Фракию, а затем расположились лагерем в удобной долине между Дунаем и Тиссой, на территории современной Венгрии. Самым знаменитым вождем гуннов был Аттила, подчинивший своей воле едва ли не всю Европу. Однако он не был первым из известных гуннских вождей. Аттила был племянником Ругиласа (Роаса). Достигнув немалого могущества, Ругилас вступил в переговоры с Западной Империей, чему способствовала его личная дружба с Аэцием. Дипломатические отношения гуннов с римлянами осуществлялись через посла Эслава. Однако ход мирных переговоров прервала неожиданная смерть Ругиласа. Престол унаследовали два племянника: Аттила и Бледа, начавшие новый этап борьбы с Римом.

Аттила был сыном Мундзука и вел свое знатное происхождение от белых гуннов, некогда воевавших с Китаем. Современники, видевшие Аттилу, говорят, что черты его лица и всего облика носили отпечаток азиатского, может быть монгольского, происхождения. Предводитель гуннов был хорошо воспитан, выдержан, скромен, благороден, умен и смел. Он владел помимо родного языка, греческим, понимал по-готски и по-латыни, жил в красивом деревянном дворце, с залами для приемов и пиров, с удобными спальными и банями. У себя во дворце Аттила был окружен свитой выдающихся военачальников, жен, музыкантов и поэтов, что засвидетельствовано послами римлян, оставивших подробные описания. Из жен гуннского вождя наиболее прославилась царица Черка, принимавшая послов, и красавица Гонория, чье изображение сохранилось на одной из древних печатей. Послами Аттилы были знатный уроженец Паннонии Орест и храбрый вождь скирров (скифов) Эдекон. Царь гуннов был любезен со своим ближайшим окружением, но непримирим по отношению к противникам. За свою суровость и жестокость, порой приводивших к массовым казням, Аттила был прозван «бичем божьим», чем весьма гордился. Еще существует предание о жертвеннике гуннского вождя, где на алтаре был поставлен ритуальный меч бога войны Ареса (Марса). Жертвенник ежегодно освящался кровью животных, а, возможно, и пленных.

Историки утверждают, что под властью Аттилы находились обширные владения: от Скифии до Германии. Есть свидетельства, что его воины доходили до берегов Волги на востоке, до Скандинавии и Балтики на Севере, до Галлии на западе. Когда Аттила задумал великий поход на Рим и из тактических соображений сначала направился в Галлию, он сумел собрать войско в 500 000 человек, а по иным источникам даже более. В 451 г. состоялась знаменитая «битва народов» при Шалоне (на Каталаунских полях между Сеной и Луарой, недалеко от Парижа). На стороне Аттилы сражались подвластные ему руги, герулы, гепиды, франки, бургунды. Против ост-готов, защищавших империю, он разместил родственных им вест-готов. Аланы оказались на стороне Аэция. «Битва народов» была кровопролитной (число убитых насчитывалось от 162 000 до 300 000), но она не привела к явной победе какой-либо из сторон. Потеряв значительную часть войска, Аттила вынужден был отступить.

Скончался Аттила через два года, на своей свадьбе, будто бы выпивши много вина. Есть основания считать, что его отравили, ибо против вождя гуннов давно плелись сети заговора. После смерти Аттилы его могущественная держава распалась: подвластные вождю германские племена стали независимыми, часть славянских племен, под главенством его младшего сына, обосновалась на Дунае и образовала болгарский народ, а восточно-славянские племена ушли за Днестр, где распространились от Днепра до Волги и Кавказских гор. Среди наследников Аттилы по-прежнему почетное место занимал вождь скирров Эдекон. Он продолжил неравную борьбу с ост-готами, которая закончилась поражением его войск. Скирр оставил двух сыновей - Онульфа и Одоакра (431-493).

Высокого роста, смелый и образованный Одоакр (есть данные о том, что по происхождению он был ругом или возглавлял их дружину) одержал немало побед со своим войском, собранным среди варваров Норики, где проживало много славян (Нестор в «Повести временных лет» пишет, что «норики - это и есть славяне»). Римляне взяли прославившегося полководца к себе на службу. Став военачальником войска римлян и наместником императора, Одоакр узурпировал власть и в 476 г. низложил Ромула Августула (по другим источникам Юлия Непота). Знаки императорского отличия Одоакр отослал в Константинополь, императору Зенону, а для себя потребовал право управлять Испанией с титулом патриция.

Эстафету власти в Восточно-Римской метрополии принял Теодорих (493-526) король остготов, находившийся на службе у Византии. Около ста тысяч варваров вторглись на Апеннины, убили Одоакра и расселились по всему Апеннинскому п-ову, создав на севере в Равенне новую столицу. О той эпохе напоминают многие памятники: королевский мавзолей, мозаики с изображением «Палациума», самого Теодориха и его окружения, философские труды «последнего римлянина» Боэция. Теодорих проводил политику сближения остготской и римской знати.

В Испанию готы пришли из Галлии, где до этого успели завоевать часть земель. Вторгшись на Пиренеи, они оттеснили аланов и вандалов на юг, заключили договор со свевами и приступили к созданию собственной государственности. Основателем вест-готской державы был король Атаульф, принадлежавший к династии Балтов. Западные ученые считают эту династию германского происхождения, хотя среди вест-готских королей встречается немало имен негерманского корня (Валия, Агила, Лиува, Тульга, Вамба, Витица, Ахила, Сило и др.). На славянские имена некоторых готских королей в Восточной Европе обратил внимание Г.В.Вернадский. Наследник Германариха звался Витемиром, его внука звали Видимер, а имя его брата было Валамир (славянское Велемир). Это, по мнению ученого, было не случайным совпадением, а закономерным процессом взаимовлияния балтийцев и славян, находившихся в ту эпоху в тесном взаимодействии.

После разделения Империи на Западную и Восточную Рим начал постепенно приходить в упадок, а Византия стала укреплять свои позиции, богатеть и расширять владения. Наибольшего территориального величия Византия достигла в VI веке при императоре Юстиниане (482-565). Вступив на престол в 527 году, он объявил войну варварам и «арианству»: завоевал Северное побережье Африки, Сицилию, часть Италии и Испании, соорудил систему крепостных стен на Дунайской границе, а в самом Константинополе построил храм Св. Софии.

Вандалы оказывали войскам императора сильное сопротивление, но силы оказались неравными - в 534 году Карфаген был подчинен власти Юстиниана. Местная знать была урезана в правах. Повсюду стали насаждаться византийские порядки, православие потеснило арианство, недовольных казнили или отправляли в рабство. Тогда варвары, вдохновляемые арианскими священниками, пытались поднять восстание. Возглавил его воин по имени Стотца. Бежав с корабля с 400 другими вандалами, он сначала привлек на свою сторону 8 тысяч инсургентов, а затем 2/3 армии, объединив всех недовольных политикой Юстиниана.

Император жестоко расправился с восстанием и провел карательные операции. До него численность вандальской армии составляла около 160 тыс. человек, а после его режима от нее осталась лишь десятая доля. Значительная часть белого населения бежала на Сицилию, в Константинополь и Испанию. За какие-то полтора-два столетия некогда цветущий город обезлюдел. Подводя итоги византийской политики в бывшем государстве вандалов, современник тех событий Прокопий свидетельствует, что войны Юстиниана обошлись Северной Африке примерно в пять миллионов человек.

Не менее суровую политику Юстиниан проводил по отношению к восточным славянам, все более настойчиво заявлявшим о своей силе. Венеды, пришедшие в Причерноморье с северо-запада, еще в IV веке вытеснили готов. В нижнем течении Днепра и Южного Буга складывается мощный союз антов. Новые славяноязычные племена: сербы, хорваты, болгары, словенцы появились после вторжения гуннов. Их прозвали склавины. В Византии знали о существовании этих племен, чьи деревушки раскинулись тысячами по окраинам северных рек. В хрониках говорится, что славянские воины поклоняются верховному громовержцу (Перуну), что сражаются пешими и почти нагими, не имея никаких защитных доспехов, кроме щитов. Они вооружались мечами, копьями, луками и веревками, с помощью которых затягивали неприятеля в петлю.

В 558 году объединенная армия славян перешла Дунай и вторглась на Балканы. Разромив восточных римлян, варвары проникли во Фракию и Иллирию. Войско вождя Завергана числом около 3 тысяч подошло к самому Царьграду. Столкнувшись с превосходящими силами противника, готового стоять насмерть, варвары применяли по отношению к византийцам самые жестокие военные меры: сжигали их в домах вместе с утварью, сажали пленных на кол, устраивали массовые казни. Византийцы понесли огромные потери, и им только хитростью удалось остановить Завергана, выплатив ему огромную дань.

После этого драматического опыта Юстиниан предпринял все возможное, чтобы помешать усилению славян и остановить их дальнейшее продвижение на юг. С помощью дипломатии он принялся сталкивать одно славянское племя с другим. Когда северяне истощили свои силы в междоусобной войне, на них с Востока по подсказке византийцев обрушилось многочисленное племя Аваров (Обров), тюркского происхождения. Воинственные авары прошли со своей конницей через Волгу, Дон, Днепр, Буг, подчиняя своей власти попадавшиеся на пути племена. Так образовался Аварский каганат. На западе он способствовал появлению королевства Венгрия, наследнику державы гуннов, а на востоке - Хазарскому каганату с центром Итиль, в устье Волги. Но об этом отдельный рассказ, относящийся к началу христианской эпохи в Восточной Европе.

ЛИТЕРАТУРА:

Вернадский Г.В. Древняя Русь. М., 1996.

Геродот. История. М., 1993.

Гиббон Э. История упадка и разрушения Великой Римской империи. М., 1997, т. 1-7.

Иванов A.M. История венетов. - Национальная демократия. 1995, № 1.

Карамзин Н.М. История государства Российского. СПб., 1818, т. 1.

Классен Е.И. Новые материалы для древнейшей истории славян вообще и славяно-русов дорюриковского времени в особенности. М., 1854.

Кузьмин А.Г. Падение Перуна. М., 1988.

Мельникова Е.Н. Древние скандинавские географические сочинения. М., 1986.

Младшая Эдда. М., 1994.

Нечволодов А. Сказание о Русской земле. М., 1997, т. 1.

Свод древнейших письменных известий о славянах. М., 1994, т. 1.

Скифы. Хрестоматия. Сост. Кузнецова Т.М. М., 1992.

Страбон. География. М., 1994.

Татищев В.Н. История Российская. М., 1994.

Щербаков В. Асгард и Ваны. - Дорогами тысячелетий. М., 1989.

Gunter Hans F.K. The Racial Elements of European History. London, 1927.

Waddel L.A. The Makers of Civilization. Race and History. California, 1929.

Завоевало Северную Италию, Галлию и Испанию, и их население слилось с римским в одну народность (галло-римскую и испано-римскую). Была подчинена Римом и большая часть кельтского населения Британии, однако это население не подвергалось романизации и сохранило свой патриархальный строй на стадии перехода к раннеклассовому обществу. Полную самобытность сохранили кельты Ирландии и Шотландии, не подвергшиеся римскому завоеванию.

В целом кельты сыграли значительную роль в этногенезе средневековых европейских народностей — англичан, французов, испанцев. Немалое влияние они оказали и на развитие общественных отношений и материальной культуры в странах Западной Европы. Их прямыми потомками являются ирландцы и шотландцы.

Древние германцы

Восточное кельтов и местами рядом с ними расселялись германцы. Их поселения в начале новой эры простирались до Вислы и Среднего Дуная. Как свидетельствуют археологические и лингвистические данные, германцы в бронзовый век своей истории заселяли Скандинавию и южное побережье Северного и Балтийского морей. В III в. до н. э. их поселения доходили уже до Дуная.

История древних германцев более или менее достоверно отражена в римских источниках начиная с середины I в. до н. э. Наиболее значительными из них являются «Записки о галльской войне» Ю. Цезаря и историко-этнографическое сочинение К. Тацита «О происхождении и местожительстве германцев» (сокращенно «Германия»), написанное в конце I в. н. э. Много интересных данных по истории отдельных германских племен содержится в «Анналах» и «Историях» этого автора. Дополнительные сведения о германцах можно почерпнуть в «Естественной истории» Плиния Старшего и «Географии» Страбона. Археологические данные позволяют уточнить и дополнить сведения античных авторов.

Тацит считал германцев автохтонами (коренными жителями) занимаемой ими страны на восток от Рейна. В преданиях же самих германцев их прародиной называлась Скандинавия. В начале новой эры германцы делились на множество племен, составлявших ряд более крупных межплеменных общностей. Всего Тацит перечисляет более пятидесяти отдельных племен. Однако сообщаемые им данные весьма приблизительны.


Каждое племя занимало обособленную территорию и стремилось сохранить и расширить ее. Потеря территории вела к потере независимости, а то и к гибели племени.

Хозяйственная жизнь, земледелие и скотоводство

По свидетельству Цезаря и Тацита , германцы не являлись еще вполне земледельческим народом. Основные средства к жизни они получали за счет скотоводства. Но данные археологии свидетельствуют, что на значительной части Германии и на Ютландском полуострове земледельческая культура была уже достаточна развита в последние столетия до новой эры. Вспашка земли производилась в большинстве случаев легким плугом или сохой дважды перед посевом.

Вопреки сообщениям Цезаря, что свебы ежегодно меняли обрабатываемые поля, ученые установили, что германцы длительное время пользовались участками, которые они обносили валом из земли и камня. Приусадебные участки находились в постоянном пользовании отдельных домохозяйств. Германцы сеяли рожь, пшеницу, ячмень, овес, просо, бобы, лен. По сравнению с римской агрикультурой германское земледелие было, конечно, примитивным. Зачастую применялась подсечная и переложная система земледелия. У германцев еще не было садоводства и луговодства. У более отсталых племен, живших в лесистых и болотистых местностях, сохранялся примитивный образ жизни с преобладанием скотоводства и охоты на дикого зверя.

Скотоводство носило уже не кочевой, а оседлый характер. Скот у германцев являлся главным предметом богатства и служил мерилом стоимости.

По словам Тацита, германцы селились разбросанными деревнями. Жилища строили из дерева, обмазывая их глиной. Это были продолговатые строения, несколько десятков метров в длину. Часть помещения отводилась для домашнего скота. Для хранения продуктов устраивались подземелья и погреба. У германцев не было поселений городского типа, но для защиты от нападения они возводили земляные и деревянные укрепления.

В хозяйственной жизни германцев значительное место занимали также рыболовство и собирательство, а у племен, живших по морскому побережью, — морской промысел и сбор янтаря. В целом экономика древних германцев носила натуральный характер. Каждая родовая община и большая семья изготовляли почти все необходимое для своей жизни — орудия труда, одежду, утварь, оружие. Ремесло не выделилось еще в отдельную отрасль экономики.

Тацит отмечает, что германцы давно уже научились добывать железо и делать из него орудия труда и оружие, но железа у них было мало, и оно ценилось очень дорого. Как свидетельствуют археологические находки, германцы добывали также серебро, олово и медь. Значительного прогресса достигли гончарное дело и ткачество. Ткани расцвечивались растительными веществами. У прибрежных племен, знакомых с мореплаванием, было развито кораблестроение, о чем свидетельствуют изображения морских судов в наскальной живописи, датируемые еще концом бронзового века. Отважными мореходами были свионы (шведы), фризы, саксы.

Общественное устройство

На рубеже новой эры у германцев господствовал еще первобытнообщинный строй. Основной формой объединения было племя, представлявшее собой хозяйственную, политическую и культовую общность. Племя имело свои особые религиозные и правовые обычаи. Все важнейшие дела племени решались на народном собрании, состоявшем из мужчин-воинов. На этих собраниях избирались вожди и старейшины. Первые располагали властью во время войны, вторые — в мирное время. Старейшины наделяли землей отдельные домохозяйства, разбирали тяжбы, председательствовали на судебных собраниях. Все члены племени были свободны и равноправны.

Племена германцев были эндогамны. Браки обычно заключались между отдельными родами племени. У германцев существовала уже строгая моногамия. Только представители знати, в виде исключения, могли брать по нескольку жен (династические браки). Большую роль в жизни германцев играли родовые связи. Ближайшие родственники, составлявшие большие семьи, совместно вели хозяйство. Родовая община превращалась в земледельческую. Скот, рабы, орудия труда и оружие находились в семейной и личной собственности. Род оказывал защиту всем сородичам. Кровная месть у германцев была заменена выкупом. Родовые отношения служили основой военной организации: боевые порядки строились по семейно-родовому признаку.

Частной собственности на землю еще не существовало. Земля была собственностью племени и передавалась в пользование отдельным группам живущих вместе родственников. Во времена Тацита подобные группы родственников представляли собой большие семьи.

Зарождение социального неравенства

Развитие производительных сил у германцев достигло в начале нашей эры такого уровня, когда появились уже прибавочный продукт и эксплуатация чужого труда. Значительное распространение получило рабство. Тацит обращает внимание на особый характер германского рабовладения. В отличие от римлян германцы не использовали рабов как домашнюю челядь или подневольных работников в крупном господском хозяйстве, а наделяли их участками земли (наподобие римских колонов) и облагали натуральными оброками. Это была патриархальная форма рабства. Хотя господин располагал над рабом неограниченным правом собственности, на практике с ним обходились лучше, чем с римским рабом, редко подвергали наказаниям. Подобная форма рабовладения была близка к крепостничеству и вследствие дальнейшей эволюции превратилась в одну из разновидностей феодальной зависимости.

У германцев рабство не играло большой роли и не нарушало патриархального характера экономики. Свободное население жило за счет собственного труда. Однако наличие рабов свидетельствовало о возникновении неравенства и начавшемся процессе классообразования. Отдельные семейства владели большим количеством скота, орудий труда и рабов. Даже земля делилась, по свидетельству Тацита, «по достоинству» (видимо, с учетом имущественного положения). Больше земли получали состоятельные семейства, имевшие возможность ее освоить, в том числе и за счет наделения участками своих рабов. У германцев существовала уже влиятельная знать. Конечно, знатность в патриархальном обществе не тождественна богатству. Знатными считали людей заслуженных, отличившихся в общественной деятельности и на войне. Но знатные обычно выделялись и своим имущественным положением — одеждой, вооружением.

Возникновение военной власти

Описанное Тацитом общественное устройство германцев основывалось на принципах военной демократии. Решающая роль принадлежала народному собранию. Должностные лица находились под постоянным контролем избиравших их воинов, не имели права приказывать. Их выступления на народном собрании воспринимались по силе убедительности.

Но постепенно общественная власть начала сосредоточиваться в руках военной и родо-племенной знати. Все вопросы, обычно выносимые на народное собрание, стали обсуждаться советом старейшин. Участники собрания только принимали или отвергали предложенные решения. Особенно важные дела обсуждались на банкетах военной знати, и решения только формально принимались на народном собрании. На должность главы племени (rex) избирали представителя знатного рода. Военным предводителем (dux) мог стать отличившийся в бою воин, но при этом учитывались и заслуги его предков. Военная власть начала приобретать наследственный характер — вождем избирали в иных случаях юношу в знак военных заслуг его предков.

Орудием усиления власти вождя была дружина, состоявшая из воинов-профессионалов. Если во времена Цезаря дружина создавалась только на время военных предприятий и по окончании их распускалась, то впоследствии, по сообщениям Тацита, она стала постоянной. Дружинники находились в полной зависимости от вождя, приносили ему клятву верности и получали от него оружие и боевого коня. Вождь устраивал для дружины пирушки, раздавал дружинникам подарки. Средства для этого он получал за счет военной добычи и приношений, которые, по обычаю, должны были давать ему соплеменники.

Дружинники не участвовали в производительном труде, они служили не столько племени, сколько вождю и могли быть использованы им для захвата власти. Таким образом, создавались предпосылки для превращения выборной военной власти в наследственную государственную власть. История германских племен первых веков новой эры наполнена борьбой представителей отдельных знатных родов за верховную военную власть. Наиболее удачливые из них подчиняли своему господству не только собственные, но и соседские племена и создавали многоплеменные военные союзы.

Религия древних германцев

По описанию Цезаря религиозные верования германцев были весьма примитивны: они поклонялись стихиям — солнцу, луне, огню. Тацит более подробно характеризует религию германцев, сопоставляя ее с римским язычеством. Из многих божеств, почитаемых у разных племен, наиболее известными были Водан, Донар, Циу, Идис. Водана считали верховным божеством, Донара — богом грома, Циу — богом войны Германцы представляли своих богов столь величественными, что всякое их изображение в человеческом виде или в образе других живых существ считалось кощунством и не допускалось.

Вместо храмов у них были священные рощи или горные вершины, где совершались ритуальные действия и жертвоприношения (в том числе и человеческие). Родственные племена, отпочковавшиеся в прошлом от одного древнего племени, почитали, по традиции, единое божество. Религиозная традиция германцев утверждала, что все их племена произошли от единого мифического Манна, рожденного богом Туисконом. В этом религиозном предании запечатлелась традиция общегерманского единства.

Большим влиянием у германцев пользовались жрецы и прорицательницы. Жрецы занимались не только делами культа, но и участвовали в решении общественно-политических дел и отправлении правосудия. Только им одним подчинялись беспрекословно все свободные германцы; по их решениям выносились смертные приговоры и заключались под стражу провинившиеся люди. Такое же безграничное доверие германцы питали к гаданиям и предсказаниям прорицательниц, выступавших обычно перед народным собранием. Если их предсказания предвещали неудачу военного похода, то он откладывался на другой срок.