Германские племена вестготов селились в. Вестготы - это древнегерманское племя. Вестготское королевство. Вестготы и остготы. Долгий путь в Испанию


Готы - это племена, вышедшие из Скандинавии в 1 веке нашей эры. Во 2-3 веках они активно продвигались по Европе и завоевывали ее восточную часть. В середине 3 века готские племена достигли Северного Причерноморья. Предположительно, именно там произошли смешения готов с другими племенами, имевшими более развитую культуру, вследствие чего, окультуривание готских племен ускорилось. Примерно в это же время происходило принятие готами христианской веры. Интересно, что до принятия христианства, религиозный готский мир был довольно обширен, в нем присутствовали и люди-волки, и духи природы, и тотемизм.

К началу 4 века готские племена уже совершили нападения на Малую Азию, Балканы и завоевали Дакию. Древние готы совершали свои нашествия и продолжали благополучно развиваться до середины 4 века. Племя гуннов, вынужденное защищать свои земли от нападений, нанесло значительный удар по готам, вследствие чего численность готского племени значительно сократилась, а оставшаяся часть разделилась на два племени. Каждое племя имело своего короля, выбрало свою дорогу и приобрело новое имя. Именоваться эти племена стали остготами и вестготами.

Остготы и вестготы

Образование этих двух сообществ произошло в результате распада единой общины готов. Вестготы, или как их еще называли тервинги, занимали обширные площади от Дуная до Днепра. Так было до тех пор, пока в 376 году нашей эры, они не подверглись нападению гуннов и спасаясь бегством, они переместились в Римскую империю, где и осели. Затем в 507 году, под натиском Хлодвига I - короля франков, готы бежали в Испанию, а в 8 веке и вовсе были истреблены арабами.

Остготы, или грейтунги, обосновались на землях между Черным и Балтийским морями. После столкновения с гуннами, частично разгромленное племя остготов вынуждено было бежать и осесть в окрестностях Дуная. Немного освоившись и набравшись сил они, завоевали Италию и создали в ней королевство. В 6 веке остготы все же были разгромлены Юстинианом I - византийским императором.

Одеяния древних готов

Судить об одеяниях готов в наши дни очень сложно, так как последние племена готов были истреблены еще в XV веке. Но обращаясь к писаниям древних историков и раскопкам останков захоронений готов можно составить обобщенное представление. Так, мужчины готы облачались в штаны, облегающие тело и плащи на одной или двух застежках. Нередко в качестве застежки применялся шип.
Одеяния женщин были схожи с мужскими, но при этом плащи они носили чаще безрукавные. Были случаи, когда при раскопках, на головах женщин обнаруживали костяной гребень. Также в писаниях историков есть моменты, описывающие женские украшения, а точнее, бусы из сердолика и янтаря. Практически все готы носили пояса, при этом мужчины подвешивали на него нож, а некоторые женщины мешочки и украшения.

Культура древних готов

У древних готов среди наиболее развитых были такие ремесленные направления, как стекольное, кожевенное и металлургическое. Ввиду воинственности племени готов, обработка металлов и изготовление оружия было особенно важно для них.
Также необходимость завоевания новых земель для возможности существования обусловила и их духовную культуру. У готов были распространены воинственные игры и соревнования. Если верить писаниям античных авторов, то наиболее распространенным соревнованием у готов была игра, напоминающая современную джигитовку. Гот садился на коня и скакал на нем по кругу при этом набирая скорость, параллельно он кидал копье и сам же его ловил.

В культуре древних готов большое значение имело ювелирное ремесло. Именно оно было самым развитым, наряду со стекольным и металлургическим. Методом обработки металла, камней и стекла они изготавливали украшения для тела и одежды. Кроме того, на площади Неаполя было найдено изображение короля готов Теодориха, выложенное из разноцветных камушков.

В 1-3 веках нашей эры у готов были приемлемы исключительно внутриплеменные браки. Раскопки показывают что в этот период готами в разной степени были освоены ткацкое, кожевенное, стекольное, кузнецкое и плотницкое ремесла. В конце 3 века произошли смешения готских племен с другими, более развитыми. Результатом смешения стало ускоренное культурное развитие и освоение новых ремесел. Так происходило изменение обычаев и менталитета готского племени.

Вестго́ты (тервинги, визиготы; лат. visigothi) - германские племена, западная ветвь готов . В 4 веке вестготы отделились от готов, приняли участие в Великом переселении народов, вторгались на территорию Римской империи, основали королевства в Галлии и Испании. В 3-4 веках н.э. готы жили в Северном Причерноморье, на территории Дакии они занимались земледелием. В 376 году под натиском гуннов они перешли Дунай и получили разрешение поселиться на территории Римской империи. Притеснения местных властей привели к восстанию готов, в 378 году они разгромили войском императора Валента под Адрианополем, сам император был убит в сражении. В 382 году преемник Валента император Феодосий I Великий заключил мир готами и поселил их в Мезии в качестве федератов . В 395 году под предводительством Алариха готы покинули Мезию и двинулись сначала на юг в Грецию, а затем в Италию, куда неоднократно вторгались, начиная с 401 года. Кульминацией стало разграбление Рима в 410 году. В том же году Аларих умер, а его преемник Атаульф увел вестготов в южную Галлию, а в 415 году вестготы появились в Испании.

В 418 году патриций Константин, позже ставший императором Восточной Римской империи Константином III, заключил с вестготами договор о поселении их в качестве федератов в провинции Аквитания Секунда в нижнем течении рек Гаронны и Луары. С этой датой связывают основание Вестготского королевства, цетром которого стала Тулуза. Вскоре умер вождь вестготов Валия. Его преемника Теодориха I, погибшего в сражении с Аттилой на Каталаунских полях в 451 году, считают первым вестготским королем.
Вестготы настойчиво стремились расширить подконтрольную им территорию, на правах федератов они оставались до 475 года, пока сын Теодориха I Эйрих не провозгласил себя независимым королем. Эйрих составил кодекс законов, написанный на латыни. Во второй половине 5 века вестготы покорили большую часть Испании. Эйрих был ярым приверженцем арианства, его сын Аларих II придерживался политики веротерпимости. В 507 году он потерпел поражение в войне с франкским королем Хлодвигом и погиб в битве при Пуатье. Вестготы лишились владений в Галлии, за исключением Септимании, узкой полоски земли, протянувшейся вдоль побережья от Пиренеев до Роны, со столицей в Нарбонне. Испания стала основной частью владений Вестготского королевства, королевский двор сначала обосновался в Барселоне, а с 554 года находился в Толедо. В середине 6 века византийцы попытались разгромить Вестготское уоролевство, но потерпели неудачу, хотя южное побережье Испании оставалось в их власти до 620-х годов.
Вестготы, представлявшие в королевстве господствующую этническую группу, конфисковали у части местных землевладельцев две трети их пахотных земель. Тесное соприкосновение с римскими порядками и культурой способствовало романизации вестготов, постепенно они смешались с местным испано-римским населением и были ассимилированы им. Вестготские короли ощущали себя преемниками Рима , копировали церемониал и законодательство Римской империи. Изначально короли придерживались арианства. При Леовигильде (572-586) усилилось взаимопроникновение между готской и испано-римской знатью, сам король был женат на сестре католических епископов Леандра и Исидора Севильских, занимавших кафедру в 579-600 и 600-636 гах и превративших Севилью в просветительский центр. Королю Леовигильду наследовал его сын Рекаред (586-601). В 589 году он созвал собор в Толедо, где было осуждени арианство; Испания приняла Никейский символ веры. Католическая церковь получила в Вестготском королевстве исключительное влияние; собираемые в Толедо церковные соборы приобрели значение высшего государственного органа. Под влиянием церковного клира сложилось общее законодательство, ознаменовавшее окончательное слияние вестготов и испано-римлян. При короле Рецесвинте (652-672) был принят правовой кодекс «Liber Judicorum», построенный по образцу Кодекса Юстиниана.
Королям Свинтиле (621-631), Хиндасвинту (641-652), Вамбе (672-680) пришлось бороться за прочность королевской власти со своеволием церковного клира и местной знати. Внутренняя непрочность страны проявилась в 711 году, когда на Пиренейский полуостров вторглись арабы: после первого же поражения короля Родериха местная знать прекратила сопротивление. Король Ардон, избранный в 713 году на северо-востоке страны, сражался с арабами до 717-718 годов, а к 725 году все Вестготское королевство покорилось завоевателям, за исключением небольшой территории в Кантабрийских горах - будущей Астурии.


Сочинение Иордана посвящено главным образом истории готов. Но если посмотреть на название «О происхождении и деяниях гетов» возникает вопрос – кто такие геты и каким образом они связаны с готами? В комментариях Е. Ч. Скрижинской отождествление гетов с готами связано с тем, что Иордан стремился преувеличить древность готского племени путем включения в их историю событий из истории фракийского племени гетов. Также Иордан замечает, что не только готы пошли от гетов, но и имеют родственную связь с племенем скифов. Ссылается он в этом на еврейского писателя Иосифа Флавия: «Упоминая лишь о корнях их от Магога, он уверяет, что зовутся они скифами и по племени, и по имени». Сам Иордан прямо в источнике дает понять, что данное утверждение правильное, говоря о том, что Иосиф, «…правдивейший рассказчик анналов, который повсюду блюдет правило истины…». В комментариях к этому факту Е. Ч. Скрижинская также приводит толкование Исидора Севильского, в котором он отождествляет скифов и готов – сами слова не очень отличаются друг от друга стоит только изменить и отбросить букву; а последний слог имени Магог, если его изменить будет указывать на название «гот». Правда сама Скрижинская считает это толкование нелепым и замечает, что Исидор Севильский любил применять способ фонетического сходства в своих работах. Таким образом, именно по этим причинам в моей курсовой работе будет рассматривать местоположение и готов, и гетов.

Примерно во I веке н.э. при короле Бериге племя готов заняли берега р. Вислы. Скрижинская относит время правления Берига к середине I века н.э.. К тому же Тацит в своей «Германии» говорит о племени готонов, которые живут за лугиями, а за готонами «у самого Океана, - ругии и лемовии». Тацит готонами называл племя готов. Как известно, племя лугиев жило на территории между р. Вислой и р. Одер. Таким образом, это подтверждает тот факт, что готы в I веке обосновались на берегах р. Вислы. От этого события историки приняли отсчитывать начало великого переселения народов. Откуда же началось это переселение? Иордан указывает, что племя готов вышло с острова Скандзы, который расположен в «Коданском заливе моря и что берега ее омывает океан». Историк подробно описывает данный остров: его расположение, границы, племена, которые населяют его. Также Иордан замечает, что климат на в данной области очень суровый: «Из за страшного холода там не найти нигде медоносного пчелиного роя». И именно этот факт отложился на характере его обитателей, и также на причине начала переселения народов в другие земли. Сам историк называет Скандзу «мастерской, племена», видимо подразумевая, не только то огромное количество племен, населяющих ее, но и также тот факт, что не только вышли из земель этого острова. Буданова В. П. в своей монографии «Великое переселение народов» сообщает, что группа восточных германцев – это племена «переселившиеся из Скандинавии в Среднюю Европу и расселившиеся междуречье Одера и Вислы». Среди них были готы, гепиды, вандалы, бургунды, герулы, руги. Правда она отмечает, что вопрос о том, в какое же время эти племена заселили данную территорию, остается спорным. Но при этом она утверждает, что к началу н.э. они уже размещались в данном регионе.

Готы отправились из Скандзы на трех кораблях, и с этим связывается будущее их разделение на остготов, вестготов и гепидов. При этом последние получили свое название, потому что их корабль пристал в земли Готискандзы (совр. устье р. Вислы) позднее, чем предыдущие. И как замечает Иордан на языке готов «ленивый» произносится как «gepanta». Далее готы переходят на земли племени ульмеругов (обитали на островах в дельте р. Вислы) и вытесняют их оттуда. Примерно в это же время от руки готов пострадало племя вандалов (обитали между р. Вислой и р. Эльбой).

При короле Филимере (он был пятым после Берига королем) готы переселяются в земли Скифии. Готы называли это место Ойум (территория нынешней Украины). Таким образом готы начинаются свое движение на юг к Причерноморью. Расположение Ойума вызвало много точек зрений историков. В любом случае, готам во II веке н.э. удалось перейти р. Днепр и, по мнению Е. Ч. Скрижинской, осели на левом берегу нижнего Днепра. Эта версия, по моему мнению, кажется более правильной, так как эта местность имеет множество мелких озер, образующих обширное болото, а сам Иордан говорит, что «та местность замкнута, окруженная зыбкими болотами и омутами». Здесь они разбивают местное племя спалов и продвигаются в южную часть Скифии, омываемую Понтийским морем (вероятнее они остановились на побережье западнее совр. Крыма).

В III веке происходит важное событие во всей готской истории – разделение готов на остготов и вестготов. От вестготов пошел род Балтов, от остготов – род Амалов.

При короле Остроготе остготы переходят р. Данубий (совр. Дунай) и опустошают Мезию и Фракию.

События конца III века по Иордану дают понять отождествление гетов с готами. В 271 году н.э. племя готов вторгается в Дакию (римская провинция, населенная гетами) и захватывают ее. До I века она носила имя Гетии, после завоевания римлянами она становится их провинцией. При завоевании ее готами она получает название Готии. Е. Ч. Скрижинская замечает, что Орозий пишет в своем сочинении о том, что «недавно геты, те, что теперь зовутся готами». Таким образом, Иордан смешивает оба названия.

В 322 году между римским императором Константином Великим и племенем вестготов был заключен союз. Он имел важность для обеих сторон. Готы должны были за ежегодную плату давать войско римской армии для охраны римских границ. Это было выгодно для императора, так как ему нужны были силы для развития Константинополя. Иордан сообщает, что вестготы направили в ряды римской армии около 40 тысячи своих воинов. Также в римской армии служили и готские короли – Ариарах и Аорих.

В 376 году вестготы со своим предводителем Фритингером обратились к императору Валенту по причине притеснения их гуннами. Они просили для расселения территории Фракии или Мезии. Также они обещали принять христианство. Но свое обещании они не сдержали, к тому же начали проводить грабительскую политику по отношению к римлянам. Все это приводит к столкновению, которое в истории получило название Готской войны. Самая ожесточенная битва этой войны – это битва при Андрианополе (совр. г. Эдирне в Турции) в 378 году. В ней вестготы одержали победу над римским войском. До 382 года готы продолжали разорять римскую империю, пока император Феодосий Великий и король готов Атанарих заключили мирный договор, по которому готы получили земли для расселения и ежегодные выплаты, а римские границы охранялись вестготами.

В V веке вестготы продолжают совершать набеги на римскую империю. Римский император Гонорий пытался откупиться от готов контрибуцией, но последних это не устраивало: помимо контрибуции, они требовали новых земель для расселения. Гонорий отказал им в этом. В ответ на это вестготы идут на Рим, но Иордан замечает, что «…они, по приказу Алариха, только грабят, но не поджигают, как в обычае у варваров, и вовсе не допускают совершать какое‑либо надругательство над святыми местами». После этого вестготы отправляются грабить таким же способом Кампанию и Луканию и предполагали, осев на о. Сицилия перебраться в Африку, но смерть Алариха помешала в осуществлении этих планов.

Приемнику Алариха – Атаульфу также не удалось осесть на берегах Южной Италии, поэтому он со своим народом удалился в Южную Галлию (совр. юг Франции). Следующие готские короли, находясь на службе у римского императора Гонория, охраняли границы империи от вандалов, аланов и других племен. За хорошую службу при короле Валии в 418 году вестготы получают статус федератов и обширные земли для поселения в Аквитании. Это был важный этап в формировании независимого вестготского королевства с центром в Тулузе. Вестготы продолжают укреплять статус своего королевства. При Теодорихе II была покорена большая часть Иберийского полуострова (совр. Пиринейский п-ов).

В это же время начинает формировать государство остготов. К 454 году в состав остготского королевства вошли следующие земли: Паннония, Иллирия, Далмация и Италия.

У вестготов при царствовании короля Евриха (466-485) Тулузское государство уже занимали следующие земли: Южная и Средняя Галлия (от р. Луара на севере и р. Рона на востоке), практически всю Иберию(только северо- запад находился под властью свевов). Таким образом, это было самое могущественное варварское государство того периода.

Остоготы, при короле Теодорихе, пытаются стать единовластными правителями всей Италии. И им это удается. В 493 году, при штурме Равенны Одоакр и Теодорих подписывают мирный договор, по которому правят империей вместе. Но вскоре Теодорих убивает Одоакра и становится единовластным правителем всей Италии, а также Норика, Реции и Тироля.

После смерти Теодориха государство остготов теряет свое могущество. Падение его связано с Юстинианом, который используя кризис в правлении остготского королевства и незаконное завоевание власти Теодахадой, пошел борьбой против готов. Их земли привлекали Византию. Война длилась более 20 лет, остготы постепенно теряли свои земли и в 554 году легендарное остготское государство исчезает с карты ранней Средневековой Европы.

Таким образом, небольшое племя готов, вышедшее из Скандзы на 3 кораблях в I веке н.э., в течение столетий укрепляло силы и могущество и к V веку было самым сильным государством того времени. Причиной такого могущества стоит считать мудрую политику готских королей. И именно кризис наследования престола привел к падению остготского государства. Поэтому в следующих главах мы рассмотрим специфику политического развития племени готов в IV-V веках н.э. (период их могущества).


Судьба вестготов сложилась более счастливо. Франки вытеснили их из Юго-Западной Галлии в начале VI в., но в Испании они жили спокойно. Им никогда серьезно не угрожали ни королевство свевов на северо-западе, ни византийцы на юге; к тому же в VII в. и те и другие ушли из Испании.
Подобно остготам в Италии, вестготы сохранили существовавшую в Испании римскую административную систему и приспособили ее, в несколько упрощенном виде, для своих нужд: во главе войск, городов
и провинций встали представители племенной аристократии. Короли вестготов, ранее просто военные вожди, превратились теперь в абсолютных правителей, которые, подобно римскому императору, издавали законы и собирали налоги. Даже придворный церемониал копировал византийский образец. Конечно, отдельные представители крупной знати вступали в конфликт с королем и на протяжении VI в. не раз пытались убить или низложить очередного правителя. Однако это уже не могло изменить природу королевской власти, в основных чертах сходную с властью римского императора.
Как происходило приспособление варварских обычаев к римским традициям, лучше всего видно на примере права. Системати- зиция и кодификация права - одно из самых значительных и самых характерных достижений поздней Римской империи. Практически все германские государства, которые стали наследниками империи, даже самое недолговечное королевство бургундов и самое варварское - лангобардов, тоже кодифицировали свое законодательство. Идея кодификации принадлежала римлянам, и показательно, что почти всегда эту задачу они выполняли, даже если законы касались германских обычаев. Однако и само содержание законов вестготов в значительной мере было заимствовано из римских юридических сборников V в. В некоторых отношениях правовой кодекс вестготов даже превосходил римские и германские образцы. В частности, законы, определявшие положение и права женщин, были шагом вперед по сравнению с примитивным германским правом и строгим патернализмом римского права. Вместе с тем в большинстве случаев законы вестготов сочетали эти два элемента, - таков, например, закон о кровной мести. Кровная месть подразумевает, что за вину одного человека отвечает весь его род; с помощью такого механизма в примитивных обществах, лишенных централизованной власти, решалась проблема воздаяния за убийство или причинение ущерба, совершенного отдельным человеком. Все германские кодексы стремились свести к минимуму взаимные убийства, вводя денежные выкупы, размер которых зависел как от свойства причиненного ущерба, так и от социального положения пострадавшего. Лишь вестготы в своем законодательстве пошли дальше и ввели в закон о кровной мести римский правовой принцип, гласивший: за преступление должен отвечать лишь тот, кто его совершил, но не его семья или род. Это были серьезные попытки ограничить кровавую практику общества воинов. Однако они не могли совершенно устранить кровную месть, которая еще много веков будет терзать европейское общество.

Больше столетия ариане-вестготы жили изолированно от римско- католического населения Испании; по их законам смешанные браки были запрещены. Однако в течение VI в. эти законы постепенно отменялись, и многие перешли в католичество. В 587 г. король Реккаред принял католичество и приказал сжечь все арианские книги. Неизвестно, было ли это обращение совершено по внутреннему побуждению, но несомненно, что оно в громадной степени укрепило силу монархии. Отныне король фактически стал управлять Испанской церковью, назначая ее епископов (подобно тому, как раньше он назначал ариан- ских епископов). Короли регулярно созывали церковные соборы в Толедо, на которых присутствовали высшая знать и духовенство, а председательствовал сам король; ясно, что и здесь образцом послужила византийская практика. Никто из других германских королей не имел такой власти над своей церковью. Именно в этом периоде берет начало специфически испанская традиция строжайшей католической ортодоксии, соединенной с властью короля над церковью и реальной независимостью от пап в Риме. Именно в русле этой традиции испанская монархия издала свои первые и крайне суровые законы против евреев, к которым до тех пор власти относились вполне терпимо. Теперь в отношении к ним появились предубеждение и опаска - как к людям чуждой веры, не желающим подчиняться государству.
Несмотря на абсолютистские претензии вестготской монархии, ей так и не удалось до конца решить спор о власти с представителями крупной знати. На рубеже VII-VIII вв. королевский трон вновь стал «яблоком раздора» между различными группировками знати. Поэтому, когда в 711 г. из Северной Африки в Испанию вторглись мусульмане-берберы, их радостно встретили не только евреи и простолюдины, но и значительная часть знати, безрассудно надеявшаяся, что сможет использовать завоевателей в своих интересах.
Вестготам, как и остготам, в конечном счете не удалось сохранить свое государство. Однако наследие, оставленное ими Испании (во многих отношениях, разумеется, достаточно проблематичное), в любом случае было гораздо значительнее, чем то, которое остготы оставили Италии.

Еще по теме Вестготы:

  1. I. Проблемы миграций. Отношение Атаульфа к Римской империи. Римляне и вестготы. Состав племени. Королевская власть. Христианизация вестготов.
  2. II. Поселение в Испании. Взаимоотношения вестготов и римлян. Королевская власть. Система управления. Церковная политика.
  3. Ранняя история вестготов до их вторжения в Римскую империю (376 г)
  4. Передвижения вестготов в пределах Римской империи (376-418 гг).
  5. Проникновение в империю. Битва при Адрианополе. Поселение вестготов на Балканах. Аларих. Первое нападение на Италию. Второе нападение. Захват Рима. Атаульф. Мирный договор с Римом. Валия.

Королевство вестгготов первое из так называемых варварских королевств, сложившихся на территории Западной Римской империи.

Вестго́ты, визиготы или лат. тервинги - древнегерманское племя, составлявшее западную ветвь готского племенного объединения, распавшегося к середине III века на две племенные группы: вестготов и остготов, Считаются одними из далеких предков современных испанцев и португальцев. У готов было два царских рода. Первый — более влиятельный, это род Амалов, к которому относились короли остготов, а из второго рода — Балтов — происходили вестготские короли.

Миграция вестготов

Древние готы занимали территории на острове Готланде, в южной Скандинавии, на нижней Висле и далее к востоку — на побережье Балтийского моря. Во 2 веке начинают продвигаться на юго-восток, к Черному морю и расселяются в бассейне рек Днестра и Днепра, смешиваясь с местным населением и перенимая их культуру. Около середины 3 столетия вестготы перешли Дунай и вторглись в пределы Римской империи, но несколькими годами позднее, при императоре Аврелиане, были оттеснены обратно. В 270 г. римляне покинули провинцию Дакию, и вестготы расселились на оставленных территориях.

В 376 году вестготы, всё сильнее притесняемые гуннами, во главе со своим предводителем Фритигерном обратились к императору Валенту с просьбой разрешить им обосноваться во Фракии, на южной стороне Дуная. Валент ответил согласием. Вестготы обязались охранять границу и поставлять вспомогательные войска. Они селились компактными массами под управлением своих предводителей, которые стремились разбогатеть, прежде всего, на римской военной службе.

Вестготы после нашествия гуннов перешли Дунай и вторглись на территорию Римской империи.

Ко времени перехода через Дунай большинство вестготов были язычниками. Они решились на принятие христианства только после вступления на территорию империи. Так как заключивший с ними договор император Валент придерживался арианского вероисповедания, вестготы приняли арианство, но единичные случаи сохранения язычества отмечались еще в IV веке.

Как только вестготы поселились на Балканах, отношения с византийскими чиновниками приняли откровенно враждебный характер, и очень быстро из союзников-федератов Византийской империи вестготы превратились в ее врагов. Близ Адрианополя в 378 году вестготы разгромили войска Валента. Эта битва стала поворотныхм моментом европейской истории, который изменил баланс сил в пользу германских народов. Победы готов над римлянами показали народам, жившим за Рейном и Дунаем, что есть возможность завладеть римскими землями. Вскоре после 378 г. вестготы позволяли проводить среди них воинские наборы, хотя их соплеменники и сражались против Феодосия. При Феодосии германцы, среди них и многочисленные вестготы, заняли даже значительную часть руководящих постов в армии. Процесс германизации армии – а тем самым и империи – с тех пор проходил очень быстрыми темпами.

После смерти Феодосия вестготы в 395г., лишившись федератского статуса, избрали Алариха конунгом и двинулись на Константинополь, опустошая местности на своем пути. Затем повернули в Македонию и Фессалию, проникли через Фермопилы, сожгли Коринф, опустошили Пелопоннес, Афины избежали разграбления, но были вынуждены выплатить тяжелую контрибуцию. Разрозненные племенные группы, последовавшие за Аларихом в Италию, выполняя федератские функции все больше консолидируются, они не только поддерживали власть императора «чужого народа» и государства, но и продемонстрировали Империи готовность и желание служить своему конунгу. После 378 г. в истории придунайских и примкнувших к ним отрядов примеотийских готов начал активно разворачиваться процесс формирования «народа» везеготов. Начавшаяся после окончания войны миграция готских племён привела к захвату Рима.

В течение ряда лет военные действия вестготов против Рима периодически сменялись соглашениями о союзе. Полководец императора Гонория Стилихон, по происхождению был варваром, долгое время сдерживал натиск вестготов на Италию. Но успехи Стилихона были недолгими: в результате придворных интриг он был отстранен от должности и вскоре убит. С 408 г натиск вестготов усилился.

Готский конунг Аларих вновь предпринял попытку переселить свой народ в Италию. Вестготские требования о денежных выплатах и расселении в Паннонии были отклонены. Аларих проник в Италию и осадил Рим, который вскоре сдался на милость победителя из-за нехватки продовольствия. Аларих потребовал от Гонория, отсиживавшегося в Равенне, предоставить ему титул полководца императорских войск, власть над частью империи и ежегодно платить дань золотом и хлебом. Но Гонорий с презрением отверг притязания варвара. Тогда Аларих в 409 г. снова двинулся на Рим, осадил город и обрек его на голод. Переговоры с Гонорием затягивались. Рим был осажден в третий раз; 24 августа 410 г. город пал жертвой предательства. Хотя Рим и был подвергнут крупным грабежам, церкви и их имущество сохранялись. Захват измученного города не принес вестготам никаких выгод. Им было нужно зерно.

В 410 г. н.э. вестготы под предводительством Алариха сокрушили Рим.

За походами вестготов вовсе не стоял план уничтожения Римской империи. Аларих всегда стремился к переговорам с римскими властями. Он никогда не рассматривал возможности образования собственного, полностью юридически независимого от Рима государства. Сохраняя свою относительную независимость, готы стремились строить отношения с Империей с помощью мирных договоров и заверений в лояльности. Через Кампанию Аларих двинулся в Южную Италию, чтобы оттуда переправиться в Африку, но эта затея провалилась из-за бури в Мессинском проливе. После этого Аларих повел свои войска обратно на север. В этом походе в 410 г. его не стало, Аларих умер близ города Козенцы в Бруттиях (Калабрия).

Преемником Алариха был избран его родственник Атаульф, который, отказавшись от африканских планов, двинулся в Галлию. Высшее должностное лицо в Галлии, префект претории Дардан, побудил Атаульфа вступить в переговоры с Гонорием. Обе стороны были готовы к компромиссу. Империя предоставила варварам свои пограничные территории на Дунае для поселения, не только не обложив их налогами, но и обязавшись уплачивать определенную дань, они получили согласие на поставки столь необходимого им зерна. Выхода к Средиземному морю, сохранение власти над которым оставалось первоочередной задачей императора, вестготы не получили. Вестготы сочли это нарушением договора и в 413 г. захватили Нарбонн.

Прекращение всех поставок продовольствия со стороны равеннского правительства в конечном итоге вынудило вестготов уйти из Галлии. Зимой 414-415 гг. Атаульф двинулся в Испанию; в августе 415 г. он был убит в Барселоне своим дружинником из личной мести. Его преемника Зигериха через неделю постигла та же участь. Новый король Валия вернулся к плану Алариха в несколько измененном виде и попытался переправиться в Африку через Гибралтарский пролив. Впрочем, эта попытка также закончилась неудачей.

Римская империя боролась за существование с лавинами нашествий, в качестве одного из способов самосохранения натравливала одни группы варваров против других. Так выполняя обязанности федератов, вестготы выступили в поход против аланов и вандалов-силингов в Испании. Между 416 и 418 гг. уничтожили их основные силы. Возвращение в Галлию натолкнулось на римское сопротивление, Валия был вынужден пойти на мирные переговоры. После завершения войны в Испании вестготам были предоставлены для поселения провинции Аквитании Второй и сопредельных земель в провинции Новемпопулана и Первой Нарбоннской провинции.

Территория, выделенная вестготам в 418 году по договору вестготского короля Валии с римским императором Гонорием

Со своей стороны они обязались сражаться за империю в качестве федератов, не избирали короля и верно служили императору. Вследствие союзного договора, заключенного вестготским королем Валией с императором Гонорием в 418 году возникло королевство вестготов со столицей в г. Тулузе . Королевством в общепринятом значении этого слова оно еще не было: в нем сочетались элементы древнеримской государственной системы и германской племенной организации. С появлением варварских «королевств», началась борьба за расширение или сохранение принадлежащих этим «королевствам» земель. В условиях ослабления империи вестготы, хотя и не отрицали формальную верховную власть Рима, приобрели полную самостоятельность.

Вскоре после своего поселения в Аквитании вестготы разделили земли с местным населением, получив две трети пахотных земель и половину других угодий, принадлежавших римским землевладельцам, в первую очередь земли императорского фиска и крупных римских магнатов. Вестготы постепенно преодолевали остатки родового строя и традиционной военной демократии, переходя к более цивилизованным формам хозяйствования. Однако требования нового времени и смешение их обычаев с классическими римскими, привели к развитию новых отношений богатых и бедных, колонов и землевладельцев, складывалось раннефеодальное государство. Эпоха миграций стала для вестготов периодом перехода от старых, в государственном отношении примитивных форм к становлению государства на римской земле и под римским влиянием.

Приход к власти Теодериха I (418/419-451 годах) по времени совпадает с колонизацией вестготами провинции Аквитания Вторая и пограничных частей соседних провинций. Вторжение общего врага, гуннов, привело к новому объединению вестготов и римлян. Вестготская и римская армии совместно со вспомогательными войсками других народов: бургундов, франков, саксов и др. дали сражение Аттиле, которому помогали различные германские племена. Неподалеку от Шалона на Марне на Каталаунских полях Аттила был разбит в 451 году. Доблестно сражавшийся Теодорих I погиб в этом бою. Смена правителя, которая произошла в 453 г., повлекла за собой и изменения в вестготской внешней политике: Теодерих II (453-466) проводил проримскую политику и восстановил федеративные отношения. Овладел престолом после насильственной смерти брата Торисмунда. Теодерих II хотел стать основной опорой Рима, признав теоретическое верховенство империи.

Большая часть войска вестготов во главе с Теодерихом II двинулась в Северную Испанию, чтобы отразить нападения свевов, разорявших римские земли. Именно в качестве федератов вестготы и были отправлены на Пиренейский полуостров. Перед ними стояла задача изгнать орды аланов, вандалов и свевов. Над аланами и вандалами они быстро одержали верх, но борьба со свевами оказалась затяжной и трудной. С появлением варварских «королевств», началась борьба за расширение или сохранение принадлежащих этим «королевствам» земель. После того, как свевы были оттеснены в горные районы Галисии, вестготы захватили Испанию Тарраконскую. Король вестготов в 462 г. под предлогом оказания помощи Либию Северу завладел Нарбонном, который он столь давно хотел присоединить к своим владениям Вестготы, перейдя в наступление, захватили и земли в среднем течении Луары.

Эйрих был четвёртым сыном Теодориха I. Он достиг престола, убив своего брата Теодориха II. Первые годы правления Эйриха ознаменовались значительным оживлением дипломатической активности, направленной, вероятнее всего, против Римской империи, так как в качестве союзников Эйриха появляются свевы и прежде всего вандалы. Он сложил с себя статус федерата. Планы по заключению союзов с другими племенами показывают, что Эйрих собирался продолжать и даже развивать политику расширения пределов своего государства, основы которой были заложены его предшественниками. Известия о крупной римской морской экспедиции побудили его незамедлительно отозвать своих посланцев из Карфагена.

Эйрих вознамерился подчинить себе всю Галлию – предположительно, за исключением бургундских земель, но претворению этих замыслов в жизнь помешал мощный оборонительный союз, который римляне заключили с франками, бретонцами и бургундами.

Тогда в 469 г. он обратил свои взоры на Испанию, где вряд ли можно было ожидать столь же сильного сопротивления, вестготы захватили Мериду. Другое вестготское войско выступило против бретонцев, которые во главе со своим королем Риотамом заняли окрестности Буржа. При Деоле произошла битва, в которой бретонцы потерпели поражение. Теперь Эйрих повернул войска против римской Южной Галлии, добившись наибольших успехов, прежде всего, на побережье Средиземного моря и в 470 г. выйдя к Роне.

Римское войско, вступившее в Галлию, было разбито Эйрихом в 471 г. на восточном берегу Роны. Вестготы захватили земли на левом берегу реки южнее Валанса, которые вскоре были отбиты у них бургундами. В руки вестготам очень быстро попали и остальные части провинции Аквитаника Первая; только в Клермоне бывший префект Рима и теперешний епископ Сидоний Аполлинарий вместе с Экдицием, сыном императора Авита, оказывали ожесточенное сопротивление вплоть до 475 года. Сознавая свое бессилие, император Непот вступил в переговоры с Эйрихом. В 475 г. был заключен мирный договор, по которому римляне против воли овернской аристократии оставляли Клермон и захваченные вестготами земли. Рим признал полную независимость Евриха.

Король Эйрих не без оснований видел в ортодоксально-никейской церкви злейшего врага вестготского господства и по этой причине чинил препятствия высшим ее иерархам, препятствуя замещению вакантных епископских кафедр, в результате чего ортодоксальные общины оставались без главы.

Когда в 484 г. Эйрих умер, государство вестготов находилось на вершине своего могущества, оно охватывало не только большую часть Испании, но и южную и среднюю Галлию до Луары на севере и р. Роны на востоке, что привело к тому что, соседями стали франки. Франкская проблема стала приобретать все более угрожающие очертания во время правления сына и преемника Эйриха.

28 декабря 484 года престол своего отца в Тулузе занял Аларих II (484-507). Франки, которых объединил под своей властью Хлодвиг, победили в 486 г. под Суассоном римлянина Сиагрия, который до того самостоятельно управлял Северной Галлией. Сиагрий бежал в Тулузу, где Аларих поначалу предоставил ему убежище. Однако позднее, когда Хлодвиг под угрозой объявления войны потребовал его выдачи, осознавая военное превосходство франков, вестготы уступили. Тем не менее, поход, который Аларих II предпринял в 490 г. в поддержку Теодериха Великого, прошел весьма успешно. Вторгшиеся в Италию остготы натолкнулись в войне против Одоакра на определенные сложности, которые были преодолены с помощью вестготов.

В 507 году между франкским войском короля Хлодвигом I и армией вестготского короля Алариха II в битва при Пуатье вестготы были разбиты. Аларих II погиб в бою. Вестготы потерпели поражение и потеряли часть своих территорий в Галлии. Победители быстро проникли в центральные области вестготского государства и взяли Бордо и Тулузу. После завоевания франками большей части вестготских владений в Галлии, вестготы во множестве переселяются в Испанию. Эта страна отныне стала их новой родиной, а остатки владений в Южной Галлии, получившие название Септимания, потеряли прежнее значение. Растущая мобильность германских племен все более отчетливо концентрировалась в двух регионах Западной империи – в диоцезах Галлии и Испании. На территории Галлии образовываются в течение V в. два королевства.

В Испании вестготы оставили без изменений административное устройство, существовавшее в римской империи, не вводили новых законов. Римские должностные лица были заменены военными вождями, которые позже стали именоваться графами, герцогами, маркизами. Муниципальный строй также оставался без изменений. Были запрещены браки между вестготами римлянами, византийцами. Земли вестготов были свободны от налогов. На протяжении всего существования Вестготского королевства в нем шли процессы консолидации: завоеватели-вестготы постепенно сближались с покоренным ими населением римской Испании. Это проявлялось и в языке и в правовой сфере.

При Аларихе II был составлен Римский Закон Вестготов, также известный под названием «Бревиарий Алариха». Свод Алариха II сыграл большую роль в будущей судьбе римского права в Западной Европе; на протяжении нескольких столетий римское право было известно только в той форме, которую придали ему правоведы вестготского короля

С этого времени католическое духовенство приобретает огромное влияние на королевскую политику. Епископские собрания разрабатывали обязательные для исполнения законы, касавшиеся не только внутрицерковных вопросов, но и общего управления. Соборы ставили свою власть выше власти короля.

Особенно большое влияние имели св. Леандр – архиепископ севильский и его младший брат и преемник по духовной кафедре Исидор Севильский известный ученый, автор «Этимологии, или происхождение вещей», «Истории королей готов, вандалов и свевов». Оба прелата старались упрочить привилегии церкви, что привело к тому, что вестготская монархия приобрела теократический оттенок. (ТЕОКРАТИЯ — форма правления, при которой глава духовенства, церкви является главой государства).

Возрождение Королевства вестготов началось при Леовигильде на территории Иберии. Для укрепления находившейся в упадке королевской власти новый король не удовольствовался усмирением знати и возродил основы королевского достоинства. Первыми шагами короля Леовигильда в 570 году стали действия против опаснейшего противника, византийцев. Уже в первом походе Леовигильд перешёл Бетис (совр. Гвадалквивир), и удовольствовался опустошением окрестностей городов Бастетания (совр. Басы) и Малацитана (совр. Малаги). Города Бастетания (совр. Басы) и Малацитана (совр. Малаги) он взять не смог. В 571 году пала крепость Асидона (совр. Медина-Сидония), важный торговый город, приносивший значительные доходы византийской казне. В 572 году, когда он захватил важнейший город Кордуба (совр. Кордова) и его окресности. Кордова после её повторного завоевания Леовигильдом стала важным опорным пунктом, обеспечивавшим вестготскую власть в Бетике. Леовигильд создал 8 провинций, во главе которых были поставлены королевские представители.

Вестготская граница придвинулась к Картахене - столице византийских владений. Но отсутствие флота не позволило Леовигильду завершить вытеснение византийцев из Испании. Перемирие был заключено в 572 году, и по его условиям вся долина Бетиса перешла под власть Леовигильда.

Воспользовавшись неурядицами и борьбой за престол, наступившими в Свевском государстве после смерти Миро, вестготы вторглись на их территорию, захватили короля Аудеку, его столицу и его сокровища. Франки пытались оказать свевам помощь и послали им торговый флот. Однако, корабли, отплывшие из Галлии в Галисию, были разграблены по приказанию короля Леовигильда. Королевство свевов, в которое были включены большие территории древнеримских провинций Галлеция и Лузитания, стало шестой провинцией вестготского королевства Толедо. Испания была районом концентрации и консолидации племен и тем порогом на пути к государственности, который перешагнули вандалы, но не смогли преодолеть свевы.

Королевство Вестготов
Политическаяя карта юго-западной Европы около 600 года. Три области государства вестготов после потери Аквитании: Римская Испания, Галлеция и Септимания

Территории на юге Иберийского полуострова, захваченные византийцами в 552 году, были большей частью отвоеваны обратно при Леовигильде.

Присоединив Пиренейский полуостров к остальным своим землям, германцы создали государство, столицей которого по воле короля Леовигильда стал Толедо, выгодно географически расположенный и прекрасно укрепленный самой природой. Точной даты, когда был основан этот старинный город, история не сохранила.

Если верить легендам, поселение на берегу реки Тахо основали кельты, смешавшиеся с племенами иберов, пришедших сюда на несколько веков раньше. К приходу римлян в 193 году оно представляло собой небольшой, хорошо укрепленный город Толетум, как называли его римские историки. Горожане сопротивлялись легионерам до тех пор, пока не закончились вода и продовольствие, а затем сами открыли ворота, сдавшись на милость консула Маркуса Фульвиуса Нобилиуса. Войдя в состав огромной империи под названием Толедо, город испытал свой первый расцвет. Далекому от цивилизации народу были предложены театры, цирк, бани, храмы.

Став столицей вестготского королевства, Толедо превратился в один из главных городов Европы.

Религиозная рознь сильно препятствовала слиянию римского и вестготского населения в единую массу подданных короля, порой перерастая в открытую вражду. Попытка Леовигильда сплотить своё государство, взяв за основу незначительно видоизмененное арианство, вызвала волнения, обременившие правление его сына и преемника Реккареда.

Поняв, что невозможно навязать религию меньшинства подавляющему большинству населения страны, и находясь в окружении ортодоксально-никейских государств, Реккаред решил сделать единой государственной религией ортодоксально-никейское христианство. В первый же год своего правления он перешёл из арианства в исповедание Никейского Символа веры. При этом арианские епископы, принявшие Никейский Символ веры, сохраняли свой сан. Переход правивших Испанией вестготов из арианской ереси в православие на III Толедском соборе в 589 году положил начало замечательному культурному расцвету. Одним из проявлений этого расцвета было церковное строительство, по размаху которого готская Испания превзошла все современные ей страны Западной Европы. Хотя в 589 году вестготский король Реккаред I принял католицизм, это не сняло всех противоречий, религиозные распри лишь усилились. К VII в. все нехристиане, особенно евреи, были поставлены перед выбором: изгнание или обращение в христианство.

В остальном Реккаред продолжал политику, завещанную ему отцом. Войну с франками он завершил крупной победой, которую одержало готское войско под началом Лузитанского герцога Клавдия.

Правление Реккесвинта было последним относительно спокойным периодом существования Вестготского королевства. В 654 г. король Реккесвинт опубликовал первый свод законов «Либер Юдициорум». В этом своде законов отменялись все правовые различия между вестготами и коренными народами Пиренейского полуострова. Политика в отношении евреев, предусматривала вплоть до смертной казни переход в иудаизм. После его смерти началась ожесточенная борьба за власть. Выборная монархия вестготов давала неисчерпаемые для этого возможности. Власть короля ослабевала с пугающей быстротой. Кровавые междоусобные войны не прекращались вплоть до самого падения Вестготского королевства в 711 г.

Королевство вестготов пало в результате нашествия арабов. Их наступление на Европу ускорил заговор группы вестготских аристократов во главе с графом Юлианом против последнего короля вестготов Родриго.

Заговорщики обратились за помощью к властителю Северной Африки Мусе и оказали помощь при высадке арабских войск на юге Пиренейского полуострова.…Арабский полководец Тарик с вершины одинокой скалы наблюдал за тем, как к берегу один за другим причаливают корабли, наполненные сотнями воинов. Всё новые и новые отряды подобно шторму накатывались на побережье Испании. Ни Тарик, ни его воины, переправившиеся в 711 году через Геркулесовы столбы, не знали, да и не могли знать, что это событие на долгие столетия определит судьбу всей Европы. А гора, с которой арабский полководец наблюдал за высадкой своей армии, отныне будет именоваться Джебель-аль-Тарик - «гора Тарика» или, на европейский лад, Гибралтар .

Два войска сошлись в конце июля на берегах реки Гуадалете (Гвадалете) близ нынешнего города Херес де ла Фронтера. Битва закончилась полным разгромом вестготов. Причины поражения вестготов в этой битве могут объясняться недостатком времени для подготовки к сражению, скорой гибелью короля и ближайших его соратников, вероятной изменой некоторой части войска, преимуществами арабской конницы.

После битвы ворота Андалусии были открыты перед Тариком. К тому же ему оказала поддержку часть местного населения, видевшая в арабах скорее освободителей, чем захватчиков. Многие иудеи стали союзниками завоевателей, именно евреи открыли арабам ворота Толедо. Со смертью Родериха организованное сопротивление вестготов было сломлено. После победы Тарик должен был вернуться домой, но его терзали два желания: распространить свою религию на страну неверных и захватить легендарные сокровища царя Соломона, которые якобы находятся в районе Толедо. К 714 году мавры установили контроль над большей частью полуострова. Арабское завоевание освободило евреев от бесправного положения. В Септимании, которая была частью Вестготского королевства и подчинялась всем его светским и церковным законам, отношение к евреям было более мягким, чем южнее Пиренеев, и во второй половине VII века Септимания стала убежищем для многих иудеев, бежавших или изгнанных оттуда.

С последними годами существования вестготской державы связана легенда о короле Родерихе, его любви к прекрасной Флоринде, дочери толедского графа Юлиана. Проиграв битву с арабами, Родерих бежал с поля боя и вскоре погиб, так и не увидев свою возлюбленную. Трагедия правителя, не сумевшего защитить подданных, нашла отражение в драме великого испанского драматурга Лопе де Вега «Последний гот». Жители Толедо до сих пор помнят древнее предание и бережно относятся ко всему, что доказывает его правдивость. Гостям города непременно показывают место на берегу Тахо, там, где под навесом скалы купалась Флоринда. Более ничем не примечательный, с незапамятных времен этот участок называется Баньо де ла Кава («Купанье Кавы»). Рядом на скале возвышается башня Родриго – массивное сооружение в романском стиле, из окна которого король смотрел на прекрасную графиню.

Сегодня редко где можно встретить следы пребывания готов на португальской земле. Объясняется это их немногочисленностью и тем, что уровень их культуры находился ниже уровня культуры коренного населения. Варварский мир, столкнувшись с более развитой римской культурой, в дальнейшем многое у нее перенял

Один из сохранившихся до наших дней вестготских памятников - стены Каркасонна. Главная достопримечательность Каркассона — крепость, окруженная 52 башнями и 2 рядами крепостных стен общей длиной 3 км.