Х н батюшков биография краткая. Константин батюшков краткая биография. Батюшков Константин Николаевич – краткая биография

Одним из произведений, изучаемых в школьной программе, является пьеса А.П.Чехова «Вишневый сад». Краткое содержание пьесы «Вишневый сад» по действиям поможет сориентироваться в содержании, разбить текст на сюжетные линии, выделить главных и второстепенных персонажей. Перед глазами пройдут события, связанные с продажей красивого вишневого сада, потерей имения нерачительными хозяевами старой купеческой России.

Действие первое

Действие начинается в имении, расположенном где-то в глубинке России. На улице месяц май, цветут вишни. В доме, где пройдет вся пьеса, ждут хозяев. Горничная Дуняша и купец Лопахин беседуют в их ожидании. Лопахин вспоминает, как подростком получил по лицу от отца, торговца в лавке. Любовь Раевская (одна из тех, кто должен приехать) успокаивала его, называя мужичком. Сейчас он поменял свое положение в обществе, но в душе так и остался принадлежать к мужицкой породе. Он засыпает при чтении, не видит прекрасного во многих вещах. Конторщик Епиходов приходит с цветами, он смущается, роняет их на пол. Уходит конторщик быстро, неуклюже роняя при этом стул. Дуняша хвастается, что Семен Епиходов сделал ей предложение.

Через комнату проходят приехавшие и их сопровождение. У помещицы Раневской Любови Андреевны две дочери: родная Анна, семнадцати лет, и приемная Варя, двадцати четырех лет. Вместе с ней приехал брат – Гаев Леонид. Хозяева радуются встрече с домом, на них нахлынули приятные воспоминания прошлого. Из разговора с сестрой выясняется, что Варя ждет предложения от Лопахина, но он оттягивает, молчит. Фирс (слуга) служит хозяйке, как пес, пытается предугадать все ее желания.

Купец Лопахин предупреждает хозяев, что имение выставлено на торги. Его продадут, если не предпринять каких-то действий. Лопахин предлагает вырубить сад, разбить землю на участки и продать под дачи. Брат с сестрой против вырубки вишневых деревьев. Фирс вспоминает, сколько всего делали из ароматных ягод. Лопахин объясняет, что дачники – это новый класс, который заполонит вскоре всю Россию. Гаев не верит купцу. Он хвастается возрастом шкафа, которому 100 лет. Он с пафосом обращается к мебели, практически плачет над шкафом. Эмоции вызывают молчание и недоумение присутствующих.

Помещик Пищик надеется на то, что все само собой разрешится. Раневская не понимает, что разорена, она «сорит» деньгами, которых почти нет, не может отказаться от барских привычек.

К молодому лакею Якову пришла мать, она сидит в ожидании сына в людской, но тот не торопится выйти к ней.

Гаев обещает Анне решить сложную ситуацию с садом, найти выход, который позволит не продавать имение. Дуняша делится с сестрой проблемами, но они никого не интересуют. Среди гостей есть еще один персонаж - Петр Трофимов. Он относится к разряду «вечных студентов», не умеющих жить самостоятельно. Петр красиво говорит, но ничего не делает.

Действие второе

Автор продолжает знакомить читателя с героями пьесы. Шарлотта не помнит, сколько ей лет. У нее нет настоящего паспорта. Когда-то родители возили ее по ярмаркам, где она давала представления, выкручивая «сальто-мортале».

Яша гордиться тем, что побывал за границей, но не может дать точное описание всего увиденного. Яков играет на чувствах Дуняши, откровенно хамит, влюбленная не замечает обмана и неискренности. Епиходов хвастается образованностью, но не может разобраться жить ему или застрелиться.

Хозяева возвращаются с ресторана. Из разговора понятно, что они не верят в продажу имения. Лопахин пытается образумить владельцев имения, но тщетно. Купец предупреждает, что на торги приедет богач Дериганов. Гаев мечтает о денежной помощи от тетушки-помещицы. Любовь Андреевна признается, что сорит деньгами. Судьбу ее нельзя считать счастливой: еще достаточно молодой осталось вдовой, вышла замуж за человека, который легко попадает под долги. После потери сына (утонул), уезжает за границу. Три года живет рядом с заболевшим мужем. Купила себе дачу, но ее продали за долги. Муж оставил без имущества и ушел к другой. Пробовала Любовь отравиться, но, вероятно, испугалась. Приехала в Россию в родное имение, надеясь поправить свое положение. От мужа получила телеграмму, в которой он звал ее вернуться. Воспоминания женщины проходят на фоне музыки еврейского оркестра. Любовь мечтает позвать музыкантов в имение.

Лопахин признается, что живет серо и однообразно. Отец, идиот, бил его палкой, он стал «болваном» с почерком, как у свиньи. Любовь Андреевна предлагает жениться на Варе, Ермолай Алексеевич не против, но это только слова.

К разговору присоединяется Трофимов. Лопахин, посмеиваясь, спрашивает мнение студента о себе. Петр сравнивает его с хищным зверем, съедающим все на своем пути. Разговор идет о гордости, интеллигентности человека. Гаев с пафосом обращается к природе, его красивые слова грубо прерывают, и он замолкает. Проходящий прохожий просит у Вари 30 копеек, девушка испуганно вскрикивает. Любовь Андреевна, не задумываясь, подает золотой. Лопахин предупреждает о скорой продаже вишневого сада. Создается впечатление, что его никто не слышит.

На сцене остаются Аня и Трофимов. Молодые рассуждают о будущем. Трофимов удивляется Варе, которая боится появлению чувств между ним и Анной. Они выше любви, которая может помешать им быть свободными и счастливыми.

Действие третье

В имении идет бал, приглашено множество народа: почтовый чиновник, начальник станции. Разговор идет о лошадях, звериной фигуре Пищика, картах. Бал проходит в день торгов. Гаев получил доверенность от бабушки. Варя надеется, что он сумеет купить дом с переводом долга, любовь Андреевна понимает, что денег на сделку не хватит. Она судорожно ждет брата. Раневская предлагает Варе выйти за Лопахина, та объясняет, что не может сама сделать мужчине предложение. С торгов возвращаются Гаев и Лопахин. В руках у Гаева покупки, на глазах слезы. Он принес еды, но это необычные продукты, а деликатесы: анчоусы и керченские сельди. Любовь Андреевна спрашивает о результатах торгов. Лопахин объявляет, кто купил вишневый сад. Оказывается, что он счастливчик и новый владелец сада. Ермолай рассказывает о себе в третьем лице, он горд и весел. Имение, где его отец, дед были в рабстве, стал его собственностью. Лопахин рассказывает о торгах, как он поднимал цену перед богачом Деригановым, сколько дал сверх долга. Варя бросает ключи посреди комнаты и уходит. Новый хозяин их поднимает, улыбаясь приобретению. Купец требует музыки, оркестр играет. Он не замечает чувств женщин: Любовь Андреевна горько плачет, Аня стоит перед матерью на коленях. Дочь пытается успокоить мать, обещая ей новый сад и тихую радостную жизнь.

Действие четвертое

Мужики приходят попрощаться с хозяевами, которые покидают дом. Любовь Андреевна отдает свой кошелек. Лопахин предлагает выпить, но объясняет, что был занят и купил всего одну бутылку на станции. Он жалеет потраченных денег, целых 8 рублей. Пьет только Яков. На дворе уже октябрь, в доме холодно так же, как и на душе многих присутствующих. Трофимов советует новому хозяину меньше махать руками. Привычка нехорошая, по мнению «ученого» студента. Купец посмеивается, иронизируя о будущих лекциях Петра. Он предлагает денег, но Петр отказывается. Лопахин опять напоминает о своем мужицком происхождении, но Трофимов говорит, что его отец был аптекарем, и это ничего не значит. Он обещает показать путь к высшему счастью и правде. Лопахин не расстраивается из-за отказа Трофимова взять в долг. Он снова хвастается тем, что много работает. По его мнению, есть часть людей, которые нужны просто для циркуляции в природе, дел от них нет, как и пользы. Все готовятся к отъезду. Анна интересуется, увезли ли Фирса в больницу. Яков перепоручил задание Егору, его больше это не интересует. К нему снова пришла мать, но он не доволен, она выводит его из терпения. Дуняша бросается к нему на шею, но ответных чувств нет. Яша душой уже в Париже, девушку он укоряет в неприличном поведении. Любовь Андреевна прощается с домом, она обводит взглядом знакомые с детства места. Женщина уезжает в Париж, у нее деньги, которые дала бабушка на покупку имения, их немного и хватит ненадолго.

Гаев устроился в банке за 6 тысяч в год. Лопахин сомневается в его трудолюбии и возможности задержаться на банковской службе.

Анна довольна изменениями в жизни. Она будет готовиться к экзаменам в гимназию. Девушка надеется на скорую встречу с матерью, они будут читать книги и познавать новый духовный мир.

В доме появляется Пищик, все боятся, что он опять будет просить деньги, но все происходит наоборот: Пищик возвращает часть долга Лопахину и Раневской. У него более счастливая судьба, не зря он предлагал надеяться на «авось». В его имении нашли белую глину, которая принесла ему доход.
Любовь Андреевна заботится (на словах) о двух вещах: больной Фирс и Варя. О старом слуге ей говорят, что Яков отправил старика в больницу. Вторая печаль – приемная дочь, которую она мечтает выдать замуж за Лопахина. Мать зовет девушку, Ермолай обещает покончить с желанным для Раневской предложением. Варя появляется в комнате. Жених спрашивает о ее планах, когда узнает, что она уезжает к Рагулиным в экономки, говорит о своем отъезде и быстро уходит из комнаты. Предложение не состоялось. Гаев пытается пафосно проститься с домом и садом, но его грубо обрывают.

Брат и сестра остаются одни в уже чужом доме. Гаев в отчаянии, Любовь Андреевна плачет. Все уезжают.

Фирс подходит к двери, но она оказывается закрытой. Про старого слугу забыли. Он расстраивается, но не о себе, а о господах. Сначала он хочет посидеть, затем полежать. Силы покидают Фирса, он ложится неподвижно. В тишине раздается стук топора. Вишневый сад вырубают.

Вишневый сад – это лирическое произведение Антона Павловича Чехова, написанное в 1903 г, за год до его смерти. Пьеса состоит из четырех акт. Весь смысл произведения Чехов вкладывал в его название, в ударение на предпоследний слог, на буковку ё. Ведь именно она говорит о том, что сад предназначен дарить удовольствие своим внешним видом, своим присутствием, а не коммерческим обладанием. Он не приносит денежную выгоду, а демонстрирует прелесть своей необычной цветущей белизны и прошлой утонченной дворянской жизни. Сад способен жить только для удовлетворения прихоти избалованных эстетов, а не для зарабатывания денег именно поэтому его надо уничтожить, так как этого требует развитие экономики и жизненная необходимость.

Действие первое

Все происходит в усадьбе, чья хозяйка Любовь Андреевна Раневская. Великолепный сад, окружающий дом, ожидает участь быть проданным за долги, которые совершила хозяйка во время жизни за границей, в течение нескольких лет, после постигших ее череды несчастий. Любовь Андреевну, приехавшую с дочерью Аней, встречают на вокзале, брат Раневской Леонид Андреевич Гаев и Варя, ее приемная дочь.

В усадьбе Любовь Андреевну ожидают еще действующие лица – это купец Лопахин – давний друг и хороший знакомый, Дуняша – горничная, несколько позднее приезжает конторщик Епиходов, его за способность попадать в различные передряги все называют «тридцать три несчастья». Гостеприимный дом постепенно наполняется приезжающими гостями, кругом царит радостное возбуждение, все оживленно разговаривают о своих проблемах, спорят, перебивают друг друга.

Лопахин напомнил Любовь Андреевне о том, что в скором времени имение ожидает продажа с торгов, и чтобы избежать этого, необходимо разбить всю землю на несколько участков и ее необходимо предложить для аренды дачникам. С горечью узнает Раневская, некогда «милого студентика» Петю Трофимова, когда-то учившего ее утонувшего сына, к сожалению метаморфоза, произошедшая с ним не радует он превратился в «вечного студента». Гаев вместе с Варей придумывают проекты о том, где раздобыть денег, на то чтобы расплатиться с долгами. Наконец, слуга Фирс провожает Гаева отдыхать. Родная дочь Раневской Аня воодушевилась тем, что Леонид Андреевич сможет выручить имение.

Действие второе

Приехавший на следующий день Лопахин вновь продолжает уговоры Раневской о разделе земли. Но легкомысленные Раневская и Гаев снова игнорируют предложение Лопахина и говорят о чем-то совсем незначащем, пораженный Лопахин делает попытку оставить их, но остается по настоянию Раневской. Появляются Аня, Трофимов и Варя, все дружно философствуют, Петя ругает интеллигенцию. Все перебивают друг друга, со стороны беседа напоминает бесполезный гвалт. Посмотрев на этот разговор легко понять, что присутствующие совершенно не умеют и не желают выслушать другого человека. Наконец-то все разошлись и Аня и Трофимов могут свободно поговорить друг с другом.

Действие третье

Начались торги, в этот день, совершенно некстати, Раневская запланировала проведение бала, Любовь Андреевна с тревогой ожидает, когда вернется Гаев с деньгами, которые дала тетушка в Ярославле. Но этих денег мало только 15000, и чтобы расплатиться с долгами, не хватит. Петя старается успокоить Раневскую, убеждая, что с садом все кончено, и если смотреть правде в глаза, то он не так уж и нужен. Но Любовь Андреевна не видит смысла жизни без сада.

Каждый день она получает весточки из Парижа и теперь уже не рвет их, как раньше. Оставивший ее без средств, любовник снова зовет к себе. Раневская и Трофимов ругаются, потом мирятся. Пришли Лопахин и Гаев. Лопахин на высоте, бывший сын крепостного стал владельцем сада, заплатив за него огромные деньги. И теперь сад вырубят, Ермолай Лопахин «хватит топором по вишневому саду». Аня безуспешно утешает мать, говоря, что появится еще один сад, еще лучше, и впереди их ждет «тихая и глубокая радость».

Действие четвертое

Дом опустел. Лопахин хочет уехать в Харьков, Петя Трофимов планирует ехать в Москву, оба они язвят по поводу друг друга. Лопахин хочет помочь Трофимову деньгами, но проклятая гордость не дает Пете их взять. Раневская и Гаев неожиданно повеселели. С продажей вишневого сада ушли тревоги и заботы, Любовь Андреевна уже запланировала, как она будет жить в Париже на полученные от тетки деньги. Аня счастлива тем, что наконец-то она сможет окончить обучение в гимназии. Внезапно приходит Симеонов-Пищик, он спешит раздать свои долги, так как на его земле найдена белая глина, и для него открыты блестящие перспективы.

Все определись со своей будущей жизнью. Гаев определил себя в банковские чиновники. Лопахин должен найти для Шарлоты место. Епидохова нанимает Лопахин управлять своей землей. Варвара будет служить у Рагулиных экономкой, хотя Варе и нравится Лопахин, она ожидает от него первых действий, а тот сбегает под каким-то благовидным предлогом. Больного Фирса необходимо отправить на излечение в больницу. Наконец, все стихло, все уехали. И лишь старый слуга остается в доме, про него просто забыли. Он ложится и умирает. За сценой слышен звук лопнувшей гитарной струны, а потом удары топоров.

Актуальность произведения

Вишневый сад – это особое произведение, она и в настоящее время вызывает сильный всплеск чувств, аналогий и нового понимания исторических процессов в русской истории. Последнее, самое историческое произведение Чехова и поистине пророческое, описывающее определенный момент российской жизни. Произведение актуальное во все времена.

Действие происходит в имении Любови Андреевны Раневской.

Действие первое

Раннее майское утро. Цветут вишневые деревья.

Купец Ермолай Алексеевич Лопахин нарочно приехал в имение Раневской, чтобы встретить поезд, на котором она с дочерью прибывает из-за границы, где прожила пять лет. Приехал - и заснул сидя. Поезд опоздал на два часа. О Раневской Лопахин говорит с нежностью: «Хороший она человек. Легкий, простой человек». Отец Лопахина был простой грубый мужик, а про самого себя он говорит, что мужиком был - мужиком и остался. Вот только разбогател.

По дому слоняется конторщик Епиходов и жалуется: «Каждый день случается со мной какая-нибудь неприятность...»

Горничная Дуняша (одета и причесана, как барышня) между делом сообщает купцу, что Епиходов сделал ей предложение. «Человек он смирный, а только иной раз начнет говорить - ничего не поймешь... Человек он несчастливый... Его так и дразнят к нас: невезучий - его так и дразнят: «двадцать два несчастья», - вздыхает Дуняша.

Со станции прибывают Раневская и ее семнадцатилетняя дочь Аня с гувернанткой Шарлоттой Ивановной. С ними входят и встречавшие: брат Любови Андреевны Гаев, ее приемная дочь Варя двадцати четырех лет и сосед-помещик Симеонов-Пищик.

Из беседы Ани и Вари выясняется, что Аня не все пять лет жила с матерью в Париже. Варя отправила ее в сопровождении Шарлотты (нельзя же в семнадцать лет ехать одной!) к матери в Париж.

Аня: Мама живет на пятом этаже, прихожу к ней, у нее какие-то французы, дамы, старый патер с книжкой, и накурено, неуютно. Мне вдруг стало так жаль мамы, так жаль, я обняла ее голову, сжала руками и не могу выпустить. Мама потом все ласкалась, плакала...

Дачу свою около Ментоны она давно уже продала, у нее не осталось ничего.

Раневская не хочет понимать, что она - не богачка, что нужно экономить. В вокзальных ресторанах заказывает самое дорогое, швыряет лакеям на чай по рублю. Наглый ее лакей Яша тоже требует себе порцию.

У Вари дела плохи, проценты за огромный долг Раневской заплатить не удалось - и в августе будут продавать имение.

Аня надеется, что Лопахин сделает Варе предложение, но надежды напрасны. Варя возится целый день по хозяйству и все мечтает выдать сестру замуж за богатого человека, а сама хочет уйти в монастырь.

Заметно, что сестры очень любят друг друга.

В бане ночует студент Петя Трофимов - бывший репетитор утонувшего в семь лет сына Раневской Гриши.

Заботится о кофе для хозяйки дряхлый лакей Фирс. Раневская растрогана: «Мне хочется прыгать, размахивать руками. А вдруг я сплю! Видит бог, я люблю родину, люблю нежно, я не могла смотреть из вагона, все плакала... Шкафик мой родной... (Целует шкаф.) Столик мой...»

Гаев. А без тебя тут няня умерла.

Любовь Андреевна (садится и пьет кофе). Да, царство небесное. Мне писали.

Лопахин говорит, что Раневская сделала ему много добра, он любит ее, «как родную, больше, чем родную», и он хочет сделать для нее что-нибудь хорошее.

Он выдвигает свой проект спасения имения от долгов: нужно разделить сад на дачные участки и сдавать в аренду. Это обеспечит Раневской как минимум двадцать пять тысяч годового дохода. Правда, придется снести старые постройки, в том числе и сам ветхий дом, и вырубить вишневый сад.

Любовь Андреевна с жаром возражает. Против и ее брат: и в «Энциклопедическом словаре» упоминается этот сад.

Лопахин говорит, что сад выродился, что на участках дачники могут заняться сельским хозяйством, «и тогда ваш вишневый сад станет счастливым, богатым, роскошным...»

Но ни Раневская, ни ее брат (он постоянно и бессмысленно пересыпает свою речь бильярдными терминами: «От шара направо в угол! Желтого в середину!») не желают слушать разумных речей купца.

Гаев произносит речь, посвященную столетию стоящего в комнате книжного шкафа:

«Дорогой, многоуважаемый шкаф! Приветствую твое существование, которое вот уже больше ста лет было направлено к светлым идеалам добра и справедливости; твой молчаливый призыв к плодотворной работе не ослабевал в течение ста лет...

Раневская глядит в окно на сад:

«О мое детство, чистота моя! В этой детской я спала, глядела отсюда на сад, счастье просыпалось вместе со мною... О сад мой! После темной ненастной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья, ангелы небесные не покинули тебя... Если бы снять с груди и плеч моих тяжелый камень, если бы я могла забыть мое прошлое!»

Она уже собирается пойти поспать с дороги, но входит Петя Трофимов - как он говорит, только поздороваться.

Как и предвидела Варя, просившая Петю подождать до завтра, мать при виде студента вспоминает утонувшего сына и тихо плачет. После она упрекает Петю: «Отчего вы так подурнели? Отчего постарели?»

Трофимов. «Меня в вагоне одна баба назвала так: облезлый барин».

Варя говорит лакею Яше, что в людской уже два дня сидит его пришедшая из деревни мать. Хочет повидаться с сыном. Яша отмахивается: «Очень нужно! Могла бы и завтра прийти...»

Пищик просит у Раневской взаймы, она велит брату дать просящему денег.

Гаев. Сестра не отвыкла еще сорить деньгами... Хорошо бы... попытать счастья у тетушки-графини. Тетка ведь очень, очень богата... нас она не любит. Сестра, во-первых, вышла... не за дворянина и вела себя нельзя сказать, чтобы очень добродетельно. Она хорошая, добрая, славная, я ее очень люблю, но, как там ни придумывай смягчающие обстоятельства, все же, надо сознаться, она порочна. Это чувствуется в ее малейшем движении.

Аня, случайно услышав эти слова, просит дядю, чтобы он уж лучше молчал.

Смущенный Гаев обещает изыскать все средства для того, чтобы имение не было продано: занять денег под векселя, поехать в Ярославль к бабушке-графине... «Всем существом моим клянусь!»

Аня верит дяде, покой возвращается к ней.

Действие второе

Поле недалеко от дома. Вечер. Солнце садится. Шарлотта, Яша и Дуняша сидят на скамье. Епиходов стоит, играет на гитаре.

Шарлотта. У меня нет настоящего паспорта, я не знаю, сколько мне лет, и мне все кажется, что я молоденькая. Когда я была маленькой девочкой, то мой отец и мамаша ездили по ярмаркам и давали представления, очень хорошие. А я прыгала сальто-мортале и разные штучки... Я выросла, потом пошла в гувернантки. А откуда я и кто я - не знаю. Кто мои родители, может, они и не венчались... не знаю. (,Достает из кармана огурец и ест). Так хочется поговорить, а не с кем... Никого у меня нет.

Епиходов тоже жалуется, что не знает, «жить ему или застрелиться», и даже показывает револьвер. Его гложет тоска - Дуняша не ответила согласием на его предложение. Она, по ее собственному признанию, «страстно полюбила» лакея Яшу.

Тот зевает: «По-моему, так: ежели девушка кого любит, то она, значит, безнравственная...»

На смену предыдущей группе являются Раневская с братом и Лопахин. Любовь Андреевна заглядывает в кошелек. Удивляется, что осталось так мало денег - и куда они подевались, непонятно. Тут же рассыпает оставшиеся золотые...

Лопахин опять внушает ей, что нужно срочно отдать сад в аренду; Иначе имение будет продано с аукциона за долги! Никакая ярославская тетушка спасти Раневскую не может -столько денег, сколько нужно, она все равно не даст.

Раневская вяло возражает, что «дачи и дачники - это так пошло».

Лопахин. «Таких легкомысленных людей, таких неделовых, странных я еще не встречал. Вам говорят... а вы точно не понимаете...»

Любовь Андреевна не готова решиться на действие, она предпочитает перебирать свои грехи:

Я всегда сорила деньгами без удержу, как сумасшедшая, и вышла замуж за человека, который делал одни только долги. Муж мой умер от шампанского, - он страшно пил, и, на несчастье, я полюбила другого...

Утонул сын Гриша, и Раневская уехала за границу, оставив дочь, «чтобы никогда не видеть этой реки».

Любовь Андреевна купила во Франции дачу, ее любовник приехал туда и заболел. Она ухаживала за ним три года, больной был груб и капризен, совсем измучил ее - «душа моя высохла».

Дачу продали за долги, пришлось переехать в Париж в бедную квартирку. Любовник Раневскую бросил, ушел к другой, она пробовала отравиться...

И вот вернулась в Россию, к своей девочке...

Теперь получила телеграмму из Парижа: он просит прощения, умоляет вернуться.

Тут как раз к скамье подходят Варя, Аня и Трофимов. Лопахин подшучивает над Трофимовым: «Ему пятьдесят лет скоро, а он все еще студент».

На самом деле Трофимову около тридцати. Он философствует о гордом человеке, о необходимости работать, о предназначении интеллигенции, которая только себя так называет... А на самом деле «интеллигенты» ничего серьезного не читают, мужикам говорят «ты», «о науках только говорят, в искусстве понимают мало...».

Лопахин противопоставляет сетованиям вечного студента свой взгляд - купец встает в пятом часу утра, работает до вечера. Видит, как много вокруг непорядочных людей, особенно если дело пахнет деньгами. Он думает: «Господи, ты дал нам громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты, и, живя Тут, мы сами должны бы по-настоящему быть великанами...»

Заботливый Фирс приносит Гаеву пальто - становится прохладно.

Уходят все, кроме Трофимова и Ани.

Студент посмеивается над Варей - старшая сестра «боится, а вдруг мы полюбим друг друга... Она своей узкой головой не может понять, что мы выше любви... Мы идем неудержимо к той яркой звезде, которая горит там вдали! Вперед! Не отставай, друзья!»

Трофимов говорит, что дворянство во искупление грехов перед прошлым крепостничеством должно упорно трудиться. Не философствовать, не водку пить, а трудиться!

Он уговаривает Аню бросить дом и уйти, чтобы быть свободной, как ветер!

Наивная молоденькая девушка в восторге от этих призывов.

Аня! Аня!

Действие третье

Вечер в гостиной Раневской. Играет еврейский оркестр. Танцуют. Шарлотта показывает фокусы. Дата: двадцать второе августа - день торгов.

Ждут Гаева с известием. Ярославская бабушка прислала пятнадцать тысяч, чтобы купить имение на ее имя, но этих денег не хватит даже на выплату процентов. Однако Раневская надеется на какое-то чудо.

В нервном ожидании она-затевает разговор с Петей Трофимовым. Петя заявляет теперь уже ей, что он «выше любви». Он замечает, что Раневская опять подумывает о поездке в Париж, к тому ужасному человеку, что обобрал ее. Раневская обижена и рассержена:

Надо быть мужчиной, в ваши годы надо понимать тех, кто любит! И надо самому любить... Надо влюбляться! И у вас нет чистоты, а вы просто чистюлька, смешйой чудак, урод... Вы недотепа! В ваши годы не иметь любовницы!

Петя заявляет:^ «Между нами все кончено!» Убегает, падает с лестницы.

Раневская.

Какой чудак этот Петя...

Она просит прощения: «Ну, чистая душа... Пойдемте танцевать!»

И Трофимов с Раневской танцуют.

Фирс жалуется Яше на нездоровье, Яша равнодушно отвечает:

Надоел ты, дед. Хоть бы ты поскорее подох.

Яша просит Любовь Андреевну, если она опять поедет в Париж, забрать его с собой. Ему здесь оставаться невозможно: «народ необразованный» и на кухне плохо кормят, «а тут еще Фирс этот ходит, бормочет разные неподходящие слова...»

Является Гаев со слезами: «Имение продано!» Кто купил?

Я купил. Вишневый сад теперь мой! Мой!

Его переполняет радость: он, Ермолай, который мальчишкой по снегу босиком бегал, купил имение, где его отца и деда даже на кухню не пускали... Музыка, играй!

Спохватившись, купец высказывает свое сочувствие Раневской, желает, чтобы ее «нескладная несчастливая жизнь» как-нибудь переменилась. Аня пытается утешить плачущую мать:

Вишневый сад продан, его уже нет, это правда, правда, но не плачь, мама, у тебя осталась твоя хорошая чистая душа... Мы насадим новый сад, роскошнее этого, ты увидишь его, поймешь, и радость, тихая, глубокая радость опустится на твою душу, как солнце в вечерний час, и ты улыбнешься, мама!

Действие четвертое

Обстановка такая же, как в первом акте. Только занавеси сняты, нет картин. В глубине сцены сложены чемоданы и дорожные узлы. Яша держит поднос со стаканчиками, наполненными шампанским.

Приходят прощаться мужики. Любовь Андреевна отдает им свой кошелек. Слышны укоры Гаева: «Так нельзя, Люба! Так нельзя!»

Лопахин предлагает выпить шампанского. Возникает неловкая пауза. Пьет только Яша.

Пора на станцию.

Лопахин собирается в Харьков - с семейством Раневской он «замучился без дела». Трофимов едет в Москву, как всегда опаздывая к началу занятий. Лопахин сначала подшучивает, по своей давней привычке, над «вечным студентом», а потом предлагает ему денег на дорогу. Студент гордо отказывается:

Дай мне хоть двести тысяч, не возьму. Я свободный человек. И все, что так высоко и дорого цените вы все, богатые и нищие, не имеет надо мной ни малейшей власти... Человечество идет к высшей правде, к высшему счастью, какое только возможно на земле, и я в первых рядах!

Лопахин. Дойдешь?

Трофимов. Дойду. Дойду или укажу путь другим, как дойти.

Слышно, как вдали стучат топором по дереву.

Раневская просит, чтобы пока она не уехала, не рубили сада.

Фирса было решено отправить в больницу. Аня спрашивает у Яши, сделано ли. Яша отмахивается, - должно быть, сделано. Высокомерный лакей отказывается проститься с матерью и рекомендует плачущей. Дуняше вести себя прилично - тогда и плакать не придется. Яша мыслями уже весь в Париже - насмотрелся на невежество, хватит!

Раневская собирается жить во Франции на те деньги, что прислала ярославская бабушка. Конечно, денег хватит ненадолго. Аня собирается выдержать экзамен в гимназии, начать работать и помогать маме. Шарлотту бросают без средств к существованию. Однако Лопахин обещает найти ей место. Любовь Андреевна пытается в последний раз сосватать Варю за Лопахина, но из их разговора ничего не получается. Варя нанялась в экономки в богатое имение. Она привыкла работать.

ЛюбовьАндреевна. О мой милый, мой нежный, прекрасный сад! Моя жизнь, моя молодость, счастье мое, прощай! Прощай!..

Слышно, как на ключ запирают все двери. Экипажи отходят.

В запертом доме остается всеми забытый дряхлый, больной Фирс - никто его в больницу не отправил. Он по привычке беспокоится, что хозяин не надел шубу - в пальто поехал. Обессилевший старик ложится и лежит неподвижно.

Слышно, как стучат топором по дереву.

На фоне Пушкина и Лермонтова другие российские поэты первой трети девятнадцатого столетия буквально теряются, очень сильно заслоняются. Между тем они, хотя и не достигли столь больших высот, тоже по-своему примечательны.

Батюшков Константин Николаевич – краткая биография

Вот, например, Константин Батюшков занимает не последнее место в отечественной культуре. Его биография типична для поэтов «переходного» периода – конца восемнадцатого и начала девятнадцатого века. Батюшков родился в конце весны 1787 года, в Вологде. Обучался в петербургских пансионах, где основное внимание уделяли преподаванию иностранных языков.

В 1802 году будущий поэт становится работников министерства просвещения, изучает философию и входит в состав литературного общества, что тогда было очень модным. Через пять лет Батюшков добровольно отправляется в действующую армию (сражаться в Пруссии с наполеоновскими войсками). Там он получает тяжёлое ранение, но несмотря на это идёт добровольцем уже на войну со Швецией. После этого уходит в отставку, поселяется в Новгородской губернии. Именно тогда начинается его литературный путь.

Роль Батюшкова в развитии русской поэзии

Болезнь не позволила Константину Николаевичу сражаться в 1812 году, но его переживание окружающих событий нашло полное выражение в творчестве. Через два года в творчестве Батюшкова начинается кратковременный кризис. От сатиры оно избавляется, становится во всё большей мере психологическим. В 1817 году выходит сборник «Опыты в стихах и прозе», который получает высокую оценку. Вскоре Батюшков становится дипломатическим чиновником в Италии. Но психика его оказалась очень деформированной, в 1821 году возникла настоящая мания преследования, избавиться от которой так и не получилось.

Таким образом, лишь короткое время Батюшков успел посвятить художественному творчеству. Между тем, это не помешало ему достичь немалых успехов. В частности – стать неформальным лидером анакреотического направления в лирической поэзии.

Батюшков и его стихотворение «К другу» — история создания

Душевный надлом поэта в середине 1810-х годов не был чисто психологическим. Прежде всего, случилось разочарование в мировоззрении эпохи Просвещения, переход к религиозным принципам. Батюшков всё время переезжает. Тональность произведений 1814 – 1817 годов становится всё более пессимистической. В чём же дело?

После 1812 года поэзия Батюшкова приобретает отчётливые черты консервативного романтизма. Всё больше в ней становится мотивов запустения по сравнению с прошлым. «К другу» буквально пропитано осознанием непрочности земного бытия и стремлением «духовно взлететь в горний мир».

Константин Николаевич Батюшков происходил из старинного дворянского рода Батюшковых. Он был пятым ребёнком и первым сыном. Его отец, Николай Львович Батюшков, - человек просвещённый, но неуравновешенный, с юности уязвлённый незаслуженной опалой, постигшей его в связи с делом его дяди, Ильи Андреевича, который был уличён в составлении заговора против Екатерины II. Мать, Александра Григорьевна (урождённая Бердяева), заболела, когда сыну исполнилось 6 лет; вскоре, в 1795 году, она умерла и была похоронена на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. Её душевная болезнь по наследству перешла к Батюшкову и его старшей сестре Александре.

Годы своего детства провёл в родовом имении - селе Даниловское. Образование его, после смерти матери, прошло в петербургских пансионах О. П. Жакино (с 1797) и И. А. Триполи (с 1801). На шестнадцатом году жизни (1802) Батюшков оставил пансион и занялся чтением русской и французской литературы. В это время он под влиянием своего двоюродного дяди, Михаила Никитича Муравьёва, в совершенстве изучил латинский язык и занялся изучением литературы древнего классического мира; стал поклонником Тибулла и Горация , которым он подражал в первых своих произведениях. В Петербурге Батюшков познакомился с представителями тогдашнего литературного мира: Г. Р. Державиным , Н. А. Львовым, В. В. Капнистом, А. Н. Олениным.

М. Н. Муравьёв помог племяннику на первых порах его самостоятельной жизни: в 1802 году Батюшков был определён на службу в министерстве народного просвещения, в конце 1804 - начале 1805 года служил письмоводителем в канцелярии Муравьёва по московскому университету. В это время Батюшков сблизился с некоторыми из своих сослуживцев, которые примыкали к карамзинскому направлению и основали «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств». Особенно близко он подружился с И. П. Пнином и Н. И. Гнедичем. Вращаясь в их кругу, Батюшков и сам начал пробовать свои силы в литературе и писать стихи. В 1805 году в журнале «Новости русской литературы» появилось стихотворение «Послание к стихам моим» - первое выступление К. Н. Батюшкова в печати.

В 1807 году Батюшков, несмотря на запрет отца, записался в народное ополчение, был назначен, 22 февраля, сотенным начальником в Петербургском милиционном батальоне и в начале марта выступил в Пруссию. С мая участвовал в боевых действиях; 29 мая был ранен в битве под Гейльсбергом (за неё награждён орденом Св. Анны 3-й степени) и отправлен на лечение в Ригу, а затем в родное село Даниловское. Во время похода им написано несколько стихотворений и начат перевод поэмы Тасса «Освобождённый Иерусалим». Во время двухмесячного лечения в Риге он влюбился в дочь местного купца Мюгеля, Эмилию; продолжения роман не имел, остались лишь два стихотворения Батюшкова - «Выздоровление» и «Воспоминания 1807 года».

В 1808 году Батюшков вернулся к действительной службе и в составе гвардейского егерского полка принял участие в войне со Швецией, по окончании которой он взял длительный отпуск и поехал к родным незамужним сёстрам, Варваре и Александре, - в село Хантаново Новгородской губернии. В это время уже начало проявляться материнское наследство: его впечатлительность стала доходить до галлюцинаций необыкновенной яркости, в одном из писем Гнедичу он писал: «если я проживу еще лет десять, то наверное сойду с ума».

В конце 1809 года, 25 декабря, Батюшков, по приглашению Е. Ф. Муравьёвой приехал в Москву. Батюшков встретился здесь с А. Ф. Воейковым, В. Л. Пушкиным, П. А. Вяземским, - с двумя последними он сошёлся наиболее близко. Тогда же познакомился он и с В. А. Жуковским. В это же время состоялось знакомство Батюшкова с Н. М. Карамзиным, часто бывавшим в семействе Е. Ф. Муравьевой. Карамзин быстро оценил достоинства К. Н. Батюшкова, который вскоре сделался постоянным посетителем его дома. Летом 1810 года по приглашению Карамзиных Батюшков провёл три недели в подмосковной усадьбе Вяземских - Остафьево.

В мае 1810 года Батюшков получил отставку из полка. В 1810-1811 годы прошли для него отчасти в Москве, где он приятно проводил время, отчасти в Хантанове. В деревне он скучал и рвался в город: впечатлительность его стала почти болезненной, всё больше и больше овладевала им хандра и предчувствие будущего сумасшествия.

В начале 1812 года Батюшков, вняв увещаниям Гнедича, отправился в Петербург и при помощи А. Н. Оленина поступил на службу в Публичную библиотеку помощником хранителя манускриптов. Сослуживцами Батюшкова по Публичной библиотеке были Н. И. Гнедич и И. А. Крылов , С. С. Уваров, А. И. Ермолаев. В это время он познакомился с М. В. Милоновым, П. А. Никольским, М. Е. Лобановым, П. С. Яковлевым и Н. И. Гречем; сблизился с И. И. Дмитриевым, А. И. Тургеневым, Д. Н. Блудовым и Д. В. Дашковым.

Начавшаяся Отечественная война 1812 года усилила в душе поэта патриотическое чувство. Он желает пойти на войну, но болезнь и необходимость проводить Е. Ф. Муравьёву с детьми в Нижний Новгород задержала осуществление этого намерения. Из Нижнего Новгорода Батюшков возвратился в Москву после ухода из неё французов. Во время его приезда в Петербург в конце 1812 года сердце его вторично было затронуто любовью. Он влюбился в молодую девушку Анну Фёдоровну Фурман (1791-1850), воспитывавшуюся в доме Олениных.

29 марта 1813 года Батюшков был зачислен в чине штабс-капитана в Рыльский пехотный полк адъютантом при генерале А. Н. Бахметеве; но из-за увечья Бахметеву не разрешили вернуться в действующую армию, и Батюшков лишь в конце июля выехал в Дрезден, в главную квартиру действующей армии. В качестве адъютанта генерала Раевского он прошёл путь до Парижа. В битве под Лейпцигом был убит друг Батюшкова И. А. Петин, которому он посвятил несколько стихотворений, из которых «Тень друга» считается едва ли не самым лучшим произведением поэта. За участие в этом сражении Батюшков получил орден Св. Анны 2-й степени. По окончании кампании К. H. Батюшков, в награду за свою службу, был переведен штабс-капитаном в Измайловский полк, но оставлен в прежнем звании адъютанта Бахметева. В 1814 году через Англию, Швецию и Финляндию он вернулся в Петербург.

Не встретив полного и горячего ответа на свою любовь, Батюшков заболел, в начале 1815 года, тяжёлым нервным расстройством, продолжавшимся несколько месяцев. Годом позже он объяснил Е. Ф. Муравьёвой причину своего отказа от брака: «Не иметь отвращения и любить - большая разница. Кто любит, тот горд», а А. Ф. Фурман готова была идти замуж не по взаимному чувству, а по воле опекунов.

К неудавшейся попытке жениться присоединился затянувшийся перевод в гвардию, которого он ожидал некоторое время в Каменце-Подольском, при штабе А. Н. Бахметева. В 1817 году расстройство личных отношений с отцом дополнилось смертью последнего. Теперь в Батюшкове стало постепенно пробуждаться религиозное настроение; только в религии видел он помощь для борьбы с пылкою страстью, овладевшей всем его существом; он начал уже говорить, что «человек есть странник на земле», что «гроб - его жилище на век», что «одна святая вера» может напомнить человеку о его высоком назначении. В тяжёлые минуты сомнений Батюшков обратился к Жуковскому, ища его совета, чем наполнить ему свою душевную пустоту и как принести пользу обществу. И Жуковский постоянно ободрял его в своих письмах, уговаривал и настойчиво побуждал трудиться, говорил ему о нравственном значении поэтического творчества, поднимая упавший дух своего друга. В конце 1815 года он уже уведомлял Жуковского о своих новых произведениях, говоря, что только в творчестве он находит некоторое утешение от душевной тоски; его невыразимо потянуло к друзьям и, подав перед новым 1816 годом в отставку, которую получил в апреле, Батюшков отправился в Москву. В это время он относительно много писал: за год он написал двенадцать стихотворных и восемь прозаических произведений и начал даже готовить издание собрания своих сочинений, вышедшее в октябре 1817 года под названием «Опыты в стихах и прозе».

Ещё в 1815 году Батюшков был заочно выбран членом литературного общества «Арзамас» и получил имя «Ахилл», но только 27 августа 1817 года он впервые попал на его заседание.

Весной 1818 года Батюшков отправился на юг, в Одессу, поправлять своё здоровье. В Одессе Батюшков поселился у знакомого ему графа К. Ф. Сен-При - херсонского губернатора. Здесь его настигло письмо А. И. Тургенева, который выхлопотал для Батюшкова место при дипломатической миссии в Неаполе. Однако теперь, когда исполнялась заветная мечта побывать в Италии, Батюшков отнесся к извещению Тургенева холодно; чувство разочарования жизнью снова проснулось в его душе: «Я знаю Италию, не побывав в ней… Там не найду счастия: его нигде нет; уверен даже, что буду грустить о снегах родины и о людях мне драгоценных».

В конце ноября 1818 года он покинул Санкт-Петербург и в начале 1819 года был уже в Венеции. Италия произвела на Батюшкова сильное впечатление. Важной для него была встреча с русскими художниками, в числе которых были Сильвестр Щедрин и Орест Кипренский, жившие в то время в Риме. Однако вскоре пришли тоска по России, вернулось подавленное настроение духа; к этому присоединились еще служебные неприятности. Получив весной 1821 года отпуск для лечения, Батюшков уехал на воды в Германию. В 1821 году его душевная болезнь, имевшая наследственный характер, не проявлялась ещё резко, но уже сказывалась в поведении поэта. Бестактная публикация в журнале «Сын отечества» П. А. Плетневым анонимного стихотворения «Б…ов из Рима» способствовало ухудшению состояния его психики, - у Батюшкова появились подозрения, что его преследуют какие-то тайные враги. Зиму 1821-1822 года он провёл в Дрездене; здесь было написано последнее, считающееся исследователями его творчества одним из лучших стихотворений - «Завещание Мельхиседека». В 1822 году болезнь обострилась; весной Батюшков на короткое время появился в Петербурге, затем уехал на Кавказ и в Крым, где его сумасшествие проявилось уже в самых трагических формах: в Симферополе он неоднократно покушался на самоубийство. В 1823 году Батюшкова привезли в Петербург, где его приняла на своё попечение Е. Ф. Муравьева, а в следующем 1824 году на средства, пожалованные императором Александром I, его отвезли в частное психиатрическое заведение Зонненштайн в Саксонии. Там он провёл четыре года без всякой, однако, для себя пользы; и его было решено вернуть в Россию. В Москве острые припадки почти прекратились, и безумие его приняло тихое, спокойное течение. Ещё в 1815 году Батюшков писал Жуковскому о себе следующие слова: «С рождения я имел на душе черное пятно, которое росло с летами и чуть было не зачернило всю душу. Бог и рассудок спасли. Надолго ли - не знаю!»

Пять лет он пробыл в Москве. В 1830 году его посещал А. С. Пушкин , стихотворение которого «Не дай мне Бог сойти с ума», предположительно, навеяно впечатлением от этого визита. В 1833 году Батюшков был уволен в отставку и его поместили в Вологде в доме его племянника Г. А. Гревенса, где он просуществовал до своей смерти ещё 22 года, скончавшись от тифа 7 июля 1855 года. Похоронен в Спасо-Прилуцком монастыре, в пяти верстах от Вологды.

В Вологде установлен памятник (архитектор В. Снегирёв, скульптор В. Клыков).

Творчество

Значение Батюшкова в истории русской литературы и главная заслуга его заключается в том, что он много потрудился над обработкой родной поэтической речи и придал русскому стихотворному языку такую гибкость, упругость и гармонию, каких ещё не знала до тех пор русская поэзия. По мнению Белинского , совершенство пушкинского стиха и богатство поэтических выражений и оборотов было в значительной мере подготовлено трудами Жуковского и Батюшкова. В руках Батюшкова русский язык, действительно, является послушным орудием, и искусство владеть им никому из современников, кроме Крылова, не было доступно в равной с ним мере. Красота и совершенство формы, правильность и чистота языка, художественность стиля составляют главное достоинство стихотворений Батюшкова. Безукоризненность отделки каждого стихотворения составляло постоянную заботу Батюшкова; над каждым словом он работал упорно и мучительно: «Я слишком много переправляю. Этой мой порок или добродетель?»

Батюшков прежде всего старался быть искренним и избегать всего натянутого, надуманного, искусственного. Он понимал, что чем искреннее будет его творчество, тем вернее достигнется высокое, облагораживающее значение поэзии - «живи, как пишешь, и пиши, как живешь». В письме Жуковскому Батюшков писал: «Во всём согласен с тобой насчёт поэзии. Мы смотрим на неё с надлежащей точки, о которой толпа и понятия не имеет. Большая часть людей принимает за поэзию рифмы, а не чувство, слова, а не образы». Г. А. Гуковский отметил, что слово у Батюшкова работает не своими прямыми словарными значениями, но смысловыми ассоциациями.

О стихотворении «Мои пенаты», которые подвели итог первому, довоенному этапу творчества Батюшкова, Пушкин писал: «…дышит каким-то упоеньем роскоши, юности и наслаждения - слог так и трепещет, так и льётся, гармония очаровательна», но указывал на «явное смешение древних обычаев мифологических с обычаями подмосковной деревни». Стихотворения первого периода творчества Батюшкова были проникнуты эпикуреизмом. Вообще, значительное место занимали во всём творчестве Батюшкова переложения греческих авторов; эта работа привлекала его возможностью вступить в состязание в красоте слога с оригинальным автором сюжета. Но жизнерадостный, артистический эпикуреизм классической древности был непонятен русской душе.

Батюшков указывал, что «язык русский, громкий, сильный и выразительный, сохранил еще некоторую суровость и упрямство», однако прочитав его строки «Нрав тихий ангела, дар слова, тонкий вкус / Любви и очи и ланиты», Пушкин восхищается: «Звуки италианские! Что за чудотворец этот Батюшков». Но к этому времени Батюшков уже почти заканчивал свою литературную деятельность. Слишком серьёзные вещи происходили на его глазах в 1812-1814 годах, которые стали годами перелома в душевном настроении Батюшкова. В разрушительности наполеоновского нашествия он усмотрел плоды французского Просвещения, а в испытаниях и торжестве России - её провиденциальную миссию. Беззаботное эпикурейство поменялось на диаметрально противоположное состояние, - этот поворот иногда обозначают как путь от гуманиста-скептика М. Монтеня к христианскому мыслителю Б. Паскалю . «Переход через Рейн», «Тень друга», «На развалинах замка в Швеции» уже не имели ничего общего с весёлыми напевами прежних лет. Современники поражались точности изображения им войны, умению раскрыть её народный характер, дух эпохи, мироощущение русского солдата; «Переход через Рейн» Пушкин назвал «лучшим стихотворением поэта - сильнейшим, и более всех обдуманным». Элегия «Воспоминания» даёт представление о картине печальных ощущений, ещё недавно безгранично-жизнерадостного поэта.

Кроме поэзии, творческое наследие Батюшкова составляют прозаические статьи. Его проза занимает в русской словесности столь же высокое место, как и стихотворения. Главное достоинство прозы Батюшкова - яркий, чистый, благозвучный и образный язык. «Нечто о морали, основанной на философии и религии» (где утверждалось, что не философия - «земная мудрость», а «одна вера созидает мораль незыблемую») показывает в нём глубокое благочестие и истинно христианские чувствования. «О лучших свойствах сердца», «О характере Ломоносова», «О сочинениях Муравьёва» и «Вечер у Кантемира», свидетельствуют о доброте сердца и основательности ума автора, а «Речь о влиянии легкой поэзии на язык» и «Нечто о поэте и поэзии» доказывают изящества его вкуса.

Те же достоинства, которые составляют отличительные черты прозы Батюшкова, то есть чистота, блеск и образность языка - наблюдаются и в письмах Батюшкова к его друзьям, а некоторые из этих писем представляют собою вполне законченные литературные произведения.

В. Г. Белинский, говоря о значении Батюшкова в развитии русской лирики, указывал: «Батюшков много и много способствовал тому, что Пушкин явился таким, каким явился действительно».

Адреса

Адреса в Санкт-Петербурге

  • Лето 1812 года - доходный дом Балабина (Большая Садовая ул., 18);
  • весна 1813 года - дом Баташова (Владимирская ул., 4);
  • май - июль 1813 года - дом Сиверса (Почтамтская ул., 10);
  • конец 1814 - февраль 1815 года - дом Е. Ф. Муравьёвой (наб. реки Фонтанки, 25);
  • 1818 года - дом Е. Ф. Муравьёвой (наб. реки Фонтанки, 25);
  • весна 1822 года - гостиница «Демут» (наб. реки Мойки, 40);
  • май - июнь 1823 года - дом Е. Ф. Муравьёвой (наб. реки Фонтанки, 25);
  • ноябрь 1823 - май 1824 года - доходный дом Имзена (наб. Екатерининского канала, 15).

Адреса в Вологде

  • 1833-1844 - Советский пр., 20 - Дом Соковикова;
  • ул. Батюшкова, 2 - Дом (построен в 1810 году) Г. А. Гревенса, племянника и опекуна К. Н. Батюшкова. Здесь Батюшков прожил в угловой комнате на верхнем (втором) этаже последние 22 года жизни.
  • Усадьба Батюшковых

Библиография

  • Батюшков К. Н. Сочинения / Вступ. ст. Л. А. Озерова; Подг. текста и примечания Н. В. Фридмана. - М.: Гос. изд-во худож. лит-ры, 1955. - 452 с. Тираж 75000 экз.
  • Батюшков К. Н. Полное собрание стихотворений / Вступит. ст., подготовка текста и примечания Н. В. Фридмана. - М., Л.: Сов. писатель, 1964. - 353 с. Тираж 25 000 экз. (Библиотека поэта. Большая серия. Второе издание.)
  • Батюшков К. Н. Сочинения / Вступ. ст. и сост. В. В. Гуры. - Архангельск: Сев-Зап. кн. изд-во, 1979. - 400 с. Тираж 100000 экз.
  • Батюшков К. Н. Избранные сочинения / Сост. А. Л. Зорина и А. М. Пескова; Вступ. ст. А. Л. Зорина; Комм. А. Л. Зорина и О. А. Проскурина. - М.: Правда, 1986. - 528 с. Тираж 500 000 экз.
  • Батюшков К. Н. Стихотворения / Сост., вступ. ст. и примеч. И. О. Шайтанова. - М.: Худож. лит., 1987. - 320 с. Тираж 1 000 000 экз. (Классики и современники. Поэтическая библиотека)
  • Батюшков К. Н. Сочинения в двух томах. Т.1: Опыты в стихах и прозе. Произведения, не вошедшие в «Опыты…»/ Сост., подгот. текста. вступ. статья и коммент. В. А. Кошелева. - М.: Худож. лит., 1989. - 511 с. Тираж 102 000 экз.
  • Батюшков К. Н. Сочинения в двух томах. Т.2: Из записных книжек; Письма. / Сост., подгот. текста, коммент. А. Л. Зорина. - М.: Худож. лит., 1989. - 719 с. Тираж 102 000 экз.