Гражданская война как трагедия. Сочинение: Война как трагедия народа по произведениям о великой отечественной войне. Годовой доход разных групп населения

Гражданская война, по – моему мнению, самая жестокая и кровавая война, ведь в ней сражаются подчас близкие люди, некогда жившие в одной целой, единой стране, веровавшие в одного Бога и придерживавшиеся одних идеалов. Как же происходит так, что родные люди встают по разные стороны баррикад и чем заканчиваются такие войны, мы можем проследить на страницах романа – эпопеи М. А. Шолохова «Тихий Дон».
В своем романе автор рассказывает нам, как жили казаки привольно на Дону: работали на земле, были надежной опорой русским царям, сражались за них и за державу. Семьи их жили своим трудом, в достатке и уважении. Веселую, радостную, полную труда и приятных забот жизнь казаков прерывает революция. И перед людьми встала незнакомая доселе проблема выбора: чью сторону принять, кому верить – красным, обещающим во всем равенство, но отрицающим веру в Господа Бога; или белым, тем, кому служили верой и правдой еще их деды и прадеды. Но нужна ли народу эта революция и война? Зная, какие жертвы нужно будет принести, какие трудности преодолеть, народ, наверное, ответил бы отрицательно. Мне кажется, никакая революционная необходимость не оправдывает всех жертв, сломанных жизней, разрушенных семей. И вот, как пишет Шолохов, «в смертной драке брат идет на брата, сын на отца». Даже Григорий Мелехов, главный герой романа, ранее противившийся кровопролитию, сам легко решает чужую участь. Конечно, первое убийство человека г
лубоко и больно поражает его, заставляет провести немало бессонных ночей, но война делает его жестоким. «Я сам себе страшный стал…В душу ко мне глянь, а там чернота, как в пустом колодезе»,- признается Григорий. Жестокими стали все, даже женщины. Вспомнить хотя бы сцену, когда Дарья Мелехова без раздумий убивает Котлярова, считая его убийцей своего мужа Петра. Однако не все задумываются над тем, ради чего проливается кровь, каков смысл войны. Неужели «на потребу богатым гонят на смерть»? Или же отстаивать права, общие для всех, смысл которых не очень – то понятен народу. Простой казак может только видеть, что война эта становится бессмысленной, ведь нельзя же воевать за тех, кто грабит и убивает, насилует женщин и поджигает дома. А такие случаи были как со стороны белых, так и со стороны красных. «Все они одинаковы…все они – ярмо на шее казачества», - говорит главный герой.
На мой взгляд, главную причину трагедии русского народа, затронувшей буквально каждого в те времена, Шолохов видит в драматизме перехода от старого, веками формировавшегося уклада, к новому строю жизни. Сталкиваются два мира: все, что было раньше неотъемлемой частью жизни людей, основой их существования, внезапно рушится, а новое еще нужно принять и привыкнуть к нему.

    М.А. Шолохова по праву называют летописцем советской эпохи. «Тихий Дон» - роман о казачестве. Центральный образ романа - Григорий Мелехов -обычный казачий парень. Правда, может быть, излишне горячий. В семье Григория, большой и дружной, свято чтят казачьи...

    Если на время отстраниться от исторических событий, то можно отметить, что в основе романа М. А. Шолохова «Тихий Дон» лежит традиционный любовный треугольник. Наталья Мелехова и Аксинья Астахова любят одного и того же казака – Григория Мелехова. Он женат...

    Много произведений написано о насильственной коллективизации и массовом избиении крестьянства. О трагедии российского крестьянина рассказали нам книги С. Залыгина «На Иртыше», «Мужики и бабы» Б. Можаева, «Пара гнедых» В. Тендрякова, «Облава» В. Быкова...

    П.В. Палиевский: «Почти всем нам известно, что в нашей литературе есть писатель мирового значения - М.А. Шолохов. Но мы как-то плохо отдаём себе в этом отчёт, несмотря на достижения критики. Не видно то новое, что внёс Шолохов в литературу, возможно,...

    Роман Михаила Шолохова «Тихий Дон» повествует об одном из наиболее напряженных и богатых событиями пе­риодов в истории нашей страны - времени Первой миро­вой войны, Октябрьской революции и Гражданской войны. В основе сюжета лежит судьба донских казаков,...

Михаила Шолохова всегда волновала судьба народа во время войн и потрясающих сознание революций. Это никак не могло не отразиться на его написанной романе – эпопеи «Тихий Дон», где гражданской войне писатель уделил целый второй том.

Гражданская война, как показывает Шолохов, да и иные страшные войны, сильно меняют человека, его мировоззрение. Невозможно после боевых действий оставаться самим собой. Как прежде уже быть не получиться, ибо война – жуткое и беспощадное событие, из-за которого рушатся судьбы людей. На примере семьи Мелеховых читатели понимают, как трудно переживать резкие перемены в жизни: война, революция, бунт, восстание. Нельзя сразу осознать, к кому примкнуть. От того и Григорий Мелехов мечется от одних к другим, так как не понимает, где есть правда, которая должна спасти мир.

Шолохов мастерски изобразил перемены в человеке на войне. Как говорит автор, боевые действия озлобляют солдата, постоянно испытывают на прочность. Изначально Григорий был добросердечным, милосердным человеком. До войны все шло гладко, царила атмосфера спокойствия. Но после грядущих кровавых событий персонаж понимает, как быстро исчезает такие светлые понятия, как «брат», «семья». Все это быстро забывается, ибо война разделяет людей, заставляет воевать друг против друга.

В результате Шолохов приходит к выводу: война – бессмысленное событие, которое только и делает, что приносит вред. Казаки не знают, за что воевать, разоряются дома, покидаются родные края, умирают родные и близкие люди. Трагизм войны состоит в том, что она слишком сурова и страшна. Она уносит с собой множество ни в чем не повинных жизней. Она разрушает семьи, разбрасывая каждого члена семьи по разные баррикады. Боевые действия, революции – это трагично и бессмысленно. Самым неимоверным фактом является то, что на войне брат идет против брата, забывая о семейных ценностях, о настоящей крепкой любви. Война уничтожает человека изнутри.

Таким образом, о войне говорить можно долго. Шолохову удалось изобразить ужасы войны с помощью ощущений героя – Григория Мелехова. Стоит понимать, что боевые действия, на что бы они не были направлены, как-никак являются бессмысленными, но жестокими. От того и страшно на душе. Поэтому роман актуален и по сей день. Даже больше: он будет и популярен и важен в последующие века! В этом и заслуга Шолохова: он не скрыл правду, а показал истинное влияние войны на человека!

Вариант 2

Гражданская война это всегда большое горе как для страны в целом, так и для каждой отдельно взятой семьи в частности. В своём романе Михаил Александрович Шолохов сумел реалистично отобразить всю трагедию гражданской войны в России 1917-1922 годов на примере донского казачьего поселения и непосредственно семьи Григория Мелехова – главного героя романа.

В начале романа показано ещё мирное довоенное время. Жители станицы живут спокойно, их беспокоят только насущные бытовые проблемы. С началом же Первой Мировой войны, а затем и гражданской войны, всё меняется: разные политические взгляды, разные желания раскалывают жителей станицы. Самое же страшное то, что раскалывались и семьи.

В романе Григорий показан героем, а тот же Михаил Кошевой – подлецом. По сути же, это не так. У Григория Мелехова нет мужского стрежня, на протяжении всего романа он не может определиться, что со своими женщинами – бегает то к Аксиньи, то к Наташе, что в выборе стороны в гражданской войне. Кошевой же с самого начала занимает позицию красных. Да, не всегда его поступки были хорошими, но, как говорится, в любви и на войне все средства хороши.

В начале гражданской войны читателя потрясает сцена гибели Петро с товарищами. Их убили вчерашние приятели, те, с кем они росли с детства – гражданская война раскидала близких людей, ожесточила их, поломала судьбы. Кошевой убил своего друга – брата Григория, брата своей невесты Дуняши. Это страшно, это война. Но Кошевой изначально занял одну сторону и не изменял ей до конца войны. Григорий же бегал то к белым, то красным, в зависимости от того, кто в это время одерживал победы. В романе, конечно, всё это преподнесено несколько иначе, мол, душевные искания главного героя, переосмысление взглядов. Нет! Григорий Мелехов искал место получше, прикрывал свою шкуру.

Закончилось всё закономерно: после окончания гражданской войны Григорий возвращается в родную станицу. В конце он бился за красных. Дома его встретила Дуняша и её муж Михаил Кошевой…. Приняли гостя, посидели за столом в натянутой обстановке. А потом Кошевой увёл Григория. Победили красные, Григорий Мелехов надеялся, что ему не вспомнят службу у белых, но нет, земля-то круглая. Мелехов получил по заслугам. Я не говорю, что Кошевой – человек высоких моральных принципов, нет, но он шёл всю войну, не предавая красных. Да, он мог дать уйти своим бывшим друзьям, мог не убивать их – это на его совести, его крест. По сути, он – герой гражданской войны. Григорий Мелехов – это собирательный образ человека-приспособленца, ни больше, ни меньше.

Сочинение Изображение гражданской войны в романе Тихий дон

Основной темой произведения является изучение и анализ трагического влияния военных событий в стране на судьбы обычных мирных людей, показанное писателем на примере русского донского казачества, а конкретно - семейства Мелиховых.

Главным персонажем романа значится Григорий Мелехов, повествуя о судьбе которого автор иллюстрирует ужасы, разрушения и драмы произошедшей в начале двадцатого века разрушительной гражданской войны, явившейся следствием прихода к власти большевиков.

Семья Мелихова во время войны пытается воздержаться от участия в безжалостной бойне, но оказывается насильно вовлеченной в кровавые сражения. Расколовшееся общество разрушает мирное и спокойное существование казацких семей, длящееся многие годы. Казачество разделяется на две враждующих ненавидящих друг друга стороны, которые по своей сути воюют за одну и ту же идею – возможность безмятежно и мирно жить, работать и растить детей на родной донской земле.

Безысходность описанной в произведении ситуации состоит в том, что война и разруха не только уничтожают человечество вовне, но и вносят противоречия и разлад внутри семейных и дружеских отношений, заставляя любящих людей испытывать друг к другу ненависть, злобу, ярость и приводящих их к братоубийствам.

Воевавший за весь период войны с разных противоборствующих сторон, Григорий оказывается тяжело искалечен не только физически, но морально, разочаровавшись в прежней, и в нынешней власти, потеряв многих родных людей (любимую женщину, родного брата, друзей) и душевно опустошившись.

Рассказывая о судьбе Григория, писатель передает трагические чувства людей, переживших резкие общественные перемены (войны, бунты, революции, восстания) и показывает, как в этих непростых суровых ситуациях стремительно меняются мировоззрение, сознание, характер человека. Бывшие ранее милосердными и добросердечными люди превращаются в оголтелых, кровожадных животных, позабывших о сочувствии, прощении, терпимости и любви. Война уничтожает и сжигает на своем пути не только жизни людей, но и на человеческие судьбы, испытывая их на прочность, поскольку даже оставшись в живых человек не может как прежде оставаться собой. Именно эти чувства и обуревают Григорием, когда он возвращается в родное село.

Писатель описывает страшные события войны, занимая нейтральную позицию и изображает бессмысленность зверских действий со стороны обоих противников (белых и красных), когда жестокость войны убивает человека изнутри, и с грустью признает факт о гибели русского казачества как воинской силы умершей российской империи.

Вариант 4

В романе-эпопее «Тихий Дон» центральное место занимает история Григория Мелехова, однако, так же имеют место и другие важные линии, которые интересны читателю. Одна из таких линий – тема Гражданской войны в жизни простых донских казаков.

Эта война в 1917 году не имела четкой линии фронта. Эта линия пролегала в душах людей, их решениях и поступках, зачастую разделяя семьи, перекрашивая людей в красные и белые цвета.

Согласно автору, труд людей, любовь, способность созидать и свободно жить – есть самое прекрасное и бесценное. Антиподом этому является война – разрушающая, калечащая и наводящая ужас. Никакое зло, по мнению Шолохова, не может быть оправдано даже самой светлой идеей, во имя которой люди отдают свою жизнь. Будущее всегда будет за любовью, милосердием и жизнью, но никогда за смертью, кровью и болью.

Шолохов поднимает самые главные вопросы всей Гражданской войны. Ради чего брат идет на брата? Ради чего сын готов убить собственного отца? Как можно убить человека, с которым ты рос и взрослел? Борьба красных и белых в донских степях полна трагизма и насилия, она бессмысленна и беспощадна. Сцены, показывающие зверства обеих сторон, уравновешивают их. Болью наполнены не только сцены военных действий, но и уничтожение пленных, мародерство и насилие над мирным населением. Вот и Григорий Мелехов, как молодой, но уже повидавший войну казак, не может окончательно определиться, с кем быть. И с одной, и с другой стороны находятся люди, желающие работать на земле, растить детей, строить новый мир, что делает его решение крайне тяжелым.

Во время войны вся семья Григория всячески пыталась избежать участия в этой кровавой бойне, но были силой вовлечены в нее. Разруха и раскол общества разрушают старый казачий уклад, который формировался сотни лет. Трагична судьба не только самого Григория, но и матери – Ильиничны, потерявшей сына, мужа, обеих невесток. В душе она чувствует, что и у Григория нет будущего. Жизнь Григория – последовательность трат, боли утрат, мучений и отсутствие надежды на светлое будущее. Необычайно трагичен момент, когда она прощает убийцу своего родного сына – Кошевого.

Несмотря на политику партии и то, что сам Шолохов воевал на стороне красных, роман написан не однобоко. Автор занимает нейтральную позицию и смотрит на войну глазами обеих враждующих сторон. Он набирается смелости и признает, что большевиками были разбиты крепкие трудолюбивые семьи, сломлено и растоптано казачество – воинская сила умершей империи. Гражданская война является прологом огромной трагедии, которая случится со страной за ближайшие три десятка лет.

Гражданская война. Это незабываемые страницы нашего прошлого, когда произошло столкновение различных политических сил, социальных групп, отдельных личностей. Речь шла не о том, какая из противоборствующих сил будет победителем, а какая побеждённой, о самом их физическом существовании. Отсюда и особая острота и жестокость борьбы. Трагическими последствиями этой войны стали раскол общества на “своих” и “чужих”, обесценивание человеческой жизни, развал народного хозяйства. Независимо от того, кто победил, главной жертвой Гражданской войны был народ. Гражданская война в отличие от обычных межгосударственных войн не имеет чётких границ, в ней нельзя провести линию фронта. В Гражданской войне на первый план выходят классовые отношения, оттесняя все остальные. Общечеловеческие ценности, такие как милосердие, терпимость, гуманизм, отодвигаются на задний план, уступая место принципу “Кто не с нами, тот против нас”. В период Гражданской войны борьба принимает самые крайние формы, несёт с собой массовый террор, непримиримую злобу и ожесточение людей. Неслучайно в ней Россия потеряла 11,5 млн. своих граждан.

Тип урока: урок анализа и синтеза.

Форма урока: практическое занятие.

Технологии: педагогическая мастерская.

Цели:

  • систематизировать материал по теме “Характеристика социального строя России в начале XX века”;
  • обобщить материал по истории России в 1914 –1917 гг.;
  • определить причины раскола российского общества на противоборствующие группировки в 1918 г.;
  • продолжить формирование навыков анализа исторических документов;
  • понять, что трагедия Гражданской войны учит отказу от ненависти, от насилия и произвола как метода государственного строительства, всей организации жизни.

Оборудование:

  • Жарова Л.Н. Мишина И.А. История Отечества.1900–1940 гг.: М., Просвещение, 1992.
  • Часть 1, 2 мультимедийного учебника “История России. ХХ век”: М., Клио Софт, 2000.
  • Бабель И. Конармия. Одесские рассказы. Пьесы. Статьи. Письма. Иркутск: Восточно-Сибирское кн. Изд-во, 1991.

Предварительная работа:

Класс разделён на шесть групп по 4 человека. Деление на группы было проведено с учётом психолого-педагогических особенностей каждого учащегося. Деление на группы предполагает совместную реализацию проблемных задач, выработку коллективных решений, воспитание самоуважения друг к другу. Приготовлены пакеты с документами, мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА

1. Индуктор. Для того, чтобы участники мастерской могли вжиться в историческую ситуацию и глубоко почувствовать трагизм гражданской войны, в качестве индуктора было выбрано слово “судьба”. Учащимся предлагаются карточки, на которых определены основные социальные группы населения России в начале XX века (Приложение 1 ). Итак, в начале работы мастерской участники наугад выбирают карточку со своей “судьбой”.

2. Творческое задание. В ходе анализа документов предлагается составить социально-экономический портрет своего сословия или класса, описать, как рассматриваемая категория людей могла жить на свой годовой доход.

3. Работа с материалами. Учащиеся работают с материалами “Годовой доход разных групп населения” (Приложение 2 ), “Количественные показатели переписи населения на 1897 г.” (Приложение 3 ), “Образ жизни и нравы разных групп населения” (Приложение 4 ). Группам материалы даются по тем категориям населения, которые они представляют.

4. Социализация. Представление группами результатов своей работы через устные выступления учащихся.

5. Промежуточная рефлексия. Определение главного итога представленных результатов работы: была ли поляризована социальная жизнь в России начала XX века.

6. Разрыв. Учащимся предлагается прослушать историческую ретроспективу, предлагаемую учителем:

1914 г. – Россия вступает в первую мировую войну;
1915 – 1917 гг. – общенациональный кризис;
1917 г. – Февральская буржуазно – демократическая революция;
октябрь 1917 г. – пролетарская революция, в результате которой к власти пришли большевики.

Рассказ учителя сопровождается мультимедийной презентацией исторических событий. Перед учащимися ставится проблемное задание: в каких условиях оказываются участники мастерской теперь, продолжая “проживать” выбранную судьбу.

7. Обращение к новой информации. Учащимся предлагаются материалы “Мероприятия Советской власти” (Приложение 5 ).

8. Социализация. Учащиеся в группах предлагают свои варианты ответа и определяют своё отношение к новой власти – власти большевиков

9. Обращение к новой информации. Учащимся предлагается проанализировать программы “белого”, “красного” и “зелёного” движения. (Приложение 6 ). Какое движение будет поддерживать та или иная социальная категория населения (поставить флажок своего цвета на стол).

10. Социализация. Учащиеся объясняют, почему они поддержали то или иное движение.

11. Обращение к новой информации. Учащимся предлагаются материалы о том, как каждая из сторон защищала свои интересы (Приложение 7 ).

12. Социализация. Представление группами результатов своей работы через устные выступления учащихся.

13. Общая рефлексия. В чём же состоит трагизм Гражданской войны?

М. Цветаева.

Все рядком лежат
Не развесть межой.
Поглядеть: солдат
Где свой, где чужой
Белый был – красным стал:
Кровь обагрила.
Красным был – белым стал:
Смерть побелила.

14. Домашнее задание. Приготовить устные сообщения об участниках Гражданской войны.

Приложение 1.

Основные социальные группы населения России в начале XX века:

  • рабочий класс;
  • буржуазия;
  • помещики;
  • кулаки;
  • середняки;
  • батраки, безлошадные крестьяне.

Приложение 2.

Годовой доход разных групп населения

  • рабочий класс – в среднем 214 рублей в год;
  • буржуазия – в среднем 60000 рублей в год;
  • помещики – в среднем 8000 рублей в год;
  • кулаки – в среднем 4000 рублей в год;
  • середняки в – среднем 2000 рублей в год;
  • батраки, крестьяне (одна лошадь, одна корова), безлошадные крестьяне – в среднем 100 – 200 рублей в год.

Цены в России до 1914 г.

  • Икра (1 кг.) – 3 рубля 40 коп.;
  • Телятина (1 кг.) – 3 рубля;
  • Хлеб чёрный (фунт) – 3 коп.;
  • Обед в столовой – 5 коп.;
  • Обед в ресторане – 1 рубль 70 коп.;
  • Двухкомнатная квартира (наём в месяц) – 15 рублей;
  • Пальто драповое – 13 рублей 50 коп.;
  • Лошадь – от 45 рублей;
  • Корова – от 40 рублей..

Приложение 3.

Количественные показатели переписи населения на 1897 г.

  • Всё население страны – 125 млн. человек. Из них:
    • рабочий класс – 11, 2 % (14 млн. человек);
    • буржуазия – 2 % (2500 тыс. человек);
    • помещики – 1.5 % (1853 тыс. человек);
    • середняки – 12 % (37500 тыс. человек);
    • кулаки – 3 % (3706 тыс. человек);
    • батраки, крестьяне (одна лошадь, одна корова);
    • безлошадные крестьяне – 62% (775 тыс. человек).

Приложение 4.

Образ жизни и нравы разных групп населения

Рабочий класс: 11, 5 – часовой рабочий день, до половины заработка рабочих отбирали штрафы, высокая степень эксплуатации – капиталисты с каждого рубля забирали в виде прибыли 78 копеек. Расходы в пользу рабочих (больницы, школы, страхование) составляли 0,6% текущих расходов предпринимателей. Семьи рабочих жили в квартирах коечно – каморочного типа. Каморка – часть комнаты, отделённая дощатыми перегородками.

Буржуазия: среди русских капиталистов преобладали мелкие и средние, буржуазия делилась на две категории – московская (выходцы из купеческой среды) и петербургская (выходцы из чиновничьего аппарата). Предприниматели стремились выжимать максимальные доходы, применяя грубые методы конкурентной борьбы, такие как бойкот, нажим, поборы с населения. Правительство выдало промышленников на начало 1905г. Незаконных ссуд на 63 млн. рублей, списало задолженностей на 33 млн. руб.

Помещики: основой благосостояния были земельные владения, прибыльную статью давало предпринимательство, получили дальнейшее развитие дворянские сообщества, сохранялась привилегированность дворянства – пользовались преимуществом при определении на государственную службу, не подвергались телесным наказаниям, судились с равными себе.

Середняки: “крепкие” крестьяне – владели до 20 десятин земли, давали 20 % товарного хлеба, как правило, не использовали наёмный труд односельчане, исключение – сезонные работы.

Кулаки: деревенская буржуазия, богатые крестьяне, которые имели по 40 – 50 десятин земли, давали 30 % товарного хлеба, нанимали на работу обедневших односельчан.

Батраки, крестьяне (одна лошадь, одна корова), безлошадные крестьяне: имели 8 десятин земли при “прожиточном минимуме” 15 десятин, разорение крестьянских хозяйств, уход на заработки в города или к более богатым односельчанам.

Приложение 5.

Первые мероприятия Советской власти:

  • Конфискация помещичьих земель, земля объявлялась всенародным достоянием, уравнительное землепользование с постоянным переделом земли.
  • Декрет о 8-часовом рабочем дне, система охраны труда женщин и подростков, бесплатное медицинское обслуживание и обучение в школах, переселение рабочих в новые квартиры.
  • Национализация всей промышленности, банков, введение рабочего контроля на производстве.
  • Отменено сословное деление общества.
  • Декларация о суверенитете и равноправии всех народов России.

Приложение 6.

  • Программа белого движения:
    • А.И. Деникин. “Из наказа Особому совещанию”: “Приказываю принять в основание своей деятельности следующие положения: –
      – Единая, великая, неделимая Россия. Защита веры. Установление порядка.
      – Борьба с большевизмом до конца.
      Военная диктатура. Всякое противодействие – справа и слева – карать. Вопрос о форме правления – дело будущего. Русский народ изберёт верховную власть без давления и без навязывания.
      Внешняя политика – только национально русская. За помощь – ни пяди русской земли.
    • Решение аграрного вопроса:
      Сохранение за собственниками их прав на земли. При этом в каждой отдельной местности должен быть определенный размер земли, которая может быть сохранена в руках прежних владельцев, и установлен порядок перехода остальной частновладельческой земли к малоземельным. Переходы эти могут совершаться путем добровольных соглашений или путем принудительного отчуждения, но обязательно за плату. За новыми владельцами земля, не превышающая установленных размеров, закрепляется на правах незыблемой собственности.
    • Решение рабочего вопроса:
      Восстановление законных прав владельцев фабрично-заводских предприятий и вместе с тем обеспечение рабочему классу защиты его профессиональных интересов. Установление государственного контроля за производством. Установление 8-часового рабочего дня на фабрично-заводских предприятиях.
  • Программа зелёного движения:
    Из резолюции съезда представителей от 72 волостей 10 апреля 1918 г., село Гуляй-Поле, Александровского уезда: “Принимая во внимании настоящее положение на Украине и в Великороссии власти политической партии “коммунистов-большевиков”, не останавливающейся ни пред какими мерами для убеждения и закрепления за собой государственной власти съезд постановил:
    • Мы, съехавшиеся крестьяне всегда готовы к защите своих народных прав.
    • Чрезвычайные комиссии превратились в руках большевистской власти оружием для подавления воли трудящихся.
    • Мы требуем изменения в корне продовольственной политики, замены ликвидационного отряда правильной системой товарообмена между городом и деревней.
    • Мы требуем полной свободы слова, печати, собраний всем политическим левым течениям.
    • Диктатуры, какой бы то ни было партии категорически не признаём.
    • Бей белых – пока не покраснеют, бей красных – пока не побелеют!
  • Программа красного движения:
    • Защита завоеваний Октябрьской революции.
    • Полная национализация промышленности, ликвидация частной собственности.
    • Введение в деревне продразвёрстки – изъятие у крестьян всех излишков хлеба сверх установленной нормы.
    • Утверждение режима однопартийной большевистской диктатуры.
    • Создание рабоче-крестьянской Красной Армии.

Приложение 7.

Анализ террористических действий в Гражданской войне.

Из газеты “В пути”, 7 октября 1918г.: “Из штаба бригады N…(Южного фронта) получена следующая телеграмма: “Доношу, что делегатами Н-ского полка найдено заброшенными, покрытыми соломою убитых красногвардейцев в количестве 31 человек. Личность убитых опознать невозможно, т.к. трупы совершенно изуродованы: головы почти у всех пробиты, глаза выколоты, уши отрезаны”.

Из приказа губернатора Енисейской и части Иркутской губернии С.Н. Розанова, 27 марта 1919 г.:

“1. При занятии селений, захваченных ранее разбойниками, требовать выдачи их главарей и вожаков; если этого не произойдёт –расстреливать десятого.
2. Селения, население которых встретит правительственные войска с оружием, сжигать; взрослое мужское население расстреливать поголовно; имущество отбирать в пользу казны.
3. За добровольное снабжение разбойников не только оружие, но и продовольствием, одеждой и прочим виновные селения будут сжигаться, а имущество обираться в пользу казны.
4. Среди населения брать заложников, в случае действий односельчан, направленных против правительственных войск, заложников расстреливать беспощадно”.

В.В.Шульгин Отрывок из мемуаров “1920”:

Красные – грабители, убийцы, насильники. Они бесчеловечны, они жестоки. Для них нет ничего священного, отвергли традиции, заповеди господни. Они презирают русский народ. Они убивают, они пытают. Значит белые, которые ведут войну с красными именно за то, что они красные совсем иные…Грабёж у них – несмываемый позор.
Белые убивают только в бою. Кто приколол раненого, кто расстрелял пленного – тот лишён чести.
Белые имеют бога в сердце.
Белые хотят быть сильными только для того, чтобы быть добрыми… Разве это люди? Это почти святые…
“Почти что святые” и начали это белое дело…Но что из этого вышло? Боже мой!
Я видел, как почтенный полковой батюшка в больших калошах и с зонтиком в руках, увязая в грязи, бегал по деревне за грабящими солдатами. Куры, утки и белые гуси разлетались во все стороны, за ними бежали “белые” солдаты, за солдатами батюшка с белой бородой.
В одной хате за руки подвесили “комиссара”…Под ним разложили костёр и медленно жарили…человека, а кругом пьяная банда “монархистов” выла “боже, царя храни”.

Из романа А.Толстого “Хождение по мукам”:

Пятого сентября московские и петроградские газеты вышли со зловещим заголовком: “Красный террор”.
“Предписывается всем Советам немедленно произвести аресты правых эсеров, представителей крупной буржуазии и офицерства, и держать их в качестве заложников. При попытке поднять восстание – немедленно применить массовый расстрел безоговорочно. Нам необходимо немедленно и навсегда обеспечить наш тыл от белогвардейской сволочи. Ни малейшего промедления при применении массового террора”.

Гражданская война, по – моему мнению, самая жестокая и кровавая война, ведь в ней сражаются подчас близкие люди, некогда жившие в одной целой, единой стране, веровавшие в одного Бога и придерживавшиеся одних идеалов. Как же происходит так, что родные люди встают по разные стороны баррикад и чем заканчиваются такие войны, мы можем проследить на страницах романа – эпопеи М. А. Шолохова «Тихий Дон».

В своем романе автор рассказывает нам, как жили казаки привольно на Дону: работали на земле, были надежной опорой русским царям, сражались за них и за державу. Семьи их жили своим трудом, в достатке и уважении. Веселую, радостную, полную труда и приятных забот жизнь казаков прерывает революция. И перед людьми встала незнакомая доселе проблема выбора: чью сторону принять, кому верить – красным, обещающим во всем равенство, но отрицающим веру в Господа Бога; или белым, тем, кому служили верой и правдой еще их деды и прадеды. Но нужна ли народу эта революция и война? Зная, какие жертвы нужно будет принести, какие трудности преодолеть, народ, наверное, ответил бы отрицательно. Мне кажется, никакая революционная необходимость не оправдывает всех жертв, сломанных жизней, разрушенных семей. И вот, как пишет Шолохов, «в смертной драке брат идет на брата, сын на отца». Даже Григорий Мелехов, главный герой романа, ранее противившийся кровопролитию, сам легко решает чужую участь. Конечно, первое убийство человека глубоко и больно поражает его, заставляет провести немало бессонных ночей, но война делает его жестоким. «Я сам себе страшный стал…В душу ко мне глянь, а там чернота, как в пустом колодезе»,- признается Григорий. Жестокими стали все, даже женщины. Вспомнить хотя бы сцену, когда Дарья Мелехова без раздумий убивает Котлярова, считая его убийцей своего мужа Петра. Однако не все задумываются над тем, ради чего проливается кровь, каков смысл войны. Неужели «на потребу богатым гонят на смерть»? Или же отстаивать права, общие для всех, смысл которых не очень – то понятен народу. Простой казак может только видеть, что война эта становится бессмысленной, ведь нельзя же воевать за тех, кто грабит и убивает, насилует женщин и поджигает дома. А такие случаи были как со стороны белых, так и со стороны красных. «Все они одинаковы…все они – ярмо на шее казачества», - говорит главный герой.

На мой взгляд, главную причину трагедии русского народа, затронувшей буквально каждого в те времена, Шолохов видит в драматизме перехода от старого, веками формировавшегося уклада, к новому строю жизни. Сталкиваются два мира: все, что было раньше неотъемлемой частью жизни людей, основой их существования, внезапно рушится, а новое еще нужно принять и привыкнуть к нему.

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

Изучите тексты и определите, какие образы «красных» и «белых» присутствуют в массовом сознании потомков - участников Гражданской войны в России.

В массовом сознании потомков - участников Гражданской войны в России присутствуют противоположные образы «красных» и «белых»: Красные - хорошие, смелые, честные герои, а белые - коварные, жестокие, глупые люди. И с точностью до наоборот: белые - благородные, честные герои, а красные - отрицательные, грубые, жестокие.

В чём, на ваш взгляд, они противоречат друг другу? Какой вопрос может возникнуть у вас на основе этого противоречия?

Кто же герои в Гражданской войне?

Сформулируйте свой вариант учебной проблемы, а затем сравните его с авторским.

Кто прав в Гражданской войне

ПОВТОРЕНИЕ НЕОБХОДИМЫХ ЗНАНИЙ

Объясните значение термина Гражданская война.

Гражданская война - крупномасштабное вооруженное противостояние между организованными группами внутри государства или, реже, между нациями, входившими в состав ранее единого объединенного государства. Целью сторон, как правило, является захват власти в стране или в отдельном регионе.

Признаками гражданской войны являются втянутость гражданского населения и вызванные этим значительные потери.

Способы ведения гражданских войн часто отличаются от традиционных. Наряду с использованием враждующими сторонами регулярных войск большое распространение получает партизанское движение, а также различные стихийные восстания населения и тому подобное.

Вспомните, в истории каких стран случались гражданские войны (10-й класс).

Гражданские войны случались в истории США, Италии, Испании.

Какие события революции 1917–1918 гг. привели Россию к Гражданской войне?

Россию к Гражданской войне привели события революции 1917–1918 гг.:

Разгон Учредительного собрания,

Подписание Брестского мира с Германией,

Деятельность большевистских продотрядов и комбедов в деревне (изъятие хлеба у зажиточных крестьян)

Декрет о земле, вызвавший экономический кризис

Запрет свободной торговли хлебом

Проанализируйте состав противоборствующих сил.

Сделайте вывод: на чьей стороне была правда в Гражданской войне?

Три противоборствующие силы:

Красные, большевики (большая часть рабочих, беднейшее крестьянство, часть интеллигенции);

- «демократическая контрреволюция», эсеры, меньшевики, анархисты (часть рабочих, среднее крестьянство);

Белые, КаДеты и монархисты (казачество, бывшие помещики, капиталисты, чиновники, офицеры, значительная часть интеллигенции)

Вывод: в Гражданской войне трудно определить правых. «Белые» отстаивали законность и государственность, «красные» боролись за новое, за изменения, но диктаторскими, насильственными методами.

Белое движение стало оформляться в начале 1918 г., когда генералы М. Алексеев, Л. Корнилов и А. Каледин собрали в Новочеркасске добровольческие части. Добровольческую армию возглавил генерал А. Деникин. На востоке страны лидером белых стал адмирал А. Колчак, на северо-западе - генерал Н. Юденич, на юге - А. Деникин, на севере - Е. Миллер. Соединить фронты белым генералам так и не удалось.

Белые, как и красные и использовали крестьянство для постоянных поборов - армии надо было кормить. Это вызывало недовольство крестьян.

Проанализируйте текст и сделайте вывод по проблеме урока «На чьей стороне была правда в Гражданской войне?»

В Гражданской войне белые сражались за законный порядок и сохранение страны с тысячелетней историей. Красные - за идею построения нового, справедливого социалистического общества. «Зелёные» (крестьянские отряды) - за право жить на своей земле, не платя никому подати и без вмешательства государства. Долю вины каждой стороны любой гражданин России должен определить сам. Объединить в этом вопросе нас может лишь стремление не повторить трагедию Гражданской войны, избегать насилия и учиться договариваться друг с другом.

Москва: подавлен мятеж левых эсеров - оформление однопартийной большевистской диктатуры в Советской России.

Выделите 3-4 главных события, которые, с одной стороны, предопределили победу красных, а с другой - поражение их противников

Вооружённое подавление противников Советской власти большевистско-левоэсеровскими отрядами Красной гвардии. Образование антибольшевистских правительств на Украине, Дону, в Закавказье и других окраинах бывшей империи.

Советская Россия: объявление «красного террора» (5 сентября 1918 г.) - взятие заложников из «бывших имущих слоёв» и их расстрел за каждое покушение на советских лидеров. Образование Реввовенсовета республики во главе с Л.Д. Троцким (сторонником укрепления дисциплины расстрелами за дезертирство), отмена выборности командиров, привлечение военспецов - бывших царских офицеров, контроль армии через комиссаров-коммунистов.

Москва: 10-й съезд РКП (б) (март 1920 г.): отказ от «военного коммунизма» (продразвёрстка, запрет торговли) и переход к НЭПу (продналог, свобода торговли), но подтверждение диктатуры пролетариата во главе с коммунистической партией.

ПРОФИЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

Дополните своё решение проблемы общеобразовательного уровня, рассмотрев её в новом аспекте: «Почему красные одержали победу в Гражданской войне?»

Проведите критический анализ источников и сделайте вывод по проблеме урока «Почему красные одержали победу в Гражданской войне?»

Красные одержали победу в Гражданской войне потому, что действия их были четко организованными, централизованными, жесткими. Кроме того, они объявили переход к новой экономической политике, чем привлекли на свою сторону крестьян. Белые не имели такой централизации, наоборот, командующие их войсками соперничали друг с другом и действовали они более жестоко, чем красные, восстанавливая дореволюционные порядки.

Проведите анализ текстов. Какие причины победы красных выделены в каждом из них?

В каждом из этих текстов названы сходные причины:

Единение и централизация большевиков

Привлечение на сторону большевиков военных специалистов царской армии

Сделайте вывод по проблеме урока «Почему красные одержали победу в Гражданской войне?»

Красные одержали победу в Гражданской войне потому, что действия их были четко организованными, централизованными, жесткими. Кроме того, они объявили переход к новой экономической политике, чем привлекли на свою сторону крестьян. Белые не имели такой централизации, наоборот, командующие их войсками соперничали друг с другом и действовали они более жестоко, чем красные, восстанавливая дореволюционные порядки.