Методы изучения функций центральной нервной системы электроэнцефалография. Методы изучения функций цнс. Множественная запись сна

Что такое прогресс? Идея регресса

Прогресс (от латинского: "движение вперёд") – направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему.

Регресс - движение от высшего к низшему, процессы деградации, возврат к изжившим себя формам и структурам.

Человечество в целом никогда не регрессировало, но его движение вперед могло задерживаться и даже на время останавливаться, что называется стагнацией.

Характерные черты прогресса

1.Противоречивость

2. Конкретно-исторический характер

3. Многомерность

4. Нелинейный характер

5. Относительность прогресса

Социальный прогресс - глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от примитивных состояний (дикости) к вершинам цивилизованного состояния, основанного на высших научно-технических, политико-правовых, нравственно-этических достижениях.

Области прогресса: экономический прогресс, социальный (общественный прогресс), научно-технический прогресс.

Формы социального прогресса:

1. Реформистский (эволюционный), т.е. постепенный

2. Революционный, т.е. скачкообразный

Реформы могут быть экономическими, политическими, социальными.

Выделяют революции кратковременные(Французская революция 1848 г, Февральская революция 1917 г. в России и др.) и долговременные ("неолитическая революция", "промышленная революция")

Противоречивость прогресса

В чём состоит противоречивость прогресса?

1) Если изобразить прогресс человечества графически, то получится не восходящая прямая, а изломанная линия, отражающая подъемы и спады, приливы и отливы в борьбе общественных сил, ускоренное движение вперед и гигантские скачки назад.

2) Общество представляет собой сложный организм, в котором функционируют разные «органы» (предприятия, объединения людей, государственные учреждения и др.), одновременно происходят различные процессы (экономические, политические, духовные и т. п.). Эти части одного общественного организма, эти процессы, различные виды деятельности находятся во взаимной связи и вместе с тем могут не совпадать в своем развитии. Более того, отдельные процессы, изменения, происходящие в разных областях жизни общества, могут быть разнонаправленными, т. е. прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой.

На протяжении истории четко прослеживается прогресс техники: от каменных орудий к железным, от ручных орудий к машинам, от использования мускульной силы человека и животных к паровым двигателям, электрическим генераторам, атомным электростанциям, от перевозки на вьючных животных к автомобилям, скоростным поездам, самолетам, космическим кораблям, от деревянных счетов с костяшками к мощным компьютерам.

Но прогресс техники, развитие индустрии, химизация и другие изменения в области производства привели к разрушению природы, к непоправимому ущербу для окружающей человека среды, к подрыву естественных основ существования общества. Таким образом, прогресс в одной области сопровождался регрессом в другой.

3) Прогресс науки и техники имел неоднозначные последствия. Открытия в области ядерной физики дали возможность не только получить новый источник энергии, но и создать мощное атомное оружие. Использование компьютерной техники не только необычайно расширило возможности творческого труда, но и вызвало новые болезни, связанные с длительной, непрерывной работой у дисплея: ухудшение зрения, психические отклонения, связанные с дополнительными психическими нагрузками.

Рост крупных городов, усложнение производства, ускорение ритма жизни – все это увеличило нагрузки на человеческий организм, породило стрессы и, как следствие, патологии нервной системы, сосудистых заболеваний. Наряду с величайшими достижениями человеческого духа в мире наблюдается размывание культурных и духовных ценностей, распространяются наркомания, алкоголизм, преступность.

4) Человечеству приходится платить за прогресс высокую цену. Удобства городской жизни оплачиваются «болезнями урбанизации»: транспортным утомлением, загрязненным воздухом, уличным шумом и их последствиями – стрессом, болезнями органов дыхания и т. д.; удобство передвижения в автомобиле – перегруженностью городских магистралей, транспортными пробками.

Идея круговорота

Круговорота исторического теории – различные концепции, согласно которым общество в целом либо отдельные его сферы движутся в своем развитии по замкнутому кругу от варварства к цивилизации и к новому варварству.

Критерии прогресса

Критерии прогресса

1) Французские просветители (Кондорсэ): развитие разума.

2) Социалисты-утописты (Сен-Симон, Фурье, Оуэн): общество должно принять такую форму организации, которая привела бы к осуществлению нравственного принципа: все люди должны относиться друг к другу как братья.

3) Шеллинг (1775 – 1854): постепенное приближение к правовому устройству.

4) Гегель (1770 – 1831): по мере роста сознания свободы происходит поступательное развитие общества.

6) Марксизм:

Высшим и всеобщим объективным критерием общественного прогресса является развитие производительных сил, включая развитие самого человека. Направленность исторического процесса обусловлена ростом и совершенствованием производительных сил общества, включающих средства труда, степень овладения человеком силами природы, возможности их использования в качестве основы жизнедеятельности человека. В общественном производстве лежат истоки всей жизнедеятельности людей.

Согласно этому критерию, те общественные отношения признаются прогрессивными, которые соответствуют уровню производительных сил и открывают наибольший простор для их развития, роста производительности труда, развития человека. Человек рассматривается как главное в производительных силах, поэтому их развитие понимается с этой точки зрения и как развитие богатства человеческой природы.

Так же как нельзя найти всеобщий, универсальный критерий прогресса только в общественном сознании (в развитии разума, морали, сознании свободы), так нельзя найти его в сфере материального производства (техники, экономических отношений). История дала примеры стран, где высокий уровень материального производства сочетался с деградацией духовной культуры.

Вывод: Недостатком всех попыток решить эту задачу было то, что во всех случаях в качестве критерия рассматривалась лишь одна линия (или одна сторона, или одна сфера) общественного развития. И разум, и мораль, и наука, и техника, и правовой порядок, и сознание свободы – все это показатели очень важные, но не универсальные, не охватывающие жизнь человека и общества в целом.

Универсальный критерий прогресса

Критерием социального прогресса является мера свободы, которую общество в состоянии предоставить индивиду, степень гарантированной обществом индивидуальной свободы. Свободное развитие человека в свободном обществе означает также раскрытие его подлинно человеческих качеств – интеллектуальных, творческих, нравственных.

Развитие человеческих качеств зависит от условий жизни людей. Чем полнее удовлетворяются разнообразные потребности человека в пище, одежде, жилье, транспортных услугах, в духовной области, тем более нравственными становятся отношения между людьми, тем доступнее для человека делаются самые разнообразные виды экономической и политической, духовной и материальной деятельности. Чем благоприятнее условия для развития физических, интеллектуальных, психических сил человека, его моральных качеств, тем шире простор для развития индивидуальных, присущих каждому отдельному человеку свойств. Чем человечнее условия жизни, тем больше возможностей для развития в человеке человеческого: разума, нравственности, творческих сил.

Человечность, признание человека высшей ценностью выражается словом «гуманизм». Из сказанного выше можно сделать вывод об универсальном критерии социального прогресса: прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма.

Интегративные показатели прогрессивного развития современного общества

Интегративные показатели прогрессивного развития современного общества:

1. средняя продолжительность жизни;

2. детская и материнская смертность;

3. уровень образования;

4. развитие различных сфер культуры;

5. интерес к духовным ценностям;

6. состояние здоровья;

7. чувство удовлетворённости жизнью;

7. степень соблюдения прав человека;

Общественный прогресс - часть нашей жизни. Мир вокруг нас постоянно меняется: новые промышленные решения, домашняя техника и машины уже не те, что были 20-30 лет назад. Те, прошлые вещи, кажутся примитивными и бесполезными. Иногда задумываешься о том, как раньше можно было жить без мобильных телефонов, автоматики, встроенных шкафов-купе, супермаркетов, кредитных карточек и т.д. К тому же мы не представляем, какие инновации будут пользоваться спросом через следующие два десятилетия. Но мы знаем: спустя годы мы также будем иногда задумываться, насколько примитивной и неудобной была жизнь тогда, в 2013 году…

И вместе с тем, пытаясь вычислить оптимальные сценарии будущего, необходимо сначала определиться, по каким параметрам мы это будущее будем измерять. Тогда возникает вопрос о том, каковы критерии общественного прогресса в философии. Если мы сможем понять их суть, тогда получится очертить хотя бы общие контуры грядущих перемен и морально подготовиться к ним.

Изменение и Каждая эпоха, если не каждое поколение, создает для себя незримый кодекс поведения, по которому пытается жить. Со сменой экономической и политической ситуации нормы также преобразовываются, меняется и понимание плохого и хорошего, однако общие правила и принципы закладываются надолго. И в итоге они служат своеобразным фундаментом для правовых регуляторов, определяющих критерии прогресса в политике, экономике, социальной жизни.

Приоритет прав и свобод человека над правами господина и государства. Принципы определенные еще Т. Гоббсом в 17 веке, остаются актуальными и в нашем столетии. Критерии прогресса общества никто не отменял. И в первую очередь имеется в виду развитие свободы.

Расширенное понимание свободы. Античный человек был полностью подвластен хозяину, свобода виделась в демократии - в принципах которые помогали ему определить границы собственного мира. С падением греческого полиса свобода переместилась в мир римского права. Таким образом, стало очевидным, что многочисленные внутренние регламентирующие требования государства, более значимы, чем Христианская этика создала прецедент монократического и теократического общества, неотделимого от государства. Возрождение и Просвещение в этом плане - всего лишь возвращение к приоритету права над религией. И только эпоха модерна продемонстрировала, что критерии прогресса лежат в плоскости персональной свободы. Человек - абсолютная автономия, неподвластная любому внешнему воздействию.

Который освобождает человека от обязанности быть частью общей машины - социальной, государственной, корпоративной и т.д. Отсюда и изменения принципов отношений вокруг собственности. От рабского положения, когда человек является вещью господина, минуя статус физического продолжения станка (по Марксу), к хозяину своей жизни. Сегодня, когда сфера услуг становится основной любой экономики, критерии прогресса концентрируются вокруг собственных знаний, умений и способности продвинуть свой продукт. Личный успех зависит от самого индивида. Человек освобождается от внешних регулятивных действий на социальном и экономическом уровнях. Государство с его законами нужно лишь для упорядочивания броуновского экономического движения. И в этом, наверное, заключаются главные критерии прогресса современного общества.

В обширной литературе, посвященной общественному прогрессу, в настоящее время нет единого ответа на главный вопрос: каков общий социологический критерий общественного прогресса?

Относительно небольшое число авторов утверждают, что сама постановка вопроса о едином критерии общественного прогресса бессмысленна, поскольку человеческое общество - сложный организм, развитие которого осуществляется по разным линиям, что и делает невозможным формулировку единого критерия. Большинство же авторов считают возможным сформулировать единый общесоциологический критерий общественного прогресса. Однако уже при самой формулировке такого критерия налицо существенные расхождения. Статья «Понятие общественного прогресса в социальной философии» // данные сети Интернет: http://filreferat.popal.ru/printout1389.html

Кондорсе (как и другие французские просветители) считал критерием прогресса развитие разума. Социалисты-утописты выдвигали нравственный критерий прогресса. Сен-Симон считал, например, что общество должно принять такую форму организации, которая бы привела к осуществлению нравственного принципа: все люди должны относиться друг к другу, как братья. Современник социалистов-утопистов немецкий философ Фридрих Вильгельм Шеллинг (1775--1854) писал, что решение вопроса об историческом прогрессе осложнено тем, что сторонники и противники веры в совершенствование человечества полностью запутались в спорах о критериях прогресса. Одни рассуждают о прогрессе человечества в области морали, другие -- о прогрессе науки и техники, который, как писал Шеллинг, с исторической точки зрения является скорее регрессом, и предлагал свое решение проблемы: критерием в установлении исторического прогресса человеческого рода может служить только постепенное приближение к правовому устройству. Еще одна точка зрения на общественный прогресс принадлежит Г. Гегелю. Критерий прогресса он усматривал в сознании свободы. По мере роста сознания свободы происходит поступательное развитие общества.

Как видим, вопрос о критерии прогресса занимал великие умы нового времени, но решения не нашел. Недостатком всех попыток одолеть эту задачу было то, что во всех случаях в качестве критерия рассматривалась лишь одна линия (или одна сторона, или одна сфера) общественного развития. И разум, и мораль, и наука, и техника, и правовой порядок, и сознание свободы -- все это показатели очень важные, но не универсальные, не охватывающие жизнь человека и общества в целом. Человек и общество: Учеб. пособие для учащихся 10-11 кл. / Л.Н. Боголюбов, Е.А. Глушков и др, «Просвещение», 1996 г, стр. 155-156.

Господствовавшая идея беспредельного прогресса с неизбежностью подводила к, казалось бы, единственно возможному решению вопроса; главным, если не единственным, критерием общественного прогресса может быть только развитие материального производства, которое, в конечном счете, предопределяет изменение всех других сторон и сфер жизни общества. Среди марксистов на этом выводе не раз настаивал В. И. Ленин, который еще в 1908 г. призывал рассматривать интересы развития производительных сил в качестве высшего критерия прогресса. После Октября Ленин возвращается к этому определению и подчеркивает, что состояние производительных сил -- основной критерий всего общественного развития, поскольку каждая последующая общественно-экономическая формация побеждала окончательно предыдущую благодаря именно тому, что открывала больший простор для развития производительных сил, достигала более высокой производительности общественного труда.

Серьезным аргументом в пользу данной позиции является то, что сама история человечества начинается с изготовления орудий труда и существует благодаря преемственности в развитие производственных сил.

Примечательно, что вывод о состоянии и уровне развития производительных сил как генеральном критерии прогресса разделялся и оппонентами марксизма -- техницистами, с одной стороны, и сциентистами, с другой. Возникает законный вопрос: как могли сойтись в одной точке концепция марксизма (т. е. материализма) и сциентизма (т. е. идеализма)? Логика этого схождения такова. Сциентист обнаруживает общественный прогресс, прежде всего, в развитии научного знания, но ведь научное знание обретает высший смысл только тогда, когда оно реализуется в практике, и прежде всего в материальном производстве.

В процессе еще только уходящего в прошлое идеологического противостояния двух систем техницисты использовали тезис о производительных силах как генеральном критерии общественного прогресса для доказательства превосходства Запада, шедшего и идущего по этому показателю впереди. Недостатком этого критерия является то, что оценка производственных сил предполагает учет их количества, характера, достигнутого уровня развития и связанной с ним производительности труда, способности к росту, что весьма важно при сопоставлении различных стран и ступеней исторического развития. Например, количество производственных сил в современной Индии больше, чем в Южной Кореи, а их качество ниже.

Если в качестве критерия прогресса брать развитие производственных сил; оценка их в динамике, то это предполагает сопоставление уже не с точки зрения большей или меньшей развитости производственных сил, а с точки зрения хода, быстроты их развития. Но в таком случае возникает вопрос, какой период должен браться для сопоставления.

Некоторые философы считают, что все трудности будут преодолены, если взять в качестве общесоциологического критерия общественного прогресса способ производства материальных благ. Веским аргументом в пользу такой позиции является то, что фундаментом общественного прогресса является развитие способа производства в целом, что при учете состояния и роста производственных сил, а также характера производственных отношений можно гораздо полнее показать прогрессивный характер одной формации по отношению к другой.

Отнюдь не отрицая того, что переход от одного способа производства к другому, более прогрессивному, лежит в основе прогресса в целом ряде других областей, оппоненты рассматриваемой точки зрения почти всегда отмечают, что при этом остается не решенным главный вопрос: как определить саму прогрессивность этого нового способа производства.

Справедливо считая, что человеческое общество - это, прежде всего, развивающееся сообщество людей, другая группа философов выдвигает в качестве общесоциологического критерия общественного прогресса развития самого человека. Бесспорно то, что ход человеческой истории действительно свидетельствует о развитии людей, составляющих человеческое общество, их общественных и индивидуальных сил, способностей, задатков. Достоинство такого подхода то, что он позволяет измерять общественный прогресс поступательным развитием самих субъектов исторического творчества - людей.

Наиболее важным, критерием прогресса выступает уровень гуманизма общества, т.е. положение в нем личности: степень ее экономического, политического и социального освобождения; уровень удовлетворения ее материальных и духовных потребностей; состояние ее психофизического и социального здоровья. Согласно этой точке зрения, критерием социального прогресса является мера свободы, которую общество в состоянии предоставить индивиду, степень гарантированной обществом индивидуальной свободы. Свободное развитие человека в свободном обществе означает также раскрытие его подлинно человеческих качеств -- интеллектуальных, творческих, нравственных. Развитие человеческих качеств зависит от условий жизни людей. Чем полнее удовлетворяются разнообразные потребности человека в пище, одежде, жилье, транспортных услугах, его запросы в духовной области, чем более нравственными становятся отношения между людьми, тем доступнее для человека делаются самые разнообразные виды экономической и политической, духовной и материальной деятельности. Чем благоприятнее условия для развития физических, интеллектуальных, психических сил человека, его моральных устоев, тем шире простор для развития индивидуальных, присущих каждому отдельному человеку качеств. Короче говоря, чем человечнее условия жизни, тем больше возможностей для развития в человеке человеческого: разума, нравственности, творческих сил.

Заметим, кстати, что внутри этого сложного по своей структуре индикатора можно и нужно выделить один, по сути дела объединяющий в себе все остальные. Таковым, на мой взгляд, является средняя продолжительность жизни. И если она в данной стране на 10--12 лет меньше, чем в группе развитых стран, да к тому же обнаруживает тенденцию к дальнейшему уменьшению, соответственно должен решаться вопрос и о степени прогрессивности этой страны. Ибо, как сказал один из известных поэтов, «все прогрессы реакционны, если рушится человек».

Уровень гуманизма общества как интегративный (т.е. пропускающий через себя и впитывающий в себя изменения буквально во всех сферах жизни общества) критерий вбирает в себя рассмотренные выше критерии. Каждая последующая формационная и цивилизационная ступень является более прогрессивной и в плане личностном -- она расширяет круг прав и свобод личности, влечет за собой развитие его потребностей и совершенствование его способностей. Достаточно сравнить в этом отношении статус раба и крепостного, крепостного и наемного рабочего при капитализме. На первых порах может показаться, что особняком стоит в этом отношении рабовладельческая формация, знаменовавшая собой начало эры эксплуатации человека человеком. Но, как разъяснял Ф. Энгельс, даже для раба, не говоря уже о свободных, рабовладение было прогрессом в плане личностном: если раньше пленного убивали или съедали, то теперь его оставляли жить.

Итак, содержанием общественного прогресса было, есть и будет «очеловечение человека», достигаемое путем противоречивого развития его естественных и общественных сил, т. е. производительных сил и всей гаммы общественных отношений. Из сказанного выше можно сделать вывод об универсальном критерии социального прогресса: прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма.

Раздумья мировой общественности о «пределах роста» значительно актуализировали проблему критериев общественного прогресса. Действительно, если в окружающем нас социальном мире не все так просто, как казалось и кажется прогрессистам, то по каким наиболее существенным признакам можно судить о поступательности общественного развития в целом, о прогрессивности, консервативности или реакционности тех или иных явлений?

Отметим сразу, что вопрос «как измерять» общественный прогресс никогда не получал однозначного ответа в философско-социологической литературе. Такая ситуация во многом объясняется сложностью общества как субъекта и объекта прогресса, его многоплановостью и многокачественностью. Отсюда поиски своего, локального критерия для каждой сферы общественной жизни. Но в то же время общество есть целостный организм и как таковому ему должен соответствовать основной критерий социального прогресса. Люди, как замечал Г. В. Плеханов, делают не несколько историй, а одну историю своих собственных отношений. Наше мышление способно и должно отразить эту единую историческую практику в ее целостности.

И все же господствовавшая идея беспредельного прогресса с неизбежностью подводила к, казалось бы, единственно возможному решению вопроса; главным, если не единственным, критерием общественного прогресса может быть только развитие материального производства, которое, в конечном счете, предопределяет изменение всех других сторон и сфер жизни общества. Среди марксистов на этом выводе не раз настаивал В. И. Ленин, который еще в 1908 г. призывал рассматривать интересы развития производительных сил в качестве высшего критерия прогресса. После Октября Ленин возвращается к этому определению и подчеркивает, что состояние производительных сил -- основной критерий всего общественного развития, поскольку каждая последующая общественно-экономическая формация побеждала окончательно предыдущую благодаря именно тому, что открывала больший простор для развития производительных сил, достигала более высокой производительности общественного труда.

Примечательно, что вывод о состоянии и уровне развития производительных сил как генеральном критерии прогресса разделялся и оппонентами марксизма -- техницистами, с одной стороны, и сциентистами, с другой. Позиция последних нуждается, очевидно, в некоторых комментариях, ибо возникает законный вопрос: как могли сойтись в одной точке концепция марксизма (т. е. материализма) и сциентизма (т. е. идеализма)? Логика этого схождения такова. Сциентист обнаруживает общественный прогресс прежде всего в развитии научного знания, но ведь научное знание обретает высший смысл только тогда, когда оно реализуется в практике, и прежде всего в материальном производстве.

В процессе еще только уходящего в прошлое идеологического противостояния двух систем техницисты использовали тезис о производительных силах как генеральном критерии общественного прогресса для доказательства превосходства Запада, шедшего и идущего по этому показателю впереди. Тогда их оппонентами была внесена существенная поправка к собственной концепции: этот высший общесоциологический критерий нельзя брать в отрыве от характера господствующих в данном обществе производственных отношений. Ведь важно не только общее количество производимых в стране материальных благ, но и то, насколько равномерно и справедливо распределяются они среди населения, как способствует или тормозит данная общественная организация рациональное использование производительных сил и их дальнейшее развитие. И хотя поправка действительно существенная, но она не выводит критерий, принятый в качестве основного, за пределы одной -- экономической -- сферы социальной действительности, не делает его поистине интегративным, т. е. пропускающим через себя и впитывающим в себя изменения буквально во всех сферах жизни общества.

Таким интегративным, а значит -- наиболее важным, критерием прогресса выступает уровень гуманизации общества, т. е. положение в нем личности: степень ее экономического, политического и социального освобождения; уровень удовлетворения ее материальных и духовных потребностей; состояние ее психофизического и социального здоровья. Заметим, кстати, что внутри этого сложного по своей структуре индикатора можно и нужно выделить один, по сути дела объединяющий в себе все остальные. Таковым, на наш взгляд, является средняя продолжительность жизни. И если она в данной стране на 10--12 лет меньше, чем в группе развитых стран, да к тому же обнаруживает тенденцию к дальнейшему уменьшению, соответственно должен решаться вопрос и о степени прогрессивности этой страны. Ибо, как сказал один из известных поэтов, «все прогрессы реакционны, если рушится человек».

Уровень гуманизации общества как интегративный критерий вбирает в себя в снятом виде рассмотренные выше критерии. Каждая последующая формационная и цивилизационная ступень является более прогрессивной и в плане личностном -- она расширяет круг прав и свобод личности, влечет за собой развитие его потребностей и совершенствование его способностей. Достаточно сравнить в этом отношении статус раба и крепостного, крепостного и наемного рабочего при капитализме. На первых порах может показаться, что особняком стоит в этом отношении рабовладельческая формация, знаменовавшая собой начало эры эксплуатации человека человеком. Но, как разъяснял Ф. Энгельс, даже для раба, не говоря уже о свободных, рабовладение было прогрессом в плане личностном: если раньше пленного убивали или съедали, то теперь его оставляли жить.

Прогресс (движение вперед, успех) – это тип или направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. О прогрессе можно говорить применительно к системе в целом, к отдельным ее элементам, к структуре и другим параметрам развивающегося объекта.

Представление о том, что изменения в мире происходят в определенном направлении, возникло в глубокой древности. Однако для большинства античных авторов развитие истории – простая последовательность событий, циклический круговорот, повторяющий одни и те же стадии (Платон, Аристотель), процесс, идущий в определенном направлении, к какой-то, пока не известной цели.

Философия буржуазии, отражавшая реальное ускорение общественного развития, наполнена уверенностью в том, что именно прогресс, например, определяет ломку феодальных отношений.

Прогресс не есть какая-то самостоятельная сущность или неведомая цель исторического развития. Понятие прогресс имеет смысл лишь применительно к определённому историческому процессу или явлению.

Критериями общественного прогресса являются:

Развитие производительных сил общества, вклю­чая самого человека;

Прогресс науки и техники;

Возрастание степени свободы человека, которую общество может предоставлять человеку;

Уровень образования;

Состояние здоровья;

Экологическая обстановка и т. д.

Противоположным по смыслу и содержанию понятию «прогресс» является понятие «регресс» (по латин. – regressus – возвращение, движение назад), т.е. тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, характерны процессы деградации, понижение уровня организации управления, утрата способности к выполнению тех или иных функций (завоевание варварскими племенами Римской империи).

Стагнация - 1) периоды в развитии общества, когда нет явного улучшения, поступательной динамики, но и нет обратного движения; 2) задержка в развитии обще­ства вперед и даже временная остановка. Стагнация - серьезный симптом «заболевания» общества, появления механизмов торможения нового, передового. В это время общество отвергает новое, противится обновлению (СССР в 70 – 90 годы)

По отдельности ни прогресс, ни регресс, ни стагна­ция не существуют. Попеременно сменяя друг друга, переплетаясь, они дополняют картину общественного развития.

С понятием прогресса связано понятие НТР - Научно-техническая революция – коренное, качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства, непосредственную производительную силу.

Результаты и социальные последствия НТР:

Рост потребительских стандартов в обществе;

Улучшение условий труда;

Возрастание требований к уровню образования, квалификации, культуры, организованности, ответственности работников;

Совершенствование взаимодействия науки с техникой и производством;

Широкое применение компьютеров и т.д.

6. Процессы глобализации и становление единого че­ловечества. Глобальные проблемы современности.

Глобализация общества представляет собой процесс объединения людей и преобразования общества в планетарном масштабе. При этом слово «глобализация» подразумевает переход ко «всемирности», глобальности (globality). To есть, к более взаимосвязанной мировой системе, в которой взаимозависимые каналы общения преодолевают традиционные границы.

Понятие «глобализация» предполагает также и осознание человечеством своего единства в пределах одной планеты, существования общих глобальных проблем и единых для всего мира основных норм поведения.

Глобализация общества – это сложный и разноплановый процесс развития мирового сообщества, не только в экономике и геополитике, но также и в психологии и культуре, например, такие, как национальная самосознание и духовные ценности.

Важнейшей характеристикой процесса глобализации общества является международная интеграция – объединение человечества во всемирном масштабе в единый социальный организм (интеграция – это соединение различных элементов в единое целое). Поэтому и глобализация общества предполагает не только переход к всеобщему рынку и международному разделению труда, но также и к общим правовым нормам, к единым стандартам в области правосудия и государственного управления.

Особенности интеграционных процессов, охватывающих самые разные сферы жизни людей, наиболее глубоко и остро проявляют себя в так называемых глобальных проблемах современности.

Глобальные проблемы современности – трудности, затрагивающие жизненно важные интересы всего человечества и требующие для своего решения неотложных согласованных международных действий в масштабах мирового сообщества, от чего зависит существование человечества.

Особенности глобальных проблем:

1) имеют планетарный, общемировой характер, затрагивают интересы всех народов мира и государств;

2) угрожают деградацией и гибелью всему человечеству;

3) нуждаются в неотложных и эффективных решениях;

4) требуют коллективных усилий всех государств, совместных действий народов.

Человечество, развиваясь по пути прогресса, постепенно накапливало материальные и духовные ресурсы для удовлетворения своих потребностей, однако ему никогда не удавалось полностью избавиться от голода, нищеты и безграмотности. Острота этих проблем ощущалась каждым народом по своему, и пути их решения никогда прежде не выходили за пределы границ отдельных государств.

Глобальные проблемы явились результатом, с одной стороны, огромных масштабов человеческой деятельности, радикально изменяющей природу, общество, образ жизни людей; с другой стороны – неспособности человека рационально распорядиться этой могучей силой.

Глобальные проблемы:

1) Экологическая проблема.

Хозяйственная деятельность в ряде государств сегодня развита настолько мощно, что она воздействует на экологическую обстановку не только внутри отдельной страны, но и далеко за ее границами. Большинство ученых основной причиной глобального изменения климата считают человеческую деятельность.

Постоянное развитие промышленности, транспорта, сельского хозяйства и т.д. требует резкого увеличения затрат энергии и влечет за собой все возрастающую нагрузку на природу. В настоящее время в результате интенсивной человеческой деятельности происходит даже изменение климата.

По сравнению с началом прошлого века содержание углекислого газа в атмосфере возросло на 30%, причем 10% этого прироста дали последние 30 лет. Повышение его концентрации приводит к так называемому парниковому эффекту, в результате которого происходит потепление климата всей планеты.

В результате человеческой деятельности произошло потепление в пределах 0,5 градуса. Однако если концентрация углекислого газа в атмосфере удвоится по сравнению с ее уровнем в доиндустриальную эпоху, т.е. увеличатся еще на 70%, то произойдут очень резкие изменения в жизни Земли. Прежде всего, на 2-4 градуса, а на полюсах на 6-8 градусов повысится средняя температура, что, в свою очередь, вызовет необратимые процессы:

Таяние льдов;

Поднятие уровня мирового океана на один метр;

Затопление многих прибрежных районов;

Изменение влагообмена на поверхности Земли;

Сокращение количества осадков;

Изменение направления ветра.

Глобальное изменение климата ставит на грань исчезновения ряд видов живых существ, населяющих Землю. Ученые предполагают, что в ближайшем будущем в Южной Европе станет суше, а в северной части континента станет влажнее и теплее. Вследствие этого увеличатся периоды аномальной жары, засух, а также обильных осадков и наводнений, возрастет риск инфекционных заболеваний, в том числе в России, что приведет к значительным разрушениям и необходимости крупномасштабного переселения людей. Ученые рассчитали, что если температура воздуха на Земле повысится на 2С, то водные ресурсы в Южной Африке и Средиземноморье сократятся на 20-30%. До 10 млн человек, проживающих в прибрежных зонах, ежегодно будут подвергаться угрозе наводнений.

Вымрет 15-40% наземных видов животных. Начнется необратимое таяние Гренландского ледового щита, что может привести к повышению уровня моря на 7 м.

2) Проблема войны и мира.

В арсеналах разных стран хранятся ядерные заряды, суммарная мощность которых в несколько миллионов раз превышает мощность бомбы, сброшенной на Хиросиму. Этим оружием можно многие десятки раз уничтожить всякую жизнь на Земле. А ведь сегодня уже и «обычные» средства ведения войны вполне способны причинить глобальный ущерб и человечеству, и природе.

3) Преодоление отсталости.

Речь идет об отсталости комплексной: в уровне жизни, развитии образования, науки и техники и т.д. Немало стран, в которых царит ужасающая нищета нижних слоев населения.

Причины отсталости развивающихся стран:

1. Это – аграрные страны. На их долю приходится свыше 90% сельского населения мира, но они не в состоянии прокормить даже себя, поскольку рост населения в них превышает прирост производства продовольствия.

2. Другая причина - необходимость осваивать новые технологии, развивать промышленность, сферу услуг, требует участия в мировой торговле. Однако она деформирует экономику этих стран.

3. Использование традиционных источников энергии (физической силы животных, сжигание древесины, и различного рода органики), которые ввиду их низкой эффективности, не позволяют существенно повысить производительность труда в промышленности, на транспорте, в сфере услуг, в сельском хозяйстве.

4. Полная зависимость от мирового рынка и его конъюнктуры. Несмотря на то, что некоторые из этих стран обладают огромными запасами нефти, они не в состоянии полностью контролировать положение дел на мировом нефтяном рынке и регулировать ситуацию в свою пользу.

5. Быстро растет долг развивающихся стран развитым, который также служит препятствием на пути преодоления их отсталости.

6. Сегодня развитие производительных сил и социально-культурной среды общества невозможно без повышения уровня образования всего народа, без овладения современными достижениями науки и техники. Однако необходимое внимание к ним требует крупных затрат и, конечно, предполагает наличие педагогических и научно-технических кадров. Развивающиеся страны в условиях бедности не могут должным образом решать эти проблемы.

Политическая нестабильность, обусловленная в первую очередь низким уровнем экономического развития, постоянно создает опасность возникновения военных конфликтов в этих регионах.

Бедность и низкий уровень культуры с неизбежностью влекут за собой неконтролируемый рост населения.

4) Демографическая проблема

Прирост населения в развитых странах незначителен, а в развивающихся – чрезвычайно высок. Подавляющее большинство населения развивающихся стран не имеют нормальных условий жизни.

Экономика развивающихся стран сильно отстает от уровня производства развитых стран, и сократить разрыв пока не удается. Очень тяжелая ситуация в сельском хозяйстве.

Остра и жилищная проблема: большинство населения развивающихся стран живут фактически в антисанитарных условиях, 250 млн. человек живет в трущобах, 1,5 млрд. человек лишены элементарной медицинской помощи. Около 2 млрд. людей не имеют возможности пользоваться безопасной для здоровья водой. От недоедания страдает свыше 500 млн. человек, а от голода ежегодно умирает 30-40 миллионов.

5) Борьба с терроризмом.

Взрывы посольств, захват заложников, убийства политических деятелей, простых людей, в том числе и детей – все это и многое другое мешает стабильному развитию мировых процессов, ставит мир на грань локальных войн, которые могут перерасти в масштабные войны.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27