История 13 16 века. Окончательное присоединение Новгорода произошло в. Россия в XVI в

Согласно реконструкции хронологии, проведённой А.Т. Фоменко и Г.В. Носовским, в 16 веке Русь простиралась на четырёх континентах и включала в себя территории Евразии, северной Африки и более половины территории Северной и Южной Америки.

После развала Руси в начале 17 века правители новых государств, созданных на её бывших территориях, принялись переписывать историю. Такой ход событий сейчас уже мало кого удивляет - многие к этому привыкли, потому что историю в наше время многократно переписывали да и продолжают переписывать дальше.

Нужная для власти трактовка истории - это мощное орудие управления сознанием общества. Новоиспечённым правителям бывших территорий Руси очень хотелось забыть о своём подчинённом положении в прошлом и, что ещё более важно, им хотелось скрыть обстоятельства своего прихода к власти. Ведь раскол единой страны происходил путём свержения законного руководства.

Для придания видимости законности новой власти скалигеровским историкам пришлось придумывать миф о «монголо-татарском» завоевании мира. Материалов, подтверждающих, что это действительно миф, уже очень много, интересующихся мы отправляем к публикациям «Снимаем обвинения с монголо-татар…», «Что прикрыли татаро-монгольским игом?».

Учитывая, что подавляющее большинство придуманных «монголо-татар» на самом деле были носителями генетики русов и говорили они на русском языке, можно даже по официальным данным определить границы Руси 16 века. Для этого необходимо нанести на карту то, что постеснялись сделать мифотворцы от истории. А.Т. Фоменко и Г.В. Носовский делают это в своей книге «Калиф Иван» . Они взяли две карты скалигеровских историков: 1260 года (рис. 1) и 1310 года (рис. 2) и объединили информацию с этих карт, выделив Империю «монголо-татар» темным цветом (рис. 3).


Рис. 1


Рис. 2

Получилась Империя по состоянию на 14 век.

Далее создатели новой хронологии отмечают интересный факт - скалигеровские историки указывают стрелками дальнейшее продвижение «татаро-монголов» в Западную Европу, Египет, Индию, Японию, Малайзию, Таиланд, Вьетнам, Бирму, Индонезию, но осторожно этим и ограничиваются! Стрелки походов есть, а итог этих походов отсутствует. Мол, нет особенного итога. Такая осторожность вполне объяснима, ведь если этот итог нанести на карту, то она станет весьма впечатляющей. Согласно исследованиям А.Т. Фоменко и Г.В. Носовского в 16 веке в Империю также входили значительные территории Северной и Южной Америки. Итог завоевания показан на рисунке 4.

Фактов, подтверждающих существование огромной по сегодняшним меркам Руси в средние века, множество. Малоизвестно, но факт, что французские короли давали присягу на священной книге, написанной на старославянском языке, а иерусалимский патриарх подарил Карлу Великому крест, исписанный русскими надписями .

Другой весьма показательный пример приводится в книге А.Т. Фоменко и Г.В. Носовского «Татаро-монгольское иго: кто кого завоёвывал». Расстояния от столицы Руси - города Владимир - до многих столиц и городов теперь уже других государств, а ранее наместничеств на территориях колоний Руси, подчиняется определённой закономерности.

Для того чтобы определить какая именно закономерность соблюдается в расстояниях от столицы Руси до «областных центров», давайте поставим себя на место завоевателей. Но прежде чем это сделать, отметим одно важное обстоятельство - уровень развития цивилизации присоединяемых территорий был намного меньше уровня Руси (некоторые земли были практически не обжиты), поэтому крупные населённые пункты нам, как завоевателям, придётся строить самим.

В такой обстановке было бы разумно разместить центры новых наместничеств вдоль создаваемых в то время торговых путей на определённом расстоянии от центра Руси (рис. 5). Так и было сделано.

Расстояние это выбиралось по соображениям налаживания оптимального сообщения в сфере торговли, почты и так далее.

Многие столицы ложатся на две окружности с центром в городе Владимир (рис. 6).


Рис. 6

Первая окружность с радиусом около 1800 км. На ней располагаются следующие города: Осло, Берлин, Прага, Вена, Братислава, Белград, София, Стамбул и Анкара. Вторая окружность с радиусом 2400 км. На ней расположены Лондон Париж, Амстердам, Брюссель, Люксенбург, Берн, Женева, Рим, Афины, Никосия, Бейрут, Дамаск, Багдад, Тегеран. И что характерно, если взять любой из перечисленных городов кроме Владимира и сделать его центром Руси, то ничего подобного не произойдёт.

Отсюда можно сделать вывод, что наименование города Владимир имеет вполне определённый смысл - «Владеющий Миром».

Фальсификация истории

После развала Руси на более мелкие государства, новые власти Европы приступили к фальсификации своей истории, а их ставленники в оставшейся части русского государства - Романовы - принялись переписывать историю русского народа. Фальсификация была полномасштабной. Европейцам придумали биографии их правителей и новые языки, возвеличили их вклад в развитие цивилизации, переименовали или исказили географические названия. Русам же, напротив, стали внушать мысли о никчёмности русского народа, книги, содержащие правдивую историю, уничтожали, а взамен делали фальшивки, культуру и образование искажали и разрушали. Привычные русскому уху географические названия из Европы перекочевали в глухие районы на территории Руси. И это, конечно, далеко не всё. Приведём несколько показательных фактов.

Королей Европы списали с Руси

Представьте себе ситуацию: Империя разрушена, на отколовшихся территориях новые и, как сейчас говорят, «нерукопожатные» власти. Что им рассказывать новому поколению? Правду? Нет, самим противно вспоминать, что они были в подчинённом положении и к власти пришли не по закону. Придётся придумать себе прошлое. И обязательно - великое. Для начала придумали правителей. Самый простой и надёжный вариант - это взять за основу биографии правивших династий Руси и на их основе создать липовые истории своих монархов и королей, но только с другими именами и с жизненными событиями, привязанными к условиям новоиспечённых государств.

Именно так появилась западноевропейская династия Габсбургов, которая списана с династического потока царей-ханов Руси 13-16 веков. Подробное описание этого основного династического параллелизма приводится в . Мы ограничимся двумя рисунками из вышеуказанной книги. На рисунке 7 изображено «соответствие Русско-ордынской династии 13-16 веков и династий Габсбургов 13-16 веков».


Рис. 7


Рис. 8

На рисунке 8 изображена «корреляция длительностей правлений русско-ордынских царей-ханов Великой = «Монгольской» Империи 13-16 веков и правителей Империи Габсбургов 13-16 веков». Для того чтобы распознать «династических клонов» этого вполне достаточно. Но в книге приводятся и уникальные повторения в событиях жизни клонов и их прототипов.

Готика - это русский стиль

Интересные метаморфозы архитектурных стилей произошли в 17 веке. В указывается, что с приходом к власти на Руси Романовых произошла смена архитектурных стилей. Причём, внедрённые образцы были выданы затем за «типичные древне-русские». В результате, сегодняшние представления о том, как выглядела Русь до 17 века, во многом совершенно не верны.

Сейчас нас уверяют, что обычный вид церкви - именно тот, который мы видим в наше время: примерно кубическое здание с почти плоской крышей, из которой поднимаются один или несколько барабанов с куполами. Пример «типичного вида» русской церкви - Никольская церковь в Николо-Улейменском монастыре под Угличем (рис. 9).


Рис. 9

Такие церкви разительно отличаются от соборов Западной Европы (например, готического Кёльнского собора, рис. 10). Такое отличие насаждалось искусственно.


Рис. 10

Оно было выгодно фальсификаторам истории, так как им нужно было показать, что между Русью и Европой нет ничего общего.

Однако, А.Т. Фоменко и Г.В. Носовский в приводят факты, которые показывают, что до 17 века основным архитектурным стилем на Руси также как и в её европейских провинциях был готический архитектурный стиль. Это подозрение впервые у них возникло при изучении старой архитектуры церквей известного русского города Углича.

Оказалось, что все церкви города, за единственным исключением, либо построены заново, либо существенно перестроены не ранее 17 века. Новодел имеет привычный для нас вид (рис. 9).

Единственным исключением является известная церковь святого Алексея митрополита Московского в Алексеевском монастыре. Считается, что она построена в 1482 году и осталась в своём первозданном виде - дом с высокой двускатной крышей, на которой возвышаются три башни-шпиля (рис. 11, рис. 12). Бросается в глаза сходство архитектурного стиля этой церкви с Кёльнским собором (рис. 10).


Рис. 11


Рис. 12

Возникает резонный вопрос: церковь 15 века есть, 17 и позже тоже есть, а где же церкви 16 века? Что, 100 лет ничего не строили или они развалились «сами собой»? Дело в том, что церковь Алексея митрополита - большой собор 15 века, один из самых больших в Угличе до сих пор. Построив такой собор в 15 веке, угличане должны были что-то построить и в 16 веке! Вполне обоснованно возникает впечатление, что все церкви Углича в 17 веке были перестроены заново, и только церковь Алексея митрополита волею судьбы осталась и является теперь «белой вороной» среди новодела.

В подтверждение своему предположению авторы книги приводят следующий пример, для чего обращаются к архитектуре известного старого русского Николо-Улейменского монастыря под Угличем. Там стоят две церкви. Одна из них - старая церковь введения (рис. 13, рис. 14).


Рис. 13


Рис. 14

В отличие от новой, «типично древне-русской», старая представляет собой дом с двускатной крышей, который напоминает готический стиль. Позже, в 17 веке, к ней был пристроен «четверик» и надстроена колокольня.

Возникает чёткое ощущение, что в 17 веке подавляющее большинство старых русско-ордынских церквей было перестроено под реформаторский «греческий образец». Более того, было заявлено, будто так оно и было.

Кое-где в России по инерции продолжали строить готические соборы даже до 18 века. Например, церковь Петра и Павла в Ярославле (рис. 15), относимая к 1736-1744 годам.


Рис. 15

В том же стиле возведена мечеть в селе Поисеево Актанышского района республики Татарстан (рис. 16).


Рис. 16

Но в конечном итоге при Романовых готический стиль был вытеснен и забыт. Церкви такого вида либо разрушали и перестраивали, либо старались изменить их облик пристройками, либо приспосабливали под другие нужды. Например, хозяйственные. Яркий пример - старый длинный огромный дом с двускатной крышей, стоящий в Новом Симоновом монастыре в Москве (рис. 17), который в 19 веке использовался в качестве сушильни для зерна.


Рис. 17

Архитектура его в точности соответствует облику старых русских церквей-домов. Возможно, это бывшая церковь монастыря.

Другие примеры церквей в готическом архитектурном стиле:


Рис. 18

Старая русская церковь села Быкова (рис.18);

Новый Никольский собор в Можайской крепости 1814 года (рис19);

Старинная церковь в Лужецком монастыре Можайска, которая, вероятно, также имела вид готического дома (рис. 20);

Мечеть в Старых Киязлах, республика Татарстан (рис. 21);

Мечеть в Нижней Ошме, республика Татарстан (рис. 22).

И в заключение этой темы, приведём один пример соответствия стилей русской и немецкой церквей. На рисунке 23 изображена немецкая церковь Клементскирхе в городе Майен, недалеко от Бонна.

Её купол выполнен в виде закручивающихся вверх спиралей. Считается, что купол такой формы был создан между 1350 и 1360 годами. Причины такого исполнения купола накрепко забыты, а вместо них придумана история о чёрте, который скрутил эту башню штопором.

По словам авторов на самом деле здесь мы сталкиваемся со старым стилем русско-ордынской архитектуры 14-16 веков. Если мы сравним купол германской Клементскирхе со спиралевидными куполами собора Василия Блаженного в Москве (рис. 24), то сразу поймём, что здесь и там - один и тот же стиль.

Украшенные спиралями башни-минареты сохранились также на Востоке и в Азии…

Орган - это русский инструмент

Скалигеровские историки рисуют образ русского человека в виде грубого мужика в лаптях и ушанке. Само собой, что ни о какой высокой культуре вообще и музыкальной в частности речи не идёт. Всё что нам отводится - это незатейливые пляски вокруг костра, примитивные матерные частушки, бубен, ложки, визгливый писк дудок и бренчание балалайки, в крайнем случае - гусли. Всё это бесконечно далеко от изысканного Версаля с кружевами, скрипками и органами.

На самом деле всё это не так. Возьмём, например, орган. До прихода Романовых на Руси орган был широко распространённым инструментом, но с их приходом к власти, началась борьба с русским культурным наследием - органы запретили. А после замены Петра I на двойника началось тотальное искоренение органов даже из русского домашнего быта!

Обратимся к свидетельствам современников «культурной зачистки», которые приводят А.Т. Фоменко и Г.В. Носовский в своей книге .

В 1711 году в Амстердаме вышло «Путешествие через Московию в Персию и индию» голландского путешественника Корнелиуса де Брюина, который бывал в Москве в 1700 году. Одновременно с ним в Москве был итальянец Филипп Балатри, который «к своему удивлению, обнаруживает: во многих домах есть органы оригинальной конструкции, но их почему-то прячут в шкафах. Позже удаётся узнать: Пётр запретил их как наследие древней Руси. Свадьба шута Шанского под Кожуховым в 1697 году была едва ли не последним московским народным гулянием с 27 органами…».

«Не меньшее впечатление производит и музыка. Де Брюину её приходится слышать повсюду - гобоистов, валторнистов, литаврщиков в военном строю и во время торжественных шествий, целые оркестры самых разнообразных инструментов вплоть до органа у триумфальных ворот, на улицах и в домах, наконец, удивительное по стройности звучание певческих ансамблей. Без этого не обходился ни один праздник в Московии».

«…с основанием Петербурга резко сократилось среди вольных музыкантов число органистов. Органисты ещё есть в Москве, и их уже почти нет в Петербурге. Делали своё дело мода и личный вкус Петра I. Сказалась гибель в московском пожаре 1701 года старой, превосходно налаженной кремлёвской мастерской органов и клавесинов. Восстанавливать её не стали - у Петра были иные вкусы на самую застройку Кремля. За новую мастерскую никто не стал браться. Меньше музыкантов стало среди владельцев московских дворов. Безработица? Подкравшаяся бедность? Это не так сложно проверить по другому виду учёта жизни горожан - тщательно регистрировавшимся и облагавшимся налогом актам купли-продажи. И вот что открылось: органисты меняли профессию…»

А на Западе органы сохранились до нашего времени и их задним числом объявили исключительно западноевропейским изобретением…

Германия - это Великая Пермь

Давайте в очередной раз поставим себя на место фальсификаторов истории, которые пытаются скрыть великое прошлое Руси.

Империя распалась, а множество названий городов и территорий отколовшихся провинций звучат на русском языке и прочно вошли в летописи. Что делать? Можно уничтожить все летописи и запретить употреблять старые названия европейских провинций. Эффективно ли это? Нет - долго и трудоёмко. Проще взять известное название, сделать табличку с надписью «город N» и поставить её в какой-нибудь глуши, объявив, что так было всегда. А европейцы сами с радостью забудут о русском влиянии. Так и сделали. Поэтому фальсификация географического положения коснулась не только «монголов» с Монголией, которую на бумаге перенесли к границе Китая. В приведена очень любопытная информация о том, какая территория на самом деле называлась Великой Пермью.

О Пермской земле часто упоминают летописи, в которых сообщается, что это - мощное в военном отношении государство, очень богатое. Находится оно рядом с Югрой. Югра - это Венгрия по-старорусски. В русском языке Уграми называют народы, говорящие на финно-угорских языках. В истории средних веков известно только одно сильное в военном отношении угорское государство - это Венгрия. Считается, что Пермскую землю удалось окончательно присоединить к Руси только в 15 веке.

В книге приводятся следующие несколько искажённые современными историками летописные сведения: «Новгородцы, совершая через пермскую землю военно-торговые походы в Югорскую землю… принудили коми (на самом деле Пермь, так как в летописях говорится именно Пермь, а не Коми - прим. Носовского и Фоменко) к уплате дани. С 13 века Пермская земля постоянно упоминается в числе новгородских волостей. Новгородские «мужи» собирали дань с помощью сотников и старост из верхушки местного населения; продолжали существовать и местные князья, сохранившие известную долю самостоятельности… христианизация края, проведённая епископом Стефаном Пермским (в 1383… основал Пермскую епархию, составил азбуку для зырян)».

«В 1434 Новгород вынужден был уступить в пользу Москвы часть своих доходов с Пермской земли… В 1472 к Москве была присоединена… Пермь Великая… местные князья были низведены на положение слуг великого князя».

Таким образом, Пермская земля имела своих князей, бывших до 15 века независимыми государями. Она имела своего епископа и свою особенную азбуку.

А что нам говорят скалигеровские историки? Большая советская энциклопедия указывает: «Пермская земля - название в русских летописях территории западнее от Урала по рекам Каме, Вычегде и Печоре, населённая народом коми (в летописях - Пермь, пермяки, а также зыряне)».

Во-первых, народности коми, живущие по реке Каме (коми и Кама - это однокоренные слова) вовсе не называют себя ни пермяками, ни зырянами! Эти названия присвоены коми уже при Романовых. Дело в том, что город Пермь до 1781 года был просто селом и назывался… Егошиха! Село Егошиха по официальным данным появилось в 17 веке. Название Пермь было присвоено Егошихе вскоре после подавления «бунта Пугачёва», который на самом деле был ни чем иным, как гражданской войной между Московией и Великой Тартарией, после которого Великая Тартария перестала существовать и память о ней была уничтожена. В тот же год что и Пермь - 1781 - появилась и Вятка, но это тема для отдельного рассказа…

Во-вторых, вышеуказанная энциклопедия говорит, что «народ коми не имел своей письменности». По другим источникам, для богослужения на языке коми в 17 веке использовалась письменность на основе кириллицы, но - не азбука Стефана Пермского! Куда делась азбука и почему никто там не помнит просветителя Стефана? Да не было в Егошихе Стефана и особенной азбуки, но об этом ниже.

В-третьих, Большая советская энциклопедия сообщает, что «хозяйство Коми края долгое время оставалось натуральным… в 17 веке на весь край было только два посада Яренск и Турья, одно торговое село Туглим… Лишь постепенно, в 17 и особенно 18 вв., развивается торговля и складываются местные рынки». К началу 20 века «коми-пермяки представляли собой небольшую народность… обречённую на полную утрату своей национальной культуры… За годы Советской власти созданы литературный язык и письменность». Есть ли здесь признаки могучего в военном отношении и богатого княжества? Мы их совершенно не наблюдаем. Не над чем там было княжить до 17 века - Егошихи даже не было.

В-четвёртых, возьмём карту Европы и посмотрим, каким образом новгородцы (Новгород - это Ярославль) совершали «через пермскую землю военно-торговые походы в Югорскую землю» (то есть в Венгрию) и вспомним странный рассказ Карамзина: «Монголы более и более распространяли свои завоевания и чрез казанскую Болгарию дошли до самой Перми, откуда многие жители, ими утеснённые, бежали в Норвегию». Что это за «зигзаги удачи»?

Великая Пермь, подчеркнём слово «Великая», которое ясно указывает на её большое значение, не могла находиться там, куда её поместили при Романовых.

А где же тогда она была? А.Т. Фоменко и Г.В. Носовский дают обоснование того, что Великая Пермь - это на самом деле территория Южной Германии, Австрии и Северной Италии.

На это указывают некоторые явные следы в географических названиях. Например, в Северной Италии известен старинный город Парма, в названии которого чётко звучит Пермь. А в столице Австрии городе Вене до сих пор стоит собор Святого Стефана (рис. 25).


Рис. 25

Может быть это и был знаменитый Стефан пермский, просветитель Перми? Слово Германия, возможно, является вариантом слова Пермь.

Тогда становится понятным, почему в истории народа коми и села Егошиха позабылась азбука Святого Стефана. И здесь же можно предположить, что азбука эта была латинская и именно её распространяли среди европейцев для культурного размежевания Европы и Руси…

-----------------------

Калиф Иван / А.Т. Фоменко, Г.В. Носовский. - М.: Астрель:АСТ; Владимир: ВКТ, 2010. - 383 с.

Татаро-монгольское иго: кто кого завоёвывал / А.Т. Фоменко, Г.В. Носовский. - М.: Астрель:АСТ; Владимир: ВКТ, 2010. - 380 с.

«Советник» - путеводитель по хорошим книгам.

Из статьи Алексея Кулагина „Раскол Руси”.

Русь в 13 веке переживала период княжеских междоусобиц. Пока внутри страны шла борьба за власть и земли между князьями, со стороны Азии надвигалась значительная угроза – татаро-монгольские племена под предводительством Чингизхана.

Борьба с монгольскими завоевателями

Основные события 13 века на Руси сосредоточились вокруг борьбы с монголо-татарским нашествием. Поначалу оно не задевало Русь, однако князья согласились прийти на помощь половецкий князьям. Дальнейшие события в хронологическом порядке изложены в таблице:

Рис. 1. Хан Батый.

Фактически на этом список важных событий заканчивается – конец 13 века не принес никаких изменений, Русь продолжала находиться под властью ордынцев, которые поощряли княжеские междоусобицы.

Борьба со шведами и немцами

Почти одновременно с нашествием из Азии началась экспансия Запада на русские земли. Так, в 1240 году рыцари-крестоносцы, обосновавшиеся в Прибалтике, стали угрожать Псковским и Новгородским землям. За общую идею – распространение идей католичества – должны были выступить объединенные шведско-немецкие силы, однако шведы напали на Русь первыми.

15 июля 1240 года произошла Невская битва. Шведский флот вошел в устье Невы, но на помощь новгородцам по их просьбе пришел сын владимирского князя Ярослава Всеволодовича Александр. Он выступил с войском, выбрал стратегию внезапности и быстроты натиска, поскольку по численности его войско уступало шведскому. Благодаря стремительности удара была одержана победа, за которую молодому Александру дали прозвище Невский.

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

Рис. 2. Александр Невский.

Но на этом борьба Руси с завоевателями не закончилась. на этот раз против Пскова и Новгорода выступили немецкие рыцари, набравшиеся сил. Александр Невский снова пришел им на помощь.

В 1242 году, 5 апреля, русские ратники и крестоносцы сошлись на льду Чудского озера. Войско Александра действовало слаженно и снова одержало победу. Многие рыцари под тяжестью своего обмундирования просто провалились под лед. Впоследствии эта битва будет названа Ледовым побоищем.

С 1251 по 1263 года длилось княжение Александра Невского.

Культура Руси 13 века

Культура Древней Руси 13 века имела в своей основе культуру восточнославянских племен. Многие ее памятники утрачены из-за монголо-татарского нашествия много своих памятников. Сохранились некоторые образцы зодчества – церкви и соборы, а также церковная живопись – иконы – и памятники литературы. В это время стали писать притчи, появился такой жанр, как житие, а самым известным произведением этого периода является “Моление” Даниила Заточника.

Рис. 3. Церковь 13 века.

Влияние на культуру Руси этого периода имели кочевые народы и страны Западной Европы. а также Византия, что связано с принятием христианства. Она имела особые черты, такие как медленные темпы развития, преобладание религиозного мировоззрения и почитание прошлого.

Основные политические центры, такие как Владимир, Суздаль, Галич, Новгород, были в то же время центрами культурными. Из-за нашествия монголов и их постоянных разрушительных набегов были утрачены многие секреты ремесел, в частности, изготовления ювелирных изделий. Сильно уменьшилась и численность населения.

Что мы узнали?

Чем жила Русь в 13 веке и кто были ее основные военные противники – это татаро-монголы и рыцари-крестоносцы, которые хотели насадить католичество. Также узнали, кто правил на Руси в 13 веке и какой правитель спас Псковское и новгородское княжества от тевтонских рыцарей. Рассмотрели, как военные события повлияли на ход истории, а также на культуру Руси. Установили, какие города были культурными центрами и какие тенденции преобладали в зодчестве, литературе и живописи. В общих чертах рассмотрели состояние культуры в этот период и ее основные особенности.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4 . Всего получено оценок: 379.

Полный курс русской истории: в одной книге [в современном изложении] Соловьев Сергей Михайлович

Часть вторая: Московская Русь (XIII–XVII века)

автора

Русь удельно-вечевая *XII–XIII века* Олеговичи и Мономаховичи от 1125 до 1147 года Олеговичами называют в нашей истории потомков Олега, Мономаховичами - потомков Мономаха, двух знаменитых князей, ссоры которых причинили столько несчастий Русской земле. Несчастия еще более

Из книги История России в рассказах для детей автора Ишимова Александра Осиповна

Русь покоренная *XIII–XIV века*

Из книги История России в рассказах для детей автора Ишимова Александра Осиповна

Московская Русь *XV–XVI ВЕКА* Новое состояние России от 1480 до 1498 года С того времени, как Россия избавилась от власти жестоких татар, как она опять стала независимым государством, все в ней как будто переродилось, все получило другой вид! Имя Иоанна начало греметь еще больше,

Из книги История Российского государства в стихах автора Куковякин Юрий Алексеевич

Глава XXIII На пороге XIII века Русь рассыпалась на многочисленные уделы За Александром вскоре ушел и князь Андрей. Князь Ярослав их клана занял престол скорей. Признав своим, новгородчане прислали князю уговор, Где все условия назвали (его правленья - договор.) Князь дал

Из книги Интеллектуалы в средние века автора Ле Гофф Жак

ЧАСТЬ II. XIII век. ЗРЕЛОСТЬ И ЕЕ ПРОБЛЕМЫ Очертания XIII века XIII столетие - это век университетов, поскольку он является веком корпораций. В каждом городе, где имеется какое-нибудь ремесло, объединяющее значительное число занятых им, ремесленники организуются для защиты

Из книги Троянская война в средневековье. Разбор откликов на наши исследования [с иллюстрациями] автора

27. «Античная» Вторая Римская империя в X–XIII веках н. э. и в XIII–XVII веках н. 3 Кроме описанного выше соответствия, Вторая империя и Священная империя Х - ХШ веков содержат в самом своем начале по три крупных правителя. Собственно, с них и начинаются обе сравниваемые империи.

автора Коллектив авторов

РУСЬ В XIII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIV ВЕКА РУСЬ ДО И ПОСЛЕ ТАТАРО-МОНГОЛЬСКОГО НАШЕСТВИЯ К началу XIII столетия на Руси существовало двенадцать фактически самостоятельных крупных политических образований, именовавшихся «землями». В большинстве из них - Волынской и Галицкой,

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока автора Коллектив авторов

РУСЬ В XIII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIV века Веселовский С.Б. Очерки по истории класса служилых землевладельцев. М., 1969.Горский А.А. Русские земли в XIII–XIV веках: пути политического развития. М., 1996.Горский А.А. Москва и Орда. М., 2000.Горский А.А. Русь: От славянского Расселения до

автора

Часть первая. Днепровская Русь IX–XIII века

Из книги Полный курс русской истории: в одной книге [в современном изложении] автора Ключевский Василий Осипович

Часть вторая. Верхневолжская Русь XIII–XV века

Из книги Полный курс русской истории: в одной книге [в современном изложении] автора Ключевский Василий Осипович

Часть третья. Московская Русь XV–XVII века

Из книги Раскол Империи: от Грозного-Нерона до Михаила Романова-Домициана. [Знаменитые «античные» труды Светония, Тацита и Флавия, оказывается, описывают Велик автора Носовский Глеб Владимирович

11. Завершая рассказ о Великой Смуте XVII века, Иосиф Флавий «перескакивает назад» в конец XII - начало XIII века То есть к казни Андроника-Христа и последовавшему за этим походу-мщению Орды на Царь-Град Как мы обнаружили, Флавий, Светоний и Тацит завершают свой рассказ Великой

Из книги История России в занимательных рассказах, притчах и анекдотах IX - XIX вв автора Автор неизвестен

Древняя и средневековая Русь (IX-XVII века) .^древнерусское государство возникло в Восточной Европе в последней четверти IX века в результате объединения двух центров восточных славян - Новгорода Великого и Киева - под властью князей из династии Рюриковичей. Сближение

Из книги Крещение Руси [Язычество и христианство. Крещение Империи. Константин Великий – Дмитрий Донской. Куликовская битва в Библии. Сергий Радонежский – изоб автора Носовский Глеб Владимирович

6. ОЧКИ БЫЛИ ИЗОБРЕТЕНЫ В XIII ВЕКЕ. СЛЕДОВАТЕЛЬНО, СТАРИННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ «АНТИЧНЫХ» ЛЮДЕЙ В ОЧКАХ ДАТИРУЮТСЯ НЕ РАНЕЕ XIII ВЕКА И ПОКАЗЫВАЮТ НАМ, СКОРЕЕ ВСЕГО, ПЕРСОНАЖЕЙ XIII–XVII ВЕКОВ Из истории технологии известно, что очки были изобретены в XIII веке. Считается, правда, что

Из книги История России: конец или новое начало? автора Ахиезер Александр Самойлович

Из книги Троянская война в средневековье. [Разбор откликов на наши исследования.] автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

27. «Античная» Вторая Римская империя в X–XIII веках н. э. и в XIII–XVII веках н. э Кроме описанного выше соответствия, Вторая империя и Священная империя X–XIII веков содержат в самом своем начале по три крупных правителя. Собственно, с них и начинаются обе сравниваемые империи.

От Руси к России: внешняя политика (13-16 вв.).

К середине 13 века русские земли оказались между Золотой Ордой и Великим княжеством Литовским. В Прибалтике на землях, населенных литовскими племенами, возникло раннефеодальное государство. Центр русской политической жизни переместился в северо-восточную (Владимиро-Суздальскую) и северо-западную (Новгородскую) Русь. На этой территории, на основе древнерусской народности складывалась великорусская народность. Главным в социальном развитии 14-15 вв. являлся интенсивный рост феодального землевладения. Основной формой была вотчина. С середины 14 века наблюдался значительный рост монастырского землевладения. Монголы, заинтересованные в сохранении своего господства, оставили земельные владения в руках церкви. Подъем с/х создал благоприятные условия для восстановления и развития русских городов. Разгром старых крупных городов, таких как Владимир, Суздаль, Ростов и изменение характера экономических и торговых связей и путей привели к тому, что в 13-15 вв. значительное развитие получили Тверь, Нижний Новгород, Москва, Коломна. Города становились центрами не только внутренней, но и внешней торговли, основными направлениями которой были западное (Литва, Польша) и восточное (Кавказ, Крым, Средняя Азия).

Борьба за свержение золотоордынского ига стала в 13-15 вв. главной национальной задачей. Восстановление экономики страны и ее дальнейшее развитие создали предпосылки для объединения русских земель. В конце 13 начале 14 вв. стремительно возвышается Московское княжество.

Подводя итог развития Руси в первые два столетия после монгольского разорения, можно утверждать, что в результате героического созидательного и ратного труда русского народа на протяжении 14 и первой половины 15 в. были созданы условия для создания единого государства и свержения золотоордынского ига. Борьба за великое княжение шла уже, как показала феодальная война второй четверти 15 в., не между отдельными княжествами, а внутри Московского княжеского дома. Активно поддержала борьбу за единство русских земель православная церковь. Процесс образования Российского государства со столицей в Москве стал необратим.

Конец 15 в. историки определяют как переход от средневековья к Новому времени. Российское централизованное государство сложилось на северо-восточных и северо-западных землях Киевской Руси, ее южные и юго-западные земли были включены в состав Польши, Литвы, Венгрии. Его образование было ускорено необходимостью борьбы с внешней опасностью, особенно с Золотой Ордой. Завершение процесса объединения русских земель вокруг Москвы в централизованное государство приходится на годы правления Ивана 3 (1462-1505) и Василия 3 (1505-1533). При Иване 3 было окончательно свергнуто независимое золотоордынское иго. При нем в отношении нашего государства стали использовать термин Россия. Опираясь на мощь Москвы, удалось завершить объединение северо-восточной Руси. В 1468 г. было окончательно присоединено Ярославское княжество. В 1472 г. началось присоединение Перми Великой. В 1485 г. Тверь перешла к Москве. В 1489 г. в состав государства вошла Вятская земля, важная в промысловом отношении. В 1503 г. многие князья западных русских областей (Вяземские, Одоевские, Воротынские, Черниговские, Новгород-Северские перешли от Литвы к Московскому князю). В 1480 г. было окончательно свергнуто монголо-татарское иго. Это произошло после столкновения московских и монголо-татарских войск на реке Угра. Русь окончательно лет до 1480 г. прекратила платить дань Золотой Орде. В 1502 крымский хан Менгли-Гирей нанес сокрушительное поражение Золотой Орде, после чего ее существование прекратилось. При Василии 3: в 1510 г. присоединили Псков. В 1514 г. в состав Московского государства вошел Смоленск, отвоеванный у Литвы. В 1512 г. в состав России вошла Рязанская земля, уже находившаяся в зависимости от Москвы. Таким образом, завершился процесс объединения северо-восточной и северо-западной Руси в одном государстве. Образовалась крупнейшая в Европе держава, которая с конца 15в стала называться Россией.

Раздробленность постепенно сменялась централизацией . Начал складываться централизованный аппарат управления - Дума. Она состояла из 5-12 бояр и не более 12 окольничих . Кроме московских бояр, с середины 15 в. в Думе заседали и местные князья из присоединенных земель, признавших старшинство Москвы. Боярская Дума имела совещательные функции о "делах земли". Будущая приказная система выросла из двух общегосударственных ведомств: Дворца и Казны. Дворец управлял землями великого князя, Казна ведала финансами, государственной печатью и архивом. В 1497 г. был принят новый закон сводов единого государства - Судебник Ивана 3 . Он включал 68 статей и отражал усилие роли центральной власти в государственном устройстве и судопроизводстве страны.

Внешнеполитическая история рассматриваемого времени предельно насыщена военными столкновениями, войнами. Протяженность и открытость российских границ, незащищенность их какими-либо естественными препятствиями, уязвимость для вторжения извне обуславливали характер военной опасности, что рождало необходимость постоянного наращивания военного потенциала Московского государства, выдвигало на первый план военные средства разрешения внешнеполитических задач.

Одной из целей внешней политики Московского государства являлось развитие, расширение международных связей, поддержание постоянных дипломатических и торговых отношений с различными государствами. Присоединение Казани (1552г) и Астрахани (1554-56гг.) открывало более широкие возможности для налаживания контактов со странами Средней Азии, Кавказа, Ираном. Немалая роль принадлежала дипломатическим и торговым связям с Германской империей, Англией, итальянскими государствами. Иван 4 придавал особое значение внешней торговле с Англией. В 80-90-е годы наблюдалось дальнейшее сближение с кавказскими владетелями. В 1586 г. русское подданство было принято кахетинским царем Александром. Упрочились связи Московского государства с наиболее крупным государственным образованием Северного Дагестана.

Московское княжество возникло в конце жизни Александра Невского (1263 г.), разделившего между сыновьями свои земли. Основателем московской династии стал младший сын Александра Невского Даниил. Он укрепил и расширил границы своего первоначально незначительного княжества. Его смерть (1303 г.) до занятия великого владимирского стола лишала, согласно лествичному праву , потомков Даниила Александровича легитимных претензий на великое княжение. Однако сыновья Даниила Александровича вступили в борьбу за великокняжеский владимирский стол с тверскими князьями. Борьба за ордынский ярлык велась с переменным успехом, но в 1327 г. Иван Калита Московский вместе с татарским войском подавил восстание в Твери против насилия ханского баскака Чолхана (Шевкала). Великий князь Владимирский и Тверской Александр Михайлович был лишен престола и бежал в Псков. Ярлык на великое владимирское княжение перешел к Ивану Калите. С этого времени начинается длительный и сложный процесс объединения русских земель вокруг Москвы и формирование на основе разрозненных политических образований единого Русского (Московского) государства и общерусской системы государственного управления.

Иван Калита, пользуясь полным доверием в Орде, получил право сбора дани со всей Руси и доставки ее в Орду. Это стало мощным рычагом роста финансового и экономического могущества Москвы, расширения территории княжества и подавления соперников. Частые поездки в Орду, демонстрация показного “смирения”, лесть и подкуп кочевой элиты нормализовали русско-ордынские отношения. На 40 лет русские земли избавились от татарских набегов. Ивану Калите удалось методично поставить под свой контроль Владимиро-Суздальские земли, подавив как местный княжеский сепаратизм, так и народные выступления и многочисленных “татей”.

Используя все средства, нередко аморальные, - насилие, интриги, подкуп, а также брачные связи, княжеские договоры, союзы и др., Иван Калита и его преемники постоянно расширяли границы Московского княжества. Опираясь на военную поддержку Золотой Орды, они не только захватывали удельные княжества или отнимали у них “спорные” территории, но часто скупали земли, заключали договоры с ослабленными удельными князьями, превращавшимися в вассалов Москвы. Удельные князья и местная знать вливались в правящую элиту Московского княжества, получая свои или другие вотчины, но уже на правах службы московскому князю.

Духовной основой формирования единого Русского государства было православие.

Русская Православная Церковь, как говорилось выше, была не только одним из факторов религиозного единства русского народа, но и представляла собой институционализированный каркас этого единства. Епископы назначались в отдельных землях с санкции местного князя, участвовали в заседаниях советов при князе, заботились об укреплении княжеств, противодействовали некоторым акциям московских князей, что нельзя рассматривать как проявление церковного сепаратизма, так как политическая интеграционная роль Москвы определилась не сразу. Поэтому ориентация митрополита Петра на Москву, а затем перенос Феогностом (1328-1353 гг.) митрополичьей кафедры в Москву превратил ее в духовный и церковный центр русских земель, что создавало предпосылки для претензий Москвы на наследство Киевской Руси и представительство интересов всех русских.

Победа на Куликовом поле (1380 г.) не позволила Дмитрию Донскому свергнуть иго, но Москва окончательно закрепила за собой роль общенационального центра.. Переход на новый принцип престолонаследия (от отца к сыну) привел к династической войне 1433-1453 гг. Несмотря на огромные бедствия и тяжелые неудачи в ходе войны, Василий II Темный отстоял свою власть, и процесс объединения русских земель вступил в завершающую фазу - Московское княжество из удельного превращалось в Русское государство.