Грех тщеславия в чем выражается. Тщеславие. Как оно проявляется и как с ним справиться? Что значит тщеславный человек

Тщеславие – насущная потребность личности в почестях, почитании, похвалах и суетной, пустой славе; стремление хорошо выглядеть в глазах окружающих.

Однажды одному воздушному шарику надоело, что его кто-то держит на ниточке, и захотелось ему отделиться от своего обладателя. Вырвался он из руки ребёнка и взмыл ввысь. Подхватил его ветер и понёс, а шарик смотрел вниз на своих друзей, что остались там колыхаться на ниточках, и загордился. - Вот, я - свободный шар, лечу, куда хочу. А вы - рабы своих хозяев. Посмотрите, какой я большой и как много во мне воздуха, не то, что вы. Вы по сравнению со мной - мелочь пузатая, - говорил он, раздувая щёки. Шарик поднимался всё выше и выше, и чем выше он поднимался, тем больше раздувался от гордости, а чем больше он раздувался, тем выше возносился, пока не лопнул от распиравшей его гордыни.

В умах людей существует три концепции счастья: благости, страсти и невежества . Человек в благости видит счастье в жизни для людей, ему хочется «сеять разумное, доброе, вечное», приносить пользу окружающим людям, то есть для него счастье в бескорыстной деятельности на благо всех. К сожалению, людей с такой концепцией счастья ничтожно мало. Виноват в этом эгоизм человека. Именно он управляет личностью, мотивирует ее мысли, действия и поступки, порождая жгучее желание жить для себя.

Концепция счастья в страсти означает: «Я хочу жить для себя, но я не желаю никому делать вреда, я хочу, чтобы все были тоже счастливы, но я в первую очередь. Они могут быть со мной счастливы, если я буду с ними счастлив. Я законопослушен, но если эти законы мешают мне быть счастливым, то я буду стараться их обойти. Я уважаю всех окружающих людей, но если они мне не дают быть счастливым, то я буду стараться делать так, чтобы счастье перетекло ко мне, а не к ним”. А дальше, внимание: «Я хочу быть удовлетворенным и достойным уважения. Все должны меня уважать. Я хочу славы, почета».

Когда разум человека полностью захвачен и полонен эгоизмом, он видит счастье в удовлетворении только своих потребностей. Концепция счастья в невежестве – рвать и тянуть все к себе, ни с кем и ни с чем не считаться, никого не уважать, быть жестоким, вести себя абсолютно независимо от общества, жить по «понятиям». «Все, кто считает, что я не правильно живу или все, кто мешает мне жить таким образом, — они за это поплатятся. То есть, я буду действовать так, как считаю нужным, используя законы и беззаконие в своих личных интересах».

Подавляющая часть людей живет в страсти и невежестве. Из эгоистических концепций счастья вытекает тщеславие, оно их детище, прямое следствие и абсолютно предсказуемый результат. Можно «похоронить» тщеславие, не изменив концепции счастья людей? Безусловно, нет. Это утопия, благое пожелание, пустая мечта и фантазия. С тщеславием не сладить, если не поменять вкус к счастью. Может быть тщеславным человек с концепцией счастья в благости? Конечно, нет. Бескорыстное служение людям, искреннее желание всем счастья ни каким боком не соприкасается с тщеславием.

Люди на все явления жизни смотрят исходя из своей концепции счастья. Например, человеку в невежестве благостный человек кажется святошей, слюнтяем. Он смотрит на него, как на заморскую диковинку. Человек в страсти кажется ему простаком, работягой, ишаком, который пашет от зари до зари и радуется своей крошечной зарплате. Зачем столько вкалывать, если можно быстро кого-то ограбить, обнести квартиру или взять банк? Человек в невежестве кажется ему уважаемым, серьезным, умным и продвинутым. Девушка в невежестве кажется ему очень красивой, «своей в доску», а на девушку в благости он смотрит и думает: «Телка явно не в себе». Девушку под влиянием концепции страсти он воспринимает как излишне прямолинейную и простую, а женщину в невежестве он считает хорошей, она любому голову оторвет, кроме меня. Мощная, очень классная баба.

На качества личности люди смотрят точно также – через призму своей концепции счастья. Поэтому тщеславие с позиций благости – несомненно, порочное качество, с позиций страсти – если без фанатизма, то вполне приемлемое качество личности. С позиции невежества тщеславие одно из самых лучших качеств, каким должен обладать серьезный, реальный «перец» и продвинутая телка. Клево, если телка хочет славы, организуем в момент. И что мы видим, приходит этакий братан к продюсеру, сует ему пистолет в ухо и зловещим голосом говорит: «Тебя, скотина, вежливо спрашивают: «Будет моя Нинка через неделю звездой эстрады?»

Вполне понятно, что автор не предполагает учить своего читателя «плохому» и поэтому рассматривает все качества личности с позиции концепции счастья в благости, делая небольшие уступки господствующей в обществе концепции счастья в страсти.

Тщеславие рассматривает любого человека или ситуацию через призму: «А что я за это буду иметь?» При этом старается казаться кем-то, а не быть им реально. Казаться более значительным, нежели есть на самом деле – одно из его свойств. Чтобы быть кем-то, нужно стремиться к совершенствованию, самореализации, а чтобы казаться – достаточно самоутверждаться за счет других, псевдоразвиваться, унижать, принижать и осмеивать других людей. Самообманом, имитацией роста тщеславие добивается самоудовлетворения от иллюзии собственного превосходства. Это духовно порочное состояние личности на запущенных стадиях может перерасти в звездную болезнь, в манию величия, постоянное ожидание похвалы, самодовольную паранойю, когда человеку без всяких оснований становится ясно, что он Бог, царь и гениальность.

Самосовершенствование и самоутверждение по своей сути противоположны. Первое предполагает личностный рост, стремление развить свои способности, раскрыть свой духовный потенциал. Цель самосовершенствования будет максимально реализована, если человек сфокусирован исключительно на своем росте, а не на мыслях перед кем он сможет потом похвастать своими достижениями. Самоутверждение, присущее тщеславию, как раз задействовано на пиаре своих мнимых способностей для получения почестей, восхищения и одобрения, доказательства того, что оно лучше других. Тщеславие духовно парализовано, у него отсутствует желание личностного роста.

Когда человек идет ради людей к высокой бескорыстной цели, нужно быть крайне бдительным, чтобы не попасть в расставленные силки тщеславия. Зачастую, совершая благочестивый поступок или реализуя свое предназначение перед обществом, где-то в глубинах подсознания зашевелится «червячок» ожидания восхищения, суетных похвал, произведенного впечатления на родных и знакомых от реализованной цели. Тщеславный помысел – этого червячка надо давить решительно и сразу, иначе можно испоганить всю цель и испортить весь труд. Надо держать в уме слова В. Маяковского: «Мне наплевать на бронзы многопудье, мне наплевать на мраморную слизь» и крайне осознанно понимать истину: творящий ради славы, получает награду здесь, а, следовательно, не получит ее из рук Бога. Тщеславие, как вор, похищает не только наш реализованный замысел, который мы посвящали Богу и людям, но и награду за него. Тот же эффект получается после хвастовства окружающим своими хорошими поступками.

Тщеславие, прилепившись к какой-либо добродетели, обесценивает ее перед Богом. «Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою». Это касается не только милостыни, но и любого доброго дела. Удовлетворил свое тщеславие перед людьми? – уже получил награду свою. Ларошфуко подметил: «В основе так называемой щедрости обычно лежит тщеславие, которое нам дороже всего, что мы дарим».

Как бы окружающие не изощрялись в похвалах, тщеславие ненасытно требует новых похвальных доз и обижается, раздражается и конфликтует, когда иссякают хвалебные панегирики. Постепенно тщеславие перерастает в вечно обиженную, недовольную, постоянно жалующуюся на кого-нибудь особу. Изнанка тщеславия – пустая показуха. На результат тщеславия нельзя смотреть без сожаления и грусти. Не будем никого конкретно осуждать. Просто посмотрите в кого превращаются, пораженные этим недугом, некоторые «звезды» эстрады. Жуткое зрелище.

Есть три качества личности противоположные простоте – это тщеславие, лицемерие и зависть. Достаточно обладать одним из этих качеств, чтобы человек не мог быть простым. Кроме этого, тщеславие занимает третье место в числе качеств людей, наделенных демонической природой – это гордость, высокомерие, тщеславие, гневливость, грубость и невежество. Тщеславие, отчетливо понимая, сколь много проигрывает, дистанцируясь от простых людей, маскируется под внешними признаками простоты. Как часто мы видим тщеславие ряженую в простоту – известные публичные личности внешне скромно одеты, неряшливо одеваются и пренебрегают своим внешним видом, и все это ради того, чтобы скрыть свою потребность в почестях и славе. Существует рассказ о том, как Сократ сказал некоему оратору, взошедшему на трибуну в старых и оборванных одеждах, следующее: «Юный афинянин, твое тщеславие смотрит из всех дыр твоей хламиды!»

Тщеславие падко на лесть и, как наркоман, зависимо от людских оценок. В его окружении всегда толкутся люди, которые охотно подпитывают данное качество личности. По словам В. Даля «тщеславие способно к унижению и подлостям, лишь бы ему гласно и наружно поклонялись; оно принимает и самую пошлую лесть, вызывающую на самохвальство». Когда неуверенный в себе, пустой человек слышит сладкоречивые речи насчет своих сомнительных добродетелей, у него «сносит крышу» от тщеславия, и он полностью утрачивает мизерную способность критически относиться к своим словам, действиям и поступкам. «Подсев» на наркотике почестей и похвал, тщеславие прогибается и угодничает перед людьми, при этом их не уважая. Возникает противоречие: для того, чтобы меня уважали, мне нужно быть тем, кого люди уважают. А уважают люди того, кто их уважает. В этом порочный замкнутый круг тщеславия.

Поскольку тщеславие подразумевает лобовую атаку внешнего мира с целью достижения пустой и напрасной славы, оно неизбежно сталкивается со своими аналогами, расталкивающими локтями мир. Ф. Честерфилд пишет: «Тщеславие – порок самый отвратительный, самый неприятный для всех, ибо им страдает каждый без исключения человек, а два тщеславия никогда не любят друг друга». Злоба, интриги, зависть и ненависть – результат столкновения разъяренных тщеславий. Ненасытное до почестей и славы тщеславие, оставляет после себя разоренную «смоленскую дорогу», подменяя здоровую соревновательность кознями, коварством и враждой, творческую деятельность – интригами и спекуляциями, истину – ложью и клеветой. Тщеславие заставило Герострата поджечь храм Артемиды в Эфесе с единственной целью - добиться славы, войти в историю. Тщеславие побудило князя Андрея – героя романа «Война и мир» думать:
«Что же мне делать, ежели я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно. И как ни дороги, как ни милы мне многие люди – отец, сестра, жена, – самые дорогие мне люди, – но как ни страшно и не неестественно это кажется, я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми…».
Тщеславие, подобно лицемерию, обожает играть им же самим надуманную роль, но отсутствие непринужденности и естественности делает эту роль фальшивой и неинтересной. Оно работает «на публику», напоказ, а это отчетливо видно независимому взгляду.

Признаки тщеславия: стремление к известности и славе; нетерпимость к упрекам и критике; стремление привлекать внимание и вызывать интерес (хотя бы и негативный); повышенное внимание к похвалам; стремление выделяться, отличаться, удивлять, производить впечатление; постоянный взгляд на себя со стороны; оценка своих действий с позиций окружающих; стремление оставлять о себе память (хотя бы даже негативную).

Тщеславие, в конечном счете, показывает склонность человека увлекаться пустыми вещами. Мишель де Монтень писал: «У каждого человека тщеславия ровно столько, насколько у него не хватает ума». Оно многолико и принимает тысячу разнообразных форм. С ним не нужно бороться, это ничего не даст. Лишь изменяя вкус счастья, встав на позиции концепции благости, человек способен воспитать в себе те качества личности, которые постепенно нивелируют тщеславие.

В этом контексте хочется привести вот эту интересную историю. В одном из монастырей Греции за трудную работу монахам давали немного денег. Все монахи старались больше трудиться, чтобы иметь возможность отдавать деньги беднякам. Так делали все, за исключением одного монаха. Никто никогда не видел, чтобы он дал кому-нибудь хотя бы копейку. За это его прозвали Жадиной. Так проходили годы, пока Жадина не ушел в мир иной. И вот тогда, чтобы попрощаться с ним, в монастырь пришли все жители окрестных сел. Монахи были удивлены: что же такого сделал Жадина, что его все так оплакивают. Оказывается, он деньги собирал, а потом покупал самым бедным крестьянам волов, чтобы те могли вспахать землю и вырастить урожай, чтобы их дети не голодали. Он спасал их от нищеты и голода.

Поскольку тщеславие в какой-то мере присуще любому человеку, надо бдительно следить, чтобы оно не приобрело отчетливой проявленной формы. На шкале «Скромность – Тщеславие» надо четко видеть свое местонахождение. Скромность — отсутствие стремления к почестям, а тщеславие – наоборот. В умении слушать, воспринимать новое, реакции на похвалу, умиротворенности, сдержанности, не притязательности и не навязчивости в общении можно тестировать себя на склонность к тщеславию. Помните слова дьявола из фильма “Адвокат дьявола”: “Все-таки тщеславие – мой любимый порок! ”. А ненавистный порок, скорее всего, скромность. Поэтому вслушаемся в слова Булата Окуджавы:

«Тщеславие нас всех подогревает.
Пока ж никто и не подозревает,
как мы полны тщеславием своим.
Давайте в скромных позах постоим».

Петр Ковалев 2013 год

Тщеславие - это чрезмерная вера в собственные способности или в свою привлекательность для других. (тщеславие, википедия).

До XIV века у этого термина не было подтекста нарциссизма, и просто означало тщетность. Связанный термин vain glory теперь часто рассматривается как архаичный синоним тщеславия, но изначально он означал неоправданное хвастовство. Теперь слово «слава » рассматривается, как имеющее исключительно положительный смысл, хотя латинский термин gloria (из которого он происходит) означает хвастовство и часто используется как негативная критика.

В христианской теологии тщеславие заставляет человека поверить, что он не нуждается в Боге. Это своего рода идолопоклонство самому себе: такой человек отвергает Бога, потому что он может рассчитывать на самого себя. Оно, по сути, является одним из самых важных грехов и порождает другие грехи.

Что такое тщеславие: значение этого слова

Тщеславие, является определением того , что напрасно (пустое или лишённое реальности). Это слово связано с ничтожеством, высокомерием, презумпцией, гордостью и является их проявлением. Тщетный человек чувствует себя выше других, будь то интеллектуально или физически.

В этом смысле тщеславие скрывает чувство неполноценности и желание быть принятым другим. Выражая свои достоинства, тщеславный человек пытается доказать, что он лучше других и ожидает аплодисментов и восхищения окружающих.

Хороший способ понять, что это такое - миф о Нарциссе. Самая популярная версия этой истории говорит о том, что Нарцисс был молодым человеком, влюблённым в самого себя. В один прекрасный день, глядя на отражение своего прекрасного лица в озере, он оставался поглощённым и очарованным, неспособным дистанцироваться от образа. В конце концов, Нарцисс умер (он покончил жизнь самоубийством, утонул сам или не смог оставить отражение своего образа, в зависимости от версии), и на его месте вырос красивый цветок.

В религии и философии

Во многих религиях тщеславие в его современном понимании считается формой идолопоклонства, в которой человек уповает на величие Бога ради собственного образа и тем самым становится отделённым и, возможно, со временем, оторванным от Божественной благодати Бога. В христианских учениях тщеславие считается примером , одного из семи смертных грехов.

​ «Все - тщеславие» , цитата из латинского перевода Книги Экклезиаста. Это выражение ещё переводится как «все суета сует» что говорит о конечной бесплодности усилий человечества в этом мире.

Тщеславие - королева всех грехов (Григорий Великий), и это особый грех против Бога. В духовных реалиях он конкретизирует, главным образом в отказе от Истины Веры или Законов Бога, которые интерпретируются и распространяются через Церковь.

В грехе суеты человек фактически отрицает действие Святого Духа как в истинах Веры, так и в нравственной доктрине. С грехом суеты человек прославляет себя сам.

Тщеславие (или поведение) может относиться к таким благам, как:

  • внешний вид;
  • богатство;
  • культура;
  • интеллектуальный потенциал и т. д.

Или к духовным благам (религиозная жизнь, харизма) .

Искушение тщеславия, без согласия разума, не является грехом, поскольку предложение, возможно, сделанное сатаной, может быть очень сильным.

Это может стать , если все своё существование предназначено во славу собственной личности.

Грех суеты может сыграть важную роль в более серьёзных грехах, как в случае физического аспекта, с которым можно соблазнить других похотью (см. Саломея).

1) Тщеславие, предназначенное для прославления Бога, не является грехом:

Матфей (V, 16): «Так светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного».

2) Тщеславие для обращения соседа не грех:

Если кто-то хочет угодить людям, чтобы привести их к вере, это добродетельно и похвально.

Символизм

В западном искусстве тщеславие часто символизировалось павлином , а в библейских терминах - блудницей Вавилона. В эпоху Возрождения оно неизменно представляло собой голую женщину, иногда сидящую или лежащую на диване. Женщина причёсывает волосы с помощью гребня и зеркала. Зеркало иногда держит демон. Символы тщеславия включают драгоценности, золотые монеты, кошелёк и часто фигуру смерти.

В своей таблице из семи смертных грехов художник Иероним Босх изображает женщину, любующуюся собой в зеркале, которое держит дьявол. За ней открытая шкатулка для драгоценностей.

В фильме «Адвокат дьявола» сатана (Аль Пачино) утверждает, что «тщеславие - его любимый грех».

Такие художественные произведения служат для того, чтобы предупредить зрителей об эфемерной природе юношеской красоты, а также о краткости человеческой жизни и неизбежности смерти.

В психологии

Такой термин, как нарциссизм вместо тщеславия, появился к концу девятнадцатого века с рождением первых психоаналитических исследований. Сегодня нарциссизм и тщеславие ошибочно используются как синонимы.

Когда это называется нарциссизмом, тщеславие приобретает изящно патологическую коннотацию, но настоящее время слово нарциссизм указывает на реальное расстройство личности.

В поведении человека

В поведении человека тщеславие рассматривается как бесполезное и детское самоудовлетворение; отсутствие моральных ценностей; поверхностность, отсутствие серьёзности.

Аналоговый словарь латинского языка объясняет значение этого слова как:

  • нескромность;
  • кокетка;
  • высокомерие;
  • нарциссизм;
  • эгоцентризм.

Из этого слова вытекают такие действия, как: сделать себя красивыми, быть важным, хвастовство.

В своём словаре синонимов философ Никколо Томмасео ставит термин «тщеславие» (в контексте человеческого поведения) в семантическую область гордости вместе с отвращением, презрением. Это тщетное мнение о достоинстве в сочетании с желанием превратить свою заслугу в тщетные и вещи.

Как правило, тщеславие определяется как чрезмерное желание реализовать собственный идеальный образ (совершенный, с точки зрения субъекта).

Концепция тщеславия выражается в греческой мифологии, синтетическим и точным способом, через фигуру Нарцисса - молодого человека, влюблённого в образ самого себя.

Есть два пути чтобы бороться с этим греховным поведением . Одним из способов является обращение к миру, свету и блаженству посредством молитвы и медитации. Когда мир, свет и блаженство спускаются, исчезают гордыня и эго. Это духовный подход. Правда, он требует определённой подготовки.

Существует также практический подход, который достаточно эффективен на обычном человеческом уровне. Предположим, вы хороший певец, и вы очень гордитесь своим голосом. Спросите себя, действительно ли вы лучший певец на земле. Ваш немедленный ответ будет отрицательным, есть много людей, которые поют намного лучше, чем вы.

Если вы учились и стали великим учёным, то можете почувствовать, что у вас есть все основания гордиться. Но если вы будете искренним и спросите себя, являетесь ли вы величайшим учёным на земле, ваш непосредственный искренний ответ будет отрицательным. Есть люди, которые намного превосходят вас в знании и мудрости.

Как можно раздуться от гордости , когда вы знаете, что есть кто-то, кто выше вас в своей области? Мы гордимся собой, так как чувствуем, что достигли чего-то, чего не достигли другие. Но в тот момент, когда мы видим, что есть другие, которые намного превзошли наши возможности, наши достижения бледнеют, и гордыня тоже должна умереть.

Трудность с этим подходом заключается в том, что бороться таким методом с тщеславием можно пять дней или пять месяцев или пять лет, но приходит время и мы забываем о других, которые превзошли нас в нашей области. Снова мы вступаем в невежество и накапливаем наше эго и гордыню.

Затем через некоторое время , возможно, снова появляется искренность. Никто не хочет постоянно обманывать себя. Значит, искренность должна выйти на первый план и помочь нам избавиться от тщеславия которое не является решением ни для чего.

Тщеславие - это стремление к пустой (тщетной) славе. Это один из больших недостатков человека, который очень портит жизнь, является причиной проблем. Самое главное, что человек, страдающий тщеславием, не понимает и не осознаёт этого. Чаще всего этот недостаток имеют творческие, талантливые, публичные люди.

Они стараются быть успешными во всех сферах своей жизни, занимать более высокую ступеньку в карьерной лестнице, превосходно выглядеть в глазах окружающих, занимать высокое положение в обществе. Такие люди страдают жаждой популярности и славы (чаще всего незаслуженной), их амбиции переходят все границы. Им жизненно важно, чтоб ими восхищались, хвалили и славили. Тщеславие является благодатной почвой для взращивания гордыни до невероятных масштабов.

Проявления тщеславия, его плюсы и минусы

    К плюсам тщеславия можно отнести то, что в некоторых случаях оно становится помощником и двигателем для многих достижений человека, становится отправной точкой для некоторых полезных начинаний (начало учёбы, освоение профессии, защита диссертации и т.п.).

    Один из огромных минусов этого человеческого недостатка - это то, что человек, который находится во власти тщеславия, старается только для себя. Достижения ему нужны как средство для получения признания людей, возможность выделить себя среди окружающих, гордиться собой.

    Человек, зараженный тщеславием, бесполезен для общества. У него нет цели - принести пользу людям. Если у тщеславного человека и получается что-то полезное, то в итоге он всё равно он это оборачивает в свою пользу.

    Тщеславный человек бесполезен, как для общества, так и для себя самого. Гордыня, тщеславие не вызывают эмоциональный отклик в душах окружающих людей. Они могут завидовать, даже восхищаться, но искренних чувств не проявляют к гордецу.

Признаки тщеславного человека

    Он не воспринимает критику и агрессивно реагирует на неё, даже если она является правдой и критикующий желает блага тщеславному человеку.

    Он с удовольствием принимает любые виды лести и не пресекает льстеца, а наоборот, упивается своей мнимой славой.

    Тщеславный человек много говорит, но мало делает. Закручивает все события вокруг себя. Его слова и обещания расходятся с делами.

1. Как правило, тщеславие приходит рука об руку с каким-либо успехом. Не дайте ему вскружить себе голову, выслушивайте критику от людей, достойных уважения (учителей, руководителей и т.п.). Конструктивная критика поможет избавиться от излишней гордыни и поможет увидеть недостатки и слабые места в ваших достижениях, которые надо совершенствовать, над которыми надо работать.

2. Если у вас всё же присутствует стремление к славе, то обязательно определите, какой она должна быть, от кого вы стремитесь получить признание (авторитетные люди в данной области деятельности), за какие достижения (дела и их плоды).

3. Помните о последствиях тщеславия и держите их перед глазами. Тщеславие всегда ведёт к разочарованиям, падениям, потому что человек не воспринимает свои слабые стороны, расслабляется, теряет связь с действительностью, адекватность. Вокруг такого человека, как снежный ком, разрастается обман, появляются бесполезные прихлебатели, так как адекватным людям неприятно пребывать в таком обществе. Чаще всего за тщеславием следует праздность, лень, безответственность, а за ними - разочарования, неудачи. И как следствие - падение человека в глазах общества. Об этом нужно всегда помнить.

4. Замените тщеславие и пустословие конкретными делами, ведущим к поставленной цели. Направьте всё своё внимание, энергию на достижение определённого результата, и вы выиграете борьбу с гордыней и тщеславием.

5. Вдумчиво определите свои мотивы для достижения цели. Помните, что они должны быть благородными, достойными уважения. Это позволит вам сохранить чистую совесть, самоуважение, моральное удовлетворение.

Каждый уважающий себя человек, в отличие от тщеславного, не требует прославления своих дел, не награждает себя сам за какие-то достижения, спокойно выслушивает критику и принимает мнение своих учителей, авторитетных людей, наставников. Достойный человек не упивается лестью и сладким обманом. Наоборот, ему важна критика экспертов в данной области деятельности, ему нужно знать о своих недостатках.

Тщеславные люди получают удовлетворение от лести, пустой славы. А достойные, уважающие себя люди - от достигнутого результата, от самого процесса достижения целей, от пользы, которую приносят плоды его труда.

Что такое тщеславие? Возможно, это одно из качеств, свойственных человеческой личности? Или нечто большее, что связывают с успехом, почитанием, славой? А может, и что-то, таящее в себе опасность и способное привести к утрате самого ценного свойства человеческой души? Очевидно, что ответ не так прост, как кажется на первый взгляд.

Толкование понятия «тщеславие» можно встретить в разных источниках: словарях, работах психологов, произведениях художественной литературы. Более глубоко освещается эта проблема в трудах православных святителей.

Толкование словарей

Получить некоторое представление о том, что такое тщеславие, можно, обратившись к словарям русского языка.

У С. И. Ожегова оно означает высокомерное стремление человека к славе и почитанию. Автор приводит в виде пояснения такое состояние, как одержимость, которая, как правило, сопровождает тщеславие.

Значение слова в другом издании дополняется такими свойствами, как кичливость и явное желание выступать предметом почитания. Здесь Д. Н. Ушаков отмечает тщетность, пустоту подобных устремлений. Т. Ф. Ефремова подчёркивает, что это качество неоправданное, то есть не подтверждённое истинными заслугами человека.

Общее значение слова

В самом этом двусоставном понятии можно найти общий ответ на вопрос, что такое тщеславие. Происходит оно от двух слов. Одно из них - тщетный, характеризующий напрасность и пустоту, второе - слава, или, собственно, цель всех этих устремлений. Дословно его значение можно передать как "тщетная жажда славы", или услаждение себя надменным самолюбием. Это внутреннее стремление доказать собственное превосходство над всеми остальными. Это не только характерная черта болезненного самолюбия, но и довольно часто один из основных мотивов к саморазвитию.

Мнение психологов

Обратимся к науке с вопросом о том, что такое тщеславие? Определение, предложенное психологами, отображает его как одно из социально-психологических качеств человеческой личности, выражающееся в его явных стремлениях к почитанию, славе. На этой почве происходит переоценка собственных способностей и возможностей.

Растущая потребность казаться лучше всех остальных приводит к гипертрофии самолюбия и росту того, что называют словом "тщеславие". Значение слова можно представить также, как один из способов коварного самообмана, корень которого спрятан под ворохом иллюзий о собственном величии. Такое самовозвеличивание может привести к опасным последствиям в виде "звёздной" болезни.

Тщеславие в современном мире

Сегодня человек, боясь оказаться хуже других и будучи зависим от мнения окружающих, устремляется к целям, которые уводят его от самого себя. Ведь как часто бывает: внешне обладая всяческими "атрибутами" хорошей жизни, он может быть глубоко несчастным внутри. Здесь может быть полная пустота и разочарование. Возможно, что, приобретая блага цивилизации и постоянно думая о них, человек пытается защититься от той пустоты, которая у него в душе.

Современный информационный мир способствует развитию тщеславия. Сегодня все в нём создано для того, чтобы иметь возможность быть на виду окружающих, демонстрировать себя, уровень благосостояния, свои достижения в работе, бизнесе, и даже в личной жизни.

Тщеславие оправдано, поскольку признано тем стимулом, который позволяет людям добиваться огромных успехов. Яркий пример тому - знаменитости, деятели шоу-бизнеса, спорта или искусства. Люди, служащие идолу тщеславия и отдающие ему все, что для нормального человека бесценно - материнство, здоровье, семью, лучшие годы своей жизни. И всё это ради того, чтоб ещё погреться в лучах славы.

Проблема эта не нова. Достаточно обратиться к произведениям живописи и литературы, и становится понятно: поиск ответа на вопрос о том, что такое тщеславие, был актуален во все времена.

Православие

В поисках ответа на тот же вопрос обратимся к религии. Итак, что такое тщеславие? В православии об этом греховном свойстве души человеческой сказано немало. Преподобные отцы видели его коварную природу и отмечали, что порок сей скрытый, многоликий и тонкий. Он способен искушать человека не только плотски, но и духовно, прирастая как к греховному, так и к добродетельному.

Василий Великий определяет тщеславным того, кто способен делать или молвить что-либо лишь ради одной мирской славы. Отношение к последней у святых отцов совершенно иное, нежели у людей светских. Ведь никакая слава на земле не может сравниться с той, что уготована Богом для любящих его. Все земное превращается в прах и сравниться может лишь с паром, который, появившись, тут же исчезает.

Отвечая на вопрос, что такое тщеславие человека, православие зовёт его бороться с этой страстью, которая тянет за собой множество других грехов:

  • человекоугодничество;
  • идолопоклонство;
  • чревоугодничество;
  • гордость.

То, как человек думает о себе, определяет направление всей его жизни. Известно, что, восходя на более высокую ступень, он начинает ощущать себя по-другому: умнее, красивее или просто лучше других.

В православии все должно быть наоборот. Здесь внешние преимущества - это полная пустота. Чем больше человек поднимается по лестнице жизни, тем более остро он ощущает, насколько недостоин этого подъёма, ведь уровень развития здесь определяется степенью смирения. И Господь будет судить не столько по делам, сколько по сердечным намерениям. Человек, делая добро, которое предназначается не для Бога, а с целью показать, что он лучше других, по тщеславию своему лишь отдаляется от Бога.

Корень такого поведения кроется в падшей природе людей, и если не бороться с этим сознательно, то можно упасть очень низко.

Как побороть в себе тщеславие

В некоторой степени ответив на вопрос, что такое тщеславие, разберёмся, как можно бороться с этим недугом.

Первое - стараться быть честным не только с окружающими, но и с самим собой. Признавать свои недостатки и работать над ними.

Второе правило - адекватно воспринимать критику. Конечно, сложно хорошо относиться к тому, кто нас ругает. Нужно при этом помнить, что тем самым он приносит нам неоценимую пользу, указывая направление развития.

Третье - осторожно с похвалой! Она может иметь совершенно иные корни, которые никоим образом не связаны с её объектом. Это может быть желание приобрести расположение или просто сделать приятное и т. д. Всегда следует помнить об этом и стараться относиться к похвале критически.

Четвёртое правило состоит в том, чтобы ставить перед собой цели несколько выше своих возможностей. И по достижении их вспоминать о том, что есть в мире люди, которые достигли гораздо большего, но при всём этом остаются скромными и простыми.

Пятое правило от православного священника Дмитрия Смирнова, который предлагает не высказывать своего мнения до тех пор, пока не обратятся с вопросом или за помощью.

Тщеславие – пристрастие к тщетной (напрасной, бесполезной) славе, любовь к почестям. Существует два основных вида тщеславия. Один вид побуждает превозноситься плотскими преимуществами и видимыми вещами, а также своими достоинствами или талантами: богатством, силой, красотой, хорошей семьей, образованием, голосом, одеждой. Другой вид побуждает превозноситься духовными преимуществами: постом, милостыней, милосердием, смирением и т. п.

Преподобный Амвросий Оптинский по поводу страсти тщеславия приводил такую поговорку: «Не хвались горох, что ты лучше бобов: размокнешь – сам лопнешь». Преподобный Иоанн Лествичник говорит об этой страсти следующее: «Всем без различия сияет солнце: а тщеславие радуется о всех добродетелях. Например: тщеславлюсь, когда пощусь, но когда разрешаю пост, чтобы скрыть от людей свое воздержание, опять тщеславлюсь, считая себя мудрым. Побеждаюсь тщеславием, одевшись в хорошие одежды; но и в худые одеваясь, также тщеславлюсь. Стану говорить, побеждаюсь тщеславием, замолчу, и опять им же победился. Как ни брось сей троерожник, все один рог станет вверх. Тщеславный человек есть идолопоклонник, хотя и называется верующим. Он думает, что почитает Бога, но на самом деле угождает не Богу, а людям» (Леств.22:5).

Вразумление инока старцем за грех тщеславия: Некогда во время праздника братия вкушали трапезу в церкви. Там был брат, не евший вареной пищи. Прислужнику передали, что один из братии говорит, будто не ест вареного и просит соли. Прислужник подозвал другого брата и сказал перед всем собранием: такой-то брат не ест вареного, принеси ему соли. Тогда встал один из старцев и сказал ему: "Лучше бы ты ел в своей кельи мясо, нежели услышать такое перед всем собранием".

Чаще всего особым образом поражены страстью тщеславия политики, киноактеры, спортсмены, художники, писатели. На тщеславного человека очень сильное влияние имеет мода.

Священное Писание о страсти

«Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного» (Матф.6:1).

«И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою» (Матф.6:5).

«Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою» (Матф.6:16).

Средства борьбы со страстью

Главное средство борьбы с тщеславием – смирение.

1) Никогда ничего не делать по тщеславию: ни милостыни, ни молитвы, ни поста, (см. Евангелие от Матфея 6 гл.).

2) Совершать действия, противоположные тщеславию.

Некий монах, для борьбы с тщеславием, вкушал пищу раньше установленного времени так, чтобы его видели.

Борьба с тщеславием через самопосрамление: Утром в ожидании исповеди в церкви собралось столько причастников, что они почти наполовину заполнили храм. Впереди, возле амвона, стояла приозерная отшельница – схимонахиня «N». На спине у нее висел огромный картонный плакат, весь исписанный крупными буквами. Брат подошел поближе и застыл от изумления, прочитав то, что на нем было написано. Девица-схимница отважилась на чрезвычайный поступок: перед многочисленным собранием верующих она обвинила себя в самых отвратительных блудных грехах, якобы содеянных ею, поместив на плакате целый список невероятных мерзостей. И теперь, принося принародно покаяние, она просила у всех прощения и молитв...Когда подошла ее очередь идти на исповедь, пустынница поднялась на солею, приблизилась к священнику и повернулась к нему спиной. Он прочитал написанное и, ничего не ответив, исчез в алтаре. Через две минуты снова вышел, но уже в сопровождении архиерея и, указывая пальцем на плакат, сказал: "Владыка, я не могу допустить ее до причастия, у нее столько смертных грехов!.." Архиерей прочитал эту жуткую исповедь, улыбнулся и ответил: "Нет, нет, не бойся, допусти..." Опытный архипастырь понял, конечно, причину, которая побудила молодую монахиню взвалить на себя столь немыслимые обвинения, тем более что среди перечисленных ею грехов были такие, какими женщина согрешить не может. По-видимому, она просто переписала откуда-то этот список, даже не понимая значения того или иного греха. Получив архиерейское благословение, священник прочел над ней разрешительную молитву и допустил до причастия. Она сняла со спины плакат, свернула его и спустилась с амвона... Поступок схимницы вызвал немалый соблазн. Прихожане недоумевали. Приозерные монахини, стоя поодаль, плакали от досады, говоря: "По простоте и неопытности люди могут поверить в подобную глупость! И что это ей, окаянной, взбрело на ум писать такие гадости?! Теперь повсюду может разнестись худая молва о том, что все мы, живущие в пустыне, повинны в том же". Но вот окончилось богослужение. Брат-пчеловод, выйдя на улицу, решил дождаться молодую пустынницу, чтобы расспросить о причине ошеломившего всех поступка. Остановленная его вопросом, она как бы нехотя ответила: "Простите, после принятия Святых Тайн я разговаривать ни о чем не буду, чтобы не лишиться того неизреченно отрадного состояния, которое сейчас испытываю. Скажу только, что причина моего поступка – желание бесчестия, о котором вы, по-видимому, еще не имеете понятия, – и добавила, – Вы помните, что Господь сказал: Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо (Лк.6,26)". Поклонилась и ушла. Через несколько лет, когда брат напомнил схимонахине этот случай, она поведала ему, что в то время, имея высокоблагодатное состояние, она почувствовала, как бы еще издалека, приближение помыслов самопревозношения и гордыни. Испугавшись их усиления, а главное – боясь потерять благодатное состояние, она решила опередить их ответным ударом. С этой-то целью схимница и написала злополучный плакат, желая до крайности унизить себя и тем отбить бесовское искушение. И действительно, атака демона гордыни – одного из самых сильных демонов – была разбита наголову. А Господь, против ожидания, покрыл и саму схимницу, и приозерных монахинь. Разговоры об этом случае быстро утихли и не получили дальнейшего распространения».

3) Недоверие своим добродетелям.

Старец не прельстился явлением «архангела»: Некоему брату явился диавол, преобразившись в Ангела света, и сказал ему: "Я, Архангел Гавриил, послан к тебе". Старец на это отвечал: "Смотри! Не к кому ли другому ты послан? Потому что я недостоин того, чтобы посылались ко мне Ангелы". Диавол тотчас исчез. Старцы говорили: "Если и поистине явится к тебе Ангел, не прими его легковерно, но смирись, говоря: "Я, живя в грехах, недостоин видеть Ангелов".

4) Старайся при других никогда не делать того, чего не делают другие.

5) Грех тщеславия побеждается так же смиренномудрием, т. е. поступай так, как должны поступать смиренные. Св. Григорий Синаит пишет по этому поводу следующее: «Есть семь разных деланий и расположений, вводящих и руководящих к этому богоданному смирению, кои взаимно входят в состав друг друга и друг от друга происходят:

1) молчание

2) смиренное о себе думание

3) смиренное говорение

4) смиренное одеяние

5) самоуничижение

6) сокрушение

7) последность – иметь себя во всем последним».