Эмпирическая социология и ее особенности. Современная эмпирическая социология и ее роль в общественной жизни. Белорусский Государственный Университет

Эмпирическое социальное исследование и его методы

Эмпирическое социальное исследование - это научная последовательность действий, которая называется эмпирической, когда исследуются с. факты опытным путем.

Необходимо, чтобы исследование фактов носило интерсубъективный характер, а не субъективно-индивидуальный, и поддавалось проверке. Эмпирическое исследование должно иметь систему методических правил, которая определяет особенности объекта познаний данной эмпирической науки. Предметом эмпирического социального исследования является анализ и объяснение социальных феноменов научными методами. Особенность предметной области в том, что социальные феномены подвержены перманентным изменениям и являются очень обширными. При изучении различных объектов используются в зависимости от целей исследования различные методы исследования: наблюдения, эксперимент, опрос и другие.

Исследовательский процесс вне зависимости от используемых методов исследования имеет логическую систему последовательности действий и состоит из девяти нижеследующих шагов:

1. Разработка проблематики.

2. Определение круга вопросов.

3. Определение методов исследования.

4. Структура инструментария сбора данных.

5. Проверка и окончательное определение инструментария сбора данных.

6. Подготовка и планирование сбора данных.

7. Построение выборки.

8. Проведение сбора данных.

9. Обработка и анализ собранных данных.

Последовательность действий вышеописанного процесса может варьироваться в зависимости от проблематики и выбранных методов исследования.

Применение эмпирических социальных исследований постоянно возрастает в коммерческих целях в экономических и маркетинговых исследованиях, в опросах общественного мнения.

Проблема сбора и анализа данных в эмпирических социальных исследованиях очень восприимчива к методологическим проблемам, и результаты исследования следует перепроверять, наряду со статическим следует использовать логический анализ, следует избегать неоднозначных формулировок вопросов в анкете, искать и анализировать латентные переменные, комбинировать методы исследования.

Методы эмпирического социального исследования

Предмет любой науки неизбежно определяет характер ее методов исследования.

Особенности социальных феноменов как предмет социальных наук требует для них эмпирических методов исследования, такие как метод наблюдения и система методов сбора данных, чтобы анализировать предметную область научно и независимо от индивидуального повседневного опыта. В отличие от естественных наук, в которых методы обсуждаются с этической точки зрения, методы в социальных науках неоспоримы с точки зрения их научной работоспособности. В оценку работоспособности методов входит принципиальная методологическая дискуссия о том, что возможно ли вообще социально-научное (социологическое) познание. В дискуссиях о методах явно прослеживается основная проблема противоречивой оценки качественных и количественных методов в социологии.

Качественные и количественные методы отличаются по характеру сбора и обработки данных.

Количественные методы добиваются стандартизированного и контролируемого измерения и использования на базе квантифицированных данных статистически-математических методов. В центре внимания качественных методов находится смысловой и содержательный анализ, процесс сбора данных менее структурирован методами и исходными рабочими гипотезами, а также существует возможность углублять и расширять постановку вопросов во время процесса сбора данных. Качественные методы применяются на предварительной (начальной) фазе исследовательского проекта, чтобы расширять необходимую предметную область для формирования проблемы исследования и для формулирования рабочих гипотез; в этом смысле использование качественных методов есть предварительная фаза первоначального исследовательского процесса.

Однако, в последние годы и десятилетия усиливались старания приписать качественным методам самостоятельное значение и пропагандировать их как альтернативу качественным методам.

Эти усилия основываются, с одной стороны, на критике работоспособности количественных методов, к которой нужно серьезно отнестись, и, с другой стороны, на факте, что количественные методы не могут быть использовано универсально. Под пропагандой качественной альтернативы понимают, конечно, также основополагающую методологическую гипотезу о том, что в социальных науках (особенно в их объекте), возможно, не существует определенной последовательности образа действий научного познания, и социальные науки ориентируются на пример естественных наук как в случае количественных методов.

Дискуссии о преимуществах и недостатках качественных и количественных методов будут продолжаться и впредь противоречить друг другу. Очевидно лишь одно: количественные и качественные методы могут взаимно дополнять друг друга и почти каждый отдельный метод эмпирического социального исследования может использоваться в качественном или количественном проявлении.

В данную статью “Методы эмпирического социального исследования” вошли подразделы:

Обработка данных;

Наблюдение;

Эксперимент;

Akfionsforschung (исследование выступлений, акций);

Групповая дискуссия;

Социометрия;

Биографический метод;

вторичный анализ;

Панель исследования;

Статистика.

Мне показались наиболее интересными два подраздела:

· групповая дискуссия;

· биографический метод.

Список литературы

Большаков В.Ю. Психотренинг: социодинамика, упражнения, игры. - СПб.: Со-циально-психологический цент, 1996.

Исследование рынка. Выбор главного направления. - М.: Дело, 1996.

Журавлев В.Д. Интервью в качественном социологическом исследовании. Дис-сертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. - М.: МГУ, 1994.

Котлер Ф. Основы маркетинга. - М.: Прогресс, 1991.

Краткий словарь по социологии. - М.: Политиздат, 1988.

Макаревич В.Н. Игровые методы в социологии. - М.: МГУ, 1994.

Р. Мертон, М. Фиске, П. Кензалл. Фокусированное интервью. - М.: Институт мо-лодежи, 1991.

Ноэль Э. Массовые опросы. - М.: АВА-Экстра, 1993.

Руденский Е.В. Социальная психология. - М.-Новосибирск: НГАЭ и У, 1997.

ЭМПИРИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

ЭМПИРИЧЕСКАЯ СОЦИОЛО́ГИЯ

первоначально одно из направлений бурж. социологии, впоследствии характеристика господствующей тенденции в социологии 20 в., в определ. смысле выражающая теоретич. схемам "традиционной" социологии 19 в.

Возникновение эмпирич. тенденции в социологии связано с критикой метафизич. характера социологич. школ 19 в., а также с ростом новых практич. задач по управлению обществ. процессами, по разработке средств социального контроля и регулирования. Хотя уже в ряде школ европ. социологии 19 в. наметилась к построению социологич. теории на базе эмпирич. материала (Кетле , Ле Пле, в определ. смысле Дюркгейм), определеннее всего Э. с. оформилась в США (У. Томас и Ф. Знанецкий, "Польский крестьянин в Европе и Америке" – W. I. Thomas, F. Znaniecki, The Polish peasant in Europe and America, v. 1–5, Boston, 1918–20). Возникновение Э. с. изменило формы организации социологич. институтов: из академич. дисциплины в значит. мере превратилась в прикладную. Наряду с ун-тами исследований стала сосредоточиваться в лабораториях, бюро, исследовательских центрах и т.д. Расширилась исследований: изучение труда, обществ. мнения, средств массовой коммуникации, политич. институтов, эффективности пропаганды и пр. сконцентрированы в соответствующих разделах социологии. Профессия социолога также претерпела изменения: возник практикующего социолога, своеобразного эксперта по различным социальным проблемам, зачастую консультанта фирмы и т.д. В Э. с. интенсивно разрабатываются эмпирич. методы социального исследования: наблюдение , анализ документов, опросы (интервью и анкеты), широко используются и эксперимент. Особый акцент делается на применение количеств, методов ( установок, построение шкал, многофакторный анализ, в последнее – , применение математич. аппарата, в частности теории графов, теории игр и т.д.). Однако нек-рые общие методологич. установки Э. с. по существу препятствуют успешному использованию техники и снижают эффективность исследований. Это связано прежде всего с несомненной ориентацией на принципы неопозитивистской философии (см. Неопозитивизм), что, напр., приводит к известной абсолютизации принципа верификации, односторонней интерпретации значения операциональных определений и т.д. Определенные методологич. трудности возникают также в связи с пониманием социологии как поведенч. науки (что является результатом влияния социального бихевиоризма). Выполненные в рамках и нормах таких методологич. требований, эмпирич. исследования зачастую остаются на уровне простого описательства, возникает разрыв между эмпирич. материалом и его теоретич. обобщением. Со времени своего возникновения эмпирич. тенденция в социологии пережила значит. эволюцию. В методологич. плане плоский 20–30-х гг. с его претензией превратить социологию в "инженерную" науку, в разновидность естеств.-науч. дисциплин (Дж. Ландберг, С. Додд и др.) уступил более "кодифицированным" формам эмпиризма, поискам связи между эмпирией и теорией. С одной стороны, это нашло в усилении акцента на разработке собственно методологич. проблем со значит. расширением самого круга вопросов, относимых к методологии (проблемы логики социального исследования, соотношения количеств, и качеств, анализа, микро- и макросоциологии – П. Лазарсфельд и др.), с стороны – это проявилось в попытках создания социологич. теории, пригодной для интерпретации массы накопленных эмпирич. данных (теории среднего ранга Р. Мертона, "общая, всеохватывающая " Т. Парсонса). Значит. роль в методологич. переориентации Э. с. сыграла плоского эмпиризма, содержащаяся, в частности, в работах П. Сорокина и Ч. Миллса и др. В последнее время с критикой крайностей "американского" эмпиризма выступает большинство социологов европ. стран (ФРГ; Франции и др.).

Эволюция Э. с. касается также ее идеологич. ориентации. Э. с. особенно в США, на первых этапах своего развития преим. исследовала проблемы, выражавшие противоречия развития бурж. общества – преступность, алкоголизм, бродяжничество и др. социальные болезни. Впоследствии проблематика охватывает по существу все сферы жизни общества и критич. Э. с. в значит. мере ослабевает. Постепенно Э. с. включается в разработку проблем, в к-рых прямо и непосредственно заинтересовано гос-во, бизнес, армия. Критич. функция социологии в значит. степени перемещается в область исследований, предпринимаемых нек-рыми либеральными социологами (Э. Фромм, Д. Рисмен, У. Уайт). Несмотря на то, что и техника, разработанные социологами-эмпириками, во многом обогатили средства познания социальной действительности и позволили получить многочисленную и достоверную информацию о процессах обществ. жизни, Э. с. в форме "чистого", "рафинированного" эмпиризма не смогла основой широких социальных изменений, фундаментом политики и управления обществом, хотя на определ. этапах своего развития она и породила иллюзию "преобразующей" роли социолога в обществе. Это доказывает, с одной стороны, ограниченность одностороннего эмпирич. исследования социальной жизни и сочетания в социологии эмпирич. и теоретич. подходов, с другой стороны – неизбежную ограниченность возможностей социологич. исследования в условиях капиталистич. общества.

В марксистской социологии эмпирич. исследования ("конкретные социальные исследования") занимают большое место. Однако "эмпирич. социология" употребляется редко именно в силу признания необходимости органич. сочетания эмпирич. методов и теоретич. обобщения. Методологич. и теоретич. основой эмпирич. исследований социологов-марксистов выступает . Развитие эмпирич. исследований приобретает особое в связи с потребностями практики коммунистич. строительства. См. также ст. Социология и лит. при этой статье.

Г. Андреева. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .


Смотреть что такое "ЭМПИРИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ" в других словарях:

    Empirical sociology Эмпирическая социология,социография комплекс социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ социальных данных с использованием методов, методик, техники социологического исследования. Словарь бизнес терминов.… … Словарь бизнес-терминов

    ЭМПИРИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ - (empirical sociology) подраздел социологии по сбору и анализу данных. Однако более определенно термин относится к формам социологии, использующим социальные обзоры или тщательно документированное включенное наблюдение. Социология последнего типа… … Большой толковый социологический словарь

    - (франц. sociologie, от лат. socictas общество и греч. lógos слово, учение; буквально учение об обществе) наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах и группах, рассматриваемых в их связи с… … Большая советская энциклопедия

    Запрос «Социологические исследования» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Социология (от лат. socius общественный + др. греч … Википедия

    - [Словарь иностранных слов русского языка

    Англ. sociology, empirical; нем. Soziologie, empirische. Комплекс социол. исследований, ориентированных на сбор и анализ соц. данных с использованием методов, методик, техники социол. исследования. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    Исследовательское направление, изучающее разнообразные формы взаимодействия искусства и общества, проблемы социального функционирования искусства. В качестве самостоятельной дисциплины С.и. складывается в сер. 19 в. В этот период происходит… … Философская энциклопедия

    - (франц. sociologie, от лат. societas общество и греч. logos слово, учение; буквально учение об обществе) (определение предмета С. и его эволюция). Дать всеохватывающее определение С. трудно, т. к. ее предмет, содержание и методы существенно… … Советская историческая энциклопедия

    СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ - отрасль социологии, изучающая Н. (Наука) своеобразную сферу человеческой творческой деятельности, назначение которой выработка, накопление и теоретическая систематизация научного знания, а также его использование в практической деятельности.… … Социология: Энциклопедия

    СОЦИОЛОГИЯ ЭМПИРИЧЕСКАЯ - англ. sociology, empirical; нем. Soziologie, empirische. Комплекс социол. исследований, ориентированных на сбор и анализ соц. данных с использованием методов, методик, техники социол. исследования … Толковый словарь по социологии

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Уже в конце XIX в. центр прикладной социологии перемещается в Америку. Впервые вопрос о прикладной социологии в США возник в 1895 г. Обществоведы активно обсуждали предназначение социологии и роль в ней научной теории. Что является конечной целью социологии – создавать новое знание или помогать решать конкретные социальные проблемы? Окончательного решения так и не было найдено, ибо с того времени берут начало две основные ориентации социологии: базисная социология, ориентированная на профессионалов и получение нового знания и прикладная социология, ориентированная на заказчика и решение практических задач. Последнее направление было представлено группой учёных – социологов, собравшихся на факультете социологии Чикагского университета. Целью исследований Чикагской школы эмпирической социологии являлась выработка практических рекомендаций по совершенствованию тех или иных сторон жизни, исследуемых учёными на основе собранного эмпирического материала. Для его получения они одними из первых стали использовать полевые исследования, опрос, интервью. Вследствие этого возникла потребность интерпретировать собранный фактический материал. Среди лидеров Чикагской школы обычно называют А.Смолла, Дж.Винсента, Ч.Хендерсона, У.Томаса. свой вклад внесли в её становление также Л.Уорд, У.Самнер, Ф.Гиддингс, Э.Росс, Ч.Кули. в рамках школы сформировалось несколько поколений исследователей: первое - А.Смолл, У.Томас, Ф.Знанецкий, Э.Гиддингс, Ч.Кули; второе – Р.Парк, Э.Бёрджес; третье – У.Огборн, С.Стауффер, Э.Шилз; четвёртое – Г.Блумер, М.Яновиц и др.

Отличительные черты творчества её представителей – органичное соединение эмпирических исследований с теоретическими обобщениями, соединение различных подходов и методов, выдвижение гипотез в рамках единой организованной и направленной на конкретные практические цели программы.

В период с 1940-х по 1960 гг. чикагцы придумали особую технику эмпирического исследования – включённое наблюдение, и успешно ею пользовались. В основе чикагского варианта включённого наблюдения лежали три принципа: 1) изучать людей в естественном окружении или конкретной жизненной ситуации; 2) обследовать их методом прямого взаимодействия с ними; 3) достичь аутентичного с ними уровня понимания социального мира, делая теоретические заключения в терминах мировоззрения членов изучаемой группы. Характерные объекты исследовательского интереса чикагских социологов - это жизнеописание польского эмигранта, ставшее классическим образцом «истории жизни»; положение негров в Чикаго; бродяги – сезонные рабочие, мигрирующие на Запад; самоубийства; еврейское гетто; социально-территориальная стратификация города; забастовка; община русских молокан и т. д.

Среди методических новшеств, числящихся за Чикагской школой, историки называют особый жанр – детальное изучение реальных жизненных ситуаций, получивший название case study – исследование случая. Чикагцы первыми использовали его при описании городского сообщества. case study напоминало сенсационное журналистское расследование.

Первая половина и середина ХХ в. в США проходят под знаком рассвета академической социологии, престиж которой в тот период был неизмеримо выше, чем прикладной. Социология изо всех сил стремилась заявить о себе как точная и рафинированная дисциплина.

Именно чикагцам удаётся связать социологию с экологией и географией, историей и экономическими дисциплинами. Укреплением этих связей в целях уточнения представлений о собственном предметном поле непосредственно занимался коллега У.Томаса Роберт Парк. Придя к оригинальным выводам, он предложил новое название науки – “социальная экология” или “экология человека”. Идея экологичности социологии были представлены в первом официальном учебнике по социологии, изданном в Чикаго.

Конец золотого века Чикагской школы большинство исследователей относят к середине 30-х годов, годам естественного ухода с научной сцены блестящей плеяды социологов – У.Томаса, Р.Парка, Дж.Мида, их сверстников и ближайших сподвижников. В течение 40 лет профессора и студенты социологического отделения работали в едином порыве, объединённые стремлением очертить предметное поле своей науки, предложить систему эффективных методов его исследования, способных обеспечить надёжность выводов и плодотворность рекомендаций. История социологии зафиксировала успех в реализации стремлений, американская социология обрела свои эвристические возможности в Чикаго.

Чикагская школа представляла собой идейный союз профессоров и студентов. Идеи зарождались в общении со студентами, проходили теоретическую и практическую апробацию в союзе с ними. Популярность Парка, по воспоминаниям его учеников, была очень велика. Он в своей деятельности воплощал идеальные представления о коллегиальных отношениях между учителями и учениками. Курсом “Экология человека” он достигал многих исследовательских и педагогических целей. во-первых, он убеждал молодых социологов в том, что методология в социологии может быть принята или опровергнута лишь операциональной её верификацией. Во-вторых, обращая внимание студентов на наличие в обществе неких неизменных структур, которые должны быть социологами вычленены, типологизированы и формализованы. В-третьих, разъяснял, насколько важно для социолога увидеть структуру взаимодействия реальных индивидов и обнаружить его законы.

В первой четверти ХХ века американская социология складывалась в оригинальную национальную школу и нуждалась в подходе, который бы обнаружил её возможности. Социальная реальность менялась быстрыми темпами, что диктовало динамику развития и науки, призванной её системно отражать. Качественные методы могли дать эффективные результаты в апробации различных методологических идей и осмыслении тенденций в модернизации общественной жизни.

В 30-е гг.ХХ века в США достаточное распространение в социологии получило бихевиористское направление . Оно отвергало большие социальные общности как предмет социологии и рассматривало в качестве такового поведение индивида . Поведение индивида понималось как его реакция на поведение других людей. В своей работе “Сознание, индивид и общество” (1934) ведущий социолог Чикагского университета Джордж Мид предложил рассматривать социальную жизнь в контексте теории социальных интеракций (взаимодействие). По его мнению, в совокупности межиндивидуальных взаимодействий формируется общество и сознание индивида.

Важным направлением в эмпирической социологии является психологическое , которое объясняет общественные явления психическими факторами, действием сознания. Основоположником психологического направления в социологии был Габриэль Тард (1843-1904). Он полагал, что социология, изучая общество, должна исходить из психических отношений между индивидами. Основным процессом, составляющим их содержание, является подражание , посредством которого один человек берёт пример с другого. Когда индивид находит новый способ поведения, ему подражают другие индивиды.

В противоположность теории подражания возникали концепции, стремившиеся ввести большее число психических фактов, которые могли бы более полно объяснить разнообразие общественных явлений. Одной из них является теория инстинктов , которую развил Мак-Дугалл (1871-1938). Он объяснял социальные явления инстинктами, а инстинкт понимал как “наследуемую или врождённую психофизическую склонность, благодаря которой лицо, которому она присуща, обращает внимание на известного вида вещи, испытывает определённого рода эмоциональное воодушевление, когда замечает этот предмет, и определённым образом на него реагирует”.

Тесно связана с этим психоаналитическая школа, создателем которой был Зигмунд Фрейд (1856-1939). Согласно Фрейду, все существующие социальные явления возникли под влиянием одного основного социального влечения, имеющего индивидуальную природу – полового влечения (либидо). Половое влечение, которое является основой человеческой психики и поведения, должно быть удовлетворено и, если этого не случается, вызывает ряд разнообразнейших явлений, принимая разные формы, посредством которых расходует свою энергию и тем самым косвенным образом удовлетворяется. Оно преобразует энергию в позитивные формы, такие, как наука, искусство и т.д., или, напротив, вызывает различные болезненные состояния. Столь сильное половое влечение определяет и социальное поведение человека. Зигмунд Фрейд полагал, что половые связи являются социальными, а общественное сознание есть продукт этих половых связей.

Эмпирическая социология В настоящее время практически во всех странах мира проводятся социологические исследования, которые чаще всего носят прикладной характер, т.е. осуществляется по социальному заказу, и предназначаются для решения возникающих в процессе жизнедеятельности людей социальных проблей. Фундаментальными социологическими исследованиями занимаются, как правило, ученые в университетах, а в раде стран еще и в научных институтах. Такая специализация труда среди социологов возникла в 30-е гг. нашего столетия в США в связи с появлением и широким распространением социального заказа на проведение тех или иных социологических исследовании. Чикагская школа эмпирической социологии представляла собой существование в первой половине XX столетия специфическое подразделение университета с довольно рано сложившимися традициями исследовательской деятельности и огромным влиянием на деятельность социологов всей страны, а затем и всего мира. Эмпирическая социология появляется вместе с теоретической, но приобретает самостоятельное значение лишь в начале нашего столетия как специфическая область социологических исследований с особыми традициями и логики развития. Хотя се роль в становления социологии как науки высоко оценивалась с первых шагов, организация и проведение эмпирических социологических исследований обуславливалась прежде всего потребностями общества. Эмпирическая социология - это комплекс социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ конкретных фактов общественной жизни с использование специальных методов (опросов, анкетирования, интервьюирования и статических методов в др.). Появление эмпирической социологии было связано с попытками создания социологии на принципах позитивизма: поиск объективного эмпирического обоснования социальных явлений, участие социальной науки в процессе совершенствования социальных отношений. На ранних стадиях становления эмпирические исследование существовали параллельно теоретической социологии в качестве частного интереса энтузиастов различных профессии и отдельных ученых-социологов. Самостоятельным направлением социологических исследований эмпирическая социология становится в США. На процесс "прагматизацаи" социологии оказало влияние превращение прагматизма в национальную философию США. Прагматизм в самом широкой смысле слова был идеологическим фоном, на котором сложилась эмпирическая тенденция в социологии. Восприняв некоторые идеи Г.Спенсера, американские социологи под влиянием основоположников прагматизма, интенсивно развивавших психологическую науку, старались провести аналогию не между биологическими и социальными явлениями и процессами. В 40 - 50-е гг. эмпирическая социология в США смогла достичь нового уровня развития во многом благодаря влиянию на нее метода структурно- функционального анализа, разрабатывавшегося в эти годы Т.Парсовом и его последователями. Но и сам структурный функционализм рождался вполне эмпирически ориентированной социологии, учитывавшей важную роль и значение теории в эмпирических исследованиях. С появлением структурно- функционального подхода к анализу социальных явлений и процессов эмпирические исследования все больше перемещаются с социально- психологического уровня на уровень анализа социальных институтов и крупномасштабных систем. Но при этом сохраняется внимание к точке зрения субъекта действия, хотя она утрачивает свое самостоятельное значение. В методологическом плане "принцип понимания" вытесняется "принципом объяснения". Но чем тщательнее разрабатывался понятийный аппарат в "теории социального действия" Т.Парсонса, тем меньше он был приспособлен для проведения эмпирических исследований. Понадобилась специальная модификация ключевых понятий структурного функционализма, которую начал в конце 40-х гг. Р.Мертон и которая продолжается и в настоящее время с учетом тех достижений в области эмпирических социологических исследований, которых добились социологи самых различных школ и направлений. Характерными чертами эмпирической социологии являются: 1) отождествление научной социологии с эмпирической социология; 2) разрыв между теоретическими и эмпирическими исследованиями в силу различных уровней обобщения, особенностей концептуального аппарата теорий; 3) увлечение математическими методами анализа данных, приводящее в некоторых случаях к сужению горизонта исследования и отказу от теоретических обобщений. Внутри эмпирической социологии выделяют две ветви - академическую и прикладную. Задача академической усматривается в создании системы научного знания об отдельных областях и явлениях общественной жизни (социологи» города, села, семьи, молодежи, искусства и т.д.), которые используются в качестве методологической основы конкретных эмпирических исследований. Прикладные эмпирические исследования, в отличие от академических, направлены на решение четко определенных практических задач и непосредственно связаны с выполнением функций социальной инженерии. Надо сказать, в 70-80-е тт. произошло резкое увеличение объема прикладных исследований. Для эмпирической социологии в целом остается важной и нерешенной проблема связи академической в прикладной эмпирической социологии для преодоления фрагментарности в целях получения всесторонней, унифицированной информации, которая в конечном итоге может дать картину социальной жизни в целом. Структурный функционализм К середине 30-х гг. социологи США накопили значительный эмпирический материал, осуществив большое количество разнообразных по масштабу и тематике эмпирических социологических исследований, которые, однако, не выходили за рамки отдельных регионов страны и касались лишь некоторых проблем общественной жизни. Анализируя эмпирические факты, они добивались только частных обобщений частных явлении или их классов, увеличивая численность "дискретных теорий". Но чем больше появлялось таких теорий, тем острее сознавалась необходимость разработки систематической теории науки, которая сама является наиболее важным показателем ее зрелости. За решение этой задачи взялся один из ведущих преподавателей социологического факультета Гарвардского университета США Толкотт Парсонс (1902-0979), который в 1937 г. опубликовал свою первую книгу "Структура социального действии". Структурный функционализм - один из основных методологических подходов в современном обществоведении. Его сущность состоит в выделении элементов социологического взаимодействия, подлежащих исследованию, и определении их места и значения (функции) в некоторой связи. В том или ином виде функциональный подход существовал во всех социологических концепциях, где общество рассматривалось системным образом. При этом возникла и оказалась очень устойчивой аналогия между обществом и организмом. Соответственно в обществе изыскивались подобия органов, функционирование которых обеспечивает жизнеспособность целого. Такие идея были в у Платона и Аристотеля, Гоббса, Спинозы, Руссо. Вычленение собственно социологии как науки шло с XIX в. параллельно превращению биологии в особую науку. Это привело к более широким аналогиям с функционально расчлененным организмом и первым социологическим формулировкам понятия функции. Так, Спенсер в "Основаниях социологии" доказывает, что общество есть организм, наличие в нем структурной дифференциации говорит о "правильном понимании" функций как "несходных частей" политического тела и живого тела. Дюркгейм дает уже более тонкие и содержательные определения: "Слово функция употребляется в двух довольно различных значениях. То оно означает систему жизненных движений - отвлекаясь от их последствий то выражает отношение соответствия, существующее между этими движениями и известными потребностями организма. Спрашивать, какова функция разделения труда, это значит исследовать, какой потребности оно соответствует". Т.Парсонс, оценивая результаты развития эмпирической социологии в США в 20-30-с гг., отмечал, что не могли удачно завершаться попытки построить "исчерпывающие эмпирические обобщения", как в еще более ранние попытки установить значение различных "факторов" в определении социальных явлений. Он подчеркивал, по факторные теории (например, теория общественных формаций К.Маркса) лишь задерживали развитие теории социальной системы, так как, по его мнению, игнорировали фундаментальный принцип любой науки изучение фактов только специфических для нее явления. Цель теоретической деятельности Т.Парсонса - усидеть внимание к пренебрегаемым ранее "социальным элементам" социальной системы как доминирующим факторам на основе разработки обобщающей концептуальной схемы анализа социальных систем. Каждый исследователь старается добиться "адекватного" описания эмпирической реальности, когда даются определенные и эмпирически проверяемые (верифицируемые) ответы "на все относящиеся к делу научно важные вопросы". А важность этих вопросов определяется логической структурой обобщеаной концептуальной схемы. Ценности (образцы) Т.Парсонс рассматривал как главные элементы особого механизма связи между социальными и культурными системами, а нормы - как социальные явления, регулирующие конкретные социальные процессы и отношения. Согласно основным положениям структурно-функциональной теории социальных систем, общество социальная система, достигшая по отношению к окружающей Среде наивысшего уровня самодостаточности. Эта точки зрения Т.Парсонса на общество как социальную систему полностью расходится с общепринятым в 50-с гг. взглядом на общество как на совокупность конкретных индивидов и сближается с воззрением К.Маркса на общество как на сумму связей и отношений, в которых индивиды находятся друг с другом. Но, в отличие от К.Маркса, члены общества рассматриваются Парсонсом как часть окружения данной социальной системы, внутренних условий ее функционирования. Т.Парсонс обратил пристальное внимание на главные аспекты тенденции к классовому конфликту в западном типе социальной системы: индивидуальность выбора занятий и некоторое равенство возможностей; определенная противоположность между властью и подчиненными: развитие различных культур в рамках дифференцированной социальной структуры; зависимость дифференциации семей от различий в положении людей в профессиональной структуре, неосуществимость на практике абсолютного равенства возможностей. Учитывая их, можно создавать условия для предотвращения перерастания латентных конфликтов в классовое противоборство. Уже это раннее определение содержит в себе проблематику всего последующего функционализма: если в обществе имеет место нечто, отвечающее его потребностям, то является ли это следствием надиндивидуального сознания и удовлетворения потребности или же здесь иного рода зависимость? "Функциональное единство" социологического анализа, подчеркивает Мертон, определяется не "сверху", не при помощи какой-либо теории, а в бесконечной глубине социальных фактов, которые благодаря своей функциональной определенности являются интегрирующими факторами социальной жизни. Функциональные качества универсальны и представлены во всех формах культуры, что легко увидеть при их анализе. Мало того, они носят императивный, принудительный характер в первую очередь дли всех общественных институтов, хотя это может проявляться по-разному. В целом функциональный анализ применим только к стабильным и стандартизованным объектам, которыми могут быть повторяющиеся и типовые явления, характеризующиеся устойчивостью (социальные роли, социальные процессы, институционные объекты, социальные структуры, средства социального контроля и т.д.). Автор концепции подробно раскрывает различные стороны понятия "функция". Функция - это "те наблюдаемые следствия, которые служат саморегуляции данной системы или приспособлению ее к среде". Дисфункция - это "те наблюдаемые следствия, которые ослабляют саморегуляцию данной системы или ее приспособление к среде". В проявлении функции может быть две формы - явная и скрытая. В том случае, когда внутренняя смысловая мотивация совпадает с объективными следствиями, проявляется явная функция. Именно так она осознается участниками поведенческой системы или ситуации. Скрытая ("латентная") функция этих проявлений нсимсст. Вели Т.Парсонс уделил основное внимание анализу механизмов поддержания "социального порядка", то Р.Мертон сосредоточил свои усилия на изучении дисфунсциональных явлений, возникающих вследствие напряжений и противоречий в социальной жизни. Основная теорема "функционального анализа" по Мертону гласит как одно явление может иметь различные функции, так одна и та же функция может выполняться различными явлениями. При этом функциональный результат способствует выживанию системы, ее адаптации к окружающей среде. То, что не способствует выживанию и адаптации, есть "дисфункция", Социометрия (микросоциология) В 30-с годы нашего столетия на основе широкого использования психоаналитического метода и гештальт-теории в русле психологической традиции в социологии возникла новая отрасль социологического знания, получившая название социометрии, или микросоциологии. Под социометрией принято понимать теоретическое в прикладное направление социологической науки, изучающее содиопсихологические взаимоотношения личностей в малых группах. Создателем этой теории является ученик Зигмунда Фрейда, эмигрировавший из Румынии в США, психиатр и социолог Джекоб Морено (1892-1974). Сам Морено определял созданную им дисциплину следующим образом: "Математическое учение психологических свойств населения, экспериментальная техника и результата, подученные при применении количественного качественного метода". В качестве трех важнейших базисных понятий социометрии он называл: "социус" - товарищ; "метрум" - измерение; "драма" - действие. "Вместо анализа социальных классов, состоящих из миллионов людей, мы занимаемся тщательным анализом небольших групп. Это отход от социальной вселенной к ее атомарной структуре" - так Морено сформулировал свою программную концепцию. "Социометрия, - говорил Морено, - изучает индивидумов именно в тот момент, когда они спокойно вступают во взаимные отношения, ведущие к образованию группы". Важным моментом теоретических построений Морено было положение о том, что через раскрытие социально-психических механизмов в психических структур сообществ социометрия получает возможность установления социального контроля над поведением личностей и социальных групп. Важнейшими инструментами социометрического анализа являются социометрические тесты, социоматрицы и различного рода социаграммы, на которых во многой в базируется социометрический метод. Познакомимся поближе с используемыми методами в социометрии. Под социометрическим тестом в микросоциологии понимается один из приемов опроса людей, в ходе которого выполняется задание стандартной формы, позволяющее подучить как бы "коллективное самовыражение опрашиваемых", т.е. количественно измеримые характеристики межличностных отношений в социальной группе. Вторым таким инструментом социометрии считается социоматрица таблица, в которую при помощи графических и числовых обозначений занесется полученные в результате исследований данные, характеризующие систему взаимоотношений людей в изучаемой группе. Третий инструмент - сопиограммы - дает соответствующее графическое (схематическое) выражение социальных отношений людей преимущественно в малых группах. Наряду с ними в социометрии широко используются разнообразные индексы, коэффициенты и пр., позволяющее дать количественную характеристику изучаемым явлениям социального взаимодействия. Причиной общественных изменений, как считал Морено, являются взаимоотношения индивидов, складывающиеся из особых "микроэлементов", называемых "социальными электронами", или "телеэлементами". С помощью понятия "теле" ("социогравитационный фактор") Морено пытался объяснить различные чувства, возникающие в процессе общения люден друг с другом, и определял его как простейшие единицы чувства, излучаемые человеком и направленные от индивида к индивиду. Интенсивное излучение "тепе" "со знаком плюс", согласно утверждениям Морено, вызывает симпатию, а излучение "тепе" "со знаком минус" антипатию. Микросоциология уделяет большое внимание анализу количественной стороны психологических отношений людей, которые определяются социометристами в терминах безразличия, симпатии (притяжения) и антипатии (отталкивания). По мнению Морено, которое стало одним из фундаментальных положений социометрии, социальные процессы, происходящие в группе и обществе, могут быть правильно поняты лишь с учетом существования микро- и макроструктур. Под микроструктурой он понимал совокупность психических отношений людей, их желания, чувства, представления и т.д., а под макроструктурой - пространственное взаимоположение и взаимоотношение людей при выполнении ими производственных функций. Соответственно, социальная напряженность и различного рода конфликты могут быть ликвидированы путем реорганизации макроструктуры (перегруппировки людей в пространстве) таким образом, чтобы во всех случаях рядом оказывались люди, симпатизирующие друг другу. Так Морено пришей к одному из наиболее утопических выводов своей теория - возможности "улучшения" человеческих отношений в рамках любой общественной системы. Среди других законов, сформулированных Морено, особой популярностью в ряде школ современной западной социологии пользуется так называемый "закон насыщения". Согласно этому закону, подобно тому, как в химических растворах существует осадок, так в национальных и межнациональных отношениях также существует подобная точка, превышение которой ведет к "перенасыщению", или, к национальным и расовым конфликтам, розни и воине. В числе иных социометрических законов Морено можно упомянуть социогенетический и социодинамический законы. Социогенетический закон констатировал, что высшие формы любой коллективной организации развиваются из простейших форм, а социодинамический закон утверждал, что человеческие привязанности внутри любой группы распределяются неравномерно. В связи с формулировкой социодинамического закона Морено указывал, что большая часть эмоциональных влечений ("предпочтений") приходится на немногих членов группы ("звезд"), в то время как большинство участников се оказываются как бы "эмоционально обездоленными" (такие зачислялись Морено в разряд "социометрического пролетариата"). Одним из важнейших методов социометрии Морено считал вовлечение исследуемых лиц в активный терапевтический процесс, который ев именовал "психодрамой", целью которой как терапевтического приеме выступает предоставление личности свободы самовыражения ос от напряженности современной реальной жизни. Создание социометрии явилось одним из наиболее значимых достижений социологии как науки за весь период ее существования. Концепция социального обмена Наиболее известными представителями данного социологического направления принято считать американских социологов Джорджа Хоманса (р.1919 г.) и Питера Блау (р.1918 г.). В своих основных исследованиях "Человеческая группа" (1950), "Социальное поведение: его элементарные формы" (1961), "Природа социальной науки" (1967) Хоманс сформулировал основную задачу своей теории в виде общепонятного лозунга "вернуть человека в социологию". По Хомансу, социология явилась результатом процесса естественного развития психологии, а следовательно, "конечные принципы объяснения в антропологии, социологии и даже в истории... - психологические". По мнению Хоманса, институты и человеческое общество в целом складываются только из действий человека, они могут поэтому анализироваться в терминах индивидуальных действий и могут быть объяснены на основе принципов индивидуального поведения. Поэтому существенным элементом социологии Хоманса стала его теория социального поведения. Новое понимание природы я сущности социального поведения объяснялось следующим образом: "Социальное поведение представляет собой обмен ценностями (как материальными, так и нематериальными, например, знаками одобрения или престижа). Люди, которые получают многое от других, испытывают с six стороны воздействие, направленное на то, чтобы последние могли получить многое от первых. Такой процесс оказания влияния имеет тенденцию к обеспечению равновесия или баланса между обменами". По Хомансу, существуют два уровня поведения: субинституциональный (парные непосредственно-личностные отношения) и институциональный. Первый - основа второго. И различием между ними является то, что в сложных организациях деятельность регулируется не первичными, а более сложными по своему характеру вознаграждениями (такими, например, как социальное одобрение) и в том, что сами процессы обмена "вознаграждающей" становятся более опосредованными. Сущность социальных отношений в обществе Хоманс излагал следующим образом: "Секрет социального обмена между людьми заключается в том, чтобы дать другому человеку из своего поведения то, что представляется ему более ценным, чем вам, и получить от него то, так представляет большую ценность для вас, чем для него". Оригинальную социологическую концепцию предложил в этот период и П.Блау. В таких работах, как "Динамика бюрократии" (1955), "Обмен и власть в социальной жизни" (1964), "Американская структура занятости" (1964), он осуществил попытку конструктивного синтеза ряда положений функционализма, интерахционизма и школы социального конфликта, В вашей работе мы сосредоточили внимание на принципах, сформулированных Блау, которые являются существенными факторами динамики процесса обмена. Принцип 1. Чем большую выгоду человек ожидает от другого, осуществляя определенную деятельность, тем более вероятно, что он будет осуществлять эту деятельность. Принцип 2. Чем большим количеством вознаграждении человек обменялся с другим лицом, тем более вероятно возникновение последующих актов обмена благодаря возникшим направляющим их взаимным обязательствам. (Компенсацию полученных благ как необходимость для продолжения получения их Блау именовал "пусковым механизмом" социального взаимодействия). Принцип 3- Чем чаше нарушаются при обмене взаимные обязательства, склонные к негативному санкционированию лиц, тем более нарушающих нормы взаимности Принцип 4. С приближением момента вознаграждения, являющегося результатом определенной деятельности, эта деятельность падает в цене и вероятность ее осуществления снижается. Принцип 5. Чем больше установилось отношении обмена, тем более вероятно, что управлять этими отношениями будут нормы "справедливого обмена". Принцип 6. Чем меньше соблюдаются в отношениях обмена нормы справедливости, тем меньше власти имеют партии, склонные к негативному санкционированию лиц, нарушающих эти нормы. Принцип 7. Чем более стабильный и сбалансированный характер носят отношения обмена между социальными единицами, тем менее сбалансированный и стабильный характер приобретают другие отношения обмена (Социальная жизнь таким образом, полна "дилемм", решая которые, люди вынуждены менять стабильность и баланс одних отношений обмена на напряженность других, поскольку все они стремятся к поддержанию всего многообразия этих отношений.). Теория символического интеракционизма Существенный вклад в эволюцию современной западной социологии внес основоположник символического интеракционизма, американский философ и социолог, профессор философии Чикагского университета Джордж Мид (1863- 1931). Мид уделял большое внимание проблемам использования научного метода в решении различных социальных проблем. Эти ориентации Мида в значительной мере содействовали постановке им ряда новых вопросов и получению соответствующих результатов. Поэтому принципиально важным моментом социологического творчества Мида были признание им примата социального над индивидуальным и стремление преодолеть ограниченность той исследовательской традиции, в которой индивид и общество, как правило, противопоставлялись друг другу. Мид написал очень мало работ. Большинство его основополагающих идей можно найти только в опубликованных посмертно записях его лекций. Наиболее значительное изложение интерахционизма содержится в книге ""Разум, Я и Общество" (1934). Отрицая изначальную данность людям разума и сознания, Мид подчеркивал, что социальный мир индивида и человечества формируется в результате процессов социальных взаимодействий, в которых большую роль играет "символическое окружение". Согласно концепции Мида, общение между людьми осуществляется при помощи особых средств - символов, к которым он относил жест и язык. Рассматривая жест как специфический символ, Мид указывая, что он выступает в непосредственной или опосредованной форме как начальный, незавершенный элемент поведенческого действия или акта. Смысл жеста, когда он понятен, вызывает соответствующую, как правило, инстинктивную реакцию. Но жест не имеет социально закрепленного значения. В этом отношении язык, как более зрелая форма, обладает значительными преимуществами, поскольку может оказывать одинаковое воздействие на разных индивидов. По мнению Мида, человеческие действия изначально носят социальный характер, он неоднократно подчеркивал, что объяснение поведения индивида возможно лишь в терминах организованного поведения общественной группы и что действия индивида необъяснимы, если их не рассматривать как органическое целое. Одной из важнейших частей социологического учения Мида явилась его концепция "межиндивидуального взаимодействия", утверждавшая, что общение людей в установки индивида на объекты (на "других" и на самого себя" порождаются и поддерживаются определенной совокупностью социальных факторов. То как индивид воспринимает окружающую социальную действительность, обусловливается его опытом общения с другими, особенно собственной способностью воспринимать мир и себя так, как этот мир видят другие и как это выражено соответствующими символами (жестами или словами). В связи с этим поведение индивида в группе, отмечал Мид, "является результатом принятия данным индивидом установок других по отношению к себе и последующей кристаллизации всех этих частных установок в единую установку или точку зрения, которая может быть названа установкой "обобщенного другого". Этот процесс привяли роли других людей ("обобщенного другого") особенно рельефно проявляется в ходе формирования человеческого "Я", происхождение и структуру социального процесса. Существенное значение для развития социологии и психологии имела разработанная Мидом ролевая концепция личности. Многомерное поведение человека можно представить (и проанализировать) в виде определенного набора социально-типичных, устойчивых шаблонов его поведения - "ролей", которые человек играет в обществе. Причем, по Миду, анализ "ролей", которые человек дает достаточные основания для суждения не только о его повелении, но и о его личности, поскольку ее внутренняя импульсивная и нормативная противоречивость выражается в любых поведенческих актах.

Эмпирическая социология.

Объективность познания в области социальных наук

характеризуется тем, что эмпирически данное всегда

соотносится с ценностными идеями…

Макс Вебер

Эмпирическое направление, возникшее в границах западной социологии в XX веке, явилось в известном смысле противопоставлением, теоретическим построением классической социологии XIX века. Становление эмпирической школы было связано с попытками преодоления избыточного теоретизирования, характерного для социальной философии XIX века, а также с необходимостью решения новых практических задач по управлению общественными процессами и разработке средств социального контроля и регулирования общественной жизни.

В наиболее явном выражении эмпирическая социология формировалась как естественнонаучная ориентация в структуре социологического знания. Именно поэтому она адаптировала следующие, безусловно, ценные для социологической науки постулаты позитивистского типа:

1) социальные явления подчиняются законам, в конечном счете, общим для природной и социально-исторической действительности;

2) методы социологических исследований должны быть такими же точными, строгими и объективными, как методы естествознания;

3) социология должна быть свободной от ценностных суждений идеологического типа.

В настоящее время практически во всех странах мира проводятся социологические исследования, которые чаще всего носят прикладной характер, т.е. осуществляются по социальному заказу и предназначаются для решения возникающих в процессе жизнедеятельности людей социальных проблем. Фундаментальными социологическими исследованиями занимаются, как правило, ученые в университетах, а в ряде стран еще и в научных институтах. Такая специализация труда среди социологов возникла в 30-е гг. XX столетия в США в связи с появлением и широким распространением социального заказа на проведение тех или иных социологических исследований.

Чикагская школа эмпирической социологии представляла собой сложившееся в первой половине XX столетия специфическое подразделение университета со своими традициями исследовательской деятельности и огромным влиянием на социологов всей страны, а затем и всего мира.

Эмпирическая социология появляется вместе с теоретической, но приобретает самостоятельное значение лишь в начале XX века как специфическая область социологических исследований с особыми традициями и логикой. Хотя ее роль в становлении социологии как науки высоко оценивалась с первых шагов, т.к. организация и проведение эмпирических социологических исследований обуславливалась, прежде всего, потребностями общества.

Эмпирическая социология это комплекс социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ конкретных фактов общественной жизни с использованием специальных методов (опросов, статистических методов и др.).

Появление эмпирической социологии было связано с попытками создания социологии на принципах позитивизма: поиск объективного эмпирического обоснования социальных явлений, участие социальной науки в процессе совершенствования социальных отношений. На ранних стадиях становления эмпирические исследования существовали параллельно теоретической социологии в качестве частного интереса энтузиастов различных профессий и отдельных ученых-социологов.

Самостоятельным направлением социологических исследований эмпирическая социология становится в США. На процесс «прагматизации» социологии оказало влияние превращение прагматизма в национальную философию США. Прагматизм в самом широком смысле слова был идеологическим фоном, на котором сложилась эмпирическая тенденция в социологии. Восприняв некоторые идеи Г. Спенсера, американские социологи под влиянием основоположников прагматизма, интенсивно развивавших психологическую науку, старались провести аналогию не между биологическими, а между социальными явлениями и процессами.

В 40-50-е гг. XX века эмпирическая социология в США смогла достичь нового уровня развития во многом благодаря влиянию на нее метода структурно-функционального анализа, разрабатывавшегося в эти годы Т. Парсонсом и его последователями. С появлением структурно-функционального подхода к анализу социальных явлений и процессов эмпирические исследования все больше перемещаются с социально-психологического уровня на уровень анализа социальных институтов и крупномасштабных систем. Но при этом сохраняется внимание к точке зрения субъекта действия, хотя она утрачивает свое самостоятельное значение. В методологическом плане «принцип понимания» вытесняется «принципом объяснения». Но чем тщательнее разрабатывается понятийный аппарат в «теории социального действия» Т. Парсонса, тем меньше он был приспособлен для проведения эмпирических исследований. Понадобилась специальная модификация ключевых понятий структурного функционализма, которую начал в конце 40-х гг. Р. Мертон и которая продолжается и в настоящее время с учетом тех достижений в области эмпирических социологических исследований, которых добились социологи самых различных школ и направлений.

Характерными чертами эмпирической социологии являются:

1) отождествление научной социологии с эмпирической социологией;

2) разрыв между теоретическими и эмпирическими исследованиями в силу различных уровней обобщения, особенностей концептуального аппарата теорий;

3) увлечение математическими методами анализа данных, приводящее в некоторых случаях к сужению горизонта исследования и отказу от теоретических обобщений.

Внутри эмпирической социологии выделяют две ветви – академическую и прикладную.

Задача академической усматривается в создании системы научного знания об отдельных областях и явлениях общественной жизни (социологии города, села, семьи, молодежи, искусства и т.д.), которые используются в качестве методологической основы конкретных эмпирических исследований.

Прикладные эмпирические исследования, в отличие от академических, направлены на решение четко определенных практических задач и непосредственно связаны с выполнением функций социальной инженерии. Надо сказать, в 70-80-е гг. произошло резкое увеличение объема прикладных исследований. Прикладное направление эмпирической социологии во многих странах мира стало особой отраслью индустрии.

В 80-е гг. в прикладной ветви эмпирической социологии выделились два основных направления – социальная инженерия и клиническая социология – с подготовкой специалистов соответствующего профиля. Если первые, например, обобщив данные о финансовом положении компании, состоянии дел на рынке сбыта и технологии производства, предлагают перестроить управленческую структуру, то вторые проводят психологические тренинги с менеджерами с целью переориентации их создания. Как правило, специалисты обоих профилей работают в тесном контакте.



Итак, быстрое увеличение объемов прикладных исследований в мировой социологии в 70-90-е гг. принципиально изменило формы организации социологических институтов. Наряду с университетами на организации исследования сосредоточиваются лаборатории, бюро, исследовательские центры и т.д. Претерпела изменения и профессия социолога: возник тип практикующего социолога, эксперта по различным социальным проблемам, нередко консультанта фирмы и т.п. Эволюционируя подобным образом, эмпирическая социология активно включается в разработку проблем, в которых заинтересовано государство, бизнес, армия. Методика и техника, разработанные социологами-эмпериками и обогативные средства познания социальной действительности, позволяют получать информацию о процессах общественной жизни. Одновременно для преодоления ограниченности эмпирических исследований и качественной систематизации массы эмпирического материала в схемы, описания и объяснения возрастает необходимость сочетания в социологии эмпирических и теоретических подходов.

Для эмпирической социологии в целом остается важной и нерешенной проблема связи академической в прикладной эмпирической социологии для преодоления фрагментарности в целях получения всесторонней, унифицированной информации, которая в конечном итоге может дать картину социальной жизни в целом.