Урок история либеральные реформы александра 2. Презентация на тему "Реформы Александра II". Земельные крестьянские наделы

Трудовое законодательство предусматривает для работающих женщин ряд социальных гарантий и льгот. Это право на укороченный рабочий день, дополнительные отпуска, выходные, иные льготы.

В соответствии со ст. 253 ТК РФ запрещено привлекать женщин к работам, предполагающим тяжелые физические нагрузки, а также на производства с вредными условиями труда. Перечень тяжелых и вредных для здоровья работ утвержден Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. N 162 "Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин" Постановление Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. N 162 "Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин" // Собрание Законодательства РФ. - 2000. - №10. Ст. 1130..

Статьей 259 ТК РФ установлено, что запрещено направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни беременных женщин.

Направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, допускаются только с их письменного согласия и при условии, что это не запрещено им медицинскими рекомендациями. При этом женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, должны быть ознакомлены в письменной форме со своим правом отказаться от направления в служебную командировку, привлечения к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни.

Указанные льготы и гарантии предоставляются также работникам, имеющим детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста восемнадцати лет, а также работникам, осуществляющим уход за больными членами их семей в соответствии с медицинским заключением.

Если женщина воспитывает ребенка одна, то льготы предоставляются до достижения ребенком возраста пяти лет. Однако работодатель может попросить женщину, имеющую ребенка в возрасте до трех лет, поработать сверхурочно. Если сотрудница согласна, то она должна сообщить об этом письменно. Но прежде администрация предприятия должна также письменно

ознакомить женщину с тем, что она может отказаться от таких работ.

Кроме того, ст. 298 ТК РФ установлены ограничения для привлечения женщин к работам вахтовым методом, а именно на такие работы нельзя направлять беременных сотрудниц и тех, у кого есть дети в возрасте до трех лет.

Женщина, имеющая ребенка, может попросить администрацию предприятия установить для нее неполный рабочий день или неполную рабочую неделю. С такой просьбой она вправе обратиться как при заключении трудового договора, так и в процессе выполнения трудовых обязанностей. Если ребенку не больше 14 лет (а ребенку-инвалиду не исполнилось 18 лет), то администрация обязана удовлетворить просьбу сотрудницы. Это же правило действует и в отношении беременных сотрудниц - если они обратились с просьбой ввести для них неполный рабочий день (неполную неделю), то администрация обязана это сделать.

Для других сотрудниц тоже может быть установлен укороченный рабочий день или неполная трудовая неделя. Но не в обязательном порядке, а по соглашению, заключаемому между администрацией и сотрудницей. Зарплата женщин в таком случае рассчитывается пропорционально отработанному времени или по выработке.

Трудовое законодательство не ограничивает количество часов, на которые можно сократить рабочее время. Поэтому сотрудницы организации сами согласовывают с работодателем, на сколько их рабочий день будет короче обычного.

В соответствии со ст. 258 ТК РФ женщинам, у которых есть дети до полутора лет, предоставляется не только общий обеденный перерыв, как и всем сотрудникам, но и дополнительные перерывы для кормления ребенка. Продолжительность таких перерывов не должна быть меньше 30 минут. А когда у работницы два или более детей в возрасте до полутора лет, то - не менее часа. Причем такие перерывы должны предоставляться через каждые три часа непрерывной работы.

Перерывы, полагающиеся для кормления ребенка, сотрудница может присоединить к перерыву на обед либо перенести их на начало или конец рабочего дня, тем самым сократив его. Эти перерывы включаются в рабочее время и оплачиваются исходя из среднего заработка.

Женщины, имеющие детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, имеют право на четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц. Такая льгота предусмотрена для них ст. 262 ТК РФ. Чтобы сотруднице предоставили эти выходные, она должна написать заявление на имя руководителя организации. Оплачиваются дополнительные выходные в размере дневного заработка за счет средств Фонда социального страхования.

В соответствии со ст. 254 ТК РФ работодатель обязан перевести беременную женщину по ее просьбе на более легкую работу либо снизить ей норму выработки. Основанием для перевода служат медицинская справка и заявление работницы, причем после перевода за сотрудницей должен быть сохранен средний заработок по прежнему месту работы.

После того как женщина представила справку и написала заявление, она может не выходить на работу до тех пор, пока ей не обеспечат более легкие, чем ранее, условия труда. Пропущенные дни организация должна оплатить исходя из среднего заработка.

Женщины, имеющие детей в возрасте до полутора лет, также вправе потребовать более легкую работу, если прежнюю работу они выполнять не могут. После перевода за женщиной сохраняется средний заработок до тех пор, пока ребенку не исполнится полтора года.

Женщинам предоставляется отпуск по беременности и родам продолжительностью 140 календарных дней: 70 дней до родов и 70 дней после рождения ребенка. Женщинам, у которых роды прошли с осложнениями, отпуск после рождения продлевается на 16 дней. А если беременность многоплодная, т.е. ожидается двойня или тройня, то увеличивается весь отпуск по беременности и родам. В этом случае он составит 84 дня до родов и 110 дней после них.

Дородовый отпуск женщин, проживающих (работающих) на территории зоны проживания с правом на отселение (имеются в виду территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС), составляет 90 календарных дней. Таким образом, общая продолжительность отпуска по беременности и родам таких женщин составляет 160 (90 + 70) дней при нормальных родах, 176 (90 + 86) дней при осложненных родах и 200 (90 +110) дней при рождении двух и более детей. И соответственно, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в двойном размере.

Указанная льгота распространяется и на лиц, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных (переселяемых) из зоны отселения, а также на граждан, проживающих (работающих) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Но не всегда на предприятиях правильно рассчитываются и выплачиваются данные пособия (см. приложение Б).

В отпуске по уходу за ребенком женщина может находиться до того момента, как ребенку исполнится три года (ст. 256 ТК РФ), причем, находясь в этом отпуске, она может работать на дому или выходить на работу на неполный день.

Кроме вышеперечисленных льгот, трудовое законодательство запрещает устанавливать беременным женщинам испытательный срок при приеме на работу. Защищает ТК РФ беременных женщин и сотрудниц, имеющих детей, и от потери работы. Во- первых, нельзя уволить беременную сотрудницу. Во-вторых, если в период беременности женщины истекает срочный трудовой договор, заключенный с ней ранее, то работодатель обязан по ее заявлению продлить срок трудового договора до того момента, как наступит отпуск по беременности и родам. И в-третьих, работодатель не может уволить женщину, если у нее есть дети до трех лет либо она одна воспитывает ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида до 18 лет.

Однако, что же делать женщине, если по окончании отпуска по уходу за ребенком, работодатель говорит ей, что ее должность сокращена? В связи с тем, что процедура и основания сокращения или изменения штата работников нигде в законодательстве не прописаны, работодатели, как правило, считают себя свободными в решении вопросов численности или штата работников, а на практике это приводит к тому, что нередко должность, занимаемая женщиной, находящейся в отпуске по уходу за ребенком, сокращается даже без ее ведома. Законодательство не содержит требования уведомлять такую работницу или тем более получать ее согласие. Если выход на работу осуществляется после достижения ребенком возраста трех лет, то в этом случае женщина лишается защиты от увольнения в связи с сокращением штата. Однако представляется, что рассматриваемая гарантия как раз направлена на то, чтобы гарантировать работнице место работы (должность) после окончания отпуска по уходу за ребенком. Поэтому независимо ни от чего работница имеет право требовать предоставления ей места работы (должности) после выхода из отпуска по уходу за ребенком. Работодатель соответственно обязан предоставить ей работу по прежней должности.

В то же время нужно отдавать себе отчет, что если должность уже сокращена и такая трудовая функция в структуре работодателя уже больше не существует, то добиться на практике реализации этой гарантии будет возможно только через довольно сложный и продолжительный судебный процесс. Нередко в такой ситуации работодатели предлагают женщинам перевод на другие должности. Женщины должны знать, что без их согласия работодатель не имеет права их переводить, однако, возможно, перевод будет не самым худшим выходом из такой ситуации. Вообще, если у нас нет твердой решимости отстаивать свои законные права всеми предусмотренными законами способами, в том числе в суде, рекомендуется подходить к решению таких ситуаций как можно гибче и всеми силами стремиться найти с работодателем взаимоприемлемое решение.

Независимо от того, работает женщина или нет, за время отпуска по уходу за ребенком она будет получать пособие за счет средств ФСС РФ.

Следует отметить, что вопросы о суммах выплат в пользу лиц, осуществляющих уход за ребенком, могут возникнуть не только со стороны бухгалтерии предприятия, но и у региональных отделений Фонда социального страхования РФ. В последнее время все чаще появляются судебные дела, в ходе рассмотрения которых представители Фонда пытаются доказать завышенность сумм, выплачиваемых работодателем в пользу женщин, имеющих право на получение пособий в связи с рождением и уходом за ребенком.

Как правило, проверяющие стремятся убедить судей, что работодатели целенаправленно устанавливали повышенный размер оклада для женщин перед выходом их в отпуск по беременности и родам и в отпуск по уходу за ребенком с целью получить за счет средств ФСС России максимальную сумму соответствующих пособий. При доказывании подобных фактов проверяющие могут ссылаться на отсутствие у работодателей финансовых возможностей для установления высоких окладов работницам, а также значительное превышение сумм заработной платы беременных женщин по сравнению с заработной платой других работников.

В результате появляются отказы предприятиям в возмещении понесенных ими затрат на выплату пособий, которые затем приходится отстаивать в суде. Однако судьи в настоящее время все чаще встают на сторону работодателя и не принимают приведенные доводы проверяющих как не содержащие ссылку на нормы права (см. приложение В).

Между тем даже максимальный размер пособия с учетом индексации может оказаться не сопоставимым с утраченным доходом. В этом случае у работника, получающего пособие, есть возможность досрочно выйти из отпуска по уходу за ребенком. Чтобы не потерять при этом права на получение ежемесячной выплаты по уходу за ребенком, он может выбрать один из двух вариантов оформления своих отношений с работодателем.

Цель урока: сформировать у учащихся представление о новом императоре, Александре II, о той атмосфере, которая сложилась накануне отмены крепостного права

Задачи урока.

1. Какие причины, субъективные или объективные, стали приоритетными у императора, в понимании необходимости отмены крепостного права.

2. Как велась подготовка к проведению реформы?

3. Продолжить формирование у учащихся основных навыков и умений работы с историческими источниками.

Оборудование: компьютер, мультимедиа, экран, раздаточный материал с историческими источниками.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала

Вступительное слово учителя:

18 февраля 1855 года при весьма загадочных обстоятельствах, в самый разгар Крымской войны, умирает император Николай I. Существует версия, что это было самоубийство человека, осознавшего, что страна находится на грани катастрофы, и своей смертью открывавшего путь новому поколению правителей. О настроении правящих кругов в связи со смертью Николая I наиболее ярко свидетельствовало мнение императрицы Александры Федоровны: "Господь его взял, чтобы его избавить от ужасных вещей!". Слайд 1. Презентация

Формулируется тема урока звучит цитата Герцена. В феврале 1858 г. А.И. Герцен писал в "Колоколе": "Имя Александра II принадлежит истории; если бы его царствование завтра же окончилось - все равно начало освобождения сделано им, грядущие поколения этого не забудут".

Итак, тема нашего урока “Начало правления Александра II. Накануне отмены крепостного права”. Слайд 2

Учитель формулирует проблему: слайд 3.

1. Какой же человек вступил на российский престол?

2. Был ли он способен провести в стране назревшие реформы?

3. Как велась подготовка к проведению реформы?

Возможно, ребята поставят и другие вопросы.

Итак, Александр Николаевич Романов появился на свет в Кремле 17 апреля 1818 года, в среду на Святой неделе. Родители – великий князь Николай Павлович и его супруга Александра Федоровна.

Будущий воспитатель Александра II великий русский поэт Василий Жуковский так откликнулся на рождение малыша:

Лета пойдут; подвижник молодой
Откинувши младенчества забавы,
Он полетит в путь опыта и славы...
Да встретит он обильный честью век,
Да славного участник славный будет,
Да на чреде высокой не забудет
Святейшего из званий – человек!... Слайд 4

Александр получил хорошее образование. Наставником его был В.А. Жуковский, воспитателем - К.К. Мердер, боевой офицер, израненный в кампаниях 1805 и 1807 годов, гуманного и кроткого, с честными и разумными взглядами, среди учителей - М.М. Сперанский(законодательство), К.И. Арсеньев (статистика и история), Е.Ф. Канкрин (финансы), Ф.И. Брунов (внешняя политика). Слайд 5

Несмотря на то, что по своим воззрениям новый император не являлся либералом, да и по складу характера едва ли годился на роль преобразователя, тем не менее именно он стал одним из самых великих реформаторов в истории России. Именно такую роль предопределил ему весь предшествующий ход исторических событий.

Согласно журналу Государственного совета за 19 февраля 1855 года, в своей первой речи перед членами Совета новый император сказал, в частности: “<…> Мой незабвенный Родитель любил Россию и всю жизнь постоянно думал об одной только её пользе. <…> В постоянных и ежедневных трудах Его со Мною, Он говорил Мне: “хочу взять Себе всё неприятное и всё тяжкое, только бы передать Тебе Россию устроенною, счастливою и спокойною”. Провидение судило иначе, и покойный Государь, в последние часы своей жизни, сказал мне: “Сдаю Тебе Мою команду, но, к сожалению, не в таком порядке, как желал, оставляя Тебе много трудов и забот”. Слайд 6

Какие же проблемы оставил Александру II его отец?

Идет устная работа с классом. Учащиеся отвечают с места.

Следует отдать должное новому императору - он воспринял эти тревоги, осознал нависшую над страной опасность. Вопреки своим консервативным убеждениям Александр Николаевич стал на путь осуществления кардинальных реформ, отказавшись от принципов политики своего отца.

В ряду необходимых реформ первое место принадлежало ликвидации крепостного права.

Вспомним, когда и кто из предшественников пытался решить этот вопрос? Слайд 7

Проблема отмены крепостного права постоянно обсуждалась в российском обществе. Какое было отношение в русском обществе к крепостному праву?

Ученики обсуждают цитаты из документов. Приложение I.

Инсценировка беседы великих русских писателей о крепостничестве в России. Роли распределяются непосредственно в классе. Приложение 2.

Каковы же были причины отмены крепостного права. Слайд 7

Возможные ответы:

  1. Поражение России в Крымской войне 1853-1856 гг.
  2. Массовые выступления крестьян.
  3. Изменение атмосферы в обществе.
  4. Социально-экономическая отсталость России.

Совместно с учениками приходит к выводу: В середине XIX века в России сложились все предпосылки для отмены крепостного права, тем не менее, принять решение об его отмене Александр II был вынужден под воздействием не столько внутренних, сколько внешних обстоятельств.

Учитель: Отмена крепостного права - неизбежна. Но это нелегко. Слайд 8

Сторонники реформаторской деятельности императора?

  1. Брат императора великий князь Константин Николаевич.
  2. Великая княгиня Елена Павловна.
  3. Я.И. Ростовцев.
  4. Д.А. Милютин.
  5. Ю.Ф. Самарин.

30 марта 1856 г. перед представителями московского дворянства. В своей речи Александр II произнес следующее: “Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это несправедливо,- и Вы можете сказать это всем направо и налево; но чувство, враждебное между крестьянами и их помещиками, к несчастью, существует, и от этого было уже несколько случаев неповиновения помещикам. Я убежден, что рано или поздно мы должны к этому прийти. Я думаю, что и Вы одного мнения со мной; следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу” Слайд 9.

Вопрос учащимся: Почему Александр II добивался, чтобы просьба о решении крестьянского вопроса исходила от дворян?

Правительство желало в первую очередь узнать мнение помещиков о том, каким образом лучше отменить крепостное право. От помещиков ожидали инициативы в деле подготовки реформы. В итоге помещики Виленской, Ковенской и Гродненской губерний изъявили желание начать обсуждение будущей реформы.

Учреждения, занимавшиеся подготовкой реформы

Задание. Перед вами – письма двух помещиков, написанных накануне отмены крепостного права. Они датируются 1857 годом. Авторы размышляют о возможном освобождении крестьян от крепостной зависимости. Слайд 10

Учащиеся сравнивают эти письма и отвечают на поставленные вопросы.

Два ключевых слова проблемы, вокруг которой шли горячие с поры: земля и выкуп.

Перед правительством стояло три возможных варианта освобождения крестьян. Какой вариант и почему выбрал император? Это тема уже следующего урока.

Подведем итоги изученного на уроке материала. Слайд 11

На основе изученного, на уроке материала подбери 1-2 слова характеризующие, что представляла Россия накануне отмены крепостного права по следующей структуре, сделайте вывод: слайд 12.

Домашнее задание: учебник А.А.Данилов, Л.Г. Косулина параграф 19, сравнить помещичьи проекты крестьянской реформы Позена и Унковского, какой проект был более либеральным, какой более революционным. Какой бы проект отмены крепостного права составили бы вы свой ответ обосновать.

Приложение 1

Документ 1.

По некоторым подсчетам в 1850 г. по сравнению с 1840-ми чистые сборы хлеба и картофеля на душу населения у помещичьих крестьян снизились в Северо-Западном районе на 8%, в Центрально-Черноземном – на 16%, в Западном на 22% и в Юго-Западном на 30%. К 1859 г. 65% помещичьих крестьян были заложены в кредитных учреждениях, а на помещичьих имениях числилось только казенных долгов более чем на 425 млн. рублей серебром. (Чунтулова В. Т. Экономическая история России. М. , 1987. с. 77).

Документ 2.

…. Ожидание предстоящей свободы сильно выразилось в 1856 г., причем крестьяне целыми иногда селениями…отказывались исполнять господские работы, высказывая желание поступить в ряды ополчения и предполагая, что с тем вместе получат они свободу. …Кроме того, в минувшем году было 8 случаев нанесения крепостными людьми побоев помещикам, 1 – убийство управляющего и 1 – нанесения ран (Хрестоматия по истории. 1861-1917г. М. , 1980. С. 6–7)

Документ 3.

“Право, грустно становится, когда подумаешь, как вообще мы дурно вооружены– и солдаты и офицеры. Саблю нашу совестно обнажить: она гнется как проволока, пистолеты у нас только у верховых, и то своей тяжестью и неуклюжестью отвращают от изучения искусства цельной пистолетной стрельбы…Немудрено, что в таком положении офицеры приходили в отчаяние, а солдаты бредили изменой”.

“…Грозный призрак могущества России, пугавший Европу, распался, исчез, и место его уступили в Европе чувства сожаления к русскому народу и презрения к петербургскому правительству”. (“При дворе двух императоров. Воспоминания”)

Приложение 2

Отношение писателей к крепостному праву

Л.Н.Толстой: Вы знаете, Михаил Евграфович, в ряде южных губерний произошли крестьянские волнения.

М.Е.Салтыков-Щедрин: Это лишний раз доказывает, Лев Николаевич, что помещики сидят на вулкане.

Л.Н.Толстой: Думаю, в ближайшее время Россия может перейти в разряд второстепенных держав.

Н.А.Некрасов: Крепостное право слишком похоже на рабство. Это же безнравственно.

Л.Н.Толстой: “Нужно спасать все здание от пожара, который с минуты на минуту обнимет его… Ежели в 6 месяцев крестьяне не будут освобождены – пожар”.

М.Е.Салтыков-Щедрин: В 1858 году назначили меня вице-губернатором в Рязани, а с 1860-1862 года являлся вице-губернатором Твери. Считаю, что дело всех честных граждан помочь правительству последовательно пресекать действия цепляющихся за свои права крепостников. Вятский опыт мне подсказывал, что и правительство, и чиновники всех регионов горой стоят за помещика. “Я не дам в обиду мужика! Будет с него, господа. Очень, слишком даже будет!”.

Н.А.Некрасов: Полностью согласен с вами, Михаил Евграфович. Мы, писатели, это особенно чувствуем. “Каждый писатель передает то, что глубоко прочувствовал. Так как мне выпало на долю с детства видеть страдания русского мужика от холода, голода и всяких унижений, то мотивы для своих стихов беру из их среды. ”В одном убежден, вечно так продолжаться не может. Настанет время, когда народ “широкую, ясную грудью дорогу проложит себе”. Но прежде народ надо просветить, помочь ему осознать свою могучую силу.

УРОК 24. (2 часа)

Либеральные реформы 60-70-х гг. XIX века.

ЦЕЛЬ:

  1. Подвести к пониманию необходимости перемен в России, причин либеральных реформ, значение и последствия реформ.
  2. Дать представления о мотивах смены курса: от преобразований к контрреформам.

Задачи:

  1. Характеризовать объективные и субъективные предпосылки и причины отмены крепостного права, последствия реформы, понять историческую необходимость дальнейшего реформирования, излагать суждения о причинах и последствиях контрреформ.
  2. Продолжить формирование умений делать анализ историческим явлениям России, историческим документам, рассуждать о достоинствах и недостатках реформ, сравнивать проведение реформ в России с аграрными реформами Австро-Венгрии, Германии, характеризовать правление Александра III, излагать суждения о причинах контрреформ.
  3. Способствовать пониманию бедственного положения большей массы населения страны, проникнуться важностью исторического переломного момента в истории России, понимать трудности русского народа на этом этапе.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний.
  3. Изучение новой темы.
  4. Закрепление новой темы.

План:

  1. Земская и городская реформа.
  2. Судебная реформа
  3. Реформа просвещения.
  4. Военная реформа .

Александр II не был либералом, но был реалистом. Убежденность в необходимости перемен подтвердило поражение в Крымской войне 1853-1856 гг.. Именно здесь обнажилась слабость и отсталость феодально-крепостнической системы.

Вопрос: почему после отмены крепостного права, Александр II решает идти по пути дальнейшего реформирования?

Цель заключалась в том, чтобы приспособить самодержавную политическую систему к новым условиям.

Либеральные реформы:

До земской реформы в России не было выборного местного самоуправления, а вопросы местного благоустройства и жизни населения решались или правительственными чиновниками, или местным помещиком.

Земская реформа : разработана комиссией во главе с Милютиним.

Принципы: выборность и бессословность.

Положения:

Земскими учреждениями становились губернские и уездные земские собрания и их исполнительные органы.

Занимались местным хозяйством, здравоохранением, строительством дорог, народным образованием.

Находились под контролем губернаторов (политической силы не имели)

Большинство – дворяне и буржуазия.

Задание: охарактеризуйте реформу:

Ограничена, но земства приносили огромную пользу на местах.

Городская реформа: в 1870 году.

До данной реформы в городах было сословное местное самоуправление. Теперь создавалось бессословное местное самоуправление на буржуазном принципе единого имущественного ценза. Городские думы стали подчиняться непосредственно Сенату, но губернаторы осуществляли контроль за деятельностью городских дум. Городские думы ведали городским хоз-вом.

Фактически, власть в городах принадлежала градоначальникам и губернаторам.

Судебная реформа: 1864 год. (Зарудный – юрист)

Суд стал независимым, гласным, всесословным. Судебный процесс носил состязательный характер (обвинение – защита)

Решение о виновности обвиняемого выносили присяжные заседатели от всех сословий.

Перемены коснулись судопроизводства по политическим делам.

Задание: дать характеристику: Судебная реформа была наиболее последовательной и прогрессивной.

В области образования:

(развитие буржуазных отношений требовало совершенствования народного образования).

Занимался министр просвещения Головин.

Разрешалось открывать и содержать начальные школы частным лицам и общественным учреждениям

Новый устав – равенство в среднем образовании для всех сословий

Разделение гимназий на классические и реальные.

Появились женские гимназии (1862 г.)

Принят устав университетов (выборность ректора, проректоров, деканов, профессоров, затем утверждение в министерстве просвещения).

В 70- е гг. – начало женскому высшему образованию.

В области печати – отмена предварительной цензуры.

Военная реформа : причина – поражение в Крымской войне. Проведена в 60-70 гг. Министр Милютин.

Новый военно-судебный устав

Учреждены военные гимназии

Расширилась сеть академий

Вводилась всеобщая воинская повинность: мужчины с 20 лет, срок службы – 6 лет, 9 лет – в запасе. Для флота 7 лет, 3 года в запасе.

Перевооружение армии: введено нарезное скорострельное оружие, укреплена артиллерия, построен первый паровой флот

Вывод: Несмотря на непоследовательность, ограниченность, буржуазные (по характеру) реформы были шагом на пути превращения России в буржуазную монархию. Но – самодержавие оставалось неограниченным, национальное угнетение, всесилие помещиков оставались существенным тормозом на пути развития России.

По ходу изучения, заполняем таблицу «Либеральные реформы 60-70-х гг»:

Название реформы

В чем прогрессивный характер реформы

Какие феодальные пережитки сохранила

Земская реформа

Городская реформа

Судебная

Реформа просвещения

Военная

Предварительный просмотр:

Урок 27-28.

ТЕМА: «Зарождение революционного народничества и его идеология».

Цель урока: ознакомиться с общественным движением в России в 70-80-х годах XIX века, понять особенности идеологии народничества как системы взглядов крестьянской демократии в России.

Задачи:

  1. изучить радикальное общественное движение 70 – 80-х годов в России;
  2. выяснить причины перехода к терроризму как методу борьбы с властью, показать опасность и нецелесообразность этого метода;
  3. дать оценку народническому движению;
  4. развивать навыки работы с документами, умение ставить и разрешать проблемы, объяснять понятия, выделять главное, систематизировать материал.

ПЛАН

  1. Зарождение революционного народничества.
  2. Идеология народничества.
  3. «Хождение в народ». Народнические организации:

а) «Земля и воля» и её раскол;
б) «Народная воля»: охота на царя.

1. Зарождение революционного народничества.

Ход реформы, её половинчатость вызвали разочарование не только у крестьян. Определённая часть радикально настроенной интеллигенции выражала явное недовольство умеренным характером реформ. Сохранение помещичьего землевладения, обременительные для крестьян условия выкупа земельного надела, введение временнообязанного состояния – вызывало неприятие реформ как у крестьян, так и у части интеллигенции.
Крупные крестьянские выступления в Пензенской губернии и в селе Бездна Казанской губернии убеждали интеллигенцию в том, что реформа была встречена народом враждебно.
Революционно настроенные представители общества стали вырабатывать стратегию и тактику борьбы с существующим общественным строем.
В историю России эти яркие представители общественного движения вошли под именем народников.

Любое дело надо подготовить теоретически.
Идейным вождём революционного движения в России в начале 60-х годов стал редактор журнала «Современник» Николай Гаврилович Чернышевский. В своих статьях он выступал за крестьянскую революцию, развивал идеи А. И. Герцена об «общинном социализме», искусно обходя цензуру.
Всё же в 1862 году Чернышевского арестовали и поместили в Петропавловскую крепость. Но и там за 4 месяца он написал роман «Что делать?», который опубликовал в «Современнике». Роман стал своеобразной библией для революционеров. Чернышевский описал будущее социалистическое устройство общества, а первый шаг к этому – создание революционной организации.
Эти мысли были высказаны революционером и раньше, а в 1861 - 63 годах действовала первая тайная организация разночинцев «Земля и воля». Затем были ишутинцы, чайковцы (инициаторы «хождения в народ») и группа Нечаева.

Мы коротко рассмотрели 1 пункт плана. А сейчас, чтобы подытожить сказанное, ответим на вопрос:
- Какие факторы повлияли на рост революционного движения и на зарождение революционного народничества в 60-е годы?

Ответ: 1. недовольство половинчатостью проводимых либеральных реформ
2. Идейное влияние на общественное движение пропагандистов – революционеров Чернышевского, А.И. Герцена, Н.П. Огарёва.

А теперь в качестве вывода по 1 вопросу запишем определение народничества.
Народничество – политическое течение русской радикальной интеллигенции, рассматривавшее народ, крестьянство как реальную политическую силу и стремившееся сделать эту силу сознательной и организованной.

Главное в идеях народников – это теория некапиталистического развития Росси и тесно связанное с нею возможность перехода к социализму в России, минуя капитализм через трансформацию крестьянской общины, в которой они видели зародыш социализма в силу развитого коллективистского начала. Среди отличительных признаков народничества особо важны следующие:

1) признание капитализма в России упадком, регрессом, поскольку он ведет к расслоению крестьянства и его пролетаризации;

2) признание самобытности русского экономического строя вообще и крестьянства с его общиной, артелью и т.п. в частности [они считали, что развитие этих устоев «русской жизни» спасет страну от капитализма и откроет ей возможность непосредственного перехода к социализму].

3) интеллигенция – носитель прогресса [народ/толпа – лишь материал в руках критически мыслящей личности из интеллигенции]

2. Идеология народничества. Наиболее крупными теоретиками революционного народничества в 70-е годы стали Михаил Бакунин, Пётр Лавров и Пётр Ткачёв.
Они соответственно возглавили три течения революционного народничества.
- Где главное расхождение? (по определению методов).

Бунтарское

Пропагандистское

Заговорщическое

Идеологи

М.А. Бакунин

П. Л. Лавров

П.Н. Ткачёв

Взгляды
и цели

Отрицание государства и централизованного управления сверху

Справедливое социалистическое государство

Установление всеобщего равенства

Методы

Народный бунт.
Интеллигенция должна разбудить народ

Народная революция.
Крестьяне не готовы к революции. Нужна длительная подготовка – пропаганда. Создание революционной организации.

Агитация не даёт результатов. Законспирированная организация революционеров совершит переворот. Это даст толчок революции.

Общие
черты

Народ, крестьянство – главная движущая сила революции.

Базис социализма – крестьянская община.

Главная задача – построение социалистического общества.

организующая сила – революционная партия.

Идеи А.И. Герцена, Н.П. Огарёва, Н.Г. Чернышевского, развитые М.А. Бакуниным, П.Л. Лавровым и П.Н. Ткачёвым, стали основой деятельности революционных народнических организаций.

  1. «Хождение в народ». Народнические организации. Итак, движение народников получило идеологическую платформу, прошло теоретическую подготовку.

Как же воплощались эти идеи на практике?

В 1874 – 1875 годах сотни пропагандистов под видом врачей, ветеринаров, землемеров, учителей, инженеров, мастеровых людей разбрелись по России, проникнув в самые глухие её уголки.
Они толковали на досуге с крестьянами о революции и социализме, призывали готовиться к восстанию. Крестьяне слушали с опаской, часто сдавали пропагандистов полиции, иногда расправлялись с ними сами.
Самоотверженность народников вызвала симпатию у образованной части общества. Но само движение, длившееся несколько лет, закончилось провалом.
И тогда многие руководители народничества решили развернуть террор.

Народники решили привести власть в состояние растерянности, что ослабило бы государственный порядок и облегчило главную задачу – свержение самодержавия.
Заметим, что «хождение в народ» считается первым этапом в движение народничества, и его называют «летучей пропагандой», второй этап – оседлая пропаганда и террор.

В 1876 г. возникла организация «Земля и воля». Название было взято в честь революционного объединения 60-х годов. Вторая «Земля и воля» объединила около 200 человек. Её видные представители: М. Натансон, А. Михайлов, Г. Плеханов, В. Фигнер, С. Перовская, С. Кравчинский.
- Первая проба сил у новой «Земли и воли» состоялась в Петербурге 6 декабря 1876 года в Николин день у Казанского собора. (Большая часть членов «Земли и воли» выступала за дезорганизаторские методы; предполагала уничтожение наиболее вредных чиновников – индивидуальный террор. Сами народники, совершая террористические акты, считали, что осуществляют правосудие.

Почему революционеры обратились к тактике террора? (Все предыдущие методы борьбы не приросили ощутимого результата; тактика террора оказывала очень сильный психологический эффект на общество; казалось, что она может устрашить правительство, дезорганизовать его; правительство станет слабым и с ним будет легко бороться)


1866 г. – первый выстрел студента Каракозова в царя.

1878 г. – молодая революционерка В.И. Засулич стреляла в петербургского градоначальника Ф. Трепова. Суд присяжных во главе с известным юристом Кони оправдал Веру Засулич. Это имело тяжёлые последствия. Произошёл моральный сдвиг: можно совершить преступление и быть оправданным. Дело Веры Засулич подтолкнуло молодых революционеров к террору.
Террор (от лат. страх, ужас) – применение крайне жестоких методов политического запугивания, вплоть до физического уничтожения противника.
1878 г. – громкое дело, связанное с убийством ножом С.Кравчинским шефа полиции Н. Мезенцева.
26 августа 1878 г. наиболее активные члены группы «Земля и воля» на съезде в Липецке выносят смертный приговор императору Александру II.

Раскол «Земли и воли».
Г. В. Плеханов выступает против террора и в августе 1879 года «Земля и воля» разделилась на две самостоятельные организации:
«Чёрный передел» во главе с Г.В. Плехановым и «Народная воля», где руководили Михайлов, Желябов, Перовская, Фигнер, Морозов, Фроленко – это Исполнительный комитет.

Взгляды и тактика членов «Народной воли» и «Чёрного передела»

«Народная воля»

(1879-1883 гг.)

«Чёрный передел»

(1879-1881 гг.)

Представители

А.Д. Михайлов, А.И. Желябов, С.Л. Перовская, В.Н. Фигнер

Г.В. Плеханов, В.И. Засулич,
П.Б. Аксельрод

Цели

Установление социализма, всеобщего равенства. Политический переворот для передачи власти народу.

Установление социализма. Свободное общинное самоуправление.

Методы

1. Пропаганда и агитация.
2. Разрушение и терроризм
3. Организация тайных обществ.
4. Совершение переворота.

1. Противники тактики заговора и террора.
2. Пропаганда среди рабочих – экономические требования, демократические свободы.

«Народная воля» начинает настоящую охоту на царя. Руководители организации были убеждены, что смерть царя послужит сигналом для крестьянской революции.

Продолжим хронологию покушений. Ноябрь 1879 г. – Александр II возвращался из Крыма в Петербург. Народники проявляют фантастическую изобретательность.
Три группы террористов рассредоточили свои силы так. Первая – М. Фроленко и
Т. Лебедева – устроились на работу железно – дорожных сторожей близ Одессы. Но поезд последовал не через Одессу, а на Александровск.

Здесь императора ждала вторая группа народовольцев во главе с Желябовым. Он под видом купца у самого ж.д. полотна якобы обустраивал землю под кожевенный завод. Но заложенная под полотно бомба не разорвалась. К делу подключилась третья группа во главе с Софьей Перовской. В 7 км от Москвы совершён подкоп под полотно. Но был взорван не тот поезд.

Зима 1879-80 гг. – подготовка взрыва в зимнем дворце. Степан Халтурин устроился краснодеревщиком во дворец и понемногу носил динамит в комнату столяров, которая находилась под царской столовой. Было накоплено 32 кг динамита.
Взрыв намечался на 5 февраля, когда вся царская семья должна была собраться в столовой. Но обед перенесли на более позднее время. Пострадала прислуга и охрана: убито 10 человек, ранено 53. Желябов готовил новый взрыв, но его арестовали. Исполком «Народной воли» решил ускорить покушение.
1880г. – Одесса. Бомба взорвалась в руках террориста.

Покушение на Александра II.1 марта 1881 года император направился на развод войск в Михайловский замок. Он вновь меняет маршрут следования. Но народовольцы на всех путях возможного следования расставили бомбометателей.

Бомбой, брошенной И. Гриневицким, Александр был смертельно ранен и через девять часов скончался.
Почти все члены исполкома «Народной воли» арестованы.
Желябов, Перовская, Михайлов, Рысаков, Кибальчич в апреле 1881 года повешены в числе 22 народовольцев.
- Так были ли народовольцы героями? И кому принадлежит фраза?
(Перовская – дочь губернатора Петербурга, Желябов был арестован до убийства царя, но настоял, чтобы его судили вместе с обвиняемыми).

4. Последствия народнического движения.

«Хождение в народ» и террористическая деятельность народников не подтолкнули народ, крестьян к революции. Народ был ошеломлён, жалел царя.

Очередная волна революционного движения в России закончилась реакцией царского правительства, репрессиями и контрреформами Александра III.

Революционеры не сумели претворить свою программу в жизнь.

Движение народников способствовало появлению первых рабочих организаций в России.

Подведение итогов.
- А теперь давайте ответим на вопрос, поставленный в начале урока.

Народники считали, что капитализм в России - явление чуждое; у России свой путь.

Будущее России – социализм, минуя капитализм.

Руководящая сила крестьянства – партия революционеров – профессионалов.

Посмотрите на новые слова. Все ли они вам понятны. Значит, теперь они должны быть в ваших ответах по истории.

БАКУНИН МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ
(1814 – 1876)
- идеолог анархического течения народничества, революционер. Происходил из просвещённой дворянской семьи. В Санкт – Петербурге окончил артиллерийское училище и несколько лет служил в армии. Потом переселился в Москву и стал посещать студенческие кружки.

Позже выехал в Германию для обучения в Берлинском университете.
Стал видным идеологом анархизма европейского масштаба.
Бакунин активно участвует в буржуазно – демократических революциях 1848-49 годов в Европе, за что в нескольких странах был приговорён к аресту. Австрийские власти выдают его России, и он 6 лет проводит в заключении в Петропавловской и Шлиссельбургской крепостях. Затем с 1857 года – 4 года в ссылке в Сибири, откуда бежит за границу и больше не возвращается на родину.
Несколько лет Бакунин сотрудничает с Герценым и Огарёвым в журнале «Колокол», но расходится с ними во взглядах.
Открытую борьбу Михаил Александрович вёл с Карлом Марксом в I Интернационале. Маркс считал неизбежным переход капиталистического общества к коммунистическому в ходе социалистической революции. Главной силой революции должен быть пролетариат, который установит свою власть – диктатуру пролетариата.
Бакунин считал любое государство высшим злом, так как любая власть несправедлива, стремится к эксплуатации и неравенству.
По мысли Бакунина, нужно свободное общество, где осуществлялось бы самоуправление народа.
Крестьяне в ходе революции должны смести старую власть и государство.
Нужна только искра, чтобы прокатилась серия бунтов. Эта искра – интеллигенция, народники.
М. А. Бакунин создавал тайные анархические организации в Италии, Испании, Швейцарии, Франции. Его идеи в 70-е годы были самыми популярными.
В настоящее время идеи Бакунина распространены в некоторых странах Африки.

ПЁТР ЛАВРОВИЧ ЛАВРОВ
(1823 – 1900)
- стал идеологом пропагандистского течения в народничестве.
Родился в богатой дворянской семье, окончил Артиллерийскую академию. Преподавал математику в военных заведениях. Дослужился до чина полковника.
В 1862 году сблизился с Чернышевским, вступил в общество «Земля и воля»
Потом, будучи причастным к покушению Каракозова, был выслан в Вологодскую губернию.
В 1870 году Лавров бежал в Париж, где активно участвовал в деятельности парижской коммуны. Четыре года редактировал революционный журнал «Вперёд!»
В конце своей жизни отошёл от политической деятельности, занялся социологией, философией, историей и педагогикой.
Пётр Лаврович считал, что народная революция нуждается в длительной подготовке, так как малограмотные и забитые крестьяне не в состоянии сразу понять идеи социализма.
Такую подготовку должны осуществить лучшие, «критически мыслящие личности».
Они должны идти в народ и при помощи пропаганды помочь народу уяснить его потребности и силу.
Построив справедливое общество, интеллигенция сможет оплатить свой долг народу.

ПЁТР НИКИТИЧ ТКАЧЁВ
(1844 – 1885)
- являлся идеологом заговорщического направления в народничестве. Он родился в небогатой дворянской семье. Обучался на юриста в Петербургском университете. Как зачинщик студенческих волнений был заключён в Петропавловскую крепость, выслан в Псковскую губернию, откуда бежал за границу.
Сотрудничал с Лавровым в журнале «Вперёд!». После разрыва с Лавровым издавал газету «Набат». В конце 1882 года заболел и последние годы провёл в психиатрической больнице.
Ткачёв верил в возможность революции как результат тайного заговора строго законспирированной и дисциплинированной группы революционеров.
Пропаганда ничего не даст. Цель организации – быстрый захват власти после того, как существующая власть будет расшатана путём террора. Разрушение государства невозможно, старые государственные формы надо заменить на новые.
Идею насильственного свержения власти взяла на вооружение террористическая организация «Народная воля».

Предварительный просмотр:

УРОК 23.

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА В 1725-1762 ГГ.

Цель: познакомить учащихся с переменами, произошедшими в стране после смерти Петра I.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний.
  3. Изучение новой темы.
  4. Закрепление новой темы.

План:

  1. Перемены в системе центрального управления.
  2. Укрепление позиций дворянства.
  3. Политика в отношении крестьян.
  4. Городское управление.
  5. Политика в отношении казачества.
  6. Политика в области мануфактурного производства.

По ходу урока заполняем таблицу :

МОНАРХИ РОССИИ ЭПОХИ ДВОРЦОВЫХ ПЕРЕВОРОТОВ. (1725-1762 гг.).

Сроки правления

Кто правил

Екатерина I Алексеевна, вдова Петра I (умерла от чахотки – предположительно)

Петр II Алексеевич, внук Петра I

(умер от оспы)

Анна Иоанновна, племянница Петра

(умерла своей смертью)

Иоанн VI Антонович, внучатый племянник Петра I, регентша Анна Леопольдовна, дочь племянницы Петра I

(низложены гвардией)

Елизавета Петровна, дочь Петра I

(умерла своей смертью)

Петр III, внук Петра I по матери и шведского короля Карла XII по отцу (низложен гвардией, умер в Ропше 7 июля 1762 г.).

Проведены за данный период ряд мероприятий, отменявших учрежденный им порядок управления страной.

1726 год – создание Верховного тайного совета – во главе императрица (формально). Доверила работу Меньшикову.

Прежние функции Сената отменены . Его действия могли обжаловаться в Верховном тайном совете.

Петр II пытался отменить все реформы Петра I.

Анна Иоанновна в 1730 году издала указ о роспуске Верховного тайного совета. Вместо него создала Кабинет министров (3 человека) назначались императрицей.

УСИЛЕНИЕ САМОДЕРЖАВНОЙ ВЛАСТИ.

В 1731 году – создана Канцелярия тайных розыскных дел (ведала гос. преступлениями).

Елизавета Кабинет министров отменила, восстановила Сенат . В его ведении: иностранные, военные, морские дела. Восстановлена деятельность коллегий. Во 2/п 50-х гг. создана Конференция при высочайшем дворе (выше Сената = Верховный совет + Кабинет министров).

Политика в отношении дворян:

Позиции дворян окрепли при Екатерине I. Гвардейцам за поддержку дарованы земли. Помещики получили право самим продавать продукцию своих хоз-в.

Правление Петра II – тяжелый период. Ставка на боярскую аристократию.

После переворота Анна отблагодарила дворян за поддержку. Обязательная служба – 25 лет, один сын освобождается. Отменен указ Петра о единонаследии (право дворянам завещать самим свои поместья).

При Елизавете привилегий больше:

Участники переворота – получили деньги и дворянские звания.

Освобождены от телесных наказаний розгами и кнутом.

Право без суда ссылать своих крепостных крестьян на поселение в Сибирь.

Петр III в 1762 году принял МАНИФЕСТ О ВОЛЬНОСТИ ДВОРЯНСКОЙ»: освобождены от обязательной службы государству.

Дворянство стало особым, привилегированным сословием: почти полностью отсутствовали обязанности (отрицательно сказывалось на развитии гос-ва).

Политика в отношении крестьян:

Ужесточилась. Помещикам разрешалось применять к крестьянам любые карательные меры. Имели право продавать к-н в рекруты. За крестьян помещик приносил присягу монарху.

1731 г. – к-не лишены права брать откупы и подряды. В 1734 году было запрещено заводить суконные фабрики.

Помещики имели право сами определять меру наказаний за побег к-н (с 1736 г.), ссылать к-н в Сибирь (с 1760 г.), ссылать на каторгу.

Крестьянские наделы сокращались, т.к у помещика было право расширять свои территории за счет к-н.

Росли повинности в пользу помещиков. Барщина увеличилась до 6 дней в неделю.

Усилилось разорение кр-ких хоз-в. К-не чаще бежали в районы Волги и Дона, поднимали бунт.

Городское самоуправление: началась перестройка органов местного самоуправления.

1727 год – ликвидирована петровская система местного самоуправления (сокращен аппарат управления). В городах введены должности воевод (для управления), главный магистрат упразднен, а местные подчинялись воеводам. Власть воевод стала единоличной. Чиновный аппарат перешел к взятничеству (перестал получать гос-ное жалование).

Казачество: политика расслоения. Зажиточные казаки по указу 1735 года освобождались от повинностей 9искл. – военная служба). Рядовые казаки - = к к-нам.

Самоуправление на Украине ограничивалось. Гетман – во главе.

Мануфактурное пр-во:

Сокращалось число свободных людей, которые могли бы работать на мануфактурах. В 1736 году к мануфактурам официально были прикреплены крепостные.

У предпринимателей было два источника пополнения рабочей силы:

Покупка кр-н

Приписка к заводам государственных крестьян.

В ноябре 1741 года «работные регулы» - правила работы на мануфактурах.

Рост мануфактурного производства – отмена внутренних таможен и учреждение государственных заемных банков – Дворянского и Купеческого.

Но свободных рук мало.

Политика непоследовательная и малорезультативная. Политика была направлена на усиление позиций дворянства.

Задание по теме «Дворцовые перевороты»:

Задание по теме «Дворцовые перевороты»:

Задание по теме «Дворцовые перевороты»:

Задание по теме «Дворцовые перевороты»:

Задание по теме «Дворцовые перевороты»:

Петр III. Причины свержения.

Задание по теме «Дворцовые перевороты»:

Задание по теме «Дворцовые перевороты»:

Раскройте причины дворцовых переворотов.

Задание по теме «Дворцовые перевороты»:

Каким образом пришла к власти жена Петра I Екатерина I?

Задание по теме «Дворцовые перевороты»:

Раскройте особенности прихода к власти Петра II.

Задание по теме «Дворцовые перевороты»:

На что направлена деятельность «верховников»?

Задание по теме «Дворцовые перевороты»:

Как на троне оказалась Елизавета Петровна?

Задание по теме «Дворцовые перевороты»:

Петр III. Причины свержения.

Задание по теме «Дворцовые перевороты»:

Почему период правления Анны Иоанновны называется «бироновщиной»?


Тема.

Цель урока: выявить особенности преобразований в России в середине XIX века, охарактеризовать реформы Александра II, проанализировать их итоги и последствия, выяснить, в чем проявилась их незавершенность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План урока

Тема. Незавершенные преобразования в России: опыт и особенности.

Цель урока: выявить особенности преобразований в России в середине XIX века, охарактеризовать реформы Александра II, проанализировать их итоги и последствия, выяснить, в чем проявилась их незавершенность.

Ход урока

1. Мотивация учащихся.

2. Беседа с классом по изученному материалу.

В феврале этого года в России отмечалось 150-летие со дня отмены крепостного права. В Ульяновской области был открыт памятник Александру II – Освободителю. С именем Александра II связана новая полоса в жизни народов нашего государства.

Необходимость отмены крепостного права и проведения либеральных реформ была очевидна уже в 30 – 40-е гг. 19 века. Однако власть так и не решилась на это.

  • Вспомните, что говорил по поводу крепостного права Николай I. («Крепостное право - зло, однако внезапная его отмена явилась бы в настоящее время еще большим злом»).

Правительство опасалось, что освобождение вызовет массовые крестьянские волнения и недовольства помещиков. Перелом наступил после Крымской войны, когда стало очевидно: крепостное право угрожает интересам обороны страны.

  • Что представляла собой крепостническая экономика России? (Состояние серьезного кризиса. Рост крестьянских повинностей и платежей приводил к разорению крестьянских хозяйств).

В то же время уже складывался капиталистический уклад. В 50-е годы 19 века усилилось имущественное расслоение крестьянства. Начавшийся в 30-е годы промышленный переворот сдерживался слабым развитием рынка свободной рабочей силы. Крепостное право затрудняло отток рабочей силы в города. Дальнейшее развитие промышленности было невозможно без отмены крепостного права.

Сохранение крепостного права обрекало Россию на растущее экономическое отставание от ведущих держав. Кроме того, оно порождало крестьянские волнения. Их выступления были разрозненными и малочисленными, но постоянное недовольство крестьян беспокоило власть и дворянство, напоминая о возможности новой пугачевщины.

  • Изменилось ли что в России со вступлением на престол Александра II? (С постов были удалены наиболее консервативные сподвижники Николая I. Постепенно смягчалась цензура, расширялась гласность.)
  • Что сказал Александр II в марте 1856 года, выступая перед предводителями дворянства?

(«Слухи носятся, что я хочу объявить освобождение крепостного состояния. Это несправедливо, а от этого было несколько случаев неповиновения крестьян помещикам… Я не скажу вам, что я был совершенно против этого; мы живем в таком веке, что со временем это должно случиться. Я думаю, что и вы одного мнения со мною: следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу»).

Публичное заявление царя о неизбежности отмены крепостного права активизировало обсуждение этой проблемы. До сих пор все проекты освобождения держались в тайне.

  • Перечислите известные вам дворянские проекты освобождения?

1. Помещики плодородных черноземных губерний стремились сохранить в своих руках максимум земли, поэтому предлагали освободить крестьян без земли или с ничтожными наделами.

2. Помещики нечерноземных губерний соглашались предоставить крестьянам большие наделы, но рассчитывали получить максимальный выкуп.

3. Помещики малонаселенных многоземельных степных губерний, боясь нехватки рабочих рук, предлагали предоставить крестьянам большие наделы, но требовали на длительный срок обязать их выполнять повинности.

  • Кому было поручено заняться разработкой и подготовкой проекта крестьянской реформы?

(При Главном комитете были созданы Редакционные комиссии при председательстве Ростовцева, которые должны были проанализировать и обобщить предложения губернских комитетов и выработать окончательный проект освобождения крестьян).

Вслед за крестьянской реформой в 1860-1870-х гг. были проведены еще целая серия либеральных буржуазных реформ, что позволило назвать этот период «Эпоха великих реформ».

Проблема. В чем состояла незавершенность «Великих реформ»?

Задания по группам.

Задание 1 группе.

Изучив содержание п. 49 по крестьянской реформе, Манифеста 19 февраля 1861года и Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости,

2.Каковы были условия освобождения крестьян?

3.Чьи интересы – помещиков или крестьян – соблюдались в большей степени?

4. Какие две основные цели преследовало наделение крестьян землей?

Задание 2 группе.

Изучив содержание п. 49 по Земской и Городской реформе и документы выполните следующие задания:

1. Раскройте основное содержание Земской реформы?

2. Сформулируйте главные задачи российских земств.

3. С какой целью была проведена Городская реформа?

4. Что нового внесла она в жизнь российских городов?

Схема. Органы земского самоуправления.

  • Представительство каких сословий, на ваш взгляд было наиболее урезано в данных органах?

На основании чего вы пришли к данному выводу?

Задание 3 группе.

Изучив содержание п. 49 по Судебной реформе и документы

Выполните следующие задания:

1. Раскройте основное содержание Судебной реформы?

2. Что нового появилось в Судебной реформе?

3. Судебную реформу считают самой последовательной из всех реформ 1860-1870-х гг. На чем основано это утверждение?

4. Что из введенного в систему судопроизводства в 1864 году применяется в современной системе судопроизводства?

Схема. Судебные органы.

Задание 4 группе.

Изучив содержание п. 49 по реформе образования

выполните следующие задания:

1. Раскройте основное содержание реформ образования?

2. В чем заключались изменения системы образования?

3.Какие новые типы учебных заведений появились в России?

4. Какие права получали высшие учебные заведения по Университетскому уставу 1863 года.

Задание 5 группе.

Изучив содержание п. 49 по Военной реформе и документы

Выполните следующие задания:

1. В чем состояла необходимость проведения данной реформы?

2. Раскройте основное содержание Военной реформы?

3. Кто явился главным разработчиком данной реформы?

4. Кто освобождался от службы в армии?

(См. уч. пособие с.355)

Выводы.

Решение проблемы.

Закрепление.

Решение теста.

Тест

1. Что явилось главной причиной, побудившей Александра II и его правительство провести реформы 1860-1870-х гг.

а) стремление большинства русских дворян к переменам

б) резкая критика крепостнической России в странах Западной Европы

в) опасность нового дворцового переворота

г) поражение России в Крымской войне

2. На каких условиях реформа 1861 года предоставила крестьянам землю

а) бесплатно

б) за выкуп при содействии правительства

в) полностью за счет государственной казны

г) за счет помещиков

а) сохраняло феодальные пережитки

б) ликвидировало помещичье землевладение

в) освобождало крестьян от телесных наказаний

г) предусматривало разрушение общины

4. С крестьянской реформой 1861 года связано понятие

а) вольноотпущенные крестьяне

б) выкупные платежи

в) крестьянская община, переделы земли

г) хутора, отруба

5. Органами местного самоуправления, созданными в ходе реформ 1860-1870-х гг. были

а) Земские соборы

б) Земства

в) соседская община

г) городское вече

6. В каком году была проведена городская реформа

а) 1861 б)1863 в) 1870 г)1874

7. Кому принадлежала распорядительная власть местного самоуправления по земской реформе

а) городской думе б) городским земским управам

в) городским и уездным собраниям г) городскому вече

8. Какое из перечисленных ниже преобразований относится к судебной реформе 1864 года

а) несменяемость судей

б) гласность, состязательность судебного процесса

в) трибуналы

г) ликвидация военных судов для революционеров

а) Земской б) Судебной в) Городской г) Военной

10. Согласно положению военной реформы срок службы в армии по призыву составлял

а) 3 года б) 5 лет в) 6 лет г) 25 лет

11. Какой тип учебного заведения стал основным на ступени среднего образования

а) лицей б) гимназия в) колледж г) приходская школа

12. Для кого устанавливался сокращенный срок прохождения военной службы

а) лица имеющие образование

б) представителей духовенства

в) единственного кормильца в семье г) неграмотных призывников