Последний фараон дельты нила из династии гиксосов. Кто такие гиксосы? Основные исторические документы с упоминанием о гиксосах

Гиксосы гиксо́сы

кочевые азиатские племена, около 1700 до н. э. захватившие Египет. Поселившись в Дельте, гиксосы основали свою столицу Аварис. В начале XVI в. до н. э. господство гиксосов было ликвидировано египтянами.

ГИКСОСЫ

ГИКСО́СЫ, союз азиатских кочевых племен, сложившийся на территории Синая и Южной Палестины в конце 18 века до нашей эры. Около 1700 года гиксосы захватили Египет и поселились в Дельте, где основали свою столицу Аварис. В начале 16 века до нашей эры господство гиксосов было свергнуто египтянами
Объединение гиксосов возникло во время хурритской (см. ХУРРИТЫ) миграции в Палестину, положившей конец египетскому влиянию в этих областях. Кочевое племя амалекитов (амалекитян) («шасу» в египетских источниках), обитавшее на землях от Синая до Мертвого моря, объединившись с хурритами и оседлыми ханаанеями Южной Палестины и соседними кочевыми племенами северо-западной Аравии и Заиорданья, создало племенную державу, вожди которой были известны в Египте под именем «князей шасу» (др.-егип. «хеку-шасу», греч. - «гик-сос»). Основными центрами гиксосов были Газа и, видимо, Шарухен в Южной Палестине, также богом-покровителем гиксосов стал западносемитский Сутех, один из их ранних правителей носил семитское имя Якобэле (I). Созданное гиксосами под влиянием хурритов колесничное войско давало им перевес над соседями, не знавшими коневодства.
Около 1675 гиксосы во главе с царем Салитисом (Якобэле II?) обрушились на ослабевший Египет и покорили его; при этом северо-восток Египта с новой гиксосской столицей в Хат-Уаре (Аварисе) был включен в их державу, прочие египетские области признали верховное владычество гиксосских царей, принявших официальную титулатуру фараонов и стремившихся проводить политику религиозного синкретизма (см. СИНКРЕТИЗМ) : как часто бывает, кочевники-завоеватели подпали под влияние превосходившей их по уровню развития и численности населения египетской цивилизации. Первоначально эта политика имела успех и первые шесть фараонов-гиксосов остались в официальном царском списке Египта в качестве законной династии «царей чужеземных стран» (др.-егип. «хеку-хасут»); позднее, в перечислении Манефона (см. МАНЕФОН) (ок. 300 до н. э.) они стали известны и античной традиции.
Наивысшего расцвета держава гиксосов достигла при Хайане и Апопи II Аакененра (кон. 17 - нач. 16 вв. до н. э.), власть которых, помимо собственно гиксосских владений, простиралась на Северную Палестину, Южную Сирию, Сирийскую степь вплоть до Евфрата, весь Египет и даже Кушитское царство к югу от него. Тем не менее уже Апопи II сталкивался с сопротивлением своего крупнейшего египетского вассала - царя Фив Секененра, а после смерти шестого гиксосского фараона Халуди фиванские правители поднялись на открытую войну против завоевателей.
Продолжительное правление последнего крупного гиксосского правителя - Апопи III Ааусерра (сер. 16 в. до н. э.), прошло в тяжелой борьбе с сыном Секененра Камосом и его внуком Яхмосом I (см. ЯХМОС I) . Уже Камос объединил почти весь Египет и осадил Аварис (ок. 1555); Яхмос закончил дело отца, взял Аварис (ок. 1535) и, преследуя гиксосов, отступивших из Египта на восток, после продолжительной осады взял Шарухен (ок. 1530). Гиксосская держава погибла, ее владениями в Сирии и Палестине овладели египтяне, отныне вспоминавшие гиксосов не иначе, как «мерзких азиатов» и насильников; однако сами амалекиты-шасу продолжали существовать на своей первоначальной территории (где под именем амалекитян и упоминались в Библии), пока, наконец, не были ассимилированы арабами в нач. 1 тыс. до н. э. При этом гиксосы всегда помнили о том, что их вожди некогда правили Египтом, а от них предания об этом стали известны арабским историкам.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "гиксосы" в других словарях:

    Кочевые азиатские племена, ок 1700 до н. э. захватившие Египет. Поселившись в Дельте, гиксосы основали свою столицу Аварис. В нач. 16 в. до н. э. господство гиксосов было ликвидировано египтянами … Большой Энциклопедический словарь

    Гиксосы - (правители из чужих стран) (Hyksos), завоеватели, пришедшие, вероятно, из Палестины; ок. 1700 г. до н.э. покорили Нижний и часть Верхнего Египта. Их господство, продолжавшееся прибл. до 1550 г. до н.э., закончилось восстанием египтян в Фивах.… … Всемирная история

    Гиксосы группа кочевых скотоводческих азиатских племён из Передней Азии, захвативших власть в Нижнем Египте в середине XVII в. до н. э. и затем, около 1650 г. до н. э., образовавших свою династию правителей.… … Википедия

    гиксосы - группа азиатских племён, вторгшихся около 1700 г. до н.э. из Передней Азии через Суэцкий перешеек в Египет и завоевавших его. Слово “гиксосы” египетское обозначение сначала чужеземных царей, а затем всей этой группы племён. По… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    ГИКСОСЫ - азиат. племенная общность, завоевавшая Египет во 2 й четв. II тыс. до Р. Х. Согласно грекоязычной «Египетской истории» егип. жреца Манефона (III в. до Р. Х.), азиат. народ «безвестного происхождения» вторгся в Египет и под предводительством своих … Православная энциклопедия

    Племена азиатских кочевников, завоевавших Египет ок. 17 в. до н.э., в эпоху Среднего Царства. Гиксосы были не слишком многочисленны, но их военная организация превосходила египетскую, а применение запряженных конями колесниц определило их победу… … Энциклопедия Кольера

    Группа азиатских племён, вторгшихся около 1700 до н. э. из Передней Азии через Суэцкий перешеек в Египет и завоевавших его. Слово «Г.» египетское обозначение сначала чужеземных царей («правители пастухов»), а затем всей этой группы племён … Большая советская энциклопедия

    Группа азиат. племен, вторгшихся ок. 1700 до н. э. из Передней Азии через Суэцкий перешеек в Египет и завоевавших страну. Слово Г. егип. обозначение сначала чужеземных царей (правители пастухов), а затем всей этой группы племен. Подлинное этнич … Советская историческая энциклопедия

    - (Егип.) Таинственные кочевники, Пастухи, которые вторглись в Египет в неведомые времена, намного предшествовавшие дням Моисея. Их называют Царями Пастухами.

Через Среднюю Азию и Иранское или Армянское нагорье [ ] , захватили впоследствии власть в дельте Нила в середине XVII в. до н. э. и затем, около 1650 г. до н. э. , образовали свою династию правителей. Своё название они получили от египетского Hqa xAswt «правитель (чужеземных) стран», передаваемое по-гречески ὑκσώς или ὑξώς . Иосиф Флавий («Против Апиона» I. 14, 82-83) переводит слово «гиксосы», как «цари-пастухи» или «пленники-пастухи», последнее подтверждается египетским HAq «добыча», «пленник». Время правления гиксосов в истории Древнего Египта принято называть Вторым переходным периодом .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Опровергая легенду Манефона о внезапном вторжении гиксосов в Египет, Д. Редфорд полагает, что в XVIII-XVII вв. до н. э., когда Египтом правили слабые XIII и XIV династии, разные азиатские племена постепенно переходили через Суэцкий перешеек и расселялись в дельте Нила . Став в дельте Нила преобладающим населением, гиксосы сделали своей столицей Аварис , где стали править их династии, по Манефону XV и, видимо, XVI. Наибольшего могущества гиксосы достигли при царях Хиане и Апепи, которые смогли продвинуться далеко на юг, достигнув города Кус (Табличка Карнарвона I). Однако подчинить весь Верхний Египет гиксосы так и не смогли. В Фивах в это время правила XVII династия, которая, собрав силы, начала борьбу с гиксосами. Начало борьбы по легенде (Папирус Саллье I - «Гиксосский царь Апопе и фараон Секненра ») связано с царём Секненра, который, судя по найденной мумии, по-видимому, погиб в битве. Его сын, Камос , последний царь XVII династии, сражался успешнее. Он собрал войско, двинулся на север (Табличка Карнарвона I), перехватил по пути послание гиксосов к правителю Куша и сумел дойти почти до самого Авариса, но не захватил его (Стела II фараона Камоса). Окончательную победу над гиксосами одержал брат Камоса, первый фараон XVIII династии Яхмос I около 1550 г. до н. э., который изгнал их из Египта и преследовал до южной Палестины , где захватил город Шарухен (Жизнеописание начальника гребцов Яхмоса сына Эбаны).

    Гиксосские цари

    Число гиксосских правителей, последовательность их правления и имена точно не известны (список царей приведён в работе фон Бекерата ).

    Манефон приводит имена шести гиксосских царей XV династии:

    • Апахнан
    • Апопис
    • Ианнас
    • Ассис

    В Туринском папирусе № 1874 со списком царей (X. 14-20) перечислены 7 гиксосских царей, однако почти все их имена стерты. Там также сказано, что 6 иноземных царей правили более ста лет (X. 21). В списке упоминается царь Нехси (VII. 1), имя которого встречается на двух архитектурных фрагментах из Авариса . Согласно «Стелле 400 лет» именно этот царь ввёл в Нижнем Египте культ Сета , ставшего главным богом гиксосов. Другие гиксосские цари, имена которых найдены на разных предметах, на самом деле являлись небольшими местными правителями. Некоторые цари переняли египетскую царскую титулатуру, однако три имени имел только один Апопис. В Телль эль-Даба был найден дверной косяк с именем царя Сокархера и титулатурой Hqa xAswt. По мнению большинства исследователей, этнический состав гиксосов был неоднородным, однако многие гиксосы носили имена семитского происхождения (Хиан, Иоам, Якбаал).

    Основные исторические документы с упоминанием о гиксосах

    Полный список приводится в работе: Redford D.B. Textual Sources for the Hyksos Period // The Hyksos: New Historical and Archaeological Perspectives. Philadelphia, 1997. P. 1-44. Издание исторических документов гиксосского периода: Helck W. Historisch-biographische Texte der 2. Zwischenzeit und neue Texte der 18. Dynastie, Wiesbaden, 1975.

    • Тексты периода борьбы с гиксосами :
      • Стела Бабаи из Эль-Каба
      • Табличка Карнарвона I из Фив (Хрестоматия по истории Древнего Востока. - М., 1963. - С. 76-78.; Хрестоматия по истории Древнего Востока. Часть I. - М., 1980. - С. 59-60.; История Древнего Востока. Тексты и документы. - М., 2002.)
      • Стела II фараона Камоса из Фив (Хрестоматия по истории Древнего Востока. Часть I. М., 1980. С. 60-63. История Древнего Востока. Тексты и документы. - М., 2002. - С. 55-57.)
      • Жизнеописание начальника гребцов Яхмоса сына Эбаны из Эль-Каба (Хрестоматия по истории Древнего Востока. Часть I. - М., 1980. С. 63-65.; История Древнего Востока. Тексты и документы. - М., 2002. - С. 58-60.)
      • Жизнеописание Яхмоса Пеннехеба из Эль-Каба
      • «Стела Бури»
      • Математический папирус Ринд
    • Поздние тексты :
      • Надпись царицы Хатшепсут в Спеос Артемидос
      • Папирус Саллье I с историей о гиксосском царе Апопе и фараоне Секненра (Фараон Хуфу и чародеи. Сказки, повести, поучения древнего Египта. - М., 1958. - С. 91-95.; Сказки Древнего Египта. - М., 1998. - С. 131-133.)
      • «Стела 400 лет» из Таниса.
      • Сведения Манефона в книге Иосифа Флавия «Против Апиона» I. 14 (Хрестоматия по истории Древнего Востока. Часть I. - М., 1980. С. 58-59.; История Древнего Востока. Тексты и документы. - М., 2002. - С. 53-54.)

    Памятники гиксосского периода

    В Восточной Дельте, в местах Телль эль-Даба (Аварис), Телль эль-Ягудийя и Телль эль-Масхута, сохранились остатки крепости, поселений, храмов и кладбищ. Немногочисленная скульптура сохраняет стилистические традиции Среднего царства, но по качеству сильно уступает египетским образцам. Скарабеи, печати и другие мелкие изделия с именами гиксосских царей найдены в Нубии, Малой Азии,

    ЕГИПЕТ

    ВТОРОЙ ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД

    1640-1542 гг. до н. э.

    2 325 - 165 г. до н.э. Эпоха Овна, Мардука

    MAR.DUK. - "Сын Чистой горы" (чистые гены) отец Набу.

    В Индии произошла гражданская война ионийцев. Изгнанные из Индии они создадут грандиозную армию, их назовут "пинкшас" – рыжими (финикийцы и идумейцы), "пали" – пастухи ("Балли" - Баал, правитель, властелин).

    В Ассирии и Сирии ионийцы поднимут повсюду восстания. Гиксосы, предки израильтян, будучи палийскими овечьими пастухами Индии, частью перекочевали на Восток.

    Ок. 1 780 г. до н.э. крупный и этнически неоднородный гиксосский племенной союз подчинил себе Палестину, Финикию, Сирию. На берегах Оманского, Персидского, Арабского заливов появилось движение финикийцев, эритрийцев, красных (из-за пурпурного знамени на фоне которого пунцовый голубь). Их главарь Иршу отверг белый цвет знамени браминов, лам, всего жреческого агнца, серп Луны появился на месте Солнца, красный голубь заменил овна, фиалка Юноны и роза Венеры стали на месте лотоса (символ Атлантиды) и лилии Брахмы, Осириса и Юпитера).

    Ок. 1 750 г. до н.э. в восточной дельте Нила поселяются выходцы из Ближнего Востока, племена носящими название "гиксосы" ("шкосы" – семиты - аморейцы и ханнаниты).

    Ок 1 640 г. до н.э. азиатские племена – гиксосы (аморейские и ханаанские семитские племена) захватили Египет.

    Они стали правителями ХV и ХVI династий.

    С этого времени начинается эпоха упадка второй переходный период Египта. Это нашествие даст стране царей - фараонов деспотов, под именем царей - пастухов.

    Столицей они сделали г. Аварис на северо-востоке Египта.

    Гиксосы создали упрощённое египетское письмо, ввели поклонение грозному богу огня и смерти Рашму и богине Астарте. Они выдвигают нового государственного бога Сета.

    Моисей эту власть заклеймил именем Нимврода или "Пути Тигра" - цикл произвола, силой подавляющий права.

    ДИНАСТИЯ ХV

    1640-1545 гг. до н. э.

    Гиксосские цари, включая Апописа.

    Манефон приводит имена 6-ти гиксосских царей XV династии: Салитис; Бнон; Апахнан; Апопис; Ианнас; Ассис.

    В Туринском папирусе № 1874 со списком царей перечислены 7 гиксосских царей, однако почти все их имена стерты. Там также сказано, что 6 иноземных царей правили более ста лет.

    В списке упоминается царь Нехси, имя которого встречается на двух архитектурных фрагментах из Авариса. Согласно "Стеле 400 лет" именно этот царь ввёл в Нижнем Египте культ Сета, ставшим главным богом гиксосов. Другие гиксосские цари, имена которых найдены на разных предметах, на самом деле являлись небольшими местными правителями. Некоторые цари переняли египетскую царскую титулатуру, однако три имени имел только один Апопис.

    В Телль эль-Даба был найден дверной косяк с именем царя Сокархера и титулатурой Hqa xAswt. По мнению большинства исследователей, этнический состав гиксосов был неоднородным, однако многие гиксосы носили имена семитского происхождения (Хиан, Иоам, Якбаал).

    Скарабеи, печати и другие мелкие изделия с именами гиксосских царей найдены в Нубии, Малой Азии, Месопотамии и на Крите.

    В местечке Тель-эд-Даба в египетской Дельте, обнаружили дворцовый комплекс принадлежащий гиксосам. Находки показали, что гиксосы происходили из Сирии или Палестины, они были семитским народом . В самом центре города гиксосов были найдены фрагменты гипсовых фресок со сценами эгейского содержания, напоминающие критские. К ним относятся растительные декоративные мотивы в минойском стиле, бычьи головы и фрагменты фрески с изображением критской забавы с перепрыгиванием через быка. На них присутствовал мотив лабиринта, окружающего бычью голову.

    Шеши .

    Якубхер (Якобхер) Мерусерра - третий гиксосский фараон XV династии («Великие гиксосы») Древнего Египта, правивший ок. 1620-1612 до н. э. Будучи наследником Шеши, второго представителя своей династии, установившего прочное владычество гиксосов над севером Египта, Якубхер продолжал править, сохраняя статус-кво в отношениях с Фивами.
    Главный массив памятников со времени Якубхера ограничивается скарабеями, содержащими имя фараона. Запись о Якубхере в Туринском папирусе повреждена, поэтому египтологам не удаётся определить точной длительности его правления. Специалисты сходятся на том, что утраченная заметка отводила этому фараону восемь или одиннадцать лет правления.
    Имя Якубхера иногда используется для обоснования теорий о возможном вхождении израильтян в племенной союз гиксосов, вплоть до умозрительных построений, отождествляющих Якубхера с ветхозаветным Иосифом. Джеймс Генри Брэстед, не исключая полностью принадлежности этого фараона к колену Иакова, отмечал рискованность подобных предположений.

    Хиан (Сеусеренре) (время жизни - XVI в. до н. э.) - один из так называемых «Великих гиксосов» - правителей, условно объединяемых в XV династию египетских фараонов.
    Хиан управлял из Авариса, города в восточной части Дельты на Бубаститском рукаве Нила. Это был энергичный правитель, хотя при нем Верхний Египет оставался под контролем Фив (южная династия). Впрочем, надписи с именами Хиана и Апопи, другого сильного гиксосского царя, найдены примерно в 10 км южнее Фив; поэтому неясно, свергли ли гиксосские правители южную династию, или она продолжала царствовать под их общим главенством. Гранитный лев, который был встроен в стену одного дома в Багдаде (Ирак), также несет на себе имя Хиана. Этот царь украшал храмы в Гебелене и Бубастисе; в Леванте были обнаружены скарабеи и оттиски печатей с его именем. Фрагмент вазы с его титулами был найден во время раскопок в Хаттусе, древней столице Хеттского царства (совр. Богазкёй, Турция). Надпись с именем Хиана обнаржена даже в Кноссе на Крите.

    Ааусерра Апопи (греческий вариант произношения Апофис) (правил ок. 1585-1545 до н. э.) - последний гиксосский правитель Древнего Египта из XV династии «Великих гиксосов».

    Считается самым могущественным (наряду с Хианом) фараоном-гиксосом. Имя «Апопи» восходит к имени Апопа, считавшегося в мифологии Древнего Египта гигантским змеем, противником Ра.
    В эпоху Рамессидов оформилась народная легенда о борьбе Апопи с правителем Фив из XVII династии . Она повествует о том, что Апопи, посоветовавшись с вельможами, пришёл к выводу о необходимости расправы с самостоятельными фараонами в Фивах как последним оплотом египетской независимости. Свои претензии к фиванскому правителю Апопи оформил в форме нелепой жалобы на гиппопотамов, живущих в районе Фив, которые якобы мешали спать гиксосскому владыке, сидящему в Аварисе в Нильской Дельте. Абсурдность данного обвинения очевидна: Фивы и Аварис разделяли более 650 км., однако, как свидетельствует легенда, именно оно послужило поводом для начала войны между фиванцами и гиксосами.
    Апопи вёл длительные войны с восставшими фиванскими правителями, которые, в конечном итоге, привели к крушению власти гиксосов в Египте.

    ДИНАСТИЯ ХVI

    Другая гиксосская династия, правившая одновременно с ХV династией.

    ДИНАСТИЯ ХVII

    Ок. 1 640 - 1 552 гг. до н.э.

    Пятнадцать фиванских царей - ТАА I... ТАА II (Секиенра) - фиванский царь, сын Таа I и Тетишери.

    "Божий народ" евреи - кто они
    Материал из Википедии

    Евреи переселяются в Египет.

    Гиксосы
    Гиксо́сы - группа кочевых скотоводческих племён из евразийских степей. Гиксосы привнесли колесничное военное дело на Ближний Восток, проникли в Плодородный полумесяц через Среднюю Азию и Иранское или Армянское нагорье, захватили впоследствии власть в дельте Нила в середине XVII в. до н. э. и затем, около 1650 г. до н. э., образовали свою династию правителей. Своё название они получили от египетского Hqa xAswt «правитель (чужеземных) стран», передаваемое по-гречески ὑκσώς или ὑξώς. Иосиф Флавий («Против Апиона» I. 14, 82-83) переводит слово «гиксосы», как «цари-пастухи» или «пленники-пастухи», последнее подтверждается египетским HAq «добыча», «пленник». Время правления гиксосов в истории Древнего Египта принято называть Вторым переходным периодом. Изначально были представлены индоевропейцами, но за период нахождения в Нижнем Мисраиме семитизировались, не владели собственной письменностью
    Исторические события
    Объединение гиксосов образовалось на территории Сирии. Они переняли передовые военные технологии от индоевропейских народов и осуществили экспансию в сторону Египта. Основу гиксосов составляли амореи, к которым также присоединились хурриты и хетты.
    Опровергая легенду Манефона о внезапном вторжении гиксосов в Египет, Д. Редфорд полагает, что в XVIII-XVII вв. до н. э., когда Египтом правили слабые XIII и XIV династии, разные азиатские племена постепенно переходили через Суэцкий перешеек и расселялись в дельте Нила. Став в дельте Нила преобладающим населением, гиксосы сделали своей столицей Аварис, где стали править их династии, по Манефону XV и, видимо, XVI. Наибольшего могущества гиксосы достигли при царях Хиане и Апепи, которые смогли продвинуться далеко на юг, достигнув города Кус (Табличка Карнарвона I). Однако подчинить весь Верхний Египет гиксосы так и не смогли. В Фивах в это время правила XVII династия, которая, собрав силы, начала борьбу с гиксосами. Начало борьбы по легенде (Папирус Саллье I - «Гиксосский царь Апопе и фараон Секненра») связано с царём Секненра, который, судя по найденной мумии, по-видимому, погиб в битве. Его сын, Камос, последний царь XVII династии, сражался успешнее. Он собрал войско, двинулся на север (Табличка Карнарвона I), перехватил по пути послание гиксосов к правителю Куша и сумел дойти почти до самого Авариса, но не захватил его (Стела II фараона Камоса). Окончательную победу над гиксосами одержал брат Камоса, первый фараон XVIII династии Яхмос I около 1550 г. до н. э., который изгнал их из Египта и преследовал до южной Палестины, где захватил город Шарухен (Жизнеописание начальника гребцов Яхмоса сына Эбаны).
    Гиксосские цари
    Число гиксосских правителей, последовательность их правления и имена точно не известны (список царей приведён в работе фон Бекерата).
    Манефон приводит имена шести гиксосских царей XV династии:

    В Туринском папирусе № 1874 со списком царей (X. 14-20) перечислены 7 гиксосских царей, однако почти все их имена стерты. Там также сказано, что 6 иноземных царей правили более ста лет (X. 21). В списке упоминается царь Нехси (VII. 1), имя которого встречается на двух архитектурных фрагментах из Авариса. Согласно «Стелле 400 лет» именно этот царь ввёл в Нижнем Египте культ Сета, ставшего главным богом гиксосов. Другие гиксосские цари, имена которых найдены на разных предметах, на самом деле являлись небольшими местными правителями. Некоторые цари переняли египетскую царскую титулатуру, однако три имени имел только один Апопис. В Телль эль-Даба был найден дверной косяк с именем царя Сокархера и титулатурой Hqa xAswt. По мнению большинства исследователей, этнический состав гиксосов был неоднородным, однако многие гиксосы носили имена семитского происхождения (Хиан, Иоам, Якбаал).
    Основные исторические документы с упоминанием о гиксосах
    Полный список приводится в работе: Redford D.B. Textual Sources for the Hyksos Period // The Hyksos: New Historical and Archaeological Perspectives. Philadelphia, 1997. P. 1-44. Издание исторических документов гиксосского периода: Helck W. Historisch-biographische Texte der 2. Zwischenzeit und neue Texte der 18. Dynastie, Wiesbaden, 1975.
    Тексты периода борьбы с гиксосами:
    Стела Бабаи из Эль-Каба
    Табличка Карнарвона I из Фив (Хрестоматия по истории Древнего Востока. - М., 1963. - С. 76-78.; Хрестоматия по истории Древнего Востока. Часть I. - М., 1980. - С. 59-60.; История Древнего Востока. Тексты и документы. - М., 2002.)
    Стела II фараона Камоса из Фив (Хрестоматия по истории Древнего Востока. Часть I. М., 1980. С. 60-63. История Древнего Востока. Тексты и документы. - М., 2002. - С. 55-57.)
    Жизнеописание начальника гребцов Яхмоса сына Эбаны из Эль-Каба (Хрестоматия по истории Древнего Востока. Часть I. - М., 1980. С. 63-65.; История Древнего Востока. Тексты и документы. - М., 2002. - С. 58-60.)
    Жизнеописание Яхмоса Пеннехеба из Эль-Каба
    «Стела Бури»
    Математический папирус Ринд
    Поздние тексты:
    Надпись царицы Хатшепсут в Спеос Артемидос
    Папирус Саллье I с историей о гиксосском царе Апопе и фараоне Секненра (Фараон Хуфу и чародеи. Сказки, повести, поучения древнего Египта. - М., 1958. - С. 91-95.; Сказки Древнего Египта. - М., 1998. - С. 131-133.)
    «Стела 400 лет» из Таниса.
    Сведения Манефона в книге Иосифа Флавия «Против Апиона» I. 14 (Хрестоматия по истории Древнего Востока. Часть I. - М., 1980. С. 58-59.; История Древнего Востока. Тексты и документы. - М., 2002. - С. 53-54.).
    Памятники гиксосского периода
    В Восточной Дельте, в местах Телль эль-Даба (Аварис), Телль эль-Ягудийя и Телль эль-Масхута, сохранились остатки крепости, поселений, храмов и кладбищ. Немногочисленная скульптура сохраняет стилистические традиции Среднего царства, но по качеству сильно уступает египетским образцам. Скарабеи, печати и другие мелкие изделия с именами гиксосских царей найдены в Нубии, Малой Азии, Месопотамии и на Крите.
    Последствия гиксосского правления
    После гиксосского периода в Египте появилось новое военное оснащение: более сложный загнутый назад лук, разные виды мечей и кинжалов, новый тип щита, кольчуга и металлический шлем. Самое важное новшество - двухколёсная военная колесница, запряжённая лошадьми, использование которой на поле битвы привело к изменению тактики ведения военных действий. В Египте возник культ западносемитских божеств: Баала, Анат и Астарты. С Баалом отождествлялся египетский Сет. В древнеегипетском языке появилось много заимствованных слов семитского происхождения.
    Гиксосы в художественной литературе
    Вторжение гиксосов в Египет описывается в первом из египетской серии романов Уилбура Смита «Божество реки».
    Освобождение Египта из-под власти гиксосов служит историческим фоном для романа «Чародей» того же автора и для книги «Владычица зари» Генри Хаггарда.
    Периоду правления гиксосов посвящён роман Михаила Попова «Обречённый царевич».
    Романы Нагиба Махфуза «Война в Фивах» и Кристиана Жака «Гнев богов» претендуют на историческую достоверность.
    В романе Артура Конан Дойля «Перстень Тота» небольшой фрагмент рассказа посвящён событиям Второго переходного Периода и, в частности, гиксосам.

    Материал из Циклопедия
    Гиксосы (heqa khasewet) - этническая группа, вторгнувшаяся в Египет в 1800–1580 гг. до н. э., и захватившая это государство.
    История
    Гиксосы («цари пастухи» либо «владыки чуждых стран») сформировались из смешения семитских и хурритских этнических элементов.
    В 1800 г. до н. э. (или в 1720 г. до н. э.), в период хаоса, ознаменовавшего конец Среднего царства (ок. 1720 г. до н. э.), гиксосы произвели неожиданное нападение с востока, египтяне не успели собраться с силами и оказать сопротивление.
    Они фактически контролировали весь Нижний Египет, Ханаан и Сирию до Евфрата. Предметы, принадлежавшие одному из их правителей, были обнаружены даже на Крите и в Месопотамии.
    Разрушение нескольких «палестинских» городов в 16 в. до н. э., свидетельствует о египетской военной кампании, последовавшей вслед за изгнанием гиксосов из Египта.
    Столицей гиксосов стал город Аварис.
    Власть гиксосов простиралась также на Ханаан и Сирию вплоть до реки Евфрат. Владычество гиксосов в Ханаане сопровождалось значительным экономическим расцветом, возникли крупные города с мощными оборонительными сооружениями, были введены в употребление боевые колесницы, новый тип мечей и боевых топориков. Приблизительно в 1570 г. до н. э. или в 1530 г. до н. э. гиксосы были изгнаны из Египта и оттеснены в южный Ханаан, где их власть просуществовала еще несколько десятилетий.
    При гиксосах процветали египетское искусство и литература. Знаменитый математический папирус датирован 33-м годом Апопи I; от этого же царя дошел до нас хранящийся в Берлинском музее письменный прибор, пожалованный им писцу Ату. К эпохе гиксосов относится и известный нам папирус Весткар. Написанный несколько позже медицинский папирус Эберса не мог быть составлен, если бы эпоха гиксосов была временем перерыва и застоя. Наконец, сохранившаяся нижняя часть колоссальной статуи Хиана и найденные в гробнице царя Камоса (предшественник Яхмоса) золотые барки принадлежат к лучшим произведениям египетского искусства. Скарабеи Хиана также выгодно выделяются из оставленных гиксосами. Важным наследством гиксосов были лошади и колесницы, которых египтяне Среднего царства не знали. Имя лошади в египетском языке семитское.
    Существует мнение, что гиксосы ознакомили египтян с изготовлением железа. Считается, что «пастухи овец и коз (hик(у) амеу)» занесли в Египет новый ткацкий станок и новые ирригационные методы (плотины практиковались на великих реках Месопотамии). Древнеегипетские мастера переняли и некоторые строительные приёмы, присущие Месопотамии. Обнаружена зависимость египетской системы мер и весов (приспособленной к десятеричной системе исчисления) от шумерской, - двенадцатеричной. От них же египтяне заимствовали лошадей, колесницы, ханаанские серповидные мечи и кольчугу. «Пастухи» занесли в Египет также гранатовые и оливковые деревья и яблони (оседлые жители Ханаана).

    Гиксосы и евреи

    Евреи переселяются в Египет. - Времена и воины. Воины фараона. https://youtu.be/ujVVWFZ9zaE
    https://www.youtube.com/watch?v=ujVVWFZ9zaE#t=12
    Времена и воины. Воины фараона.
    Древние авторы (Диодор Сицилийский, Иосиф Флавий, Манефон, Гекатей Абдерский и др.) отождествляли гиксосов с евреями, которые, как указывает Библия, при патриархе Иосифе переселились в Египет, в котором жили до времени Моисея.
    Язык гиксосов был тот же на котором говорили жители Мегиддо, Ашкелона и Шхема, их материальная культура была типично ханаанской.
    То, что гиксосы были хананеями вполне ясно уже из того, что, по словам Манефона, первый же из царей-гиксов назывался Салатисом, что по-ханаанейски означало «властелин»; что соответствовало египетскому прозвищу библейского героя Иосифа Прекрасного - «гашаллит», который, как полагают, около этого же времени был назначен соправителем египетского фараона.
    Хананеи это группа западных семитов, включающая такие народы, как финикийцы (сидоняне) и евреи.
    Манефон писал, что Египет захватили финикийцы Гиксосы, основавшие Иерусалим. из того, что он приписал им строительство Иерусалима, ясно видно, что гиксосы считались им евреями.
    Тождество гиксосов и евреев подтверждается и скарабеями – печатями по форме похожие на жуков, датируемые между Средним и Новым царствами, с семитскими именами царей Анат-хар и Иакуб-хар.
    Иосифа Манефон вероятно называет Осарсифом.
    Манифон пишет, что гиксосы переселяются в Иудею, он приписывает им также основание Иерусалима, из чего видно, что он отождествлял гиксосов с евреями.
    Историк Эвполем (автор «Истории еврейских царей», ~ 150 г. до н. э.) утверждал, что Моисей научил финикийцев пользоваться еврейским алфавитом и говорил о вавилонском поколении гигантов, пытавшихся построить после потопа великую башню. 13-й из них, Авраам, мудрец и звездочёт, переселился из Халдеи сначала в Финикию, а затем в Египет, где жил в Гелиополе среди жрецов, которых посвятил в тайны астрономии, перешедшей от них к грекам.
    Характерно, что оба название Египта – собственно слово «Египет» и «Мицри» связаны с семитами: 1-е – от имени брата тирского царя, 2-е – имеет параллель с аккадским «misru» («граница», «страна, граничная территория»), «mas-sartu» («охрана границы», «сторожевой пост»). Это слово также связывают с корнем «мцр» – «охранять», ср. «мельцар» – «страж», или «massaru – mansaru – mussuru» – «защищать границу».
    Африкан утверждал: «ХV династия (в Египте была) пастухов (гиксосов). Они были финикийцы, иноземные цари, взявшие Мемфис и основавшие город (Аварис) в Сефроитском номе, опираясь на который владели египтянами».
    Ю. Перепёлкин пишет: «Основу довольно пёстрого гиксосского объединения составляли семитские племена, близкие арабам и ханаанеям».
    Кениты упомянутые в форме «к-н-и» на египетском обелиске времён ХII династии, обнаруженном на Синае, были одним из первых племён хабиру, пришедших в Египет.
    Многие могилы гиксосов напоминают захоронения южной части Палестины.
    В архаичные времена ханаанеи заселяли северо-восточную окраину Египта. Берега оз. Мензала, многие города Дельты Нила, окрестности библейских Раамсес и Пи-Том (Пифом), как полагает Г. Бругш, были вообще первоначально заселены семитоязычным населением. Уже в период халколита (IV–III тыс. до н.э.) в Дельте Нила процветала культура Буто-Маади идентичная культуре Беер-Шевы того же периода. В районе оз. Мензала большое количество городов, селений и каналов некогда (ещё при VI династии) назывались семитическими именами. На восточной стороне озера, в пределах Сетроисского нома, лежал город-крепость Мигдал, хан. (Самут, егип.). На Канопийском рукаве восточной части Дельты находился город Карбан («Курбан» – «жертва»), впервые упоминаемый в Большом папирусе Харриса (возможно этот город построили гиксосы). Вблизи города Мендеса (или в самом городе) была «крепость Ацаба» («Оцеб, Ацаб, Етсеб» – «идол», хан., ивр.). В одном из текстов эпохи Мернептаха упомянут город Пи-Байлос («Балос» – «тутовое дерево», ивр.), вблизи которого некие воды назывались «Шакана» («Шакан» – "поселяться, жить, поселение"). В западной части Атрибсского нома, внутри Дельты, находился город «Каhани», название которого фонетически близко ханаанейскому термину «коhен» (жрец). В районе Дельты даже отмечен город с наименованием "Баал-Цафон". Город «Асирот» (перед пустыней Фаран) упоминается при описании Исхода в Книге Чисел (13.1; 33.17). Результаты раскопок Таниса показали, что древние оборонительные стены этого города были возведены по правилам строительной техники, принятым в Ханаане. В рукописях упоминаются также и семитические названия озёр и протоков, лежащих вблизи Таниса (Цара): Нахал, Ша(а)на(у) и т.п. Сам Танис носил и другое имя: «Цар(у)» («цар», ивр., но возможно, акк., – «узкий; враг (угнетатель); осаждать»). В эпоху гиксосов в Танисе (Цоане) было принято не египетское, а гиксосское летоисчисление. «На поле Цоан» жили Иосиф и его народ. В надписях периода Тутмоса III (ок. 1490 г. до н. э.) неоднократно говорится об облагаемом данью городе в стране Куш (побережье Нила; ок. 22,5 градусов северной широты) под названием «Ибрим».
    В египетских текстах постоянно встречаются аккадские и ханаанейские слова: «раам» (вернул, возвратил), «сар» (князь, правитель), «баб» (ворота, дверь), «рош» (голова), «шалом» (мир; приветствие), «барух» (благословение), «бейт» (дом), «беэр» (колодец).
    При Тутмосе III и Аменхотепе II египетское воинское звание «господин войска» звучало как «адон войска». Фараон Хоремхеб (Горус), прежде, чем занять трон, носил придворное звание «Адон всей земли в продолжение многих лет». Наименования «адон» и «аб» («отец»), которыми библейский Иосиф сам называет себя перед своими братьями, вошли в египетскую речь, как названия должностей: адон пехоты, адон казнохранилища, адон мастерских фараона и т.п. В "Папирусе Анастази I" (эпоха Рамсеса II) встречаются многочисленные семитизмы, такие, как махор («витязь»). В надписи в заупокойном храме, выстроенном для себя фараоном Мернептахом в Фивах, слово «пощады» (по смыслу) передано семитическим «шалом» («мира»). Письма и памятные надписи эпохи Рамессидов переполнены семитическими словами и выражениями. Египтяне перенимали ханаанейские и аккадские имена гиксосов, такие, как Баал-Махор, Пет-Баал, Машшу, Песахелес, Немурод, Капур и др., даже Фиванские жрецы бога Амона давали своим детям гиксосские имена.
    На картине гробницы Хнумхотепа в Бени-Гассан изображено семитское племя (род или семья из 37 человек), которое во время правления Сенусерта II со всем своим табором перебирается в один из районов Египта: «В шестой год (правления фараона) Усертасена II (Сенусерта II) дан был ответ по поводу амеу (азиатов)», – на картине изображены египетские чиновник и писец, позади чиновника помещён глава чужеземцев «князь („хека хасут“) земли (азиатов по имени) Абиша».
    Существует христианское предание, сохранённое Синцеллом, по которому Иосиф управлял Египтом при фараоне-гиксосе Апопи, будучи облечён званием наместника Египта.
    Григорий Бар-Гебрей: «правил в Египте 4-й царь из династии Пастухов, имя которому было Апапус. И правил он 14 лет. И это был царь, видевший сны и сделавший Иосифа правителем, согласно написанному халдеями. Кажется, что царей этих звали Пастухами от (их) братства с Иосифом».
    В свою очередь, на то, что гиксосы были и финикийцами, указывают слова сказанные Рамсесом II перед битвой при Кадеше (1296 г. до н. э.) в войне с Ханааном, – в своей молитве богу Амону, именует вражеское войско «пастухами».
    Тем временем, фараон Шешёнк I (945–924 гг. до н. э.), называет побеждённых им евреев и идумеев «народом «аму» отдалённой земли», – египетское «аме» означало пастухов.
    Вся история о том как мудрый Иосиф по сну фараона предугадал голод и провёл с/х реформу, удивительно напоминает открытую в гробнице губернатора города Эль-Кабе, надпись некоего Баба (имя аккадское), члена царской гиксосской династии: «Я собрал пшеницу, будучи другом бога урожая. И когда наступил голод, продолжавшийся многие годы, я раздавал пшеницу жителям города во все годы голода».
    Ю.Б. Циркин согласен, что гиксосы – финикийцы, отметив, что большинство имён гиксосов – заподносемитские, следовательно – гиксосы не хурриты, а выходцы из «Палестины», и фараон Яхмос после изгнания гиксосов, продолжая или завершеная с ними войну обрушился на «палестинский» Шарухен. Аварис и Шарухен были столпами державы Гиксосов. Циркин пишет, что поскольку Шарухен был «скорее ханаанским городом, чем аморейским», то и гиксосы были ханаанеями.
    На финикийско-еврейское происхождение гиксосов указывает и распространённый в период их правления в Египте культ Анату, храм которой находился в Танисе. Её чтили в конце II тысяч. до н.э. евреи «Палестины»: судья Шамгар назван сыном Анат (Анату). Как говорилось, евреи Элефантины тоже чтили эту богиню. При гиксосах в Египет проникли и ханаанские культы Решефа и Ваала, также чтимые евреями (см. ниже). В Каирском музее есть саркофаг одного приближенного гиксоского царя Апопи, носившего семитское имя Абд («слуга»). Такие имена гиксоских царей, как Якобхер («Яков доволен») не оставляют сомнения для думающего человека.
    Подтверждением тождества гиксосов/финикийцев/евреев является жизнь Иосифа Прекрасного, который, судя по всему, совмещал 2 должности: «правителя» и «начальника зернохранилищ». Покупка Иосифом «всей земли египетской» для фараона является следствием социальной революции, которая произошла в правление гиксосов: до них земля принадлежала знатным вельможам, а после изгнания гиксосов фараонами земля находилась в ведении чиновников, крестьяне являлись рабами фараона.
    После смерти Иосифа евреи «расплодились и размножились и возросли и усилились чрезвычайно». Однако новый фараон, «не знавший Иосифа», усмотрев угрозу в наличии в стране многочисленного чужого народа, закабалил израильтян и отправил их на строительство городов Питом и Ра‘амсес (Пер-Атум и Пер-Рамсес), воздвигнутыми Рамсесом II, правившим в первые 2/3 XIII в. до н.э. Некоторые из чужеземных рабов, занятых на царских работах, именуются апир, то есть «хабиру».
    Египетские документы служит косвенным свидетельством историчности библейской традиции. Так, папирус Анастаси (13 в. до н. э.) сообщает о восточных кочевниках, испрашивающих разрешение на пребывание в Египте во время засухи. На многих рельефах II тыс. до н.э. изображены племена семитского типа, прибывающие в Египет, а также семиты, работающие под надзором надсмотрщиков на полях, на строительстве и на производстве кирпича. 2 египетских документа показывают, что в трудные времена жители «Палестины» и Синая входили в Египет и селились в земле Гесем, – это город в восточной части Дельты Нила, известном под именами «земля Раамсес» и «поле Цоан». Столица гиксосов вероятно находилась на месте нынешнего Сан-эль-Хагар в Дельте Нила, которое, как считается, сначала именовалось Аварисом (до 1500 г. до н.э.), затем Ра‘мсесом (1300–1100 гг. до н. э.) и, наконец, Танисом или Цоаном (после 1100 г. до н.э.). Традиция, в согласии с которой Хеврон был построен «семью годами прежде Цоана», свидетельствует, что евреи жили в Египте в период основания последнего, то есть, в период правления гиксосов.
    Исход из Египта шёл через т.н. Ям-Суф (Yam Suph = Тростниковое море). Это конечно не Красное море как думают клерикалы, а район Суэцого залива, может быть «Папирусовое болото», Па-Суф египетского документа, находившиеся неподалеку от г. Ра‘мсеса. Это подтверждается отождествлением Ваал-Цефона (Исх. 14, 2) с Тахпанхесом (основой такого отождествления стал финикийский документ, где говорится о боге «Ваал-Цефона и всех богах Тахпанхеса»).
    Среди дошедших до нас (в Туринском списке, на печатях-цилиндрах и скарабеях, в «Эгиптике» Манефона, других памятниках) имён царей-гиксосов встречаются семитские имена: Апахнан (Аба-Хнан – «отец Ханаана»), Yamu (Yaam – «море»), Хамуди («важный, суровый»), Semen-en-ra (шемен – «масло, бальзам»); в сохранившейся 1-й части наименования гиксосского царя «Meni…» имя «Meni» может являться наименованием хананейского божества судьбы Мени (Мениа). Угаритского происхождения имена "Анат-Хер" ("Анат довольна"), Анати («моя Анат»), Aper-Anat, Weser-Anat. Возможно, аккадскими наименованиями являются: Khian (Киан, Хиан; см. Кн.I), другая известная форма имени это-го фараона «Khiyaran, Khajran» интерпретируются как «рождён в ajar (айяру)», в одном из месяцев Ниппурского календаря; Бебнем (Бабанем); Салит(ис), где – ("шалат, салат" – "владеть, править, господствовать", ивр.), возможно, он же – царь Шалек (Шарек), упоминаемый в генеалогических таблицах мемфисских жрецов; Yakob-her (корень «yаqb-hr»,- «Йакоб (бог Син) доволен» (1662–1653 гг. до н.э. по Redford)), Yakob-(a)am (корень «ykbm», найдены печати с этим именем); Shemsu (Шемеш); Сатапи (Шет-аби – «(благой) Шет (Шеду) – отец мой»; это имя может быть интерпретировано и как «Сет-аби» – «Сет – отец мой); Шутхи («Шет-ахи» – «Шет – мой брат»). «Хамуш» – шумеро-аккадского происхождения: фонетически близкое ему имя сына Саргона Древнего – «Римуш», а теофорное имя одного из жителей Ура – "Син-муш-тешер" – "Син-направляющий правильным путём". К семитским относятся и такие имена, как Хадаш ("новый"), Бенон ("сынок"), Абу-Аш («отец огня»), Хидам (возможно, «Кодем» – «прежде, раньше»), Апами («Аба-ами» – «отец моего (своего) народа»).
    Вообще бог Сет, почитание которого в Египте было введено именно гиксосами, имеет много общих черт с Балом, которому поклонялись евреи и финикийцы.
    В древнеегипетском языке появилось много заимствованных слов семитского происхождения.
    Авраам вышел из Египта «очень богат скотом, и серебром, и золотом». В Угарите была найдена глиняная табличка с упоминанием «Абрама Египтянина».
    По мнению Т. Севе-Седерберга, первоначально в Дельте появились 2 азиатских правителя, названных в царском Туринском списке (составленном в период Нового царства) – Анати (ханааней) и Бебнем (имя аккадское). Оба эти владыки правили ещё до основных гиксосских династий.
    Считается установленным, что гиксосы вошли в Египет не только с востока, через Синайский п-ов, но и с моря, при этом выиграв у египтян морское сражение, что говорит о наличии среди гиксосов финикийцев, вероятно угаритян. Ведь только у них тогда мог быть достаточно сильный для этого флот.
    На связь гиксосов с финикийцами указывает Тутмос III, воевавший в Ханаане и на юге Ливана, и выстроивший крепость под названием «Минхеперра (Тутмос III), изгнавший гика амеу», – т.е. по собственному же признанию фараона, он воевал с гиксосами. Примечательно, что и по Манефону, фараон, изгнавший гиксосов из Египта, – Мисфрагмуфосис, т.е. Минхеперра (Тутмосис III).
    Иосиф Флавий, пересказывая содержание книги «Сефер Хаяшар», повествуется о том, что во время нахождения Авраама в Египте фараоном был некто Рикайон, прибывший в Египет из Месопотамии и хитростью захвативший престол.
    Связь гиксосов с евреями подтверждает и Плутарх, говоря о предании, по которому Тифон, пространствовав на осле 7 дней по пустыне, производит на свет Иерусалим и Иудея. Диодор Сицилийский говорит о статуи Моисея на осле в Иерусалимском Храме.
    Тацит: «иногда полагают, что выходцы из Ассирии из-за нехватки земель захватили часть Египта, а потом построили свои города и стали возделывать еврейские земли и ближние земли Сирии».
    Египет сталкивался в Ханаане с разбойниками, которых называли «хапиру», т.е. «евреи». Об этимологии этого этнонима ведутся споры, для нас важно знать, что так называли хананеев-мятежников и вообще разбойников в Ханаане.
    Пленные хапиру попадали и в Египет, где использовались для различных работ.
    То, что и потомков Иякова-Иосифа Прекрасного стали называть евреями / хапиру, говорит о том, что для египтян ещё было очевидно, что Израиль – ветвь хананейского народа.
    Однако жизнь в Египте не прошла для хананеев хабиру и хананеев Израиля бесследно.
    Изменился сам народ, его вера.
    Из Египта евреи привнесли многие чуждые Ханаану обычаи – запреты на определённую пищу, обряд обрезания, некоторые имена, идею единого Бога и пр.

    Таким образом, существует большая вероятность участия евреев в нашествии гиксосов в Египет.

    Евреи. Народ.
    Страны проживанияИзраиль, США, Франция, Россия, Великобритания, Китай др.
    Близкие народыфиникийцы
    Евреи (ивр. יְהוּדִים, עִבְרִים‎, йеhудим) - народ, известный с древних времен до наших дней. Восходит к населению древнего Израильского и Иудейского царств. Традиционная религия - иудаизм, национальные языки - иврит, идиш и ладино.
    См. также Еврейка.
    Еврей - от слова «иври» означающее перешедшие реку. Так назвали Авраама и его семью жители Ханаана. С тех пор потомков Авраама называли евреями (иври). Несомненно семитское происхождение легендарного предка евреев - Авраама, выходца из Ура Халдейского в Вавилонии.
    Имеется также традиционное толкование, упоминающее предка Авраама Евера (Эвера), правнука Сима. По другой версии, этноним «иври» произошел от названия группы племён хабиру.
    В Египте евреи по словам Манефона и др. авторов смешались с египтянами.
    Затем завоевав Ханаан, евреи смешались с семитами-хананеями (финикийцами).
    Иудаизм, религию евреев принимали берберы и фалаша, даже целые страны - Адиабена, Хазария, Химьяр.
    Современные евреи
    В настоящее время евреи в основном проживают в США и Израиле.
    Численность евреев колеблется от 12 до 14 млн чел. (2010, оценка), из них около 40 % - в Израиле и 35 % - в США. В РФ - от 230 тыс. до 488 тысяч (некоторые лица и организации указывают цифры на порядок больше, но они не внушают доверия). Традиционной религией евреев является иудаизм. В настоящее время национальными языками евреев считаются иврит, идиш и ладино.

    Основные субэтносы евреев

    Ашкеназы

    Йеменские евреи

    Индийские евреи

    Китайские евреи

    Грузинские евреи

    Горские евреи

    Курдские евреи

    Самаритяне

    Бухарские евреи

    Иранские евреи

    Иракские евреи

    Марокканские евреи

    Крымчаки

    Колена Израилевы

    Гипотетическая группа:

    Карфагенские евреи

    Происхождение и культура гиксосов
    Они как народ образовались в результате смешения семитских и хурритских этнических элементов (судя по известным именам правителей). Гиксосы пришли на Ближний Восток в ходе общего миграционного процесса начала II тысячелетия до н. э.
    Раскопки их столицы, проводившиеся с 1960 года позволили найти храм в ханаанском стиле, захоронения ханаанского типа, в том числе конские захоронения, ханаанские типы керамики, большое количества их превосходного оружия, а также ряд фресок в минойском стиле, которые демонстрируют стилистические параллели с фресками Кносса и Теры.
    Их главным божеством был египетский бог бури и пустыни Сет (в египетской традиции - злое божество, дьявол), которого они отождествляли с азиатским богом бури. По крайней мере, внешне они были египтизированы, и не мешали египетской культуре за пределами политической сферы. Хотя гиксосов поносили в некоторых египетских текстах, они правили в качестве фараонов и были указаны в качестве законных царей в Туринском папирусе.
    Власть гиксосов над Нижним Египтом
    Древнеегипетская фреска, изображающая прибытие азиатов в Египет.




    Древнеегипетская фреска, изображающая победу фараона Яхмеса над гиксосами.
    В первой половине II тыс. до н. э. происходит постепенная (на протяжении нескольких столетий) инфильтрация гиксосов в Египет (район дельты Нила) с севера.
    В период упадка и хаоса, ознаменовавших конец Среднего царства (примерно 1720 г. до н. э.), гиксосы фактически контролировали весь Нижний Египет до современной Эль-Кусии на юге. Династия их царей, правившая примерно с 1630 г. до н.э., значится в истории Египта как 15-я. Их упоминает египетский историк Манефон. Слова "владыки чуждых стран" у него, очевидно, относятся к правящей верхушке гиксосов, а не ко всему народу. Правившая параллельно с ними в Верхнем Египте 16-я династия египетских фараонов была вассалами гиксосов.
    Их столицей был Аварис (современный Тель аль-Дабъа) на северо-востоке дельты Нила, построенный на развалинах города времён Среднего царства. Время правления гиксосов в истории Древнего Египта принято называть Вторым переходным периодом.
    Власть гиксосов простиралась также на Ханаан и Сирию вплоть до реки Евфрат. Владычество гиксосов в Ханаане сопровождалось значительным экономическим расцветом, возникли крупные города с мощными оборонительными сооружениями. Были введены в употребление боевые колесницы с упряжкой из лошадей, составной боевой лук, новый тип мечей и боевых топориков. Были улучшены методы фортификации.
    Когда при фараонах Секененре и Камосе фиванцы начали бунтовать, фараон гиксосов Апоп безуспешно пытался заключить союз с правителями Куша, которые захватили Нижнюю Нубию около 1650 г. до н.э. Фиванское восстание распространилось на север под Камосе, и в 1521 г. до н.э. Аварис попал в руки к его преемнику, Яхмосу, основателю 18-ой династии, тем самым положив конец 108 годам власти гиксосов над Египтом.
    Приблизительно в 1520 г. до н. э. гиксосы были изгнаны из Египта и оттеснены в южный Ханаан, где их власть просуществовала еще несколько десятилетий.
    Гиксосы и евреи
    Иосиф Флавий, ссылаясь на египетского историка Манефона (умер в III в. до н. э.), отождествляет гиксосов с семействами библейских патриархов и связывает пребывание гиксосов в Египте с библейским повествованием об Иосифе, а изгнание гиксосов из Египта - с библейским Исходом (Пр. Ап. 1:91, 92). Следуя этой схеме, Флавий переводил этноним "гиксос" как "царские пастухи" или "пленные пастухи".
    Попытки некоторых ученых, следуя Флавию, отнести исход евреев из Египта к периоду изгнания оттуда гиксосов оказались несостоятельными.
    Зато хронологический расчёт даёт результат, что Иосиф, а затем Яаков со всем его родом прибытия в Египет в начале правления гиксосов. После их изгнания египтянами начинаются 300 лет рабства (до примерно 1270 г. до н.э. - года Исхода). Таким образом, ясно, что отношения гиксосов с евреями были нормально-корректными, лишёнными враждебности.

    гиксосы

    кочевые азиатские племена, ок 1700 до н. э. захватившие Египет. Поселившись в Дельте, гиксосы основали свою столицу Аварис. В нач. 16 в. до н. э. господство гиксосов было ликвидировано египтянами.

    Гиксосы

    группа азиатских племён, вторгшихся около 1700 до н. э. из Передней Азии через Суэцкий перешеек в Египет и завоевавших его. Слово «Г.» ≈ египетское обозначение сначала чужеземных царей («правители пастухов»), а затем всей этой группы племён. Подлинное этническое наименование Г. неизвестно; этнический состав Г. был весьма пёстрым, судя по наличию у них как семитических, так и хурритских имён. Г. поселились в Нижнем Египте, где основали свою столицу Аварис. Г. впервые ввели в Египте коневодство и колёсный транспорт. Они упростили египетскую письменность, создав чисто алфавитное письмо. В начале 16 в. началось освободительное движение египтян против Г., возглавленное правителем Фив ≈ Секененрой, а затем Камосом. Борьбу завершил фараон Яхмос I (правил в 1584≈59), захвативший Аварис. Остатки Г. отступили в Палестину, и о дальнейшей их судьбе никаких сведений нет.

    Лит.: Лапис И. А., Новые данные о гиксосском владычестве в Египте, «Вестник древней истории», 1958, ╧ 3.

    Д. Г. Редер.

    Википедия

    Гиксосы

    Гиксо́сы - группа кочевых скотоводческих племён из евразийских степей. Гиксосы привнесли колесничное военное дело на Ближний Восток, проникли в Плодородный полумесяц через Среднюю Азию и Иранское или Армянское нагорье, захватили впоследствии власть в дельте Нила в середине XVII в. до н. э. и затем, около 1650 г. до н. э. , образовали свою династию правителей. Своё название они получили от египетского Hqa xAswt «правитель стран», передаваемое по-гречески или. Иосиф Флавий («Против Апиона» I. 14, 82-83) переводит слово «гиксосы», как «цари-пастухи» или «пленники-пастухи», последнее подтверждается египетским HAq «добыча», «пленник». Время правления гиксосов в истории Древнего Египта принято называть Вторым переходным периодом. Изначально были представлены индоевропейцами, но за период нахождения в Нижнем Мисраиме семитизировались, не владели собственной письменностью.

    Примеры употребления слова гиксосы в литературе.

    Когда стало известно, что царя нет более в живых, войско повернуло назад, на Фивы, потому гиксосы и провозгласили свою победу.

    Те несчастные и их печальная история, вспомнил сейчас Хиан, спускаясь по мрачным каменным ступеням, посеяли тогда в его уме сомнение: а справедливы ли боги, которым поклоняются гиксосы , и их цари и правители, вершащие суд?

    И все же гиксосы не уходили: они знали, что рано или поздно беглецам, если они еще живы, придется выйти наружу.

    Особенно бесило Хранителя, что гиксосы осмеливаются карабкаться на пирамиду, которая доверена его надзору, он только об этом и говорил.

    Хиан попытался было хоть немного утешить его, высказав предположение, что высоко гиксосы все равно не поднимутся даже с помощью всех своих приспособлений, поскольку они не знают, где можно найти опору, и никогда не обнаружат это место.

    Под вечер Хиан, посмотрев в глазок, заметил, что к лагерю верхом на прекрасных лошадях подъехало несколько бедуинов, гиксосы тут же окружили их и стали покупать молоко и зерно, а потом некоторые бедуины спешились, и поставив на голову кувшин или корзину, понесли их к жилищам воинов.

    Быстро спустилась ночь, вокруг стало темным-темно, громкие выкрики стихли, лишь какой-то гул несся от костров, вокруг которых сидели гиксосы , - похоже, они что-то горячо обсуждали.

    Так я проделал не один раз, господин, чтобы гиксосы уверились: если не призраки, то это ты и жрец Тему стоите на вершине пирамиды.

    Если гиксосы уверились, что вы с Тему находитесь на вершине пирамиды, они прекратят следить за склонами и обыскивать их, и по ночам глаза часовых будут также прикованы к вершине.

    Затем довольно долгое время он не слышал ничего, только видел, что гиксосы внизу не отводят от пирамиды глаз, переговариваются и показывают на что-то.

    Тут гиксосы бегом кинулись к пирамиде, и вскоре Хиан и Тему увидели, как они понесли к хижинам три каких-то бесформенных предмета, которые только что были людьми.

    Снова раздались обеспокоенные выкрики воинов, и они в страхе стали показывать на вершину пирамиды, а посреди этой суматохи тот, кто, по всей видимости, был у бедуинов главным, отъехал чуть в сторону и назад, так, чтобы гиксосы его не видели, и время от времени стал вскидывать вверх руки и двигать ими то в ту, то в другую сторону, как делают на восходе и на закате солнца почитатели небесного светила.

    Те, кого ты заметила, - не гиксосы , а войско твоего дела, великого царя Дитаны, посланное, чтобы сопровождать тебя в Вавилон.

    Снова гиксосы начали настигать беглецов, и снова тот, кто звался Огнем, отдал приказ: в узком месте спешился брат по имени Воздух, послав вслед товарищам одинокого коня.

    Последовали крики и звон мечей, и когда гиксосы появились опять, их было всего шестеро.