Литературно-исторические заметки юного техника. День Парижской коммуны: дата, история

Чем больше изучаешь историю цивилизации, тем увереннее делаешь вывод: христианство появилось в 1871 году. В этой статье я предлагаю обзор событий, которые состоялись близ этого года.

Начнём с того, что в 1870 году в Риме Соляные ворота - символ Первого Рима - были сильно повреждены. Затем, в 1871 году они были и вовсе снесены. После - снова восстановлены. Это странное действие символизирует смену Первого Рима - «итальянского» - Вторым Римом - немецким. Собственно, с него и начинается кривая история Мира, России и безумная «история» рода «Романовых», «Виндзоров» и тому подобных немецких императорских, королевских и царских родов.

Сегодня многие исследователи обращают внимание на то, что в районе 1871 года (чуть ранее) состоялась какая-то тотальная война, которая затронула всю Землю.

Официальная история об этой войне ничего не знает. Точнее - ничего не сообщает. Зато здания и сооружения по всему миру испытали последствия этой войны - они засыпаны на 1,5 - 3 метра каким-то грунтом. Такие здания находятся на всех материках, и время их засыпания синхронно.

Именно исходя из этого, многие исследователи говорят о том, что в период с 1853 по 1871 го состоялась Мировая война. Стороны этой войны - человечество и роботы (биомашины в блике человека). О тех и других сообщает первая книга Библии «Генезис» (неправильно - «Бытие»), которая появилась пятью годами позже окончания этой войны и описывает обе стороны конфликта (см. « »).

Захват мира немцами в этой войне можно проследить распространением немецкой валюты - доллара. В 1845 года доллар появился в Гонконге. С 1847 года - на Гавайях. С 1858 года - в Канаде, Ньюфаундленде, Сараваке (Калимантан). С 1882 года - в Северном Борнео. С 1885 года - в Белизе. Всё это - Азия, родина тех самых христианских немцев-роботов.

Согласно Библии, человечество - это европеоиды, то есть русские, чехи, поляки, гессенцы и т.д. Роботы - это азиатские, африканские, южно-европейские народы. Последние напали на человечество и практически уничтожили его. В XIX веке шла массовая зачистка населения. Продолжается она и в наши дни.

Даже в США шла эта война. Там она называлась Гражданской войной. В ходе этой войны, например, был полностью сожжён город Чикаго - это так называемый Великий пожар в Чикаго, всё того же, 1871 года. Аналогичный пожар в этом же, 1871 году стёр с лица земли французский Тюильри и Лувр (последний позже восстановили, но уже в совершенно иной форме).

Многие исследователи, занимающиеся этим периодом, обращают внимание на то, что в 1871 году состоялась создание Германской империи . Это тот самый агрессор, кому была выгодна мировая война, и кто из неё получил свои преимущества.

Напомню, Адольф Гитлер - германский чумовой - носил свою еврейскую фамилию «Гитлер», которая переводится буквально «Библия» (в наше время в Израиле живёт много Гитлеров, не родственных чёрному «арийцу»). Адольф создавал уже третий по счёту Рейх, а Рейх 1871 года был ВТОРЫМ - вторым после первого Рейха, древнеримского.

Обозначение людей «немцы» буквально переводится как «недруг, враг» (например, язык дендрикс ne-amigo, исп. enemigo, ит. nemico, каталан. enemic, лат. inimicus, фр. ennemi, англ. enemy, бел. недруг - всё «враг»). Немцы никакого отношения к Германии не имеют. Немцы - это монголоидное племя, которое пришло с христианского Востока в Германские земли к 1850 году и завоевало их. По Библии, немцы - это азиатские клоны, роботы, или, как они сами себя называют, - рабы божьи.

Не существует народа без своего языка: до 1871 года у немцев не было своего языка. Стремление к созданию единого немецкого языка проявились у них только после создания Германской империи , то есть в 1871 году. А в 1876 году по инициативе прусского министра культуры Альдаберка Фалька была созвана I орфографическая конференция, на которой велись «переговоры в направлении большого согласия в правописании». Однако о единой орфографии Рейха тогда не договорились.

Некоторые исследователи эту первую захватническую войну клонов против человечества комментируют весьма жёстко: 18 января 1871 года в Версале прусские войска провозгласили Германскую Империю; вся Россия захвачена немцами и евреями и переименована в Германию .

Скорее всего, именно так и случилось, потому что после 1871 года появляются какие-то никому до того не известные «цари» «Романовы» и «Виндзоры». Начинается выдумывание каких-то династий, изобретение немецких предков, изнасилование русской науки немецкими «академиками».

Помимо них о перекройке Мира говорят и географические карты того времени. Так, до немцев, в 1823 году, был издан Атлас Российской Империи. Лист № 1 показывает, что во главе Российской Империи стоит вовсе не Москва и не Россия, а некое «Царство Польское». Карты расходятся веером именно от Польши. Все русские названия дублированы на польском языке. Санкт-Петербург, вроде бы тогда являвшийся столицей Российской Империи, находится лишь на 9-м листе, а Москва - на 19-м!

Атлас издан в Санкт-Петербурге, но впечатление от него складывается такого, что Россия как будто бы являлась тогда частью Польши. В этой связи вспоминается высокий процент еврейского населении в Польше и в Германии. Не фиксация ли это форпоста, сооружённого в Польше для начала той самой войны? Не её ли затем, развивая наступление с территорий Польши и Германии, успешно провели против Российской Империи азиатские клоны евреи?

Берём следующий атлас - 1871 года. В нём Польша расположена не во главе, а по алфавиту. Интересно то, что в этом же, 1871 году Библии ещё не существовало, но Свидетели Иеговы выпустили во Втором Рейхе книгу «Новый Мир» - это перевод «Евангелие от Матфея». Так вот в этой книге в теорию Рейха уже был введён термин «Фюрер» (Führer). Этим словом был обозначен Иисус Христос (Мф. 23:10).

Ни отсюда ли началась христианская мода на фюреров? Во Втором Рейхе фюрером был Христос, в Третьем Рейхе - Гитлер. Последний тоже считал себя мессией, поэтому и взял псевдоним «Гитлер» - «Библия». Надо отметить, что в 1941 - 1945 годах немецкую тьму вёл на Россию (СССР) вовсе не Гитлер, а немецкий император Российской Империи Владимир Романов. В наши дни его дочка ведёт очередное немецкое войско на сегодняшнюю Россию (см. « »).

Мы видим, что немцев не зря называли немцами-врагами. Они ходили на Русь войной не раз и не два, а постоянно - с упорством включённого в сеть робота. И сеть та - христианская, и роботы - они библейские. Заметьте, в каждой Мировой войне именно немцы нападают на Россию, а помогают им в этом христианские страны.

Ещё раз отмечу, до 1871 года никакого христианства Мир не знал. Во всех странах существовали национальные формы язычества, которое не было религией, а являлось наукой и традиционной культурой одновременно. Христианство появилось тоже на научной основе. В своей статье « » я показал, что христианство, как религия, основана на представлениях об электричестве как о наиболее сильной стороне Бога. Это неспроста: для роботов именно электричество наиболее жизненно важно.

Та самая Мировая война 1853 - 1871 годов, по результатам которой немцы сделали на территории Германии свой Второй Рейх, для Франции названа историками «Французской революцией». Это сделано для одурачивания французов: мол, сами всё и перевернули с ног на головы.

Однако надо заметить, что в результате этой самой «французской» «революции» с храма Нотр-Дам-де-Пари были сброшены статуи именно французских национальных героев, а на их место установлены статуи всё тех же христианских библейских персонажей. Поименованных в Ветхом Завете. Понятно, что ни один народ не будет сам сбрасывать своих родственников и ставить на их место еврейских предков. А вот захватчики всегда метят захваченную территорию своими символами и экскрементами.

1871 год - это начало христианства. Не просто как религии. А как Нового порядка, основанного на иудаизме, христианстве, людях-адамитах и направленном на уничтожение человечества. С этой даты началось извращение реальной истории человечества и её замена вымышленной псевдоисторией людей-роботов.

Уже на следующий год (1872) всплыли «рукописи» Леонардо. Этот вымышленный персонаж назван «древнегерманским» именем, которое обозначает буквально «Львиный порядок». Вспоминается аналогичная надпись на долларе - «Новый порядок». Так вот этот Леонардо в своих рукописях демонстрирует высочайший уровень развития техники.

Сам Леонардо выдумать такие механизмы для периода древности, естественно, не мог: ни одно существо в мире не может описать то, чего не знает. Эти рукописи были созданы незадолго до их появления. И самое главное, что эти рукописи не оставляют никаких сомнений в том, что столь развитое общество уже тогда могло выпускать клонов - роботов. Сегодня историки пытаются навязать нам мнение, что в XIX веке никаких клоном не создавали, но так ли было на самом деле?

В рассматриваемый период война продолжалась. Русские человеки опирались в своей жизни на философию сказок (сказки - это описание реальности, бытия). Например, в 1873 году вышел в свет Сборник сказок А.Н. Афанасьева (2-е издание). А немцы в Европе занимались развитием электрического христианства. В том же, 1873 году немец Джеймс Клерк Максвелл опубликовал «Трактат об электричестве и магнетизме». Это и было началом реального христианства.

Хрис + Теос = Христос - это бог золота (от др.-греч. χρυσός - «золото»). В своей книге «Власть во власти Власти » (2017) я показал, что роботы-клоны нуждаются в золоте - которое при их производстве требуется для изготовления контактов. В России до христианского немецкого нашествия золото для промышленных нужд не добывалось. Оно использовалось только для изготовления украшений и разной утвари.

Так, вот, существует археологический дневник Александра Ефимовича Теплоухова. Он был главным управляющим Пермским имением одного из графов. Поскольку он был «Ефимовичем», то это напрямую свидетельствует о его азиатском происхождении из рода библейских клонов-адамитов. Этот Александр Ефимович скупал всё золото, найденное крестьянами-христианами на древних русских городищах.

К тому времени подобный бизнес среди немцев процветал. Они отбирали или скупали у населения старинные золотые и серебряные находки. Вспоминается гитлеровская Германия и её концлагеря, в которых у населения с той же маниакальностью изымалось золото. Вот и тогда, в 1874 году, Теплоухов сообщает подробности: некие немцы братья Агафоновы в иной год перерабатывали до 30 пудов серебра и 20 пудов золота на разные образки и прочие вещи; находчики серебряных вещей и перекупщики везут его в Вятку по 320 кг золота и 480 кг серебра в год.

Вдумайтесь, насколько богатой была Русь дохристианского времени! И это говорит не только о простом наличии золота и серебра, а также и о том, что уровень развития науки и техники в то время, то есть в XIX веке, был уже очень высок. Насчёт Российской Империи российские историки ничего путного не сообщают (несмотря на такие! находки золота).

Зато своих, немцев, пиарят по полной. К примеру, в 1874 году француз Жан Мари Феликс де Ла Круа Дю Тампль построил полноразмерный самолёт с паровой машиной. В 1875 году в Стамбуле открылась карликовая линия метро - Тюнель. А в 1875 году мануфактура Кристофля изготавливала посуду методом гальванопластического серебрения и золочения.

Далеко ли мы за последующие 142 года ушли в этом направлении? Почти не двинулись. Каким образом создавались тогда шедевры, хранящиеся сейчас в музеях и собиравшиеся скупщиками по разорённым немцами деревням?

Мы настолько привыкли считать XIX век дремучим временем, что совершенно оторвались от реальности. А ведь уже тогда всё происходило точно так же, как и в наши дни. Например, с 1 мая 1876 года королева Великобритании Виктория стала ещё и императрицей Индии. То есть метрополия англичан располагалась в Индии, а Англия являлась окраиной империи. Эта Виктория в те годы стала самой удачливой и крупнейшей наркоторговкой в мире. Преступные богатства позволили возникнуть Викторианской эпохе.

А из России немцы с остервенением продолжали выкачивать золото - создание армий роботов-клонов требовало металла. Например, в 1876 году библейские немцы Ротшильды от немецкого императора Российской Империи преступника Александром II приняли на хранение в Евреии (Иберии-Испании) 47,8 тонн русского золота.

Этот год стал триумфальным для немецких библейских роботов захватчиков. Помимо того, что они вывезли из России всё золото, в 1876 году немцы-евреи впервые выпустили из печати свою Инструкцию по работе с азиатскими роботами: в этом году вышел из печати полный (синодальный) перевод Библии - с «немецкого» на русский.

Оккупация Российской Империи немцами происходила не только на территории России, но и на её американских землях в США. Так, в 1879 году была создана Геологическая служба США (USGS). Цель ведомства - контролировать разграбление русской Америки новыми победителями - библейскими роботами немцами. А в 1882 году немцы оккупировали Египет - так называемая Англо-египетская война.

Чтобы понять масштабы библейской оккупации России, можно посмотреть ряд цифр. Например, за 20-летний период с 1882 года по 1901 год Россия уплатила «заграницу», то есть немцам всех колен израилевых, около 5 740 млн. рублей или около 15,5 миллиардов франков. То есть Россия платила немцам каждые 6,5 лет дань, равную по величине колоссальной контрибуции, примерно тогда же уплаченной Францией своей победительнице - немецкой Германии.

В 1880-х годах не просто существовали торпеды, некий инженер Обри впервые установил на торпеду гироскоп для стабилизации её курса. За последующее время ничего не изменилось, и в наше время торпеды стабилизируются так же.

Завоеватели России христиане в начале 1880-х годов принялись приватизировать государственное русское имущество, уводя его под свою Церковь. Так, 25 мая 1883 года немецкий император Александр III передал Исаакиевский собор христианской Церкви, а на следующий день, 26 мая 1883 года был освящён Храм Христа спасителя - культовое библейское сооружение.

Уже на следующий год (1884) библейские немцы изменяют картину Мира. Теперь они считают, что захватили всю планету, и переносят нулевой меридиан из России (из Пулкова) в Англию (в Гринвич). Это происходит на Международной меридианной конференции в Вашингтоне.

В конце XIX века начинают формироваться «национальные» языки на тех землях, которые оказались захваченными библейскими немцами. Помимо самого немецкого языка, в 1885 году появился норвежский язык.

В это же время начинает создаваться история Ватикана. Самого города-государства ещё не было. Он будет построено только в 1929 году. А пока его будущие строители разворовывали русские архивы. В 1886 году один из «ватиканских» «архивариусов» натыкается на дело Джордано Бруно. То есть до 1886 года никаких данных о Бруно не было. Его миф стали раскручивать позднее.

С самого начала войны, то есть с 1854 года в захваченном немцами Зимнем дворце в Петербурге проживает Фридрих Гогенцоллерн - император оккупационной власти. А в 1888 году этот Фридрих Гогенцоллерн был убит там же представителями других еврейских колен - Гановерами, Саксен-Кобург-Готскими.

Но ведь смотрите, как всё переплетено! Эти убийцы - не случайные люди. Они - прямые родственники российского немецкого императора Николая II. А убитый - родственник той самой лжецарицы, которая в наши дни пытается устроить в России государственный переворот.

Да, и сам 1888 год - непростой! 1888 год - это начало так называемого Нового времени. Именно с этого года в России обосновалось христианство, то есть крестьянство. Крестьяне-христиане батрачили на немецких оккупантов, которые продавали этих рабов и роботов целыми деревнями, в розницу и «на развес».

С этого года началось очередное переписывание Русской истории: всё русское из неё изымалось, а вместо него вставлялось «гениальное» немецкое. Подлог осуществлялся по всем направлениям. Например, в 1888 году в библиотеке Рима найдена рукопись, содержащая 80 акварельных рисунков. Авторство подделки сразу же приписали немецкому еврейскому мошеннику Нострадамусу.

Смысл этих рисунков в том, что они представляют собой изображения уже существующих созвездий, но выполненные не в греческом стиле, а в христианском. Непонятно, что остановило христиан, но ясно, что они хотели переписать небо: вместо исконных русских греческих созвездий поместить на него свои еврейско-немецкие сюжеты. Это всё осуществлялось по тому же плану, что и замена статуй на храме Нотр-Дам-де-Пари. Даже поддельщика назвали почти так же - Ностр-Дамус(-де-Пари).

Новое время - это не просто название. В 1888 году Генрих Герц открыл электромагнитные волны. Его опыты явились важной вехой в создании радио. Люди-роботы поняли, что Бог управляет ими с помощью электромагнитных волн, и все смогли напрямую общаться с христианским электрическим Богом. Вдумайтесь только, христианские учёные до сих пор строят телескопы и вслушиваются в небо - мечтая услышать реального бога.

Захваченный в Новое время немцами библеистами мир получил не только новый нулевой меридиан, но новый Центр мира. Им стала Швейцария, то есть букв. «Ворота в Ад». Герб этой страны официально был утверждён 12 декабря 1889 года. И в этом же году на месте выдуманной казни Джордано Бруно воздвигли ему памятник. Всего через три года после того, как появился миф о Бруно.

Тем временем война между Россией и христианской библейской Немецией (Израилем) продолжалась. Об этом говорит памятник, посвящённый 177 морякам Российского императорского флота, погибшим на броненосце «Русалка» 7 сентября 1893 года. Само название броненосца - «Русалка» - дано кораблю в честь матери русского народа русалки Роси. И оно, как все мы понимаем, вовсе не христианское.

В 1896 году А. Н. Бекетов предложил термин «гибриды», то есть «евреи». В этом же году состоялась коронация императора-преступника Николая II (14 (26) мая 1896). В этот же год немецкие гибриды принялись отстраивать выдуманные традиции в захваченном ими мире. В 1896 году были проведены Первые Летние Олимпийские игры. Первые в истории планеты. А на Аляске началась золотая лихорадка - клонам требовалось всё больше золота.

И, наконец, 29 - 31 августа 1897 года на базе (в Базеле) в той самой Швейцарии, которую немцы-евреи создали восемью годами ранее, состоялся 1-й Сионистский конгресс. На него съехались 204 делегата - немца-еврея из 17 стран покорённых ими стран.

Война между немцами-роботами и русскими человеками была жестокой. Пострадала даже сама Земля. Какое оружие было применено - не ясно. Но оно имело колоссальную силу: основной возраст старых деревьев в основной массе лесов составляет не менее 100 лет. В 1900 году платежи проигравшей в этой войне России победившим в ней немцам составили около 380 млн. рублей.

В этом же, 1900 году в индийской столице библейского Ада-Эдема - в Кашмире появилась могила Иисуса Христа.

С 22 января 1901 года вместе с троном Виктория и Альберт передали свои опиумные владения в Индии своему старшему сыну - королю Великобритании и Ирландии, императору Индии Эдуарду VII. Он после отца-основателя стал первым из Виндзорской династии. Эдуард VI приходился дядей многим европейским монархам, царствовавшим в одно время с ним, включая Николая II и Вильгельма II. В связи с этим имел прозвище Дядя Европы.

Вся эта библейская эпопея закончилась хеппи-эндом. В 1902 году немцу-еврею Теодору Моммзену была присуждена Нобелевская премия по литературе - «За монументальный труд "Римская история "». То есть за то, что он выдумал художественную историю Рима. Которую мы учим сегодня, как настоящую…

Главный редактор газеты «Президент»,

Парижской коммуной (La Commune de Paris) называли революционное правительство, сформированное в Париже во время революционных событий 1871 года.

После установления перемирия между Францией и Пруссией во время Франко-прусской войны в Париже начались волнения, которые переросли в революцию. В результате революции было установлено самоуправление, продолжавшееся с 18 марта по 28 мая 1871 года.

Возглавляли Парижскую коммуну представители партий социалистов и анархистов. Лидеры обоих течений провозгласили Парижскую коммуну первым образцом диктатуры мирового пролетариата.

Согласно «Большой советской энциклопедии», историческое значение Парижской Коммуны состоит в том, что она сломала буржуазный полицейско-бюрократический государственный аппарат и создала государство нового типа, представлявшее собой первую в истории форму диктатуры пролетариата.

Парижская Коммуна упразднила постоянную армию, заменив её вооружённым народом (Национальная гвардия) (декрет 29 марта); установила максимум жалованья государственным служащим, равный зарплате квалифицированного рабочего (декрет 1 апреля); отделила церковь от государства (декрет 2 апреля). Несколько позднее была ликвидирована префектура полиции; обязанность обеспечения порядка и безопасности граждан возлагалась на резервные батальоны Национальной гвардии. Новый аппарат власти строился на демократических принципах: выборность, ответственность и сменяемость всех должностных лиц, коллегиальность управления.

Коммуна провела ряд мер для улучшения материального положения широких слоев населения: отмена задолженности по квартплате, безвозмездное возвращение вкладчикам заложенных в ломбард вещей на сумму до 20 франков, рассрочка на 3 года (с 15 июля 1871) для погашения коммерческих векселей. В интересах трудящихся Коммуна приняла решение возложить уплату 5 млрд. военной контрибуции Германии на виновников войны - бывших депутатов Законодательного корпуса, сенаторов и министров Второй империи.

Существенными реформами в области социально-экономической политики являлись: отмена ночного труда в пекарнях, запрещение произвольных штрафов и незаконных вычетов из зарплаты рабочих и служащих, введение обязательного минимума зарплаты, организация рабочего контроля над производством на некоторых крупных предприятиях, открытие общественных мастерских для безработных и т.п.

Серьёзным шагом на пути социалистических преобразований являлся декрет о передаче предприятий, брошенных бежавшими из Парижа хозяевами, в руки рабочих кооперативных ассоциаций, но довести до конца это дело Коммуна не успела.

В области школьной и культурно-просветительной политики Парижская Коммуна проявила большую активность: она развернула борьбу за освобождение школы от влияния церкви, за введение обязательного и бесплатного обучения, за сочетание изучения в школе основ наук с практическим обучением ремеслу; провела ряд мер по реорганизации музеев и библиотек, приняла декрет о передаче театров в руки коллективов артистов, стремясь приобщить к культуре широкие народные массы.

Первые схватки между коммунарами и «версальцами» (войсками правительства Тьера) начались в конце марта. Помощь правительству оказало командование немецких оккупационных войск: 60 тыс. французских солдат было отпущено из плена для пополнения версальской армии. 2 апреля версальцы начали наступление на Париж. 3 апреля отряды Национальной гвардии двинулись на Версаль. Поход коммунаров был плохо организован; 4 апреля наступавшие колонны были отброшены назад с большими потерями. Эта неудача не обескуражила защитников революционного Парижа. Несмотря на все трудности (недостаточная оснащённость артиллерией, неудовлетворительная работа интендантства, нехватка опытных и квалифицированных командиров), коммунары оказывали врагу стойкое сопротивление и нередко сами переходили в наступление. Однако военное руководство коммунаров придерживалось ошибочной тактики пассивной обороны, и 21 мая войска версальцев (около 100 тыс. чел.) вступили в Париж.

Целая неделя потребовалась войскам Тьера для того, чтобы полностью овладеть городом. До последней капли крови, с боем отстаивая каждый квартал, сражались защитники Коммуны. Особенно упорным было сражение на кладбище Пер-Лашез.

Подавление пролетарской революции 1871 года сопровождалось невиданным разгулом контрреволюционного террора. Общее число расстрелянных, сосланных на каторгу, заключённых в тюрьмы достигло 70 тыс. чел., а вместе с покинувшими Францию в связи с преследованиями - 100 тыс.

Одна из основных причин поражения Парижской Коммуны - оторванность Парижа от других районов страны в результате блокады города немецкими оккупационными войсками и версальской армией. Коммуна в целом не уделила достаточного внимания установлению прочных связей с трудящимися провинции, а главное - недооценила важность союза с крестьянством. В результате крестьянство осталось безразличным к судьбе Коммуны; в значительной мере это обусловило её поражение. Существенную роль сыграли и тактические ошибки руководителей движения, недооценка ими наступательной военной тактики и беспощадного подавления сопротивления врага.

Опыт Парижской Коммуны, подвергнутый глубокому анализу в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина, сыграл большую роль в развитии теории научного коммунизма, в освободительной борьбе рабочего класса в последующие десятилетия, в подготовке и проведении Великой Октябрьской социалистической революции.

Могла ли Коммуна победить? Конечно, нет. Находясь между двумя армиями - французской и немецкой, - Коммуна была бы неминуемо раздавлена, что и случилось.

Франция не пришла на помощь коммунарам. Недоставало оружия, медикаментов, продовольствия. По мере приближения конца таяли ряды самой Национальной гвардии. Под конец осталась горстка бойцов.

Но что осталось от Коммуны - это ее опыт . И он был широко использован большевиками в борьбе за власть, и раньше всего был отброшен либерализм Коммуны: "диктатура пролетариата" предполагала твердую и неделимую власть правящей партии и, конечно, безграничный "революционный террор".

18 марта 1871 года была провозглашена Парижская коммуна - первое в мире пролетарское государство, просуществовавшее 72 дня (до 28 мая 1871 года).

Несмотря на кратковременность существования этого государства, Коммуну нельзя считать случайной политической аномалией, поскольку ее возникновение являлось вполне закономерным историческим явлением. Основная причина - глубокие социальные противоречия внутри французского общества, которые резко обострились в результате поражения Франции во франко-прусской войне 1870−1871 годов.

В феврале было сформировано правительство Третьей республики, которое оказалось неспособным организовать оборону Парижа от прусских войск. В результате кабинет, возглавляемый ставленником крупной буржуазии Тьером, принял тяжелые и унизительные для Франции условия договора о мире. Ответом революционных сил было создание пролетарской Республиканской Национальной гвардии, батальоны которой начали брать под контроль городские кварталы. В ночь на 18 марта правительство Тьера с помощью верных армейских и полицейских сил попыталось обезоружить пролетарские районы столицы и арестовать членов уже сформированного ЦК Национальной гвардии.

Эта попытка потерпела полный провал - силы восставших были уже слишком велики. Потерпев поражение в столице, правительство в панике бежало из Парижа в Версаль. Национальная гвардия заняла казармы, типографию, ратушу, над которой взвилось красное знамя. Вот как описывает эти события французский журналист того времени Проспер Оливье Лиссагарэ:

«Батальоны при барабанном бое, с фригийскими колпаками, нацеленными на знамена, с красными лентами на ружьях стекались с отрядами пехоты, артиллеристов и моряков, верных Парижу, к площади Стачки из разных улиц, как притоки большой реки. Перед Ратушей против центрального входа возвышается большая эстрада. Над всем этим высится и как бы осеняет собравшихся бюст Республики с красной перевязью через плечо. Перед Ратушей располагается 100 батальонов. Те, кому не хватило места, устраиваются по соседству на набережной на улице. Знамена, сгруппировавшиеся перед эстрадой, красные или трехцветные, но все перевязанные красной лентой, символизируют победу народа. В то время как батальоны выстраиваются, музыка играет "Марсельезу", трубят рожки, на набережной раздается пушечный выстрел. Затем шум стихает, все прислушиваются. Члены ЦК и Коммуны, все с красной перевязью через плечо, входят на эстраду. Ранвье произносит следующие слова: "ЦК передает свою власть Коммуне. Граждане, мое сердце слишком полно радости, чтобы произносить речь. Вы позвольте мне только восславить народ за великий пример, который он только что явил всему свету". Затем провозглашаются имена избранных. Все 200 тысяч присутствующих снова поют „Марсельезу“, не желая других речей. С трудом Ранвье удается прокричать: „Именем народа Коммуна объявлена“. Один крик вышел из груди 200 тысяч человек: „Да здравствует Коммуна!“ В воздухе подпрыгивают фригийские колпаки, знамена рассекают воздух, на крышах, в окнах тысячи рук машут платками. Новые выстрелы из пушек, музыка, рожки, барабаны сливаются в страшном грохоте. У всех на глазах слезы…»

В ряде провинциальных городов (Лионе, Марселе, Тулузе и др.) были также провозглашены коммуны, сумевшие продержаться в течение нескольких дней. 26 марта состоялись выборы в Совет Коммуны Парижа. Первое заседание Совета прошло 28 марта 1871 года под председательством Прудона Белэ. А на следующий день новый муниципалитет был официально переименован в «Парижскую коммуну». С 1872 года по решению генерального совета Первого Интернационала в честь первой успешной попытки рабочих захватить политическую власть 18 марта стал отмечаться как День Парижской коммуны. В сформировавшийся к апрелю состав руководства Парижской коммуны вошли рабочие, интеллигенты, мелкобуржуазные революционеры, ведущую роль играли социалисты.

Коммунары, занявшись социальными преобразованиями, вели себя так, как будто весь мир заканчивается за пределами Парижа. Они совершенно отказывались замечать, что правительство в Версале ведет лихорадочные военные приготовления, намереваясь вернуть себе мятежную столицу. Для этого Тьер даже сумел договориться с Бисмарком, по приказу которого прусское командование вооружило всех французских пленных и передало их в распоряжение Версаля. В апреле войска Тьера начали наступление на Париж, 21 мая они вступили в город. Бои за Париж продолжались в течение недели, Коммуна героически сопротивлялась. Правительство Тьера утопило город в крови - свыше 30 тысяч коммунаров были расстреляны, и еще около 36 тысяч были сосланы на каторгу или заключены в тюрьмы.

День Парижской коммуны празднуется в честь победы первой пролетарской революции 1871 года, 18 марта. Парижской коммуной называли сформированное во время событий 1871 года в столице Франции революционное правительство.

Предыстория событий 1871 года

Франция, 19 век... Рабочие, свергнув буржуазную монархию, в феврале 1848 года выдвинули революционные требования. В июне этого же года с оружием в руках парижский пролетариат выступил против республики "привилегий и капитала" за "социальную республику". Это было первым покушением на буржуазный порядок, первой большой гражданской войной между буржуазией и пролетариатом. Тяжелое поражение в 1848 году ослабило надолго рабочий класс. Лишь в 1871-м он отважился снова выступить против власти.

Отмечается День Парижской коммуны (1848 года события послужили ее формированию) многими и сейчас.

Возникновение

После того как было установлено между Пруссией и Францией перемирие во франко-прусской войне, начались волнения в Париже, переросшие в революцию. В результате введено было самоуправление, которое продолжалось в 1871 году с 18 марта по 28 мая. Парижскую коммуну возглавляли представители и социалистов. Ее провозгласили лидеры обоих течений первым образцом диктатуры пролетариата.

Закономерным явлением истории было возникновение Парижской коммуны. Причина заключалась в глубоких социальных противоречиях, существовавших внутри общества Франции, которые обострились очень резко после поражения страны во время франко-прусской войны, продолжавшейся с 1870-го по 1871 год. Было сформировано в феврале правительство Тьера (фото его представлено ниже), ставленника крупной буржуазии, принявшее унизительные и тяжелые условия мирного договора. Революционные силы ответили созданием Республиканской федерации национальной гвардии. Возглавил ее центральный комитет.

Первые дни революции

В ночь на 18 марта была осуществлена правительством Тьера попытка обезоружить пролетарские и арестовать представителей ЦК национальной гвардии. Однако замысел провалился. В панике правительство бежало в Версаль из Парижа. Национальная гвардия расположилась в ратуше, типографии и казармах. Над ратушей взвилось Так была провозглашена в результате вооруженного восстания и свержения буржуазного правительства Парижская коммуна. Выборы в Совет коммуны города Париж состоялись 26 марта. Через два дня прошло его первое заседание, руководил которым Прудон Белэ. Новый муниципалитет 29 марта был переименован официально в Парижскую коммуну.

День Парижской коммуны

Дата 18 марта 1871 года является особой в истории Франции. Ее знают и помнят также во всем мире. Именно тогда свершилась пролетарская революция. 18 марта пала власть буржуазии. Это был первый день Парижской коммуны. 1848 года события предшествовали, как мы уже упоминали, этой великой дате. По решению уже на следующий год день 18 марта стал праздником первой удачной попытки захвата рабочими политической власти. Это День Парижской коммуны. Его праздновали до 1917 года и в нашей стране на нелегальных собраниях революционных организаций. Впервые этот революционный день широко стал отмечаться после того, как в марте 1923 года ЦК МОПР объявил своим Парижской коммуны.

Что способствовало возникновению Парижской коммуны?

На грани национальной катастрофы оказалась Франция после разгрома под Седаном. Большую часть территории страны заняли прусские войска. Они также оккупировали на короткое время некоторые районы столицы. Национальное собрание, избранное в 1871 году, 8 февраля, состояло из явных и скрытых монархистов. Больше вооруженных рабочих, чем Бисмарка, опасалась крупная буржуазия. Франция по условиям предварительной договоренности была обязана выплатить огромную контрибуцию Пруссии. Ее размер составлял 5 миллиардов франков золотом. Также Пруссии отошли Эльзас и Лотарингия.

Национальная гвардия

Рабочие и передовая интеллигенция встали на защиту столицы. В Париже в сентябре 1870 года сформирована была национальная гвардия - 215 батальонов. В то же время возникла политическая организация. Центральный комитет нацгвардии стал фактически зародышем народной власти.

Тяжелое положение зимой в столице

Малоимущие жители Парижа пережили в осаде голодную и холодную зиму. Кроме того, артобстрелу столицу подвергали пруссаки. С продуктами было плохо. По некоторым подсчетам парижане съели сорок тысяч лошадей. Огромные деньги они платили за крыс, кошек и собак. Норма продуктов в день составляла 50 граммов конины, а также 300 граммов хлеба низкого качества, сделанного из овса и риса. Огромные очереди были у булочных. Назрел кризис, сложилась ситуация, при которой революция была неизбежна.

Предреволюционной становилась обстановка в Париже. А. Тьер решил тогда разогнать национальную гвардию силой оружия, центральный комитет ее арестовать, подписать с Бисмарком окончательный мир, после чего восстановить монархию. В Бордо было созвано национальное собрание, которое переехало затем в Версаль.

Переход дивизии версальцев на сторону восставших

Правительственные войска в 1871 году, ночью 18 марта, успели захватить практически всю находившуюся на высотах Монмартра артиллерию. Народ Парижа поднялся по тревоге. Вскоре на сторону восставших перешла практически вся дивизия версальцев. Это стало одним из решающих событий пролетарской революции. Батальоны национальной гвардии по приказу ЦК заняли здания министерства, полиции, казармы, вокзал. Над городской ратушей вечером 19 марта взвилось красное знамя. Так возникла Парижская коммуна (дата образования - 18.03.1871 г.) - пролетарское государство, а также орган диктатуры рабочих. Просуществовала она всего 72 дня. Однако история Парижа немыслима без событий, которыми было насыщено это время.

Воззвание ЦК национальной гвардии к народу

ЦК национальной гвардии в этот же день обратился с воззванием к народу Франции, в котором выразил надежду, что столица послужит примером для образования новой республики. Снималось осадное положение, что было преждевременно. Говорилось в обращении к гвардейцам о том, что ЦК свои полномочия слагает, поскольку не хочет захватить место тех, кого смела только что буря негодования народа. Руководители восстания себя не объявили даже временным правительством. Они не осмелились забрать всю полноту власти.

Выборы в Коммуну

ЦК вместо того, чтобы организовывать поход на Версаль, начал готовить выборы в коммуну. Но при этом не велась активная агитация населения за кандидатов от рабочих. Таким образом терялись инициатива, время. Роковые последствия имела боязнь обвинения власти в узурпации. Во многих департаментах Франции было поддержано восстание в столице, однако из-за отсутствия руководящей партии единство действий не было достигнуто.

26 марта проходили выборы в Совет коммуны, являвшийся высшим органом власти. Лишь 25 мест в нем досталось рабочим из 86. Остальные заняли служащие и интеллигенция. Аппарат Парижской коммуны был приспособлен как форма власти прежде всего к тому, чтобы реализовать максимально полно революционные задачи, поставленные ходом событий.

Не только решения принимали члены Совета коммуны. Они участвовали в практической их реализации. Устранялись, таким образом, различные институты, а также принцип разделения властей. Советом коммуны было выбрано 10 комиссий из своего состава, ответственных за различные сферы жизни общества.

Вооруженные силы

Парижская коммуна, как и в период опиралась на вооруженный народ. В большинстве округов столицы после 18 марта полиция заменена была национальной гвардией, ее резервными батальонами.

Декрет от 29 марта 1871 года также отменил рекрутский набор и провозгласил, что граждане, пригодные к службе, включаются в состав национальной гвардии.

Действия версальского правительства

Притаившиеся в Париже враги коммуны пускали все средства в ход для того, чтобы дезорганизовать жизнь столицы, осложнить положение коммуны и тем самым ускорить ее гибель. Например, это был саботаж служащих коммунальных и государственных учреждений, который организовало версальское правительство. Коммуна 29 марта постановила, что распоряжения и приказы его больше законной силы не имеют и что немедленному увольнению подлежат служащие, которые намерены это постановление игнорировать.

В первые же дни после событий 18 марта стала резко выступать против установившейся власти буржуазная пресса. Она начала порочить деятелей Парижской коммуны, распускать в их адрес злостные выдумки. ЦК, а затем коммуна осуществили против этих действий ряд мер. Всего около 30 парижских журналов и газет были закрыты за время существования коммуны.

Постановление от 2 апреля

История Парижа в 1871 году была отмечена рядом драматических событий. 2 апреля постановили привлечь Тьера, а также еще пять членов версальского правительства к ответственности. Они были обвинены в развязывании гражданской войны, организации нападения на столицу. В ответ на расстрелы пленных 5 апреля коммуна выпустила декрет о заложниках. По нему всякое лицо, которое было уличено в сообщничестве с находящимся в Версале правительством, подлежало аресту. Декрет грозил казнью трех заложников за каждого расстрелянного коммунара.

Несколько сотен человек были арестованы на основании этого декрета. Были среди них Бонжан, бывший сенатор, Дарбуа, архиепископ, Жеккер, крупный банкир, а также группа жандармов, священников и чиновников. На время расстрелы пленных вынуждены были приостановить версальцы. Однако, когда выяснилось, что с казнью заложников коммуна не спешит, возобновились расстрелы пленных федератов. Явно недоставало руководителям правительства понимания необходимости репрессий против классовых врагов. Ленин, анализируя причины неудачи Парижской коммуны, отмечал то, что она недостаточно энергично применяла для подавления сопротивления вооруженные силы.

Несмотря на то что 28 мая революция была повержена, и сегодня во всем мире многие люди отмечают День Парижской коммуны. Это пролетариата в борьбе за власть. Каждый француз знает, что 18 марта - День Парижской коммуны. Дата эта вошла в историю как свершение первой в мире пролетарской революции.

13:24 — REGNUM

Члены Товарищества Передвижных Художественных Выставок. Фотография 70-х гг. 19 века

1871 год. 29 ноября (17 ноября ст.ст.) в Санкт-Петербурге, в Императорской Академии художеств открылась первая выставка Товарищества передвижных художественных выставок или передвижников. В выставке приняли участие В.Ф.Аммон, С.Н.Аммосов, А.П.Боголюбов, Н.Н.Ге, К.Ф.Гун, Л.Л.Каменев, Ф.Ф.Каменский (скульптор), М.К.Клодт, М.П.Клодт, И.Н.Крамской, В.М.Максимов, Г.Г.Мясоедов, В.Г.Перов, И.М.Прянишников, А.К.Саврасов, И.И.Шишкин.

Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе. Н.Н.Ге. 1871 год. Государственная Третьяковская галерея, Москва .

"Немедленно началось обсуждение устава, а через год, 2 ноября 1870 года, устав, подписанный Перовым, Мясоедовым, Каменевым, Саврасовым, Прянишниковым, Крамским, баронами М.К. и М.П. Клодтами, Шишкиным, К.Е. и В.Е. Маковскими, Якоби, Корзухиным и Лемохом был утвержден правительством, и тогда, заботы наши, говорит в своем отчете за пятнадцать лет существования выставок Г.Г.Мясоедов, приняли совершенно определенный характер. Нужны были картины, нужны были деньги. Первых было мало, вторых не было совсем у Товарищества, родившагося без полушки. Каждому участнику пришлось ссудить из своего кармана, кто чем мог, на его первоначальные расходы. Дело было всем симпатично, ему верили, и оно не обмануло: на первую же выставку, открытую в 1871 году в залах Императорской Академии художеств, Петербург принес 2303 рублей, чем тотчас же обезпечил возможность нашего движения в провинцию".

Портрет художника Григория Григорьевича Мясоедова. И.Е.Репин. 1886 год. Государственная Третьяковская галерея, Москва .

Но в жалобе на недостаток картин можно видеть скорее скромность, или разве понимать это в сравнении с количеством их на последующих выставках. В самом же деле здесь было выставлено 46 произведений десяти членов Товарищества и пяти экспонентов. По содержанию же, выставка была прямо блестящая. Н.Н.Ге выставил свою знаменитую картину "Петр I допрашивает цесаревича Алексея Петровича", В.Г.Перов - "Привал охотников" и "Рыболова" и три портрета, И.Н.Крамской - портреты М.М.Антокольского, Ф.А.Васильева и барона М.К.Клодта и "Сцену из Майской ночи Гоголя", К.Ф.Гун - "голову гугенота", И.М,Прянишников - "Погорелые" и "Порожняки", Г.Г.Мясоедов - "Сцену в корчме на Литовской границе", А.К.Саврасов - "Грачи прилетели", кроме того, были пейзажи Шишкина, М.К.Клодта, А.П.Боголюбова и скульптурная группа Ф.Ф.Каменского "По грибы"; словом, повторяю, выставка была на славу.

Как я уже указывал, публика отнеслась с полным сочувствием к этому предприятию. Это подтверждает и то обстоятельство, что Товарищество не только не распалось до сих пор, но напротив, с каждым годом все более и более процветает, и примеру их нашлись последователи.

В печати хоть и были зоилы, которые не переставали кричать об упадке искусства, но большая часть прессы, а особенно провинциальная, отнеслась сочувственно".

Цитируется по: Новицкий А. Передвижники и их влияние на русское искусство. М,: Издание книжнаго магазина Гросман и Кнебель, 1897. с.51-52

История в лицах

М.М.Салтыков-Щедрин :

Нынешний год ознаменовался очень замечательным для русского искусства явлением - некоторые московские и петербургские художники образовали товарищество. Отныне произведения русского искусства, доселе замкнутые в одном Петербурге, в стенах Академии художеств, или погребенные в галереях и музеях частных лиц, делаются доступными для всех. Искусство перестает быть секретом, перестает отличать званых от незваных, всех призывает и за всеми признает право судить о совершенных им подвигах.

Цитируется по: Новицкий А. Передвижники и их влияние на русское искусство. М,: Издание книжнаго магазина Гросман и Кнебель, 1897. с.52

Мир в это время

В 1871 году подписанием Франкфуртского мирного договора завершается война между Францией и Пруссией. В результате этой войны, к Северогерманскому союзу присоединяются Бавариия, Баден, Вюртемберг и Южный Гессен-Дармштадт, таким образом воплощается идея канцлера Отто фон Бисмарка о создании единой Германии. Кроме того, Пруссия аннексирует принадлежавшую Франции Эльзас-Лотарингиию. Вторая Французская империя распадается и создается третья Французская республика.

Провозглашение Германской империи в Версале. А.фон Вернер. 1871 год

"Франкфуртский мирный договор подтверждал те основные условия, которые были установлены еще в версальских прелиминариях от 26 февраля. Франция уступила Германии Эльзас и часть Лотарингии и обязывалась уплатить 5 миллиардов контрибуции. Однако помощь пруссаков против Коммуны была куплена Тьером ценой ухудшения условий уплаты контрибуции и отсрочки вывода германских войск с французской территории.

То был грабительский мир. Какие же причины побудили Бисмарка совершить захват французской территории?

Главной причиной аннексии явились соображения стратегического порядка. И Бисмарк и Мольтке были убеждены, что война 1870 - 1871 гг. не ликвидирует векового антагонизма между Германией и Францией. Будучи уверенными в неизбежности новой войны с Францией, они стремились использовать свою победу для обеспечения Германии наиболее выгодной стратегической границы "Я не строю никаких иллюзий", - откровенно объяснял Бисмарк французскому дипломату через три месяца после подписания Франкфуртского мира. - "С нашей стороны было бы абсурдом брать у вас Мец, который является французским. Я не хотел оставлять его за Германией. Но генеральный штаб запросил меня, могу ли я гарантировать, что Франция не станет брать реванш. Я ответил, что, напротив, я вполне убежден, что эта война является лишь первой из тех, которые разразятся между Германией и Францией, и что 8а ней последует целый ряд других. Мне ответили, что в таком случае Мец явится гласисом, за которым Франция может разместить сто тысяч человек. Мы должны были его сохранить. То же самое я скажу и об Эльзасе с Лотарингией: брать их у вас было бы ошибкой, если бы миру суждено было быть прочным, так как эти провинции являются для нас обузой". "Они станут как бы новой Польшей, - ответил француз, - Польшей, с Францией, стоящей за нею". "Да, - согласился германский канцлер, - Польшей, с Францией позади нее".

Захват Эльзаса и Лотарингии, по условиям того времени, действительно давал Германии серьезные стратегические выгоды. Пока французы владели Эльзасом, они могли оттуда сравнительно легко произвести вторжение в Южную Германию. Католический юг был самым уязвимым местом только что созданного единого германского государства. Его верность имперскому единству представлялась тогда довольно сомнительной. После перехода Эльзаса к Германии французы оказывались отброшенными за Вогезы. Теперь между Францией и Германией, кроме линии Рейна, высилась еще цепь Вогезских гор, трудно проходимых для большой армии. Таким образом, Эльзас имел серьезное оборонительное значение.

Наоборот, стратегическое значение Лотарингии было скорее наступательным. В Лотарингии немцы приобретали плацдарм, который приближал их к Парижу и значительно облегчал повторение "опыта" 1870 г. - удара на Париж через так называемую "вогезскую дыру", т. е. равнинное пространство между Вогезами на юге и Арденнами на севере. Стратегическим ключом к нему являлась крепость Мец, которая теперь оказалась в руках Германии.

По условиям прелиминарного договора от 26 февраля 1871 г. богатые рудой районы Лотарингии, расположенные к западу от Тионвиля, остались за Францией. Во время переговоров об окончательном мирном договоре Бисмарк, учитывая значение рудных богатств, предложил французам следующий обмен: Германия согласится на исправление границы у Бельфора, которого, по стратегическим соображениям, чрезвычайно добивались французы, а за это они уступят Германии рудный бассейн к западу от Тионвиля. Сначала Бисмарк встретил отказ. Интересно, что Бисмарк, беспощадно торговавшийся о сроках уплаты каждого миллиарда, отнесся к данному отказу спокойно. "В случае надобности, - писал он, - я лучше откажусь от расширения нашей границы, нежели сорву из-за этого все соглашение". Вскоре, впрочем, французы передумали, и обмен состоялся. Франция получила исправление границы у Бельфора и отдала Германии железорудный район. Весь этот эпизод показывает, что рудные богатства Лотарингии учитывались при заключении мира. Но он же свидетельствует, что решающую роль играли не они, а соображения стратегического порядка. Это и неудивительно: нужно только вспомнить, что в 1871 г. лотарингская руда еще не имела своего нынешнего значения. Она получила его только в конце 70-х годов, после открытия рентабельного способа переработки руд, богатых фосфором.

Бисмарку было совершенно ясно, что аннексия французской территории еще больше осложнит франко-германские отношения. Создавшаяся объективная обстановка заставила Бисмарка решать следующую политическую задачу: стоит ли пытаться разрядить напряженность франко-германских отношений? Если же попытка эта была безнадежной, не целесообразнее ли позаботиться о создании максимально выгодного театра для будущей войны? Бисмарк решил вопрос именно в последнем смысле.

Конечно, не аннексия двух провинций породила франко-германский антагонизм. И до этой аннексии самые различные французские правительства веками боролись против германского национального единства. После того как в 1871 г. это единство было достигнуто, буржуазная Франция мечтала бы об ослаблении Германии и в том случае, если бы Эльзас и Лотарингия остались французскими. Но аннексия придала движению за реванш в некотором роде оборонительную видимость, а вместе с нею дала ему такую силу внутри Франции, какой оно без этого никогда бы не приобрело. Именно так смотрел на дело Маркс. "Если французский шовинизм, - писал он, - пока держался старый государственный порядок, находил известное материальное оправдание в том, что с 1815 г. столица Франции - Париж, а тем самым и сама Франция оказывалась, после немногих проигранных сражений, беззащитной, то какую богатую пищу получит этот шовинизм, как только граница пройдет на востоке - у Вогезов, а на севере - у Метца?" Франкфуртский мир был актом большого исторического значения - в нем были заложены первые зародыши войны 1914-1918 гг.

В самом начале войны Маркс дал глубочайший анализ ее последствий. В письме Комитету германской социал-демократии Маркс писал:

"Военная камарилья, профессура, бюргерство и трактирные политики утверждают, что это [захват Пруссией Эльзаса и Лотарингии] - средство навсегда оградить Германию от войны с Францией. Наоборот, это - вернейший способ превратить эту войну в европейскую институцию. Это - действительно наилучшее средство увековечить в обновленной Германии военный деспотизм как необходимое условие господства над западной Польшей - Эльзасом и Лотарингией. Это - безошибочный способ превратить будущий мир в простое перемирие до тех пор, пока Франция не окрепнет настолько, чтобы потребовать отнятую у нее территорию обратно.... Тот, кто не совсем еще оглушен теперешней шумихой или не заинтересован в том, чтобы оглушать германский народ, должен понять, что война 1870 г. так же неизбежно чревата войной между Россией и Германией, как война 1866 г. была чревата войной 1870 г."

Франко-прусская война завершила целый ряд глубоких перемен в политическом положении Европы. Осуществилось национальное объединение Германии, хотя и без немецких областей Австрии. Закончилось объединение Италии, впрочем, без Триеста и Триента. Раньше восточными соседями Франции были бессильные мелкие государства, а западным соседом России была сравнительно небольшая Пруссия, к тому же поглощенная непрерывным соперничеством с Австрией.

Теперь у границ России и Франции возникла мощная держава - Германская империя.

Для Франции положение изменилось не только на восточной, но и на юго-восточной ее границе. И здесь, после войн 1859 - 1871 гг., вместо восьми мелких итальянских государств, Франция очутилась в соседстве с объединенным Итальянским королевством. Сходные перемены претерпела и Австро-Венгрия. Словом, раньше между великими державами континента имелась рыхлая прослойка из слабых, мелких государств. То был своего рода буфер, несколько смягчавший толчки при соприкосновении великих держав. Теперь территории этих держав вплотную примкнули друг к другу.

Уже по одному этому международное положение стало более напряженным. Притом такая напряженность не была преходящим явлением: она стала неотъемлемым свойством новых международных отношений". Цитируется по: История дипломатии. Т. 1 / Сост.: Бахрушин С.В., Ефимов А.В., Косминский Е.А., Нарочницкий А.Л., Сергеев В.С., Сказкин С.Д.,

Тарле Е.В., Хвостов В.М.; Под ред.: Потемкин В.П. - М.: Соцэкгиз, 1941