Социально-экономический и политический строй России в конце XV- начале XVI вв. Остатки прежних княжеских родов, бояре, «поместчики» постепенно формируют костяк «высшего сословия». Основную массу населения в XIV-XV вв. по-прежнему составлял свободный люд,

В XVI в Русь присоединяет к себе Казанское и Астраханское ханства, башкирские земли, Западную Сибирь, области Донского и Яицкого казацких войск. В XVII в. была присоединена вся Сибирь и произошло воссоединение с Украиной.

Делаются попытки выйти к Балтийскому (Ливонская война) и Черному морям. Развивается торговля с Западом и Востоком, многонациональная Россия в XVII в. насчитывает 226 городов.

XVII в. для России - эпоха борьбы с интервенцией Литвы, Польши, Швеции и крестьянских войн (Болотников, Разин).

Происходит дальнейшее юридическое оформление сословий (обязанностей и привилегий). Правящий класс достаточно четко делится на феодальную аристократию (бояр) и служилое сословие (дворян). Экономической базой первой группы являлось вотчинное землевладение, второй - поместное землевладение. Вотчина была наследственной собственностью, поместье давалось на срок и под условием службы.

В середине XVI в. происходит первая попытка юридически уравнять вотчину с поместьем: устанавливается единый порядок государственной (военной) службы. С определенных размеров земельных угодий (независимо от их вида - вотчины или поместья) их хозяева обязывались выставлять одинаковое число экипированных и вооруженных людей. Принцип служебности распространялся на оба феодальных сословия (боярство и дворянство). Одновременно расширяются права владельцев поместий: даются разрешения на обмен поместья на вотчину, на передачу поместья в приданое, на наследование поместий, с XVII в. поместья царским указом могут преобразовываться в вотчины.

Городское население в XVII в. получает устойчивое наименование "посадские люди". Сложилась определенная иерархия: гости и гостиная сотня (купцы, торгующие за рубежами государства), суконная сотня, черные сотни (средние, мелкие и розничные торговцы) и слободы (ремесленные кварталы и цехи). Представители гостей, гостиной и суконной сотен наделялись существенными привилегиями, освобождались от ряда податей и повинностей.

Внеэкономическая зависимость наиболее в чистом виде проявлялась в институте холопства. Последнее значительно видоизменилось со времен Русской Правды: ограничиваются источники холопства (отменяется холопство по городскому ключничеству, запрещается холопить "детей боярских"), учащаются случаи отпуска холопов на волю. Закон отграничивал поступление в холопство (самопродажа, ключничество) от поступления в кабалу.

Развитие кабального холопства (в отличие от полного кабальный холоп не мог передаваться по завещанию, его дети не становились холопами) привело к уравниванию статуса холопов крепостными.

Особое место в системе государственных органов занимали Земские соборы, проводившиеся с середины XVI в. до середины XVII в. Их созыв объявлялся царской грамотой. В состав Собора входили: Боярская дума, "Освященный собор" (церковные иерархии) и выборные от дворянства и посадов.

Земские соборы решали основные вопросы внешней и внутренней политики, законодательства, финансов, государственного строительства.

Вопросы обсуждались по сословиям ("по палатам"), но принимались всем составом Собора.

Сословно-представительными органами на местах (в середине XVI в.) стали земские и губные избы. Учреждение этих органов ограничивало и заменяло систему кормлений: выборные самоуправляющиеся избы приняли на себя финансово-налоговую (земские) и полицейско-судебную (губные) функции. Компетенция этих органов закреплялось в губных грамотах и земских уставных грамотах, подписываемых царем, их штат состоял из "лучших людей", сотских, пятидесятских, старост, целовальников и дьяков.

Деятельность земских и губных изб контролировалась различными отраслевыми приказами, число которых возрастало (наряду с новыми отраслевыми - Разбойный, Стрелецкий - появились новые территориальные - Нижегородский, Казанский, Сибирский приказы). Происходила достаточно частая реорганизация приказной системы, поочередное разукрупнение или слияние приказов. В работе этих органов вырабатывался настоящий бюрократический стиль: жесткое подчинение (по вертикали) и строгое руководство инструкциям и предписаниям (по горизонтали).

В XVII в. происходит реорганизация местного управления: земские, губные избы и городовые приказчики стали подчиняться назначаемым из центра воеводам, принявшим на себя административные, полицейские и военные функции. Воеводы опирались на специально созданный аппарат (приказная изба) из дьяков, приставов и приказчиков.

Церковь в XV-XVII вв. являлась одним из крупнейших землевладельцев. В начале XVI в. была сделана попытка ограничить рост церковно-монастырского землевладения, в середине века был поставлен вопрос о секуляризации церковных земель. Практические результаты не были значительными: была проведена только частичная конфискация монастырских земель в отдельных регионах…

Вместе с тем политическая роль церкви возрастала: в 1589 г. в России учреждается патриаршество и русская церковь получает полную самостоятельность. Особое положение церкви отразилось в статьях Соборного Уложения: впервые в светской кодификации предусматривалась ответственность за церковные преступления (они стояли на первом месте в кодексе).

Создаются новые сложные формы законодательства - общерусские кодексы (Судебники, Соборное Уложение), указные (уставные), в которых систематизировались нормы, не вошедшие в основной текст книги Судебников.

Обязательственное право XV-XVI вв. развивалось по линии постепенной замены личностной ответственности по договорам имущественной ответственностью. Так, при заключении договора займа закон запрещал должникам служить в хозяйстве кредиторов.

В сфере наследственного права в XV-XVI вв. наблюдается тенденция к постепенному расширению круга наследников и правомочий наследодателя.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 12. Общественное и государственное устройство Руси в 16-17 в.:

  1. Форма правления и государственного устройства Древней Руси
История России IX–XVIII вв. Моряков Владимир Иванович

6. Политический строй Российского государства в конце XV – начале XVI века

Процесс формирования единой территории Российского государства был неразрывно связан с созданием системы общерусского управления.

Во главе государства стоял московский великий князь, находившийся со всеми слоями общества в служебно-подданических отношениях. Ему подчинялась княжеско-боярская знать, образовавшаяся путем слияния старомосковской знати и княжеско-боярской знати присоединенных земель. Удельные князья и боярство, сохраняя в своем владении вотчины, обязаны были служить верховному собственнику всех земель государства – великому князю. Они должны были присягать ему на верность. Великий князь мог налагать на них «опалы», удалять от своего двора, конфисковывать вотчины, ограничивать или расширять имущественные права бояр и князей. «Отъезд» их из Москвы, от великого князя, рассматривался как государственная измена, и отъехавшие теряли права на владение своими вотчинами. Великий князь носил титул «государь всея Руси». Знаками государя, отличавшими его от других подданных, были скипетр, держава и великокняжеская шапка Мономаха. По официальной московской версии она (византийская корона) перешла от византийского императора Константина Мономаха к его внуку Владимиру Мономаху.

Другую группу феодалов, служивших великому князю, составляли дворяне. С дворянами великого князя московского слились дворяне удельных князей и бояр, владения которых вошли в состав единого государства, а они перешли на службу к великому князю. При Иване III активно создавалась поместная система – раздача государственных свободных земель служилым людям верховным собственником (великим князем) на условиях несения военной службы.

Таких служилых людей стали называть помещиками, а их владения называли поместьями, которые было запрещено продавать и дарить. В первой трети XVI в. массовые поместные раздачи прошли почти во всех уездах страны. Войско, составленное из таких «испомещенных» служилых людей, стало основой вооруженных сил государства.

Резкое возрастание служебной зависимости феодалов от великого князя было российской разновидностью феодальной иерархии. Она облекалась в форму местничества – порядка назначения на службу в соответствии со знатностью рода, близостью его к великому князю и давностью службы ему.

В 1472 г. овдовевший Иван III женился на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог. Сам факт женитьбы, заимствование византийского имперского герба в форме двуглавого орла, введение пышного церемониала при дворе недвусмысленно демонстрировали притязания московского великого князя на византийское наследство.

Однако растущее самовластие великого князя еще ограничивалось письменным правом и правовыми обычаями, а также традицией, закрепленной практикой политической жизни. Сохранялась Боярская дума, ведущая свое начало еще со времен Древней Руси. Она выполняла совещательные функции, действуя по формуле «Государь указал, а бояре приговорили». В Думе высшим был чин боярина, следующим по значимости был чин окольничего. В разное время в Думу входило от 5 до 12 бояр и не более 12 окольничих. Все они до середины XV в. были представителями московских аристократических боярских родов. В конце XV – начале XVI вв. в число бояр Думы начинают жаловать князей ранее независимых княжеств. В думные чины жаловал великий князь.

Боярская дума была значимой частью государева двора, куда входила высшая и средняя элита московского государства. Государев двор играл значительную роль во внутренней и внешней политике.

Система приказов – специальных учреждений – еще не сложилась. Первое упоминание о них встречается в документах 1512 г. До середины XVI в. было два государственных учреждения (в рамках Государева двора): Дворец, ведавший великокняжескими землями, и Казна, возглавляемая казначеями, где хранились деньги, драгоценности, государственные архив и печать.

В складывавшемся государственном аппарате основную роль играли дьяки, которые вели делопроизводство. Часто они имели большое влияние на принятие и реализацию государственных решений.

Единой и четкой системы административно-территориального деления в то время еще не было. Государство делилось на уезды, границы которых определялись границами бывших княжеств, уезды делились на станы, а станы – на волости. Уездом управлял великокняжеский наместник, а станами и волостями – волостели. Феодалы и их люди по гражданским делам и ряду уголовных преступлений были им неподсудны. Наместники назначались из бояр. Они жили за счет судебных пошлин («присуд») и «кормленичего» дохода, собираемых в свою пользу. По сути дела это было предоставление права взимать ренту-налог за прежнюю военную службу, а не за административно-служебную деятельность. Бояре-кормленщики, юридически подчиненные великому князю, фактически становились владетелями порученных им территорий, что вело к возникновению своего рода феодальных автономий, ослаблению центральной власти.

К своим обязанностям «кормленщики» относились халатно. Отсутствие разветвленного и четко организованного государственного аппарата управления затрудняло контроль центральной власти за их деятельностью.

Для установления единого порядка судопроизводства в едином государстве в 1497 г. был принят великокняжеский Судебник. Судебник Ивана III дошел до нас в одном списке, он был сводом судебных норм и правил, которые отвечали изменениям в жизни русских земель, происшедшим после появления «Русской Правды». Он предназначался для унификации судебно-административной деятельности на территории всего созданного государства. В нем были отражены вопросы судопроизводства по нарушению установленных властью норм. К особо опасным преступлениям относились грабеж, подлог, ночная кража, кража из укрепленного места. Оговорены были также наказания за заговор, мятеж, которые рассматривались как преступления против государства и государя. Судебник устанавливал наказания за взяточничество, казнокрадство, пристрастное рассмотрение дел. Кроме системы штрафов за преступления, он вводил смертную казнь за особо тяжкие преступления и торговую казнь – битье плетью на торговой площади. В Судебнике содержались инструкции по организации судебного процесса. Судебная система состояла из суда великокняжеского наместника, приказного суда, суда Боярской думы и суда великого князя. Кроме этого, существовали церковные и вотчинные суды.

Статья 57 Судебника утверждала существовавшую повсеместно практику ограничения крестьянских переходов от одного феодала к другому. Отныне переход разрешался только за неделю до осеннего Юрьева дня (26 ноября) и неделю после. При этом крестьянин должен был заплатить за проживание на земле феодала «пожилое». Сумма его доходила до 1 рубля. В конце XV в. это были большие деньги. За один рубль можно было купить рабочего коня, или 100 пудов ржи, или 7 пудов меда.

Долгое время в отечественной историографии ограничение переходов крестьян рассматривали как начало их закрепощения. Ряд современных исследователей не разделяет это мнение. Акад. Л. В. Милов считает, что крестьянские переходы были порождены необходимостью расшатывать крестьянскую общину как орган организации сопротивления крестьян и укреплять собственность феодалов на землю. О закрепощении (личной зависимости) каждого члена общины (крестьянина) можно говорить лишь начиная с конца XVI в., после того как государство укрепило свою мощь и консолидировало господствующий класс. В конце же XV – первой половине XVI в. ограничение крестьянских переходов, ставших элементом крестьянской свободы, было направлено только на укрепление собственности феодалов на землю. К установлению личной зависимости крестьян они отношения не имели.

Складывание единого Российского государства, усиление великокняжеской власти, которая стремилась лишить самостоятельной силы не только светских феодалов, но и церковь, подчинив их полностью интересам государства, поставили вопрос о положении церкви в государстве. В конце XV в. вопрос о церкви и ее богатствах стал предметом общественного обсуждения. В это время в Российском государстве делались первые попытки выйти за рамки традиционных представлений о человеке, природе и обществе.

В Новгороде, Пскове, Твери, Москве появились еретики, выступления которых были исключительно опасны для церкви, потому что они были смелыми вольнодумцами, резко высказывались против ряда основных догматов христианства. Они отрицали краеугольный догмат о загробной жизни, сомневались в достоверности Священного Писания, которое критиковали с рационалистических позиций. Еретики выступали против церкви как учреждения и церковнослужителей, без которых, как они полагали, человек может и должен общаться с Богом. Еретики были противниками церковного землевладения.

Выступления еретиков поставили вопрос укрепления авторитета церкви и ее положения в обществе. Его попытались решить нестяжатели и иосифляне (стяжатели). Нестяжатели во главе с Нилом Сорским, основателем далекого северного монастыря на реке Сорке, говорили о недопустимости владения церковью богатствами, землями, зависимыми крестьянами. Они были против безнравственного поведения многих церковников, проповедовали аскетический образ жизни, отказ служителей церкви от мирских удовольствий. Иосифляне во главе с Иосифом Волоцким, игуменом Волоцкого монастыря под Москвой, выступали за сильную, богатую церковь, независимую от светской власти. По их мнению, только такая церковь могла успешно проводить в жизнь христианское учение, занимать господствующее положение в духовной жизни страны. Борьба нестяжателей и иосифлян, начавшаяся в конце XV в., продолжалась вплоть до середины следующего столетия.

Великокняжеская власть, находившаяся в постоянном поиске земель для испомещения на них служилых людей, была заинтересована в конфискации части церковных земель. Она поддерживала нестяжателей, что вызвало конфликт между Иваном III и митрополитом Геронтием. После Геронтия митрополию возглавил сторонник еретиков Зосима. Иосифляне, добиваясь от власти всесторонней поддержки, защиты интересов церкви и расправы с еретиками, активно поддерживали удельных князей, устраивавших мятежи против крепнувшей власти великого князя. На церковном соборе 1503 г. Иван III потребовал у церкви отказаться от своих земель. Но иосифляне, составлявшие большинство церковных деятелей, дали резкий отпор великому князю и нестяжателям. Последние потерпели жестокое поражение. Борьба с еретиками приняла ожесточенный характер. На вооружение был взят опыт испанской инквизиции. На льду Москвы-реки запылали костры, где сжигали еретиков.

Анализ обстановки в стране, соотношения и расстановки противоборствующих сил показал великокняжеской власти необходимость отказа от поддержки нестяжателей и их идеи секуляризации церковных земель. В обстановке мятежей удельных князей центральная власть нуждалась в поддержке столь мощной организации, как церковь. В свою очередь, церковники были заинтересованы в мощной поддержке государства. Все это сделало неизбежным компромисс церкви и светской власти. Первая отказывалась от своих теократических устремлений и поддержки мятежных князей, а последняя поддержала борьбу с еретиками и перестала ставить вопрос о секуляризации церковных земель и подчинения церкви государству.

После установления компромисса церкви со светской властью Иосиф Волоцкий с 1508 г. стал поддерживать великого князя в борьбе с мятежными удельными князьями и развил идеи о божественном происхождении великокняжеской власти, самодержце – царе земном, подобном Богу и только перед ним ответственном. Из этого следовало, что церковь, освящающая власть монарха, должна иметь привилегированное положение, а центральная власть обязана ее поддерживать. В свою очередь, Василий III после 1508 г. активно поддерживал иосифлян и дал церкви большие привилегии.

Таким образом, в XIV – первой половине XV в. процесс объединения русских земель завершился созданием единого Российского государства. Это создавало благоприятные условия для экономического, социального и культурного развития русского народа.

Перед образовавшимся государством встал ряд национально-государственных задач, которое оно решало на протяжении почти трех столетий. Россия, а именно так стало именоваться новое государство, продолжала борьбу с остатками Золотой Орды и стремилась добиться выхода в Балтийское море. Московские монархи считали себя преемниками не только великих владимирских, но и великих киевских князей. Поэтому они считали одной из своих задач объединить в границах единой державы все земли, входившие в Древнерусское государство.

Из книги История России с древнейших времен до конца XVII века автора Милов Леонид Васильевич

§ 3. Политический строй русских земель в конце XIV - первой половине XV в. Феодальная война В главных своих чертах политический строй русских земель в конце XIV - первой половине XV в. не отличался от того, что мы наблюдаем во второй половине XIV в. Как и раньше, первым и главным

Из книги История России с древнейших времен до конца XVII века автора Милов Леонид Васильевич

Глава 19. Политический строй и государственное управление Российского государства в XVII

Из книги История России ХХ - начала XXI века автора Милов Леонид Васильевич

§ 4. Население Российской империи в конце XIX - начале XX в. Социальная структура российского общества Общая динамика численности населения. Население России (без Финляндии) в пределах страны по переписи 1897 г. составляло 126,6 млн человек, из которых 73 % проживали в

Из книги Утерянные земли России. От Петра I до Гражданской войны [с иллюстрациями] автора Широкорад Александр Борисович

Глава 6. Финляндия в конце XIX - начале XX века После Крымской войны в Финляндии продолжали преобладать монархические настроения. По инициативе местных властей были построены дорогие и красивые памятники Александру I, Николаю I, Александру II и Александру III.Столица страны

Из книги История Древнего Востока автора Ляпустин Борис Сергеевич

Общественно-политический строй и падение Шан-Иньского государства Ядром Иньского государства была территория племени шан. Судя по находкам в гробницах Аньяна, у шанцев этого времени выделялись четыре довольно четко отграниченные друг от друга по сословному и

Из книги Реформы Ивана Грозного. (Очерки социально-экономической и политической истории России XVI в.) автора Зимин Александр Александрович

Глава IV ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РУССКОГО ГОСУДАРСТВА НАКАНУНЕ РЕФОРМ Российское централизованное государство первой половины XVI в. представляло собой аппарат насилия господствующего класса феодалов.К середине XVI в. в экономике страны явно обозначились серьезные сдвиги,

Из книги Из истории зубоврачевания, или Кто лечил зубы российским монархам автора Зимин Игорь Викторович

Глава 5 Зубоврачевание в конце XIX – Начале XX века Когда цесаревич Николай Александрович стал императором Николаем II, ему было 26 лет, его жене Александре Федоровне – 22 года. В этом возрасте стоматологические проблемы еще сильно не беспокоят. Однако рождение императрицей

автора Автор неизвестен

4. ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА Древнерусское государство сложилось и вплоть до первой трети XII в. существовало как монархия С формальной точки зрения она была не ограниченной. Но в исторической и юридической литературе обычно понятие «неограниченная

Из книги История отечественного государства и права: Шпаргалка автора Автор неизвестен

12. ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ В ПЕРИОД ОБРАЗОВАНИЯ РУССКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА Централизация Русского государства знаменуется резким усилением власти монарха – московского великого князя, а позже – царя. С княжения Ивана III (1440–1505) московские монархи подчеркивали

Из книги Отечественная история. Шпаргалка автора Барышева Анна Дмитриевна

12 ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ И АДМИНИСТРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА XV–XVI В.В Процесс объединения Северо-Восточной и Северо-Западной Руси завершился к концу XV в. Образовавшееся централизованное государство стало называться Россией.Центральную власть в стране

Из книги История Словакии автора Авенариус Александр

1. Политический кризис в начале XIV века

автора Бурин Сергей Николаевич

§ 23. Африка в конце XVIII – начале XX века ЕгипетДревнейшая страна африканского континента, Египет всегда стремился к независимости. Даже войдя в состав могущественной Османской империи (с 1517 г.), Египет во многом сохранял самостоятельность. С начала XVIII в. власть в стране

Из книги Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс автора Бурин Сергей Николаевич

Глава 5 Мир в конце XIX – начале XX века «Если суждена ещё когда-либо война в Европе, она начнётся из-за какого-нибудь ужасно несуразного случая на Балканах». Германский политик О. фон Бисмарк Союз России и Франции. Иллюстрация из французского

Из книги Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс автора Бурин Сергей Николаевич

§ 23. Африка в конце XVIII – начале XX века ЕгипетДревнейшая страна Африканского континента Египет всегда стремилась к независимости. Даже войдя в состав могущественной Османской империи (с 1517 г.), Египет во многом сохранял самостоятельность. С начала XVIII в. власть в стране

Из книги Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс автора Бурин Сергей Николаевич

Глава 5 Мир в конце XIX – начале XX века «Если суждена еще когда-либо война в Европе, она начнется из-за какого-нибудь ужасно несуразного случая на Балканах». Германский политик Отто фон Бисмарк Союз России и Франции. Иллюстрация из французского

Из книги История Индонезии Часть 1 автора Бандиленко Геннадий Георгиевич
  • 6. Судопроизводство Киевской Руси (по Русской Правде).
  • 7 И 8. Феодальная раздробленность Киевской Руси: причины и следствия. Государство и право Владимиро-Суздальского княжества и Галицко-Волынской земли.
  • 9. Государственный и общественный строй Новгорода и Пскова.
  • 11. Уголовное право и процесс по псг.
  • 12. Государство и право Золотой Орды (XIII-XV вв.).
  • 13. Складывание Русского централизованного государства. Государственный строй Московского государства в XIV-XV вв.
  • 16. Общественный строй России XV-XVII вв.
  • 17. Высшие и центральные органы власти России периода сословно-представительной монархии (середина XVI - середина XVII вв.).
  • 18. Реформирование системы местного самоуправления в России в XVI-XVII вв.
  • 19. Развитие права в России в период сословно-представительной монархии (середина XVI – середина XVII вв.).
  • 20. Соборное уложение 1649 г.: история создания, структура и общая характеристика.
  • 21. Уголовное право в России в XVII веке (по Соборному уложению 1649 г.).
  • 22. Судоустройство и судопроизводство в России в XVII веке (по Соборному уложению 1649 г.).
  • 24. Развитие семейного права в России в XV-XVIII вв.
  • 25. Становление абсолютизма в России. Реформы высших и центральных органов государственной власти в XVIII веке.
  • 26. Оформление сословной структуры Российского общества в XVIII веке. Правовое положение различных сословий.
  • 27. Органы местного управления и самоуправления в XVIII веке. Губернские реформы Петра I и Екатерины II.
  • 28. Особенности развития права в России в XVIII веке. Гражданское право.
  • 29. Уголовное право в России в XVIII веке. Воинские артикулы Петра I.
  • 30. Судоустройство и судопроизводство в России в XVIII веке.
  • 1 Период.
  • 4 Период.
  • 31. Изменения в системе высших органов Российской империи в первой половине XIX века. Проекты преобразования государственного строя м. М. Сперанского.
  • 32. Местные органы управления в первой половине XIX в. Особенности управления окраинами Империи (Финляндия, Польша, Прибалтика, Бессарабия, Закавказье, Казахстан, Сибирь).
  • 34. Систематизация российского законодательства в первой половине XIX в.
  • 35. Гражданское и семейное право России в первой половине XIX в. (по Своду законов).
  • 36. Уголовное право России первой половины XIX в. (по Уложению о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.).
  • 37. Уголовный процесс России первой половины XIX в. (по Своду законов).
  • 38. Отмена крепостного права в России. Подготовка и основные положения крестьянской реформы 1861 г.
  • 39. Местные органы самоуправления второй половины XIX. Земская реформа 1864. Городская реформа 1870
  • 41. Гражданский и уголовный процессы (по судебным уставам 1864 г.).
  • 42. Контрреформы в области местного самоуправления и в судебной системе 80–90-х гг. XIX в.
  • 43. Развитие права пореформенной России (2/2 19 в.): гражданское, уголовное, трудовое и семейное право.
  • 44. Изменения в государственном строе в годы Первой российской революции 1905–1907 гг.
  • 45. Порядок формирования и правовой статус парламента в 1905-1907 годах.
  • 46. Государство и право России в годы Первой мировой войны.
  • 47. Государственный строй и право России после Февральской революции (февраль – октябрь 1917 г.).
  • 48. Октябрьская революция 1917 г. Разгон Учредительного собрания. Создание Советского государства (октябрь 1917 – 1918 гг.).
  • 49 Вопрос. История создания и основные положения Конституции рсфср 1918 г.
  • 50. Государство и право России в период гражданской войны (1918 – 1920 гг.).
  • 51. Формирование советской системы права: трудовое, земельное, гражданское и семейное право рсфср в 1917 – 1920-е гг.
  • 52. Формирование советской системы права: уголовное право, уголовный и гражданский процесс рсфср в 1917 – 1920-е гг.
  • 53. Образование ссср. Первая союзная Конституция 1924 г.
  • 54. История принятия и основные положения Конституции ссср 1936 г.
  • Глава XIII посвящалась порядку изменения Конституции ссср, согласно которому она могла быть изменена лишь по решению вс ссср, принятому большинством (не менее 2/3) голосов в каждой из палат.
  • 55. Развитие советского государственного аппарата в 1920-е –1930-е. Реформы правоохранительных органов.
  • 58. Советское государство и право в период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.).
  • 59. Советский государственный аппарат в послевоенный период (1945–1985 гг.).
  • 60. Общая характеристика развития советского законодательства в послевоенный период (1945 – 1985 гг.)
  • 62. Советское государство и право в годы перестройки (1985 – 1991 гг.).
  • 63. Советское государство: возникновение, природа и этапы развития.
  • 64. Распад ссср. Создание снг. Образование Союзного государства Беларуси и России.
  • 65. Образование суверенного государства Российской Федерации. Формирование новых органов власти в России в 1990 – 1993 гг.
  • 66. Изменения в праве России в 1991 – 1993 г. История принятия Конституции рф 1993 г.
  • 16. Общественный строй России XV-XVII вв.

    Феодалы.

    Класс феодалов не был однородным. На вершине феодальной лестницы находился московский князь. Следом – удельные князья, ставшие на службу великому князю и потерявшие самостоятельность. Должны были нести военную службу, со временем, удельные князья вошли в состав боярства, образовав его верхушку. Следующая группа феодалов – бояре – наиболее крупные и влиятельные землевладельцы. Отличались фактическими преимуществами – богатством и властью. Следом за боярами шли слуги вольные и дети боярские, т. е. средние и мелкие феодалы. Низшая группа – слуги феодалов, которые исполняли различные административные и хозяйственные обязанности и получали за свою службу земли.

    В 15 веке – серьезные изменения в составе класса феодалов. Боярство сделалось самым важным придворным чином, но бояре лишились права свободного выбора князя, произошло оформление дворянства. Нижняя, но наиболее распространенная часть феодалов – дворянство, которое жаждало новых земель, стремилось к закрепощению крестьян. В период сословно-представительской монархии в России сохранялся в силе порядок замещения государственных должностей в соответствии с родовитостью – т. е. принцип местничества, который был отменен только в 1682 году.

    Зависимое население.

    Крестьяне делились на чернотяглых, живших на земле великого князя и удельных князей, и частновладельческих, жившие в вотчинах и поместьях иных феодалов. Несли повинности – барщина и оброк.

    Делились на 3 категории: 1. Тяглые – государственные, не имевшие права перехода; 2. Частновладельческие – оброк и повинности в пользу господ; 3. Вольные крестьяне – колонисты, освобожденные от податей и повинностей на определенный льготный срок, после которого зачислялись, либо в тяглые, либо в частновладельческие.

    Холопы . Стало меньше, чем раньше, но правовое положение оставалось прежним. К ним примыкали кабальные люди, которые формировались из свободных, но оформили служилой кабальной грамотой свое положение. Запрещено холопить детей боярских. У кабальных – холопство не передавалось по наследству и по завещанию. Холопы, посаженные на землю – страдники.

    Городское население . Утратило то право, которое имело в эпоху Киевской Руси, стало выплачивать те же налоги и повинности, что и крестьяне. Стали называться посадские люди. Делились на белослободских - те, которые освобождались от повинностей ряда, и чернослободских – мелкие торговцы и ремесленники.

    17. Высшие и центральные органы власти России периода сословно-представительной монархии (середина XVI - середина XVII вв.).

    I. Боярская дума. Состав:

    1) Боярин (Высший думный чин);

    2) Окольничий;

    3) Думный дворянин;

    4) Чиновничий думный аппарат.

    Функции боярской думы:

    1) Осуществление законной власти;

    2) Решение вопросов внутренней и внешней политики;

    3) Высшая судебная инстанция (высшая судебная функция).

    II. Земский собор – это совет земли русской, посвященный решению государственных дел.

    Периоды оформления:

    1) 1549-1584 гг. – Становление и оформление земских соборов;

    2) 1584-1610 гг. – Время, когда главная функция - избрание на царство;

    3) 1611-1612 гг. – Земские соборы при народных ополчениях превращаются в верховный орган власти;

    4) 1613-1622 гг. – Действуют непрерывно в качестве совещательного органа при царе;

    5) 1632-1653 гг. – Земские соборы собираются редко, по основным вопросам внутренней и внешней политики;

    6) 1653 - до конца 80-х – Время затухания Земских соборов.

    Туда входили : царь, боярская дума, верхи духовенства, нижняя же палата – выборные от дворянства, верхов, посадских людей.

    Деятельность:

    1) Внутренняя политика;

    2) Внешняя политика;

    3) Налогообложение;

    4) Выборы патриарха.

    Способы формирования :

    1) По назначению;

    2) Путем выборов.

    III. Приказы – это центральные органы отраслевого управления.

    Классификация:

    1) Дворцово-финансовые:

    a. Конюшенный;

    b. Большого дворца;

    c. Большой казны.

    2) Военные приказы:

    a. Разрядный;

    b. Стрелецкий;

    c. Казачий;

    d. Пушкарский;

    e. Бронный.

    3) Судебно-административные приказы:

    a. Поместный;

    b. Холопий;

    c. Земский.

    4) Ведавшие отдельными или специальными отраслями:

    a. Посольский;

    b. Аптекарский;

    c. Печатного дела;

    d. Ямской;

    e. Челобитный.

    Приказы (возглавлялись судьями – начальниками) делились на столы (дьяки), которые делились на повытья (подьячьи). Подьячьи в свою очередь делились на молодых, средней руки и старых.

    В XV - первой половине XVI вв. в Российском государстве сельское хозяйство оставалось основным занятием. Существовал трехпольный севооборот . В городах быстро восстанавливались старые ремесленные профессии, утраченные в период татаро-монгольского нашествия, и возникали новые.

    Феодальную знать Русского государства составляли: служилые (бывшие удельные) князья; бояре; слуги вольные - средние и мелкие феодалы-землевладельцы, находившиеся в услужении у крупных феодалов; дети боярские (средние и мелкие феодалы, несшие службу великому князю). Крупным феодалом остается церковь , владения которой расширяются за счет захвата неосвоенных и даже черносошных (принадлежащих государству) земель, и за счет пожертвований бояр и местных князей. Великие князья все больше начинают искать опору в целиком от них зависящем дворянстве, формировавшемся прежде всего из «слуг под дворским».

    Крестьянство делилось на: черносошных - зависимое от государства сельское население, несшее натуральную и денежную повинности в пользу государства; частновладельческих - жившее на землях, принадлежащих помещикам и вотчинникам. По праву собственности господину принадлежали холопы (на уровне рабов). Верхушку холопства составляли т.н. большие холопы - княжеские и боярские слуги. Холопы, посаженные на землю, а также получавшие от землевладельца рабочий скот, инвентарь, семена и обязанные работать на господина, именовались страдники .

    Кабальные люди - одна из разновидностей холопов, возникшая в России с середины XV в. в связи с получением займа под обязательство отработать проценты в хозяйстве кредитора, что создавало временную (до уплаты долга) холопскую зависимость должника (кабала - форма личной зависимости, связанная с займом). В конце XV в. появились бобыли - обедневшие люди (городские и сельские), не несшие государственного тягла, получавшие у феодалов, церкви или даже у крестьянской общины жилище.

    В XV в. появляется особое сословие - казачество , защищающие наравне с регулярной армией пограничные регионы.

    Русский город

    Городское население России делилось на собственно город (огороженная стеной крепость-детинец) и примыкающий к городским стенам торгово-ремесленный посад . Соответственно в крепости в мирные годы жила свободная от налогов и государственных повинностей часть населения -- представители феодальной знати и их слуги, а также гарнизон.

    Свободными от городского тягла были и жители расположенных в городе дворов, принадлежавших отдельным феодалам; они несли повинности только в пользу своего господина (тягло - денежные и натуральные государственные повинности крестьян и посадских людей). Посад населяли относившиеся к тяглому «черному» люду ремесленники и торговцы .

    1471 - битва на реке Шелони, в которой победили промосковские новгордцы, а они воевали с пролитовскими. Окончательно Новгород был присоединен в 1478 году после похода Ивана III

    1485 - была присоединена Тверь, Иван III стал называться Государем Великим Князем Всея Руси.

    Границы Руси были расширены в конце 15-начале 16 века: присоединены Пермская и Вятская земли.

    Москва - третий Рим - политическая теория 16 в. в России, обосновывавшая всемирно-историческое значение столицы Русского государства Москвы как политического и церковного центра. Теория «М. — т. Р.», изложенная в характерной для средневекового мышления религиозной форме, утверждала, что исторической преемницей Римской и Византийской империй , павших, по мнению создателей этой теории, из-за уклонения от «истинной веры», является Московская Русь — «третий Рим» («Два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не бысти»). Начав складываться в середине 15 в., теория «М. — т. Р.» была сформулирована в начале 16 в. в посланиях псковского монаха Филофея к московскому великому князю Василию III Ивановичу.

    Теория «М. — т. Р.» была подготовлена предшествующим развитием политической мысли на Руси, ростом национального самосознания в годы воссоединения русских земель, окончательного освобождения от татаро-монгольского ига и утверждения независимости Русского государства. Она сыграла значительную роль в оформлении официальной идеологии Русского централизованного государства и в борьбе против попыток Ватикана распространить своё влияние на русские земли; в 16-17 вв. в славянских странах Балканского полуострова теория «М. — т. Р.» служила обоснованием идеи славянского единства и имела большое значение в борьбе южного славянства с турецким гнётом. Вместе с тем теория «М. — т. Р.» содержала и реакционные черты — «богоизбранности» и национальной исключительности.


    Схема. Российское централизованное государство (кон. XV- нач. XVI вв.)

    Боярская Дума - постоянный совещательный орган, построенный по принципу местничества для обсуждения важных внутри- и внешнеполитических вопросов.

    Дворец - общегосударственный орган , ведавший землями великого князя и землепользованием населения .

    Казна - общегосударственный орган :

    - государственный архив ,

    - хранилище государственной печати ,

    - финансовое ,

    - внешнеполитическое ведомство .

    Наместники - представители великого князя в уездах .

    Функции :

    Осуществление административной власти ,

    Сбор налогов (по принципу «кормления»),

    Вершение суда

    Волостели - представители великого князя встанах и волостях .

    Функции :

    Осуществление административной власти ,

    Сбор налогов (по принципу «кормления»),

    Вершение суда по тяжким преступлениям и имущественным вопросам.

    Наместники и волостели получали доходы от кормлений, и в России существовал особый порядок назначения на должность в соответствии со знатностью и занимаемой должностью предков (местничество).