Из искры возгорится пламя автор. Из искры возгорится пламя. Последний залп Шлиссельбургской крепости

Из искры возгорится пламя

Из искры возгорится пламя
Из стихотворения «Струн вещих пламенные звуки» (1828, опубл. 1857) ссыльного поэта-декабриста Александра Ивановича Одоевского (1802- 1839). Эти стихи, которые иногда еще называют «Ответом декабристов», были написаны в ответ на пушкинское стихотворение «Не пропадет ваш скорбный труд...» (так называемое «Послание декабристам»). А. И. Одоевский:
Наш скорбный труд не пропадет:
Из искры возгорится пламя,
И просвещенный наш народ
Сберется под святое знамя!

Эта строка стала известной в качестве эпиграфа к заголовку ленинской подпольной газеты «Искра» (печаталась за границей в 1900-1903 гг.).
Иносказательно: о вере в успех, победу своего дела, несмотря на его трудное начало (шутл.-ирон.).

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Из искры возгорится пламя" в других словарях:

    ПЛАМЯ, род. и дат. пламени, пламенем, пламени, мн. (устар. редк.) пламена, пламён, пламена, ср. (книжн.). 1. Подымающийся над горящим предметом огонь. «Наш скорбный труд не пропадет: з искры возгорится пламя.» А.Одоевский (ответ декабристов… … Толковый словарь Ушакова

    - (1802 1839), князь, поэт декабрист, корнет (1823), участник восстания 14 декабря 1825 на Сенатской площади в Санкт Петербурге. Приговорён к 8 годам каторги, отбывал в Нерчинских рудниках, с 1837 рядовой на Кавказе. Поэзия характерна для… … Энциклопедический словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Ваенга. В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Хрулёв. Елена Ваенга … Википедия

    I Искра Захарий Юрьевич (умер около 1730), один из предводителей правобережного украинского казачества, казацкий полковник (кодацкий, затем корсунский). В 1702 1704 вместе с казацкими полковниками Палием, Самусем и Абазиным возглавил… …

    1 . первая общерусская политич. марксистская нелегальная газета, созданная В. И. Лениным в 1900 для организации революц. марксистской партии России. Капитализм в Росеии в это время перерос в свою последнюю стадию империализм, в стране назревала… … Советская историческая энциклопедия

    - «Искра», первая общерусская политическая марксистская нелегальная газета, созданная В. И. Лениным в 1900. По плану, выработанному Лениным в ссылке (с. Шушенское) в 1899‒1900 газета должна была помочь преодолеть идейный разброд и организационную… … Большая советская энциклопедия

    Ленин В. И. (Ульянов, 1870—1924) — род. в Симбирске 10 (23) апреля 1870 г. Отец его, Илья Николаевич, происходил из мещан гор. Астрахани, лишился отца в возрасте 7 лет и был воспитан старшим братом, Василием Николаевичем, которому и… … Большая биографическая энциклопедия

    - (набережная р. Фонтанки, 59), книжно газетное издательство Ленинградского обкома КПСС. Основано 12 декабря (29 ноября) 1917 как издательство Петросовета (размещалось в Смольном, руководитель И. И. Ионов), с 1924 Ленгиз, с 1930 Леноблиздат,… …

    Лениздат - Дом прессы на набережной реки Фонтанки, 59. Дом прессы на набережной реки Фонтанки, 59, где помещается Лениздат. Санкт Петербург. Лениздат (набережная р. Фонтанки, 59), книжно газетное издательство Ленинградского обкома КПСС. Основано 12 декабря… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    Проспект проходит от улицы Коллонтай до улицы Тельмана. Название свое он получил 2 октября 1970 года в честь первой российской революционной газеты «Искра», а до этого в проектной документации числился как Октябрьская улица. В этом районе… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

Книги

  • Из искры - пламя , С. Голубов. Роман "Из искры - пламя" посвящен одному из волнующих эпизодов революционного прошлого - восстанию декабристов 14 декабря 1825 года. В центре романа - поэт А. И. Одоевский, смелый,…

Струн вещих пламенные звуки
До слуха нашего дошли,
К мечам рванулись наши руки,
И — лишь оковы обрели.

Но будь покоен, бард! — цепями,
Своей судьбой гордимся мы,
И за затворами тюрьмы
В душе смеемся над царями.

Наш скорбный труд не пропадет,
Из искры возгорится пламя,
И просвещенный наш народ
Сберется под святое знамя.

Мечи скуем мы из цепей
И пламя вновь зажжем свободы!
Она нагрянет на царей,
И радостно вздохнут народы!

Конец 1828 или начало 1829
Чита

»Струн вещих пламенные звуки…» Впервые — сб. «Голоса из России», изд. Вольной типографии А. И. Герцена, кн. 4. Лондон, 1857, стр. 40, под заглавием: «Ответ на послание Пушкина» с примечанием: «Кто писал ответ на послание — неизвестно». Тот же текст, с тем же заглавием был перепечатан в т. 1 «Русской библиотеки» («Собрание стихотворений Пушкина, Рылеева, Лермонтова и других, лучших авторов», Лейпциг, 1858У, в 1-м издании — анонимно, а во 2-м с подписью: Искандера. Впервые под именем О. — «Стихотворения Пушкина, не вошедшие в последнее собрание его сочинений». Берлин, 1861, в примечании к посланию А. С. Пушкина «Во глубине сибирских руд…» Неоднократно печаталось в зарубежных изданиях. В России впервые с пропусками — РА, 1881, кн. 1; впервые полностью — и примечаниях Н. О. Лернера к т. 4 Собрания сочинений А. С. Пушкина, под ред. С. А. Венгерова. СПб., 1910. Сохранилось в нескольких авторитетных списках. Печ. по идентичным спискам И. И. Пущина (ЦГИАМ, ф. 279, оп. I, ед. хр. 248, л. 4 об. -5) и секретного архива III Отделения (ЦГИАМ, ф. 109, оп. I, ед. хр. 2234, л. 2 и 4), с поправкой в ст. 4 по «Запискам» M. H. Волконской, где, очевидно по цензурным соображениям, был заменен ст. 8 и опущена последняя строфа. За исключением ст. 1, тексту И. И. Пущина тождествен и список рукой П. И. Бартенева (ЦГАЛИ, ф. 46, оп. 2, ед. хр. 445). По тексту Пущина — Волконской стихотворение напечатано впервые — изд. 1936 г. До настоящего времени считается несомненным, что послание А. С. Пушкина декабристам написано было в конце 1826 — начале 1827 гг. и передано было в январе 1827 г. А. Г. Муравьевой, уезжавшей в Сибирь. Отсюда и ответ О. всегда датируется 1827 г. Но в неопубликованной работе М. К. Азадовского, посвященной этому стихотворению А. С. Пушкина, убедительно доказано, что в действительности послание А. С. Пушкина написано в конце 1828 г. Следовательно, и ответ О. не мог быть написан ранее конца 1828 — начала 1829 гг. Дата: 1828 имеется также на списке П. И. Бартенева; все остальные списки стихотворения О. даты не имеют. В большинстве списков (главным образом, поздних) и в печатных текстах разночтения:

ст. 4 Но лишь оковы обрели
ст. 11 И православный наш народ
ст. 14-15 И вновь зажжем огонь свободы,
И с нею грянем на царей

Кроме того, в списке П. И. Бартенева:

ст. 1 Струн вещих памятные звуки

Ответ А. С. Пушкину — самое известное стихотворение О., распространившееся в многочисленных списках и прочно вошедшее в арсенал подпольной революционной поэзии. Строка «Из искры возгорится пламя» послужила эпиграфом для ленинской «Искры».

Год написания: 1828-1829

И вспомнилась мне одна моя знакомая, которая была убеждена, что если каждая пенсионерка будет молиться и ходить в храм, то все во всех семьях станет очень хорошо и благополучно.

Это уже не конъюнктура. Это хуже. Это полный отказ от знаний, от прогресса и развития. Невежество и мракобесие захлестывают наше общество. Уже не забитая судьбой старушка верит в силу святой воды и в то, что на Крещение вся вода в ручьях и водоемах – святая. Уже пытаются внедрить эти мысли всем, заставить общество принять их за научный факт, потому что понимают ценность и значимость науки.
Как говорится, «на воре шапка горит». Новые проповедники и учителя от религии сами не являются в полном смысле слова верующими. Они знают, что все проверяется научным опытным путем и пытаются заняться подменой понятий, подменой факта на ложь, но при этом сохранить имидж ученого. Странная смесь. Лучше бы чудеса искали, как чудеса, чем доказывали их «научность».
Ведь вера в том и заключается, что вопреки законам естественным демонстрирует очевидное их нарушение по воле Бога. Что приобретет святая вода, если кто-то докажет ее материальное изменение? Да ничего. Просто появится еще один научный фактор воздействия материи на материю. Один, не открытый до этого закон. Но уже в силу того, что освящение воды происходит где угодно и когда угодно, то любая святая вода должна иметь ту же особенность, что и крещенская. Святость есть святость. И вера есть вера. Раз нет способа измерить глубину веры человека и силу его молитвы, то нет смысла искать околонаучные доказательства святости.
Как научно доказать слова Христа: «По вере вашей будет вам».
Чудо крещенской воды как раз и заключено в вере человека. Для одних она остается обычной водой, для других – святой и особенной.
Какое же представление о вере должны иметь люди, ищущие физика. В таком случае становится понятна и охрана патриарха и митрополитов, и их бронированные автомобили, и стремление к роскоши и показному величию, ибо истинная их сущность столь ничтожна, что только внешние атрибуты могут придать ей вес в глазах общества, а вера в Бога так нетверда, что они не надеются на то, что Бог защитит их и все «в руце Божьей».
С другой стороны это демонстрация абсолютного невежества и умственной деградации, как среди верующих, так и среди всего населения.
К сожалению, в настоящее время вопрос веры и религии – это не вопрос духовности и просветления. Это вопрос прогресса или деградации. В настоящее время религиозные воззрения воспитывают в человеке нежелание познавать, узнавать, исследовать. Как правильно сказал один блогер, верующие находятся вне времени. Им чужд прогресс. Не случайно так много призывов вернуться к дедовским традициям. Они не понимают, что с возвратом они потеряют способность разбираться в усложняющемся мире, не смогут ответить на вызовы времени, наконец, не смогут защитить жизнь на земле.
Да можно вернуться и к дедовскому землепашеству, и к молитвам вместо медицинского лечения, и к молебнам о дожде вместо гидрометеопрогнозов. Но в таком случае эти любители старины и «мирной православной» жизни должны взять на себя ответственность за гибель миллионов и миллионов людей, для которых не хватит ни пищи, ни средств к существованию.
Мне говорят: «Зачем критиковать то, что ты не можешь исправить. Ты выражаешь недоверие власти, ты возмущаешься неравенством, нищенской зарплатой, невозможностью заниматься наукой, потому что она никому не нужна. Ты напрасно тратишь энергию и силы. Ведь все равно ничего сделать не можешь».
В самом деле, зачем?
Слово обладает способностью воздействовать на ум и чувства. Пусть вначале несколько человек говорят миру правду о науке, о том, что есть общество справедливости и как его достичь. И постепенно идеи овладевают умами.
Струн вещих пламенные звуки
До слуха нашего дошли,
К мечам рванулись наши руки,
И - лишь оковы обрели.

Но будь покоен, бард! - цепями,
Своей судьбой гордимся мы,
И за затворами тюрьмы
В душе смеемся над царями.

Наш скорбный труд не пропадет,
Из искры возгорится пламя,
И просвещенный наш народ
Сберется под святое знамя.

Мечи скуем мы из цепей
И пламя вновь зажжем свободы!
Она нагрянет на царей,
И радостно вздохнут народы!
Так ответил Пушкину один из декабристов, Александр Одоевский.
Но сейчас в целях дискредитации великих идей и правды всеми силами внедряют в умы дезинформацию, ложь и фальсификации, чтобы превратить белое в черное. Сколько конъюнктурных умов трудится в области истории, сколько грязи вылито на тех же декабристов. И все ради того, чтобы затоптать эту искру ума, честности и благородства.
Вся система образования строится так, чтобы дети росли в невежестве и непонимании.
А всякого рода экстрасенсы, астрологи, телегония. Лженаука стоит на той же стороне, что и религия. Это метод оглупления и воспитания невежества.
Но есть люди, знающие что такое наука, истина и свет знаний. Вот, к примеру, отрывок из беседы ученого-пропагандиста Панчина с журналистом «Знака»

Мы видим, насколько распространено среди населения незнание базовых научных понятий. Едва ли депутаты понимают науку лучше, чем среднестатистические граждане. Может быть, ситуация изменится в лучшую сторону, если в целом уровень образования в стране поднимется и интерес к науке возрастет. Тогда и депутатов, переживающих за научно-технический прогресс, будет больше.
- «Этот великий ученый был верующим!» - популярный аргумент, когда проповедник хочет сказать, что религия - это круто. Наверное, его должна печалить мысль, что этот аргумент используется лишь в одну сторону. Фраза «этот выдающийся отец церкви любил биологию и физику» едва ли станет успешным рекламным лозунгом естествознания.
Тем не менее, верующие могут быть учеными, и тому есть масса примеров. Но это не значит, что между верой и наукой нет противоречий. Это проблема двойных стандартов: если X и Y одинаково необоснованны, но в Х мы верим, а Y отбрасываем - получается как-то нехорошо. Вера в Бога обоснованна не больше, чем вера в Летающего макаронного монстра. Подобный уровень аргументации я не считаю достаточным, и ни один ученый не счел бы достаточным, если бы речь шла на менее чувствительную тему. Ну а имитировать я не готов, потому что сам не хотел бы жить в мире имитаторов.
Мне представляется, что если человек на самом деле верит в то, что молитва помогает и работает, тогда ему и медицина не нужна, а нужно больше храмов. Или можно создавать при помощи генной инженерии устойчивые к засухе растения, а можно нанять шаманов, которые будут танцами призывать дождь. Глава государства может повлиять на то, что из перечисленного будет внедряться в практику. И от этого будет зависеть, будем ли мы отставать от других стран или идти в ногу со временем.
Увы, мы в значительной степени променяли технологии на «скрепы». Но я надеюсь, что это временно. Например, на своих лекциях я вижу много любознательной молодежи, я ощущаю рост заинтересованности наукой у этой демографической группы. Еще мне нравится, что все чаще науке симпатизируют журналисты и блогеры. Это дает надежду, что в будущем общественное мнение все же изменится и мы сменим курс на прогрессивный. В любом случае я хочу, чтобы Россия была развитой страной с высокой продолжительностью жизни и высоким благосостоянием населения.

Возьмем еще один пример - астрологию. Исследователь Мишель Гоклен утверждал, что знаменитые спортсмены чаще рождены с Марсом в двух секторах неба. Эта работа вышла достаточно давно, но некоторые астрологи до сих пор на нее ссылаются. Мне было интересно, как такое могло получиться. И оказалось, что там есть ошибки анализа данных: не учтено, что существует очень много разных комбинаций секторов неба и планет, поэтому почти всегда удастся найти «эффект какой-нибудь планеты в каких-нибудь двух секторах
В первом меморандуме Комиссии по борьбе с лженаукой разбиралось коммерческое гадание по отпечаткам пальцев. Тоже тема непростая, ведь авторы методики утверждали, что у них все имеет научное обоснование. Но оказалось, что работы, на которые они ссылаются, либо очень отдаленно относятся к теме, либо содержат ошибки.
- Продолжая вопрос, не кажется ли вам, что сегодня борьба за естественнонаучную картину мира становится не просто борьбой просветительской, но и политической? Если да, то какую роль здесь должны играть ученые вроде вас?
- Мне кажется, нам не стоит особо отклоняться от выбранного пути. Нужно рассказывать людям про науку. Рассказывать хорошо, увлекательно, интересно. Я был бы рад, если бы все больше ученых занимались популяризацией. Но я понимаю, почему они этого не делают. Бывает так, что времени не хватает или, допустим, отсутствуют ораторские способности. Хотя этому несложно научиться.
Конечно, одной популяризацией ограничиваться нельзя. Нужно менять подходы к образованию, повышать престиж профессии учителя и уровень подготовки педагогов. Но изменить систему образования очень сложно. Складывается впечатление, что контроль над этой сферой находится у людей, которые не заинтересованы в том, чтобы страна умнела. Здесь как раз уместно вспомнить введение в школах «Основ православной культуры». Если бы я был министром образования, то я, конечно, выкинул бы этот курс из программы и поставил вместо него курс критического мышления, научного метода и прикладной теории вероятностей. Без этих знаний люди будут и дальше верить в астрологию, ясновидящих, гадалок и экстрасенсов.
Знание о религии давать тоже можно. Например, даже можно читать Библию на уроках литературы, наряду с другими произведениям, описывающими вымышленные события и героев. Но это должны быть светские предметы и педагоги. Отдельно отмечу, что существует масса научных работ о том, почему люди верят в сверхъестественное: не только в бога, но и в демонов, призраков, экстрасенсов. Про это, наверно, тоже можно интересно рассказать.
- Не исключаю, что Путин и правда является верующим, что это не игра. По крайней мере, мне было бы очень тяжело притворяться: целовать иконы, встречаться со священниками, поддерживать клерикализацию страны. Может быть, он искренне полагает, что делает полезное дело. Но нельзя не заметить и экономический аспект: Церковь - это хорошо организованный и прибыльный бизнес. Возможно, окружение президента заинтересовано в нем. И тогда мне понятно, почему это письмо-предупреждение академиков абсолютно ни на что не повлияло.

Нужно использовать любые методы пропаганды ради общей цели и не бояться того, что сейчас наши слова не имеют силы. Из искры возгорится пламя.

18 января 1943 года около 14.00 над колокольней в Шлиссельбурге поднялся красный флаг - его установил солдат 86-й стрелковой дивизии Ленинградского фронта Губанов. За пару часов до этого, в 11.45, войска Волховского и Ленинградского встретились, преодолев последние несколько километров немецкой обороны. Операция «Искра», начавшаяся 12 января, завершилась прорывом блокады Ленинграда.

И хотя полностью осада города будет снята лишь спустя год, в январе 1944-го, отвоеванный в эти дни узкий коридор даст городу возможность дышать: за рекордные 17 суток сквозь него проведут 30-километровую железную дорогу, по которой в Ленинград придет первый поезд с «Большой земли». Хлебный паек по карточкам постепенно увеличится до средних по стране норм, а на фабрике имени Надежды Крупской произведут несколько тонн популярных довоенных конфет «Мишка на Севере».

Спасти Ленинград

К началу зимы 1942 года ситуация вокруг Ленинграда сложилась критическая - к осени из города, население которого до войны насчитывало около 3 млн, вывезли свыше миллиона человек. Прошедшей зимой в городе ежедневно погибали по нескольку тысяч человек - общее число жертв блокады, по разным данным, составит от 600 до 800 тыс. человек, однако пик смертей придется на ту, первую блокадную зиму. Несколько попыток (только на весну и лето 1942 года пришлось две крупные операции) прорвать кольцо вокруг города оказались безуспешными. Облегчить участь жителей позволила открытая в ноябре 1941 года Дорога жизни , но было очевидно, что ее ресурсов недостаточно для того, чтобы спасти город. В преддверии новой блокадной зимы командование приступило к разработке операции по спасению Ленинграда.

Из «Искры» разгорится пламя ​​​​​​​​​​​​​​

Первоначально планировалось провести ее в два этапа - на первом, который должен был быть завершен к концу 1942 года, войска Ленинградского и Волховского фронтов должны были овладеть так называемым Шлиссельбургско-Синявинским выступом, где расстояние между ними было кратчайшим; на втором, в феврале 1943 года, - Ораниенбаумским плацдармом. В Ставке решили остановиться на первом этапе, но начало операции при этом перенести на январь. По одной из легенд, имя операции при обсуждении дал Сталин - вспомнив о предыдущих безуспешных попытках и рассчитывая на то, что в этот раз солдатам двух фронтов удастся пробиться навстречу друг к другу и позднее развить этот успех, Сталин якобы произнес: «И пусть из «Искры» разгорится пламя».

Три операции 2-й ударной

​​​​​​​

Весной 1942-го под Ленинградом была проведена Любанская операция, которая, однако, оказалась безуспешной. Операция закончилась гибелью 2-й ударной армии - тогда, пытаясь освободить Ленинград, в болотистых лесах вокруг города без вести пропали почти 30 тыс. солдат. Командующий армией генерал Власов был взят в плен и впоследствии начал сотрудничать с вермахтом, 2-я ударная же была возрождена - и до победного рвалась через блокадное кольцо.

Восстановленная в июле 1942 года в районе Путилово, она приняла участие в следующей, Синявинской операции, но тогда сломить сопротивление немецких войск вновь не удалось. И в январе 1943 года, в составе войск Волховского фронта, армия нанесла главный удар в направлении Рабочего поселка №1, Рабочего поселка №5 и всё того же Синявина для соединения с Ленинградским фронтом.

Последний залп Шлиссельбургской крепости

2-я ударная перешла в наступление утром 12 января 1943 года вместе с пятью другими армиями (еще одна, 14-я воздушная, обеспечивала поддержку с воздуха). Войскам, участвующим в операции, предстояло форсировать Неву под огнем противника и преодолеть его сопротивление в укрепленном болотистом районе Шлиссельбургско-Синявинского выступа. Но к 18 января между двумя фронтами оставалось лишь несколько километров - и вскоре Волховский и Ленинградский фронт встретились в районе Рабочего поселка №5. Расположенная в знаменитой Шлиссельбургской крепости артиллерийская батарея дала свой последний залп, а к вечеру того же дня к месту встречи прибыли инженерные соединения для сооружения железной дороги к городу.

«Коридором смерти» ради жизни

Железная дорога к Ленинграду, получившая имя Дорога победы, протяженностью почти в 30 км, была проложена за 17 суток: за это время строители, руководил которыми глава Ленметростроя Иван Георгиевич Зубков, проложили трассу через лежавшие на пути леса и болота и навели через Неву низководный мост длиной в 1300 м. Ширина отвоеванного войсками коридора составляла от 8 до 11 км, и некоторые участки дороги проходили в 3–4 км от немецких артиллерийских позиции. Их вскоре прозвали «Коридором смерти». Но осажденный город ждал помощи, и железнодорожники пускали свои составы в «Коридор смерти» - ради жизни.

Кошачий десант


​​​​​​​

Одним из первых поездов, прибывших в Ленинград после прорыва блокады, стал особый состав из Ярославля с четырьмя вагонами кошек. В осажденном городе погибали не только люди - к концу первой блокадной зимы в городе почти не осталось домашних животных. Зато в огромных количествах расплодились крысы: они съедали последние запасы продовольствия, вторгались на устроенные жителями огороды и угрожали Ленинграду эпидемиями. Для борьбы с ними были созданы специальные бригады, однако справиться с нашествием грызунов человеческими силами было почти невозможно - и едва кольцо было прорвано, Ленинград обратился за помощью к Ярославлю. Местные жители откликнулись на призыв: кто-то приносил пойманных на улице дымчатых кошек, которые считались хорошими крысоловами, кто-то отдавал даже своих домашних любимцев.

Встречать «кошачий эшелон» в Ленинграде пришел почти весь город. Те, кому домашних питомцев не хватило, позднее покупали котят на рынках - за одного котенка предлагали порой до 500 рублей при том, что килограмм хлеба с рук продавали за 50 рублей.

Однако большинство кошек погибло в осажденном городе - и в конце войны в Ленинград пришел еще один, уже сибирский эшелон. А в 2000 году на Большой Садовой улице благодарный город установил памятник блокадным кошкам - Коту Елисею и Кошке Василисе.

Салют в блокадном Ленинграде

После того как поздно вечером 18 января Совинформбюро передало внеочередное сообщение о прорыве блокады, в изможденном городе раздался праздничный салют. Улицы, испещренные следами снарядов и бомб, были украшены флагами. Прохожие, пережившие с городом две страшные зимы, на улицах, остававшихся под обстрелом, поздравляли друг друга с победой, до которой самому Ленинграду оставалось еще чуть больше года. Блокада будет полностью снята 27 января 1944 года.

Фото из открытых источников

Насколько актуально это пророчество сейчас для российской действительности. Могут ли сегодняшние протестные настроения и их лидеры свершить то, что сделали оппозиционеры столетней давности.

«Наш скорбный труд не пропадет, из искры возгорится пламя, и просвещенный наш народ сберется под святое знамя». Могут ли сегодняшние ревнители новой России повести за собой массы? Взойти на Эльбрус российской державы? Ну, или хотя бы победить на выборах и не скурвится? Тогда вот смогли. И из горсточки большевиков-революционеров, как снежный ком с горы народили силу, сумевшую подмять под себя всю Российскую империю. И застолбить место на «пике коммунизма». К слову, что значительно выше Эльбруса.

Формулу этого феномена, когда из искры возгорелось пламя (революционной ситуации) вывел еще В.И. Ленин. «Для наступления революции недостаточно, чтобы «низы не хотели», а требуется еще, чтобы «верхи не могли» жить по-старому» - поставив точку, уже лысоватый Владимир Ульянов, хотя тогда ему было еще только 35 лет, уставился стеклянным взглядом в окно, рассматривая тихую улочку швейцарского Берна. Мысли же неудавшегося вождя мировой революции, но зато состоявшегося русской, в этот момент были в далекой России. Он примерял то на Николая Романова (царь), то на Ивана Горемыкина (председатель Совмина) насколько они не могут, а также вспоминал Кольку Растрина и Ивашку Шпиру из Питерской типографии, соразмеряя, насколько эти не хотят. Минута, другая, глубокий выдох разочарования, он взял ручку и стал писать дальше.

Но, пути господни, неисповедимы. Как все же сошлись звезды и эти факторы в далеком 1917 г. и формула сыграла. Ну, и, конечно, товарищи социалисты не растерялись, сорганизовали общий сбор энтузиастов из мира «голодных и рабов». Выжали по максимуму из них. За что и получили, «респект и уважуху», в порядке народной мудрости: «скоро сказка сказывается, но не скоро дело делается». Единственно, не смогли энтузиасты «Свободы, равенства и братства» воспитать достойную смену, которой можно было бы передать завоевания. Но это уже другая история. Пока же интересуют протестные настроения в России. Вот и очередное социологическое исследование о состоянии протестных настроений в стране, говорит, что искры тлеют, а некоторые даже упорно дуть пытаются, что и дает свои результаты.

Способны ли сегодняшние революционеры на былые подвиги. Или уже не тот порох в пороховницах. Сдулись и тупо ждут вариант, чтоб им как борцам за светлое будущее капитализма в конце 1980-х подфартило. А и то толк. Почему бы дяде не повторить дубль два, благо исходный материал есть, о чем и говорит исследование, проделанное, корифеями русского либерализма. Центром экономических и политических реформ (ЦЭПР), на счету которого такие резонансные проекты как «500 дней», «Согласие на шанс», «Нижегородский пролог». Сегодня мало кому что говорят эти названия, но выживших в 1990-е, это звуки заставляют вздрогнуть. И вот последний их доклад об анализе протестной активности в стране 2017-2018 гг.

Скрупулёзный подсчет показывает, что за последний год протестных акций выросло чуть ли не в два раза (1479 – 2017г. против 2526 – 2018 г.). Безусловно, благодатным поводом для таких мероприятий стала внедряемая пенсионная реформа. Это и понятно. Ведь в отсутствии каких-либо даже мало-мальски внятных своих идей и тем, способных объединить граждан вокруг оппозиционеров им приходится пользоваться тем, что кинет с барского плеча власть. И, безусловно, пенсионная реформа, это жирный кусок, с которого есть и будет чем, еще поживится. Исследователями, так же, обозначены места наиболее активного протестного движения. И как видим, это не там, где тяжелее всего живется, а там, где сконцентрировано наибольшее количество граждан, требующих здоровой движухи. К сожалению, плохо организованный властями досуг и плохое медицинское обслуживание, является определяющими факторами, вызывающими разлив желчи в организме. В результате чего мы и видим, ту географию протестных акций, которую имеем.

Эти и другие данные, приведенные ЦЭПР, поднимают только один вопрос. Может ли из этой искры возгореться пламя? И хватит ли легких, тем раздувалам разжечь. Но и к господам по другую сторону барикады тоже есть вопросы. Интересно, сегодняшние государственные деятели и подведомственные им политтехнологи помнят ленинскую истину или считают, что эта аксиома уже истлела. Тут хотелось бы спросить, а случаем, они не полагают, что и законы Ньютона тоже должны быть пересмотрены. Ведь за века окружающий мир тоже поменялся. А может, нет, и они строго блюдут вековые принципы. Но зато у них есть полное ощущение, что все под контролем. Искренне считают, что низы еще хотят, а верхи пока могут.

Конечно, для этого мнения, у них есть все основания. Ведь даже если, какие-то из низов сейчас уже не хотят, то в любом случае, в верхах все стабильно и могут все и всё. А эти несчастные 0,2% от населения страны, которые создают основу для подобных исследователей можно и не замечать. Но тут, как говорится, не стоит забывать историю. Большевиков, к февралю 1917 г. было тоже около 24 тысяч на 180 миллионное население, а в дамки выскочили именно они. Конечно, тут не надо забывать о третьей переменной в ленинской формуле – тотальный кризис в жизни масс. Но и этот вопрос народная мудрость не обошла: «если звезды горят, значит, кто-то их зажигает». Так что в данной ситуации, надо надеется на лучше, но и сами не плошать.

А вы как думаете, к чему приведут все эти протестные настроения в России?

Калинчев Сергей

Подпишитесь на нас