Проблема самораскрытия в отечественной психологии. Что такое самораскрытие личности в общении и. Изменение образа мышления


В настоящее время феномены адаптации превращаются в одну из центральных проблем для теории и практики психологической науки. Сейчас вряд ли возникнут сомнения в том, что такие глобальные вопросы, как обеспечение жизнеспособности человека вопреки нарастающему патогенному воздействию среды, прогнозирование темпа его психического развития, сохранение духовного и нравственного облика, формирование новых отношений в обществе, можно решить вне представлений о механизмах адаптации. Анализ теоретических и методологических подходов в разных научных сферах позволил выделить несколько обобщенных смысловых аспектов адаптации: адаптация как жизнедеятельность в изменяющихся условиях существования, адаптация как приспособление к измененным условиям среды, адаптация как достижение устойчивости в измененной среде. Логика развития общества и психологической науки ставит психологов перед необходимостью изучения адаптации как поиска личностью нужных ей способов самораскрытия. В этом случае акцентируется стремление личности к обретению индивидуальной стратегии взаимодействия с обновляющейся окружающей реальностью в соответствии с собственным мироощущением, с собственным видением происходящего и себя в нем.


Подобный подход основывается на рассмотрении личности как субъекта адаптации, что представляется важным для теоретических обобщений и решения практических задач. В этом случае адаптация понимается как механизм самораскрытия личности, обеспечивающий трансформацию внешних изменений во внутренние условия создания новых способов взаимодействия с реальностью и с собой, необходимых для сохранения собственной целостности.


Психологический портрет адаптирующейся личности определяется: особенностями осознания изменяющейся окружающей среды, рефлексией себя в новой картине среды, саморегуляцией адаптационного потенциала, необходимого для преобразования взаимодействия с окружающей средой и собой; трансформацией способов взаимодействия с окружающей средой; выраженной эго-орентацией как возможного следствия усиления потребности в самораскрытии, изменением образа "Я". Один из источников самораскрытия личности заключен в осознании изменений окружающей среды. Возникновение индивидуального образа происходящего означает, что среда перестает быть безразличной человеку. Человек из автоматически реагирующего на внешние воздействия превращается в рефлексирующего прежде всего те преобразования, которые затрагивают его потребности. Новая картина среды приводит к избирательности поведения и отношения к себе. В начальный период взаимодействия личности с непривычными условиями существования особую роль играет рефлексия изменений в собственном "Я". Осознание себя указывает на особенности внутренней переработки изменений, произошедших вовне. Этот процесс определяется смыслом собственного бытия, его значимостью для личности. Происходит своеобразная трансформация образа среды в образ "Я". Эго-ориентация адаптирующейся личности отражает приоритет ценности собственной жизни. Роль эго-ориентации особо возрастает при необходимости адаптироваться к изменяющемуся образу "Я".


Во многом благодаря эго-ориентации возможно освоение новой роли, достижение самоценности и необходимого взаимодействия с окружающей средой и с собой. Одна из функций эго как центра системы сознательного состоит в создании стандартов для определения целостности и индивидуальности человеческой личности. Можно считать, что в новых условиях существования собственное Я превращается для личности в основной ориентир создания необходимых программ адаптационного поведения и формирования персонально важной системы отношений с миром. Рефлексия активизирует механизмы личностной саморегуляции. Основной смысл личностного регулирования сводится к обеспечению внутренних условий для преобразования сложившихся взаимоотношений со средой. С этой целью личность конвергирует имеющийся адаптационный потенциал и все содержащиеся в среде возможности. Максимально личность включается в регуляцию адаптационного потенциала в условиях реальной витальной угрозы. Наряду с этим личность направляет свою активность на преодоление зависимости от средовых влияний. Наибольшая автономность личностных свойств наблюдается тогда, когда самосохранение и самораскрытие зависят, главным образом от психофизической организации, телесного потенциала. Трансформация психического адаптационного потенциала в более сложные и совершенные формы психологической интеграции, демонстрирующая перераспределение акцентов взаимодействия человека с окружающей реальностью и с собой, основывается на активности личностной регуляции.


В этом реализуется свойственная адаптации функция созидания. Результат адаптационных трансформаций сводится к изменению образа "Я" и типа адаптирующейся личности, к формированию личностного адаптационного синдрома. Дополнение традиционных взглядов на адаптацию субъектно ориентированным позволяет по-иному очертить основную цель адаптации? обеспечение целостности личности. Это означает, что адаптирующаяся личность способна поддерживать необходимое ей внутреннее единство и регулировать собственную активность, что позволяет ей выступать в роли внутренней детерминанты взаимодействия с динамичной окружающей реальностью. Целостность личности на начальных этапах взаимодействия с непривычными условиями жизнедеятельности обеспечивается активизацией процессов интеграции психических, психофизиологических проявлений и механизмов личностной регуляции. Существенная роль в обеспечении целостности личности принадлежит неосознаваемым психическим процессам. Они включаются в структуру личностного адаптационного синдрома независимо от объективных признаков и субъективных описаний условий существования. Это позволяет считать неосознаваемое обязательным компонентом адаптационного реагирования личности. Одновременно возникает требующее специальной экспериментальной проверки предположение о том, что совпадение содержания неосознаваемых эмоций и неосознаваемых стремлений и осознанных представлений означает адаптационную зрелость личности.


Содержательное единство глубинных и закрепленных социальным опытом личности переживаний создает гармонию ее отношений к происходящему и к своей роли в нем. Это повышает регуляторную активность личности и делает человека более адаптированным. Несоответствие содержания неосознаваемых и осознанных эмоций и мотивов подталкивает личность к поискам как социально желательных, так и не санкционированных обществом способов компенсации адаптационного конфликта. Рассмотрение личности как субъекта адаптации, с одной стороны, дополняет научное видение адаптации, с другой? открывает новые грани психологии личности. Для понимания психологии современного человека важно, что его личностная структура объединяет в себе вариативные и инвариантные психологические свойства. Пластичность психологических личностных свойств? важное адаптационное приобретение, необходимое для сохранения жизнеспособности в динамичном внешнем мире. Наибольшие возможности для модификации психологических свойств личности, а именно: для изменения диапазона их проявлений и структуры? предоставляют глобальные социальные преобразования в нашем обществе. К структурным вариациям личностных свойств может приводить кратковременное взаимодействие с измененными жизненными условиями. В то же время личностные свойства могут демонстрировать инертность включения в адаптационные процессы. Тем самым, очевидно, создается дополнительный резерв адаптации, активизация которого возможна тогда, когда быстро действующие системы оказываются неспособными к обеспечению целостности личности.


В инвариантности заключается потенциал сохранения самоидентичности. Инвариантность позволяет личности сохранять собственный адаптационный опыт. Так, адаптация в условиях реформирования социальной системы не затрагивает эмоциональную защищенность и чувствительность к новому, а также свойства, обеспечивающие самоорганизацию. В течение длительного времени стабильными оставаются свойства, подчеркивающие значимость собственного "Я" личности. Сохраняется также согласованность проявления свойств самоконтроля, склонности к риску, способов реализации коммуникативных навыков и эмоциональной устойчивости. Устойчиво сохраняется интеграция личностных свойств, отражающих способность к самоорганизации, ориентацию на поддержку группы, эмоциональную зрелость и жизненный оптимизм. Несмотря на давний срок изучения адаптационных феноменов, самостоятельная научная дисциплина, систематизирующая знания о психологических закономерностях адаптации человека в изменяющейся среде существования и раскрывающая сферы их практического применения, в настоящее время только начинает складываться. Видимо, это связано с затянувшимся первичным таксономическим этапом анализа имеющихся результатов. В то же время накопленные сведения содержат достаточно большой потенциал теоретических изысканий и эмпирических разработок.


Известия ТРТУ

Тематический выпуск

рованными и психопатическими чертами характера (А.Я. Анцупова и А.И. Шипилова).

Результаты нашего эмпирического исследования взаимосвязи семейных отношений, акцентуаций характера и риска суицидального поведения в подростковой среде свидетельствуют, что подростки с высоким суицидальным риском превосходят остальных подростков по уровню экстремальности поведения, им свойственны нарушения адаптивности в отношениях к окружающим, трудности в приспособлении к условиям социальной среды. Также найдены взаимосвязи изучаемых характерологических и поведенческих особенностей с готовностью к саморазрушающему поведению; высокая степень суицидального риска в большинстве случаев наблюдается у подростков с аффективно"-экзальтированным и возбудимым типами акцентуаций характера в сочетании с авторитарным или агрессивным стилем межличностных отношений. Таким образом, результаты проведенного исследования доказывают, что у акцентуированных подростков при нарушении межличностных отношений склонность к суицидальному поведению возрастает. Это в свою очередь, дает возможность разработки и применения дифференцированного подхода при оказании помощи подросткам, склонным к суицидальному поведению Вместе с тем это небольшое эмпирическое исследование может служить одной из первых попыток комплексного изучения факторов суицидального поведения, а в перспективе объединения сил представителей различных наук в исследовании этого трагического феномена нашей жизни.

Зинченко Е.В.

САМОРАСКРЫТИЕ И ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ЛИЧНОСТИ

Личностное самораскрытие, понимаемое нами как многоплановый процесс проявления личности в общении, является необходимым условием существования человека в обществе, в системе социальных связей и отношений. Самораскрытие предполагает сообщение субъектом личной информации различной степени интимности одному или нескольким реципиентам. С его помощью человек как бы вписывается в определенный социальный контекст, соотносит свои представления с представлениями о нем окружающих. Кроме потребности для самого субъекта, самораскрытие важно и для окружающих. Как считает Э. Гоффман, оно способствует определению реципиентом ситуации общения, дает возможность понять собственные ожидания и ожидания партнера. Согласно В. Дерлига, нежелание раскрываться может привести к изоляции от общества. В целом самораскрытие выступает как сложный социально-психологический феномен, имеющий значимые последствия для каждого из субъектов общения.

С точки зрения значимости для коммуникатора, самораскрытие личности в общении выполняет ряд важных функций, одной из которых является укрепление психического здоровья субъекта. Кроме внутренней гармонизации, психическое здоровье обеспечивается также гармонизацией отношений с окружающим миром. Именно поэтому самораскрытие вносит свой существенный вклад в его поддержание. Раскрытие своего «Я» другому человеку жизненно необходимо для индивида. С. Джурард назвал его условием и признаком существования полноценной личности. По его мнению, здоровая личность всегда будет стремиться к тому, чтобы ее полностью узнал хотя бы один значимый человек. Самосокрытие же, как утаивание от партнера личной информации, свидетельствует о дистрессе. Как утверждает Х. Каплан, отчужденное отношение к миру лежит в основе различных невротических и социопатических состояний личности. Согласно Э. Фромму, удовлетворение потребности в человеческих связях, в слиянии с другим человеческим существом не-

Раздел III. Психология здоровья и безопасности человека

обходимо для поддержания психического здоровья.

Вопросу связи самораскрытия с психическим здоровьем было посвящено довольно много зарубежных исследований. Эта связь оказалась неоднозначной, и мнения авторов разделились. Ряд из них обнаружили положительную корреляцию между этими феноменами, другие - отрицательную, некоторые исследователи сделали вывод об отсутствии данной связи. П. Козби объясняет низкую степень корреляции между показателями самораскрытия и психического здоровья их криволинейной зависимостью. Он выдвигает гипотезу о том, что люди с хорошим психическим здоровьем раскрываются глубоко, но только узкому кругу лиц, остальным -средне; а люди с плохим психическим здоровьем характеризуются высокой или низкой открытостью каждому. Эту гипотезу подтвердили в дальнейшем А. Чайка и В. Дерлига. Интересными в этом смысле представляются и результаты исследования Х. Каплан, которые выявили большую степень психического здоровья у девушек, чем у юношей. При учёте влияния фактора пола на самораскрытие, они могут являться косвенным доказательством существования связи самораскрытия с психическим здоровьем личности, так как многие исследователи сходятся во мнении, что для лиц женского пола характерен больший объём самораскрытия, чем для лиц мужского пола. В пользу указанной связи свидетельствуют и данные Пэйдж, М. Рэнди и др. о том, что психическое здоровье в детском и подростковом возрасте в значительной степени связано с переживанием чувств одиночества и изоляции.

Самораскрытие имеет зачастую катартический эффект. Высказанная вслух личная информация как бы отчуждается от субъекта, что сопровождается облегчением переживания. Как было доказано зарубежными исследователями, на здоровье человека положительно влияет не только непосредственное, но и опосредованное самораскрытие. При последнем существенно снижается риск негативных последствий, что делает его более предпочтительным для коммуникатора. Ведение дневниковых записей мы рассматриваем как один из способов опосредованного самораскрытия. В данном случае в качестве реципиента выступает сам субъект самораскрытия, его собственное Я. Согласно данным американских исследователей П. Пеннибейкер и К. Гувер, ведение дневника улучшает самочувствие, увеличивает сопротивляемость болезням.

В отечественных исследованиях получены данные, косвенно свидетельствующие о связи самораскрытия личности с её психическим здоровьем. Так, Н.Д. Семёнова установила, что у лиц, страдающих бронхиальной астмой, после психокоррекционных занятий, направленных на восстановление эмоциональной связи с миром, наблюдались положительные изменения в сфере общения и, как следствие, улучшилось психическое здоровье. Этот опыт работы подтверждает тезис Джурарда о том, что подавление потребности в самораскрытии может стать причиной возникновения не только психологических проблем, но и психосоматических заболеваний. Л.И. Анцыферова отмечает, что отчужденное отношение к миру выступает основой невротических и социопатических состояний личности. Т.П. Скрипкина, указывает на то, что неадекватность в проявлении доверия связана с невротическими состояниями и выступает показателем отклонения психического здоровья личности.

Таким образом, существующие психологические исследования указывают на наличие сложных взаимосвязей между самораскрытием и психическим здоровьем личности. Данная проблема требует дальнейшего практического изучения и теоретического осмысления.

Тема 2 Самораскрытие в межличностном общении: виды,

характеристики и функции

Исследование самораскрытия началось в рамках гуманистической психологии в 50-х годах 20 века. Это было неслучайно, поскольку именно это направление стало рассматривать человека как активного, самореализующегося субъекта собственной жизни. Это проявилось и в терминах, введенных ее представителями: самоактуализация, самовыражение, самораскрытие и саморазвитие. Основополагающими для становления гуманистической психологии стали работы Абрахама Маслоу, который впервые указал на самосозидание как на существенную характеристику человека, неотъемлемое свойство человеческой природы.

Сидней Джурард определил самораскрытие как «процесс сообщения информации о себе другим людям; сознательное и добровольное открытие другому своего Я» . Содержанием самораскрытия могут служить мысли, чувства человека, факты его биографии, текущие жизненные проблемы, его отношения с окружающими людьми, впечатления от произведений искусства, жизненные принципы и многое другое. Ребенок, который начал говорить, уже может сообщить что-то о себе. Потребность в самораскрытии присуща каждому человеку, и она должна быть обязательно реализована, поскольку ее подавление может стать причиной возникновения не только психологических проблем, но и различных психических и соматических заболеваний. У каждого человека существует потребность открыть себя хотя бы одному значимому другому. Самораскрытие играет центральную роль в развитии и существовании межличностных взаимоотношений. Оно является показателем глубины и степени позитивности отношений (симпатии, любви, дружбы). По мере продвижения отношений к более интимным люди рассказывают о себе более полно и глубоко.

По сути, самораскрытие означает посвящение другого человека в свой внутренний мир, отодвигание занавеса, отделяющего «Я» от «Другого». Это самый прямой способ трансляции другим своей индивидуальности. Самораскрытие представляет собой сложный и многоплановый процесс выражения личности в общении, чувствительный ко многим факторам индивидуально-личностным, социально-демографическим и ситуативным. Он может протекать в непосредственной или опосредованной форме, с различной степенью осознания, с использованием вербального и невербального каналов передачи информации, быть ориентированным на разное число реципиентов. Рассмотрим основные виды самораскрытия .

Самораскрытие, как всякое действие, начинается с мотивации, поэтому оно в первую очередь зависит от того, зачем оно было начато и кем было инициировано. Хотя С.Джурард определял самораскрытие как добровольное открытие другому своего Я, в реальной жизни существует много ситуаций, в которых степень добровольности может быть очень разной: от горячего желания самого человека рассказать другому лицу о своих чувствах или мыслях, до «вытягивания» этой информации партнером. Естественно, характеристики самораскрытия (его объем, степень интимности) при этом будут существенно различаться.

По виду контакта субъекта общения и реципиента, можно выделить непосредственное и опосредованное самораскрытие. Непосредственное самораскрытие осуществляется в ситуации это реального контакта субъекта самораскрытия с реципиентом, в процессе которого они могут видеть и слышать друг друга. Опосредованное самораскрытие может осуществляться с помощью телефона, письменного текста, электронного текста в Интернете. Непосредственное самораскрытие дает возможность получать немедленную обратную связь от реципиента и в соответствии с этим контролировать процесс самораскрытия (расширять или сворачивать, углублять и т.п.). В то же время присутствие человека сковывает говорящего, особенно при сообщении негативной информации. Не случайно З.Фрейд придумал во время психоаналитического сеанса садиться за головой клиента, лежащего на кушетке, чтобы между ними не было контакта глаз. В повседневной жизни люди предпочитают сообщать о негативных действиях (например, о разрыве отношений, по телефону или в письменном виде). Письменная форма дистанциирует партнеров и лишает их большого количества информации, передающегося по невербальному каналу (интонации голоса, выражения лица и пр.). Кроме того, она связана с большой отсрочкой во времени обменом информации, хотя в Интернете это преодолено: в форуме можно общаться в режиме реального времени.

Особой формой опосредованного самораскрытия являются дневниковые записи. Они, как правило, ведутся человеком для самого себя с целью фиксации в памяти событий своей жизни и упорядочивания жизненных впечатлений. Они различаются по степени интимности затрагиваемых в них тем и подробности описаний. Авторы дневников по-разному относятся к возможности их прочтения другими людьми. В Интернете существуют блоги – это личные дневники, которые открыты для всеобщего обозрения. Читатели могут комментировать записи, обсуждать личность их автора. Газетные или интернетные объявления о желании вступить в брак или дружеские отношения также могут рассматриваться как примеры самораскрытия, хотя здесь преобладает самопредъявление личности. Эти объявления стали предметом исследования как в зарубежной, так и в отечественной психологии.

Большое влияние на самораскрытие оказывает количество людей, на которых оно рассчитано. В западной психологии лицо или группа лиц, которым адресована информация, называется мишенью самораскрытия. Чаще всего мишенью является один человек, причем его характеристики (личностные и социально-демографические особенности) в большой степени определяют содержание и форму самораскрытия. Иногда мишенью самораскрытия становится малая группа (например, члены семьи, коллеги по работе, попутчики в купе поезда). В этом случае, как правило, снижается степень интимности сообщаемой информации и ее детальность. Особой формой является самораскрытие в группах психологического тренинга или в психотерапевтических группах. В них предварительно создается атмосфера взаимного доверия и раскованности, что позволяет ее участникам безбоязненно сообщать о себе информацию, которая может компрометировать их в глазах присутствующих.

Мишенью самораскрытия могут выступать большие группы людей. Это можно назвать публичным самораскрытием. Его примерами могут служить интервью знаменитых людей в средствах массовой информации, автобиографии, изданные в виде книг. Цели такого самораскрытия отличаются от предыдущих форм. Публичное самораскрытие всегда имеет целью привлечь внимание к своей персоне, создать определенное впечатление о себе. Оно включает большой элемент самопредъявления, поскольку не всегда бывает искренним.

По критерию дистантности общения, целесообразно развести личностное и ролевое самораскрытие. Ролевое самораскрытие разворачивается в рамках той роли, в которой человек находится в данный момент времени. Например, на приеме у врача каждый человек рассказывает о себе главным образом то, что связано с его болезнью. При этом человек может касаться интимных физиологических подробностей и не ощущать стеснения, поскольку общение протекает на ролевом уровне. Личностное самораскрытие предполагает наличие отношений симпатии, дружбы, любви, которые и являются основой для самораскрытия. Именно характер этих отношений и регулирует направленность самораскрытия.

По степени подготовленности субъектом процесса самораскрытия можно выделить непреднамеренное и подготовленное . Когда человек в процессе общения спонтанно раскрывает информацию о своей личности, это пример непреднамеренного самораскрытия. Иногда это бывает в ответ на чужую откровенность, или из желания развлечь собеседника. Когда человек заранее планирует сообщение какой-то информации о себе другому лицу или группе лиц, то мы имеем дело с подготовленным самораскрытием. Например, молодой человек может тщательно продумать формулировку признания в любви своей девушке. Более того, он может позаботиться об обстановке, в которой это будет сделано.

Еще один важный показатель самораскрытия это степень искренности субъекта самораскрытия, которая проявляется в достоверности информации, сообщаемой о себе. Всякая сообщаемая человеком информация о себе не является полной и абсолютно достоверной. Однако, человек вносит умышленные изменения в это сообщение, тогда мы имеем дело с псевдосамораскрытием.

Самораскрытие обладает целым рядом характеристик, которые могут быть определены с помощью психологических методов.

Под глубиной самораскрытия понимается детальность, полнота и искренность освещения какой-либо определенной темы. Эмпирически глубина самораскрытия измеряется в опроснике Джурарда количеством ответов испытуемого, в которых он указывает, что рассказывает о себе полно и совершенно откровенно. В противоположность этому поверхностное самораскрытие предполагает неполное и частичное освещение каких-то аспектов своей личности. Некоторые авторы связывают с глубиной интимность раскрываемой информации. На наш взгляд, это неправильно, так как интимность связана с тематикой самораскрытия. Исследования зарубежных и отечественных психологов показали, что существуют открытые и закрытые темы. Открытые темы характеризуются высоким самораскрытием и содержат, как правило, нейтральную информацию об интересах и вкусах, отношениях и мнениях человека. К закрытым темам относят информацию о сексуальной сфере, о теле человека, его личностных качествах и финансах. Самораскрытие по этим темам является интимным, так как оно касается того, что человек больше всего скрывает. В США тема источников и объема доходов является более закрытой, чем тема здоровья.

Широта самораскрытия определяется количеством информации и разнообразием тем, по которым раскрывается человек. Рассказывая другому о себе, субъект может затронуть только одну тему или же несколько тем. Как правило, в опросники самораскрытия включаются следующие темы: отношения и мнения, интересы и склонности, работа (учеба), личность, тело, финансы.

Глубина и широта самораскрытия составляют общий его объем (или интенсивность). Люди очень различаются по степени самораскрытия, что отражает введенное С. Джурардом понятие «норма открытости». В опросниках, рассчитанных на диагностику самораскрытия, объем определяется общей суммой баллов, набранной испытуемым, которая сравнивается со среднегрупповой.

Избирательность самораскрытия отражает способность личности варьировать содержание и объем самораскрытия в общении с разными людьми. Психологами были обнаружены большие различия в характеристиках самораскрытия одного и того же человека в общении с разными партнерами. Одни люди при описании какого-нибудь события своей жизни повторяют один и тот же рассказ, другие люди его видоизменяют в зависимости от партнера.

Дифференцированность самораскрытия можно определить, как способность личности изменять объем и глубину самораскрытия в зависимости от темы. Индивидуальные различия состоят в том, насколько человек может изменять объем и глубину самораскрытия в зависимости от темы. Сочетание избирательности и дифференцированности позволяет судить о гибкости самораскрытия, которая отражает способность перестраивать сообщение о себе в зависимости от собственных целей, характеристик ситуации и партнера.

Эмоциональность самораскрытия характеризуется общей эмоциональной насыщенностью сообщения, а также соотношеним позитивной и негативной информации, сообщаемой о себе. Средства, используемые коммуникатором для передачи своих чувств в момент самораскрытия включает как вербальные проявления (употребление метафор, эпитетов и т.п.), так и паралингвистические характеристики (скорость речи, громкость и т.п.), а также экстралингвистические (паузы, смех, плач). Самораскрытие может быть хвастливое (последнее близко к самопредъявлению), развлекающее, жалобное.

Продолжительность самораскрытия измеряется по времени, затраченному на него человеком в процессе эксперимента или естественного поведения. Показателем этого параметра выступала длительность высказываний о себе при анализе аудио- и видеозаписей разговора. К временным характеристикам самораскрытия относят также пропорцию между слушанием и повествованием, а также между повествованием о себе и на отвлеченные темы.

Итак, основными характеристиками самораскрытия являются: глубина, полнота и широта (которые вместе составляют объем самораскрытия), продолжительность, соотношение позитивной и негативной информации о себе (аффективные характеристики), гибкость (которая складывается из дифференцированности и избирательности). Если составить таблицу видов самораскрытия на основе рассмотренных выше критериев, то она будет иметь следующий вид.

Таблица 1 Виды самораскрытия

Критерий

Виды самораскрытия

1. источник инициативы

добровольное и вынужденное

2. вид контакта

непосредственное и опосредованное

З. мишень самораскрытия

одному лицу или группе

4. дистантность

личностное и ролевое

5. преднамеренность

непреднамеренное и подготовленное

6. степень искренности

истинное или псевдосамораскрытие

7. глубина

глубокое и поверхностное

8. широта

тематическое или разноплановое

9. эмоциональность

аффективное и нейтральное

10. эмоциональный тон

позитивное или негативное

Функции самораскрытия

1. Самораскрытие способствует психическому здоровью личности коммуникатора. У каждого человека существует потребность открыть себя, хотя бы одному человеку, и фрустрация этого стремления может привести к возникновению психологических проблем.

2. Самораскрытие развивает личность. Это возможно благодаря тому, что оно служит мощным средством, с помощью которого возможно самопознание, личностная идентификация.

3. Самораскрытие является средством саморегуляции личности благодаря следующим механизмам.

А) Эмоциональная разрядка, являющаяся следствием передачи своих чувств в процессе самораскрытия. Этот феномен выступает одним из составных моментов психотерапевтического процесса. Главным результатом действия этого механизма в плане саморегуляции является снижение остроты переживания и психического напряжения.

Б) Уяснение проблемной ситуации через ее вербальный анализ. Известно, что, излагая другому лицу какие-то факты, человек их структурирует, интерпретирует, что приводит к их лучшему пониманию и самого рассказчика. В саморегуляции этот аспект наиболее соответствует анализу значимых условий для достижения целей дальнейших действий.

В) Механизм социального сравнения, который дает возможность рассказчику на основе ответной откровенности сравнить собственную проблемную ситуацию с аналогичными ситуациями других людей. Знание того, что его ситуация не уникальна, и с ней справилось много людей, значительно снижает внутреннее беспокойство человека и настраивает его на конструктивное решение.

Г) Механизм зеркала, который состоит в получении субъектом самораскрытия прямых оценок собственной компетентности, даваемых партнером в ответ на сообщаемую информацию. Этот механизм, на наш взгляд, наиболее связан с механизмами контроля и коррекции своих действий в процессе саморегуляции.

Д) Получение эмоциональной поддержки от собеседника. Оно существенно снижает психическое напряжение человека и является главной целью исповедальных форм самораскрытия. Именно благодаря этой функции самораскрытия его принято считать основой психического здоровья личности.

Ж) Получение реальной помощи от партнера, выражающейся либо в совете, либо в конкретных действиях, направленных на разрешение проблемной ситуации. В первом случае субъект самораскрытия получает готовую модель поведения, что существенно облегчает его процесс саморегуляции, во втором случае он делегирует часть своих обязанностей другому лицу, что также способствует лучшей саморегуляции своего поведения.

Документ

Рассматривать как объект , как структурно-функциональную... измерениях (пространствах). Личности , как субъекты жизненных... как единица общения . Текст в качестве единицы общения ... возможностей индивидуального самовыражения , деиндивидуализация. Ассимиляция...

  • Понятие о затрудненном общении и его причинах

    Документ

    ... самовыражения , расценивается прямо или косвенно как неэффективное, неоптимальное, разрушающее личность и затрудняющее общение . Личность , затрудняющая общение ... в плане форм экспрессивного поведения как объекта понимания.С этой точки зрения способность...

  • Учебно-методический комплекс дисциплины психодиагностика личности и индивидуальности направление подготовки

    Учебно-методический комплекс

    Психодиагностики личности : тест как объект изучения личности 4. Методические... самореализации; в самоактуализации; в самооценке; в самовыражении , в самосовершенствовании; в самоутверждении; в... стиль общения с окружающими, свой круг общения и, ...

  • Позы и жесты в межличностном общении

    Реферат

    Собственной личности ); познание другой личности на уровне... общении . Невербальное общение , широко известное как "язык жестов", включает такие формы самовыражения ... 1999. Леонтьев А. А. Общение как объект психологического исследования. // Методологические...


  • 73. Что такое самораскрытие личности в общении и

    какие функции оно выполняет?

    Понятие самораскрытия впервые появилось в работе амери­канского психолога С. Джурарда в 1958 г., и оно определялось им как «сообщение другим личной информации о себе». Он же разработал первую методику для диагностики индивидуаль­ных различий в стремлении людей рассказывать о себе окру­жающим. Наряду с понятием самораскрытия существует поня­тие самопредъявления, или самопрезентации, под которой Джурарда понимал «акт самовыражения и поведения, направ­ленный на то, чтобы создать благоприятное впечатление или впечатление, соответствующее чьим-то идеалам». Оно в неко­торой степени противоположно самораскрытию, поскольку служит подаче приукрашенной информации о себе. Исследо­вания, проведенные им на протяжении последующих 30 лет, показали, что стремление к самораскрытию зависит от множе­ства объективных и субъективных факторов. Так, к.саморас­крытию более стремятся женщины, чем мужчины, экстравер­ты, чем интроверты. Существуют данные о связи когнитивного стиля (см. вопр. 69, 70) с самораскрытием в межличностном общении; в частности , американскими психологами было вы­явлено, что полезависимые субъекты чаще и охотнее расска­зывают о себе окружающим, чем поленезависимые. В качестве «мишени» самораскрытия, как правило, выбираются люди, с которыми у данного человека сложились наиболее довери­тельные отношения. Среди них часто называются мать, бли­жайшие друзья своего и противоположного пола, жена или муж, отец, психолог-консультант. Есть темы, которые обсужда­ются с широким кругом лиц и достаточно откровенно: мнения и интересы, сведения о своей работе или учебе. Меньше всего люди стремятся обсуждать свое финансовое положение, здо­ровье и личностные особенности.

    Вопрос, нужно ли вообще что-либо рассказывать о себе ок­ружающим, был детально исследован американскими психо­логами, которые выявили положительные и отрицательные последствия самораскрытия. Первым положительным по­следствием самораскрытия является его благотворное влия­ние на психическое здоровье личности коммуникатора. Каж­дый человек нуждается в том, чтобы обсуждать с другими людьми (хотя бы с одним человеком) свои дела и мысли. Это ему необходимо для подтверждения их правильности или аб­сурдности. Раньше основную функцию снятия чувства вины за свои Грехи выполняла церковь, сейчас эту функцию принима­ют на себя отчасти психотерапевты и психологи-консультан­ты в тех странах , где есть развитая сеть консультационных ус­луг. Если эти услуги недоступны человеку, то он обсуждает свои проблемы с родственниками или друзьями. Если же он лишен возможности получить поддержку от кого-либо, то у него может развиться психическое или даже соматическое за­болевание. Экспериментально доказано, что одинокие люди больше подвержены заболеваниям, чем те, у кого есть духовно близкие люди. Однако связь между самораскрытием и психи­ческим здоровьем не является прямой, она зависит также от качества общения: если человек раскрывается первому встреч­ному, это может не принести ему облегчения.

    Второе положительное следствие самораскрытия состо­ит в развитии самосознания человека, его самоопределении. Это достигается с помощью двух механизмов: 1) благодаря рассказу о себе человек получает оценку со стороны слушаю­щего и новую для себя информацию; 2) стараясь передать свои мысли и чувства другому, человек стремится их лучше офор­мить лексически, что способствует их большему осознанию. Вся психотерапия независимо от теоретической основы сво­дится к тому, чтобы создать доверительные отношения между клиентом и терапевтом, затем вывести его на откровенный рассказ о себе и помочь ему осознать свои проблемы.

    Третьим положительным следствием самораскрытия яв­ляется установление или укрепление доверительных и интим­ных отношений. Давно отмечен тот факт, что, доверив другому человеку свою тайну, мы приближаем его к себе. Психологиче­ские исследования дружеских и любовных отношений показа­ли, что на первых стадиях их развития у партнеров идет бур­ный обмен информацией друг о друге, в результате которого устанавливается (или нет) представление о духовном родстве.

    Четвертое положительное следствие связано с тем, что через самораскрытие человек получает возможность удовле­творить ряд важных потребностей: в социальном сравнении, в личностной идентификации, во взаимном знании, в адапта­ции к социальной среде и т.п.

    Если проанализировать, что самораскрытие дает тому че­ловеку, который слушает чужие откровения, то оказывается, что оно для него тоже полезно. Оно помогает лучше узнать данного человека и в дальнейшем общении с ним использо­вать эти знания; дает возможность почувствовать реципиенту, что его уважают, ценят, считают достойным доверия. Взаим­ное самораскрытие приводит к сближению людей, к форми­рованию чувства «мы».

    Но наряду с явными преимуществами у самораскрытия имеются и негативные последствия. Так же, как существует ба­ланс между потребностью в общении и потребностью в уеди­нении, должен быть баланс между раскрываемой и скрытой информацией о себе. Если он нарушается в сторону избыточ­ного самораскрытия, то личности наносится ущерб. Она ста­новится более уязвимой для критики, другие получают боль­шие возможности для контроля над ней и манипуляции. Чело­век, который с легкостью рассказывает о себе интимные вещи, воспринимается окружающими как несерьезный, не заслужи­вающий доверия, поскольку он может так же легко рассказать о чужих секретах. Некоторая тайна поддерживает интерес к данной личности. Об этом хорошо знают женщины, умеющие привлечь к себе надолго внимание мужчин. Представления о некоторой норме самораскрытия различны в разные истори­ческие периоды и в разных странах. Как правило, человек усва­ивает их неосознанно в процессе социализации. Кроме того, они меняются при переходе от одной возрастной группы к другой.

    ЛИТЕРАТУРА

    1 . Амяга НБ, Самораскрытие и самопредъявление личности в общении // Лич­ность. Общение. Групповые процессы. М., 1991. С. 37-74.

    2. 3инченко ЕВ. Самораскрытие личности как социально-психологический феномен // Психологический вестник. Ростов н/Д, 1997. Вып. 2. Ч. 1. С. 404- 419.

    4. Шкуратова ИП. Когнитивный стиль и общение. Ростов н/Д, 1994. С. 46-55.


    XIV. Взаимопонимание в общении
    Что такое взаимопонимание? Какие механизмы взаимопонимания в общении существуют ? Какие характеристики общения определяют особенности взаи­мопонимания? Какие индивидно-личностные особенности участников обще­ния влияют на взаимопонимание? Какие методы.изучения взаимопонимания существуют?
    74. Что такое взаимопонимание?

    Для психологии значимость изучения особенностей взаимо­понимания определяется тем, что оно непосредственно связа­но с общением, пониманием, взаимоотношениями людей. Вза­имопонимание является цементирующим фактором любой совместной деятельности, семейных и общественных отноше­ний. Но точно так же, как в обыденной практике мы чаще обра­щаем внимание Me на наличие взаимопонимания, а на его от­сутствие, так и психологию долгое время интересовало не вза­имопонимание как некий позитивный процесс, а конфликты, расхождения, несовпадения точек зрения и их негативные по­следствия и для участников, и для самого общения. Именно по­этому взаимопонимание как психологическое явление по-прежнему остается малоизученным.

    Взаимопонимание как возможность и способность людей понимать друг друга давно интересует не только психологов, но и философов, историков, политологов и т.п., утверждаю­щих, что феномен взаимопонимания является ключевой про­блемой человеческого взаимодействия. Окружающий мир ста­новится разнообразнее, внутренний мир человека постоянно индивидуализируется, и чем труднее человеку бывает выразить себя, тем важнее, жизненно необходимее ему быть поня­тым. Этим можно объяснить рост исследований проблемы вза­имопонимания в современной науке. Наряду с этим интерес к феномену взаимопонимания возрос также в связи с признани­ем учеными проблемы одиночества как проблемы века. В со­временных исследованиях речь идет не только о вынужден­ном одиночестве (социальной изоляции, потере близких лю­дей, проживании в новой социально-культурной среде), но и о внутреннем одиночестве , т.е. отчуждении от самого себя и дру­гих людей, причиной которого является отсутствие взаимопо­нимания.

    Традиционно в науке существовали и существуют две ли­нии анализа взаимопонимания, связанные с вечным спором между «науками о духе» и «науками о природе». Первая линия анализа была задана В. Дильтеем; согласно ему, природу мы объясняем, а душевную жизнь понимаем. Понимание в его ра­ботах предстает как «вчувствование в духовный мир другого», эмпатическое сопереживание его мыслей и чувств. Короче го­воря, понять - это значит постигнуть, усвоить смысл. Фило­соф М. Хайдеггер придавал пониманию особое значение в жизни человека. С его точки зрения, понимание выступает ус­ловием существования человека, оно есть функция души, по­этому одних рациональных рассуждений, умозаключений не­достаточно для достижения взаимопонимания. Необходимы и другие средства, в частности, используя терминологию К. Леви-Брюля, «мистическое участие», то, что связано с внутрен­ним субъективным миром и не поддается объективному изуче­нию, внешней фиксации, но именно оно позволяет говорить о достижении или недостижении взаимопонимания. В «науках о природе» понимание рассматривается как функция разума, особого рода работа сознания, поэтому взаимопонимание отождествляется с познанием, интерпретацией, толкованием, убеждением, социальными и личностными смыслами. На уровне мыследеятельности нельзя себя полностью выразить, поэтому взаимопонимание либо недостижимо, либо возмож­но лишь частично. Согласно так называемому информацион­ному подходу, взаимопонимание и не нужно, достаточно лишь правильное понимание социальной информации.

    Таким образом, в «науках о духе» взаимопонимание жиз­ненно необходимо и возможно тогда, когда подключается интуиция при постижении духовного мира другого человека. Взаимопонимание в рамках этих наук выглядит как целостное явление, подчиняющееся закону герменевтического круга (элементы не существуют сами по себе, они определяются це­лым и их изучение возможно лишь из связи этого целого), оно не может быть завершено, т.е. постоянно развивается и совер­шенствуется. В «науках о природе» взаимопониманию не отво­дится такой важной роли, как в «науках о духе», а порой оно рассматривается в качестве нежелательного элемента челове­ческой жизни, ему приписываются свойства статичности и за­вершенности. В них взаимопонимание сводится к поиску при­чинно-следственных связей, Имеющих экспериментальное подтверждение, поэтому его изучение носит пошаговый ха­рактер и заключается не в познании целого как такового, а в поисках его отдельных элементов.

    Эти две философские линии в толковании природы взаи­мопонимания получили следующее преломление в психоло­гии. Первая линия анализа во многом способствовала воз­никновению гуманистической психологии, которая «впитала» ее представления о взаимопонимании. Хотя работ по взаимо­пониманию в этом психологическом направлении крайне ма­ло, само это понятие незримо присутствует у всех ученых этой ориентации как результат, цель и условие личностного разви­тия. Сторонники движения «за человеческий потенциал» свя­зывают взаимопонимание прежде всего с общением. Ученые гуманистической ориентации считают, что человеку не нужно вступать в общение, если он не хочет понять другого и быть понятым им. Представители экзистенционального крыла гу­манистической психологии поднимают взаимопонимание на уровень человеческого бытия. Основными характеристиками взаимопонимания являются целостность, постоянное разви­тие, позитивность, индивидуальность, уникальность и непо­вторимость,

    Вторая линия анализа - философское представление о взаимопонимании, отождествляемом с познанием, интер­претацией, толкованием - послужило основой для формиро­вания психологического направления в изучении взаимопо­нимания, в рамках которого оно рассматривается в связи с конкретной деятельностью. В данном случае взаимопонима­ние изучается как явление, обслуживающее конкретную деятельность, исследование которой является приоритетным. В этой связи оно рассматривается с точки зрения того, насколько возможно - невозможно, обязательно - необязательно, желательно - нежелательно, так как интерпретируется как посягательство на внутренний мир человека. В контексте данно­го направления взаимопонимание исследуется в связи со сти­лем мышления, видами конфликтов, пониманием речи как главного средства общения, соотносится с социальными и индивидуальными смыслами в совместной деятельности. В оте­чественной психологии в большей степени представлено изу­чение взаимопонимания с позиций второго направления .

    В целом существующие направления изучения взаимопо­нимания в отечественной психологии демонстрируют два уровня его анализа: 1) рассмотрение его с позиций полноты взаимопонимания (полное, собственно взаимопонимание), изучение его как одинаковое понимание информации, мыс­лей, чувств друг друга, как личностное образование. В.В. Знаков предлагает называть такое взаимопонимание «межличностное понимание»; 2) отношение к взаимопониманию, как к явле­нию функциональному, парциальному (частичное взаимопо­нимание), например понимание только мыслей или чувств Обоими партнерами. Взаимопонимание носит субъект-субъ­ектный характер, но без глубокого проникновения во внут­ренний мир человек.

    Несмотря на различные подходы к изучению взаимопони­мания, на различные уровни его анализа, из существующих ра­бот следует, что взаимопонимание - это сложный, целостный процесс понимания себя, другого и понимание другим. Про­цесс взаимопонимания состоит из трех взаимосвязанных ком­понентов: 1) понимания себя, 2) понимания другого, 3) пони­мания другим. Взаимопонимание оказывается возможным при едином понимании информации и ситуации общения, так как понимание другого еще не означает, что он также по­нимает тебя. Взаимопонимание разворачивается не только между двумя людьми, в диаде, но, как думают некоторые уче­ные, оно возможно между личностью и коллективом, между членами коллектива, а также между группами. Поэтому взаи­мопонимание можно трактовать в широком смысле как взаи­мопонимание между коллективами, общностями, народами и в узком смысле как понимание субъектами друг друга в ситуации межличностного общения . И в первом, и во втором случае логика человеческого взаимопонимания остается одной и той же: понять себя, понять другого (субъекта или группу) и, нако­нец, быть понятым.
    ЛИТЕРАТУРА

    1.Ашрафьян ИБ. О взаимопонимании учителя и учащихся как внутренней предпосылке и результате педагогического общения // Психология педаго­гического общения. Ростов н/Д, 1978. С. 49-58.

    2.ГоловахаЕИ,ПанинаНР. Психология человеческого взаимопонимания. Ки­ев, 1989. С. 5-8.

    3.ЗнаковВБ. Понимание в познании и общении. М., 1997. С. 116-120.

    4. Соколова ЕЕ. Тринадцать диалогов о психологии. М., 1997. С. 423-443.
    75. Какие механизмы взаимопонимания в общении существуют?

    Механизмы общения (идентификация, рефлексия, эмпатия) являются одновременно и механизмами процесса взаимопо­нимания. Как считают многие ученые, внутренней основой и необходимой предпосылкой взаимного понимания людьми во всех случаях оказывается возможность их идентификации, их взаимного уподобления друг другу. Она необходима для возникновения целостной системы, каковой и являются два взаимодействующих субъекта. Способность к идентификации зависит от совпадения (или сходства) систем социальных и индивидуальных значений, вступающих в контакт, а также от характера их взаимной оценки друг друга. Построение обще­ния на основе познания другого через взаимотождество, ощу­щение себя другим способствует объединению в совместной деятельности путем взаимного принятия ролей, ибо, вообра­зив себя на Месте другого, человек может догадаться о его вну­треннем состоянии. Умение быть другим - это и умение быть разным, и умение оставаться одним и тем же. Однако иденти­фикацию, т.е. способность встать на точку зрения партнера, нельзя отождествлять с пониманием . Нельзя сводить иденти­фикацию к взаимному уподоблению людей.

    Если идентификация - это рациональное постижение партнера, то эмпатия представляет собой стремление эмоцио­нально откликнуться на проблемы человека. Эмоциональная природа эмпатии проявляется именно в том, что ситуация партнера не столько «продумывается», сколько «прочувствуется». Эмпатия в определенных чертах сходна с идентификаци­ей. И в том, и в другом случае присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения, однако это не обязательно означает отождествить себя с дан­ным человеком. Если человек отождествляет себя с кем-то, это значит, что он строит свое поведение так, как строит его этот «другой». Если же он проявляет к нему эмпатию, он просто принимает во внимание линию его поведения (сочувствует), но собственное поведение может строить совсем по-иному.

    Процесс понимания «осложняется» явлением рефлексии - осознанием субъектом того, как он воспринимается партне­ром по общению. Это уже не просто знание другого или пони­мание другого, а знание того, как другой понимает меня, свое­образный удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга.


    ЛИТЕРАТУРА

    1. АндрееваГМ. Социальная психология. М, 1990. С. 141-147.


    1. Знаков ВБ. Понимание в познании и общении. М., 1994. С. 130-133.

    76. Какие характеристики общения определяют особен­ности взаимопонимания?

    Связь между общением и взаимопониманием сложна и много­функциональна. Взаимопонимание без общения невозможно, более того оно является одним из центральных звеньев обще­ния. Взаимопонимание может выступать целью общения. В та­ком случае люди, вступая в межличностный контакт, стремятся понять мысли» чувства, поступки другого человека и раскрыть собственный внутренний мир мыслей и чувств. Взаимопони­мание способствует регуляции поведения партнеров. Понимая (или не понимая) друг друга, партнеры вырабатывают и опре­деленную стратегию, и тактику поведения, поэтому взаимопо­нимание способствует выполнению совместной деятельности. Наконец, взаимопонимание может быть результатом (конеч­ным продуктом) общения, в связи с чем формирует и предо­пределяет дальнейшие отношения, мотивы, цели общения.

    Сама возможность достижения взаимопонимания опреде­ляется формой общения, в которой в сжатом виде представлены цели, мотивы, способы общения партнеров. Можно выде­лить три таких формы: игра, манипуляция, диалог. Большинст­во авторов склонно считать, что общение представляет собой субъект-субъектные отношения. Но диалог не только субъект-субъектное, но всегда и личностное общение - всегда «диалог личностей» (по утверждению М, Бахтина), открытая коммуни­кация свободных и ответственных, независимых, признаю­щих личностную автономию друг друга субъектов. Состоится или не состоится диалог, зависит от многих условий, но преж­де всего от личностной зрелости общающихся либо хотя бы одного из них, который в силу этого создает, по словам К. Род­жерса, «здоровые личностные отношения», заключающиеся в самораскрытии (см. вопр. 73), взаимной согласованности и реалистичности требований друг к другу, активности, уваже­нии и поддержании стремления к росту и счастью друг друга, признании свободы друг друга и отказе от контроля над парт­нером. В диалоге взаимопонимание - это цель, результат и ус­ловие общения. Диалог начинается с доверия к себе и к другим, поэтому и с отказа от контроля над собой: своими мыслями (как лучше выразиться), чувствами (как сдержать эмоции), по­ступками (как понравиться другому), Но это еще и отказ от контроля над другим (признание его права думать, чувствовать и поступать самостоятельно). Диалог - это путь, по которому человек должен идти, если хочет достичь полного взаимопо­нимания.

    Часто в жизни мы сталкиваемся с игрой. Человеческие игры не предполагают полного взаимопонимания. Оно возможно, но партнеры не ставят цели достичь его в игре. Это аналогич­но, например, игре в шахматы, когда оба партнера знают пра­вила игры (как делать ходы), имеют определенную цель, кото­рую не скрывают, - выиграть. Поэтому они как бы мысленно «проигрывают» ходы друг друга, контролируют партнера, что ему, кстати, тоже Известно. Им важно понять мысли друг друга, но это не предполагает личностного самораскрытия, более то­го, может мешать. Подобный тип отношений (с частичным взаимопониманием) оптимален для деловой сферы, где сме­щение рациональных и эмоциональных компонентов может нарушать ход совместной деятельности.

    Манипуляция полностью исключает взаимопонимание, по­тому что один из партнеров - манипулятор делает Все возможное, чтобы партнер его не понял; в противном случае ма­нипуляция не состоится. Цель манипулятора - понять друго­го, проникнуть в его внутренний мир. Это вообще особого ро­да понимание, поскольку не предполагает отношения к друго­му не только как к личности, но и как к субъекту. Иначе говоря, партнер овеществляется. Например, продавец, стремясь лю­бой ценой продать вещь, не интересуется тем, что думает (и подумает в дальнейшем) о нем покупатель, что он будет чувст­вовать и как поступит с приобретенной вещью. Конечно, он оценивает, прогнозирует, контролирует, но в погоне за «выиг­рышем» он преследует одну цель - продать. Все его знания и понимание обслуживают именно эту цель.

    Достижению взаимопонимания между людьми способству­ют соответствие общественно-исторических условий жизни людей, одинаковый уровень их культуры, умственного разви­тия, принадлежность к одним и тем же социальным Группам, общность языка и совпадающие уровни овладения им. Некото­рое тождество ценностно-смысловых позиций партнеров по общению можно считать наиболее общей предпосылкой взаи­мопонимания. Но перечисленные характеристики общения являются необходимыми, но недостаточными для возникно­вения взаимопонимания. Важнейшее условие появления взаи­мопонимания - совпадение представлений участников взаи­модействия. Выделяют четыре условия понимания друг друга группами и нациями: 1) сходство тех представлений, которые группы или нации имеют о себе; 2) соответствие представле­ния, которое одна группа или нация имеет о другой группе или нации, представлению этой группы или нации о самой себе; 3) соответствие представления, которое одна группа или на­ция имеет о другой группе или нации собственному представ­лению группы или нации о себе-, 4) сходство представлений, которые имеют две группы или нации о других группах или нациях. Эти условия приложимы и для ситуации диадного об­щения, предполагающего совпадение представлений партне­ров друг о друге и группового общения, например во время совместной деятельности.

    В.В. Знаков добавляет еще четыре условия взаимопонима­ния в общении и совместной деятельности : 1) мнемическое условие (человек понимает только то, что находит отклик в его памяти. Для понимания необходимы некоторые предварительные знания о понимаемом); 2) целевое обобщенное усло­вие (человек обычно понимает только то, что соответствует его прогнозам, гипотезам, целям); 3) эмпатическое условие (нельзя понять другого человека, не вступив с ним в личност­ные отношения, не проявив эмпатию по отношению к нему); 4) нормативное условие (для достижения взаимопонимания субъекты общения должны исходить из одних и тех же посту­латов общения и соотносить предмет обсуждения с одинако­выми социальными образцами, нормами поведения). Но все эти предпосылки, помогающие достичь согласия (собеседни­ков, групп, общностей), еще надо уметь реализовать в ситуа­ции общения.

    Обратимся к примеру, приводимому Г.М. Андреевой. Муж, которого жена встречает у двери словами «Я купила сегодня несколько электрических лампочек», может интерпретиро­вать эту фразу самыми разными способами: первый вариант: ему надо пойти в кухню и заменить перегоревшую лампочку; второй вариант: жена потратила какую-то сумму денег; третий вариант: жена заботится о порядке в доме, а муж этого не дела­ет. Вариантов может быть много. Таким образом, взаимопони­мание связано с проблемой интерпретации высказывания и его понимания или проблемой кодирования информации и ее декодирования. Для установления взаимопонимания необхо­димо наличие единой системы значений, совпадение «тезауру­сов» участников общения. Но даже зная значения одних и тех же слов (владея одним языком), люди могут не понимать их одинаково. Поэтому человек, который хочет быть понятым другим человеком, должен максимально однозначно выражать свои мысли, чувства, желания, чтобы партнеру была ясна полу­ченная, информация. Если применить данное правило к ситуа­ции, описанной выше, то жена должна была четко сформули­ровать свою мысль, например: «Я купила сегодня несколько электрических лампочек, замени, пожалуйста, перегоревшую».

    Люди кодируют не только вербальную, но и невербальную информацию. Когда человеку больно, но он улыбается, парт­неру трудно понять его эмоциональное состояние: когда он говорит, что хочет понять собеседника, но при этом сжимает кулаки, взаимопонимание едва ли состоится. Учитывая огром­ную роль кодирования и декодирования информации в обще­нии, А.А. Кроник предложил рассматривать взаимопонимание как протекающее в процессе общения декодирование партнерами сообщений друг друга, при котором значение сообщений с точки зрения воспринимающего соответствует их зна­чению с точки зрения коммуникатора (продуцирующего со­общение). Взаимопонимание превращается в расшифровку партнерами сообщений друг друга, которые соответствуют значению этих сообщений с точки зрения их авторов. В каче­стве сообщения может выступать любая информация, переда­ваемая партнерами друг другу с помощью вербальных и невер­бальных средств. От умения кодировать и декодировать ин­формацию во многом зависят точность, достоверность скла­дывающегося впечатления о собеседнике, что особенно важно в ситуации межнационального и межэтнического общения, где имеются различия как в языке, так и в использовании не­ вербальных средств.

    В процессе общения необходимо не только передавать ин­формацию, но и выслушивать ответ. В этой связи появляется еще одна проблема - соотношение в общении говорения - слушания. По данным некоторых исследователей, умением слушать обладают не более 10% людей; остальные предпочита­ют говорить. Это значит, что в общении они слушают партне­ра, но не слышат его, так как заняты своими мыслями. Они не соглашаются, ищут доводы, аргументы, соответствующий от­вет, но делают это мысленно. Иными словами, «слушают» в ос­новном себя. Здесь могут помочь описанные ранее механизмы взаимопонимания, а они в свою очередь связаны с индивиду­альными особенностями общающихся.


    ЛИТЕРАТУРА

    1. Андреева ГМ. Социальная психология. М., 1980. С, 99- 115.

    2. Знаков ВБ. Понимание в познании и общении. М., 1994. С. 120-142; 169- 178.
    3.КаганМ.С. Мир общения. М, 1988. С. 156-163; 199-213.

    4.КроникАА. Методика экспериментального исследования взаимопонимания в Диаде // Психологический журнал. 1985. Т. 65. С. 124- 130.

    5.НойманР. Социально-психологическое исследование международных кол­лективов // Психологические условия социального взаимодействия (соци­ально-психологические исследования). Таллин, 1983. С. 85-98.

    6.РюмшинаЛИ. Диалог - игра - манипуляция // Психологический вестник. Ростов н/Д, 1996. С. 206-222.

    Человек – социальное существо, это заложено в нем природой. Люди, лишенные возможности эмоционального контакта с другими, чаще всего сходят с ума или как минимум зарабатывают нервное расстройство. У общения есть свои правила и законы, предполагающие определенные этапы сближения – знакомство, обмен мыслями, интересами, личным опытом, тайнами и чувствами. Этот процесс практически всегда движется по одному сценарию.

    Самораскрытие в общении является одной из важнейших его составляющих. С одними людьми мы раскрываемся максимально, с другими не можем сблизиться совсем. Это зависит от того, насколько сходны взгляды, интересы, личная мораль, увлечения, достоинства и недостатки. Не зря говорят: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Наиболее открыты мы с теми, кто может нас понять, наиболее стеснены с теми, чьи взгляды и образ жизни значительно отличаются от наших.

    Одна из главных проблем многих людей – самораскрытие в межличностных отношениях, его полное отсутствие либо излишняя доверчивость. Само по себе это не корень бедствий, а симптом более глубоких психологических ран. Поэтому сегодня мы поговорим о сближении с людьми и трудностях самораскрытия.

    Самораскрытие личности в общении происходит постепенно: когда мы знакомимся с новым человеком и налаживаем с ним контакт, это значит, что у нас уже есть хотя бы одна точка соприкосновения. Не важно, работаете вы в одном кабинете или встретились на форуме любителей рыбалки. Это – точка отсчета, после которой люди начинают интересоваться: а похож ли на них новый знакомый в чем-то еще? И чем больше общего будет найдено, тем больше шансов, что двое станут друзьями или возлюбленными.

    Мы начинаем делиться общей информацией, поначалу выкладывая ту, распространение которой не сможет причинить вам вреда. В каком районе живем, замужем/женаты, есть дети, где родились, какую еду любим и какую музыку слушаем. Это первичное «прощупывание» почвы, которое должно определить – имеется ли обоюдное желание идти на контакт.

    После него наступает следующий этап – обмен принципиальными позициями. Политика, религия, гендерные и финансовые вопросы. Эта информация также может быть доступной широкому кругу людей и при этом не стать оружием против вас. Что такого в том, что вы патриот своей страны или считаете, что женщине место на кухне? Или вы любите пить пиво, а ваш новый друг – сторонник здорового образа жизни? Но именно здесь обычно и начинаются расхождения – если участники общения понимают, что их позиции противоречат друг другу, самораскрытие на этом заканчивается.

    Более глубокое сближение начинается всегда с того, что один из собеседников делится чем-то личным – проблемами в семье, симпатиями к общему знакомому, какими-то тайнами. Если вторая сторона с интересом выслушивает и дает советы – это еще не показатель. Самораскрытие и обратная связь – вот два важных компонента дружбы и тесного общения. Когда в ответ на откровения другой человек отзывается такой же открытостью, делится своими переживаниями, проблемами и радостями – тогда начинает налаживаться душевная взаимосвязь.

    Последний этап – выражение чувств: любви, привязанности, грусти, беспокойства. Если человек готов сказать и продемонстрировать человеку все, что чувствует в данный момент – это вершина самораскрытия.

    Таково течение событий нормально: мы не делимся личным с теми, кому не доверяем, чтобы не распускали сплетни, не злорадствовали и не могли воспользоваться этой информацией в своих целях. Мы рассказываем о том, что важно, близким людям – друзьям, родителям, возлюбленным, братьям и сестрам. У каждого есть один либо несколько таких людей, которые поддержат и выслушают.

    Такой алгоритм самораскрытия является наиболее приемлемым:

    1. Первая точка соприкосновения;
    2. Поверхностная информация;
    3. Принципы и позиция;
    4. Переход на более глубокий уровень, личное раскрытие;
    5. Раскрытие чувств и эмоций.

    Само собой разумеется, что определенный стиль общения предполагает разный уровень самораскрытия. С партнерами можно сотрудничать десятки лет, но не стать друзьями, в рабочем коллективе также существуют свои границы открытости. Самый высокий уровень предполагается и даже обязан быть в семье, где связь между людьми самая крепкая.

    Но существуют два типа личностей, имеющих проблемы с самораскрытием. Те, кто скрытен даже с родными людьми и те, кто открыт с каждым встречным. Почему они так себя ведут и как формируются подобные линии поведения?

    Партизан

    Он никому не говорит о том, что происходит в его жизни, никто не знает, что творится в его голове. Самая распространенная причина этому – внутренние страхи и неумение открываться, спровоцированные либо сценариями из семьи, либо психологическими травмами. Обычно это происходит оттого, что когда-то на искреннее самораскрытие ему ответили холодностью, пренебрежением или насмешками. Печально, что в таком положении зачастую оказываются люди ранимые и нежные – они бы хотели подарить свою любовь всему миру, но им уже на взлете обрубили крылья.

    Часто неумение самораскрываться тесно связано с отчуждением от собственного «Я». В таких случаях у человека отсутствует контакт с собственной личностью, он не понимает собственных чувств и переживаний, и, запутавшись, замыкается. Чаще всего такие люди вырастают в семьях, где родители тоже были замкнуты и не научили ребенка делиться с ними своими эмоциями.

    С замкнутыми людьми порой можно поговорить обо всем на свете, кроме них самих. Часто они ищут утешение в алкоголе – так проще принимать себя, быть более раскованным и совершать эмоциональные поступки.

    Всем обо всём

    А вот и наш антипод – он рассказывает самые интимные подробности своей жизни каждому встречному и поперечному. Среди знакомых он слывет «немножечко того», ведь среднестатистические люди так не поступают. Интересно, что эта проблема имеет те же корни, что и предыдущая – неприятие и неодобрение себя, к которым примешивается неискоренимое чувство вины. Человек не уверен, что живет правильно, что его поступки верны, поэтому рассказывает о них всем окружающим в надежде, что его поддержат. Источник бед снова нужно искать в детстве – так бывает, когда родители не одобряли ребенка и не хвалили его, но зато упрекали и наказывали за любую провинность.

    Ему всю жизнь будет казаться, что он поступает неправильно. И особенно трудно будет в тех случаях, когда человек понимает, что действительно оплошал. В случае же, когда гадость делают по отношению к нему – он снова ищет вину в себе. И снова обращается к окружающим, чтобы услышать: «Ты не виноват». И не слышит.

    Как с этим бороться?

    Поскольку у этих проблем похожие первопричины, то и методика борьбы одна и та же.

    Выражаться через свое «Я»

    Человека, неспособного самораскрываться и боящегося контакта, часто выдают попытки спрятаться за безликими фразами: «Мы решили сделать…», «Предлагается такой вариант». Если вы узнали себя, постарайтесь как можно чаще выражать свои предложения, мысли и чувства через форму «Я» - это помогает наладить контакт с собой.

    Избавиться от чувства вины

    В случае, когда у вас в жизни не все гладко, не нужно брать вину на себя. Бросил любимый человек, уволили с работы, поломалась техника… Не нужно тут же корить себя и искать причины в своем поведении. Ситуация может быть вполне объективной. Успокойтесь и посмотрите со стороны – если вы старались избежать этого, но не смогли, значит, вашей вины в этом нет. Может, все даже к лучшему – кто знает, что ожидает за новым поворотом? Избавив себя от чувства вины, вы автоматически освободитесь от необходимости рассказывать всем подряд свою биографию или наоборот, скрывать ее за семью печатями (о том, как избавиться от чувства вины можете узнать из нашей статьи).

    Учитесь понимать свои чувства

    Это очень трудно тем, кто всегда замкнут. Поэтому можно начинать с простого: признаваться в них самому себе. Иногда собственные переживания становятся откровением, если соскрести с них налет страхов и самообмана.

    Поняв, что творится внутри вас, вы сможете научиться выражать свои настоящие чувства и говорить людям об эмоциональных потребностях. И самое главное здесь – переступить через страх, что могут снова обидеть, не понять, оттолкнуть. Среди сотен чужих всегда найдутся родные души тех, кто примет, поймет и поддержит.

    Самораскрытие – это то, без чего довольно трудно жить. Часто говорят: «Я чувствую себя одиноким, хотя кругом много людей». Все оттого, что нет тех, с кем можно полностью раскрепоститься, пустить в душу, найти общий язык. Научится правильно и уместно раскрываться крайне важно, ведь эмоциональные связи с людьми для нас жизненно необходимы – одиночество на необитаемом острове и одиночество в толпе очень похожи. Если не с кем поговорить по душам – накапливается стресс, проявляются депрессивные состояния, возрастает нервозность. И чтобы суметь по-настоящему самораскрыться, нужно уметь находить золотую середину в общении, позволяющую оставаться на должной дистанции с общей массой знакомых и в то же время быть по-настоящему близким с родными.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .