Город фивы. Фивы египетские и греческие. Достопримечательности Фив: что посмотреть

Иван Фёдорович Варавва родился 5 февраля 1925 года в донской слободе Ракова, ныне город Новоботайск Ростовской области. Род его числится из седого далека. Самому Ивану Фёдоровичу запомнился сюжет, рассказанный ему в детстве о бурлаке, утопившем с товарищами злого урядника и подавшемся затем то ли на Дон, то ли к запорожцам…

Дед его, Никита Савельич, воевал за белых во 2- ом Запорожском полку. После

ранения осел на Дону, а когда началось раскулачивание, записал всё хозяйство на себя

и в качестве « кулака » отправился на Соловки. А спасённая таким образом семья - сын,

невестка и малыши - ушли на родную Кубань.

Много было печали. Но жизнь шла своим чередом. В моду входили комсомольцы и поэты. Мальчики соревновались на литературных турнирах, Иван тоже. В 7- м классе на районной олимпиаде получил грамоту « За исполнение стихов собственного сочинения ». И в комсомол вступил, чем страшно обидел бабушку. Но она была добрая и простила. А потом началась война, и на Кубань пришли немцы. Кое-кто из односельчан и даже из одноклассников подался к ним на службу. Причём некоторые не из страха - из чувства мести… Иван ушёл с последними обозами Советской Армии. До призыва ему не хватало полгода. Отец сказал: « Сынок, сам выбирай свою судьбу… » И онвыбрал. « Отечество жило в нас несмотря ни на что… »

Воевал хорошо. Только с дисциплиной не ладил. И стихи писал. Дивизионка часто ему заказы делала, старшина для такого дела вместо блокнотов мишени выдавал. Ещё лучше расходились среди солдат его частушки. Из-за одного шуточного стишка некоему сержанту пришлось даже переводиться в другую часть. Сержант был злющий, а солдаты на него без смеха смотреть не могли...

Всю войну таскал с собой бабушкин « заговор » и верил, что не убьют. Насчитал

семь случаев неминуемой смерти. Однако ж миновала!..

Был я красив и удачлив,

Юностью весел и смел …

20- летним сержантом в мае победного 1945 года молодой поэт Иван Варавва оставил свой первый автограф и сфотографировался у стен Рейхстага в поверженном вражеском Берлине. За доблестную службу Варавва награждён тремя боевыми орденами и медалями: за отвагу,за освобождение Кавказа, за освобождение Варшавы, за взятие Берлина, за победу над Германией, медаль Грюндвальдской битвы. Ивана сватали в военное училище. « Нет-нет-нет! - сказал он. - У меня лирическая душа... » И пошёл в поэты. Подружился с красавицей Линой Костенко, начинающей тогда поэтессой. С мэтромукраинской поэзии Владимиром Сосюрой… На ІІ съезде писателей Украины познакомилсяс Твардовским, а ещёраньше представился ему в письмах. Война сблизила поколения. Какие там церемонии! « Они нас любили, считали, что мы идём им на смену... Сосюра подбадривал лаской: ты, говорил, Иван ще краше меня пишешь... » И оба мэтра, московский и киевский, рекомендовали Варавву в Литературный институт.

На курсе собралась отличная компания: Ваншенкин, Винокуров, Орлов… Борис Балтер был старостой. Курсом старше учились Гамзатов и Солоухин.

Было много талантливых студентов, судьбы которых потом сложились так, что имена их не сделались общеизвестными... Но, наверное, самойважной для Ивана Вараввы стала встреча с профессором-фольклористом Виктором Сидельниковым, под руководством которого несколько бесшабашный казак начал систематически собирать и записывать старинные песни Кубани. Разыскал и чудом уцелевших в ссылке бывших царевых запевал. Хвалился, что его коллекция не исчерпана и есть в ней такие сокровища, о каких никто ещё понятия не имеет, даже Захарченко...

В течение целых двух столетий Кубанские казачьи песни, думы, легенды не собирались и не исследовались. И вот недавний солдат-фронтовик задумал заполнить образовавшийся пробел. То, что он совершил, можно назвать литературным подвигом. 15 лет он записывал народные произведения в станицах и хуторах Краснодарского края. Работа велась во славу казачьей песни. Всего поэт собрали записал в станицах и хуторах Кубани более 2000 произведений этнографии и истории заселения Краснодарского края. В 1966- м году в Краснодаре вышел составленный Вараввой под руководством Сидельникова сборник « Песни казаков Кубани ». В книгу вошло 350 народных песен. Собранные Иваном Вараввой песни, легенды, сказания на « старокубанском » - украинском языке возвращаются к читателю на великорусском языке.В нём впервые за советские годы был опубликован гимн кубанского казачества « Ты, Кубань, ты наша Родина », созданный войсковым священником Константином Образцовым на позициях турецкого фронта. Была в том сборнике и совсем уж опальная « Ще й не вмэрла Укра i на... ». Кому-то потребовалось сделать из этого всесоюзный скандал. Сначала один из секретарей Львовского обкома КПСС наябедничал в ЦК. А там уж Комитет по печати при Совмине СССР поспешил с приказом « Об ошибках в сборнике « Песни казаков Кубани »… Что надолго осложнило отношения поэта с издательствами и цензорами. И, может быть, стало одной из причин того, что Варавва, весьма удачно начинавший у Твардовского в « Новом мире » и первый сборник выпустивший в Москве, со временем окончательно погрузился в кубанское затворничество, в мир казачьей старины…

У казаков дальняя дорога,

У бандуры песня вековая,

И моё встревоженное сердце

Никаких не знает расстояний…

Соблазны, конечно, были. Один из наиболее манящих – кино. Учился на Высших сценарных курсах, причём попал в мастерскую Довженко. Они с Александром Петровичем друг другу понравились – оба фантазёры, оба сердцем поэты…

Довженко одобрил замысел сценария « Аргонавты », предложенного Вараввой. В основу сюжета легла популярная тогда на Кубани версия одного крымского профессора, утверждавшего, будто легендарные искатели золотого руна плылине в Колхиду, а в Северное Причерноморье, в город Эйю. А на Кубани есть река Ея и город Ейск. А если ещё углубиться от моря на указанное в древних источниках количество стадий, можно угодить как раз в родные Варавве окрестности станицыСтароминской… Вобщем,знакомый грек переводил ему в Ленинке Геродота, и аргонавты всё увереннее продвигалась к « отцовской хате » поэта. Сложность заключалась в том,что Варавва непременно решил столкнуть древних греков с советской действительностью, но мудрёная эта стыковка никак не хотела получаться...А тем временем рядом писал что-тосвоё Борис Васильев. И частенько отвлекал Варавву расспросами о кубанских казаках. Тот с удовольствием всё рассказывал. К примеру, про второгосвоего деда, Тихона, награждённого за службу « красными революционными шароварами »... В итоге « Аргонавты » так и не стали фильмом (взялся, было, за сценарий Вараввы Птушко,да не успел снять, умер…). А вот « Офицеры » удались. Однажды Лановой приехал на Кубань, и они встретились. Актёр сказал, что Иван Варавва - его любимая роль. Не знаю, поведал ли поэт, как донимали его после фильма земляки. Пионеры звали « рассказать о вашей интересной жизни ». Старики насмешничали: « Ты ж, Иван, молодой ещё, когда успел с басмачами да японцами повоевать?.. ».

Между тем на « Мосфильме » тоже обратили внимание на человека столь колоритного. Знавшие Варавву в расцвете рассказывают: красив был до того, что, если с утра взглянешь, до вечера под впечатлением ходишь… Стали его на кинопробы приглашать. Особеннозазывали в фильм « Хождение за три моря » на Афанасия Никитина пробоваться, очень многие его уговаривали.

Отказался потому, что почуял опасность. Неудача с « Аргонавтами » чрезвычайно возмутила его гордость. Показалось: ещё немного–и столичная жизнь затянет окончательно, превратившись в череду чужих ролей. Он вернулся на Кубань. Остался верен своей собственной роли.

« Кубань была и остаётся и в жизни, и в моей поэзии единственной родной землёй. Всё светлое, радостное и большое и то трагическое, трудное и суровое, что было в моей судьбе, принимаю как должное и отдаю на алтарь поэзии. Родная Кубань с её природной красотой, силой и древней историей мало воспета в литературных трудах. Своею песней мне посчастливилось быть рядом с первыми казачьими « бандуристами » Кубани. За что благодарен судьбе »- сказал когда-то Иван Варавва.

И.Варавва - лауреат трёх Литературных премий Кубани. Четвёртая -Литературная премия Союза писателей России им. А.Твардовского « Василий Тёркин ». Варавва являлся почётным Академиком кубанского университета культуры и искусства, почётным гражданином города Краснодара, почётным Атаманом Пашковского куреня, народный поэтом Адыгеи, член Союза писателей России с 1954 года, жил в Краснодаре. На десятом съезде Союза писателей России (Москва, ноябрь 1999 г.)в докладе председателя правления Союза писателей России Варавва был назван « Выдающимся поэтом ». Этим же съездом он избран в состав Высшего творческого совета правления Союза писателей.

В столичных издательствах и в Краснодаре опубликовано более 30- ти книг Вараввы. Недавно вышли его сборники: « Гомон дикого поля » и « Пожары отечества ». Готовится к выходу новый сборник.

Разгулялась по свету метелица,

Не уймётся, не стихнет никак,

А мне помнится, а мне верится -

На коне я, кубанский казак!..

Кубанский поэт, лауреат литературных премий, почетный гражданин Краснодара.
Иван Федорович Варавва родился 5 февраля 1925 года в хуторе Новобатайском Самарского района Ростовской области в семье переселенцев с Кубани. С 1932 г. жил в Краснодарском крае. Его предки были реестровыми казаками в Запорожской Сечи, отважными первопроходцами Черномории. Со школьной скамьи семнадцатилетним юношей он идет на фронт защищать родную землю от немецко-фашистских захватчиков. Был ранен и тяжело контужен, но дошел до Берлина победителем. В 1942 году в армейской печати появляются его первые стихи. На творчество начинающего поэта обратили внимание известные мастера — Александр Твардовский и Владимир Сосюра, ставшие его первыми учителями и наставниками. В московском Литературном институте им. М.Горького, молодой поэт подружился также с ученым-фольклористом В.М. Сидельниковым, который на всю жизнь увлек его собиранием песенного народного творчества.
В 1950 году И.Ф. Варавва закончил литературный институт и возвратился на Кубань, в старинную казачью станицу Староминскую. Через год увидела свет его первая книжка лирики «Ветер с Кубани». Одним за другим выходят сборники «На старых кордонах», «Кубанское лето», «Звезды в тополях», «Девушка и солнце», «Золотая бандура» и многие другие. Уже в первых книгах заметно влияние на творчество И.Ф. Вараввы народной песни, бытующей на Кубани на основе русского и украинского языков. Став журналистом краевой газеты, он значительно расширяет свою поэтическую географию, знакомясь с жизнью земляков в самых отдаленных уголках казачьей земли. Учеба на Высших сценарных курсах в Москве сближает его с выдающимся украинским режиссером и сценаристом А.П. Довженко. Новые книги: «Огонь горицвета», «Песня гайды», «Казачий шлях», «Соколиная степь» — закрепляют за ним славу непревзойденного певца родных ковыльных просторов, широкой казацкой души.
Этапным в творчестве Ивана Федоровича стал фольклорный сборник «Песни казаков Кубани», выпущенный Краснодарским книжным издательством в 1966 году. За то, что поэт осмелился включить в него украинский национальный гимн «Ще не вмерла Украина...», бытовавший на Кубани как популярная народная песня, власти подвергли его жесткой критике. Но поэт продолжает работать над популяризацией народного слова, издав через некоторое время обширный сборник переводов и поэтических переложений на русский язык черноморских (украинских) народных песен «Казачья бандура». Поэт все чаще создает свои новые произведения на черноморском диалекте украинского языка, особенно когда обращается к казачьей старине. Самое крупное из них — комедия «Хорош дом - да морока в нем», поставленная Краснодарским государственным академическим театром драмы имени М.Горького к 70-летию И.Ф.Вараввы. Эта комедия, как и лирика, написанная на старокубанском наречии, включена в сборник его лучших избранных произведений «Казачий кобзарь» (1997 г.).
Музыку на тексты И.Ф. Вараввы написали десятки известных и самодеятельных композиторов, в том числе Александров, Пономаренко, Плотниченко, Захарченко, Пономарев, Волченко. Песни на его слова звучали в двух художественных фильмах, сотни раз исполнялись профессиональными и самодеятельными коллективами.
Иван Федорович Варавва — лауреат литературной премии имени А.Твардовского (1996), нескольких литературных премий Кубани. Почетный гражданин Краснодара (1995), почетный гражданин болгарского города Несебрь (1975), почетный колхозник колхоза «Сопка Героев» Крымского района (1979), народный поэт Республики Адыгея (2000).
Награжден орденами Отечественной войны II и I степени (1944, 1984), Красной Звезды (1970), «Знак Почета» (1987), медалями «За отвагу» (1943), «За оборону Кавказа» (1944), «За освобождение Варшавы» (1945), «535 лет Грюнвальдской битве» (1945), «За взятие Берлина» (1945), пятнадцатью юбилейными медалями, медалью «Герой труда Кубани» (2005).В прошлом являлся Депутатом краевого Совета депутатов трудящихся нескольких созывов.
Умер Иван Федорович 13 апреля 2005 года в возрасте 80 лет.

У каждого творческого человека есть своя «заповедная» земля – край, где он черпает силы и вдохновение. Для поэта, драматурга и фольклориста Ивана Вараввы такой землёй стала Кубань. Его лиричные, задушевные стихи проникнуты неиссякаемой любовью к родному краю.

Иван Фёдорович – потомок старинного казачьего рода. После Гражданской войны его родители переселились с Кубани на Дон, где 5 февраля 1925 года в слободе Ракова (ныне город Новобатайск Ростовской области) родился будущий поэт. Деда его, отказавшегося вступить в колхоз, раскулачили и сослали на север. Отцу пришлось уйти на заработки в город, а мать, забрав двух малолетних ребят, вернулась в кубанскую станицу. Детство и юность Вараввы прошли в Староминской, на берегу тихой речки Сошки. Именно там он написал свои первые стихотворения.

Как и многие сверстники, Иван был романтиком и мечтателем. Когда грянула Великая Отечественная, он стал рваться на фронт. Но семнадцатилетнего добровольца зачислили в армию не сразу, а только через год после начала войны – когда передовая уже вплотную приблизилась к Кубани.

Юный Варавва прошёл огромный путь: от первой отбитой у гитлеровцев станицы до взятия Берлина. Бои, походы, ранения, контузия, гибель друзей... На долю молодого солдата выпало много испытаний. При прорыве знаменитой «Голубой линии» он был тяжело ранен. После выздоровления освобождал Украину, Белоруссию, Польшу. Был награждён тремя боевыми орденами и многими медалями. После Победы Иван ещё четыре года служил в армии: долгожданный мир нужно было охранять. И всё это время он продолжал писать стихи – самобытные, яркие, меткие.

В 1948 году в жизни Вараввы произошло событие, определившее его дальнейший творческий путь. В Киеве, на республиканском съезде писателей, он познакомился с автором известной поэмы «Василий Тёркин» Александром Твардовским. Послушав стихи молодого поэта, Александр Трифонович посоветовал ему продолжать учиться. Впоследствии Иван поступил в Киевский государственный университет имени Т. Шевченко, а через два года перевёлся в московский Литературный институт имени М. Горького. В 1951 году, благодаря Твардовскому, подборка стихотворений Вараввы была опубликована в столичном журнале «Новый мир».

После успешного окончания учёбы Иван Фёдорович вернулся в станицу Староминскую. Вскоре его пригласили работать в отдел литературы и искусства краевой газеты «Советская Кубань». В это же время он получил от Александра Трифоновича его новую поэму «За далью – даль» с посвящением: «Дорогому И. Ф. Варавве, с искренней симпатией к его работе в поэзии. Присылайте новое в «Новый мир». Привет! А. Твардовский». Такая уверенность учителя в способностях ученика ко многому обязывала.

Варавва оправдал ожидания своего наставника: уже первый его поэтический сборник «Ветер с Кубани», выпущенный в 1954 году, привлёк внимание читателей. Через несколько месяцев после выхода книги Иван Фёдорович был принят в Союз писателей СССР. Центральные газеты и журналы охотно публиковали стихи талантливого кубанца.

В конце 1950-х годов Варавва был референтом-специалистом Главного управления по производству фильмов Министерства культуры СССР. Затем работал ответственным секретарём Краснодарской краевой писательской организации, состоял членом редколлегии альманаха «Кубань» и общественного совета литературно-исторического журнала «Родная Кубань». При его участии был возрождён Кубанский казачий хор.

Всю жизнь Иван Фёдорович записывал песни казаков, их яркие рассказы, воспоминания, весёлые байки. То была питательная почва для его поэзии. Она дарила образы, детали, жизненные коллизии, и всё это потом становилось литературой. С детства вошедший в душу поэта фольклор был творчески переосмыслен и переработан автором, но местный колорит, мудрость, простота и напевность народного языка сохранились в его стихах:

Даль без края, ширь степная!

У криницы тополя

Шелестят не умолкая,

В небе тучи шевеля.

Степовой горячий ветер

Бросил орлика в зенит.

Степь да степь на белом свете

Дышит зноем и молчит.

Варавва – автор книг «Золотая бандура», «Огонь горицвета», «Молодость сабли», «Пшеничный прибой», «Песня гайды», «Цветы и звёзды», «Соколиная степь», «Казачий шлях» и многих других стихотворных сборников. Он внёс в русскую поэзию особые мотивы, навеянные кубанским фольклором. Музыку на его стихи написали десятки известных и самодеятельных композиторов. Творчество самобытного поэта было по достоинству оценено краевыми и российскими литературными премиями.

Иван Фёдорович ушёл из жизни 13 апреля 2005 года. Кубанцы бережно хранят творческое наследие своего земляка, которого считают истинно народным поэтом.

Использованные источники информации:

1. Варавва Иван Федорович

2. Варавва Иван Федорович // Писатели Кубани – детям: сборник / сост. Краснодарская краевая детская библиотека имени братьев Игнатовых. – Краснодар: Традиция, 2007. – С. 24-28.

3. Чумаченко, В. От казацкого корня / В. К. Чумаченко // Родная Кубань. – 1999. – № 4. – С. 47-49.

В фондах библиотек централизованной библиотечной системы имеются:

И. Ф. Варавва - о себе:

1. Варавва, И. Я последний поэт Великой Войны Отечества / И. Варавва // Пожары Отечества: стихотворения и поэмы / И. Ф. Варавва. – Краснодар: Советская Кубань, 2001. – С. 5-16.

  1. (ЦГБ им. М.Ю. Лермонтова, ЦГДЮБ, БФ №1 им. В.В. Маяковского, БФ №2, БФ №5 им. Ю.П. Кузнецова, БФ №6, БФ №8)

Отдельные издания И. Ф. Вараввы:

1. Варавва, И. Ф. Гомон Дикого поля: стихотворения и поэмы / И. Ф. Варавва. – Краснодар: Советская Кубань, 2000. – 608 с. : ил. (ЦГБ им. М.Ю. Лермонтова, ЦГДЮБ, БФ №2, БФ №8)

2. Варавва, И. Ф. Ехали казаченьки: стихотворения / И. Ф. Варавва. – М. : Молодая гвардия, 1983. – 79 с. : ил.

3. Варавва, И. Ф. Казачий кобзарь: сборник поэзии / И. Ф. Варавва. – Краснодар: Советская Кубань, 1997. – 544 с. : ил. (ЦГБ им. М.Ю. Лермонтова, ЦГДЮБ, БФ №1 им. В.В. Маяковского, БФ №2, БФ №5 им. Ю.П. Кузнецова, БФ №6, БФ №8)

4. Варавва, И. Ф . Казачий край: сборник стихов / И. Ф. Варавва. – Краснодар: Кн. изд-во, 1970. – 408 с. (ЦГБ им. М.Ю. Лермонтова)

5. Варавва, И. Ф. Казачий шлях. Книга стихов / И. Ф. Варавва. – М. : Современник, 1979. – 126 с. – (Новинки «Современника»). (ЦГБ им. М.Ю. Лермонтова, ЦГДЮБ)

6. Варавва, И. Ф. Казачья Бандура. Думы, песни и легенды кубанских казаков / И. Ф. Варавва. – Краснодар: Кубанская Казачья Рада, 1992. – 370 с. (ЦГБ им. М.Ю. Лермонтова, БФ №8)

7. Варавва, И. Ф . Кольчуга Святослава: стихотворения и поэмы / И. Ф. Варавва. – Краснодар: Советская Кубань, 2006. – 672 с. (ЦГБ им. М.Ю. Лермонтова, ЦГДЮБ, БФ №1 им. В.В. Маяковского, БФ №8)

8. Варавва, И. Ф. Огонь горицвета: стихи / И. Ф. Варавва. – Краснодар: Советская Кубань, 1972. – 127 с. (ЦГБ им. М.Ю. Лермонтова)

9. Варавва, И. Ф. Орлиные стаи: стихотворения и песни / И. Ф. Варавва. – М. : Современник, 1985. – 175 с. (ЦГБ им. М.Ю. Лермонтова)

10. Варавва, И. Ф. Отцовская хата: стихотворения, песни, комедия / И. Ф. Варавва. – Краснодар: Советская Кубань, 1989. – 221 с. (ЦГБ им. М.Ю. Лермонтова, ЦГДЮБ)

11. Варавва, И. Ф. Отцовская хата / И. Ф. Варавва. – Краснодар: Традиция, 2013. – 200 с. (ЦГБ им. М.Ю. Лермонтова, ЦГДЮБ, БФ №1 им. В.В. Маяковского, БФ №2, БФ №5 им. Ю.П. Кузнецова, БФ №6, БФ №8)

12. Варавва, И. Ф. Песня любви. Стихи и песни / И. Ф. Варавва. – Краснодар: Советская Кубань, 1984. – 208 с. (ЦГБ им. М.Ю. Лермонтова, ЦГДЮБ)

13. Варавва, И. Ф. Пожары Отечества: стихотворения и поэмы / И. Ф. Варавва. – Краснодар: Советская Кубань, 2001. – 608 с. : ил. (ЦГБ им. М.Ю. Лермонтова, ЦГДЮБ, БФ №1 им. В.В. Маяковского, БФ №2, БФ №5 им. Ю.П. Кузнецова, БФ №6, БФ №8)

14. Варавва, И. Ф. Пшеничный прибой. Книга стихотворений / И. Ф. Варавва. – Краснодар: Кн. изд-во, 1975. – 160 с. (ЦГБ им. М.Ю. Лермонтова)

15. Варавва, И. Ф. Соколиная степь. Книга стихов / И. Ф. Варавва. – М. : Советская Россия, 1979. – 192 с. (ЦГБ им. М.Ю. Лермонтова)

16. Варавва, И. Ф. Цветы и звезды: стихи, баллады, песни / И. Ф. Варавва. – Краснодар: Кн. изд-во, 1978. – 288 с. : ил. (ЦГБ им. М.Ю. Лермонтова)

Публикации И. Ф. Вараввы в альманахах, сборниках, хрестоматиях:

  1. (ЦГБ им. М.Ю. Лермонтова, ЦГДЮБ, БФ №1 им. В.В. Маяковского, БФ №2, БФ №5 им. Ю.П. Кузнецова, БФ №6, БФ №8)
  2. (ЦГБ им. М.Ю. Лермонтова, ЦГДЮБ, БФ №1 им. В.В. Маяковского, БФ №2, БФ №5 им. Ю.П. Кузнецова, БФ №6, БФ №8)
  3. (ЦГБ им. М.Ю. Лермонтова, ЦГДЮБ, БФ №2, БФ №5 им. Ю.П. Кузнецова, БФ №6, БФ №8)
  4. (ЦГБ им. М.Ю. Лермонтова, БФ №1 им. В.В. Маяковского, БФ №6, БФ №8)
  5. (ЦГБ им. М.Ю. Лермонтова)
  6. (ЦГБ им. М.Ю. Лермонтова, ЦГДЮБ, БФ №2, БФ №6, БФ №8)
  7. (ЦГБ им. М.Ю. Лермонтова)
  8. (ЦГБ им. М.Ю. Лермонтова, ЦГДЮБ, БФ №1 им. В.В. Маяковского, БФ №2, БФ №5 им. Ю.П. Кузнецова, БФ №6, БФ №8)
  9. (ЦГБ им. М.Ю. Лермонтова, ЦГДЮБ, БФ №1 им. В.В. Маяковского, БФ №2, БФ №5 им. Ю.П. Кузнецова, БФ №6, БФ №8)

10. Варавва, И. Ф. Стихотворения / И. Ф. Варавва // Кубань литературная: 30 имён. Хрестоматия / сост. Р. М. Гриценко и др. – Краснодар: Традиция, 2015. – С. 44-46. (ЦГБ им. М.Ю. Лермонтова, ЦГДЮБ)

11. Варавва, И. Ф. Стихотворения / И. Ф. Варавва // Кубань литературная: альманах / гл. ред. Н. Ивеншев. – Краснодар: « M & D production » (ИП Вольная Н. Н.), 2006. – С. 135-136. (ЦГБ им. М.Ю. Лермонтова, ЦГДЮБ, БФ №8)

12. Варавва, И. Ф. Стихотворения / И. Ф. Варавва // Литература Кубани: хрестоматия для 7-8 кл. общеобразовательных учреждений / сост. С. А. Лукьянов. – Краснодар: Перспективы образования, 2010. – С. 166-169. (ЦГБ им. М.Ю. Лермонтова, ЦГДЮБ)

  1. (ЦГБ им. М.Ю. Лермонтова, ЦГДЮБ, БФ №1 им. В.В. Маяковского, БФ №2, БФ №5 им. Ю.П. Кузнецова, БФ №6, БФ №8)
  2. (ЦГБ им. М.Ю. Лермонтова, ЦГДЮБ, БФ №1 им. В.В. Маяковского, БФ №2, БФ №5 им. Ю.П. Кузнецова, БФ №6, БФ №8)
  3. (ЦГБ им. М.Ю. Лермонтова)

Т. 3: Шагнувшие в бессмертие. – С. 129-134. (ЦГБ им. М.Ю. Лермонтова)

  1. (ЦГБ им. М.Ю. Лермонтова)
  2. (ЦГБ им. М.Ю. Лермонтова, ЦГДЮБ, БФ №1 им. В.В. Маяковского, БФ №2, БФ №5 им. Ю.П. Кузнецова, БФ №6, БФ №8)
  3. (ЦГБ им. М.Ю. Лермонтова)

Публикации И. Ф. Вараввы в журналах:

1. Варавва, И. Бежит река Кубанушка. Из готовящейся к печати книги: стихотворения / И. Варавва; вступ. статья В. Солоухина // Кубань. – 1981. – август (№8). – С. 47-51. (ЦГБ им. М. Ю. Лермонтова)

2. Варавва, И. Бойцы вспоминают… Из фронтовой тетради: стихотворения / И. Варавва // Кубань. – 1985. – май (№5). – С. 29-31. (ЦГБ им. М. Ю. Лермонтова)

3. Варавва, И. Конфуз на ярмарке. Казачья старина: комедия в трёх действиях и тринадцати картинах / И. Варавва // Кубань. – 1989. – февраль (№2). – С. 21-29 ; март (№3). – С. 31-36 ; апрель (№4). – С. 7-15. (ЦГБ им. М. Ю. Лермонтова)

4. Варавва, И. Конфуз на ярмарке. Казачья старина: комедия в трёх действиях и тринадцати картинах; действие первое / И. Варавва // Кубань. – 1988. – сентябрь (№9). – С. 31-36 ; ноябрь (№11). – С. 63-68 ; декабрь (№12). – С. 24-27. (ЦГБ им. М. Ю. Лермонтова)

5. Варавва, И. Народный архив: стихотворения / И. Варавва // Родная Кубань. – 2002. – № 3. – С. 95. (ЦГБ им. М.Ю. Лермонтова, БФ №1 им. В.В. Маяковского, БФ №2, БФ №5 им. Ю. П. Кузнецова)

  1. (ЦГБ им. М.Ю. Лермонтова, ЦГДЮБ, БФ №1 им. В.В. Маяковского, БФ №2, БФ №5 им. Ю. П. Кузнецова, БФ №6, БФ №8)

7. Варавва, И. Пехота на снегу: стихотворения / И. Варавва // Родная Кубань. – 2005. – № 1. – С. 115-119. (ЦГБ им. М.Ю. Лермонтова, ЦГДЮБ, БФ №2, БФ №5 им. Ю. П. Кузнецова, БФ №6, БФ №8)

9. Варавва, И. Поэзия / И. Варавва // Кубань. – 1984. – март (№3). – С. 38-40. (ЦГБ им. М. Ю. Лермонтова)

10. Варавва, И . Поэзия / И. Варавва // Кубань. – 1983. – январь (№1). – С. 9-12 ; март (№3). – С. 25 ; август (№8). – С. 2 ; сентябрь (№9). – С. 61-62. (ЦГБ им. М. Ю. Лермонтова)

  1. (ЦГБ им. М. Ю. Лермонтова, ЦГДЮБ, БФ №1 им. В.В. Маяковского, БФ №2, БФ №5 им. Ю. П. Кузнецова, БФ №6, БФ №8)

14. Варавва, И. Поэзия. Новые стихи / И. Варавва // Кубань. – 1990. – май (№5). – С. 7-8 ; ноябрь (№11). – С. 11-13. (ЦГБ им. М. Ю. Лермонтова)

15. Варавва, И. Поэзия. Родной Кубани посвящаю… : стихотворения / И. Варавва // Кубань. – 1980. – декабрь (№12). – С. 3-4. (ЦГБ им. М. Ю. Лермонтова)

16. Варавва, И. Поэзия. Сабля атамана Чепиги. Казацкая дума: стихотворения / И. Варавва // Кубань. – 1991. – май (№5). – С. 7. (ЦГБ им. М. Ю. Лермонтова)

17. Варавва, И. Сатира и юмор. Ревизор: стихотворение / И. Варавва // Кубань. – 1985. – сентябрь (№9). – С. 94. (ЦГБ им. М. Ю. Лермонтова)

18. Варавва, И. Сказания и обережные молитвы казака дядьки Тихона: проза / И. Варавва // Родная Кубань. – 2000. – № 3. – С. 21-27. (ЦГБ им. М. Ю. Лермонтова)

  1. (ЦГБ им. М. Ю. Лермонтова, БФ №5 им. Ю. П. Кузнецова, БФ №8)

21. Варавва, И. Шелковица. (Память казачьего рода) : [проза] / И. Варавва // Родная Кубань. – 1999. – № 4. – С. 51-53. (ЦГБ им. М. Ю. Лермонтова)

Публикации И. Ф. Вараввы в газетах:

1. Варавва, И. Стихотворения / И. Варавва // Рассвет. – 2013. – 5 апреля (№ 14). – С. 5. (ЦГБ им. М. Ю. Лермонтова)

2. Варавва, И. Пехота на снегу: стихотворения / И. Варавва // Рассвет. – 2005. – 4-10 апреля (№ 5). – С. 5. (ЦГБ им. М. Ю. Лермонтова)

3. Варавва, И. «В ту осень, в тот памятный год…»: стихотворения / И. Варавва // Комсомолец Кубани. – 1985. – 5 февраля. – С. 4. (ЦГБ им. М. Ю. Лермонтова)

Статьи о жизни и творчестве И. Ф. Вараввы в отдельных и периодических изданиях, сборниках, энциклопедиях:

1. Варавва Иван Федорович // Кубановедение от А до Я. Энциклопедия / под общ. ред. В. Н. Ратушняка. – Краснодар: Традиция, 2008. – С. 68-69. (ЦГБ им. М. Ю. Лермонтова)

  1. (ЦГБ им. М. Ю. Лермонтова, ЦГДЮБ, БФ №2, БФ №5 им. Ю. П. Кузнецова, БФ №6, БФ №8)
  2. Варавва Иван Федорович : Поэт, фольклорист, драматург, переводчик, член Союза писателей СССР (1958), Союза писателей России (1991) // Кто есть кто сегодня на Кубани: справочник / сост. В. М. Шейферман. – Краснодар: Краснодарские известия, 2002. – С. 47. (ЦГБ им. М. Ю. Лермонтова)
  3. (ЦГБ им. М. Ю. Лермонтова, ЦГДЮБ, БФ №2)
  4. (ЦГБ им. М. Ю. Лермонтова, ЦГДЮБ, БФ №1 им. В.В. Маяковского, БФ №2, БФ №5 им. Ю. П. Кузнецова, БФ №6, БФ №8)
  5. VII том. Кубанские писатели детям: сборник / Департамент по делам СМИ, печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Краснодарского края. – Краснодар: Периодика Кубани, 2010. – С. 83. (ЦГБ им. М. Ю. Лермонтова, ЦГДЮБ, БФ №1 им. В.В. Маяковского, БФ №2, БФ №5 им. Ю. П. Кузнецова, БФ №6, БФ №8)

7. Волченко, В. Певец казачьей доблести и славы / В. Волченко // Кубань сегодня. – 1997. – 2 сентября. – С. 3. (ЦГБ им. М. Ю. Лермонтова)

8. Ворников, А. В. Звездный сын Отечества / А. В. Ворников // Кольчуга Святослава: стихотворения и поэмы / И. Ф. Варавва. – Краснодар: Советская Кубань, 2006. – С. 5-24. (ЦГБ им. М. Ю. Лермонтова, ЦГДЮБ, БФ №1 им. В.В. Маяковского, БФ №8)

9. Голуб, Т. «Моя родная сторона»: [к 60-летию кубанского поэта И. Вараввы] / Т. Голуб, Н. Иващенко // Комсомолец Кубани. – 1985. – 5 февраля. – С. 4. (ЦГБ им. М. Ю. Лермонтова)

10. Доризо, Н. Певец казачьего края / Н. Доризо // Соколиная степь. Книга стихов / И. Ф. Варавва. – М. : Советская Россия, 1979. – С. 5-8. (ЦГБ им. М. Ю. Лермонтова)

11. Дроздова, Н . «Казачий кобзарь» Ивана Вараввы / Н. Дроздова // Казачий край: сборник стихов / И. Ф. Варавва. – Краснодар: Советская Кубань, 1997. – С. 5-14. (ЦГБ им. М. Ю. Лермонтова)

12. Жиров, М. Встреча с поэтом / М. Жиров // Рассвет. – 2009. – 10-16 апреля (№15). – С. 2. (ЦГБ им. М. Ю. Лермонтова)

13. Знаменский, А. Д. Алмазы на дороге не валяются…: Размышления о поэзии Ивана Вараввы / А. Д. Знаменский // Купина неопалимая: О литературе, о книгах / А. Д. Знаменский. – Краснодар: Кн. изд-во, 1980. – С. 84-100. (ЦГБ им. М. Ю. Лермонтова)

14. Иван Федорович Варавва … // Казачий край: сборник стихов / И. Ф. Варавва. – Краснодар: Кн. изд-во, 1970. – С. 5-7. (ЦГБ им. М. Ю. Лермонтова)

15. Иван Фёдорович Варавва // Кубанская библиотека. X том. И. Ф. Варавва, С. Н. Хохлов. Стихи: сборник / Департамент по делам СМИ, печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Краснодарского края. – Краснодар: Периодика Кубани, 2011. – С. 5. (ЦГБ им. М. Ю. Лермонтова, ЦГДЮБ, БФ №1 им. В.В. Маяковского, БФ №2, БФ №5 им. Ю. П. Кузнецова, БФ №6, БФ №8)

16. Иван Федорович Варавва // Писатели Кубани: сборник / под. ред. В. П. Неподобы. – Краснодар: Северный Кавказ, 2000. – С. 32-34. (ЦГБ им. М. Ю. Лермонтова, ЦГДЮБ, БФ №1 им. В.В. Маяковского, БФ №2, БФ №5 им. Ю. П. Кузнецова, БФ №6, БФ №8)

17. Иван Федорович Варавва : [вступ. статья] // Отцовская хата / И. Ф. Варавва. – Краснодар: Традиция, 2013. – С. 3-6. (ЦГБ им. М. Ю. Лермонтова, ЦГДЮБ, БФ №1 им. В.В. Маяковского, БФ №2, БФ №5 им. Ю. П. Кузнецова, БФ №6, БФ №8)

18. Кеворков, В. Варавва Иван Федорович / В. Кеворков // Композиторы и поэты Кубани: эссе / В. Кеворков. – Краснодар: Русь-ТВ, 2008. – Вып. 1. – С. 64-65, 71. (ЦГБ им. М. Ю. Лермонтова)

21. Манаенков, А. Казачий поэт России / А. Манаенков // Гомон дикого поля: стихотворения и поэмы / И. Варавва. – Краснодар: Советская Кубань, 2000. – С. 5-16. (ЦГБ им. М. Ю. Лермонтова)

22. Самойлова, Л. Молодость в продымленной шинели: [о пятых Вараввинских чтениях, прошедших в ККЮБ им. И. Вараввы] / Л. Самойлова // Человек труда. – 2015. – 17-30 апреля (№7). – С. 4. (ЦГБ им. М. Ю. Лермонтова)

23. Солодкая, М. В стихи отлитая судьба. Ивану Федоровичу Варавве – 60 лет / М. Солодкая // Кубань. – 1985. – февраль (№2). – С. 75-78. (ЦГБ им. М. Ю. Лермонтова)

24. Солодкая, М. Казачьей земли самоцвет: [к 75-летию И. Вараввы] / М. Солодкая // Литературная Кубань. – 2000. – [Б.№]. – С. 7. (ЦГБ им. М. Ю. Лермонтова)

25. Солоухин, В. Бежит река Кубанушка. Из готовящейся к печати книги: вступ. статья / В. Солоухин // Кубань. – 1981. – август (№8). – С. 47-48. (ЦГБ им. М. Ю. Лермонтова)

26. Солоухин, В. Вольные напевы Кубани / В. Солоухин // Казачья Бандура. Думы, песни и легенды кубанских казаков / И. Ф. Варавва. – Краснодар: Кубанская Казачья Рада, 1992. – С. 5-10. (ЦГБ им. М. Ю. Лермонтова, БФ №8)

27. Стаднюк, И. Песенные мотивы Кубани / И. Стаднюк // Отцовская хата: стихотворения, песни, комедия / И. Ф. Варавва. – Краснодар: Советская Кубань, 1989. – С. 3-6.

  1. II : учебное пособие для учащихся общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования / Б. А. Трёхбратов, В. А. Жадан. – Краснодар: Традиция, 2007. – С. 41-42. (ЦГБ им. М. Ю. Лермонтова, ЦГДЮБ, БФ №5 им. Ю. П. Кузнецова)
  2. (ЦГБ им. М. Ю. Лермонтова)

30. Федорченко, А. Иван Варавва / А. Федорченко // Родная Кубань. – 2010. – № 2 (50). – С. 79. (ЦГБ им. М. Ю. Лермонтова)

31. Филиппова, Л. И. «В доброе наследство отдаю…»: сценарий литературного праздника, рассказывающего о жизни и творчестве поэта И. Ф. Вараввы для учащихся 7-11 кл. / Л. И. Филиппова // Читаем, учимся, играем. – 2011. – №9. – С. 24-28. (ЦГБ им. М. Ю. Лермонтова)

32. Фирсов, В. Песни Родного края / В. Фирсов // Песня любви. Стихи и песни / И. Ф. Варавва. – Краснодар: Советская Кубань, 1984. – С. 3-6. (ЦГБ им. М. Ю. Лермонтова)

33. Цапко, В. Бежит река Кубанушка: [к 80-летию И. Вараввы] / В. Цапко // Кубанские новости. – 2005. – 5 февраля. – С. 5. (ЦГБ им. М. Ю. Лермонтова)

34. Цапко, В. Неувядающая лира поэта: [памяти поэта И. Вараввы] / В. Цапко // Рассвет. – 2013. – 5 апреля (№14). – С. 5. (ЦГБ им. М. Ю. Лермонтова)

35. Цапко, В. Орлиный полет: [к 80-летию И. Вараввы] / В. Цапко // Рассвет. – 2005. – 4-10 февраля (№5). – С. 1, 5. (ЦГБ им. М. Ю. Лермонтова)

36. Чумаченко, В. К. От казацкого корня / В. К. Чумаченко // Родная Кубань. – 1999. – №4. – С. 47-49. (ЦГБ им. М. Ю. Лермонтова)

37. Широкобородов, Э. Письмо знаменитому земляку / Э. Широкобородов // Рассвет. – 2005. – 4-10 февраля (№5). – С. 1. (ЦГБ им. М. Ю. Лермонтова)

Песни на стихи И. Ф. Вараввы:

1. Варавва, И. А сирень всё цветёт [Ноты] / И. Варавва // Живи кубанская земля. Песни для народного хора, ансамблей и солистов в сопровождении баяна / А. Перевалов. – [Краснодар?] : [Б. и.]. – C . 9-11. (ЦГБ им. М. Ю. Лермонтова)

2. Варавва, И. Бабкина примета [Ноты] / И. Варавва // Живи, кубанская земля. Песни для народного хора, ансамблей и солистов в сопровождении баяна / А. Перевалов. – [Краснодар?] : [Б. и.]. – C . 14-15. (ЦГБ им. М. Ю. Лермонтова)

3. Варавва, И. Военный май / И. Варавва // Любовь и весна [Ноты] : избранные песни / И. Сычёв; сост. и муз. ред. В. Кеворков. – Краснодар: Русь-ТВ, 2005. – С. 6. (ЦГБ им. М. Ю. Лермонтова)

4. Варавва, И. Какими травами-муравами [Ноты] / И. Варавва // Песни композиторов Кубани [Ноты] / сост. В. Д. Пономарев. – Краснодар: Кн. изд-во, 1975. – С. 58. (ЦГБ им. М. Ю. Лермонтова)

5. Варавва, И. Краснодар – кубанская столица [Ноты] / И. Варавва // Люблю тебя, мой Краснодар! : песни для солиста (хора) и фортепиано (гитары) / авт.-сост. и муз. ред. В. Кеворков. – Краснодар: Русь-ТВ, 2004. – С. 24-27. (ЦГБ им. М. Ю. Лермонтова)

6. Варавва, И. Краснодарская весна [Ноты] / И. Варавва // Композиторы и поэты Кубани: эссе / В. Кеворков. – Краснодар: Русь-ТВ, 2008. – Вып. 1. – С. 69-70. (ЦГБ им. М. Ю. Лермонтова)

7. Варавва, И. Краснодарская весна [Ноты] / И. Варавва // Популярные песни кубанских композиторов: для голоса, ансамбля, ф-но, гитары / авт.-сост. В. Кеворков. – Краснодар: [Б. и.], 2000. – Вып. 1. – С. 25-26. (ЦГБ им. М. Ю. Лермонтова)

8. Варавва, И. Лебёдушка [Ноты] / И. Варавва // Живи, кубанская земля. Песни для народного хора, ансамблей и солистов в сопровождении баяна / А. Перевалов. – [Краснодар?] : [Б. и.]. – C . 6-8. (ЦГБ им. М. Ю. Лермонтова)

9. Варавва, И. Люблю тебя, Кубань [Ноты] / И. Варавва // Песни и хоры [Ноты] / В. Пономарев. – Краснодар: Кн. изд-во, 1973. – С. 9-11. (ЦГБ им. М. Ю. Лермонтова)

10. Варавва, И. Люблю тебя, Кубань [Ноты] / И. Варавва // Популярные песни кубанских композиторов: для голоса, ансамбля, ф-но, гитары / авт.-сост. В. Кеворков. – Краснодар: [Б. и.], 2000. – Вып. 1. – С. 34-36. (ЦГБ им. М. Ю. Лермонтова)

11. Варавва, И. На рушнике Кубани [Ноты] / И. Варавва // Живи, кубанская земля. Песни для народного хора, ансамблей и солистов в сопровождении баяна / А. Перевалов. – [Краснодар?] : [Б. и.]. – C . 1-3. (ЦГБ им. М. Ю. Лермонтова)

12. Варавва, И. Над речкою хата белеет / И. Варавва // Эх, родной хуторок! Сборник авторских песен / П. Дымков. – Краснодар: Краснодарская академия МВД России, 2005. – С. 17-19. (ЦГБ им. М. Ю. Лермонтова)

13. Варавва, И. Не поют в саду кукушки [Ноты] / И. Варавва // Живи, кубанская земля. Песни для народного хора, ансамблей и солистов в сопровождении баяна / А. Перевалов. – [Краснодар?] : [Б. и.]. – C . 12-13. (ЦГБ им. М. Ю. Лермонтова)

14. Варавва, И. Ой да, на Кубани [Ноты] / И. Варавва // Кубань. – 1986. – ноябрь (№ 11). – С. 9. (ЦГБ им. М. Ю. Лермонтова)

15. Варавва, И. Ой, что-то мне грустно / И. Варавва // Эх, родной хуторок! Сборник авторских песен / П. Дымков. – Краснодар: Краснодарская академия МВД России, 2005. – С. 25-26. (ЦГБ им. М. Ю. Лермонтова)

16. Варавва, И. Песня о Краснодаре [Ноты] / И. Варавва // Люблю тебя, мой Краснодар! : песни для солиста (хора) и фортепиано (гитары) / авт.-сост. и муз. ред. В. Кеворков. – Краснодар: Русь-ТВ, 2004. – С. 13-16. (ЦГБ им. М. Ю. Лермонтова)

17. Варавва, И. Полети мой Соловейко [Ноты] / И. Варавва // Кубань – родные берега. Избранные песни для голоса, фортепиано и баяна [Ноты] / В. Чернявский. – Краснодар: Эоловы струны, 2002. – С. 20-21. (ЦГБ им. М. Ю. Лермонтова, ЦГДЮБ)

18. Варавва, И. Притихли шумливые клёны [Ноты] / И. Варавва // Любовь и весна [Ноты] : избранные песни / И. Сычёв; сост. и муз. ред. В. Кеворков. – Краснодар: Русь-ТВ, 2005. – С. 10. (ЦГБ им. М. Ю. Лермонтова)

19. Варавва, И. Пыльная дорожка [Ноты] / И. Варавва // Любовь и весна [Ноты] : избранные песни / И. Сычёв; сост. и муз. ред. В. Кеворков. – Краснодар: Русь-ТВ, 2005. – С. 8. (ЦГБ им. М. Ю. Лермонтова)

20. Варавва, И. Рекою юности [Ноты] / И. Варавва // Любовь и весна [Ноты] : избранные песни / И. Сычёв; сост. и муз. ред. В. Кеворков. – Краснодар: Русь-ТВ, 2005. – С. 12. (ЦГБ им. М. Ю. Лермонтова)

21. Варавва, И. Соловей на веточке [Ноты] / И. Варавва // Песни композиторов Кубани [Ноты] / сост. В. Д. Пономарев. – Краснодар: Кн. изд-во, 1975. – С. 47. (ЦГБ им. М. Ю. Лермонтова)

22. Варавва, И. Степная сторона [Ноты] / И. Варавва // Песни композиторов Кубани [Ноты] / сост. В. Д. Пономарев. – Краснодар: Кн. изд-во, 1975. – С. 33. (ЦГБ им. М. Ю. Лермонтова)

23. Варавва, И. Степь [Ноты] / И. Варавва // Мой край. Песни композиторов-любителей Кубани / сост. и муз. ред. В. Кеворков. – Краснодар: Мир, 2003. – Вып. 1. – С. 19-20. (ЦГБ им. М. Ю. Лермонтова)

24. Варавва, И. Степь [Ноты] / И. Варавва // Популярные песни кубанских композиторов: для голоса, ансамбля, ф-но, гитары / авт.-сост. В. Кеворков. – Краснодар: [Б. и.], 2000. – Вып. 1. – С. 49-50. (ЦГБ им. М. Ю. Лермонтова)

25. Варавва, И. Степь колышется [Ноты] / И. Варавва // Живи, кубанская земля. Песни для народного хора, ансамблей и солистов в сопровождении баяна / А. Перевалов. – [Краснодар?] : [Б. и.]. – C . 4-5. (ЦГБ им. М. Ю. Лермонтова)

26. Варавва, И. У всех у нас есть Родина своя / И. Варавва // Эх, родной хуторок! Сборник авторских песен / П. Дымков. – Краснодар: Краснодарская академия МВД России, 2005. – С. 14-16. (ЦГБ им. М. Ю. Лермонтова)

27. Варавва, И. У реки / И. Варавва // Любовь и весна [Ноты] : избранные песни / И. Сычёв; сост. и муз. ред. В. Кеворков. – Краснодар: Русь-ТВ, 2005. – С. 32. (ЦГБ им. М. Ю. Лермонтова)

28. Варавва, И. Хоровой вариант.Полети, мой Соловейко [Ноты] / И. Варавва // Кубань – родные берега. Избранные песни для голоса, фортепиано и баяна [Ноты] / В. Чернявский. – Краснодар: Эоловы струны, 2002. – С. 22-24. (ЦГБ им. М. Ю. Лермонтова, ЦГДЮБ)

29. Варавва, И. Шумит пшеница [Ноты] / И. Варавва // Хлебороб – моя профессия. Песни кубанских авторов: набор печ. листов / Краевой научно-метод. центр народ. творчества и культурного просв. работы упр. культуры крайисполкома. – Краснодар, 1980. – 9 листов. (ЦГБ им. М. Ю. Лермонтова)

30. Песни на стихи И. Вараввы // Песни кубанских станиц. Сборник произведений композитора Сергея Иванова / С. Иванов. – Краснодар: [Б. и], 1990. – С. : 16-26, 37-45, 69-71, 82-88, 123-128. (ЦГБ им. М. Ю. Лермонтова)

31. Зорькин, В. Песня заповедная [Ноты] : избранные песни на стихи И. Вараввы / В. Зорькин. – Краснодар: Эоловы струны, 2004. – 104 с. (ЦГБ им. М. Ю. Лермонтова)

Библиографические пособия:

  1. (ЦГБ им. М. Ю. Лермонтова)
  2. (ЦГБ им. М. Ю. Лермонтова)

3. В доброе наследство отдаю… Жизнь и творчество И. Ф. Вараввы : методические рекомендации по подготовке литературного вечера для молодежи / сост. С. Н. Фоменко, Л. И. Самойлова. – Краснодар: [Б. и.], 2008. – 30 с. (ЦГБ им. М. Ю. Лермонтова)

4. В доброе наследство отдаю… Материалы Вараввинских чтений (5 февраля 2009 года) / сост. Ж. В. Куликова; Краснодар. краев. юнош. б-ка им. И. Ф. Вараввы. – Краснодар: [Б. и.], 2009. – 64 с. (ЦГБ им. М. Ю. Лермонтова)

5. Казачий кобзарь : буклет к 85-летию со дня рождения И. Ф. Вараввы / Краснодар. краев. юнош. б-ка им. И. Ф. Вараввы. – Краснодар: [Б. и.], 2010. (ЦГБ им. М. Ю. Лермонтова)

  1. (ЦГБ им. М. Ю. Лермонтова)

7. Певец кубанского края : тематический обзор о жизни и творчестве И. Ф. Вараввы / сост. Л. И. Самойлова; Краснодар. краев. юнош. б-ка им. И. Ф. Вараввы. – Краснодар: [Б. и.], 1995. – 16 с. (ЦГБ им. М. Ю. Лермонтова)

1. Варавва, Иван Фёдорович. Материал из Википедии - свободной энциклопедии www . URL : https :// ru . wikipedia . org / wiki / . – 23.07.2016.

2. И. Ф. Варавва – певец Кубанской земли [Электронный ресурс] : материал к литературному вечеру / Е. М. Сёмина . – Режим доступа: www . URL: http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2012/08/23/ifvaravva-pevets-kubanskoy-zemli. – 23.07.2016 .

3. Краснодарская краевая юношеская библиотека им. И. Ф. Вараввы. Биография Ивана Фёдоровича Вараввы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www Следующая >

Фивы - в древности главный город области средней Греции, Беотии, расположенный на невысоком холме, среди плодородной Аонийской равнины. В настоящее время город с населением 22 тыс. человек (2012) является самым большим городом Беотийской префектуры. Координаты Фив: 38°19′27″ с. ш. 23°19′25″ в. д. Часовой пояс: UTC+2, летом UTC+3. Телефонный код города Фивы: +30. Почтовый индекс города Фивы: 32200.

История города Фивы

Фивы - легендарное место рождения Геракла и Диониса - в 400 г. до н.э были могущественным городом-государством. Возвышению Фив способствовало выгодное положение города между северной Грецией и Пелопоннесом. В современных Фивах мало что напоминает о былом величии, однако трагическая история фиванской царской династии, связанная с легендой о царе Эдипе, до сих пор, как и в античные времена, трогает сердца людей.

В XII веке до н.э., после Троянской войны, Фивы стали главным городом региона Беотия. В 371 г. до н.э. город одержал победу в сражении с когда-то непобедимой Спартой. Однако славный век Фив неожиданно закончился в 335 г. до н.э., когда Александр Македонский разорил город. Ему не понравилось, что Фивы противились македонской власти и вступили в союз с персами. Александр пощадил городские храмы, но не жителей города: 6 тыс. фиванцев погибли в схватке и еще 30 тыс. были захвачены в плен.

Транспорт, питание и проживание в Фивах

Как добраться

От центральной автобусной остановки в Фивах (KTEL Thiva), расположенной в 500 м к югу от Платея Айос-Калотинис, отправляются автобусы до Афин (€8, время в пути 1,5 ч. каждый час). От другой автобусной остановки (KTEL Amfissa) автобусы направляются в Левадию (€4,50, каждый час) и Дельфы (€8, время в пути 50 мин., шесть раз в день). Эта остановка находится на заправочной станции «Shell» в пригороде Пири, в 1 км от центра Фив, на дороге Афины - Левадия.

Поезда, отходящие от железнодорожной станции в Фивах, расположенной в 500 м к северу от музея, направляются в Афины (обычный поезд/экспресс/ междугородний поезд €5/9/10,30, время в пути 75/70/60 мин., 10 раз в день) и Салоники (обычный поезд/экспресс/междугородний) €16,70/25/33, время в пути четыре/пять/5,5 ч., 10 раз в день).

Где поесть

Dionysos Restaurant (Epaminonda 88; основное блюдо €6-9) Владелец этого заведения Такие уверяет, что его таверна - единственное место в Фивах, где можно попробовать традиционную феческую еду. В меню представлено множество блюд; порции большие и сдобрены оливковым маслом. Советуем приходить сюда на обед, так как одни и те же блюда подаются в течение всего дня, и в обеденное время они свежее.

Ladhokolla (основное блюдо €6,50-14). Эта модная таверна находится на площади. Здесь подают блюда из морепродуктов (особенно стоит попробовать спагетти по-рыбацки, €14) и блюда, приготовленные на гриле.

Где остановиться

Hotel Niovi (Epaminonda 63; 1/2-местный номер с завтраком €43/55) Этот отель с приветливым персоналом одновременно и уютный, и современный. Горшки с цветами украшают мраморные лестницы, а в номерах имеется спутниковое телевидение И бесплатный беспроводной Интернет. Отель расположен в центре города на пешеходной улице Эпаминонда. На первом этаже имеется супермаркет «Carrefour Express».

Карта города Фивы

Достопримечательности города Фивы

Главной достопримечательностью Фив является археологический музей. Если вы хотите поближе познакомиться с историй Фив, лучший способ - посетить Археологический музей. В музее хранятся ювелирные украшения, найденные в микенских дворцах, терракотовые маски и украшенные резьбой Саркофаги.

Хорошо сохранившаяся Крепость Элефтера (IV в.) сторожит перевал Каза на горе Китерон - водораздел между Афинами и Фивами. Как гласит греческий миф, короля Эдипа, когда он был ребенком, оставили умирать на этой горе, на границе древней Аттики. Малыша спас пастух. Руины возле Эритреса больше заинтересуют любителей истории. На этом месте состоялась битва при Илатеях (479 г. до н.э.), ознаменовавшая собой окончание Греко-персидских войн. К сожалению, эта территория в настоящий момент заброшена. Если вы будете проезжать мимо, советуем свернуть па дорогу Элефсина - Фивы, ведущую к Порто-Ермено (Porto Germeno). Эта дорога оканчивается возле величественной крепости Эгосфена IV века - это сооружение древних греков сохранилось лучше остальных. Отсюда открывается вид на Порто-Ермено - прибрежный курорт, расположенный в 45 км к юго-западу от Фив.

Располагались на естественных или созданных человеком холмах, чтобы предохранить постройки от затопления водой во время разливов Нила.

Страбон, писал о природе Дельты, что во время разлива Нила все окружающие земли покрывает вода, и Дельта превращается в море, а города и деревни стоят посреди этого моря как острова.

Естественно, на этих холмах пригодной для строительства земли было очень мало, поэтому все постройки в городах Древнего Египта были довольно плотными с очень узкими улочками. Дома строились близко друг другу, практически окна одного дома смотрели в окна другого, а дети, играя на плоских крышах, спокойно перепрыгивали на крышу противоположного дома. Дома в древнеегипетском городе в высоту достигали 4-5 этажей. В те времена канализации не существовало, заботиться об этом было делом хозяйки. Помои нередко выливали прямо на улицу. Египтяне предпочитали находиться не дома, где очень душно, а восседали на крышах, где свежий воздух и по вечерам дует прохладный ветерок, да и запахи, заполняющие египетские улицы не доходят туда. Иногда они спали на крыше.

До наших дней от Фив сохранились только развалины храмов и построек культового назначения. Сегодня его развалины мы называем «городом мертвых». Фотографии Фив отчасти передают очарование древнего города.

Вот как описывает Фивы Сирил Альдред в своей книге «Египтяне. Великие строители пирамид»:

...современный город Луксор, который вместе с примыкающей к нему деревушкой Карнак и другими местечками занимает место, на котором некогда стояли Фивы, южная столица периода высочайшего расцвета Египта во времена Нового царства. Из здешних гробниц и храмов появились многочисленные древности, украшающие коллекции Европы и Америки, а также большое количество документов о прошлом Египта. Теперь возникает опасность, что мы будем воспринимать его историю пристрастно, с точки зрения жителей Фив.

Возле города окаймляющие русло реки холмы уступают место широкой полосе возделанных земель, которые даже сухой справочник Бедекера заставляют выразить своеобразное лирическое одобрение: «Зеленеющие повсюду всходы и пальмы заставляют путешественника, только что покинувшего пустыню, развеселиться; яркие краски придают долине Нила каждое утро и каждый вечер неотразимую прелесть; чистый, не затененный облаками свет солнца омывает каждый предмет даже зимой и делает древние Фивы похожими на волшебную страну, щедро осыпанную дарами вечного процветания». Возможно, то же чувство во времена правления Рамсеса II заставило неизвестного поэта написать серию произведений в честь города и его бога Амона, хотя он чересчур увлекся выбранной темой и высказал не подтвержденные претензии на то, чтобы считать Фивы древнейшим городом мира. Город приобрел свою славу в период Среднего царства, когда местные властители проложили себе дорогу к верховной власти и сделались фараонами, правящими вновь объединенным Египтом. В течение всей истории своего существования Фивы оставались центром сопротивления чуждому правлению с севера. После того как их властители изгнали гиксосов, город приобрел высокий престиж и богатство как основная резиденция правительства. Там фараонам высекали гробницу в скале на западном берегу, а его храм строили поодаль на равнине. Там была найдена в полной неприкосновенности только одна усыпальница, принадлежавшая Тутанхамону; остальные несколько раз подверглись разграблению в древние времена. Их сиятельных обитателей несколько раз поспешно переносили из одного укрытия в другое, пока большинство не нашло более долговечное, хотя и недостойное прибежище в двух массовых захоронениях. Их придворные, заполонившие своими гробницами близлежащие холмы, испытали не лучшую судьбу, но расписанные стены их усыпальниц сохранили для нас имена и много живописных сцен из жизни того времени.

Разумеется, возвышение Фив усилило влияние и богатство бога Амона, чей храм в Карнаке стал подобием национальной святыни, к которой фараоны последующих времен добавляли пристройки и для процветания которой не скупились на пожертвования. Короткое, но запомнившееся правление так называемого фараона-еретика Эхнатона в конце Восемнадцатой династии, переместившего столицу Египта в Амарну, нанесло жестокий удар по могуществу Фив и их бога-покровителя, от которого они со временем оправились, но так и не вернули себе целиком ушедшее величие. После этого город перестал быть резиденцией фараонов, хотя до окончания Нового царства традиция хоронить их в этих местах ревностно соблюдалась. Постепенно Фивы стали священным городом Амона, который сперва правил окрестностями через своего верховного жреца, а позднее через дочь фараона и ее управителя. Закат города был долгим и кровавым. В VII веке до н. э. его разграбили ассирийцы. Через полтора столетия на Фивы напали персы во главе с Камбисом. При Птолемеях его влияние почти исчезло, а затем частично было возвращено после восстания против Птолемея V. При Птолемее X город опять восстал и был захвачен после длительной осады, нанесшей ему огромный ущерб. Невзирая на свою несчастную судьбу, Фивы противостояли жестокому правлению римлян в 30 году до н. э. и за это были почти опустошены. Теперь от «стовратных Фив», описанных Гомером, осталась только дюжина сильно поврежденных пилонов среди развалин храма.

(современный Телль-эль-Амарна) – наиболее хорошо сохранившийся, представляющий собой единую и целостную композицию древнеегипетский город. Город расположен на восточном берегу Нила, на полпути между Мемфисом и Фивами. Это столица фараона Эхнатона. Такое имя принял фараон XVIII династии Аменхотеп.

На египетский престол Аменхотеп IV вступил в 1353 году до н. э. На шестом году правления он порвал с прежней официальной религией и фиванским жречеством, составлявшим в то время самую большую и влиятельную прослойку в обществе. Аменхотеп IV ввёл вместо старых верований культ бога Атона - «единого всеозаряющего животворящего Солнца», а себя объявил верховным жрецом нового бога. Фараон сменил своё имя Аменхотеп («Амон доволен») на Эхнатон («Угодный Атону»).

Владения жрецов были конфискованы, фараон запретил богослужения в честь Амона и всех прежних богов, имена богов соскабливались со стен общественных зданий, храмы закрыты по всей стране. Сам фараон вместе с семьёй, новыми жрецами, воинами, художниками, скульпторами, ремесленниками и слугами покинул Фивы - государственную столицу и центр культа бога Амона.

Возведённый город с дворцами, храмами, богатыми кварталами вельмож, садами, парками и прудами был объявлен «землёй бога Атона». Даже тип древнеегипетского храма в этом городе стал совершенно другим.

Однако, Эхнатон в 1336 году до н. э. умер. После его смерти столица возвращена была в Фивы, культ Атона разрушен, и город Ахетатон был покинут и забыт.

Затем руины Ахетатона постепенно занесло песком, и их на несколько тысячелетий укрыла пустыня. Город просуществовал в общей сложности около 17 лет.

На месте Ахетатона новых поселений построено не было, и поэтому, когда археологи раскопали его руины, древний город в почти нетронутом виде предстал перед их изумленными взглядами.

Его постройки протянулись на 10 км с севера на юг.

Через все части и районы столицы проходила главная улица Ахетатона, так называемая царская дорога. В центре рядом с храмом Атона, под прямым углом к нему, располагался главный дворец. Его площадь составляла 700x300 метров. В центральном же квартале была канцелярия, от которой до нашего времени сохранились многочисленные клинописные таблички - Тель-эль-Амарнский архив. В южной части Ахетатона располагались дома придворных, квартал скульпторов. В мастерской начальника скульпторов Тутмоса были найдены скульптуры Эхнатона и Нефертити. В западной части города находились полицейский квартал, арсенал и площадь для парадов. Дом Нефертити, супруги фараона, находился на севере, в одном из жилых районов. Он назывался Серебряным дворцом. На севере Ахетатона находились жилища чиновников и торговцев. По берегам Нила стояли амбары, в гористой части был царский некрополь.

И опять цитата из книги Сирил Альдред «Египтяне. Великие строители пирамид»:

...современный Тель-эль-Амарна, древняя столица ереси. В этом месте окружающие берег утесы отходят назад, создавая большой амфитеатр восемь миль длиной. Здесь разыгралась одна из самых впечатляющих драм Древнего мира, когда юный фараон Эхнатон по вдохновению избрал это место для своего «горизонта Атона» - столицы, посвященной новому единому богу. Четырнадцать огромных, высеченных в скалах стел до сих пор отмечают его границы, а наполовину завершенные гробницы на восточных утесах и пустая гробница фараона в долине рядом все еще позволяют увидеть отблеск угасшего света. Благодаря этим рельефам и надписям сформировались многие из наших представлений о событиях тех далеких времен кризиса и нововведений, о семейной жизни фараона, публичных церемониях вступления в должность, приеме иностранных послов, щедрых жертвах Атону, гимнах и литургиях новой веры. Погребенные под землей свидетельства говорят не менее громко. Амарна - рай для археолога, где на девственной почве была построена, населена и покинута огромная столица, - все это произошло в течение двух десятилетий. Прошлое в Амарне сохранилось до такой степени, что мы и сейчас можем на поверхности песка в вечерних отсветах разглядеть дорожку, которую протоптал во время ежедневного перехода между домом и храмом Пенхази верховный жрец Атона. В процессе раскопок ученые много узнали о планировке города и архитектуре домов Древнего Египта. В Амарне были сделаны два наиболее эффектных открытия на земле, которая и без того богата сенсационными находками. Одно из них произошло при работе немецкой экспедиции в 1911 - 1912 годах: археологи обнаружили развалины студии скульптора с множеством статуй, гипсовых слепков, портретных головок, включая знаменитый бюст супруги фараона, давший нам новый взгляд на египетское искусство и технику изготовления произведений. Более раннее открытие было сделано в 1888 году, когда пожилая женщина неожиданно извлекла на свет из земли забытые архивы аналога министерства иностранных дел в виде трех сотен глиняных табличек, по большей части заполненных аккадской клинописью - международным языком дипломатов тех времен. Эти таблички, заметно пострадавшие за время, когда переходили от одного перекупщика к другому, оказались копиями переписки между египетским двором и правящими домами Ассирии, Вавилонии, Анатолии и Кипра. Однако основная часть этих записей касается взаимоотношений между фараоном и его вассальными городами-государствами Палестины и Сирии. При исследовании этих, к сожалению, поврежденных кусков засохшей глины глазам археологов открылась невероятно живая и неожиданная картина. Мы видим мир образованных людей 2-го тысячелетия до н. э.: привилегированных чиновников, дипломатических курьеров, послов и чрезвычайных послов, путешествовавших от одного дворца к другому с документами, согласно которым заключались брачные союзы, велась торговля, поступали запросы о выдаче преступников, обсуждались дипломатические альянсы, выражались протесты, высказывались требования, предупреждения и просьбы о помощи. Здесь была вся сложная система международных взаимоотношений со своим протоколом, который мало чем отличается от дипломатических протоколов современной Европы. Чувствуется, что и за ней стоят долгие века постепенного развития.