Урок на тему земледельцы аттики теряют свободу. Древняя Аттика. Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. Осмысление результатов работы групп

5 класс

Тема: Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.

Цели:

  • подвести учащихся к пониманию причин возникновения греческих полисов;
  • обеспечить усвоение понятий «полис», «демос» «ареопаг», «архонты»;
  • продолжить формирование умений использовать исторические документы как источники знаний.

Тип урока: Комбинированный

Оборудование: карта «Древняя Греция (до середины V в. до н. э.)»

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Религия древних греков».

1.Подготовка устного ответа по карточке

КАРТОЧКА

Подготовь развернутый ответ на вопрос «Какие религиозные верования существовали у древних греков?». Для этого вспомни:

* Где жили древнегреческие бог»?

* Какие боги считались у них главными?

* Какие боги покровительствовали ремеслам?

* Расскажи миф о любом древнегреческом боге.

* Почему всех своих богов греки изображали в облике человека?

Сделай вывод.

Примерный ответ учащегося:

У древних греков, как и многих других народов, существовали свои религиозные верования. Все их боги жили на горе Олимп. Главными считались Зевс - бог дождя и грома, Посейдон - бог моря и Аид - бог подземного царства. Многие греческие боги покровительствовали разным ремеслам, которыми занимались люди. Например, Гефест - кузнечному делу, Дионис - виноделию, Деметра - земледелию... Всех своих богов греки изображали в облике человека. Дело в том, что они верили в силу человека, в то, что от него в мире зависит многое. Таким образом, действиями богов греки объясняли разные явления природы.

2. Дифференцированная работа с учащимися письменно на листочках с заданием (5 человек).

Ответы: Зевс, Афродита, Посейдон, Аид, Артемида.

3.Работа с классом.

Беседа по содержанию мифа о подвигах Геракла.

На предыдущем уроке мы с вами прочитали лишь некоторые из подвигов Геракла. А кто прочитал все мифы о подвигах Геракла? (дети поднимают руки)

Сколько подвигов совершил Геракл? (Двенадцать.)

Может кто-нибудь перечислить их?

4. Объясните значение крылатых выражений.

Ахиллесова пята

Троянский конь

Яблоко раздора

Нить Ариадны.

Устный ответ ученика по карточке ��

III. Переход к изучению новой темы.

Итак, мы продолжаем изучать историю Древней Греции. Мы уже знаем, как жили древние греки в независимых городах Микенах, Афинах, Пилосе, Тиринфе, а также в царстве на о. Крит. Об этом нам рассказали интересные мифы и раскопки археологов. Однако жизнь на о. Крит в XV в. до н. э. остановилась, так как на соседнем острове Фара произошло землетрясение и извержение вулкана. Многие дворцы были разрушены, люди покинули остров.

Греческие города, объединенные под правительством царя Микен в 1200 г. до н. э., выиграли Троянскую войну, но победой не смогли воспользоваться. С севера в Грецию вторглись дорийские племена. Они разрушили многие города. Произошел упадок культуры, греки забыли свое письмо.

И вот, спустя два века после разрушения Микен, греки научились обрабатывать железо. Началось развитие новых ремесел. В Греции стали появляться полисы.

Задача для учащихся: Что такое полис? Как с его появлением изменилась жизнь греков?

IV. Изучение новой темы. (обратите внимание на план на доске)

План:

1) Древнегреческие полисы.

2) Занятия жителей полисов.

3) Управление полисом.

На доске тема урока, новые слова: Аттика - область Средней Греции, полис, демос, ареопаг, архонты.

I. Рассказ учителя.

Полис - город-государство. От этого корня произошло слово «политика». Центр его - город, который является центром небольшого самостоятельного государства, со своим правительством, войском и территорией. Он окружен стенами, внутри стен находилось возвышенное место - акрополь, и открытое пространство, называвшееся агорА, которое служило и рыночной площадью, и местом для народных собраний. Кроме города, такое государство включало окрестные деревни, усадьбы богачей.(подойти к карте и показывать области) В Средней Греции находится область АТТИКА, самым крупным полисом здесь были Афины, в Южной Греции -Спарта, на побережье Малой Азии - МилЕт. Хотя полисы часто соперничали между собой, они имели черты, характерные для полисов всех греков: общий язык, культуру и религию, которые создали прочные связи между ними. В каждом полисе проживали всего несколько тысяч граждан.

2. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника . Прочитать п. 2-3, с. 134-135, § 29 учебника.При прочтении данного пункта вы должны - Выяснить, какие занятия существовали у жителей полисов? И как происходило управление властью в Афинах.

Ответ: разведение оливок и винограда, изготовление вина, оливкового масла.

Работа с новыми терминами.

(Давайте запишем в тетрадь новые термины)

Демос - простой народ, не участвовавший в управлении государством.

Ареопаг - совет знати государства.

Архонты - девять самых знатных и богатых правителей государства.

3.Работа с историческим документом.

Перед вами на столах лежит отрывок из исторического документа под названием «Афинская политИя», который написал знаменитый философ и ученый Древней Греции –Аристотель. Это трактат, содержащий описание государственного строя Афин.

Сейчас я прочитаю этот документ, а вы должны будете подумать над такими вопросами как. ^Существовало ли в Афинах деление общества на богатых и бедных? Кто управлял государством? За счет чего жили бедные?

Аристотель. Афинская политИя

2 ...В течение долгого времени происходили раздоры между знатью и народом. Надо иметь в виду, что вообще государственный строй был олигархическим (то есть властью немногих), но главное было то, что бедные находились в порабощении не только сами, но также их дети и жены. Назывались они пелатами и шестидольниками, потому что на таких арендных условиях обрабатывали поля богачей. Вся же вообще земля была в руках немногих. При этом, если эти бедняки не отдавали арендной платы, можно было увести в кабалу(долговое обязательство) и их самих, и детей…

Конечно, из тогдашних условий государственной жизни самим тяжелым и горьким для народа было рабское положение. Впрочем, и всем остальным он был тоже недоволен, потому что ни в чем, можно сказать, не имел своей доли.

5. В виду того, что существовал такой государственный порядок и большинство народа было в порабощении у немногих, народ восстал против знатных.

Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира. - М., 1987.-С. 129.

4. Беседа по вопросам к документу .

Существовало ли в Афинах деление общества на богатых и бедных? (Да, существовало.)

Кто управлял государством? (Государством управляли олигархи, то есть самые богатые и знатные люди.)

Кому принадлежала вся земля в государстве? (Земля была в руках немногих, то есть в руках богатых.)

За счет чего жили бедные? (Они арендовали землю у богатых.)

Что было с теми людьми, которые не могли заплатить арендную плату? (Богатые могли его самого и его семью увести в кабалу.)

Чем простой народ был недоволен? (Тем, что он не имел своей доли, то есть не имел собственности и прав тоже.)

К чему могло привести такое положение простых людей? (Народ восстал против знатных...)

V. Закрепление изученного на уроке.

Беседа.

Повторим, что мы изучили на уроке нового?

Что же такое полис? Какой полис мы сегодня изучили?

Что такое демос? Чем занимались жители Афин?

Чем был недоволен демос? (Тем, что он не имел своей доли, то есть не имел собственности и прав тоже.)

VI. Итог урока

Домашнее задание

2. Подготовить развернутый ответ на вопрос: - Как жили древние греки в своих полисах?


Технологическая карта урока

Фамилия, имя, отчество, место работы

Щербанева Мария Николаевна , МКОУ «СОШ № 10 имени Героя России А.Р.Савченко» п.Цимлянский, Шпаковского района, Ставропольского края

История древнего мира

Дата урока

Номер урока

№ 6 в разделе «Древняя Греция», (№1 в теме 8 «Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием»)

Тип урока

ознакомление с новым материалом, комбинированный

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

Начать формирование у обучающихся представления о полисах Греции

предметно-информационная составляющая:

Проанализировать географию, природу и ландшафт Аттики;

Охарактеризовать основные занятия населения Аттики;

Выявить причины потери земледельцами земли и свободы

Дать характеристику населению Аттики и государства в целом

деятельностно-коммуникативная составляющая:

Продолжить развитие умений и навыков работы с историческим пространством (картой) и историческим временем (хронологией);

Продолжить развитие навыков смыслового чтения и работы с информацией.

ценностно-ориентационная составляющая:

Способствовать реализации творческого потенциала в учебной деятельности;

Способность выражать свое собственное мнение, понимать и оценивать другие мнения, соотносить их со своим мнением, налаживать коммуникацию и сотрудничество

Продолжить формирование нравственных ориентиров и умений давать нравственную оценку конкретных ситуаций.

Планируемые результаты

Предметные УУД

Находить на карте и устно комментировать положение Аттики;

Характеризовать основные занятия населения Аттики;

Выделять признаки греческого полиса;

Характеризовать греческий демос, общество в целом.

Личностные:

Понимать культурное многообразия мира, уважение к истории других народов мира;

Аргументированно оценивать свои и чужие поступки, конкретные исторические ситуации, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности

Метапредметные:

познавательные,

- стратегия смыслового чтения и работа с текстом:

Поиск информации и понимание прочитанного;

Делать выводы из сформулированных посылок.

регулятивные,

Способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

Выработка умений работать с учебной информацией;

Определять цель, проблему, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели

коммуникативные УУД)

- готовность к сотрудничеству с соучениками;

Учить определять, объясняя, свои оценки с гражданских позиций

таким явлениям, как «афинская демократия» и «древнегреческое классическое рабство».

Вигасин А.А., Годер Г.И. и др. Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А.А. Вигасина – А.О Сороко-Цюпы. 5 – 9 классы: пособие для учителей ОУ – М., «Просвещение», 2011 г.

Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для ОУ – М, «Просвещение», 2011.

План урока

1. Опрос домашнего задания по теме: «Религия древних греков».

2. Местоположение Афинского полиса.

3. Природные условия Аттики. Развитие хозяйства.

4. Разорение крестьян. Господство знати.

5. Подведение итогов. Решение познавательных задач.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся

коллективная, индивидуальная, работа в парах, в группах

Методы обучения

объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический, частично-поисковый

Основные понятия

полис, демос, ареопаг, архонты

Межпредметные связи

География (природоведение)

Ресурсы (оснащение)

Настенная карта «Древняя Греция V в. до н.э.»

Карта атласа «История Древнего мира. 5 класс» - М, «Дрофа», 2012: «Древняя Греция в V в. до н.э.»;

проектор, презентация, учебник, рабочие тетради, раздаточный материал, доска

Технологии

Проблемный диалог, продуктивное чтение, оценивание учебных успехов, КМ

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этап урока

Время

Форма организации деятельности учащихся

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

Проме

жуточ

контроль

П

Р

Л

    Вызов

1. Орг. момент

2. Актуализация знаний

3. Проверка домашнего задания

Фронтальная

Индивидуальная

Групповая

Беседа, создание условий для возникновения внутренних потребностей включения в деятельность

Работа с картой: умение показать и прокомменти-ровать местопо-ложение показы-ваемого государства.

Проверка д/з.

1.КАРТОЧКА

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Какие религиозные верования существовали у древних греков?» Для этого вспомни:

Где жили древнегреческие боги?

Какие боги считались у них главными?

Какие боги покровительствовали ремеслам?

Расскажи миф о любом древнегреческом боге.

Почему всех своих богов греки изображали в облике человека?
Сделай вывод.

2. КОНКУРС ЮНЫХ ДЕТЕКТИВОВ

Фиксация возникших затруднений

Приложение 1)

Приветствие. Пожелание успеха.

Проводит беседу по вопросам: «Историю, какой страны изучаем? Покажите на карте, где она расположена. Назовите полуостров и моря, ее омывающие»

Приветствуют учителя.

Работают с картой.

Заполняют таблицу

Знаю/хочу узнать/узнал

В разделе Знаю

Повторяют, готовят ответ по вопросам

Определяют имя бога

Заполняют лист самооценки

Развитие умения осуществлять поиск не­обходимой информации, используя карту.

Представляют информацию

Организуют и регулируют свою учебную деятельность

умение оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач

Проверка

по слайду

II. Осмысление

3. Изучение нового материала:

а)Создание проблемной ситуации

б)Определение темы и целей урока

фронтальная

Объяснение терминов

Определение темы урока

Создание условий и организация учащихся на решение проблемной

Ситуации:

Открывает на слайде поочередно тему урока

«Земледельцы …(Кто такие земледельцы?)

Аттики…(Что такое Аттика?)

теряют….(Что могли потерять земледельцы и почему?) землю и свободу»

Определите цели урока.(помогает ученикам)

Дают определения;

Высказывают предположения;

Формулируют цели урока;

Дозаполняют таблицу

Знаю/хочу узнать/узнал

в разделе Знаю и Хочу узнать

Находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач.

Определять цель, проблему в учебной деятельности.

Выдвигать версии

Излагать свое мнение

Осущест-влять сотрудничест­во и кооперацию с учителем и сверстни­ками

4.Планирование деятельности

фронтальная

Составление плана

Предлагает, опираясь на имеющиеся знания по предыдущим темам, тему урока и возникшие проблемы из раздела Хочу узнать составить план

Предлагают план урока:

    Что такое Аттика и где она расположена?

    Чем занимались земледельцы?

    Кому принадлежала власть в Аттике?

    Каким было положение земледельцев?

    К чему это могло привести?

Строить логически обоснованные суждения

Устанавливать причинно-следственные связи. выявлять варианты причин и следствий, логическую последовательность

Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели.

Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

планирование решение учебной задачи: умение выстраивать последовательность необходимых операций

формирование умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план)

излагать Устные

свое ответы

Умение при-

делового

сотрудни-

чества: срав-

нивать разные

человека;

проявлять

терпение и

доброжела-

тельность в

(дискуссии)

5.Работа по изучению нового материала

Групповая

Материал учебника, документы;

Основные понятия

Делит класс на группы, организует работу в группах;

даёт задание каждой группе, обеспечивает материалом для решения проблемы

Смотрит, что делают ученики, отвечает на возникающие вопросы; акцентирует внимание учеников на понятиях

Делятся на группы и получают задания и материалы для работы по проблеме урока

1 группа: Определяет географическое положение и природно-климатические условия Аттики, используя карту

Группа2: Рассматривает хозяйство Аттики, используя документы (Приложение 2)

Группа 3: рассматривает систему управления в Аттике, используя текст учебника (с. 135) и документы (Приложение 3)

Группа 4: анализирует положение основных групп населения Греции, используя текст учебника (с.135-136)

стратегия смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного;

сравнивать объекты; связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников

Планировать деятельность в учебной ситуации.

Работать по плану, сверяясь с целью.

Сознатель- Наблюде-

но органи- ние

зовывать корректи-

и регули- ровка

6. Динамическая пауза

Фронтальная

Презентация «Весёлый цыплёнок»

Использует музыкальную презентацию

Выполняют танцевальные движения под руководством учителя

Формирование ответственного отношения к своему здоровью

7.Афиширование результатов

Групповая, фронтальная, парная

Основные занятия населения Аттики;

Признаки греческого полиса;

Особенности греческого демоса, общества в целом.

Работа с новыми терминами.

Демос - простой народ, не участвовавший в управлении госу­дарством.

Ареопаг - совет знати государства.

Архонты - девять самых знатных и богатых правителей госу­дарства.

Возможные вопросы:

– Каковы особенности береговой линии этого полуострова?

– Наличие полноводных рек.

– Природные условия.

– Какой вывод можно сделать о хозяйственной деятельности древних греков?

Какие занятия были характерны для жителей Древней Греции?

Какие из них нам уже встречались при изучении Востока?

Что такое полис?

Определите систему управления полисом?

Все ли граждане имели право участвовать в управлении?

Как назывались органы управления полисом?

Чем отличалось положение аристократов и демоса?

На что приходилось идти беднякам, чтобы прокормить свою семью?

К чему это могло привести?

Задает вопрос классу: «Считаете и вы такую ситуацию в обществе справедливой, почему? Ответ обсудите в парах

«Можем ли мы предположить ответ на 5 вопрос

нашего плана? Как вы думаете, к каким последствиям это могло привести?»

Представители каждой группы озвучивают свои пути решения проблемы и фиксирую результаты на доске в виде опорной схемы;

Участвуют в обсуждении тем, подготовленных каждой группой, делают выводы по результатам выполнения самостоятельной работы

Предполагаемые результаты:

Аттика находится в Средней Греции, главной особенностью которого является гористая

местность. На территории

нет полноводных рек, следовательно, нет ирригационного земледелия, однако береговая линия

изрезана различными бухтами, что

свидетельствует о хорошо развитой

морской торговле

Хозяйство Аттики:

Железные орудия.

Виноделие, оливковые рощи, земледелие, ремесло (амфоры), морская торговля.

Объединение родовых общин в большие поселения – города-полисы.

Город, полис

община граждан

аристократы

(знатные люди)

Ареопаг, архонты

(простолюдины)

Не участвовали в управлении

Аристократы владели лучшими землями и принимали все решения

Бедняки обрабатывали маленькие неплодородные участки; чтобы прокормить семью, они вынуждены были залезать в долги; если бедняк не мог вернуть долг, то он и его семья попадали в рабство

Формулируют собственное отношение к проблеме, делятся своим мнением с соседом

Выдвигают гипотезы

Развитие умения осуществлять поиск не­обходимой информации, используя до­полнительные источники информации

Представлять информацию в различных формах

анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины

Аргументи- Устные

рованно ответы

оценивать Работа с

свои и картой

чужие Запись на

поступки, доске и в

конкретные тетрадях исторические схемы и

ситуации; определе-

готовность ний основ

к сотрудни- ных терми

честву с нов(слайд

соучениками

аргументированно оценивать свои и чужие поступки, конкретные исторические ситуации, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности

готовность к сотрудничеству с соучениками;

Излагать своё мнение, подтверждая его аргументами, фактами.

8. Закрепление изученного материала

Индивидуальная

групповая

Игра « Крестики- нолики»

Решение познавательных задач

Читает вопросы к игре.

Комментирует ответы к задачам.

Заполняют таблицу (Приложение 4)

Проверяют себя по слайду

Решают задачи, дают ответ (Приложение 5)

Дозаполняют таблицу

Знаю/хочу узнать/узнал

в разделе Узнал

Развитие умения осуществлять поиск не­обходимой информации

Устанавливать причинно-след-ственныесвязи. выявлять варианты причин и следствий, логи-ческую последовательность

Формирование интереса к предмету

Умение анализировать - выделять главное, строить логические рассуждения, умозаключения

Формиро- взаимо-

вание проверка

коммуни- карточек

кативной в парах

компетент- по слайду

общении и устные

сотруд- ответы

ничестве

со сверст-

III .Рефлексия

9.Диагностика результатов урока

индивидуальная

Подведение итогов

Предлагает заполнить ученикам лист самооценки

Работают с листом самооценки (Приложение 6)

Осуществлять познавательную рефлексию

Определять уровень усвоения изученного материала

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений

умение письмен

оценивать но запол

собственную няют

учебную листы

деятельность: самооцен

достижения,

самостоятель

ность, ини

ответствен

10. Домашнее задание

Фронтальная

индивидуальная

Самооценка

Оценка учителя

5 класс

Урок №

Тема: «Земледельцы Аттики теряют землю и свободу».

Цели: познакомить учащихся с месторасположением и основными причинами возникновения греческого полиса, основными занятиями и основными слоями населения, обеспечить усвоение понятий «полис», «демос» «ареопаг», «архонты»; продолжить формирование умений использовать исторические документы как источники знаний, показывать на карте территорию Аттики, Афины, комментировать особенности расположения Аттики, развивать умение выделять главное и давать характеристику историческим событиям; воспитывать интерес к истории других народов.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: презентация

Ход урока:

    Организационный момент

(учитель и учащиеся взаимно приветствуют

друг друга, проверка готовности к уроку)

    Актуализация

    Вспомните!

    Бог – покровитель виноделия (Дионис)

    Главный бог греков – громовержец (Зевс)

    Название второй его поэмы (Одиссея)

    Посмотри на задание 2, назови имена его братьев (Посейдон, Аид)

    Начало Троянской войны (1200 г. до н.э.)

    Из какого мифа? «Повелел тогда Зевс Гефесту приковать ослушника цепями

к дикому утёсу…» (О Прометее)

    Удержал он небесный свод, очистил Авгиевы конюшни, задушил льва и

совершил ещё 9 подвигов...» (О Геракле)

    Беседа по содержанию мифа о подвигах Геракла.

    На предыдущем уроке мы с вами прочитали лишь некоторые из подвигов Геракла. А кто прочитал все мифы о подвигах Геракла? (дети поднимают руки)

    Сколько подвигов совершил Геракл? (Двенадцать.)

    Может кто-нибудь перечислить их?

    Объясните значение крылатых выражений.

Ахиллесова пята

Троянский конь

Яблоко раздора

Нить Ариадны.

(ученики отвечают на вопросы)

    Мотивация

Итак, мы продолжаем изучать историю Древней Греции. Мы уже знаем, как жили древние греки в независимых городах Микенах, Афинах, Пилосе, Тиринфе, а также в царстве на о. Крит. Об этом нам рассказали интересные мифы и раскопки археологов. Однако жизнь на о. Крит в XV в. до н. э. остановилась, так как на соседнем острове Фара произошло землетрясение и извержение вулкана. Многие дворцы были разрушены, люди покинули остров. Греческие города, объединенные под правительством царя Микен в 1200 г. до н. э., выиграли Троянскую войну, но победой не смогли воспользоваться. С севера в Грецию вторглись дорийские племена. Они разрушили многие города. Произошел упадок культуры, греки забыли свое письмо. И вот, спустя два века после разрушения Микен, греки научились обрабатывать железо. Началось развитие новых ремесел. В Греции стали появляться полисы.

    Задача для учащихся: Что такое полис? Как с его появлением изменилась жизнь греков?

(ученики высказывают свои предположения)

IV. Изучение нового материала

План:

1) Древнегреческие полисы.

2) Занятия жителей полисов.

3) Знать и демос в Афинском полисе

На доске тема урока, новые слова: Аттика - область Средней Греции, полис, демос, ареопаг, архонты.

    Древнегреческие полисы

    Работа над понятием:

Полис - город-государство. От этого корня произошло слово «политика».

Акрополь – (др.-греч. ἀκρόπολις - верхний город) - возвышенная и укреплённая часть древнегреческого города, так называемый верхний город. Акрополь - место первоначального поселения, вокруг которого развивался менее защищённый, так называемый нижний город. Являлся крепостью и служил убежищем для граждан в военное время.

Агора - рыночная площадь в , являвшаяся местом общегражданских собраний

(ученики записывают в тетради определения)

Центр его - город, который является центром небольшого самостоятельного государства, со своим правительством, войском и территорией. Он окружен стенами, внутри стен находилось возвышенное место - акрополь, и открытое пространство, называвшееся агора, которое служило и рыночной площадью, и местом для народных собраний. Кроме города, такое государство включало окрестные деревни, усадьбы богачей.

    Работа с к/к. Обозначить части Греции.

В Средней Греции находится область АТТИКА, самым крупным полисом здесь были Афины, в Южной Греции - Спарта, на побережье Малой Азии - Милет. Хотя полисы часто соперничали между собой, они имели черты, характерные для полисов всех греков: общий язык, культуру и религию, которые создали прочные связи между ними. В каждом полисе проживали всего несколько тысяч граждан.

    Работа с учебником. Прочитать п. 2-3, с. 134-135, § 29 учебника. При прочтении данного пункта ученики должны выяснить, какие занятия существовали у жителей полисов? Как происходило управление властью в Афинах?

Ответ: разведение оливок и винограда, изготовление вина, оливкового масла.

(ученики выполняют задание )

В VIII - VII вв. до н.э. в Афинах появилось много ремесленных мастерских. Требуется больше хлеба, однако почвы для выращивания пшеницы непригодны.

    Работа над понятиями:

Демос - простой народ, не участвовавший в управлении государством.

Ареопаг - совет знати государства.

Архонты - девять самых знатных и богатых правителей государства.

(учащиеся записывают в тетрадь)

    Работа с историческим документом (стр. 141 «Законы Драконта»)

Перед вами на столах лежит отрывок из исторического документа под названием «Афинская полития», который написал знаменитый философ и ученый Древней Греции –Аристотель. Это трактат, содержащий описание государственного строя Афин.

Аристотель. Афинская полития

2 ...В течение долгого времени происходили раздоры между знатью и народом. Надо иметь в виду, что вообще государственный строй был олигархическим (то есть властью немногих), но главное было то, что бедные находились в порабощении не только сами, но также их дети и жены. Назывались они пелатами и шестидольниками, потому что на таких арендных условиях обрабатывали поля богачей. Вся же вообще земля была в руках немногих. При этом, если эти бедняки не отдавали арендной платы, можно было увести в кабалу(долговое обязательство) и их самих, и детей…

...Конечно, из тогдашних условий государственной жизни самим тяжелым и горьким для народа было рабское положение. Впрочем, и всем остальным он был тоже недоволен, потому что ни в чем, можно сказать, не имел своей доли.

5. В виду того, что существовал такой государственный порядок и большинство народа было в порабощении у немногих, народ восстал против знатных.

Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира. - М., 1987.-С. 129.

    Беседа по вопросам к документу .

    Существовало ли в Афинах деление общества на богатых и бедных? (Да, существовало.)

    Кто управлял государством? (Государством управляли олигархи, то есть самые богатые и знатные люди.)

    Кому принадлежала вся земля в государстве? (Земля была в руках немногих, то есть в руках богатых.)

    За счет чего жили бедные? (Они арендовали землю у богатых.)

    Что было с теми людьми, которые не могли заплатить арендную плату? (Богатые могли его самого и его семью увести в кабалу.)

    Чем простой народ был недоволен? (Тем, что он не имел своей доли, то есть не имел собственности и прав тоже.)

    К чему могло привести такое положение простых людей? (Народ восстал против знатных...)

V. Закрепление.

    Беседа.

    Повторим, что мы изучили на уроке нового?

    Что же такое полис? Какой полис мы сегодня изучили?

    Что такое демос? Чем занимались жители Афин?

    Чем был недоволен демос? (Тем, что он не имел своей доли, то есть не имел собственности и прав тоже.)

VI. Подведение итогов и выставление оценок.

VII . Домашнее задание.

§ 29, подготовить развернутый ответ на вопрос: Чем различалось положение рабов-должников в Аттике в 7 в. до н. э. и в Вавилонии при царе Хаммурапи? Где оно было хуже? Чем хуже?

Конспект урока истории в 5 классе

Тема: «Земледельцы Аттики теряют землю и свободу»

Цели урока:

Образовательная:

Познакомить учащихся с географическим положением природой Аттики ; занятиями населения, управлением Аттики, положением земледельцев, причинами недовольства;

Развивающая:

Продолжить формирование картографических умений на материалах темы; умения составлять план; добывать знания с карты и иллюстраций; умения самостоятельно работать с книгой;

Воспитательная:

царства мертвых

________________ - старшая из богинь, супруга

главного бога

________________ - богиня красоты и любви

________________ - богиня-воительница

________________ - бог – покровитель

виноградарей и виноделов

________________ - богиня плодородия и

земледелия

________________ - бог – вестник богов

________________ - низшие божества, населявшие

леса, реки и горы

Сегодня мы узнаем как жили греки, только в одном греческом полисе.

Для начала объясните, что такое полис? С. 133

Полис – город государство

III. Изложение нового материала.

Мы сегодня познакомимся с одним полисом. Записываем тему урока

«Земледельцы Аттики теряю землю и свободу»

_ С каким полисом вы познакомитесь?

_ Ребята, а как вы думаете о чем вы узнаете на сегодняшнем уроке?
На сегодняшнем уроке вы узнаете о географическом положении полиса Аттики , природе, занятиях населения, как земледельцы потеряли землю, которая их кормила и самое дорогое, что есть у человека свободу. Итак, как озаглавим первый пункт нашего плана. О чем вы узнали сейчас?


  1. Что такое полис.
А сейчас мы с вами познакомимся с общей характеристикой Аттики. Я вам скажу, что Аттика расположена в Средней Греции. Откройте с.135 Изучите легенду карты.

_ Что окружает Аттику?

Со всех трех сторон Аттику омывают морские воды, значит она расположена на полуострове.

_ Ребята, а поверхность какая? Правильно большая часть покрыта горами.

­_ А для земледелия все ли районы пригодны?

Нет только низменности. Значит, самого главного продукта питания для населения Аттики будет не хватать. Какого?

_ А что вы можете сказать о реках? Такие же, как Тигр, Нил и Евфрат? Конечно же нет, более мелкие.

_ На всей ли территории есть реки?

Нет. Поэтому с водой было очень трудно. Греки брали воду из вырытых колодцев.

_ А чем еще богата Аттика?

Да действительно оливы можно назвать настоящим деревом жизни. Кроме оливок греки выращивали еще и виноград.

_ Что изготавливали из винограда?

Да действительно на склонах Аттики,как и повсюду в Греции, выращивали виноград. Кусты винограда имели длинный гибкий стебель, который подпирали жердями. Спелые грозди винограда срезали и складывали в четырехугольный деревянный чан на высоких ножках. Затем греки тщательно мыли ноги и ногами давили виноград: это был тяжелый труд, и поэтому занимались им мужчины. Выжатый сок стекал по желобкам в подставленные сосуды. Иногда сок выдавливали прессом – большим и тяжелым плоским камнем, который поднимали с помощью рычага.

Итак, ребята как озаглавим второй пункт нашего плана. О чем вы сейчас узнали?


  1. Общая характеристика Аттики.
Сюда входит и географическое положение и природа, занятия населения: ремесло, земледелие.

Ну,а теперь мы узнаем каков был состав населения Аттики?

Кто жил в Аттике по занятиям? Земледельцы, ремесленники, портовые служащие , поденщики, торговцы.

А по происхождению население Аттики делилось на две части: Знать и Демос.

Что такое знать? От какого слова происходит? (знатный, знаменитый т.е потомки знаменитых людей.) Обязательно богатые? Конечно же нет. Многие из них обеднели, но гордились своим происхождением

Демос – в переводе на русский язык означает народ.

_ Кого вы отнесете к демосу ? (земледельцы, ремесленники, поденщики, портовые служащие, торговцы , матросы)

_ Как вы думаете кого было больше?
Итак, третий пункт нашего плана.


  1. Состав населения
_ У кого же была власть?

Кто управлял Афинами?

Правильно власть в Аттике принадлежала знати, простой народ в управлении не участвовал. На холме посвященному богу Аресу (богу войны) заседал совет знати.

Ареопаг


(совет знати)
Архонты

(9 правителей- высшие должностные лица в греческих полисах)


Знать Демос

(не участвовал в управлении)

Ареопаг принимал законы, следил за порядком, судил жителей Аттики. Ареопаг ежегодно избирался из числа знатных и богатых, выбирал 9 правителей - архонтов. Они разбирали ссоры, следили за торговлей, делили земли. Однако знатные судили и принимали решения не по правде, а выгодные им самим.

Итак, о чем вы узнали? Как озаглавим четвертый пункт?

IV. Управление Аттикой.

Ну, а теперь о самом главном. Как называется тема нашего урока «Земледельцы Аттики теряют землю и свободу». Как же это произошло? Как они смогли потерять землю и свободу? Ведь греки жили родовым строем , все вместе обрабатывали землю, и вождь и старейшины.

Итак, я буду рассказывать, а вы внимательно слушайте и отвечайте на вопросы:

Кто был недоволен?

Чем был недоволен?

Землевладелец часто наблюдал за полевыми работами. Свои земли знать обрабатывала не сама, а с помощью чужого труда

Кто же обрабатывал земли знати? Поденщики – бедняки, которые не имели своего участка земли, бродили по деревням и чтобы не умереть с голоду нанимались на работу к знати.

Земледельцам доставались участки на склонах гор, холмов, где земля была каменистая. Нередки были камнепады. Придет крестьянин на поле, а оно все завалено камнями. Чтобы убрать их , крестьянину вмести, со старшим сыном, понадобится целый день. Вот участок подготовлен для пахоты. Плуг деревянный, а земля твердая, приходилось пахать два три раза. После пахоты крестьянин должен мотыгой разбить жесткие комья земли. Почву на горных участках уносило ветром, вымывало дождевой водой.

Крестьянин брал мешок, лопату и шел в долину. Накапает хорошей земли и на себе принесет его в горы. Вывалит на участке, пойдет во второй раз, в десятый. Пот льет с него ручьем. Много раз спустится крестьянин вниз и поднимется в горы

Мог ли горный участок прокормить земледельца и всю его семью.

Конечно нет, поэтому земледельцы часто голодали и у многих не хватало семян даже для посева. Поэтому им приходилось идти к богатому соседу и брать в долг серебро или зерно. Знатный человек даст в долг 6 мешков зерна, но вернуть нужно 12. И на крестьянской земле появляется камень долговой. С надписью имя давшего в долг, взявшего в долг серебро или зерно, и срок возврата. Если не возвращался долг то земледелец вынужден отдавать детей или самого себя в рабство. Знатный рабовладелец мог послать раба-должника на любые работы, продать его на чужбину.

Вот как земледельцы теряли землю и свободу.

Ребята не трудно догадаться довольны ли такой жизнью земледельцы?

В чьих интересах законы?

Значит ремесленники, торговые работники, моряки, торговцы тоже были недовольны своим положением.

Какие требования выдвигали они? Демос требовал:

отмены долгового рабства и передела земли;

участие в управлении государством.

Итак, пятый пункт нашего плана.

V. Разорение крестьян.
VI. Закрепление материала, изученного на уроке .
Отгадай загадки


  1. Как в Греции звать
Простой народ

Не зовет его знать

Страной управлять?

(демос)


  1. Знать совет свой создала,
Управляла всем всегда

И судом несправедливым

В историю вошла.

Как же звали тот совет-

Выдай правильный ответ.

(ареопаг)


  1. В Афинах площадь есть,
Куда весь день народ

Приходит как на сход.

Одни- чтоб что-либо купить.

Другие, в портиках засев,

Не прочь с друзьями поболтать

Обо всем, все сплетни обсудив.

Когда же день пойдет на убыль,

Решают дружно все: Идти пора!

С той площади, которая зовется …..

(агора)


  1. Когда-то в Греции в отдельных областях
Они создали типа мини-государства

И сочиняли песни там о богачах,

Что вкруг его селенья и поля располагали.

На городок с предместьем они похожи были

И по своим законам там весь люд судили.

(полис)


  1. У вас на столах лежат смайлики. Выберите один из смайликов соответствующих вашему настроению.

  2. Домашнее задание.§29 документ на с. 138.

Приложение №1

Соотнесите понятия
Фараон -

Каста -

Налог

Бронза

Жрецы

Чиновник

«Троянский конь»

«Ахиллесова пята»
Приложение № 2
Карточка № 1


  1. Подумайте, почему греки особенно почитали бога Зевса и Посейдона , а в религии египтян не было вовсе ни бога грома и молнии, ни бога моря с чем это связано?

  2. В каком году были завоевания Тутмоса III?

Карточка № 2


  1. Соотнесите богов и символы:
Боги: символы:

1. Аид а) молния, орел, гранат,павлин

2. Гермес б) копье, ястреб, дерево, лавр

3. Афродита в) жезл увитый виноградной лозой

4. Гера г) крылатый шлем, сандалии

5. Артемида д) кипарисовое дерево, лань, собака

6. Арес е) колосья пшеницы

7. Посейдон ж) молот наковальня

8. Гефест з) сова, оливковое дерево

9. Аполлон ж) дельфины , рыбы, бараны

10. Афина и) трезубец, дельфины
Карточка № 3

Увы, память моя ослабела. Теперь, по прошествии стольких лет, я сам, построивший это удивительное сооружение, заблудился бы в нём и не нашёл выхода. О, если бы вы знали, сколько там коридоров , лестниц, комнат!
- Я люблю свою мать и люблю мужа! Но сердце моё разрывается от того что , не могу жить одновременно с ними обоими!



- Я грозен, но справедлив. Лишь только сдвину я свои брови , взмахну жезлом , налетят тучи, засверкают молнии, грянет гром.

Карточка № 3

Кто из героев мифов мог бы сказать о себе такие слова?-

Приятно, что и говорить, когда именем отца назвали на века беспредельное море! Но как бы я хотел, что бы этого не произошло!

Увы, память моя ослабела. Теперь, по прошествии стольких лет, я сам, построивший это удивительное сооружение, заблудился бы в нём и не нашёл выхода. О, если бы вы знали, сколько там коридоров, лестниц, комнат!
- Я люблю свою мать и люблю мужа! Но сердце моё разрывается от того что, не могу жить одновременно с ними обоими!
- Именно я построил богам величественные золотые дворцы. Именно я мог сделать несокрушимое оружие, украшения из золота и серебра.
- Именно я обладаю крылатыми сандалиями, охраняю пути и дороги Греции. И никто не может превзойти меня в ловкости, хитрости и даже воровстве.
- Я, сестра Аполлона, с луком и стрелами хожу я по лесам и полям, помогаю всему живому, а если нужно, то наказываю слишком жадных и жестоких охотников. Артемида.
- Я грозен, но справедлив. Лишь только сдвину я свои брови, взмахну жезлом, налетят тучи, засверкают молнии, грянет гром.