История государства и права зарубежных стран. Эпоха правления XVIII династии фараонов. фактов из повседневной жизни обычных египтян

Долгое время мир и стабильность в Древнем Египте были невозможными. Одним из влиятельных факторов являлись ассирийцы. Они не так часто вторгались на территорию государства, но эти набеги имели разрушительный характер. Самые большие города, храмы и даже гробницы были если не уничтожены, то разграблены. После того как этот народ вынужден был покинуть страну пирамид (в XV веке до н. э.), начинается этап наивысшего расцвета древнеегипетского государства. Более подробно на этом вопросе мы остановимся далее.

Поклонение Нилу

Главная водная артерия несколько столетий была объектом поклонения для египтян. Главной причиной такого положения дел являлось то, что он ежегодно «дарил» полям полезный ил, который способствовал большим урожаям. Даже фараоны специально придумывали гимны и молитвы Нилу. Некоторые из них были выцарапаны на плитах из камня на берегу реки.

Храмы, пирамиды и гробницы Египта

Древние египтяне уважали своего правителя и ещё при жизни считали его богом. Люди верили, что фараон наделён сверхъестественными способностями, поскольку может решать государственные дела, побеждать в войнах. Всех правителей хоронили в гробницах, которые они сооружали ещё при жизни. Сооружение начиналось сразу после того, как фараон восходил на трон. Чем большей была гробница, тем большей властью и величием обладал правитель.

На сегодняшний день каменные гробницы фараонов находятся на левом берегу Нила, в пустыне Сахара - это всем известные египетские пирамиды. Строительство их остается загадкой, поскольку до наших времен они сохранились практически в первозданном виде. Лишь некоторые из них были разрушены или засыпаны песком.

Самыми большими считаются пирамиды Хеопса, Микерина, Хефрена. Они сооружены более 5 тыс. лет назад. Самой большой скульптурой считается 20-метровая статуя Сфинкса - мифического существа с лицом фараона и телом льва. Размеры пирамид поражают воображение даже тех исследователей и ученых, которые много повидали на своем веку, а еще больше прочитали и изучили. Так, пирамида Хеопса в высоту составляет немного меньше 140 м. Те, кто хотят обойти эту достопримечательность, должны пройти больше километра. Поражает и сам процесс строительства: согласно официальным историческим источникам, пирамида Хеопса возводилась на протяжении 20 лет, ещё 10 лет строилась дорога к ней. Всё сооружение состоит из каменных блоков (около 2, 2 миллиона на одну пирамиду). Если учесть, что один такой блок весил более 2 тонн, до сих пор непонятно, каким образом бедным рабам удалось водрузить их друг на друга, да еще и пригнать так точно. Вот и появляются сомнения у приверженцев альтернативной истории в том, что египетские пирамиды - творения рук человеческих. Как бы то ни было, но и по сей день пирамиды остаются не только 7 чудом света, но и каменной математической загадкой.

Интересно, что наружная поверхность настолько хорошо отшлифована, что между блоками нельзя просунуть даже лезвия. За тысячи лет никто не нарушил покой фараона, поскольку дорога к гробнице очень длинная и уставленная разными ловушками для возможных грабителей. Впрочем, не только фараонов почитали дорогим погребением, но и знаменитых, богатых людей. Для них строили гробницы в форме комнат под землей. На берегу Нила даже есть Город Мертвых. Бедных же людей просто зарывали в песке.

Поклоняясь сотням богов, египтяне сооружали храмы для них. В центре храма стояли каменные статуи богов со специальными жертвенниками, на которые возлагали дары. Простые люди несли фрукты, овощи, домашнее мясо. Фараоны же задаривали золотом и драгоценностями. Большинство храмов Нового царства сооружены в форме прямоугольника. Возле входа - небольшие башни. Чтобы попасть к жертвеннику, нужно пройти несколько десятков статуй сфинксов, которые выставлены в один ряд. Храмы расписывали художники, а для их возведения приглашались самые талантливые скульпторы.

7 фактов из повседневной жизни обычных египтян

  1. Дома строились из кирпича. Обычно они имели несколько комнат, которые украшались настенными узорами и рисунками. Возле дома находились постройки, предназначенные для хранения зерна, содержания домашнего скота. Если это дом богатых, то возле него была и маленькая коморка для прислуги. Практически в каждом саду росли финики, виноград, фиги.
  2. Одежда из-за жаркого климата была очень легкой. Женщины носили платья-сарафаны, пошитые из тонкой ткани, а мужчины - юбки до колен. Одежда бедных и богатых отличалась тканью. Бедные носили вещи из грубого, толстого полотна. В основном ходили без обуви. У египтян не было подушек, как у современного человека. Их они заменяли небольшими деревянными подставками.
  3. Египтянки любили визуально удлинять глаза. Делали это с помощью теней черного и зеленого цвета на натуральной основе.
  4. В связи с жарким климатом борода у мужчин не росла. Но она была обязательным атрибутом взрослого египтянина, особенно богача и фараона. Поэтому каждый уважающий себя мужчина имел искусственную бороду, которая легко подвязывалась. Что же касается женщин, то большинство египтянок были обриты налысо. Они носили черные парики с тонко заплетенными косами.
  5. Египтяне верили не только в богов, но и в злых духов, от которых носили амулеты. Они были в форме креста, глаза или жука скарабея.
  6. Еда отличалась простотой. Овощи и фрукты практически не проходили термической обработки. На стол подавалась простая выпечка из пшеницы или ячменя, каши, рыба разных заготовок, самые простые овощи - лук, чеснок, салат, огурцы. Любимый напиток мужчин - пиво из ячменя. Это пища обычных людей. Богатые же имели ещё в рационе рыбу, мясо, пироги с разными начинками. Напитки также были у них разнообразнее: вино, молоко, медовый напиток.
  7. На территории Древнего Египта было несколько больших городов, которые играли значительную роль в развитии торговли и политики: Мендес, Атриби, Буто, Танис, Саис.

Образование в период Нового царства

Язык, на котором общались древние египтяне, исчез несколько тысяч лет назад. На территории современного Египта жители разговаривают на арабском, но сохранилось много памятников, статуй и храмов, которые хранят древние египетские письмена - иероглифы. Только в начале XIX века французский ученый изучил их. Это помогло раскрыть много египетских тайн. Писали люди на папирусе - египетском камыше. Из него они умудрялись строить и легкие лодки. Изготовление листков для письма было длительной процедурой. Папирусы скручивали в свиток. Самый длинный свиток, который зафиксировали историки, достигал 40,5 м. На нем был перечислен список подарков, которые получили разные храмы от фараона Рамзеса III.

В египетских школах учились мальчики, очень редко - девочки. Учились писать они на глиняных черепках, только после этого переходили к письму на папирусе. В школах папирус использовался повторно. Учиться писать и читать было очень тяжело, потому что приходилось запоминать тысячи сложных иероглифов. В качестве ручки использовали заостренные палочки из камыша и красную или черную краску.

Научные знания египтян

Они имели специальный календарь, согласно которому проводили посадку огородных культур. Использовали для этого также знания о движении небесных светил и периодах разлива Нила. Именно древние египтяне придумали созвездия в виде животных. С целью наблюдения за звездами изобрели первые часы: сначала солнечные, а потом водяные.

Врачи Древнего Египта славились по всему миру. Каждый из них специализировался на лечении определенного органа или части тела. Археологи нашли много медицинских инструментов и папирусы, на которых были описаны главные заболевания Древнего Египта. Именно египтяне почти досконально знали строение человеческого тела. В этом им помогло бальзамирование умерших людей.

Врачи, как и обычные люди, считали, что основной причиной болезней есть злые духи и грехи человека. Поэтому лечение проводилось не только препаратами, но и заклинаниями или молитвами. Лекарственные средства были изготовлены только из природных материалов: животных, растений, минералов. Уже тогда были замечены полезные свойства лука и чеснока.

Развивалась и математика. Нужно было делать сложные расчеты при строительстве и изготовлении предметов, вести подсчет угодий. Благодаря египетским архитекторам и скульпторам именно на берегах Нила впервые появилась наука геометрия.

Искусство и архитектура Древнего Египта периода Нового царства

Произведения древнеегипетских архитекторов называют вечными сооружениями. Особенно это касается храмов и гробниц, которые или высекали в скалах, или возводили из камня. Уже тогда египтянам было знакомо понятие живописных произведений и скульптуры. В основном искусство Египта служило только религиозным целям. Самые яркие изображения были на гробницах. На них отображали суть потустороннего мира и умершего, который переходит в другой мир.

Росписи были и на домах знатных людей, дворцах. Скульпторы изготавливали не только большие статуи, но и маленькие статуэтки (слуг, поваров), которые клали в гробницы фараонов. Для их изготовления использовали мягкий и твердый камень (часто гранит). Для создания больших или объёмных скульптур подходили каменные глыбы.

Амарнское искусство периода Нового царства

Зарождалось Амарнское искусство Нового царства в Египте во время правления фараона Эхнатона. Он беспокоился не только о политических или религиозных реформах, но и о том, чтобы изменить старые каноны искусства. Для художественного стиля этого периода характерна натуральность и реалистичность. Художники изображали не только флору и фауну, но и фараонов в виде богов. Самой любимой темой считалась семейная жизнь и деятельность правителя. Амарнское искусство просуществовало недолго - только 20 лет. После смерти Эхнатона оно практически не поддерживалось. Этот период знаменит и появлением новоегипетского языка, на котором создаются первые шедевры литературного творчества.

- эпоха расцвета древнеегипетской государственности, приходящаяся на время правления трёх династий египетских фараонов - XVIII, XIX и XX. Хронологические рамки Нового царства определяются 1550-1080 гг. до н. э. и следуют за Вторым переходным периодом: временем упадка Древнего Египта и завоевания страны семитским народом гиксосов и предшествуют Третьему переходному периоду. В эпоху Нового царства Египет достиг такого процветания и могущества, которого в династический период не было ни до, ни после нее.

В 1550 г. до н.э. первый фараон XVIII династии Яхмос I положил конец владычеству гиксосов в Египте, взяв их столицу Аварис, а после затяжной трёхлетней осады в 1547 г. до н.э. лишил их и опорного пункта в Палестине Шарухена. Гиксосы были окончательно рассеяны среди народов Ближнего Востока. Так началось Новое царство Египта - самая блистательная эпоха египетской цивилизации. Подавив мятежи нубийцев и Тетиана, Яхмос распространил власть своей династии на весь Египет. Его походы не носили ещё ярко выраженный завоевательный характер, поскольку были направлены на установление безопасности южной и северо-восточной границ, но его преемники в силу одного факта обладания высокоэффективной армией были фактически обречены проводить экспансионистскую политику.

Фараоны основанной им XVIII династии (1550 - 1292 гг. до н.э.) были прямыми потомками предшествовавшей ей XVII династии, однако Манефон выделяет ее в отдельную династию. После смерти Яхмоса к власти пришел его малолетний сын Аменхотеп I, регентом при котором была провозглашена его мать Яхмес-Нефертари. В результате военных походов первых двух царей Нового царства Египет достиг рубежей периода расцвета Среднего царства : от Синайского полуострова на севере до II нильского порога на юге. Поскольку Аменхотеп I умер, не оставив наследников, Яхмес-Нефертари возвела на престол мужа своей дочери Мутнофрет, своего зятя Тутмоса.

В это время Фивы, стоящие на восточном берегу Нила, превратились в шумный столичный город и их стали называть "стовратными". Там возводились грандиозные храмы: Луксорский и Карнакский. А на западном берегу Нила, в "городе мертвых", сооружались погребальные храмы фараонов: фиванские фараоны не строили пирамид: предпочтение отдавалось более защищённым и дешёвым скальным усыпальницам.

Среди фараонов Нового царства было немало выдающихся личностей. Одна из них - царица Хатшепсут, единственная женщина-фараон за всю историю страны. Хатшепсут правила как регент малолетнего фараона Тутмоса III в течение 15 лет. Ее погребальный храм в Дейр аль-Бахри в фиванском "городе мертвых" - шедевр древнеегипетской архитектуры.

Преемник царицы Хатшепсут, ее пасынок, у которого она в раннем детстве отняла власть, Тутмос III стал Наполеоном Древнего мира и создал крупнейшую империю от Северной Сирии до Нубии, победив в 17 кампаниях в Передней Азии и потеснив сильные государства Ближнего Востока, включая Митанни.

Апогей могущества Египта попадает на период правления наследников Тутмоса III, включая фараона Аменхотепа III, который, пользуясь полученными в ходе походов своих воинственных предков ресурсами, создал несколько грандиозных храмов в честь бога солнца Амона-Ра.

Заметный след в истории Египта и всего человечества оставил фараон Эхнатон. Он вступил на престол около 1351 г. до н.э. и правил 16 лет. Эхнатон - автор религиозной реформы и строитель новой столицы - Ахетатона севернее Фив. Поскольку местность в Среднем Египте, где была возведена новая столица, называется Телль аль-Амарна, период правления Эхнатона получил название "амарнский". Этот период этот сопровождался расцветом изобразительного искусства, отказом от формалистики в нем, подлинным реализмом. Всему миру известен удивительный по технике исполнения и правдивости скульптурный портрет жены Эхнатона, прекрасной Нефертити.

Тутанхамон правил недолго, ничем не прославив себя при жизни, кроме отмены реформы Эхнатона. Но, по-видимому, для его окружения это был долгожданный и исключительно важный шаг. И именно поэтому он был похоронен с такой пышностью: гробница Тутанхамона в Долине фараонов в Луксоре - единственная царская гробница, найденная в 1922 г. практически не разграбленной, - поразила археологов обилием золота и драгоценностей.

После скорой смерти молодого Тутанхамона XVIII династия пала, а престол перешел сначала к Эйе, затем к Хоремхебу, восстановившему былую мощь страны до уровня, достаточного для эффективной борьбы с хеттами за Восточное Средиземноморье, и, наконец, к престарелому визирю Рамсесу I и его наследнику и соправителю Сети I. Тем временем началась вражда между египтянами и хеттами, так как последние за правление Эхнатона и Тутанхамона заняли Сирию, принадлежавшую египтянам.

Противостояние закончилось при фараоне XIX династии Рамсесе II Мериамоне (Великом). Он сумел вывести часть своей армии из ловушки, подготовленной ему хеттами в битве под Кадешем в 1284 до н. э., а через некоторое время вновь напал на Хеттское царство и в 1270/1269 до н. э. подписал с царём Хатти Хаттусили III мирный договор - древнейший договор, текст которого сохранился до нашего времени.

Самый популярный фараон в современном Египте - Рамсес II царствовал долгих 66 лет и имел множество сыновей. Его огромная статуя установлена около центрального вокзала Каира. При нем велось большое строительство: был значительно расширен Луксорский храм в Фивах, построены пещерные храмы Абу-Симбела - жемчужина древнеегипетского зодчества, храмы в Мемфисе, Рамессеум -погребальный храм фараона в "городе мертвых" в Фивах. Любимой женой фараона была Нефертари, которой он посвятил малый храм в Абу-Симбеле.

После Рамсеса II начался медленный закат Египта. Стабилизировать ситуацию в стране удалось вельможе Сетнахту, ставшему основателем XX династии, а его преемнику Рамсесу III восстановить боеспособность армии, победив армию и флот "народов моря" и союзных им ливийцев в 1173 г. до н.э. После смерти Рамсеса III все последующие правители династии носили имя Рамсес, откуда и получили общее название Рамессиды, однако они не обладали удачливостью своих предшественников.

В большинстве книг по истории Древнего Египта после периода Древнего Царства следует 3-й переходный период (1070 – 712 до н.э. или 1070 – 525 до н.э.) , состоящий из XXI — XXIV и XXVI династий. Следующие за ним годы безвластия описываются как время государственного упадка власти и хаоса (712 – 332 до н.ж. или 525 – 332 до н.э.).

В течение так называемого третьего переходного периода существовало несколько центров управления государством: в Танисе в дельте Нила, где находились цари XXI и XX династий, номинально управляющие государством, но по сути делили власть с фиванскими первосвященниками и представителями местное самоуправления, которые относили себя к XXIII и XXIV ветви царской власти.

Третий переходный период Нового Царства, напротив, был обозначен как время относительного мира и стабильности. XXI периода, найденные в Танисе, представляли собой наиболее богатые находки в истории египетской археологии. Это было результатом растущего богатства частных лиц, таких как фиванских первосвященников. Огромные частные гробницы, датируемые этим периодом, были также найдена в Фивах на западном берегу Нида.

Усиление влияния жрецов

Большую часть истории Нового Царства Древнего Египтабогатство и сила фиванских первосвященников заметно увеличилась. Вполне возможно, что Амарна – революция, свершенная при царе XVIII династии Эхнатона была попыткой свержения этой власти. Так как его план потерпел крах только через 20 лет старые храмы были открыты для религиозных обрядов, а жрецам отведены присущие им дела.

В конце времени правления Рамзеса XI, фиванский верховный жрец по имени Херихор, который возможно являлся сводным братом царя, смог совместить должность визиря с почетным званием «вице – короля Куш». Он был настолько богат, что смог даже построить часть Хонсу в храме Карнака и узурпировал привилегию фараонов на написание его имени в картуше! Когда Рамзес XI умер, династия жрецов стала решающим политическим звеном в государстве.

Фараоны XXI периода древней истории перенесли столицу Египта из Пи-Рамессы в Танису , вероятно потому, что канал рядом со старым городом высох. В Танисе они начали обширную строительную деятельность, соперничающую по мастерству с храмом Амона в Фивах. Царские захоронения также стали производится не традиционно в Долине царей в столице, а на западном берегу Танису, где нетронутая гробница Псусеннес была обнаружена в конце 1930-х годов.

Еще одним важным фактором была ливийская оккупация, которые интегрировали в египетскую армию и полицию в конце Нового царства. В конце правления XXI рода фараонов один из лидеров политической жизни Древнего Египта, который был женатна дочери последнего династического царя, пришел к власти. Он стал основателем нового периода истории – XXII. Ее основателями стали ливийцы, которые жили в городе Бубастиса в дельте. Ранние цари этой династии смогли сохранить всю полноту власти.

Они восстановили египетское присутствие в и Палестине. А также смогли назначить нового жреца в Фивах, хотя этот титул был наследственным. Но соперничество среди представителей различных родов вскоре положит конец к вновь обретенному единству. В Леонтополисе, в дельте Нила, была провозглашена XIII династия. Этому примеру последовал принц Тефнахт, который распоряжался небольшими землями в городе Саис Дельты. Он основал XXIV род фараонов Древнего Египта. Мало того что страна будет поделена между правителями Фив и Дельтой. Но единства власти не будет и в дельте Нида.

Воспользовавшись этими внутренними конфликтами новая сила во времена Нового Царства возникла на юге, в . Они вскоре одержали победу над разрозненностью власти в Дельте, поскольку местные племена объединились в союз против оккупации, но потерпели поражение. XXV семейная ветвь был основана нубийскими царями. Они оставили не только огромный след в истории Египта, но и способствовали распространению обычаев древней цивилизации на южной части сраны. Они правили большей частью земель, кроме сохранивших независимость Саиса и Напаты, находящейся недалеко от 4-ой катаракты (порог Нила). Нубийские цари следовали древнии египетским традициям, что следует из изображений статуй Тахарга.

Роль Ассирийского царства в период Нового царства

Мир и стабильность в результате нубийского завоевания не продержались долго, поскольку в Древнем Египте существовал другой внешний фактор – ассирийцы. Хотя их военное вторжение было кратковременным, итог оккупации стал разрушительным. Фивы были разграблены. Несколько замечательных храмов, среди которых гробница Рамзеса II, были уничтожены.

К счастью, ассирийцы были вынуждены бежать на свою территорию, оставляя царю Саису, Псамтеку I, контроль над властьюе. С него началось течение XXVI периода и новая эра стабильности и процветания в истории Древнего Египта. Более века цари этой династии будут править, пока государство не будет захвачено персидскими захватчиками. Первая оккупация персидских войск, известная как XXVII, длилась более века. Амиртаиос, единственный фараон XXVIII династической линии смог избавить Египет от персидского ига и восстановить контроль над всей страной.

Независимой страна оставалась около 60 лет, в течение которых правили цари XXIX и XXX династических ветвей. В это время отмечается возрождение традиций Древнего Египта. Второе персидское завоевание будет длиться около 10 лет, но будут вспоминаться современниками как самые мрачные страницы в истории Древнего Египта: храмы были разграблены, священные животные забиты, на население были наложены непомерные подати. стал освободителем страны от завоевателей.

С похода Александра Великого Древний Египет вступит в эру эллинистического государства.

Периодизация периода Нового Царства (приблизительно):

  • XXI династия фараонов (1070 — 945 до н.э.)
  • XXII династия фараонов (945 — 712 до н.э.)
  • XXIII династия фараонов (828 — 712 до н.э.)
  • XXIV династия фараонов(724 — 712 до н.э.)
  • XXV династия фараонов (770 — 657 до н.э.)
  • XXVI династия фараонов(664 — 525 до н.э.)
  • XXVII династия (персидская) фараонов (525 — 404 до н.э.)
  • XXIX династия фараонов (399 — 380 до н.э.)
  • XXX династия фараонов (380 — 343 до н.э.)

Период наивысшего могущества и развития цивилизации Древнего Египта пришелся на XVI-XXI века до нашей эры. В историографии этот период относят к Новому царству. В период Нового царство Древнего Египта государством правили фараоны трех династий: XVIII, XIX и XX.

Точные хронологические рамки периода Нового царства разнятся, в основном его относят к 1550-1069 годам до нашей эры. Новое царство началось после окончания второго переходного периода, когда Египет был завоеван гиксосами, и предшествовало третьему, когда единое государство потеряло азиатские территории и распалось.

Территория Нового царства Древнего Египта

Наивысшего распространения Новое царство Египта достигло при фараоне Тутмосе III, представителе XVIII династии. В этот период южная граница государства была отодвинута к пятым порогам Нила, была захвачена западная часть Синайского полуострова, а также произведены большие захваты в восточном Средиземноморье - в Палестине и Сирии.

Столицей Египта во время правления XVIII династии были Фивы. Фараон Аменхотеп IV, известный также как Эхнатон, в рамках религиозной реформы перенес столицу в новый город Ахетатон, но при Тутанхамоне она снова была возвращена в Фивы. Рамсес II из XIX династии опять перенес столицу государства - на сей раз в Пер-Рамсес в Дельте Нила.

Культура и ремесло Нового царства

Большое влияние на развитие хозяйства страны в период Нового царства оказали военные успехи. Основным металлом в эту эпоху стала бронза, хотя продолжали использоваться и медные, каменные и деревянные орудия. Египтяне начали чаще добывать железо из метеоритов, но освоить обработку железной руды всё же не смогли.

Также повысилась производительность сельского хозяйства. Это произошло благодаря изобретению шадуфа (рис. 1), инструмента для подъема воды, увеличившего эффективность полива. Расширение посевных площадей и приток рабов в результате завоеваний способствовали расцвету сельского хозяйства.

Рис. 1 - Шадуф

Высочайшего рассвета в Новом царстве Древнего Египта достигла архитектура. С ростом влияния жречества и различных религиозных культов возводились крупные храмы, было создано множество памятников изобразительного искусства и литературы. Большого размаха достигли гробницы фараонов в Долине царей в Фивах. Наряду с культовыми сооружениями и гробницами строились и богатые жилища знати, по роскоши не уступавшие дворцам царей.

История Нового царства

Самой успешной из династий Нового царства была восемнадцатая. Ее первым представителем был Фараон Яхмос I, при котором гиксосы были полностью изгнаны за пределы Египта. Первые завоевательные походы в Месопотамию произошли при Тутмосе I. Благодаря этим походам влияние Египта на Ближнем Востоке было восстановлено.

Возрождение Египта окончательно завершилось при царице Хатшепсут. Ее правление длилось два десятилетия, и за это время помимо нескольких военных походов была организована торговая экспедиция в Пунт, развивались дипломатические отношения, внешняя торговля, а также произошел значительный подъем культуры и ремесел внутри страны.

Наивысшего распространения Новое царство Древнего Египта достигло при пасынке Хатшепсут, Тутмосе III. Он провел семнадцать военных походов в Переднюю Азию, во время которых покорил Финикию, Митанни и другие государства. При Тутмосе III Египет был мировым государством, которое многие исследователи рассматривают как первую в истории империю.

Потеря влияния Египта началась при Аменхотепе IV, который сосредоточил свое внимание на внутренних проблемах государства и не вел завоевательных походов. Аменхотеп серьезно конфликтовал со жрецами, установив в стране новую религию, почитавшую единого бога Атона. Фараон взял себе имя Эхнатон в честь Атона и перенес столицу, а также окружил себя новой знатью.

После смерти Эхнатона началось возвращение страны к старым порядкам, а его имя было предано забвению. При этом, однако, начался и закат XVIII династии, одним из последних представителей которой был Тутанхамон.

Наиболее успешными фараонами XIX династии были Сети I и Рамсес II. Сети I удалось стабилизировать государство после трудного периода смены династий, а Рамсес II удачно воевал с хеттами, при нем строились новые города и возводились монументы и храмы.

При сыне Рамсеса II Мернептахе на Египет начали нападать «народы моря», одно из нападений которых фараон разбил в Ливии в 1220 г. до н. э. На рубеже XIII-XII веков после смерти Мернептаха страну затопила волна восстаний и смуты, в результате которой воцарилась XX династия.

В ходе правления XX династии Египет стал окончательно терять свое могущество и влияние, в результате чего Новое царство стало стремиться к своему закату. Последним великим фараоном этого периода был Рамсес III, который смог на некоторое время стабилизировать обстановку в стране и нанести несколько поражений «народам моря», постоянно нападавшим на Египет. Благодаря ему, цивилизация Египта смогла сохраниться, а «народы моря» стали расселяться по берегам Средиземного моря, дав начало новым этносам. Потомки Рамсеса III не смогли продолжить его линию, в результате чего государство стало слабеть и терять завоевания прошлых веков, а влияние фараонов снижаться на фоне возвышения жрецов. В конце концов, власть в Южном Египте была после смерти Рамсеса XI захвачена жрецом Херихором, провозгласившим себя фараоном, что не было признано в Дельте Нила, где началось правление XXI династии. Раскол во власти привел к распаду государства. Началась следующая эпоха истории Древнего Египта - третий переходный период.

12. Культура Нововалилонского царства .История Вавилонии - бесконечная череда военных конфликтов, из которых она далеко не всегда выходила победительницей. Особенно тяжелой была война с Ассирией. В 689 г. до н. э. ассирийцы разрушили и затопили Вавилон, зверски расправившись с его жителями. В 652 это злодеяние повторилось. Только после того как Ассирия прекратила свое существование,Вавилония смогла достичь главенствующего положения в Передней Азии. В Нововавилонском царстве господствовала торгово-ростовщическая рабовладельческая верхушка, сосредоточившая в своих руках обширную торговлю. Очень крупную роль играло жречество, фактически контролировавшее всю деятельность государства. Вероятно, политика жречества наложила отпечаток на официальное искусство, изгнала из него сюжеты, прославлявшие земного владыку, и направила творчество художников в сторону декоративного стиля.В городеВавалоне, славившемся своим богатством и великолепием, до наших дней сохранились главным образом остатки памятников архитектуры. Расцвет нововавилонского зодчества относится ко времени Навуходоносора II.Вавилон построен по четырехугольному плану и украшен дворцами и храмами.Город был обнесен тройной стеной со множеством башен. Центром городских укреплений была цитадель, представлявшая собой комплекс дворцов и расположенная частично внутри, частично снаружи собственно города. Весь город прорезала прямая «прецессионная дорога», мощёная посередине плитами белого и розового камня. Эта дорога вступала в пределы города через северные ворота, посвящённые богине Иштар. Ворота были покрыты синими изразцами с рельефными цветными рядами изображений быков и мифических чудовищ. Дорога вела вдоль стен цитадели к стенам ограды храма Мардука. Посреди этой ограды высилась 90-метровая громада храмовой ступенчатой башни «Этеменанки» (вошедшей в легенду под названием «Вавилонской башни»). Подобные башни (зиккураты) составляли непременную часть храма главного бога любого вавилонского города и строились в три этажа, отражая мифические представления о построении мироздания (небо, земля и подземные воды), или в семь этажей-возможно, в честь семи астральных божеств. Башня «Этеменанки» состояла из семи разноцветных этажей и была увенчана синим храмиком с золочёными рогами по углам; здесь находилась золотая статуя Мардука.Библейская легенда, согласно которой бог наказал людей за дерзкую попытку построить башню «высотой до неба» тем, что создал различие в языках, содержит осуждение пленёнными иудеями строительных работ в храмах, которые проводились Навуходоносором II. В этой легенде содержится также попытка по-своему объяснить существовавшее уже тогда многоязычие населения этого важнейшего экономического, политического и культурного центра Ближнего Востока.Изобразительное искусство нововавилонского периода находилось в зависимости от ассирийского; но характерная для последнего тематика прославления царских побед и войска была в Вавилоне исключена; здесь изразцовые рельефы и плоские фризы на башнях ворот и стенах дворцов содержали только сухое орнаментальное воспроизведение фигур священных животных, а в камнерезном искусстве встречаются лишь сцены поклонения различным символам божеств.В нововавилонский период усердно копировались и переписывались памятники древней письменности. Самостоятельно развивалась астрономия, оказавшая немалое влияние на греческую науку.Нововавилонское искусство очень декоративно, но его образы лишены силы, таят в себе признаки упадка. Об этом свидетельствуют и многочисленные образцы глиптики, среди которых преобладают изображения настолько схематичные, что иногда даже трудно установить их истинный смысл. После смерти Навуходоносора Вавилон, раздираемый внутренними противоречиями и острой классовой борьбой, начал утрачивать свое значение и в 538 г. до н.э. был завоеван Киром и присоединен к Иранскому государству.

13. Египет, Древнее царство

Одна из древнейших мировых цивилизаций зародилась в Северо-Восточной Африке, долине Нила. Принято считать, что слово «Египет» происходит от древнегреческого «Айгюптос». Египтяне называли свою страну Та Кеме – Черная Земля: по цвету местной почвы. Египет занимал выгодное географическое положение: Средиземное море соединяло его с переднеазиатским побережьем, Кипром, островами Эгейского моря и материковой Грецией. Нил представлял собой важнейшую судоходную нить, связывавшую Верхний и Нижний Египет с Нубией (Эфиопией).

Додинастический период

Это (конец V тыс. - ок. 3100 до н. э.)

Это также период появления в Египте письменности.

Предполагается, что египетская культура базируется на многочисленных смежных с ней культурах, например, африканской. Так в начале V тысячелетия племена египтян (?) пришли в Египет, где уже тогда проживали какие-то автохтоны. К середине V тысячелетия люди в Египте жили родовыми общинами, начинают проводить самые примитивные оросительные работы, разводить мелкий и крупный рогатый скот. Появились небольшие каналы, охота и рыболовство сохраняют свое значение. В это время людям уже была известна выплавка меди.

На рубеже V и IV тысячелетий появляются поселения, часто укрепленные стенами, что свидетельствует о все большем развитии ирригационного земледелия, способствовавшего упрочению оседлости египтян. Растет население, расширяется номенклатура металлических изделий: появляются медные иголки, булавки, гарпуны и рыболовные крючки, а также первые золотые украшения. Керамика украшается резными и расписными узорами, символические значки на ней некоторые исследователи трактуют как обозначения собственности (сосуды из одного погребения имеют обыкновенно один и тот же знак). Впрочем, захоронения мало различаются, общество сохраняло ещё относительную социальную однородность.

В середине IV тысячелетия, благодаря развитию орошения урожаи становятся все больше. Ремесла отделяются от земледелия, происходит дифференциация общества. Скотоводство окончательно вытесняет охоту. К этому времени относятся медные топоры, кинжалы, ножи, наконечники стрел, сосуды и туалетные ложечки.

В структуре общества наблюдается имущественное неравенство, выделение знати, появляются богатые захоронения вождей. Появляется институт рабства. Всё больший размах ирригационных работ вместе с усиливающейся социальной дифференциацией привели к созданию государства. Это были небольшие номы - объединения нескольких поселений вокруг одного города, где располагалось святилище главного божества и жил вождь. Особенности хозяйственной жизни понуждали номы объединяться. В Верхнем Египте образование единого государства произошло, скорее всего, чуть раньше, чем в Нижнем. Столицей первого был Иераконполь, столицей второго - Буто. Обусловленное всё теми же потребностями улучшения оросительной системы, объединение их было неизбежным.

Начало летописной традиции в Египте связывают с основателем I династии царем Мином, который по преданию основал столицу на стыке объединенных царств, воздвигнув плотину для того, чтобы защитить новый город от наводнения. При царях I династии египтяне стали постепенно продвигаться за пределы своей страны: в Нубию, Ливию, на Синайский п-ов. Одной из главных функций царской власти была организация оросительной системы в Нильской долине и поддержания ее в порядке, как следствие – все более развитая сельскохозяйственная деятельность, включавшая в себя искусство возделывания винограда. Развитие скотоводства и ткацкого ремесла, пробы изготовления первой бумаги – папируса, и как следствие – распространение письменности.

С объединением страны ок. 3100 года под властью Мина заканчивается Додинастический период, на смену ему приходит Раннее царство.

Раннее царство

Самый первый династический период в истории государства древнего Египта, период правления I и II династий фараонов. Продолжался с 3120 по 2649 годы до н. э.

В руках государства находились работы по орошению долины Нила; ежегодно измерялся и записывался уровень воды. Уже в Архаическую эпоху Древний Египет обладал войском, находившемся, однако, в зачаточном состоянии.

Египетская письменность в период Раннего царства уже сложилась. Со временем всё большее значение в государственной жизни обретали писцы. Начиная с I династии в Египте велись летописи. Летосчисление велось по годам, разделённым на месяцы и дни. Наименование каждого года определялось происходившими в этом году значительными событиями.

Политеизм характерен уже для Египта Раннего царства.

Гражданские сооружения Архаической эпохи почти не сохранились. Раннеегипетские храмы представляли собой, по-видимому, небольшие постройки внутри оград. Об изобразительном искусстве Раннего царства мы можем судить по гробницам царей и знатных сановников. Гробницы, относящиеся к I династии, имеют форму мастаб (глинобитная гробница); эта же форма сохранялась и впоследствии. Первые мастабы были построены не из камня, а из кирпича-сырца. Некоторые гробницы имели расчленённые, ступенчатые стены.

Ок. 2800 до н. э. египтяне достигают высокого уровня в геометрии (приблизительное нахождение числа пи, площади фигур) и астрономии

Возникают все виды знаков египетского письма, системы счета, появляется первый свиток папируса, попытки мумификации, начинают возводиться монументальные сооружения – гробницы-мастабы, статичные статуи официальных лиц. В эпоху Раннего царства формируются характерные черты сакральной египетской монархии, где царь – божественный владыка Обеих Земель, носитель двойной короны Египта, воплощение бога Гора. Впервые складывается царская титлатура из 4 имен.

Древнее царство

Период в истории Древнего Египта, охватывающий правление фараонов III-VI династий. В это время в Египте сформировалось централизованное сильное рабовладельческое государство, наблюдается экономический, военно-политический и культурный расцвет страны.

Социальная система Древнего Египта представляла собой четкую пирамиду, на вершине которой стоял фараон, обладавший абсолютной властью (законодательной, исполнительной, судебной) и считавшийся богом (воплощением бога Хора, сыном бога Ра). Он был самодержавным владыкой Египта, верховным собственником земли и всего, что на ней обитало и произрастало.

Хозяйство в период Древнего царства основывалось на земледелии. Объединение дельты и долины в едином государстве дало возможность усовершенствовать оросительную систему, основу земледелия. В Нижнем Египте получило распространение выращивание ячменя. В болотах поморья были распространены птицеводство и рыболовство. Хорошо было развито и садоводство; сорта плодовых культур назывались по городам Нижнего Египта. Верхний Египет был центром зернового хозяйства; из Верхнего Египта зерно на специальных судах отправляли вниз по Нилу. В Верхнем Египте также было развито скотоводство на тучных пастбищах по берегам Нила.

Уже в Древнем царстве египтяне выращивали овощи (корнеплоды, лук, чеснок, салат и др.). Большое значение имели льноводство и виноградарство.

При раскопках было обнаружено множество использовавшихся в Древнем царстве орудий из камня и меди. Благодаря широкому применению медных орудий получило развитие строительство из мягкого камня (известняка). Медь в Древнем царстве использовалась мягкая, без примесиолова, поэтому, например, действие пил приходилось усиливать с помощью твёрдого песка; по этой же причине медные орудие быстро изнашивались. Железо было известно египтянам уже в период Древнего царства, однако массового применения в производстве оно в это время не получило

Свою цивилизацию египтяне изначально считали созданной богами и немыслимой без Маат – божественного порядка и истины. Боги-творцы уничтожают первоначальный хаос, и в созданном ими человеческом обществе выступают в роли восстановителей всеобщей гармонии Маат. Подобно богам, царь также должен стремиться к Маат, который часто понимался как правопорядок, справедливость. Египетские боги также почитались как создатели ремесел и искусств, письма и счета, науки и магии. Иероглифическое письмо понималось как слово бога, подчеркивалась роль бога мудрости Тота – Владыки слова бога, создателя письменности, покровителя литературы и писцов, его называли также Владыкой счета и Исчислителем лет, он был покровителем лекарей и магов, ему приписывали силу даровать жизнь богам и людям. Некоторые тексты заклинаний были написаны у статуи этого бога, которая находилась в одном из древних храмов, ранее именовавшимися домами жизни, в них часто размещались библиотеки, архивы, записи правления царей. Сооружение гигантских пирамид-усыпальниц – яркое свидетельство того, насколько велика была в Египте вера в божественную силу царя, распространявшуюся на людей даже после его смерти. Бог Благой (Добрый) при жизни, бог Великий посмертно, царь являлся средоточием религиозной жизни, и от его земного и загробного блаженства, по представлениям египтян, зависела судьба страны.

В конце V династии в пирамиде царя Унаса впервые высекаются формулы царского заупокойного ритуала и связанных с ним представлений – «Тексты пирамид», пронизанные идеей бессмертия и могущества царя, полагающегося теперь на вечность слова, запечатленного в камне. Центральное место в «Текстах пирамид» занимает гелиопольская теология, которая ко времени воцарения V династии стала общегосударственной и тесно срослась с сакрализированным культом царя.

О значимости почитания солнца (Ра) в связи с обожествленностью царской особы можно судить по тому, какое место отводилось имени Ра и связанным с ним представлениям в титлатуре и именах царей, например, имя Джосер заключало в себе понятия золото и солнце, Хуфу величает себя сыном Ра, таким образом, солнечное имя вторгается в царскую титлатуру, придав последней вид пятичленного имени.

С периода VI династии все более заметную роль играет город Абидос, в котором более других почитается культ Осириса, каждый стремился построить себе в этом городе гробницу или поминальную плиту, приобщившись таким образом к божественной благодати. Из более поздних текстов Осирис известен как царь подземного мира, вершитель посмертной судьбы и справедливости. В то же время заметным становится рост этического компонента в общем контексте религиозной культуры, богоугодная земная жизнь будет угодной Осирису в загробном мире. В период создания единого государства упорядочиваются культы многочисленных богов Египта, идея единовластия привела к возвышению культов богов крупнейших религиозных и политических центров, вокруг которых формировались основные теологические концепции.

14.Среднее царство - эпоха истории Древнего Египта между 2040 и 1783 (или 1640) до н. э., на которую приходится правление манефоновских XII-XIII династий фараонов. Время относительно слабой централизации Египетского государства.

Истощенный строительством и социальными противоречиями, Египет к началу правления VII династии окончательно распался на полузависимые номы, а к середине XXIII в. до н.э. наступил период упадка и внутренней раздробленности. Во время смут оросительная система пришла в негодность, население страдало от жестокого голода, на египетский престол претендовали два объединительных центра: Гераклеополь на севере и Фивы на юге. Победителями из этой схватки вышли Фивы, и при Ментухотепе I страна была объединена, хотя еще и не очень прочно.

Государство

Фараоны XII династии, сосредоточив в руках людские и материальные ресурсы страны, восстановили общую египетскую ирригационную систему, существовавшую в эпоху Древнего царства. В целом XII им удалось стабилизировать положение страны и превратить Египет в сильное государство, располагавшее мощным военным и экономическим потенциалом. Опираясь на него, XII династия проводила успешную завоевательную политику. Продолжалось освоение Файюма, например, среди этого болота построили дворец, известный грекам как Лабиринт. Большие успехи были сделаны в освоении Нубии, где были открыты богатые золотые прииски. Стремясь захватить своё господство в золотоносных районах Северной Нубии, египтяне прокладывали дороги типа Бухена. Расширялось египетское влияние в Восточном Средиземноморье, откуда египтяне получали медь, серебро, золото, строительный лес. В целом при XII династии Египет превратился в довольно крупную державу на Ближнем Востоке, а присвоение обширных территорий сопровождалось захватом больших партий рабов период Среднего царства возник «средний класс» египетского общества, однако эксплуатация «царских людей» приводила к осложнению социальной ситуации.

Многочисленное строительство крепостей, начало использования бронзы, возникновение производства стекла, создание большого водохранилища, новой оросительной системы, восстановление прежней силы сельского хозяйства, появление множества мелких и средних хозяйств. В эпоху Среднего царства по-прежнему сильны позиции номовой знати, но все большее значение приобретают люди незнатного происхождения, важную опору царской власти составляло приближенное воинство. Главными создателями богатства страны являлись хемуу нисут – царские хемуу, лишенные прав собственности на оружие и средства производства; они использовались в царском, храмовом и частном хозяйстве. Рабы-баку, известные еще в эпоху Древнего царства, составляли лишь часть личного имущества собственника и могли быть куплены или проданы.

Около 1783 до н. э. социальные противоречия привели, очевидно, к взрыву народного недовольства. На короткое время власть перешла в руки народа. Возникшим тяжёлым внутренним положением в стране воспользовалась смешанная этническая группа, получившая название гиксосы. Гиксосам удалось оккупировать всю Дельту, а затем распространить свою власть и в Верхнем Египте. Эпоха Среднего царства в Египте закончилась, и начался период господства гиксосов, так называемый Второй переходный период (1640-1552 до н. э.).

Культура

Братоубийственная вражда, распад государства, голод и лишения, рост значения местных центров и их правителей, все более узурпирующих царские привилегии, усиление позиций средних слоев населения – все это сильно отразилось на общем состоянии египетской культуры. В этот неблагоприятный период изменилось и мировосприятие египтян, которые были вынуждены решать ряд новых социально-политических, религиозных и нравственных проблем, но даже во времена упадка не были утрачены культурные ценности, созданные в эпоху Древнего царства. От времен смут не сохранилось выдающихся памятников искусства, переживавшего тогда застой, но в период Среднего царства появились такие глубокие сочинения, как «Поучение гераклеопольского царя своему сыну Мерикара» и «Спор Человека и Ба».

Первое из перечисленных является впервые написанным трудом по дидактике, главный акцент делается на нравственную основу власти, впервые идея загробного мира приобретает отчетливые очертания, магия, созданная богом-творцом изначально ради отвращения людей от зла; тех, кто будут глубоко нравственными на земле, ждет бессмертие; во всем этом – официальная идеология, которая стремится возродить духовное единство страны, гармонию и порядок, призывает к восстановлению культов богов, прежде всего к почитанию Ра, символизирующего единодержавие, вновь и вновь напоминалось, что время жизни на земле – это всего лишь сон и что взамен воды, воздуха и любви дано будет просветление, а вместо пива и хлеба – умиротворение сердца. «Спор Человека и Ба» противоречит всем заупокойным текстам, говоря о том, что загробный мир – это страна тягостного сна и мрака, где нет воды, воздуха и радостей любви, каждый входящий в чертог загробного мира никогда больше не увидит солнца. Возможно, что неортодоксальные идеи возникли гораздо раньше и были искусственно прикрыты другими официальными идеологиями и только времена смут обнаружили эти противоречивые тенденции египетской культуры, на фоне которых подъем культуры в эпоху Среднего царства кажется особенно впечатляющим; фиванские владыки во многом стремились возродить и продолжить традиции царей Древнего царства, но изменения, затронувшие уклад жизни, язык, искусство, религию и многое другое в период распада страны, наложили неизгладимый отпечаток на культуру эпохи, и без них невозможно понять ни стремительного расцвета светской художественной среднеегипетской литературы и научных знаний, ни усиления поисков индивидуальных черт в царской и частной скульптуре, ни переосмысления роли царя в египетском обществе, который теперь не только божество, но конкретный человек. Отделенный неизмеримой дистанцией от своих подданных, царь мог испытывать те же чувства, что и простой смертный; приближенность царя к народу теперь выражалась в вынесении за пределы заупокойных сооружений царских статуй, которые ранее были надежно скрыты от людей.

Среднее царство по праву считается классическим периодом египетской культуры, в это время окончательно складывается среднеегипетский язык, развивается скоропись (иератическое письмо), общий подъем хозяйственной жизни. В эпоху Древнего царства уже были созданы основные архитектурные формы, воплотившиеся в монументальных сооружениях: пирамида и заупокойный храм, солнечный храм с обелиском и их компоненты (типы колонн, декор зданий и т.д.). В эпоху Среднего царства основной стиль был пересмотрен исходя из новых потребностей общества: строительство уникальных ансамблей, среди которых заупокойный храм Аменемхета III, названный впоследствии Лабиринтом, занимавший фантастическую территорию 72 тыс. м2, до наших дней, к сожалению, он не сохранился. От времен Среднего царства и правления гиксосов дошли первые математические и медицинские тексты, где впервые в истории медицины изложено учение о кровеносных сосудах, пульсе и сердце (папирус Эберса), древнейшее учение о мозге, магическая терминология почти полностью заменена практической (папирус Эдвина Смита). От эпохи Среднего царства сохранились и древнейшая запись обмера страны, и списки созвездий на саркофагах, и первый в мире словник, напоминающий энциклопедию, который был найден в библиотеке, открытой в одной из гробниц Рамессеума, а также шедевры египетской художественной литературы: «История Синухета», «Красноречивый поселянин», «Сказка о потерпевшем кораблекрушение», которые свидетельствуют о многочисленных представлениях египтян, в том числе и об экзотике дальних стран.

Строительство усыпальниц

Фараоны Среднего Царства - Аменемхеты и Сенусерты - тоже строили пирамидальные усыпальницы, хотя и не использовали тысячную армию строителей, как то делали цари эпохиСтарого/Древнего царства. Для того, чтобы иметь возможность осуществить свои честолюбивые строительные планы, они изобрели метод, упрощавший дело: стали использовать строения предшественников. Так, пирамида Аменемхета I в Лиште (60 километров южнее Каира) выросла из материала гизехских пирамид.

Гробокопатели были начеку: этим временем датируются деревянные саркофаги, в которых связанные союзом с ворами ремесленники делали замаскированные отверстия. Неудивительно, поэтому, что почти все пирамиды Среднего Царства, начиная примерно с 1650 г. до н. э. вплоть до наступления периода Нового Царства (около 1554 г. до н. э.) были опустошены.

Новых властителей постоянно беспокоила мысль о том, как сделать собственные гробницы более надёжными. В конце концов решили, что само расположение их должно служить им защитой от ограбления: усыпальницы обожествлённых царей стали высекать в скалах к западу от Фив, в уединённом пустынном ущелье Бибан-эль-Молук («Врата Царей» или «Царский Двор» (араб.)), которое нам известно как Долина Царей.