Создание афинского государства. Афинское государство. Афинский полис от возникновения до конца архаической эпохи. Порядок формирования и функционирования

Разложение первобытнообщинного строя и образование городов-государств (полисов) в Греции привели к разным политическим результатам. Афины, Коринф, Мегары, Малоазийские города-полисы представляли собой образцы демократии.

Наряду с этими полисами были и такие, в которых сохранились значительные пережитки первобытнообщинного строя и установились своеобразные формы аристократического государства (Спарта, Крит, Фессалия и др.).

Согласно преданию, в Аттике к VIII в. до н.э. существовали четыре племенных группы филы. Затем происходит объединение этих некогда раздробленных греческих общин вокруг одного центрального пункта Афин. Процесс слияния племен в единый афинский народ греки называли "синойкизмом" и приписывали его легендарному царю Тезею. Будто бы к нему восходит разделение всего народа независимо от рода, фратрии или племени на три класса: эвпатридов или благородных, геоморов или земледельцев и демиургов или ремесленников. Только эвпатриды могли занимать должности. Продолжается ослабление власти вождя-базилевса. В VIII в. до н.э. наследственная царская власть прекращается. Эвпатриды выдвигают из своей среды некоторое количество должностных лиц, т. н. "архонтов", к которым теперь и переходят функции управления. Сначала архонты выбирались пожизненно. Позднее их стали выбирать сроком на 10 лет, а с 683 г. до н.э. ежегодно. Коллегия архонтов состояла из 9 человек. Первый архонт председатель коллегии, второй военноначальник, третий жрец.

Остальные шесть архонтов занимались отправлением правосудия.

Еще в VII в. до н.э. появился орган контроля за деятельностью архонтов ареопаг. Ареопаг состоял из бывших архонтов. Ареопаг вытеснил прежний племенной совет старейшин.

Уже в VII в. до н.э. Аттика была разделена на мелкие территориальные округа навкрарии, которые несли военные повинности. Во главе навкрарий стояли пританы.

Данные органы власти укрепили аристократическую форму правления.

В VI в. до н.э. в Афинах демос (народ) стал требовать от властей улучшения своего материального положения (наделения землей, отмены долгового рабства, введения свободы завещания и др.). Чтобы ликвидировать очаг социальной борьбы между демосом и эвпатридами коллегия архонтов в 594г. до н.э. поручает Солону (члену коллегии) провести реформы, которые ввели максимальный размер земельного надела, его куплю, продажу и дробление, свободу завещания. Долговое рабство было отменено. Солон вводит различие между гражданами по имущественному признаку. Он делит все население на четыре разряда. К первому разряду относятся наиболее богатые собственники; ко второму относятся те, которые обладали достаточным состоянием для приобретения колесницы и тяжелого оружия (это были т.н. "всадники"), к третьему разряду, или зевгитам, относилась средняя группа собственников; к четвертому разряду причислялись феты батраки, не обладавшие каким бы то ни было имуществом.


На этом делении и базируется вся система государственных должностей. Архонтами могли быть только лица, принадлежавшие к первому разряду.

Солон создал Совет 400 (булэ), которому вверялась вся полнота правительственной власти в стране. В него выбирались по 100 представителей от каждого разряда граждан. Солон сохраняет в неприкосновенности и ареопаг, который имел право затормозить любое решение Совета 400.

Солон учредил также суд присяжных-гелиэю.

Реформы Солона ограничили власть наследственной аристократии, однако же не сломили её влияние до конца. Начатые реформы завершил Клисфен, который разделил Аттику на 10 фил. Филы являлись территориальными округами, между которыми граждане распределялись не по происхождению, а по месту жительства. Вся Аттика была разделена Клисфеном на 30 частей или тритий. Каждая фила составлялась из трех тритий, включая в себя одну городскую тритию, одну береговую и одну тритию в центре страны. Следовательно, клисфеновская фила не являлась сплошной территорией. Она была чересполосной. Филы делились на демы (волости) по 10 в каждой филе. Демы, принадлежавшие хотя бы к одной и той же филе, но к разным тритиям, лежали в разных районах Аттики. Поскольку территориальный принцип возобладал над родовым и поскольку гражданство стало теперь определяться не принадлежностью к роду, а к тому или иному дему, то и получилось, что в демы, тритии и филы входили наравне знатные и незнатные. Родовая знать, оказавшаяся в разных филах, утрачивает свое политическое влияние.

На основе нового территориального устройства страны Клисфен организовал новые государственные учреждения и должности. Он отказывается от солоновского Совета 400 и взамен последнего вводит Совет 500 высший правительственный орган.

Важность преобразований Солона и Клисфена состояла в том, что они способствовали ликвидации первобытнообщинного строя и возникновению развитой формы государства демократической республики

Афинская демократия управлялась тремя органами власти: народным собранием, Советом 500, должностными лицами.

В конце ІІ т.л. до н.э. Аттику населяло 4 племени

(племенное управление: народное собрание Þ совет старейшин Þ вождь-базилевс ).

В итоге перехода к производящему хозяйству Þ земля была разделена на участки, принадлежащие семьям и передаваемые по наследству .

Имущественная дифференциация (ее процесс был ускорен за счет интенсивного развития ремесла и торговли) привела к выделению обогатившейся родовой аристократии и одновременно - обнищанию части общинников (часть из них превратилась в фетов-батраков , часть - за долги оказалась в рабстве . Обычно рабов-соплеменников продавали за границу). В самих же Афинах, обычно рабы были из числа военнопленных.

Рабство получает развитие уже в начале І т.л. до н.э. - но ведущей роли в общественном производстве на раннем этапе не играет (для патриархального рабства характерно использование в домашнем хозяйстве, ремесле, реже в сельском хозяйстве).

Со временем, использование рабского труда расширяется, и начинает преобладать. Богатые владельцы непосредственно уже перестают участвовать в производительном труде.

Рост роли знатных родов в народных собраниях привел к:

Þ формированию совета старейшин из представителей знатных родов;

Þ из них избираются и базилевсы.

В итоге, утвердилась форма политической организации - военная демократия .

Природные условия, рост производящего хозяйства, потребность обмена и расширение контактов стали причиной: разрушения родов и племен, а следовательно возникла потребность урегулирования отношений на региональном уровне, т.е. на территории Аттики. Возникли предпосылки объединения.

þ Важным этапом стали реформы (приписываемые легендарному Тезею) - завершившиеся формированием единого народа Аттики в результате объединения к VІІІ в. до н.э. 4 племен под управлением единого Совета в Афинах.

Имущественная дифференциация в результате реформ Тезея завершилась выделением трех социальных групп свободных: ЭВПАТРИДОВ (благородных) [имели право избрания на общественные должности], ГЕОМОРОВ (земледельцев) и ДИМИУРГОВ (ремесленников). К последним примыкали свободные торговцы и др. бедняки. [ за ними сохраняется право участвовать в народных собраниях] . Следствием обнищания свободных мелких земледельцев явилась долговая кабала и в ряде случаев продажа за долги в рабство за границу.

þ Усиление аристократии - эвпатридов постепенно привело к ограничению власти выборного БАЗИЛЕВСА (вождя) и его функции центрального управления переходят к выборным из эвпатридов должностным лицам - АРХОНТАМ (избирались пожизненно, на позднем этапе - до 10 лет). С VІІ в. известно существование 9 архонтов ведущих ведомств (военного, жреческого, судебного, образования и пр.) которые были объединены в КОЛЛЕГИЮ АРХОНТОВ , вытеснившую власть базилевсов (базилевс, вероятно, со временем стал играть роль главы жрецов. Его именем называли год).



Высшие контрольные функции стал играть АРЕОПАГ, в состав которого входили все бывшие и действующие архонты. Ареопаг превратился в орган управления, заменивший Совет старейшин. Он же избирал и контролировал деятельность коллегии архонтов , а также являлся высшей судебной инстанцией .

Разрушение родовых связей, необходимость контроля и централизованного управления, растущая роль торговли и необходимость обороны, охраны торговых судов - привела в VІІ в. до н.э. к административно-территориальной реформе. Территория Аттики была разделена на НЕВКРАРИИ (округа), жители которых не зависимо от племенных отношений, обязаны были построить, снарядить, содержать военный корабль, обеспечив его экипажем.

К VІ в. до н.э. возникли новые противоречия, связанные с развитием товарно-денежных отношений, дальнейшей имущественной дифференциацией общества:

ð часть эвпатридов - разорилась и обеднела;

ð часть геоморов - разорившись, перешло в категорию батраков (с оплатой 1/6 урожая), либо оказывается в долговой зависимости, теряет свободу (следствие - продажа в рабство). Часть же, наоборот, разбогатела, что не соответствовало статусу по происхождению.

ð из среды демиургов и купечества - выделяется богатая влиятельная прослойка - не имеющая доступа к управлению.

Таким образом, в каждой социальной группе наметилось новое расслоение, а как следствие, и противоречия. Прежде всего - между родовой аристократией и демосом, возглавляемым богатыми, но не имеющими прав.

В VІІ в. до н.э. предпринимается ряд попыток свержения власти родовой аристократии (например известна в 30-е годы - попытка переворота Килона).

На фоне расширяющегося использования рабского труда, внешней опасности, единственным условием сохранения единства мог стать поиск компромисса с целью примирить между собой группы свободных граждан противопоставив им рабов, иноземцев и т.д.

þ Реформы Солона

СОЛОН - архонт Афин избранный в 594 г. до н.э., по происхождению эвпатрид, но разбогатевший на торговых операциях, т.е. представлял интересы двух противоборствующих сторон. Одновременно, имел огромный авторитет среди населения Афин, т.к. в качестве архонта разгромил ближайшего противника Афин - г. Мегару, владевший о. Саламин, что позволяло перекрыть выход судов из афинских гаваней.

ü Цель реформ:

Сокращение влияния эвпатридов в интересах зажиточной части населения, включая и прогрессивное крыло эвпатридов, порвавшее с родовой знатью.

Достижение компромисса в противостоянии социальных групп свободных.

ü Основные положения реформы:

ü Экономические :

Þ проведена сисахфия ("стряхивание бремени" - долговая реформа): ликвидированы долги бедняков, попавшие в долговое рабство освобождались, а проданные за границу - выкупались. Долговое рабство в Афинах отменялось.

Þ владельцы получили право купли-продажи земли, а через закон о свободе завещания утверждалась частная собственность на землю и право на дробление родовых наделов (что привело к перераспределению основных средств производства, разорению неимущих, но одновременно к росту частного землевладения).

Þ запрещение вывоза хлеба из Аттики и поощрение вывоза оливкового масла (сократило цены на хлеб, ранее регулируемые родовой знатью, владевшей большими участками пахотной земли). Кроме того, реформа, стимулировавшая выращивание олив, виноградников и т.п. позволяла расширить и укрепить мелкое хозяйство афинянина, вывести на первое место не злаки, производство которых на ограниченных площадях Греции проблематично, а высокоинтенсивных садово-огородных культур дававших значительную товарную продукцию.

Þ в целях поощрения развития торговли и ремесла был введен закон, по которому сын мог отказать отцу в помощи, если тот не обучил его своему ремеслу.

Þ проведена унификация мер и весов.

Þ проведена денежная реформа: вместо эгинской денежной системы - введена распространенная в греческом мире эвбейская. Во-первых, это позволило облегчить проведение торговых операций с соседними полисами, во-вторых, - т.к. эвбейский талант был легче, то расширился круг афинского гражданства за счет малоимущих.

Þ приняты законы, регулирующие посадку деревьев, строительство ирригационных сооружений, правила о совместном пользовании колодцами (ранее принадлежали родам и семьям) и пр.

Þ Солону приписывают установление максимального размера земельного надела, но это спорно, т.к. прямых указаний на данную реформу не сохранилось (крупные наделы, как известно из исследований, сохранялись).

ü Политические реформы :

Þ цензовая реформа привела к разделению граждан не по происхождению или роду занятий, а по уровню богатства. Всего вводится 4 категории по объему дохода с земли. Например, к первому разряду относили граждан, получавших в год доходы не менее 500 медимнов , второй разряд - не менее 300, третий - 200 и имевших свою упряжку волов, четвертый - все, кто менее 200 медимнов - феты

1 разряд - мог занимать должность архонта и члена ареопага; 1-3 разряды могли избираться и назначаться на общественные должности; 4 разряд - мог участвовать только в народном собрании.

Þ упорядочена система сбора военного ополчения, которое теперь формировалось по разрядам. Вооружение зависело от категории. Ополченцы - были на самообеспечении: 1 и 2 разряды формировали конницу, 3 - тяжеловооруженную пехоту (гоплиты), 4 - легковооруженную пехоту)

Þ увеличивается роль народного собрания (экклеси ). Собрание обсуждает и принимает законы, избирает должностных лиц, принимает отчеты избранных.

Þ создается судебный орган - своего рода суд присяжных (гелиэи ) в который могли избираться лица любой из 4-х категорий. Гелиэи обладали не только судебными, но и контрольными функциями за должностными лицами.

Þ учреждается новый орган управления - Совет четырехсот (буле ) в который избирается по 100 человек от каждой из 4-х родовых фил (племен).

Реформы способствовали дальнейшему разрушению родоплеменной структуры и падению влияния родовой аристократии, но не решили окончательно проблем социальных противоречий.

þРеформы Писистрата.

Итогом гражданской войны стало установление тирании Писистрата и его сыновей. Так называемая "конституция" Солона продолжала жить, но над афинским обществом была единоличная власть тирана.

Под «тираном» в Древней Греции подразумевался не обязательно жестокий правитель, а лицо, пришедшее к власти незаконным путем.

В ситуации, когда слои аристократии были существенно ослаблены (прежде всего в результате борьбы за власть), а демократическая система еще не сформировалась, опираясь на отряд телохранителей Писитстрат дважды захватывал Акрополь и соответственно - государственную власть (560 гг. до н.э. Правил 6, а потом 7 лет). В третий раз Писистрат пришел к власти опираясь на собственный военный отряд, поддержку городов Фив, Эретрия и наосского тирана Лигдамида и правил вплоть до смерти - 527 г. до н.э.

В своей политике, направленной против афинской аристократии, Писистрат находил поддержку у купечества, ремесленников и земледельцев. Во время правления им были проведены следующие реформы и мероприятия :

Þ конфисковал земельные владения части аристократии, противоборствующей тирану и роздал их беднейшим крестьянам (это обеспечило опору среди мелких землевладельцев);

Þ ввел государственный кредит с низким процентом (защищал земледельцев и иную часть малоимущих граждан от разорения и долговой зависимости от частных кредиторов: родовой знати и ростовщиков);

Þ ввел институт т.н. разъездных судей, на местах разрешавших спорные проблемы (что значительно облегчило судебный процесс, ранее недоступный для малоимущего населения);

Þ создал постоянную армию и военный флот (наряду с укреплением централизованной власти обеспечил строгое соблюдение законов);

Þ ввел единый постоянный подоходный налог в размере 10 % урожая;

Þ захватил гг. Сигей и Троаде, заключил союзы с тиранами Самоса и Аргоса (что позволило обеспечить выход Афин к основным торговым путям и обеспечить безопасность от Спарты, главное - развитие торговли и интересы купечества);

Þ провел крупномасштабные строительные работы по сооружению общественных зданий в Афинах, включая храмы Афине, Деметре и Элевсине (что обеспечило рабочими местами ремесленников и городскую бедноту).

Время тирании Писистрата - знаменито развитием экономики Афин. Полис стал центром греческой торговли и ремесла. Одновременно, экономический рост привел к развитию и укреплению демократических сил, тяготившихся правлением тирана. Ситуация осложнилась при правлении сыновей Писистрата, ведущих жизнь полную роскоши. В это время Афины теряют часть опорных пунктов, захваченных Персией и контроль за морской торговлей.

Попытка аристократии вернуть власть не увенчалась успехом. При поддержке демоса и Спарты к власти пришел Клисфен, обещавший установить демократические порядки. Акрополь был захвачен и власть перешла к рабовладельческой торгово-ремесленной верхушке во главе с Клисфеном . Однако борьба демократов и аристократов завершилась победой первых только 509 г. до н.э.

þ Реформы Клисфена

â Административно-территориальная и политическая реформа:

Þ вместо 4 старых родовых фил введено новое территориальное деление: выделялось 3 области включавших в себя часть побережья, часть Афины и пригорода, внутреннюю область. Каждая из областей, в свою очередь делилась на 10 частей - тритий. Три тритии, по одной из каждого округа, составляли одну новую филу. Таким образом, в каждую филу входила часть Афин, часть береговой зоны и часть сельской местности, расположенных в разных концах Аттики и не объединенных общей границей. Граждане фил собирались на собрания на отдельных площадях Афин.

Þ первичной административно-территориальной единицей стал дем (в конце VІ в. до н.э. в Аттике насчитывалось 100 демов (окончательно разрушены родо-племенные связи, т.к. раздел шел по территориальному признаку). Демы формировали ополчение, избирали (по жребию) в члены суда и Совет. Во главе дема стоял выборный демарх.

Þ Солоновский Совет 500 был заменен на то же колличество представителей, но не от родов, а от фил - по 50 от каждой филлы.

Þ в число афинских граждан были включены многочисленные медтеки.

Þ Афинское ополчение возглавила коллегия из 10 стратегов (по 1 выбранному от каждой филы). Причем избранным стратегом можно было неограниченное число раз. Таким образом, военное командование превратилось в демократический выборный орган. (В последствии роль стратегов возросла и они оттеснив коллегию архонтов стали первыми должностными лицами государства)

Þ С целью борьбы с политическими оппонентами, не допустить возвращения к власти аристократии или тирании, был введен суд остракизма. Ежегодно весной собрание решало: нужно ли провести остракизм. После этого вторично собирались граждане численностью не менее 6000 граждан. Каждый на глиняном черепке писал имя того, кто мог представлять опасность для государства. Осужденный большинством - изгонялся из Афин на срок в 10 лет. (Впоследствии остракизм использовался в политической борьбе).

Таким образом, в результате экономических и политических реформ, борьбы родовой аристократии и демоса, возникло государство, а сформировавшийся политический аппарат управления - превратился в государственный аппарат.

þ В Афинах возникло рабовладельческое государство в форме демократической республики.

Дальнейшая история Афин проходила в борьбе со Спартой и Персией.

Распространение демократического движения среди городов Греции вызвало сопротивление Спарты. Ей удалось организовать против Афин коалицию с Коринфом, Беотией и эвбейскими городами. Однако во время похода на Афины союз оказался ненадежным. Коринф, а следом и другие города вышли из коалиции. Одновременно началась борьба между спартанскими царями Клеоменом и Демартом.

Воспользовавшись раздорами в лагере противника, Афины разгромили ряд бывших союзников Спарты, создав в V в. до н.э. на захваченных землях колонии из 4000 человек (клерухов).

Последующая история Афин связана с персидскими войнами. Персидское государство, возникшее в VІ в.до н.э. (Кир ІІ), нанесло удар по Малоазийским государствам. В 546 г. до н.э. было разгромлено Лидийское царство, подчинены ионийские города-государства. Милет оказался в зависимости от тирана пришедшего к власти при поддержке персов. Жители городов Магнесии и Приены проданы в рабство. Греческое население других городов было вынуждено оставлять родину, переселяясь в иные места (включая и северное Причерноморье). Следом персы захватили и ряд островов, включая Хиос, Лесбос и Самос. Попытки Спарты противостоять в VІ в. до н.э. продвижению персов и объединить города-государства оказались неудачными.

Неудачный поход Дария І в 512 г. до н.э. в Скифию, вызвал серию восстаний на захваченных территориях. Однако персы подавили восстания, подчинили Фракию и Македонию. Около 500 г. до н.э. персидский военачальник грек Аристагор поднял на восстание малоазийские греческие города. Его сторонники овладели персидским флотом, в восставших городах сбыла свергнута власть тиранов - ставленников Персии. Сам Аристагор снял с себя власть и объявил жителям Милета о восстановлении самоуправления.

После выборов начальников, Аристагор направился в поисках союзников в Европейскую Грецию. Однако, Спарта в помощи отказала. Зато Афины и г. Эретрия, направили в помощь восставшим 20 триер. Причиной тому был захват персами Египта и основных проливов, что привело к сокращению торговли (особенно доставки хлеба и леса). Однако в период с 499 по 495 гг. до н.э. восстание городов Ионии и ряда островов было подавлено. Город Милет, являвшийся центром восстания разрушен, флот уничтожен.

В ответ на поддержку восставших Дарий І начал наступление на континентальную Грецию и острова. Первым покорился Македонский царь и следом ряд греческих городов. Однако у мыса Акте, персидский флот был уничтожен бурей, что остановило продвижение. Новая военная компания 492-491 гг. до н.э. привела к добровольному подчинению персам большинства греческих городов. Отказались покориться только Спарта и Афины.

В 490 г. началось новое наступление персов на Европейскую Грецию. Многие островные греческие города были захвачены, либо покорились добровольно. Персы, высадившись в районе селения Марафон. Так как Спарта пообещала помощь Афинам только через 10 дней, последние в союзе с городом Платей, самостоятельно выступили против численно преобладающего врага (численность греков более 10 000 чел. гоплитов, персов более 20 000 чел.). Афинские стратеги (должны были командовать по очереди ежедневно меняясь), передали власть стратегу Мильтиаду. Осенью под Марафоном, в результате тактически удачного приема, персы были разгромлены. Афиняне уничтожили около 6,5 тыс. персов (при 192 погибших греках), захватили 7 персидских кораблей. (По случаю победы афинский воин пробежал 42 км., чтобы сообщить радостную весть Афинам. Воскликнув: "Радуйтесь, афиняне, - мы победили!" - умер. В честь этого события - в олимпийские игры было внесено состязание в беге на дистанцию равную расстоянию от поля битвы при Марафоне до Афинской горы).

Пришедший к политической власти в 483 г. Фемистокл, добился от граждан решения на строительство мощного военного флота. К 483 г. флот Афин состоял из 200 триер.

Пришедший на персидский престол сын Дария І - Ксеркс, в 480 г. собрав огромную армию (свою, союзников) двинулся на Грецию. Часть городов и племен присоединилось к персам. Попытка небольшого отряда во главе с царем Леонидом (300 спартанцев и около 7 тыс. союзников) закрыть горные проходы в Фермопилах, в результате предательства оказалась безуспешной. Когда враг прорвался, Леонид отпустил союзников, а сам с 300 воинами погиб в неравном бою с армией Ксеркса. Жители Аттики бежали на острова, Афины были захвачены.

Однако в Саламинском проливе, благодаря хитрости Фемистокла, флот персов был разгромлен. Персидская армия отступила из Аттики.

Новое вторжение персов и союзников в 479 г. в Аттику завершилось поражением, которое им нанесли союзные афинские и спартанские войска под Платеями. Следом, под Микале вновь был разгромлен персидский флот. Аттика, острова и побережье Малой Азии было освобождено от персов.

После того как спартанцы отозвали свои войска, освобожденные города-государства в 478 г. до н.э. объединились во главе с Афинами в т.н. Деллоский или 1-й Морской союз с центром о.Аполлона Делос. В союз вошло 140-160 городов-государств. Союзники должны были иметь 100 триер для борьбы с персами, 10 000 сухопутного и 1000 конного войска. Казна, сформированная от союзных взносов (форос) находилась в храме Аполлона. В итоге, персы к 460 г. были еще раз разбиты.

В результате победы, колебаний Спарты в борьбе и создания 1-го Морского союза, Афины заняли важное значение в политической системе Атики, потеснив влияние Спарты. Со временем, флот стал строиться только в Афинах, туда же перешла с о.Делосс казна. Недовольство союзников подавлялось, а на их территории возник ряд афинских колоний. В союзные государства направлялись представители Афин, а суд города, рассматривал некоторые, наиболее важные дела граждан союзных государств. Все это способствовало экономическому росту Афин и изменению политической структуры.

В 449 г. (после разгрома греческого флота в Египте и персидского около Кипра) подписанием мира завершились греко-персидские войны. Персия признала независимость греческих городов-государств, включая и находившиеся на побережье Малой Азии.

Вновь разгоревшаяся борьба между Спартой (и поддерживаемыми ею афинскими аристократами) и Афинами (больше опиравшимися на городской люд, включая бедноту) завершилась подписанием в 445 г. тридцатилетнего мирного соглашения, в котором было признано равноправие Пелопонесского и Афинского союзов.

Произошли существенные изменения и в системе управления.

Ареопаг потерял окончательно остатки власти перешедшей собранию граждан и Совету 500. За ареопагом сохранились только религиозные функции.

На смену патриархальному рабству - пришло классическое. Рабы широко использовались во всех сферах производства, как основная сила. Численность рабов превысила число граждан Афин в 4 раза. Медтеки, не имевшие гражданских прав составляли 1/2 горожан.

В середине V в.до. по 30-е годы ІV в.до н.э. афинская демократия вступила в период своего рассвета и превратилась в политическую форму господства свободных (рабовладельцев, бедноты, люмпенов) над рабами. Приоритет в управлении имели рабовладельцы и влиятельная, богатая верхушка купечества.

Основными органами власти в Афинах являлись: народное собрание, Совет пятисот и гелиэя (высш.суд.орг.)

þ Народное собрание - верховный орган власти Афин.

Þ собиралось 10 (позже 40) раз в год и в случае чрезвычайных обстоятельств;

Þ компетенция : принимало законы, издавало постановления по частным вопросам, избирало и контролировало деятельность должностных лиц, решало вопросы войны и мира, обеспечения продовольствием и пр. Отдельные собрания проводились в связи с судом остракизма (главное собрание 6-го месяца).

Þ участвовали в собрании полноправные афинские граждане с 20 лет (женщины, медтеки и рабы участия не принимали).

Þ кворум : для решения вопроса требовалось не менее 6 тыс. человек (т.е. около 1/5 граждан Афин). В связи с тем, что часть граждан, занятая делами (особенно земледельцы) на собрания не являлись - с ІV в. вводится вознаграждение за участие в собраниях.

Þ функции: повестка дня собрания утверждалась заранее. Одно из собраний месяца считалось главным (основные вопросы и проверка деятельности должностных лиц). Остальные 3 собрания рассматривали: жалобы граждан, религиозные и иные второстепенные вопросы.

Þ права участников : каждый имел право выступать на собрании и вносить проекты новых законов. Обычно, от имени групп населения, выступали профессиональные ораторы - демагоги. Каждый участник, сославшись на незаконность законопроекта, мог снять его с обсуждения или голосования под угрозой привлечения автора к суду. Председатель собрания мог не ставить на обсуждение и голосование предложения, которые с его точки зрения были противозаконными.

Þ проекты законов, прежде, чем быть обсуждаемы на собрании, вывешивались для всеобщего обозрения и обсуждались на Совете 500, который давал свое предварительное заключение. Голосование по закону проводилось поднятием руки. Закон считался принятым, если за него проголосовало большинство участников собрания и он не отвергался гелиэйей.

þ Совет пятисот.

Þ состоял из 50 избранных представителей от каждой из 10 территориальных фил. Члены Совета (булевты) избирались из граждан, достигших 30 лет. Для организации повседневной работы делился на 10 комиссий (пританий) по 50 представителей от одной филы. Каждая комиссия по очереди исполняла обязанности Совета. Ежегодно, по жребию, избирался новый председатель Совета, он же председатель собрания (с ІV в. председатель стал избираться перед каждым заседанием Совета).

Þ компетенция : осуществление дипломатических отношений, управление финансами, регулирование торговли, надзор за арсеналами, флотом, доками и конкретными должностными лицами. Важнейшая функция: предварительное обсуждение законопроектов и иных вопросов, поступающих на собрание (с предоставлением своего заключения по вопросу), что позволяло направлять деятельность собрания.

Þ ответственность : по окончании срока избрания, каждый член Совета отчитывался о своей деятельности и мог быть привлечен к ответственности.

þ Гелиэя (высший судебный орган)

Þ состояла из 5000 судей и 1000 запасных: по 600 человек от каждой из 10 фил избранных по жребию из граждан, достигших 30 лет. Делилась на 10 коллегий из 500 судей и 100 запасных. Причем когда и какую из коллегий призовут к исполнению обязанностей решалось жребием в день суда.

Þ функции : являлась судом первой инстанции по делам о государственных преступлениях и злоупотреблениях должностных лиц. В остальных случаях - апелляционной инстанцией. Обладала рядом контрольных функций и правом отвергать законопроекты, принятые народным собранием.

þ Должностные лица - выборные на определенный срок, подотчетны и подконтрольны, ответственны за свои действия и коллегиальны. В Афинах их насчитывалось около 700, включая важнейшие коллегии стратигов и архонтов.

ü Выборы : ежегодно на народном собрании, открытым голосованием. Перед вступлением в должность подлежали спец. проверке (право занимать должность, политическая благонадежность и наличие необходимых личных качеств). Дважды (либо совмещать) занимать должность не допускалось [кроме военных]. Исполнение должности, за исключением стратигов, оплачивалось.

По окончании срока должностные лица предоставляли отчет Совету и гелиэе. Большинство должностей было коллегиальным.

Þ Коллегия стратегов : 10 чел. (женатых и имеющих недвижимое имущество) обладала широкими правами: распоряжалась средствами на содержание армии и флота, организовывала сбор чрезвычайных военных налогов, руководила доставкой продовольствия, заключала перемирие и принимала капитуляцию, вела следствие и члены коллегии председательствовали в судах по делам о воинских преступлениях. Для принятия неотложных мер имели право требовать созыва Совета и народного собрания. В исключительных случаях, из числа стратигов, выделялся автократор - командующий армией и в чрезвычайных обстоятельствах, ему временно переходила вся власть в государстве.

Þ Коллегия архонтов : после реформ Солона избиралась из 9 человек жребием из кандидатов предложенных филами. Коллегиально действовали при решении вопросов об остракизме или проверке должностных лиц. 1-й архонт (архонт-эпоним) выполнял судебные функции по семейным делам и о наследстве. 2-й архонт (архонт-базилевс) ведал делами религиозного культа и судом по уголовные делам. 3-й архонт (архонт-полемарх) ведал делами медтеков и иностранцев. Остальные 6 (архонты-фесмофеты) - руководили афинскими судами.

Þ Остальные коллегии и должностные лица ведали государственным имуществом, казной, рыночной торговлей, воспитанием и обучением, внутренней безопасностью и пр. Кроме общегосударственных, должностные лица избирались в филах и демах.

þ Суд.

Þ Народное собрание ® дела о наиболее тяжких преступлениях (в виде исключения ).

Þ Гелиэя ® высший выборный судебный орган Афин (функции см.выше).

Þ Ареопаг ® под председательством архонта-базилевса ® дела об уголовных преступлениях, по поручению народного собрания или ® следствие по делам о государственных преступлениях

Þ Суд эфетов ® дела о неумышленных убийствах.

Þ Коллегия одиннадцати ® дела о разбое, краже и др. имущественных преступлениях.

Þ Третейский суд диэтэтов ® рассматривал гражданско-правовые споры.

Þ Коллегия сорока ® разрешала мелкие гражданско-правовые споры.

Þ Суды в демах (введены при Перикле) - рассматривали мелкие дела на местах.

þ Армия .

Þ Народное ополчение из граждан от 18 до 50 лет. При наборе воинов в ополчение возраст определялся народным собранием.

Во время войны каждая фила обязана выставить:

® отряд тяжеловооруженных воинов (гоплитов);

® отряд легковооруженных воинов;

® группу всадников (численность устанавливалась).

В мирное время : все граждане с 18 до 20 лет обязаны были пройти военное обучение, привлекались к патрульной службе на границах.

Þ Постоянное наемное войско :

® с середины V в. - для охраны границ;

® с Пелопонесской войны наемники используются в военных действиях. С ІV в.до н.э. число наемников в армии и флоте увеличилось.

Þ Полицейские функции - исполняли 200 рабов - тексотов (выполнение полицейских функций по отношению к согражданам свободными афинянами представлялось неправомерным).

Однако, уже к концу V в.до н.э. демократическая форма правления в Афинах сочеталась с активных имущественным расслоением населения. Кризис обострился в 431 г., когда в результате поражения в Пелопонесской войне (Афины и Морской союз Ü/Þ Спарты и Пелопонесского союза) Афины потеряли влияние на государства, входившие в Морской союз. Существенно была подорвана экономика. Дважды, в результате переворотов к власти приходила богатая часть горожан, однако через время демократическая форма правления восстанавливалась. Единственное, богатая часть населения Афин, в связи с отсутствием подвластных государств, теперь была вынуждена поддерживать свободных бедных граждан из своих средств. Причина: противостояние свободных - рабам.

В 338 г. до н.э. - Филипп Македонский разгромил афинские войска, в 336 г. Александром Македонским Афины, как и вся Греция, были включены в состав Македонской монархии. Во ІІ в. до н.э. Афины попадают под власть Рима.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

2. Реформы Солона

3. Реформы Клисфена

4. Положение граждан в Афинах

6. Афинский морской союз

Заключение

Список литературы

афинский политический демократия полис

Введение

Во II тысячелетии до н.э. греческие племена заселили юг балканского полуострова. Отгороженные друг от друга естественными преградами горной страны, они стали оберегать свою обособленность. В тесных пределах каждого из таких районов вырастет с течением времени столица: Коринф, Мегары, Фивы, Спарта и др.

Наиболее интересным и вместе с тем наиболее изученным представляется процесс образования государства в двух известных греческих полисах - древних Афинах и Спарте. Первая являла собой образец рабовладельческой демократии, вторая - аристократии.

Начиная с VI в. до н.э. в политическую жизнь афинского общества всё более активно включался новый социальный элемент. Относительно высокий уровень производительных сил, достигнутый в районе Средиземного моря в VIII-VI вв. до н.э., и особенно благоприятные природные условия самой Аттики способствовали появлению значительного ремесленного и торгового населения. Боевую часть его составляли матросы многочисленного афинского флота. В отличие от аристократии все остальные люди называли себя “демосом” - “народом”.

Демос находился в постоянной вражде с презиравшей его аристократией. Шаг за шагом вырывал он у неё политическую власть. Когда это ему удалось, в Афинах установилась рабовладельческая демократия, а значит, и государство в его начальной, ещё не завершенной форме.

1. Образование Афинского государства

Образование Афинского государства легенда связывает с именем греческого героя Тезея. Среди мероприятий, осуществленных Тезеем и повлекших образование государства, первым было объединение трех племен с центром в Афинах. Для руководства общими делами нового образования был создан Совет, к которому перешла часть дел, находившихся ранее в ведении отдельных племен.

Следующие преобразования выразились в оформлении обособленных социальных групп. Родовая знать, окончательно закрепившая за собой привилегии, создала особую группу эвпадридов, которым было предоставлено исключительное право на замещение должностей. Большую часть населения составляли геоморы (земледельцы), выделялась группа ремесленников - демиургов. Значительную часть населения составляли метеки. Это были выходцы из других общин, проживающие в Афинах. Они были лично свободными, но политическими правами не пользовались и были ограничены в экономических (им запрещалось владеть землёй на территории Аттики, иметь собственные дом, они выплачивали налог). Указанные преобразования являлись первыми шагами к созданию Афинского государства. Безусловно, это были постепенные и длительные процессы.

Следующим шагом к образованию государства было учреждение новой должности архонта. Вначале архонты избирались пожизненно, затем на 10 лет, с 683 г. до н.э. ежегодно стали избирать 9 архонтов. Один из них - первый архонт, по имени которого назывался год, стоял во главе коллегии и имел полномочия по надзору за внутренним управлением и судебные полномочия по семейным делам. Базилевс, ставший вторым архонтом, исполнял жреческие функции, а также суд по религиозным делам. К третьему архонту - полимарху отошла военная власть. Остальные шесть архонтов - фесмофетов стали выполнять главным образом судебные функции.

По окончании срока полномочий архонты вступали в ареопаг - высший государственный совет, заменивший собой совет старейшин. Ареопаг был хранителем традиций, высшим судебным и контролирующим органом. Архонтами и членами ареопага могли быть только эвпадриды. Это были аристократические учреждения.

Борьба демоса (торговцем, ремесленников, средних и мелких земледельцев) против господства родовой аристократии и одновременно против долгового рабства и различных форм порабощения соплеменников образует главную линию исторического развития Греции в VIII - VI вв. до н.э. Родовая знать не хотела уступать своего господства и сопротивлялась наступлению новых сил. В ходе этой борьбы между родовой аристократией и демосом и совершается в Греции переход от разлагающихся родоплеменных отношений к классовому рабовладельческому обществу и государству.

2. Реформы Солона

В 594 г. до н.э. всеобщее недовольство вылилось, по словам Аристотеля, в “великую смуту”. Борьба между аристократией и демосом привела к созданию в Афинах сложной обстановки. И в это время на политическую арену выдвигается Солон. Избранный архонтом, Солон был наделен полномочиями, среди которых самым важным было право законодательства. Испытывая давление одних, стремившихся к установлению единовластия, и других, рвавшихся к самому широкому народоправству, Солон выбрал политику “золотой середины”.

Первым делом он отменил долговую кабалу и аннулировал все поземельные долги. Закладные камни были убраны с полей, граждане, ставшие рабами за долги, - отпущены на свободу, а те, кто был продан за границу,- выкуплены за счет государства.

Со времени Солона рабами в Афинах могли быть только иноплеменники, захваченные на войне или купленные на мировом рабовладельческом рынке того времени.

Чтобы предотвратить разграбление крестьянских наделов в будущем, Солон установил максимальный размер землевладения, находящегося в частных руках.

Одновременно с тем была санкционирована широкая завещательная свобода. Родовые владения, подобно крестьянским дворам, могли переходить к наследникам по воле завещателя. Земельные владения знати - опора ее власти - включались в общий гражданский оборот.

Важнейшей политической реформой Солона было установление имущественного ценза. Самые богатые были причислены к первому разряду. Просто богатые - ко второму. Оба эти разряда граждан получали право замещения всех важнейших постов в государственном аппарате, но архонтами и казначеями могли становиться представители лишь первого разряда.

Таким образом, вместо принципа аристократического (принадлежность к определенным родам) был утвержден принцип имущественный, принцип богатства. От этого выигрывали купцы и ростовщики, проигрывала родовая знать.

Третий разряд составили граждане среднего достатка. Все прочие - феты - были зачислены в один четвертый и последний разряд.

Высшим органом власти, по конституции Солона, афинское народное собрание. В противовес ему были созданы два новых органа: совет четырехсот и так называемая гелиэя - суд присяжных заседателей.

Совет четырехсот избирался старыми ионическими племенами, продолжавшими существовать, несмотря на все перемены. Каждое из них посылало в совет 100 человек. Играя важную роль в законодательной процедуре, заведуя всеми текущими делами, совет четырехсот оказывал сдерживающее влияние на народное собрание и прямо ограничивал власть ареопага. Гелиэя была судебным и законодательным органом одновременно, и с ее широким кругом участников учреждалась к большей выгоде демоса. Но оставался нетронутым ареопаг.

Реформы Солона казались верхом политической мудрости, триумфом политики компромисса. Вместе с тем именно реформы Солона убедительно доказывают недолговечность политики компромиссов.

3. Реформы Клисфена

Афины переживают острый политический кризис, завершившийся установлением тирании. Наконец через 90 лет после Солона, в 509 г. до н.э., демократы, объединившись вокруг своего вождя Клисфена, наносят решающий удар по остаткам родового строя, мешавшим функционированию государства как такового.

Реформа 509г. окончательно ликвидировала старые племена. Взамен родоплеменного деления граждан было введено их территориальное разделение.

Аттика делилась на 10 территориальных “племен” (фил). Каждая фила состояла из трех частей - тритий. Одна из трех должна была принадлежать к сельскохозяйственной равнине, где до того господствовала знать (здесь были её имения), другая - к приморскому району, форпосту демократически настроенной матросской массы, третью составлял один из кварталов столицы.

В новых филах граждане были перемешаны таким образом, что преобладание сосредоточилось в руках горожан - ремесленников, купцов, матросов. Землевладельческая “равнина” была оттеснена на второй план.

Совет четырехсот был ликвидирован. Вместо него стали выбирать совет пятисот - по 50 человек от каждой новой филы.

Общественное развитие привело к сосредоточению богатств в руках значительного числа неродовитых граждан, составивших имущий класс Афин. Политическая власть должна была отныне служить их целям. Родоплеменное деление препятствовало этому: в органах родового строя господствовала родовая аристократия. Территориальное разделение сокрушило это господство. Вместе с тем окончательно побеждает государство рабовладельцев - знатных и незнатных.

Клисфену же принадлежит изобретение остракизма. Так называлось изгнание из государства, применяемое в качестве политической меры, а не наказания. Остракизм применялся по тем соображениям, что тот или иной политический деятель своим авторитетом, своими связями может способствовать возникновению смут. Изгнание назначалось обыкновенно на 10 лет и не влекло за собой ни лишения прав, ни конфискации имущества. Решение об остракизме принадлежало только народному собранию.

4. Положение граждан в Афинах

Теперь на пути афинской демократии находился один ареопаг. Неписаная афинская конституция сохраняла за ним право отменять решения народного собрания и привлекать к ответственности должностных лиц. Во времена знаменитых греко-персидских войн (492-479 гг. до н.э.) ареопагу удалось увеличить свое значение. В 462 г. до н.э. афинская демократия, руководимая Эфиальтом, провела, наконец, закон о лишении ареопага всех политических функций.

К середине V в. до н.э. уходят в прошлое солоновские разряды. Замещение должностей стало доступно всем гражданам независимо от их имущественного положения. Производилось оно по жребию (за некоторым исключением).

По предложению стратега Перикла стали получать жалованье члены совета пятисот, присяжные заседатели, солдаты, матросы военного флота и все должностные лица вообще, за исключением самых высших - стратегов.

Таковы причины и формы возникновения государства в Афинах. Энгельс справедливо замечает: “Афины представляют собой самую чистую, наиболее классическую форму: здесь государство возникает непосредственно и преимущественно из классовых противоположностей, развивающихся внутри самого родового общества”.

Всей совокупностью прав и привилегий пользовались (по закону Перикла) только те лица (мужского пола), у кого отец и мать были природными и полноправными гражданами Афин.

Гражданство приобреталось с 18-литнего возраста. Затем в течение двух лет юноша проходил военную службу. С 20 лет ему разрешалось участвовать в народном собрании. Завершив двухлетнее обучение военному делу, гражданин оставался военнообязанным до 60-летнего возраста. В случае войны народное собрание устанавливало число военнообязанных, подлежащих призыву; в крайних случаях прибегали к всеобщему набору (панстратии). Члены каждого племени (филы) составляли отряд под командованием особого лица, избираемого самим народом.

Несмотря на все ограничения, метэк и вольноотпущенник были в глазах закона лицами. За ними признавалось человеческое достоинство. Иное дело раб. Раб был только вещью, её живым подобием. Его можно было продать и купить, отдать внаем. Он не мог иметь семью. Дети, прижитые им от связи с рабыней, были собственностью хозяина. Единственное, что закон запрещал хозяину, - убийству раба. Когда раб совершал преступление, заслуживавшее казни, суд и наказание становилось делом властей. За этим исключением, все другие виды наказаний были правом господина. Никакого имущества раб иметь не мог. Все, что он зарабатывал, было собственностью господина.

Основная масса рабов добывалась на войне, когда в неволю попадали не только солдаты враждебного войска, но и мирное население противника. Эта участь не раз постигала и самих афинян. Заклейменные знаком лошади, они были сотнями проданы в рабство после неудачной сицилийской экспедиции (во время Пелопоннесской войны). Множество рабов поставляли на рынок морские разбойники. При покупке с рабом или рабыней обращались как со скотом: раздевали, заставляли бегать, смотрели зубы и пр.

Особого внимания заслуживает положение женщины в Афинах. Ни политических, ни гражданских прав она не имела. Афиняне хвалились тем, что их жены выходят на улицу не иначе как по большим праздникам (то есть направляясь в храм) или что их жены так хорошо воспитаны, что стыдятся видеть любого постороннего, в том числе родственников. Жила жена в особой половине дома.

Брачный договор был делом отца невесты. После свадьбы законным представителем жены становился муж. Чтобы развестись с женой, ему достаточно было призвать свидетелей. Закон требовал от жены строгого целомудрия, но не препятствовал мужу иметь любовниц. Неверную жену разрешалось попросту выгнать из дому, а приданое присвоить. В своей последующей жизни эта женщина не могла ни украшаться, ни входить в храмы. В противном случае любой встречный мог разорвать на ней платье, снять украшения, побить.

Дети находились во власти отца уже по одному тому, что завещание находилось в его воле. Достаточно было непочтительного отношения к отцу, чтобы лишение сына наследства стало законным.

5. Органы государственной власти

Афины были небольшим государством. От столицы до крайней его точки было несколько десятков километров. Это был “полис” - город-государство. Граждане полиса представляли собой общину, основанную на совместном управлении общими делами.

Верховный орган Афин - народное собрание. Оно созывалось четыре раза в месяц. На собрание стекались все те граждане, которых интересовала (заранее объявленная) повестка дня. Главными участниками собраний были, конечно, жители самого города. Кворум (не менее шести тысяч человек) требовался только при решении особых вопросов, например, об остракизме. В обыкновенное время собиралось две-три тысячи человек и менее.

Народное собрание не только принимало законы, но и обсуждало вопросы продовольственного снабжения, обороны, слушало чрезвычайные заявления о государственных преступлениях, рассматривало просьбы частного характера и т.д. Но основным делом народного собрания было, конечно, законодательство. Считалось, что каждый гражданин Афин имеет право предложить проект нового закона и свободно участвовать в обсуждении законопроекта, выдвинутого другими. Инициатива эта существенно ограничивалась, однако, системой сдержек:

б) всякий законопроект должен был предварительно рассматриваться советом пятисот. Собрание выслушивало мнение совета.

в) окончательное решение принадлежало гелиэе, игравшей в таких случаях роль второй палаты. Обсуждение велось в форме обычного судебного процесса. Автор законопроекта выступал обвинителем старых законов. Их защитников назначало народное собрание. Решение принималось большинством присяжных с помощью тайного голосования.

Голосование в народном собрании было открытым, поэтому далеко не всякий мог голосовать так, как на самом деле хотел. Народные собрания не один раз принимали бурный характер, выходили из под влияния стратегов и совета пятисот, навязывали им свою волю.

Следующим по значению органом государственной власти была гелиэя - суд присяжных. Гелиэя решала вопрос о наделении правами гражданства; она наблюдала за законностью замещения должностей и имело право отвода; она утверждала международные договоры. Главным же её делом было участие в законодательстве, а также суд по политическим, религиозным и многим другим делам. В состав гелиэи входило 6 тысяч человек. Все они избирались жребием по 600 человек от каждой филы. Из общего числа гелиастов составлялось 10 судедных коллегий по 501 человеку каждая. Состав коллегии определялся жребием в самый день суда так, чтобы никто из гелиастов не мог заранее знать, когда его призовут к деятельности. Этим стремились избежать подкупа судей.

В компетенцию совета пятисот входили дела непосредственного управления, внешние сношения, финансы. Действовал совет не в полном составе, а через притании, секции. По числу фил притании было десять. Каждая из них правила одну десятую часть года.

Верные принципу сдержек, афиняне не решились вручить совету пятисот всю исполнительную власть. Её делили с ним две коллегии - стратегов и архонтов.

В отличие от всех других властей стратеги избирались открытым голосованием в народном собрании. Должность стратега не оплачивалась, и поэтому занимать её могли состоятельные лица. Специальной компетенцией стратегов считалось командование армией и флотом, но в действительности они ведали и многими другими делами, относящимися к внутренней и внешней политике. Стратеги считались равными друг другу, но фактическое руководство всегда поручалось одному из них - по выбору народного собрания. Таким лицом на протяжении 15 лет, из года в год переизбираемым, был знаменитый Перикл.

Три первых архонта ведали, каждый в своей области, жалобами по семейным делам, надзором за иностранцами, религиозными вопросами и пр. Архонты - фесмофеты (шесть человек) подготавливали для слушания дела в суде присяжных, производили жеребьевку судей, председательствовали в коллегиях. Фесмофеты должны были ежегодно докладывать народному собранию о противоречиях и проблемах в законах. Фесмофетам же подавались заявления о злоупотреблениях должностных лиц. Они имели право ставить вопрос о смещении последних. Таким образом, в руках одного и того же органа власти соединились вопросы культа, юстиции, “прокурорского надзора”.

Раз в месяц в Афинах созывалось особое народное собрание, считавшееся главным. На нем производилась проверка деятельности властей. Собрание после открытого обсуждения решало, была ли эта деятельность правильной.

Все должностные лица избирались сроком на год без права переизбрания (исключение - коллегия стратегов). Каждый, кто хотел быть избранным, должен был сам выставить свою кандидатуру.

6. Афинский морской союз

Возник после Греко-персидских войн, в которых Афинам выпало сыграть роль спасителя Греции. Воспользовавшись обстоятельствами, опираясь на свою военную мощь, Афины навязали многим другим полисам и островным республикам греческого мира военный и политический союз. Афины взяли на себя оборону объединившихся государств (около 200) с тем, что последние будут оплачивать военные расходы. Союзная казна была сосредоточена на острове Делос, и распоряжались ею по общему согласию.

Какого бы уважения ни заслуживала афинская демократия, не стоит забывать, что, в конечном счете, это была демократия для немногих и что держалась она на рабстве.

Заключение

В середине V в. до н.э. соперничество Афин и Спарты привело к войне, захватившей жизнь целого поколения (Пелопонесская война). В 404 г. Афины вынуждены были пойти на заключение унизительного мира, одним из условий которого было уничтожение демократического строя. Наступил период террористической диктатуры (тирания “тридцати”). Падение демократии в Афинах имело катастрофическое значение для всех других греческих полисов с демократической формой правления.

В конце концов, демократия была восстановлена в Афинах. Восстановлен был и Афинский морской союз (но уже на основе равенства). Тем не менее, Афины лишились былого величия, переживают глубокий экономический кризис.

В 338 г. до н.э. Афины, примкнув к антимакедонской коалиции, были разбиты (при Херонее) и волей-неволей вынуждены были признать гегемонию Македонии. В 86г. до н.э. Афины были взяты штурмом римскими легионами под командованием Суллы и, в конце концов, вместе с остальной Грецией вошли в состав римской провинции Ахайя.

При всём том Афины ещё долго сохраняют значение главного культурного центра для всей Римской империи.

Список литературы

1) Крашенникова Н.А. История государства и права зарубежных стран - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА. М, 1998.

2) История государства и права зарубежных стран: Учебное пособие / Сост.: О.А. Васильченко. - Комсомольск-на-Амуре: ГОУВПО “КнАГТУ”, 2007.

3) Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2000 (cd).

4) Интернет: http://www.historymill/com.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Реформы Тесея, законы Драконта. Реформы Солона: Земельная и политическая реформы. Политическая реформа. Суд присяжных - Гелиэю. Реформы Клисфена: Компетенция Совета 500. Исполнительно-распорядительная деятельность. Должностные лица Афинского государства.

    доклад , добавлен 04.12.2002

    Истоки древнегреческого государства. Развитие Древней Греции и возникновение полисов. Реформы Тесея и законы Драконта. Реформы Солона и Клисфена. Государственный строй Афин в V-IV вв. до н.э. Афинское право.

    реферат , добавлен 23.10.2002

    Изучение создания первых государств Греции: крито-микенская цивилизация, полисный и архаический этап. Отличительные черты греческого общества и правовых отношений в Гомеровский период. Реформы Солона, Клисфена по демократизации Афинского государства.

    реферат , добавлен 26.05.2010

    Изменения в политическом устройстве и социальном составе афинского полиса в 7-6 веках до н.э. Политические институты афинского государства во времена правления Перикла. Стадии законодательного процесса. Сильные и слабые стороны афинской демократии.

    реферат , добавлен 11.02.2010

    Государство и право Древних Афин до реформ Солона. Сущность понятия "синойкизм". Высшие органы власти в Афинах. Краткая биографическая справка из жизни Солона. Государство и право Древнего Рима до реформ Туллия. Социальное значение реформы Сервия Туллия.

    курсовая работа , добавлен 14.05.2011

    Доисторические ступени культуры. Союзы между родственными племенами. Возникновение Афинского государства. Род и государство в Риме. Род кельтов и германцев. Образование государства у германцев. Варварство и цивилизация. Отличительные черты государства.

    анализ книги , добавлен 25.10.2013

    Основные черты хозяйственной структуры государств- полисов. Возникновение государства в Афинах. Реформы Солона и Клисфена. Государственный аппарат Афин. Демократизация государства и права Афин. Значение роли народного собрания и суда при Солоне.

    реферат , добавлен 03.11.2008

    Государство - политическая структура, центральный институт власти, классификация его функций. Характеристика теорий происхождения государства. Механизмы, формы и способы осуществления государственной власти. Понятие и принципы правового государства.

    лекция , добавлен 28.01.2012

    Особенности политического развития Афин в V в. до н.э. Структура сложившейся в Афинах системы политической демократии, механизма ее функционирования, предназначения институтов. Реформы Тезея, Солона, Клисфена. Законодательный процесс Древних Афин.

    контрольная работа , добавлен 31.03.2016

    Демократические преобразования в Афинах в период правления Эфиальна и Перикла. Порядок формирования и функционирования основных органов власти и управления афинского государства. Роль вооруженных формирований в период расцвета афинской демократии.

Афинское государство – одна из крупнейших в Древней Греции – возникла в IX – VIII вв. до н. е. в результате объединения вокруг Афин общин области Аттика.

Природные условия и занятия населения Аттики:

– В западной части Аттики является равнина, где можно было заниматься земледелием.

– Остальные часть области была гористой, где ее жители разводили овец, коз, свиней. Для выращивания зерновых культур земля Аттики была малопригодной. Поэтому афиняне предпочитали выращиванию винограда и оливковых деревьев, а зерновые покупали или обменивали у соседей.

– Многочисленные бухты способствовали развитию мореплавания и торговли

– Значительные залежи мрамора, серебра, железа, гончарной глины обусловили развитие ремесел.

Общественный строй:

Аристократия – привилегированная группа, состоявшая из знати; имела исключительное право управлять государством
Демос (народ) – свободное население греческих городов, обладавшее гражданскими правами, но не участвовало в управлении.
Метеки – свободное население, не имевшее гражданских прав (чужеземцы, бывшие рабы)
Рабы не считались гражданами государства, не имели никаких прав.
Система управления полисом:

Высшая власть принадлежала ареопага – совете старейшин.
Государством управляли девять архонтов (голова, верховный жрец, командующий войсками, шесть судей).
Народное собрание, периодически созывались, не имели существенного влияния на жизнь полисов.
Граждане делились на десять фил (родов), которые были представлены в органах власти.
Реформы Солона:

Причины реформ:

Аристократы, пользуясь своим положением всевозможными способами забирали землю у крестьян, а их за долги превращали в рабов. Положение было угрожающим и могло взорваться народным восстанием.

В 594 г. до н. первым архонтом был избран Солона (594-560 гг. до н. э.) – человека знатного происхождения, но, пользовавшийся уважением и доверием у демоса за его честность и порядочность.

– Облегчено положение крестьян, отменены долговое рабство, отменен долги, уничтожено долговые камни (которые устанавливались на участке земли должника и на которых было написано количество долга и его назначения), освобождены от рабства попавших туда за долги.

– Часть крестьян вместе со свободой получила обратно свои земли. Запрещалось афинян брать в рабство за долги. В хозяйствах богачей разрешалось использовать труд только рабов чужаков.

– Все мужское население – уроженцы Аттики считались гражданами Афинского государства.

– Избирательные права граждан Афин, разделенных на четыре разряда, связанные с их доходами, а не происхождением. разряды:

Пентакосиомедимнами – (богатые афиняне) за свой счет должны приносить корабли во время войны.

Всадники свой счет служили в коннице.

Пентакосиомедимнами и всадники имели право избираться и быть избранными на любые должности.

Зевгиты свой счет служили в тяжелой пехоте. Избирались только на низшие должности.

– Высшим органом власти стали народное собрание – экклесия, в которым имели право принимать участие мужчины, достигшие 20 лет.

– Совет старейшин – ареопаг, избиравшийся из аристократов, стал разбирательствами тяжелые преступления и контролировать работу чиновников.

– Была создан совет 400-сот (буле), которая избиралась народным собранием, выполняла роль чиновников и готовила дела для обсуждения на народных собраниях.

– Введены суд присяжных (гелия). Присяжным мог стать гражданин, достигший 30 лет. В год избиралось 6000 присяжных.

Солон считается основателем афинской демократии.

ПОДІЛИТИСЯ:

Афинское государство2005 г. Похожие работы на тему "Афинское государство":
Другие работы:

В социальных отношениях классического афинского полиса главную роль играли не столько противоречия между рабами и рабовладельцами, которые носили скорее случайный характер, сколько антагонизм внутри гражданского коллектива. В Афинах граждане, метеки и рабы могли осуществлять одну и ту же работу, поэтому внешне их трудно было различить. Тем не менее главное отличие граждан от рабов и метеков в экономическом отношении заключалось в том, что только граждане в соответствии с их родом занятий жили отдельными кварталами. Не существовало кварталов, резервированных за рабами или метеками. Непременным условием экономической самостоятельности, а вместе с этим и социальной активности афинского гражданина в отличие от раба или метека было требование, чтобы он трудился на самого себя.

2. Экономика афинского государства

Экономическая жизнь полиса развивалась весьма бурно, особенно процветала торговля. Крупнейшим торговым полисом к V в. до н. э. стали Афины, они торговали с государствами Северной Африки, Западной Азии, с причерноморскими землями. Успешно развивались товарно-денежные отношения - весьма необычное явление для древности. Некоторые - историки даже считают возможным говорить о своеобразном "античном капитализме". Но, конечно, экономика Афин не была капиталистической, а лишь носила отдельные черты таковой, причем в самом зачаточном виде. При всей развитости торговли хозяйство было в своей основе натуральным, т. е. основная масса продуктов производилась для внутреннего потребления, а не для продажи на рынке.

Говоря об эффективности афинского государства важно указать на некоторые неэкономические причины, способствовавшие этому. Среди этих причин необходимо назвать закон против лености, принятый во времена Солона. Этот закон требовал, чтобы граждане учили своих сыновей тому ремеслу и мастерству, которым сами владели. Вместе с тем этот закон был направлен против тех, которые не желали трудиться и привыкли жить за счет государственного вспомоществования и литургий, выполняемых богатыми афинянами, как гражданами, так и метеками. Другой закон запрещал упрекать и презирать кого-либо из граждан за бедность или за то, что он занимается ремеслом или торговлей. Афинские граждане, потерявшие землю и ставшие ремесленниками, торговцами или держателями кораблей, не лишались гражданских прав.

Другими причинами, способствовавшими росту эффективности афинского полиса в V в. до н.э., были осуществление морской программы Фемистокла, предусматривавшей строительство афинского флота и морской гавани в Пирее, а также строительная деятельность и панэллинская политика Перикла, сделавшие Афины открытыми для всего греческого мира и превратившие их в развитый с экономической точки зрения город и крупнейший торговлей центр всего Восточного Средиземноморья.

3. Политическая система афинского государства

Характеризуя особенности политических отношений в Афинах в классический период, важно отметить такой главный фактор как признание авторитета афинского народа, нашедшее свое выражение в укреплении роли народного собрания афинских граждан особенно после реформ Эфиальта и Перикла. В этом проявлялась сущность афинской демократии. Основными ее ценностями были isonomia, т.е. равенство граждан перед законом; isegoria - свобода слова для граждан и koininia, т.е. политическое сообщество. Понятие isonomia включало два важных положения: первое заключалось в том, что все граждане имели равные права, включая и политические, в соответствии с законом; второе - в том, что все граждане в равной степени подчинялись закону. Политическое равенство прежде всего предусматривало членство в народном собрании. В свою очередь ekklesia контролировала должностных лиц, осуществлявших внутреннюю и внешнюю политику афинского полиса. Возможно даже большую важность, чем политическое равенство, имело равенство всех граждан перед законом, особенно перед судами (didaskalia), в которых со времени Эфиальта и Перикла ежедневно представители низших классов участвовали в качестве судей. Благодаря контролирующим функциям судов афинский демос получал механизм контроля за внутренней и внешней политикой .

Фукидид в речи Перикла подчеркивал, что афиняне не считали, что открытое обсуждение вопросов может повредить ходу государственных дел. Напротив они считали неправильным принимать нужное решение без предварительной подготовки при помощи выступлений с речами за и против.

Афинская идея koinonia акцентировала внимание на гордости афинских граждан за свои демократические институты. Дело в том, что до IV в. до н.э. только Афины имели широкую и последовательную практику реализации политических прав в соответствии с принципами исономии и исегории. Лишь в IV в. такая форма реализации гражданских политических прав появилась на Родосе. По этой причине афиняне считали себя качественно выше, чем другие народы в том, что касается реализации вопросов практической политики. Второй аспект гордости афинян вытекал из их претензий на превосходство. Успехи, достигнутые при Кимоне и Перикле, вселили в афинян не только гордость, но и самоуверенность. И с этих позиций они стали оправдывать свои претензии на господство над другими полисами и народами. Эпиграфические источники свидетельствуют о том, что с середины V в. Афины интенсивно стали эксплуатировать своих союзников, применяя к ним репрессивные меры. Для этого афиняне прежде всего использовали судебную систему, заставив союзников по наиболее важным вопросам решать свои судебные дела в Афинах. Афиняне осуществляли конфискацию земель у союзников и распределяли ее по жребию между афинскими клерухами. Нарушая суверенитет союзных городов, афиняне навязывали им демократическое устройство. Для укрепления своего господства над союзниками, афиняне использовали также финансовую политику. В 447 г. они ужесточили сбор налогов и обязали союзников пользоваться только афинской монетой. Вследствие такой политики Афинский морской союз, выросший из Делосской симмахии, к 446 г. трансформировался в афинскую империю. Сами афиняне устами Перикла признавали, что их власть по отношению к союзникам приобрела характер тирании. Однако признав это, Перикл и афиняне считали, что отказ от такой власти был бы чреват большими опасностями. Ведь сущность империи в том и заключается, что если она не расширяется и не укрепляется, то она разрушается и гибнет.

Основы развития по демократическому пути были заложены реформами Солона и Клисфепа.

Все вопросы внутренней и внешней политики решались в народном собрании, в котором могли участвовать все афинские граждане, независимо от имущественного положения, достигшие 20 лет (С 18 до 20 лот юноша нес военную службу, только после ее окончания он получал полные гражданские права и мог участповать в политической жизни). Собрание созывалось не менее 40 раз в течение года. Повестка дня была заранее известна. Регулярно слушались отчеты должностных лиц, обсуждались ассигнования на военные нужды, строительство флота и общественных сооружений, продовольственное снабжение, вопросы, касавшиеся Союзников и отношений с другими государствами .

Основной функцией экклесии было издание законов и декретов (псефисмы) — решений по частным вопросам на основе уже существующих законов. Законопроекты тщательно обсуждались. Текст нового закона, а также законов, которые отменялись им, выставлялся для всеобщего ознакомления. Затем после выступления автора законопроекта в его защиту народное собрание назначало комиссию из числа народных судей для изучения вопроса о целесообразности принятия нового закона. Обсуждение законопроекта происходило как бы в форме судебного процесса. Окончательное решение выносило народное собрание. Но и после принятия нового закона автор его в течение года мог быть привлечен к ответственности по обвинению в том, что предложил закон, противоречащий демократической конституции и существующим законам.

В народном собрании происходили выборы должностных лиц, связанных с государственными финансами, и военных. Их выбирали открытым голосованием.

Остальные должности замещались по жребию.

Существовала свобода слова, и ораторам разрешалось подвергать критике любые мероприятия в области внутренней и внешней политики. Право выступить имел каждый гражданин, присутствовавший на собрании.

В промежутках между народными собраниями вопросами управления ведал совет пятисот, пополнявшийся ежегодно по жребию из граждан, достигших тридцатилетнего возраста. В функции совета кроме руководства текущими делами (включая финансы, пополнение и содержание флота, государственное строительство, контроль над деятельностью должностных лиц, распоряжение государственным имуществом, отношения с союзниками, дипломатия) входила подготовка вопросов, подлежавших рассмотрению в народном собрании.

Большую роль в политической жизни Афин играл суд присяжных — гелиея. В суде могли участвовать (и притом неограниченное число раз) все афинские граждане, достигшие тридцатилетнего возраста, независимо от имущественного ценза. Ежегодно жребием из желающих отбиралось 5000 судей и 1000 запасных. В дни судебных заседаний (их было не менее 300 в год) опять жребием судьи распределялись по судебным помещениям. Они заранее не знали, какие дела будут рассматривать, что исключало возможность подкупа и злоупотреблений. Но вследствие такой практики судьи должны были принимать решения только на основании приводимых сторонами в суде доводов. Адвокаты не допускались, каждый должен был обвинять или защищаться сам.

Компетенция суда была чрезвычайно обширной. Разбирались частные тяжбы афинских граждан и метеков (постоянно живших в Афинах переселенцев из других областей), многие дела жителей союзных государств, процессы политического характера, дела, связанные с незаконным проникновением в списки граждан, и др. При огромном множестве подлежавших рассмотрению дел существовала определенная очередность.

По мере роста могущества Афин, превращения Дслосского союза в Афинскую морскую державу и бурного развития афинской экономики, естественно, увеличивался и аппарат управления. Множество ежегодно сменяемых должностных лиц ведало различными областями экономической, финансовой и хозяйственной жизни государства. Выборные должностные лица были и в подразделениях Афинского государства — филах, демах, фратриях. Любой афинский гражданин, хотел он того или нет, втягивался в общественно-политическую жизнь страны.

Афинские граждане имели не только права, но и обязанности перед государством. Кроме военной службы сюда относились так называемые литургии — повинности более обеспеченных афинян за свой счет готовить театральные представления (хорегия), оснащать и набирать экипажи военных судов (триерархия), обеспечивать организацию гимнастических состязаний, всенародных угощений (по филам и демам) и др. Уклонение от политической и общественной деятельности осуждалось, частная жизнь, хотя и не подвергалась столь жестокой регламентации, как в Спарте, все же должна была подчиняться укоренившимся консервативным устоям. Полагалось приносить установленные жертвы божествам, участвовать в культах фил, демов, фратрий и государства. Образ жизни, отклонявшийся от обычных рамок, вызывал подозрительное отношение, а в некоторых случаях, как было, например, с Сократом, использовался как повод для обвинений в антидемократизме. Чрезвычайно активная деятельность судов при многочисленном и не всегда достаточно компетентном составе их участников создавала благоприятную почву для появления и распространения профессиональных доносчиков — сикофантов, шантажировавших и вымогавших деньги под угрозой возбуждения судебного дела

Афинская политическая система, самая передовая для Греции того периода, была демократией для меньшинства населения. Из нее были исключены не только рабы, не имевшие ни политических, ни элементарных человеческих прав, но и метеки. Последние по получали политических и гражданских прав, даже если жили в Афинах в течение нескольких поколений. Афинское государство было заинтересовано в увеличении числа метеков, и в некоторые периоды принимались специальные меры для их привлечения. Метеков приписывали к афинским демам, законы защищали их интересы в большей мере, чем обычных чужеземцев — ксенов(Делами метеков ведал архонт-полемарх.).

Однако метеки были отгорожены от гражданского коллектива. Они не только исключались из всякого участия в политической жизни Афин, но и не имели права владеть недвижимым имуществом—землей(Земледелием метеки могли заниматься только в качестве арендаторов частновладельческой земли.) и домами. Занимаясь преимущественно ремеслом, торговлей, работой по найму, метеки вынуждены были жить в наемных помещениях.

В то время как граждане Афин в период мира не платили прямых налогов, для метеков существовал специальный подушный налог — метойкион.

Метеки наряду с гражданами несли военную службу, более состоятельные из них привлекались к некоторым литургиям.

В политической жизни Афин не участвовали и женщины. Афинянки вели даже более замкнутый образ жизни, чем спартанки, получали весьма скудное образование, готовившее их только к роли матери и домашней хозяйки. Жизнь женщины ограничивалась ее домом и двориком, за пределы которых она выходила лишь в особых случаях (похороны или роды у кого-либо из близких, праздничная религиозная процессия), и то при обязательном сопровождении. Необходимые для хозяйства закупки делали муж и рабы. Когда к мужу приходили гости, жена удалялась на свою половину, участие в приемах и собеседованиях мужчин считалось признаком дурного поведения, несовместимым с положением порядочной женщины. Жизнь, разумеется, вносила свои коррективы в эти застоявшиеся консервативные устои, но процесс ломки был болезненным .

Что касается полноправных граждан, то политический строй Афин обеспечивал им полноту политических прав и свобод. Применение жребия при замещении, должностей предполагало, что любой гражданин может быть привлечен к управлению государством. Ежегодно сменяемые должностные лица регулярно отчитывались перед народным собранием и в случае признания отчета неудовлетворительным могли быть отозваны досрочно. Даже высшие должностные лица должны были руководствоваться волей народного собрания. При всем том принцип прямого народоправства не мог быть реально осуществлен. Народное собрание происходило достаточно часто, чтобы на нем ставились вес важнейшие вопросы текущей политики. Но участвовали в собрании далеко не все граждане Афин. Жителям отдаленных от города районов приходилось затрачивать много времени на дорогу туда и обратно и отрываться от своих хозяйств. Да и горожане нередко по тем или иным причинам пропускали собрания. Характерно, что кворум, требовавшийся для решения некоторых особо важных вопросов, составлял 6000 человек, что примерно равняется 1/4 или даже 1/5 общего числа граждан.

Заключение

Можно выделить четыре главные черты афинского государства: полный отказ от порабощения местного населения, участие всех граждан в политической и правовой жизни полиса; отсутствие промежуточных категорий между гражданами и негражданами и относительно высокий уровень развития в Афинах судебно-правовой системы.

Афины представляли собой рабовладельческое город-государство. Интенсивный рост производительных сил афинского общества, связанный с развитием ремесла и морской торговли, привёл к сравнительно раннему разложению общины. В Афинах в результате борьбы, развернувшейся между широкими слоями населения (демос) и родовой аристократией (эвпатриды), складывается рабовладельческое государство, получившее довольно сложную социальную структуру.

Свободное население Афин распадалось на класс крупных рабовладельцев-землевладельцев и класс свободных производителей. К первому из них следует отнести, помимо эвпатридов, представителей новой торгово-денежной знати, ко второму — широкие слои демоса, т. е. крестьян и ремесленников. Существовало и другое деление свободной части афинского населения: на пользовавшихся политическими правами и неполноправных — на граждан и метэков (чужестранцы, жившие на территория Афин). Ниже всех на социальной лестнице стояли абсолютно лишённые гражданских прав и личной свободы рабы.

В Афинах в результате преобразований, проведённых в VI в. Солоном и Клисфеном, установился строй рабовладельческой демократии. Политическое господство родовой знати было сломлено. Вместо прежних родовых фил появились территориальные, подразделявшиеся на демы. Всё более росла роль афинского народного собрания. Основные государственные должности были выборными. Выборный «совет пятисот» (булэ) постепенно оттеснил на задний план оплот родовой знати - ареопаг, хотя последний в начале V в. ещё представлял собой определённую политическую силу. Был создан такой демократический орган, как суд присяжных, состав которого пополнялся путём жеребьёвки из числа всех полноправных граждан.

Экономический и политический строй греческих государств определял и характер их военной организации. Афины, как торговое и морское государство, развивали преимущественно кораблестроение. К началу V в. афинский флот, в особенности военный, был ещё невелик. Однако всё экономическое развитие Афинского государства, а затем нависшая над ним военная угроза толкали афинян на путь усиленного строительства флота. Так как служба во флоте была в основном уделом беднейших граждан, то рост афинского флота был тесно связан с дальнейшей демократизацией политического устройства, а низший командный состав и гребцы флота были опорой рабовладельческой демократии. В скором времени вопрос о значении флота для Афинского государства встал во весь рост. Это произошло в связи с нападением персов на Грецию.

Список литературы

    Андреев В.Н. Аграрные отношения в Аттике в V-IV вв. до н.э. // Античная Греция т. II - Становление и развитие полиса / Под ред. Е.С. Голубцовой и др. М., 1983, с. 298 сл.;

    Глускина Л.М. Аренда земли в Аттике в IV в. // ВДИ. 1968. № 2. С. 42-58;

    Доватур А.И. Рабство в Аттике в VI-V вв. до н.э. Л., 1980;

    Фролов Э.Д. Факел Прометея. Л., 1991. С. 119 сл.;

    Строгецкий В.М. Полис и империя в классической Греции. Н. Новгород, 1991.

    Фролов Э.Д. Греция в эпоху поздней классики (Общество. Личность. Власть), СПб.: Издательский Центр "Гуманитарная Академия", 2001. 602 с. (Серия "Studia classica").

Фролов Э.Д. Греция в эпоху поздней классики (Общество. Личность. Власть), СПб.: Издательский Центр "Гуманитарная Академия", 2001. 602 с. (Серия "Studia classica")

Фролов Э.Д. Греция в эпоху поздней классики (Общество. Личность. Власть), СПб.: Издательский Центр "Гуманитарная Академия", 2001. 602 с. (Серия "Studia classica")