Социальная роль проявляется в двух видах. Какие существуют виды социальных ролей. Значение социальной роли в жизни человека

Социальная роль - образец поведения человека, который общество признает целесообразным для обладателя данного статуса.

Социальная роль - это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус. Человек должен выполнять те или иные материальные ценности в социальной системе.

Это модель поведения человека , объективно заданная социальной позицией личности в системе социальных, общественных и личных отношений. Другими словами, социальная роль - «поведение, которое ожидается от человека, занимающего определённый статус» . Современное общество требует от индивида постоянной смены модели поведения для выполнения конкретных ролей. В связи с этим такие неомарксисты и неофрейдисты, как Т. Адорно , К. Хорни и другие в своих работах сделали парадоксальный вывод: «нормальная» личность современного общества - это невротик . Более того, в современном обществе широкое распространение получили ролевые конфликты , возникающие в ситуациях, когда от индивида требуется одновременное выполнение нескольких ролей с противоречивыми требованиями.

Ирвинг Гофман в своих исследованиях ритуалов взаимодействия, принимая и развивая базовую театральную метафору, обращал внимание не столько на ролевые предписания и пассивное следование им, сколько на сами процессы активного конструирования и поддержания «внешнего вида» в ходе коммуникации, на зоны неопределённости и двусмысленности во взаимодействии, ошибки в поведении партнёров.

Понятие «социальная роль » было предложено независимо друг от друга американскими социологами Р. Линтоном и Дж. Мидом в 1930-х годах, причём первый трактовал понятие «социальная роль» как единицу общественной структуры, описываемой в виде заданной человеку системы норм, второй - в плане непосредственного взаимодействия людей, «ролевой игры», в ходе которой, благодаря тому, что человек представляет себя в роли другого, происходит усвоение социальных норм и формируется социальное в личности. Линтоновское определение социальной роли как «динамического аспекта статуса» закрепилось в структурном функционализме и разрабатывалось Т. Парсонсом, А. Радклифф-Брауном, Р. Мертоном. Идеи Мида получили развитие в интеракционистской социологии и психологии. При всех различиях оба этих подхода объединяет представление о социальной роли как об узловой точке, в которой смыкаются индивид и общество, индивидуальное поведение превращается в социальное, а индивидуальные свойства и наклонности людей сопоставляются с бытующими в обществе нормативными установками, в зависимости от чего происходит отбор людей на те или иные социальные роли. Разумеется, в действительности ролевые ожидания никогда не бывают однозначными. Кроме того, человек часто попадает в ситуацию ролевого конфликта, когда его разные социальные роли оказываются плохо совместимыми.

Виды социальных ролей в обществе

Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.

  • Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук… Мужчина и женщина - это тоже социальные роли, предполагающие специфические способы поведения, закреплённые общественными нормами, обычаями.
  • Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.).

В жизни, в межличностных отношениях, каждый человек выступает в какой-то доминирующей социальной роли, своеобразном социальном амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе, привычном для окружающих. Изменить привычный образ крайне тяжело как для самого человека, так и для восприятия окружающих его людей. Чем более длительный период времени существует группа, тем привычнее становятся для окружающих доминирующие социальные роли каждого участника группы и тем сложнее изменить привычный для окружающих стереотип поведения.

Характеристики социальных ролей

Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Толкоттом Парсонсом . Он предложил следующие четыре характеристики любой роли:

  • По масштабу . Часть ролей может быть строго ограничена, в то время как другая - размыта.
  • По способу получения . Роли делятся на предписанные и завоеванные (еще их называют достигаемыми).
  • По степени формализации . Деятельность может протекать как в строго установленных рамках, так и произвольно.
  • По видам мотивации . В качестве мотивации могут выступать личная прибыль, общественное благо и т. д.

Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений. Чем больше диапазон, тем больше масштаб. Так, например, социальные роли супругов имеют очень большой масштаб, поскольку между мужем и женой устанавливается широчайший диапазон отношений. С одной стороны, это отношения межличностные, базирующиеся на многообразии чувств и эмоций; с другой - отношения регулируются нормативными актами и в определённом смысле являются формальными. Участники данного социального взаимодействия интересуются самыми разными сторонами жизни друг друга, их отношения практически не ограничены. В других случаях, когда отношения строго определяются социальными ролями (например, отношения продавца и покупателя), взаимодействие может осуществляться только по конкретному поводу (в данном случае - покупки). Здесь масштаб роли сводится к узкому кругу специфических вопросов и является небольшим.

Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяются возрастом и полом человека и не требуют особых усилий для их приобретения. Здесь может быть только проблема соответствия своей роли, которая уже существует как данность. Другие роли достигаются или даже завоевываются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных специальных усилий. Например, роль студента, научного сотрудника, профессора и т. д. Это практически все роли, связанные с профессией и любыми достижениями человека.

Формализация как описательная характеристика социальной роли определяется спецификой межличностных отношений носителя данной роли. Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жёсткой регламентацией правил поведения; другие, напротив, - только неформальных; третьи могут сочетать в себе как формальные, так и неформальные отношения. Очевидно, что отношения представителя ГИБДД с нарушителем правил дорожного движения должны определяться формальными правилами, а отношения между близкими людьми - чувствами. Формальные отношения часто сопровождаются неформальными, в которых проявляется эмоциональность, ведь человек, воспринимая и оценивая другого, проявляет к нему симпатию либо антипатию. Это происходит, когда люди взаимодействуют некоторое время и отношения становятся относительно устойчивыми.

Некоторые люди путают это понятие со статусом. Но данные термины означают совершенно разные проявления. Понятие роли ввел психолог Т. Парсонс. Использовали его в своих работах К. Хорни и И. Гофман. Они раскрыли характеристики понятия более подробно и провели интересные исследования.

Социальная роль - что это?

Согласно определению, социальная роль - это поведение, которое общество сочло приемлемым для людей, находящихся в том или ином статусе. Социальные роли человека меняются, в зависимости от того, кем он является в данный момент. Сыну или дочери общество предписывает вести себя одним образом, нежели, допустим, работнику, матери или женщине.

Что входит в понятие социальная роль:

  1. Поведенческие реакции человека, его речь, действия, поступки.
  2. Внешний вид индивида. Он тоже должен соответствовать нормам общества. Мужчина, одетый в платье или юбку в ряде стран будет восприниматься негативно, ровно, как и начальник офиса, приходящий на работу в грязной робе.
  3. Мотивация индивида. Окружение одобряет и негативно реагирует не только на поведение человека, но и на его внутренние устремления. Мотивы оцениваются исходя из ожиданий других людей, которые выстраиваются на общепринятом понимании. Невеста, выходящая замуж из-за материальных выгод, в определенных обществах будет восприниматься негативно, от нее ждут любви и искренних чувств, а не меркантильности.

Значение социальной роли в жизни человека

Изменение поведенческих реакций может дорого обойтись индивиду. Наши социальные роли определяются ожиданиями других людей, не оправдывая их, мы рискуем остаться изгоями. Человек, решившийся нарушить эти своеобразные правила, вряд ли выстроит отношения с остальными членами общества. Его будут осуждать, пытаться изменить. В ряде случаев такой индивид воспринимается как психически ненормальный, хотя врач такого диагноза не ставил.


Признаки социальной роли

Данное понятие связывается еще и с профессией и видом деятельности человека. Это тоже влияет на то, в чем проявляется социальная роль. От студента ВУЗа и от школьника мы ждем разного внешнего вида, речи и поступков. Женщина, в нашем понимании, не должна делать того, что входит в понятие нормального поведения мужчины. А врач не имеет права поступать в рабочей обстановке так же, как будет действовать продавец или инженер. Социальная роль в профессии проявляется во внешнем виде, употреблении терминов. Нарушая данные правила можно прослыть плохим специалистом.

Как связаны социальный статус и социальная роль?

Эти понятия обозначают совершенно разные вещи. Но при этом, социальные статусы и роли связаны очень тесно. Первое дает человеку права и обязанности, второе, поясняет, какого поведения ждет от него общество. Мужчина, ставший отцом, должен содержать своего ребенка, и предполагается, что он станет уделять время на общение с отпрыском. Ожидания окружения в этом случае могут быть очень точными или размытыми. Это зависит от культуры страны, где проживает и воспитывается человек.

Виды социальных ролей

Психологи подразделяют понятие на 2 основные категории – межличностные и связанные со статусом. Первые связаны с эмоциональными отношениями – лидер, любимчик в коллективе, душа компании. Социальные роли личности, зависимые от официального положения, больше определяются профессией, видом деятельности и семьей – муж, ребенок, продавец. Эта категория обезличена, поведенческие реакции в них определены четче, чем в первой группе.

Каждая социальная роль отличается:

  1. По степени ее формализации и масштабу. Есть те, где поведение прописано очень четко и те, где ожидаемые поступки и реакции окружением описываются размыто.
  2. По способу получения. Достигаемые часто связаны с профессией, присвоенные с семейным положением, физиологическим характеристиками. Пример первой подгруппы – юрист, лидер, а второй – женщина, дочь, мать.

Индивидуальная роль

У каждого человека есть одновременно несколько функций. Выполняя каждую из них, он вынужден вести себя определенным образом. Индивидуальная социальная роль личности связана с интересами и мотивами человека. Каждый из нас воспринимает себя несколько отличительно от того, как нас видят другие люди,поэтому собственная оценка поведения и восприятие его другими людьми может сильно расходиться. Допустим, подросток может считать себя вполне зрелым, имеющим право принимать ряд решений, но для родителей он все еще будет ребенком.


Межличностные роли человека

Эта категория связана с эмоциональной сферой. Такая социальная роль человека присваивается ему зачастую определенной группой людей. Индивид может считаться весельчаком, любимчиком, лидером, неудачником. Исходя из восприятия личности группой, окружение ожидает от человека некого стандартного реагирования. Если предполагается, что подросток является не только сыном и учеником, но еще и балагуром и хулиганом, его поступки будут оцениваться через призму этих неофициальных статусов.

Социальные роли в семье тоже бывают межличностными. Нередки ситуации, когда один из детей имеет статус любимчика. В этом случае конфликты между детьми и родителями становятся явно выраженными и возникают чаще. Психологи советуют избегать присвоения межличностных статусов внутри семьи, ведь в этой ситуации ее члены вынуждены перестраивать поведенческие реакции, что приводит к изменению личности, причем не всегда в лучшую сторону.

Новые социальные роли молодежи

Они появились в связи с изменением общественного уклада. Развитие интернет-общения привело к тому, что социальные роли молодежи изменились, стали более вариативными. Развитие тоже способствовало этому. Современные подростки все больше ориентируются не на официальные статусы, а на те, что приняты в их обществе – панк, вейпер. Присвоение такого восприятия может быть групповым и индивидуальным.

Современные психологи утверждают, что поведение, считающееся нормальным для окружения, присуще не здоровой личности, а невротику. С этим фактом они связывают все больше увеличивающееся количество людей, которые не и вынуждены обращаться к специалистам за получением помощи.

Функции социальной роли

В социологии функции указывают на то, какие последствия (для общества, отдельных его членов) имеют действия, совершенные тем или иным человеком.

Поведение личности, приоритеты и установки, выбор и эмоции определяются рядом факторов:

  • положением в обществе;
  • условиями среды;
  • видом осуществляемой деятельности;
  • внутренними качествами личности, духовным миром.

Вследствие того, что для удовлетворения своих индивидуальных потребностей люди нуждаются друг в друге, между ними устанавливаются определенные взаимосвязи и взаимодействия. При этом каждый человек исполняет свою социальную роль.

В течение жизни индивид осваивает множество социальных ролей, которые часто вынужден играть одновременно. Это позволяет сделать сосуществование разных людей в одном обществе максимально комфортным и возможным.

Социальная роль выполняет ряд важных функций:

  1. Задает определенные правила игры: обязанности и нормы, права, сюжеты взаимодействия между ролями (начальник-подчиненный, начальник-клиент, начальник-налоговый инспектор и т.д.). Социальная адаптация подразумевает освоение и изучение правил игры – законов данного общества.
  2. Позволяет реализовать различные стороны своей личности. Разные роли (друга, родителя, начальника, общественного деятеля и т.д.) дают возможность человеку проявить различные качества. Чем больше ролей индивид освоит, тем более многогранной и богатой станет его личность, тем лучше он будет понимать других.
  3. Дает возможность проявить и развить потенциально заложенные в человеке качества: мягкость, жесткость, милосердие и т.д. Только в процессе исполнения социальной роли человек может обнаружить свои возможности.
  4. Позволяет исследовать ресурсы личных возможностей каждого человека. Учит использовать наилучшее сочетание качеств для адекватного поведения в той или иной ситуации.

Взаимосвязь социальной роли и социального статуса

Социальный статус оказывает влияние на поведение личности. Зная социальный статус человека, можно предсказать, какие качества ему характерны, какие действия можно от него ожидать. Ожидаемое поведение индивида, связанное с его статусом, называют социальной ролью.

Определение 2

Социальная роль представляет собой образец поведения, который признан наиболее целесообразным для индивида данного статуса в обществе. Роль указывает, как именно нужно действовать в той или иной ситуации.

Любой индивид – отражение совокупности общественных отношений своего исторического периода.

Социальная роль и социальный статус в общении выполняют функции:

  • регулятивная функция - помогает быстро подобрать необходимый сценарий взаимодействия, не затрачивая при этом больших ресурсов;
  • адаптационная функция – позволяет быстро найти подходящую модель поведения при смене социального статуса;
  • познавательная функция – возможность узнать свой личный потенциал, осуществлять процессы самопознания;
  • функция самореализации – проявление лучших качеств человека, достижение желаемых целей.

Процесс обучения социальным ролям позволяет усваивать нормы культуры. Для каждого статуса данной роли характерны свои нормы и законы, обычаи. Принятие большей части норм зависит от статуса личности. Некоторые нормы принимают все члены общества. Те нормы и правила, которые допустимы для одного статуса, могут быть неприемлемы для другого. Социализация обучает ролевому поведению, позволяет индивиду стать частью общества.

Замечание 1

Из множества социальных ролей и статусов, предложенных индивиду обществом, он может выбрать те, которые наиболее полно помогут применить свои способности и реализовать планы. На принятие определенной социальной роли большое влияние оказывают биологические и личностные особенности, социальные условия. Любая социальная роль только намечает схему поведения человека, выбор путей исполнения роли индивид выбирает сам.

В социологии понятие социальной роли фигурирует с конца 19 века, хотя официально этот термин появился только в конце 20 столетия в рамках теории Р. Линтона.

Данная наука рассматривает общество или другую организованную группу в виде совокупности индивидов с определенным статусом и моделью поведения. Что же подразумевают под понятиями социальные статусы и роли, а также какое значение они имеют для человека, мы расскажем далее и приведем примеры.

Определение

Для социологии термин «социальная роль» означает модель ожидаемого от человека поведения, которое соответствовало бы установленным обществом правам и нормативным обязанностям. То есть это понятие рассматривает связь между функцией личности и ее позицией в социуме либо межличностных отношениях.

Также можно сказать, что социальная роль – это определенный алгоритм действий, предписываемых человеку обществом, которому он должен следовать, чтобы осуществлять в социуме полезную деятельность. Модель поведения или предписанный алгоритм действий человек при этом примеряет на себя либо добровольно, либо принудительно.

Впервые такое определение появилось в 1936 году, когда Ральф Линтон предложил свою концепцию того, как происходит взаимодействие индивида с социумом в условиях ограниченного алгоритма действий, продиктованных конкретным сообществом. Так появилась теория социальных ролей. Она позволяет понять, каким образом человек может себя идентифицировать в определенных социальных рамках и как такие условия могут повлиять на становление его как личности.

Обычно данное понятие рассматривается как один из динамических аспектов статуса индивида. Выступая в роли члена общества или группы и принимая на себя ответственность за выполнение определенных функций, человек должен следовать правилам, установленным этой самой группой. Этого от него ждут остальные участники сообщества.

Если рассматривать понятие социальной роли на примере организации, то можно понять, что управляющий предприятием, обучающий персонал, и получающие знания лица – это действующее организованное сообщество, нормы и правила в котором прописаны для каждого участника. В учебном заведении директор отдает приказы, которым должны подчиняться учителя.

В свою очередь педагоги имеют право требовать от учеников выполнения правил, предписанных для их социального статуса нормативами организации (делать уроки, проявлять уважение к преподавателям, соблюдать тишину во время уроков и т.д.) В то же время для социальной роли ученика допустима определенная свобода, связанная с проявлением его личностных качеств.

Для каждого участника ролевых отношений известны предписанные нормативные требования и индивидуальные оттенки полученного им статуса. Поэтому модель поведения человека в конкретном социальном круге является ожидаемой для остальных членов этой группы. Это значит, что другие участники сообщества в значительной степени могут предсказывать характер действий каждого из его членов.

Классификация и разновидности

В рамках своего научного направления данное понятие имеет свою классификацию. Так, социальные роли делятся на виды:

1. Социальные или конвенциональные роли, обусловленные профессиональной деятельностью или стандартизированной системой взаимоотношений (воспитатель, педагог, ученик, продавец). Они выстраиваются на основании предписанных сообществом правил, норм и обязанностей. При этом не учитывается, кто именно является исполнителем той или иной роли.

В свою очередь этот вид делится на основные социально-демографические модели поведения, где бывают такие социальные роли в семье, как супруг и супруга, дочка, сын, внучка, внук и т.д. Если взять за основу биологическую составляющую, то можно выделить также такие социальные роли личности, как женщина/мужчина.

2. Межличностные – роли, обусловленные взаимоотношениями людей в ограниченных условиях и индивидуальными особенностями каждого из них. К ним можно отнести любые отношения между людьми, в том числе и конфликтные, возникающие на почве эмоциональных проявлений. В этом случае градация может выглядеть следующим образом: кумир, лидер, игнорируемый, привилегированный, обиженный и т.д.

Наиболее наглядные примеры здесь: подбор актера для исполнения конкретной роли с учетом его внешних данных, способностей, специфических социально-типических проявлений. Каждый актер склоняется к определенному амплуа (трагик, герой, комик и т.п.). Личность примеряет на себя наиболее типичную модель поведения или своеобразное амплуа, которое позволяет окружающим в той или иной степени предполагать дальнейшие действия человека.

Эти виды социальных ролей существуют в каждом организованном сообществе, причем наблюдается четкая связь между продолжительностью существования группы и вероятностью типичных для нее проявлений в поведении участников. Стоит заметить, что от сложившегося годами стереотипа, привычного для человека и социума, крайне трудно бывает избавиться с течением времени.

Рассматривая данную тему, нельзя обойти стороной классификацию по характеристикам каждой конкретной роли. Их смог выделить известный социолог из Америки Т. Парсонс, чтобы получить наиболее полное представление о термине «социальная роль личности». Для каждой модели он предложил сразу четыре отличительных свойства.

1. Масштабность. Эта характеристика зависит от широты межличностных отношений, наблюдаемых между участниками конкретной группы. Чем теснее общение между людьми, тем больше в таких отношениях значимости. Здесь можно привести наглядный пример отношений мужа и жены.

2. Способ получения. Ссылаясь на этот критерий, можно выделить роли, достигаемые человеком и приписанные ему обществом. Можно говорить о поведенческих шаблонах, свойственных различным возрастным категориям или представителям определенного пола.

Гендерные представления человека относительно его роли закрепляет школа. Биологические особенности индивидуума и сложившиеся в обществе гендерные стереотипы предопределяют дальнейшее формирование под влиянием окружающей среды.

Уместным будет отметить, что в настоящее время модель поведения не так привязана к характерным проявлениям конкретного пола, нежели ранее. Таким образом, социальная роль женщины теперь включает не только обязанности матери и домохозяйки, но распространяется и на другие области.

В свою очередь с изменением условий современного общества изменилось и понятие мужской социальной роли. Однако семейная модель поведения для обеих сторон теоретически является уравновешенной, а фактически – нестабильной.

Это модели, предписанные социумом для каждого человека, которому для получения оправдания от окружения не придется прикладывать усилий. В качестве достигаемых ролей можно рассматривать результаты деятельности индивида, указывающие на его социальный статус (например, карьерный рост).

3. Степень формализации, от которой зависит становление личности и ее функции. Относительно данного критерия, социальный статус личности может формироваться под влиянием нормативных требований, а может развиваться произвольно. К примеру, взаимоотношения между людьми в военной части регламентируются уставом, в то время как друзья руководствуются личными чувствами и эмоциями.

4. Тип мотивации. Каждый человек при выборе модели поведения руководствуется личным мотивом. Это может быть финансовая выгода, продвижение по карьерной лестнице, желание быть любимым и т.д. В психологии есть два типа мотивации – внешняя, которая возникает под влиянием окружения, и внутренняя, которую определяет для себя сам субъект.

Процесс выбора и становления роли

Роль человека в социальном окружении не возникает спонтанно. Процесс ее становления проходит несколько этапов, завершаясь личности в обществе.

Сначала человек обучается базовым навыкам – практикуясь, применяет полученные в детстве теоретические знания. Также к начальному этапу относится развитие мыслительных способностей, которые будут совершенствоваться на протяжении всей дальнейшей жизни человека.

На следующем этапе развития социальную личность ожидает воспитание. В течение практически всей жизни индивидуум получает новые навыки и знания от воспитателей, учителей, педагогов и, конечно же, родителей. По мере взросления новую информацию индивид будет получать от своего окружения, из средств массовой информации и других источников.

Не менее важной составляющей социализации личности является образование. Здесь главным персонажем выступает сам человек, выбирая наиболее типичные для себя навыки и направление для дальнейшего развития.

Следующий этап социализации – защита. Она подразумевает совокупность процессов, направленных на снижение значимости факторов, которые могли бы травмировать личность в процессе ее становления. Используя определенные социальные приемы защиты, субъект будет ограждать себя от среды и условий, в которых ему будет морально дискомфортно.

Завершающая фаза – адаптация. В процессе социализации человеку приходится приспосабливаться к своему окружению, учиться общаться с другими членами общества и поддерживать с ними контакт.

Процессы, благодаря которым определяется социальная роль и социальный статус индивидуума, очень сложны. Но без них человек не сможет стать полноценной личностью, поэтому они столь значимы в жизни каждого. Социологи утверждают, что есть две фазы, способствующие приспособлению индивида к своей социальной роли:

  • Адаптация. В этом периоде человек познает правила и нормы поведения, установленные обществом. Осваивая новые законы, человек начинает вести себя соответствующе.
  • Интериоризация. Она предусматривает принятие новых условий и правил с одновременным отказом от старых устоев.

Но возможны и «сбои» в процессе социализации личности. Часто они происходят на фоне нежелания либо неумения субъекта выполнять условия и требования, которые предусматривает социальная роль человека в обществе.

Ролевые конфликты также связаны с тем, что каждому участнику общества свойственно исполнять сразу несколько ролей. Например, требования, предъявляемые к подростку родителями и сверстниками, будут разными, а потому его функции в роли друга и сына не могут соответствовать ожиданиям и первых, и вторых.

Определение конфликта в этом случае равносильно комплексу сложных эмоциональных состояний. Они могут возникать у субъекта по причине несовпадения либо противоречивости предъявляемых к нему требований разными социальными кругами, участником которых он является.

В то же время все роли человека очень важны для него. При этом он может совершенно по-разному идентифицировать значимость каждой из них. Индивидуальное проявление социальных ролей субъектом имеет специфический оттенок, который напрямую зависит от приобретенных знаний и опыта, а также от желания и стремления человека оправдать ожидания общества, членом которого он является. Автор: Елена Суворова

Социальная роль – это определенная совокупность действий или модель поведения человека в социальной среде, которая определяется его статусом или положением. В зависимости от перемены обстановки (семья, работа, друзья) меняется и социальная роль.

Характеристика

Социальная роль, как и любое понятие в психологии, имеет свою классификацию. Американский социолог Толкотт Парсонс выделил несколько характеристик, которые могли быть использованы в описании социальной роли личности:

Этапы формирования

Социальная роль не создается за минуту или за ночь. Социализация личности должна пройти несколько этапов, без которых нормальная адаптация в социуме просто не возможна.

В первую очередь человек должен обучиться определенным базовым навыкам. Сюда относятся практические умения, которые мы осваиваем с самого детства, а также мыслительные навыки, которые совершенствуются вместе с получением жизненного опыта. Основные этапы обучения начинаются и проходят в семье.

Следующий этап – воспитание. Это процесс длительный и можно сказать, что он не заканчивается на протяжении всей жизни. Воспитанием занимаются учебные заведения, родители, средства массовой информации и многое другое. В этом процессе задействовано огромное количество факторов.

Также социализация личности не возможна без образования. В этом процессе главным является сам человек. Именно индивидуум сознательно выбирает те знания и умения, которыми хочет обладать.

Следующие важные этапы социализации: защита и адаптация. Защита – это совокупность процессов, которые направлены в первую очередь на снижение значимости для субъекта каких-либо травмирующих факторов. Человек интуитивно старается оградиться от морального дискомфорта, прибегая к различным механизмам социальной защиты (отрицание, агрессия, вытеснение и другие). Адаптация – это своеобразный процесс мимикрии, благодаря которому индивидуум приспосабливается к общению с другими людьми и поддержанию нормальных контактов.

Виды

Социализация личности – это длительный процесс, в ходе которого человек приобретает не только свой личный опыт, но и наблюдает за поведением и реакциями окружающих его людей. Естественно, что процесс социализации активнее проходит в детском возрасте и юности, когда психика наиболее восприимчива к воздействиям окружающей среды, когда человек активно ищет свое место в жизни и себя самого. Однако, это не значит, что в более старшем возрасте не происходят изменения. Появляются новые социальные роли, меняется окружение.

Выделяют первичную и вторичную социализацию. Первичной называют процесс формирования самой личности и ее качеств, а вторичная уже относится к профессиональной деятельности.

Агенты социализации – это группы людей, отдельные личности, которые оказывают непосредственное влияние на поиск и формирование социальных ролей. Их еще называют институтами социализации.

Соответственно, выделяют агенты социализации первичной и вторичной. К первой группе относятся члены семьи, друзья, коллектив (детского садика и школы), а также многие другие люди, которые влияют на формирование личности на протяжении всей сознательной жизни. Они играют наиболее важную роль в жизни каждого человека. Это можно объяснить не только информативным и интеллектуальным влиянием, но и эмоциональной подоплекой таких близких отношений. Именно в этот период закладываются те качества, которые в будущем повлияют на сознательный выбор вторичной социализации.

Родители по праву считаются одними из наиболее главных агентов социализации. Ребенок еще в несознательном возрасте начинает копировать поведение и привычки родителей, становясь похожим на него. Затем папа и мама становятся не только примером, но и сами активно влияют на формирование личности.

Вторичные агенты социализации – это члены общества, которые участвуют в росте и становлении человека как профессионала. К ним относятся сотрудники, руководители, клиенты и люди которые связаны с индивидуумом по долгу его службы.

Процессы

Социализация личности – это довольно сложный процесс. Социологами принято разделять две фазы, которые в равной мере важны для поиска и становления каждой из социальных ролей.

  1. Социальная адаптация – это период, во время которого личность знакомится с правилами поведения в обществе. Человек приспосабливается, учится жить по новым для него законам;
  2. Фаза интериоризация не менее важна, так как это время необходимо для полного принятия новых условий и включения их в систему ценности каждой отдельной личности. Необходимо помнить, что в эту фазу происходит отрицание или нивелирование определенных старых правил и устоев. Это неизбежный процесс, так как часто одни нормы и роли противоречат уже существующим.

Если на какой-то из фаз произошел «сбой», то в будущем возможно появление ролевых конфликтов. Это происходит из-за неумения или нежелания индивидуума выполнять выбранную им роль.