Сложное сказуемое. Сказуемое и его основные типы. Вид связки по значению

Проект для обучения синтаксической темы в 8 классе

«СКАЗУЕМОЕ. ТИПЫ СКАЗУЕМОГО»

Подготовила Бондаренко Т.В., учитель первой квалификационной категории МОУООШ №11 с. Александровского Ставропольского края

Цели: расширить понятие о сказуемом, познакомить с типами сказуемого; учить различать простое, составное глагольное и составное именное сказуемые; формировать орфографическую зоркость учащихся

Оборудование: карточки, компьютер, мультимедийный проектор, экран.

ТЕОРИЯ

Сказуемое – один из главных членов предложения, связанный с подлежащим и согласующийся с ним в роде, числе и лице.

В предложении сказуемое чаще всего выражается глаголом, согласованным с подлежащим, но может выражаться и другими частями речи (прилагательными, существительными, причастиями, числительными, местоимениями, наречиями). Отвечает на вопросы: «что делает предмет (лицо)?», «кто такой предмет (лицо)?», «каков предмет (лицо)?», «что с ним происходит?», «каков он?» .

Существует три типа сказуемых:

- простое глагольное сказуемое;

- составное глагольное сказуемое;

- составное именное сказуемое.

Простое глагольное сказуемое

Сказуемое, выраженное одним глаголом в форме какого-либо наклонения, называется простым глагольным сказуемым . В простом глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значения выражаются глаголом.

Способы выражения простого глагольного сказуемого

Простым глагольным сказуемым может быть глагол в повелительном, изъявительном или условном наклонении.

Примеры простого глагольного сказуемого:

Кирпич делается из глины.
Он
является одним из первых.
Из-за угла
показался автомобиль.
Все
становятся в ряд.
Брат
бывает в Москве.

Составное глагольное сказуемое

Составное глагольное сказуемое состоит из двух частей – основной и вспомогательной . Вспомогательная часть выражает грамматическое значение сказуемого.

Неопределенная форма глагола (инфинитив) выражает основное лексическое значение сказуемого.

Вспомогательная часть составного глагольного сказуемого выражена:

1)глаголами, обозначающими начало, продолжение, окончание действия: Я начал замерзать, Она продолжала играть;

2) глаголами долженствования и краткими прилагательными (должен, могу, готов, рад и др.) К примеру: Мы готовы помочь, Он должен уехать, Я рад слышать ваш голос;

3)с ловами состояния со значением желательности , необходимости , возможности:

Надо поддержать его.

3) словами категории состояния, выражающими эмоциональную оценку действия: Приятно видеть снова вас, Хорошо бывать на природе.

Составное именное сказуемое

Составное именное сказуемое имеет два компонента: связка и именная часть.

Наиболее употребляемым является глагол-связка быть , выражающий только грамматические значения.

Способы выражения именной и вспомогательной частей составного именного сказуемого

Именной частью в составе именного сказуемого может выступать:
- имя существительное в творительном падеже, в именительном падеже;
- сравнительная степень имени прилагательного, причастие, краткое прилагательное, наречие, местоимение. Например:

Вечер становится теплее (сравнительная степень имени прилагательного)
Он является новатором (имя существительное в творительном падеже)
Он показался мне радостным. Осень стояла теплая (имя прилагательное)
Брат бывает невыносим (краткое прилагательное)
Книга была моей (местоимение)
Платье было ей впору
(наречие)

Вспомогательная часть именного сказуемого может быть выражена:

1) формой глагола быть (был, есть, буду, нулевой формой этого глагола) Я был счастлив ;
2) глаголами стать, казаться, оказаться и др. Он казался одиноким ;
3) глаголами со значением действия, состояния:
прийти, приехать, вернуться, стоять и др. Она приехала поездом;
4) в настоящем времени вспомогательная часть (глагол-связка) может быть опущена. Вместо нее может быть тире.

Примеры составного именного сказуемого в предложениях:

А разве воздействовать ( что ? подлежащее ) на людей – не великое искусство? Грех не беда , молва не хороша . (составное именное сказуемое с нулевой связкой)
Вечер как вечер. Ученье – вот чума . Ученость – вот причина .
Слава этих людей – это
подлинная слава. «Гроза» есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского. (Белинский)
Иудушка был мал и небрезгливый. Искусство – это не профессия, а талант. (Д. Гранин)
С этого дня князь Андрей женихом стал ездить к Ростовым. (Л.Н. Толстой)
Вся жизнь моя была залогом свиданья верного с тобой. (А.С. Пушкин)

Таблица видов сказуемых

ПРОСТОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ

(как правило,состоит из одного слова – глагола)

СОСТАВНОЕ

СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ

СОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ

Способы выражения простого глагольного сказуемого:

    глагол в различном наклонении

1. Уже проснулись певчие птицы.

(гл. прош. вр., в изъявительном наклонении)

2. В спортивной секции вы тренировались бы более регулярно.

(гл. в условном наклонении)

3. Возьмите с собой в проход карту.

(гл. в повелительном наклонении)

    междометие в значении глагола

Вдруг из кустов выбегает собака и прыг в воду.

    глагол в форме сложного будущего времени

Еще громче будут петь птицы.

Ты постоянно вешаешь мне лапшу на уши

Вспомогательное слово

Глагол-связка

+

Способы выражения вспомогательного слова:

    глаголы ( начать, прекратить, продолжать, мочь, желать, хотеть и т.д.)

Брат перестал заниматься и может отстать в учебе.

    краткие прилагательные

(рад, готов, должен, обязан, намерен и т.д.)

Я рад вам помочь.

Обрати внимание:

1. Неопред. форма глагола не всегда входит в состав сказуемого. Она может выступать в качестве любого члена предложения.

Подлежащим:

Курить – здоровью вредить.

Дополнением :

Врачи запретили ему (что?) курить .

(Действия, выраженные глаголами, совершают разные лица, значит, курить не является частью сказуемого.)

Обстоятельством:

Он вышел (зачем?) покурить.

Определением:

Привычка (какая?) курить ему повредила.

2 . Составное глагольное сказуемое может включать и более 2-х слов :

Я был рад вам помочь.

Именная часть

Неопределенная форма глагола

Способы выражения глагола-связки:

    глагол БЫТЬ в разных временных формах

Я был учителем .

Я буду учителем .

Я ○ учитель ( в настоящем времени связка нулевая)

    глаголы делаться, стать, становиться, казаться, являться, называться и т.д.

Все делается светлее от первого снега.

    Глагол-связка может состоять из 2-х слов

Я хочу быть учителем .

Способы выражения именной части:

    Имя существительное

Он ○ весельчак . Он был весельчаком .

    Имя прилагательное

Он был сегодня очень веселый.

    Причастие /краткое причастие

Брови ее были сдвинуты .

Хлеба уже ○ обмолоченные .

    Местоимение

Вишневый сад теперь ○ мой.

    Числительное

Два да три будет пять .

    Наречие

Ей туфли будут впору.

    Синтаксически неделимое словосочетание

Он был высокого роста.

ОБУЧЕНИЕ, ТРЕНИРОВКА

Материалы к уроку №1 «Простое глагольное сказуемое »

1 . Работа в парах с предложениями, записанными на доске и на карточках

- Найдите подлежащее и сказуемое в предложениях, напишите над сказуемым, чем оно выражено

1). Уже проснулись певчие птицы.

Громко поют птицы.

Еще громче будут петь птицы.

2). Что называется сказуемым?

(Сказуемое – это главный член предложения, который зависит только от подлежащего и обозначает его признак или действие. Сказуемое отвечает на вопросы: Что делает предмет? Что с ним происходит? Каков он? Что он такое? Кто он такой?)

3). Какими частями речи выражены сказуемые?

(Глаголы – сказуемые имеют формы изъявительного наклонения прошедшего, настоящего и будущего сложного времени.)

4)Сделайте вывод

Вывод : Такие сказуемые, в которых лексические и грамматические значения выражены одним глаголом в форме какого-либо наклонения, называются простыми глагольными.

2. Закрепление. Работа в парах

1) Самостоятельная работа с КИМами. Вариант №3 (стр25).

2) В2. замените словосочетание (на) пристани села (предложение 1), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

на сельской пристани

3) В3. Выпишите грамматическую основу предложения 22.

Вдали зашумела идущая обратным рейсом шустрая «Ракета».

Ответ:

4) В6. укажите количество грамматических основ в предложении 15.

Я глянул ему в глаза – он отвел их, он не хотел быть нахалом.

ОБУЧЕНИЕ, ТРЕНИРОВКА

Материалы к уроку №2. «Составное глагольное сказуемое »

Слайд

Рассмотрите таблицу вспомогательных глаголов и их значений. Вспомогательные глаголы несут дополнительное значение к основному глаголу в форме инфинитива.

Основные вспомогательные слова

Начало, конец, продолжение действия

Желательность, возможность, необходимость действия

Эмоциональная оценка действия

Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов

Фразеологические сочетания

начать

стать

закончить

приняться

продолжить

бросить

пуститься

прекратить

уметь

успеть

желать

мечтать

хотеть

стараться

предполагать

привыкнуть

пытаться

любить

нравиться

надеяться

бояться стыдиться

готовиться

ненавидеть

страшиться

трусить

рад

должен

готов

обязан

достоин

иметь желание

сделать усилие

дать согласие

гореть желанием

иметь честь

иметь намерение

дать обещание

иметь привычку

Закрепление новых знаний

1. Записать примеры предложений , проанализировать их. Обратить внимание на способ выражения сказуемого. (Слайд)

Законы механики открыл Исаак Ньютон.
Ещё в детстве Исаак
начал мастерить механические игрушки. В отрочестве Ньютон продолжал строить модели водяных мельниц.
Сформулировать собственный вывод, аргументировать ответ.

2. Цифровой диктант с последующей самопроверкой . (Слайд)

Распределить сказуемые в соответствии с цифровыми обозначениями в три колонки: в первую – простое глагольное сказуемое, во вторую – составное глагольное сказуемое (ПГ, СГС):

Исаак Ньютон (1606-1642) родился (1) в Англии.

Ньютон хотел надеяться (2) , что его род восходит (3) к шотландским дворянам XV века, Однако историки так не считают (4) .

Предки Ньютона стремились разбогатеть(5).

К концу XVI века семья перешла (6) в разряд (землевладельцев ).

Отец Ньютона оставил (7) в наследство крупную по тем временам сумму в 500 фунтов стерлингов и несколько сот акров плодородной земли, занятой полями и лесами.
Исаак с 12 учился (8) в школе в .

В 1659 году мать вернула (9) его в поместье и попыталась возложить (10) на 16-летнего сына часть дел по управлению хозяйством.
(1.3.4.6,7,8.9//2.5.10)

3. Р.р. Творческие задания

I группа. (Слайд)

1. Замените простые глагольные сказуемые составными.

1. Исаак читал книги.
2. Ньютон учился в Кембриджском университете.
3. В студенческие годы Исаак мастерил научные инструменты.

Примерные ответы: стремился учиться, продолжал мастерить.

II группа. (Слайд)

2. Выполните синтаксический разбор предложения:

Согласно легенде, закон тяготения Ньютон сумел открыть, наблюдая падение яблока с ветки дерева.

III группа.

3.Выполните пунктуационный разбор предложения:

Ньютон продолжал экспериментировать с цветом, доказав, что белый свет не первичен, а состоит из цветных компонентов с разными углами преломления. (Слайд)

IV группа.

4. Определите, чем выражено сказуемое. (Слайд)

Учёный мечтал написать книгу о математических началах. В этом труде Ньютон готов был определить базовые начала механики. Ньютон сумел сформулировать три закона механики. Он должен был много трудиться.

4 . Используя текст, заполните таблицу

Способы выражения составного глагольного сказуемого.

Способ выражения

Пример

Самопроверка. (Слайд):

Способ выражения

Пример

Модальный глагол (хотеть, мочь и пр.)

смог получить, помогли привести

Глагол, обозначающий фазу действия (начинать, кончать и т. п.)

начал учиться, продолжил обучаться, продолжали складываться, закончил строить

Глагол, обозначающий эмоциональную оценку действия (любить, бояться)

любил посвящать

Краткие прилагательные или наречия с модальным значением (должен, рад, обязан, надо и т.п.)

надо было проводить, рада была возвести

Ньютон Исаак (1643-1727 гг.)

Английский математик, физик, алхимик и историк. Родился в семье фермера.
В12 лет начал учиться в Грантемской школе, в 1661 г продолжил обучаться в колледже Св. Троицы (Тринити-колледж) Кембриджского университета в качестве субсайзера (так назывались бедные студенты, выполнявшие для заработка обязанности слуг в колледже).
Окончив университет, Ньютон в 1665 г смог получить ученую степень бакалавра. В 1665-1667 гг. у него продолжали складываться в основном те идеи, которые помогли привести его к созданию дифференциального и интегрального исчислений, изобретению зеркального телескопа, открытию закона всемирного тяготения.
В Кембридже ему надо было проводить опыты по разложению света. В 1668 г. Ньютону была присвоена степень магистра. В 1671 г. Ньютон закончил строить второй зеркальный телескоп - больших размеров и лучшего качества. Ньютону принадлежат обоснованные тончайшими экспериментами представления о монохроматических световых лучах и периодичности их свойств, лежащие в основе физической оптики.
В 1687 г. Ньютон опубликовал свой грандиозный труд «Математические начала натуральной философии» (кратко - «Начала»), заложивший основы не только рациональной механики, но и всего математического естествознания. «Начала» содержали законы динамики, закон всемирного тяготения с эффективными приложениями к движению небесных тел, истоки учения о движении и сопротивлении жидкостей и газов, включая акустику.
В 1705 г. за научные труды королева Анна рада была возвести его в рыцарское звание. В последние годы жизни Ньютон много времени любил посвящать теологии и античной и библейской истории. Похоронен Ньютон в английском национальном пантеоне - Вестминстерском аббатстве.

5. Проверка полученных знаний с последующей самопроверкой

На этом уроке мы говорили о составном глагольном сказуемом. Почему сказуемое называется составным? Глагольным?
Обращаю ваше внимание на то, что в составном глагольном сказуемом обязательно должен присутствовать инфинитив.

Проверочная работа. Выпишите составные глагольные сказуемые

(1) Маленький Исаак постоянно был одинок.(2) Сверстники не слишком хорошо к нему относилисьпотому, что он всегда мог выиграть в шашки и другие игры, требующие сообразительности.(3) Молодой Ньютон не мог подружиться ни с кем из этой ребятни.(4) Так началось его одиночество – от рождения и до смерти....
(5)В студенческие годы он чувствовал
, что способен решить проблемы, которые веками волновали человечество. (6)При одной только мысли об этом он ощущал бешеное нетерпение и ненасытную страсть первооткрывателя. (7)Конечно, в Кембридже он станет магистром, затем членом колледжа, может быть, профессором. (8)Он знал, что члены колледжа не могли жениться. (9)Ньютон не жалел об этом.(10) Его любовью стала математика...
(11) Он прекрасно знал анатомию и физиологию, различные методы лечения, что в большей мере способствовало его завидному долголетию.
(12)Он не особенно жаловал литературу и совсем не любил поэзию, живопись и скульптуру.
(13)Ньютон с детства смог внедрить в свое сознание, что ложь, эгоизм, насилие, потеря контроля над своими чувствами и действиями – смертные грехи. (14)Он был истинным сыном своего пуританского века.
(15)Для Ньютона характерна вера в изначальный ясный смысл Библии. (16) Он старался устранить расхождения между хронологией светской и хронологией Ветхого Завета.
(17) Страсть к научным занятиям не могла покинуть его и в поздние лондонские годы. (18) Хотя творческий возраст его давно уже миновал, он старался строго соблюдать раз и навсегда установленный им для себя режим занятий.(19) Никто и никогда не видел его без работы. (20)Работа служила ему бальзамом от душевного беспокойства.

Ответ:

(1) был одинок

(2) мог выиграть
(3) не мог подружиться
(5)
что способен решить
(8) не могли жениться
(13) смог внедрить
(16) старался устранить
(17) не могла покинуть
(18) старался соблюдать

Взаимопроверка. (Слайд)

5. Письменная работа. Слайд. Замените простые глагольные сказуемые составными глагольными.

а) Деревья пожелтели. (Деревья начали желтеть.)

б) Собрание начнется в назначенный срок. (должно начаться)

в) Учитель поможет ребятам в решении трудных задач. (должен помочь)

г) Сыновья помогают матери в домашних делах. (рады помочь)

д) Она водит машину. (умеет водить)

е) Сыновья навестили своих родителей. (смогут навестить.)

ОБУЧЕНИЕ, ТРЕНИРОВКА

Материалы к уроку №3 «Составное именное сказуемое »

1. Объяснение новой темы.

Запишем предложения, найдите в них сказуемые. Определите, чем выражены сказуемые в этих предложениях.

1. Он был моим братом . (глагол-связка и сущ. тв. п.)

2. Он мой брат . (сущ. в им.падеже) (нулевая связка!)

3. Метель была страшная . (гл.-св. и прил.)

4. Земля велика и прекрасна . (краткие прил.)

5. Стекла были разбитые . (гл. связка+причастие в им. п.) илиСтекла были разбитыми (причастие в тв. п)
6. Эта девушка
высокого роста . (цельное словосочетание)

7. Пять плюс пять будет десять . (гл.-св. + числит.)

8. Я был насторож е . (гл.-св. + наречие) настороже - сак, уяу булу

9. Вся рыба – ваша . (местоим.)

10. Он был мастером на все руки . (гл.-св. + фразеологизм)

Вывод. Значит, СИС состоит из глагола-связки и именной части. Обычно в настоящем времени глагол-связка не употребляется. Такая связка называется нулевой. Именная часть выражается существительным в именительном и творительном падеже, полными и краткими прилагательными, причастием, цельным словосочетанием, числительным, наречием, местоимением и фразеологизмом).

1. Лабораторная работа по теме: Составное именное сказуемое.

Дано: простые предложения.

Цель: определить, какой частью речи может быть выражена именная часть в составном именном сказуемом.

Ход работы

1. Внимательно прочитай предложения.

2. Найди основу данных предложений.

3. Определи, какой частью речи выражена именная часть в составном именном сказуемом.

4. Сделай вывод.

Не забудь!

СИС = глагол - связка + именная часть

В настоящем времени глагол-связка быть нулевая,

1. Азбука – к мудрости ступенька.

2. И товар хорош, и цена весёлая.

3. Круто замешено, да не пропечёно.

4. Два да два будет четыре.

5. И хорошо, да невпопад.

6. И твоё – моё, и моё - моё.

7. Семь бед – один ответ.

ВЫВОД:

(Именная часть составных именных сказуемых может выражаться всеми именными частями речи, а также причастием, наречием и синтаксически неделимым словосочетанием)

Обсуждение вопросов, которые возникли у учащихся в процессе выполнения лабораторной работы.

2. Проверочная работа (распечатано на листах)

(разноуровневые задания, вариант выполнения учащиеся выбирают сами)

1. Дата к...рн...в...ла до сих пор не уточнена.

2. И...юм...нация в...л...колепна.

3. На наез...нике была серая куртка с меховым в...р...тником.

4. Родительский к...м...тет соб...рался один раз в четверть.

5. Созда...ая к...ми...ия была ра...пущена досрочно.

* Вставить пропущенные буквы. Найти подлежащее и сказуемое.

** Вставить пропущенные буквы. Найти подлежащее и сказуемое.

Определить вид сказуемого.

*** Вставить пропущенные буквы. Найти подлежащее и сказуемое.

Определить вид сказуемого.

Записать свой пример предложения со сказуемым, вида которого нет в данных предложениях.

По итогам выполнения проверочной работы учитель заполняет оценочный лист, который поможет ему увидеть степень усвоения учащимися учебного материала и спланировать дальнейшую работу по теме.

Оценочный лист учителя

п/п

Виды деятельности учащихся

Оценки учеников (комментарии)

Ф.И.

Ф.И.

Ф.И.

Ф.И.

1.

Умение находить основу предложения

2.

Определение вида сказуемого

3.

Определение формы сказуемого

4.

Знание частей речи

5.

Умение делать вывод.

3. Разноуровневые задания.

Переделать предложения так, чтобы простое глагольное сказуемое стало составным именным.

Образец: Улица опустела. Улица стала пустой.

1. Он часто является ко мне. 2. Мальчик быстро взрослеет. 3. Брат руководит группой. 4. Небо темнеет.

2. Определить вид сказуемого в предложениях.

/. Мы слушаем радио. Сегодня будем слушать интересную передачу. Мы начнем слушать эту передачу после ужина. Он будет слушателем школьного лектория. 2. Будь ты в этом доме хозяйкой. Ты будь дома сего дня. Улицы были украшены флагами и ярко освещены. 3. Я гордился бы то бой. Я был бы горд тобой. Я горжусь тобой.

3. Заменить полные формы причастий и прилагательных краткими
формами. С некоторыми из них составить предложения. Каким членом
предложения является краткая форма? Какие правила правописания причастий и прилагательных вы применили?

Затерянные ключи, пустынная местность, отремонтированная комната, засеянное поле, свежий хлеб, выкрашенные стены, исправленная и переписанная рукопись, юные артисты, трескучий мороз, горячий песок, неуклюжий медведь, безжизненная пустыня, колючий шиповник, упакован ные и отправленные грузы.

4. Самостоятельная работа (Карточка)

Задание:

На карточке вставить пропущенные орфограммы и знаки препинания.

Подчеркнуть сказуемые разных (!) типов.

Пр…ехал царь. Он был не в духе. Так тряс головою и подёргивал плеч…м что нав…дил на всех ужас. Войдя в залу, где танцевали, нашёл, что жарко, и захотел открыть окно. Но окна забиты были снаружи гв…здями. Царь велел пр…нести топор и вместе с двумя денщиками пр…нялся за работу. Наконец(таки) добился своего, вынул раму. Окно оставалось открытым (не)долго и на дворе опять начиналась оттепель ветер дул прямо с запада. Но всё(таки) по комнатам пошли такие сквозняки. Что легко одетые дамы и зябкие старички не знали, куда деваться. Царь устал, вспотел от работы, но был доволен, даже повеселел.

- Ваше величество, - сказал австрийский резидент Плейер, большой любезник, - вы прорубили окно в Европу.

(Д. Мережковский, «Пётр и Алексей»)

5. Работа по подготовке к ГИА.

Задание № 8 в ОГЭ. Найдите грамматическую основу такого-то предложения. (Слайд)

(55) Тебя можно слушать вечно, Пушкин! СГС

(27) Взрослых нигде не было видно. СИС

(40) До сих по помнят в деревне Белогрудку. ПГС

(41) Толику стало страшно. СИС

(49) Тебя никогда нельзя понять… СГС

(10) Только её слёзы были лёгкие. СИС

(23) И вот что из этого получилось. ПГС

(20) Галочка, пойдемте в пятый «Б», а то и в самом деле уйдут. ПГС

6 . Подчеркнуть сказуемое. Соотнести предложения с типом сказуемого. (Слайд)

A. Вечернее молоко выпито. 1. ПГС
Б. Между тем княжна Мери перестала петь. 2. СГС

B. Иван стал подниматься по лестнице на трибуну. 3. СИС
Г. Долго будет моросить дождь.
Д. Бопре в отечестве своем был парикмахером.

А Б В Г Д (3 2 2 1 3)

ОБУЧЕНИЕ, ТРЕНИРОВКА

Материалы к уроку №4 «Тире между подлежащим и сказуемым »

Задание 1. Установи случаи постановки тире, графически объясни условия выбора.

1) Венера самая яркая звезда ночного неба.

2) Земля велика и прекрасна.

3) Её глаза как яркие звёзды.

4) Два и восемь десять.

5) Книга источник знаний.

6) Чужим умом жить добро не нажить.

1) Наши души зеркала, отражающие нас.

2) В бою побывать цену жизни узнать.

3) Я хороший человек.

4) Воздух как роза.

5) Этот день словно праздник.

6) Север это болото без дна и края.

7) Голова без ума как фонарь без света.

8) Говорить не думая стрелять не целясь.

9) Эти равнины словно бескрайнее море.

10) Бедность не порок.

11) Наша Волга самая красивая река.

12) Я всем чужой.

13) Жизнь пройти не поле перейти.

14) Твои речи будто острый нож.

Задание 2. Распознай третье лишнее:

1. Книга источник знаний. Мой отец учитель. Отец учитель истории.

2. Дуб дерево крепкое. Учиться значит много трудиться. Бедность не порок.

3. Чай пить не дрова рубить. Он хороший плотник. Решить задачу познать что-то новое.

4. Научиться играть в теннис это здорово! Курить здоровью вредить. Сердце не камень.

5. Площадь квартиры 5о метров. Кто твой приятель? Астана столица Казахстана.

6. Наш школьный двор как сад. Саша волейболист. А.С. Пушкин это солнце русской поэзии.

7. Бедность не порок. Мое хобби собирать марки. Я будущий портной.

ПОВТОРЕНИЕ ТЕМЫ

1. Работа в парах с предложениями, изображенными на слайде или на карточках.

- Найдите подлежащее и сказуемое в записанных на доске предложениях, напишите над сказуемым, чем оно выражено.

    Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России. (Салтыков-Щедрин)

    Любовь к Отечеству не может угаснуть в наших сердцах. (Л. Толстой)

    Неподкупный голос мой был эхо русского народа. (М.Ю. Лермонтов)

    Дней моих еще весною отчий дом покинул я. (В.А. Жуковский)

    Я люблю над покосной стоянкою слушать вечером гуд комаров. (С.А. Есенин)

- Что вы можете сказать о сказуемых, которые встретились вам в этих предложениях? (простые и составные)

- Обратите внимание, из каких частей речи они состоят?

- Как называется сказуемое, состоящее из одного слова? А из двух слов?

2. Работа на повторение в группах. В каждой группе 5 человек и столько же вопросов по теме. Ответить на вопросы, привести примеры.

    Что обозначает сказуемое?

    Какие виды сказуемых существуют?

    Каковы особенности простого глагольного сказуемого?

    В чем отличие составного глагольного сказуемого?

    Каковы особенности составного именного сказуемого?

КОНТРОЛЬ

Оценить свою работу поможет учащимся оценочный лист учащегося

п/п

Виды деятельности

Оценка работы (комментарии)

Знаю

Умею

Сомневаюсь

1.

Нахождение основы предложения

2.

Определение вида сказуемого

3.

Определение формы сказуемого

4.

Знание частей речи

5.

Умение делать вывод.

Тест по русскому языку «Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых» №1 для 8 класса

1.Укажите предложение с простым глагольным сказуемым. Т

А)Множество звуков вливается в ночной птичий хор.

Б) Я уже начинал беспокоиться.

В)Я готов был согласиться.

Г) Он рад был бы уйти.

2.Укажите предложение с составным глагольным сказуемым.

А)Он встал и сразу же сел.

Б) И стали три пальмы на Бога роптать.

В) Вскоре пошел сильнейший дождь.

Г) Лиза решилась на это.

3.Укажите предложение с составным именным сказуемым.

А) Слово – серебро, молчание – золото.

Б) Петр решил помочь брату.

В) Андрей готов был распоряжаться даже Киевом.

Г) Он остановился и немного задумался.

4.Укажите пример с ошибкой в определении типа сказуемого.

А) Лицо у него было кислое (составное именное).

Б) Молчание – золото (составное именное).

В) Мы хотели бы участвовать в соревнованиях (составное глагольное)

Г) Он сел и записал рассказ старушки (составное глагольное)

5. Укажите предложение с простым глагольным сказуемым:

а) Подходы к заграждениям и окопам заминированы. (А.Ананьев)

б) Крутиков разгоряченно принялся объяснять происшедшее. (Н.Горбачев)

в) Предположения Ливеровского оказались правильными. (А.Н.Толстой)

г) В воздухе густо пахло смолой. (В.Быков)

6. Укажите предложение с составным именным сказуемым:

а) Перед снегопадом дерево начинало ронять листья. (Е.Носов)

б) Много забот будет летом у белок. (И.Соколов-Микитов)

в) Машина должна была пройти на полметра позади Сережи. (В.Токарева)

г) С пригорка была видна вся деревня. (А.Куприн)

а) Город вытянут длинной полосой вдоль железной дороги по одну её сторону. (Б.Ветохин)

б) После вчерашнего небольшого шторма вода сегодня была особенно мутной.(Г.Голубев)

в) Замолчав, Пинчук решил заштопать дырку в гимнастерке. (М.Алексеев)

г) Приземление на той площадке грозило опасностью изуродоваться. (Д.Медведев)

8. Укажите предложение с составным именным сказуемым:

а) Пусть противник как можно позже обнаружил место переправы! (Е.Воробьёв)

б) Отсюда была хорошо видна лодочная станция. (А.Рыбаков)

в) После ужина Анфиса молча принялась убирать со стола. (А.Иванов)

г) На краю мохового болота я приказал всем остановиться. (И.Соколов-Микитов)

9. Укажите предложения с простым глагольным сказуемым.

а) Всякий талант неизъясним.

б) С тех пор перестал я вмешиваться в его хозяйственные распоряжения.

в) Померкни, солнце Аустерлица! Пылай, великая Москва!

г) Чувство выздоровления – одно из самых сладостных.

10. Укажите предложение с составным глагольным сказуемым.

А) Чичиков должен был на минуту зажмурить глаза.

Б) Сделались наши генералы веселые, рыхлые, сытые, белые.

В) Я боюсь, что слишком поздно стало сниться счастье мне.

Г)Я не буду больше молодым.

Тест по русскому языку «Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых» №2 для 8 класса

1. Укажите вид сказуемого в предложении:

В окрестностях Москвы, в лесу, был разбит лагерь. (Медведев Д.)

2. Укажите вид сказуемого в предложении :

Пришел приказ захватить плацдарм на противоположной стороне реки. (Кожевников В.)

1) Простое глагольное сказуемое

2) Составное глагольное сказуемое

3) Составное именное сказуемое

3. Укажите вид сказуемого в предложении :

Вечером с высоких берёз Тетерева начали нырять в снег.(Шим Э.)

1) Простое глагольное сказуемое

2) Составное глагольное сказуемое

3) Составное именное сказуемое

4. Укажите вид сказуемого в предложении:

Перед балконом была большая утоптанная площадка. (Куприн А.)

1) Простое глагольное сказуемое

2) Составное глагольное сказуемое

3) Составное именное сказуемое

5. Укажите вид сказуемого в предложении:

Отправив связного с сообщением, Рябинкин велел бойцам выполнять этот его приказ. (Кожевников В.)

1) Простое глагольное сказуемое

2) Составное глагольное сказуемое

3) Составное именное сказуемое

6. Укажите вид сказуемого в предложении:

Без вьючных животных мы не могли тронуться в путь. (Арсеньев В.)

1) Простое глагольное сказуемое

2) Составное глагольное сказуемое

3) Составное именное сказуемое

7. Укажите вид сказуемого в предложении :

Тропа здесь проложена по увалам с правой стороны долины. (Арсеньев В.)

1) Простое глагольное сказуемое

2) Составное глагольное сказуемое

3) Составное именное сказуемое

8. Укажите вид сказуемого в предложении:

Сюда приезжали директора предприятий договориться о подключении нового цеха, нового дома.(Гранин Д.)

1) Простое глагольное сказуемое

2) Составное глагольное сказуемое

3) Составное именное сказуемое

9. Укажите вид сказуемого в предложении:

Я люблю над покосной стоянкою слушать вечером гуд комаров. (Есенин С.)

1) Простое глагольное сказуемое

2) Составное глагольное сказуемое

3) Составное именное сказуемое

10. Укажите вид сказуемого в предложении :

Профессор был заметно взволнован. (Вересаев В.)

1) Простое глагольное сказуемое

2) Составное глагольное сказуемое

3) Составное именное сказуемое

Тест по русскому языку «Виды сказуемых» №3 для 8 класса

1. Укажите предложение с простым глагольным сказуемым:

1) Подходы к заграждениям и окопам заминированы. (А.Ананьев)

2) Крутиков разгоряченно принялся объяснять происшедшее. (Н.Горбачев)

3) Предположения Ливеровского оказались правильными. (А.Н.Толстой)

4) В воздухе густо пахло смолой. (В.Быков)

2. Укажите предложение с составным глагольным сказуемым:

1) Десантники поспешили углубиться в чащу. (А.Беляев)

2) Снег все валил и валил, мешая ориентироваться в незнакомом городе. (Г.Адамов)

3) Перед наступлением наши артиллеристы начали обстрел немецких позиций.(Е.Коковин)

4) Захар разрешил людям немного отдохнуть. (А.Иванов)

3. Укажите предложение с составным именным сказуемым:

1) Перед снегопадом дерево начинало ронять листья. (Е.Носов)

2) Много забот будет летом у белок. (И.Соколов-Микитов)

3) Машина должна была пройти на полметра позади Сережи. (В.Токарева)

4) С пригорка была видна вся деревня. (А.Куприн)

4. В каком предложении нет простого глагольного сказуемого?

1) Решающую роль в моем путешествии в Антарктиду сыграла шарообразность Земли. (В.Санин)

2) С дерева на дерево перелетают оставшиеся зимовать вороны. (И.Соколов-Микитов)

3) Усталый Пинчук решил немного отдохнуть.(М.Алексеев)

4) Летный директор посоветовал пилотам искать другое место работы. (В.Ершов)

5. Укажите предложение с составным глагольным сказуемым:

1) Приказ седлать коней заставил стрелков заняться делом. (В.Арсеньев)

2) Тарас Гаврилович любил поговорить с образованным человеком. (А.Куприн)

3) Степан предложил поохотиться на гусей. (В.Короленко)

4) На старенькой этажерке книгами была заставлена только средняя полка. (И.Лазутин)

6. Укажите предложение, в котором нет составного именного сказуемого:

1) Улицы полны ночной свежести. (Б.Ветохин)

2) Ущелье было короткими досками забито наглухо.(М.Булгаков)

3) Тимошкин должен был корректировать стрельбу нашей артиллерии. (С.Борзунов)

4) Ближе к рассвету за передовой слышны моторы немецких танков.(Г.Бакланов)

7. Укажите предложение с простым глагольным сказуемым:

1) Город вытянут длинной полосой вдоль железной дороги по одну её сторону. (Б.Ветохин)

2) После вчерашнего небольшого шторма вода сегодня была особенно мутной.(Г.Голубев)

3) Замолчав, Пинчук решил заштопать дырку в гимнастерке. (М.Алексеев)

4) Приземление на той площадке грозило опасностью изуродоваться. (Д.Медведев)

8. Укажите предложение, в котором нет составного глагольного сказуемого:

1) Иван Васильевич начал грустно приготовляться к ночлегу. (В.Соллогуб)

2) Иногда Иван Матвеевич заставлял меня играть на фортепиано. (И.Тургенев)

3) В феврале Иван Григорьевич стал готовиться на пенсию. (В.Свинцов)

4) У паромной переправы мы решили перекусить. (В.Свинцов)

9. Укажите предложение с составным именным сказуемым:

1) Пусть противник как можно позже обнаружит место переправы! (Е.Воробьёв)

2) Отсюда была хорошо видна лодочная станция. (А.Рыбаков)

3) После ужина Анфиса молча принялась убирать со стола. (А.Иванов)

4) На краю мохового болота я приказал всем остановиться. (И.Соколов-Микитов)

10. Укажите предложение с простым глагольным сказуемым:

1) Семён Матвеич заставил меня сесть. (И.Тургенев)

2) За ужином Володька продолжал проявлять заботу о приезжем.(Л.Платов)

3) Большая часть кабинетов была заперта. (В.Ершов)

4) В пустые окна были видны белые облака. (И.Всеволжский)



Составное глагольное сказуемое - это сказуемое, содержащее: вспомогательную часть, в роли которой выступает вспомогательный глагол (спрягаемая форма), выражающий грамматическое значение сказуемого (наклонение, время), и основную часть - неопределенную форму глагола, которая выражает его значение с лексической стороны. Вот и получается такая формула: + инфинитив = СГС.

Условия сочетания спрягаемого глагола с инфинитивом

Поскольку не каждая комбинация из спрягаемого глагола и инфинитива выражается составным глагольным сказуемым, оно должно выполнять следующие два условия:

  • Вспомогательная часть должна быть лексически неполнозначной. Это означает, что без инфинитива одного вспомогательного глагола недостаточно для того чтобы понять смысл предложения. Например: я хотел - что делать?; я начинаю - что делать? Бывают и исключения: если глагол в сочетании «глагол + инфинитив» знаменательный, то идет речь о из чего следует, что инфинитив выступает второстепенным членом предложения. Например: "Руслан пришел (с какой целью?) поужинать".
  • Действие инфинитива обязательно должно иметь отношение к подлежащему, еще его называют субъектным инфинитивом. В ином случае, т. е. если действие инфинитива имеет отношение к другому члену предложения (имеется в виду, что инфинитив объектный), то данный инфинитив не является частью сказуемого, а выступает второстепенным членом. Для сравнения: 1) Он хочет петь. В данном примере составное глагольное сказуемое выражается глагольным сочетанием - хочу петь. Получается следующее, хочет - он, будет петь - он. 2) Я попросил его спеть. Данное предложение содержит простое глагольное сказуемое - попросил и дополнение - спеть. То есть попросил - я, а будет петь - он.

Вспомогательный глагол. Его значение

У вспомогательного глагола могут быть такие значения:

  • Фазовое - обозначает начало, продолжение, окончание действия. Это значение могут носить такие типичные глаголы: стать, пуститься, начать, продолжать, остаться, кончить, прекратить, бросить, перестать и другие.
  • Модальное - обозначает необходимость, желательность, предрасположенность, способность, эмоциональную оценку действия и т. д. Это значение могут иметь следующие глаголы и фразеологизмы: уметь, хотеть, мочь, желать, намереваться, отказаться, стараться, пытаться, рассчитывать, ухитриться, суметь, стараться, предполагать, спешить, привыкнуть, стесняться, любить, терпеть, ненавидеть, страшиться, бояться, трусить, стыдиться, гореть желанием, задаться целью, иметь намерение, иметь честь, иметь привычку, дать обещание и др.

Предложения с составным глагольным сказуемым:

  • Она стала готовиться к переезду. Она продолжала готовиться к переезду. Дмитрий бросил курить. Они опять начали рассуждать о тяготах современной жизни.
  • Он умеет петь. Он хочет петь. Он боится петь. Он любит петь. Он стыдится петь. Он рассчитывает спеть эту песню.

Составное глагольное сказуемое. Примеры способов его выражения

Данное сказуемое можно выразить:

Связки в составном глагольном сказуемом

Ранее мы ознакомились, какие значения может иметь вспомогательная часть, а теперь рассмотрим, какие еще могут быть связки в глагольном сказуемом:

  • Краткие прилагательные, выполняющие роль вспомогательных глаголов. Они обязательно употребляются со связкой - глаголом быть: Они должны были повернуть через два километра налево.
  • Слова состояния, имеющие значение возможности, необходимости, желательности: Надо расширять свои знания. Надо учиться языку.
  • Слова, которые выражают эмоциональную оценку действия, которое названо инфинитивом, а именно: весело, грустно, противно, горько и др. Например, в летние дни хорошо бродить по березовой роще.

Простое и составное глагольное сказуемое. Основное отличие

Каждое сказуемое в обязательном порядке несет такие две нагрузки:

  • грамматическую, которая указывает время, число, наклонение, род, лицо;
  • смысловую, которая называет действие;

Но что касается простого сказуемого, то оно легко может справиться с обеими нагрузками при помощи одного глагола. А в глагольном сказуемом два слова делят эти нагрузки между собой. К примеру:

  • грамматическую и смысловую нагрузку несет глагол, выраженный в одном из наклонений: играю;
  • грамматическую смысловую нагрузку несет вспомогательный глагол - начал, а смысловую нагрузку несет инфинитив - играть.

Как разобрать сказуемое?

Во-первых, необходимо указать тип имеющегося сказуемого. И, во-вторых, обозначить субъектный инфинитив, которым выражена основная его часть, значение вспомогательной части (модальное, фазовое), форму глагола, которой выражена вспомогательная часть.

Старуха опять пустилась стонать.

Составное глагольное сказуемое - пустилась стонать. Стонать - это основная часть, выраженная субъектным инфинитивом. Пустилась - вспомогательная часть, имеющая фазовое значение, а также выраженная в изъявительном наклонении.

Глагольное и именное сказуемые. Основное отличие

Как и составное глагольное, именное сказуемое содержит две составляющие:

  • связку (глагол в спрягаемой форме) - вспомогательную часть, которая предназначена для выражения грамматического значения (наклонения, времени);
  • именную часть (имя или наречие) - основную часть, выражающую лексическое значение.

Приведем примеры с именным сказуемым: она стала врачом, она была врачом, она была больна, она была больной, она пришла первой.

Ознакомившись с составляющими именного сказуемого, можно их сравнить с составляющими глагольного сказуемого. Итак, что именное, что глагольное сказуемое содержат две составляющие. Общая черта заключается в том, что и в первом, и во втором случае вспомогательной частью глагола выступает спрягаемая форма глагола. А вот что касается основной части, то в глагольном сказуемом ею выступает инфинитив, а в именном - имя существительное или наречие.

Осложнение глагольного сказуемого

Глагольное сказуемое может усложняться сочетанием:

  • двух глаголов;
  • глагола совместно с различными частицами.

Рассмотрим примеры осложнения глагольного сказуемого. Оно может происходить за счет:

Нетипичные случаи построения глагольного сказуемого

Такой особый тип глагольного сказуемого может быть представлен в тех предложениях, где главные члены выражены глаголами неопределенной формы. Вспомогательная часть такого сказуемого является нетипичной для составного глагольного, поскольку она представляется глаголом-связкой "быть", встречающимся в составных именных сказуемых. Если в настоящем времени, то связка "быть" опускается (волков боишься - в лес не ходи). Также, кроме глагола "быть", вспомогательную часть может представлять глагол "значить" (не придешь - значит обидишь).

Кроме этого, в качестве вспомогательной части глагольного сказуемого могут выступать глагол-связка "быть" (нулевой формы в настоящем времени) и "готов", "обязан", "рад", "намерен", "способен", "должен", также наречия и существительные, несущие модальное значение (был готов подождать).

Подведем итоги

В первую очередь нужно различать простое и составное глагольные сказуемые. Мы уже знаем, чем они отличаются, поэтому приведем для закрепления темы «Составное глагольное сказуемое» примеры предложений с ними.

  • Останемся еще на недельку. Останемся - простое сказуемое.
  • Я не хочу тебя обидеть. Не хочу обидеть - составное сказуемое.

Также очень легко различать составное именное и составное глагольное сказуемое. Предложения с ними имеют абсолютно разный смысловой оттенок, поскольку выражаются эти сказуемые различными членами предложения. Для закрепления материала приведем сравнение:

  • Она должна обучаться. Должна обучаться - составное глагольное сказуемое.
  • Погода была плохая. Была плохая - именное сказуемое.
Если подлежащее выражается собирательным существительным (молодежь, студенчество), то сказуемое ставится в единственном числе: «Песню дружбы запевает молодежь».

Простое глагольное , как правило, выражается глаголом во всех его формах, включая форму будущего времени глаголов несовершенного вида. К примеру: «Моя сестра поет в хоре»; «Письмо пришло вовремя»; «Мы будем настаивать на своем»; «Пожалуйста, съел бы ты немного супа».

Во всех этих глаголы: «поет», «пришло», «будем настаивать», «съел бы» - являются простым глагольным сказуемым.

Составное сказуемого

В составном именном сказуемом именная часть может быть выражена существительным, прилагательным, числительным и местоимением, а также кратким и полным причастием.

Составное именное сказуемое состоит из 2 частей – связки и именной части. В роли связки выступают глаголы, которые сами по себе не могут передать всей полноты сообщения. Они указывают только на (время, лицо, число, род).

а) быть в роли связки в составном именном сказуемом утратил свое лексическое значение и несет только грамматическую информацию. Например: «Он был спортсменом». Здесь в сказуемом «был спортсменом» связка «был» указывает на (прош. вр., ед. ч., м. р.). А в «Ваша дочь будет знаменитой» (буд. вр., 3-е л., ед.ч.).

б) глаголы «стать», «становиться», «казаться», «являться», «считаться», «представляться» не полностью утратили свое лексическое значение, однако без именной части употребляться не могут. К примеру, в предложении «Дети стали взрослыми» именное сказуемое – «стали взрослыми». Здесь связка «стали» без именной части «взрослыми» не употребляется.

в) глаголы «прийти», «вернуться», «стоять», «сидеть» имеют полное лексическое значение, в некоторых контекстах могут играть роль связки, так как основной смысл переносится на именную часть. Например, в предложении «Он пришел поздно» глагол «пришел» является простым глагольным сказуемым. А в предложении «Он пришел усталым» - составное именное сказуемое «пришел усталым». В основное лексическое значение сообщаемого о подлежащем выражается именной частью.

Следующий вид сказуемого – составное глагольное сказуемое. Оно также состоит из 2 частей: связка и инфинитив. Связка в этом виде сказуемого тоже не содержит всей полноты информации о подлежащем, так как называет:

а) фазы действия (начало, продолжение, конец). К примеру: «Дети перестали рассказывать истории и принялись играть». В этом предложении 2 составных глагольных : «перестали рассказывать», «принялись играть».

б) способность, готовность к действию, эмоциональное состояние. «Наука может увлечь человека, который старается постичь мир». Недостаточно для построения сказать: «Наука может…». Необходим инфинитив, чтобы выразить основное лексическое значение сказуемого. Инфинитив (неопределенная форма ) «увлечь» передает основной смысл составного глагольного сказуемого.

Сложное сказуемое представляет собой сочетание компонентов составного именного и составного глагольного сказуемого. Например, в предложении «Она умеет казаться скромной, если надо» сложное сказуемое «умеет казаться скромной». Здесь только в совокупности все части сложного сказуемого дают нужную информацию о подлежащем.

Вопрос о сложном сказуемом в научной литературе оказался до крайности запутанным: а) в учебно-справочной литературе и в специальных работах выделяется сложное сказуемое как один из трёх основных типов - наряду с простым и составным сказуемым; б) в понятие сложного сказуемого вкладывается совершенно различное содержание, критерии его обоснованно противоречивы . Шахматовская система трёх типов предложений, различающихся по форме сказуемого, стала основой последующих характеристик трёх типов сказуемого: простого (ср. «односказуемые»), составного (ср. «связочно-сказуемые») и сложного (ср. «двусказуемые»), передав им неопределённость и нечёткость основного критерия [Там же, 27].

А.М. Пешковский «совершенно определённо предложил систему двух типов сказуемого» [Там же].

Сложное сказуемое представляет собой осложнённое простое или (чаще) составное сказуемое .

Именной или глагольный тип сложного сказуемого определяется по последнему компоненту: если это инфинитив, сказуемое квалифицируется как сложное глагольное, если - имя, то - как сложное именное) .

Модально-временные значения выражаются спрягаемыми глагольными формами (в настоящем времени они могут отсутствовать). Именная часть в первом компоненте (в составном именном сказуемом) двусоставных предложений может быть выражена краткими прилагательными: рад, готов, способен, намерен, должен и т.д., а в односоставных предложениях - словами категории состояния с модальным значением (надо, необходимо, нельзя, можно и под.) или с эмоционально-оценочным значением: весело, грустно, приятно и т.д. Основная часть сложного именного сказуемого подключается к первому компоненту с помощью инфинитива быть или других глагольных форм со значением бытия, существования (жить, существовать и под.).

Типы сложного сказуемого

Сложным (трёхчленным, многочленным) является сказуемое, состоящее из трёх и более частей. Различаются следующие типы сложных сказуемых:

  • а) глагольные (состоящие из одних глаголов и соотносительные с составными глагольными сказуемыми), например: решил начать лечиться, надеется бросить курить;
  • б) именные (состоящие из предикативного прилагательного, связки и именной части, соотносительные с составными именными сказуемыми), например: рад быть полезным, готов стать посредником;
  • в) смешанные (состоящие из глаголов и имён, сочетающие в себе признаки составного глагольного и составного именного сказуемых), например: мог бы стать учёным, боится быть смешным.

Например: Он желал казаться храбрым на четвёртом бастионе (Толстой);

А ты хочешь жить барашком (Гончаров); Я даже не считаю себя обязанною чувствовать признательность к нему (Чернышевский); Я уже не боялся быть и казаться чувствительным… (Чехов) [Там же].

Общая типология сказуемого характеризуется в русском языке противопоставленностью простого и непростого сказуемого с подразделением непростого сказуемого на составное именное и составное глагольное. Конструкции сказуемого, которые на основе тех или иных признаков рассматривались как формы «сложного сказуемого», также имеют своё место в изложенной системе типов сказуемого .

До сих пор в русском языке нет единого мнения, что же собой представляет сказуемое как главный член предложения. Какая классификация сказуемого предпочтительнее: семантическая или структурная? Как определить чёткие границы типа сказуемого? Чьей методике изучения сказуемого в школьной грамматике отдать предпочтение? Всё это отражается на практике обучения русскому языку в школе, на качестве подготовки выпускников к ЕГЭ.

На наш взгляд, в качестве рабочего определения сказуемого следует выбрать дефиницию А. Г. Руднева:

  • 1. Сказуемое как главный член предложения обозначает признак подлежащего, которым оно обладает, либо производит, либо воспринимает со стороны, и отвечает на вопросы: «кто такое (или «что такое») предмет?», «каков предмет?», «что делает предмет?» или «что с ним делается?» .
  • 2. Сказуемое в составе предложения выполняет три смысловые функции: 1) устанавливает подлежащее как носителя признака в обладании во времени тем или другим признаком, присущим ему; 2) обозначает действие, которое производит подлежащее; 3) обозначает действие, которое подлежащее воспринимает со стороны [Там же].

Относительно сказуемого и его структурных типов «в нашей учебной и научной литературе царит невообразимая путаница» . Нет единой классификации типов сказуемого, она рассматривается по двум вариантам: структурная и семантическая. Существуют разные взгляды на выделение структурных типов сказуемого. Научная грамматика выделяет три типа сказуемого: 1) простое; 2) составное и 3) сложное.

Лингвисты признают, что неспрягаемые формы глагольных корней слов (типа бац, прыг, толк и др.) могут употребляться в роли сказуемого, как правило, в разговорной речи с оттенком внезапно-мгновенного действия совершенного вида в прошлом.

Сочетания с глагольным опорным словом, которые ещё не стали фразеологизмами, но уже утратили в разной мере «свободу сочетаемости»: вести беседу, устроить приём, дать руку, произвести впечатление и под., в научной грамматике квалифицируют двояко: а) они могут рассматриваться как сказуемое и б) в них может быть выделен второстепенный член.

Не имеют в литературе однозначного толкования и рассматриваются то как сказуемые, то как сочетания сказуемых с дополнениями фазовые и модальные глаголы в сочетании с глаголами, содержащими эмоциональную оценку действия.

Спорным вопросом в лингвистической литературе является вопрос о сказуемом сложного составного типа. В отличие от П. А. Леканта, В. В. Бабайцевой, Н. С. Валгиной, выделяющих глагольное, именное и смешанное сказуемое сложного типа, И. П. Распопов считает данные конструкции объединением двух сказуемых - главного и второстепенного .

Спорным вопросом в научной грамматике является включение в разряд составного именного сказуемого конструкций типа лежала в обмороке, вернулся помолодевшим. В таких предложениях выражаются одновременно два предикативных признака - активный и пассивный, следовательно, сказуемое можно квалифицировать как «двойное» (А. А. Шахматов). В иной трактовке данные конструкции расцениваются как сложное сказуемое или как сочетание простого глагольного сказуемого в строгом смысле термина, и спрягаемый глагол не является связкой.

Все формы сказуемого делятся на два структурных типа - простое и непростое - на основе соотношения вещественного и грамматического значений . По содержанию предикативного признака противопоставляются глагольное и именное сказуемое. Глагольное сказуемое обозначает активный признак (действие), именное сказуемое - пассивный признак (качество, свойство, состояние и т. п.) [Там же, 136].

Грамматическая основа предложения. Понятие о главных членах предложения

Грамматическая основа предложения состоит из подлежащего и сказуемого.

В грамматической основе выражаются грамматические значения предложения. Они связаны со значениями наклонений и времени глагола-сказуемого.

Войска движутся к фронту.

(Действие происходит на самом деле и имеет место в настоящем времени).

Вчера он заходил к нам.

(Действие происходило на самом деле, но в прошедшем времени).

Поговорил бы ты с матерью, Иван!

(Действие не реализовано в реальности, но желаемо для говорящего).

Подлежащее и сказуемое называют главными членами предложения, потому что все второстепенные члены в предложении напрямую или косвенно распространяют их.

Покажем зависимость второстепенных членов от главных на следующей схеме:

Изумленный Варенуха молча подал ему срочную телеграмму .

Подлежащее как член предложения. Формы выражения подлежащего

Подлежащее - это главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы именительного падежа кто? или что?

Подлежащее в русском языке может быть выражено по-разному, иногда «непривычными» формами. Правильно определять подлежащее поможет следующая таблица.

Основные способы выражения подлежащего.

Часть речи в позиции подлежащего

Существительное в и. п.

Язык отражает душу народа.

Местоимение в и. п.

Он вышел.

Кто там был?

Это правильно.

Это мой брат (при вопросах: кто это?)

Дом, который едва стоял, принадлежал леснику. (Здесь обратите внимание на подлежащее в придаточном предложении.)

Искры, что летели из костра, казались белыми. (Здесь обратите внимание на подлежащее в придаточном предложении.)

Кто-то пришел.

Все уснули.

Неопределенная форма глагола

Быть честным - это еще полдела.

Понимать - значит сочувствовать.

Курить - здоровью вредить.

Сочетание слов (одно из которых - в и. п.)

Мы с ним часто там бывали.

Два облака плывут по небу.

Сочетание слов без и. п.

Прошло около часа.

Сказуемое как член предложения. Типы сказуемого

Сказуемое - это главный член предложения, который связан с подлежащим особой связью и имеет значение, выраженное в вопросах что делает предмет речи? что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой? и др.

Сказуемое в русском языке бывает простым и составным. Простое (простое глагольное) сказуемое выражается одним глаголом в форме какого-либо наклонения.

Составные сказуемые выражаются несколькими словами, одно из них служит для связи с подлежащим, а на другие падает смысловая нагрузка. Иначе говоря, в составных сказуемых лексическое и грамматическое значения выражаются в разных словах.

(Глагол был полковник

(Глагол начали служит для связи с подлежащим, на слово работать падает смысловая нагрузка сказуемого.)

Среди составных сказуемых различаются составное глагольное и составное именное сказуемые.

Подробнее о типах сказуемых. Простое глагольное сказуемое

Простое глагольное сказуемое выражается одним глаголом в форме какого-либо наклонения.

Оно может выражаться следующими формами глагола:

Формой настоящего и прошедшего времени глагола.

Формой будущего времени глагола.

Формами условного и повелительного наклонения глагола.

Подчеркнем, что в случае Вас будут ждать завтра простое глагольное сказуемое выражено составной формой будущего времени глагола ждать.

Составное глагольное сказуемое

Составное глагольное сказуемое состоит из двух компонентов - вспомогательного глагола, служащего для связи с подлежащим и выражающего грамматическое значение сказуемого, и неопределенной формы глагола, выражающей его основное лексическое значение и несущей основную смысловую нагрузку.

(Здесь принялся - это вспомогательный глагол, а грызть - неопределенная форма глагола, несущего смысловую нагрузку.)

(Здесь не хочу - это вспомогательный глагол, а обидеть - неопределенная форма глагола, несущего смысловую нагрузку.)

В роли вспомогательного глагола могут выступать сочетания некоторых кратких прилагательных (должен, рад, готов, обязан и т. п.) и служебного глагола-связки быть в форме одного из наклонений (в настоящем времени эта связка опускается).

(здесь связка быть опущена).

Итак, представим строение составного глагольного сказуемого формулой:

СОСТ. ГЛАГ. СКАЗ. = ВСПОМОГАТ. ГЛАГ. + НЕОПРЕД. ФОРМА

Составное именное сказуемое

Составное именное сказуемое состоит из двух компонентов: связочного глагола, служащего для связи с подлежащим и выражающего грамматическое значение сказуемого, и именной части, выражающей его основное лексическое значение и несущей основную смысловую нагрузку.

(Здесь связочный глагол станет, а именная часть выражена прилагательным вязкий.)

(Здесь связочный глагол будет, а именная часть сказуемого выражена существительным гандболист.)

Представим строение составного именного сказуемого формулой:

СОСТ. ИМЕН. СКАЗ. = СВЯЗ. ГЛАГ. + ИМЕННАЯ ЧАСТЬ

Именная часть составного именного сказуемого выражается следующими частями речи: существительным, прилагательным (полным и кратким, разными формами степеней сравнения), причастием (полным и кратким), числительным, местоимением, наречием, cловом категории состояния, глаголом в неопределенной форме.

В русском языке можно выделить не менее четырех основных типов односоставных предложений.

Основные типы двусоставных предложений

Форма выражения подлежащего и сказуемого

Примеры

Подлежащее выражено именем существительным либо местоимением в именительном падеже, сказуемое - определенной формой глагола.

Подлежащее выражено именем существительным либо местоимением в именительном падеже, сказуемое - существительным в именительном падеже. В прошедшем и будущем времени появляется глагол-связка и падеж в сказуемом меняется на творительный.

Подлежащее выражено неопределенной формой глагола либо словосочетанием на ее основе, сказуемое - также неопределенной формой глагола. Между подлежащим и сказуемым возможны частицы это , значит .

Подлежащее выражено неопределенной формой глагола либо словосочетанием на ее основе, сказуемое - наречием.

Подлежащее выражено неопределенной формой глагола либо словосочетанием на ее основе, сказуемое - существительным в именительном падеже либо словосочетанием на его основе. В прошедшем и будущем времени появляется глагол-связка и падеж в сказуемом меняется на творительный.

Подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое - неопределенной формой глагола либо словосочетанием на ее основе. В прошедшем и будущем времени появляется глагол-связка.

Подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое - прилагательным либо причастием (полным или кратким) в именительном падеже. В прошедшем и будущем времени в сказуемом появляется глагол-связка.

Зная основные типы двусоставных предложений, легче находить в них грамматические основы.

Основные типы односоставных предложений

Типовые форма и значение

Номинативные (назывные) предложения

Это предложения, где главный член выражен именем существительным или местоимением-существительным в форме именительного падежа. Этот главный член считают подлежащим и указывают, что в номинативном предложении нет сказуемого.

Номинативные предложения сообщают обычно о том, что какое-нибудь явление или предмет существуют (имеются) в настоящем.

Большая площадь в городе.

Вот скамейка.

Определенно-личные предложения

Сказуемое выражено глаголом в форме 1 или 2 лица. Окончание глагола в этих случаях ясно указывает на лицо и число местоимения (я, мы, ты, вы). Употреблять эти местоимения в роли подлежащего нет необходимости.

Неопределенно-личные предложения

Сказуемое выражено глаголом в форме 3 лица множественного числа (в настоящем и будущем времени) либо в форме множественного числа (в прошедшем времени). В таких предложениях важно само действие, а деятель либо неизвестен, либо не важен для говорящего, поэтому подлежащее в них отсутствует.


Безличные предложения

Это предложения, при которых нет и не может быть подлежащего, поскольку обозначают они действия и состояния, которые мыслятся происходящими «сами собой», без участия активного деятеля.

По форме эти предложения делятся на два вида: с глагольным сказуемым и со сказуемым - словом категории состояния.

Глагольное сказуемое бывает выражено глаголом в форме 3 лица единственного числа (в настоящем и будущем времени) либо в форме среднего рода единственного числа (в прошедшем времени). В этой роли выступают обычно безличные глаголы либо глаголы в безличном употреблении. Глагольное сказуемое может также выражаться неопределенной формой глагола.

Чтобы не замерзнуть, она захватила кофту.

Кроме того, сказуемым в безличном предложении может являться слово нет.


Хозяев нет дома.

Второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство

Все члены предложения, кроме главных, называют второстепенными .

Второстепенные члены предложения не входят в грамматическую основу, но распространяют (поясняют) ее. Они могут пояснять и другие второстепенные члены.

Продемонстрируем сказанное схемой:

По своему значению и роли в предложении второстепенные члены подразделяют на определение , дополнение иобстоятельство . Эти синтаксические роли опознаются по вопросам.

Ценили (в какой степени?) высоко - обстоятельство.

Ценили (что?) полотна - дополнение.

Полотна (чьи?) его - определение.

Дополнение как член предложения. Типы дополнений

Дополнение - это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей (т.е. всех, кроме именительного) и обозначает предмет. Дополнение обычно распространяет сказуемое, хотя может распространять и другие члены предложения.

С удовольствием читаю (что?) журналы. (Здесь дополнение журналы распространяет сказуемое.)

Чтение (чего?) журналов - увлекательное занятие. (Здесь дополнение журналов распространяет подлежащее.)

Дополнения чаще всего выражаются именами существительными (либо словами в функции существительных) и местоимениями, но могут быть представлены также неопределенной формой глагола и цельными по смыслу словосочетаниями.

Брился он в походе (чем?) штыком. (Здесь дополнение штыком выражено существительным.)

Это понятно только ценителям (чего?) прекрасного. (Здесь дополнение прекрасного выражено прилагательным в роли существительного.)

А вас я попрошу (о чем?) остаться. (Здесь дополнение остаться выражено неопределенной формой глагола.)

Он прочел (что?) много книг. (Здесь дополнение много книг выражено цельным по смыслу сочетанием.)

Дополнения бывают прямые и косвенные.

Прямые дополнения относятся к переходным глаголам и обозначают предмет, на который непосредственно направлено действие. Прямые дополнения выражаются винительным падежом без предлога.

Не знаю, когда теперь увижу родных (в. п.).

В этих печах раньше плавили сталь (в. п.).

Все остальные дополнения называются косвенными.

Сыграйте-ка на рояле (п. п.).

Я положил хлеб на стол (в. п. с предлогом).

Мне запретили волноваться (выражено неопределенной формой глагола).