Цифровые диктанты по русскому языку. Цифровой диктант как методический прием активизации внимания


▫ Успокойся, Лена, нет там ничего персонального. Обезличенные столбцы и строчки чисел. Самое интересное, что есть электронный журнал, можно в него заложить программы по подсчету хотя бы части запрашиваемых показателей. Но это ж нужно оплатить труд программистов. Зачем, когда есть завучи? Опять же, разве сможет электронный журнал ежегодно последовательность столбиков в своих отчетах изменять, чтобы было так, как нужно тем, кто отчет запрашивает? А это очень серьёзная проблема - неправильная последовательность столбиков.
▫ а чего-нибудь супер-персонального там нет? Ведь вроде бы главнокомандующий запретил систему АИС Контингент, она сама может формировать любые отчеты. А так получается, что пока вы их вручную строчите, но....для кого? Информация, получается, собирается.... Или там ничего особо персонального нет?
▫ По ученикам: количество и% -по полу -по году рождения -по изучаемому ин языку -по 2-му ин языку -по кружкам, что они посещают а школе -вне школы -по успеваемости за прошлый год и т.п. Всё это высчитать отдельно: -по школе в целом, -по каждому уровню обучения, -по параллелям, -по каждому классу. По учителям: количество и % -по полу -по возрасту -по стажу -по образованию -по нагрузке (отдельно: меньше ставки, ставка, до 2,4 ставки, более 2,4 ставки и т.п.) -по времени прохождения КПК -по наличию званий -по категории Причем может быть необходимо посчитать в каждой возрастной категории % учителей с разным объемом нагрузки или с разной категорией и т.п. Это только две страницы. Там ещё про оснащение школы, здание, оборудование, информатизацию (столько-то % компьютеров до 2003 года выпуска, столько-то до 2007 и т.д., и т.п.) Как говорит завуч, ответственная за это: разве что по предпочитаемому цвету нижнего белья не попросили распределить контингент и % по каждой категории высчитать. Добавить к этому тот факт, что таблицы прошлого года имеют другую последовательность граф и строф в сравнении с таблицами нового года. Эти таблицы ещё и с внутренней числовой программой, просто так в них информацию не скопируешь, т.к. нарушишь формулы. И там ещё в конце каждой позиции ячейка с контрольным числом - если общая сумма процентов выйдет меньше или больше 100% хоть на десятую долю, будешь искать ошибку или некорректное округление - это самое противное в деле их заполнения. Я рада, что в тот момент, когда приходят эти запросы, у меня есть уважительная причина ими не заниматься - я расписание на новый уч.год составляю и утрясаю и параллельно привожу в состоянии боевой готовности электронный журнал.
▫ Инна, я не знаю, но полагаю, что не стало. Особенно, если учесть, что директор (по мнению реформаторов) должен взять на себя работу завучей.
▫ Странно не то, что они намордник не надевают, а то, что им даже в голову не приходит, что в лесу, кроме них кто-то еще может гулять. Там же нет никого, кроме других таких же, как и они, людей с собаками. Остальные - так людишки, которые тупым мозгом не понимают, что Лордик не кусается, а просто очень громко тявкает. Многие собачники игнорируют полностью тот факт, что дети МАШУТ руками, бегают, орут, могут провоцировать собаку испугом, могут начать убегать от собаки. Сначала я думала, что это эгоизм какой-то тотальный. Но потом стала сомневаться. Пока у тебя нет собаки, ты четко знаешь, как надо. А как только она появляется, ты не оставишь Лордика в наморднике (это изверги придумали, себе намордник наденьте), а вдруг его загрызут другие собаки, а он в наморднике. Как-то так, наверное. Там все мысли вокруг удобства собачки крутятся.и это странно, микробы какие-то.без них не обошлось. А самый странный случай - Это из последних. Где мама надела пакет на ребенка, прикрутила скотчем и оставила в лесу, а до этого вроде бы в церковь с ребенком ездила. У них тоже есть собака.Может действительно какие-то собачьи болезни на женщин влияют плохо? https://www.m24.ru/articles/obshchestvo/18022019/154736

Проверка знаний учащихся.

Цифровые диктанты.

5 класс.

Тема «Словосочетание и предложение»

1.- предложение

2.-словосочетание.

Светит солнце, белый парус, скамейка в лодке, деревянное весло, искрится на солнышке, журчит вода, мой бинокль, смотрю вдаль, ловится рыба.

Ответ: 1,2,2,2,2,1,2,2,1.

Тема «Простое и сложное предложение»

1.-простое предложение

2.-сложное предложение

1. Я вспоминаю то утро, когда отец вернулся домой.

2. Непогоду всегда сменяют ясные дни.

3.Вдруг подул холодный ветер, и по небу поползли тяжёлые чёрные тучи.

4.В нашем озере водится много рыбы, и рыбаков на берегу можно увидеть в любое время.

5.Когда начало смеркаться, мы развели огонь и стали петь песни под гитару.

6. Лёгкий ветерок коснулся серебряной глади озера.

7.Неширокая тропинка пряталась в густых зарослях терновника.

8.В траве виднеются ярко-красные бусинки спелой земляники.

Ответ: 1,2,1,1,1,2,2,2.

Тема «Синонимы, антонимы, омонимы»

1.-синонимы

2.-омонимы.

3.-антонимы.

Знаменитый писатель- известный писатель;

Умный человек-понятливый человек;

Понятливый человек- бестолковый;

Горячая вода- холодная вода;

Бальный наряд девушки- наряд полиции;

Смелый воин- храбрый воин;

Храбрец- трус;

Дверной косяк- косяк рыб.

Ответ: 1,1,3,1,3,2,1,3,2.

Тема «Орфография»

Положение, выросла, произрастает, излагать, выращивать, приложение, прилагательное, заросли, предлагать, прорасти, отложить, повзрослеть.

Ответ: 2,3,4,1,5,2,1,3,1,4,2,3.

Тема «Орфография»

Шоссе, чёрный, чёрствый, шёлк, шоколад, жёрдочка, шорох, чёлка, пришёл, шофёр, жёлтый.

Ответ: 1,2,2,2,1,2,1,2,2,1,2.

Тема «Имя существительное»

1.-нарицательное

2.-собственное

Газета, девочка, Елена, Байкал, фамилия, Каштанка, Мурзик, город, Благовещенск, Америка, посёлок, отчество, Иван Петрович.

Ответ: 1,1,2,2,1,2,2,1,2,2,1,1,2.

Тема «Имя прилагательное»

1.- полное прилагательное

2.-краткое прилагательное

Могуч, длинный, хорош, хлебный, коротка, красива, большая, известен, богат, спелый, счастлив.

Ответ: 2,1,2,1,2,2,1,2,2,1,2.

Тема «Глагол»

1.-совершенный вид

2.- несовершенный вид.

1.Степь раздольная далеко вокруг, широко лежит.

2.В гости я к тебе не один пришёл.

3.Ты пахни в лицо ветер с полудня!

4.Широко ты, степь, пораскинулась!

5.Чародейкою Зимою околдован, лес стоит.

6.Мы молодой весны гонцы, она нас выслала вперёд.

7.Но широко в область ночи день объятия раскинул.

8.Зреет рожь над жаркой нивой.

Ответ: 2,1,1,1,2,1,1,2.

Тема «Буквы Е- И в корнях с чередованием»

Наберёт корзинку, подстелет коврик, подбирает крошки, сжигает листья, избирать депутатов, разжигать костёр, умереть от старости, блеснул умом.

Ответ: 1,1,2,2,2,2,1,1.

В виде цифровых диктантов.
Подобные диктанты позволяют отрабатывать навыки различения языковых явлений на слух, помогают эффективно и оперативно проводить первичный контроль знаний, закреплять учебный материал на практике, а также могут быть использованы для обозначения моментов перехода от одного этапа к другому при выстраивании структуры урока.
Предназначается учителям русского языка, методистам.

Подробное описание

ВВЕДЕНИЕ

Наверное, каждый учитель много раз задумывался, как сэкономить время на уроке, чтобы успеть сделать как можно больше: и опросить по пройденному материалу, и объяснить новую тему, и закрепить полученные знания, и чтобы при этом была хорошая накопляемость отметок и ученикам было интересно. Мы предлагаем вам такую возможность – использование на уроке цифрового диктанта.

Его суть заключается в следующем: какое-либо понятие или языковое явление условленно обозначается цифрой, например:

1 – «не» с прилагательным пишется слитно; 2 – «не» с прилагательным пишется раздельно. Данное условие обязательно записывается на доске или в тетрадях учащихся. Затем учитель диктует словосочетания, а дети фиксируют в тетрадях (на листочках, индивидуальных досках и т. д.) только цифры. В результате получается определенный код, который легко и быстро проверить. Наиболее эффективной будет проверка, если учитель еще раз произносит словосочетания, а дети объясняют правильность выбора определенной цифры. Например, первое словосочетание было такое: «небрежное письмо». Учащиеся поясняют, что первая цифра – 1, так как прилагательное без «не» не употребляется. Следующее словосочетание «не высокий, а низкий» – цифра 2, так как есть противопоставление с союзом «а»; третье словосочетание «нездоровый вид» – цифра 1, так как можно подобрать синоним «болезненный» и т. д.

Такой вид работы на уроке позволяет одновременно проверить знания у нескольких учащихся: одного–двух учеников вызываем к доске, затем при проверке берем еще у одного тетрадь, а еще одного просим озвучить то, что он записал у себя в тетради, при этом весь класс может также принимать участие в объяснении выбора цифры.

Особенно помогает этот вид работы при изучении синтаксиса, когда учащимся не нужно записывать целые предложения, чтобы определить или выделить то или иное синтаксическое явление, понятие, а достаточно выбрать нужную цифру.

При желании и возможности учитель может изготовить индивидуальные карточки с цифровым диктантом, и тогда несколько учащихся могут работать самостоятельно с этими карточками, а учитель в это время с остальными учащимися либо выполняет этот же вид работы, но на другом материале, либо проводит фронтальный опрос по теме, либо объяснительный диктант и тому подобное

Цифровой диктант помогает в решении следующих учебных задач:

– закреплять учебный материал на практике;

– отрабатывать навык различения языковых явлений на слух;

– определить, какое языковое явление из возможных встретилось в данном материале.

Предлагаемые цифровые диктанты могут помочь учителю плавно перейти от одного этапа урока к другому, например, от объяснения нового материала или закрепления пройденного к грамматическому разбору слов из предложений или словосочетаний, прозвучавших в диктанте, или синтаксическому анализу целого предложения, или к работе по обогащению словарного запаса учащихся, так как в диктантах (употреблены) встречаются малоупотребляемые, устаревшие слова, над которыми можно провести лексическую работу, лексический анализ этих слов; также некоторые диктанты позволяют плавно перейти к работе по развитию речи , так как словосочетания связаны общей темой, которую учащиеся сами определяют и составляют несколько предложений на данную тему, а если усложнить задание тем, чтобы обязательно использовать словосочетания или слова, прозвучавшие в диктанте (но об этом обязательно нужно предупредить заранее, еще перед диктантом), то это будет способствовать еще и развитию памяти учащихся. И еще одно очень важное преимущество этого вида учебной работы – он очень нравится ученикам.

Введение 3

Глава I. ЦИФРОВЫЕ ДИКТАНТЫ, РАЗРАБОТАННЫЕ

ПО СТАБИЛЬНЫМ УЧЕБНИКАМ

§ 1. 5 класс

1.1. Словосочетание и предложение 5

1.2. Виды предложений 6

1.3. Простое и сложное предложение 7

1.4. Лексика 9

1.5. Морфемика. Орфография 10

1.6. Имя существительное 12

1.7. Имя прилагательное 14

1.8. Глагол 15

§ 2. 6 класс

2.1. Лексика. Фразеология 18

2.2. Словообразование 21

2.3. Имя существительное 23

2.4. Имя прилагательное 26

2.5. Имя числительное 31

2.6. Местоимение 33

2.7. Глагол 34

§ 3. 7 класс

3.1. Причастие 35

3.2. Деепричастие 38

3.3. Наречие 40

3.4. Предлог 43

3.5. Союз 44

3.6. Частица 46

3.7. Междометие 47

Глава II. ЦИФРОВЫЕ ДИКТАНТЫ, РАЗРАБОТАННЫЕ

ПО УЧЕБНОМУ КОМПЛЕКСУ ПОД РЕДАКЦИЕЙ

В. В. БАБАЙЦЕВОЙ , Л. Д.ЧЕСНОКОВОЙ

§ 1. 5 класс

1.1. Вводный курс 48

1.2. Основной курс. Морфемика 56

1.3. Лексика. Фразеология 59

1.4. Морфология. Имя существительное 62

§ 2. 6 класс

2.1. Глагол 65

2.2. Имя прилагательное 69

2.3. Имя числительное 73

2.4. Наречие 74

2.5. Местоимение 77

§ 3. 7 класс

3.1. Причастие 79

3.2. Деепричастие 82

3.3. Предлог 84

3.4. Союз 86

3.5. Частица 88

3.6. Междометие 90

Перед учителем начальной школы в учебном процессе стоит одна из самых сложных задач – организовать работу по развитию внимания детей. Отсутствие такой работы обязательно скажется на успешности обучения младшего школьника.

Мы часто замечаем, как ребенок может часами заниматься любимым делом, не проявляя никаких признаков утомления, но стоит ему взять в руки учебник, сразу начинаются проблемы. Все дело в том, что возрастными особенностями внимания младших школьников являются слабость произвольного внимания и его неустойчивость.

Для мобилизации внимания необходимо активировать учебную работу детей. Надо, чтобы они больше думали и всё, что доступно их силам, выполняли самостоятельно.

Существует много приёмов активизации внимания. В своей работе я часто использую «Цифровой диктант». Он прост в использовании и интересен для учеников.

Методика проведения «Цифрового диктанта»

Работа выполняется в двух вариантах. Учитель записывает на доске (можно делать слайды в программе PowerPoint) понятия по изученной или изучаемой теме. Против каждого понятия целесообразно ставить цифры, разные для каждого варианта. Учитель предлагает прослушать отдельные отрывки и указать цифру того понятия, о котором говорится.

Рассмотрим это на примере. (Таблица 1)

Таблица 1

«Природные зоны»

  1. Поверхность земли покрыта многочисленными озёрами и болотами. Весной сюда прилетает много птиц. (Тундра )
  2. Хозяин зоны – белый медведь. Он охотится на тюленей, умело ловит рыбу. (Арктика )
  3. В этой зоне найдены большие месторождения разнообразных полезных ископаемых и живёт зверёк с ценнейшим мехом – соболь. (Тайга )
  4. Ранней весной, когда лес ещё не покрылся листвой, здесь появляются раннецветущие травянистые растения: сон-трава, подснежник, медуница. Охраняются благородные олени, косули, речные бобры, зубры. (Смешанные леса )

Ответы для 1 варианта: 3, 1, 2, 4.

Достоинства «Цифрового диктанта»

Во-первых, «Цифровой диктант» непродолжителен по времени и занимает не более 5 минут.

Во-вторых, может быть использован на уроке как при проверке домашнего задания, так и при закреплении полученных знаний.

В-третьих, при работе учащиеся должны сосредоточиться только на своём варианте. У них совершенно нет времени и возможности подсмотреть в тетрадь соседа по парте.

В-четвёртых, очень удобно организовать самопроверку и взаимопроверку.

В-пятых, использовать «Цифровой диктант» можно со II полугодия 1 класса и на любом уроке.

Приведу несколько примеров. (Таблицы 2, 3, 4, 5)

Таблица 2

Математика. «Сложение чисел в пределах 20»

1 вариант

2 вариант

Информация, которую зачитывает учитель:

6 + 8, 3 + 9, 5 + 7, 6 + 6, 8 + 4, 9 + 5, 6 + 9, 7 + 7, 8 + 8, 7 + 6

Ответы для 1 варианта: 3, 1, 2, 1, 1, 3, 4, 3, 5, 2.

Ответы для 2 варианта: 2, 5, 4, 5, 5, 2, 3, 2, 1, 4.

Таблица 3

Русский язык. «Состав слова»

1 вариант

2 вариант

Информация, которую зачитывает учитель:

  1. Изменяемая часть слова.
  2. Одинаковая часть родственных слов.
  3. Часть слова, которая стоит после корня, и служит для образования новых слов.
  4. Часть слова, которая стоит перед корнем, и служит для образования новых слов.

(Задание осложняется тем, что вместо слов: приставка, корень, суффикс, окончание введены условные обозначения.)

Ответы для 1 варианта: 1, 3, 4, 2.

Ответы для 2 варианта: 4, 2, 3, 1.

Таблица 4

Литературное чтение. «Устное народное творчество. Малые жанры фольклора»

Информация, которую зачитывает учитель:

  1. Небольшое произведение устного народного творчества, в котором нужно назвать предмет или явление по их признакам и действиям. (Загадка )
  2. «Любишь кататься, люби и саночки возить», «Кто много читает, тот много знает», Один за всех и все за одного». К какому жанру фольклора относятся эти краткие мудрые изречения? (Пословица )
  3. Шутливое вступление или концовка сказки. (Присказка )
  4. В них могут повторяться слова с одним и тем же корнем, переставляться слова, меняться звуки. Они необходимы для отработки правильности и чистоты произношения. (Скороговорки )
  5. - Кисонька-мурысенька,
    Ты где была?
    - На мельнице.
    - Кисонька-мурысенька,
    Что там делала?
    - Муку молола.
    - Кисонька-мурысенька,
    Что из муки пекла?
    - Прянички.
    - Кисонька-мурысенька,
    С кем прянички ела?
    - Одна.
    - Не ешь одна! Не ешь одна!

Что это за жанр устного народного творчества? (Потешка )

Ответы для 1 варианта: 3, 4, 1, 5, 2.

Ответы для 2 варианта: 1, 2, 5, 3, 4.

Таблица 5

Окружающий мир. «Полезные ископаемые»

Информация, которую зачитывает учитель:

  1. Прочный, хорошо полируется, необычайно красивая горная порода. Используется для украшения зданий, метро, для сооружения памятников. (Гранит )
  2. Растительного происхождения, тёмно – бурого цвета, хрупкий, тускло горит. (Торф )
  3. Твёрдая и тяжёлая, бурого или красного цвета, похожа на камень, из неё выплавляют металл. (Железная руда )
  4. Ярко горит, выделяет тепло, чёрного цвета, хрупкий, растительного происхождения. (Уголь )
  5. Разного цвета, легко пропускает воду, используют в строительстве, изготовляют стекло. (Песок )
  6. Маслянистая жидкость тёмно – бурого цвета, горит коптящим пламенем. (Нефть )
  7. От огня загорается, горит синим пламенем, из него получают бензин, искусственные ткани, резину, пластмассы. (Природный газ )

Ответы для 1 варианта: 7, 4, 5, 3, 6, 1, 2.

Ответы для 2 варианта: 6, 3, 7, 4, 5, 2, 1.

При подборе содержания стараюсь учитывать, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не допустить излишнего упрощения.

В 4 классе (2008 – 2009 уч. г.) мои ученики уже сами составляли «Цифровые диктанты» для своих одноклассников и с удовольствием проводили их на уроках.

Вот некоторые из них. (Таблицы 6, 7, 8, 9)

Таблица 6

Окружающий мир. «Растительный мир Ростовской области»

(составила Ермолаева Юлия)

  1. «Лазорики» - называют этот цветок на верхнем Дону, «кубышки» - именуют его жители низовий. Что это за растение? (Степной тюльпан )
  2. Какое растение называют в народе «шёлковой травой»? (Ковыль )
  3. Вот описание ещё одного очень характерного растения донских степей: «Ароматный полукустарничек со стелющимся по земле стеблем. Ценное лекарственное растение. Растёт на целине. В прошлом религиозные люди в свои праздники посыпали этой пахучей травой земляные полы. Растение становится редким, так как поедается и вытаптывается скотом». Назовите это растение. (Чебрец )
  4. О каком растении Дона пишет А. Софронов:
    Как будто из меди его лепестки,
    И стебель свинцового цвета.
    Стоит на кургане у самой реки
    Цветок, не сгибаемый ветром.
    (Бессмертник )

Ответы для 1 варианта: 3, 2, 4, 1.

Ответы для 2 варианта: 2, 3, 1, 4.

(Для подготовки ученица использовала пособие Б. А. Нагорного «Твой край родной. Занимательное краеведение в вопросах и ответах». – Ростов н/Д: Кн. Изд-во, 1988.)

Таблица 7

«Водоёмы Ростовской области»

(составил Тищенко Роман)

Информация, которую зачитывает ученик:

  1. Дон, Северский Донец, Калитва, Меловая. (Река )
  2. Азовское. (Море )
  3. Цимлянское, Пролетарское, Соколовское, Весёловское. (Водохранилище )
  4. Маныч – Гудило. (Озеро )

Ответы для 1 варианта: 3, 4, 1, 2.

Ответы для 2 варианта: 2, 1, 4, 3.

Таблица 8

Литературное чтение. «Знаешь ли ты сказки А. С. Пушкина?»

(составила Власова Ксения)

Информация, которую зачитывает ученик:

  1. Это произведение является поэтической переработкой немецкой сказки «Белоснежка». («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» )
  2. В современном мире мы часто используем фразу: «Остаться у разбитого корыта». Выражение употребляется в значении: утрата блестящего положения, разбитые надежды. («Сказка о рыбаке и рыбке» )
  3. В каком произведении герой искал дешёвого работника, который мог быть и поваром, и конюхом, и плотником? («Сказка о попе и работнике его Балде» )
  4. Какая сказка заканчивается словами:
    Сказка ложь, да в ней намёк –
    Добрым молодцам урок.
    («Сказка о золотом петушке» )
  5. В этой сказке много превращений и чудес.
    Композитор Николай Андреевич Римский – Корсаков сочинил оперу по мотивам этой сказки. А самая известная оркестровая тема «Полёт шмеля».
    («Сказка о царе Салтане…» )

Ответы для 1 варианта: 5, 1, 4, 3, 2.

Ответы для 2 варианта: 3, 2, 5, 1, 4.

Таблица 9

Русский язык. «Словарные слова»

(составил Леонов Артём)

1 вариант

2 вариант

Информация, которую зачитывает ученик:

Ра бота, ме тро, я зык, ли мон, мо рковь, ря бина, ка ртина, оче нь, о сина, би лет.

Ответы для 1 варианта: 4, 1, 2, 5, 3, 2, 4, 1, 3, 5.

Ответы для 2 варианта: 5, 4, 3, 1, 2, 3, 5, 4, 2, 1.

Ещё Л. С. Выготский говорил, что «управляя вниманием, мы берем в свои руки ключ к образованию, формированию личности и характера». Поэтому использование на уроках «Цифрового диктанта» вызывает у учащихся повышенный интерес к изучаемой теме, ведет к более эффективному, глубокому, творческому, осмысленному усвоению знаний, и, конечно, активизирует внимание.