Условное наклонение глагола урок в 6. В этом предложении глагол в условном наклонении. Вновь обратимся к диалогу

Урок русского языка в 6-м классе по теме:
"Условное наклонение глагола "
Цели урока:
научить определять глаголы в условном наклонении;
способствовать развитию логического мышления, памяти, внимания;
воспитывать интерес к русскому языку, чувство юмора.
I. ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА
Сегодня мы продолжим разговор о наклонении глагола, повторим известные нам сведения об изъявительном наклонении и познакомимся с условным наклонением.
Закрепить пройденное и усвоить новый материал нам поможет лингвистическая сказка, в которой вы тоже примете участие. Итак, слушаем сказку.
II. ПОВТОРЕНИЕ
Слайд 1. В королевстве Всяческих действий правил многоликий и энергичный король Глагол. И было у него 3 сына с совершенно разными характерами.
Слайд 2. Старший был самый практичный, самый справедливый, верящий в то, что происходит на самом деле, происходило или будет происходить.
Слайд 3. Средний был мечтатель, романтик и фантазер.
Слайд 4. Третий – очень уверенный в себе и в своих силах, любящий приказывать и подчинять других. Поучать и побуждать к действию.
Когда они стали взрослыми, каждый получил свой город и начал править в нем в соответствии со своими взглядами и настроениями.
Слайд 5. Город, в котором градоначальником был старший брат, назывался Как? Помогите, ребята (Изъявительное наклонение). Девизом жизни всех горожан были слова: “Было! Есть! Будет!”
Слайд 6. – Как назывался город второго брата? (Условное наклонение). Здесь мечтательные жители существовали под девизом: “Если бы да кабы!”
Слайд 7. Обитатели третьего города (Повелительное наклонение) подчинялись девизу: “Так точно! Будет сделано!”.
Однажды король-отец Глагол решил проведать своих сыновей и посмотреть, как они правят своими городами.
Слайд 8. И мы с вами тоже отправимся вместе с королем по улицам города Изъявительное наклонение.
1. Индивидуальное задание у доски.
Один наш товарищ из самых любознательных, засмотревшись, заблудился. Чтобы нас догнать, он должен выполнить задание на карточке.
Синтаксический разбор предложения: Когда над Марсом поднимается ветер, начинаются страшные пылевые бури.
2. Работа на повторение изученного материала.
Слайд 9. Вот мы у светофора, но у этого светофора всего два цвета: зеленый и красный.
Зеленый пропускает глаголы I спряжения, красный – глаголы II спряжения. Вот такие у них правила. Скажите, а какие глаголы могут переходить дорогу на любой сигнал светофора? Как они называются? Назовите их. (Разноспрягаемые: хотеть, бежать, есть, дать). Слайд 10.
Слайд 11. Предлагаю вам помочь регулировать движение в городе. Но для этого вам необходимо вспомнить, какими двумя способами можно определить спряжение глагола. (По личному окончанию и по инфинитиву). Когда мы определяем спряжение глагола по инфинитиву? Как определить спряжение по личному окончанию?
Слайд 12, подключение интерактивного пера. Итак, если I спряжение – зеленый свет, II спряжение – красный.
Ездим на автобусе, автобус отправляется, держит курс, пересекает улицу, тянется колонна машин, скоро включится светофор.
Некоторые правила города мы усвоили. Вот и заблудившийся догнал нас. Посмотрим, все ли он сделал правильно. (Коллективная проверка работы у доски).
3. Повторение изученного на прошлом уроке.
Слайд 13. Нас окружили жители города. Их интересует, знаем ли мы что-нибудь о них.
– Что же вы знаете о глаголах изъявительного наклонения?
Слайд 14. И вот мы попрощались с довольными своей жизнью глаголами Изъявительного наклонения и вместе с Королем отправились в город среднего сына Условное Наклонение.
III. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ. Запись темы урока в тетрадь.
Слайд 15. Мы с любопытством разглядываем жителей этого города. Они всегда ходят парами. Рядом с глаголами всегда частица бы. Она либо бежит за глаголом, либо отстает, пропуская несколько слов, либо перегоняет его и стоит впереди. Слайд 16.
Значение глаголов в условном наклонении
Слайд 17. Вглядевшись в город, мы обнаружили, что здания здесь недостроены, Слайд 18 - одежда недошита, хотя и сделана из прекрасного материала, картины художников недописаны, больные недолечены, дети недоучены.
Король Глагол был встревожен. Он обратился к жителям с вопросом:
– Когда же вы, наконец, завершите свою работу?
– Мы сможем завершить свои дела только при определенных условиях.
Что же это за условия? Закончите предложения за некоторых жителей города.
Слайд 19. Архитектор ответил (I ряд): Я бы построил дворец, если бы
Садовник (II ряд) сказал: Я бы вырастил прекрасные цветы, если бы
Швея прошептала (III ряд): Я бы сшила новое платье, если бы
Проверяем: Назовите глаголы в условном наклонении. Какие действия обозначают глаголы в условном наклонении (слайд 20)? Какие предложения у вас получились? Какой союз мы использовали для связи простых предложений? Какой вопрос можно задать от главного предложения к зависимому?
Чтение учебника на стр. 203.
Слайд 21. – Как образуются глаголы в условном наклонении?
- В каких еще глагольных формах присутствует суффикс -л-?
Слайд 22. – Как изменяются глаголы в условном наклонении?
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
Слайд 23. А сейчас давайте пригласим в город новых жителей. Мы будем помогать им адаптироваться, то есть приспосабливаться к новым условиям жизни.
Видеть, рисовать, посмотреть, познакомиться, узнать, достроить.
Слайд 24. А теперь мы попробуем разговаривать на языке жителей города Условное Наклонение. Помните, что их девиз «Если бы да кабы!» Нужно из двух предложений составить одно, употребив в нем глаголы в условном наклонении. Какой союз поможет вам в этом?
Пройдет теплый дождь. Появятся грибы в лесу.
Солнце перестанет светить. Жизнь на Земле вскоре угаснет.
Исследователи оказались на Марсе. Они увидели под собой почву красно-бурого цвета.
Равноправны простые предложения в их составе или нет? Какое предложение главное, а какое зависимое? Какой вопрос мы задаем от главного к зависимому? Какой союз помогает нам соединить два простых предложения в составе сложного? Вот какова обычно схема подобных предложений (см. слайд 25).
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Что мы узнали об условном наклонении глаголов? Слайды 26, 27, 28.
Слайд 29: Домашнее задание: опираясь на материалы п.84 на стр.203-204, выполнить упражнение 488 письменно.

Виды коллективной деятельности учащихся на различных этапах урока:
Запись числа.
Размещение по столбикам глаголов 1 и 2 спряжения.
Запись темы урока.
Запись предложений с продолжением по рядам.
Алгоритм образования глаголов в условном наклонении.
Образование глаголов в условном наклонении от инфинитивов.
Составление предложений с использованием глаголов в условном наклонении и союза если.
Запись схемы сложного предложения с глаголами в условном наклонении и союзом ЕСЛИ.

КАРТОЧКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАДАНИЯ.
Спишите предложение, расставив знаки препинания и вставив пропущенные буквы. Произведите его синтаксический разбор:
Когда над Марсом подн..матся ветер начнаются страшные пылвые бури

§ђЗаголовок 1?1ђЗаголовок 315

Условное наклонение глагола.
Цель: освоение нового понятия “условное наклонение глагола”.
Задачи:
1. Обучающая: формировать умение различать формы изъявительного наклонения и условного наклонения глаголов; отработать навык правильного написания глаголов в условном наклонении.
2. Развивающая: развивать коммуникативные качества учащихся; формировать умение обобщать изучаемые факты и понятия.
3. Воспитывающая: вызвать интерес к урокам русского языка, развивать коммуникативные качества.
Тип урока: урок-путешествие: объяснение нового материала.
Оборудование: презентация, раздаточный материал для игры в буриме..Ход урока
I. Организационный момент. 1
Приветствие. Оформление записей в тетради.
II. Сообщение темы и целей урока. 1
Ребята, я приглашаю вас на урок русского языка, но он сегодня необычный. Мы с вами отправляемся в далекое путешествие по морю к загадочному острову, а как он называется, вы сами мне скажете позже. («Условное наклонение глагола»). Но одолеет этот трудный путь только тот, кто будет активно работать на уроке и покажет свои знания по правописанию глаголов, по их образованию и изменению. Кто правильно будет находить глаголы в тексте.
III. Повторение изученного.
-Итак, в путь, ребята! Но чтобы нам выйти в море, надо быстро проверить ваши знания о глаголе.
Лингвистическая сказка 4
В королевстве Всяческих действий правил многоликий и энергичный король Глагол I. И было у него 3 сына с совершенно разными характерами.
Старший был самый практичный, самый справедливый, верящий в то, что всё происходит на самом деле, происходило или будет происходить. Девизом его были слова: "Было! Есть! Будет!”
Средний был мечтатель, романтик и фантазер. Его девиз: "Ели бы, да кабы!”
Третий – очень уверенный в себе и в своих силах, любящий приказывать и подчинять других. Поучать и побуждать к действию. Его девиз: "Так точно! Будет сделано!”.
Когда они стали взрослыми, каждый получил свой остров и начал править в нем в соответствии со своими взглядами и настроениями.
- Скажите, как назывался остров старшего брата? (Изъявительное наклонение).
– Почему вы так думаете?
– Как назывался остров второго брата? (Условное наклонение).
– Как назывался остров третьего брата? (Повелительное наклонение).
Однажды король-отец Глагол I решил проведать своих сыновей и посмотреть, как они правят своими островами.
И мы с вами тоже отправимся вместе с королем на остров Изъявительное наклонение и вспомним законы этого острова.
2. Проверка домашнего задания: усвоения учащимися предыдущего материала «Изъявительное наклонение глагола» 4
- Дома вы нашли в четверостишии З. Александровой «Апрель» глаголы и определили их морфологические признаки: вид, возвратность, переходность, наклонение, время, лицо, число. На солнышке согрелась ель,
Подтаяла сосна.
Идет апрель, звенит капель,
В лесу у нас весна.
-Назовите глаголы?
Согрелась: 1 спр., сов.в., возвр., неперех., изъявительное наклонение, прошедшее время, ед.ч., ж.р.
Подтаяла: 1спр., сов.в., невозвр., нерепех., изъявительное наклонение, прошедшее время, ед. ч., ж.р.
Идет: 1спр., несов. в., невозвр., неперех., изъявительное наклонение, настоящее время, 3 л., ед.ч.Звенит: 2 спр., несов. в., неперех., изъявительное наклонение, настоящее время, 3 л., ед.ч.- Глаголов какого времени нет в этом четверостишии? (будущего)
- У всех ли глаголов есть форма настоящего времени? (нет, её нет у глаголов сов. в.)
- Чем различаются формы будущего времени глаголов сов.в. и нес. в.?
3. Обобщение изученного по теме. 5
Распределительный диктант: правописание Е-И в окончаниях глагола 3 лица ед.ч. (работа в группах)
-И вот мы на острове. Что за правила здесь работают? Посмотрите на словосочетания. Какую орфограмму нужно вспомнить, чтобы правильно вставить букву? (Правописание гласных Е-И в личных окончаниях глаголов)
- От чего зависит написание гласных? (от спряжения)
- Распределите глаголы в соответствии со спряжением.
Проверим эту работу с помощью сигнальных карточек. Зеленый пропускает глаголы 1 спряжения, красный – глаголы 2 спряжения. Вот такие у них правила.
Гуляет по морю, подгоняет кораблик, корабль отплывает, держит курс, пересекает остров, грохочет море, уносит вдаль, ветер гонит, душа просит, точит камни.1 спряжение 2 спряжение
гуляет держит - исключение
подгоняет уносит
отплывает гонит - исключение
пересекает просит
грохочет точит
1ученик называет, остальные сигнализируют.
IV. Изучение нового материала.
Смотрите, на горизонте появился ещё какой-то небольшой остров. Интересно, как он называется? Нам нужно посмотреть, кто там живет, и выполнить их условия.
Инсценировка учащимися эпизода одной из сказок А.С. Пушкина. 3
Автор: Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
1 ученица: «Если б я была царица, -
Автор: Говорит одна девица, -
1 ученица: То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир.
2 ученица: «Если б я была царица, -
Автор: Говорит ее сестрица, -
2 ученица: То на весь бы мир одна
Наткала я полотна. »3 ученица: «Если б я была царица, -
Автор: Третья молвила сестрица, -
3 ученица: Я б для батюшки - царя
Родила богатыря.»Учитель:
- Вам, ребята, эти строки знакомы с детства. Из какой они сказки? («Сказка о царе Салтане…» А.С.Пушкин)
- Скажите, что желали героини?
- А что здесь обозначает желательность действия? (Частица бы)
-Как называется этот остров? (Условное наклонение)
2. Значение, образование, изменение глаголов в условном наклонении. 5
- Это остров романтиков, мечтателей и условностей. Девиз жителей этого острова: «Если бы да кабы». Посмотрите на них внимательно. Они всегда ходят парами. Рядом с глаголом частица БЫ. Она либо бежит за глаголом, либо отстает, пропуская несколько слов, либо перегоняет его и стоит впереди. Хотите узнать историю их дружбы? Для этого нужно попробовать разгадать небольшой ребус…
Образование глаголов условного наклонения
СДЕЛАТЬ + Л + БЫ
ВЫВОД: Глаголы в условном наклонении образуются от основы неопределенной формы при помощи суффикса -л- и частицы бы (б).
Значение глаголов в условном наклонении
Вглядевшись в город, мы обнаружили, что здания здесь не достроены, одежда не дошита, хотя и сделана из прекрасного материала, деревья в садах и парках не досажены, картины художников не дописаны, больные не долечены, дети недоучены.
И нам захотелось узнать, что же происходит с жителями этого города.
Особенно был встревожен Король Глагол I. Он обратился к жителям с вопросом:
– Когда же вы, наконец, завершите свою работу? И мы услышали ответ:
– Мы сможем завершить свои дела только при определенных условиях.
Давайте составим их ответ (работа в группах)
Архитектор ответил (1 группа):
Я бы построил дворец, если бы …
Садовник (2 группа) сказал:
Я бы вырастил прекрасные цветы, если бы…
Швея прошептала (3 группа):
Я бы сшила новое платье, если бы…
Доктор (4 группа) воскликнул:
Я бы всех вылечил, если бы…
Художники (5 группа) вздохнули:
Мы бы дорисовали пейзаж, если бы…
Проверяем:
Назовите глаголы в условном наклонении.
– Что обозначают глаголы в условном наклонении?
– Как образуются глаголы в условном наклонении?
– Как изменяются глаголы в условном наклонении?
3. Работа с учебником теории. 3
А теперь откроем волшебную книгу и прочитаем теорию, проверим, правильно ли мы всё поняли?
V. Закрепление изученного материала.
1. Самостоятельная работа. 4
Даны глаголы в форме инфинитива, нужно образовать условное наклонение. (Выполняется письменно).
Принести – принес бы, принесла бы, принесло бы, принесли БЫ
Сделать – сделал бы, сделала бы, сделало бы, сделали БЫ
Долететь – долетел БЫ, долетела бы, долетело бы, долетели бы
Приходить – приходил БЫ, приходила бы, приходило бы, приходили бы
Думать – думал БЫ, думала бы, думало бы, думали бы
Молодцы, ребята! Вы справились и с этим заданием.
2. Синтаксический разбор предложения.(1 ученик у доски) 5
Молодцы! Смотрите, море утихает, выглянуло солнышко, и мы снова качаемся на волнах. Но посмотрите, что-то чернеет впереди. Ребята, это скалы. Чтобы спасти наш корабль, мы должны сделать полный синтаксический и орфографический разбор предложения.
Я хотел бы любоваться красивой природой.
(Повест., невоскл., простое, двусост., распр., не осложнен.)
Хорошо! Вы справились с этим заданием. И скалы уже давно позади нас. Но нас ждут другие испытания.
3.Выборочный диктант 5
Выпишите глаголы в словном наклонении. Выделите орфограмму «Правописание частицы бы в глаголах условного наклонения»
...Если б мыло
Приходило
По утрам ко мне в кровать
И само меня бы мыло -
Хорошо бы это было!
Если б, скажем,
Мне
Волшебник
Подарил такой учебник,
Чтобы он бы
Сам бы
Мог
Отвечать любой урок...
Если б ручку мне в придачу,
Чтоб могла
Решить задачу,
Написать диктант любой -
Все сама,
Само собой!
Если б книжки и тетрадки
Научились быть в порядке,
Знали все
Свои места -
Вот была бы красота!
Вот бы жизнь тогда настала!
Знай гуляй да отдыхай!
Тут и мама б перестала
Говорить, что я лентяй...
Борис ЗаходерПочему глагол в форме условного наклонения не обозначает времени действия?
(обозначает действие возможное, но не реальное)
Задание:
4. Творческая работа.
- используя глаголы в условном наклонении, составьте несколько предложений на тему
«Если б я был (а) учителем»
«Если б я был (а) врачом»
«Если б я был (а) школьным поваром
«Если б я был (а) полицейским»
«Если б я был (а) президентом» и т.д.
Затем учащиеся зачитывают свои мини-тексты. Оценивание.
VI. Обобщение. Итог урока.
Молодцы, ребята! Вы очень хорошо справились со всеми трудностями.
А теперь мы возвращаемся в наш класс. И вот, мы в нашем классе.
- Давайте вспомним, с чем же мы познакомились. На каком острове побывали и что узнали нового?
- Как образуются глаголы условного наклонения?
- При помощи чего образуются глаголы в условном наклонении?
-Что обозначают глаголы в условном наклонении?
- Как изменяются глаголы в условном наклонении?
VIII. Домашнее задание.
Написать сочинение-миниатюру на тему «Если б я был волшебником...». В сочинении использовать глаголы в условном наклонении.

УСЛОВНОЕ НАКЛОНЕНИЕ

12.03.2016 1270 272 Гогу Раиса Ивановна

Урок 86 6 класс 17.04.15
Тема урока: УСЛОВНОЕ НАКЛОНЕНИЕ
Цели урока: дать понятия об условном наклонении глагола, научить различать наклонения глагола.
Ход урока:
1. Проверка домашнего задания.
2. Лингвистическая разминка.
– Поставьте глаголы сначала в прошедшем времени, а затем в настоящем или будущем времени.
Каяться, надеяться, затеять, слышать.
– Как могут изменяться глаголы прошедшего времени? (По родам и числам.)
3. Работа с теоретическим материалом.
– Вспомните, почему изъявительное наклонение так называется.
– Подумайте, как получило свое название условное наклонение.
Если бы да кабы
Да во рту б росли грибы,
То был бы не рот,
А целый огород.
– При каком условии был бы огород?
– Прослушайте шуточное стихотворение Дж. Родари и назовите второе наименование условного наклонения (раньше оно называлось сослагательное).
«Я решил бы, я сказал бы,
Поспешил бы, написал бы».
До чего же замечательное
Наклоненье сослагательное!
...В кресло мягкое забьется
И мечтательно журчит:
«Я б турецкий изучил...
Я бы радио включил...
Нет, постойте-ка, вначале
Я сыграл бы на рояле,
Я сыграл бы, коль умел бы,
Если б мог бы, полетел бы...»
Учащиеся записывают фразу из стихотворения: «Я сыграл бы на роял..» (на доске она тоже записана).
– Вставьте пропущенную букву. Обоснуйте.
– Сделайте разбор по членам предложения.
– Почему в сказуемое входит частица бы?
– В форме какого времени употреблен глагол?
Учитель называют инфинитивы, от которых учащиеся образовывают условное наклонение: писать, читать, сделать, умыться.
– Сделайте вывод об образовании глагола в форме условного наклонения.
– Сравните свой вывод с выводом в учебнике
4. Упражнения
5. Заполнение таблицы
глаголы прошедшего времени глаголы условного наклонения

6. Итог урока.
Учитель читает отрывки из стихотворения Шэла Силверстейна. Задача учащихся – хлопнуть в ладоши, когда услышат глаголы в изъявительном наклонении.
Если я был бы
Если я был бы маленький-маленький гном,
Я б умывался каплей одной дождя,
Я бы на божьей коровке ездил верхом,
Удочку прятал в дырочку от гвоздя.
Если бы мне подарила конфету «Полет»
Тетя, которая очень любит меня,
Я бы конфету эту ел целый год,
Фантик один разворачивал бы полдня.
Домашнее задание: пр. 86 упр. 639

Лактюхина Анастасия Владимировна

МБОУ «Лицей №1» г.Тулы

Учитель русского языка

Конспект урока русского языка в 6 классе.

ТЕМА: «УСЛОВНОЕ НАКЛОНЕНИЕ»

Цели :

1) обучающие:

Познакомиться со способами образования условного наклонения и его форм;

Научиться находить в тексте глаголы в условном наклонении и употреблять их в речи;

Совершенствовать умение производить различные виды языкового разбора и составлять предложение по заданной схеме;

Повторить правописание отрицательных местоимений;

Вспомнить морфологические признаки глагола;

Познакомиться с некоторыми орфоэпическими нормами.

2) развивающие:

развивать умение составлять предложения и давать развернутые ответы на вопросы;

3) воспитательные:

воспитывать интерес к творчеству В.В.Вересаева и к Тульскому краю.

Ход урока

1. Оргмомент .

2. Чтение диалога .

- Что бы вы сделали, если бы к вам в руки попала волшебная палочка? –

спросил учитель.

- Я отправился бы путешествовать, - ответил Сережа.

- Я бы вылечил всех больных детей, - сказал Витя.

- А я построила бы много-много домов, - произнесла Катя.

При каком условии дети выполнили бы свои замыслы?

А что сделали бы вы, если бы все могли? Ответьте на этот вопрос письменно, начав со слов «Я бы…». Все свои пожелания вы сложите в волшебную коробку и постараетесь, чтобы они исполнились. У нас тоже есть волшебная палочка, но поможет она только тем из вас, кто сегодня будет хорошо работать на уроке, усвоит новую тему и продемонстрирует нам свои достойные знания.

3. Повторение изученного теоретического материала .

С какой частью речи мы работаем в течение последних уроков? Давайте вспомним, что мы знаем о глаголе еще из курса 5 класса. О наличии каких морфологических признаков у глагола вы узнали недавно?

Наклонение – это постоянный морфологический признак или непостоянный? Сколько существует наклонений глагола? Мы изучили изъявительное наклонение. Что мы о нем узналя?

4. Работа с текстом .

Из текста «Памятник Викентию Викентьевичу Вересаеву» выпишите 5 глаголов в изъявительном наклонении. Какие действия они обозначают?

Говорится ли в тексте о каких-либо действиях, возможных при определенных условиях? Это глагол «обосновался бы». Он употреблен в форме условного наклонения. Это и есть тема нашего урока. Запишите ее.

5. Постановка целей .

Попытайтесь сформулировать цели сегодняшнего урока.

1) Познакомиться со способами образования условного наклонения и его форм.

2) Научиться находить в тексте глаголы в условном наклонении и употреблять их в речи.

3) Совершенствовать умение производить различные виды языкового разбора и составлять предложение по заданной схеме.

4) Повторить правописание отрицательных местоимений.

5) Вспомнить морфологические признаки глагола.

6) Познакомиться с некоторыми орфоэпическими нормами.

6. Объяснение нового материала .

Посмотрите на предложения.

1. Если 1 бы мы были взрослыми, мы бы делали что хотим.

2. Хорошо бы начался 3 дождь!

3. Я хотела бы стать отличницей.

Есть ли у выделенных глаголов признак времени? (Нет.)

Как образуются формы условного наклонения? (Оно позаимствовало у изъявительного наклонения формы прошедшего времени. Но чтобы хоть как-то отличаться от них, прибавило себе частицу бы / б .)

А как могут изменяться глаголы в условном наклонении? (По числам и родам в единственном числе.) Проверьте свои ответы, прочитав правило в учебнике на стр. 204. Определите в предложениях, с которыми мы работали до этого, число и род глаголов и укажите, от чего они образованы.

В это время на доске двое учащихся выполняют морфологический и фонетический разборы.

О каком действии идет речь в предложении «Стать бы отличником!»? (О желаемом.) Как здесь образуется форма условного наклонения? (Инфинитив + «бы».) Приведите свои примеры, в которых для выражения желания используется такая же схема.

Прочитайте в учебнике стихотворения «Петя мечтает» Б. Заходера и «Если был бы я девчонкой» Э. Успенского. Из того, которое вам понравилось больше, нужно выписать глаголы в условном наклонении и указать начальную форму, от которой каждый из них образован. У глаголов из первого стихотворения укажите число и род, а из второго – выделите суффикс -л- и окончание.

Дополнительное задание: найти в первом предложении стихотворения Заходера слова, совпадающие по звучанию, и объяснить, являются ли они омонимами; объяснить постановку знаков препинания в последнем предложении стихотворения Успенского.

Составьте предложение по схеме: (Если бы подлежащее сказуемое), [ сказуемое ].

Похожую работу вы будете выполнять дома. Вам нужно будет сочинить шуточное стихотворение или рассказ «Если бы я был(а)…», используя в нем глаголы в условном наклонении.

Чтение заранее написанных стихотворений некоторых учащихся.

7. Орфоэпическая физкультминутка .

- Внимательно прослушайте предложения. Если обнаружите в них орфоэпическую ошибку, вам необходимо встать (-) и прокомментировать предложение. Если все правильно (+), тогда сидите.

Я бы хотела напечь тортОв. -

Я нарисовал бы красивЕе. -

Повесить бы дома жалюзИ. +

Сестра бы передАла то письмо. -

Мы бы не забыли купить атлАс. - + (зависит от значения)

Поесть бы языковОй колбасы. -

Уроки литературы у нас проводятся по средАм и пятницам. +

Встречались без двАдцати шесть. -

Мы с тобой завтра созвОнимся. -

8. Повторение правописания отрицательных местоимений .

- В последнем предложении предыдущего задания нам встретилось слово мы. К какой части речи оно относится? Какие еще разряды местоимений существуют? Приведите примеры отрицательных местоимений.

Раскройте скобки:

(не)приобрёл(бы) (ни)кто, (не)приглашали(бы) (ни)кого, винить (не)кого, (не)было(бы) ни(у)кого, (не)подражала(бы) ни(кому), (не)сделал (ни)чего, беспокоиться не(о)чем, (не)сделал (ни)чего, (не)ругаешься ни(с)кем, хвастаться (не)чем.

9. Закрепление материала .

В чем разница: не сделал – не сделал бы? Потренируемся в различении глаголов в форме изъявительного наклонения и глаголов в условном наклонении. Из следующего письма М. Горького сыну випишите глаголы в соответствующие столбики таблицы.

Ты уехал, а цветы, посаженные тобою, растут. Я смотрю на них, и мне приятно думать, что мой сынишка оставил после себя нечто хорошее – цветы.
Вот если бы ты всегда и везде, всю жизнь оставлял для людей только хорошее – цветы, мысли, славные воспоминания о тебе, - легка и приятна была бы твоя жизнь. Тогда ты чувствовал бы себя всем людям нужным,

и это чувство сделало бы тебя богатым душой.
Знай, что всегда приятнее отдать, чем взять.

(Отрывок из письма М. Горького сыну. )

Глаголы в изъявительном наклонении

Глаголы в условном наклонении

уехал

оставил

оставлял бы

была бы

чувствовал бы

сделало бы

Что же обозначают глаголы в условном наклонении? Как образуются формы условного наклонения глаголов?

10. Подведение итогов .

- Вернемся к тем целям, которые мы ставили перед собой в начале урока, и определим, достигнуты ли они.

11. Домашнее задание .

- Оно было дано вам в середине урока (сочинить стихотворение или рассказ шуточного характера «Если бы я был(а)…», используя в нем глаголы в условном наклонении). Выучить параграф 84.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Предмет_:_Русский язык__
Класс: 6-в__________
Учитель: Згодько Л. А.
Образовательное учреждение: г.о.Феодосия МБУ СОШ №17
Урок №________________________
Тема урока:__Условное наклонение___
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.
Образовательные цели:
-закрепить знания о наклонении глагола,
-распознавать глаголы в условном наклонении,
-образовывать формы условного наклонения,
- отличать глаголы в формах условного и изъявительного наклонения.
Формирование УУД:
Личностные действия:
воспитание интереса и любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как основному средству общения и получения знаний в различных сферах человеческой деятельности.
Регулятивные действия:
- высказывать предположения на основе наблюдений,
- формулировать вопрос (проблему) урока,
- искать пути решения проблемы,

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию,

Соотносить цели и результаты своей деятельности,

Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

Познавательные действия:

Анализировать, классифицировать, обобщать,

Задавать вопросы на основе извлеченной из текста информации.
- преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, таблицу).
- анализировать, определять понятия, строить логические рассуждения.
- классифицировать, сравнивать, делать выводы, обобщать.
- владеть приемами отбора и систематизации материала.
- анализировать, сравнивать, устанавливать сходство и различие, группировать.
- представлять информацию в разных формах (ключевые слова, схема).
Коммуникативные действия:
-овладение всеми видами речевой деятельности,
- слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения,
- оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.
Оборудование:
ИКТ(презентация), сигнальные карточки.
Учебник: Русский язык 6 класс для общеобразовательных организаций.
Авторы: Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, О.В.Загоровская, А.Г.Нарушевич.

Этап урока
Действия учителя и учеников

Организационный момент (1-2 минуты)

Орфографическая пятиминутка.

Актуализация знаний с элементами проверки домашнего задания.

(4-5 минут)

Постановка учебной задачи (4-5 минут)

«Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения)
(7-8 минут)

Первичное закрепление
(4-5 минут)

ФФизкультминутка.

Включение нового
знания в систему знаний и повторение.
(7-8 минут)

Рефлексия деятельности.
(Итог урока 2-3 минуты)

Домашнее задание

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

Самодиктант (стр.114)
– Перед вами слова, вставьте пропущенные буквы, объясните графически орфограммы, над глаголами надпишите спряжение. Работа по цепочке.
1)наклнение,из(?)явительное,пов..лительное, условне, услышшь, спуташь, стан..шь, –
иван(да)марья, мож..шь, рыцрь, скажшь, начнает(?)ся, хочеш(?).

Блиц­опрос.

– Если утверждение правильное, поставьте знак «+», если неправильное – «–».

1) Наклонение – это постоянный морфологический признак глагола.
2) С помощью наклонения выражается, как соотносятся действие и действительность.
3) Глаголы имеют два наклонения.
4) Глаголы в повелительном наклонении обозначают не реальные, а возможные, желательные действия.
5) Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам.
6) Глаголы в изъявительном наклонении обозначают реальные действия, которые происходили, происходят или произойдут.

2. Самодиктант по домашней работе.
Запишите 5–6 глаголов в изъявительном наклонении из домашнего упр.535 укажите рядом их признаки. Проверьте по тетрадям.

Материал для наблюдений и формулировки проблемного вопроса представляется с помощью презентации или работы со схемой.

– Дополните схему, выявите новую информацию и сформулируйте тему урока.

Наклонение

Действие реальное действие
нереальное

Наклонение наклонение

Повелительное

1. Упр. 537 – наблюдение над значением глаголов в условном наклонении.
Важно, чтобы учащиеся при поиске глаголов, называющих действия, которые не происходили на самом деле, называли их вместе с частицей бы (б): было бы, были бы

– В чём особенность глаголов, которые называют действия желаемые, возможные при каких­то условиях? (Употребляются с частицей бы.)

2. Чтение определения в рамке после упр. 537
– Почему условное наклонение так называется?

– Можно ли определить время в условном наклонении?
– Как изменяются глаголы в условном наклонении? (По родам и числам.)
– Какие ещё глаголы так изменяются? (Глаголы в прошедшем времени.)

3. Составление таблицы «Изменение глаголов в условном наклонении».

Дополните таблицу формами условного наклонения.
Проверьте себя.

Наклонение
Время
Лицо
Число
Род

изъявительное
настоящее
будущее
прошедшее

1, 2, 3
1, 2, 3

ед., мн.
ед., мн.
ед., мн.

м.р.,ж.р., ср.р.
(в ед.ч.)

условное

ед.,мн.
м.р.,ж.р., ср.р.
(в ед.ч.)

4 Наблюдение над образованием форм условного наклонения (работа с презентацией).

Основа неопределенной формы
суффикс
частица
Условное наклонение

Бежа-ть
Повея-ть
Улыба-ть-ся
Надея-ть-ся

Бы(б)
Бежал бы
Повеял бы
Улыбался бы
Надеялся бы

Представьте информацию об образовании форм условного наклонения в виде схемы

УСЛОВНОЕ НАКЛОНЕНИЕ

Н.ф. + Л А/О/И + БЫ

Задания:
1 Образуйте глаголы условного наклонения, разберите их по составу(1 ученик у доски):
Сказать, рисовать, разрешить, пытаться.

2 «Третий лишний»
-Побывали, пропололи бы, разрешили.
-Появились бы, умылись бы, готовили бы.

Внимательно прослушайте предложения. Если обнаружите в них ошибку, вам необходимо встать и прокомментировать предложение. Если все правильно, сидите.
-Если бы прошел теплый дождь, то в лесу появились грибы.
-Я бы в плотники пошел, пусть меня научат.
-Что бы вы увидели бы на Марсе, если бы побывали бы там?
-Я хотел бы показать вам новые страны.
- Если бы я был волшебником, я ничего не делал.

«Цветик семицветик» (ученикам каждого ряда предлагается записать на лепестке заветное желание, сформировать свой цветок и оценить правильность построения предложений с глаголами условного наклонения)
1 ряд: Если бы я был директором школы
2 ряд: Если бы у меня было много денег
3 ряд: Если бы я завтра проснулся взрослым

Выполнение упражнения по учебнику:
упр 538
Выполняется под руководством учителя на доске (два­три примера), затем самостоятельно с последующей проверкой вслух.
Развивается умение различать глаголы в формах изъявительного и условного наклонения, правильно писать слова с изученными орфограммами.

Метод «Карусель» Составить вопросы по новой теме и ответить на них. Например:
– Как отличить глаголы в прошедшем времени изъявительного наклонения от глаголов в условном наклонении? (В условном наклонении есть частица бы.)
– Как пишется частица бы с глаголами?
– Какое место она может занимать?

Подведение итога урока.
- С какими трудностями столкнулись? С чем это связано?
- Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?
- Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал).
- По каким критериям будете оценивать себя?

Карта самоконтроля

Вид деятельности на уроке
самооценка

1
Орфографическая работа

2
Проверка домашнего задания

3
Работа по новой теме

4
Выполнение упражнения

5
Творческая работа

1. Параграф75 Правила (тексты в рамках об условном наклонении) представить в виде схем.
2. Упр. 540 (подготовить сообщение по истории образования формы сослагательного наклонения).