Тема дидактические игры в саду самообразование. Мой план по самообразованию за прошлый год: «Дидактическая игра, как форма развития детей раннего возраста. Игры для развития лексической стороны речи

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательные учреждение

«Детский сад №117 комбинированного вида»

Ново-Савиновского района города Казань

Перспективный план работы по самообразованию

Выполнила: воспитатель Саетова М.В.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка выливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». В.А.Сухомлинский

Тема самообразования:

«Дидактические игры в обучении детей основам математики»

Изучение и анализ эффективности использования дидактических игр в процессе формирования математических знаний дошкольника.

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.

Развивать эмоциональной отзывчивости детей через дидактические игры

Формировать систему математических знаний, умений и навыков в соответствии с психологическими особенностями детей каждой возрастной группы.

Формировать приемы логического мышления (сравнения, обобщения, классификации).

Развивать самостоятельность познания, поощрять проявление творческой инициативы.

Развивать мелкую моторику и зрительно - двигательную координацию.

Этапы реализации программы:

I этап - аналитический 01.02.2019 г.-01.05.2019 г.

II этап - диагностический 2019-2021г.

III этап - организационный 2019 г.

IV этап - коррекционно-развивающий 2019-2021г.

V этап - итоговый, диагностический 2021г.

Цель самообразования по теме:

Изучение актуальности использования дидактических игр в обучении дошкольников основам математики.

Задачи самообразования по теме:

1. Активно воздействовать на всестороннее развитие детей.

2. Обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать). Развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.

3. Формировать базисные математические представления, речевые умения.

Этапы разработки:

I этап – аналитический

Цель: Провести анализ ситуации по теме «дидактические игры в обучении детей основам математики. » Определить цели и задачи работы с детьми, педагогами и родителями.

II этап - диагностический

Цель: изучить уровень развития по элементарным математическим представлением детей, наметить пути коррекционной поддержки.

III этап - организационный

Цель: разработать план коррекционно-развивающих и профилактических мероприятий с детьми.

IV этап - коррекционный

Цель: внедрить в образовательный процесс дидактические игры.

V этап- итоговый, диагностический

Цель: обобщить опыт и результат работы по теме «дидактические игры в обучении детей основам математики.

Литература по теме самообразования:

2. З.А.Михайлова, Э.Н.Иоффе. Математика от трех до семи: учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов – СПб: Детство-Пресс, 2009

5. С.Бантикова. Геометрические игры //Дошкольное воспитание - 2006 - №1 - с.60-66

8. А.В.Белошистая. Занятия по развитию математических способностей детей 4- 5 лет – М.: ГИЦ, 2005

9. Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая. Логика и математика для дошкольников – СПб.: ТОО "Акцент", 1997

10. А.К.Бондаренко. Дидактические игры в детском саду – М.: Просвещение, 1991.

11. Л.А.Венгер. Воспитание сенсорной культуры ребёнка – М.: Просвещение, 1988 5

12. От рождения до школы: программа / под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

13. Л.С.Метлина. Математика в детском саду: пособие для воспитателя детского сада – М.: Просвещение, 1984

14. Ф.Н.Блехер. Дидактические игры: пособие для воспитателя детского сада – М.: Просвещение, 1948.

15. Е.Н.Панова. Дидактические игры – занятия в ДОУ – Воронеж: ТЦ "Учитель", 2007.

16. М.А.Беженова. Веселая математика – Донецк: Сталкер, 2000.

Интернет-ресурсы:

Международный русскоязычный социальный образовательный Интернет-проект «Социальная сеть работников дошкольного образования» http://smonews.ru/social-network-preschool-education

Сайт работников дошкольного образования «Мой детский сад» http://www.ivalex.vistcom.ru/zanatia.htm

Сайт для педагогов дошкольного образования «Воспитатель» http://vospitatel.com.ua/

Сеть творческих учителей (Дошкольное воспитание и образование) http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2211&tmpl=com

Практический выход:

Подготовка и проведение игрового занятия по математике «Путешествие на паровозике»

Открытое занятие для педагогов МБДОУ детского сада №117 «Росинка»

2019 год

Подготовка и проведение мастер-класса по теме: «Первые шаги в математике»

Мастер-класс для педагогов МБДОУ детского сада №117 «Росинка»

2019 год

Доклад по теме: «Формирование математических способностей у дошкольников. Способы и формы работы»

2020 год

Подготовка доклада по теме: «Влияние дидактической игры на математическое развитие ребенка»

2019 год

Пополнение картотеки по ФЭМП:

Презентаций

Картотеки игр

Картотека презентаций по ФЭМП и картотека игр по ФЭМП

2018, 2021

Оформление папок-передвижек:

-«Математика вокруг нас»;

-«По дороге к математике»

-«Математика в жизни ребенка»

-«Жизнь – нашего кружка» (фотоотчет)

-«Математические игры» (фотообзор)

Папки-передвижки

2018- 2021

Оформление сборника консультаций для родителей по темам:

Математика дома;

Развитие представлений о цвете, форме, величине посредством развивающих игр.

Развитие математических способностей у дошкольников.

Роль дидактических игр в процессе фэмп у детей дошкольного возраста.

Дидактическая игра в жизни ребенка.

Яркие и интересные игры.

Сборник консультаций для родителей

2018- 2021

Подготовка и проведение занятия по теме: «В гости к зайчику», средняя группа

2019 год

Подготовка и проведение занятия по теме: «Математический КВН»

Открытое занятие для родителей

2020 год

Обобщение опыта работы по теме: «Дидактические игры в обучении детей основам математики».

Выступление на педагогическом совете МБДОУ детского сада №117 «Росинка»

2020 год

Подготовка доклада по теме: «Математическое образование в семье»

Выступление на родительском собрании группы

2019 год

Подготовка доклада по теме: «Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр»

Выступление на родительском собрании группы

2020 год

Подготовка доклада по теме «Подготовка детей к обучению в школе средствами занимательной математики».

Выступление на родительском собрании группы

2021 год

Изучение передового опыта:

Изучение практического опыта работы воспитателей МБДОУ детского сада №117 «Росинка»

1. Посещение занятий по формированию элементарных математических представлений

2018-2021, ежегодно по 4 занятия

2. Посещение внеклассных мероприятий по ФЭМП

2018-2021, ежегодно по 1 занятию

Изучение опыта работы воспитателей ДОО по теме самообразования

2018-2021

Ожидаемые результаты:

Развитие у детей:

Интереса к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;

Образного и логического мышления, умения воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять;

Произвольного внимания, умения использовать приемы мнемотехники;

Способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения и т. д.;

Стремление к творческому процессу познания и выполнению строгих действий по алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Направления работы

Год

2019-2020

1. От рождения до школы: программа / под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

2. М.А.Беженова. Веселая математика – Донецк: Сталкер, 2000.

3. Б.Н.Панова. Дидактические игры – занятия в ДОУ – Воронеж: ТЦ "Учитель", 2007.

4. Ф.Н.Блехер. Дидактические игры: пособие для воспитателя детского сада – М.: Просвещение, 1948.

5. Л.С.Метлина. Математика в детском саду: пособие для воспитателя детского сада – М.: Просвещение, 1984

6. А Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая. Логика и математика для дошкольников –СПб.: ТОО "Акцент", 1997

7. Л.А.Венгер. Воспитание сенсорной культуры ребёнка – М.: Просвещение, 1988

8. А.К.Бондаренко. Дидактические игры в детском саду – М.: Просвещение, 1991.

9. Интернет ресурсы

Формирование Портфолио педагога.

2019-2021

Обобщение собственной практической деятельности, участие на педагогических семинарах, конкурсах, практикумах.

Разработать комплекс занятий и игр по теме «дидактические игры в обучении детей основам математики»

2019 год

2018-2021

2019 год

2020 год

Проведение открытого игрового занятия по математике «Путешествие на паровозике»

(для педагогов);

Оформление сборника консультаций для родителей по темам:

Математика – это интересно;

Математика дома;

Развитие представлений о цвете, форме, величине посредством развивающих игр.

Развитие математических способностей у дошкольников.

Роль дидактических игр в процессе фэмп у детей дошкольного возраста.

Дидактическая игра в жизни ребенка.

Яркие и интересные игры.

Проведение открытого занятия по теме: «В гости к зайчику», средняя группа (для родителей).

«Путешествие на паровозике» (для педагогов)

Проведение открытого занятия по теме: «Математический КВН» (для родителей).

Пополнение предметно-развивающей среды в группе.

2019-2021

Работа над созданием методических папок.

2018-2021

Подбор материала по темам.

Подбор комплекса диагностических методик

2018-2021

по темам:

ориентировка в пространстве

логическое мышление

цифры и числа

геометрические фигуры

Изучение, анализ литера- туры по теме самообразования.

2020-2021

Изучить литературу по данной теме:

1. Л.Ф.Тихоморова, А.В.Басов. Развитие логического мышления детей – Ярославль: ТОО "Академия развития", 1996

2. З.А.Михайлова, Э.Н.Иоффе. Математика от трех до семи: учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов – СПб: Детство- Пресс, 2009

3. З.А.Михайлова. Игровые занимательные задачи для дошкольников – М.: Просвещение, 1987

4. А.А.Смоленцева. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием – М.: Просвещение, 1987

5 . С.Бантикова. Геометрические игры //Дошкольное воспитание - 2006 - №1 - с.60-66.

6. Л.Н.Литвинов. История дошкольной педагогики – М.: Просвещение, 1989.

7. Дошкольная педагогика / Под ред. В. И.Логиновой, Т. Г.Саморуковой. - М.: Просвещение, 1983

8. А.В.Белошистая. Занятия по развитию математических способностей детей 4-5 лет – М.: ГИЦ, 2005

9. Интернет ресурсы

Подготовка и проведение мастер-класса

2019 год

Проведение мастер-класса

Актуальность выбранной темы.

«Игра для дошкольников – способ познания окружающего, игры имеют большую педагогическую ценность – они развивают у детей смекалку, выдержку, самообладание, чувство юмора, организованность». Н. К. Крупская

В Программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, на первый план выдвигается развивающая функция дидактической игры. Поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет, различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи. Дидактические игры с правилами заняли должное место среди методов обучения и воспитания детей. С помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей.

Дидактические игры для дошкольников позволяют не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения, развития важных интегративных качеств: любознательный, активный; эмоционально-отзывчивый; способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту; способный управлять своим поведением и планировать свои действия.

Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в развивающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Дух соревнования ускоряет умственные процессы, рождает познавательную активность, заряжает чувством, ведет к сильным эмоциональным переживаниям. Развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленные задачи.

Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №34 «Радуга» Елабужский муниципальный район

План по самообразованию

Воспитатель: Яруллина Эльмира Нургаязовна

Тема: «Дидактическая игра, как форма развития детей раннего возраста».

2015-2016 учебный год.
Цель: повысить профессиональную компетентность в вопросах
внедрения дидактических игр в современные технологии.
Задачи:

Составить план работы по данной теме;
- научить детей различать основные цвета;
- сформировать навыки самостоятельной деятельности;
- повысить самооценку детей, их уверенность в себе;
- развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;

- подготовить картотеку дидактических игр.

Актуальность выбранной темы.

«Игра для дошкольников – способ познания окружающего, игры имеют большую педагогическую ценность – они развивают у детей смекалку, выдержку, самообладание, чувство юмора, организованность». Н. К. Крупская

В Программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, на первый план выдвигается развивающая функция дидактической игры. Поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет, различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи. Дидактические игры с правилами заняли должное место среди методов обучения и воспитания детей. С помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей.

Дидактические игры для дошкольников позволяют не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения, развития важных интегративных качеств: любознательный, активный; эмоционально-отзывчивый; способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту; способный управлять своим поведением и планировать свои действия.

Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в развивающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Дух соревнования ускоряет умственные процессы, рождает познавательную активность, заряжает чувством, ведет к сильным эмоциональным переживаниям. Развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленные задачи.

Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.

Срок выполнения

Изучение специальной методической литературы:

А. К. Бондаренко. Дидактические игры в детском саду. Книга для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 2001.

В течении года

Н.Ф.Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.

В течении года

Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст) : Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е. Н. Панова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006. .

В течении года

П. П. Дзюба. «Дидактическая копилка воспитателя детского сада».- М. : Феникс, 2008г.

В течении года

Изучение статей в журналах:
«Воспитатель в ДОУ»
«Дошкольное воспитание»
«Ребенок в детском саду»
«Обруч»

В течении года

Практический этап

Изучение методики и технологий педагогов в Интернете

В течении года

Подбор аудио и видеозаписей песен и мультфильмов.

Сентябрь-декабрь

Разработка и оформление дидактических игр по данной тематике.

Сентябрь

Разработка перспективного плана работы по теме

Ноябрь

Разработка конспектов по теме «Использование дидактической игры в процессе ОД с детьми раннего возраста»

Октябрь-Январь

Консультация для воспитателей «Дидактические игры и их значение в жизни ребенка"

Проект на свою тему: «Дидактическая игра, как форма развития детей раннего возраста»

Февраль

Картотека дидактических игр направленных на развитие восприятия цвета.

В течение года

Папка-передвижка для родителей на тему: «Дидактическая игра в жизни ребенка».

Март

Дидактическая игра- имитация «Постираем кукле платья» план-конспект во второй младшей группе.

Апрель

Совместная подготовка к летнему оздоровительному сезону (оборудования для развития игровой деятельности) .

Май

Результаты проведенной работы в виде отчета по самообразованию.

Май

Работа с родителями

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

Январь

Анкетирование родителей на тему: «Как играть с ребенком».

Февраль

Консультации для родителей: 1.«Дидактическая игра как средство развития детей младшего дошкольного возраста» (образовательная область «Социализация»)

2.«Использование дидактических игр в жизни детей»
3. «Роль игры в жизни ребенка».

В течение года


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Абакана «Детский сад комбинированного вида «Ёлочка»

Индивидуальный план работы по самообразованию

воспитателя группы «Гномики»

Нонка Екатерины Александровны

Абакан 2015г.

Аналитический раздел

Тема: « Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста »

Цель: Создать условия для развития речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры. Повысить профессиональную компетентность в вопросах внедрения дидактических игр в современные технологии.

Задачи :

1. Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования.

2. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.

3. Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию.

4. Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.

5. Совершенствовать технические умения и навыки рисования.

6. Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.

Актуальность темы:

«Игра для дошкольников – способ познания окружающего, игры имеют большую педагогическую ценность – они развивают у детей смекалку, выдержку, самообладание, чувство юмора, организованность». Н. К. Крупская

В Программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, на первый план выдвигается развивающая функция дидактической игры. Поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет, различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи. Дидактические игры с правилами заняли должное место среди методов обучения и воспитания детей. С помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей.

Дидактические игры для дошкольников позволяют не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения, развития важных интегративных качеств: любознательный, активный; эмоционально-отзывчивый; способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту; способный управлять своим поведением и планировать свои действия.

Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в развивающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Дух соревнования ускоряет умственные процессы, рождает познавательную активность, заряжает чувством, ведет к сильным эмоциональным переживаниям. Развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленные задачи.

Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.

Методологический раздел

Дидакти́ческие и́гры - это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из (В. Н. Кругликов, ). Дидактическая игра - это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда ка ждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. Дидактическая игра - это активная и(или) интерактивная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.

Еще древние римляне говорили, что корень учения горек. Но зачем учить с горькими и бесполезными слезами тому, чему можно выучиться с улыбкой? Если интересно построить урок, корень учения может изменить свой вкус и даже вызвать у детей здоровый аппетит.

Самонадеянно? Но ведь это только попытка...

Возможны ли счастливые лица на скучных уроках? Конечно не только шум безразличие и постоянные “одергивания” учителя.

Народная мудрость создала дидактическую игр, которая является для ребенка наиболее подходящей формой обучения.

Дидактические игры и занятия дают хороший результат лишь в том случае, если ясно представляешь, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения и в чем особенности проведения этих занятий на ступени раннего детства. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными - мертвый груз.

Признаки дидактической игры

Отличительной особенностью дидактических игр является наличие игровой ситуации, которая обычно используется в качестве основы метода. Деятельность участников в игре формализована, то есть имеются правила, жесткая система оценивания, предусмотрен порядок действий или регламент. Из числа известных типов игр к дидактическим можно отнести: анализ конкретных ситуаций, игровое проектирование, разбор деловой почты руководителя и некоторые другие, например, социо/игровые технологии обучения .

Принято различать два основных типа игр: игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами. Примером игр первого типа является большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, сюда относят также развивающие интеллектуальные, музыкальные, игры-забавы, аттракционы.

Ко второму типу относят игры сюжетно-ролевые. Правила в них существуют неявно. Они - в нормах поведения воспроизводимых героев: доктор сам себе не ставит градусник, пассажир не летает в кабине летчика. Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других - иные. В различных сборниках указано более 500 дидактических игр, но четкая классификация игр по видам отсутствует. Часто игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания. В этой классификации можно представить следующие типы игр:

    игры по сенсорному воспитанию,

    словесные игры,

    игры по ознакомлению с природой,

    по формированию математических представлений и др.

Иногда игры соотносятся с материалом:

    игры с дидактическими игрушками,

    настольно-печатные игры,

    словесные игры,

    псевдосюжетные игры.

Такая группировка игр подчеркивает их направленность на обучение, познавательную деятельность детей, но не раскрывает в достаточной мере основы дидактической игры - особенностей игровой деятельности детей, игровых задач, игровых действий и правил, организацию жизни детей, руководство воспитателя. Условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности учащихся.

    Игры-путешествия.

    Игры-поручения.

    Игры-предположения.

    Игры-загадки.

    Игры-беседы (игры-диалоги).

Практический раздел

План работы на 2015-2016гг.

Дата/месяц

Форма работы

Выход/результат

В течение года

Изучение литературы по данной теме

Список литературы

В течение года

Изучение методики и технологий педагогов в Интернете

Сентябрь

Разработка и оформление дидактических игр по данной тематике.

Картотека

В течение

Года

Картотека дидактических игр направленных на развитие восприятия цвета.

Картотека

В течение

Года

Разработка конспектов по теме «Использование дидактической игры в процессе ОД с детьми дошкольного возраста»

Конспекты занятий

В течение года

Консультации для родителей: 1.«Дидактическая игра как средство развития детей младшего дошкольного возраста» (образовательная область «Социализация»)

2.«Использование дидактических игр в жизни детей»
3. «Роль игры в жизни ребенка».

Памятки

Буклеты

Папки-передвижки

Декабрь

Выступление на педсовете тема выступления «Дидактические игры и их значение в жизни ребенка"

Памятка

В течение года

Подбор аудио и видиозаписей песен и мультфильмов

Картотека песен

Январь

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

Фотогазета для родителей

Февраль

Анкетирование родителей на тему: «Как играть с ребенком».

Отчет

Март

Папка-передвижка для родителей на тему: «Дидактическая игра в жизни ребенка».

Папка-передвижка

Апрель

ООД дидактическая игра - имитации «Постираем кукле платья»

план-конспект

Май

Совместная подготовка к летнему оздоровительному сезону (оборудования для развития игровой деятельности).

Пространственная развивающая среда в группе, на участке

Май

Результаты проведенной работы в виде отчета по самообразованию.

Отчёт

Список литературы

    1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.

      Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

      Доронова Т.Н. «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников». М.: Просвещение, Росмэн. 2008 г.

      Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

      Иванова О.Л., Васильева И.И. «Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка. – СПб.: Речь; Образовательные проекты; М.: Сфера, 2011.

      «Методика обучения изобразительной деятельности» под редакцией Т.С. Комаровой.

      Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.

      Лыкова И.А. «Дидактические игры и занятия. Художественное воспитание и развитие детей 1–7 лет». Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.

      Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет. Цветные ладошки».

      Лыкова И.А. «Педагогическая диагностика. 1-7 лет. Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.

      Лыкова И.А. «Методические рекомендации к программе «Цветные ладошки». «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.

      Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

      Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.

      Ткаченко Т.А. "Развиваем мелкую моторику", М. Издательство ЭКСМО,2007

      Ткаченко Т.А. "Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков", М. Издательство ЭКСМО, 2010

      Утробина К. К., Утробин Г. Ф. «Увлекательное рисование методом тычка»

      Фатеева А. А.«Рисуем без кисточки».

      Цквиария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ http://coolreferat.com/%D0%94%D0%B8%D0%B4%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0_%D0%B2_%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D0%BC_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B5

МДОУ ХОРОШЕВСКИЙ Д/С 2016 – 2017 год.
САМООБРАЗОВАНИЕ
Тема: «Использование дидактических игр, как способ формирования математических способностей».
Воспитатель: Ступакова Н.Б.
Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.
Игра - это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребёнка, выливается живительный поток представлений, понятий.
Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
В.А.Сухомлинский
Введение
Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.
Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс
решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.
Цель: создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством дидактических игр.
Задачи:
проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста;
использовать разработанный материал на занятиях математики с детьми дошкольного возраста;
активно воздействовать на всестороннее развитие детей:
обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).
Ожидаемый результат:
активизация познавательного интереса дошкольников;
развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления;
формирование элементарных математических представлений.
Все дидактические игры можно разделить на три вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.
В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся с признаками предметов: цветом, величиной, формой.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети познают окружающий мир, углубляют приобретенные знания в новых связях, в новых обстоятельствах, также они направлены на развитие речи и правильной ориентировке в пространстве.
Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, мозаика, разрезные картинки и кубики. Задача этого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет, устанавливать сходства и различия предметов, научить сравнивать и выделять признаки предметов.
Также при формировании элементарных математических способностей у дошкольников можно использовать игры на плоскостное моделирование, игры-головоломки, задачи-шутки.
Но, не смотря на многообразие игр, их главной задачей должно быть развитие логического мышления, а именно умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру.
Этапы работы.
1. Изучение литературы по теме.
В течение года изучить необходимую методическую литературу, а так же статьи журналов, ознакомиться с материалами интернет источников.
1. З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», М.: Просвещение 1990.
2. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М.: Баласс,
2003 г. - 256 с.
3. Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия
для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. - М.: ВАКО, 2005 г. - 208 с.
4. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева.
5. Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников.
Методические рекомендации. - М. : Баласс, 2003 г. - 256 с.
6. Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей.
СПб. : Детство-пресс, 2004.
7. Журналы «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду»,
«Детский сад. Всё для воспитателя».

2. Составление картотеки дидактических игр по математическому развитию для детей младшего дошкольного возраста (в течение года).
3. Создание предметно-развивающей среды в группе (уголок познавательного развития).
4. Работа с детьми.
Сроки Содержание работы Использование д/игр
сентябрь Мониторинг начальных знаний об
элементарных математических
представлениях. Дидактические игры на усвоение
понятия «цвета»: «Сделаем кукле
бусы», «Цветная вода», «Цветные
палочки».
октябрь Формирование представлений о свойствах
предметов ближайшего окружения: цвет, форма,
размер. Выделение признаков различия и
сходства. Дидактические игры по развитию
представлений о величинах:
«Украсим коврик», «Домики для
медвежат», «Угостим мышек чаем»,
«Цветные кубики».
ноябрь Объединение предметов в группу по цвету,
форме, размеру. «Найди пару», «Разложи по
коробочкам».
декабрь Выделение части группы. Нахождение
«лишних» предметов. д/игра «Что лишнее?», «Что
изменилось?»
январь Знакомство с понятиями «один», «много». Дидактические игры по развитию
количественных представлений: «В
лес за грибами», «Малина для
медвежат», «Угости зайчат».
февраль Сравнение групп предметов по количеству (столько же, больше, меньше). Дидактические игры по развитию
равенства на основе сопоставления
двух групп предметов: «Угостим
белочек грибочками», «Жучки на
листиках», «Бабочки и цветы».
март Знакомство с наглядным изображением чисел 1-
3, формирование умения соотносить цифру с
количеством.
Формирование представлений о
непосредственном сравнении предметов по длине и ширине (длиннее – короче, шире – уже, выше – ниже). Дидактические игры: «Подбери
дорожки к домикам», «Почини
коврик», «Мостики для зайчат»,
«Подбери дорожки к домикам».
апрель Знакомство с геометрическими фигурами: круг
и шар, квадрат и куб, треугольник,
прямоугольник, овал.
Знакомство с наглядным изображением чисел 4-
5, формирование умения соотносить цифру с
количеством. Дидактические игры:
«Геометрическое лото», «Разложи
фигурки по домикам», «Катится – не
катится», «Найди пару по форме».
май Формирование пространственных
представлений: на-над-под, слева-справа,
вверху-внизу, снаружи-внутри, за-перед и др.
Количественный и порядковый счет от 1 до 5.
Сравнение предыдущего и последующего чисел. Дидактические игры на расположение
в пространстве: «Возьми игрушку»,
«Магазин игрушек».
Дидактические игры на умение
соотносить цифры с количеством:
«Следопыты», «Строители»,
«Магазин игрушек».

5. Работа с родителями.
1. Участие родителей в изготовлении
дидактических игр и демонстрационного
материала. В течение года
2. Проведение индивидуальных консультаций и
бесед. В течение года
3. Проведение консультации для родителей на тему «Роль дидактических игр в воспитании
детей дошкольного возраста».
В течение года
4. Рекомендации: «Формируем пространственные
представления», «Как научить детей определять
свойства предметов». В течение года
6. Отчет воспитателя о проделанной работе за год (май, 2017 г.)

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

Продолжать закреплять количественные и порядковые числительные, различать геометрические фигуры, ориентироваться в пространстве и во времени.

Продолжать развивать навыки самостоятельной деятельности детей, умение сосредотачиваться на одном объекте, умственные способности; коммуникативные навыки.

Способствовать формированию дружеских взаимоотношений со сверстниками, уступчивости, умения договариваться.

2. Работа с детьми

4. Работа с родителями

5. Работа с сотрудниками

Сентябрь

I. Организационно-диагностический

- «Зажги звёзды».

- «Геометрическая мозаика».

- «Почини коврик».

- «Обозначений части суток».

-

Цель: Выявить уровень знаний детей по данной теме.

Октябрь

II. Основная часть

Изучение порядковых и количественных числительных.

1. Игры с цифрами и числами

- «Назови скорей».

- «Покажи столько же».

- «Какой цифры не стало».

- «Соедини цифры с нужным количеством».

1. Формировать у детей понятие о порядковом счёте и количественных числительных, упражнять в порядковом счете до 10.

3. Способствовать формированию активности, дисциплинированности детей.

Ноябрь

Игра «Кто первый назовет?» (Дети должны подсчитать количество ударов и найти игрушку).

- «Какие цифры поменялись местами?».

- «Назови соседей».

- «Покажи ту фигуру, которую назову».

- «Нарисуй и разукрась геометрическую фигуру».

1. Формировать у детей понятие о порядковом счёте.

2. Развивать внимание, зрительную и слуховую память, логическое мышление, наблюдательность, математическую речь.

3. Способствовать формированию активности, дисциплинированности.

Консультация «Обучение дошкольников математике в условиях семьи»

Декабрь

3. Ориентировка в пространстве.

Ориентировка с помощью слуха:

- «Иди в ту сторону, откуда позвали».

- «Угадай, кто позвал».

- «Иди на звук колокольчика.

- «Быстро движется или медленно?».

1. Продолжать совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве с помощью слуха.

Январь

Ориентировка в пространстве относительно предмета - впереди, сзади, вверху, внизу, справа, слева, впереди справа, впереди слева, сзади справа, сзади слева относительно предмета.

- «Поставь чайник справа от чашки, за чашкой, перед чашкой…».

- «Что находится слева от…?».

- «Расскажи, где находится шкаф, стул….

1. Продолжать совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве относительно предмета.

2. Развивать умения понимать смысл пространственных отношений.

3. Способствовать формированию дружеских взаимоотношений со сверстниками.

Индивидуальная консультация на тему: «Ориентировка в пространстве относительно предмета».

Фото – выставка «Изучаем математику».

Февраль

Ориентировка относительно себя - назад, вверх, вниз, направо, налево, вперёд направо, вперёд налево, назад направо, назад налево, впереди, сзади, вверху, внизу, справа, слева, впереди справа, впереди слева, сзади справа, сзади слева.

- «Найди игрушки».

- «Куда пойдешь, что найдешь».

- «Покажи флажком вперёд, направо...».

- «Назови все игрушки, которые стоят впереди, справа от тебя.

1. Продолжать совершенствовать умение ориентироваться относительно себя.

2. Продолжать развивать умения понимать смысл пространственных отношений относительно себя.

3. Способствовать формированию дружеских взаимоотношений со сверстниками.

Индивидуальная консультация на тему: «Ориентировка относительно себя».

Март

4. Ориентировки во времени (части суток; вчера, сегодня, завтра; дни недели, времена года).

Составление рассказа по картине «Режим дня»

Беседа:«Наш день».

Беседа: «Что мы делали вчера, будем делать сегодня и завтра»

1. Продолжать совершенствовать умение ориентироваться во времени (части суток; вчера, сегодня, завтра).

2. Продолжать развивать умения понимать смысл временных понятий, развивать активный словарь по теме.

3. Способствовать формированию дружеских взаимоотношений со сверстниками.

Методика работы по формированию у детей временных представлений.

Апрель

Заучивание стихотворения (Е. Стеквашова) «Неделя»

Словесная дидактическая игра «Дни недели».

Отмечаем разноцветными кружками дни недели.

Дидактическая игра «Времена года»

1. Продолжать совершенствовать умение ориентироваться во времени (дни недели, времена года).

2. Продолжать развивать умения понимать смысл временных понятий, развивать активный словарь по теме, сформировать привычку отмечать дни недели цветными кружками.

3. Способствовать формированию дружеских взаимоотношений со сверстниками.

Повторить дома стихотворения Е. Стеквашова «Неделя»

III. Заключительная часть

1. Исследования количественных представлений:

- «Зажги звёзды».

- «Сосчитай сколько раз хлопну».

2. Исследование знаний о геометрических фигурах;

- «Геометрическая мозаика».

- «Почини коврик».

3. Исследование умения ориентироваться в пространстве;

- «Скажи что справа, слева, сзади, спереди от тебя, за».

- «Где лежит игрушка?» (на верхней, средней, нижней полке).

4. Исследование ориентировки во времени

- «Обозначений части суток».

- «Обозначений времени, как «вчера», «сегодня», «завтра»

IV. Выводы.

Цель: проверить уровень сформированности знаний детей по теме самообразования.

Индивидуально поговорить об успехах ребенка.

Литература:

В.П. Новикова «Математика в старшей группе», программа «От рождения до школы » под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, А. М. Леушина « Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».