Склифосовский биография. Николай Васильевич Склифосовский- выдающийся хирург России. Смерть как вечный спутник его

В сентябре 1927 года в Москву прибыл молодой донской писатель Михаил Шолохов. С собой он привез первые три части романа «Тихий Дон». В столице Шолохов сумел встретиться с главным редактором журнала «Октябрь» А. Серафимовичем, который одобрительно оценивал творчество молодого казака, и еще за два года до этого написал положительную рецензию на сборник шолоховских «Донских рассказов».

Именно благодаря Серафимовичу, уже в начале 1928 года «Октябрь» начал публиковать новый роман, который с восторгом был встречен читателями. Критики отмечали необычайную зрелость совсем юного автора, но уже через год в литературных кругах пошел слух: Шолохов не имеет к роману «Тихий Дон» никакого отношения. Он просто присвоил чужую рукопись и опубликовал ее под своим именем. Оставался открытым вопрос: кто же, в таком случае, настоящий автор романа?

По самой распространенной версии, в руки Шолохова попала рукопись донского казака Федора Крюкова, скончавшегося в 1920 от тифа. Кроме того, ходили слухи, что Крюков умер не от болезни, а был убит Петром Громославским, который позднее стал тестем Шолохова. Возможно, Грамославский и похитил рукопись «Тихого Дона», а через несколько лет подарил ее зятю – начинающему литератору?

Правда, у Шолохова нашлись влиятельные заступники. В газете «Правда» было опубликовано письмо известных писателей, в числе которых были Серафимович, Фадеев, Авербах и другие. Они заявляли, что не сомневаются в авторстве Шолохова, а клеветникам грозили судебными разбирательствами.

Сам Шолохов предъявил целую кипу черновиков и предложил специальной комиссии разобраться в этой «темной» истории. Заключение было следующим: сомневаться в том, что Михаил Шолохов является автором «Тихого Дона» не приходится. На несколько десятилетий слухи затихли.

Вернулись к этому вопросу только через 40 лет, когда Шолохов стал уже Нобелевским лауреатом, кстати, престижная премия была вручена ему именно за роман «Тихий Дон». Например, А. И. Солженицын писал, что такое грандиозное литературное произведение не мог написать 22-летний юноша, это по силам лишь опытному мастеру.

Пришлось подключать к расследованию даже компьютерную технику. Так, в 1984 году норвежский филолог Гейр Хьетсо провел компьютерное исследование, по результатам которого выпустил книгу «Кто написал «Тихий Дон»?» В ней норвежец утверждал, что даже компьютер подтвердил авторство Шолохова.

В 1999 году в Институт мировой литературы им. Горького поступила оригинальная рукопись первых двух книг «Тихого Дона», написанных рукой Шолохова. Те самые, которые он предъявлял комиссии еще в далеком 1929 году. На это раз было заявлено, что с Шолохова сняты все подозрения в плагиате.

В 1941 году Михаил Александрович Шолохов получил за роман «Тихий Дон» Сталинскую премию. Через несколько месяцев началась Великая Отечественная война, и писатель передал полученные деньги в Фонд обороны. После получения Нобелевской премии, писатель построил в родной станице Вешенская новую школу. Кроме того, Шолохову была вручена еще и Ленинская премия за роман «Поднятая целина». Ее писатель отправил в станицу Каргинскую, где также была построена школа.

© Колодный Л.Е., 2015

© ООО «ТД Алгоритм», 2015

* * *

Посвящаю жене Фаине Колодной, которая помогла тайно отксерокопировать рукописи «Тихого Дона»


Книга предваряется статьей почетного профессора Уэльского университета Брайана Мерфи, известного шолоховеда, переводчика романа на английский язык. Она вышла после первых статей в СМИ Москвы о найденных рукописях в научном журнале New Zealand Slavonic Journal, посвященном славянской филологии в 1992 году. И явилась первым откликом специалиста.

Брайан Мерфи первым опубликовал в 1996 году рецензию на книгу в английском журнале Slavonic and East European Review, специализирующемся на славянской и восточно-европейской филологии. Он ссылается на публикации Льва Колодного в СМИ, давшие ему основания считать проблему авторства «Тихого Дона» решенной.

«Тихий Дон» – конец мифа

В Москве Л. Е. Колодный, кажется, окончательно положил конец постоянным заявлениям относительно того, что лауреат Нобелевской премии Шолохов – плагиатор.

Михаил Шолохов родился в 1905 году и опубликовал два сборника рассказов в 1925 и 1926 годах. В конце 1925 года Шолохов начал работать над шедевром – романом «Тихий Дон». Первые две книги романа появились в 1928 году и вызвали сенсацию. Произведение давало полную картину жизни казачества до Первой мировой войны, прослеживало судьбы наиболее лояльных элементов царской армии. Заканчивалось сочинение трагическим столкновением белых и красных на Дону.

Почти в то же самое время некоторые представители московской интеллигенции задались вопросом: могла ли такая работа выйти из-под пера молодого человека, чье школьное образование прервалось из-за революции в 13 лет? Стали распространяться слухи о плагиате. Специально назначенная комиссия рассмотрела суть вопроса. Возглавил комиссию ветеран советской литературы писатель А. Серафимович. Члены комиссии просмотрели рукопись, которую Шолохов привез в Москву, – около тысячи страниц, написанных его рукой. К своему удовольствию, они заявили, что нет никаких причин обвинять автора в плагиате.

Третья книга «Тихого Дона» встретила при появлении в печати большие трудности. Эта часть романа рассказывает главным образом о казачьих восстаниях против советской власти в 1919 году. Молодые казаки в сущности не были за белых, но они взялись за оружие перед лицом невиданных репрессий, которые обрушили на их станицы большевики, насилуя женщин, вынося бесчисленные приговоры невинным жертвам.

В тот наиболее критический момент гражданской войны продвижение коммунистов на юг было остановлено. Тридцать тысяч лучших российских солдат-казаков взялись за оружие, чтобы сдержать продвижение Красной Армии на Дон, в этот важный регион. Шолохов все эти события пережил сам, будучи ребенком. В двадцатые годы он много общался с бывшими повстанцами, особенно с одним из лидеров казачьего восстания против советской власти – Харлампием Ермаковым, который стал прототипом главного героя произведения – Григория Мелехова.

Шолохов показывал в романе эксцессы советской политики и вынужден был бороться с консервативными редакторами за право издать то, что написал. В 1929 году он продолжил публикацию романа в ультраортодоксальном журнале «Октябрь». Но эта публикация после появления 12-й главы была приостановлена. Е. Г. Левицкая, друг Шолохова, убедила Сталина не делать сокращений в романе, на которых настаивали редакторы (в этом убедили Сталина М. Горький и сам М. Шолохов. – Прим. ред. ). Судя по всему, Сталин внял ее доводам. И благодаря согласию Сталина окончание третьей книги было опубликовано в журнале в 1932 году. На следующий год вышла третья книга.

Колодный недавно показал, что причиной задержки публикации, которая выпала на долю четвертой книги, явилось главным образом мнение окружения Сталина, что Мелехов в соответствии с законами социалистического реализма должен был стать коммунистом. Шолохов не отказывался от своей точки зрения, заявив, что это является фальсификацией философии его главного героя.

Главы последней, четвертой книги романа начали публиковаться в 1937-м. «Тихий Дон» полностью не был опубликован до 1940 года.

Шолохов жил в небольшом городке в центральной части Дона. Справедливости ради надо сказать, что в 30-х годах писатель неоднократно рисковал жизнью, в годы репрессий защищая местных руководителей от неправого суда. Но в послевоенные годы он стал пользоваться дурной славой за нападки на писателей-диссидентов, в частности, Синявского и Даниэля, попавших на скамью подсудимых. В силу этого Шолохов был отвергнут большей частью русской общественности. Старые обвинения в плагиате возобновились в 1974 году в связи с публикацией в Париже анонимной монографии под названием «Стремя «Тихого Дона»». В ней выдвигалась точка зрения, что произведение главным образом написано белым казачьим офицером писателем Федором Крюковым. А. Солженицын написал предисловие к этой изданной им книге. Облако обвинение вновь стало расти в связи с поддержкой этой точки зрения другими писателями, в частности, Роем Медведевым. Авторство Крюкова, тем не менее, отвергнуто Гейром Хетсо, который компьютерным способом исследовал «Тихий Дон» и однозначно установил, что создатель всего произведения – Шолохов. Потенциальный скандал, однако, выглядел слишком привлекательным, чтобы его оставить в покое. И до сих пор некоторые исследователи упражняются в альтернативных теориях;: одна из них, например, пропагандировалась длительное время на ленинградском телевидении.

Колодный дал решительный отпор такого рода спекуляциям, нанес, как говорят французы, «coup de grace», т. е. последний удар палача, лишающий приговоренного жизни, опубликовав несколько оригинальных рукописей Михаила Шолохова. Колодный обнародовал тот факт, что 646 страниц неизвестных ранних рукописей находятся в одном из частных архивов. На некоторых страницах стоят даты, помеченные рукой Шолохова, начиная с «осень 1925 года». В марте 1927 года автор подсчитал, что первая часть к тому времени содержала 140 тысяч печатных знаков, что составляло в среднем три печатных листа текста. Черновики представляют исключительный интерес не только потому, что доказывают авторство Шолохова, но и потому, что они проливают свет на реализацию его планов, технологию творчества. Автор первоначально собирался описать казнь большевиков Подтелкова и Кривошлыкова в 1919 году. Но для того, чтобы дать читателям представление о том, кто такие были казаки, он счел необходимым начать повествование с событий 1912 года, показать жизнь такой, какой она была во времена прежнего режима.

Шолохов делал большое число исправлений в тексте, заменял не только отдельные слова и фразы, но и переписывал целые главы.

Первоначально первая книга начиналась с отъезда Петра Мелехова на военные сборы в лагерь. Благодаря рукописям ясно, что затем писатель решил начать хронику с описания убийства казаками турецкой бабушки Григория Мелехова. В ранней рукописи автор за главным героем оставил фамилию прототипа Ермаков, хотя изменил его имя Харлампий на Абрам. После того, как Абрам Ермаков убил первого германского солдата, он почувствовал отвращение к войне. Эта сцена не осталась в романе, но находит параллель в окончательном тексте «Тихого Дона», в первой книге, третьей части, главе V, где Григорий шашкой рубит австрийского солдата.

4 февраля 1992 года «Московская правда» опубликовала неизвестную 24-ю главу «Тихого Дона», которая описывает первую брачную ночь Григория. Эта сцена резко контрастирует с предыдущими любовными его похождениями, особенно с казачкой, которую он изнасиловал. Она была девственницей. Удивительно, но эту сцену убрал сам автор, поскольку она расходилась с генеральной линией произведения, где Григорий предстает благородным, в отличие от окружавших его зверствовавших сослуживцев.

Сегодня, когда обвинениям в плагиате поставлен надежный заслон, мы можем надеяться, что появится возможность публикации ранних версий «Тихого Дона».

Колодный Л. Вот она, рукопись «Тихого Дона» (с заключением судебно-медицинского эксперта почерковеда Ю. Н. Погибко) // Московская правда, 25 мая 1991 г.

Колодный Л. Рукописи «Тихого Дона // Москва. № 10. 1991 г.

Колодный Л. Рукописи «Тихого Дона». С автографом Шолохова // Рабочая газета, 4 октября 1991 г.

Колодный Л. Кто издаст мой «Тихий Дон»? // Книжное обозрение, 1991 г., № 12.

Колодный Л. Неизвестный «Тихий Дон» (с публикацией первой, ранней версии «Тихого Дона», часть 1, глава 24) // Московская правда, 4 февраля 1992 г.

Рукописи «Тихого Дона» // Вопросы литературы, № 1, 1993 г.

Черные черновики // Вопросы литературы, № 6.,1994 г.

Брайан Мерфи, профессор (Англия)

Предисловие к первому изданию 1995 года

В нем автор объясняет, какими мотивами руководствовался, решив вступить в полемику с сочинениями, изданными такими авторами как Александр Солженицын, Рой Медведев, которые оспаривают авторство Михаила Шолохова в отношении романа «Тихий Дон».

Начал я работу над этой книгой, когда был жив сочинитель «Тихого Дона». Тогда монографии, где оспаривалось его авторство, выходили далеко от Москвы. Одна из них – под псевдонимом Д* – издана стараниями А. И. Солженицына под названием «Стремя «Тихого Дона»». Другая книга написана не скрывавшим своего авторства Роем Медведевым, в прошлом – диссидентом, затем народным депутатом СССР, членом ЦК КПСС, известным публицистом и историком. Книга Д* напечатана на русском языке в Париже, книга Роя Медведева – на английском и французском языках в Лондоне и Париже.

Заканчиваю свою работу, когда обе эти монографии перестали быть тайной за семью печатями для российского читателя, давно наслышанного о них: в результате в его уме посеяно сильное сомнение относительно авторства Михаила Шолохова. На родине писателя, на Дону, появилась статья ростовского доцента, где сделана попытка сбросить Шолохова с пьедестала. В столичном журнале обнародована глава из давней книги Роя Медведева, который заявляет, что у «Тихого Дона» не один, а два автора… Никита Струве, директор издательства «Имка – Пресс», в свое время выпустившего «Стремя «Тихого Дона»», в московской газете рекомендует книгу нашему читателю…

Зимой и весной 1990 года перед глазами миллионов людей на экранах телевизоров популярное «Пятое колесо» катило по костям покойного писателя, утверждая, что он совершил плагиат. Те, кто катил это колесо, пытались доказать, что автором романа является Федор Крюков, умерший в начале 1920 года, забытый русский писатель, уроженец Дона.

Чем можно опровергнуть предположения, гипотезы, версии, развиваемые столь авторитетными людьми, как А.И. Солженицын, Р.А. Медведев, анонимный литературовед Д* и другие ныне объявившиеся в разных городах страны литературоведы, а вслед за ними добытчиками сенсаций для ТВ? Только документами, рукописями Михаила Шолохова, некоторые из которых хранятся в Пушкинском Доме.

Но там нет ни одной страницы рукописей первого и второго томов романа. А именно первые два тома «Тихого Дона», вышедшие в 1928 году, породили сомнение относительно авторства.

Такому странному на первый взгляд обстоятельству, когда половина романа частично сохранилась, а половина – нет, есть вроде бы логическое объяснение. Ведь дом писателя на Дону подвергся обстрелу, когда станица Вешенская оказалась на линии фронта в 1942 году. Тогда на пороге дома при налете была убита мать писателя. В те же часы полетели по станице листы рукописей, исписанные рукой Шолохова. Солдаты использовали их на курево. Есть очевидцы той давней катастрофы. Часть листов была подобрана и сохранена людьми, после войны вернувшими их автору.

Казалось бы, такая трагедия, когда на белые листы капает кровь матери, когда рукописи гибнут в часы народной трагедии, могла бы охладить пыл опровергателей, найти в сердцах людей сострадание, вызвать гнев против тех, кто без особых оснований высказывает сомнения относительно авторства…

Начиная свою работу, я ставил две задачи – минимум и максимум. Первая была для меня вроде беспроигрышной лотереи. Следовало пройти по следам писателя в пространстве, хорошо мне знакомом, по Москве, и написать краеведческую работу под условным названием «По шолоховской Москве». В этот минимум входил поиск шолоховских адресов, его знакомых и друзей, которые могли что-то вспомнить о нем.

Вторая задача состояла в том, чтобы во время этого поиска найти, если повезет, какие-нибудь явные доказательства авторства Шолохова. Я рассуждал так: если, предположим, было совершено литературное преступление, то, как при любом преступлении, должны остаться хоть какие-то его следы, доказательства – либо косвенные, либо прямые, как говорят криминалисты, вещдоки. То есть рукописи.

Меня возмущало, что об этой проблеме могли свободно говорить и писать только за границей. Почему молчат на родине писателя? Почему хоронят память о Федоре Крюкове, которого Максим Горький ставил в пример молодым советским писателям, призывал у него учиться знанию родного края? Если версия о плагиате – клевета, то она должна быть доказательно разоблачена. Если этого не сделать, то она, как снежный ком, катящийся с горы, будет только расти. И поднимется так, что затмит свет истины.

Я не желал подчиняться диктату забравшихся на вершину власти окололитературных заправил, которые не позволяли упоминать в печати имя возлюбленной Маяковского, названия запрещенных сочинений Булгакова, Платонова, Ахматовой, Гроссмана, выходивших беспрепятственно на Западе, где появилось в 1974 году «Стремя «Тихого Дона»». Действие рождает противодействие. Эта книга – из их числа.

Что еще меня вдохновляло? Известная мысль: рукописи не горят. Хотя всю жизнь я убеждался в противном. Видел, как горят рукописи, которые сжигали во дворах под присмотром дворников, которым летом 1941 года доверялось уничтожать архивы учреждений перед сдачей моего родного города на Днепре.

Жгли рукописи и в Москве в октябре 1941 года, когда германские танки вот-вот могли прорваться к Соколу, а оттуда по шоссе – к Кремлю. Но все тогда не сожгли, все тогда не сгорело. Поэтому и пишу я эту книгу.

Итак, пойдем по следам «Тихого Дона», по следам Михаила Шолохова, оставленным на небольшом пространстве в центре столицы.

Предисловие ко второму изданию 2000 года

После первого издания книги, где я рассказал, как были найдены рукописи «Тихого Дона», проанализировал их, прошло пять лет. Казалось бы, срок достаточный, чтобы вопрос о так называемом «плагиате» романа был закрыт. Но мифов, легенд, выдумок, псевдонаучных монографий, статей написано так много, а инерция машины, запущенной Александром Солженицыным, настолько сильна, что поток лжи продолжает литься на голову покойного автора.

Так, в Самаре вышел объемистый, в 500 страниц, сборник «Загадки и тайны «Тихого Дона»», составленный из сочинений шести авторов. Главный среди них – Александр Солженицын, представленный «Не вырванной тайной» – предисловием к книжке И. Н. Медведевой-Томашевской «Стремя «Тихого Дона»», главой из книги Александра Исаевича «Бодался теленок с дубом» и печатавшейся за границей его статьей «По донскому разбору». Все три сочинения пронизаны одной навязчивой мыслью нашего классика, что Михаил Шолохов не мог быть автором гениального романа.

В сборник включена полностью изданная в Париже в 1974 году стараниями все того же Александра Солженицына незавершенная работа И. Н. Медведевой-Томашевской. И более свежие публикации – авторы Л.3. Аксенова (Сова) и Е.В. Вертель опровергают компьютерное исследование скандинавских ученых, доказавших авторство Михаила Шолохова. Опубликовано сообщение израильского филолога Зеева Бар Селлы, бывшего соотечественника, обстреливающего «Тихий Дон» с холмов Иерусалима. Триста страниц сборника занимает монография А. Г. Макарова и С. Э. Макаровой «К истокам «Тихого Дона»».

В похвальной рецензии на сборник, напечатанной «Московскими новостями», сказано в заключение:

«Вопрос о том, кто является автором «Тихого Дона» – Шолохов или, например, Крюков, представляется Макаровыми некорректным. Вскрывая разные слои, разные уровни редактуры, они доказывают, что у хрестоматийного известного текста было несколько разных авторов – автор, соавтор, несколько редакторов: один из них – Михаил Шолохов. Не случайно его черновик «Тихого Дона» не сохранился, а, по словам будущего лауреата Ленинской, Нобелевской и прочих премий, погиб в 1942 году во время обстрела станицы Вешенской.

Вопрос – будет ли когда-нибудь названо имя другого или других авторов «Тихого Дона» – остается, таким образом, открытым. Как, впрочем, и другой: действительно ли нет правды на земле, и нет ее и выше?».

Естественно, что в этом сборнике не нашлось места хотя бы для одной главы моей книги. Она не удостоена внимания не только средств массовой информации. Проигнорировал открытие институт мировой литературы во главе с директором Феликсом Кузнецовым, членом-корреспондентом Российской академии наук. Год пролежала моя книга на его столе, ни один научный сотрудник не дал о ней рецензии, лишь руководитель Шолоховской комиссии доктор филологических наук В.В. Петелин опубликовал несколько строк о книге в газете… «Сельская жизнь»!

Тысячи страниц заполнены версиями, где доказывается, мол, у «Тихого Дона» несколько авторов, редакторов-соавторов, а истинному творцу отводится второстепенная роль. Все эти выдумки подогревались мифом, что черновиков в природе нет, их чуть ли не уничтожил сам Михаил Шолохов, чтобы утаить имя подлинного сочинителя. Но они есть! И принадлежат Михаилу Шолохову. Нигде и никогда он не говорил, что черновик «Тихого Дона» погиб во время артобстрела станицы. Писатель хорошо знал, где и у кого хранятся в Москве рукописи двух первых книг, которые найдены мною в конце 1983 года в семье погибшего на фронте друга писателя.

Впервые сообщая об этом в «Московской правде» в 1990 году, я не мог назвать конкретно, у кого именно находится рукопись «Тихого Дона». Семья, где хранился бесценный архив, связала меня словом не разглашать фамилии и адреса из страха, что расплодившиеся охотники за драгоценными рукописями выйдут на след беззащитных женщин.

В 1997 году умерли мать и дочь, хранившие в московской квартире архив Михаила Шолохова. Он перешел в руки наследников. Не связанный больше словом, я могу не только назвать имена покойных владельцев рукописи, но и опубликовать факсимильным способом часть московского шолоховского архива.

Мне с большими трудностями удалось ксерокопировать рукописи «Тихого Дона». Две главы романа 1925 года в ксерокопиях переданы мною институту мировой литературы в 1995 году, на собрании в институте, посвященном 90-летию Шолохова. Я скопировал весь черновик первой части «Тихого Дона», 85 страниц, а также начальные страницы второго и третьего вариантов первой части, первые страницы второй, третьей и четвертой частей, образующих две книги романа. Они – в этой книге. Публикую десять страниц «черных черновиков» и две страницы, пронумерованные цифрами 111 и 112, где видны следы значительной авторской правки.

В книгу впервые вошла глава, описывающая встречу в 1930 году в станице Шолохова и прокурора Курской области Л.А.Сидоренко, который провел частное расследование проблемы авторства. Тогда расплодились версии о плагиате.

Впервые публикую в книге заключение Института судебных экспертиз Министерства юстиции СССР, который провел в 1989 году по моей инициативе графологический анализ рукописи «Тихого Дона». Оригинал документа передан мною музею М. А. Шолохова. В книге помещены снимки, документы, дающие представление о том, как была найдена рукопись, а также письма профессора Германа Ермолаева из Принстонского университета и профессора Брайана Мэрфи, переводчика «Тихого Дона» в Англии, в мой адрес. Они раньше филологов ИМЛИ нашли слова, чтобы признать мой приоритет.

Второе издание, как и первое, стало возможно благодаря П.Ф. Алешкину, руководителю издательства «Голос». Помог В. И. Ресин, первый заместитель мэра Москвы в правительстве города.

Хочу особо поблагодарить семью Маргариты Константиновны Клейменовой, вдовы Героя Советского Союза Ивана Клейменова, друга Михаила Шолохова, и его дочь Ларису Ивановну Клейменову. Семья предоставила в мое распоряжение архив, подробно описанный в этой книге.

Я принадлежу к тем, кто убежден: правду нужно искать не на небесах, а на земле. История черновиков «Тихого Дона» подтверждает другую истину – рукописи не горят. Их рано или поздно находят.

Николай Васильевич Склифосовский (1836 - 1904) – известный русский врач, ставший директором Императорского клинического института великой княгини Елены Павловны в Санкт-Петербурге. Он стал известен как талантливый хирург и исследователь. Его труды по военно-полевой хирургии, а также по операциям на брюшной полости стали широко известны не только в России, но и за рубежом. Именно Николай Васильевич предложил методику нескольких операций, которые и по сей день носят его имя. Он стал одним из первых врачей, которые стали внедрять во врачебную деятельность принцип антисептики и асептики.

Детство Николая Васильевича.

Будущий выдающийся русский хирург родился в Херсонской губернии в Тираспольском уезде на хуторе рядом с городом Дубоссары. Это произошло 6 апреля 1836 года. Василий Павлович Склифосовский, отец новорожденного, был небогатым дворянином, который работал служащим в карантинной конторе. Всего у него было 12 детей, а маленький Николенька был девятым по счету ребенком. Прокормить столько голодных ртов отец был не в состоянии, поэтому очень скоро Колю отправили в Одессу в приют для сирот. Именно здесь он испытал в очень раннем возрасте всю горечь одиночества и беспризорности. Чтобы хоть как-то спастись от окружающей его серой действительности, молодой Николай стал с остервенением предаваться учебе. Особенно хорошо ему удавались иностранные языки, литература, история, а также естественные науки. В учебе он нашел то спасение от тяжелого быта, которое помогло ему преодолеть все препятствующие обстоятельства и достичь высот в своей жизни.

Гимназия и учеба в Московском университете.

Немного повзрослев, Коля пошел в Одесскую гимназию, которую он закончил с серебряной медалью, прекрасным аттестатом и репутацией одного из лучших учеников в школе. Блестящее окончание учебы в гимназии позволило молодому Николаю Васильевичу получить льготы для поступления в Московский университет. При поступлении в вуз все экзамены были сданы им на отличные оценки.

Будущий врач Склифосовский стал учеником известного в то время хирурга Ф.И. Иноземцева. Именно этот известный врач считался извечным конкурентом Пирогова, у которого он даже отнял кафедру в Московском университете. Несмотря на обучение в престижном вузе, Николай оставался в очень тяжелом финансовом положении. На протяжении всей учебы он жил на скромную стипендию, которую к тому же, ему часто выдавали с задержкой.

В 1859-ом году Николай Васильевич с отличием окончил медицинский факультет Московского университета. Однако радость выпускного была омрачена тем фактом, что одесский приказ вновь задержал ему выплату стипендии, в результате чего новоиспеченному врачу пришлось просить помощи у руководства университета, чтобы доехать до будущего места работы.

Начало карьеры врача.

Приехав в Одессу, Склифосовский устроился на должность ординатора в хирургическое отделение больницы. Показателен тот факт, что спустя некоторое время ему предложили должность главного врача, но он отказался от нее, будучи убежденным в том, что практический опыт важнее для будущей карьеры, чем теплое место, не требующее особой работы.

Здесь к нему пришло страшное горе – когда ему было 24 года, скончалась его молодая жена Лиза, которая оставила ему троих детей. Позже он женился во второй раз на гувернантке Софье Александровне. Она родила ему еще четверых детей и постоянно сопровождала своего мужа во всех его поездках, стала ему настоящей опорой, которая помогала ему не падать духом даже в самые тяжелые минуты.

Будучи еще совсем молодым, в 27 лет, Николай Васильевич защитил докторскую диссертацию по теме «О кровяной околоматочной опухоли». Работа еще совсем юного доктора наук была уникальна тем, что до него не многие изучали это гинекологическое заболевание.

Первая зарубежная поездка Склифосовского.

После защиты диссертации карьера Склифосовского резко пошла в гору. Он начал печататься в известных научных журналах, его работы переводились на другие языки, а в 1866-ом году Николай Васильевич отправился в двухгодичное путешествие по Европе, в ходе которого он изучал опыт ведущих иностранных врачей и посещал лекции ведущих докторов мира.

Основатель современной военной медицины.

Во время этой поездки, русскому хирургу даже пришлось принять участие в настоящей войне – во время разразившегося австро-прусского конфликта, он помогал раненым солдатам и за неоценимое мужество был награжден Железным крестом – высшей германской военной наградой. Этот опыт был для него очень полезен – за свою жизнь Склифосовский успел побывать на фронтах практически всех значимых воин XIX века, спас множество раненых, независимо от того, какой они были национальности, и по какую сторону баррикад он воевал.

Николай Васильевич стал основателем всей современной военно-полевой медицины. Именно благодаря нему в России ввели в практику обязательное дезинфицирование инструментов. Именно он потратил много времени и сил на то, чтобы в российских госпиталях стали применять антисептики и огромная его заслуга в том, что десятки тысяч раненых на полях сражений XIX века выжили и не умерли от заражения крови и сепсиса.

В 1870-ом году уже состоявшийся врач возглавил кафедру хирургии в Киевском университете. Но он не смог долго просидеть на одном месте – в том же году начиналась Франко-прусская война, на фронты которой он и отправился, чтобы помогать раненым солдатам. По возвращении из Европы, Склифосовский занял место заведующего кафедрой хирургической патологии в петербуржской Медико-хирургической академии. Здесь он продолжил свою научную деятельность и написал ряд работ по хирургии.

Преподавательская деятельность и научная работа.

В 1878-ом году Николай Васильевич перешёл на кафедру академической хирургической клиники, в 1880-ом – на кафедру клиники Московского университета. До 1893 года он являлся деканом медицинского факультета Московского университета. Именно в этот период своей жизни он написал большинство своих научных работ, а также на время его пребывания в Москве пришелся расцвет его педагогической деятельности.

С 1893-го по 1900 годы Склифосовский работал в Петербурге, где обучал врачей практической хирургии. Вскоре он почувствовал ухудшение своего здоровья, отошел от дел и уехал в Полтавскую губернию, где 13 декабря 1904-го года его не стало.

Вклад Николая Васильевича в отечественную медицину просто огромен, его научные труды значительно продвинули вперед хирургию и гинекологию. Именно он заложил основы всей современной российской хирургии и именно ему своей жизнью обязаны десятки тысяч человек по всему свету.

НИИ скорой помощи им. Н. В. Склифосовского .

НИИ скорой помощи названо именем Николая Васильевича. В наши дни НИИ это самый крупный научно-практический центр экстренной медицины в России, все подразделения которого оказывают круглосуточную и бесплатную помощь всем пациентам.

В институте работают более 800 врачей и научных сотрудников (среди них 2 академика, 2 члена-корреспондента РАМН, 37 профессоров, 78 докторов и 167 кандидатов медицинских наук). НИИ располагает 918 стационарными койками, 90 из которых - реанимационные. А в течении года в НИИ проводится более 20 тысяч различных хирургических операций.

Этого человека внес огромный вклад в развитие медицины, разрабатывал методы лечения и диагностики, вырастил поколение прекрасных врачей, которые продолжили развивать его идеи. Сейчас имя Склифосовского (врача, ученого, руководителя) стало нарицательным. Существуют даже саркастичные способы его употребления, а это уже признак всенародного признания.

Доктор медицины Николай Склифосовский в девятнадцатом веке был представителем медицинской элиты Российской империи в мировом сообществе. Его учебники, научные труды, патенты на изобретения пользовались большой популярностью как на родине, так и за рубежом. Изучая историю медицины, важно знать биографию столпов врачебной науки, так как их опыт помогает воспитывать новые поколения адептов Асклепия.

Исторический срез

Эпоха, в которой пришлось жить и работать Николаю Васильевичу, была богата на события. Цари вносили поправки в законы, страну лихорадило от постоянных реформ и перемен. Не все были с ними согласны, даже если в отдаленной перспективе все должно было бы сложиться наилучшим образом.

Активная деятельность врача Склифосовского совпала с отменой крепостного права, столыпинскими реформами, зарождением идей марксизма и социализма и, конечно, все большим развитием капиталистических взаимоотношений в Российской империи.

К сожалению, все предпринятые изменения не нашли поддержки у широких слоев населения и были восприняты ими в штыки. Кроме того, на этот период попадает большое количество воен, опустошавших страну. Царская власть не хотела меняться вместе с народом, что делало ее непопулярной и приближало время переворота.

Детство и юность

Николай Васильевич Склифосовский родился в маленьком хуторе, расположенном рядом с городком Дубоссары, располагавшимся в Херсонской губернии. Произошло это событие 25 марта (или 6 апреля по старому стилю) 1836 года. Отец будущего врача был обедневшим дворянином, Василием Павловичем Склифосовским, который работал письмоводителем Дубоссарской карантинной службы. Если сейчас попросить показать на карте где родился Склифосовский, то никто не сможет этого сделать, так как хутор был поглощен быстро разрастающимся городом и затерялся между его районами.

Семья его было многодетная - всего двенадцать детей, поэтому на воспитание мальчика отдали в детский дом. Содержать столько отпрысков было тяжело для родителей, поэтому старших детей отправляли для обучения в интернаты, где государство их одевало, кормило и предоставляло жилье. Мальчик рано узнал, что такое одиночество и сиротство. Единственной отрадой оставалась тяга к знаниям, особенно к естественным наукам, истории, литературе и иностранным языкам. Вскоре он поставил себе цель - выбраться из нищеты, а для этого нужно было учиться еще старательней.

После окончания гимназии Склифосовский уезжает в Москву и поступает в Московский университет на недавно открытый медицинский факультет. Именно в стенах своей альма-матер, он понимает, что хочет всю жизнь посвятить хирургии. После выпускных экзаменов молодой врач возвращается домой и приступает к работе в Но это не удовлетворяет его. И спустя несколько лет он решает переехать в Одессу, где Николаю Васильевичу предлагают заведовать хирургическим отделением в городской больнице.

Все свое свободное время Склифосовский посвящал науке и отработке хирургических навыков. Такое упорство помогло ему всего за три года защитить докторскую диссертацию, затрагивающую тему оперирования онкологических больных.

Поездка за границу

Еще три года спустя, в 1866, в возрасте тридцати лет молодой ученый, успешный врач Склифосовский уезжает в длительную заграничную командировку. За это время ему удается поработать в нескольких европейских странах - Германии, Англии и Франции. Там он встречается с другими хирургическими школами, изучает новые способы лечения и организации медицинской помощи, перенимает опыт старших коллег по цеху.

Путешествие его началось с патологоанатомического института Вирхова и клиники профессора Лангенбека, которые расположены в Германии. Был задействован там как военный врач, работал в лазарете и на перевязочных пунктах. Затем поехал во Францию, где учился у профессора Кломарта и стажировался в клинике Нелатона. Закончилась командировка в Великобритании, у профессора Симпсона.

В процессе своего обучения Склифосовский обращает внимание на новые способы обработки инструментов хирурга и на стерилизацию операционного поля, которые раньше не проводились в России. На тот момент врачи придерживались мнения, что дезинфицировать себя и все вокруг перед операцией не только не обязательно, но даже и вредно. На тот момент работы Листера были слишком революционными, и не всякий медик был готов взять их на вооружение.

Работа в столице

Врач Склифосовский возвращается на родину в 1868 году, воодушевленный и переполненный новыми прогрессивными идеями. Он печатает серию статей и учебников, посвященных тем знаниям, которые удалось получить в Европе. Это приносит свои плоды. В 1870 году Николая Васильевича приглашают работать на кафедру хирургии в Киевский университет.

Но на этом его научная деятельность не останавливается. Он продолжает выступать с докладами, привлекая внимание к своим революционным идеям и пытаясь их интегрировать в российскую действительность. Его методика обеззараживания медицинского инструментария опережала свое время и считалась одной из первых в империи.

В этот момент начинается австро-прусская война, и Склифосовский уходит добровольцем на фронт в качестве полевого врача. После перемирия он возвращается в Одессу, но пожить там ему не удается. Спустя короткий промежуток времени разгорается конфликт между Францией и Германией, и профессор снова уходит на фронт. И снова возвращается, но уже не домой, а в Петербург, чтобы преподавать в Медико-хирургической академии и готовить молодых военных врачей.

Период затишья длится всего пять лет. Затем профессор Склифосовский вновь уходит сначала на балканскую, а потом и на русско-турецкую войну, где встречается с Николаем Ивановичем Пироговым. Но, помимо работы ординарным хирургом, Николаю Васильевичу приходилось выполнять и административную работу как консультанту Красного креста. Иногда ему не удавалось отдохнуть несколько суток кряду, чтобы помочь всем, кто в нем нуждался.

Преподавание

Николай Васильевич Склифосовский после подписания мира возвращается в Москву. Там ему предлагают должность заведующего хирургической клиникой совмещать с преподаванием в университете. Это было смелое решение, так как больница, которой ему предстояло заниматься, была в очень плачевном состоянии.

К счастью, любое дело, за которое брался профессор, расцветало под его руководством. Поэтому вскоре клиника стала одной из лучших в стране, а затем и в Европе. Он установил в ней автоклавы и сухожаровые шкафы для обработки инструментов и белья хирургов. Это позволило свести к минимуму осложнения после операции и заражения крови, которые в те времена были не редкостью. Тяжелые болезни, такие как сепсис, были побеждены усилиями Склифосовского.

Он всегда старался внести в свою работу творческую нить, развиваться самому и передавать знания своим ученикам, если у них возникнет такое желание.

Последние годы жизни

Биография Склифосовского изобилует интересными событиями, но вот последние годы его жизни были довольно мрачными. Из-за инсульта ему пришлось покинуть свой пост профессора в университете, передать клинику заботам приемника и удалиться в свое имение под Полтавой. Там он проходил реабилитацию, восстанавливал двигательные навыки, а впоследствии начал заниматься садоводством.

К сожалению, светлый промежуток был недолгим, и вскоре Николай Васильевич умер. Случилось это 30 ноября (или 13 декабря по старому стилю) 1904 года. Он был похоронен в селе Яковцы, недалеко от места, где проходило сражение со шведами в 1709 году.

Вклад в науку и медицину

Сложно представить себе, сколько полезных нововведений появилось в отечественной медицине благодаря Склифосовскому. Биография его изобилует приключениями разной степени опасности: тут и стажировки за границей, и участие во всех войнах Европы того времени, и жизнь в нескольких городах империи. Весь этот удивительный опыт он старался проанализировать и обратить в пользу для своих пациентов и коллег.

Метод стерилизации Листера, который Склифосовский привез из командировки, разделил хирургию на два больших периода: до и после применения знаний об асептике и антисептике. До этого пациенты умирали от различных септических осложнений: флегмон, гангрен, сепсиса и других, но с внедрением идеи о том, что инструментарий и руки врача должны быть чистыми, количество летальных исходов значительно снизилось.

Благодаря развитию военно-полевой хирургии расширился спектр врачебных вмешательств, так как в ординарную практику ввели общее обезболивание. Это позволило увеличить длительность операций и улучшить технику их проведения. Склифосовский первым выполнил лапаротомию (вскрытие брюшной полости) с лечебной целью, и пациент остался жив. Для уровня медицины того времени - это был большой риск и большой же успех.

Скромность врача и курьезы

Несмотря на все достижения Николая Склифосовского, в бытность его зеленым студентом-первокурсником он на первой же операции упал в обморок, насколько его поразил вид крови. Но это не остановило молодого человека. Он смог перебороть свой страх и уж к концу учебы считался одним из выдающихся студентов. Ему было предложено пройти экзамен на получение степени доктора наук.

Второй случай потери сознания тоже связан с хирургией, но причина у него уже диаметрально противоположная. Усердный студент настолько долго занимался анатомией в непроветриваемых секционных, что однажды его нашли в глубоком обмороке прямо рядом с трупом.

Удивление вызывает и скромность, с которой жил и работал Склифосовский. Сразу после окончания института ему предложили место главного врача городской больнице города Одессы, но отказался, аргументировав это тем, что хочет набраться больше опыта, и уехал работать земским врачом, а затем и простым ординатором в этой самой больнице.

Спустя четверть века свой профессиональной деятельности Николай Васильевич не станет отмечать юбилей, попросит даже не поздравлять его с этой датой. Но благодарные пациенты, ученики и коллеги из разных стран все равно отправили ему сотни писем и телеграмм.

Врач всех войн своего времени

Значительно развитие военно-полевая хирургия получила благодаря Пирогову и Склифосовскому (которого можно считать учеником и приемников Николая Ивановича). Это произошло потому, что молодой врач был неравнодушен к судьбам людей, задействованных в театре военных действий. И ему неважно было, являются ли они его соотечественниками или нет.

В качестве добровольца он уходит на фронт в 1866, 1870, 1876 и 1877 годах. Четыре разных войны дали Склифосовскому бесценный опыт, который он смог применить не только на практике, но и воспитать поколение военных врачей благодаря возможности преподавать в медицинской академии в Петербурге.

Кроме того, после работы полевым хирургом Николай Васильевич изобрел новый способ соединения повреждённых суставов, называемый «русским замком».

Зависть коллег по цеху

Как это часто бывает, сделав огромный вклад в медицину, Склифосовский Николай Васильевич приобрел не только поклонников и благодарных пациентов, но и завистников. Его карьера стремительно развивалась, он был в авангарде науки и старался ратовать за людей и родину больше, чем за себя. Но даже такое бескорыстие не всегда получает отклик в сердцах людей.

На пути молодого и талантливого врача постоянно встречались препятствия, о которых умалчивает история. Научное сообщество того времени не очень жаловало Склифосовского и не хотело принимать его в свои ряды. Когда после возвращения с фронта, он начал заведовать клиникой в Петербурге, многие увидели в нем своего соперника. Получить хорошее место в таком юном возрасте тогда считалось дурным тоном, а уж иметь научную степень - и подавно.

Приверженцы старой школы активно отрицали новаторские идеи Склифосовского, критиковали его методы и подтрунивали над ним. Известный хирург того времени Ипполит Корженевский в своих лекциях с иронией высказывался о методе Листера и утверждал, что смешно боятся созданий, которых человек не может увидеть.

Смерть как вечный спутник его

Были в жизни Склифосовского Николая Васильевича интересные факты, не связанные с его профессиональной деятельностью. Как врач, он спас от смерти тысячи человек, но она все равно следовала за ним по пятам. Не в больнице, а дома. Стоило молодому врачу жениться, как новоиспеченная супруга скоропостижно покидает этот мир, оставив на его попечение троих маленьких детей. Для того чтобы дать им полноценную семью, Николай Васильевич женился повторно.

От второго брака в семье Склифосовского появляется еще четверо детей, но трое сыновей также умирают рано: Борис в самом раннем младенчестве, Константин - в 17 лет (от туберкулеза почек), а смерть старшего Владимира связана с политикой. Еще в студенческие годы юноша стал увлекаться революционными идеями, поэтому вступил в подпольную организацию, которая занималась подрывной деятельностью. Желая проверить нового члена команды, ему был дано задание - убить губернатора Полтавы, близкого друга семьи Склифосовского. Но мальчик не мог решиться на подобный поступок, поэтому принял решение уйти из жизни сам, не дожидаясь товарищеского суда.

Именно это и стало причиной инсульта Николая Васильевича. После трагедии он прожил несколько лет затворником в своем имении и вскоре тоже умер. К сожалению, двое других его сыновей были убиты в последующей войне, а после прихода к власти большевиков жена и дочь профессора были расстреляны как «члены семьи генерала», хоть правительство и давало распоряжение не трогать семью Склифосовского.

Последняя оставшаяся в живых дочь Ольга сразу после появления Страны Советов эмигрировала из России и больше не возвращалась на родину.

скорой помощи имени Н. В. Склифосовского в Москве

«Склиф», как его добродушно называют между собой врачи, является крупнейшим на сегодняшний день центром оказания неотложной медицинской помощи в России. Он был основан в 1923 году на базе дома для нетрудоспособных и пожилых лиц. Богадельня была построена по инициативе графа Шереметьева и получила название Странноприимного дома.

После Октябрьской революции деятельность больницы приостанавливается, чтобы открыться в 1919 году как городская станция скорой помощи. Еще через четыре года после повторной реорганизации было принято решение открыть Институт неотложной помощи и дать ему имя профессора Склифосовского.

В период Великой Отечественной войны Склиф работал как военный госпиталь, принимал тяжелых раненых со всех фронтов, а также занимался научной деятельностью.

На 2017 год в НИИ СП им. Н. В. Склифосовского действует больше сорока клинических подразделений, здесь работает 800 врачей и ученых. Каждый год оказывается помощь более чем семи тысячам пациентов со всех регионов страны.