Столыпинская аграрная реформа когда была. Предпосылки аграрной реформы. Цель столыпинской аграрной реформы



1.Введение 3

2.1. Причины реформ Столыпина 5

2.2 Карьера П.А. Столыпина. 6

2.3 Столыпинская аграрная реформа 8

2.4. Разрушение общины и развития частной собственности. 9

2.5.Крестьянский банк 12

2.6.Корпоративное движение 13

2.7.Переселение крестьян 14

2.8.Агрокультурные мероприятия 16

2.9.Политические и другие реформы Столыпина. 17

2.10. Результаты реформ. 18

2.11. Причины неудач аграрной реформы. 21

3. Заключение 22

Список литературы. 24

1.Введение

Сегодня, когда наша страна освободилась от идеологических канонов социализма, когда она идет сложным путем реформ, увы, часто используя метод проб и ошибок, чрезвычайно важно и интересно обратиться к историческому прошлому нашей страны. Ведь прошлое, как предмет истории, является мудрым учителем, помогающим нам избежать ошибок в настоящем, правильно определить наш путь в будущее.

Так как современный этап поиска верных решений в области становления рыночных отношений имеет явное соответствие определенной эпохе преодоления экономического кризиса в России, полезно будет углубиться во времена царской России. Сейчас печатается большое количество интересных книг, вскрываются старинные архивы, что методологический анализ исторических параллелей становится не только интересным занятием, но ярким воплощением известного тезиса Плутарха: «История – учит!» Тема Столыпинских реформ наиболее актуальна сегодня, так как сегодняшней России нужен реформатор такой, каким был Столыпин .

В исторической литературе в последнее время дискутируется вопрос – могли ли реформы Столыпина создать в России фермерскую форму ведения хозяйства и стать альтернативой революции. Высказываются различные суждения:

    Советские журналисты считали его настоящим реформатором, реформы которого осуществились .

    Струве дал следующую характеристику деятельности Столыпина: "Как бы ни относиться к аграрной политике Столыпина - можно ее принимать как величайшее зло, можно ее благословлять как благодетельную хирургическую операцию, - этой политикой он совершил огромный сдвиг в русской жизни. И - сдвиг поистине революционный и по существу, и формально. Ибо не может быть никакого сомнения, что с аграрной реформой, ликвидировавшей общину, по значению в экономическом развитии России в один ряд могут быть поставлены лишь освобождение крестьян и проведение железных дорог" .

    Историк Аврех, исследователь деятельности П.А.Столыпина, отметил, что Столыпин – «это именно и прежде всего правый крайний реакционер, проводник политики вошедшей в историю под именем столыпинской реакции» .

    Точка зрения другого исследователя-историка Зырянова такова: Столыпин был «несомненно, крупным государственным деятелем, хотя вряд ли особо выдающимся. “Приказчик” царя и помещиков, он при всех своих отнюдь не исключительных качествах все же видел дальше и глубже своих хозяев».

    Милюков же считал, что «Столыпин выступал в двойном обличие – либерала и крайнего националиста», и причислял его «к кругу лиц, которые мнили себя спасителями России от ее великих потрясений».

    Французский историк Верт Н. высказал следующую точку зрения: «П. Столыпин – борец за сохранение монархии путем ее модернизации, консерватор по воззрениям, бывший предводитель дворянства в Ковно, где наблюдая жизнь польско-литовского крестьянства, стал убежденным сторонником частной собственности» .

Скажем, к слову, что этот спор между историками, политическими деятелями по отношению к реформам и личности П.А. Столыпина, актуален и сейчас.

Общий же вывод можно сделать такой: только теснейшая связь экономики и политики позволяет достичь положительных результатов реформирования, что понимал П.А. Столыпин, пытаясь осуществить свои реформы.

Исходя из вышеизложенного, определим цель и задачи реферата. Цель - дать исторический анализ реформ и изучить различные источники и сопоставить различные точки зрения на сущность реформ П.А. Столыпина.

Достижение поставленной цели осуществляется решением следующих задач:

    раскрыть экономическое и политическое значение реформ для развития России в начале ХХ столетия;

    определить результаты и неудачи реформаторской деятельности П.А. Столыпина, ее значение для современного этапа развития России.

2.1. Причины реформ Столыпина

Обращение к историческому опыту Столыпинских реформ связано со следующими обстоятельствами:

Во-первых, к концу XIX века стало ясно, что положительный преобразовательский потенциал реформ 1861 года исчерпан. Необходим был новый цикл реформ.

Во-вторых, в начале XX века Россия еще являлась среднеразвитой страной. В экономике страны большой удельный вес принадлежал раннекапиталистическим и полуфеодальным формам хозяйства - от мануфактурного до патриархально-натурального.

В-третьих, слишком медленное политическое развитие России определялось, в основном, ее аграрным вопросом.

В-четвертых, социально-классовая структура страны была очень разнородна. Наряду с формированием классов буржуазного общества (буржуазия, мелкая буржуазия, пролетариат), в нем продолжали существовать и сословные деления - наследие феодальной эпохи:

    буржуазия пыталась занять ведущую роль в экономике страны в XX веке, до этого она не играла сколько-нибудь самостоятельной роли в обществе страны, так как она была полностью зависима от самодержавия, вследствие чего и оставалась аполитичной и консервативной силой;

    дворянство, которое сосредоточило более 60% всех земель, явилось главной опорой самодержавия, хотя в социальном плане оно теряло свою однородность, сближаясь с буржуазией;

    крестьянство, составлявшее ¾ населения страны, было также затронуто социальным расслоением общества (20% - кулаки, 30% - середняки, 50% - бедняки). Между полярными его слоями возникали противоречия;

    класс наемных рабочих насчитывал 16,8 млн. человек. Он был неоднороден, большая часть рабочих состояла из недавно приехавших в город крестьян, но еще не потерявших связь с землей. Ядром этого класса стал фабрично-заводской пролетариат, который насчитывал более 3 млн. человек.

В-пятых, политическим строем в России оставалась монархия. Хотя в 70-ых годах XIX века был сделан шаг по пути превращения государственного строя в буржуазную монархию, царизм сохранил все атрибуты абсолютизма.

В-шестых, с поражением в Русско-японской войне начала нарастать революционная ситуация в стране (1905-1907).

Из всего этого можно сделать вывод, что России требовались как политические, так и экономические реформы, которые смогли бы укрепить и оздоровить экономику России. Проводниками этих реформ конца XIX - начала XX явились такие разные политические деятели как С. Ю. Витте и П. А. Столыпин. Оба они не были революционерами и стремились сохранить существующий в России строй и уберечь ее от революционных потрясений "снизу".

Однако, Столыпин, в противоположность Витте, считал, что перемены необходимы, но в той мере и там, где они необходимы для экономической реформы. Пока нет экономически свободного хозяина - нет и базы для других форм свободы (например, политической или личной).

    1. Карьера П.А. Столыпина.

Служебный путь, проделанный Столыпиным в провинции, был обычным, на отличающимся от карьеры других чиновников, ставших губернаторами. Происходя из старинного дворянского рода, Столыпин, окончив Виленскую гимназию, поступает на физико-математический факультет Петербургского университета. После его окончания служит в министерстве государственного имущества, но спустя год переводится в Министерство Внутренних Дел предводителем дворян в Ковенскую губернию. Такому назначению Столыпин был рад. Много общаясь с крестьянами, он понимал их разговоры: о земле, о ведении хозяйства. Его дочь писала «Мой отец любил сельское хозяйство…».

Через 10 лет Столыпин назначается Ковенским губернатором, а в 1902 году - Гродненским губернатором.

В 1902 году Столыпин участвует в совещании о развитии сельскохозяйственной промышленности, где он высказался за уничтожение общинной чересполосицы и расселение по хуторам. Эта позиция была высказана позже в 1906 году и в комбинации с другими новшествами была принята как «Столыпинская реформа».

В марте 1903 года П.А. Столыпина назначают губернатором в более крупную Саратовскую губернию. Здесь и застала его первая революция, для подавления которой он применил весь арсенал средств - от прямого обращения к народу до расправы с помощью казаков.

В апреле 1906 года Столыпин назначается министром внутренних дел, хотя и не ожидал такого назначения. Борьба с революцией ложится на его плечи. А 24 августа 1906 года опубликовывается правительственная программа. В ней Столыпин объявлял направления своей политики в подготовке важнейших законов:

    о свободе вероисповедания;

    о неприкосновенности личности и о гражданском равноправии, в смысле устранения ограничений и стеснений отдельных групп населения;

    об улучшении крестьянского землевладения;

    об улучшении быта рабочих и, в частности, о государственном их страховании;

    о реформе местного самоуправления;

    о преобразовании местных судов;

    о реформе высшей и средней школы;

    о земском самоуправлении в Прибалтийском, а также Северо- и Юго-Западном крае;

    о реформе полиции…

Для этого Столыпин воспользовался 87 статьей Основных законов, которая предоставляла правительству право решать вопросы во время перерывов в работе Думы и в случае исключительных обстоятельств.

2.3 Столыпинская аграрная реформа

Целей у реформы было несколько:

1. социально-политическая: Создать в деревне прочную опору для самодержавия из крепких собственников(фермеров), отколов их от основной массы крестьянства и противопоставив их ей. Крепкие хозяйства должны были стать препятствием на пути нарастания революции в деревне;

2. социально-экономическая: Разрушить общину, то есть создать частные хозяйства в виде отрубов и хуторов, а избыток рабочей силы направить в город, где ее поглотит растущая промышленность;

3. экономическая: Обеспечить подъем сельского хозяйства и дальнейшую индустриализацию страны с тем, чтобы ликвидировать отставание от передовых держав .

Первый шаг в этом направлении был сделан в 1861 году. Тогда аграрный вопрос решался за счет крестьян, которые платили помещикам и за землю, и за волю. Аграрное законодательство 1906-1910 годов являлось вторым шагом, при этом правительство, чтобы упрочить свою власть и власть помещиков, снова пыталось решить аграрный вопрос за счет крестьянства.

Новая аграрная политика проводилась на основе указа 9 ноября 1906 года. Обсуждение указа 9 ноября 1906 года началось в Думе 23 октября 1908 года, т.е. спустя два года после того, как он вошел в жизнь. В общей сложности обсуждение его шло более полугода.

После принятия указа 9 ноября Думой он с внесенными поправками поступил на обсуждение Государственного Совета и так же был принят, после чего по дате его утверждения царем стал именоваться законом 14 июня 1910 года. По своему содержанию это был, безусловно либеральный буржуазный закон, способствующий развитию капитализма в деревне и, следовательно, прогрессивный.

Аграрная реформа состояла из ряда последовательно проводимых и взаимосвязанных мероприятий. Основное направление реформ заключалось в следующем:

    Разрушение общины и развития частной собственности;

    Создание крестьянского банка;

    Кооперативное движение;

    Переселение крестьян;

    Агрокультурные мероприятия.

В начале XX века масштабные крестьянские волнения в Российской империи заставили власти искать пути решения аграрного вопроса в стране. Объективно возможными были два способа аграрной реформы. Первый способ вел к сохранению помещичьих владений и уничтожению крестьянской общины. Второй путь вел к аннулированию помещичьего землевладения и национализации земельных угодий. В процессе внедрения земельных реформ и возникло понятие «отруб». Это слово ранее редко встречалось в речи, но в начале века его значение знали все крестьянские хозяйства империи.

Столыпинская реформа

Всероссийский съезд объединенного дворянства дал толчок к реализации первого пути земельной реформы. Принимая во внимание неизбежность гибели старого крестьянского уклада, власть решилась на полное разрушение крестьянского надельного землевладения, при этом угодья крупных землевладельцев оставались нетронутыми. Реформы проводились под руководством премьер-министра П. Столыпина, поэтому вскоре на слуху появилось название 3 ноября 1905 года был представлен царский манифест, согласно которому отменялся, и надельные земли становились полной собственностью крестьянина.

Так появилась возможность формировать из земельных владений отруб. Это слово появляется в начале 1906 года и успешно используется вплоть до года. Данное понятие происходит от «рубить», «отрубить» - так в народной среде называлось деление земли между крестьянским хозяйствами.

Значение слова «отруб» подразумевает отдельный участок, выделенный из общинного землевладения в персональное пользование крестьянину.

Личные свободы

Вместе с разделением общинных земель было принято решение о выселении бедных крестьянских хозяйств на окраинные земли Российской империи. Поскольку крестьянство при царизме не имело полных прав и свобод, встал вопрос о закреплении за представителями этого сословия свободы передвижения. 10 марта 1906 г. Положение Совета министров предоставило крестьянам свободу избрания места жительства, свободу передвижения, аннулирование в паспортах «ограничительных правил» и уравнивание крестьянства в его гражданских правах с другими сословиями. Таким образом, крестьянин мог выйти из общины и получить землю в частную собственность - отруб. Это стало возможным даже в тех районах, где было мало - так решался и вопрос о переселении на окраины империи.

Хуторное хозяйство

Несколько домохозяйств с отдельным землевладением образовывали хутор. Как правило, такие небольшие поселения возникали в недавно присоединенных областях где общинное землевладение не практиковалось или не получало широкого распространения. Хутор и отруб являлись знаковыми символами столыпинской реформы, которая ставила своей целью реорганизацию крестьянства в небольшие хозяйства по прусскому образцу.

Успешному завершению столыпинской реформы помешала Октябрьская революция. С ее приходом утратили свое значение многие слова, в том числе и "отруб". потеряло свое значение после издания Декрета о земле, подписанного В.И. Лениным.

Столыпинская аграрная реформа имела большое историческое значение для России.

Ее нельзя назвать полностью положительной, но она была необходима.

Кроме самого государственного деятеля Петра Аркадьевича Столыпина, это понимали немногие.

Причины аграрной реформы П. А. Столыпина

Разногласия между помещиками и крестьянами в вопросе владения землей дошли до точки кипения. Крестьяне в прямом смысле начали воевать за землю. Недовольство сопровождалось разгромом помещичьих усадеб. Но с чего все это началось?

Суть конфликта состояла в разногласиях по землевладению. Крестьяне считали, что вся земля общая. Поэтому делить ее нужно на всех поровну. Если в какой-то семье много детей, ей дается большой участок, если мало – участок поменьше.

До 1905 года крестьянская община существовала без каких-либо притеснений, поддерживаемая властью. Но сложившаяся ситуация не нравилась помещикам. Они выступали за частную собственность.

Постепенно конфликт стал разгораться, пока не вылился в настоящий бунт.

Из этого кратко можно охарактеризовать причины, по которым Столыпин решил провести аграрную реформу:

  1. Малоземелье. Постепенно земли у крестьян становилось все меньше. Численность населения при этом увеличивалась.
  2. Отсталость деревни. Общинный строй препятствовал развитию.
  3. Социальная напряженность. Не в каждой деревне крестьяне решились пойти против помещиков, но напряженность чувствовалась везде. Так не могло долго продолжаться.

К задачам преобразований относилось разрешение сложившейся ситуации.

Цель столыпинской аграрной реформы

Главной задачей проводимой реформы стала ликвидация общины и помещичьего землевладения. Столыпин считал, что в этом ключ проблемы, и это решит все остальные вопросы.

Пётр Аркадьевич Столыпин - государственный деятель Российской империи, статс-секретарь Его Императорского Величества, действительный статский советник, гофмейстер. Гродненский и саратовский губернатор, министр внутренних дел и председатель Совета министров, член Государственного совета

Преобразования проводились, чтобы решить малоземелье крестьян и преодолеть социальную напряженность. Также Столыпин стремился сгладить сложившийся конфликт между крестьянами и помещиками.

Суть земельной реформы Столыпина

Основным условием был выход из общины крестьян с последующим закреплением за ними земли в частную собственность. Поскольку большинство крестьян не могли себе этого позволить, они должны были обратиться в Крестьянский банк.

Помещичьи земли скупались и продавались в кредит крестьянам.

Важно отметить: центральная идея не была направлена на борьбу с крестьянской общиной. Суть борьбы заключалась в устранении крестьянской бедности и безработицы.

Методы ведения реформы

Реформа вводилась через нажим полиции и чиновников. В непростое время расстрелов и виселиц по-другому было нельзя. Право власти вмешиваться в экономические отношения было утверждено именно Столыпиным.

Что касается крестьян, помощь им предусматривала предоставление натуральных вещей, необходимых для ведения хозяйства. Это делалось для того, чтобы обеспечить крестьян работой.

Начало проведения аграрной реформы

Порядок выхода крестьян из общины и закрепление за ними земли в частную собственность начался 9 ноября 1906 года после того, как был издан указ. По другим источникам дата издания указа – 22 ноября.

Первым действием стало предоставление крестьянам равных прав с другими сословиями. Позже важнейшим мероприятием стало переселение крестьян за Урал.

Выход из общины и создание хуторов и отрубов

Земельные участки, которые получали во владение крестьяне, должны были отвечать требованиям рационального хозяйствования. На деле реализовать эту идею оказалось не так просто. Поэтому предполагалось разделение селений на хутора и отруба.

Это позволило сформировать слой крестьян, хозяйство которых максимально возможно отвечало требованиям. Рациональное хозяйствование было необходимо для устранения отсталости деревень.

Наиболее активно из общины выходили зажиточные крестьяне. Бедным это было невыгодно, община защищала их. При выходе они лишались поддержки, и им приходилось справляться самим, что не всегда получалось.

Политика переселения как важнейший этап реформы

Поначалу выход крестьян из общин был затруднен. Столыпин старался акцентировать внимание на качестве прав собственности и экономических свободах. Но документы о переработке рассматривались Думой слишком долго.

Проблема заключалась в том, что деятельность общин была направлена на преграждение крестьянам пути к самостоятельности. Закон об изменениях в реформе был принят только 14 июля 1910 года.

Столыпин стремился вывести крестьян из густонаселенных районов в Сибирь и Среднюю Азию, а также на Дальний Восток и дать им независимость.

Основные положения и итоги переселенческой компании отражены в таблице:

Благодаря этому в Сибири произошел огромный скачок развития хозяйства и экономики. По животноводству регион даже стал обгонять европейскую часть России.

Итоги и результаты столыпинской аграрной политики

Итогам и последствиям реформы Столыпина нельзя дать однозначную оценку. Они имели и положительный и отрицательный характер. С одной стороны сельское хозяйство получило большее развитие.

С другой стороны на многих людях это отразилось плохо. Помещики были недовольны тем, что Столыпин рушит вековые устои. Крестьяне не хотели выходить из общины, селиться в хуторах, где их никто не защитит, переселяться неизвестно куда.

Возможно, что результатом этого недовольства стало покушение на Петра Аркадьевича в августе 1911. Столыпин был смертельно ранен и умер в сентябре того же года.

ХУТОРА И ОТРУБА

участковые крест. х-ва, получившие в нач. 20 в. массовое распространение в России в период проведения Столыпинской аграрной реформы. До нее подобный вид землепользования был распространен гл. обр. в прибалтийских, зап. и сев.-зап. губ., где его развитию способствовали естественно-географич. условия. При хуторской форме расселения пахотная земля и другие угодья (выгон, сенокос) сводились к одному месту, туда же переносилась усадьба. В отруб усадьба не переносилась. Указом 9 нояб. 1906 и законом 14 июля 1910 хутора и отруба искусственно насаждались на основе частной собственности на быв. надельную общинную землю (см. Надельное землепользование). Осн. масса X. и о. была образована путем принудит. разверстания целых сел. об-в и выделов отд. домохозяев. Создание участковых х-в поощрялось ссудной политикой Крестьянского банка, а также системой правительств. агрономич. помощи. Площадь хуторских и отрубных х-в на 1 янв. 1917 была 16 млн. дес. число хозяев - 16,1 млн. (10,5% числа всех крест. х-в Европейской России, по переписи 1916). Наибольшее число X. и о. было в зап. и сев.-зап. губ. (16-29% всех х-в), юж. и юго-вост. (максимум в Екатеринославской и Таврической губ. - 31%). Участковое землевладение ослабило пережитки крепостничества, свойственные общинному строю (чересполосицу, длинноземелье, переделы и т. д.), но не ликвидировало их полностью. В большинстве хуторов надельная и купчая земля не была отведена к одному месту. Число хуторов, являвшихся более перспективной формой х-ва, было в 3 раза меньше, чем отрубов. Хотя подавляющую массу X. и о. составляли мелкие х-ва бедноты и середняков, участковая форма землевладения в первую очередь соответствовала интересам кулачества, для укрепления экономич. и политич. позиций к-рого и создавались X. и о. Все же царскому пр-ву не удалось добиться образования устойчивого и широкого слоя хуторского и отрубного кулачества и ликвидировать перспективу крест. революции.

После Вел. Окт. социалистич. революции в ходе национализации земли крест-во ликвидировало осн. массу X. и о., особенно в центр.-черноземных и поволжских губ. Х. и о. сохранились и продолжали развиваться в годы нэпа на западе и северо-западе, где они на 1 янв. 1925 составляли еще до 24% крест. землепользования. При переходе к сплошной коллективизации участковая форма крест. х-ва стала тормозом для создания колхозов. Ликвидация хуторского расселения была завершена в осн. до Вел. Отечеств. войны 1941-45.

Лит.: Ленин В. И., Некоторые итоги "землеустройства", Полн. собр. соч., 5 изд., т. 22 (т. 18); его же, Помещичье землеустройство, там же, т. 23 (т. 19); его ж е, К вопросу об аграрной политике современного правительства, там же; его же, Землеустройство и деревенская беднота, там же, т. 24 (т. 19); Данилов В. П., Земельные отношения в советской доколхозной деревне, "ИСССР", 1958, No 3; Когтикова М. П., О ликвидации хуторов в СССР (1935-1941), "ИСССР", 1963, No 4 (см. также лит-ру к ст. Столыпинская аграрная реформа).

М. С. Симонова. Москва.


Советская историческая энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова . 1973-1982 .

Смотреть что такое "ХУТОРА И ОТРУБА" в других словарях:

    У этого термина существуют и другие значения, см. Аграрная реформа. П. А. Столыпин. Портрет работы И. Репина (1910) Столыпинская аграрна … Википедия

    Бурж. реформа крест. надельного землевладения в России. Началась с издания указа 9 нояб. 1906, прекращена пост. Врем. пр ва от 28 июня (10 июля) 1917. Названа по имени пред. Совета министров П. А. Столыпина, одного из ее авторов, инициаторов и… … Советская историческая энциклопедия

    Реформа крестьянского надельного землевладения в России. Названа по имени её инициатора П. А. Столыпина. Разрешала выход из крестьянской общины на хутора и отруба (закон от 9 ноября 1906), расширила права Крестьянского банка, предусматривала… … Энциклопедический словарь

    Русский государственный деятель, саратовский губернатор, министр внутренних дел и председатель Совета министров (с 1906 г.). В 1907 1911 гг. определял правительственный курс. Руководитель аграрной реформы, названной столыпинской. Убит эсером,… … Словарь бизнес-терминов

    СТОЛЫПИНСКАЯ АГРАРНАЯ реформа, реформа крестьянского надельного землевладения в России. Названа по имени ее инициатора П.А. Столыпина. Разрешение выхода из крестьянской общины на хутора и отруба (закон от 9.11.1906), укрепление Крестьянского… … Современная энциклопедия

    Реформа крестьянского надельного землевладения в России. Названа по имени ее инициатора П. А. Столыпина. Разрешение выхода из крестьянской общины на хутора и отруба (закон от 9.11.1906), укрепление Крестьянского банка, принудительное… … Большой Энциклопедический словарь

    - (Беларуская Савецкая Сацыялicтычная Рэспублiкa) Белоруссия (Беларусь). I. Общие сведения БССР образована 1 января 1919. С созданием Союза ССР 30 декабря 1922 вошла в его состав как союзная республика. Граничит на З. с… …

    - (Латвияс Падомью Социалистиска Република) Латвия (Latvija). I. Общие сведения Латвийская ССР образована 21 июля 1940. С 5 августа 1940 в составе СССР. Республика находится на С. З. Европейской части СССР, с З.… … Большая советская энциклопедия

    Буржуазная реформа крестьянского надельного землевладения (См. Надельное землевладение) в России. Началась указом 9 ноября 1906, прекращена постановлением Временного правительства 28 июня (11 июля) 1917. Названа по имени председателя… … Большая советская энциклопедия

    УССР (Украïнська Радянська Социалicтична Республika), Украина (Украïна). I. Общие сведения УССР образована 25 декабря 1917. С созданием Союза ССР 30 декабря 1922 вошла в его состав как союзная республика. Расположена на… … Большая советская энциклопедия

Аграрный вопрос занимал центральное место во внутренней политике. Начало аграрной реформе, вдохновителем и разработчиком которой был П.А. Столыпин, положил указ от 9 ноября 1906 г.

Столыпинская реформа

После очень сложного обсуждения в Государственной думе и Государственном совете указ был утвержден царем как закон от 14 июня 1910 г . Дополнением к нему послужил закон о землеустройстве от 29 мая 1911 г .

Основным положением реформы Столыпина стало разрушение общины . Для этого была сделана ставка на развитие в деревне личной крестьянской собственности путем предоставления крестьянам права выходить из общины и создавать хутора, отруба.

Важный момент реформы: помещичья собственность на землю сохранялась в неприкосновенности. Это вызвало резкое противодействие крестьянских депутатов в Думе и массы крестьян.

Разрушить общину должна была и другая мера, предложенная Столыпиным: переселение крестьян . Смысл этой акции был двоякий. Социально-экономическая цель — получить земельный фонд прежде всего в центральных районах России, где малоземелье у крестьян затрудняло создание хуторских хозяйств и отрубов. Кроме того, это давало возможность освоения новых территорий, т.е. дальнейшего развития капитализма, хотя это и ориентировало его на экстенсивный путь. Политическая цель — разрядить социальную напряженность в Центре страны. Основные районы переселения — Сибирь, Средняя Азия, Северный Кавказ, Казахстан. Правительство выделяло переселенцам средства на проезд, обустройство на новом месте, но практика показала, что их явно не хватало.

В период 1905 — 1916 гг. из общины вышло около 3 млн. домохозяев, что составляет примерно 1/3 от их численности в губерниях, где проводилась реформа. Это означает, что не удалось ни разрушить общину, ни создать устойчивый слой собственников. Этот вывод дополняется данными о неудаче переселенческой политики. В 1908 — 1909 гг. число переселенцев составило 1,3 млн. чел., но очень скоро многие из них стали возвращаться назад. Причины были разные: бюрократизм российского чиновничества, нехватка средств на обзаведение хозяйством, незнание местных условий и более чем сдержанное отношение старожилов к переселенцам. Многие умерли в пути или полностью разорились.

Таким образом, социальные цели, поставленные правительством, не были достигнуты. Но реформа ускорила расслоение в деревне — формировалась сельская буржуазия и пролетариат. Очевидно, что разрушение общины открывало дорогу капиталистическому развитию, т.к. община была феодальным пережитком.